Почему мы называем животных братьями нашими. Значение братья наши меньшие в справочнике по фразеологии

Почему мы животных называем «братья наши меньшие» Выражение «братья наши меньшие» широко распространено в повседневной жизни. Откуда оно произошло - точно не известно. Но существуют неоспоримые факты, доказывающие схожесть в поведении животных и человека. Сейчас во многих литературных изданиях и даже на просторах интернета можно встретить упоминание о животных, как «о братьях наших меньших». Но мало кто задумывался о том, откуда впервые пошло подобное определение, и почему именно оно используется в отношении животных. Первые подобные метафоры можно встретить в Евангелие, но кого конкретно имел в виду составитель Писания под этим словосочетанием, определить очень проблематично. Одним из первых подобную метафору в более конкретном определении приводит Сергей Есенин в своем стихотворении. Его выражение быстро подхватили другие известные поэты и обычные люди, так что оно со временем стало нарицательным для всех возможных видов животных. Но разве это только интерпретация поэтов? Необходимо разобраться в этом вопросе более подробно. Существует распространенное мнение о том, что животные полностью не похожи на человека. По мнению многих людей, у них нет многих чувств, присущих человеку и даже морали, так что трудно сравнивать с ними людей. Но так ли это на самом деле? Многие считают животных крайне неразумными и отмечают их невозможность решать задачи нетривиальными способами. Но на деле в животном мире это встречает сплошь и рядом. Многие виды приматов пользуются примитивными орудиями труда, большинство развитых видов умеют использовать камни для своих целей. Животные постоянно используют свой интеллект для решения самых рядовых задач. Возможности человека в этом плане значительно выше, но исходя из названных фактов, трудно назвать животных неразумными. Животным присуще чувство эстетики, как и человеку. Многие виды птиц любят собирать блестящие предметы. Эти объекты нельзя съесть или как-то использовать, птицы просто любуются ими. Птица шалашник строит свои гнезда в виде шалашей и украшает свой дом цветами, укрепляя их между элементами гнезда. Они меняют цветы каждый день по степени их увядания, и это является явным фактом тяги к прекрасному. У животных существует и собственная мораль, хоть и более простая, чем у человека. Хищники почти никогда не убивают друг друга во время борьбы за ресурсы, одно из животных подает знак поражения, после чего победитель позволяет ему уйти. Многие виды животных стараются помочь собратьям в случае опасности или ранения, выручая их из беды, даже рискуя собственной жизнью. Животным присуще многие чувства, которые позволяют им быть похожими на людей. Именно по этому их можно назвать «меньшими братьями человека», которые хоть и уступают ему по многим показателям, но имеют признаки человечности.

По свидетельству многих духовных людей в настоящее время распространено нехристианское отношение к животным. Потому мы часто страдаем от животных, хотя сами того не замечаем. Бог посылает на наших детей аллергии, бездомных собак, кошек и крыс, наши подъезды загажены мочой животных, а мы во всем виним власти, соседей. Но в то же время продолжаем называть животных братьями меньшими, учим своих детей безответственному отношению к ним, потакаем первым сентиментальным чувствам, не задумываясь о последствиях, не оценивая адекватно условия реальной городской жизни.

Что говорит Бог о добром отношении к животным? Какие стереотипы есть в сознании современного человека в отношении к животным? Почему христианину недопустимо относиться к животным, как братьям меньшим, и называть их так? Что на самом деле говорят современные законы о жестоком обращении с животными?

Попробуем ответить на эти и другие вопросы в небольшой статье, которая представляет собой всего лишь компиляцию из разных источников.

Братья меньшие как они есть.

Выражение «братья меньшие» взято из Евангелия. В Евангелии от Матфея приведены эти слова Иисуса, когда Он говорит о Своем Втором Пришествии, суде людей по делам их. В день суда Господь будет милостив к праведникам, которые были человеколюбивы и, следовательно, боголюбивы: «Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:40,45).

По общепринятому в Православной Церкви толкованию под «братьями меньшими» Господь имеет в виду православных христиан.
Святитель Иоанн Златоуст в своей беседе на Евангелие от Матфея говорит:

« И как выше сказал Он, что не принимающие бедных будут наказаны более, нежели содомляне, так и здесь говорит: понеже не сотвористе единому сих меньших братий Моих, ни Мне сотвористе (Матф. XXV, 45). Что ты говоришь? Они твои братья? И почему их называешь меньшими братиями? Потому они братья, что уничижены, что нищи, что отвержены. Таковых Он в особенности призывает в Свое братство, то есть, незнаемых, презираемых, разумея не одних только монахов и живущих в горах, но и всякого верующего. Он хочет, чтоб и мирской человек, когда жаждет, алчет, наг или странствует, получал от нас всякое пособие. Крещение и общение в божественных тайнах соделывает нас братьями».

