Наблюдение за осенними деревьями цель. Наблюдение за осенним деревом

Цель: Уточнять представления о том, что дерево береза - это растение, о его особенных частях (ствол, ветки, листья).

Задачи:

Ввести в активное пользование слова: дерево, ветки, листья, красивое, толстый, тонкий.

Познакомить с новым словом - чечевички.

Вызвать эстетические переживания от восприятия красоты осеннего дерева.

воспитывать познавательный интерес к природе; желание проводить больше времени на свежем воздухе, видеть красоту живой природы, любить ее.

Ход наблюдения.

В.: - Ребята, посмотрите, какой сегодня гость к нам пришел! Кто пришел к нам в гости?

В: - Здравствуй, Мишка!

М: Ребята, я ходил по лесу и нашел вот это (показывает веточку березы)

В: - Ребята, а что это у него в лапах? (веточка)

М: Я знаю, это веточка Ёлки!

Скажите ребята, разве это ёлка? А что это за веточка, от какого дерева? А как вы узнали, что это береза? Давайте подойдем к ней поближе и рассмотрим ее получше. Подвожу детей к березе и читаю стихотворение:

Белая берёза косы распустила,Белая берёза ветки опустила. Желтые листочки косы украшают, И на землю тихо, тихо опадают.

Понравилось вам стихотворение? Это стихотворение и о нашей березке. Она так долго ждала нас, наблюдала, как мы играли. Что мы ей скажем? (дети здороваются)

Ребята, как вы думаете, какое настроение у нашей березы? Почему?

Посмотрите сколько у нее много красивых развесистых веток. (Предлагаю детям дотянуться до нижней ветки).

Кто сможет дотянуться до нижней ветки? Видите, какое оно высокое, даже трудно дотянуться до самой нижней ветки.

А помните, мы сравнивали дерево с человеком?- У нас есть туловище. А у дерева туловище, это что? (ствол)

А ствол только внизу или он тянется до самой верхушки дерева?

Посмотрите, какого цвета у нее ствол?

Правильно белого, а скажите Мишутке, что за черные полоски на березе, зачем они нужны ей? (чтобы дышать).

– Правильно, это чечевички – носик березы. Она вдыхает грязный воздух и выдыхает чистый, чистым воздухом дышим мы с вами.

Как называются черные полоски на березе? (Чечевички).

Если ствол у дерева – это туловище, то корни – это что? (ноги)

У нас есть руки. Сколько их?

А у березы сколько? Что это? (веточки)

Как расположены ветки у березы? - Они направлены вверх, как будто тянутся к солнышку. Давайте покажем Мишке, как веточки березки тянутся к солнышку: Ручки поднимаем и тянемся, тянемся, тянемся.- А можно ли обхватить дерево руками? - правильно, потому что ствол у березки толстый.- А теперь, Ксюша, покажет нам можно ли обхватить веточку.

Да, можно обхватить, даже только одними пальчиками. А почему?- Правильно, потому что веточки тонкие. Предлагаю 3-4 детям обхватить веточки пальцами.

Ну что Мишутка, ты познакомился с березкой? Теперь ты, как и все мы, знаешь березку, и можешь о ней рассказать своим друзьям.

М: Спасибо вам ребята! Мы нашли, чья эта веточка!

В: Ребята, ни в коем случае нельзя ломать веточки деревьев, а то деревце может заболеть и засохнуть. Будем ухаживать за деревьями: поливать, обкапывать вокруг землю, следить, чтобы никто не обижал деревья, не ломал веточки.

В: С какого дерева веточка у Мишки, ребята? (березы)А какие ещё деревья вы знаете? Чем мы ему помогли? Хотели бы вы еще сюда вернуться? К сожалению, нам всем пора идти, но мы обязательно сюда еще вернемся.

