Спираль времени, или будущее, которое уже было время и пространство. История движется по спирали… Время идет по спирали

З дравствуйте, мои дорогие.

Я думаю, вы все уже на опыте убедились, что все повторяется. Как правило, сначала мы обнаруживаем какую-то проблему (или неприятность, помеху, «красную кнопку» ), потом мы ее прорабатываем, получаем результат, чувствуем облегчение. У нас получается не реагировать в определенных ситуациях или реагировать по-новому. Как бы жизнь налаживается. Потом происходит постепенное затухание этой памяти, и вдруг в какой-то подобной ситуации, гораздо больше нас эмоционально задевающей, мы реагируем очень сильно на то, что уже проработали. И это вызывает глубокое разочарование, недовольство собой, вызывает вообще такое чувство, что зря все было, и не понятно, в чем же тогда смысл, если столько усилий, столько перемен, а потом попадаешь в то же самое.

Вы все на тех или иных курсах сталкивались с этой темой, и я об этом говорила: что мы не можем измениться одномоментно, потому что мы состоим из очень многих слоёв, которые постепенно осваиваем в себе. И физическое наше тело гораздо менее подвижно, чем наши мысли и чувства, т.е. меняется медленнее.

То есть, с одной стороны, то, что мы уже провели в физическое тело, более надежно. Но, с другой стороны, тело нас, вроде бы, тормозит, потому что у него есть свои привычки. Например, вы уже понимаете, что глупо бояться, что ваш ребенок упадет с лестницы или с горки. Вы уже все это продумали: что у ребенка своя судьба, что у него нет причин ломать себе шею, что ваше спокойствие поддерживает его нормальное самочувствие… В общем, все это вы уже знаете. Но в тот момент, когда ваш ребенок перегнулся через перила и в какой-то ситуации рискованной находится, вы даже не успеваете подумать — у вас в животе уже узел завязался, или в горле крик формируется. То есть тело реагирует по-прежнему так же, как и раньше, несмотря на то, что вы умом и сердцем уже понимаете по-другому.

И для того, чтобы постепенно надрессировать тело, первое — нужно с ним не ругаться . Не ссориться, не обвинять, не говорить ему: «Ах! Да что ж это такое! В конце концов! Саботаж!» . А, наоборот, сказать: «Спасибо, дорогое тело, что ты меня бережешь, но я уже могу сберечь себя сама!» Главное в этот момент — признать свои чувства, продышать их и вернуться к мыслям и ощущениям, которые помогают вам переосознать что-то. Вообще, простое признание: «Да! Я боюсь! Я боюсь прямо сейчас, но мой страх неоснователен» очень помогает.

Тело, с одной стороны — это как бы балласт, оно мешает нам по-новому чувствовать себя постоянно. С другой стороны, тело — это якорь, который позволяет нам сохранить себя, кто мы есть, свой статус-кво. Потому что в тонких планах (там, где мы все друг на друга влияем в мыслях, в чувствах, в общих массовых настроениях, которые витают вокруг нас, в электромагнитных воздействиях, которые существуют на земле — во всем том, что не видимо нам, но совершенно четко влияет на нас и потом, косвенно, отражается в теле) возможны очень сильные турбулентности. Начиная от того, что какой-нибудь бурный конфликт есть рядом с вами, у ваших близких, или какое-то несчастье, произошедшее рядом с вами. И заканчивая тем, что где-то война, и вы почитали новости или услышали краем уха (как сейчас мы, к сожалению, проживаем опыт с Украиной).

Практически мы не можем быть не связанными с этими событиями. Эти сильные электромагнитные турбулентности вводят в смятение наши мысли и чувства. И в этой связи необходимо сосредоточить внимание на теле, просто переключить внимание на ощущения тела : когда мы ощущаем, как мы прикасаемся ногами к земле, как мы мнем руками тесто. Можно даже сделать несколько упражнений физических с полным осознанием: медленно присесть, медленно встать несколько раз. Это уже вас выдернет из коллективного поля мысли.

Но, собственно, тема наша немножко о другом сегодня. Она о том, как происходит возвращение и почему это возвращение к прошлому так необходимо. И я бы хотела остановиться на том, какая разница в возвращении к прошлому на самых разных этапах.
У нас фактически три больших этапа продвижения к нашему счастью. Помните, была у меня , где я рассказывала об этом?

На первом этапе мы еще только понимаем, что жить по-старому нельзя, а по-новому — страшно и не понятно как. На первом этапе главной проблемой является неверие: неверие в себя; неверие в те новые знания, которые приходят; сомнения, можно ли на них положиться; неверие в людей, которые вокруг тебя по-другому мыслят (вдруг они сектанты или вдруг они тебя используют). Т.е. первая фаза — когда мы сомневаемся вообще, можно ли этим путем спастись. Но, никакими другими путями мы не можем изменить свою жизнь.

На этой фазе самое простое возвращение по спирали — это когда на нас нападают страхи и ощущение своей ничтожности и бессильности перед жизнью. То есть, это роль жертвы, которая махровым цветом цветет в это время и на этом этапе. Собственно, вы даже не отслеживаете, что вы попали в прошлое. Вы просто, наоборот, как бы возвратились к привычному. Выход к новому осознанию — это как бы прорыв на новую платформу, а состояния усталости, страха, смятения, ощущения, что ничего не получается и вообще не понятно, как жить — привычны. И на этом этапе первое время мы вообще не способны со стороны на себя посмотреть и осознать, что это — возвращение назад. И, может быть, это к лучшему, потому что одним из самых больших искушений, мешающих нам двигаться вперед, является разочарование в том, что мы не так хороши, как могли бы. И на первом этапе мы просто не можем осознать, что мы хороши, поэтому у нас такие волны, которые нас кидают то вниз, то вверх. И единственный выход на этапе – внимание на том, что получилось, какие-то микроскопические позитивные вещи, которые собираешь как золотую пыльцу с цветов и хранишь. Как правило, помогают примеры других людей, которые вызывают доверие. Но на первой фазе все полубессознательно происходит.

А вот вторая фаза , самая обширная фаза приближения к своему счастью — когда многие вещи уже стали получаться. Во многом уже ты поменялся, но, во-первых, нет ощущения, что это навсегда, во-вторых, нет ясного понимания — кто ты есть. Потому что кем ты был — ты уже перестал быть; кем ты можешь быть — ты уже имеешь представление; а вот кто ты есть на текущий момент? Это состояние не очень проявлено, но оно и не может быть проявлено, потому что вы находитесь в процессе перехода. И этот этап — большой этап преображения, приближения к своему счастью, основной этап, когда мы шаг за шагом осознаём какие-то новые вещи про себя, когда мы можем ощутить очень воодушевляющие состояния, которые нам просто немеряно придают сил. Как будто окно над океаном открылось, и — свежий воздух. А потом вдруг, бац — и вы опять в своей кладовке, и там все очень, к сожалению, грустно и тягостно.

