Что одеть на бал. Как одеться на школьный выпускной бал или школьную дискотеку (для девушек)

Информация взята из открытых источников интернета.
Страница создана для бальных реконструкций, тематических мероприятий и т.п.

Бал в переводе с немецкого означает мяч. В старину в Германии существовал обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж.

Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая дама обязывалась устроить для деревенской молодежи угощение и танцы.

О балах в России:

Первый бал в России Первый бал на Руси состоялся на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Потом о них забыли. В России до конца XVII века ничего похожего на балы не существовало. Возобновил их Петр I, они стали любимы и почитаемы.
Балы-ассамблеи, введенные в России Петром I, представляли собой собрания-балы в домах российской знати.

Их стали проводить в Петербурге и Москве в 1717 году. Ассамблеи служили средством увеселения и местом "для рассуждения и разговоров дружеских".

Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

Последний бал в России 13 февраля состоялся костюмированный бал. Это был последний бал императорской России. Несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Государственного Эрмитажа. Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце

Бал-это торжественное мероприятие, которое, подобно обряду, имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным.
Чтобы сохранить изысканность и восхитительность

На бал люди приходили одетыми парадно.

Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках.

Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах.


Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

Основными украшениями мужского костюма первой половины 19 века служили запонки и пуговицы из золота, серебра или драгоценных камней на парадных бальных костюмах, золотые пряжки на кюлотах. У И. С. Тургенева, о котором известно, что он всегда одевался с большим вкусом, был визитный синий фрак с золотыми пуговицами в виде львиных голов. В таком костюме его видел в 1843 и 1844 годах И. И. Панаев.

В 1830-х годах для вечернего фрака изобретают не завязывающийся галстук, скрепленный драгоценными булавками, которыми в начале века закалывали рубашку. Часы носили либо на короткой цепочке с брелоками, висящей из жилетного кармана, либо на длинной цепочке, которую надевали через голову.

Цепочки заменялись иногда бисерными и шелковыми шнурками, шнурками, сплетенными из волос, черными или цветными ленточками. С сороковых годов пестрота в мужской одежде считается признаком дурного вкуса, и все многоцветье отдается дамским нарядам.

Красоту балов для реконструкций того времени сложно представить без одежды на тот период.
*

Немного подлинников бальных платьев 19 в:

Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала.

Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори.



К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным).

Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом.

Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.



Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи.

бальные платья середины 19 в:


ист

ист

ист





При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр.

В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины.

Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр.


Общие правила поведения на балу

Приняв приглашение приехать на бал, и молодой человек, и девушка берут на себя тем самым обязательство танцевать. Если на балу наблюдается недостаток в дамах или в кавалерах, каждый приехавший на бал обязан восполнить этот недостаток.

Отказываться от участия в танцах, а также выказывать недовольство или дать понять партнеру, что танцуешь с ним лишь по необходимости, считается признаком дурного тона.
И наоборот, признаком хорошего воспитания на балу считается танцевать с удовольствием и без принуждения вне зависимости от партнера и его талантов.

На балу, более чем на любом другом светском мероприятии, уместно веселое и любезное выражение лица. Показывать на балу, что Вы не в духе или чем-то недовольны, неуместно и невежливо по отношению к веселящимся.

В случае опоздания первым делом нужно поприветствовать хозяев бала. Заводить разговоры со знакомыми, прежде чем отдать дань уважения хозяевам, считается неприличным.
В то же время, не поприветствовать знакомых (хотя бы кивком головы) также неприемлемо. На балах действует особая культура приглашения на танец.

Допускается приглашение на танец заранее, как до самого бала, так и на балу. При этом считается неучтивым, если дама прибывает на бал, пообещав заранее больше трех первых танцев.

В бальной зале за порядком и танцами следит распорядитель бала. Его указания должны исполняться беспрекословно, споры и скандалы с распорядителем бала приравниваются к неуважению по отношению к хозяевам.

Помимо контроля за ходом танцевальной части бала, распорядителю полагается отвечать за порядок на паркете и в танцевальном зале.
Во время бала кавалеры должны следить за комфортом и удобством дам: приносить напитки, предлагать помощь. Кавалер должен следить за тем, чтобы его дама не скучала.


Разговоры на балу, несомненно, допустимы. При этом не рекомендуется затрагивать сложные и серьезные темы, а также собирать вокруг себя большую компанию. На балах не уместно шутовство.
Даже кавалерам, имеющим слишком веселый нрав, рекомендуется вести себя на балу с достоинством.

Ссоры и размолвки между кавалерами крайне не приветствуются во время бала, но если разногласия возникли, то разрешать их рекомендуется за пределами танцевального зала. Дамы являются главным украшением любого бала.

Посему им подобает вести себя приветливо и мило. Громкий смех, злословие, дурной юмор могут вызвать неодобрение приличного общества.

Поведение дам на балу должно отличаться скромностью, выражение крайней симпатии какому-либо кавалеру может породить осуждение.


Более всего неуместны на балу любые проявления ревности как со стороны дам, так и со стороны кавалеров.
С другой стороны, нескромные взгляды и вызывающее поведение, провоцирующее других участников бала, также недопустимо.

В целом, на балу должно господствовать сочетание скромности, доброжелательности и грации. Следует заранее уделить внимание танцевальной подготовке.
Но даже при отсутствии склонности к танцам жеманство, излишнее кокетство и грубость на балу вызовут осуждение, осмеяние и жалость.

/ Ист: Форум " Три Мушкетера: Тайны Французского Двора"/

Бал в России в XIX веке

это не просто наряды, танцы и общение, как современная дискотека.
Для многих балы были обязанностью, тяжелой повинностью. Не посещая балы (а особенно «нужные» балы), человек как бы «выпадал из обоймы».

Его (или ее) осуждали за то, что «пренебрегает обществом», переставали приглашать, у мужчин возникали проблемы с карьерным ростом…

Конечно, в отсутствие телевидения и интернета, балы были самым главным развлечением, ярмаркой тщеславия, кроме того — фактически единственным местом, где дамы и кавалеры могли свободно общаться.

Ради бала шили самые модные наряды, приглашали самых известных музыкантов, бодрствовали ночью и спали днем.

Умение хорошо танцевать и правильно вести себя в обществе могло способствовать карьере молодого человека: если его заметили на балу, и к тому же он понравился высокопоставленному лицу или его жене – он мог ожидать продвижения по служебной лестнице.

Писатель и историк В. Михневич в середине XIX века писал о балах в России:
«Сделавшись своего рода культом, бальные танцы становятся как бы обязательной повинностью для каждого вступающего в свет члена общества.
Не танцевать светскому человеку, а тем более даме времен александровских было немыслимо…. Умение танцевать было ценным достоинством и составляло успех не только на паркете, но иногда и на поприще служебной карьеры».

