Характеристика семьи Кашириных в повести Детство Горького (описание жизни в семье Кашириных, члены семьи). Сочинение на тему: дед каширин и его семья (м

Дед Алеши Пешкова — «небольшой сухонький ста­ричок, в черном длинном одеянии с рыжей, как золо­то, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазка­ми» — был человеком властным. Пройдя в молодые годы суровую школу бурлаков, испытав на своей шку­ре, как тяжело и горько быть бедным, и выбившись благодаря своей хитрости из нищеты, бедняков дед Каширин презирал, считал их простодушными и глу­пыми. Поэтому и внука своего дед учил быть в первую очередь хитрым.

Всем нажитым за свою трудную жизнь дед не спе­шил делиться детьми, поэтому в семействе Кашири­ных постоянно были ссоры. Каждый боялся, что ему достанется меньше, чем другим.

Внуков и приемного сына дед Каширин держал в строгости. За малейшую провинность он самолично порол всех розгами. Считал, что только так можно до­биться хорошего воспитания. В начале повести кажет­ся, что дед настоящий деспот и самодур. Но наше от­ношение к старику меняется, после того как мы узна­ем, какими трудными были у него детство и юность. На долю этого человека выпал тяжелый бурлацкий труд, орошенный потом и слезами. Именно поэтому он так яростно защищает все им нажитое.

Дед — человек умный и прозорливый. В Цыганке он сразу угадал мастера — «золотые руки» и ценил его за это. Точно так же в Алеше дед разглядел способно­го к наукам мальчика и потому лично стал обучать его грамоте. Уважал дед и жену свою, хотя и покрикивал на нее. С гордостью и благодарностью отзывается он о жене после пожара, когда та, в отличие от него само­го, не растерялась, а каждому отдавала точные и пра­вильные указания.

Сочинение на тему: ДЕД КАШИРИН И ЕГО СЕМЬЯ (М. Горький. «Детство»)

5 (100%) 1 vote

На этой странице искали:

  • дед каширин сочинение
  • дед каширин
  • сочинение история жизни деда каширина
  • сочинение на тему дед каширин
  • семья кашириных

Урок литературы в 7 классе

Разработан учителем МБОУ «Алтуховская СОШ» Сенющенковой Н.А.

Тема урока: «Семья Кашириных»(по повести М.Горького «Детство»)

Цель урока : исследовать значимость атмосферы семьи в формировании нравственного облика человека; способствовать воспитанию духовно – нравственной личности.

Обучающие задачи : собрать и систематизировать необходимый материал по образам членов семьи Кашириных, определить идейную направленность и проблематику повести, учить высказывать собственное мнение.

Развивающие задачи : развивать навыки аналитической работы с текстом;, умение обобщать, сопоставлять материал, совершенствовать устную речь учащихся.

Воспитательные задачи: воспитание чувства сострадания к обездоленным, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.

Оборудование урока: текст произведения «Детство» М.Горького, портрет писателя, иллюстрации к произведению, репродукция картины И.Репина «Бурлаки на Волге».

Ход урока

На доске размещен эпиграф к уроку:

Семья для каждого из нас - самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царит взаимопонимание, доверие и тепло, - это настоящее счастье. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье.

А.Макаренко

Слово учителя :

Давайте обратим наше внимание на эпиграф к уроку. Какое слово в нем будет ключевым?(Семья)

Тема сегодняшнего урока: «Семья Кашириных». Наша задача – разобраться, может ли быть по-настоящему счастлив человек, связанный узами родства с семьёй Кашириных?
Для начала обратимся к домашнему заданию. Одной группе было задано сочинение –размышление о важности проживания и воспитания в семье. (Свои работы зачитывают 2-3 ученика)

Какой вывод мы можем сделать?(Только в семье человек может обрести настоящее счастье)

А теперь обратимся непосредственно к произведению. Вторая группа ребят должна была поработать над заголовками к главам повести. Как же вы озаглавили и почему?(Например, «Путешествие по Волге»(1часть), «Знакомство с семьёй Кашириных» (2часть), «Цыганок» (3часть) и т.д.

Давайте познакомимся с членами семьи Кашириных.(Учащиеся перечисляют героев).