Очень важно не искажать смысл слов Спасителя, не привносить ничего своего. В этом заключался грех жены в раю, когда она прибавила к Божьей заповеди: «только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт.3:3). Бог не говорил, что к дереву познания добра и зла нельзя прикасаться, нельзя было только вкушать с него. Самовольно ужесточив Божью заповедь, жена допустила ошибку, которая привела к страшному греху. Также получается, когда человек хочет быть «милосерднее» Самого Бога, когда «братьями меньшими» начинает считать животных, при этом нередко забывая о ближних.

Как же православному христианину относиться к животным, в том числе больным?

Христианину надлежит обращаться с животными в согласии с волей Бога. Его воля, несомненно, исключает жестокость по отношению к животным, так как в Божьем Слове сказано:
Но это не означает, что Бог относится к животным так же, как к людям. Создав людей, Бог показал, что между ними и животными существует четкое различие. Так, людям он дал надежду на вечную жизнь, чего нельзя сказать о животных (Рим. 6:23; 2 Пет. 2:12 ). У него, как у Создателя, есть право определять, какими должны быть отношения между людьми и животными.

О том, что это за отношения, мы узнаём из книги Бытия . Вот что Бог сказал людям: «Владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). Подобная мысль содержится в Псалтыри: «поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!» (Пс.8:7-10).
Бог ясно показал, что человек может подобающим образом использовать животных для своих нужд и убивать их. Например, из их шкуры можно шить одежду. Кроме того, после Потопа, произошедшего во дни Ноя, Бог разрешил человеку, помимо растительной пищи, данной ему изначально, есть мясо животных (Бытие 3:21; 4:4; 9:3 ).

Таким образом, хотя человеку и дано владычествовать над животными, ему нельзя злоупотреблять этой властью и он должен пользоваться ею в согласии с принципами из Священного Писания и Предания. А это может означать, что нет необходимости допускать бессмысленные страдания домашнего животного, связанные с возрастом, серьезной травмой или смертельной болезнью. В подобных случаях христианин сам должен решать, как поступить. Если он считает, что было бы милосерднее не продлевать страданий животного, когда нет никакой надежды на выздоровление, он может решить его усыпить.


На этот вопрос ответил протоиерей Александр Ильяшенко: «Святую воду, освященное масло, кулич и яйца животным давать нельзя - это осквернение святыни. Усыпление безнадежно больного животного грехом не является, поскольку Господь поставил человека над животными».

Откуда взялось выражение «животные - наши братья меньшие».

Как свидетельствуют лингвисты и историки литературы, в старину братьями нашими меньшими (молодшими, младшими) назывались удельные князья по отношению к великому князю, а также - просто люди невысокого общественного положения, нуждавшиеся в защите и помощи. Такое использование слов Спасителя находится в согласии с Евангелием, если мы вспомним, что древнерусские князья были христианами, пусть и враждовавшими между собой.

В России XIX в. это выражение дало рождение одному из своих популярных в то время производных — «меньшая братия». Так в либеральной русской публицистике тех лет называли бедняков, неимущих, людей из социальных низов, «низшие классы», равно как и весь «страдающий народ» (высокопарн.). М. Е. Салтыков-Щедрин («Дневник провинциала в Петербурге»): «...Настроив себя на чувствительный тон, пустились в разговоры о меньшей братии. — Меньшая братия — это, брат, первое дело! — говорил я. Меньшая братия — это, брат, штука! — вторил Прокоп». С. Степняк-Кравчинский («Домик на Волге»): « — Что же следует делать? Раздать все имущество, как Христос велел?.. — Не в этом дело. Надо отречься от себя. Не иметь ни днём, ни ночью другой думы, кроме блага меньших братьев. Душу за них положить! Вот это будет любовь, это будет помощь!»

В начале XX века меньшими (младшими, низшими) братьями в России стали называть и животных, что было связано с гуманной деятельностью известных дрессировщиков братьев Дуровых, которые считали животных очень разумными и добрыми существами и добивались больших результатов в дрессировке с помощью ласки и доброты.