Женщины на балах выполняли точно такую же светскую повинность, отказ от которой мог повлечь за собой разные неприятности, вплоть до «отлучения от света».
Бал, конечно, был развлечением, но отнюдь не отдыхом.

Светская дама писала своей подруге:
«Балы мне положительно в тягость… Приятно потанцевать раз в две недели, но так часто вертеться – невыносимо».

Кроме того, танцевальные вечера нередко были просто опасны для здоровья, а иногда и жизни участников.
От участия в танцах не освобождались даже беременные женщины.

Известно, что Наталья Николаевна Пушкина потеряла ребенка после одного из масленичных балов – по приезде домой у нее случился выкидыш.


Иногда переохлаждение разгоряченного организма после танцев (особенно женского декольтированного организма) приводило к простудам или воспалению легких. А уровень медицины в середине XIX века был таков, что после лечения выживали только самые крепкие и здоровые люди.

К тому же, кроме физической, танцующие испытывали еще большую эмоциональную нагрузку. На балу требовалось безукоризненно выглядеть, контролировать каждое движение и слово и при этом казаться естественным, приветливым и веселым.

Бальная наука требовала долгих лет обучения, поэтому детей начинали учить танцам и светскому этикету с раннего возраста.



Однако все эти трудности и неудобства с лихвой окупались популярностью и положением, которых можно было достичь, регулярно появляясь в свете на танцевальных вечерах.
(с)
......................................................................................

Чтобы реконструировать балы того времени интересно воссоздавать и само поведение на балах.

Бальный этикет XIX века


Бал

торжественное общественное или светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа.

В России балы появились в XVIII веке, во времена правления Петра I, но получили своё широкое распространение в XIX столетии.
Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени – времени наибольшей концентрации представителей высшего света в городской среде – и продолжался весь зимний период, за исключением периодов, когда следовало поститься.

Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.

Порой подобная напряжённая жизнь пагубно сказывалась на здоровье дам – схваченная простуда на балах иногда приводила к летальному исходу.

Бальный этикет включает в себя не только бальные костюмы, культуру поведения на балу, правильное исполнение танцев, но также и оформление бальных помещений (залов, курительной, буфета, игровой комнаты).

Балы и балы-маскарады разделялись по сословным, профессиональным, возрастным категориям, приурочивались к особым торжествам, и бывали придворными, общественными, частными, купеческими, свадебными, детскими…

Популярны в своё время были балы Дворянского собрания, балы художников и балы, проводимые иностранными посольствами.
Приведённый здесь этикет относится, главным образом, к столице Российской Империи и к балам, проводимым для высшего света: рассматриваются особенности бального внешнего вида, светские правила поведения на балу и основные моменты танцевальной программы.

Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала – главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье.

Для тематических балов (например, монохромный – т.е. определённого цвета, костюмированный, бал цветов и т.п.) указывалось, какого типа наряд следовало подготовить.

Получив приглашение, в течение двух дней отвечали письменно о своём согласии принять участие на предстоящем балу, или же выражали сожаление о невозможности посетить мероприятие – но для отказа требовалась веская причина.
На балу не появлялись в период глубокого траура, но допускалось бывать, нося траур по кузине, в половине траура после дяди и в конце более глубокого траура.

Бальный внешний вид строго регламентировался. Платья дам всегда были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов.

(см. ниже на странице Аксесуары-мое примеч.)



Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий.

Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Использование косметики сводилось к минимуму, не возбранялось пользоваться лишь пудрой, и то в умеренном количестве.

Платья середины 19 века:

Прически середины 19 века:


Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый (1830-е годы) или чёрный (вторая половина XIX века) галстук. Фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов утвердилась мода на чёрный цвет. Во времена правления Николая I на придворные балы гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности.

Военные являлись в соответствующем их полкам торжественном обмундировании, и все в бальных башмаках, лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось, но некоторые нарушали это правило ради щегольства.

Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам они часто были выше локтя, шёлковые или лайковые. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные – замшевые перчатки.
Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару.


Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер(см. аксесуары ниже-мое прим .), служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения, ныне почти утраченного.

Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение, в виде приветствия, прежде всего перед хозяевами.

Замужняя дама приезжала на бал с мужем, в его отсутствие допускалось являться с подругой и мужем этой подруги.

Девицы на балу:

Девицы появлялись на балу исключительно в сопровождении матери или пожилой особы, которая зорко следила за своей подопечной, при необходимости давала ей советы и, как было в пушкинское время, искала ей кавалеров для танцев, если на то была необходимость.

Девушка могла явиться на бал и в сопровождении отца, который представлял её своим знакомым, а ему представлялись кавалеры, желающие танцевать с его дочерью. Как правило, хозяин или хозяйка дома просили знакомых кавалеров приглашать на танцы дам, вынужденных, чаще всего из-за внешней непривлекательности, сидеть в сторонке.

В любом случае не полагалось внешне проявлять душевные страдания, разочарование или же плохое настроение – на балу должно приятно улыбаться и непринуждённо поддерживать светский разговор.


бальные платья конца 19 в:


Дама, отправляясь на бал, брала с собой бальную книжечку – карне или агенд – куда, напротив списка танцев, вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Иногда вместо агенда могла использоваться обратная сторона веера.

Бальные книжечки прикреплялись к поясу платья и служили подспорьем для памяти – дать обещание двум кавалерам на один танец не только считалось дурным тоном, но могло привести и к дуэли между претендентами, поэтому, оказавшись в ситуации подобной неосмотрительности, даме рекомендовалось пропустить танец.

В случае поступления приглашения на танец одновременно от двух кавалеров, дама могла сделать выбор в пользу одного из них. Считалось излишним кокетством хвастаться своим заполненным агендом, особенно перед теми дамами, которые бывали мало приглашены.


Перед балом или в его продолжении кавалер мог ангажировать даму на танец заранее, и если в начале XIX века кавалер, узнав, что ближайшие два-три танца уже обещаны другим, уходил ни с чем, то в конце XIX века кавалер спрашивал, на какие из свободных танцев он может претендовать. У дам, пользующихся популярностью, агенд был расписан в первые минуты начала бала.

В правилах светских приличий 1880-х годов есть указание, что дама не должна давать согласие более чем на три кадрили, и тут же сказано, что кавалер, приглашая, продолжал перечислять все имеющиеся в программе кадрили, пока дама сама не скажет, какая у неё свободна.

