Что такое профицит бюджета и что с ним делать. Профицит бюджета–это как правило временное явление, им надо уметь воспользоваться! Как обозначается дефицит и профицит

Финансовая тематика изобилует множеством терминов, понимание которых для новичка может стать весьма проблематичным. Для того чтобы интересоваться финансовыми новостями и делать первые шаги в этой сфере необходимо знать ключевые термины в сфере финансов. Подразумевается, что новости о фондовом рынке ориентированы на образованную аудиторию, поэтому написаны они более сложным языком. Одним из ключевых терминов в финансах является профицит бюджета. Наверняка многие из нас сталкивались с этим понятием, но не всем знакомо его значение. В данной статье мы расскажем вам все, что необходимо знать о бюджетном профиците новичку и ответим на ключевой вопрос – что такое профицит бюджета.

Значение термина «профицит бюджета»

Профицит бюджета – это термин из сферы экономики, который значит, что доходы бюджета превышают его расходы. Проще говоря, профицит бюджета – это положительное сальдо. Бюджетный профицит принято разделять на первичный и вторичный. В первичный профицит не входит стоимость обслуживания долга, тогда как вторичный профицит учитывает выплаты по заимствованиям.

Функции профицита могут быть различными, он может использоваться на направление денежных средств на погашение вторичных обязательств; на уменьшение доходов от продажи имущества, как государственного, так и муниципального; на увеличение расходов; на сокращение налоговых доходов посредством изменения налогового законодательства.

Тем не менее, профицит при составлении бюджета складывается крайне редко.

Бюджетный профицит и дефицит

Термин профицит тесно соотносится с понятием дефицит. Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами, то есть понятие противоположное профициту. Профицит принято указывать с положительным знаком, в то время как дефицит – с отрицательным. Важно, что дефицит покрывается путем финансирования, размер которого равен дефициту, но при этом имеет противоположный знак.

Если в течение многих лет бюджет остается дефицитным, необходимо делать первые шаги по его урегулированию, а именно – создать бюджетный профицит или выработать возможности по сокращению длительного дефицита.

Кроме того, бюджет может быть сбалансированным, если количество доходов и расходов одинаково.

Однако с другой стороны, важным вопросом в решении этой проблемы становится расход бюджетных средств. Если они в развитие науки, техники, производства, это может способствовать привлечению дополнительных доходов в будущем. Из ходя из этого, бюджетный профицит не может быть главной целью.

Плюсы и минусы профицита государственного бюджета

Мы уже упоминали, что до сих пор не существует единой точки зрения касательно сбалансированности бюджета, есть сторонники как профицита, так и дефицита. Рассмотрим более детально плюсы и минусы бюджетного профицита.

В первую очередь перечислим положительные стороны профицита. Естественно, что в случае профицита в бюджете всегда есть запас средств, следовательно, у правительства той или другой страны есть резервы для покрытия непредвиденных расходов, которые могут появиться в случае катастроф или финансовых проблем. Кроме того, излишки бюджета, как правило, направляются на благие цели, такие как: накопление средств на крупные инвестиционные проекты, создание финансовой подушки и т.д. Еще одним плюсом является то, что при профицитом бюджете ослабевает давление на бизнес, так как профицит позволяет вести либеральную налоговую политику, как следствие, развитие экономики набирает темпы. Также профицитная экономика способствует тому, что ценные бумаги растут в цене, не зависимо от того, принадлежат они государству или частным компаниям.

Что касается минусов профицита, их тоже можно перечислить немало. Во-первых, если доходы превышают расходы, часть денег изымается из экономики, а это значит, что темпы роста постепенно замедляются: денег становится меньше – конкуренция за них уменьшается. Профицитное положение госбюджета часто говорит о том, что власти попросту не умеют распоряжаться бюджетными средствами. Получается, что они бездумно накапливают денежные запасы, вместо того, чтобы разумно стимулировать отдельные секторы экономики или улучшать инфраструктуру государства. Кроме того, профицит может стать показателем того, что в государстве ведется непродуманная налоговая политика, когда для достижения сбалансированности бюджета компании должны платить повышенные налоги.

Исходя из вышесказанного можно заключить, что сам по себе профицит – это показатель наличия в государстве экономических проблем, а также способ их решения.