И это метание туда-сюда занимает очень длительный период времени, и, как правило, продвижение вперед отличается только тем, что с каждым разом такого рода падения (выпадения в матрицу, выпадение в своё прошлое сознание) все менее продолжительны, с каждым разом все меньше вас разочаровывают, потому что вы уже запомнили, и вы уже следите за тем, чтобы напомнить себе: «Я — молодец! Это нормально, что я сейчас провалилась, потому что все сразу не может получиться».

Продвижение вперед характеризуется тем, что вы спокойнее относитесь к каким-то своим провалам . И, как это ни странно, самые передовые отряды (те, кто прошел уже большую часть пути) характеризуются не тем, что у них нет состояний тревоги, разочарований или упадка сил, неверия, неведения, куда двигаться, куда ставить ноги вообще, хотеть ли/не хотеть ли, довериться ли судьбе, или продолжать как-то моделировать своё будущее и видеть его таким, каким ты можешь его видеть. Наиболее продвинутые люди характеризуются тем, что они к этим состояниям относятся с юмором. У меня уже немножко другая ступень, другая категория проблем. Но, тем не менее, качественное отношение — то же самое.

Вы на опыте уже убедились, что после темной ночи наступает яркое солнце, а какой-то взлет, очень яркий и наполняющий силами, обязательно уравновесится периодом стагнации и даже, может быть, апатии и безразличия. Вы уже просто знаете, что жизнь идет по синусоиде, при этом вращаясь по огромному диску своей спирали, т.е. проходя большие циклы. Волнообразно, но, при этом еще по большому циклу идет. Вы это неоднократно проживали в разных других гранях.

Ваш опыт позволяет вам вынырнуть из этого состояния не потому, что вы разобрались, что к чему, что явилось причиной, и как бы вам было нужно поступить. Что обычно характерно для начальной стадии второго периода приближения к своему счастью: когда людям кажется, что вот они поймут, почему они ошибаются — и перестанут ошибаться. Такое заблуждение есть.

Когда вы достигаете уже достаточной зрелости и понимания, то в те моменты, когда вы на грабли наступаете, вы себе говорите: «Ну, значит, надо было наступить на грабли. Ничего, синячок залечим. Давай, отвлечемся сейчас, получим удовольствие от того, что нам доступно, а потом посмотрим, что же мы эти грабли себе под ноги подложили».

Если вы внутри себя хотите определить, где вы находитесь по отношению к себе в ситуации провала, вы можете определить, насколько вы близки к своей целостности. Вы более целостны, чем больше принимаете себя в те минуты, когда вам плохо, чем больше вы сочувствуете себе, заботитесь о себе в это время, чем больше вы принимаете обстоятельства, которые произошли, даже не пытаясь найти логику в них. Вы просто учитываете, например: «Да, мне было плохо, я испытал злобу, мне было очень обидно. При всех моих знаниях в тот момент, когда мне сказали вот это, мне было очень обидно. Да, я это испытал, но я имею право это испытывать. Ну, значит, надо было мне испытать на этом этапе вот эти чувства».

Испытали, хорошо ощутили — где они в теле, и продышали или каким-то другим образом нейтрализовали (в ванне вымыли, ножки попарили или под душем смыли эту бурю энергий). Мне очень помогает продыхивание. Если прямо в тот же самый момент ты начинаешь осознанно дышать в то место, где застряла энергия, вызванная «красной кнопкой» или прежними какими-то ощущениями, то довольно быстро я могу рассосать это место. Буквально 3-5 минут — и следа не остаётся, выдувается. Но, самое главное — вы не огорчаетесь тем, что вы оказались опять в каких то нежелательных состояниях.

А теперь поговорим о том, почему так важно и так ценно оказываться в своих прежних неразумных реакциях. Я неоднократно говорила об этом, но сейчас я с такой бурной красочностью прожила опыт, который показал мне, как важно возвращаться к прошлому, а не лететь вперед стремительной кометой. Потому что когда наступает третий этап , вы, в сущности, неуязвимы. У вас ощущение, что мир устроен прекрасно и гармонично, и вы в нем тоже прекрасны и гармоничны. И все, кто вам встречается (пусть кривые, косые) — тоже прекрасны и гармоничны, потому что эта кривизна и косина им нужна.

Вы уже, в сущности, здоровы, любимы и любящи. У вас полностью изменилось отношение к финансовому потоку, т.е. вы понимаете, что ваше благополучие зависит не от ваших усилий, а только от вашей гармонии. У вас нет никаких тревог, как это произойдет — тем или иным способом. Вы просто знаете, что в нужный момент вам будет обеспечено все, что нужно. И у вас нет таких желаний, которые выходят за рамки того, что нужно.

Мне как-то писали на курсе: «Что делать, когда хочется как бы излишков?» . Просто когда человек находит внутреннее равновесие, он ясно ощущает, что действительно ему необходимо, а не то, что считается необходимым или нужным для других людей. Когда вы достигаете состояния гармонии, внутреннего равновесия, у вас есть совершенно ясное ощущение, что вам лишнее. Потому что вы наполнены текущим моментом, вы ощущаете, что прямо сейчас вам перемены не нужны. Вам, может, очень хорошо в вашей квартире, в этом городе, в текущий момент. А думать о том, что вам будет нужно потом, будете тогда, когда вы вступите в это «потом».

Это такая фаза, когда в целом, с точки зрения особенно стороннего наблюдателя, вообще проблем нет. Изнутри есть некоторые напряжения, но они настолько незначительные. Это как почесаться. Ну, чешется немножко, а до этого у вас переломы были, или трактор по вам проехал. В прошлом вы серьезные пережили травмы, а теперь — легкий дискомфорт, просто несравнимый с тем, что вы пережили. Вы проживаете плато, когда у вас все просто так есть. И вы чувствуете, что созреваете, накапливаете силы, чтобы двигаться дальше.

Продвижение на третьем этапе для большинства из вас еще не очень актуально, но я просто хочу вас немножко подготовить, чтобы у вас было ясное понимание того, что то место, где вы сейчас находитесь — прекрасно! То, где есть взлеты, падения, возвращения к прежним состояниям и т.д. Оно — прекрасно и очень важно и целебно. И чтобы вы относились к этому не как «пройти скорее это, и быть счастливым», а чтобы вы были счастливы в этом периоде, который проживаете волнообразно.

