Игры от 1 года до 3 лет. Игры с малышами: от года до трех

Какие развивающие игры и игрушки лучше всего для детей от 1 года до 3 лет? Непростое это времечко – жизнь крохи от года до трех.

Дети в этот период не любят быть предоставленными сами себе. Они требуют внимания и активного участия родителей в своих играх. Не получится просто поставить перед ребенком корзину с кубиками – придется вместе собирать и комментировать.

Пирамидка

Одна из игрушек для ребенка до года, любовь к которой лишь закрепляется со временем. Демонстрируйте, как надевать детали на основание, сравнивайте круги по размеру – один больше, другой меньше.

Не требуйте правильности с первых минут, но постепенно усложняйте задачу. Ближе к трем совершите первые попытки обучения устному счету на примере красочных деталей.

Кубики и конструктор

Для начала подойдут и обычные кубики, но потом они могут быть успешно заменены на конструктор. Учите малыша правильно обращаться с деталями, показывайте, как строить башни и домики из разных элементов. Части конструктора можно сортировать по цветам и размеру.

Если ребенок раскидывает запчасти, вовлеките его в сказочное действо. Стройте, например, не просто башню, а Теремок. Заселите в него пальчиковых кукол – Мышку, Лисичку, Волка, расскажите их историю.

В любой игре нужен элемент театра и участие вашей фантазии. В деревянном поезде – Чух-Чух! – вы будете возить плюшевого мишку в гости к зайчику, а из кубиков строить домики для трех поросят.

Нанизывание и забивание

Что можно делать с деревянными предметами с отверстием?

Нанизывать крупные бусины на шнурки, всовывать их в углубления, забивать их молоточком в дырки или продавливать пальчиком, надевать разноцветные «бублики» на деревянные основания.

Сортер

Любая сортировка идет на пользу интеллекту малыша. Прикупите специальный ящик-сортировщик с отверстиями разной формы и яркими деталями к нему. Покажите малышу, как поместить внутрь круг, а как – квадрат. Проговаривайте названия фигур и их цвета.

Впрочем, для сортировки не обязательны покупные приспособления. Поищите в доме предметы трех разных цветов (желтый, красный, синий) – пластиковые ложки, крышечки, кубики, бусинки.

Смешайте и предложите крохе разложить их в три кучки по цветам. Красные вещи – на красную тарелку или лист картона, желтые – на желтую.

Постепенно усложняйте задание – увеличивайте количество цветов, вводите понятие оттенков (светло-синий, голубой).

Игры с пластилином и тестом

Размазывать пластилин, надавливать на готовые шарики, расплющивая их в аппетитные блинчики, раскатывать «колбаски» и скатывать «зернышки» – все это с радостью выполняют малыши и двух, и трех лет.

Пластилин удобнее размазывается и сцепляется между собой.

А соленое тесто для лепки, хоть и не такое клейкое, зато – безопасное, натуральное и прекрасно поддается детским ручкам.

Рисование

Уже в полтора года чаду можно предложить раскрасить большой лист ватмана пальчиковыми красками. Только выбирайте смываемые водой материалы и наденьте одежду, которую не жалко.

Рисование – дело отнюдь не чистое, зато крайне полезное и увлекательное.

Если ребенку не нравится орудовать пальчиками и ладошками, дайте ему губку, порезанную на квадраты-спонжики. Пускай макает их в тюбики и штампует разноцветные отпечатки.

Кроме красок вам понадобятся пастель, мелки, специальные фломастеры для крох, восковые карандаши и обычные, с толстым грифелем и удобным трехгранным захватом. В это время надо научить ребенка правильно держать в пальчиках карандаши.

В три года ребенок уже сможет закончить простой рисунок, предварительно нарисованный вами (домик без части крыши, зонтик без палочки). Также его заинтересуют покупные раскраски с толстыми контурами.

Аппликации и наклейки

Двухлетним крохам нравится наклеивать и отклеивать все, что под руку попадется. А ведь это отменное занятие на развитие мелкой моторики!

Можете самостоятельно подготовить материалы для занятий – кусочки ваты, рваную бумагу, схематичные рисунки животных, которым вы будете клеить бумажную гриву и ватный снег под ногами… Или же купите готовые альбомы-пособия, которые в несметных количествах нынче продаются.

Особенно хороши экземпляры с многоразовыми наклейками для начинающих, использующие простые формы и элементарные цвета. То есть вместо реальных зернышек курочке в миску нужно приклеить пять желтых кружков, а на яблоню – десять красных.

