Агрессии к детям у взрослых причины. Агрессивное поведение детей

Одна из актуальных проблем, с чем несомненно приходится сталкиваться всем родителям – это детская агрессивность. К сожалению, на сегодняшний день, агрессивность у детей проявляется все больше и больше. И это, конечно, не может не озадачить как родителей, так и психологов и учителей. Ведь это настоящая проблема, с которой необходимо бороться, объединяя силы.

Но для того, чтобы преодолеть и победить детскую агрессию, необходимо знать ключевые моменты, связанные с этим понятием: что такое агрессия, что приводит к её появлению, можно ли бороться с ней и какие способы есть для этого.

Все эти важные аспекты мы рассмотрим в данной статье.

Катастрофа XXI века

На сегодняшний день каждый человек, даже не являющийся специалистом в области психологии и педагогики, может с легкостью заметить, какими быстрыми темпами вырастает количество агрессивных детей. Естественно, этому способствуют много факторов:

  • Социальные условия;
  • Пробелы в семейном воспитании;
  • Родовые патологии, приводящие к повреждению мозга;
  • Безразличные к проблемам ребенка родители и учителя;
  • Средства массовой информации, фильмы и компьютерные игры, в которых идет активная пропаганда насилия.

На самом деле причин очень много. Однако, проблема столь серьезна и актуальна, что сегодня нужно обратить на это особое внимание.

Ведь при рождении у ребенка всего 2 способа реагирования на разные стимулы: удовольствие или неудовольствие. И когда малыш сыт, чист и у него нет никаких болей, то ребенок проявляет только положительные эмоции – это может быть улыбка, спокойное наблюдение за окружающими и даже спокойный сон. В тех случаях, когда у малыша есть какой-то дискомфорт, то у него появляется недовольство: он начинает плакать, кричать и тому подобное.

По сути, в ходе взросления, у ребенка остаются те проявления своего недовольства, которые он уже показывает с помощью деструктивных действий, это может быть как избиение других людей, так и нанесение вреда вещам, являющимися ценными для них.

Агрессия и человек

Само проявление агрессии является свойственной для человека. Так как агрессия — это подсознательная форма поведения индивида, направленная на то, чтобы защититься и выжить в мире, где много опасностей. Так было веками.

Однако, человек понимает, что нельзя проявлять агрессию в цивилизованном мире и с возрастом начинает осуществлять контроль над своими агрессивными инстинктами и применять более приемлемые способы реагирования.

Проблема в том, что этому (контролированию своих агрессивных инстинктов) нужно учить человека с детства. В противном случае, у него могут возникать разные сложности с налаживанием контакта с другими людьми. Следовательно, в проявлении агрессии у детей, ключевым и важнейшим фактором является реакция взрослых, прежде всего родителей.

Многие родители ошибочно полагают, что необходимо подавлять агрессию в ребенке. Это большая ошибка, ведь как уже говорилось выше, агрессия – это необходимое и естественное чувство для индивида. А когда все время подавлять проявления агрессии у своего ребенка, то у него может появляться другой вид агрессии: аутоагрессия, которая является более серьезной проблемой. Ведь в этом случае ребенок причиняет вред самому себе.

Или же подавление агрессивного поведения у ребенка может привести к развитию у него психосоматического расстройства.

Итак, что же делать родителю, ребенок которого применяет агрессивное поведение? Тут важнее всего понять, что главной вашей задачей, как родителей, является обучение ребенка способам контроля вспышки своей агрессии. Вы должны научить своего ребенка, как направить конфликт в мирное русло. Показать им и научить защищать себя и свои интересы теми способами, которые приемлемы в социуме. Ведь важно донести до ребенка, что можно и нужно защищаться, но при этом не ущемлять интересы другого и не причинять ему вреда.

Почему появляется агрессия у ребенка?

Сами причины проявления агрессии у ребенка могут быть разнообразны. Конечно, болезни головного мозга или же конкретные заболевания тоже могут стать причиной проявления агрессии у ребенка. Но все же ключевым фактором является семья и воспитание ребенка.

Проведенные исследования показали и доказали, что те дети, которых резко отлучали от грудного вскармливания, или же дети, у которых была ограниченная связь и общение с матерью, становятся подозрительными, жестокими, агрессивными, тревожными и эгоистичными людьми. В тех случаях, когда мама всегда была рядом и дарила малышу свою любовь и заботу, такие качества могут так и никогда не проявляться у человека.

Еще одной важной причиной являются наказания, которые применяют родители в ответ на агрессивное поведение ребенка. Тут возможны два вида реакции у родителей: большая строгость к ребенку или же излишнее снисхождение. Доказанным фактом является то, что агрессивные дети могут вырастать в семьях, где родители слишком жестокие и строгие и в тех семьях, где родители мягкие и уступчивые.
Но, проведя ряд исследований, ученые обнаружили, что в тех случаях, когда родители слишком резко подавляют агрессивное поведение своих детей, то у них агрессия не только не исчезает, но и становится больше. В этих случаях ребенок будет проявлять агрессию и во взрослой жизни.

Однако это не значит, что если ребенок будет проявлять агрессивное поведение, а родители не будут делать ничего, чтобы вразумлять ребенка, то ребенок »исправится». Ведь в этом случае, ребенок будет думать, что такое поведение нормально и постепенно он будет направлять свою агрессию на окружающих людей.

Звучит как парадокс, но все же родители должны найти ту самую золотую серединку, чтобы правильно воздействовать на ребенка и контролировать агрессию своего ребенка.

Да и важно иметь в виду тот факт, что в большинстве случаев проявленная агрессия у ребенка является копированием такого поведения своих родителей. Так что, если ваш ребенок видит у вас вспышки агрессии, несдержанность, то даже и не пытайтесь исправлять его. Прежде всего исправьтесь сами.

Какой он, агрессивный ребенок?

Для того, чтобы понять и помочь агрессивному ребенку, необходимо суметь распознать его среди других. Ведь у агрессивного ребенка есть отличительные черты, о которых должен знать как родители, так и специалисты, работающие с детьми.

В настоящее время, наверно, нет ни одного коллектива (класса, группы в садике) в котором бы не было агрессивного ребенка. Это ребенок, который спровоцирует все конфликты, он может нападать на других детей, чтобы брать их игрушки, может обзывать других, драться с ними и тому подобное.

Конечно, с таким ребенком не просто, ведь он причиняет много огорчения как родителям, так и воспитателям и учителям. Но все же важно понять и принять один факт: ребенок, который постоянно показывает агрессивное поведение, больше других нуждается в помощи, понимании, в ласке и любви взрослого.

Очень важно, чтобы взрослые понимали, что такое поведение – это крик о помощи. Таким способом ребенок проявляет свой внутренний дискомфорт. И, так как он просто не может адекватно реагировать на все это, то он прибегает к агрессии.

Зачастую агрессивный ребенок воспринимает самого себя изгоем, ему кажется, что он никому не нужен. А это исходит из жестокого отношения или же безразличия родителей к ребенку. Когда нарушаются отношения между родителями и ребенком, то у него появляется чувство, что его никто не любит. Последствием этого становятся попытки ребенка во что бы то ни стало привлечь внимание взрослых, окружающих, чтобы почувствовать себя нужным. Конечно, для нас, взрослых, ясно, что это дорога не может принести ребенку нужных результатов, но сам ребенок этого не может понять. Да и других путей для удовлетворения своей потребности в любви и внимании он не знает.

Агрессивному ребенку также свойственна подозрительность, осторожность. Они с легкостью могут попытаться повесить на других собственную вину. Они не могут понять свою агрессию и не понимают, что причиняют страх и беспокойства другим. Вместо этого, им кажется, что все дети против них, что это они хотят обидеть и причинить боль им. И всё это ведет агрессивного ребенка в тупик: он боится и злится на других детей, а сами дети боятся и ненавидят его. И в этом случае, очень важна роль взрослого, который поймет и вовремя вмешается, чтобы помочь и наладить трудную ситуацию.

Еще одной характерной чертой агрессивного ребенка является его слабая эмоциональность. Такие дети почти не реагируют на разные ситуации, а в тех случаях, когда они показывают чувства, то это в основном бывают мрачные эмоции и чувства. Специалисты уверенны, что это является своего рода защитным механизмом ребенка.

Как бы там ни было, важно понимать, что ребенок не видит себя со стороны и не может контролировать свое поведение. А это означает, что когда взрослые видят проявление детской и даже подростковой агрессии, они обязательно должны вмешаться. Вмешательство взрослых должно быть направлено на искоренение конфликтных ситуаций и уменьшение агрессии у ребенка или подростка.

Огорчение всех родителей

Мой ребенок стал агрессивным, что мне делать? Это тот вопрос, которым задается наверняка каждый родитель, увидев как поменялось поведение у своего ребенка. И в правду, зачастую, когда малыш начинает ходить в детский сад или же когда меняет свою привычную атмосферу, то начинает проявлять агрессию. А это, в свою очередь, очень огорчает родителей.

Итак, что же делать, если ваш горячо любимый ребенок стал проявлять агрессию?

Первое и самое главное что должен делать каждый родитель, несмотря на обстоятельства, это проявлять свою любовь, внимание и ласку к нему. Помните, если ваш ребенок сделал какой-то плохой поступок, то вы должны показывать свое недовольство относительно к поступку, а не к ребенку.