Православным христианам очень важно зафиксировать: в сер. XIX - нач. XX в. произошел перелом в сознании людей в отношении к проблеме «человек и животные». Кризис сознания был связан с распространением антихристианской теории эволюции Чарльза Дарвина. Дарвинизм уравнивал в происхождении людей и животных, стирал понятие образа Божия в человеке, сводя всё к естественному и половому отборам, борьбе за существование.

Лучше всего это видно на примере известного стихотворения Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу» (1924). Поэт признается в любви ко всему земному: «Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть». Нет у поэта и благодарности Богу за прожитую жизнь: «Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой. Счастлив тем, что я дышал и жил». В этот момент у Есенина и появляются «братья меньшие»: « Счастлив я, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверьё, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове».

Примечательно, что здесь Есинин пока только сравнивает «зверье» с людьми, братьями меньшими. В дальнейшей советской литературе станет само собой разумеющимся называть животными братьями.

Я. Чернецкий («На фронте — братья меньшие»): «Немало солдатских жизней спасли братья наши меньшие, собаки-санитары, собаки — подрывники вражеских танков». А. Андрошин («Пичуга в твоём доме»): «Мы нередко называем зверей и птиц «братьями меньшими», а значит, и относиться к ним должны соответственно с добротой, гуманностью, терпением и даже выдержкой». В. Журавский («В орлином гнезде»): «Мальчишкой Дундич был беспокойным, озорным, отчаянным. Страха не знал. Все ближние скалы, ущелья и пещеры облазил. Силой его природа одарила, а ловкости у лесных и горных братьев наших меньших учился».

Современные законодательные акты о животных.

Если мы внимательно прочитаем современные законодательные акты о животных, то мы увидим, что большинство зоофилов являются злостными нарушителями. Демонстрируя себя как любителей животных, они на самом деле не только доставляют страдания соседям, родственникам, нои занимаются живодерством. От их «любви», правильнее это будет назвать страстью, страдают сами животные. Посмотрим же, что говорят наши законы.

Согласно ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" При организации питания населения для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
(Статья 17. Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания населения).

В «
Cанитарных нормах и правилах для предприятий общепита» есть норма, что в таких организациях «не размещаются помещения под жилье, не осуществляются работы и услуги, не связанные с деятельностью организаций общественного питания, а также не содержатся домашние животные и птица».

В дошкольных организациях согласно утверждению СанПиН 2.4.1.2660-10: «недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения; животных принимают с разрешения органов ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры); недопустимо принимать бродячих животных; …Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается».

В статье 4 «Московского закона о животных» содержится норма, что
оказать помощь животному, находящемуся в трудном положении или терпящему бедствие обязаны уполномоченные на то органы и должностные лица городской администрации, хотя и у граждан есть такое право .
В статье 9 («Условия содержания животных») говорится о том, что должностные лица вправе потребовать предъявления свидетельства о государственной регистрации животного, подлежащего такой регистрации, и иных установленных законом документов на животное, а содержание животных в общественных местах не допускается.
В статья 12 («Ветеринарное обслуживание животных») говорится о том, что в случае возникновения подозрения на наличие у животного заболевания, владелец обязан немедленно принять меры по изоляции заболевших животных и обратиться к ветеринарному врачу и отвечает за своевременное оказание животному ветеринарной помощи, а также за своевременное проведение профилактических прививок.
В статье 13 («Умерщвление животных») прямо разрешается умерщвление нежизнеспособных животных, если их страдания нельзя прекратить иным способом или представляющих общественную опасность, с поведением не поддающимся коррекции, после заключения уполномоченного органа городской администрации.

Во «Временных правилах содержания собак и кошек в г.Москве», которые распространяются на всех владельцев собак и кошек столицы, говорится, что можно содержать животных как в квартирах, занятых одной семьей, так и в комнатах коммунальных квартир при отсутствии у соседей медицинских противопоказаний (аллергии). Обязательным условием содержания животного является соблюдение санитарно - гигиенических, ветеринарно - санитарных правил и норм общежития. Не разрешается содержать животных в местах общего пользования: кухнях, коридорах, на лестничных клетках, чердаках, в подвалах, а также на балконах и лоджиях. Собаки и кошки, находящиеся в общественных местах без сопровождающих лиц, кроме оставленных владельцами на привязи у магазинов, аптек, предприятий бытового обслуживания, поликлиник и пр., подлежат отлову по заявкам заинтересованных организаций. Если владелец не может дальше содержать животное, оно должно быть передано другому владельцу или сдано в ветеринарное учреждение.


