Занятия для развития памяти у взрослых. Как развить память и внимание

Тренировка мозга необходима школьникам и пожилым людям. Хотя, в любом возрасте помогает хорошая тренировка памяти и внимания. Гораздо легче учиться, если умеешь концентрироваться и быстро запоминать новую информацию.

В любой профессии человеку необходимо помнить последовательность и суть многих рабочих операций. Иначе невозможно выполнять свою работу и продвигаться по карьерной лестнице, добиваться хорошего качества и совершенства.

Упражнения для синхронизации полушарий мозга

Основные рецепторы, которыми мы ощущаем окружающий нас мир, расположены в руках. Поэтому, в упражнениях для синхронизации полушарий мозга, руки будут задействованы в первую очередь. Рассмотрим три упражнения, полезные для головного мозга человека:

  1. В начале руки следует разогреть, потерев ладони, одну о другую. Растопырив пальцы рук, большим пальцем левой руки коснуться мизинца правой руки. Большим пальцем правой руки коснуться мизинца левой руки. Теперь, большой палец левой руки переставить на кончик безымянного пальца правой руки. Большой палец правой руки переставить на безымянный палец левой руки. Потом большим пальцем левой руки коснуться среднего пальца правой руки. Большим пальцем правой руки коснуться среднего пальца левой руки. Теперь большой левый палец должен коснуться указательного правого пальца. А большой правый – указательного левого. Все можно повторить в обратном порядке, а потом еще несколько раз, гуляя от первого пальчика к последнему.
  2. Зарядка для мозга продолжается. Второе упражнение очень простое. Левой рукой возьмите себя за кончик носа. Одновременно, правой рукой держите себя за мочку левого уха. Теперь быстро поменяйте руки. Правая рука держит кончик носа, левая – мочку правого уха. Повторите смену рук несколько раз.
  3. Как заставить мозг работать одинаково хорошо в обоих полушариях? Сделайте третье легкое упражнение для головного мозга. Возьмите себя правой рукой за мочку левого уха, левой рукой за мочку правого уха. Удерживая себя за мочки ушей, приседайте не меньше 21 раза. Сгибая ноги, вдыхайте воздух, выпрямляя ноги, выдыхайте.

Повторяйте эти три упражнения каждое утро. Это не займет у вас больше 10 минут. Но такая разминка для мозга поможет вам синхронизировать оба полушария. Вы станете просто «терминатором».

Упражнения для развития правого полушария мозга

Развитие полушарий мозга дает человеку возможность решать сложные задачки быстрее других, в 5 и даже 10 раз. Как развивать правое полушарие? Узнаем от психологов:

  1. Первое упражнение называется «Приветствие генерала» . Правой рукой отдают честь, как это делают в армии. Левой рукой в это же время показывают знак одобрения. Большой палец вверх, зажав в кулак остальные пальцы руки. Левая рука вытянута вперед. Теперь надо быстро поменять руки, левой рукой отдавать честь, правую вытянуть вперед, палец вверх. Менять руки несколько раз местами.
  2. Второе упражнение называется: «Гриб и поляна» . Левая ладонь зажата в кулаке, локоть стоит на тыльной стороне вытянутой ладони правой руки. Правая рука расположена горизонтально, на уровне груди. Левая перпендикулярно вверх, ладонь, зажатая в кулак, смотрит вам в лицо. Поменяйте руки местами несколько раз.
  3. Последние движения больше похожи на дразнилку или «прикол» . Одна рука позывает зрителю фигу, вторая рука показывает одобрение: большой палец кверху, кулак зажат. Теперь хлопните двумя руками, ладонь об ладонь и поменяйте руки местами. Фигу и одобрение покажите другими руками. Потом опять хлопок и фигуры меняются местами. Повторить несколько раз.

Упражнения для улучшения кровообращения головного мозга

Гимнастика для сосудов головного мозга нужна, если у человека диагностирована вегетососудистая дистония. Когда нарушена циркуляция крови, головной мозг испытывает кислородное голодание и становится неспособным активно и правильно работать.

Укрепить сосуды, доставить мозгу больше кислорода, нормализовать циркуляцию кровообращения помогают занятия танцами, йога, методика Ниши, простые движения руками, головой, ногами.

Легкая вибрация сразу после пробуждения, не вставая с постели, расширяет капилляры, выводит из организма шлаки. Для этого надо, лежа на спине, поднять прямо вверх ноги и руки, энергично потрясти ими минут 5. Активируются нервы, стимулирующие головной мозг.

