Презентация конфликты в подростковой школьной среде. Презентация на тему "конфликты родителей и детей-подростков"

1 слайд

МБОУ «СОШ с. Берёзовка» Пути решения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса Социальный педагог Шереверова Л.Г. 2011 – 2012 учебный год

2 слайд

«Всякая ссора красна мировою» (старинная пословица) Отношения к другим людям зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Причём главным пространством таких отношений является не только сфера общения с равными – сверстниками, но и с взрослыми – педагогами и родителями.

3 слайд

Конфликты родом из детства Конфликтные дети, не умеющие общаться, слышать других, понимать их или уступать им, приносят массу проблем не только окружающим, но и самим себе. Большинство негативных и деструктивных явлений среди молодёжи, наблюдаемых в последнее время (повышенная жестокость, агрессивность, эмоциональная отчуждённость и пр.), берут своё начало в детстве.

4 слайд

(от лат. conflictus - столкновение) в широком смысле направленное на преодоление противоречия столкновение, противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон.

5 слайд

Научное определение конфликта Конфликт - это столкновение несовместимых, противоположных интересов, устремлений, потребностей или мнений внутри личности человека, в отношениях между людьми, человеком и группой. Решение конфликта редко лежит на поверхности, чтобы его отыскать, необходимо ответить на три важных вопроса: 1)что происходит; 2) кто включён в конфликт; 3) что, какие интересы заставляют людей в них участвовать?

6 слайд

Основные источники возникновения напряженности во взаимоотношениях: Отсутствие взаимопонимания между людьми, наличие подчас противоположных интересов, чувство обиды, зависть или месть, низкая культура общения. Поведение "трудных" работников. Несовместимость характеров. Неумение найти общий язык. Многие конфликты порождаются неурядицами в организации труда, авралами и т.д.

7 слайд

8 слайд

Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это - жизнь, среда существования. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку. Люди этого типа не умеют перестраиваться, т.е. учитывать в своем поведении изменение ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих, честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность. Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных людей: соседей, водителей автобусов, продавцов, врачей, начальников… Критикует увлеченно, с жаром, со знанием дела, с фактами, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать.

9 слайд

Личность, сознательно уходящая, убегающая от конфликта, перекладывающая ответственность в принятии решения на других, беспринципная. Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность, что чревато последствиями. это грубый, бесцеремонный человек, идущий напролом, презирающий тонкости взаимоотношений и чужие чувства. Эгоистичен и уверен в своей правоте. Считает, что окружающие должны уступать ему дорогу. Не любит, когда кто-то ставит под сомнение его правоту. Озабочен своим авторитетом. Болезненно самолюбив. Настороженно относится к шуткам, которые по содержанию перекликаются с текущей ситуацией. В каждой шутке он усматривает скрытую атаку на его личность и достоинство. Попытки обсудить с ним его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны. Все без исключения ваши претензии будут приписаны вашему дурному характеру - ведь многие, с кем он общается, с ним согласны. Такой человек нацелен на дело, люди для него - инструмент.

10 слайд

Пиявка" не говорит гадостей, не ругает и не оскорбляет, ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, труднее направить мысли в нужное русло. Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом часто возникают проблемы: "Вата" не выполняет обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее. У такого типа постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного. Не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах.

11 слайд

Группы конфликтов в школе - конфликты, возникающие из-за неадекватной информации; - межличностные конфликты; - конфликт между учителем и учеником (или учениками); - конфликт между учителем и родителями;

12 слайд

Конфликтные периоды II КОНФЛИКТНЫЙ ПЕРИОД Переход в 5-й класс. На смену одному учителю приходят несколько учителей-предметников, появляются новые учебные предметы III КОНФЛИКТНЫЙ ПЕРИОД В начале 9 класса,когда нужно решить,что делать после его окончания IY КОНФЛИКТНЫЙ ПЕРИОД Окончание школы, выбор будущей профессии, экзамены, начало личной жизни I КОНФЛИКТНЫЙ ПЕРИОД Происходит в начальной школе, когда первоклассник переживает довольно сложный и даже болезненный этап в своей жизни: происходит смена игровой деятельности на учебную

13 слайд

Классификация конфликтов по М.М. Рыбаковой Конфликт деятельности – по поводу успеваемости обучающихся, выполнением учебных или внеурочных заданий. Конфликт поведения (поступков) – возникающих в связи с нарушением правил поведения в учебном заведении и т.д. Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально- личностных отношений в рамках общения в процессе совместной деятельности.