Также есть несколько вещей, которые ни за что нельзя делать, когда ваш ребенок проявил агрессию. Это:

  • Ни в коем случае не грозите ребенку, что если еще увидите хоть раз такое поведение, то больше не будете любить его или найдете себе другого ребенка.
  • Ни за что не оскорбляйте его, не обзывайте и не делайте ничего такого, что может оскорбить его как личность.
  • Нельзя отмахиваться от малыша, который подходит к вам с той или иной просьбой. Не кричите на него, не обижайте его. Просто покажите как вы цените его, как любите и объясните, что вы просто не можете в данной ситуации выполнить его просьбу.
  • И, конечно же, если вы не хотите, чтобы ваш ребенок проявлял агрессию, то и вы сами следите за собой, за своими эмоциями и за собственными проявлениями агрессии. Не забывайте, что родители являются примером для своих детей и они всегда копируют поведение и даже реакции у них.

Увидев изменения в поведении своего ребенка не спешите подавлять агрессию. Так как это может привести к более серьезным проблемам (об этом уже говорилось выше). Вместо этого учите ребенка тем способам, которые помогут проявлять свое недовольство, агрессию и защищать себя способами, принятыми в социуме. Благо на сегодняшний день таких способов много: рисование, лепка, разные игры, спорт, и нельзя недооценивать слово. То есть для этого подойдут любые способы, которые не нанесут вреда другим людям и в то же время помогут не стеснять свою агрессию. Если у ребенка агрессивные действия будет постепенно превращаться в слова, то ребенок поймет, что это намного лучше, чем сразу вступить в драку.

Кроме этого, с возрастом ребенок учится распознавать и говорить о своих чувствах. К примеру, когда он обижается или чем-то расстраивается, то не будет вести себя агрессивно или отвратительно, чтобы привлекать к себе ваше внимание. Развитие этого навыка: провозглашение своих чувств и тревог – важный шаг. А родители, в свою очередь, должны давать ребенку возможность говорить, выслушивать его и показывать как нужно вести себя в тех или иных обстоятельствах. Это не только вернет спокойствие и уверенность ребенку, но и еще больше укрепит связь ребенка и родителей.

Когда же ваш ребенок начинает злиться, капризничает и кричит, лучше всего будет если вы обнимите его и прижмете к себе. Это наилучший способ, который даст успокоение малышу. А когда он успокоится, поговорите с ним о том что произошло, пусть ребенок расскажет о своих чувствах. Важно понимать, что во время этого разговора нельзя упрекнуть или читать мораль малышу. Так как в этом случае ребенок может замкнуться в себе. Вместо этого дайте ему понять, что вы всегда рядом и всегда готовы выслушать и услышать его.

В ваших объятиях ребенок чувствует себя спокойно и он начинает понимать, что вы способны выдержать его агрессию. И вскоре вы убедитесь, что ваш ребенок начинает сдерживать свои агрессивные импульсы и контролирует собственную агрессию.

Помимо этого, постарайтесь показать своему ребенку, что агрессивное поведение является неэффективным способом в общении и в решении конфликтов. Объясните вашему ребенку, что может и вначале его такое поведение даст ему выгоду, к примеру, он может силой забрать игрушку у другого. Но это приведет к тому, что с ним никто не будет играть и он в конце концов останется один. Если правильно преподать, то ребенку точно не понравится такая картина и он может изменить свое поведение.

Когда вы видите, что ваш малыш ударил другого, нужно реагировать на это следующим образом: сперва необходимо подойти к ребенку, которого ваш ребенок обидел. Если тот упал, то поднимите его и скажите, что ваш ребенок не хотел ему обижать. Обнимите, поцелуйте пострадавшего ребенка и проводите из комнаты. Таким образом, ваш ребенок понимает, что он и вправду может остаться в одиночестве, не только без друга, но и без вас и вашего внимания. Если вы поговорили с ним об этом и объяснили все заранее, то после нескольких таких эпизодов начнет менять свое поведение. Ведь никто не хочет оставаться один.

Важно знать всем

Ребенок нуждается в похвале со стороны взрослых, прежде всего со стороны родителей. А это значит, что нужно хвалить своего малыша, когда видите что он трудится и пытается вести себя правильно. Такие выражения как: »Я очень горжусь, что ты поделился с товарищем игрушками, вместо того, чтобы снова драться с ним», »Мне очень приятно было видеть как ты себя вел», или же »То, как ты поступил сегодня, было очень хорошо» и тому подобное могут творить чудеса. Помните, когда ребенок видит удовлетворение, то он намного лучше воспринимает похвалу.

А когда будете говорить с ребенком о его поведении, то делайте это отдельно, без каких-либо свидетелей. Не употребляйте во время разговора эмоциональные слова, такие как »стыдно», »позор» и тому подобное.

И естественно, долгом каждого родителя является устранение таких ситуации, в которых может проявляться агрессия у ребенка. К примеру, если вы видите, что ваш ребенок после посещения детского садика стал агрессивным, то нужно разобраться в чем проблема и что привело к такому поведению. Ведь вполне вероятно, что с ним там плохо обращаются или обижают.

На сегодняшний день в борьбе с агрессивным поведением ребенка отлично работает сказкотерапия. Если вы видите у вашего ребенка проявление агрессии, то можете вместе с ним сочинять сказку, где главным героем будет малыш. И, как все герои, он в сказке должен вести себя правильно, чтобы заслужить похвалу окружающих и завоевывать титул героя. Конечно, проводить сказкотерапию лучше всего когда ваш ребенок находится в спокойном состоянии.

К тому же нельзя забывать, что ребенок должен иметь возможность осуществить эмоциональную разрядку, так что запишите его на какой-нибудь активный спорт, пусть он играет в активные игры и тому подобное, тут вариантов много.

Также важно, чтобы у ребенка формировались такие чувства и качества как сочувствие, сопереживание, доверие. А все это прививается в них в детстве, при помощи и участии родителей и воспитателей, учителей. Ведь как бы важна не была роль родителей, все же нельзя недооценивать и роль педагогов в воспитании детей.

Ребенок как личность

Многие родители не могут воспринимать своих детей как личностей. Именно поэтому им бывает трудно понять, что и у детей может быть свое мнение, точка зрения, чувства, которые необходимо принять и считаться. Иными словами, для многих родителей принимать своего ребенка всерьез бывает трудной задачей.

Научитесь давать ему возможность почувствовать себя свободным и независимым. Ребенок должен понимать с ранних лет, что он ответственен за свое поведение, за свои поступки и проступки. Иными словами, у ребенка должно появиться чувство ответственности.

Но в то же время ребенок должен знать, что вы стоите за ним горой. Он должен быть уверенным, что если он будет нуждаться в чем-то, вы поспешите на помощь: просто выслушав, давая нужный совет или оказывая необходимую помощь.

Как личность у ребенка должен быть собственный уголок в доме, куда взрослый не должен вторгаться без его согласия. Не понимая важности этого многие родители думают, что раз это их ребенок, то у него не должно быть секретов. Вот и начинают рыться в вещах своих детей, читают письма, проверяют почту, подслушивают разговоры и тому подобное. Это все в свою очередь становится причиной проявлений агрессии у ребенка. Не делайте таких ошибок, ведь если у вас с ребенком доверительные отношения, то он сам вам обо всем расскажет и прибежит к вам как к самому близкому человека и авторитетному советчику. Да и сам ребенок будет вас уважать намного больше, если вы будете относиться к нему как к личности.

Кое-что напоследок

Детская агрессия, это реальная проблема, которая, если не искоренить вовремя может стать причиной многих бед в жизни ребенка.

Поэтому, если вы перепробовали все методы о которых говорилось выше и все равно не достигли никаких результатов, тогда необходимо обратиться к специалисту. Психолог поможет найти решение этой проблемы и сможет наладить контакт с ребенком, налаживая при этом и отношение ребенка как к родителям, так и к окружающим.

Важно помнить, что каждый ребенок – это зеркальное отражение своих родителей. Так что, если ваш ребенок становится агрессивным, злым, вечно строит конфликты тогда стоит пересмотреть самого себя и задать себе вопрос: а не являюсь ли я такой/таким? Честно ответив самому себе на этот болезненный вопрос вы уже не будете делать поспешные выводы насчет своего ребенка. Иногда, когда родители меняются сами, то и сам ребенок начинает вести себя более спокойно, сдержанно.

На чтение 14 мин.

Агрессивность поведения пятилетнего ребенка выражается в том, что он начинает ломать, крушить попадающиеся на его пути предметы, обижает окружающих, часто не имеющих никакого отношения к его обидам. Родители, обычно, не могут найти объяснения таким действиям своих детей. Причина, которая провоцирует ребенка на агрессивное поведение, всегда есть. И выяснить ее – совместная задача родителей, педагогов и психологов.

Агрессивный ребенок в 5 лет может быть истеричным или манипулятором

Если в коллективе есть такой забияка-малыш, то благополучие в детской группе ставится под угрозу.

Типичные черты пятилетнего малыша-агрессора

Агрессивное поведение пятилетних детей выражается в том, что они теряют контроль, спорят со старшими, а со сверстниками ведут себя грубо и безжалостно. Такой ребенок ни за что не признается в своих ошибках, обязательно будет себя оправдывать и перекладывать вину на других детей.

Такие черты, как мстительность, завистливость, настороженность и подозрительность свойственны детям, склонным к агрессии.


Определение агрессивности у детей дошкольного возраста

Если понаблюдать за поведением пятилетних забияк, то можно заметить следующие признаки:

  • ребенок постоянно пытается задираться, толкать или обзывать других детей;
  • ему нравится что-нибудь ломать или разрушать;
  • он постоянно пытается провоцировать окружающих, злит воспитателей, родителей или ровесников, для того, чтобы получить ответную агрессию;
  • он сознательно не выполняет требования взрослых, например, не идет мыть руки, не прибирает игрушки, для того, чтобы его ругали. Причем, получив замечание, он может расплакаться для того, чтобы его начали жалеть. Именно так у агрессивного ребенка может «выходить» внутреннее напряжение и тревожность.