Баланс государственного бюджета - явление идеальное и весьма теоретическое, поскольку в современной практике либо доходы страны превышают расходы, либо наоборот. Ну а мы попробуем разобраться, каковы последствия и причины сложившейся ситуации.

Что такое профицит бюджета: определение и сущность

Мало у какого из предприятий наблюдается абсолютный баланс между расходами и доходами, что уж говорить о целом государстве. Как правило, только в экономической теории зачастую это равновесие и встречается, но отнюдь не на практике.

Что такое профицит бюджета? Определение данного понятия в общем виде содержится в переводе термина с латинского языка. Дословно - рост и повышение. Повышаться может что угодно: уровень микроэлементов в организме, количество товаров на полках магазина. Но в нашем случае речь идет о правительственной казне, поэтому несложно догадаться, что профицит государственного бюджета - это явление, при котором уровень доходов государства в какой-либо мере превышает расходы в своем количественном соотношении.

Хорошо это или плохо, однозначно сказать нельзя. По этому поводу неустанно спорят политики и экономисты: кто-то говорит о том, что в тонусе население держать может только лишь обратное от профицита явление - дефицит, кто-то же утверждает обратное. Одно можно сказать с полной уверенностью: гораздо лучше, если все сбалансировано, но подобное, увы, на практике встречается редко.

Причины профицита

Профицит государственного бюджета - это вовсе не всеобщая гармоничная экономия местных граждан, а результат чрезмерного уровня налогообложения, хотя это тоже вопрос спорный. Просто государство не успевает тратить все поступившие денежные средства от плательщиков, отчего и возникают излишки, оседающие в доходах.

То есть полученных средств хватает с лихвой, чтобы профинансировать неприбыльные организации, различного рода социальные проекты, а также выплатить проценты, возникающие по долгам у внешних партнеров. Ну а куда эти средства деваются дальше? В конечном итоге, профицит государственного бюджета - это та сумма, на которую уменьшится объем внешних кредитов через год за вычетом плановых погашенных средств и бюджетов, затраченных на привлечение новых займов. Но это, конечно, слегка обобщенно, ну а куда уходит сумма излишков из казны РФ, мы узнаем несколько позже.

Положительные стороны

Такой уж у нас менталитет, что понятие профицита бюджета зачастую ассоциируется с чем-то хорошим. Ну а как же иначе, ведь лишний доход - это куда лучше, чем его и вовсе нет. Несомненно, положительные стороны в этом явлении присутствуют:

  • при составлении бюджетного плана на следующий год всегда оставляется запас на непредвиденные расходы в виде возникающих чрезвычайных ситуаций и неконтролируемых природных явлений;
  • доходные излишки не оседают где-либо в резервах для дальнейшего обесценения, а «латают» прорехи и проблемные места государственного регулирования: это может быть вышеупомянутое погашение внешнего долга, оптимизация инвестиционного портфеля и многое другое;
  • у всех вокруг профицитная экономика вызывает доверие. А это значит, что стоимость ценных бумаг растет, и это касается не только акций государственной формы собственности, но и частных компаний-представителей страны;
  • растет уровень либерализма: налоговая политика ослабевает, местный бизнес имеет больше шансов на успешное развитие.

Отрицательные стороны

Вы удивитесь, но профицит государственного бюджета - это не всегда так хорошо, как может показаться на первый взгляд.

Так, данное явление имеет ряд отрицательных последствий:

  • если доходов в стране больше, нежели расходов, то это напрямую указывает, что часть денежных средств попросту изымается из национального оборота, и все это влечет за собой снижение уровня их естественной конкурентоспособности;
  • бывают такие случаи, когда по причине дисбаланса заемных средств и возникает излишний бюджет, влекущий за собой профицит, а это уже напрямую указывает на рост кредитной нагрузки на страну в целом, что тоже не является положительной динамикой;
  • иногда отрицательные стороны до безобразия банальны: несбалансированность государственных средств может возникать вследствие неумелой внутренней политики;
  • действительно слишком велика, и предприниматели вынуждены переплачивать, чтобы погасить внешние долги государства.

Отличие дефицита от профицита

Не стоит путать или отождествлять такие понятия, как дефицит и профицит бюджета. Они абсолютно противоположны друг другу и возникают по разным причинам.