Более того, предусмотрены штрафные санкции за неправильное отношение к животным. В статье 1 Закона «
О штрафных санкциях за нарушение законодательства РФ в области охраны животных и временных правил содержания собак и кошек в г.Москве» определяются размеры штрафов. Нарушением будет в частности, содержание животных в местах общего пользования коммунальных квартир и загрязнение экскрементами животных лестничных клеток, лифтов, подъездов, детских площадок, тротуаров (0,15 от минимальной зарплаты для граждан, 3,0 для юридических лиц), содержание животного в условиях, не соответствующих его биологическим особенностям и требованиям ветеринарно-санитарных правил (0,25 для граждан, 1,0 для юридических лиц).

В проекте
Закон РФ "О защите животных от жестокого обращения" предусмотрена статья (17), что условия содержания животного должны удовлетворять его биологическим особенностям, естественным потребностям в пище, воде, сне, движениях, контактах с человеком или себе подобными, в естественной активности и иным потребностям. Место содержания животного должно быть оснащено и оборудовано таким образом, чтобы обеспечить животному необходимые пространство, температурно-влажностный режим, естественную освещенность, вентиляцию, возможность контакта животного с естественной для него средой. Содержание животных в детских учреждениях допускается при условии обеспечения постоянного ухода за животными в соответствии с требованиями настоящего закона.

Животных на волю Божию (выводы).

Итак, несомненно, что христианин, если желает во всем следовать воле Божией, должен понимать под братьями меньшими православных христиан. Из правильного понимания рождаются угодные Богу дела милосердия. Под последними Святые Отцы Православной Церкви понимали не только материальную помощь, но и проповедь с научением.

Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на 25 главу Евангелия от Матфея призывает: « Итак, бегай немилосердия и твори милостыню как чувственно, так в особенности духовно. Питай Христа, алчущего нашего спасения. Впрочем, если ты напитаешь и напоишь также алчущего и жаждущего учения, то и тогда ты напитал и напоил Христа. Ибо вера, живущая в христианине, есть Христос, а вера питается и возрастает посредством учения. Если также увидишь некоего странного, то есть удалившегося от Царства Небесного, то вводи и его с собою; иначе сказать: с ним и сам входи на небеса, и его вводи, чтобы, проповедуя другим, самому не оказаться недостойным. И если кто совлекся одежды нетления, которую имел чрез крещение, и обнажился, то облеки его, и "изнемогающего в вере,- как говорит Павел, - принимай" (Рим. 14, 1); заключенного в темнице, в этом мрачном теле, посети, даруя ему наставление, как бы свет некий. Все эти виды любви совершай и телесно, и в особенности духовно: так как мы состоим из двух частей - из души и из тела, то и дела любви могут быть совершаемы двояко».

С другой стороны, христианин должен отсекать философию «мира сего» будто братьями нашими меньшими являются животные. Евангельские слова были искажены в безбожное время. И христианину нет никакой необходимости следовать им. Христианину надлежит обращаться с животными в согласии с волей Бога. Его воля, несомненно, исключает жестокость по отношению к животным, так как в Божьем Слове сказано: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит.12:10). Создав людей, Бог показал, что между ними и животными существует четкое различие. Так, людям он дал надежду на вечную жизнь, чего нельзя сказать о животных (Рим. 6:23; 2 Пет. 2:12 ). Бог ясно показал, что человек может подобающим образом использовать животных для своих нужд и убивать их. А это может означать, что нет необходимости допускать бессмысленные страдания домашнего животного, связанные с возрастом, серьезной травмой или смертельной болезнью.

Наконец, становится очевидным, что люди, которые не хотят слышать Бога и следовать Его воле, не станут заботиться и о меньших братьях (людях, как мы выясняли, а не животных). Соответственно Бог не даст им силы исполнить другую Свою заповедь: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит.12:10). Они не могут подарить животным настоящую заботу. Вместо нее мы видим, как эти люди буквально мучат домашних животных своей страстью: сажают их в тесные клетки, запирают в темные места общего пользования, ограничивают их в движении, создают для животных антисанитарные условия.


Да дарует милосердный Господь им покаяние, да простит им неразумные грехи их, да просветит их светом Истины, да помилует их. «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим.8:19-24).

Выражение «братья наши меньшие» широко распространено в повседневной жизни. Откуда оно произошло - точно не известно. Но существуют неоспоримые факты, доказывающие схожесть в поведении животных и человека.

Инструкция

Сейчас во многих литературных изданиях и даже на просторах интернета можно встретить упоминание о животных, как «о братьях наших меньших». Но мало кто задумывался о том, откуда впервые пошло подобное определение, и почему именно оно используется в отношении животных.