14 слайд

Классификация конфликтов По значению для группы делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят пользу, вторые вред. От первых уходить нельзя, от вторых нужно. По характеру причин на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые субъективными, личностными.

15 слайд

Разрешение конфликта «учитель- ученик» - Предотвращение. Учитель должен вовремя заметить первые проявления своего конфликта с учениками, определить его причину и предотвратить его. - Компромисс. Учитель, должен идти на него сознательно, выражая этой уступкой уважение ученику. - Доброжелательность и чуткость. Даже в конфликтных ситуациях учитель обязан быть доброжелательным и выдержанным, сдерживать свои отрицательные эмоции, предвидеть возможные последствия своих слов и поступков, правильно оценивать их. Только в таком случае можно рассчитывать на доверие детей к педагогу.

16 слайд

Недопустимо! Упрекать ребёнка его близкими! Особенно подростков, за неблагополучие в семье, за поведение родителей, братьев, сестёр - этого ученики не прощают учителям! Учитель делает грубейшую ошибку, теряет в глазах ученика статус учителя и взрослого. Каждый имеет святое чувство к родителям и близким, какие бы они не были.

17 слайд

Причины конфликтов между учениками зависть, злоба, жестокость, хвастовство, угодничество, наглость, предательство, нахальство, жадность, глупость, грубость, обвинение, бесчеловечность.

18 слайд

Какие дети чаще всего вступают в межличностные конфликты? склонные к возникновению психосоциальных расстройств: дети больных алкоголизмом и наркоманией; дети лиц имеющих психическое заболевание; подростки с нарушением психического здоровья психосоциальной адаптации; подростки, находящиеся в сложном экономическом положении; жертвы психологического, физического и сексуального насилия. дети, которые постоянно нуждаются в социальной поддержке.

19 слайд

Способы решения конфликтов между учениками Убеждение- основной путь воздействия на конфликтующих. Решить конфликт легче всего не спором, не обличением виновников, а дружелюбным сочувствием, тактичным отношением к обеим враждующим сторонам. Предупреждение - лучше всего происходит в виде дискуссии, спора, высказывания своего мнения уже на основе каких – либо позиций, изложенных авторитетными для детей взрослыми. Погашение эмоционального возбуждения – педагог поочерёдно приглашает всех участников конфликта высказаться и даёт им возможность не прерывать и не перебивать говорящего. «Круги примирения» - дают возможность выслушивать другого, не выплескивать сразу свои эмоции в ответ на слова другого, успокоиться и не волноваться. Авансирование похвалой – сочувственно выслушав конфликтующих, следует отметить какие – либо положительные черты характера, указать на те, что есть на самом деле. Компромисс– педагог спрашивает: « Что ты хочешь? «Я не спрашиваю, что произошло, кто прав, кто виноват. Что ты хочешь? А что ты? Понятно. Так вот, предлагаю…. И вам придётся согласиться, иначе разговор будет долгий». Переключение внимания конфликтующих на новый объект – в этом случае конфликтующим даётся задание, требующее от них немедленных действий: « Вы спорите, а в это время…».

Возрастные особенности детей и педагогов, влияющие на их поведение в конфликте, должны учитываться при анализе и поиске выходов из конфликтной ситуации. Чтобы понять мотивы поведения и глубокие внутренние причины конфликтов необходимо взглянуть на участников конфликта с точки зрения их развития.

Чтобы понять мотивы поведения и глубокие внутренние причины конфликтов необходимо взглянуть на участников конфликта с точки зрения их развития.

Как известно, от двух до трех лет возникает масса конфликтов с ребенком, проявляющим большое упрямство в попытках доказать, что он может «сам» справляться со многими жизненными задачами.