Согласно правилам, кавалер начинал приглашения на танцы с хозяйки дома, далее шли все её родственницы, а уж потом наступала очередь танцевать со своими знакомыми дамами.

начало 19 века:

В начале XIX века бал открывался полонезом, где в первой паре шёл хозяин с наиболее почётной гостьей, во второй паре – хозяйка с наипочетнейшим гостем. В конце столетия бал начинался вальсом, но придворные, детские и купеческие балы открывались величественным полонезом.

В 30-е годы XIX века дама могла танцевать с любым кавалером – считалось, что факт его присутствия на балу уже является гарантией благонадёжности и даме нет надобности опасаться за свою репутацию. Во второй половине XIX века кавалер, желающий танцевать с незнакомой ему дамой, сначала представлялся ей через общих знакомых.

Бальные платья начала 19 в:

На протяжении XIX столетия изменялось количество танцев, которые кавалер мог танцевать с одной дамой на протяжении бала – для представителей 1830-х годов это число равнялось одному, а уже в 1880-х дозволялось два-три танца, не следующих друг за другом подряд. Более трёх танцев могли танцевать только жених и невеста.

Если кавалер настаивал на большем, чем положено, количестве танцев – дама отказывала, не желая себя компрометировать. На частном балу полагалось, чтобы хозяин дома и его сыновья протанцевали как минимум по одному разу со всеми приглашёнными дамами.

На кадриль приглашали заранее.

В обязанности кавалера входило до начала танца заручиться визави, при этом в его роли если и был родственник дамы, то только с её на то согласия.

Желая пригласить даму на танец, кавалер подходил к ней, кланялся и произносил учтивую фразу, наподобие: «Позвольте мне иметь честь пригласить вас на польку (мазурку, вальс и т.п.)» или «Могу ли я надеяться, что вы удостоите меня танцевать с вами вальс (галоп, кадриль и т.п.)». Дама, принимая приглашение, отвечала реверансом.

Кавалер подавал даме свою правую руку, дама подавала кавалеру левую руку, и пара отправлялась участвовать в танце.

Не принять приглашения танцевать было возможно по причине усталости или же если танец был обещан другому. Отказаться, сославшись на усталость, и тут же соглашаться танцевать с другим, считалось крайней невоспитанностью.

Если на балу присутствовал император, то его приглашение принималось всегда, независимо от того, давала ли дама согласие на танец кому-то другому.

Получив отказ от одной дамы, представитель 1880-х годов обращался с приглашением к её соседке, в то время как в 1830-х данное действо считалось оскорбительным для дамы.
Поклоны кавалеров на протяжении XIX века менялись мало, а реверансы дам претерпевали заметные изменения.

Во время танца

кавалер развлекал даму лёгким светским разговором, дама же отвечала скромно и не смела смотреть в глаза танцору слишком часто.

В обязанности кавалера также входило предотвращать столкновения с другими парами и не допускать падения своей дамы – если такое происходило, кавалер помогал даме подняться, провожал её до места, приносил свои извинения и спрашивал, не нуждается ли она в какой-либо помощи.

Вставать в танец, не зная фигур, вести себя с дамой фамильярно (слишком прижимать к себе во время танца, просить её веер, платок или цветы), забыть отыскать приглашённую даму перед началом танца, наступать на шлейфы платьев – всё это характеризовало танцора не с лучшей стороны.

Но умение ловко и красиво танцевать, в сочетании с хорошими манерами и знанием света могло способствовать карьере молодых людей.

По окончании танца кавалер осведомлялся у дамы, куда отвести её: в буфет или же к месту, откуда он её взял. Обменявшись взаимными поклонами, кавалер либо удалялся, либо мог остаться рядом с дамой и некоторое время продолжать разговор (по поводу данной условности указания в книгах противоречивы: в начале, середине и конце XIX века удерживать после танца кавалера не рекомендовалось, в то время как есть упоминания, что в 1830-х и 1880 годах не возбранялся светский разговор, с условием, что кавалер не мешал другим танцорам приглашать даму, с которой он ведёт диалог).


детали бальных платьев 19 в:

В 1880-х годах паре разрешено было прогуливаться по бальной зале – под ручку, при этом дама едва дотрагивалась до руки кавалера. Кавалер вёл к ужину ту даму, с которой танцевал последний перед ужином танец, и эту же даму сопровождал обратно в бальную залу после трапезы.

В первой половине XIX века дама могла подходить к буфету только в сопровождении своей попечительницы и кавалера, либо кавалер приносил даме из буфета то, что она пожелает. В конце XIX столетия правила упростились и дама могла идти в буфет в компании одного лишь кавалера.

На такие танцы, как мазурка или котильон, кавалер приглашал, как правило, хорошо знакомую ему даму. Часто продолжительный танец служил возможностью признаться в своих чувствах. Котильоном или греческим танцем заканчивался бал, но во второй половине XIX века завершал программу бала, как правило, вальс.

Гости могли уезжать когда им угодно, не акцентируя внимания на своём уходе – но в течение последующих нескольких дней приглашённый наносил хозяевам благодарственный визит.
ист текста

Танцы 19 века:


  • Полонез – танец, берущий свое начало еще с 17-го века, который сохранил свою форму и особое предназначение для торжественных шествий в качестве открывающего или заключающего действия на американских и многих европейских балах. торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Полонез Возникший в Польше около XV века полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике.
  • Гавот . В начале XIX века в общественных бальных залах ещё пользовалась успехом композиция Гавота, созданная известным французским балетмейстером Вестрисом. К 1830-м годам увлечение Гавотом пропало окончательно. Далее он продолжал существовать только как сценический танец. Всплеск интереса к нему в начале XX века был связан с появлением комбинированного бального танца под названием Вальс-Гавот.
  • Вальс в три па (~1790 — до конца периода) Появившийся во второй половине XVIIІ века в центральной Европе, танец сперва нередко подвергался гонениям в бальных залах. Известно, что Павел І, однажды упав в вальсе, запретил танцевать его вовсе. При дворе немецких кайзеров вальс был запрещен до 1888 года. В Вене начала ХІХ века накладывались ограничения на длительность танца. В Британии, куда вальс проник уже в 1797 году, для начала закрепившись в контрдансах,против вальса как самостоятельного танца уже в 1813 году выступал Байрон, издав сатирическую поэму The Waltz. Но именно вальсу суждено было стать визитной карточкой ХІХ века: вальс в три па, вальс в два па, новый вальс в три па, в пять па — лишь основные виды распространенных в Европе и Америке вальсов. Фактически же вальс — единственный танец, который пережил весь ХІХ век, живет и развивается до сих пор в качестве бального танца.

