Юридическая консультация клиента. Правила и этапы проведения

Очень часто, при работе с начинающими косметологами, СПАспециалистами и массажистами возникает ситуация, когда понимаешь, что они не знают основ коммуникаций со своим и клиентами.

Как часто, впервые пришедший клиент уходил от Вас, так ничего и не купив, те даже не поинтересовался ценами на Ваши услуги?

Почему же так происходит?

Что же нужно сделать?

Ошибка номер 1.

Правильно общайтесь с клиентами. Как? Когда к Вам впервые приходит клиент, всегда помните, что он пришел к Вам и ему надо решить свои задачи у Вас в кабинете.

Вместо этого специалисты начинают много говорить,.. Вы понимаете, это происходит потому, что Ваша неуверенность заставляет Вас искать пути общения с клиентом и Вы, начинаете много говорить.

Есть в правилах коммуникации один момент, на первой встрече должен говорить клиент.

Вам нужно включить глубинное слушание и услышать — что же нужно этому человеку? Когда Вы начинаете много говорить, а не задавать вопросы и решать проблемы клиента, Вы теряете экспертную позицию.

Здесь нужно помнить еще и о таком моменте, когда человек начинает задавать Вам много вопросов, Вы также теряете свою экспертную позицию.

В коммуникации есть правило, кто задает вопросы, того экспертность выше. Коучинговая программа, которую я даю косметологам, помогает обучиться правильным правилам коммуникации с клиентом.

Ошибка номер 2.

Научитесь услышать глубинные мотивы, почему он к вам пришел. Особенно это часто видно, когда приходят на процедуры контурной пластики, процедуры по коррекции тела …

Женщина не только хочет сделать процедуру, а она надеется сохранить отношения в своей семье, утереть нос подруге и другие глубинные желания, о которых она вслух не говорит…

Она говорит намеками.. Но когда Вы научитесь вести со своей клиенткой коучинговую беседу, Вы поймете ее глубинные потребности.

Научитесь понимать ее ценности и возвращать ей ценностные слова так, чтобы она захотела стать Вашей клиенткой.

Здесь я призываю не путать процедуры, которые причисляются к разряду лечебных, мы говорим сейчас о работе эстетистов.

Ошибка номер 3.

Доводите свое предложение до конца.

Представьте себе, что к Вам в первый раз пришла клиентка. Она как-то особенно себя вела и Вы рассказали ей все о том, сколько Вы учились, какие курсы Вы закончили и как Вы любите свою работу,.. И… Все …

Вы не сделали предложение, не назвали цену…

Все же вы сумели понять ее нужды и ожидания, но не сделали самого главного шага.

Вы не продали себя. Да, каждое наше общение с тем или иным человеком — это продажи…

Вы не смогли продать себя, Вам было неудобно, Вы постеснялись, ведь у человека может быть трудный этап в жизни…

И клиент ушел. Вы сделали самую сложную работу, а сливки с пирога снимет другой, тк Вы не довели до конца продажу. Знакомая ситуация?

На моей новой программе, посвященной улучшению взваимодействия косметолога с клиентом, мы рассмотрим эти вопросы.

Добрый день! У нас вышел спор по прочтению условий договора с точки зрения русского языка, хотелось бы узнать мнение специалиста, просто для справки (понятно, что консультация не может иметь юридических последствий). В условиях написано: “... Необходимо совершить первую покупку по Карте на сумму 500 рублей и более в срок до 31 марта”. Одно мнение состоит в том, что имеется в виду одновременное выполнение двух условий: что первая покупка должна быть на сумму 500 рублей и более, и что она же должна быть совершена в срок до 31 марта. Другое мнение – что при упомянутом выше прочтении после слова “более” должна была бы стоять запятая или союз, а раз запятой или союза нет, то это не может быть предложением с однородным подчинением; значит, подчинение здесь последовательное, и надо понимать так, что из всех покупок выбирается “первая покупка на сумму 500 рублей и более”, и эта покупка (первая крупная покупка, а не просто первая) должна быть совершена в заданный срок. Кто, на ваш взгляд, прав?

Действительно, эта формулировка допускает оба толкования, причем запятая не исключит возможных разночтений.

Снять их можно, только полностью перестроив предложение, например, так: Первая покупка должна стоить 500 рублей и более, ее нужно совершить до 31 марта.

Вопрос № 289212

Уважаемая Справка, поясните, пожалуйста, "консультация СО специалистом" всё же допустима? В ответах на вопросы 255992 и 219010 содержится, к сожалению, противоречивая информация. Заранее признательна, Хелена

Ответ справочной службы русского языка

Возможны два варианта: консультация кого-то (специалиста, врача, юриста) и консультация с кем-то (со специалистом, с врачом, с юристом) . См. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина; 3-е изд. М., 2002. Ответ на вопрос № 255992 дополнен.