Школьное детство начинается с критического, или переломного периода, который традиционно называется кризисом семи лет . К семи годам возникают такие сложные новообразования, как оценка самого себя, самолюбие, появляются новые противоречия между восприятием самого себя, отношением к себе и оценками окружающих, взрослых и сверстников, смена игровой деятельности на учебную.

Другой классически «трудный» возраст - подростковый, связанный с самоутверждением и самореализацией личности на новом витке ее жизненного пути. Осложненный радикальной физической перестройкой организма, которая сопровождается повышенной раздражительностью и болезненно ранимым самолюбием, этот период может доставлять и самому подростку, и окружающим немало хлопот.Внутренний мир становится для подростка реальностью, которая затмевает настоящую действительность.

В отличии от младших школьников, способных в конфликте применять в основном лишь тактику избегания или приспособления, а протест проявлять в форме слез и жалоб родителям, подростки уже могут открыто противостоять педагогу.

Среди конфликтно-стрессовых ситуаций в работе с подростками выделяются:

1. Конфликты дисциплины.

2. Конфликты в сфере дидактического взаимодействия (чаще всего вызванные фактами, как считают подростки несправедливых отметок за письменные и устные ответы).

3. Конфликты в методике обучения (такие, например, методические изъяны в работе учителя на уроке, как непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, раскрытие темы наспех).

4. Конфликты в тактике взаимодействий учителей с подростками

5. Конфликты этики

Существуют и другие критические возрастные периоды (примерно через каждые десять лет), характеризующиеся специфическими проблемами и потребностями, которые порождают конфликты.

Например, возраст около сорока лет, особенно для мужчин, является временем перестройки психической жизни с переориентацией на более эмоциональные критерии взаимоотношений и личностного благополучия.

Люди в возрасте около шестидесяти лет нередко порождают и переживают проблемные ситуации, связанные с блокированием их важнейшей потребности в передаче их жизненного опыта.

В настоящее время в нашей стране довольно широко распространена геронтофобия (неприятие пожилых), которая принимает подчас гротескные формы. Например, ставятся жесткие возрастные ограничения при приеме на работу, иногда просто абсурдные.

Чисто возрастные особенности, пересекаясь с социальными, формирующими специфические черты поколений, их ценностные предпочтения, привычный уклад жизни и т. д., создают еще больший конфликтный потенциал - «Конфликт поколений».

Слайд 1

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Гаринская средняя общеобразовательная школа
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «Школьные конфликты» Гари, 2016 г.

Слайд 2

Что такое конфликт?
абсолютно естественное в жизни общества явление, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.
Конструктивный
Деструктивный

Слайд 3

Разнообразие школьных конфликтов
« Ученик – ученик »
« Учитель-родитель ученика»
« Учитель – ученик »

Слайд 4

Конфликт «Ученик - ученик»
Причины конфликтов между учениками: борьба за авторитет соперничество обман, сплетни оскорбления обиды личная неприязнь к человеку симпатия без взаимности борьба за девочку (мальчика)

Слайд 5

Способы разрешения конфликта: Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

Слайд 6

Агрессия - действие или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически (ударили), так и словесно (оскорбления, угрозы, унижения и др.)

Слайд 7

грубое, жестокое поведение родителей; когда ребёнок живёт в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему; взаимоотношения со сверстниками; отношения в семье; противоположные требования; непоследовательность родителей (возникновение противоречий между словами и поступками); особенности биологического развития; СМИ.
Причины агрессивности детей.

Слайд 8

Агрессия, направленная на окружающих людей. Причины:
защита; несдержанность (показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма).

Слайд 9

Если вы заметили в ребенке агрессивное поведение, то предлагается шесть направлений по коррекционной работы:
Это, прежде всего, консультация с педагогами направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей. Снижение уровня личностной тревожности. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в конфликтной ситуации. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие самоконтроля. Формирование собственных эмоций, развитие эмпатии. Формирование адекватной самооценки. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемыми способами, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативных ситуаций в целом. На первых этапах рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. На первых порах ребенок может стать более агрессивным, но через 4-8 занятий, ребенок начинает вести себя более спокойно.