На этом третьем этапе вам, собственно, ничего не надо, у вас и так все есть, потому что вы знаете, что все снаружи есть отражение внутреннего. У вас внутри все есть, и снаружи все есть. Очень легкие усилия приводят к грандиозным результатам. Если вы из состояния равновесия допускаете мысль: «Было бы неплохо вот это…» , вам уже не надо прилагать никаких усилий, все само запускается, двигается, и вы с удивлением оказываетесь в гуще событий, которые совсем даже не продумывали. Ответственность творца — очень сильная .

Дело в том, что стремительное продвижение может происходить, только если абсолютно чисто сзади. Мы живем в эпоху, когда надо разместить небеса на земле. Но эти небеса нельзя в себе разместить, если у вас внутри есть компоненты, которые не соответствуют кристальной частоте. Слова частота — вибрация и чистота — отсутствие грязи в данном случае совпадают. Вы не можете без ущерба для психики и физического тела разместить большую порцию света в себе, если не убраны, окончательно не трансформированы какие-то моменты.

Все дело в том, что радикальных перемен в жизни должно быть не более 20% в текущий момент. 80% — вчерашних энергий, и только 20% — будущих. Потом вы их ассимилировали, они уже стали вчерашними, к ним можно добавить еще 20% новой энергии.

Периоды странного возвращения к совершенно тем же самым состояниям, с которых ВЫ начинали — это предохранительный клапан, который позволяет клеткам тела получить ту же порцию негативных гормонов, к которым они привыкли, и уравновесить новые гормональные реакции .

Часть клеток адаптирована к новому, но у них нехватка тех веществ, которые были раньше. Поэтому когда возникает ситуация, в которой вы испытываете прежние ощущения, почему нам так смачно, почему так не хочется вообще отрываться от негативных ощущений, в которые мы выпадаем? Если это тоска, то мы себя поднять не можем, если мы разозлись, то хочется прямо разозлиться от всей души, потому что тело в радости просто вопит: «Ура! Знакомое состояние! Ура! Знакомая биохимия!»

И здесь очень важно грань не перейти. Чтобы ровно порцию (знаете, как лечебный пчелиный или змеиный яд) для лечения получить, но не больше. Не для отравления. Смаковать дальше уже не надо . Вот вы испытали привычное состояние, увидели, что оно у вас знакомое: «О! Знакомое состояние!» Сразу, бывает, не увидишь, особенно если это начало второго этапа, т.е. вы не очень еще понимаете, что с вами происходит. Но во второй половине второго этапа трансформации вы уже замечаете: «Да! Это уже было!» Еще помогает мысль: «Я эту мысль уже думала. Я эти чувства чувствовала. Что-то новое в этом есть?» Вы увидите — нового ничего нет, знакомые ощущения.

Но! Вместо того чтобы отчаиваться, огорчаться, быть недовольным тем, что это происходит, вы понимаете — это нужно для того, чтобы тело поддержалось, но не больше этого. «Я знаю это ощущение!» , и переключаете внимание, уже выходите теми способами, которым я вас учу.

Оказывается, радикальное изменение способности выходить из этих негативных состояний зависит именно от того, как вы их оцениваете . Если вы их оцениваете как провал, огорчены этим и недовольны и вам противны вы сами в это время, то вы неизбежно в них затягиваетесь. Но если вы понимаете, что имеете право это почувствовать («Ну да, я имею право позлиться, в конце концов, это моя привычная реакция — рявкать на ребенка» , или еще что-то, у каждого свое: кто-то в депрессию впадает, кто-то смакует ощущения, что «я бесцельна, не понятно куда двигать», у каждого своя история, с которой он справляется), и, более того, что вам нужно вернуть себе это ощущение для безопасности, для того, чтобы тело плавно менялось вместе с вами, все проходит легче. Как только вы понимаете, что это — техническое действие, а не смысловое — не то что вы концептуально ошиблись и по недостатку понимания или силы воли, настойчивости оступились, а что это просто клапан, и пар вырвался наружу, и очень хорошо, что он вырвался, — вы этот клапан закрываете обратно. То есть отношение другое к этим процессам.

Конечно, применить все мои советы можно лишь в хорошем ресурсном состояние, поэтому мы открываем очередной набор на курс


August 25th, 2007

"Но есть еще один вопрос, очень важный для понимания природы «двойников», «призраков» в истории цивилизаций: а возможен ли обратный ход времени? В трактате «Государство» древнегреческий философ Платон упоминает странный феномен, когда мир поворачивается вспять и движется назад во времени."
"Наши предки, жившие в период працивилизации, как мы отмечали, обходились без слов. Им не нужна была письменность.
Информациология утверждает, что современный человек снова возвращается к бесписьменному, а затем перейдет и бессловесному способу общения."