Первые подобные метафоры можно встретить в Евангелие, но кого конкретно имел в виду составитель Писания под этим словосочетанием, определить очень проблематично. Одним из первых подобную метафору в более конкретном определении приводит Сергей Есенин в своем стихотворении. Его выражение быстро подхватили другие известные поэты и обычные люди, так что оно со временем стало нарицательным для всех возможных видов животных.

Но разве это только интерпретация поэтов? Необходимо разобраться в этом вопросе более подробно. Существует распространенное мнение о том, что животные полностью не похожи на человека. По мнению многих людей, у них нет многих чувств, присущих человеку и даже морали, так что трудно сравнивать с ними людей. Но так ли это на самом деле?

Многие считают животных крайне неразумными и отмечают их невозможность решать задачи нетривиальными способами. Но на деле в животном мире это встречает сплошь и рядом. Многие виды приматов пользуются примитивными орудиями труда, большинство развитых видов умеют использовать камни для своих целей.

Животные постоянно используют свой интеллект для решения самых рядовых задач. Возможности человека в этом плане значительно выше, но исходя из названных фактов, трудно назвать животных неразумными.

Животным присуще чувство эстетики, как и человеку. Многие виды птиц любят собирать блестящие предметы. Эти объекты нельзя съесть или как-то использовать, птицы просто любуются ими. Птица шалашник строит свои гнезда в виде шалашей и украшает свой дом цветами, укрепляя их между элементами гнезда. Они меняют цветы каждый день по степени их увядания, и это является явным фактом тяги к прекрасному.

У животных существует и собственная мораль, хоть и более простая, чем у человека. Хищники почти никогда не убивают друг друга во время борьбы за ресурсы, одно из животных подает знак поражения, после чего победитель позволяет ему уйти. Многие виды животных стараются помочь собратьям в случае опасности или ранения, выручая их из беды, даже рискуя собственной жизнью.

Животным присуще многие чувства, которые позволяют им быть похожими на людей. Именно поэтому их можно назвать «меньшими братьями человека», которые хоть и уступают ему по многим показателям, но имеют признаки человечности.

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

представители животного мира, звери, животные. Считается, что выражение восходит к стихотворению Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу...» (1924), где есть такие строки:

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Однако есть версия, что это выражение использовалось в печати и до Есенина. В старину братьями нашими меньшими (молодшими, младшими) назывались удельные князья по отношению к великому князю, а также - просто люди невысокого общественного положения, нуждавшиеся в защите и помощи. В начале XX века меньшими (младшими, низшими) братьями в России стали называть и животных, что было связано с гуманной деятельностью известных дрессировщиков братьев Дуровых, которые считали животных очень разумными и добрыми существами и добивались больших результатов в дрессировке с помощью ласки и доброты.

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БРАТЬЯ в Словаре воровского жаргона:
    - …
  • БРАТЬЯ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Видеть во сне своих братьев здоровыми и полными энергии - значит, что у Вас будет причина радоваться своей собственной или …
  • НАШИ
    мн. разг. Близкие, родные, …
  • БРАТЬЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • «НАШИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    СПИСАННЫЕ С НАТУРЫ РУССКИМИ», русский литературный альманах, один из ранних опытов натуральной школы; составлен А. П. Башуцким, издавался в Петербурге …
  • БРАТЬЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    братьев. Мн. ч. от брат в 1, 3 и 4 …
  • НАШИ
    наши мн. разг. Близкие, родные, …
  • БРАТЬЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    братья мн. разг. Люди, объединенные общими условиями, положением, связанные общим делом, интересами и т.п.; единомышленники, …
  • НАШИ
    мн. разг. Близкие, родные, …
  • БРАТЬЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    мн. разг. Люди, объединенные общими условиями, положением, связанные общим делом, интересами и т.п.; единомышленники, …
  • НАШИ
    I мн. разг. 1. Близкие, родные, родственники. 2. Граждане России. II мест. 1. Принадлежащие нам. 2. Свойственные нам, характерные для …
  • БРАТЬЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I мн. разг. Люди, объединенные общими условиями, положением, связанные общим делом, интересами; собратья, единомышленники. II мн. Члены какого-либо религиозного братства. …

