Дом моды на кузнецком мосту. Судьбы самых ярких моделей ссср

Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО)

История

Основан в 1944 году, еще во время Великой Отечественной войны , по решению Правительства СССР.

Знаменитый дом мод манил женщин показами моделей и особенно продажей готовых выкроек. Его верхний зал украсили 50 деревянных фигур, представлявших историю костюма со времен древнейших цивилизаций.

Общесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту пользовался большой известностью во всём мире. У его истоков стояла Надежда Ламанова . Она сумела обобщить исторический путь развития моды в России, соединить его в единое целое с творческими направлениями и принципами организации работы ведущих дореволюционных и современных известных Домов высокой моды и pret-a-portee. Она создала особый мир творческого интеллектуального исследования образа современности. Надежда Ламанова имела общественное признание, являясь «Поставщиком Двора Ея Императорского Величества». В 1925 году совместно со скульптором Верой Мухиной Н. Ламанова была удостоена Гран-при

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Так как здание предполагалось для магазина меховых изделий, его фасад состоял из огромных витринных окон для демонстрации товара. Поначалу на горизонтальных междуэтажных тягах размещали рекламные надписи на разных языках. При этом верхние этажи украшала лепнина и мозаика из смальты.

В 1940-х здесь открылся дом моделей. Для зала на верхнем этаже В. Фаворский сделал 50 фигур из различных пород дерева. Они иллюстрируют историю костюма от древнейших времен до современности.

Одной из невероятных достопримечательностей города является Дом моделей, модный дом на Кузнецком мосту. Это советский эквивалент Баленсиаги или Кристиана Диора. Вход стоит пять рублей. Там вы можете увидеть три или четыре раза в день демонстрации мод!

В доме моды одевалась советская элита. И сейчас здесь магазин элитной одежды.

Говорят, что... ...работавший в ОДМО Александр Игманд шил одежду для Леонида Брежнева. На примерках Генсек читал стихи Есенина. А последний костюм Брежнева, сшитый в ноябре 1982 года, так и остался в примерочной Дома моделей.

Первые дома моделей в СССР появились в конце 20-х — начале 30-х годов.

Но поначалу это были крупные ателье, снискавшие популярность качеством пошива. Один из них - Дом Моделей Мосторга в Москве на улице Большая Дмитровка, там работали самые модные портнихи, к которым, чтобы записаться, была очередь на полгода вперед. Дом моделей Мосторга заработал в 1933 году.

Затем неподалеку, на улице Сретенка, в 1934 году открылся знаменитый в СССР Дом моделей, в разработке дизайне коллекций которого принимали участие такие известные личности, как художник Фаворский и художницы-оформительницы Художественного театра Надежда Ламакина и Александра Лямина.

В это же время знаменитый трест по пошиву одежды «Мосшвея» частично переориентировался на выпуск модельной одежды, они же организовали показ модных платьев в одном из центральных универмагов столицы.

Мода шагала по стране, люди хотели одеваться красиво, на этой волне, повсеместно в СССР открываются дома моделей одежды, организуются показы в местных домах культуры, театрах, универмагах. Демонстраторы одежды — тогда официально появилась эта профессия в СССР при советских домах моделей одежды. В СССР демонстраторы одежды являлись обыкновенными «рабочими 5-го разряда».

К середине 1930-х годов в СССР назрела необходимость объединенной системы конструирования и моделирования модной одежды для всей страны.
В Текстильном институте в Москве открывается факультет дизайна модной одежды.

Ориентируясь на Московские Дома моделей в Ленинграде и других крупных городах страны открываются региональные Дома моделей одежды. К 40-м годам в СССР уже вполне сложилась система от конструирования и демонстрации модной одежды в домах Моделей, до ее пошива на фабриках и в трестах-ателье.

В послевоенное время, к 1946 году, мода в СССР вдохновляла все большее количество людей. На Кузнецком мосту в Москве заработал ОДМО — Общесоюзный дом моделей одежды. Проводились открытые показы модной одежды, коллекции одежды моделировались для более чем 500 швейных объединений по всему СССР.

В Общесоюзном доме моделей одежды продавались выкройки для простых смертных и строчили машинки, создавая настоящие шедевры моды для советской элиты.