  • Полька. Впервые полька была показана в Праге в 1835 году, позже, в 1839 в Вене, под музыку пражского ансамбля. В 1840 году Raab, пражский танцмейстер, станцевал польку в Odeon Theatre в Париже и имел оглушительный успех. Название танца произошло от чешского слова означающего «половинный шаг», поскольку ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу. Из-за созвучности названия польку часто считают польским танцем, что неверно. Кроме того, не стоит путать польку со шведским танцем польска. В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привез из поездки в Париж знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц.Он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.
  • Кадриль – танец, что зародился в самом начале 19-го века во Франции. Особенность этого вида пляски заключается в уникальной композиции, построенной на повторении 4-6 разнообразных контрдансов в каре.Знаменитая иллюстрация первого исполнения кадрили в лондонском клубе Almack"s . Украшаемые техниками модных танцев — вальсом, полькой, галопом, мазуркой, и т.д., новые кадрили потесняют, а со временем и вовсе изживают старомодные кадрили со сменами (котильоны) и продолжают царствовать в бальных залах ХІХ века практически до его окончания, преобразовываясь со временем в колонну, упрощая технику и преумножая фигуры. французский танец, являющийся разновидностью контрданса и возникший в конце XVIII в. и весьма популярный до конца XIX в. в Европе и России. Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырёхугольнику, друг против друга

  • Галоп . Родина Галопа – Венгрия, где он известен с 1800-х годов. В Вене и Берлине галоп появился в 1822 году, в России — в начале 1820-х (у Пушкина в ЕО), в Париже и Англии – в 1829. Он стал известен как завершение маскарада во французской опере.Галоп считается предшественником польки. Галоп – весёлый танец в вприпрыжку. Появился на парижских балах. Быстрый бальный танец, популярный в XIX веке
  • Па де катр – особая форма скоттиша, которая отличается грациозной медлительностью в России и ритмическими прыжками в Англии и Шотландии. музыкально-танцевальная форма в балете. Повторяет построение па-де-де с вариацией четырёх танцовщиков. В XIX веке сложилась форма па-де-катра, состоящая из антре, индивидуальных вариаций и коды. Существовал также бальный танец с аналогичным названием. Среди известных примеров па-де-катра — номер, поставленный Жюлем-Жозефом Перро на музыку Цезаря Пуни для четырёх знаменитых танцовщиц М. Тальони, К. Гризи, Ф. Черрито и Л. Гран (на иллюстрации). В этом составе балет был представлен только несколько раз, в том числе 12 июля 1845 года для королевы Виктории и принца Альберта.
  • Редова (1846 — ~1900) Танец, по мнению большинства авторов, имеет чешское происхождение. Редова - это парный круговой танец, но большинство авторов указывают, что помимо вращения существует фигура - преследование, когда кавалер отступает, а дама наступает, или наоборот. Кроме того, возможна фигура balancé, когда чередуются шаги вперед-назад. Все эти фигуры чередуются по произволу танцующих. Исторически в середине века редову исполняли под музыку похожую на музыку польки-мазурки, в конце века - под вальс

  • О платьях со шлейфом

    В 1870-x–1880-х годах платья со шлейфами были особо модны...

    "При движении вперед дам, одетых в платья с шлейфами, они должны держать ноги на некотором расстоянии друг от друга.

    Далее они должны наблюдать за тем, чтобы выставляемая нога ступала вперед не каблуком, а почти одновременно подошвою и носком и делать шаги обращенные наружу и направленными вниз носками, как бы желая при каждом шаге отбросить платье вперед от себя.

    Если наоборот дама идет ступая вперед на каблук и ударяя носком по последнему, то она должна будет неизбежно наступать на платье.
    При движении дамы в платье со шлейфом назад, она должна держать носок отставляемой назад ноги, как можно более обращенным наружу и при каждом шаге приподывать равномерно платье боковою стороною ноги.


    Поворачивание дамы в платье с шлейфом не может быть совершаемо без перемены занимаемого ею места и может быть производимо только при некотором уклонении от него в правую или левую сторону.


    Положим, что дама стоит в четвертой позиции, выставив правую ногу вперед и желает повернуться направо.

    В таком случае она перемещает центр тяжести на левую ногу, с той целью, чтобы иметь возможность отступить назад, а с началом поворота идти вправо. При этом движении ноги (coup de talon) назад, шлейф отбрасывается несколько назад и в сторону.
    После этого следует без всякого перерыва поворот направо при помощи отодвигаемой назад на носке ноги, в то время как левая стоит на каблуке.
    Вслед затем не должно выставлять далее правую ногу, ибо при этом неизбежно наступить на шлейф, а надо подвинуть стоящую позади левую ногу на половину в сторону и половину вперед.

    При ходьбе дамы платье удобнее приподывать одной (левой) рукой.

    Платье в таком случае подхватывается большим и указательным пальцами, подобно тому как это делается в танцах.
    Затем собрав 4 и 5 пальцами платье в красивые складки передают их в 1,2 и 3 пальца, собирающею рукою приподымают его немного с боку и несут придерживая красиво согнутой округленно рукою вперед.
    Приподнятое таким образом платье имеет красивый вид и не затрудняет ходьбы."

    /Бернард Клемм. Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев.
    Санкт-Петербург, 1884
    ./
    (с)
  • На бал нужно являться изящно одетым. Особенно туалет дам должен отличаться своей изысканностью. Не требуется роскошного или строго исторического наряда, но на бал следует одеваться аккуратно и элегантно.

    Привлекательность бала именно в том и состоит, что это особый вид приема, который отличается от других своей элегантностью. Поэтому каждый его участник должен постараться сделать все возможное, чтобы элегантно выглядеть и вести себя особенно учтиво.

    Категорически запрещены: джинсы и любая одежда из джинсовой ткани, шорты, футболки. Произведения высокой моды, а также платья, обнажающие интимные части тела полностью или под прозрачными тканями, на балу также неуместны.

    В 20-е годы прошлого века, когда повседневная одежда стала упрощенной, именно бальные наряды являли полную противоположность, создавая максимально женственный образ дам. Поэтому даже те женщины, которые почти всегда носят свитера и джинсы, в честь этого события тоже должны "принарядиться" и прийти на бал в длинных платьях, настолько элегантных, насколько они могут себе позволить.

    На рекреационных балах - костюмированных, исторических, маскарадах - характер наряда определяется тематикой бала, ролью участника и регламентируется программой бала и приглашением.

    Костюм не должен содержать фурнитуры, способной поранить, зацепить и порвать чей-либо бальный наряд. Ношение наградных знаков на костюме не рекомендуется, за исключением случаев, когда бал протокольного типа и связан с награждением кого-либо, посвящён боевому или трудовому празднику.