Агрессивные дети часто затевают драки

Почему дети в 5 лет бывают агрессивными

Причинами агрессивного поведения малыша в таком возрасте могут быть и обстановка в семье, и темперамент, и социально-биологические причины, и возрастная составляющая, и даже «личные» обстоятельства. С каждым ребенком необходимо разбираться индивидуально. Но систематизировать причины все-таки можно.

Семейная обстановка

Нелады в семье – это одна из серьезных причин, вызывающей гневливость у ребенка в 5 лет. Частые ссоры, семейные разбирательства провоцируют гнев ребенка. Он проецирует отношения в семье на окружающую среду.


Ссоры родителей – причина агрессивности

Безразличие со стороны родных – это еще один повод для агрессивного поведения малыша. В атмосфере равнодушия не налаживается эмоциональная связь ребенка и родителей. В пятилетнем возрасте детям такая связь очень нужна.

Отсутствие уважения к ребенку. Вследствие этого малыш не уверен в себе, начинает комплексовать и самоутверждаться.

Как правило, все эти чувства выражаются в проявлении гнева к окружающим и самому себе.

Чрезмерность контроля либо отсутствие такового также ведут к проявлению агрессии.


Семейные причины агрессивности

Причины личного характера

Личные причины, вызывающие агрессию, кроются в нестабильности и неустойчивости психоэмоционального состояния ребенка. Наиболее распространены следующие:

  • Страх опасности. На уровне подсознания ребенок ожидает опасность. Бывает, что кроху терзают страхи, он не может определить, откуда ждать опасности, ему тревожно. Защитной реакцией в данном случае становится агрессивное поведение.
  • Эмоциональную нестабильность часто называют причиной гнева детей пятого-шестого года жизни. В этом возрасте эмоциональное состояние дети контролировать не могут. Агрессия может скрывать плохое самочувствие или обычную усталость. Если в таком возрасте ребенку не давать возможность «сбросить» эмоции, то малыш будет справляться с ними путем немотивированных вспышек гнева. Причем, агрессия будет направляться на то, что попадется под руку.
  • Недовольство собой. Бывает, что ребенок не доволен собой. Здесь следует сказать, что присутствует вина родителей, которые не смогли научить своего ребенка самоуважению. Да и себя малыш не умеет любить. А тот, кто не умеет себя любить, не может любить и окружающих. Поэтому к окружающему миру он относится отрицательно.
  • Защитная реакция на чувство вины. Бывает, что агрессия детей вызвана чувством вины. Ребенок в пять лет уже может понять, что кого-то несправедливо обидел, может испытывать стыд за какие-то поступки. Но признать их он не может, поэтому чувство вины выражается так же в агрессивном поведении, причем, в адрес того, кого он обидел.

Причины ситуативного характера

Детскую агрессию могут спровоцировать определенные ситуации. Например, ребенок переутомился, его захлестнули впечатления от увиденного или услышанного, он просто плохо выспался. Все это может вылиться во вспышку гнева.


Проблемы с учебой могут вызвать вспышки агрессии

Иногда агрессию могут вызвать определенные продукты питания. Например, в крови может понизиться уровень холестерина, вследствие чего повысится агрессивность (это официально доказанный наукой факт).

Или, к примеру, вследствие чрезмерного употребления шоколада у ребенка могут наблюдаться вспышки гнева.

Окружающие условия так же способны стать причинами гнева детей. Сильный шум, вибрации, духота или пребывание в тесном помещении могут вызвать раздражение ребенка.


Количество шоколада и агрессия у детей взаимосвязаны

Замечено, что дети, постоянно проживающие в районах оживленных автомобильных трасс, недалеко от железной дороги, намного раздражительнее тех, которые живут в спальных районах.

Влияние темперамента на проявление агрессии

Тип темперамента так же оказывает влияние на проявление агрессии. Здесь есть один нюанс – исправить темперамент нельзя. Но, зная признаки каждого типа темперамента, можно скорректировать поведение ребенка.

Ребенку-меланхолику свойственно испытывать стрессы от участия в соревновании, от разных нововведений. Данные условия вызывают у них чувство гнева, но выражаются эмоции пассивно.


Есть мнение, что интернет и компьютерные игры способствуют возникновению агрессии

У флегматиков агрессия так же выражается, можно даже сказать, спокойно. Уравновешенность нервной системы позволяет обладателям данного типа темперамента держать себя в руках. Внешние проявления ярости встречаются у таких детей очень редко.

Сангвиники склонны к миролюбию и проявлять агрессию по отношению к другим детям не склонны. Агрессивен малыш сангвиник только тогда, когда исчерпает все возможности мирного решения вопросов.

А вот холерики с детства подвержены приступам ярости. Ребенок такого психотипа отличается крайней неуравновешенностью, нервозностью и вспыльчивостью. Чаще всего, они сначала совершают действия, а потом уже обдумывают свои поступки.

Причины социально-биологического характера

Признаки агрессии в пять лет у мальчиков бывают намного чаще, чем у их сверстниц. Именно в этом возрасте у детей начинается градация по половому признаку. Общественный стереотип о том, что мальчик должен быть сильнее, а значит воинственнее, чем девочка играет немаловажную роль.


Причины агрессивности разного плана

Причины социального плана в этой возрастной категории, так же имеют значение. Дети в 5 лет наблюдательны, они усваивают те системы ценностей, которые приняты в их окружении.

Так, ребенок из семьи, где к людям относятся в зависимости от их положения и социального статуса, может быть агрессивен по отношению к уборщице, а по отношению к воспитателю будет сдерживаться. Если в семье культ материального благосостояния, то ребенок уже в 5 лет примет эти ценности, как должное и будет направлять свою агрессию на тех, кто зарабатывает немного, к тем детям, у кого нет дорогих игрушек.


Насилие над ребенком может стать причиной агрессивности

Формы и цели проявления агрессии у пятилетних детей

Агрессия детей пятого года жизни может выражаться, как в физической, так и в словесной форме. Причем, агрессивное поведение может иметь либо психическую основу, либо эмоциональную. В чем причина агрессивности пятилетних детей? Чего они хотят добиться своим воинственным поведением?

А цели у детей могут быть следующие:

  • выражение своего гнева и враждебности;
  • попытка показать свое превосходство;
  • запугать окружающих;
  • добиться желаемого любым путем;
  • попытка преодолеть какие-либо страхи.

Агрессия против других детей – самые частые проявления

Современными психологами различается 2 варианта проявления агрессии у детей данного возраста:

  1. Это импульсивная агрессия, которая совершается в истерическом состоянии, проявляется она стихийно и сопровождается очень высоким эмоциональным напряжением.
  2. Агрессия хищническая, которая, чаще всего, планируется в качестве способа получения желаемого. Например, сознательно ломая игрушку, ребенок устраивает агрессивную истерику для того, чтобы ему купили другую.

Причем, психологи отмечают, что дети, которые в 5 лет более развиты, выбирают тактику агрессии по второму варианту. Тогда, как менее развитые дети более склонны к импульсивным агрессиям.

Поведение детей от 4 до 6 лет характеризуется проявлением гнева по отношению к ровесникам. Дети в этот период начинают осознавать себя частью социума, поэтому у них возникают противоречия и обиды, причем, как реальные, так и надуманные. Именно эти чувства заставляют ребенка атаковать окружающих.

К каким последствиям может привести агрессивное поведение

Если пятилетний забияка постоянно пытается «задирать» сверстников, агрессивен по отношению к взрослым, со злобой относится к животным, очень чувствителен и обидчив, то к такому поведению надо отнестись с повышенным вниманием. Все эти симптомы в совокупности могут указывать на предрасположенность к насильственным действиям.

Родителям следует внимательно следить за своим ребенком и, если приступы гнева периодически повторяются, то необходимо обратиться за помощью к специалистам-психологам. Такое поведение – это действительно проблема, с которой надо бороться.


Драки в детском саду – последствия агрессивности

Какие факторы могут усилить агрессивное поведение пятилетнего ребенка

Педагогам, психологам и родителям следует быть очень внимательными, если

  • ребенок испытал любое насилие;
  • он наблюдал насилие в семье или у окружающих;
  • видел насилие по телевидению;
  • в семье есть лица, употребляющие алкоголь или наркотические вещества;
  • если семья находится на стадии прекращения брака;
  • в семье, где есть только мама, родители не имеют работы и мало обеспечены;
  • в доме хранится огнестрельное оружие.

Родители должны научить ребенка быть терпеливым, уметь управлять эмоциями. Семья должна ограничивать своего малыша от негативного воздействия окружающей среды. Но изолировать малыша невозможно. Следовательно, с малышом надо разговаривать, учить его справляться с негативными эмоциями.


Многочасовой просмотр телевизора приводит к вспышкам неконтролированной агрессии

Что стимулирует повышенную агрессию

  • Риск повышения уровня агрессии у детей 5 лет возникает, если у конкретного ребенка нарушается взаимопонимание со сверстниками, малыш начинает ощущать свою изолированность. Результатом становится повышенная агрессивность. Родители и педагоги должны помочь избавиться ребенку от этого, попытаться настроить малыша позитивно и изменить его поведение.
  • Есть и еще один фактор, который стимулирует агрессивное поведение – это недостатки в воспитании. Бывает, что родители просто поощряют озлобленность ребенка к окружающему миру.
  • Депрессии, встречающиеся у детей, так же являются стимулами гневливости.
  • Конечно, фактором, который стимулирует агрессию, являются и отклонения психического развития. Это различные состояния, пограничные с шизофренией и паранойей.
  • Аутичные и умственно отсталые дети так же подвержены агрессивным выпадам. Поведение таких детей может быть агрессивным вследствие разочарований, обид, неспособности справиться с эмоциями.
  • Деструктивные расстройства так же могут стимулировать агрессивное поведение.