Игры с водой и песком

Возня в песке замечательно стимулирует детские пальчики, а также учит обращаться с ведром, лейкой, лопаткой, граблями, формами. Но на песочнице и ванной комнате общение малыша с водой не заканчивается.

Среди популярных развивающих игр для детей от года – переливание подкрашенной жидкости в сосуды разного объема и формы.

Все операции производятся на подносе, затем малыш протирает за собой тряпочкой.

Предложите ему сыграть в стирку. Возьмите платье у куколки и скажите, что Маша запачкалась, когда гуляла.

Налейте тазик подогретой воды и покажите малышу, как стирать белье. Затем выжмите вместе тряпочки и развесьте их на веревке, закрепляя прищепками. Любые операции с прищепками очень полезны.

Другие развивающие занятия для детей от года до трех

Для вдохновения обязательно прочитайте наши статьи про пальчиковые игры , а также про упражнения на развитие мелкой моторики – с пуговицами, бусинками, крупами, пинцетами, юлой.

Удачными приобретениями станут деревянные рамки-вкладыши (с формами, машинками и животными) и пазлы из 2 – 3 частей.

На улице и в поликлинике поищите с ребенком разные предметы. Большие и маленькие, круглые и красные, изображение птички и желтый цветочек.

Поиграйте в прятки: спрячьтесь за деревом, выгляните с улыбкой и криком «Ку-ку», предложите ребенку спрятаться.

Для прочих развивающих игр с детьми до 3 лет вам понадобится мягкая игрушка или кукла с четкими чертами лица. Спрашивайте, где у мишки глазки, ротик, носик, ушки, ручки, ножки. Пусть малыш покажет, а вы снова проговаривайте названия частей тела.

После этого занятия мишку можно покормить ложкой из тарелки, одеть в кофточку и штанишки, покатать на машинке и уложить спать.

28

Счастливый ребенок 07.06.2014

Дорогие читатели, сегодня на блоге будет разговор о полезных, развивающих играх для наших детей от 1,5 до 3 лет. Эту тему мне предложила Ольга Пивнева, воспитатель с большим опытом работы (педагогический стаж — 22 года) из г.Грязовец. Все свои знания и умения передает детям через различные виды деятельности. Ольга считает, что быть воспитателем - это здорово! Побольше бы таких замечательных воспитателей было у наших детей! С Олей мы уже знакомы по работам, которые участвовали в конкурсе «Огород на подоконнике». Также я заметила, что Оля очень активно принимает участие в других конкурсах на блогах моих друзей.

Сегодня Ольга Пивнева расскажет нам, как весело и интересно можно провести время с нашими детьми. И использовать мы будем самые простые материалы, которые есть у каждого дома. Думаю, что вы найдете много интересных идей для своих детей и внуков. Эти игры можно использовать и для детей постарше. Им будет проще справиться со всеми заданиями, но рекомендованный возраст для игр – 1,5 года до 3 лет. Оля обратила внимание, что группы в детских садах часто бывают смешанные, особенно в летнее время. И дети всегда с удовольствием играют в них. Передаю слово Ольге Пивневой.

Развивающие игры для девочек и мальчиков от 1,5 до 3 лет

ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ!

(Игры из бросового материала)

Очень часто мы выбрасываем без сожаления пластиковые бутылки, пробки от кетчупа и майонеза, коробки из-под конфет или обуви, вышедшие из строя фломастеры. А оказывается, что эти вещи можно использовать для изготовления развивающихся игр для детей малышек.

Данные развивающие игры для детей знакомят их с цветом, формой и размером предметов; развивают внимание, речь, логическое мышление, фантазию, мелкую моторику рук.

Развивающая игра «РАЗНОЦВЕТНЫЕ БУТЫЛОЧКИ»

Материал. Бутылочки разного цвета и размера из-под шампуней, моющих средств, кетчупа. Картинка с изображением радуги.

Ход.

  • Дети выкладывают цвета радуги по порядку с помощью бутылок.
  • Подбирают крышечки к бутылкам, называя цвет бутылки и пробочки.
  • Называют, какой формы донышко бутылки.
  • Находят высокие, низкие бутылки; выставляют бутылки от самой большой до самой маленькой.