Их связывает лишь то, что они оба говорят о несбалансированности внутренней экономической политики, причем дефицит может возникать в следующих случаях:

На первый взгляд может показаться, что ситуация, при которой расходы превышают доходы, просто катастрофическая и куда лучше, когда все наоборот. Но на самом деле дефицит и профицит бюджета одинаково имеют как положительное влияние, так и отрицательное. Более того, многие страны существуют при вопиющей несбалансированности доходов и расходов, с явным перевесом последних.

Дефицит и профицит бюджета в разных странах

Мы не будем сейчас говорить о странах Южной Африки и даже не будем вспоминать Кубу с ее плановой экономикой, а рассмотрим в наиболее развитых государствах нашей планеты сбалансированность бюджетов.

Дефицит, профицит бюджета в разных странах, согласно международным статистическим данным, наблюдается в следующем процентном соотношении. Из трех десятков стран с развитой экономикой за последнее десятилетие у 51% представителей наблюдался дефицит, а у 49% - профицит, и ни одна внутренняя политика не смогла похвастаться сбалансированностью доходов и расходов в целом.

Так, лидером профицитных стран неизменно остается Норвегия с зашкаливающими показателями за 10%, далее за ней следуют Дания, Швеция, Эстония и Бельгия.

К дефицитным экономикам можно отнести как Японию с показателем в 5-7% от ВВП в последние годы, так и США с неустанно растущим внешним долгом.

Как балансируется бюджет

Вероятно, многие из вас задались вопросом о том, должны ли приниматься какие-либо меры по балансированию доходов и расходов.

Несомненно, в экономической теории перечень подобных процедур существует, но все мы должны понимать, что на практике все куда сложнее и ряд факторов просто невозможно предугадать.

Каждый новый год правительством расписывается финансовый план, который основывается на двух концепциях (но все мы понимаем, что это всего лишь теоретические основы):

  1. В бюджете должен быть баланс. Казалось бы, об этом мы всю статью и твердим! Но не все так просто. На практике можно допустить, что в стране длительное время наблюдалась безработица, соответственно, упал объем поступлений в казну. Конечно, правительство может увеличивать налоговые ставки для достижения баланса, но если ситуация на рынке труда усугубится, то государство ведь не сможет поднимать уровень обязательств до бесконечности.
  2. Баланс бюджета должен соблюдаться в рамках не календарного года, а экономического цикла. Так, к примеру, в стране инфляция, и правительство повышает уровень обязательств. В период экономического роста государство может погашать внешние долги, но это не говорит о том, что данное явление продлится год, скорее всего, продолжительность данного периода составит несколько лет. Но проблема в том, что спады и повышения разнятся по своей продолжительности и глубине, и это вовсе не значит, что налоговая ставка будет меняться с каждым колебанием.

Профицит российского бюджета

При федеральном финансовом планировании ежегодно учитывается такой нестабильный и значительный фактор, как цена на нефть, что позволяет заложить в казну резервные средства и избежать их перерасхода. Поэтому профицит бюджета РФ - явление стабильное и многолетнее.

Аккумулируемый излишний доход в большей степени идет на погашение внешнего долга, ну а остальная его часть используется в программах социального развития страны.

Определение

Профицит — это положительное сальдо. Применительно к исполнению госбюджета - превышение его доходной части по сравнению с расходной. По отношению к бюджету представляет собой излишек бюджета , то есть превышение доходов над затратами; используется также термин «первичный профицит», то есть профицит до вычета процентных расходов. В отдельных случаях такой дисбаланс приводит к росту инфляции, однако чаще всего политика профицита проводится для сдерживания инфляции и обеспечивания ее прогнозируемого уровня. Профицитная политика необходима также для уменьшения долговых обязательств государства. По отношению к торговому балансу — это превышение объема экспортирования над объемом импорта (в денежном выражении).

По отношению к бюджету — превышение доходов над издержками . Профицит бюджета - экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета.

По отношению торговому балансу — превышение объема экспортирования над объемом импорта (в денежном выражении).

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ — положительное бюджетное сальдо, превышение доходов бюджета над его затратами . Профицит может использоваться на: сокращение привлечения доходов от продажи государственного или муниципального имущества; направление средств на погашение дополнительных обязательств; увеличение расходов, в т. ч. за счет передачи части доходов бюджетам других уровней; уменьшение налоговых доходов путем внесения изменений в налоговое .

Профицит торгового баланса - превышение объема экспортирования над объемом импорта (в денежном выражении).