Для того чтобы справиться с агрессивным поведением ребенка 5 лет, нужно выяснить причину и стимулирующие факторы гневливости.

Родители тех детей, которые склонны к агрессии, должны научиться управлять поведением своих малышей. С ребенком должен быть налажен позитивный контакт, родители должны хвалить его за хорошее поведение.


об опасности наказаний

В 5 лет ребенка нельзя наказывать физически. Агрессивного ребенка такое наказание не остановит, наоборот, проблема усугубится. Если детей, склонных к агрессии, наказывают, то они начинают хулиганить чаще, но утаивают свои поступки.

В таком случае психика ребенка может пошатнуться, у него возникнет желание насилия. Детей такого поведения относят к группам повышенного риска. Во взрослом возрасте эти дети имеют риск получить психические заболевания.

Психологами считается, что общая проблема родителей – это ссоры детей со своими сестричками и братиками. Если ребенок так себя ведет по отношению к родным, то с незнакомыми детьми, он просто может стать неуправляемым.

Задача родителей – научить ребенка 5 лет основам социального поведения и навыкам управления эмоциями.

Одним из вариантов являются занятия единоборствами, где ребенок познает не только основы самообороны, но и научится правильному поведению.

Педагоги и родители должны дать понять детям, что все вопросы можно решить мирным путем, научиться оценивать ситуацию и владеть своими эмоциями.

Как снизить агрессивность ребенка при помощи игровой деятельности

«Игрушка в кулаке»: Дайте задание ребенку закрыть глаза. Пусть он возьмет в руку игрушку или конфету. Затем малыш должен сильно зажать в кулаке этот предмет. Через несколько секунд надо попросить раскрыть ручку. Сюрприз, который ребенок увидит в ладони, станет приятным сюрпризом.

«Мешочек с гневом»: Дома надо завести «мешочек гнева». В этот мешочек ребенок буде «складывать» свои агрессивные эмоций. Если взять обычный шарик, но вместо воздуха закачать его крупой или песком, то появится емкость, где прячутся отрицательные моменты. Этим мешочком пользуются, чтобы избежать агрессии.

«Тух-тиби-дох». Если ребенок начал злиться, то надо предложить ему походить по комнате, произнося фразу: «Тух-тиби-дох».

Слова должны произноситься очень активно, со злостью. Как только малышу станет смешно, надо перестать говорить эти слова.

Методы устранения агрессии

Когда Вы увидите, что поведение ребенка становится агрессивным, он раздражается, то предложите ему нарисовать свои чувства или слепить их из пластилина или соленого теста. В процессе работы, расспрашивайте ребенка о том, что он делает, какие чувства испытывает. Эти действия отвлекают от агрессивного настроя.

Вместе с ребенком изготовьте небольшую подушку «для злости» Как только ребенок начинает раздражаться, попросите его не нервничать, а просто поколотить руками по подушке. Истерика постепенно сойдет на «нет».


Занятия спортом – способ снять агрессивность

Дайте разъяснения, что драться и нападать на других – это не решение проблем. Если он будет агрессивным и злым, то с ним никто не будет дружить.

Другие способы:

  • Ребенка в 5 лет пора ознакомить с правилами поведения дома и вне дома. В 5 лет ребенок уже сможет выполнять основные требования и подчиняться установленным правилам.
  • Если вы знаете, что ребенок прислушивается к Вам, то чаще его хвалите.
  • Очень эффективна и сказкотерапия. На примерах действий сказочных героев можно научить ребенка понимать, какие поступки дурные и как не надо себя вести.
  • Агрессивному ребенку 5 лет необходима физическая нагрузка. Если дети будут заниматься спортом или получать иные физические нагрузки, то на гнев не останется времени.
  • Если ребенку надо «скинуть» отрицательны эмоции, то направьте его гнев на…старые газеты: пусть он порвет их на мелкие кусочки.
  • Можно купить ему молоточки из пластика или дерева и дать возможность стать «барабанщиком» – пусть стучит по подушкам.
  • Дайте ребенку 5 лет лист ватмана и разрешите маркером нарисовать то, что он желает. Затем пусть изобразить хорошие, добрые чувства.
  • Хорошим способом преодоления агрессии может стать участие в театральных постановках. Можно взять любые игрушки и разыграть сценку. А можно предложить придумать сценку самому.

Итак, в 5 лет ребенок может вести себя агрессивно. Факторов, провоцирующих агрессию, избежать очень трудно. Но родители при помощи педагогов и психологов, должны предпринять все, чтобы ребенок раздражался как можно меньше.

Детская агрессия беспричинной не бывает. Обязательно надо выяснить, почему в поведении ребенка проявляется злобность.

Возможно, причины в семье, может, он сам склонен к таким проявлениям гнева в силу особенностей темперамента, а, возможно, ему не комфортно в коллективе.

В любом случае, родители педагоги должны найти причины такого поведения ребенка 5 лет и помочь ему избавиться от излишней агрессии.

Многие родители, стараясь искоренить любой намек на существование агрессии у своего ребенка, чаще всего занимаются поверхностными симптомами и игнорируют корень проблемы. Вследствие чего ситуация усугубляется еще больше.

Причины детской агрессии

Часто агрессия является следствием фрустрации, когда та или иная потребность ребенка не удовлетворена. Ребенок, который испытывает голод, недосыпание, плохое самочувствие, чувствует себя менее любимым, менее желанным, возможно, отвергнутым своими родителями/сверстниками - может стать агрессивным, что выразится в попытке нанести физический или моральный вред себе или окружающим.

Многим родителям достаточно ясно, что такое «подходящие для воспитания и развития ребенка условие»: ребенок должен быть вовремя накормлен, одет, обут, обеспечен кружками/учителями и т.д. Такое понятие, как «недостаток родительской любви и заботы», вызывает недоумение.

Между тем, многие дети испытывают недостаток любви в семье вследствие невнимания родителя к желаниям самого ребенка, а также вследствие многочисленных ссор между родителями, развода, болезни или смерти одного из родителей, и по причине физического и/или психологического насилия.

Ребенок, в погоне за родительской любовью, применяет физическую силу по отношению к младшим и более слабым братьям и сестрам, или оказывает на них психологическое давление для того, чтобы самоутвердиться. Позже, он научится применять новые, приобретенные им навыки, в кругу сверстников.

Как проявляется детская агрессия в разном возрасте?

Основатели психоанализа, Зигмунд Фрейд, Мелани Клайн и др. писали о том, что агрессия, это врожденный инстинкт. Пример этому можно увидеть, когда малыши от переизбытка любви начинают бить маму. Важно остановить это поведение, и объяснить словами «Маме больно».

Со временем, в процессе воспитания, ребенок учится справляться с внутренней агрессией, используя психологические механизмы защиты, такие как сублимация, выражение своей агрессии на бумаге, или проекция, перенос внутренней агрессии на других и восприятие их как агрессивных людей и т.д. А может переводить агрессию в конструктивную деятельность.


Так, в попытке избежать проявления агрессии, ваш ребенок неожиданно начинает активно убирать в доме, самозабвенно разучивать новое произведение на музыкальном инструменте, заниматься спортом и т.д.

В раннем детстве проявление агрессивного поведения считается нормой, но с возрастом оно становится неприемлемым. Ребенок должен научиться выражать свои чувства словами и юные агрессоры становятся профессионалами эпистолярного жанра. Физическая агрессия плавно трансформируется в психологические атаки . Уже с 10-и лет, частая форма агрессии в школах по отношению к ребенку – бойкот.

Виды детской агрессии

Существует открытое проявление агрессии – когда ваш ребенок криками или кулаками выражает свой протест. Дети и подростки, которые не умеют открыто конфликтовать и выражать свое несогласие и недовольство, конфликтуют в скрытой форме и нередко их агрессия приводит к саморазрушению.

Примером такой скрытой агрессии в младшем возрасте, может быть проблемное поведение со сверстниками: желание подчинить другого, неспособность прийти к общему решению, нежелание учиться, делать уроки, энкопрез (недержание кала), брошенные вскользь фразы о нежелании жить, боли живота/головы (хотя проведенные в поликлинике анализы показывают, что ребенок здоров).


В подростковом возрасте, скрытая агрессия проявляется в том, что парень или девушка затрудняется выстроить здоровые отношения со сверстниками, испытывает приступы ревности, неспособен с уважением относиться к желаниям и решениям другой личности.

Пытаясь справиться с внутренним напряжением, подросток может начать использовать не совсем здоровые способы борьбы, в попытке «забыться». В ход идет алкоголь, наркотики, ранняя половая жизнь, порезы на частях тела, анорексия. Не проговариваемые вслух разочарование, обиды и недовольства могут привести к развитию депрессии.

Влияет ли определенный стиль воспитания на детскую агрессивность?

На протяжении многих лет работы семейным психотерапевтом, я обратила внимание на то, что родители, своим воспитанием, формируют не только поведение и мировоззрение своих детей, но также программируют и их будущее.

Вспомнился анекдот:

В кабинете у доктора Фрейда.
- Доктор, мой сын - просто садист какой-то: пинает животных ногами, подставляет подножки пожилым людям, отрывает у бабочек крылышки и смеется!
- А сколько ему лет?- 4 года.
- В таком случае, ничего страшного нет, это скоро пройдет,

и он вырастет добрым и вежливым человеком.
- Доктор, вы меня успокоили, большое вам спасибо.
- Не за что, фрау Гитлер …

В разных семьях используются разные стили воспитания. Некоторые родители устанавливают слишком жесткие границы, они не умеют общаться с ребенком, и цель воспитания заключается в полном контроле и повиновении. Пытаясь быть пай-мальчиком или пай-девочкой дома, ребенок вынужден выражать все свое недовольство в саду или в школе, часто в агрессивной форме.