Игра «РАЗЛОЖИ ПРОБОЧКИ»

Материал. Бутылка (5л.), 4 бутылки (1,5л) разрезанные пополам, украшенные (бутылки 1,5л: первая – кружочками красного цвета, вторая – жёлтого, третья – синего, четвёртая – зелёного; Бутылка 5л.: каждая сторона кружочками и полосками разного цвета) и скрепленные между собой.

Ход. В большой бутылке, разрезанной пополам, лежат пробочки разного цвета. Детям нужно разложить пробочки по своим местам (по цвету).

Игра «МАГНИТЫ»

Материал. Магниты разного цвета и размера круглой формы; металлические крышки для хранения продуктов. С одной стороны крышек наклеены большие разноцветные кружки, с другой — маленькие.

Ход. Предложить детям:

  • подобрать магнитики к большим кружкам (на крышке) по цвету;
  • подобрать магниты по цвету маленьких кружочков на крышке.

Очень важно! В данную игру нужно играть обязательно под присмотром взрослого (индивидуально с каждым малышом). В младшем возрасте дети могут магнитик взять в рот и проглотить!!!

Развивающая игра для детей «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОБОЧКИ»

Материал. Карточки, на которых с помощью цветных кружков из самоклейки (белого, красного и жёлтого цвета), выклеены геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник).

Ход. Предложить детям подобрать пробочки по цвету кружочков и составить геометрическую фигуру.

Игра «ЧУДЕСА ИЗ СУНДУЧКА»

Материал. Карточки с недорисованными картинками (дерево без листочков, грибок без шляпки или ножки, цветы без лепестков, солнышко без лучиков и т.д.); крышечки из-под шампуней, гелей для душа.

Ход. Предложить детям с помощью цветных крышечек «дорисовать» картинки.

Игра «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ДОРОЖКИ»

У нас в группе сломалось игровое поле для крупной мозаики. Чтобы как-то использовать мозаику я придумала такую игру.

Материал. Пластмассовая подставка-полочка для выставки лекарств (приобретена в аптеке), на которой наклеены цветные полоски (дорожки); цветная крупная мозаика.

Ход. Предложить детям разложить мозаику на цветные дорожки по цвету.

Развивающая игра «ПРОБОЧКИ — ЧУДЕСНИЦЫ»

Материал. На листах картона, с помощью кружочков из разноцветной самоклейки, выклеены картинки (бусы, машина, дерево, цветы на поляне, гусеницы, карандаши, лесенка и т.д.); пробочки из-под растительного масла, коробок от сока.

Ход. Воспитатель предлагает рассмотреть пробочки. Дети говорят, какого они цвета. Далее рассматривают картинки. Что на них изображено? Пробочки хотят с вами поиграть. Дети раскладывают пробочки на картинки в соответствии с цветом. (Прочитайте детям стихи про данные предметы.)

Игры «ОЗОРНЫЕ ФЛОМАСТЕРЫ»

Материал. Использованные фломастеры. Баночка из-под влажных салфеток (для хранения фломастеров).

Ход игры.

  • Предложить детям подобрать к фломастерам колпачки.
  • Из фломастеров построить дорожку, заборчик, домик, елочку…

Такие дидактические игры я изготовила сама детям в детском саду, в которые они играют с большим удовольствием.

А эти интересные и полезные игры смастерили мамы моих воспитанников. Я им подсказала идейку, и вот что у них получилось!

Игра «ВЕСЁЛЫЕ СНЕГОВИЧКИ»

Материал. Бутылки белого цвета из-под йогурта. Связанные из цветных ниток шарфы и шапочки снеговикам; пайетки (глазки); красные колпачки от ручек (носик).

Ход игры. Предложить детям подобрать одинаковые по цвету шапочки и шарфики, и одеть на прогулку снеговичков. (Обыгрывание.)

Игра «ПОДБЕРИ ЦВЕТ»

Материал. На коробке из-под конфет из разных цветов самоклейки выклеена аппликация. В вырезанные дырки на коробке укреплены горлышки от пластиковых бутылок.

Ход. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки на коробках. Называют цвета предметов и крышечек. Учатся подбирать крышечки, откручивать и закручивать их.

Центр лечения детей с ДЦП в Москве. Диагностика. Лечение. Проживание. Помните, что чем раньше выявить детский аутизм, тем эффективнее будет лечение. Познакомиться с нашей клиникой, отзывами о лечении и наших программах реабилитации, графиком заездов для лечения можно .