Профицит торгового баланса РФ

Сальдо торгового баланса РФ за 10 месяцев 2009г. сложилось положительным и составило порядка 88 млрд долл. Об этом сообщил в понедельник, 23 ноября, исполняющий обязанности директора сводного департамента макроэкономического прогнозирования Министерства экономического развития Российской Федерации Министерству экономического развития РФ Олег Засов. По его словам, в годовом исчислении сальдо сократилось практически в два раза со 166,7 млрд долл. за 10 месяцев 2009г.

Сальдо торгового баланса РФ в октябре 2009г., по предварительным оценкам МЭР РФ, составило 11,3 млрд долл. при экспорте в 30 млрд долл. и импорте в 18,7 млрд долл.

Экспорт за 10 месяцев 2009г. составил 238,2 млрд долл., - 150,2 млрд долл. О.Засов напомнил, что импорт за 10 месяцев 2008г. составлял 246 млрд долл., а - 412,7 млрд долл.

Напомним, в январе-сентябре 2009г. положительное сальдо торгового баланса Российской Федерации составило 74,9 млрд долл., снизившись на 51,7% по сравнению с аналогичным периодом 2008г. Положительное сальдо в январе-сентябре 2008г. составляло 155 млрд долл. Внешнеторговый оборот, по оценке МЭР, в январе-сентябре 2009г. составил 337,8 млрд долл. и снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 43%, в том числе со странами дальнего зарубежья - на 42,9%, со странами СНГ - на 43,1%.

Экспорт товаров, по оценке Министерство экономического развития , составил в сентябре 27,7 млрд долл., снизившись 37,8% к сентябрю прошлого года и увеличившись на 0,5% к августу с.г. В январе-сентябре 2009г. Экспорт составил 206,3 млрд долл., снизившись на 44,8% к соответствующему периоду 2008г. Импорт товаров, по оценке Министерство экономического развития России , составил в сентябре 2009г. 17,5 млрд долл., снизившись на 35,7% к сентябрю прошлого года и увеличившись на 12,1% к августу с.г. В январе-сентябре 2009г. этот показатель составил 131,5 млрд долл., снизившись на 39,8% к соответствующему периоду 2008г.

Источники

http://top.rbc.ru/


Энциклопедия инвестора . 2013 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Профицит" в других словарях:

    ПРОФИЦИТ - положительное сальдо бюджета. Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь

    Профицит - положительное сальдо бюджета. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    профицит - сущ., кол во синонимов: 1 излишек (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ПРОФИЦИТ - положительное сальдо бюджета, превышение доходов бюджета над его расходами … Юридическая энциклопедия

    Профицит - Профицит положительное сальдо. По отношению к бюджету превышение доходов над расходами. Профицит бюджета экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета. По отношению… … Википедия

    ПРОФИЦИТ Энциклопедический словарь экономики и права

    профицит - м. Превышение доходов над расходами (обычно в государственном бюджете). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    профицит - профиц ит, а (фин.) … Русский орфографический словарь

    ПРОФИЦИТ - положительное сальдо бюджета … Большой бухгалтерский словарь

    профицит - превышение (заложенных в бюджет) доходов над (заложенными в бюджет) расходами … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Книги

  • Бюджет и бюджетная система. Учебник. В 2 томах. Том 2 , Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. В учебнике раскрываются все обязательные термины и понятия по тематике бюджета и бюджетной системы. В основу положены фундаментальные категории бюджета - доходы, расходы, сбалансированность.…

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом (рис.31):

  • Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.
  • Дефицит бюджета- это превышение расходов над его доходами.
  • Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для . Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

  • выпуск в обращение дополнительной ();
  • выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);
  • финансирование и кредитование других государств ().

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом (рис. 32):

Рис. 32. Структура источников финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:
  • реорганизация в сторону повышения ее эффективности;
  • реструктуризация государственного внешнего долга;
  • усиление контроля за расходованием бюджетных средств;
  • сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;
  • упорядочение действующей системы социальных льгот.

Профицит бюджета

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит , т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ — К > РБ — ОГД ,

  • ДБ — доходы госбюджета;
  • К — кредиты и займы;
  • РБ — расходы госбюджета;
  • ОГД — обслуживание (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

  • сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;
  • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета .

Дефицит федерального бюджета и его финансирование

В ходе составления и рассмотрения может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от . В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов.