К началу 50-х показы в залах Дома моделей на Кузнецком мосту и в ГУМе проходили по нескольку раз в день. Было на что посмотреть. К тому времени оформился настоящий профессиональный цех советских модельеров, куда входили такие громкие имена как Галина Гагарина, Тамара Макеева, Александр Игманд, Вера Аралова, и, чуть позже Слава Зайцев. Но лишь избранные модельеры Домов моделей в СССР могли похвастаться «именной» репутацией.

Общесоюзный Дом моделей во времена СССР выпускал все коллекции одежды под маркой «Авторский коллектив Дома моделей «Кузнецкий мост». Однако коллекции наших модельеров от советских домов моделей одежды выезжали за рубеж, имели там успех, что впоследствии позволило многим из них создать себе блистательную репутацию в мире моды, и когда железный занавес, наконец, рухнул открыть свои собственные Дома моделей одежды.

В застойные годы Вячеславу Зайцеву одному из первых, признанному за рубежом, предложили работу в США.

Но великолепные разработки от советских домов моделей одежды чаще всего не доходили до пошивочных цехов страны. Точнее, по ГОСТу упрощались все модные нюансы, ткань, фурнитура, даже крой. Поэтому покупатели той эпохи часто сокрушались, приобретая одежду, выпущенную советскими фабриками: «Посмотреть бы на этих модельеров!»

Виктория Мальцева

Понять, что в Москву вот-вот ворвется лето можно по внешнему виду городских модниц: босоножки на тонких каблучках, короткие юбочки, разноцветные платья. С наступлением весенне-летнего сезона концентрация красоты и стиля в мегаполисе увеличивается многократно. Москва была "законодателем" моды страны еще со времен СССР, однако возможностей приодеться у советских женщин было крайне мало, особенно в первые десятилетия после Великой Отечественной войны, когда страна буквально поднималась из руин. Да и само понятие "мода" в СССР часто сводилось к процессу мучительного "доставания" просто новой одежды.


ОДМО всемогущий

Главным центром моды в послевоенной Москве стал открытый на Кузнецком Мосту Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО). Именно здесь трудились самые талантливые и искусные разработчики одежды, закройщики и портные, разрабатывающие коллекции для 300 швейных фабрик СССР. Разумеется, именно здесь наряжалась вся советская правительственная элита.

Общесоюзный дом моделей одежды занимал здание, построенное здесь в 1889 году для размещения фабрики и магазина купца-меховщика Алексея Михайлова. А вот парадный фасад с большими окнами, предназначавшихся для демонстрации меховых моделей, был перестроен и украшен в 1903 году архитектором Адольфом Эрихсоном в духе декоративного модерна.

Бывшее здание Общесоюзного дома моделей одежды на Кузнецком Мосту (крайнее справа).

Один из американских журналистов, посетивших ОДМО в 1957 году, сравнил его с модными домами Баленсиага и Кристиана Диора.

Сейчас в бывшем доме ОДМО на Кузнецком Мосту расположен магазин модной одежды.

Ателье класса "люкс"

Сейчас сложно представить, что купить новый модный наряд в советских магазинах было не так просто. Даже если на прилавки магазинов и "выбрасывались" какие-то партии товаров, то купить их удавалось далеко не всем желающим, либо из-за нехватки денег, либо из-за того, что просто желающих было больше, чем товаров. Выручить столичных модниц могли городские ателье, где можно было пошить наряд на заказ. Впрочем, ателье тоже не были дешевым удовольствием, а многие из них вообще позиционировались как "элитные".

Одно из таких ателье "Люкс" располагалось на Кузнецком мосту в бывшем торговом здании братьев-банкиров Джамгаровых. Изначально построенное в 1893 году архитектором Борисом Фрейденбергом, здание было позднее перестроено архитектором Адольфом Эрихсоном.

Ну и, конечно, ателье работали при каждом крупном столичном универмаге. Так, ателье класса люкс работало в ЦУМе. Иногда какие-то "излишки" таких ателье поступали на прилавки магазинов и становились более-менее доступными для "простых смертных".