Вопрос № 288227

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно писать следующие слова: Имидж- консалтинг Имидж - консультация Шопинг - сопровождение Следует ли ставить тире в этих словах? С уважением, Юлия

Ответ справочной службы русского языка

Нормативно дефисное написание: имидж-консалтинг, имидж-консультация , шопинг-сопровождение.

Вопрос № 286687

как правильно: консультация урологом или консультация уролога?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: консультация уролога. См. также ответ на вопрос № .

Вопрос № 283523

Доброе утро! Недавно задавала вопрос: Какая формулировка врачебных рекомендаций правильная, если речь идёт о направлении к другому специалисту: "консультация невролога" или "консультация неврологом"? Ответ справочной службы русского языка Корректно: консультация (кого?) невролога. Но ведь не пациент консультирует невролога, а наоборот. Может быть уместен вопрос "КЕМ?" - неврологом?

Ответ справочной службы русского языка

Одно из значений родительного падежа в русском языке – указание на производителя действия, ср.: выступление докладчика (выступает докладчик), крик ребенка (кричит ребенок), шум ветра (шумит ветер). Аналогично: консультация невролога (консультирует невролог). Совпадение этой конструкции с винительным падежом (указание на лицо, на которое направлено действие) не делает ее неправильной.

Вопрос № 283494

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: консультация (кого?) невролога.

Здравствуйте, коллеги. Возникла вот такая дилемма. В данном предложении: "Но праздник молодежный, надо заставить выложить, как можно больше денег за эксплуатацию чувств в противоположному полу!" Нужна ли запятая после части предложения "надо выложить", перед союзом "как". Я утверждаю, что это придаточное изъяснительное. Коллеги, оппонируют, приводя аргумент, что союз "как" в данном контексте в ходит в состав устойчивого выражения, поэтому запятая не ставится. Нужна ваша консультация , спасибо заранее.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед как не нужна. Как не начинает здесь придаточного предложения.

Вопрос № 272718

Ответ справочной службы русского языка

Такое написание нарушает нормы русского письма.

Вопрос № 272641
Здравствуйте! Подскажите,пожалуйста,как правильно писать?Консультация кардиолога или консультация кардиологом? спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: консультация кардиолога.

Вопрос № 270913
Здравствуйте, уважаемые работники справочного бюро! Очень нужна ваша консультация по вопросу склонения нестандартных фамилий, таких как Недобуга, Гарагуля, Илькив, Бабура, Мизера. Подскажите, будут ли они подчиняться стандартным правилам склонения таких фамилий (полная парадигма словоизменения для лиц мужского пола и несклоняемость для лиц женского)? Нужен Ваш авторитетный ответ. Заранее очень благодарны!

Ответ справочной службы русского языка

Да, здесь все стандартно, по правилам: склоняются мужские и женские фамилии, оканчивающиеся на гласный; склоняются мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный.

Вопрос № 269097
Подскажи пожалуйста с каким словом правильнее употребить слово "консультация ".
Дать консультацию или оказать консультацию?

Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: дать консультацию.

Вопрос № 268775
пожалуйста, очень срочно, ответьте сегодня:
нужно ли тире:
Консультация врача (-) стоматолога-ортопеда

Ответ справочной службы русского языка

А слово "врач" здесь обязательно? Если да, то корректно с тире.

Вопрос № 267116
Добрый день! Мы уже задавали этот вопрос, но ответа не дождались. Очень просим помочь, так как консультация требуется телевизионной программе, у которой неумолимо приближается дата эфира!
Вопрос: в словарях есть слово "призёрка", но допустимо ли использование этого слова в телевизионной программе?
Например: двукратная серебряная призёрка чемпионата мира.
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Мы считаем, что такое употребление допустимо.

Вопрос № 266469
Добрый день!
Очень нужна Ваша консультация . Скажите, пожалуйста, правильно ли мы написали должность для СМИ –- генеральный директор логистической компании «Молком» (юридическим языком - ЗАО «Логистическая компания МОЛКОМ»; МОЛКОМ – не аббревиатура)?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

План

1. Отличительные черты психологического консультирования и психотерапии.

2. Принципы психологического консультирования семьи.

3. Механизмы психологической коррекции семейных отношений.

4. Особенности использования методов и приемов семейного консультирования.

5. Целесообразность применения семейной психотерапии.

6. Принципы и стадии процесса семейной психотерапии на основе разных подходов.

Литература

1. Алешина Ю. Е., Данилин К. Е., Дубовская Е. М. Семейное и индивидуальное консультирование. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

2. Введение в психотерапию / Под ред. С. Блоха. - Амстердам; К.: Сфера, 1997.

3. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте. - М.: Б. И., 1997.

4. Гозман Л. Я. Процессы межличностного восприятия в семье / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова // Межличностное восприятие в группе. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

5. Кратохвал С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. - М.: Ме­дицина, 1991.

6. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. - М.: Семья, 1993.

7. Психологическая помощь семье : Пособ. / Под ред. 3. Г. Кисарчук. - К.: Изд-во Инс-та социологии НАН Украины, 1988.

Психологическая помощь семье наиболее часто предоставляется через типологическое консультирование или психотерапию , которые направленны на решения психологических проблем семьи с помощью структурированного диалога между консультантом и клиентом. При этом под психологическим консультированием понимают прежде всего влияние, направленное на коррекцию межличностных отношений клиента в семье. Психотерапия ориентирована преимущественно на решение глубинных личностных проблем, которые скрываются в большинстве затруднений клиента, которые возникают в межличностных отношениях с другими членами семьи. В зависимости от ориентации психологической помощи различают такие виды психологического консультирования семьи :

· супружеское;

· общее детей и родителей;

· родителей по поводу проблем детей;

· семьи, один из членов которой серьезно болен (соматично или психически);

· тех, кто вступает брак;

· тех, кто разводится.

Консультирования классифицируют также по продолжительности (разовые, краткосрочные, продолжительные) и характером помощи (просветительско-рекомендацционная, диагностическая, собственно психологическая консультация).

Основная цель психолога , который осуществляет консультирование, - помочь клиенту найти пути и средства решения проблем, связанных с затруднениями в межличностных отношениях с членами семьи.

Для того чтобы достичь этой цели, психолог должен решить такие задачи:

· розобраться в сути проблемы, помочь клиенту снять эмоциональное напряжение, лучшее осознать ситуацию, которая сложилась, применяя рефлексивное выслушивание клиента;

· расширить представление клиента о себе, проблемную семейную ситуацию, окружающую действительность вообще, в результате чего он начинает по-новому видеть и оценивать ситуацию, старается найти альтернативные варианты поведения в ней;

· помочь клиенту взять на себя ответственность за собственный "взнос" в семейную ситуацию;

· поддержать у клиента веру у себя, готовность реализовать выявленные способы преодоления семейных проблем прежде всего через изменение собственного отношения к ним и собственного поведения.

Решить эти задачи возможно, придерживаясь определенных принципов :

· добровольности, которая означает собственное желание клиента обратиться к психологу и, таким образом, ориентацию его на восприятие психологической помощи;

· конфиденциальности , то есть запрет передавать информацию другим лицам без согласия клиента (за исключением случаев, если речь идет об угрозе жизни и здоровью клиента, или других людей, о чем клиент предупреждается сразу);

· доброжелательности, емпатийного отношения к клиенту, умение внимательно и активно выслушивать другого человека, проявляя к нему уважение, заинтересованность в его судьбе;

· безоценочного отношения к клиенту, умение воспринять его таким, каким он есть, оценивая, но не осуждая его нормы и ценности, жизненные правила, поскольку расширить представление человека об окружающей среде можно, опираясь только на его собственные представления;

· отказа от совета , от того, чтобы брать на себя ответственность за все, что происходит в семье клиента, в противном случае у клиента вместо активного старания решить проблему может сформироваться пассивное отношение к ней; при этом любые неудачи могут приписываться консультанту, который подрывает его авторитет;

· избегание дружеских отношений с клиентом с целью сохранения объективной и отстраненной позиции, необходимой для эффективного решения проблем клиента;

· правоты клиента , невозможности списать неуспешное консультирование на неправильную игру клиента его упрямство, неточное толкование проблем и т.п..

В результате психолог-консультант создает атмосферу доброжелательного доверия и как компетентный в проблеме человек (благодаря профессиональной обученности) помогает клиенту найти пути её решения, преодолеть трудности семейной жизни

Психолог Ю. Алёшина выделяет несколько групп методов и приемов психологического консультирования семьи : общие привычки психологического влияния; неспецифичные приемы работы консультанта; специальные приемы и методы психологического консультирования.

Общие привычки психологического влияния связанны прежде всего с соблюдением правил ведения консультативного приема на основе этических и профессиональных норм и принципов, при этом вербальное и невербальное поведение психолога помогает создать благоприятный психологический климат беседы, конструктивно проанализировать ситуацию, выяснить истинные причины возникновения проблемы, сформировать у клиента уверенность в действенности психологических рекомендаций и желания воспользоваться ими. Недостаточное овладение психологом соответствующими привычками консультационной беседы может привести к типичным ошибкам:

· не установленно необходимого психологического контакта, который препятствует созданию атмосферы доброжелательности и доверия;

· переход к решению проблемы без достаточного изучения ее сущности, представление рекомендации, что игнорируют мотивы и интересы клиента;

· постановка клиенту прямых вопросов с целью получения информации для проверки своей точки зрения, если мотивы распрашивания непонятны собеседнику;

· жесткая благосклонность предварительно сформулированной гипотезе и "подталкивание" собеседника к ней путем постановки соответствующих вопросов.