Есть же родители, наоборот, излишне чувствительные к своим детям, часто прислушиваются к ним, боятся оскорбить чувства ребенка, чтобы ни дай бог не травмировать.

Со временем, таким родителям становится все сложнее ставить рамки в воспитании, ограничивать своего ребенка. Неумение таких родителей выстраивать рамки и вседозволенность приводят к тому, что ребенок чувствует себя сильнее собственных родителей, что ему все можно, начинает проявлять агрессию по отношению к своему родителю/братьям/сестрам и по отношению к сверстникам.

В семьях, где двое детей и больше, родители наверняка могут вспомнить, что родив младшего, не всегда имеются силы и время на старшего. Но, если родители систематически игнорируют, не замечают старшего ребенка, то он начинает чувствовать себя «прозрачным» (высказывание детей). А чтобы не испытывать это тяжелое внутреннее напряжение, поведение ребенка становится импульсивным, агрессивным, с частыми сменами настроения. Таким образом, по словам детей «ИХ ВИДЯТ».

Верная стратегия воспитания заключается в том, что родители открыто проявляют любовь словами, жестами, лаской, интересуются жизнью своих детей, чувствительны, замечают если с ребенком что-то происходит и пытаются его утешить. Эти родители контролируют своих детей, но также умеют доверять. Ребенок, которой растет в семье со здоровой коммуникацией, будет использовать агрессию только в целях самозащиты. Любое свое недовольство он будет способен выразить в открытой форме, словами.

Агрессия по отношению к родителям: причины и что делать?

К сожалению, это не редкость в нашем обществе. Все чаще и чаще я занимаюсь семьями, где ребенок оскорбляет и бьет своих родителей. Это причиняет огромное страдание, как родителю, так и ребенку, который ощущает себя монстром. В данном случае, родителю необходимо научиться ставить рамки в воспитании.

Не ждите обострения ситуации, пресекайте нежелательное поведение немедленно. Как понять, когда именно стоит пресекать нежелательное поведение? Поверьте, вы почувствуете это сами. Как только поведение ребенка, доставляет вам дискомфорт, вы как родитель обязаны остановить это словами: «Мне это неприятно» или «Я не намерен продолжать разговор в такой форме» и т.д

Уважайте себя и этим вы научите своего ребенка быть чувствительным к нуждам других людей, уважать их личностное пространство. Ребенок, которого научили уважать членов своей семьи, обязательно будет относиться с уважением к окружающим его людям и вне семьи.

Агрессия по отношению к сверстникам: причины и что делать?

Причин агрессии к сверстникам может быть несколько. Ребенку может не хватать родительского внимания, или же его брату/сестре родитель оказывает явное предпочтение или ребенок просто избалован и ненаучен уважать окружающих, а возможно переживает тяжелый период в своей жизни, в случае болезни, смерти, развода родителей. В каждом отдельном случае, применяется свой подход.


Семейный психотерапевт, наблюдая за динамикой отношений в семье, способен диагностировать проблему и подобрать подходящее решение.

Отличия агрессивности у мальчиков и девочек

Мы говорили о том, что агрессия – это врожденный инстинкт, как у мальчиков, так и у девочек. Проявление агрессивного поведения, конечно же, отличаются у мальчиков и девочек, в зависимости от принятых норм в социуме. Если конфликт между ребятами, перешедший в драку воспринимается нормально, то драка между девочками может вызвать серьезное недоумение, как у сверстников так и у старшего поколения.

В процессе эволюции девочки научились использовать не физическую, а словесную агрессию, а том числе интриги, и манипуляции. Очень редко организаторами бойкота становятся мальчики, обычно это прерогатива девочек.

Детская агрессия проходит с возрастом?

Нет, детская агрессия ни в коем случае не проходит с возрастом, поэтому важно научиться принимать агрессию, а не бороться с ней. Многие, с годами учатся прислушиваться к себе, своему телу, осознавать свою агрессию, принимать ее, понимая что это преходящее чувство. Выражая свою боль/недовольство/разочарование вслух, мы учимся справляться с этим чувством.

Взрослый человек, который не умеет правильно конфликтовать, выражать свое несогласие, подсознательно будет выражать свою внутреннюю агрессию по отношению к мужу/жене повышенной ревностью и/или романом на стороне. Этот человек не способен уважать желания другого человека и будет активно навязывать свое мнение и свою волю.

На работе это может выражаться в интригах, манипуляцией окружающими или же злоупотреблением своей властью.

Как корректировать агрессию ребенка? Что делать родителям агрессивного ребенка?

Прежде всего, важно понять является ли агрессивное поведение ребенка нормой или патологией. Ко мне обращаются мамы, которые не в силах воспринять агрессивное поведение сына, между тем в юном возрасте, до 6 лет оно абсолютно нормально. Пока ребенку сложно выразить себя вербально, он выражает это поведением.

Учитесь разговаривать со своим ребенком. Объясните, что когда он сердится, то может выплеснуть свою агрессию на неодушевлённый предмет (подушку, матрас).

Запишите ребенка в спортивную секцию, для здорового проявления агрессии. Желательно, чтобы ребенок сам ее выбрал.

Чаще обнимайте ребенка, проявляйте свою любовь и заботу. Учите ребенка разговаривать: о своей радости, о своей боли, о переживаниях. Ребенок, который получает психологическую поддержку родителей, способен вербально выразить свои чувства. Ему не придется выражать агрессию другими способами.

Когда рождается ребенок, он кажется милым комочком радости и доброты. Он не способен никому причинить вреда и боли. Однако со временем можно обнаружить признаки агрессии у ребенка. Чтобы ответить на вопрос, как с нею справиться, нужно выявить причины, почему она возникла.

Интернет-журнал сайт называет , которое направлено на причинение вреда другому лицу или разрушение предмета с целью удовлетворения своих желаний. Деструктивное поведение противоречит нормам морали, приличий и закона. Однако следует понимать, что ребенок пока еще не знает все эти правила и законы, по которым живут взрослые люди. Он пока еще ведет себя, как инстинктивное животное, которое даже еще не владеет своим телом в совершенстве.

Агрессия у детей – частое явление. Можно сказать, что она является некоторой нормой, особенно если в ее возникновении лежат веские причины. К примеру, отмечено, что дети, которые лишаются материнского внимания и достаточно резко отлучают от груди, становятся подозрительными, эгоистичными, жестокими и тревожными. В случае, если ребенок воспитывается в среде любви и мягкости, тогда у ребенка отсутствуют подобные качества.

Нередко на развитие агрессивности влияет состояние здоровья. Если у ребенка имеются хронические болезни, у него наблюдаются психологические отклонения либо он страдает проблемами с работой головного мозга, тогда у него и на уровне поведения возможны отклонения.

Но все же чаще всего агрессивность у ребенка является результатом особого воспитания родителей. Так, агрессия возникает у малыша, если родители неправильным образом реагируют и, как следствие, наказывают его за проявление гнева. Здесь частыми становятся два метода:

  1. Снисходительность.
  2. Строгость.

В какой семье чаще всего вырастают агрессивные дети? На удивление, и там, и там могут появиться дети с агрессивными чертами характера:

  1. Если родители стараются вообще не обращать внимания на то, как ведет себя ребенок, то со временем он начинает считать, что такое поведение правильное.
  2. Если родители наказывают ребенка за агрессию, постоянно заставляют ее не проявлять, то на удивление ребенок просто научается сдерживать свои при родителях, но выплескивать их на тех лиц, которые не могут ему противостоять. Агрессия никуда не девается, а просто накапливается и выплескивается в более удобных ситуациях.

Лишь при соблюдении «золотой середины» в воспитании родители способны помочь ребенку справляться со своей агрессией.

Что такое агрессия у детей?

Обычно люди отрицательно реагируют на агрессию. Даже если ее проявляет ребенок, она все равно вызывает негативные эмоции. Что такое агрессия у детей? Это поведение негативного характера, которое направлено на устранение того, из-за чего негодует ребенок. Так, часто дети негодуют из-за поведения родителей, которые их заставляют, командуют, запрещают и т. д. Кажется, что агрессия в такой ситуации является положительным качеством, поскольку ребенок проявляет ее для отстаивания своей правоты, свободы и прав. Однако бывают случаи агрессивного поведения детей, которые не могут быть аргументированы положительными мотивами. К примеру, убийство птичек или котят. Применение физической силы в отношении сверстников. Как такое можно объяснить?

Здесь тоже речь идет об агрессии, которая выражается в деструктивных поступках, направленных на устранение некоторого негодования. Однако нередко «слабые» страдают лишь потому, что ребенок не способен выплеснуть свою агрессию на тех, кто действительно ее вызывает. Зачастую этими провокаторами являются родители.

В переводе с латинского агрессия означает «приступ», «нападение». Ребенок проявляет агрессию в результате воспитания, через которое проводят его родители. И нередко агрессия при ошибочном воспитании становится чертой характера ребенка.

Как сами дети понимают собственную агрессивность? Это будет интересно узнать родителям.

  1. Каких людей агрессивный ребенок считает агрессивными? Ответы в 50% случаев: «Папу и маму, потому что они постоянно ругаются и бьются».
  2. Как бы агрессивный ребенок поступил, если бы он встретился с таким же агрессивным сверстником? Ответы: «Начал бы драться: испачкал его, обрызгал, побил».
  3. Считает ли агрессивный ребенок себя агрессивным? Ответом будет «нет».

