Страшные истории и мистические истории. Что такое Крампус? Существует ли крампус на самом деле

Все знают, что Санта Клаус дарит подарки хорошим детям и уголь – плохим. Однако, по традиции, святого Николая – прообраз знаменитого Санта Клауса – сопровождал его верный компаньон и одновременно антипод – рогатое чудовище по имени Крампус. Именно он отвечал за наказание непослушных детей. Крампус является неотъемлемым новогодним персонажем в альпийских регионах. Людей в костюмах этого страшного чудовища можно встретить на улицах во время рождественских гуляний. Берегитесь! У него есть кнут, и он собирается им воспользоваться!

(Всего 29 фото)

Спонсор поста: Любите комедийные сериалы? Рекомендуем сайт UniverTV.org.ua, где вы можете посмотреть Универ: Новая общага и другие сериалы ТНТ онлайн. Не пропустите 31 декабря специальные новогодние серии на этом сайте!

1. Каким образом вообще это ночное существо, больше похожее на орка, связано с Рождеством?

2. Как известно, если дети ведут себя хорошо, Дед Мороз (или Санта Клаус – у кого как) принесет им подарки на Новый год.

3. С Крампусом идея та же, только он не приносит подарки. Его вообще не интересуют хорошие дети. Ему нравятся те, которые ведут себя плохо, ведь именно их он может отхлестать своим кнутом в Новый год.

4. Сегодня, если дети ведут себя плохо, это обычно значит, что никаких подарков они не получат.

5. Для кого-то этого наказания достаточно. Однако в некоторых культурах для устрашения непослушных детей были свои персонажи. Одним из них и был Крампус – гроза всех непослушных детей.

6. Помните фильм «Гринч – похититель Рождества?»

7. Что ж, Крампус чем-то на него похож. Только с намного более скверным характером.

8. Добавьте сюда рога, кое-что от гоблинов и орков из «Хоббита» и «Властелина колец», и вы представите себе настоящего Крампуса.

9. Крампус – это не просто выдумка, это, скорее, средство устрашения непослушных детей, которым пользовались в разных культурах долгое время.

10. В Европе он начал обретать популярность, появившись в отдаленных, изолированных альпийских регионах чуть более ста лет назад.

11. Отчасти это было вызвано популярностью рождественских открыток, на которых он изображался в конце 19-го и начале 20-го веков. Образ Крампуса мало изменился за последние годы, можно даже сказать, что он стал страшнее.

12. Так откуда появилась легенда о Крампусе? Само имя этого чудовища произошло от старогерманского слова «крампен».

13. Оно означает «коготь». Крампус – это инкуб, сопровождавший святого Николая. Только он не дарит подарки хорошим детям – он наказывает плохих.

14. По традиции, инкуб – это демон, посещающий спящих. Он ложится на них (слово «инкуб» произошло от латинского слова «инкубо» — «ложиться сверху»).

15. Однако Крампус – это не какой-нибудь там насильник. Его цель – наказать детей, которые вели себя плохо в этом году.

16. На открытках начала ХХ века Крампус изображен с кнутом.

17. Именно этим кнутом он и «отмеряет» свое рождественское наказание.

18. В частности, в Австрии Крампус Ночь по-прежнему не забыт. О нем вспоминают 6 декабря в день святого Николая.

19. Молодые люди (а сегодня и девушки) наряжаются Крампусами и ходят по улицам городов. Их цель – пугать детей. И похоже, не только детей.

20. Стоит ли говорить, что это Европа, XXI век. Традиция Крампуса, некогда бывшая частью культуры, теперь стала отличной отговоркой для тех, кто любит предаваться всяческим уличным безумствам. Скажем так, это оправдание для молодых людей, которые хотят немного побыть плохими.

21. Из-за изоляции альпийских регионов появилось множество региональных разновидностей Крампуса. В Баварии он «Вильде Манн», где-то еще – «Кнехт Руперт». Но традиция наказания шагает с ним бок о бок.

