Конспект филимоновская игрушка. Конспект урока изо "филимоновская игрушка"

Виктория Операй
Конспект занятия «Филимоновская игрушка»

Цель : Познакомить детей с филимоновской игрушкой , как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины.

Научить детей создавать орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки «Лошадка» .

Задачи :

Познавательные :

1. Рассказать о народной игрушке и о промысле села Филимонова .

2. Дать представление о технологии создания игрушки и её эстетических особенностях.

Обучающие :

1. Освоить рисование простейших элементов филимоновской росписи .

2. Научиться украшать узорами фигурку-трафарет, ориентируясь на образцы.

Воспитательные :

1. Учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.

2. Учить расписывать шаблон угрушки, применяя нетрадиционную технику рисования ватными палочками.

3. Формировать навыки выполнения филимовских узоров .

Прививать любовь к народному искусству и народным промыслам.

Развивать мелкую моторику рук

Материалы : оригинал филимоновской игрушки и других народных игрушек . Ридер для выполнения упражнений. Карточки с образцами для упражнений, отражающие последовательность работы красками. Интерактивная доска; музыка с русской народной композицией; шаблоны филимоновских лошадок ; краски трех цветов, кисти, ватные палочки, вода, салфетки.

Словарный запас : ребячья забава, гончар, “свистулечницы”.

Предварительная работа : Рисование на Ридере в программе paint с помощью стилуса по определенным образцам.

Ход занятия

Дети входят в зал, проходят к столу с народными игрушками

Педагог :

Посмотрите, какие разные игрушки перед вами , все они сделаны руками человека.

Как такие игрушки называются ?

Дети : Народные

Педагог :

С какими народными игрушками мы с вами уже знакомились на занятии ?

Дети : ответы - матрешка, дымковская?

Педагог :

Посмотрите все они могут издавать свой звук, а некоторыми можно и постучать.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки ! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И сегодня на занятии мы познакомимся с филимоновской глиняной народной игрушкой , а почему ее так прозвали, я сейчас вам расскажу с помощью нашего волшебного экрана.

Слайд презентации со 2 по 6

Педагог :

Так почему же именно филимоновская игрушка , а не ивановская?

Дети : ответы

Педагог :

А кем был Филимон ?

Дети : ответы

Педагог :

А сейчас мы с вами опять обратимся к волшебному экрану и попробуем сравнить две лошадки, филимоновскую и дымковскую .

Чем они отличаются?

Дети : ответы

Педагог :

Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи.

Каким узором украшены филимоновские игрушки ? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки . А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Педагог : Послушали, а теперь я предлагаю порисовать, но перед работой нужно размять наши пальчики

Ладошки сложим мы вдвоем

Друг об друга мы потрем

Кулачки потом сожмем,

В руки кисточку возьмем.

Пальчики сожмем и покатаем. Теперь наши руки готовы к работе.

Практическая часть

Педагог :

Но для начала мы возьмем наши волшебные книги, и поупражняемся рисовать в них по образцам, разложенным перед вами.

Дети выполняют задание в электронных Ридерах

Педагог :

Кто выполнил, закрываем книги, и берем шаблон оленя или лошадки, приступаем к росписи.

При работе помните правила росписи : узор наносим сразу кистью или ватной палочкой; рисование узоров начинаем с крупных элементов; краску на кисть брать гуще.

Ребята, внимательно посмотрите на образцы рисунков, кисточку старайтесь держать правильно. Не бойтесь работать сразу цветом. Старайтесь узор наносить уверенно и равномерно. Вслушайтесь в звуки музыки и приступайте к работе. Расписывайте вдумчиво с душой, фантазируйте, постарайтесь прикоснутся к народному искусству.

Педагог :

Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы :

1. контроль организации рабочего места;

2. контроль правильности выполнения приемов работы;

3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4. контроль объема и качества выполненной работы.

Какие красивые игрушки у вас получились ! По работам видно, что вы все старались, расписывать свою лошадку филимоновской росписью .

Давайте подведем итог нашей работе.

Какую игрушку мы сегодня расписывали?

Кто первый слепил такую игрушку ?

Он был бы доволен вашей работой?

Может быть кто-то желает подарить свою работу гостям?

Хороша игрушка расписная !

Вся поет, бесхитростна, светла.