Я благодарю Олю за такие интересные игры. Идей очень много. Развивайте своих детей, внуков, используйте все возможности, в том числе и такие занимательные игры. И, конечно, кроме развивающих игр мы должны задуматься о здоровье наших детей. В том числе о культуре питания.

Что мы им предлагаем? Часто сладости? Часто то, что они видят в рекламе? Для всех, кому интересна тема, приглашаю почитать мою статью Сохранение здоровья детей. Лишний вес у ребенка .

Желаю всем прекрасного настроения, здоровья, радости общения с близкими людьми.

Смотрите также

28 комментариев

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

Развивающие игры от 1 года до 3 лет

Для того чтобы развивающие игры пошли малышу на пользу, взрослые должны постоянно экспериментировать, а также чутко реагировать на настроение ребенка. Только близкий человек может определить, что ему интересно, а что скучно, что у него получается, а что пока не идет. Хороша та игра, которая сочетает в себе занимательность, эмоциональную привлекательность и развивающий эффект.

Дорожка из разноцветных колец

Пирамидка - очень полезная игрушка. Однако недостаточно просто дать ее ребенку, нужно научить его с ней играть.

Для детей в возрасте 1 года 3 мес. пирамидка должна быть простая, состоящая всего из 3-4 колец разного цвета и одного размера. Научите малыша брать по очереди каждое кольцо и надевать его на стержень. Свою помощь в овладении правильными действиями сопровождайте словами: "Вот так, взял колечко пальчиками, надел его на палочку, молодец, давай еще". Малышу, который еще не научился надевать колечки, можно помочь, взяв его ручки в свои и действуя вместе.

Затем игру можно усложнить, заменив пирамидку на другую - с колечками разного размера и цвета. Поначалу малыш будет складывать кольца, не обращая внимания на их размер. Кроху старше 1 года 4 мес. можно учить складывать так называемую гладкую пирамидку. Сложенная правильно (от большего кольца к меньшему), она на ощупь гладкая. Обратите внимание ребенка на этот факт, научите его проверять ручкой, гладкая ли пирамидка. Проведите ладошкой малыша по неправильно собранной игрушке и обратите его внимание на имеющиеся неровности. А потом сделайте то же самое с правильно собранной пирамидкой. От 1 года 6 мес. до 2 лет действия можно разнообразить. Предложите ребенку протянуть дорожку из колец, располагая их от большего к меньшему. Сначала ее можно складывать, не обращая внимания на величину колец. Потом сделайте вместе с малышом ровную, постепенно сужающуюся дорожку. Для этой игры подходит пирамидка из семи колец с колпачком.

Еще из колец можно построить башенку. Чтобы она была прочной, каждое верхнее колечко должно быть меньше нижнего. Научить ребенка различать величину колец можно, разложив их вперемежку и предложив ему найти самое маленькое, а потом самое большое и т.д. Накладывая одно колечко на другое, вы должны обратить его внимание на то, что большее по размеру кольцо всегда выступает из-под меньшего.

Пирамидка с кольцами разного цвета - прекрасное пособие, с помощью которого можно научить малыша различать разные цвета. Для этого игру с ребенком сопровождайте не только показом, но и комментариями. Одним из вариантов этой игры может стать использование двух одинаковых пирамидок из 3-4 колец разного цвета - одна для вас, другая - для крохи. Предложите ему, если он уже умеет нанизывать кольца, разобрать свою пирамидку и то же самое сделайте со своей. Затем покажите малышу кольцо определенного цвета и спросите его: "У тебя есть такое же - красное?" Если малыш ошибется, помогите найти нужное и приложите к своему, чтобы продемонстрировать совпадение цветов.

Для детей третьего года жизни пирамидка может состоять из 6-7 колец разного цвета. Показывая малышу красное колечко, попросите его: "Найди все красные (зеленые, желтые)".

Важно учить ребенка определять размеры колец на ощупь, а не только визуально, и на ощупь же узнавать, правильно ли сложена пирамидка. 2-3-летнего малыша можно попросить закрыть глаза (или завязать их платком), потрогать пирамидку, а потом ответить, ровная она или нет.

Играя с пирамидкой, обратите внимание малыша на те ее свойства, которые сразу не видны. Например, составленную из двух примерно равных колец пирамидку можно катать, как тележку.