Слайд 10

Да – 10 ч. Конечно да – 1 ч. Так себе – 1 чел. Нет – 2 ч.
1. С удовольствием иду в школу
2. С желанием выполняю домашнее задание
Да – 8 ч. Нет – 6 ч.

Слайд 11

Да – 12 ч. Да, да, да, да – 2 ч.
3. У меня есть любимый учитель
4. У меня достаточно времени для занятий по интересам.
Да – 10 ч. Нет – 3 ч.

Слайд 12

Да – 11 ч. Да, да, да, да – 2 ч. Конечно да – 1 ч.
5. Мне нравиться мой класс
6. У меня достаточно времени для занятий по интересам.
Да – 10 ч. Нет – 3 ч.

Слайд 13

Нет – 12 ч. Нет, нет, нет, нет – 1. Нет конечно – 1 ч.
7. Хочу перейти в другую школу
8. На каникулах скучаю по школе
Да – 10 ч. Нет – 4 ч.

Слайд 14

Да – 13 ч. Нет – 1 ч.
9. Когда ты приходишь в школу, в свой класс, ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече?
10. Кому из детей ты написал бы поздравительную открытку?
11. Кому не написал бы?

Слайд 15

Конфликт «Учитель-родитель ученика»
Причины конфликтов: разные представления сторон о средствах воспитания; недовольство родителя методами обучения педагога; личная неприязнь; мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку.

Слайд 16

Способы разрешения конфликта: 1. При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Слайд 17

Способы разрешения конфликта: 2. Открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

Слайд 18

Способы разрешения конфликта: 3. После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Слайд 19

Конфликт «Учитель - ученик»
Причины конфликтов: отсутствие единства в требованиях учителей чрезмерное количество требований к ученику непостоянство требований учителя невыполнение требований самим учителем ученик считает себя недооцененным учитель не может примириться с недостатками ученика личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Слайд 20

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта:
Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие. Второй момент - анализ ситуации без превратности. Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта. Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу - выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти. Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Слайд 21

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
№ п/п ФИ учащегося I ч. II ч.
1 Воробьёва Н. 60 сл. «5» 70 сл. «5»
2 Зальман И. 20 сл. «2» 30 сл. «3»
3 Иваненко П. 57 сл. «5» 70 сл. «5»
4 Карманович С. 31 сл. «4» Н.
5 Лобанова М. 51 сл. «5» 57 сл. «5»
6 Нефёдков Д. 30 сл. «3» 44 сл. «4»
7 Новикова Д. 27 сл. «3» 40 сл. «4»
8 Ободенко И. 26 сл. «3» 34 сл. «3»
9 Рычкова Д. Н. 64 сл. «5»
10 Сосламбеков А. 51 сл. «5» 66 сл. «5»
11 Судьина Л. 34 сл. «4» 45 сл. «4»
12 Тукмачев А. 74 сл. «5» 96 сл. «5»
12 Филипьева К. 111 сл. «5» 101 сл. «5»
14 Шалагин В. 88 сл. «5» 106 сл. «5»

Итоги теста

От 30 до 40 баллов: Вы более или менее тактичный человек. К конфликтам относитесь отрицательно, каждый раз, когда это возможно, стараетесь избежать их. Умеете находить компромисс. Но все же когда ваши друзья или коллеги нуждаются в вашей помощи, выраженной в критике, не всегда можете ее оказать. Не кажется ли вам, что стоит быть несколько более прямолинейным? От 15 до 29 баллов: Вы - достаточно конфликтная личность. Но тем не менее в коллективе вы все же пользуетесь уважением. Иногда вы высказываете свое мнение, не принимая в расчет то, что это может кого-то обидеть или задеть. Менее 14 баллов: Вы - жуткий спорщик и чрезвычайно конфликтная личность. Вас хлебом не корми дай поспорить и поскандалить! Вы постоянно спорите с кем-нибудь, причем каждый раз пытаетесь навязать свое мнение, независимо от того, правы ли вы. Вам даже льстит то, что вас в глаза называют скандалистом. Вероятно, стоит задуматься о том, нет ли у вас комплекса неполноценности.