Какое впечатление о родственниках сложилось у Алёши в первую встречу?(С.16, «Особенно не понравился мне дед; я сразу почувствовал в нём врага, и у меня явилось особенное внимание к нему, опасливое любопытство», «И взрослые, и дети –все не понравились мне; я чувствовал себя чужим среди них».)

Обратимся ко второй главе, к самому её началу (ученик читает два первых абзаца).

Какую же характеристику жизни в доме деда даёт автор?

Выпишите слова и словосочетания, несущие угрозу, жестокость. (Невыразимо странная жизнь, суровая сказка, рассказанная…мучительно правдивым гением; слишком обильна жестокостью темная жизнь «неумного племени», горячий туман взаимной вражды)

Приведите примеры жестокости и взаимной вражды, показанные в повести.(Дерутся дядья, требуя раздела имущества; Саша Яковов советует окрасить скатерть, заведомо зная, что Алёшу накажут; жестокое наказание розгами; избиение дедом бабушки; еженедельные драки, дядя Михаил перебивает руку своей матери; изгнание слепого мастера Григория; дядья стараются утопить в проруби отца Алёши; гибель Цыганка и т. Д.)

Чем вызвана злоба в людях?(Зависть, желание завладеть чужим, злорадство, жадность)

Как вы думаете, откуда исходит зло? Кто из героев повести является источником зла? (Дед. Он глава семьи).

Найдите первое описание деда (с.14)

Чего в описании больше: положительного или отрицательного?(с птичьим носом, зелеными глазками –не человек, а хищная птица)

Предлагаю разобраться в характере этого человека. Для этого необходимо разбиться на две группы. Одна группа приводит примеры положительного в деде, а другая – отрицательного.(Иногда бывает добр, после пожара жалеет бабушку; послал за костоправкой, чтобы вылечить бабушку; по-своему волнуется о дочери; С.176 «он ведь раньше больно хороший был, дедушко наш, да как вздумал, что нет его умнее, с той поры и озлился и глупый стал» и т.д.)

Когда происходит сближение деда с внуком? (После наказания)

Что узнал Алёша о прошлом деда?(Сирота, нищей матери сын, бурлак, водолив – старший в артели бурлаков, цеховой старшина, «начальник людям».

Кто такой бурлак? Обратите внимание на репродукцию картины И.Репина «Бурлаки на Волге». Что можно сказать о работе бурлака?(Каторжный труд. У Н.Некрасова есть строки о труде бурлака и его заветном желании «А кабы к утру помереть, так лучше было бы ещё…»)

Так почему же человек, знавший нищету и унижение, с большим трудом вставший на ноги, унижает и доводит до нищеты других?

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В 80-е годы 19 века в России происходит ожесточенная борьба между мелкими ремесленными предприятиями и крупным фабричным производством. Мелкие предприятия, подобные красильному заведению деда Каширина, не выдерживали конкуренции и неуклонно шли к разорению, но не хотели сдаваться и отчаянно отстаивали право на существование.

Какой мы сделаем вывод? (Дед злой, т.к. чувствует приближение краха своего дела)

Деде ожесточила сама жизнь. Тяжелый жизненный путь, пройденный дедом, выковал в нем недоверие к людям и крайнюю озлобленность, развил в нём эгоистичность, дух собственника.

Когда дед теряет остатки человечности? (Когда разоряется. Он перестает кормить жену и внука)

Несет ли дед наказание за свою жестокость? (Сбылось предсказание бабушки. Горестно наказал Господь…лет через 10…дед сам ходил по улицам города нищий и безумный, жалостно выпрашивая под окнами…(милостыню)).

Почему Горький называет изображаемое в повести «свинцовыми мерзостями дикой русской жизни»? (Свинцовые: тяжелые, темные, отвратительные поступки)

От кого же смог перенять Алеша в доме Кашириных чувства доброты, сердечности, сострадания, честности? (Ребята называют: бабушка, Цыганок, мастер Григорий, Хорошее Дело).

Все они способны к самопожертвованию и всепрощению. В бабушке живёт дух миролюбия. Её главная цель в жизни –установление в семье человеческих отношений, гармонии, которая исключает всякое насилие человека над человеком.