Если, отзанимавшись с вами, малыш с увлечением продолжает собирать и разбирать пирамидку, пусть даже неправильно, оставьте ее для игры. Но как только вы заметите, что интерес к ней угас или ребенок просто разбрасывает колечки и использует их не по назначению, лучше уберите игрушку подальше.

Играя с ребенком, помните, что ему необходимо ваше одобрение. Если малыш с усердием нанизывает колечки в нужном порядке, на первых порах можно похвалить его и за это: "Как ловко ты надеваешь колечки!"

Кубик на кубик, кирпич на кирпич

Другая интересная и нужная игра - это кубики. Малышам обычно нравится бросать их или складывать в коробку, они по-своему манипулируют ими. Поскольку кубики, для того чтобы брать их и перекладывать из одной руки в другую, требуют специальных движений, они считаются очень полезными предметами для развития малыша.

К концу первого года можно строить вместе с ним несложную башню из двух-трех кубиков разной величины. Для ребенка практически все равно, как вы будете называть эти предметы - кубики, кирпичики или по-другому. Главное, чтобы вы четко произносили слова и они были ясны для ребенка. Очень важно также, чтобы предметы, с которыми вы его знакомите, содержали какой-то элемент новизны, а ваши действия заинтересовывали ребенка. Малышам обычно очень нравится, когда башня рушится, и это сопровождается возгласом "бах", а потом все повторяется вновь и вновь. Обычно малыш приходит от такой игры в неописуемый восторг.

При постройке башни нужно обращать внимание малыша на величину кубиков: "Большой кирпичик, поменьше, еще поменьше". Если малыш складывает башню сам, нужно помогать ему подсказкой: "Большой взял - правильно, теперь нужно искать поменьше. А где у нас самый маленький?" Такое речевое сопровождение действий ребенка поможет ему лучше осознавать их.

Со временем можно перейти к постройке башни, состоящей из большего числа кубиков разной величины. Ребенку третьего года жизни предложите 6-8 штук. Объясните ему, как сделать, чтобы башня не развалилась, помогите ему правильно и внимательно подобрать кубики. Для начала выложите кубики разной величины на столе. Обратите внимание малыша на то, что, если они будут сложены правильно, от большего к меньшему, получится лесенка и по ней можно пройтись пальчиком вниз и вверх.

На втором году жизни можно построить дом для куклы, сложив из кубиков сооружение, напоминающее букву П. Хорошо также сложить вместе кровать или стул. Сначала вы показываете, как это надо делать, подробно рассказывая, какой кубик куда класть и как кукла может "использовать" вашу постройку. Затем предложите ребенку сделать так же, при этом комментируйте и оценивайте его действия. Потом сравните две работы - его и вашу.

На третьем году жизни постройки могут быть гораздо сложнее, в соответствии с образцом, который изображен только на рисунке. Вообще способность действовать по образцу чрезвычайно важна для дальнейшего развития малыша, и кубики являются прекрасным материалом для развития этой способности. Тем более что в этом возрасте детям обычно очень нравится делать так, как показывает взрослый.

Зайцам - морковки, белкам - орехи

В конце второго года жизни малыши уже начинают узнавать на картинках изображения знакомых предметов. Поэтому картинки (сюжетные или предметные) тоже хорошо использовать для развивающих игр. Вот некоторые из них.

Найди половинку. Возьмите два набора красочных открыток, один из которых предварительно разрежьте пополам. Эта игра учит устанавливать логическую связь и цветовое единство, чтобы в дальнейшем из двух частей составить одно целое. Покажите малышу половинку и попросите найти подходящую к ней из 3-4 (не более!) половинок. Но сначала положите перед малышом ту целую открытку, половинку к которой ему надо найти. Если ему это трудно, можно вместе прикладывать половинку к другим разрезанным картинкам и таким образом искать законченное изображение. Когда у ребенка это будет хорошо получаться, игру можно усложнять, предложив уже от 6 до 8 различных половинок. Еще труднее будет задача, если картинки разрезать на 3 или на 4 части. Степень сложности взрослые должны выбирать сами, исходя из возможностей малыша.

Угадайка.

Для этой игры также потребуются разрезанные картинки, на которых должно быть изображено то, что хорошо знакомо ребенку (например, стол, яблоко, лицо человека, животное). Вы показываете малышу половину изображения и просите угадать, что здесь нарисовано. Картинку не обязательно разрезать, можно просто закрыть часть белой бумагой, а потом открыть ее и вместе удивиться, как это малыш смог отгадать.