    Мужской костюм.

    Для кавалеров на балу уместен один из следующих вариантов: фрачный костюм любого покроя, смокинг, костюм-двойка или тройка (к нему белая или светлая однотонная рубашка, обязателен носовой платок в кармане пиджака и желателен цветок в петлице).

    Конечно, традиционный костюм для мужчины на официальном балу - фрак. Ни в каком другом одеянии кавалер не выглядит так элегантно, поэтому те, у кого есть фрак, вполне могут воспользоваться редким поводом появиться в нем на людях.

    Традиционный цвет бального мужского костюма - тёмный или чёрный, сорочки белых или светлых тонов. Если в его составе предусмотрен жилет, то его цвет всегда белый или светлого тона.

    В летний период для дневных балов рекомендуется костюм белого цвета или светлых тонов. А при жаркой погоде допускается в качестве бального мужского туалета надеть сорочку с галстуком или бабочкой и брюки. Жилет в этом случае не одевается. Военная форма также может быть без френча или кителя с рубашкой белого цвета и парадными погонами.

    В наши дни для военных допускается парадно-выходная форма или парадный мундир по форме в соответствии с сезоном. Для гостей, представляющих зарубежные страны или субъекты Федерации России, может разрешаться ношение национального парадного костюма.

    Ношение оружия, являющегося частью мундира или национального костюма, не рекомендуется. Его наличие означает, что его носитель не собирается танцевать на балу, а присутствует лишь как наблюдатель.

    Галстук-бабочка или шейный платок придадут вашему костюму необходимый характер. Цвет галстука также рекомендуется белый или светлый, тёмный означает то же, что и ношение оружия.

    К бальному костюму надеваются чёрные носки и чёрная обувь, желательно лакированная.

    Но цвет обуви должен соответствовать цвету костюма, и кавалеры, естественно, должны быть на балу в начищенной до блеска обуви.

    Обязательным аксессуаром мужского бального туалета являются и тонкие перчатки , необходимые для сохранения свежести рук и туалетов партнёрш по танцам, а также карандаш или ручка для записи очередности танцев и фамилий приглашенных дам в специальную книжечку.

    Женский костюм.

    Женские бальные туалеты должны быть нарядными и могут представлять собой бальные или вечерние платья.

    Бальное платье - не просто наряд, это символ роскоши, шика и праздника. Для женщины надеть бальное платье - это значит окунуться в волшебную сказку.

    Обычно, если вы получаете приглашение на бал, в пригласительном билете обязательно оговаривается форма одежды для мужчин, а вот для дам практически нет никаких ограничений.

    К бальным туалетам допускается относить платье-костюм, детали которого выполнены из единого вида материала или объединены отделкой в единую композицию.

    Если в программе бала предусмотрены видовые танцевальные отделения с характерными различиями (например «classic» и «latina», или «classic» и «disco»), то допускается иметь и сменять бальные туалеты, характерные для того или иного стиля. Для этого в программе и приглашении должны быть сделаны соответствующие указания, а также предусмотрены необходимые по длительности антракты.

    Бальными платьями считаются платья длиной до щиколотки и покроем, обеспечивающим свободу шага в танце и позволяющим выполнять танцевальные «па». При этом длина платья должна исключать возможность зацепиться в танце каблуком за край подола. Развевающиеся детали платья - шарфы, ленты, гирлянды, шлейфы тоже не должны создавать при движении опасности зацепления и последующего травмирования танцующих.

    Сложно определить четкие рамки для современного бального платья, однако есть главное правило - бальное платье должно подчеркивать тонкую талию, красоту груди и длину ног .

    Выбирайте полуприлегающий силуэт, струящиеся длинные юбки, разрезы по всей длине, различные драпировки, волны, шлейфы. Лифы, показывая плечи, спину и грудь, могут быть максимально открытыми. Настоящее бальное платье обязано показать всем окружающим все прелести своей хозяйки.

    Из тканей используйте бархат и тафту, гипюр и кружево, шифон и шелк, драпировки, вышивку различными материалами и другой декор, который придется вам по вкусу. Сегодня актуально сочетание различных фактур и материалов, например, плотных тканей и прозрачных. Мех и перья сочетают с воздушными тканями (тюль, газ, шелк). В общем, современные бальные платья - это целое произведение искусства.

    Что касается цвета, классикой являются черный и белый цвета, но также хорошо и празднично смотрятся голубые и розовые платья, бледно-зеленые и золотистые платья для юных леди.

    Стильные украшения и элегантные головные уборы - обязательный атрибут бального наряда. Это могут быть ажурные шапочки, цветочные венки и диадемы.

    Кроме того, выход на бал дает дамам возможность вынуть из сейфа свои драгоценности и получить удовольствие от того, что в них можно появиться в обществе.

    Дамы на балу должны быть в чулках или колготках белого, телесного цвета или светлых тонов, гармонирующих с бальным платьем.

    Аксессуарами к бальному платью могут быть веер, небольшая бальная сумочка , форматом не более косметички, пояс , позволяющий крепить аксессуары на время танца, шарфы, боа . Обязательным аксессуаром являются перчатки или «митенки» , длина которых обратно пропорциональна длине рукава: чем короче рукав, тем длиннее перчатки.

    Обувь для танцев на паркете должна:

    • - быть с кожаной или велюровой подошвой;
    • - не иметь металлических деталей на подошве и каблуках;
    • - иметь ремешок, фиксирующий пятку;
    • - спортивная обувь допускается только для танцев в стиле «disco».

    На балах-маскарадах можно использовать в качестве аксессуара маскарадного костюма специальные балетные сапожки, греко-римские сандалии, театральные туфли.

    Please enable JavaScript to view the

    В последнее время балы вновь вошли в моду. Это особенные вечера, ассоциирующиеся со сказкой про Золушку, где царят изысканные наряды и аксессуары, волосы уложены в высокие прически, атласные перчатки обтягивают женские ручки, а элегантные сумочки скрывают в себе пудру и . Но поскольку подобные мероприятия в реальной жизни проводятся отнюдь не каждый день, то при получении приглашения может возникнуть вполне резонный вопрос: как одеться на бал, чтобы созданный образ идеально соответствовал торжественной обстановке?

    В первую очередь, следует заранее поинтересоваться тем, какой вид дресс-кода предполагается для участников мероприятия. Это очень важный вопрос, поскольку от ответа на него напрямую зависит ваш выбор платья, аксессуаров и прочих составляющих бального наряда. А теперь о деталях.