И видна в ней радость молодая,

Ставшего искусством ремесла.

Конспект занятия кружка «Учимся рисовать» по теме «Филимоновская игрушка: прошлое, настоящее и будущее»

Грачева Наталия Витальевна, учитель начальных классов МОУ Самарской средней общеобразовательной школы Куркинского района Тульской области
Описание материала: предлагаю Вам конспект занятия кружка «Учимся рисовать» для младших школьников по теме «Филимоновская игрушка: прошлое, настоящее и будущее». Это конспект познавательно-исследовательского занятия, направленного на воспитание уважения культурных традиций народа Тульского края, потребности их сохранения и развития в современном обществе.

В ходе выполнения практической творческой работы и последующего наблюдения учащиеся смогут доказать возможность использования элементов росписи филимоновской игрушки для украшения предметов повседневного быта и обихода в жизни современного человека.

Подробный конспект занятия кружка будет полезен как руководителям кружков по изобразительной деятельности, так и учителям начальных классов, преподающих ИЗО.
Конспект занятия кружка «Учимся рисовать» по теме «Филимоновская игрушка: прошлое, настоящее и будущее»
Цель: Продолжить знакомство детей с филимоновской игрушкой как с яркой представительницей традиционного народного искусства Тульского края.

Показать возможную сферу использования элементов филимоновской росписи в современной жизни человека.
Познавательные задачи: 1. Рассказать о народной игрушке и о промысле села Филимонова.
2. Дать представление о технологии создания игрушки в настоящее время и её эстетических особенностях.
Учебные задачи: 1. Закрепить умение выполнять простейшие элементы филимоновской росписи и создавать орнаменты и узоры по мотивам росписи филимоновской игрушки.
2. Научиться применять полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни для украшения предметов повседневного быта и обихода.
Воспитательные задачи:
1. Учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.
2. Воспитывать гордость за свой край и его талантливых людей, уважение культурных традиций народа Тульского края.
Оборудование и материалы:
Презентация «Филимоновская игрушка: прошлое, настоящее и будущее »
Репродукции, открытки, оригиналы филимоновской игрушки.
Оформленный ватман с заголовком «Филимоновское чудо»
Карточки с образцами элементов росписи филимоновской игрушки.
Бумажные заготовки и макеты для росписи.
Простой карандаш, гуашь, кисти и салфетка, баночка с водой.

Ход занятия

1.Орг. момент. Приветствие учащихся и гостей.
- Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я рада вас всех видеть на очередном занятии кружка «Учимся рисовать» в нашей творческой мастерской.
2.Актуализация знаний учащихся. Повторение пройденного материала
- Почему наши занятия мы называем творческой мастерской? (Учимся мастерить, «творить» как настоящие мастера).
- О каком виде изобразительного искусства мы вели речь на прошлом занятии? (О народном декоративно-прикладном искусстве).
- Какой промысел рассматривали? (Гончарное дело, глиняные игрушки).
- С какой игрушкой знакомились? (Филимоновской игрушкой).
- Что же вы узнали о филимоновской игрушке?
(Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Игрушки делались зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем их продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое. В отличие от дымковских все филимоновские игрушки - свистульки. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.
Бывают простые и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник - землю, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте - цыпленок…
3.Проверка Д/З
- На прошлом занятии вы приступили к росписи бумажных фигурок игрушек, а дома должны были закончить работу и подготовить ее «представление» (по желанию). Давайте посмотрим и послушаем, что у вас получилось.
(Дети по очереди выходят к доске, показывают и представляют свою работу, а затем, используя двухсторонний скотч, прикрепляют фигурку на левую часть ватмана – плаката «Филимоновское чудо»).