Салон мод в ГУМе

В 1953 году после длительных реставраций и ремонтов на Красной площади открывается Главный универсальный магазин (ГУМ) страны, который мгновенно превращается в настоящее "святилище" моды и стиля. Все самые дефицитные, редкие и уникальные товары модной индустрии привозились сюда. При магазине также работало собственное ателье.

В 1959 году в Москве произошло событие, которое буквально перевернуло взгляд советских людей на моду: легендарный модельер Ив Сен-Лоран привез в столицу СССР коллекцию одежды Дома Диора, состоящую из 120 восхитительных, невиданных доселе советскими людьми нарядов. 12 красивейших манекенщиц "прогуливались" в роскошных платьях по торговым аллеям ГУМа, а также по московским улицам.

После этого знаменательного события, в демонстрационном зале ГУМа на третьем этаже стали регулярно проходить показы мод, причем в зрители могли попасть рядовые покупатели.

В начале 80-х годов ХХ века на Проспекте Мира открывается Московский дом моды, директором которого становится один из модельеров ОДМО, легендарный Вячеслав Зайцев. Именно ему удалось превратить Дом Моды в оазис высокой моды, где создавались именные коллекции Pret-a-Porter и Haute Couture, снискавшие славу на лучших заграничных подиумах.

Дом моды Зайцева работает до сих пор, здесь также действует школа-студия "Театра моды", созданная самим маэстро.

Часть первая улица Кузнецкий Мост

Когда моя мама, Маргарита Белякова, только начинала работать в Доме Моделей, она застала там еще прежних, художников-модельеров: «стариков». Это были те, кто создавал в 1944 году, еще во время войны, когда правительством СССР было принято решение создать ОДМО- Общесоюзный Дом Моделей в Москве. Что само по себе поразительно-1944 год!
Идет война, но перелом уже наметился. И уже тогда стало очевидно, что наше появление в будущем послевоенном Мире потребует осознания, поиска и создания достойного образа страны- победительницы.
Тогда же было выбрано и место, где должно было развиваться это удивительное искусство –создание образа современника. Выбор пал на знаменитую, еще с ХVIII века московскую «улицу моды»- Кузнецкий Мост в доме № 14. Выбор этот не был случайным, поскольку это исторически сложившийся центр пересечения торговли, модных домов моды, магазинов и еще в старину находившихся именно здесь на Кузнецком Мосту самых модных европейских Домов Моды и, конечно, это всегда было излюбленное место прогулок состоятельных москвичей с самых стародавних времен. Поэтому отвлекусь, чтобы дать небольшую историческую справку по истории московской улицы Кузнецкий Мост. Кузне;цкий Мост - улица в Мещанском и Тверском районах Центрального административного округа города Москвы. Проходит от улицы Большая Дмитровка до Большой Лубянки.

Улица Кузнецкий Мост идёт с юго-запада на северо-восток, начинаясь от Большой Дмитровки и заканчиваясь у Большой Лубянки. Пересекает улицы Петровка, Неглинная и Рождественка. Нумерация домов ведётся от Большой Дмитровки. На углу Кузнецкого Моста и Большой Лубянки находится площадь Воровского. Но это современная информация, а история этой улици в буквальном смысле слова уходит в глубь веков.

Ранняя история улицы

А. М. Васнецов Пушечный двор в XVI в.
В конце XV века Иван III основал в этом районе на берегу реки Неглинки, ранее не застроенном и именовавшемся «Неглинный верх», слободу кузнецов и конюхов основанного тут же Пушечного двора. Через Неглинку был перекинут мост, который и дал название улице (о Пушечном дворе ныне напоминает название соседней Пушечной улицы). Вскоре после этого его сын Василий III поселил рядом выведенных из Пскова псковичей, в 1514 г. построивших церковь, долгое время носившую название «Введения во Псковичах» (архитектор Алевиз Фрязин Новый; снесена в 1922 г., после чего на ее месте установлен памятник Воровскому). В XVII в. на улице, кроме дворов ремесленников, отмечены уже дворы князей и монастырские подворья.
Кузнецким мостом тогда назывался лишь собственно мост и его окрестности (между Рождественкой и Петровкой); улица, ведшая к мосту от Лубянки, именовалась Введенским переулком, а улица, ведшая от моста к Большой Дмитровке - Кузнецким переулком, при чем последний объединен с Кузнецким Мостом только в 1922 году.
Улица в XVIII-XIX веках

Мост в XVIII веке
В 1754 г. деревянный Кузнецкий мост был заменен белокаменным трёхпролетным, шириной около 12 м и длиной 120 м, по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского.