    Оперный бал – мир роскоши и изысканности

    Постоянным спутником такого вечера является самый строгий из всех парадных дресс-кодов, так называемый white tie. По его требованиям дама должна быть в длинном в пол из дорогой и качественной ткани. Это может быть атлас, многослойный крепдешин или натуральный шелк.

    Для удобства движений во время танца юбка должна быть достаточно широкой. Фасон платья допускается декольтированный, с открытыми плечами или с высокой талией под грудь, как у Наташи Ростовой. Декольте зависит от возраста и статуса дамы: у незамужних и юных особ оно имеет скромную глубину, а замужние женщины могут более смело похвастаться своими прелестями. Но главное не переусердствовать.

    Платья выбирают однотонные. Предпочтительны светлые оттенки белого, молочного, ванильного. Цвет декора соответствует тону основного наряда. Принты и рисунки полностью исключаются, следует ограничиться украшениями.

    Важно помнить, что наряд должен производить впечатление изысканности и роскоши, но при этом быть достаточно сдержанным, без излишеств. Старание затмить собою соперниц здесь неуместно.

    Костюмированный бал – путешествие в прошлое со вкусом элегантности

    Для такого мероприятия следует подбирать наряд, соответствующий заявленной тематике вечера, а также задуманному вами образу исторической личности или титулованной и знатной особы. Ни в коем случае не стоит останавливаться на формальной одежде.

    Фасоны платьев можно выбрать из тех, что были модными в определенную историческую эпоху. Чаще всего, предпочитают XIX век, которому соответствует : полупрозрачные рукава-фонарики, легкая драпировка, длина наряда до середины лодыжки. Также можно выбрать длинные вечерние или бальные с пышными юбками.

    Цвета дамского наряда допускаются насыщенные, в оттенках благородного бордового, темно-синего, изумрудного, небесно-голубого. Возможны рисунки и орнаменты.

    Как одеться на бал-маскарад?

    Подобное мероприятие является разновидностью костюмированного бала, но имеет и некоторые отличия от него. Так, наряды строго соответствуют объявленной организаторами теме: вампиры, сказочные герои или Новый год. Костюм отличается присутствием ноток комичности и чудачества, более яркими расцветками и разнообразием фасонов, наличием рисунков и орнаментов. А обязательной его составляющей является маска.

    Отдельно следует отметить бал-маскарад в венецианском стиле. Это зрелищное шоу, где главными героями являются вовсе не люди, а персонажи комедии. Именно под них подбираются роскошные костюмы: Арлекин, Панталоне, Коломбина... Выбирай любого! Маски для такого бала отличаются шиком и невероятной оригинальностью. Каждая из них индивидуальна. Главное и яркое отличие костюмов для венецианского маскарада – это обилие пышных юбок, кружев, разноцветных перьев, цветов из роскошной парчи, наличие декора из золотой тесьмы, драгоценных камней и керамики.

    Одежда для маскарадных торжеств подбирается под конкретный образ героя, а ее цвет должен полностью согласовываться с характером и внешностью этого персонажа. Важно, чтобы весь наряд создавал впечатление единого целого, и ни одна деталь не выбивалась ни по стилю, ни по оттенку.

    Бал по поводу торжественного приема: характерные отличия

    Для такого мероприятия следует выбирать более строгие вечерние платья, но соответствующие последним . Излишества и чрезмерная смелость в нарядах здесь неуместны. Актуальны платья длинные, а также до середины колена, с асимметрией, завышенной талией и вырезом на спине, возможны разрезы на юбке и декольте, но в рамках приличия.

    Цвет наряда не должен быть слишком ярким и пестрым, ведь это светское торжество. Предпочтительны однотонные платья, либо комбинирование двух цветов. Подойдут классические сочетания белого или красного с или серым.

    Прически и аксессуары

    Поскольку бал относится к парадным мероприятиям, предпочтительны высокие или модные вечерние прически. Распускать волосы не рекомендуется. Исключение составляет лишь официальный прием и некоторые из персонажей костюмированного бала.

    Поскольку наряд в большинстве случаев подчиняется строгим правилам и не терпит вычурности, завершающие штрихи и яркие акценты в нем помогут расставить грамотно подобранные аксессуары. В этом случае стоит надеть украшения из благородных металлов или имитирующую их бижутерию. Согласно давно сложившемуся правилу светских торжеств, предпочтительны аккуратно подобранные серьги, колье, браслет и кольцо, которые прекрасно сочетаются между собой, но не являются единым комплектом. Отметим, что для костюмированного бала и маскарада актуальны аксессуары, которые ассоциируются с выбранной исторической эпохой или завершают выбранный образ.

    Цвет обуви должен гармонировать с одним из оттенков, присутствующих в одежде. То же самое относится к сумочке и . Исключение составляет маскарад, где все аксессуары ровняются на персонажа.

    Если бал проводится в прохладное время года, то стоит позаботиться о стильной кофточке из тонкой шерсти или изящном болеро с рукавами. Но самым оптимальным решением, дополняющим любой из нарядов, станет подобранное по цвету меховое манто или пелерина.

    Каждая девушка с детства мечтает оказаться на настоящем балу... Не стоит отказывать себе в удовольствии осуществить свою мечту! А начинать, разумеется, стоит с покупки бального платья.


    Несмотря на то, что времена рыцарей и помпезных балов давно прошли, бальные платья все также пользуются спросом в нашем стремительно развивающемся мире.

    Каждая девушка с детства мечтает оказаться на настоящем балу, почувствовать себя принцессой в восхитительном пышном платье, приковывающем к ней все внимание. Исполнить эту мечту вполне реально, ведь в нашей жизни еще случаются разнообразные балы! Быть может, вас ожидает выпускной, свадебный, студенческий или новогодний бал, вы занимаетесь бальными танцами, участвуете в конкурсе красоты или даже приглашены на «венский бал»? В любом случае вам понадобится шикарное бальное платье.

    Бальные платья

    Бальные платья - это необычайно роскошные наряды с пышной длинной юбкой на кринолине до самого пола. Они выполняются из дорогих красивых тканей и украшаются изысканной отделкой: кружевами, драпировками, блестками, бисером, стразами, жемчугом, рюшами, вышивкой и другими декоративными элементами. Фасон и силуэт бального платья может быть достаточно разнообразным от пышного до свободного в стиле ампир. Форма рукавов, юбки, корсета и декольте может отличаться. Многое зависит от предпочтений девушки и выбранной эпохи бала. В любом случае такой наряд позволит вам почувствовать себя настоящей королевой - женственной, стильной, интригующей и неотразимой.