Мы должны четко понимать, что природа времени не столь проста, как кажется. Под «временем», как правило, понимается, с одной стороны, некоторое пространство, а с другой – движение по этому пространству.
Мы привыкли измерять время периодом обращения Земли вокруг Солнца – это год. Время вращения Земли вокруг своей оси – сутки. В сутках 24 часа. В часе – 60 минут. В минуте – 60 секунд.
На каждой планете действуют различные временные метрики. Если за эталонную единицу времени информационных процессов и технологий на Земле принять земной час, то соответствующее время протекания подобных процессов и технологий на планетах Солнечной системы, исходя из масс, плотностей, ускорений свободного падения и др., будет совершенно иным: на Луне – 0, 165 часа; на Юпитере – 2, 65 часа; Марсе – 38 часов и т.д. С учетом соответствующей локальной шкалы измерения времени, можно определять для любой планеты или космического образования следующие параметры: наличие дня и ночи, их длительность, наличие лета, весны, осени, зимы и их длительности, наличие и продолжительность той или иной формы жизни и т.п.
В 1967 году Всемирная конференция по мерам и весам приняла за единицу времени атомную секунду, определив ее как 9*109 (10 в 9 степени) периодов электронных колебаний, соответствующих квантовому переходу определенного изотопа цезия.
Профессор Пулковской обсерватории Н. А. Козырев, внесший огромный вклад в изучение природы времени, утверждал, что время является необходимой составной частью всех процессов во Вселенной, а следовательно, и на нашей планете, причем главной «движущей силой» всего происходящего, так как все процессы в природе идут либо с выделением, либо с поглощением времени. Его идея созвучна идее И.И. Юзвишина, только он использует понятие «время», а Юзвишин – понятие «информация». НА. Козырев считал, что, используя свойства времени, можно получить мгновенную информацию из любой точки Вселенной или передавать ее в любую точку.
Исходя из теории Н.А. Козырева о существовании в природе вневременного канала передачи причинно-следственной информации, А.В. Мартынов подчеркивает, что такая информация представляет собой деформацию пространственно – временного континуума, а точнее, вызывает его вибрацию. Эти микрогравитационные вибрации заполняют все пространство Вселенной и в нашем реальном мире носят характер голограммы.
Все процессы в природе идут либо с выделением, либо с поглощением времени. Время не просто длительность от одного события до другого, измеряемая часами. Время можно измерять весами. Время оказывает физическое давление, несет энергию. Так, Н. А. Козырев открыл, что Земля подкачивает временем свой естественный спутник – Луну. На основе этого он предположил, что на Луне возможна вулканическая деятельность. Но ведь Луна – мертвое тело, закончившее свою эволюцию! Там не должны происходить извержения вулканов! Предположение Н. А. Козырева было настолько парадоксальным, что над ним издевались многие годы. Но 3 ноября 1958 года ему удалось обнаружить в телескоп на лунном кратере Альфонс вулканическое извержение. И в основе этого вулканизма лежали потоки времени! Открытие Н. А. Козырева не было принято сразу. Только в 1969 году ему выдали диплом об открытии лунного вулканизма, в 1970 году Международная астрономическая академия наградила его именной золотой медалью с бриллиантовым изображением созвездия Большой Медведицы.
Н. А. Козырев экспериментально доказал, что звезды выделяют колоссальное количество времени, то есть, по существу, служат генераторами какой – то субстанции.
Характеризуя материальность времени, Н. А. Козырев писал, что моменты собственно времени, как материальные нити, связывают центр действия с объектами, воспринимающими это действие. Время несет в себе организацию, структуру или негэтро-пию, которая может быть передана другому веществу датчика.
В представлении механики Ньютона время не зависит от пространства. Геометрия, связывающая пространство и время в четырехмерное многообразие, была разработана профессором из Бреслау Г. Меньковским в соответствии с преобразованием Лоренца и другими следствиями специальной теории относительности. С точки зрения реальности такого мира все, что может произойти, уже существует в будущем и продолжает существовать в прошлом. Перемещаясь по оси времени, мы только сталкиваемся с событиями в своем настоящем.
Известно, что мы видим звезды не там, где они находятся в настоящее время, а там, где они находились десятки и сотни тысяч лет назад: именно столько времени требуется свету, чтобы дойти до нас от звезды. А вот со временем происходит иначе. Оно не распространяется по Вселенной как свет, а появляется в ней сразу, его действие на процессы и материальные тела происходит мгновенно.
Но все же, время движется или нет? Если движется, то куда и как оно движется? "Представьте на минуту, – пишет Н. Непомнящий, – что вы смотрите фильм про игру в бильярд. Игра только что началась. Кий ударяет по шару, шар разбивает другие шары. Некоторые шары скатываются в угловые или боковые кармашки-лузы, другие просто катятся по столу и останавливаются в разных местах.
Теперь представьте, что фильм прокручивают назад. Несколько шаров быстро выскакивают из кармашков и катятся в центр стола. Первый шар откатывается назад и замирает у кончика кия. Все остальные шары собираются в форме треугольника.
Наш опыт подсказывает нам, что движения вспять не может быть на самом деле. Хотя оно и выглядит забавным, мы инстинктивно чувствуем, что оно неосуществимо.
Допустим, что вас попросили объяснить, почему невозможно движение вспять. Какие физические законы оно нарушает, если и вправду нарушает? Сначала может казаться, что закон гравитации нарушается, если шары выпрыгивают из угловых и боковых кармашков. Теперь предположим, что молекулы, принявшие удар и тепло на дне кармашков, сожмутся и вернут импульс шарам, выталкивая их обратно на поверхность стола.
Подобные вопросы беспокоили физиков на протяжении многих лет. В действительности переворот всего хода событий во время сеанса бильярда не нарушит какие-либо основные законы физики, хотя законы вероятности, конечно, будут проигнорированы. Шанс на то, что такое может произойти, почти равен нулю. До недавнего времени законы вероятности считались основной причиной, вследствие которой не может произойти поворот времени вспять".
Одним из самых красноречивых защитников теории вероятности был Артур Эддингтон (1882 – 1944), выдающийся британский астроном и физик. В своей книге «Природа физического мира» он комментирует неизбежный ход времени вперед, который называет «стрелой времени»:
«Самое замечательное во времени то, что оно идет вперед. Но именно этим аспектом времени чаще всего пренебрегают физики». Описывая способ определения направления стрелы времени, он замечает: «Если при слежении за стрелой мы обнаруживаем все больше и больше элементов случайности в положении вещей, то стрела направлена в будущее; если присутствие элемента случайности все меньше, стрела направлена в прошлое».