Поработаем в группах: мальчики должны подобрать цитатный материал на тему «Бог деда», а девочки – «Бог бабушки» (Учащиеся дают ответы)

Какая задача стояла перед нами в начале урока? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос и подведем итог .(Учащиеся делятся размышлениями)

Действительно, назвать счастливым Алешу, живущего в семье Кашириных, сложно. Но трудности, выпавшие на долю мальчика, закалили его, подготовили к будущей суровой жизни.

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА

1.Какие из перечисленных произведений являются автобиографическими?

а)Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» в)А.П.Платонов. «Юшка»

б)Л.Н.Толстой. «Детство» г)А.М.Горький «Детство»

2.Каковы впечатления Алеши от «неумного племени»?

а)негодование в) удивление

б)отвращение г)восторг

3.Писатель вводит в повесть сцену «пляски бабушки» для того, чтобы показать

а)красоту русского народного танца;

б)талант, одаренность, красоту души бабушки;

в)благотворное воздействие бабушкиного таланта на окружающих;

г)неумение отдыхать в доме Кашириных.

4.Как характеризует деда Каширина его поведение после пожара?

а)понимает неблаговидность своего поведения;

б)благодарен бабушке;

в)боится за детей и за свою семью;

г)боится потерять свои хозяйские права.

5.В ком из персонажей повести «Детство» герой сразу «почувствовал врага»?

а)в бабушке в)в деде Каширине

б)в дяде Якове г)в Цыганке.

6. Что явилось «самым ярким впечатлением « в период болезни Алеши?

а)посещение Цыганка

б)посещение деда

в)посещение бабушки.

7. С помощью какого художественного приёма М.Горькому удалось передать изменение отношения Алеши к деду в ходе беседы?

а)антитезы в)внутреннего монолога

б)портретной зарисовки г)метафоры.

8.О ком таким образом отзывается Алеша? «Так закончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране – лучших людей её».

а)Цыганке в)Хорошем Деле

б)дяде Якове г)деде Каширине

Домашнее задание.

Отметки за урок.

В конце урока при наличии времени можно провести мини –викторину:

В каком году родился дед? (в 1800, т.к. в 1812 году ему было 12 лет)

Какое полное имя деда? (Василий Васильевич Каширин)

В каком году родилась мать Алексея? (в 1848 году)

Какой вес поднимала мать деда? (80 кг: мешки по 5 пудов весом. Пуд-16 кг)

Почему бабушка не любила Цыганка по пятницам? (в этот день он воровал на базаре)

Отклик читателя Алексея Решенкова на статью в Вестнике городской Думы».

(Прим.: материал присутствует только на сайте).

Моя семья и род Кашириных

Маркова Анастасия Сергеевна (1916-2007), дочь Кашириной Валентины Егоровны (1877-1956 г.), не раз в беседах со мной упоминала, что её бабушка Каширина Елена со своим супругом Кашириным Егором некоторое время жили в одном доме с А.М. Пешковым , упоминала также, что на роду лежит проклятие. Говорила о том, что возможно Егор не настоящее имя дедушки. Как-то серьёзно я тогда не воспринимал эту информацию. Но когда в 2007 году не стало родного и близкого мне человека, ощутив боль потери, стремительность уходящего времени, я стал интересоваться своей генеалогией.

Отношение нашего рода к Пешкову я даже и не рассматривал. Одно мне было понятно: дед и бабушка Горького - Василий Васильевич и Акулина Ивановна - являются моими далёкими предками. Подтверждение этому я нашёл в личном архиве Владимира Николаевича Исайчева . В его фотоальбоме есть фотографии людей, которые встречаются и в моём архиве. (www.isaichev.ru) - семья Ивана Петровича Каширина ).

Первый и третий мужчина справа и первая женщина слева присутствуют на групповой фотографии семьи Кашириных 1905 г.

В своём стихотворении - “Родовая находка”, Владимир Исайчев пишет:

Каширина ж - не много и не мало,

Коль верить и преданьям, и молве,-

Так бабушка отцова состояла

С самим Алёшей Пешковым в родстве.

Не надо объяснять с каким волнением и трепетом я перечитывал «Детство» Горького, как зачитывался Павлом Басинским . Каждая страница этих книг дарила мне ощущение того времени. Вырисовывала психологические портреты родных людей, которые, как показала жизнь, повторились через поколения. Постепенно образ Василия Васильевича и Акулины Ивановны, семьи Кашириных в моём сознании приобрели некоторые очертания.