22. Однако в Венгрии его образ немного смягчился. Там его считают предвестником бед, но не демоном. К тому же, венгерский Крампус одет в черный костюм. Современный образ учтивого (но, тем не менее, глупого) дьявола происходит именно оттуда. Венгерский Крампус часто носит с собой Виргаки – несколько связанных вместе розг, которые могут получить дети, если вели себя плохо. Конечно, подарки они тоже все равно получают.

23. Крупнейший праздник в честь Крампуса проходит в городке Шладминг в Австрии. Там собирается около тысячи Крампусов. Они несут с собой палки и горящие кнуты, которыми могут наказать плохих детей. Зачастую, Крампусы выбирают своей мишенью и молоденьких девушек. Особенно симпатичных.

24. Не удивительно, что в эту ночь девушки предпочитают остаться дома (в конце концов, немецкое обращение с кнутом известно во всем мире).

27. Фестиваль Крампуса обретает все большую популярность в других частях планеты.

28. Сейчас христианских традиций остается все меньше, и люди, порой, переключаются на языческие.

29. А мрачная, почти «готическая» красота данного образа лишь добавляет ему популярности, ведь сегодня демоны и прочая нечисть пользуются большим успехом.

Крампус -

Крампус - в фольклоре германцев преимущественно в альпийском регионе лохматое существо с рогами и длинным высунутым языком, которое карает непослушных детей в день святого Николая

Крампус - в фольклоре германцев преимущественно в альпийском регионе лохматое существо с рогами и длинным высунутым языком, которое карает непослушных детей в день святого Николая

Крампус - в фольклоре германцев преимущественно в альпийском регионе лохматое существо с рогами и длинным высунутым языком, которое карает непослушных детей в день святого Николая

Крампус - в фольклоре германцев преимущественно в альпийском регионе лохматое существо с рогами и длинным высунутым языком, которое карает непослушных детей в день святого Николая

Шестеро взрослых зрителей этого действа вели себя неодинаково. Бабушка всеми своими действиями постоянно поддерживала актёров и даже не пыталась защищать детей. Её муж, очень тихий мужчина, постоянно убеждал детей быть смелыми. Родители мальчика в речах и действиях постоянно намекали на то, что весь перфоманс не должен приниматься за чистую монету, но никогда не произносили этого прямо. Поведение взрослых резко изменилось, когда после угроз бабушки о возвращении гостей, мальчик наконец разревелся. Как только это случилось, они все вместе начали рьяно убеждать мальчика побороть свой страх, как будто это быстрота этого процесса была чрезвычайно важной.

Связка березовых веток, которыми Крампус наказывает детей даже в сегодняшнем ритуале выглядит немного приспособленной к нормам недавнего времени. Эта связка обычно выкрашена в золотую краску и Крампус, посещая семью, оставляет её родителям, а те вешают на стену и хранят до следующего пришествия Крампуса. Собственно, сегодня это может быть инетерпретировано как то, что Крампус оставляет инструмент наказания детей в руках родителей, как бы давая им право применять его. Как педагогический инструмент, впрочем, он не выглядит убедительным. Прежде всего потому, что традиция бить связками прутьев или веток всех, а не только детей, была в традиционном шествии Крампусов (Krampuslauf - "бег крампусов") в ночь с 5 на 6 декабря. Сегодня во вногих городах она выглядит куда более безопасной и туристически направленной, как Зальцбурге, но безобразия, доходящие до криминальных, провинциальных Крампусов давно являются предметом обсуждения в Австрии во время этих процессий, перед которыми и в течении которых принято наливаться шнапсом. Обеспокоенность населения в Тироле дошла до того, что каждому Крампусу присваивается номер, который он должен носить на видимом месте. На тот случай, если зарвавшийся Крампус совершит правонарушение . Непонимание и неприятие этих шествий тоже имеет достаточно давнюю историю. Одна из первых газет Габсбургской империи, фрайбургские "Провинциальные новости" (Provinzialnachrichten) в 1786 году сетуют на то, что в Нижней Австрии простой народ наряжается вечером 5 декабря в чудовищ с масками дьявола или смерти и лупят всех подряд .