Волны всем телом, как это делает плывущая рыба, тоже отлично активируют движение крови. Сев, повращайте головой в обе стороны, поочередно. Встав, помашите руками и ногами. Упражнения для сосудов — это любые движения: руками вверх, вниз, махи руками, сплетенными в замок, будто рубишь дрова, усиливают прилив крови к голове.

Ходить, бегать, прыгать через скакалку, танцевать полезно для укрепления сосудов головы.

Упражнения для развития зрительной памяти

Рисовать неправильные орнаменты, решать головоломки и ребусы, делить сложный рисунок на простые детали – это замечательные упражнения для развития зрительной памяти.

Китайцы, чтобы быстрее запомнить написание иероглифа, делят его на несколько частей. Запомнить отдельные части легче. Мысленно сложив их в целое, вы получите общую картинку. Так внешность незнакомца легче , если вы запомнили цвет его куртки, рубашку, джинсы и обуви.

Зрительные воспоминания становятся крепче, если они дополнены цветом, запахом, мелодией, звучавшей в тот момент. Вспоминая красивую грушу, вы невольно почувствуете и ее вкус.

Сравнение картинок, ненамного отличающихся друг от друга тренирует внимательность к деталям и укрепляет зрительные образы.

Упражнения для развития памяти у дошкольников

Тренировать мозг надо еще в самом маленьком возрасте. Когда ребенок собирает пирамидку из колец, повторив несколько раз возведение этой конструкции, он скоро запомнит, что сначала надо на штырь надевать самый большой бублик, потом поменьше, сверху самые маленькие. На верхушке устанавливается конус или звездочка.

Хорошо тренирует память малышам разучивание коротеньких стишков, вроде:

«Мишка косолапый по лесу идет,

шишки собирает, песенку поет.

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб,

мишка рассердился и ногою: топ!»

Очень весело при этом изображать походку медведя, стукнуть себя по лбу и топнуть ногой в нужном месте. Эти несложные манипуляции к слуховой памяти добавляют зрительную и двигательную.

Сказки, с частыми повторениями: «Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку», – развивают слуховую память и зрительную, если при этом рассматривать красочную книгу с картинками.

Составление картинки из пазлов развивает внимание к деталям и . Ребенку постоянно приходится сравнивать кусочек рисунка с общим изображением.

Упражнения для внимания и памяти для школьников

Чтобы память подростка не перегружалась, ему надо развивать внимание. Упражнения для развития у школьников в принципе выполняются ежедневно. Собственно, изучение нового разнообразного материала, повторяемого вечером, в домашней работе.

Карты для географии, схемы по математике, чертежи по геометрии, рисунки и фотографии по ботанике, лабораторные работы по физике помогают дополнить память. Таким образом работает слуховая память, зрительная и двигательная, в процессе выполнения лабораторных работ.

Кстати, при подготовке к экзаменам очень помогает короткая запись в виде шпаргалки. В ней выделяются основные тезисы, информация делится на удобные для запоминания части. Лучше не брать «шпору» с собой на экзамен, но ее составление и перечитывание перед экзаменом определенно поможет запомнить информацию.

Важно! Когда школьник ведет аккуратные записи в тетради, выделяет важные мысли цветным карандашом, делает аккуратные рисунки, это создает четкий и устойчивый образ в памяти.

Школьник не должен переутомляться. После получаса выполнения домашних занятий, следует встать и сделать зарядку минут на 5-15 и выпить стакан сока, съесть яблоко, проветрить помещение.

Тренировка памяти и внимания у взрослых лучшие упражнения

Занятия по улучшению памяти у взрослых – это не такое уж сложное занятие. При желании на тренировку внимания у взрослых можно не тратить лишнее время. Внимательно слушайте своего друга, стараясь запомнить цвет его рубашки, туфель, плаща, глаз, волос. После того, как расстанетесь, постарайтесь вспомнить эти цвета.

Идя по улице, попробуйте запомнить номера проезжающих мимо автобусов или машин. Если вы застряли в пробке или долго едете в троллейбусе, решайте кроссворды и сканворды. Они отлично тренируют память и внимание.

Запоминайте каждый день три слова иностранного языка. Учите стихи, читайте не меньше 20 страниц в день. Эти простые способы тренируют мозг и память у взрослых, занятых людей.