В 1831 году, на 24 году жизни, Василий Васильевич в Спасо-Преображенской церкви венчался с дочерью Нижегородского мещанина Ивана Яковлевича Муратова - Акулиной Ивановной 18 лет. (Илья Груздев пишет, что Акулина Ивановна вышла за муж 14 лет от роду.) По моему мнению, именно Акулина Ивановна оказала большое влияние на формирование взаимоотношений в семье Кашириных.

Стремление Василия Васильевича в браке возвысить свой род объясняет нам, почему трудяга и домовитый Василий сделал предложение сироте (возможно, внебрачной, на что указывает “ бобыльство” её матери и раннее нищенство).

«Хорошо было Христа ради жить…» - так рассказывала бабушка Акулина Алексею Пешкову. Титул мещанина - вот цель, которую преследовал Василий Васильевич.

Преследуя её, мудрый Василий, при выборе невесты игнорирует даже вопрос веры. Ведь не мог не знать Василий Васильевич, что Акулина поклоняется солнцу, что языческая кровь бродит в ней.

« - Сколько я тебя, дубовая голова, учил, как надобно молиться, а ты всё своё бормочешь, еретица! Как только терпит тебя Господь! Чуваша проклятая! Эх вы-и…»

А “ведьма “- молится…

«- Сердечушко моё чистое, небесное! Защита моя и покров, солнышко золотое. Мати господня, охрани от наваждения злого, не дай обидеть никого, и меня бы, не обижали зря!»

На фоне этих различий между супругами часто возникают разногласия. А если учесть суровый, жесткий характер Василия и добрый (словами Горького , «по истине, свет в окне, сердце мира, чуть ли не земная богородица») характер Акулины Ивановны, то разногласия эти были значительны. Благодаря этим, довольно таки разным людям, Алексей Пешков рано познаёт взрослую жизнь, а с помощью дара, коим обладала Акулина Ивановна, дара рассказчицы, он как бы ненароком приобщается к образному, литературному мышлению.

«- Гляди, гляди, как хорошо! Вот он, батюшка, Нижний-то! Вот он какой, богов! Церкви-те, гляди-ка ты, летят будто!»

Вот так вот одной фразой показать доброту и поэзию своего языка, это талант.

По православным традициям венчание христианина и язычника - недопустимо, а коль так случилось, достойно проклятия. А потому, как складывается жизнь Василия Васильевича, Акулины Ивановны, а так же их детей и внуков. можно сказать, что проклятие нашло своё отражение во всех последующих поколениях рода Кашириных.

Меня бы взяло сомнение о наличии проклятия, если бы не слова Василия Васильевича:

«…Не удались дети-то, с коей стороны ни взгляни на них. Куда сок-сила наша пошла? Мы с тобой думали, в лукошко кладём, а Господь-от вложил в руки нам худое решето…. А всё ты потакала им, татям, потатчица! Ты ведьма!

Если бы и Павел Басинский не подметил:

«Определённо над родом Кашириных висело проклятие дедушкиного Бога! Все дети красавицы Варвары, кроме нелюбимого Алексея, умирали, угасали, исчезали, будто тени».

Если бы под каждым из нижеследующих пунктов я бы не смог написать фамилии потомков Акулины и Василия, которых знал лично:

если в роду есть умственно отсталые дети,

если в роду люди отрицающие бога,

если в роду судятся, делят наследство кровные родственники,

если в роду добровольно отказываются от родства (Ты мне больше не мать!)

проклятие висит над этим родом. Причём, грехи каждого из нас, как снежный ком, нарастают из года в год и усиливают угрозу для наших потомков.

Бесплодие - свидетельство того, что с точки зрения Творца, данный род должен быть прекращен. Грехи их слишком тяжелы, чтобы передавать детям.

Дело не в проклятии, как в церковном обряде, а в тех разногласиях, что царили у Кашириных, создавая нервозную обстановку в семье, доводившую нередко до драк и, конечно, имевшую влияние на психику подрастающего поколения.

Марков Иван , диакон храма Георгия Победоносца, что в селе Игнатьево под Гжелью, отец Сергея Ивановича Маркова (1873-1939), а также дедушка Анастасии Сергеевны Марковой . По роду своей службы хорошо разбирался в людях. И когда его сын Сергей попросил отца о благословении брака с Кашириной Валентиной Егоровной, ответ его был резко отрицательным.