Возрастные особенности детей и педагогов, влияющие на их поведение в конфликте, должны учитываться при анализе и поиске выходов из конфликтной ситуации.

Чтобы понять мотивы поведения и глубокие внутренние причины конфликтов необходимо взглянуть на участников конфликта с точки зрения их развития.

В процессе развития личности при переходе от одной возрастной ступени к другой могут возникают возрастные кризисы - относительно непродолжительные по времени периоды, характеризующиеся резкими изменениями личности.

Школьное детство начинается с критического, или переломного периода, который традиционно называется кризисом семи лет. К семи годам возникают такие сложные новообразования, как оценка самого себя, самолюбие, появляются новые противоречия между восприятием самого себя, отношением к себе и оценками окружающих, взрослых и сверстников.

Приход в школу - одно из важнейших событий в жизни человека. Прежде всего, это включение в принципиально новую систему отношений с жёстким ролевым распределением, с заданными технологиями и чётко формализованной ответственностью, что означает есть установленные правила и есть вполне ясные и достаточно жёсткие санкции, непременно следующие не только вслед за их нарушением, но и за попытками невыполнения.

Для школьников младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний. Переключаемость и высокая степень конформности способствуют защищенности психики младшего школьника. Однако кратковременность нервных переживаний учащихся этого возраста не дает учителю оснований для неосторожных форм давления на него под предлогом, что все будет забыто.

У ребёнка младшего школьного возраста начинает формироваться и проявляться собственная позиция, собственное мнение, которое нередко противоречит мнению взрослого, но не достаточно навыков отстаивания этой позиции. В большей мере детям начального школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего учителя, ведь он выступает как эталон мудрости и поведения. В конфликтной ситуации ребенок ждет от педагога помощи, поддержки. Но, к сожалению, в работе с детьми крайне редко возможна гармония (совпадение) между проблемой, созданной поведением ребёнка, и тем, что взрослый предпринимает ради её эффективного преодоления. Тем сильнее потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживанием один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя ребенок получает противоположное, и он вынужден искать самостоятельное решение неадекватными способами (агрессия, гнев, раздражение, стыд, угрызения совести, тревога и т. п.).



На основе анализа и обобщения конфликтов в начальных классах их можно разделить на три группы: дидактические (вызванные в основном приемами дисциплинирования младших школьников и оценки их успеваемости), этические (среди которых отдельно выделены запредельно-этические конфликты, спровоцированные педагогическими “правонарушениями”) и прочие.

В подpостковом возpасте расхождение между внешним и внутpенним становится глобальным: собственное "Я", каким его представляет ребенок, и весь остальной миp pазделены пропастью, которую ему сложно преодолеть. Активное самоутверждение сопровождается ломкой отношений со взрослыми. Прежде безропотно принимаемые суждения учителя могут вызвать протест, сопротивление. Внутренний мир становится для подростка реальностью, которая затмевает настоящую действительность.

Поле возникновения столкновений, конфликтов, недоразумений расширяется и в связи с тем, что вместо одного-двух учителей в начальной школе подросток вступает в общение с десятком и более учителей, тренеров, кружководов и т. д. О личности педагога дети судят по отдельным поступкам, фразам, эмоциям. У подростков легко завоевать авторитет, но легко его и потерять.

Здесь следует подчеркнуть, установленные педагогами - исследователями закономерности так называемого наивного, или интуитивного профессионализма у учащихся. Доказано, что в результате педагогики сотрудничества у школьников вырабатываются критерии оценки учительского труда по его результативности. Наблюдая за своеобразием стиля и специфики труда различных учителей, подростки безошибочно, за редким исключением, выделяют учителей-мастеров, слабых преподавателей и лиц, лишенных способностей научить своему предмету.