Старайтесь не переутомляться и правильно питайтесь. Свежие фрукты и овощи, зелень, постная диета, достаточное количество калорий, разнообразное меню необходимо для питания клеток мозга.

Упражнения для мозга для пожилых людей

Гимнастика для мозга для людей старшего возраста совсем несложная. Читать сказки и пересказывать их любимым внукам, заучивать с ними детские веселые стихи про «Рассеянного с улицы Бассейной». Это увлекательно и приятно, к тому же сохраняет личность.

Тренировка интеллекта не дает человеку терять свои навыки и знания. Не только наши мышцы нуждаются в разминке. Нейроны восстанавливают свои связи и не гибнут, если мозг нагружен посильной работой.

Не стоит сильно переутомляться, но собирать картинки из пазлов, учить иностранные слова, гулять в парке по незнакомой аллее, запоминая новый маршрут, необходимо для хорошего внимания. Врачи рекомендуют чистить зубы и причесываться то левой рукой, то правой. Простые опыты, но результативные.

Хорошее питание и свежий воздух станут лучшими помощниками вам и вашему уму. Индивидуумы, ведущие активный образ жизни, не страдают старческим слабоумием.

Гимнастика (зарядка) для мозга нейробика

Что такое нейробика –гимнастика для мозга. Она помогает синтезировать новые связи между нейронами в мозгу и сохраняет хорошую память надолго. Она полезна людям в любом возрасте: школьникам и престарелым для коррекции ума.

Каждый человек, которому не безразлично состояние собственного интеллекта, может изучить простейшие приемы нейробики и не бояться наступления старческого маразма.

Пальцевая гимнастика

Тренинг для мозга можно начинать с гимнастики для пальцев. Размять пальцы рук, сдвинуть ладони вплотную, согнуть пальцы, пропустив первым указательный палец правой руки. А теперь распрямите пальцы и согните в другом порядке, опустив первым указательный палец левой руки. Повторите эти движения несколько раз.

Согнуть пальцы, разогнуть, сжать кулаки, разжать. Повторить 10 раз. Сложить пальцы в замок и повращать двумя кистями по часовой стрелке и обратно, по 10 раз.

Коснуться кончиками пальцев двух рук, выпрямив ладони. Ладони разведены при этом на 5 сантиметров. Пружинистыми движениями, старайтесь свести ладони. Повторяйте раз 10.

Коснитесь большим пальцем каждой руки мизинца, безымянного, среднего пальца, указательного. Повторите все в обратном порядке раз по 8-10.

Кинезиологические упражнения

Отличная зарядка для мозга – кинезиологические упражнения. Примером может быть простейшее упражнение, в котором легко запутаться.

Сидя на стуле поднять левую руку вверх и приподнять правую ногу на 5 сантиметров над полом. После этого хлопнуть в ладони и поднять вверх правую руку и левую ногу. Хлопок двумя ладонями и поменять руку и ногу. Повторить несколько раз.

Сжать подушечки пальцев – большого и мизинца на двух руках одновременно. Помассировать подушечки, потереть одну о другую. Теперь повторить массаж с безымянным пальцем, средним, указательным и повторить все в обратном порядке.

Поместите ладонь правой руки на живот, левой на макушку. Одновременно сделайте несколько движений: вращайте ладонью правой руки по животу, по часовой стрелке. А по макушке слегка похлопайте ладонью левой руки. После этого поменяйте руки местами и повторите движения. Вращения по животу и похлопывания по макушке.

Пальцовки

Пальцовки – упражнения для развития мозга. Они выполняются одновременно двумя руками, развивают синхронную работу двух полушарий, улучшают память, повышают , реакции, принятия решений. Образуются новые нейронные связи в сером веществе головного мозга.

Упражнения играют большую роль даже в боевых искусствах. Фотографии их можно найти в интернете, если спросить у гугла, что такое Пальцовки. Они похожи на древние мудры и красивые позы кистей восточных танцоров.

Цигун

Особая система буддийских упражнений дыхательных и двигательных, называется Цигун. Она представляет собой специальный комплекс движений руками и ногами, связана с религиозным учением даосских монахов.

Взрослые и престарелые люди, которые занимаются гимнастикой Цигун чувствуют себя значительно моложе и лучше своих ровесников. Как развить мозг на 100 процентов? На этот вопрос несомненно смогут ответить учителя Цигун.