Языческая кровь, иноверие в семье Кашириных просачивались буквально во всём.

Для диакона Маркова Ивана этот брак воспринимался не только как личное оскорбление, но и как угроза истинной вере. Вере во Христа. Сергей Иванович пошёл против отца и венчался с Валентиной Егоровной. С того самого момента жизненные пути отца и сына разошлись. Можно сказать, что этот семейный раздор, тоже есть следствие проклятия.

На удивление чётко, через поколения передалось физическое сходство, к примеру, Акулины Ивановны (по описаниям) и Кашириной Валентины Егоровны (внучки). На фотографии «Каширина Елена и Марковы» крайняя справа. - Валентина Егоровна, в замужестве Маркова, - «Большеголовая, с огромными глазами». К сожалению, фото Акулины Ивановны я не видел, как впрочем, и фото Якова, описания которого очень похожи на Егора Каширина. Но передались не только физические черты. Так же, под копирку, передаются и психологические портреты Кашириных.

И когда читаю письмо Горького к Екатерине Волжиной , невесте, а затем жене, характеризующее молодого Алексея Пешкова, я могу подписаться под каждым его словом и сказать, что это портрет моего отца.

«Прежде всего, он недостаточно прост и ясен. Он слишком убежден, что он не похож на людей, и слишком рисуется этим. Он предъявляет к людям слишком большие требования, как будто бы умён один он, - а все остальные идиоты и болваны. А главное - его трудно понять, ибо он сам себя совершенно не понимает. Главное - он слишком непонятен, вот его несчастье».

Разбираясь в отношениях между членами семьи Василия Васильевича, в отношении его к внукам, я понял, почему мои родители отправили на «вольные хлеба» меня в 18 лет. Почему и по сей день, когда мне исполнилось 47 лет, отец не проявляет ко мне и к своим внукам интереса. История повторяется.

И всё-таки мечтаю поклониться могилам предков, несмотря на проклятие, влияние которого сказалось и на мне. Готов расцеловать каждого из них. В благодарность за мою жизнь, основу которой начали закладывать в 1831 году Василий Васильевич и Акулина Ивановна, сами того не подозревая.

Это мой взгляд на отношения в семье Кашириных, возможно, где-то я ошибаюсь. Но основан он не только на исследовательской работе Груздева, Пелевина , Басинского и самого Горького, но и на моём анализе жизни потомков Василия Васильевича и Акулины Ивановны, жизнь которых, как параллель веков, копирует жизнь своих предков.

Безмерно благодарен тем людям, которые хранят память о семье Кашириных.

Хотелось бы попросить Людмилу Михайловну Смирнову оказать содействие в приобретении родословной Кашириных. Со своей стороны буду рад ответить на все интересующие Вас вопросы. Спасибо за Ваше творчество.

[email protected]

Братья Каширины являются ярким примером того, как в один миг слава и почет могут превратиться в свою противоположность. Их история — это череда тяжелых испытаний, сделавшая их нетленными героями Родины. Поэтому давайте отправимся в прошлое, дабы лично узреть жизненный путь этих славных казаков.

История рода Кашириных

Семья Кашириных жила в небольшом поселке Форштадт, что в Оренбургской губернии. Глава семейства, Дмитрий Иванович Каширин, был атаманом местного полка казаков. Он также преподавал общие дисциплины в небольшой сельской школе. Это был крепкий и умный мужчина, пользовавшийся большим уважением как у своих подчиненных, так и у земляков. Учитывая это, неудивительно, что его избирали атаманом станицы 28 лет подряд.

Вместе со своей женой он воспитывал шестерых детей: четырех мальчиков и двух девочек. Старшим ребенком был Николай. Именно он брал на себя большую часть обязанностей отца, когда тот уходил по поручениям царя. Следует заметить, что все сыновья атамана изначально были приверженцами монархии, но впоследствии вместе с отцом перешли на сторону большевиков. Но почему братья Каширины так поступили? Возможно, ответ найдется в их биографиях?

Каширин Николай Дмитриевич

Николай был старшим сыном - он родился в феврале 1888 года. Ему часто приходилось подменять отца, поэтому из мальчика он быстро превратился в настоящего мужчину. Так, в 14 лет старший Каширин уже работал учителем в местной школе, преподавая детям основы грамоты. В 18 лет пошел в российскую армию и вскоре попал в Оренбургские казачьи войска.