Обычно связку веток в руках Крампуса рассматривают как фаллический предмет и связывают с ритуалами прежде всего плодородия . Удары или обмахивание людей этим фаллическим предметом, судя по всему восходят именно к подобным ритуальным практикам. Интересно, что у всех спутников Николая в европейской традиции в руках находится долгий предмет фаллической формы, которым они обычно угрожают или даже бьют ими людей. Даже самый приручённый из них, Чёрный Пит, названный как-то "фаллическим слугой Синтерклааса", сегодня носит посох святого Николая . Есть связь с культом плодородия и у других грозных существ, приходящих к домам людей зимой, например у Грюлы . Возможно, связанная с ней традиция "гизеров" имела прямо отношение к обрядам плодородия, так как гизеры появлялись на свадьбах и обмахивали невесту и жениха метлой во время их танца .

Наконец, функция Крампуса как похитителя непослушных детей тоже может относиться к дохристианским верованиям. Даже привязанные к сезонным зимним праздникам такие существа сохранились, причём в их роль иногда не входит ничего кроме похищения и поедания людей на Рождество, как у Йольского кота в Исландии. В фольклорах же других народов подобных существ, похищающих именно детей, причём как раз в корзину, находящуюся у них за спиной, существует гораздо больше, вплоть до таких отдалённых от Центральной Европы как , В Зальцакаммергуте - "Крамперль " (Kramperl). Слово "Krampus " предположительно восходжит к древневерхненемецкому "Krampen", которое значит "коготь" или изогнутый предмет. Схожая традиция попала и на территории негерманских территорий, когда-то входящих в состав Габсбургской империи: Словении, Чехии, Хорватии и Венгрии. Впрочем, она могла наложиться или даже совпасть с существующими традициями празднования дня святого Николая. Она известна и на территории современной Италии, в провинции Альто-Адидже, то есть бывшем Южном Тироле до I Мировой войны входившем в состав империи Габсбургов.

Огромную роль в популяризации Крампуса сыграли поздравительные открытки с изображениями Крампуса, появившиеся в последние десятилетия XIX века. Называемые "карточки Крампуса " (Krampuskarten), они изображали это существо или наказывающим или угрожающим детям, однако позже Крампус стал появляться в компании молодых девушек, шлёпая их или в виде уже чисто шуточных существ иногда в пикантных ситуациях. На этих открытках часто было написано "Gruß vom Krampus", то есть "Поздравления от Крампуса". Некоторые из этих открыток были созданы известными иллюстраторами и являются яркими представителями стиля венского модерна.

Сегодняшний Крампус - уцелевший архаизм, чей звероподобный облик мало напоминает тот мир, в который он приходит вечером 5 декабря. Крампусы , ежегодные шествия которых по австрийским городкам подчас превращаются в дебоши, вызывают разную оценку в современном австрийском обществе: от признания их педагогической необходимости и ценности как традиционного наследия этого региона, до неприятия, страха и отвращения. Всё-таки Крампус для не такой уж и малой части австрийского населения - это кошмар из их детства, а поведение Крампусов во время шествий может выходить далеко за рамки не только приличий, но и законов. Но отказаться от этого чудовища совсем - значило бы, пожалуй, лишиться части своей идентификации. Поэтому, смеем надеяться, Крампусы будут пугать детей и дальше, заваливаясь к ним домой вечером 5 декабря и угрожая расправой.

Статус статьи Статус артыкула Status artykułu Статус статті Article status :

Форматка (почти готовая статья, на завершающей стадии оформления материала)

Санта-Клаус существовал не один. У него был и антипод - Крампус. Санта одаривал послушных и добрых детей, а Крампус наказывал капризных. Мог и похитить ребенка для последующего поедания, утопления или отправления в преисподнюю.

Крампус — мифологический персонаж в рождественском фольклоре, спутник Санта-Клауса. В преддверии праздника Рождества Крампус сопровождает Санта-Клауса, наказывая непослушных детей и пугая их, а также искушает женщин и занимается с ними всяким непотребством. Когда Крампус находит капризного ребенка, он засовывает его в свой мешок и уносит напуганное дитя в пещеру, чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а потом сбрасывает в море.