4.Работа по новой теме занятия
А) Погружение в тему (вступительная беседа с просмотром презентации). На экран проецируются фотографии мастериц филимоновской игрушки
- Ребята, ведя разговор о создании этой прекрасной игрушки, мы говорили и о мастерах прошлой эпохи. Давайте их вспомним. Это:
Дербенева Анна Иосифовна,
Карпова Антонина Ильинична,
Карпова Александра Гавриловна,
Зайцева Анна Гавриловна,
Евдокимова Елена Кузьминична,
Князева Анна Ивановна,
Лукьянова Евдокия Ильинична
«рисунок ris1.jpg» («Мастерицы за работой»)

- Сохранились фотографии из семейных альбомов, где они запечатлены за работой.
- К большому сожалению этих мастериц уже нет в живых. Но они оставили нам свои замечательные игрушки, к которые они вложили частицы своей светлой души, теплоту своего сердца. Они продолжают жить в своих игрушках, которые радуют и восхищают нас до сих пор.
- Ребята, а как вы думаете, занимаются ли сейчас люди изготовлением глиняных филимоновских игрушек или, действительно, они на грани исчезновения?
- Чтобы ответить на этот вопрос мы совершим с вами необычное путешествие. И отправимся не в саму деревню Филимоново Тульской области, а в расположенный неподалеку древний город Одоев, первое письменное упоминание о котором относится к 1380 году… Именно туда в свое время перебрались мастера известной по всей России игрушки.
«рисунок ris2.jpg» (« Дорога в Одоев»)


Ехать в Одоев – одно удовольствие. От окружающих просторов - кружится голова, и ты понимаешь, что пожалуй, поживешь здесь месяц другой, и невольно потянет создавать что-нибудь красивое, позитивное, как филимоновская игрушка…
«рисунок ris3.jpg», («Современный Одоев»)


_ А вот и современный Одоев. Именно здесь и живут люди, серьезно и профессионально занимающие изготовлением и росписью филимоновской игрушки.
«рисунок ris4.jpg» («Денисов Н.В.»)


«рисунок ris5.jpg»(«Денисова Р.В.)


- Среди них Макаричева Анастасия Александровна, которая училась лепить у мамы - Князевой Анны Ивановны.
«рисунок ris6.jpg» («Славная династия»)


«фото ris7.jpg»


- Денисова Римма Васильевна, которая в 17 лет вышла замуж за Денисова Николая Васильевича. И уже год спустя молодая семья покупает дом в деревне Филимоново в качестве дачи, где проводят время с ранней весны до поздней осени. Поддерживая мужа, который все свое время и силы тратит на возрождение филимоновской игрушки, она постепенно постигает основы ремесла и начинает лепить игрушку. Лепит по настоящее время.

Среди современных умельцев есть целые семьи.
«рисунок ris 8.jpg» («Кехаиди К.Н.»)


«рисунок ris 9.jpg» («Орлова Е.И»)


«рисунок ris 10.jpg» («Платон Константинович»)


- Например, семья Кехаиди (муж, Кехаиди Константин Николаевич, и его жена, Кехаиди Елена Ивановна, преподают в Одоевской школе искусств). Под руководством родителей с детских лет лепил и расписывал игрушки их сын Кехаиди Платон Константинович.
- Сегодня мы отправляемся в гости к потомственной мастерице, Народному мастеру России Елене Алексеевне Орловой.
- Умение делать филимоновскую игрушку у Елены Алексеевны – наследственное: мастерством, владела ее бабушка Анна Иосифовна Дербенева, мама Масленникова Валентина Николаевна и многие родственники Сегодня в семье промыслом занимается и муж Орловой, - Владимир Першин и сын - Роман Орлов. Если семейной традиции последуют и внучки Елены, которым сейчас год и пять лет, то о судьбе игрушки можно не беспокоиться.
«рисунок ris11.jpg» («Хозяйство мастеров»)


- Живет эта семья в городе Одоеве в обычном доме, занимается подсобным хозяйством – курочек да кроликов разводит.
« рисунок ris12.jpg» («Домашняя мастерская»)


- Да есть в семье общее любимое занятие – изготовление глиняных игрушек, которые появляются на свет в маленькой домашней мастерской.
«рисунок ris13.jpg» («Глина для изготовления игрушек»)


- И мастерская во дворе, и глина рядом! Было бы желание творить! А желание – огромное, ведь изготовление филимоновских игрушек – свистулек – это дело всей жизни Орловой Елены Алексеевны.
«рисунок ris14.jpg» («Елена Орлова приступает к работе»)


- И вот Елена Алексеевна усаживается в кресло и приступает к работе. Прямо на глазах из серого кусочка глины появляется конь, а через несколько минут на нем уже уселся бравый всадник. Умелые руки мастерицы тщательно проглаживают всю игрушку, чтобы она была гладкой, без трещин.
«рисунок ris15.jpg» («Палочкой делается отверстие в игрушке»)


- Палочкой "пичужкой" делаются дырочки в свистке, чтобы звук был переливчатый.
«рисунок ris16.jpg» («Игрушка уже умеет свистеть!»)