Йога

В индийской культуре понятие Йога означает совокупность духовных и физических упражнений. Они разрабатываются в разных направлениях буддизма и индуизма. Йога вырабатывает у человека способность управлять своими физическими и психическими функциями. Существует раджа-йога, карма-йога, хатха-йога и другие направления.

Конечной целью йоги является улучшение физиологических способностей человека и даже достижения просветления, вечной жизни. Во всяком случае известны долгожители йоги, с гибкими телами и прекрасной памятью.

Остальным аспектам йоги посвящены целые книги. Последователи этого учения посвящают всю свою жизнь своему совершенствованию. Нейропсихологические возможности у таких людей очень сильно развиты.

Занимаясь любым видом гимнастики для ума, человек способен сохранить свою память и интеллект надолго.

Который сегодня идет весьма быстрыми темпами, требует от человека возможности обрабатывать не только большой поток информации, но и держать в голове огромное количество самых разных сведений. Согласно социологическим исследованиям, которые были недавно проведены среди населения нашей страны, выяснилось, что свыше 80% опрашиваемых недовольны своей памятью и хотели бы ее качественно улучшить. Именно поэтому внимание и следует развивать, поскольку эти качества сегодня выходят по приоритетности на первое место. Попутно также следует заметить, что внимательный человек обладает намного большими в сравнении с рассеянным человеком, что во многом определяет успех в жизни.

Итак, как известно, все поддается тренировке, поэтому даже если человек страдает рассеянностью, то все можно исправить. и внимание и что для этого нужно? Прежде всего, следует выяснить, почему же мы забываем о тех или иных вещах и в чем причина этого процесса. Главное нужно понимать, что наш мозг обрабатывает огромное количество информации в единицу времени, причем большинство этих процессов происходит автоматически без участия человек, в так называемом «бессознательном». Что же касается памяти, то она у человека работает постоянно, запоминая все, что происходит вокруг него. Просто здесь действует одно простое правило — если на какой-либо информации человек не сосредоточился, то память ее автоматически вычеркивает из списка важных дел. Поэтому начинать развивать память следует с внимательности. Внимание и память человека очень сильно связаны между собой, поскольку человек будет хорошо помнить только то, на что осознанно обратил свое внимание. Зная этот принцип, можно постепенно начать соответствующие тренировки.

Возьмите себе за правило по окончании трудового дня, приходя домой, лечь на диван, расслабится, и постараться вспомнить все то, что произошло с ваши в течение всего дня. Вы сразу же осознаете то, что память будет отчетливо предоставлять вам только то, на что вы обратили свое внимание, а все мелкие детали будут упущены. На этом и основан принцип тренировки памяти — развитие внимательности и сосредоточенности. Внимание и память также хорошо развивать с помощью несложного упражнения на спичках: берете в руки несколько спичек и слегка подбрасываете их. После того, как они упадут на стол, вы в течение 10 секунд внимательно фиксируете то, как они расположены, после чего, уйдя в другую комнату, стараетесь из других спичек в точности повторить всю увиденную картинку.

Школьникам, а также всем, кто изучает какой-либо теоретический материал, будет очень полезным узнать отличный способ запоминания, при котором вы сможете «запихнуть» нужную информацию в Речь идет о принципе повторения информации в нужное время и с нужной частотой. Помимо всего прочего, здесь также осуществляется тренировка памяти и внимания, которые при регулярном использовании этого способа будут постоянно улучшаться.

Итак, вы просматриваете тот материал, который необходимо вам изучить и стараетесь полностью его понять. Всегда помните о том, что если вы чего-то не понимаете, то запомнить это просто невозможно. Именно поэтому при изучении какого-либо вопроса, прежде всего, следует добиться полного понимания изучаемого материала. После этого следует сделать перерыв на 5-6 часов, после чего в обязательном порядке нужно еще раз прочитать то, что вы хотите запомнить. Это очень важно, поскольку уже через 12 часов после изучения материала и при отсутствии его повторения память обычно забывает до 50-70% изученного материала. Поэтому здесь следует помнить поговорку «повторение — мать учения». Затем уже на следующий день (после сна) следует еще раз перечитать изучаемую информацию, после чего она надежно откладывается у вас в долговременную память, в результате чего вы всегда сможете воспользоваться ею в нужное время и в нужном месте.

Таким образом, внимание и память легко поддаются тренировке, благодаря которым абсолютно любой человек может качественно улучшить свои профессиональные навыки.