В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1. Внутренние источники, а именно:
  • кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
2. Внешние источники следующих видов:
  • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска от имени Российской Федерации;
  • кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Финансирование бюджетного дефицита — покрытие отрицательного сальдо бюджета путем привлечения финансовых ресурсов за счет государственных займов и уменьшения остатков ликвидных финансовых средств государства.

В составе источников внутреннего финансирования

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на выплаты на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета и др.).

В составе источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных банков и организаций, международных финансовых организаций и правительств иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (например, объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте).

Предельные значения дефицита бюджета

Предельные значения дефицита федерального бюджета

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета (размер последнего не может превышать 4,7 процентов от валового внутреннего продукта, прогнозируемого в соответствующем финансовом году (с 2012 г.).

Утверждение федерального бюджета с дефицитом допускается только в случае, если прогнозируемая на соответствующий финансовый год цена на нефть не превышает базовой цены на нефть, установленной в соответствии с настоящим Кодексом.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Предельные значения дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и муниципального образования:

Предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не должно превышать 15% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений.

При этом предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений. В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

Предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

При этом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса не должно превышать 5% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета размера поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности муниципального образования, а также земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета предельный размер дефицита местного бюджета, может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

Явление, противоположное дефициту, получило название профицит. Так называют избыток чего-либо, например, в макроэкономике речь может идти о профиците бюджета, торгового или платёжного балансов, товаров. В свою очередь, микроэкономика определяет таким термином переизбыток ресурсов или производственных факторов. Если говорить о бюджетных средствах, то в этом случае речь идёт о превышении доходной части бюджетного плана над расходной (встречается достаточно редко). Может искусственно создаваться в тех случаях, когда дефицит бюджета наблюдается на протяжении нескольких лет подряд.

Дефицит и профицит

Дефицит и профицит считаются отклонением от сбалансированного бюджета. Разница здесь заключается лишь в том, что при перевесе расходов над доходами возникает дефицит, поступлений над расходами - профицит. Последний, несмотря на всю привлекательность, по мнению многих экспертов нельзя назвать идеальным состоянием государственной экономики. В числе мер, которые должны приниматься для установления баланса (согласно требованиям законодательства):

  • сокращение привлекаемых доходов от реализации госсобственности;
  • направление профицитных средств на погашение кредитных долгов;
  • сокращение налоговых доходов;
  • увеличение расходной части и перераспределение финансовых ресурсов между бюджетными уровнями.

Профицит расходы

Когда речь идёт о таком явлении, как профицит, расходы составляют меньшую статью, по сравнению с доходами, то есть, доходная часть здесь преобладает. При этом формируется так называемое положительное сальдо. Профицитный бюджет может быть первичным (рассчитанным без учёта обслуживания долговых обязательств, то есть, государственного долга), а также вторичным - в этом случае учитываются все расходы на выплаты по внешним и внутренним государственным . Самым наглядным показателем уровня государственного бюджетопрофицита с преобладанием доходов над расходами можно назвать его отношение к внутреннему валовому продукту.

Профицит дохода

В бухгалтерии предприятия переизбыток доходной части или профицит дохода - явление, которое может возникать в следующих случаях:

  • поступление средств на счета в последние дни календарного года;
  • наличие на счетах организации неклассифицированных и пока невыясненных денежных поступлений;
  • наличие остатков наличных и безналичных средств по не наступившим срокам выплат;
  • остаток на счетах финансовых средств, не освоенных по причине длительного прохождения платёжных документов или длительного оформления документации (например, на торги).

Естественно, ни в одном из перечисленных выше случаев не идёт речи о наличии реального переизбытка свободных денежных средств на счетах.

Профицит баланса

В макроэкономике профицитом баланса (платёжного) называется такая ситуация, при которой общесуммарные чистые поступления валюты в государство превышают их отток за его пределы. В результате увеличиваются доходы и расходы госбюджета, растут количественные показатели денежной массы, повышается уровень жизни граждан, развивается инфраструктура. Возникает ревальвация (повышение курса нацвалюты) и дефляция. В том же случае, если увеличение денежной массы происходит за счёт притока нацвалюты, возникает девальвация и, соответственно, инфляция с неизменным ростом цен.

Микроэкономика определяет профицитный платёжный баланс как преобладание притока денежных средств от зарубежных субъектов над суммой платежей в их пользу.