Прогулка в осенний парк с детьми подготовительной группы


Беляева Елена Александровна, воспитатель МКДОУ д/с №24
Описание: Материал рассчитан для детей 6-7 лет, данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы.
Цель: Наблюдение за деревьями осенью
Задачи:
Развивать наблюдательность, двигательную активность
Воспитывать эмоционально – положительное отношение к природе, уважение к труду взрослых
Закреплять знания о деревьях, их названия
Закреплять знания об улицах родного посёлка, правилах дорожного движения
Ход прогулки:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в парк, по дороге мы должны быть внимательными, аккуратными. Скажите, на какой улице находится наш детский сад?
Дети: Западная
Воспитатель: Правильно, мы начинаем нашу прогулку с улицы Западная, посмотрите ребята перед нами проезжая часть, и тротуар, где мы должны идти?
Дети: По тротуару
Воспитатель: Конечно же по тротуару, а давайте вспомним стихотворение про тротуар.
Дети идут и рассказывают стихотворение
Пешеходам – тротуар
Для машины, знают все,
Есть дороги, есть шоссе.
Помнит также мал и стар,
Пешеходам – ТРОТУАР.
Я иду по тротуару,
Я гуляю не спеша.
И прогулка не опасна,
И погода хороша.
Н.Мигунова
Воспитатель: Посмотрите ребята, а мы уже подошли к другой улице, как она называется?
Дети: Улица Пушкина
Воспитатель: Правильно, эта улица названа в честь великого русского поэта А.С.Пушкина. Давайте вспомним, какие сказки написал Александр Сергеевич?
Проходя по улице, дети вспоминают сказки А.С.Пушкина
Воспитатель: Молодцы, а мы с вами подошли к пешеходному переходу. Но нам нужно быть внимательными скажите, в какую сторону нужно посмотреть, перед тем как переходить дорогу?
Дети: сначала нужно посмотреть налево, потом направо.
Воспитатель: Правильно, мы смотрим налево, а потом направо, обязательно нужно подождать пока автомобиль остановится, и только потом продолжать свой путь. Ну что, мы с вами перешли дорогу и находимся на переулке Шахтёрский, ребята, скажите, а почему этой улице дали такое название
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, это название в честь наших шахтёров, наш посёлок основывался для того, что бы построить жильё для шахтёров, угольная шаха очень долго быта основным предприятием на котором работали почти все жители нашего посёлка. Ребята, пока мы с вами говорили о посёлке, незаметно подошли к улице Мира. Скажите, как вы думаете, почему у этой улицы такое название.
Ответы детей
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в парк.
Осмотритесь вокруг, какие изменения с приходом осени произошли?
Какие деревья здесь растут?
Давайте сравним ствол у рябины и берёзы.
Посмотрите на клён
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем
Подвижная игра "Змейка"
Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить направление движения всей группы: Все дети должны крепко держаться за руки, чтобы "цепочка" не порвалась, точно повторять все движения ведущего и стараться бежать "след в след". Игру можно остановить если "цепочка" порвалась, и выбрать нового ведущего.
Посмотрите на каких деревьях есть плоды?
На каких деревьях быстрее желтеют листья?
Почему с деревьев облетают листья?
Воспитатель: Давайте походим по опавшим листьям, послушаем, как они шуршат под ногами.
Послушайте стихотворение
Озорники
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, -
Дождь из листиков и я.
Л. Разводова
О чём говориться в стихотворении?
Давайте с вами поиграем с листиками, посмотрим, как они кружатся в воздухе.
Дети собирают листья и подкидывают их вверх, повторяя несколько раз.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем.
Подвижная игра "К дереву беги"
Воспитатель произносит название дерева, дети находят дерево и бегут к нему по команде "Раз, два, три к...(берёзе, клёну и т.д)беги"
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в парке работает дворник.
Для чего нужна работа дворника?
Что необходимо дворнику для работы?
Зачем дворник обрезает кусты?
Как мы можем помочь дворнику?
Трудовая деятельность
Дети помогают дворнику собрать срезанные веточки.
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли дворнику. Не забывайте, чем меньше мы будем мусорить на улицах нашего посёлка, тем красивее и чище будет вокруг нас.
Скажите, какие деревья растут в нашем парке?
Что вы можете сказать о парке, какой он?
Что мы можем сделать, что бы дворнику легче было работать?
Давайте соберём букет из осенних листьев и принесём его в детский сад.
Ну, а теперь нам пора в обратный путь.

Зоя Разумная

Конспект прогулки "Осенние наблюдения"

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений, закрепить знания о разных видах деревьев, кустарников, учить соотносить описание характерных признаков с предметом.