Память – это способность нервной системы человека получать и сохранять информацию, используя её для построения линии поведения и для решения текущих задач. Благодаря ей мы получаем бесценный опыт, опираясь на который, строим своё будущее.

Часто мы жалуемся на память, в то время как проблема заключается в недостаточном уровне внимания. Посторонние раздражители, отвлекающие факторы, переутомление, недосыпы, болезни, нервное напряжение мешают концентрировать внимание на текущем деле. В то же время, управление вниманием, его тренировка приводят к улучшению памяти.

Улучшить память и внимание, как, впрочем, и другие когнитивные функции мозга, возможно благодаря его свойству пластичности, т.е. способности образовывать новые нейронные связи и восстанавливать разрушенные. Подробнее о когнитивных функциях мозга можно прочитать :

Есть несколько советов «для ленивых», благодаря которым можно заниматься тренировкой внимания и памяти, не прибегая ни к какой особенной предварительной подготовке:

Попробуйте не отвлекаться ни на что, общаясь с собеседником. После разговора мысленно вспомните его подробности: интонации, слова, мимику, жесты.

Стоя в очереди, быстро, но хорошенько рассмотрите и запомните того человека, за которым заняли очередь (или того, кто занял очередь за Вами). Обратите внимание на запоминающиеся детали (элементы одежды, черты лица). Так Вы и очередь никогда не потеряете, и потренируетесь. Можете применять приемы мнемоники для лучшего результата.

Попробуйте «жить здесь и сейчас», осознанно, вникая в детали увиденного и запоминая их, развлекаясь во время вынужденного безделья игрой в самопроверку: взглянул — отвернулся, отметил про себя все, что запомнил — взглянул еще раз, чтобы проверить свою внимательность.

Тренировка внимания и памяти требуют также выполнения несложных, но обязательных правил:

Свежий воздух и двигательная активность: кровь, обогащенная кислородом, питает мозг;

Гимнастика для ума: без тренировок не только мышцы слабеют;

Питание, обеспечивающее необходимыми витаминами и микроэлементами. Подробнее об этом можно прочитать :

Полноценный сон, ведь он необходим как для отдыха, так и для обработки поступившей информации и запоминания.

Игры для развития памяти и внимания

Качество запоминания зависит от качества восприятия, а оно, в свою очередь, находится в зависимости от того, насколько развито внимание. Умение концентрировать внимание, таким образом, во многом определяет качество нашей памяти и, как следствие, в основе достижения успеха в том или ином деле.

Если Вы настроены на серьёзные и длительные тренировки, очень удобно и практично использовать .

Индивидуальный подбор игр или использование рекомендованного комплекса программы тренировки памяти или программы тренировки внимания, наблюдение за графиком личного роста в сравнении с собой самим и другими пользователями, возможность соревноваться в турнирах делают занятия привлекательным и полезным времяпровождением и дают ощутимый результат уже по истечении нескольких недель.

Онлайн-игры для развития памяти и внимания – современный и удобный способ улучшить когнитивные функции мозга: память и внимание, мышление и восприятие. Регулярные тренировки помогают развиваться, улучшать эти показатели.

Упражнения для развития памяти и внимания

Для запоминания информации нужно сконцентрировать на ней внимание и избавиться от напряжения, мешающего запоминанию. Поэтому улучшить память и внимание можно с помощью приобретения навыка концентрации внимания. Вот одно из упражнений для развития памяти и внимания с помощью концентрации:

Сядьте поудобнее. Закройте глаза, расслабьте мышцы: ступни, ноги, туловище, руки, лицо, сконцентрируйте внимание на дыхании. Не думайте ни о чем, кроме вдоха и выдоха. Ощутите холод вдоха и теплоту выдоха. Откройте глаза и перенесите внимание с дыхания на кисть своей руки. Рассматривайте её очень внимательно, запечатлевая каждую черточку, каждую особенность. Цель – думать только о руке. Если внимание ускользает – возвращайте его к рассматриванию руки, не огорчаясь и не останавливаясь. Как вариант, можно концентрироваться таким же образом только на дыхании.

Концентрация достигнута, если ни одной мысли, кроме наблюдения, не удалось проскользнуть в сознание. Используйте это упражнение для концентрации внимания ежедневно, выбирая время и место тогда и там, где Вас никто не потревожит.

Потренируйтесь в умении давать себе установку на концентрацию внимания. Выберите любой предмет и осознанно дождитесь момента, когда повысится концентрация внимания. Получилось? Попробуйте описать, не глядя на него. Повернитесь, посмотрите ещё раз, отмечая, что упустили.