В меньшем масштабе это правило вполне применимо к примеру с бильярдом. Как только первый шар ударяет по другим шарам, аккуратный треугольник рассыпается во все стороны. Элемент случайности увеличен, стрела направлена в будущее. И наоборот, если повсюду разбросанные шары снова занимают свои места в треугольнике, элемент случайности уменьшается, и стрела указывает в прошлое. В одном случае время движется вперед, в другом – назад.
Судя по недавним открытиям, представляется, что кроме вероятности есть и другие причины, определяющие направления стрелы времени.
На атомном и субатомном уровнях некоторые слабые взаимодействия между частицами материи, очевидно, необратимы во времени. Иначе говоря, эти взаимодействия всегда происходят в одном направлении и не могут быть повернуты вспять.
Согласно концепции, предложенной Ричардом Фимэном, некоторые субатомные частицы материи, так называемые античастицы, судя по всему, представляют собой частицы, которые в течение мгновения движутся назад во времени. Другими словами, антипротон – это протон, движущийся назад во времени, и, соответственно, позитрон – всего лишь электрон, движущийся назад во времени.
Тем не менее теперь представляется очевидным, что на уровне вне досягаемости микроскопа стрела времени должна указывать вперед в определенных моментах. Если Ричард Фимэн прав, само путешествие во времени суть обычное явление на субмикроскопическом уровне.
Но есть еще один вопрос, очень важный для понимания природы «двойников», «призраков» в истории цивилизаций: а возможен ли обратный ход времени? В трактате «Государство» древнегреческий философ Платон упоминает странный феномен, когда мир поворачивается вспять и движется назад во времени.
Платон предложил описание обратного хода времени для толкования мифа, который его сильно заинтересовал. В этом мифе бога Зевса разгневал несправедливый царь, который отобрал трон у своего предшественника. Зевс попросту взял да и перестал управлять миром, из-за чего время пошло вспять, таким образом восстановив на троне свергнутого царя. Платон считал, что боги то управляют миром, то мир движется сам. Каждый цикл продолжается многие века. Когда боги управляют миром, время идет вперед. Когда они перестают управлять миром, оно движется назад.
Вот как Платон описывает действия Зевса: «Есть эра, когда сам бог помогает движению и обращению мира. Также есть эра, когда он перестает помогать. Он делает это, когда мировые циклы исчерпывают свой предел, для них определенный. Вследствие этого он начинает вращаться вспять от своего собственного импульса, ибо он есть живое существо, и ему был дан рассудок тем, кто слепил его в самом начале».
Далее Платой описывает последствия странного обращения времени: «Сначала всякое живое существо замрет на той стадии жизни, которой оно достигло. Все смертные существа прекратят стариться и начнут расти назад, то есть молодеть, и постепенно превратятся в младенцев. Седые волосы старцев начнут чернеть, бороды мужей поредеют и их щеки станут гладкими, восстановив каждому давно прошедший расцвет молодости. Тела молодых потеряют признаки пола, уменьшаясь с каждым днем и ночью, пока не вернутся во младенчество, став младенцами телом и разумом. Затем они увянут полностью и совсем исчезнут».
В приведенном примере мифический мир сначала двигался вперед во времени, а затем полностью повернул свой ход и двинулся назад. Вероятно, жители того мира не осознавали того, что время течет вспять, хотя Зевс прекрасно это понимал.
Следовательно, на горе Олимп, в легендарной обители греческих богов, время продолжало двигаться вперед, иначе Зевс и другие боги тоже двигались бы назад во времени.
Этот пример из мифа, отмечает Н. Непомнящий, поднимает важные вопросы: просто ли время движется назад и вперед, или за его направлением можно наблюдать со стороны? Может ли время перемещаться вперед из одной точки обозрения назад в другую?
На эти вопросы пытался ответить великий физик Альберт Эйнштейн, создавший теорию относительности. Эта теория полностью оправдывает предположение о том, что путешествие во времени вполне осуществимо для тел, движущихся с огромной скоростью. Дело в том, что время на аппарате, двигающемся с огромной скоростью, течет медленнее, чем на земле. Чем больше скорость, тем ощутимее эта разница во времени. Но, согласно теории относительности, тело не может двигаться быстрее скорости света, потому что его масса станет бесконечной, в то же время его длина уменьшится до бесконечности.
Во– первых, это недостижимо, согласно -нашим сегодняшним знаниям. Во-вторых, теория относительности Эйнштейна тоже «относительно справедлива». НА. Морозов, о котором мы много говорили выше в связи с новой хронологией, был одним из первых, кто дал содержательную и конструктивную критику теории относительности. Еще в 1919 году он сделал по данной проблеме доклад в астрономическом обществе, а год спустя опубликовал его в расширенном виде. Н.А. Морозов отметил главную отличительную черту теории Эйнштейна: место старых ниспровергнутых абсолютов заняли новые – пусть необычные и экстравагантные, но с методологической точки зрения точно такие же – абсолюты (и в первую очередь – «абсолютное постоянство скорости волн»).
Н.А. Морозова всегда волновали вопросы обращения времени. Он, пожалуй, первый дал беспристрастную и полную естественно-научную картину неизбежных физических, химических, биологических и астрономических процессов, которые должны произойти, если время вдруг потечет вспять. Галактика, как мы знаем, постоянно расширяется, звезды разлетаются в разные стороны, но за расширением Вселенной последует процесс ее сжатия. Этот процесс и будет началом обратного хода времени..
Концепция Н.А. Морозова «путешествия во времени» опиралась на представления о волнообразной природе времени. Он проводил аналогию между волнами времени и человеком, плывущим в лодке. «С этой точки зрения прошлые дни, годы и века существования Вселенной не превратились в небытие, – говорил он в докладе на Первом съезде Русского общества мироведения, – а только ушли из нашего поля зрения, подобно тому как картины природы уходят из поля зрения пассажиров, несущихся в поезде по полотну железной дороги. В этом случае действительно время целиком налегает на пространство, и все видимые нами видоизменения пейзажей остаются для нас не только сзади, но и в прошлом. Но они там не исчезают, и, возвратившись назад, мы вновь можем проехать по железной дороге тот же путь и видеть все детали прилегающих местностей в той же самой последовательности».
Интересна его концепция о соотношении прошлого, настоящего и будущего. Ученый считал, что реально существует только прошлое и будущее, а настоящего нет, оно – чистая фикция, «щель в вечности» между прошлым и будущим. Именно так сегодня понимается время в математике.
В беседах с русским космистом А.Л. Чижевским Н.А. Морозов говорил: «Космические магнитные силовые линии, подобно гигантской паутине, беспорядочно заполняют все мировое пространство. Природа настолько значительнее, чем ее рисует мозг человека, что она, безусловно, владеет такими поразительными возможностями, которые человек не может производить в своих земных лабораториях».

СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ, ИЛИ БУДУЩЕЕ, КОТОРОЕ УЖЕ БЫЛО

Мы кратко обрисовали физическую картину пространства и времени. Как было выяснено, материя, время и пространство Вселенной в целом имеют информационную природу. Идеи пространства-времени заменяются идеей абсолютной сущности информации, которая включает в себя и пространство, и время, ранее рассматривавшиеся (в евклидовой геометрии и классической механике) как независимые философские категории. Пространство и время есть функциональные взаимозависимые факторы, коррелированные информационной сущностью.
Таким образом, наши обыденные представления о времени и пространстве не соответствуют реальности. Практически невозможно описать время и пространство словами на языке известных нам понятий. Впрочем, это относится и к нашему представлению о микро – и макромире. Как отмечал известный английский физик, лауреат Нобелевской премии Поль Дирак, квантовая теория строится из таких понятий, «которые не могут быть объяснены с помощью известных ранее понятий и даже не могут быть объяснены адекватно словом вообще».
И хотя трудно описать физическое представление о пространстве и времени, мы попытались это сделать. Но дело даже не в том, как мы представляем себе эти категории. Для нас важно другое. Современные научные представления о пространстве и времени доказывают возможность существования других миров, других цивилизаций, возможность движения во времени, создания машины времени. Возможно, следовательно, и взаимопроникновение миров. А это, в свою очередь, объясняет возможность существования «двойников» и «призраков» на Земле. Спираль времени, повторения в истории мировых цивилизаций и наличие «призраков» в истории перестают быть такими уж загадочными.
Наличие исторических дубликатов в таком случае заключается не только в искажениях традиционной хронологии и ошибках историков, но и в феномене возрождения жизни людей (реинкарнация) и целых цивилизаций в различные исторические эпохи. Законы кармы действуют как на отдельных людей, так и на целые народы, исторические цивилизации.
Сторонников идеи реинкарнации достаточно много, но много и противников. Как мы знаем, одним из приверженцев реинкарнации был Джордано Бруно. Мистицизм и философия привели Бруно к представлениям о бесчисленности миров. Бруно соглашался с Коперником, что Земля не может быть центром Вселенной, но он считал, что и Солнце не может быть центром Вселенной. Он исходил из идеи бесконечного количества миров.
Говорят, что Бруно сожгли на костре за его «богословские заблуждения». На самом деле, как это явствует из оставшихся протоколов следствия, истинной причиной была его вера в бесконечные миры и реинкарнацию. Он верил, что после смерти человеческая душа может вернуться на Землю в новом теле и даже может идти дальше, чтобы жить в бесконечном многообразии миров за пределами Земли.
Теория реинкарнации получила широкое распространение, но в ней до сегодняшнего дня не прослеживается важнейшая, на наш взгляд, идея перевоплощения, возрождения в новой жизни семей, родов, наций, цивилизаций. Мы часто слышим, что история повторяется. А не следствием ли реинкарнации цивилизаций являются такие повторения? Ведь не только человек грешит и отвечает за грехи своей жизни, искупая их в новом воплощении. Гнусные явления могут в определенные отрезки времени совершать целые цивилизации. Возьмем рабовладение в Риме. Целая цивилизация, основанная на рабовладении, должна перевоплотиться и искупить свои грехи.
Рассмотренная нами гипотеза возрождения жизни людей (реинкарнация) и целых цивилизаций в различные исторические эпохи, а отсюда появление двойников в истории, во многом красива, эзотерична, но слишком гипотетична и сложна.
Реинкарнация отвергается православной церковью, но это вопрос особый, и мы не будем его сейчас обсуждать.
Нам представляется целесообразным попытаться найти более простое, более строгое объяснение загадочных явлений в истории мировых цивилизаций. Давайте попытаемся переосмыслить в свете всего вышесказанного наши представления о ходе истории.
Некоторые древние философы рассматривали развитие как поступательное движение по прямой. Другие рассматривали развитие как движение по кругу. Аристотель объединил эти два подхода и создал образ спирали как модель развития природы и цивилизаций.
В одной из своих ранних работ Ф. Энгельс сравнил развитие общественной жизни со свободной, от руки начерченной спиралью: «Медленно начинает история свой бег с невидимой точки, вяло совершая вокруг нее свои обороты, но круги ее все растут быстрее и живее становится полет…»
Очевидное, на первый взгляд, утверждение оказывается ошибочным. Мы знаем ранние працивилизации, которые обладали великолепно развитой технологией, поразительными знаниями астрономии, а потом эти цивилизации исчезли, а на их место пришли примитивные общества, которые представляли Землю в виде диска, стоящего на спинах китов или слонов и т.п.
Представление о восходящем характере развития, мысль о модели развития в виде «расширяющейся вверх» спирали в конечном счете оказывается ошибочной.
Новую интересную модель спирали развития разработал президент Отделения философии информационной цивилизации МАИ Р.Ф. Абдеев. Он разработал и обосновал сходящуюся (нелинейную) спираль развития.
Возможны и другие представления о спирали развития. И это, кажется, хорошо понимали наши предки. Спираль как символ широко использовалась еще в глубокой древности. Лабиринты и спирали или их изображения зафиксированы на всех континентах: в Африке, Азии, Америке, Австралии, России…
В Андах, например, обнаружен огромный обтесанный 20000-тонный каменный блок (размером с 4-этажный дом), сплошь покрытый спиралями. Его происхождение и назначение до настоящего времени никто не может объяснить.
Спиральный орнамент был широко распространен в русских традиционных вышивках. Спиралевидные знаки и символы запечатлены на предметах славяно – русского быта. Спиралевидные коды передавались от поколения к поколению, от народа к народу, от мировоззрения к мировоззрению, от религии к религии. Спираль – один из глубочайших символов Вселенной. Видимо, древние хотели показать, что все движется и развивается по спирали, но формы спиралей могут быть самые различные, как и различны формы развития цивилизаций.

Дискуссия, как сделать экономику инновационной и какой общественный институт должен выступать инициатором инновационного процесса - университеты, научные институты, бизнес или органы государственного управления, - ведется в России уже много лет, но пока никаких результатов она не дала. Это не значит, что у нас нет примеров инновационного бизнеса, нет университетов и научных институтов, ставших центрами инновационной деятельности. И государство, особенно последний год, активно подталкивает к этой деятельности и бизнес, и систему образования, и науку. Журнал «Эксперт» об этом регулярно пишет.

Однако приходится констатировать, что российской национальной инновационной системы еще не сложилось и что отдельные ее элементы слабо связаны друг с другом.

Недавно в Москве по приглашению Академии народного хозяйства при правительстве РФ побывал профессор Стенфордского университета и Центра исследований в области предпринимательства Бизнес-школы Эдинбургского университета Генри Ицковиц - автор и активный пропагандист новой модели организации инновационного процесса, названной им «тройной спиралью». Модель основана на утверждении, что в современном обществе ядром инновационной деятельности оказывается университет. Он вступает в тесное сотрудничество с бизнесом, во многом беря на себя функции его отделений R&D, и становится главным центром приложения государственных усилий по развитию инноваций. Классический университет превращается в предпринимательский. Конечно, он сохраняет всю академическую составляющую, но при этом делает упор на развитие в студентах предпринимательских начал.

Возможно, не всем поклонникам классического образования покажется привлекательной перспектива превращения храма науки в бизнес-центр. Действительно, не каждому студенту, изучающему филологию или теоретическую физику, потребуются предпринимательские навыки, да и не каждому инженеру они нужны. Но тренд изменения характера образования налицо во всем мире, ведь инновационное развитие стало синонимом успешности государства. Модель «тройной спирали» объединяет инновационные усилия вузов, бизнеса и государства при центральной роли университетов и, по мнению профессораИцковица, является самой рациональной формой инновационной системы, которая подходит и для рыночного, и для нерыночного общества.

Профессор - президент Ассоциации «тройной спирали», автор нескольких книг, посвященных этой теме, соавтор цикла международных конференций, проводившихся в разных странах мира. Наверное, не случайно книгу Ицковица «Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии» в России издал Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, фактически использующий в своей работе эту модель (см. «Томские зори» в «Эксперте» № 19 за 2010 г.). Нашу беседу с профессором Ицковицем мы начали с вопроса об основных положениях его теории.

Основная идея в том, что в обществе, основанном на знаниях, университет играет все более важную роль. В индустриальном общес

Сегодня предлагаю ознакомиться с очень интересной теорией спиральной динамики, построенной на исследованиях американского психолога Клэра Грэйвза.