Крампус изображается в виде мохнатого беса с длинными рогами и когтями. Легенды о крампусах уходят в языческие времена и были связаны с приходом зимы и уменьшением светового дня. Они были распространены на территории современной Австрии, Германии, Венгрии и северной Италии. Однако, по прошествии времени, отношение к Крампусам сильно изменилось. В настоящее время, Крампус хоть и предстает в страшном и злобном виде, все же является персонажем предрождественских праздников.

Согласно другим версиям имя Крампуса происходит из старых немецких диалектов, распространенных на территории Австрии. Там слово krampus встречалось в названиях фигурок, сделанных из сушеных слив, и означало - засохший, сушеный, безжизненный. Само действие приходится на начало зимы и предваряет наступление самого темного времени года. Крампусы олицетворяли злых духов зимы и своим страшным видом напоминали людям об их неизбежном приходе, о наступлении долгого, холодного и темного времени года.

Во времена распространения христианства крампусы стали олицетворением чертей и прочей нечистой силы. Внешний вид Крампусов менялся в соответствии с изменением представлений об ужасном и отталкивающем облике человекоподобных существ. Во времена христианства он приобрел «чертоподобный» вид лохматого существа с горящими глазами, страшными зубами и с рогами. Таким он сохранился до наших дней. По старым поверьям Крампус - это и есть древний рогатый бог плодовитости, потому он может и напасть на женщину с вполне недвусмысленными намерениями.

Сохранился праздник, «Крампусиана», он проходит 5-6 декабря. В отличие от предшествующих времен, это действие стало веселым, настраивающим людей на хорошее настроение. С наступлением темноты появляются множество людей одетых в звериные шкуры и страшные маски с рогами и клыками. Очень часто они увешаны цепями, коровьими бубенцами и прочими "шумными” железками, ряженые пристают к прохожим, пугают детей и создают на улицах максимум шума и неразберихи.

.

Крампус — демон Рождества

Санта Клаус уже давно стал символом Рождества. Он приносит радость и подарки всем хорошим девочкам и мальчикам. Но если вы ребенок из Германии, Австрии или других регионов Альп, к вам может придти кто-то гораздо более темный, озорной и сварливый, скрывшись в тени Святого Николая. Это Крампус, демон Рождества.
Этот зверь - существо с клыками, меховой шкурой и длинными ветвистыми рогами. Крампус объявляет свое присутствие громкими колоколами и терроризирует детей, которые плохо себя вели в течение года. В то время как Санта раздает хорошие подарки и радость, Крампус «одаривает» плохишей плетью (из березовых веток и конского волоса) и ночными кошмарами. Что касается непослушных детей, Крампус бросает их в мешок (или в плетеную корзину на спине) и уносит подальше в свое логово – в подземный мир, после чего их никто никогда не видит.


Итак, как же этот мифологический зверь стал частью Рождества?
Высоко в европейских странах Альп, где и родился Крампус, или, точнее, где была создана его легенда – там стоит искать истоки. Слово «Крампус» происходит от старого немецкого слова «krampen», что означает «коготь». В скандинавской мифологии Крампус является сыном Хели, богини-повелительницы подземного мира. Есть также некоторое физическое сходство между Крампусом и греческими мифическими существами - это рога и копыта как у сатиров и фавнов.


Ученые подсчитали, что Крампус начал появляться в фольклоре примерно в XIII веке, если не раньше - возможно, в XI веке. Возникнув в Южной Германии и Австрии (район, известный как Бавария), существо двигалось в другие европейские страны, такие как Швейцария, Чехия, Венгрия и даже в некоторые альпийские деревни Италии, иногда с вариациями имени, внешности и поведения. Например, в Тироле (в Западной Австрии), Крампус выглядит как гигантский плюшевый медведь с садистскими наклонностями. В Западной Германии он путешствует вместе с Санта Клаусом, сидя с ружьем в его санях. В Штирии (юго-восток Австрии) окрашенные в золото березовые палочки, которые зверь использует в качестве кнута, висят на домах круглый год, чтобы напомнить детям о скором прибытии Крампуса, который накажет их за плохие поступки.
Оригинальный Крампус был бесформенным призраком и существовал только в устной традиции, свободную форму внешности он получил благодаря родителям и сказочникам, которые по-своему рассказывали одну и ту же легенду.