Очевидно, что дети агрессивными становятся лишь потому, что подобным образом ведут себя родители. Другими словами, дети копируют поведение родителей, совершая такие же поступки, которые совершили бы родители на их месте.

Агрессивные дети не способны оценить свое поведение адекватно. Более того, их набор действий в обычной ситуации достаточно ограничен. Если они считают что-то опасным, то их единственной реакцией является защита. Драки, оскорбления, порча – все это способы защиты, которыми ребенок ранее добивался своего (отстаивал свои права, свободу и свое «Я»).

Почему возникает агрессия у детей?

Причинами, из-за которых возникает агрессия у детей, являются:

  1. Проблемы с работой головного мозга, соматические заболевания.
  2. Равнодушное отношение родителей к детям, к их успехам, статусу, интересам.
  3. Агрессивное поведение самих родителей, что может проявляться не только дома, но и среди людей. Дети в таком случае просто копируют поведение родителей.
  4. Чрезмерная возбудимость.
  5. Низкое интеллектуальное развитие.
  6. , где у ребенка с родителями или между мамой и папой постоянно возникают перебранки, отсутствует понимание и совместные интересы.
  7. Низкая самооценка, неумение ребенка контролировать свои эмоции и поступки.
  8. Привязанность ребенка к одному из родителей, тогда как ко второму родителю проявляется агрессивное поведение.
  9. Увлеченность жестокими компьютерными играми, наблюдение агрессивного поведения с экранов телевизора.
  10. Отсутствие навыков построения отношений с людьми.
  11. Непоследовательность в воспитании ребенка, отсутствие единого воспитания, которое бы применяли оба родителя.

Агрессия у ребенка чаще всего берется из воспитания, которое к нему применяется, когда родители очень часто его наказывают либо не уделяют должного внимания, поэтому он агрессивными поступками привлекает его к себе.

Как распознать агрессию у детей?

Агрессию у детей можно достаточно легко распознать. В коллективе можно найти хотя бы одного ребенка, который будет соответствующим образом себя вести:

  • Отбирать игрушки.
  • Обзывать, применять грубые выражения.
  • Нападать с кулаками.

Подобным поведением они провоцируют других детей на драки. Взрослым и детям трудно понять такого ершистого, грубого, драчливого ребенка. Однако именно такому ребенку нужно понимание, ласка и любовь. Часто ребенок становится агрессивным по причине того, что родители не обращают на него внимания, не участвуют в его жизни. Тогда ему начинает казаться, что его не любят, он никому не нужен, его отвергают.

Агрессивное поведение является отсутствием навыков самоконтроля, что должны прививать родители. Также ребенок просто испытывает внутренние противоречия, негодование, дискомфорт, что и отражается в деструктивном поведении. Желая найти способ, как заполучить любовь родителей, он может остановиться на агрессивных поступках, поскольку после их совершения родители наконец-то обращают на него внимание. Даже если они кричат на него, это все равно хоть какое-то внимание, в котором он нуждается.

Нередко агрессивное поведение является единственным способом, как завоевать свое место под солнцем. Если ребенок не знает иных способов, как это сделать, а также только агрессивным поведением добивался всегда своего, тогда его поступки станут его чертой характера.

Агрессию у ребенка можно выявить по таким критериям:

  1. Потеря самоконтроля.
  2. Частый спор и вступление в конфликт.
  3. Специальное раздражение людей.
  4. Отказ от выполнения правил.
  5. Обвинение других в своих ошибках.
  6. Сердитость и отказ от выполнения чего-либо.
  7. Мстительность, завистливость.
  8. Чувствительность к малейшим проявлениям окружающих людей, которые он может воспринимать, как угрозу для себя.

Откуда агрессия у ребенка?

Ребенок агрессивен, поскольку живет в неблагополучной семье, лишен желаемого, пробует свое поведение над взрослыми.

В 2 годика малыш может кусаться. Таким способом он может доминировать над остальными. Таким образом он показывает свою силу. Также малыш может копировать поведение мамы, которая сама себя агрессивно ведет.

В 3 годика агрессия у детей нередко возникает из-за игрушек. Они начинают пихаться, толкаться, плеваться, драться, бросаться чем-то. Здесь родителям нужно не бить и не разнимать детей, а отвлечь их внимание на что-то другое.

В 4 года малыш становится менее агрессивным, однако он еще не умеет понимать чужую точку зрения. Для него мир либо плохой, либо хороший. После просмотра фильма малыш не отличает, где правда, а где вымысел. Вот почему родители все должны объяснять ребенку. Он нуждается в четких инструкциях и правилах, которые способен понять.

Дети в 5 лет начинают агрессивно себя вести, в соответствии со своим полом:

  1. Мальчики используют физическую силу.
  2. Девочки используют словесные оскорбления, угрозы, унижения.

Начиная с 6-7 лет, дети начинают потихоньку обучаться самоконтролю. Агрессия в данном возрасте может быть вызвана неудачами, отсутствием любви и понимания, заброшенностью малыша.

Как справиться с агрессией у ребенка?

Агрессии у ребенка не нужно потворствовать и игнорировать. Нужно ее устранять. Для этого следует выяснить причины ее возникновения, затем их устранить. Если малыш нуждается в родительском внимании, тогда нужно его давать в ситуациях, когда ребенок ведет себя хорошо.

Нужно с малышом играться в ролевые игры. Это поможет моделировать различные ситуации из жизни и отрабатывать навыки того, как контролировать свои эмоции и правильно себя вести в ситуации угрозы или агрессии.

Важно ребенка научить выплескивать свои отрицательные эмоции благими способами:

  1. Нарисовать свою агрессию и порвать рисунок.
  2. Побить подушку.
  3. Переключить внимание на что-то другое.

Родители должны стать примером для подражания, как себя нужно вести в отношениях с другими людьми. Можно заняться спортом, чтобы выплескивать лишнюю энергию. Важно с малышом по-дружески общаться и проводить с ним время.

Итог

Агрессия является естественной реакцией у ребенка, который негодует. Если родители ничего не будут делать для ее устранения, тогда агрессивное поведение закрепится, поскольку только таким способом ребенок сможет выплескивать свое накопившееся негодование. Если взрослым не удается изменить поведение ребенка, тогда следует обратиться за помощью к детскому психологу.

Если агрессивное поведение у всех детей проявляется примерно одинаково, то причины агрессивности могут существенно различаться. Условно принято разделять причины агрессивности на биологические (те, которые обусловлены наследственными факторами) и социальные (связанные со стилем воспитания и общения в семье, в детском саду и школе и пр.).

Биологические предпосылки агрессивности

Возможно ли объяснить агрессивность ребенка только генетически запрограммированными качествами? За рубежом существуют различные научные теории, в которых основной и единственной причиной агрессии называются врожденные качества человека. В одной теории ученые утверждают, что во всем виноваты гены. Человек будто бы ведет себя агрессивно с теми людьми, с кем он не состоит в родстве, и, напротив, содействует тем, с кем имеет схожие гены. Другая известная теория — теория влечений — принадлежит 3. Фрейду. В ней он пишет о врожденных предпосылках агрессии. Согласно теории влечений, у человека существует два противоположных инстинкта: «инстинкт жизни» (созидательный, связанный с любовью и заботой, он обеспечивается либидо) и «инстинкт смерти» (разрушительный, деструктивный, выражающийся в злобе и ненависти, в страсти к уничтожению). От того, какой инстинкт преобладает в человеке, зависит его поведение. Причем психоаналитики считали, что агрессией сложно управлять, ее невозможно преодолеть, а можно лишь временно сдерживать и сублимировать (переводить в творческую деятельность, например). Известный австрийский этолог К. Лоренц (этология — наука о поведении животных и человека), считает, что агрессия является основой доминирования и определяет иерархию отношений, выстраивающуюся в борьбе за власть. Это природный инстинкт, который служит сохранению жизни и вида.

В отечественной психологии известна теория Б. Теплова о типах темперамента. От типа темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический или флегматический) напрямую зависит, какие свойства характера будут у ребенка. И, несмотря на то, что «чистых» типов темперамента не встречается, всегда есть ведущий, основной тип, определяющий характер эмоционального реагирования и поведения.

Дети-флегматики менее всего склонны к проявлению агрессии. Они эмоционально уравновешенны, спокойны, практически ничто и никто не может их вывести из себя. Такие дети медлительны, долго все обдумывают, и только потом начинают действовать, ведут себя рассудительно. Единственное, что вызывает у них стрессовое состояние, это дефицит времени, а также изменения в привычной для них обстановке.

Флегматики очень ригидны (консервативны, предпочитают одни и те же способы мышления и поведения). В крайне редких случаях флегматика можно довести до бешенства. Если регулярно требовать от него невозможного («Одевайся быстрее!», «Ешь скорее, мы опаздываем!», «Ну что ты такой капуша!»), то даже мирный флегматик может «вскипеть».

Дети-меланхолики также считаются неагрессивными. Они очень эмоционально чувствительны, любая мелочь может расстроить их или напугать. Такие дети плохо переносят любые новшества, резкую смену обстановки, шумные игры и соревнования с другими детьми. Все это вызывает у них острое стрессовое состояние. В стрессе меланхолик замыкается, уходит в себя и практически становится не способен к какой-либо продуктивной деятельности. Склонный во всем винить себя, именно меланхолик подвержен приступам аутоагрессии (агрессия, направленная на самого себя). Типичный монолог первоклассницы-меланхолика: «Я одна во всем виновата, все записали домашнее задание, а я забыла, пусть мне поставят двойку! Или выгонят навсегда из класса! Ведь я хуже всех!» Заканчивается все бурными слезами. Попытки суицида в подростковом возрасте свойственны именно меланхоликам.