- Только что слепленная лошадка "умеет" свистеть!
«рисунок ris17.jpg» («Муфельная печь»)


- Затем мастерица отправляет свои игрушки в раскаленную печь.
«рисунок ris18.jpg» («Зажженная печь»)


- Там будущие свистульки обжигаются и становятся нежно - белого цвета.
« рисунок ris19.jpg» («Игрушки ждут, чтобы их раскрасили»)


- Высушенные и обожженные игрушки ждут, чтобы их раскрасили.
На экран проецируются изображения филимоновских игрушек.
- Посмотрите, какие замечательные игрушки создали руки талантливой мастерицы. Будь то снеговик или лягушка, дракон или свинья, белка или козел,- все они сделаны с душевной теплотой и любовью к своему делу. Елена Алексеевна создает и целые сюжетные композиции: «Куриная семейка», «У новогодней елки», «Мужичок на свинье» и др.Сохраняя основные традиции, в каждую из своих игрушек она вносит свой неповторимый авторский колорит.
- Так, что филимоновская игрушка продолжает жить.
« рисунок ris20.jpg» («Дом для филимоновской игрушки»)


- Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои "чудо - развлечения". Увидеть игрушку сегодня можно на художественных выставках, в экспозициях краеведческих музеев и музеев народного искусства. Коллекции филимоновской игрушки есть в знаменитом на весь мир Русском музее в Санкт-Петербурге, Музее игрушки в Сергиевом Посаде и многих других. На ярмарках и фестивалях декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка традиционный и желанный гость. Филимоновскую игрушку в свое время восторженно принимали в Париже, Монреале, Токио, Малайзии. Однако своего персонального музея знаменитая игрушка долгое время не имела. Такой музей был открыт в Одоеве 2 октября 2009 года.
« рисунок ris21.jpg» («В музее всегда рады Вас видеть»)


- Здесь вы тоже можете встретиться с Еленой Алексеевной Орловой и, конечно же с ее работами.
« рисунок ris22.jpg» («Филимоновские свистульки»)


- В музее представлены редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров
« рисунок ris23.jpg» («Музей «Филимоновская игрушка»)


- Композиции в музее удачно дополняются подлинными предметами крестьянского обихода.
« рисунок ris24.jpg» («Заиграй, моя свистулька!»)


- В музее можно не только посмотреть готовые игрушки, но и увидеть процесс ее создания, а при желании и самому попробовать свои силы: взять в руки комок мягкой синей глины, и ощутить ее энергию. Прислушаться к ее внутреннему голосу и вдохнуть в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха. А детям можно просто посвистеть! Подобного музея нигде во всем мире больше не существует. И я советую вам обязательно посетить его.
« рисунок ris25.jpg» («Игрушка как бизнес-сувенир»)


- Многие из нас сталкивались с проблемой выбора подарка. Хочется, чтобы сувенир был оригинальным, запоминающимся и имел какой-либо смысл.
Такой подарок существует! Филимоновская игрушка в эксклюзивно изготовленной рамке послужит оригинальным украшением любого кабинета или офиса, комнаты.
Филимоновская игрушка всегда имеет очень яркий сочный орнамент, из-за этого ее называю «маленькой радугой» или «солнышком». Подобное «солнышко» согреет собой взгляд и душу в любую погоду.
Фигурки можно выбрать с определенным посылом и сделать им соответствующее обрамление. Так, к примеру, медведь символизирует силу, мудрость и доброту, свинья - удовольствие и благосостояние и прочее.
Так что филимоновские игрушки в настоящее время еще и прекрасный бизнес – сувенир.
Б) Сообщение темы и цели занятия
- А сейчас мы возвращаемся в наш класс, в свою творческую мастерскую, полные впечатлений.
- Понравились ли вам игрушки-свистульки?
Чем? (Они все красивые, яркие, солнечные.) От них веет теплом, добротой. Они притягивают взгляды и взрослых и детей. Глядя на них поднимается настроение и невольно хочется улыбнуться и забыть о проблемах).
- Как вы думаете, в чем же секрет их такого влияния на человека? (В используемых цветах, узоре и орнаменте и, конечно же в любви, с которой эти игрушки были сделаны).
- Давайте на миг представим себе, что окружающие предметы расписаны по мотивам филимоновской игрушки. Что бы вы ощутили, почувствовали? (Удивление, радость, восхищение и т.д.).
- Какое еще домашнее задание вы были должны выполнить к нашему занятию? (Изготовить макет или заготовку какой – либо вещи, предмета, игрушки и т.д.)
- Попробуйте догадаться, какая же тема нашего занятия. Для этого посмотрите на плакат на доске (он заполнен на половину и на ваши заготовки).
- Правильно, мы продолжим тему прошлого занятия и попробуем расписать различные предметы, используя элементы росписи игрушек – свистулек. В конце занятия вы должны будете ответить на вопрос: подходит ли данная роспись для украшения современных вещей или же годится только для глиняных игрушек.