Задачи:

Обучающие: учить сравнивать деревья, кустарники по внешним признакам (цвету и особенностям коры, толщине и гибкости веток, по форме листа, расположению хвоинок на ветке, закрепить и расширить знания детей о «хвойных», «лиственных» деревьях.

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы, развивать связную речь у детей.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, способствовать формированию коммуникативных навыков.

Предварительная работа: наблюдения за деревьями и кустарниками на участке центра, чтение литературы природоведческого характера, разучивание стихов о природе; рассматривание иллюстраций с изображение деревьев и кустарников.

Словарная работа : ельник, сосняк, хвойный лес, лиственный лес, хвоинки, хвоя, багряный, бук.

Ход прогулки:

Вводная беседа.

Воспитатель читает стихотворение:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят: «Это.» (осень)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (ответы детей)

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

Воспитатель: А какой месяц? (сентябрь)

Воспитатель: Сколько осенних месяцев вы знаете? Как они называются? (три: сентябрь, октябрь и ноябрь)

Воспитатель: А какие приметы осени вы можете назвать? (перелетные птицы улетают на юг, дни стали короче, а ночи длиннее, холодные дни, сильный уже холодный ветер, часто идут моросящие дожди; листья становятся на желтыми, оранжевыми, красными, багряными; начинается листопад; люди убирают урожай с полей, огородов и в садах; нужно одеваться теплее, когда выходишь на улицу, потому что стало холодно).

Воспитатель: Кто из вас любит осень, а кто нет? Почему? (ответы детей)

Речевая игра: «Скажи красивые слова об осени»

Цель: уметь подбирать прилагательные к заданному слову.

Наблюдение.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы отправимся на прогулку, чтобы посмотреть, что изменилось в природе, и насладимся яркими красками осени.

Воспитатель: Какая сегодня погода? (ответы детей)

Воспитатель: Обратите внимание на небо. Какое небо? (ответы детей)

Воспитатель: Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы будем наблюдать за кустарники, деревьями и цветами, посмотрим, какие изменения с ними произошли по сравнению с летом.

Основная часть.

1. Наблюдение за шиповником.

Воспитатель: Дети, подойдите и рассмотрите кусты с необычными ягодами. Это шиповник. В народе его называют “дикой розой”.

Осторожно оторвите ягодку, шиповник имеет шипы, ими можно пораниться.

Рассмотрите листья шиповника, листья сложные, состоящие из остропильчатых листочков.

Это растения цветет весной, цветки крупные и душистые, лепестки бывают розового, красного, белого или жёлтого цвета.

Плоды - мясистые ягоды жёлтой, красной или чёрно-бурой окраски. Плоды шиповника содержат в себе целебные свойства, поэтому осенью эти ягоды собирают, сушат, а затем пьют чай.

Среди цветов малокровных,

Теряющих к осени краски,

Пылает поздний шиповник,

Шипящий, закатно - красный


Наблюдение за облепихой.

Воспитатель: Дети, а вот еще одно очень интересное растение облепиха с красивыми пурпурно-желтыми и оранжевыми ягодками. Обратите внимание, что листья у облепихи не изменили свою окраску.

Облепиха тоже, как и шиповник, - лекарственное растение.


Наблюдение за лесным орехом.

Воспитатель: Дети, кто знает, как называется этот кустарник? (ответы детей)

Воспитатель: Этот чудесный кустарник называется лесной орех, на нем растут вкусные орешки, собирают орешки в конце лета, в августе.



Наблюдение за буком.

Воспитатель: Дети, посмотрите какое красивое деревце. кто знает, как оно называется?

(ответы детей)

Воспитатель: Сейчас я прочту стихотворение, в котором будет новое интересное название дерева.

Воспитатель читает стихотворение: «Листопад» В. Нирович

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна.

Воспитатель: Правильно, это бук с красивыми золотистыми листочками.


Наблюдение за вишней.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, еще одно дерево с интересной окраской листьев. Кто знает, что это за дерево?

На этом дереве летом растут очень вкусные ягодки, послушайте загадку

Сижу на дереве:

Красная, как кровь,

Круглая, как шар,

Вкусная, как мед. (вишня)

Воспитатель: Правильно, дети. Теперь мы видим, что листочки осенью у некоторых деревьев бывают багрового цвета.