В более сложном варианте можно показывать не половину, а третью или четвертую часть картинки.

Зайчик и белочка.

Для этой игры надо приготовить вырезанные из бумаги морковки и орехи (по 5-6 штук) и две игрушки - зайчика и белочку. Игра заключается в следующем. Вы показываете ребенку зверюшек, сажаете их в разных местах и напоминаете, что зайчики любят морковку, а белки - орешки. После этого дайте ему заранее заготовленные "продукты" и попросите отнести зайчику все морковки, а белочке - орешки. Когда малыш справится с заданием, поблагодарите его от имени игрушечных персонажей.

Понятно, что зайчик и белочка могут быть заменены другими персонажами - ежиком, мишкой, собачкой и пр. Важно, чтобы ребенок учился выполнять указания взрослого и осуществлять элементарную классификацию предметов.

И последний, но очень важный совет. Все игры с предметами должны быть по возможности выделены из других событий повседневной жизни и иметь очевидные для ребенка начало и конец. По завершении каждой игры нужно аккуратно сложить игрушки и убрать их в недоступное для малыша место. Этим вы исключите привыкание и утомление от предметов, они останутся по-прежнему привлекательными и желанными. А привычка к порядку и организованности тогда станет внутренней потребностью малыша.

Многие родители надеются, что после года ребенок научится сам себя занимать и играть самостоятельно. Эти надежды оправдываются редко. Намного чаще встречаются малыши, у которых в возрасте 1,5-2 лет еще не до конца прошла «тревога разлуки с матерью». Если мама оставляет такого малыша одного в комнате, он бежит за ней, хочет все время быть рядом. Мама отводит его обратно в детскую, раскладывает перед ним игрушки: «Посиди, поиграй сам». - «Нет, давай играть с тобой. Не уходи».

Одни мамы с удовольствием соглашаются поиграть, другие раздражаются, жалуются, что устали, что хочется, наконец, выкроить хоть немножко времени на свои дела. Как бы то ни было, ребенка нужно учить играть самостоятельно. Как часто мы слышим от детей постарше: «Мне скучно. Мне нечего делать! Чем мне заняться?» и т.д. Это говорит лишь о том, что в раннем детстве они не умели сами себя занимать, за них это делали взрослые.

Как научить малыша самостоятельной игре? Тут вам очень пригодятся маленькие песочные часики на пять минут. Начните вместе с ребенком складывать конструктор, строить железную дорогу, одним словом, займитесь чем-то таким, что его действительно увлечет. А дальше скажите: «Мне сейчас нужно отойти на кухню, посмотреть, как варится суп. Через пять минут я вернусь». - «Нет, мама, не уходи». Достаете песочные часики: «Как только песочек пересыплется вниз, ты меня позови, я обязательно приду». Так у вас появятся заветные пять минут, чтобы сделать какие-то дела: например, посолить и помешать суп или загрузить стиральную машину. Как только малыш позовет, сразу возвращайтесь и продолжайте совместную игру. Через какое-то время повторите маневр. Первое время малыш будет внимательно следить за песочными часами и звать вас, как только песок закончится. Но, убедившись в том, что вы выполняете свое обещание и каждый раз приходите на его зов, он, скорее всего, успокоится и на какое-то время про них забудет. Потом спохватится, позовет вас снова. Так время с мамой будет незаметно уменьшаться, а время самостоятельной игры - увеличиваться.

Многие мамы, чтобы заняться домашними делами, просто включают ребенку телевизор с мультфильмами. Вот уж чего действительно не стоит делать! Перед экраном ребенок может провести очень много времени, однако оторвать потом малыша от этого волшебного ящика будет очень-очень сложно. Но как воспитывать ребенка без телевизора, он ведь часть современной жизни? Там кроха узнает много интересного, мы смотрим только развивающие программы и т.д. Если вы яростный поклонник современных технологий и дистанционных развивающих программ, возьмите за правило, включая телевизор, смотреть его вместе с ребенком. И только то, что считаете действительно полезным для него. Думаю, что надолго вас не хватит. Давайте будем честными, мы используем телевизор для того, чтобы отвлечь ребенка и немного отдохнуть от него. Фактически мы включаем для ребенка «няню» и отдаем его сознание в руки людей, которых совершенно не знаем. А их задача сделать не просто развивающую программу, но такую, от которой ребенок не может оторваться. Не будем себя обманывать - время, проведенное у телевизора, не учит самостоятельности!