Основные идеи теории спиральной динамики

  • Развитие каждого отдельного человека и всего человечества протекает по спиральной траектории, проходя через последовательный ряд уровней.
  • Шесть уровней первого порядка – “выживание”, “мистицизм”, “тяга к порядку”, “служение высшей цели”, “материализм” и “стремление к общему благу”.
  • На уровнях второго порядка происходит раскрытие личностного потенциала и единение людей друг с другом.
  • Уровни, каждому из которых соответствует свой социокультурный “мем” и условный цвет, характеризуют не типы людей, а способы мышления.
  • Гармоничное развитие предполагает поступательное движение вверх по спирали; уровни частично перекрываются.
  • Каждый уровень проходит стадии “зарождения”, “кульминации” и “угасания”.
  • На людей и коллективы могут воздействовать только те силы, которые соответствуют текущим обстоятельствам их жизни и уровню их развития.

Модель спирали

Теория спиральной динамики описывает восемь взаимосвязанных уровней зрелости индивида и общества. Каждому уровню соответствует определенный набор культурных ценностей, свой цвет, свои приоритеты, убеждения и особенности мировоззрения. Развиваясь, люди и народы переходят с уровня на уровень под влиянием условий жизни и опыта решения проблем. Когда условия существования человека, организации или общества меняются, эта трансформация заставляет пересматривать базовые ценности и убеждения. Проблемы, которые не могут быть решены в рамках имеющейся системы ценностей, заставляют нас подниматься на очередной виток спирали. Уровни частично накладываются друг на друга, проходя фазы “зарождения”, “кульминации” и “угасания”. Эта эволюция происходит в течение длительного времени: человек или общество покидают предыдущий уровень и медленно движутся к показавшемуся на горизонте следующему уровню. Проблемы возникают, когда такому поступательному движению что-то мешает.

Модель спирали – инструмент, позволяющий управлять процессом преобразований. Но, чтобы им воспользоваться, прежде всего необходимо понять, на каком уровне развития находится человек или коллектив, и тогда можно соответствующим образом выбирать методы внедрения изменений. Эти уровни характеризуют не тип личности, а способ мышления.

Как правило, мы находимся под влиянием сразу нескольких пластов ценностей, или идейных комплексов, называемых “мемами”. Любые серьезные преобразования должны осуществляться с учетом особенностей уровня, на котором находится

человек или общество. Так, попытки быстро создать свободную рыночную экономику в стране, в которой десятилетиями царил авторитарный режим, заранее обречены на провал. Такая страна должна пройти этап постепенной либерализации и воспитания уважения к свободе личности, чтобы в обществе развились стремление к независимости и дух предпринимательства.

Научиться определять, на каком уровне находятся индивид или группа, непросто, как непросто и справиться с желанием ускорить перемены. Модель спиральной динамики обладает огромным потенциалом для управления преобразованиями в

самых разных контекстах, в том числе в организациях. Сфера ее применения практически безгранична. Цвета: уровни и системы ценностей

Уровни развития, каждому из которых соответствует определенный ценностный “мем”, отражают психокультурную зрелость индивидуума или общества. Первым шести уровням (уровням первого порядка) соответствуют следующие цвета:

  1. Бежевый. Это “каменный век”, в котором людьми правят инстинкты, а их главная забота – выживание. Они собираются в группы не для общения, а для совместного добывания пищи и защиты от угроз. Дети быстро покидают этот виток спирали, как и большинство примитивных культур. Пожилые люди могут опускаться на “бежевый” уровень, если страдают болезнью Альцгеймера. С коллективами, находящимися на “бежевом” уровне, необходимо работать, апеллируя к органам чувств (зрения, вкуса, осязания). На этом уровне развития находится менее 0,1% жителей планеты, в руках которых лишь 0,01% политической власти.
  2. Фиолетовый. Движимые желанием улучшать условия своей жизни, люди вступают в более сложные социальные объединения, переходя от семей и кланов к племенам. Жизнью племен управляют ритуалы, мистицизм, вера в духов и поклонение предкам. Их члены покорно подчиняются общим ритуалам, соблюдают запреты и уважают кровные узы. Чтобы повлиять на человека или коллектив с таким уровнем сознания, покажите его членам, что уважаете их нравы и обычаи. Например, черты “фиолетового” уровня может демонстрировать спортивная команда. Критика распространенных в таком коллективе суеверий вызывает в нем негативную реакцию. В кланах и племенах до сих пор живет около 10% людей, сосредоточив в своих руках около 1% политической власти.
  3. Красный. Фиолетовый цвет сменяется красным, когда люди осознают несостоятельность суеверий и бессмысленность ритуалов. Когда члены группы начинают оспаривать власть эксплуатирующих их правителей, последние становятся еще более деспотичными, что ускоряет перемены. Как только между членами группы исчезает согласие, возникает безвластие, после чего власть оказывается в руках диктаторов. В жестоком “красном” мире царит закон джунглей, тираны повелевают империями, а высшую ценность имеет власть. Все стремятся урвать свою долю благ и верят в то, что выживет сильнейший. В обществе царит жесткая иерархия, авторитаризм, косность мышления, жестокость. Люди не испытывают сочувствия друг к другу. Чтобы добиться изменений на “красном” уровне, научите людей проявлять уважение к другим и беречь свою репутацию. Любые попытки сблизить коллектив будут восприняты его членами враждебно. Объясните красным, в чем их “выгода”: вместо анархии предложите им порядок и служение высшей цели. На этом уровне пребывает около 20% людей, на долю которых приходится около 5% политической власти.
  4. Синий. Стремление к порядку возвещает о приближении к “синему” уровню, для которого характерны предсказуемость, патриотизм и самопожертвование ради высшей цели. В “синем” мире по-прежнему царит жесткий контроль и авторитаризм, но лидеров отличает “отеческое” отношение к народу, а не стремление к самовозвеличиванию. Для преобразования этого общества научите людей ценить личные заслуги и получать награду за успех. Уважайте их традиции. Не поощряйте расточительное, показное потребление и социальное иждивенчество. “Синий” уровень – крупнейший сегмент населения мира, эти 40% людей концентрируют в своих руках 30% политической власти.
  5. Оранжевый. Этот уровень сменяет “синий”, когда люди ставят под сомнение полномочия власти. Если лидеры злоупотребляют своим положением, это ускоряет перемены. Как только люди понимают, что они лучше властей знают, как им жить, они перестают быть лояльными. Они начинают мыслить более свободно, и в обществе появляются зачатки предпринимательства и карьеризма. Желая большего, люди видят путь к лучшей жизни в науке и технологиях. Пренебрежение личными интересами ради высшей цели уступает место погоне за материальными благами. В обществе преобладает “меритократия”, власть достойных. Чтобы повлиять на “оранжевый” коллектив, сосредоточьте внимание его членов на профессионализме, потребностях коллектива и выгодах жизни в сообществе. Составляя 30% населения, эта группа обладает 50% политической власти.
  6. Зеленый. “Оранжевый” уровень сменяется “зеленым”, когда люди начинают стремиться к взаимопониманию и развитию духовности. Материальные блага и личные достижения больше не приносят им радости, а недостаток взаимоотношений вызывает у них чувство одиночества. Дух соперничества ослабевает, и на первый план выходит коллективное благополучие и забота об окружающем мире. Решения принимаются не меньшинством, а на основе консенсуса. Люди начинают руководствоваться принципом разумной необходимости, а не жадностью, они стремятся к простой, не отягощенной безудержным потреблением жизни. Чтобы помочь им перейти на следующий уровень, дайте им понять, что движение “всем миром” неэффективно и ограничивает личность. Посоветуйте взять все хорошее от других уровней. Этот сегмент охватывает 10% населения, и на него приходится 15% политической власти.