Кузнецкий мост во время коронации Николая II
К тому времени (после большого пожара 1737 г.) Кузнецкий мост превращается в торговый район, застроенный лавками. Во второй половине века (после указа Екатерины II о привилегиях иностранным торговцам, 1763), его облюбовали французы, открывшие на нем свои лавки (главным образом модных и галантерейных товаров), так что Кузнецкий мост стал центром французской колонии в Москве. Это спасло улицу во время пожара 1812 г.: на ней были выставлены караулы французской гвардии, тушившие огонь. Улицей магазинов, в основном иностранных, Кузнецкий мост оставался вплоть до 1918 года. В 1843 г. по инициативе славянофила Алексея Хомякова возмущенного «засильем французов», на углу Рождественки был открыт «магазин русских товаров», и исключительно русским ассортиментом и прислугой.
В XVIII веке северную часть улицы от Рождественки до Петровки по обоим берегам Неглинной занимала усадьба Артемия Волынского, после его казни перешедшая к графу И. Л. Воронцову, разбившему на берегах реки сады и построившему каменные дома для сдачи внаем. После смерти графа в 1780 г. его дом и половину усадьбы между Рождественкой и Неглинной купила помещица Бекетова, пасынок которой Платон Петрович Бекетов, впоследствии председатель Общества истории и древностей Российских, устроил в одном из флигелей дома лучшую в Москве типографию, а в другом - открыл книжную лавку (1801).
Владение № 20 принадлежало тогда же Дарье Салтыковой («Салтычихе») (впоследствии в здании - перестроенном строении 1780-х гг. - жил Фёдор Гааз).
В 1817-1819 гг. Неглинка была заключена в трубу, мост засыпан, а на его парапете выстроен дом (№ 7).
Застройка улицы была главным образом двухэтажной; однако во второй половине XIX века на улице появляется все больше многоэтажных зданий пассажей, доходных домов и банков. В настоящий момент улица практически сохранила ту застройку, которая сложилась к 1917 г. - только в самом конце ее в 1982 г. воздвигнуто новое здание КГБ.

Часть вторая –архитектор дома Кузнецкий Мост 14 А.Э. Эрихсон
1. Иллюстративный материал по улице Кузнецкий Мост 14
2.
Прогулки по Старой Москве и не только - Кузнецкий мост д. 14
23 июн 2010 ... В 1883 году дом Ермоловой арендует, а потом приобретает 1-й гильдии купец-меховщик Алексей Михайлович Михайлов. ...
il-ducess.livejournal.com/163219.html - Сохраненная копия

Адольф Эрихсон
Годы жизни
Гражданство Россия
Дата рождения 1862 год

Место рождения Москва

Современный Дом Моделей разместился в здании, построенном в начале ХХ века, по проекту замечательного и знаменитого архитектора Адольфа Эрнестовича (Адольф Вильгельм) Эрихсона, родившегося в Москве в 1862 году.
После окончания в 1883 году Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) со званием классного художника архитектуры, он был отправлен пенсионером за границу, где изучал архитектуру североевропейских стран, в основном Дании. В 1891-1896 годах состоял архитектором Московской казённой палаты. Вступил в Московское архитектурное общество в 1894 году. В числе лучших московских архитекторов Эрихсон участвовал в 1896 году в подготовке Москвы к коронации царя Николая II, оформив Пречистенский, Тверской и Никитский бульвары. Архитектор много проектировал в Москве для купцов П. И. Щукина и И. Д. Сытина.
В начале творческого пути А. Э. Эрихсон создавал архитектуру в стиле эклектики, стиль- владевший умами современников. Стиль эклектики аккумулировал в себе целые исторические пласты разных направлений и эпох. Но в конце уходящего 19 века, примерно к 1890-м годам,А.Э. Эрихсон увлекся зарождавшимся новым яркоокрашенным национальным стилем ля рюс, и во всем его творчестве пробудилась яркая национальная стилевая тенденция, в основе которой лежало ярославское зодчество XVII века. Первым проектом архитектора в стиле модерн стало здание Торгового дома И. В. Юнкера на Кузнецком Мосту. Одновременно с проектами в стиле модерн, А.Э. Эрихсон использовал в архитектурной практике и готические формы. Творчество А.Э. Эрихсона в разные его периоды всегда отличало удивительно гармоничное сочетание и единство стилистической строгости и невероятной, порой живописной раскрепощенности форм и деталей. Ему было свойственно -некое единство противополжностей, но всякий раз целостный и убедительный образ его творений. Так обогативший Москву неотъемлемыми от ее облика архитектурными шедеврами, являющими ее историческое лицо и нам - современникам..
После революции 1917 года А. Э. Эрихсон покинул Россию и жил в эмиграции в Швейцарии. Дальнейшая судьба зодчего и год его смерти не известены.