Попробуйте подмечать детали, которые обычно ускользают. Для этого выберите предмет, внимательно посмотрите на него «новым взглядом». Что в нем необычного, такого, на что Вам не приходило в голову обратить внимание прежде? Это могут быть особенности формы, отдельных деталей, возможно, новые свойства.

Скользя взглядом по предметам вокруг себя, задерживайтесь на каждом не более 2 секунд, но дайте себе установку «схватывать» в момент взгляда все детали и успевать осознать увиденное. Так мы учимся подмечать детали, «схватывать» больше.

Осознавайте себя в текущей минуте, фиксируйте внимание на том, что делает тот или иной человек, что делаете Вы сами.

Развитие памяти и внимания у детей

Врожденной особенностью человека является наличие и культивирование любопытства. При таких благоприятных условиях, как наличие любопытства, подкреплённое позитивными эмоциями, информация хорошо фиксируется в мозге. Дело в том, что в этом случае образуются условно-рефлекторные нервные связи, при которых информационный сигнал подкрепляется положительными эмоциями, образуя ассоциативные цепочки.

Дальше – ещё интереснее: при получении позитивных эмоций мозг стимулируется, настраиваясь на поиск новой информации. Так повышается работоспособность мозга. Как видите, если информация неинтересна, есть смысл вызывать интерес, мотивируя себя осознанно, путём создания в мозге очага возбуждения, «доминанты».

Непроизвольная память, присущая детям, позволяет им легко «схватывать», запоминать всё, что привлекло внимание, удивило, поразило, всё, что заинтересовало.

Развитие произвольной памяти связано с необходимостью проявлять такие качества как усидчивость, сосредоточенность, что требует приложения волевых усилий. Забота родителей и педагогов – сделать необходимые знания интересными, задействовать в процессе обучения больше каналов восприятия, учесть индивидуальные особенности ребёнка.

Существует огромное количество игр на развитие памяти и внимания у детей. Важно, чтобы родители помогли ребенку, следя за тем, чтобы задания не были слишком сложными, чтобы подбодрить ребёнка и помочь поверить в свои силы, за тем, чтобы материал подавался интересно, «на позитиве».

Сделайте игры совместным радостным времяпровождением. И ещё: если в играх принимает участие несколько детей, позаботьтесь о том, чтобы проигравших не было. Призы или похвалу должны получить все. Занимайтесь со своим ребёнком, так Вы подготовите его к школе и станете настоящим другом и наставником.

Развитие памяти и внимания у взрослых

Существуют факторы, снижающие с возрастом способность к запоминанию. Общее состояние организма человека отражается на состоянии памяти и других познавательных функций. Стрессы и недосыпание – верные спутники взрослых, прибавим сюда малоподвижный образ жизни большинства, огрехи питания, снятие стрессов с помощью алкоголя и табакокурения… И всё же, есть путь развития памяти и внимания у взрослых.

Да, этим придётся заниматься, и с организмом придется считаться, но оно того стоит: жизнь не терпит застоя, зато приветствует развитие. Улучшение памяти и внимания взбодрит, даст импульс к саморазвитию, повысит интерес к жизни, предоставит новые возможности.

Вообще механизм запоминания информации представляет собой последовательность следующих операций: нужность – выполнение – концентрация внимания – структурирование материала – запоминание. Если в одном из звеньев этой «цепочки» происходит сбой – ухудшается результат. Чаще всего это трудности с фиксацией материала и его извлечением из глубин памяти. Иногда из-за особенностей восприятия может подводить какой-либо вид образной памяти (слуховой, зрительной и т.д). Как мы уже говорили, плохая память – результат плохого внимания.

Чтобы лучше запоминать, можно воспользоваться следующими советами:

Старайтесь повторять материал не подряд, а с интервалами, придерживаясь схемы: чем меньше объём текста, тем меньшее количество повторений потребуется, и наоборот.

Пассивное запоминание чередуйте с активным воспоминанием. Постарайтесь добиться от себя осознанной установки на запоминание. Верьте в себя и пробуйте!

Мнемотехника должна быть «в активном арсенале»: она очень помогает в запоминании. Например, метод ассоциаций, при котором новые слова связываются с образами или известными словами на основе ассоциации, и чем невероятнее получается воображаемая картинка, тем лучше. Например, если боитесь забыть ключи, а дверь захлопывается, можно воспользоваться следующей ассоциацией: представьте огромный золотой шлагбаум в форме ключа, перегораживающий выход. Пока не возьмёте свой ключ — не откроется!