  • первые-те, которые происходят от одного отца, но от разных матерей; вторые — те, которые происходят от одной матери, но от …
  • ЕДИНОКРОВНЫЕ И ЕДИНОУТРОБНЫЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? первые-те, которые происходят от одного отца, но от разных матерей; вторые? те, которые происходят от одной матери, но …
  • ПЛИМУТСКИЕ БРАТЬЯ в Словаре Кольера:
    или просто "братья" ("бретрены"), религиозная группа, оформившаяся в Ирландии и Англии в первой четверти 19 в. под руководством Джона Дарби …
  • ФРАНСУА ДЕ ЛАРОШФУКО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-18 Time: 07:49:07 = Б = * Бессилие есть единственный недостаток, который невозможно исправить. * Благодарность — просто тайная …
  • ФИЛОСОФИЯ В БУДУАРЕ в Цитатнике Wiki.
  • НАША RUSSIA в Цитатнике Wiki.
  • ЖЕЛЕЗНАЯ ПЯТА (РОМАН) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:06:11 Цитаты из романа-утопии «Железная пята», 1908 (автор Джек Лондон) * Никогда в истории человеческое общество …
  • ГЕРОИ (ТЕЛЕСЕРИАЛ) в Цитатнике Wiki.
  • ВЛАДИМИР ВОЛЬФОВИЧ ЖИРИНОВСКИЙ в Цитатнике Wiki.
  • АКТЁР в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-15 Time: 11:28:27 * Актер — это человек, который не слушает, пока говорят не о нем. (Марлон Брандо …
  • ИОСИФ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (прибавление, присовокупление) - имя нескольких лиц: Быт 30:23 и др. - старший из двух сыновей патриарха Иакова и брат Вениамина, …
  • ШЮТЦ РОЖЕ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Роже Шютц (1915 - 2005) - основатель экуменической общины Тэзе. Родился 12 мая …
  • ТЭЗЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тэзе - деревня в Бургундии (Франция); экуменическая община, расположенная в бургунской деревне Тэзе. Экуменическая …
  • ПЛАЧ 5 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Плач Иеремии. Глава 5 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • НЕЕМ 9 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Неемии. Глава 9 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • КИРИЛЛ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Святой равноапостольный Кирилл (до принятия схимы - Константин) (+ 869), славянский первоучитель. Вместе со своим …
  • ДЕЯН 7 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Деяния святых апостолов. Глава 7 Главы: 1 2 3 4 …
  • БЫТ 37 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Бытие. Глава 37 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • АНТОНИЙ ВИЛЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Антоний Виленский (в язычестве - Кумец) (+ 1347), придворный князя Ольгерда, младший брат мч. …
  • 3 ЕЗД 10 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Третья книга Ездры. Глава 10 Главы: 1 2 3 4 …
  • 2 ПАР 29 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Паралипоменон. Глава 29 Главы: 1 2 3 4 …
  • 1 ПАР 9 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Первая книга Паралипоменон. Глава 9 Главы: 1 2 3 4 …
  • 1 ПАР 26 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Первая книга Паралипоменон. Глава 26 Главы: 1 2 3 4 …
  • 1 ЕЗД 9 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Первая книга Ездры. Глава 9 Главы: 1 2 3 4 …
  • ШАМИЛЬ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шамиль - знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни в их борьбе с русскими за независимость. Родился в селении …
  • ГОНКУРЫ в Литературной энциклопедии:
    — Эдмон и Жюль — французские писатели, братья, долголетнее лит-ое сотрудничество которых — редкий …
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ПРЕССОВАННЫЙ ПРОФИЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    профиль, длинномерное металлическое изделие, полученное прессованием (выдавливанием) в матрицу. По конфигурации поперечного сечения П. п. разделяют на сплошные и …
  • НЕФТЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Нефть (через тур. neft, от перс. нефт) - горючая маслянистая жидкость со специфическим запахом, распространённая в осадочной оболочке Земли, являющаяся …
  • КОНДЕНСАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    электрический, система из двух или более электродов (обкладок), разделённых диэлектриком, толщина которого мала по сравнению с размерами обкладок; такая …
  • ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    океан, третий по величине океан на Земле (после Тихого и Атлантического). Расположен большей частью в Южном полушарии, между Азией на …
  • ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языка, элементы, единообразные и неразложимые с точки зрения определённого уровня членения текста (фонологического, морфологического и т. д.) и противопоставленные друг …
  • ГОНКУР ЭДМОН, ЖЮЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Goncourt) де, братья Эдмон (26.5.1822, Нанси, - 16.7.1896, Шанпросе) и Жюль (17.12.1830, Париж, - 20.6.1870, там же), французские писатели. Их …
  • ГЛОССЕМАТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. glossa - язык), лингвистическая теория, возникшая в кружке датских лингвистов Копенгагенского университета в середине 30-х гг. 20 в. …
  • ШАМИЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни в их борьбе с русскими за независимость. Родился в селении Гимры около …
  • ЧЕРНОМОРСКАЯ БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.