    Надевая бальное платье, каждая женщина буквально преображается. Передать словами то волнение и чувства, которые она испытывает в данный момент, практически невозможно. Легкое и воздушное, словно облако, и по неземному красивое платье переносит свою хозяйку в настоящую сказку. Каким бы ни был повод надеть бальное платье, этот момент навсегда останется в вашей памяти!

    Покупка бального платья - дорогостоящее удовольствие. Ведь на создание таких нарядов уходят десятки, а то и сотни метров роскошных тканей: атласа, кружева, гипюра, органзы, шелка, бархата, парчи, тафты и т.д. Кроме того, их создание предполагает сложную ручную отделку. Чтобы снизить расходы многие предпочитают шить бальные платья на заказ. Здесь есть свои плюсы - платье точно будет уникальным, а также будет идеально сидеть на фигуре. А если вы не хотите покупать платье на один раз, можно взять его на прокат.

    Главное в любом бальном платье - это акцент на женственной фигуре. Оно должно подчеркивать тонкую талию, красивую грудь, нежную шею и плечи. Поэтому платья обычно шьются с использованием корсета и имеют открытые плечи и декольте. Длинные пышные юбки создают эффект воздушности и роскоши.

    Для создания платьев обычно используют тафту, бархат, шелк, шифон, атлас, кружево или гипюр. Они украшаются драпировками, вышивками или дополняются легкими прозрачными элементами из органзы, тюля, газа. Также наряды могут украшаться мехом, перьями, искусственными или живыми цветами.

    Актуальные цвета и принты

    Классическим оттенком для бального платья является белый цвет, он идеально подходит для невест, являясь символом чистоты и невинности. Очень выигрышно смотрятся платья нежных, пастельных оттенков: светло-голубого, нежно-розового, золотистого, фисташкового, лилового.

    Очень интересно выглядят модели благородных насыщенных оттенков: бордового, синего, изумрудного, фиолетового, красного цвета.

    Монохромный черный подойдет каждой женщине и девушке. Оно зрительно вытягивает и стройнит силуэт, создает строгий образ.

    Смелые девушки, которые хотят оказаться в центре внимания, могут надеть смелую фуксию и ярко розовое платье.

    Очень нежный образ создают пастельные тона: фисташка, нежный розовый, лиловый разбеленный, золотистый.

    Смело и соблазнительно выглядят наряды благородных оттенков: фиолетового, винного, изумрудного, насыщенного красного, глубокого синего.

    Светлокожие девушки могут надеть теплые оранжевый и желтый оттенок, а вот брюнетки и шатенки остановиться на модном в этом сезоне фиолетовом цвете.

    Чтобы не растеряться в выборе и не слиться в толпе таких же смелых особ, «играйте» с вырезами, асимметрией рукавов, разрезами на юбках.

    Танцовщицы любого возраста будут удивительно смотреться в платье с пышной юбкой, рукавом ¾, соблазнительным вырезом на спине.

    Не менее выигрышный вариант - бальное платье с объемной юбкой и кружевным лифом. Завершить умопомрачительный ансамбль лучше цветочной композицией в прическе либо декоративным элементом на спине.

    Бальные платья прекрасно подходят как юным девушкам, так и взрослым женщинам.

    Бальные платья - фото

    Обязательная форма одежды до сих пор вызывает у нас массу негатива: несогласные с правилами без стеснения приходят на балет в джинсах, в свадебных платьях на выпускной и в топ-сайдерах на события, где прописан Black Tie. Путаницу создают и люди, прописывающие дресс-код, и смягчённые правила. The Village решил разобраться, что следует надевать, если в приглашении стоит White Tie, Black Tie или, например, Smart Casual.

    White Tie

    Если в приглашении значится White Tie, значит предстоит как минимум приём у посла, бал или вручение премии, причём не ниже Нобелевской, потому что даже на церемонии вручения «Оскаров» соблюдают менее торжественный Black Tie. Трудно вспомнить дресс-код, соответствующий White Tie по строгости и официальности, наверное, потому, что такого просто нет.

    Одеть мужчину представляется занятием чуть более простым по сравнению с подбором женского туалета. Дело в строгом регламенте: прописан практически каждый пункт наряда, так что ошибиться можно разве что намеренно. Мужчина, собирающийся на мероприятие, где прописан White Tie, должен быть в галстуке-бабочке и во фраке. Фрак, в свою очередь, должен быть чёрным - другие цвета не допускаются. Под фрак надевают жилет на трёх пуговицах, о котором нужно помнить две вещи: он должен быть только белым и всегда полностью застёгнутым. Из обязательных аксессуаров - давшая название дресс-коду белая бабочка и белый платочек, из желательных - карманные часы, белые перчатки и, как бы это ни казалось шуткой, тонкая тросточка.

    У женщин всё немного сложнее хотя бы потому, что у платья в пол, без которого на мероприятии White Tie лучше не появляться, фасонов больше, чем у классического мужского фрака. Если выбор этого фасона ещё предоставляется женщине, то в остальных деталях самодеятельность исключена: волосы должны быть непременно уложены в причёску, глаза и губы накрашены, а руки закрыты перчатками максимальной длины, соответствующей, однако, длине рукава платья. На плечах может быть, но не обязательна, меховая накидка. Без драгоценностей тоже лучше не приходить - их можно взять напрокат, лишь бы камни были настоящими. С собой можно и нужно взять крошечную сумочку.

    Black Tie


    Black Tie - всё ещё официальный и торжественный, но более распространённый и простой дресс-код. Это стиль свадеб, праздничных приёмов или театральных премьер.

    Женщин на такие мероприятия ждут одетыми всё в те же длинные вечерние платья либо, в зависимости от степени торжественности события, коктейльные платья не выше колена. Здесь по-прежнему приветствуются украшения, но теперь можно обойтись дорогой бижутерией. Меховую накидку тоже можно оставить дома, как и остромодные платья из последних коллекций японских дизайнеров. Всё должно выглядеть максимально благородно и элегантно, поэтому единственный вариант обуви - туфли на каблуке.

    Cocktail


    Мероприятие с дресс-кодом Cocktail не подразумевает такой строгости, как White Tie и Black Tie, но тоже полно нюансов, которыми не стоит пренебрегать.

    Вместо смокинга мужчины могут надеть классический тёмный костюм, а монохромную бабочку заменить более яркой или вообще отказаться от неё, возможно, в пользу галстука. Подвязываться шёлковым поясом тоже уже не обязательно, главное, не забыть держать расстёгнутой нижнюю пуговицу пиджака, выставить из рукавов накрахмаленные белоснежные манжеты не более чем на два сантиметра и надеть такие носки, которые в случае закидывания ноги на ногу или на стол не показали бы и миллиметра голого тела. О том, что носки должны быть темнее брюк на пару тонов, а галстук должен касаться пуговицы на брюках, упоминать, кажется, не нужно: эти правила касаются любого дресс-кода на любом мероприятии.