Неспецифичные приемы работы психолога-консультанта предполагают использование разных техник и задач, направленных на решение задач психологического консультирования независимо от его целей.

Например, домашние задачи клиентам (ведение дневника самонаблюдение; задачи, которые предусматривают беседы на заданные темы, которые их должны вести члены семьи на протяжении определенного времени; задача фиксировать по заданному плану положительных и отрицательных реакций на действия других членов семьи; задача применять в определенное время те формы общения, отсутствие которых привели к сложной семейной ситуации) помогают им закрепить позиции и привычки, усвоенные во время консультирования.

Вопросы, сформулированные так, чтобы ответ на них предполагал изменение позиции клиента к его проблеме (например, рассказать о семейных отношениях с точки зрения другого члена семьи), стимулируют развитие более широкого представления клиента о ситуации.

Аналогичный эффект дает использование "техники парафразы ", которая состоит в перефразировании жалобы клиента с целью уменьшения её отрицательного звучания, добавление ей положительного оттенка (например, жалобу на непослушание ребенка можно трактовать как проявление самостоятельности ребенка, которая очень важна для его будущей жизни).

Специальные приемы и методы психологического консультирования направленны на решение конкретных задач семейного консультирования. Так, использование "техники списков " основывается на том, что важным показателем благоприятного семейного климата есть общее проведение досуга, который вызовет удовлетворение членов семьи. Задача консультанта - найти у супругщв общие интересы и ориентировать их на выполнение общего дела, обсудив и устранив все возможные препятствия и трудности. С этой целью, предварительно объяснив супругам, что и зачем каждый будет делать, психолог предлагает каждому из них записать на отдельном листе бумаги то, что ему было бы интересно и приятно делать на досуге.

Получив от супругов два списка, консультант старается найти общие дела, которые супруги могли бы делать вместе ближайшими днями, а если общих интересов практически нет, предложить компромиссный вариант.

Аналогично применяют „технику контрактов” , если супруги (или другие члены семьи) на отдельных листах записывают требования и пожелания относительно друг друга.

Схема процесса психологического консультировани

предусматривает семь фаз


Схема процесса психологического консультирования (за Р. Кленером)

Первая фаза - создание климата, который обеспечивает успешное консультирование путем выражения психологом положительных установок на клиента, убеждение его в искренней заинтересованности в решении проблемы и желании помочь.

Вторая фаза - создание своеобразного "катарсиса", что возникает вследствие того, что клиенту предоставляется возможность высказаться по проблеме, освободиться от отрицательных эмоций.

Третья фаза - устранение (по возможности) деструктивного фона через осмысление проблемы и переориентацию клиента на положительное, что есть в этой ситуации.

Четвертая фаза - постановка консультантом диагноза, то есть выяснение причины обращение клиента в консультацию, о чем клиенту не сообщается.

Пятая фаза - психолог помогает клиенту самостоятельно поставить "диагноз" проблемной ситуации.

Шестая фаза - клиент может осознать имеющиеся варианты решения проблемы и выбрать один из них. При этом все решения клиент должен принимать самостоятельно, так как только тогда он будет чувствовать себя ответственным за собственные поступки и не откажется от принятого решения в случае трудностей, которые возникнут.

Седьмая фаза - закрепление мотивации относительно выполнения принятого решения.

Эта схема может изменяться в зависимости от продолжительности и характера консультирования.

Консультации просветительско-рекомендационного характера основываются на психодиагностике клиента, членов его семьи и осуществляются большей частью для молодых людей, которые вступают в брак, молодых семей в период адаптации, родителей, которые ощущают трудность в воспитании детей.

Такое консультирование происходит поэтапно :

1. Знакомство с клиентом, установление психологического контакта с ним с целью укрепления его мотивации относительно психологического консультирования.

2. Начало консультативной беседы, если клиент называет причину обращения в консультацию, то есть жалобу, в структуру которой входят:

· локус жалобы - субъектный (на кого жалуется клиент: на ребенка; на супружеские отношения; на семейную ситуацию вообще; на личные проблемы; на третьи лица, которые имеют отношение к семье) и объектный (на что жалуется клиент: на нарушение здоровья; на ребенка или на других членов семьи; на ролевое поведение членов семьи, которое не отвечает их возрасту, полу, статусу; на личностно-психологические особенности членов семьи; на психологический климат в семье; на объективные жизненные обстоятельства);

· самодиагноз - объяснение клиентом причины семейных трудностей, которая косвенно свидетельствует об отношении к ним клиента и их возможный источник, про его представление о себе и семейные взаимоотношения;

· проблема клиента - клиент отмечает, что хотел бы изменить, но не может или неуверен в правильности своих действий;

· запрос - формулирование того, на какую помощь рассчитывает клиент (эмоциональную поддержку, предоставление информации, формирование позиций, научиться влиять на членов семьи и т.п.).