Если при запоминании используются многие рецепторы (обонятельные, тактильные, слуховой, зрительный и т.д.), запоминание происходит эффективнее.

Сон способствует переводу важной информации в долговременную память.

Воспользуйтесь развивающими тренажерами для мозга онлайн: здесь Вы найдете специальные игры для развития памяти и внимания. Это и увлекательно, и полезно.

Задумываясь о том, как развить память и внимание, нелишне учесть некоторые моменты, действительно важные для успешного запоминания:

1.Материал для запоминания должен быть интересен для Вас. Интерес можно вызвать и искусственно. Придумайте убедительную мотивацию.

2.Гораздо легче запоминать будет тот материал, который относится к знакомой области знаний.

3.Наличие мотивации, установки на запоминание, на полноту и прочность усвоения материала – залог успешного запоминания.

4.После полного осмысления материала его необходимо классифицировать.

5.Если нужно проработать около 4 страниц текста, желательно несколько раз внимательно прочитать материал, разделяя его на смысловые фрагменты, и пересказывать, подглядывая в текст.

7.После каждого часа заучивания желательно делать десятиминутные перерывы для отдыха.

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Здравствуйте, уважаемые посетители моего блога. О чем человек просит Всевышнего, когда приближается к «золотому» возрасту? Не лиши памяти и сохрани разум! Чтобы до старости иметь хорошую «голову», нужна тренировка памяти и внимания. Это важно и пожилым, и взрослым, и детям. Есть много интересного по этой теме.

Причины «девичьей» памяти

У людей с возрастом память становится хуже, появляется рассеянность, исчезает умение разумно рассуждать.

Причин для появления таких недостатков много:

  • заболевания (гипертония, атеросклероз, болезнь Альцгеймера, диабет),
  • полнота,
  • алкоголь, курение,
  • плохой сон.

Но ум можно тренировать, как любые мышцы тела. Для этого разработаны специальные упражнения.

Как же развить ум у взрослых людей? В первую очередь человеку надо бросить курить, пить алкоголь, иначе, хорошего результата придется долго ждать.

Хотя табак имеет свойство способствовать мгновенному повышению концентрации внимания, но это так кратковременно, что уповать на это не стоит.

Про алкоголь и говорить не будем, принимая спиртное нельзя сохранить глубокий ум. Даже небольшая его доза снижает умение быстро запоминать, также может вызвать срывы в мышлении.

Отрицательно влияют на способность запоминать успокаивающие, возбуждающие лекарства, обезболивающие, противовоспалительные препараты.

Приемы для сохранения памяти

Почти все методики основываются на 3-х законах природы, способствующих запоминанию: эмоции, ассоциации и повторение.

Для лучшего запоминания важны яркие впечатления.

Именно этим законом пользовался Рузвельт , поэтому имел превосходную концентрацию внимания. Все, что читал, он запоминал практически дословно. Секрет кроется в том, что он полностью сосредотачивался на нужной ему информации.

Необыкновенными приемами пользовался Наполеон . Он спрашивал бойца, как пишется его фамилия, при этом получая яркое впечатление о человеке. Потом он мог сказать, где этот боец стоит при построении, как его зовут.

Президент Линкольн читал вслух то, что надо было запомнить.

У Марка Твена тоже был свой прием запоминания довольно объемного текста. Он записывал несколько слов, с которых начинается абзац. Потом он начал рисовать то, что ему важно было оставить в своей голове.

С чего начать тренировку

Есть такие упражнения для взрослых, которые помогут сконцентрироваться на главном.

Освободитесь от мыслей

Попытайтесь сконцентрироваться и остановить  движение картинок хотя бы на 10 сек.
Необходимо, чтоб на протяжении 15 мин. ваша концентрация не прерывалась не на сек. т.е. картинка не должна пошевелиться.

Тренинг зрительной памяти

Постарайтесь зафиксировать облик идущего перед вами человека, потом вспомнить его во всех деталях. Можно попытаться представить, какая была вывеска у парикмахерской, причем, также, во всех подробностях.

Звуковая память

Для улучшения звуковой памяти постоянно читайте вслух или учите с сыном или дочкой стихотворения.

Запомните запах

В парфюмерном отделе понюхайте духи. Затем вспоминайте их название. Тренируйтесь с другими запахами.