Есть дети, которые умеют и любят играть сами, особенно утром. Мамы иногда описывают такую картину: «Он просыпается и даже из комнаты не выходит. Сидит тихонечко и играет. Самое главное - не заходить к нему и не отвлекать». Это первый звоночек родителям о том, что ребенок уже может сам себя занять. Подхватите и развивайте эту способность. Обязательно хвалите: «Какой же ты молодец! Дал мне поспать». Малыш должен понимать, что самостоятельная деятельность - это что-то очень хорошее и правильное. Это не значит, что его, бедненького, бросили одного. Это значит, что он стал еще более взрослым. К трем годам ребенок должен уметь играть самостоятельно 15-20 минут. В этом возрасте уже проходит страх разлуки и ребенок способен увлечься каким-то делом. Чем интереснее игра, тем дольше можно ею заниматься, не отвлекаясь.

Если вы сейчас приучите кроху к самостоятельной игре, в возрасте от 3 до 5 лет он уже сможет самостоятельно выстраивать свою деятельность, а пойдя в школу, раньше начнет выполнять домашние задания без помощи взрослых.

Мамино и папино время. Жизнь устроена так, что в основном рядом с ребенком весь день мама. Но давайте не будем забывать, что он нуждается в общении с обоими родителями! Надо постараться сделать так, чтобы и у папы каждый день находилось для него время. Пусть это будет всего пять минут, но эти пять минут должны быть стопроцентно закреплены именно за папой. «Ты знаешь, сегодня был такой дождь! - говорит папа. - Я, пока до работы дошел, весь промок. Давай ты сейчас искупаешься, и я тебе покажу, какой был дождь». Или, например, папа может каждый день укладывать малыша спать. Это замечательная возможность поговорить по душам со своим ребенком. И мама ни в коем случае не должна вмешиваться в этот процесс. А папа, отправляясь в детскую, непременно должен отключить мобильный телефон.

А теперь - о мамином времени. Его тоже необходимо организовать, так же, как и папино. Странный совет, не правда ли? Зачем маме выделять какое-то особое время для ребенка, если она и так весь день проводит с ним? Дело в том, что мы очень часто находимся рядом, но не с малышом. Мы его одеваем, обуваем, выводим на прогулку, кормим, моем... А разговариваем ли? Рассказываем о себе? Обмениваемся впечатлениями? «Помнишь мальчика, который так громко-громко кричал на площадке? Я от этого крика очень сильно устала. А ты как? Понравилось тебе гулять?» Очень важно не только выслушивать ребенка, обсуждать важные для него события, но и рассказывать о своих собственных чувствах и впечатлениях. На нашем примере дети учатся говорить о себе, делиться своими эмоциями. Будьте откровенны с малышом, тогда и он будет откровенен с вами.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение № 244

Дидактические игры с детьми раннего возраста

(от 1 до 3 лет)

Выполнила:

Белоногова Елена Михайловна

учитель – логопед

высшей квалификационной категории

Ульяновск, 2014

Аннотация

В методической разработке представлены развивающие дидактические игры и упражнения для детей раннего возраста от 1 года до 3 лет.

Забавные игры с мягкими пазлами развивают мелкую моторику, речь, внимание, мышление, восприятие у ребенка, развивают сенсорные чувства. Эти игры устанавливают и поддерживают между мамой и ребенком близкие, доверительные отношения, так как взрослый принимает непосредственное участие во всех играх детей. Игры помогают наладить более тесный контакт с окружающим миром.

Методическая разработка содержит описание игр, которые являются авторскими. Игры изготовлены своими руками.

Методическая разработка может быть использована родителями, воспитателями ясельных групп дошкольных учреждений, педагогами, работающими с детьми раннего возраста.

Введение

Тема раннего развития очень актуальна и требует самого серьезного отношения и внимания к ней со стороны родителей и педагогов.

Начинать развитие надо как можно раньше. По словам Б. П. Никитина «Первые годы жизни – самое благодатное время, когда разумные заботы родителей дадут самые богатые плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырасти позже».

Дети раннего возраста - пытливые «исследователи», любопытные и энергичные. Они познают окружающий мир «играючи» и полны восторгов по поводу каждого своего нового «открытия».

Цель методической разработки – раскрыть содержание дидактических игр и показать их влияние на умственное развитие ребенка.