На этом этапе психолог осуществляет первичную диагностику, то есть составляет впечатление о клиенте на основе анализа его вербального и невербального поведения, которое дает возможность обнаружить явное и скрытое содержание жалобы, её подтекст, отношение к лицу, на которое клиент жалуется, к консультанту.

Клиент может также быть ориентирован прежде всего на то, чтобы установить определенные отношения с консультантом, а не изменять ситуацию, с которой он обратился к консультанту.

В результате первичной диагностики психолог определяет возможность представления клиенту психологической помощи или направляет его к другим специалистам, выдвигает первичную гипотезу о сущности проблемы клиента и его семьи.

3. Психодиагностическое обследование клиента. Осуществляется на основе результатов первичной диагностики с использованием методик, с помощью которых диагностируют особенности личности того, кто получает консультацию, членов его семьи, семейных отношений и т.п. (см. тему 4).

4. Завершающая часть консультирования. По результатам психодагностического обследования в активном взаимодействии с клиентом психолог ставит психологический диагноз причин проблемной ситуации, составляет прогноз развития семейных отношений, составляет программу действий относительно профилактики и решения проблемных семейных ситуаций, а клиент мотивируется на реализацию принятого решения в практике семейных отношений.

Консультации, которые имеют собственно психологический характер , связанны прежде всего с коррекцией установок, отношений, поведения клиента. При этом психолог может использовать специальные техники (например, элементы психодрами), направленные на расширения представлений клиента о себе и семейной ситуации. В таком консультировании выделяют первичный приём, когда психолог выслушивает жалобы клиента, определяет его проблему с помощью определенных психодиагностических процедур, а также цели и задачи дальнейшей работы.

На втором этапе консультирования клиент привлекается к активному и глубокому осмыслению своих проблем. С этой целью психолог использует специальные упражнения и задачи, при выполнении которых выясняются чувства, переживания клиента, проигрываются разные альтернативные варианты взаимоотношений клиента с членами семьи с целью подготовки его к изменениям своего поведения.

На заключительном этапе консультирования психолог подводит итоги выполненной работы, отмечает достижения клиента, поощряя его на дальнейшие конструктивные шаги.

В случае необходимости (и желания клиента) осуществляется психологическая коррекция глубинных личностных проблем клиента, которые привели его к семейным трудностям. Механизмами психологической коррекции есть базисные и психотехнические средства (организация общения, моделирование опыта реальной жизнедеятельности, практики новых социальных отношений, усовершенствование механизмов переживаний, ощущения и т.п.) и специальные психотехнические действия (техника безоценочного, емпатийного прослушивания, техника психодрами и др.).

Такая психологическая коррекция семьи (чаще всего связанная с медицинской психологией) требует от психолога особых навыков : наблюдения, которые дают возможность фиксировать осознаваемые и несознаваемые эффекты семейных взаимоотношений; концептуальных, с помощью которых происходит теоретическое осмысление идентифицированных семейных проблем; исполнительных, что даёт возможность оптимально влиять на процесс семейного взаимодействия. Указанные привычки вырабатываются во время специальной подготовки, овладение основами семейной психотерапии , под которой следует понимать комплекс терапевтических методов и приемов, направленных на лечение пациентов через семью, а также на оптимизацию семейных отношений.

При этом психотерапия супружеских отношений может основываться на модели Дж. Доминиана , к принципиальным положениям которой приналежат:

· брак состоит из комплекса отношений (физических, эмоциональных, социальных, интеллектуальных, духовных), любой из который может быть затронут;

· брак имеет собственный жизненный цикл, и на определенных фазах его развития могут возникнуть определенные проблемы (см. тему 1).

В семейной психотерапии существует несколько подходов, самые известные из которых такие:

· психодинамичный , который основывается на анализе несознаваемых желаний и психологических проблем, пережитых на ранних этапах онтогенеза; достижении инсайта – осознания того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на семейные отношения, возникновение неврозов и неконструктивного поведения членов семьи;

· эклектичный, который интегрирует методы и приемы личностно-ориентованой и поведенческой терапии, методы, которые основываются на лечебном эффекте внушения (аутогенная тренировка, медитация, гипноз);

· системный , который основывается на предположении, что причины психологических проблем и их решение неразрывно связанны с характеристиками функционирования семьи как целостной структуры.

Именно этот подход, как отмечает Э. Ейдемиллер, считают ныне одним из найперспективнейших, экономически целесообразных, терапевтически эффективных направлений в семейной психотерапии. Системная семейная терапия целесообразная для семей, члены которых не отчужденны друг от друга, а объединенные эмоциональными и личностными "симбиотическими связями", которые приводят к острым и хроническим конфликтным отношениям, неврозам, психосоматическим заболеваниям.