Постарайтесь развить память на числа

Для начала посчитайте в уме сдачу в магазине, отгадайте цену каждого продукта. Считайте, сколько шагов вы сделаете от квартиры до выхода. Считайте все, что встречается на пути.

Повторяйте таблицу умножения.

Играйте в шахматы


Для развития мышления подходят игры в шахматы, шашки, домино, игральные карты. Специалистами разработано много игр на развитие внимания, запоминания, мышления.

Запоминанию поможет разгадывание кроссвордов, головоломок. А все виды рукоделия, типа вышивки, вязания, рисования, улучшают мелкую моторику, концентрацию на мелких деталях.

Упражнения для повышения устойчивости внимания

1. Для активизации работы мозга

Проснувшись утром, сделайте такое упражнение:

  • вращайте глазами в правую, потом в левую сторону, вверх, вниз в течение 30 секунд.
  • касайтесь левым локтем правого колена и наоборот.
  • если вы левша, то попробуйте что-нибудь написать левой рукой и наоборот,
  • закройте глаза, постарайтесь представить свой ежедневник, включая сокращения, запятые, зачеркивания.
  • возьмите ручки в каждую руку, нарисуйте на листке бумаги геометрические фигуры, например, правой рукой нарисуйте круг, а левой – квадрат, причем, рисуйте двумя руками одновременно. Уделяйте этому упражнению 30 секунд в день, чтобы оба полушария мозга начали слаженно работать.

2. Тренировка двигательной памяти

Поставьте фломастером точку на листке бумаги. Затем опустите руку, спустя 5 секунд, также с закрытыми глазами постарайтесь попасть фломастером в эту же точку.

Потом рисуйте линии, идущие в разные стороны, далее по памяти повторите их снова.

3. Для запоминания имен, людей

Когда встретите человека, назовите его по имени, потом выделите у него самую интересную черту. Затем повторите: имя - образ, имя - образ. Прощаясь, снова произнесите его имя.

4. Память на цифры

Старайтесь запомнить все номера телефонов из вашей записной книжки. Для лучшего восприятия придумайте каждой цифре свой образ, например, 1- это спичка, 2- лебедь и т.д.


Память ни при чем

Вы лучше будете запоминать информацию, если будете тренировать внимание. Чтобы определить уровень вашего внимания, попробуйте описать предмет, мимо которого вы проходили много раз.

Психологи говорят, чтобы повысить внимание, необходимо выполнять простые задания.

  1. Положите на стол 10 разных предметов, посмотрите на них в течение 10 секунд, накройте их, например, газетой. Затем быстро перечислите, вспоминая все до одного. Не получилось? Пробуйте до тех пор, пока не научитесь концентрировать внимание.
  2. Теперь расположите много предметов друг за другом. Если вы один, то можете даже записать, чтобы себя проверить. Закройте их, назовите по порядку.
  3. Назовите цвет привычных вам предметов, находящихся в доме, не смотря на них.
  4. Расположите в виде пирамидки 8 предметов, отвернитесь и по памяти назовите их сверху вниз и наоборот.

Учимся сосредотачиваться

Отличный результат дает выполнение следующего задания.

В любой книге найдите абзац, прочитайте, скажите, сколько вы нашли в нем букв «а», потом «в», затем, сколько в нем слов. Засекайте время, затраченное на выполнение этого задания. Работайте с текстом столько раз, пока не добьетесь наилучшего результата.

На рисунках изображены предметы. Тренируйтесь на время запоминать как можно больше предметов.



Хороший результат дает проговаривание вслух выполненного действия. Например, уходя из дома, вы часто думаете: а выключила ли я утюг? Сделайте так, выключая утюг, скажите: «Я выключила утюг», также можно проговаривать все действия.


Улучшайте свою сосредоточенность

Для этого разработаны различные техники. Вот некоторые из них.

1. Посмотрите в течение 3-5 секунд на какую-нибудь картинку. Назовите запомнившиеся детали или предметы.



Ключ: плохо, если запомнили только 5 предметов; хорошо от 5 до 9; отлично, если назвали больше 9 деталей.

2. Посмотрите на список и назовите ЦВЕТ каждого слова, главное назвать цвет, а не слово!


Уважаемые читатели, вы узнали много интересных тестов, упражнений, которые можно предложить, как игру, когда соберетесь небольшой компанией. Попробуйте, будет интересно!