Арнольд Эрнестович Эрихсон - русский архитектор, мастер и один из создателей стиля русского модерна. Он работал в стиле Модерн,еще только рождающегося в те годы.В период 1901-1903 годов А. Э. Эрихсон по заказу купца А.М. Михайлова, большого знатока мехового дела и ценителя нового стиля – яркого, интеллектуального, но демократичного Арт-Деко создал проект здания по адресу Кузнецкий Мост 14. Купец А.М. Михайлов был не просто владельцем, но прежде всего именно создателем Дома Моды европейского размаха в России того времени, сочетавшего в себе единство принципов работы; салона, коммерческого предприятия - роскошного мехового магазина, помещения которого, были специально спланированны для проведения просмотров-дефиле, предназначенные для примерок, пошивочные мастерские,- все было продумано основательно, что не утратило своей функциональности ни в 20 веке, ни в наступившем 21-ом веке. Моя мама, Белякова Маргарита Андреевна- замечательный художник-модельер головных уборов, проработавшая там 42 года, мне рассказывала,что где-то в подвалах здания были даже оборудованы специальные холодильники для хранения мехов. Во всяком случае так говорили старики, рассказывая насколько передовым и продуманным был проект, созданный общими усилиями исторически значимого архитектора А.Э. Эрихсона и талантливого, с тем особым русским размахом молодого капиталиста-купца А. М. Михайлова, основателя Торгового дома в 1901 -1903 годах Москве по адресу Кузнецкий Мост, 14
Существенных успехов в хранении мехов добился купец А.М. Михайлов – поставщик Двора Его Императорского Величества. Зная, что мех хорошо храниться при низких температурах, купец А.М. Михайлов по проекту инженера Н.Г Лазарева строит и в 1912 году открывает «Первый и Единственный в России ХОЛОДИЛЬНИК, приспособленный для хранения исключительно меховых вещей, платья и ковров, Москва, Большая Дмитровка, дом №11».
Купец Михайлов фигура исторического маштаба.Его передовые взляды помогали вести дела с размахом, во многом опережая своё время.
В здании по улице Кузнецкий Мост 14 разместился целый комплекс, в котором было предусмотрено все для различных этапов деятельности в области работы с мехами и авангардной по тем временам Моды, и ее восхождение в этом блистательном салоне европейского уровня. То есть было создано не просто здание, в котором разместились и уживались Салон Моды и различные цеха, в которых ее создавали, обрабатывали меха, создание хранилищ для изделий, то есть система логистики тут же на месте. И безусловно мощная творческая лаборатория – кузницы талантов России того времени. - и все это, как единый комплекс. Ультра современный подход,кстати! Здесь создавался новый, передовой комплекс нового типа архитектуры, целиком отвечающий задачам находящегося внутри производства. Великолепное архитектурное и прицельно-функциональное решение, значительно опередившее своё время и предвосхитившее многие аспекты современной архитектуры.
Знаменитый Зеленый зал,с высокими, украшенными лепниной потолками, широкие закругленные беломраморные лестницы, даже кресла в зале, украшенные резьбой двери с золочеными ручками, огромные зеркала – и,отвечающий и современным требованиям проведения дефиле.
Удобный высокий подиум. Он рассекал зал пополам,или,как называли его тогда между собой сотрудники Дома Моделей «Кузнецкий Мост»-«язык».
Всё это великолепие практически в неизменном виде сохранялось и в советское время. И в детстве и потом, когда я подросла, и в старших классах,когда моя мама брала меня время от времени с собой на просмотры, проводимые в ОДМО «Кузнецкий мост», когда ей хотелось показать мне какую-нибудь из удачных и ей самой понравившуюся коллекций, в которую были включены и ее работы прекрасный Зелёный зал всякий раз восхищал меня свой торжественностью и благородной гармонией своих пропорций.