В) Самостоятельная творческая работа учащихся с предварительным повторением основных цветов, узоров, орнаментов филимоновской росписи по индивидуальным карточкам - опорам. (Выполнение работы сопровождается звучанием русских народных песен)
«рисунок ris26.jpg» («Элементы филимоновской росписи»)

Г) Выставка работ учащихся. Анализ работ. Наблюдение.
(Дети по очереди выходят к доске, показывают и представляют свою работу, а затем, используя двухсторонний скотч, прикрепляют фигурку на правую часть ватмана – плаката «Филимоновское чудо»).
«фото ris1.jpg» («Плакат» (фото с урока))


«фото ris2.jpg» («Представляем свою работу (фото с урока))»


- Посмотрите, какой замечательный красочный плакат у нас получился! Так и просятся на волю стихи, посвященные этой замечательной игрушке!

4. Поэтическая минутка (дети читают стихотворения о филимоновской игрушке)
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.

5. Выводы. Подведение итогов занятия.
- Какой же вывод вы можете сделать исходя из проделанной работы?
(Элементы филимоновской росписи с достоинством украсили бы и современную вещь, предметы интерьера квартиры, сделали бы веселей и красочней детскую одежду, игрушки, посуду и многое другое.)
Может быть, кто–нибудь из вас в будущем станет дизайнером и воплотит эту задумку в своих шедеврах и творениях, тем самым придав обыденным вещам неповторимый шарм и национальный колорит. И слава филимоновских мастеров никогда не померкнет в лучах времени! Именно вам предстоит сохранять и развивать традиции народа Тульского края.

Яшкинского района

Программа «Художественная лепка»

Конспект занятия №2

Составитель:

педагог МБОУ ДОД

«Дом детского творчества

Яшкинского муниципального района»

Яшкино 2011

План конспект занятия

«Филимоновская игрушка - свистулька» №2

«Роспись игрушки - свистульки»

Тема: Филимоновская игрушка-свистулька.

Цель: Воспитание уважения к культурным традициям народа через практическое знакомство с филимоновской игрушкой-свистулькой.

Задачи:

· Обучать технологическим особенностям росписи филимоновской игрушки.

    Развивать внимание, логическое и пространственное мышление. Воспитывать у обучающихся самостоятельность при работе над изделием.

Тип занятия: комбинированный урок.

Методы и формы проведения: наглядный, словесный и практический методы.

Оборудование для урока:

1.Для педагога :

2.Для обучающихся: кисти, гуашь, баночка с водой, бумага, клей ПВА.

Иллюстративный ряд:

готовые изделия («Лошадь», «Олень», «Баран», «Козёл»), фотографии, иллюстрации оригинальных изделий мастеров народного промысла, таблицы «Характерные орнаменты», «Узоры», «Филимоновские цветы», «Филимоновские цвета и элементы».

Проверочные задания: силуэты современных предметов и вещей, кроссворд «Игрушка».

Ход занятия:

1.Организационная часть.

Звучит весёлая русская народная музыка, дети входят в кабинет и располагаются на своих местах. Проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих.

2. Сообщение темы.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия «Филимоновская игрушка - свистулька», роспись свистульки. Это наше итоговое занятие с глиняной игрушкой.

3. Мотивация и целеполагание.

Что должны узнать на уроке? (Историю и отличительные особенности филимоновской игрушки - свистульки).

Чему должны научиться на занятии? (Должны научиться лепить игрушку – свистульку).