Двум уровням второго порядка соответствуют следующие два цвета:

  • Желтый. Переход на уровни второго порядка – намного более важный шаг, чем переход между уровнями первого порядка. Мысли и поступки приобретают здесь особую гибкость и многомерность. Люди и сообщества оказываются на этом уровне, когда разочаровываются в коллективизме и начинают сознавать его ограниченность, но по-прежнему ощущают потребность посвятить себя деятельности на общее благо. Возрождается подавленный индивидуализм, лишенный, однако, стремления к роскоши и демонстрации высокого статуса, характерных для “оранжевого” уровня. Находящиеся на этом уровне умело объединяют индивидов и коллективы, пребывающие на различных уровнях развития, в единый организм для решения конкретной задачи. При этом они не испытывают потребности в признании своих заслуг. Эти люди переросли желание соперничать и самоутверждаться и в поиске своего “я” стараются не приносить вреда другим. “Желтый” уровень начинает отступать, как только люди осознают ограниченность возможностей индивида и объединяются для решения глобальных проблем человеческого бытия. 1% населения, достигший этого уровня, контролирует около 5% политической власти.
  • Бирюзовый. По мере того как люди, хорошо изучив возможности и ограничения индивидуализма, возвращаются к сбалансированному коллективизму, они вновь начинают проявлять самопожертвование, утраченное после ухода с “синего” уровня. Если “желтый” уровень – это созидание и решение проблем, то “бирюзовый” – это объединение человечества в единое духовное целое с ориентацией на такие приоритеты, как забота об окружающем мире, простота жизни и уважение к людям, находящимся на любом уровне. Те, кто находится на этом уровне, стремятся стать частью единой системы взаимосвязей, которую образуют все формы жизни. Они способны объединить в себе сильные стороны всех остальных уровней без ущерба для собственного “я”. В руках 0,1% представителей этого уровня сосредоточен 1% политической власти.

Шесть условий перемен

Чтобы люди и коллективы могли проходить описанный процесс развития, должны соблюдаться определенные условия. От этого зависят масштабы перемен и их устойчивость.

  1. Оценка потенциала. Восприимчивы ли человек, организация или культура к тем переменам, которые вы намерены провести? Находятся ли они в “открытом” (можно действовать), “скованном” (уберите сначала все барьеры и не ожидайте быстрого успеха) или “закрытом” состоянии (бесполезно даже пытаться что-то менять)?
  2. Поиск решений. Найдите решения для проблем, существующих на данном уровне, прежде чем стимулировать движение вверх по спирали. Начиная перемены, вначале убедитесь, что для них подготовлено прочное основание.
  3. Создание диссонанса. Приведите свидетельства того, что традиционный способ мышления не отвечает новым требованиям и условиям жизни. Опишите, какие опасности неизбежно из-за этого возникнут. Выведите людей из состояния самоуспокоенности, чтобы пробудить у них желание измениться.
  4. Разрушение барьеров. Люди и коллективы стремятся воздвигнуть вокруг себя барьеры, защищающие от перемен. Выявите эти барьеры и разрушьте их.
  5. Пробуждение понимания. Расскажите о том, почему человеку или организации необходимо измениться. Укажите, что необходимо исправить, и помогите людям представить, как благодаря этому их жизнь изменится к лучшему.
  6. Консолидация. Проведение преобразований – долгий процесс, в ходе которого прорывы чередуются с отступлениями. Его необходимо постоянно поддерживать. Если преобразования происходят в организации, ее руководитель должен быть в центре процесса перемен, оказывая всяческую поддержку подчиненным.

При соблюдении этих условий процесс преобразований будет проходить в пять этапов:

  1. “Альфа-стабильность”. Все в порядке, люди довольны, система работает.
  2. “Бета-обусловленность”. Мелкие проблемы превращаются в крупные, традиционные решения в новых условиях не работают. Сомнения в дееспособности системы нарастают. Попытки исправить ситуацию посредством более эффективного использования старых методов работы лишь усугубляют проблемы.
  3. “Гамма-ловушка”. Проблемы становятся все более очевидными. Их отрицание – не лучший выход из ситуации. Вам кажется, что лучше подождать и посмотреть, как будут развиваться события, прежде чем действовать. Но действовать нужно именно сейчас. Промедлив, вы можете оказаться в “ловушке”, что приведет к личному, организационному и общественному краху. Восстановление после такого краха будет длительным, если оно вообще возможно.
  4. “Дельта-всплеск”. Избежав “гамма-ловушки”, вы испытаете чувство эйфории. Но вас ждут и другие подводные камни. Изменения могут еще более ухудшить ситуацию либо оказаться поверхностными, и вы начнете соскальзывать назад в “ловушку”.
  5. “Новая альфа-стабильность”. Если преобразования увенчались успехом и вы избежали “гамма-ловушки”, вы оказались на новом этапе развития. Обеспечьте стабильную работу системы, прежде чем цикл начнется заново.

Используйте точную оценку пяти условий успешных перемен и контроль пяти стадий процесса в качестве инструментов, с помощью которых вы поможете людям и коллективам добиться устойчивых преобразований. Действуйте на всех уровнях сразу, принимайте в расчет преимущества, которые дает каждый уровень, и разрабатывайте решения, подходящие для каждого из уровней. Следуйте принципам “вежливости” (проявляйте уважение к другим), “открытости” (слушайте других) и “автократии” (управляйте твердой рукой и смело принимайте на себя ответственность).

Прежде чем вступить на путь преобразований, разберитесь, на каком уровне вы находитесь сейчас и на каком хотите оказаться. Проведите ревизию имеющихся ресурсов и средств для внедрения изменений. Сформулируйте свое видение будущего и поделитесь им с членами своей группы. Разработайте схему работы, охватывающую все действия, влияющие на процесс перемен. Сформируйте команду менеджеров, которая обеспечит поддержку программы на всем протяжении ее выполнения. Контролируйте процесс и координируйте работу людей, осуществляющих изменения. Неуклонно двигайтесь вперед, подыскивая оптимальные решения проблем по мере их возникновения.