Часть третья –создание ОДМО.Модельеры

Пишет ziggyibruni (ziggyibruni)
@ 2009-03-18 14:06:00

Метки данной записи: история костюма, персона

Русский модельер Надежда Ламанова

Валентин Серов. Портрет Н.П.Ламановой. 1911

Необходимость создания Дома Моды, отвечающего принципу устройства советского строя, и представляющего всему миру лицо нового строителя
общества, социализма и предполагаемого в последствии коммунизма- назрела ещё до войны, в тридцатые годы. После того, как не осталось в стране и следа от независимости НЭПа. А значит исчезли, как форма частного предпринимательства и Модные собственные ателье.
По преданиям о истории создания ОДМО после 1944 года, бродившие среди стен Дома Моделей «Кузнецкий Мост», были и рассказы о том, что среди вдохновителей идеи создания Общесоюзного Дома Моделей была и великая Надежда Петровна Ламанова. Но, принять непосредственное участие ей не пришлось. Она умерла осенью 1942 года. Надежда Петровна Ламанова родилась 14 декабря 1861 года в русской провинции, в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Отец – Петр Михайлович Ламанов был потомственный дворянин из обедневшего рода. Он избрал военную карьеру и к моменту рождения старшей дочери Нади имел чин полковника.
Надежда Петровна Ламанова была кутюрье еще Его Величества, некогда и она была владелицей одного из именитый Домов Моды в Москве в районе Тверской, а позже ул.Горького. Она еще с юности проявила свое яркое дарование и вскоре покорила своими смелыми решениями и предложениями в работе с образами нового времени даже великосветское общество тогдашней России. Каждую ее модель отличало единство обостренного чувствования образа современности, тонкое чувствование моды и характера личности и облика заказчика, выраженные в изысканности творческого личного почерка мастера. Она практически не занималась выкройками, почитая это занятие пустой затеей, и наказывала модель прямо по фигуре заказчика. Отчего ее вещи по воспоминаниям современников были не только произведениями искусства, но сидели всегда великолепно! Это было созданное ею целое целое направление в моделировании. Даже мне удалось застать рассказы об этой «школе Надежды Ламановой», бытовавшую среди конструкторов верхней одежды многие годы проработавших в ОДМО «Кузнецкий Мост».Об этом рассказывала и даже показывала Мочалова Лидия Николаевна, конструктор верхней одежды ОДМО «Кузнецкий Мост» мамина подруга и сотрудница.
Но и организаторские способности у нее были просто уникальные: в 1885 году-великая Надежда Ламанова открыла свою фирму на Большой Дмитровке. А в 1900 году она была удостоена звания «Поставщика Двора Его Императорского Величества» за платья для императрицы Александры Федоровны. Творчество Надежды Ламановой- сам вопрос о приоритетах некоторых стран в области моды в начале 20 века свело эту тему на нет, громко заявив о направлении русской моды. Но,не как о продолжательнице традиций или подражания французской и европейской моды в целом, а как о совершенно самобытном искусстве, имеющее свое русло, задачи и направления. Значительно пошатнула она наличие у именитых французских модисток. высокопоставленной клиентуры, даже из числа придворный и богатейшей молодой российской буржуазии, И пробудила в обществе живой интерес в отечественному искусству и в этой области творчества. Она была подлинно русской художницей. И то, что она отвергала все предложения переехать в Париж, не удивительно, для художника так глубоко осознававшего всю ответственность в деле развития русского искусства.
Ее творчество достойно представляло и сверкающий стиль придворного бального костюма во времена, когда царил модерн. Творила она, неподражаемо, сплавив: свой личный изысканный почерк и стиль изысканного арт-дэко. Замечательную выставку Надежды Ламановой, которую мне посчастливилось увидеть в Эрмитаже в 1975 году невозможно забыть и сегодня. Размах ее таланта простирался до смелости новаций конструктивизма, не теряя с годами яркости артистического накала, который она сохранила до конца своих дней.
Ее смерть в начале Великой отечественной Войны 15 октября 1941 года, в возрасте 80 лет оборвала блистательный путь мастера. Ее талант организатора и понимание того, как должен быть устроен процесс работы для наиболее полного раскрытия дарований всех участников, актуален и по сей день. В своей деятельности она сумела обобщить исторический путь развития Моды в России, соединить его в единое целое с деятельностью, творческими направлениями и принципами организации работы ведущих дореволюционных Домов Моды и современных знаменитых Домов Высокой Моды и pret-a-portee своего времени.