Наблюдение за рябиной.

Воспитатель: Отгадайте загадку

Ягоды не сладость,

Зато глазу радость

И садам украшенье,

А друзьям угощенье. (рябина)

Воспитатель: Дети – это рябина. Рябина очень красивое дерево и когда цветет, и осенью, когда у нее появляются плоды.

Плоды рябины красные ягодки, их очень любят птички, особенно когда холодно. Люди тоже используют ягоды рябины как лекарство.

Послушайте про неё стихотворение:

Красненькую ягодку

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкая,

А она – как хина.

Толи это ягодка

Просто недозрелая,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела


Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Воспитатель называет дерево, дети должны подобрать соответствующее прилагательное:

С рябины - … рябиновый

С тополя - … тополевый

С липы - … липовый

С дуба –… дубовый

С березы - … березовый

С осины - … осиновый

С клена - … кленовый

Наблюдение за елкой, сосной.

Воспитатель: Дети, послушайте загадку.

Зимой и летом одним цветом. (елка, сосна)

Воспитатель: правильно – это елка, посмотрите на ель.

и скажите, на елке листочки растут? (нет)

Воспитатель: Правильно, а что растет на елке. (зеленые иголки)

Воспитатель: Молодцы. Давайте подойдем поближе и рассмотрим ветки с зелеными иголками.

Воспитатель: Скажите, на какую фигуру похожа елка? (на треугольник)

Воспитатель: Правильно, ребята. Послушайте стихотворение о елке:

Елка, елка елочка,

Вершинка, что иголочка.

С буйным ветром борется.

Дотронешься – уколешься.






Воспитатель: Дети, обратите внимание на траву. Как она изменилась? (ответы детей)

Воспитатель: посмотрите вокруг, цветут ли сейчас какие-либо растения? (ответы детей)

Воспитатель: так ли их много как летом? С чем связаны такие изменения осенью? (меньше света, тепла).








Речевая игра: «Найди и опиши» (найти растение, которое назовет воспитатель).

Рефлексия.

Понравилась ли вам прогулка?

За какими деревьями мы сегодня наблюдали?

Какие кустарники встречали на прогулке?

Подвижная игра «Ветер-ветерок " .

Воспитатель просит детей встать в круг. Выбирают ведущего – "Ветерок".

Дети двигаются по кругу со словами:

"Ветер в парке листья кружит,

В небе кружит, кружит в лужах.

Их бросает нам под ножки,

И на мокрые дорожки.

Ну-ка, ветер-ветерок,

Запятнай скорей листок".

Ведущий - "Ветерок" догоняет остальных детей. Игра повторяется несколько раз.

Подвижная игра: «Поймай листок»

Цель: упражнять в прыжках на месте в высоту.

Трудовая деятельность.

Цель: формировать желание работать сообща.

Сбор листьев для гербария.

.
Цель: развитие у детей мыслительной деятельности (сравнения, различения, выделение существенных признаков)

Задачи:
- Уточнить представления детей о деревьях осенью; какие деревья хвойные, лиственные; их пользе в природе для людей.

Учить устанавливать причинно-следственные связи.
- Совмещать ознакомления с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений.
- Учить подчиняться разным правилам и социальным нормам, обладать установкой положительного отношения к разным видам труда.

Активно взаимодействовать со с сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, проявлять любознательность, пытаться самостоятельно придумываать, обьяснять.

Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная

Оборудование и материал:
Осенние листья с буквами, тайное письмо, кусочки черной ткани, скакалки, мячи, клюшки, резиночки, шайбы, бутылки наполненные песком, крупой, обручи.

Предварительная работа:
На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
Сбор листьев разной формы и окраски.
Беседы об осени;
Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,стихи об осени, об осенних деревьях А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
Разучивание стихов и поговорок об осени;
Пение песен об осени и слушание музыки;
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
Наблюдение за деревьями на прогулке;
Поделки из природного материала;

Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход прогулки
Воспитатель: Ребята нам пришло письмо.