Дети-сангвиники жизнерадостны, оптимистичны, легко заводят новые знакомства, общительны, являются инициаторами различных игр. Сангвиники любят смену деятельности, быстро увлекаются и так же быстро могут бросить надоевшее занятие. В стрессовой ситуации ведут себя активно, смело защищая свои или чужие интересы. Эмоционально сангвиники уравновешенны, а потому редко открыто проявляют агрессию, стараясь решить все мирным путем с помощью компромисса. Только когда спокойно разрешить трудную ситуацию не удается, сангвиник может проявить агрессию.

Дети-холерики являются самыми активными, эмоционально неуравновешенными, а потому, естественно, более других склонны к агрессии. По природе своей они раздражительны, вспыльчивы, нетерпеливы, подвержены частым сменам настроения, им трудно долго заниматься одним делом, они быстро утомляются. Плохо переносят ситуацию ожидания.

Холерики быстро ориентируются в новой обстановке, мгновенно принимают решения. Однако, как правило, они вначале действуют, а потом думают. Отсюда возникает немало конфликтных ситуаций, которые холерики пытаются разрешить с помощью крика или драки. Агрессивное поведение у холериков обусловлено их высокой эмоциональной неустойчивостью.

Девочка, которая мечтала профессионально заниматься балетом, перед поступлением в Вагановское училище получила серьезную травму колена. Приговор врачей стал для девочки потрясением: ей никогда нельзя больше заниматься любимым делом.

Придя домой, она в ярости разорвала все свои балетные костюмы, выбросила пуанты, все вещи раскидала по комнате и наотрез отказалась ходить в школу.

В состоянии аффекта подростки-холерики могут совершить самоубийство или правонарушение.

Социальные предпосылки агрессивности

Агрессивное поведение родителей . Мы редко отдаем себе отчет в том, что стараемся воспитывать своих детей так, как нас самих воспитывали в детстве. Поэтому, если отца (или мать) ребенка в детстве били, то, естественно, что он будет считать физическое наказание необходимым.

Один мужчина рассказывал со смехом, что в школе учительница била их линейкой по рукам. Не выучил урок — за волосы и головой об доску! Он до сих пор уверен, что это правильно, и поддерживает стремление некоторых стран вернуться к физическим наказаниям в школах. Своего сына он нередко поколачивает. Мальчик озлобился не только на отца, но и на весь мир.

Рассмотрим другую ситуацию, когда у родителей накопилось много нерешенных проблем, жизнь не сложилась, как хотелось, и они выплескивают все раздражение и негативизм на ребенка. Ребенку тогда достается ежедневно, любая мелочь выводит такого родителя из себя.

Одна мама после рождения второго ребенка была вынуждена оставить любимую высокооплачиваемую работу и сидеть с двумя маленькими детьми дома. Старший ребенок был очень подвижен, любознателен, ни минуты не сидел на месте. Однажды он, выйдя погулять в новом дорогом костюмчике, поскользнулся и упал в лужу, ударившись больно коленкой. Одежда была вся в грязи. Мама тут же выругалась, накричала на сына, а когда он заплакал, стукнула его сильно по лицу, разбив губу. Эта женщина имеет высшее образование и любящего мужа. Я знала этого мальчика с рождения и видела, что чем старше он становится, тем больше в его поведении проявляется агрессивность, как к людям, так и к животным.

Родители, которые унижают своих детей, публично оскорбляя их, формируют у ребенка низкую самооценку, неуверенность в себе и своих силах. Помните: впоследствии своей агрессивностью ребенок будет компенсировать это.

Грубые слова, резкий тон, раздражительность и рукоприкладство в отношении своего ребенка озлобляют его. Ребенок усваивает такую модель поведения родителей как единственно возможную и правильную.

Авторитарный стиль воспитания . Некоторые родители считают, что ребенок — беспомощное существо, и поэтому его надо все время контролировать и направлять. Ребенка загоняют в рамки жестких правил и норм, не допуская ни одного самостоятельного шага. Все это делается во благо ребенка, как думают родители. В действительности ребенка лишают возможности быть самим собой, проявлять инициативу. Часть детей реагирует на подобный диктат пассивно, такие дети обычно пугливые, робкие, неуверенные в себе, выбирающие в качестве друзей (потом — партнера по браку) сильных личностей. Другая часть детей реагирует активно, накапливая неудовольствие и гнев, выплескивает его в виде вспышек агрессии и протестного поведения. Именно такие дети могут совершать впоследствии правонарушения, убегают из дома назло родителям, которые их притесняли и подавляли.

Конфликты в семье. В каждой семье, даже самой счастливой и гармоничной, иногда возникают конфликтные ситуации. В таких случаях очень большое значение имеет то, как они разрешаются и какую роль при этом играет малыш. К сожалению, нередко причиной семейных ссор так или иначе является ребенок (взрослые придерживаются разных взглядов на воспитание, или малыш служит орудием достижения одним из родителей своих целей). В семье, где конфликты между родителями происходят регулярно, дети не чувствуют себя в безопасности и постоянно находятся в напряжении. Они становятся нервными, боязливыми или агрессивными, раздражительными. Самым сильным потрясением для психики ребенка является развод родителей. Рушится привычный для него мир, он теряет чувство защищенности и доверия к близким людям.

Родители Сережи развелись чуть больше месяца назад. Раньше это был спокойный, рассудительный ребенок, который активно общался с ребятами в детском саду. После развода воспитатели стали постоянно жаловаться на внезапные вспышки агрессии по отношению к другим детям. Мальчик нередко проявляет раздражительность и упрямство, отказывается от участия в играх.

Развод . Это очень сильный стресс для ребенка. Родители должны помочь ребенку адаптироваться к произошедшим переменам, на деле доказав малышу, что, несмотря на сложившуюся ситуацию в их семье, он остается любимым и значимым в жизни каждого из них. Печально, что большинство родителей не в состоянии справиться со своими эмоциональными переживаниями. Находясь в нервном напряжении, они решают только свои проблемы и не могут уделять внимание сыну или дочери. Продолжая выяснять отношения в присутствии малыша и обвиняя друг друга в сложившейся ситуации, родители нередко пытаются привлечь ребенка на свою сторону, а тот, пытаясь обратить внимание на себя, зачастую ведет себя вызывающе, агрессивно. Бывает, что родители выплескивают на малыша свое раздражение, указывая на те негативные черты характера или внешности, которыми обладает виновник разрыва отношений: «Ты такой же неряшливый, как отец!», «Ты такая же глупая, как мать!» и т. д. При этом дети в большинстве случаев склонны винить в происходящем себя. «Родители разошлись потому, что я плохо себя вел», — делает предположение малыш. В этом случае у ребенка могут наблюдаться вспышки аутоагрессии. Родители должны объяснить малышу главное: несмотря на то, что папа и мама будут жить отдельно, они любят его, и будут общаться с ним так же, как и раньше. Стоит иметь в виду, что реакции девочек и мальчиков на развод родителей иногда различаются: девочкам больше свойственны внутренние переживания, страхи, раздражительность и повышенная тревожность, мальчики становятся агрессивными и конфликтными.

Нежеланный ребенок . К сожалению, если родители (особенно мать) были внутренне против рождения ребенка, то в будущем у ребенка всегда будут эмоциональные проблемы. Чувствуя себя нежеланным, ребенок всеми силами будет пытаться доказать, что он хороший, что он многое умеет. Обычно такие дети, чувствуя, что попытки завоевать родительскую любовь тщетны, становятся нервными, озлобленными и легко совершают агрессивные действия.

Недостаток внимания со стороны родителей . Современные, вечно занятые родители, которые уделяют слишком мало внимания активному неугомонному малышу, также рискуют достаточно рано столкнуться с проблемой детской агрессивности. Не желая оставаться незамеченным и брошенным, ребенок всеми доступными способами привлекает недостающее ему внимание.

Загруженные работой и своими проблемами родители обычно реагируют на ребенка только тогда, когда он «что-то натворил». Ребенок рассуждает так: «Лучше пусть они меня отругают, чем вообще не обратят внимания», и ведет себя агрессивно, протестуя против безразличия родителей.

Кстати, агрессивность у детей может проявляться и в обратной ситуации, т. е. при избытке внимания. Если родители внушают ребенку, что он — «центр вселенной», предугадывают любое его желание, ублажают и балуют сверх всякой меры, то ребенок, в один прекрасный момент лишенный этого, выдает вспышку агрессии. Тяжелее всего таким детям приходится в детском коллективе. Не получая желаемого, дети могут упасть на пол и начать истошно орать, размахивая руками и ногами. Эта ситуация прекрасно описана у А. Куприна в рассказе «Белый пудель»: «На террасу из внутренних комнат выскочил как бомба, издавая пронзительные крики, мальчик лет восьми или десяти <...> ни на секунду не прекращая своего визга, с разбегу повалился животом на каменный пол, быстро перекатился на спину и с сильным ожесточением принялся дрыгать руками и ногами во все стороны <...> Несмотря на свое крайнее волнение, он все-таки норовил попадать каблуками в животы и в ноги возившихся вокруг него людей...».