В отличии от младших школьников, способных в конфликте применять в основном лишь тактику избегания или приспособления, а протест проявлять в форме слез и жалоб родителям, подростки уже могут открыто противостоять педагогу. Возможны ситуации, когда конфликтующие стороны доводятся до нервных срывов и в состоянии аффекта могут не давать отчета своим поступкам. Конфликты подростков и преподавателей могут достигать уже стадии организации, когда субъектом конфликта выступает класс, или группа учащихся. Иллюстрациями к данному утверждению могут послужить примеры массовых уходов с уроков, невыполнений заданий учителя, нарушения дисциплины, срывов уроков и т. д.

Среди конфликтно-стрессовых ситуаций в работе с подростками в литературе выделяются:

1. Конфликты дисциплины (нарушение преимущественно учащимися и редко преподавателями тех или иных правил и порядков, без которых учебный процесс немыслим).

2. Конфликты в сфере дидактического взаимодействия (чаще всего вызванные фактами, как считают подростки несправедливых отметок за письменные и устные ответы).

Особенно сильное недовольство подростков действиями учителя бывает вызвано подменой функций оценок. Вместо средства, с помощью которого фиксируются факты движения учащихся к овладению знаниями, оценка становится орудием наказаний, мести, запугивания. Встречают у подростков протест и такие несуразности, как манипуляции с оценками, когда единицы вдруг превращаются в четверки, то же происходит с тройками к удивлению подростков. Заявление ученика в форме “вы не правы” в оценке ответа обычно не остается без раздраженной реакции учителя. Это происходит во многом ввиду отсутствия установленного порядка опротестования учащимся отметки, выставленной педагогом.

3. Конфликты в методике обучения (такие, например, методические изъяны в работе учителя на уроке, как непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, раскрытие темы наспех).

4. Конфликты в тактике взаимодействий учителей с подростками

5. Конфликты этики.

Старшие школьники в отличие от младших и подростков это особый контингент учащихся.

Старшие школьники более дифференцированно, более глубоко и обоснованно судят о личных и профессиональных качествах учителя. Известно, что переход учителя с опытом обучения подростков в старшие классы сопровождается необходимыми трансформациями всей системы преподавания, общения, требований, стиля, речи, даже интонаций и внешнего вида. Практика совмещения работы учителя в средних и старших классах показывает, что не каждому из педагогов это легко удается. Перенос же подростковых моделей общения в старшие классы вызывает немало недоразумений.

Особое внимание необходимо уделить основным противоречиям юношеского возраста. Одно из них состоит в предъявлении к взрослым завышенных требований при снисходительном отношении к собственному их несоблюдению. Не прощают учителю его промахов и в то же время не осуждают себя за те же или, быть может более серьезные.

Вторым противоречием выступает сосуществование в поступках и сознании старшеклассников принципиальности в большом и беспринципности в малом. Выражается оно в готовности отстаивать правду, во что бы то ни стало, выполнять свой гражданский долг, идти на риск ради достижения социальной справедливости и в то же время допускать чисто детское в своих поступках. Совершать мелкие пакости в школе, классе, по отношению к несимпатичным учителям.

Третье противоречие состоит в эмоционально завышенных переживаниях личных неудач, неприятностей, гипертрофируемых в горе, толкающих старшеклассника к неоправданным поступкам.

Следует отметить довольно сильное расхождение между старшеклассниками и учителями в оценке одних и тех же ситуаций. Оказывается там, где ребята уже переживают ситуацию как конфликт, учителя ещё не воспринимают её таковой и более того, вероятно не замечают, не понимают реакции и состояния учеников в этих ситуациях.

Отчасти разрыв в оценках обусловлен тем, что учителя и ученики по-разному понимают слово “контакт”. Учителя имеют ввиду просто нормальный психологический климат, делающий возможным учебно-воспитательный процесс, тогда как старшеклассники мечтают об эмоциональном тепле и психологической интимности, которые никогда не бывают массовыми. И все-таки разница между учительскими и ученическими оценками разительна.

Главным препятствием взаимопониманию учителей и учеников является абсолютизация ролевых отношений - “учебоцентризм”. Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося.

Профессия педагога, относящаяся к типу профессий «человек – человек», предъявляет особые требования к его личности, знаниям, умениям и навыкам….

+ Таблица: Оптимальные, допустимые, критические характеристики педагога

+ Профессиональные деструкции.