В 1912 году был изгнан из армии за то, что распространял среди солдат революционные идеи. Однако вскоре вспыхнула Первая мировая война, и его снова вернули в строй. Стоит отметить, что за время боевых действий он получил шесть орденов за проявленную храбрость и доблесть. В конечном счете его заслуги привели к тому, что высшее руководство повысило его до звания подъесаула.

Начало Октябрьской революции Николай Дмитриевич встретил с явным энтузиазмом. Он одним из первых вступил в ряды Красной Армии и создал в ней собственные казачьи отряды. Важным моментом является то, что большинство оренбургских казаков не признавали большевистской власти. Поэтому братья Каширины вынуждены были воевать против своих же товарищей, что само по себе было тяжелым моральным выбором.

Что касается Николая Дмитриевича, то он внес существенный вклад в победу над атаманом Александром Дутовым. Более того, после поражения вражеской армии он еще долго время преследовал неприятеля, покуда тот не скрылся на границе Тургайских степей. Подобная самоотверженность привела к тому, что в послевоенные годы его карьера стремительно пошла вверх, сменяя один воинский чин другим.

Каширин Иван Дмитриевич

Иван Каширин родился в январе 1890 года. Как и старший брат, юноша пошел по стопам отца и стал военным. В целом Иван был сильно похож на Николая. Имея большой потенциал, он то и дело попадал в разного рода неприятности, связанные с невыполнением Неудивительно, что в 1912 году его исключают из армии, так как подобные бойцы сильно разлагают дисциплину.

Но стоило прозвучать первым выстрелам приближающейся войны, как бравого казака снова вернули в строй. Во время боевых действий он проявил себя с лучшей стороны, за что получил серебряную шашку прямо из рук главнокомандующего. В российской армии сумел дослужиться до подъесаула, но с приходом революции без доли сомнения перешел к анархистам. В отличие от брата, он не сразу примкнул к большевикам, так как был далек от их идеологии. Просто он не хотел выступать против своих братьев, да и служба царю ему была явно не по душе.

Возможно, именно из-за своей политической отстраненности Иван Каширин уступал в авторитете Николаю. Тем не менее талант военачальника в нем был, поэтому руководство посчитало верным удостоить его звания командира Особой казачьей кавалерийской бригады Туркестанской армии.

Каширин Петр Дмитриевич

Петр родился 20 апреля 1892 года. Он был казаком, как и остальные братья Каширины. Биография Петра Дмитриевича - это череда тяжелых испытаний, ведь большую часть войны он провел в плену: сначала у немцев, потом у белогвардейцев. Примечательным является то, что он сумел вырваться из вражеских рук, сохранив при себе личные вещи, документы и

В послевоенное время занимался по большей части политической, а не военной деятельностью. Последней занимаемой должностью был пост управляющего коммунальным банком в Оренбурге. Также следует знать о том, что именно с него началась трагическая последовательность событий, навсегда изменившая судьбу семейства Кашириных.

Братья Каширины: репрессии

В 1937 году некий гражданин заявил в НКВД, что, начиная с 1931 года, в Оренбурге существует подпольная контрреволюционная организация казаков. И согласно его показаниям, они уже долгое время планируют государственный переворот. Возглавляет эту банду не кто иной, как братья Каширины. Фото заговорщиков тут же передают в местное управление, и в скором времени за ними начинается настоящая охота.

Первым арестовали Петра Дмитриевича, так как считали, что он главарь группировки. Произошло это 6 июня 1937 года. Через две недели за решетку попал Иван Каширин, а 19 августа того же года «воронок» приехал и по душу Николая. В итоге суд признал всех братьев Кашириных виновными в государственной измене и приговорил к высшей мере наказания - расстрелу.

Братья Каширины: реабилитация

После смерти Сталина Верховный суд СССР пересмотрел дела большинства репрессированных заключенных. Благодаря этому братья Каширины были оправданы и реабилитированы посмертно. Печальным в этой истории является то, что, будучи героями, они познали позор несправедливого обвинения в предательстве. И хотя их слава все равно восстала из пепла, увы, сами братья не дожили до этого дня.