То есть -она обладала реальным опытом ведения Дома Моды на самом высоком уровне. Надежда Ламанова- прекрасный художник, многогранный талант которой позволил ей работать и, как театральный художник. Именно, как театральный художник осенью 1941, когда фашисты были уже под Москвой году, она подошла к зданию театра, в котором она работала, но он был уже пуст. Театр выехал в эвакуацию. Сердечный приступ, начался внезапно. И последнее, что увидела Надежда Петровна Ламанова в своей жизни – это театр, тонущий в густых сумерках тревожной осени 1941 года, когда судьба Москвы и всей страны была подвешена на весах истории.
То есть сама она лично не принимала участия в создании ОДМО, но некоторые из её идей и рекомендации об устройстве Дома Моды тем не менее воплотились в принципах жизни самого Дома Моделей «Кузнецкий Мост» и жили очень долго с 1944 года по 2003 год.
Она еще с юности проявила свое яркое дарование и вскоре покорила своими смелыми решениями и предложениями в работе с образами нового времени даже великосветское общество тогдашней России. Каждую ее модель отличало единство обостренного чувствования образа
современности, тонкое чувствование моды и характера заказчика, выраженные в изысканности творческого личного почерка мастера. Она практически не занималась выкройками, почитая это занятие пустой затеей, и наказывала модель прямо по фигуре заказчика. Отчего ее вещи сидели великолепно! Но и огранизаторские способности у нее были просто уникальные: в 1885 году- великая Надежда Ламанова открыла свою фирму на Большой Дмитровке. А в 1900 году она была удостоена звания «Поставщика Двора Его Императорского Величества» за платья для императрицы Александры Федоровны. Творчество Надежды Ламановой- сам вопрос о приоритетах в области моды свело на нет, громко заявив о направлении русской моды, не как о продолжении традиций или подражания французской и европейской моды в целом, а как о совершенно самобытном искусстве, имеющее свое русло.Значительно пошатнула она наличие высокопоставленной клиентуры, даже из числа придворный и богатейшей буржуазии,у именитых французских модисток. И пробудила в обществе живой интерес в отечественному искусству и в этой области творчества. Она была подлинно русской художницей.И то, что она отвергала все предложения переехать в Париж,не удивительно, для художника так глубоко осознававшего всю ответственность в деле развития русского искусства.
Ее творчество достойно представляло и сверкающий стиль придворного бального костюма во времена, когда царил модерн. Творила она, неподражаемо, сплавив: свой личный изысканный почерк и стиль изысканного арт-дэко-, выставку, которой мне посчастливилось увидеть в Эрмитаже в 1975 году.Размах ее таланта простирался до смелости новаций конструктивизма, не теряя с годами яркости артистического накала, который она сохранила и в после военные годы, когда она создавала ОДМО- Общесоюзный Дом Моделей. Ее талант организатора и понимание того, как должен быть устроен процесс работы для наиболее полного раскрытия дарований всех участников, актуален и по сей день. В своей деятельности она сумела обобщить исторический путь развития Моды в России, соединить его в единое целое с деятельностью, творческими направлениями и принципами организации работы ведущих дореволюционных Домов Моды и современных знаменитых Домов Высокой Моды и pret-a-portee своего времени. Она создала особый мир творческого интеллектуального исследования образа современности в предчувствии наступающего дня. Представляющий новый и еще не прожитый образ жизни, такой желанной и долгожданный, особенно остро в последние дни войны и вскоре, в только, что наступившей, долгожданной мирной жизни. Но, разумеется, создание такого мощного флагмана Советского Моделирования, как «ОДМО «Кузнецкий Мост» требовало невероятных усилий, социального оптимизма, таланта и опыта многих выдающихся личностей в самых разных областях деятельности. И честь и хвала тем титанам своего времени. создавших это удивительное явление в отечественном искусстве. И надеюсь, что найдутся среди наших современников и их потомков те, кто одарит нас воспоминаниями о их деятельности. К сожалению, я не располагаю такой информацией о этих людях.
И описала только то, что разными путями и отголосками удалось собрать.
Но честь и хвала им, пусть и остающимися пока для нас безымянными.
Что ж!…Как говорится - у Бога все живы!