Где мы можем применить знания? (На уроке, дома, можем ознакомить с технологией лепки игрушки - свистульки).

4. Изучение нового материала.

Педагог: - Сегодня, мы будем расписывать наши филимоновские игрушки, но сначала их надо побелить, так как мы лепили не из белой глины, а из красной. (Показываю процесс побелки, обучающиеся внимательно смотрят). Дети выполняют побелку игрушки.

Педагог: - Пока сохнет игрушка, мы поговорим об элементах филимоновских узоров.

Педагог: - Раньше, филимоновские мастерицы расписывали свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Мы же будем расписывать их гуашевыми красками.

Педагог: - Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. (Демонстрирую игрушки, иллюстрации).

Педагог: - Назовите основные элементы орнамента.

Педагог: - Какие цвета используют мастера для росписи игрушек?

Педагог: - Круг обозначает в росписи солнце, треугольник – землю, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами намечаются нос, глаза, рот. Эти фигурки трудно спутать с какими - либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке росписи и формы.

Педагог: - Сейчас, Вам предстоит выполнить эскиз узора для своей игрушки.

Обучающиеся пробуют расписывать отдельные элементы филимоновской росписи. Затем составляют эскиз росписи – продумывают узор игрушки

Педагог: - Сейчас, мы устроим небольшую, но весёлую переменку.

5. Динамическая пауза.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Посмотрел он вправо, влево.

(Повороты головы вправо и влево.)

Приседанья сделал смело.

(Приседания.)

Пощипал немного пух.

(Согнутые в локтях руки, дети отводят в стороны, имитируют пощипывания.)

И с разбегу в воду – плюх!

(Прыжок вперёд.)

Вышли мышки как – то раз

Посмотреть который час.

(Ходьба на месте.)

Раз, два, три, четыре –

Мышки дёрнули за гири.

(Поднимание и опускание рук.)

Вдруг раздался страшный звон – Убежали мышки вон.

(Бег на месте.)

Зёрнышки покушали,

Тишину послушали.

(Дети тихо садятся на свои места.)

6.Практичекая работа .

В процессе самостоятельной работы, педагог оказывает индивидуальную помощь обучающимся.

Последовательность выполнения росписи:

1.Окрашивание основных локальных пятен.

2.Нанесение орнамента по форме фигурки, согласно эскизу.

7. Этап контроля и оценки.

Педагог: - Ребята, мы с Вами прошли большой курс народной керамической игрушки: изучили технологию лепки дымковской и филимоновской игрушек, характерные для росписи цвета и орнаменты, слепили и раскрасили игрушки.

Педагог: - Теперь мне необходимо проверить ваши знания. Сейчас, Вам предстоит найти применение орнаменту, расписав любую понравившуюся заготовку-силуэт, например чайник. (Предлагаю на выбор разнообразные силуэты современных предметов или вещей. Обучающиеся расписывают).

Педагог: - После необходимо решить кроссворд «Игрушка». (Раздаю обучающимся листы с заданием, объясняю способ решение кроссворда).

Наше занятие подошло к концу. До свидания.

Список литературы

1. Алфёров, Л. Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Серия «Учебный курс». / ёров.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 352с.

2. Дорожин, Ю. Г. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства [Текст] / . - Издательство «Мозаика-Синтез», «Карапуз».

3. Филимоновская игрушка [Текст]: наглядное пособие для педагогов и родителей / . - ИД «Карапуз». «Карапуз».

4. Подмосковные художественные промыслы. Альбом. Издательство «Московский рабочий», 1982.

5. Уткин, П. И. Народные художественные промыслы [Текст]: учеб. для проф. учеб. заведений /, ёва. – М.: Высш. Шк.,1992. – 159 с.

Электронный ресурс:

1. DVD – диск, Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007.

2. , . Статья «Филимоновская игрушка».



ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА – СВИСТУЛЬКА


ФИЛИМОНОВСКИЕ ЦВЕТА И ЭЛЕМЕНТЫ


ХАРАКТЕРНЫЕ ОРНАМЕНТЫ:

ПОЛОСКИ И ЁЛОЧКИ
УЗОРЫ НА «ХВОСТАХ» И «ЮБКАХ»
ФИЛИМОНОВСКИЕ ЦВЕТЫ