Предлагаю Вам сценарий библиотечного часа для учащихся 2-3 классов по теме «Братья наши меньшие». В рамках реализации часов внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе, этот сценарий может быть использован в курсе духовно-нравственного направления - «Библиотечный час». Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям начальных классов, библиотекарям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Братья наши меньшие

Описание материала: Предлагаю Вам сценарий библиотечного часа для учащихся 2-3 классов по теме «Братья наши меньшие». В рамках реализации часов внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе, этот сценарий может быть использован в курсе духовно-нравственного направления - «Библиотечный час». Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям начальных классов, библиотекарям.

Цели:

Развитие заинтересованности и потребности в чтении научно-популярной литературы.

Воспитание чувства ответственности за братьев наших меньших.

Задачи:

Привлечь к чтению литературы о многообразии животного мира.

Привить любовь к животным, бережное отношение к окружающему миру. Воспитать чувство ответственности за судьбу домашнего питомца.

Оборудование:

Стенд с фотографиями домашних питомцев. Выставка книг: «Наши верные друзья». Запись песни «Собачья песня»: музыка С.Никитина, слова Ю. Мориц.

Раздаточный материал : Конверты с разрезанными картинками «Сказки о животных»; карточки с половинками пословиц и поговорок о кошках.

Ход урока:

Звучит запись песни «Собачья песня».

Библиотекарь:

Ребята! Много тысяч лет живут на планете Земля рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Русский поэт Сергей Есенин с любовью называл зверей «братьями нашими меньшими». Я думаю, вы тоже любите животных.

Сегодня мы поговорим о наших домашних питомцах. Наверное, почти у каждого из вас есть дома собаки, попугаи, рыбки, хомячки, кошки. Ещё в древние времена человек начал приручение диких животных, таких как собака, лошадь, корова, коза, куры. И только кошка, живя рядом с человеком, оставалась самостоятельной и независимой. Как показали раскопки, приручение кошки датируется четвёртым тысячелетием до нашей эры. В Древнем Египте на рисунках, изображающих сцены домашней жизни, рядом с женщиной сидит кошка. Древние египтяне обожествляли их. Они считали, что кошка приносит счастье. Из Египта кошка распространилась в Китай, Таиланд, Бирму и на север – через Крит и Рим в Европу. Кошек называли «добрыми духами жилища». Как вы думаете, почему? Правильно. Кошка стала союзником человека в борьбе с грызунами.

Домашняя кошка – ласковое, милое, грациозное животное. На Руси считали, что кошка – хозяйка дома. Многие народы создавали пословицы и поговорки о кошках. Давайте вспомним эти пословицы и соберём их. На карточках написаны половинки пословиц. Вам надо их соединить, прочитать и объяснить их смысл. (Работа по группам)

Пословицы и поговорки о кошках:

Без кошки нет дома, без собаки – двора

Богат Мирошка, а животов – собака да кошка

Живёт Ермошка: есть собака да кошка

Кот - охотник до рыбы, да воды боится

Кота в меше покупать нельзя

Кошачья лапка мягка, а коготок остёр

Кошка в печурку – стужа во двор

Кошка лазит и в окошко

Кошка на печке, пёс на крылечке

Кошка спит, а мышей видит

Кошка с дома, мыши в пляс

Кошке – игрушки, а мышке - слёзки

Кошки – со двора, а мыши – по столам

Отчего кот гладок? – Поел, да и на бок

Рано пташка запела, как бы кошка не съела

Часто кошки встречаются в сказках, выступая всегда в роли помощников человека. Назовите произведения, в которых встречаются эти известные пушистые герои:

Кот Базилио (А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»)

Кот Епифан (Е.И.Чарушин «Кот Епифан»)

Котёнок Тюпа (Е.И.Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «О том, как Тюпа снова сделался маленьким», «Почему Тюпа не ловит птиц»)

Кот Матроскин (Э.Н.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

Семейство кошек (С.Я.Маршак «Кошкин дом»)

Кот Леопольд (А.И.Резник «Приключения кота Леопольда»)

Кот учёный (А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)

Кошка Мурёнка (П.П.Бажов «Серебряное копытце»)

Кот в сапогах (Ш.Перро «Кот в сапогах»)

Кот Фёдор Тимофеевич (А.П.Чехов «Каштанка»)

Чеширский кот (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»)

Сказки («Репка», «Кот и лиса», «Кот – серый лоб, козёл да баран», «Кот, воробей и петух», «Кот, петух и лиса» и другие) (Ответы детей)

Ребята, обратите внимание на выставку книг «Наши верные друзья». Сейчас мы постараемся вспомнить все эти произведения и соберём разрезанные картинки, которые собраны в конвертах «Сказки о животных». (Дети собирают картинки).