Иллюстративный материал –портреты и модели Надежды Ламановой

Результаты поиска
1. Надежда Петровна Ламанова / Nadegda Lamanova: ДВЕ КАПЛИ «КОТИ»
14 мар 2003 ... Это имя - Надежда Ламанова - в начале ХХ века было знакомо в России каждому. Сочетание слов «платье от Ламановой» звучало так же естественно...
www.peoples.ru/art/fashion/.../lamanova/ - Сохраненная копия - Похожие
2. ziggyibruni: Русский модельер Надежда Ламанова
18 мар 2009 ... Надежда Петровна Ламанова – один из самых талантливых русских художников-модельеров, человек интересной судьбы, прожила долгую творческую...
ziggyibruni.livejournal.com/24397.html - Сохраненная копия - Похожие
3. Passion.ru:: Гений русского кутюра (Надежда Ламанова)
Надежда Ламанова Кто они - гении мирового и российского модного Олимпа? Почему мы знаем о них так мало? Они творили долгие годы для того, чтобы сейчас мода...
www.passion.ru/s.php/8338.htm - Сохраненная копия - Похожие
4. Картинки по запросу надежда ламанова
- Пожаловаться на картинки
5. Судьба Надежды Ламановой - afield.org.ua
Материалы о Надежде Ламановой я собирала более 20 лет по частным и государственным архивам, вела поиски в музее МХАТа, в фондах других московских музеев и в...
afield.org.ua/mod3/mod28_1.html - Сохраненная копия - Похожие
6. Русская мода и Надежда Ламанова.
13 сен 2007 ... Это имя - Надежда Ламанова - в начале ХХ века было знакомо в России каждому. Сочетание слов «платье от Ламановой» звучало так же естественно...
www.styleway.ru/.../russkaja_moda_i_nadezhda_lamanova.html - Сохраненная копия - Похожие
7. Надежда Ламанова (знаменитые женщины)
Профессия портной или модистки - одна из самых древних в истории человечества, и во все эпохи она считалась уважаемой и почетной.
www.wild-mistress.ru/.../2008-10-28-521228.html - Сохраненная копия - Похожие
8. Надежда Ламанова Платья от НАДЕЖДЫ ЛАМАНОВОЙ. Комментарии...
16 июн 2009 ... Платья от НАДЕЖДЫ ЛАМАНОВОЙ - показатель тонкого вкуса и состоятельности. Надежда Петровна Ламанова - один из самых талантливых...
www.liveinternet.ru/.../post104709374/ - Сохраненная копия - Похожие
9. Журнал Антураж Журнал Надежда Ламанова – первый русский модельер
26 сен 2009 ... Родилась Надежда Ламанова 14 декабря 1861 года в русской провинции – деревне Шутилово Нижегородской губернии. ...
anturagstudio.com/modules.php?... - Сохраненная копия - Похожие
10. Первый канал. Официальный сайт. Телепроекты. Гении и злодеи...
В 1901 году Надежда Ламанова получает предложение от Станиславского работать... В 1941 году 80-летняя Надежда Ламанова должна была эвакуироваться из Москвы...
www.1tv.ru/anons/id=156105 - Сохраненная копия
11. Ирина Асланова - Они создавали моду. Надежда Ламанова - надежда и...
Надежда Ламанова считается создательницей русской модной школы 20 столетия и лучшим в истории России художником-модельером. Ее имя мы уже однажды упоминали...
55irina.livejournal.com/47346.html - Сохраненная копия