Повесть А. М. Горького «Детство» относится к лучшим образцам отечественной прозы. Она рассказывает не только о «свинцовых мерзостях» русской жизни провинциального мещанства, простого люда - полуграмотного, а потому дикого, духовно скудного, ожесточённого и оскотинившегося в ежеминутной борьбе за «копейку». В центре внимания автора - чистая детская душа главного героя, проходящего через жестокие этапы становления, а также светлые и добрые характеры тех героев, которые скрасили тяжкие минуты обид и несправедливостей, коих видел он в доме деда немало.

Предыстория

История жизни деда Каширина занимательна и поучительна одновременно. Однако начнём мы не с неё, а с того, каким образом Алёша Пешков оказался в приземистом, крашеном грязной охрой одноэтажном доме Кашириных. Мать его вышла замуж без благословения родителей. Потом родился Алёша. Жили они дружно и весело, пока отец не умер, а мать от горя едва не лишилась рассудка. Тогда к ним приехала бабушка Акулина Ивановна, чтобы отвезти осиротевшее семейство в родовое гнездо - Нижний Новгород. Именно с этого момента как читателям, так и главному герою становится интересной история жизни деда Каширина.

Глава семейства

Василий Васильич Каширин, как называет его автор, внешность имеет совершенно невнушительную, скорее, комичную. Это маленький сухонький старичок с острой, золотисто-рыжей бородкой, суетливый, с зелёными глазами и птичьим крючковатым носом. Личность довольно колоритная, но особенно нелепость его бросается в глаза рядом с крупной, даже большой и слишком полной, но как-то плавно-степенной женой Акулиной Ивановной. Впрочем, история жизни деда Каширина наглядно показывает, что не от внешности зависит судьба человека, а от черт его характера. И от обстоятельств, в которых он жил.

Основные события

Своим чутким маленьким сердцем Алёша скоро понимает, что всех членов большого семейства объединяет одно общее чувство. Нет, не любовь, как это должно быть между родственниками, а ненависть, помноженная на злобу и зависть. А причина всему - деньги. История жизни деда Каширина - как зеркало, отражающее судьбы его потомства. Когда старый Каширин первый раз порет Алексея за провинность, то потом, в порыве жалости и раскаяния признаётся: «Думаешь, меня не били?..» Оказывается, самого деда в детстве секли так, что «и в страшном сне» не увидеть. И так обижали, что, наверное, сам «Господь Бог глядел и плакал» от жалости! Значит, не сам по себе, от природы, зол и жесток дед! Окружающая обстановка, в которой он рос, испортила и ожесточила его характер, внушила, что именно на таких условиях держится порядок в доме и авторитет старших. Тогда же и узнал внук, какой несчастной была судьба деда Каширина. Прежде чем завести красильню, он много лет бурлачил на Волге, таскал с товарищами на себе неподъёмные баржи, надрывался, терпя издевательства от хозяев. Жуткий призрак нищеты заставлял его всю жизнь, подобно Чичикову, собирать и беречь копейку, трястись над каждым рублём.

Глава большого семейства

Когда писал Горький «Детство», характеристика деда играла важную роль в реализации замысла и идеи произведения. На его примере он показывала, как страшно и безысходно калечатся недюжинные русские характеры средой, если не имеют достаточных внутренних сил к сопротивлению. Кода Василий Васильич обзавёлся семейством, разбогател, открыл красильню, он нещадно эксплуатирует работников и своих, домашних. Он не хочет отделить взрослых женатых сыновей, чтобы не пришлось отдавать им часть причитающегося имущества. Дочь Варвару Каширин лишил приданого за то, что та самовольно вышла замуж. Алёшины дядья нещадно дерутся между собой, но деда это не останавливает. И только изрядно выпив, захмелев, он с тоской признаётся себе, в каком «гадюшнике» живёт. Да и семья, в конце концов, распадается. Гибнет всеобщий любимец Цыганок. Страшный пожар уничтожает львиную долю имущества. Расселяются дядья, но также пьют и приходят бить окна в новый отцовский дом. Разоряется, нищает и ещё больше «усыхает» душою дед. Жалкий, просящий милостыню, морящий голодом бабушку и внука, предстаёт он перед нами в конце повести. И надрывно-щемящей нотой зря промученной жизни раздаётся в наших ушах его тоскливое «Эх, вы-и-и…»