«Здравствуйте, ребята. Я за вами наблюдаю уже второй месяц. Я знаю, что вы много знаете и умеете. Сегодня в очередной раз я буду с вами гулять на прогулке, а как меня зовут вы узнаете собрав необычные листики. Но чтобы листики найти надо по моему маршруту пройти и выполнить задание. Поверните на право и пройдите десять шагов.»

Воспитатель: Мимо каких деревьев мы прошли?

Дети: Рябина.

Воспитатель:Какое стихотворение мы знаем о рябине?

Дети: Стройную рябину вижу во дворе

Изумруд на ветках утром на заре

Много ягод красных спелых и прекрасных

Гроздьями висят их красив наряд

Собери на нитку ягод для души

Из рябины бусы очень хороши.

Воспитатель:А что вы еще знаете о рябине?

Дети: Ягоды клюют птички, медведь если в лесу найдет рябину мимо точно непройдет, лоси- великаны поедают плоды и ветки, упавшие на землю ягоды подбирают мышки-полевки, ежики, бурундуки и белочки.

Воспитатель: А вы знаете, что дает рябина людям кроме красоты? Из ягод рябыны варят варенье и джем, а рябиновый мед душистый и полезный. Ягоды рябины богаты витаминами, а еще она является прекрасным народным лекарством.

Воспитатель: Что за лист висит на рябине? (Дети срывают необычный лист и читают букву «О»)

Воспитатель:Продолжаем читать письмо.

В вашем садике ребята

Есть спортивная площадка

До нее теперь идите

И со спортом подружите.

Воспитатель: Посмотрите какой беспорядок, предлагаю собрать шишки.

Воспитатель: С какого дерева шишки?

Дети: Сосна, хвойное дерево.

Воспитатель:Какое есть дерево у которого иголочки желтеют и опадают?

Дети: Лиственница.

Воспитатель: Что необычного увидели на сосне? (Дети срывают необычный лист и читают букву «С»).

Воспитатель: Как вы думаете почему необычная гостья раскидала шишки и отправила нас со спортом подружится? Какие можно выполнить упражнения с шишками? (Встем в круг и выполняем ОРУ, которые придумывают сами дети).

Вот какие молодцы, позанимались от души.

Очень нравится всем нам делать физзарядку

Весело шагать, руки поднимать

Бегать и играть.

Подвижная игра «Разбегайся по домам»

Цель: воспитывать внимание, организованность и сообразительность.

Осень, осень у ворот

Кружит листья хоровод.

Раз, два, три летят листочки

Раз, два, три кружат листочки

Скоро дождь надо нам

Разбегаться по домам.

Воспитатель: Оглянитесь вокруг,

От спортивной площадки

Отправляйтесь в путь, ребятки.

Прямо, прямо и налево

По лабиринту пройди смело.

Дети обращают внимание, что на березе висит необычный лист с буквой «Е».

Исследовательская деятельность

Воспитатель: Таинственная гостья хочет вам рассказать, что в коре березы содержится белое вещество бетулин, летом оно защищает ствол березы от солнечных лучей, а зимой от мороза. Гоаорят, что если потереть черной тканью о ствол березы, то ткань окрасится в белый цвет. Хотитке попробывать? (дети берут по кусочку черной ткани и выполняют)

Дидактическая игра «Придумай предложение»

Цель: развивать связную речь, словарный запас.(Дети озвучивают свои предложения со словом береза)

Подвижная игра «Найди и промолчи»

Цель:упражнять в беге, развивать вниматнльность.

Воспитатель: Для чего наша таинственная гостья оставила листочек на соседней площадке?

Трудовая деятельность.

Цель: совершенствовать трудовые навыки, развивать желание помогать младшим детям.

Дети выполняют трудовые поручения. Забирают лист с буквами «НЬ»

Воспитатель: Давайте прочитаем, что за таинственная гостья.

Дети: ОСЕНЬ

Воспитатель: Давайте покажем нашей гостье игру.

Подвижная игра «Воевода»

Цель: упражнять детей в прокатывании, бросании и ловле мяча, в умении согласовывать движение со словом, развивать внимание.

Индивидуальная работа

Цели: развмвать координацию движений, воспитывать смелость, решительность.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад «Лесная поляна»

п. Новый Уоян Северобайкальского района

Конспект прогулки в подготовительной группе.

Составила: Рыбакова Н. В.