Нецелесообразно осуществлять системную психотерапию при наличии в семье детей дошкольного возраста; ригидности жизненных установок членов семьи, в особенности связанных с их переломным возрастом; стойких отклонений характера у кого-то из членов семьи в виде истероидной, епилептоидной и параноидальной психопатий; временных психотичних состояний.

Семейный психотерапевт, работая с семьёй на основе системного подхода, руководствуется такими принципами:

· терапевтическое влияние направляется на семью как единый организм;

· любые внутрисемейные нарушения считаются результатом семейных отношений, а не персональной виной;

· в особенности выделяется положительное значение семейных проблем как сигналов о необходимости представления помощи (наверное, поэтому В. Сатир называет семейные проблемы "болью семьи");

· запрещается устанавливать сепаратные отношения отдельных членов семьи с терапевтом; члены семьи не должны иметь секреты друг от друга.

В системной семейной терапии выделяют три стадии. Первая стадия - сбор информации , если психотерапевт выясняет, что собственно члены семьи хотят каждый для себя и для семьи вобщем, как, по их мнению, может функционировать семейная система, определяет текущее семейное состояние с целью выявления ресурсов, которые имеет семья в этот момент; что именно делает невозможное достижение желательного состояния. На этой стадии члены семьи приобретают такой опыт, который может стать моделью их будущего поведения. Это достигается формированием у членов семьи ощущения уверенности в себе и в терапевте как надежном посреднике; осознанием членами семьи процесса, в результате которой они оказались в сложной семейной ситуации; установление соответствия между ощущениями каждого члена семьи и их вербальным выражением; определение точек соприкосновения чувств, желаний членов семьи, способов координации ощущений и состояний, которых они хотят достичь.

На второй стадии - преобразование семейной системы - психотерапевт помогает семье приобрести опыт, который станет моделью оптимального семейного функционирования. Это достигается разрушением неконструктивных шаблонов общения, установлением эффективной обратной связи, показа возможных перспектив развития семейных отношений, конструированием новых моделей отношений членов семьи при использовании прежде всего техники психодрамы, созданием "семейных скульптур" и др.

Третья , заключительная, стадия психотерапии сводится к закреплению положительных изменений, которые члены семьи выработали на предшествующих стадиях. В. Сатир отмечает, что наиболее желательным результатом семейной терапии есть не просто обретение опыта общения, который семья может использовать для дальнейшего развития, а и понимание этого опыта и конкретных приемов, которые использовал терапевт и члены семьи для гармонизации семейных отношений. С этой целью терапевт делает последовательный и детальный обзор психотерапевтического процесса, выделяя важные стадии семейных изменений, средства и возможности, необходимые членам семьи для дальнейшего развития. На этой стадии формируются также практические привычки построения конструктивных семейных отношений.

Так, В. Сатир делает акцент на важности отрабатывания так называемых сигналов, которые может использовать любой член семьи, если заметит какой-либо из прежде применяемых шаблонов заданного общения, над изменением которого они работали вместе с терапевтом.

В результате отрабатывания таких сигналов члены семьи способные болем ефективно использовать их в случае стрессов и других ситуациях, выбирая открытое творческое поведение.

Если идентифицированным пациентом (членом семьи, с которым связывают основные проблемы семьи его родные) есть ребенок, общая семейная терапия может разворачиваться в такой последовательности:

· предшествующая фаза , или фаза ориентаци и, если выясняется проблематика семьи; в отсутствии детей родителей ознакомляют с определенными аспектами будущей работы, в частности с необходимостью дать ребенку высказаться и, возможно, пойти на отдельные, хотя бы незначительные, уступки относительно его;

· фаза центрации на ребенке , если устанавливается максимальный контакт с ребенком, чтобы он чувствовал защищенным и мог высказать собственную мысль по поводу того, что происходит в семье; при этом важно выяснить, в чём родители готовы уступить требованиям ребенка, для того, чтобы он ощутил возможные перемены к лучшему;

· фаза родительско-детских отношений , если дети могут открыто высказывать свои чувства к родителям; здесь важно предоставить возможность и родителям, и детям высказать собственные отрицательные переживания, делая акцент на их положительном аспекте;

· фаза родительского взаимодействия , если обсуждаются проблемы в взаимоотношениях супругов; при этом терапевт интерпретирует высказывание родителей иногда из позиции ребенка или поощряя ребенка передать собственное восприятие событий, которые происходят; если при этом в семье есть несколько детей, в отношениях между которыми существует враждебность, то наступает:

· фаза детского взаимодействия , когда члены семьи вместе обсуждают причины проблем в отношениях между детьми;

· завершающая фаза , если симптомы семейного благополучия исчезают или теряют травмирующее значение; реальный опыт отношений в семье большей мерой отвечает идеальной модели семейных взаимоотношений , соответственно которой:

Все члены семьи, включая ребенка, равноправны;

Любой может и умеет высказывать собственные чувства, которые ощущает в тот или другой момент к другим членам семьи;

Члены семьи не оценивают отрицательно друг друга, а выслушивают другого, стараясь понять его чувства;

Члены семьи не вспоминают неприятное прошлое, опираются на принцип "здесь и теперь", хвалят добрые дела и поступки любого;

Семейный совет имеет только совещательный голос, любой имеет право принять или не принять его; родители совещаются с ребенком;

В семьи властвуют доверие, уважение, любовь, внимание к переживаниям другого, возможное открытое обсуждение любых тем.