Ограничения и запреты . Если дома или в детском саду ребенка постоянно ограничивают в движении или в самовыражении, то к концу дня вполне закономерным будет неуправляемое агрессивное поведение. Если ребенку запрещают бегать, прыгать и шуметь дома, он будет это делать в детском саду, и наоборот. Вот почему он в одном месте будет «ангелом», а в другом «наказаньем божьим» для взрослых. Энергия должна находить выход. Противоестественно и крайне вредно для здоровья ребенка блокировать ее. «Сиди тихо, не мешай, почитай, порисуй, угомонись, наконец!» Всех этих окриков активный, подвижный ребенок просто не слышит. Если вы не дали ребенку возможность сбросить напряжение естественным способом, он будет нервным, раздражительным и агрессивным.

Мы так подробно рассмотрели причины агрессивности ребенка, связанные с семьей, только потому, что в раннем и дошкольном детстве именно семья определяет, каким будет характер и поведение ребенка. При этом нельзя отрицать, что детская агрессивность зависит также от других причин. На формирование агрессивности оказывает влияние поведение сверстников и педагогов в детском саду (школе), средства массовой информации (в современном обществе воздействие СМИ на психику ребенка очень велико), компьютерная зависимость, шумовой фон (доказано, что у людей, живущих вблизи оживленных автомобильных дорог, аэропортов и пр., уровень агрессивности значительно выше, чем у жителей тихих районов), утомление (особенно хроническое), отсутствие своего личного пространства (например, когда в маленькой квартире проживают сразу несколько поколений, и у ребенка нет возможности уединиться) и мн. др.

Компьютерные игры . Хотелось бы уделить особое внимание наиболее актуальной на сегодня проблеме — «Ребенок и компьютер». Эта тема не сходит со страниц газет и журналов, об этом говорят на радио и по телевидению. Никто уже не сомневается, что компьютер — не только полезная развивающая вещь, но и система, которая при неправильном использовании наносит непоправимый вред здоровью. Компьютерная зависимость уже давно включена в МКБ-10 (Международная классификация болезней) как одна из болезней.

Сын моих знакомых с 7—8 лет начал подолгу сидеть за компьютером, со временем начал хорошо в нем разбираться. Когда-то он много читал, общался с друзьями, но постепенно компьютер вытеснил всех и все. Теперь, когда ему 13 лет, он готов проводить за компьютером 24 часа в сутки. Естественно, родители пытаются регламентировать этот процесс. Однако если родители запрещают сидеть за компьютером более часа, у подростка наблюдаются вспышки ярости и гнева, он может начать крушить все в квартире и делает все наперекор.

Эта проблема, с которой сталкивается, как минимум, каждый второй родитель. Но ростки этой проблемы начинают созревать уже в дошкольном возрасте. Родители часто спрашивают, надо ли покупать пяти-шестилетнему ребенку компьютер, сколько времени в день можно проводить за ним ребенку-дошкольнику и что можно делать малышу за компьютером? Это не праздные вопросы. К сожалению, ответы на них немногое могут изменить в современной, насыщенной различной электронной техникой жизни. Уставшему после работы родителю удобно (кто же будет с этим спорить!), когда их чадо смотрит мультфильмы на компьютере 1—3 часа и более. Это дает родителям свободу и покой после напряженного рабочего дня. Любопытно, что такой «счастливой» возможностью занять ребенка пользуются даже родители полуторагодовалых детей!

Считается, что покупать дошкольнику компьютер еще рано: у него высока потребность в движении, в общении со сверстниками, не лишайте его этих ценностей. Дошкольнику можно проводить за компьютером не более 30 минут в день. И чем младше ребенок, тем меньше времени он должен сидеть перед экраном.

Не могу понять, почему авторы стремятся наделить отрицательного персонажа клыками, острыми зубами, рогами и прочими атрибутами агрессии? Почему внешнее превалирует над внутренним? Например, в старом советском мультике «Серая Шейка» есть отрицательный герой — Лиса. В этом образе иные акценты: дети боятся ее не за угрожающую внешность, а за хитрость и коварство, интонации голоса и недобрые намерения. «Маша и Медведь» — остроумный, забавный современный мультик, который интересно смотреть как взрослым, так и детям. В нем, кстати, прекрасно отражена психология ребенка.

Не пренебрегайте классикой. Посмотрите вместе с ребенком добрые, красивые, светлые мультики, которые учат добру: «Цапля и журавль» Ю. Норштейна, «Снежная королева», «Золушка», «Дюймовочка», «38 попугаев», «Ушастик и его друзья», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Приключения домовенка Кузи», «Трям! Здравствуйте!», «Бременские музыканты» и мн. др.

Родители и сами устали от агрессивного, бессмысленного телевидения для детей. С появлением Интернета у них появилась замечательная возможность выбирать, что будут смотреть и слушать их дети.

Не гонитесь за модой, не бойтесь отстать от времени, ведь главное, что должен видеть с экранов компьютеров и телевизоров ваш ребенок — это доброта и красота.

Зарубежные ученые подсчитали, что в среднем на телеэкранах каждые 4 минуты возникает физическая или словесная агрессия. Также российскими учеными было установлено, что дети, смотрящие телевизор свыше 3 часов в день, более агрессивны и более уязвимы для агрессии со стороны других, чем те, кто проводит у телевизора менее 2 часов. Вам решать и выбирать, как лучше ребенку проводить свое свободное время, но забывать о связи агрессивности вашего ребенка с содержанием продукции СМИ не стоит.

Возрастные кризисы

Всплески агрессивности тесно связаны с возрастными кризисами, которые проходит ребенок. Если у взрослого возрастные кризисы случаются каждые 8—10 лет, то ребенок переживает их чаще. Пик агрессивного поведения можно наблюдать в 3—4 года и в 6—7 лет. Это естественные и проходящие моменты. Как протекают кризисы и как на них реагировать?

Кризис 3 лет

У меня на приеме мама трехлетней Лизы. Она в растерянности, муж в негодовании: ребенка как будто подменили. «Чуть что не по ней, — говорит мама, — сразу бросается на пол и кричит, на все говорит „не хочу “ и „не буду“».

Мама не знает, что это нормально. Капризы и вспышки агрессии в 3 года — это показатель того, что ребенок растет, развивается и делает попытки самоутвердиться. И наказывать за это его не надо, ему надо помочь.

Особенно часто агрессия трехлетнего ребенка проявляется по поводу неудовлетворенности непосредственных желаний. Чем больше встречается трудностей при их выполнении, тем сильнее эмоциональная вспышка ребенка, особенно если он хотел выполнить что-либо самостоятельно. В этот момент малышу особо нужна эмоциональная поддержка взрослого. Ребенку необходимо дать выразить свои отрицательные эмоции: это важная часть его развития и взросления. Не следует пытаться сразу же гасить отрицательные переживания и тем более эмоционально реагировать на аффективные вспышки малыша, случившиеся не к месту и не вовремя.

Кризис 3 лет имеет весьма условные возрастные ограничения. Он может начаться в 2—2,5 года и протекать бурно и стремительно, а может остаться незамеченным родителями и в 3 года. Форма, длительность и острота проявления будет зависеть от индивидуальных особенностей малыша, стиля воспитания, состава семьи и пр. Хорошо известно, что чем жестче ведут себя родители, тем острее протекают кризисные явления. Неблагоприятно на прохождении кризиса сказывается и начало посещения детского сада. Считается, что ребенка лучше отдавать в дошкольное учреждение до 2 лет, или же около 4 лет.

Кризис 3 лет начинается с ростом самостоятельности ребенка («я уже многое могу сам»), когда он старается утвердить свое «я» и установить новые отношения со взрослым. Как правило, взрослые не успевают быстро перестроиться и продолжают общаться с ребенком как с беспомощным маленьким существом, ограничивая его самостоятельные попытки достичь какой-либо цели. Вот в это время и проявляются все кризисные явления, свойственные данному возрасту. Надо помнить, что чем доверительнее и спокойнее отношения ребенка с мамой, тем мягче будет проходить этот кризис. Крики, раздражительность, авторитарность родителей будут усугублять агрессивность в поведении ребенка. Не забывайте хвалить ребенка пусть за маленькие, но самостоятельные попытки достичь результата в каком-либо деле — это залог высокой самооценки ребенка в будущем. У ребенка обязательно должно быть ощущение и переживание успеха, тогда кризис пройдет незаметно и поведение ребенка выровняется.

При неблагоприятном течении кризиса, связанном, например, с неправильным поведением родителей, у ребенка могут закрепиться нежелательные черты характера и агрессивность, что приведет к осложнению отношений с ребенком.

Кризис 7 лет

Кризис 7 лет — это сложный период в жизни ребенка, когда меняются все его стереотипы, все его представления о мире, сформировавшиеся ранее. Ребенок, который прежде вел себя наивно и непосредственно, начинает осмысливать свои поступки, предварительно их обдумывать, привычная импульсивность сменяется внутренним сосредоточением и стремлением к еще большей самостоятельности. Игровая деятельность в детском саду сменяется на учебную в школе, появляется больше жестких рамок и правил, регламентирующих всю деятельность ребенка. Все эти преобразования не могут не повлиять на поведение ребенка. Поэтому нередко он может проявлять агрессивность в ответ на непонимание со стороны взрослых, неудачу в какой-либо деятельности и пр.

Что делать?

Постарайтесь больше поддерживать и хвалить ребенка за реальные успехи и достижения, подчеркивая, что он многое может сделать сам.

Исключите приказной тон, будьте доброжелательны.

Необходимо совместно обсуждать причины и последствия тех или иных поступков, ошибки и пути их исправления.

Проявляйте искренний интерес к внутренним переживаниям и сомнениям ребенка, не высмеивайте его страхи.

Больше времени занимайтесь вместе творчеством, чтением и пр.

Не акцентируйте внимания на негативных проявлениях — и ребенку станет неинтересно их демонстрировать.

Самое главное — старайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него, когда не вместе.

По материалам книги Е. И. Шапиро