Во многих частях Германии и Австрии Святой Николай достаточно долго стоял особняком от Рождества. Для того чтобы создать связь между этими двумя волшебными персонажами, Крампус был награжден собственным праздником Krampusnacht (Ночь Крампуса), который праздновали 5 декабря, за день до праздника Святого Николая. Дети выставляли на улицу корзинки, в которые святой должен был положить подарки и сладости. Крампус же в свою ночь летал по городу, издавая громкие пугающие звуки. Среди взрослых существовала традиция предлагать Крампусу выпить теплой водки.
Несмотря на смену веры, некоторые языческие традиции сохранились и до сих пор, а именно, Санта продолжает носить с собой колокола, которые обычно используются в ритуале защиты от злых духов. Как уже упоминалось, облик его темного «коллеги» также относится к древним языческим представлениям.
Легенда о Крампусе, наряду с другими немецкими языческими историями, восстановилась в памяти людей в XIX веке. Частично за это стоит сказать спасибо немецким народным сказкам, которым братья Гримм дали вторую жизнь в начале 1800-х годов. Крампус был описан Якобом Гриммом в 1835 в книге «Тевтонская мифология».

Следом за этим стали появляться картины и подарочные открытки, которые изображали Крампуса за его «грязными делами». Обмениваться такими открытками со словами «Привет от Крампуса» в Европе в конце XIX века было способом пожелать счастливых праздников. Изображения на таких карточках, как правило, были вульгарными, даже с несколько сексуальным подтекстом, например, там изображался Крампус, пугающий полуголых симпатичных барышень.

Крампус - мифологический персонаж в рождественском фольклоре, спутник Санта-Клауса. В преддверии праздника Рождества Крампус сопровождает Санта-Клауса, наказывая непослушных детей и пугая их, а также искушает женщин и занимается с ними всяким непотребством. Когда Крампус находит капризного ребенка, он засовывает его в свой мешок и уносит напуганное дитя в пещеру, чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а потом сбрасывает в море.

Крампус изображается в виде мохнатого беса с длинными рогами и когтями. Легенды о крампусах уходят в языческие времена и были связаны с приходом зимы и уменьшением светового дня. Они были распространены на территории современной Австрии, Германии, Венгрии и северной Италии. Однако, по прошествии времени, отношение к Крампусам сильно изменилось. В настоящее время, Крампус хоть и предстает в страшном и злобном виде, все же является персонажем предрождественских праздников.

Согласно другим версиям имя Крампуса происходит из старых немецких диалектов, распространенных на территории Австрии. Там слово krampus встречалось в названиях фигурок, сделанных из сушеных слив, и означало - засохший, сушеный, безжизненный. Само действие приходится на начало зимы и предваряет наступление самого темного времени года. Крампусы олицетворяли злых духов зимы и своим страшным видом напоминали людям об их неизбежном приходе, о наступлении долгого, холодного и темного времени года.

Во времена распространения христианства крампусы стали олицетворением чертей и прочей нечистой силы. Внешний вид Крампусов менялся в соответствии с изменением представлений об ужасном и отталкивающем облике человекоподобных существ. Во времена христианства он приобрел «чертоподобный» вид лохматого существа с горящими глазами, страшными зубами и с рогами. Таким он сохранился до наших дней. По старым поверьям Крампус - это и есть древний рогатый бог плодовитости, потому он может и напасть на женщину с вполне недвусмысленными намерениями.

Сохранился праздник, «Крампусиана», он проходит 4-6 декабря. В отличие от предшествующих времен, это действие стало веселым, настраивающим людей на хорошее настроение. С наступлением темноты появляются множество людей одетых в звериные шкуры и страшные маски с рогами и клыками. Очень часто они увешаны цепями, коровьими бубенцами и прочими "шумными” железками, ряженые пристают к прохожим, пугают детей и создают на улицах максимум шума и неразберихи.