Исследователи О. Бодалёв и В. Столин отмечают, что в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в которых наблюдаются признаки дезадаптации, трудность в общении, отдельные невротические реакции, целесообразно осуществлять комплексную психологическую коррекцию. При этом корекционный процесс разворачивается одновременно в нескольких направлениях:

· работа детской игровой группы , основной задачей которой есть устранение извращений в психическом и личностном развитии ребенка, перестройка неблагоприятных стереотипов поведения и создание новых, более адекватных;

· родительский семинар , который предусматривает расширение психологических знаний родителей о семейных отношениях и особенностях семейного воспитания во время лекций, групповых дискуссий, анализа проблемных ситуаций, библиотерапии;

· работа родительской группы , направленная на коррекцию отрицательного опыта отношений в семье, неадекватных родительских установок прежде всего на основе обсуждений и психодраматичного обыгрывання типичных ситуаций общения в семье и взаимодействия с ребенком;

· общие занятия родителей с детьми в игровой форме , которые проводятся в начале и в конце работы родительской группы.

Психологическое консультирование обычно состоит из нескольких встреч, отдельных бесед. В целом психологическая консультация как процесс разбивается на четыре этапа: 1. Знакомство с клиентом и начало беседы. 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез . 3. Оказание воздействия . 4. Завершение психологической консультации.

1. Знакомство с клиентом и начало беседы

1а. Первый контакт. Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, демонстрация доброжелательности и заинтересованности в плодотворном сотрудничестве. 1б. Ободрение. Желательно подбадривать клиента словами вроде: "Проходите, пожалуйста", "Усаживайтесь поудобнее" и т.п. 1в. Небольшая пауза. После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 – 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться. 1г. Собственно знакомство. Можно сказать клиенту: "Давайте познакомимся. Как мне к вам обращаться?" После этого необходимо представиться самому. 1д. Формальности. До начала собственно консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, его важных особенностях: - основные цели консультирования, - квалификация консультанта, - оплата за консультирование, - приблизительная продолжительность консультирования, - целесообразность консультирования в данной ситуации, - риск временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, - границы конфиденциальности, в т.ч. вопросы аудио- и видеозаписи, присутствие (наблюдение) за процессом третьих лиц. Говорить следует кратко, не выливая на клиента лишнюю информацию. Результатом здесь выступает окончательное решение клиента о вступлении в процесс консультирования. 1е. "Здесь и сейчас". Необходимо договориться с клиентом, настроить его на работу в режиме "здесь и сейчас". Важно дать понять клиенту, что психолога-консультанта нельзя использовать в качестве инструмента в разного рода интригах. 1ж. Первичный расспрос. Пример стандартной фразы: "Что Вас привело ко мне?", "Итак, какие вопросы вы хотели обсудить со мной?". Если клиент не является "профессиональным завсегдатаем" психологических кабинетов, то, скорее всего, уже с первых собственных фраз ему потребуется поддержка. По крайней мере, его будет интересовать вопрос: правильно ли он говорит, о том ли? Поэтому в случае необходимости с первых же минут расспроса надо поддерживать диалог.