Дидактические игры являются необходимым и наиболее действенным методом воспитания и обучения детей раннего возраста, в частности в формировании у них высших психических функций, моторики пальцев и координированных движений рук, развития речи, сенсорных чувств, любознательности, устойчивого интереса и волевых черт характера.

Представленные в методической разработке игры опробованы на детях раннего возраста, посещающих семейный игровой центр «Вместе». Эти игры увлекают малышей. Их легко смогут сделать родители, педагоги из подручного материала.

Игры необходимо проводить под контролем взрослых, чтобы ребенок не смог нанести себе вред, засунув мелкие детали в нос, рот, уши.

Игры можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми раннего возраста.

Мягкие пазлы

Особый материал, из которого можно изготовить развивающие игры не ломается, не рвется, легко гнется, он безопасен.

Мягкий пазл совершенствует мелкую моторику; способствует развитию воображения; стимилирует творческую активность малыша.

Виноград

Оборудование: мягкий пазл «виноград» с большими и маленькими круглыми отверстиями, маленькие и большие круглые вкладыши.

Виноград

Виноград, виноград

Много ягодок подряд

Выросло на ветке –

Объеденье деткам.

Раздать детям индивидуальный материал для совместной работы с мамой.

Обратите внимание детей, что отверстия у винограда разные, большие и маленькие и вкладыши (ягодки) тоже большие и маленькие.

Большими и маленькими ягодками можно закрыть все отверстия.

Предложить детям вставить ягодки (кружки) в соответствующие по размеру отверстия.

Жираф

Цель: Учить детей соотносить предметы по величине, совершенствует мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл «Жираф» с большими и маленькими круглыми отверстиями, вкладыши тех же размеров и формы, картина жирафа.

Обратите внимание детей на высокий рост жирафа и на пятна по всему телу.

Прочитайте стихотворение.

Это что за великан

Ростом как подъёмный кран?

Это голову задрав

Нас приветствует жираф

Раздайте детям мягкий пазл «Жираф» (отдельно решетку и кружки) и предложите вставить кружки (пятнышки) в соответствующее по размеру отверстия.

Какой красивый жираф получился и весь в пятнышках.

Пароход

Цель: Учить детей соотносить предметы по величине, совершенствовать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл «Пароход» с большими и маленькими круглыми отверстиями, вкладыши тех же размеров и формы, игрушечный кораблик.

Покажите детям игрушечный кораблик и прочитайте стихотворение, сопровождая текст движениями.

Кораблик плыл по речке

В небо он пускал колечки;

Пых – пых, пых – пых

Пых – пых, пых – пых

Наш кораблик плывет

На волнах качается.

Вверх – вниз, вверх – вниз

На волнах качается.

Раздайте детям для игры по мягкому пазлу «Кораблик».

Обратите внимание детей на окна кораблика (большие и маленькие).

Предложите вставить кружки (окошки) в соответствующее по размеру отверстия.

Пряники и печенье

Цель: Учить детей соотносить предметы по форме (круг, квадрат), совершенствовать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл с круглыми и квадратными отверстиями, вкладыши той же формы.

Маша гостей пригласила и напекла угощенье. Предложите малышам разложить пряники (кружочки) и печенье (квадраты) на поднос и подать гостям к чаю.

Яблонька

Цель: Учить детей соотносить предметы по величине, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл «Яблоня» с большими и маленькими круглыми отверстиями, вкладыши той же величины, картина (рисунок) яблони с яблоками.

Яблоки бывают большие и маленькие, желтые, красные и зеленые.

Раздайте детям игру и предложите украсить яблоньку яблоками; вставить кружки (яблоки) в соответствующие по форме отверстия.

Домик

Цель: Учить детей соотносить предметы по форме (круг, квадрат); развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл «Домик» с круглыми и квадратными отверстиями разной величины; вкладыши под отверстия.

Прочитайте детям стихотворение.

Мы построим крепкий дом

Будем жить все вместе в нем

Дом из бревен, с окнами

Будет теплый, светлый он.

Предложите детям достроить дом, вставив кружки и квадраты в соответствующие отверстия.

Заключение

Возраст ребенка до 3 – х лет - самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком.

Надеюсь, что участие малышей в дидактических играх облегчит им дальнейшее обучение на занятиях в детском саду и подготовит к умственной работе, необходимой для систематического обучения в школе.

Играйте с малышом как можно чаще. Играйте с удовольствием!