Послушайте рассказ Льва Толстого «Котёнок»

Вопросы:

  1. Любили ли Катя и Вася котёнка?
  2. Почему они оставили его одного и правильно ли они поступили?
  3. Почему Вася бросился спасать котёнка?

Если вы берёте на себя ответственность, заботится и ухаживать, воспитывать и дружить со своим питомцем, то вы за него в ответе на всю жизнь.

Ребята, а какие породы кошек вы знаете?

(Ангорская, европейская, египетская, китайская бесшерстная, персидская, русская, сиамская, сибирская и другие.)

Интересные факты:

  1. Знаете ли вы, сколько у кошек усов? (24)
  2. Сколько у кошек зубов? (30)
  3. Существуют ли памятники кошкам?

(Да. Санкт-Петербург: установлен памятник «Хорошему коту» в 2000г.;

Париж: памятник перед знаменитым университетом Сорбонны;

Москва: на углу Большого Овчинниковского переулка и Пятницкой улицы установлен памятник коту).

Борис Заходер «Песня о маленькой собачке»

У одной Собачки – хвостик;

У другой Собачки – носик;

А у Маленькой Собачки

Нет ни носа, ни хвоста.

Нету лапок,

Нету шёрстки,

Нету ушек,

Нету глазок…

Всё, что есть у той Собачки,-

Всё – СПЛОШНАЯ КРАСОТА!

Первое животное, прирученное человеком – собака. Как вы думаете, почему? Судя по археологическим раскопкам, произошло это ещё в каменном веке. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху. Постепенно человек приручил собаку сторожить дом, помогать на охоте. Сегодня во всём мире насчитывается более 400 пород собак. Породы подразделяют: служебные, охотничьи и декоративные (комнатные). Служебные собаки охраняют государственную границу, военные и хозяйственные объекты, ищут и задерживают преступников. Охотничьи собаки – это группа пород, издавна использующихся человеком для различных видов охоты. Их главный признак – сильно развитый охотничий инстинкт. К декоративным собакам относят пуделей, болонок, пекинесов, чау-чау и других. Для одинокого человека собака может быть единственным другом. Собаки очень преданы дому и своему хозяину.

Послушайте рассказ Е.Чарушина «Верный Трой»

Вопросы:

  1. Почему назван так рассказ?
  2. Почему Трой стал передвигаться на колёсиках?
  3. Как относится хозяин к своему питомцу?

Наверное, каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку. И неудивительно, ведь каждому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг. Но бывает и так. Завёл себе человек собаку, а она требует внимания и заботы. Надоели человеку эти заботы, и выбросил он собаку на улицу, предал друга. Особенно много бродячих собак и кошек появляется в нашем городе летом, когда жители уезжают в отпуск, а своих питомцев выгоняют на улицу. Собравшись в стаи, такие животные вынуждены самостоятельно добывать себе пропитание. Собака – друг человека, но выгнанная из дома, она живёт по законам стаи. Жестокость порождает жестокость. Потерянная или брошенная собака всегда на совести её хозяина. Постарайтесь не делать ошибок, за которые ваша собака может поплатиться жизнью, и не обрекайте своего четвероногого друга на медленную и мучительную смерть, не предавайте его. Предательство – один из самых отвратительных поступков человека. Надо помнить об этом. Я думаю, что вы любите своих питомцев, заботитесь о них. И мы с удовольствием послушаем рассказы о ваших домашних животных. Что они умеют, интересные факты из их жизни. (Рассказы детей)

Ребята, запомните фразу из книги Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». О братьях наших меньших нужно заботиться всегда, а не только тогда, когда нам с ними интересно. Мы нужны им, мы всегда в ответе за них, за тех, кого приручили. На следующем занятии мы продолжим разговор о братьях наших меньших. Проведём с вами викторину, конкурс чтецов, нарисуете своего домашнего питомца. А если у кого-то ещё его нет, нарисуете, кого бы вы хотели приобрести. В нашей библиотеке вы найдёте много книг, в которых рассказывается о животных, о том, как нужно за ними ухаживать, кормить, любить их. Я думаю, вы с удовольствием почитаете, эти книги и выучите стихотворения.