2. Расспрос клиента, формирование гипотез

2а. Эмпатическое слушание. Оно же - активное слушание (повторение отдельных слов за клиентом, интерпретации). 2б. Принятие модели ситуации клиента в качестве временной. Консультанту пока не стоит вступать в споры с клиентом, тем более обличать его, ловить на противоречиях. Ломать модель ситуации клиента можно только после того, как эта модель изучена детально. 2в. Структурирование беседы. Редкий клиент умеет логично и последовательно описать проблемную ситуацию. Постепенно его надо побуждать к более рациональному изложению, рассуждениям. Самому консультанту надо быть последовательным. Каждая новая его фраза, вопрос должны быть логически связаны с предыдущими. Для структурирования беседы очень полезны периодические резюме. Диалог с клиентом - это не книга, разбитая на главы; поэтому можно взять себе за привычку раз в десять минут (например), следя за настенными или настольными часами, резюмировать сказанное. Если это уместно, то резюмировать можно не только устно, но и письменно, схематически изображая на бумаге модель ситуации. Структурирование беседы побуждает клиента к рациональной работе, к тому, чтобы не "перемалывать" в десятый раз одно и то же, а двигаться дальше; когда клиент перестаёт двигаться дальше в описании ситуации, то это будет верным свидетельством того, что он сказал уже всё существенное. 2г. Осмысление модели ситуации клиента. Психолог-консультант проводит аналитико-критическую работу, формулирует несколько гипотез в отношении этой модели. Если клиент пришёл за помощью к психологу, то это значит, что модель проблемной ситуации у него или а) неверная (извращённая), или б) неполная. В каждой гипотезе поэтому следует чётко формулировать: а) видит ли клиент ситуации в истинном свете? б) если не видит, то в чём ошибается? в) полна ли модель ситуации? г) если не полна, то в чём можно, в чём нужно расширить эту модель? Разумеется, большую часть выводов здесь психолог-консультант должен держать при себе, хотя бы потому, что пока имеются только гипотезы. 2д. Критика гипотез. Консультант задаёт клиенту вопросы, направленные на уточнение, критику гипотез. Вопросы здесь можно, конечно, задавать вразнобой. Но всё же рекомендуется стремиться к хотя бы внешней структурированности беседы, не перескакивая с одного на другое. Результатом здесь должно быть то, что в итоге остаётся только одна рабочая гипотеза (основная). Дело в том, что большую часть интеллектуальной работы психолог вынужден делать в жёстком режиме, когда имеется немного времени. Поэтому плотно надо работать только с основной гипотезой. Если она не подтвердится, то за основную принимается другая гипотеза. 2е. Изложение своей гипотезы клиенту. Поскольку клиент обычно уже "хорошо запутался" в своей проблемной ситуации, то бывает очень редко так, что он сразу принимает гипотезу и соглашается с ней. Поэтому важно подчеркнуть, что соображения консультанта - пока только гипотеза (предположения), что от клиента не требуется соглашаться с ней, требуется взять гипотезу за рабочую и попробовать изучить выводы, которые она порождает. В процессе работы с гипотезой скорее всего всплывут новые подробности, которые уточняют складывающуюся объективную модель ситуации. Вполне вероятно, что гипотеза окажется несостоятельной, в этом нет ничего страшного; в этом случае в качестве рабочей берётся иная гипотеза. 2ж. Критика гипотезы, нахождение истины. Рассматриваются различные ситуации, типичные и не совсем типичные. Перед тем, как приступить к следующему этапу, очень важно найти истину, то есть должна быть сформулирована и принята обеими сторонами объективная непротиворечивая модель проблемной ситуации.

3. Оказание воздействия

3а. Дать клиенту пожить с новым знанием. Дальнейшая работа напрямую зависит оттого, насколько истинной получилась модель проблемной ситуации. Важно понимать, что если модель не удалась, то и дальнейшая работа с клиентом (воздействие) находится под угрозой; а если наоборот (модель удалась), то и самому клиенту будет интересно пожить с новым знанием. Поэтому в идеале после выработки рабочей модели следует отпустить клиента до следующей встречи. Вероятно, он получил уже всё, что ему было надо, и поэтому больше не придёт на следующую встречу. Если нет возможности, надобности прервать консультацию, то можно просто сделать небольшую перемену. Для этого подойдёт усадить клиента в кресло минут на пятнадцать, включить ему спокойную музыку и дать возможность обдумать новое знание. 3б. Коррекция установок клиента. Конечно, вполне вероятно, что обретение нового знания может оказаться недостаточным клиенту для управления проблемной ситуацией. Здесь характерны жалобы клиента на то, что "не хватает сил", "не понимаю как" и т.п. Психолог вместе с клиентом критикует ложные установки последнего. Вырабатывает список новых установок. Установки должны быть вербально точными, простыми и эффективными. Большое внимание следует уделить установкам, направленным на обретение спокойствия и уверенности, на коррекцию уровня тонуса (успокоиться или наоборот мобилизоваться) и уровня рациональности-эмоциональности (стать более рациональным или более эмоциональным). Установки можно "принимать" в виде самовнушения. Опять здесь будет полезным дать клиенту возможность пожить с новыми установками. Возможно, что какие-то установки не приживутся. Тогда их, может быть, потребуется изменить или модифицировать. 3в. Коррекция поведения клиента. Помощь клиенту в формулировании возможных альтернатив привычному поведению. Анализ и критика этих альтернатив, оценка их пользы и эффективности. Выбор лучшей альтернативы. Разработка плана внедрения этой альтернативы. Важно понимать, что клиент в будущем может просто забыть применять альтернативное поведение. Поэтому в буквальном смысле его надо натренировать на применение альтернативы. Для этого подходят разные способы, например ролевые игры (в данном случае психолог может взять на себя роль какого-то родственника или знакомого клиента).

4. Завершение психологической консультации

4а. Подведение итогов беседы. Краткое обобщение всего происшедшего. "Повторение - мать учения". 4б. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими специалистами. 4в. Прощание. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько тёплых слов.

Литература

Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 172 с.