    Smart и Business Casual


    Довольно часто в приглашениях на корпоративные мероприятия или бизнес-встречи можно увидеть приписку «Дресс-код: Smart Casual или Business Casual». В этом случае правила того, как нужно выглядеть, несколько размыты и зависят от времени суток.

    Сложнее дресс-кода бизнес-встреч, пожалуй, только выбор между оксфордами и дерби к смокингу. Впрочем, либерализация последних десятилетий коснулась и моды на деловые костюмы. Сегодня ничего зазорного нет в том, если мужчина появится на встрече в пиджаке с мягкой или даже естественной линией плеч, в свободных подвёрнутых брюках. Обязательными остаются классические туфли (отступления допустимы лишь в цвете и степени лакированности). Твинсет - водолазка и кардиган - тоже вполне уместен в паре с теми же, как будто великоватыми, но чуть зауженными книзу брюками.

    Самый опасный вариант - смокинг или очень качественный пиджак с джинсами или даже шортами: можно позволить, если нет никаких сомнений в собственном вкусе и адекватности партнёров. Самый скучный, но и самый беспроигрышный - классический, в меру строгий деловой костюм тёмного цвета, однотонный или в почти незаметную полоску. При большом желании официальность можно подчеркнуть галстуком, причём необязательно узким, а вот бабочку лучше поберечь для увеселительных мероприятий. Если же встреча назначена на утро или день, удачным будет светлый костюм-двойка. Опять же от характера мероприятия и чувства юмора коллег зависит возможность экспериментировать с цветом.

    На переговорах с иностранными партнёрами или важных деловых встречах могут установить дресс-код Btr (Business Traditional). Это значит, что выбора вам практически не оставляют: мужчины должны надеть классический однотонный или комбинированный костюм, женщины - приталенный брючный костюм или платье-футляр с жакетом. Впрочем, при своей строгости Btr ещё оставляет возможность для фантазии, в отличие от Bb (Business Best). Здесь всё предельно просто: мужчина надевает тёмно-синий костюм, белоснежную рубашку, галстук любого оттенка красного, классические нелакированные туфли и не забывает о запонках; женщинам лучше отказаться от отдельно взятых юбок и жакетов и надеть серый, бежевый или тёмно-синий костюм с чулками и туфлями на 3–5-сантиметровом каблуке.

    Костюмированные вечеринки


    Костюмированные вечеринки в Москве не такая уж редкость. Чаще всего они совпадают с юбилеями клубов, приездом никому не известных и всё равно очень крутых групп и выходом ностальгических фильмов о давно минувших днях. Причём в приглашении могут дать лишь туманный намёк на то, как надо выглядеть, и придумывать наряд придётся самостоятельно. Иногда организаторы помогают настроиться на нужный лад с помощью мудбордов, как это делала в прошлом году «Солянка», отмечавшая четвёртый день рождения трёхдневной цирковой вечеринкой. Если вы до смерти боитесь клоунов или не готовы возвращаться ночью домой с килограммом грима на лице, можно соблюсти дресс-код при помощи нескольких характерных деталей (одна может оказаться неубедительной, особенно если на входе фейсконтроль). Самый большой риск на таких мероприятиях - использовать самую распространённую трактовку предлагаемого образа и оказаться одним из сотни людей в одинаковых оранжевых париках.

    Универсальные правила

    Андрей Фомин

    Организатор Bal des Fleurs и других светских мероприятий

    Я организую огромное количество мероприятий, но самое яркое и значимое - Bal des Fleurs. В пригласительных мы пишем «Riviera style» - это дресс-код Лазурного берега: светлые брюки, яркие пиджаки. А то, что в Москве называется балами, - ненастоящие балы. Самым кощунственным для русского человека дресс-кодом я считаю пресловутый Black Tie, потому что, как бы ни старались мои коллеги навязать в Москве этот дресс-код, он там неорганичен. Настоящий Black Tie лично я видел только в Великобритании на балу Михаила Горбачёва. Дресс-код может быть любой, но, как сказал о наших людях во фраках Кирилл Семёнович Серебренников, они похожи на разбежавшийся оркестр. Русский человек не приучен к галстуку или бабочке, ему в нём некомфортно, он его душит.

    Каким бы ни был дресс-код, человек не должен выглядеть безупречно: что-нибудь должно быть не так. Вот, скажем, я видел, как Хью Грант ходил в идеальном фраке, невообразимо причёсанный, но бабочка у него на шее висела развязанной. У богатых людей есть очень простой вариант - сходить в Третьяковский проезд и купить себе фрак, но они будут, скорее всего, больше похожи на официанта или метрдотеля. Самый универсальный дресс-код для большей части московских мероприятий для мужчины - дорогие джинсы, кеды Converse (сейчас стали популярны кроссовки Nike, но с ними сложнее) и обязательно пиджак. Недавно я побывал на балу «Стрелки», и люди там выглядели просто великолепно. Мне очень понравился подход девушек к выбору наряда и поразило, насколько органично многие из них смотрятся в винтаже.

    Гавриил Егиазаров

    Режиссёр мероприятий

    Мероприятия, которые я режиссирую, чаще всего решают корпоративные, маркетинговые или пиар-задачи. Дресс-код, естественно, есть на большинстве из них. Гласный и негласный. Особенно когда это мероприятия с участием правительства или просто официоз с высоким руководством. На корпоративных встречах дресс-код тоже часто задаётся, но только если присутствует какая-то концептуальная задумка.

    Если речь об официальных мероприятиях на высоком уровне, то в приглашениях не так часто пишут требование: всё и так понятно. Но когда хотят подчеркнуть, что можно одеться не очень строго, пишут «одежда для коктейля» или «smart casual». Для корпоративов тоже указывают дресс-код в зависимости от концепции праздника: «Сегодня у нас вечер сказок, подберите себе сказочный образ» или «Приветствуется яркий элемент цикламенового цвета». На корпоративах эти элементы одежды гостям могут просто раздать или позаботиться о прокате и всех одеть заранее.

    На тех событиях, с которыми работаю я, аудитория чаще всего предсказуемая, так что с внешним видом сюрпризов не бывает. Конечно, попадаются те, кто может быть в джинсах или в милитари на официальном мероприятии с первыми лицами. Но так чаще представители СМИ отличаются. Журналисты крайне пренебрежительны к дресс-коду.

    Если в приглашении ничего не сказано о дресс-коде, но речь о приёме, презентации или гала-ужине, надевайте костюм, желательно не чёрный - не ошибётесь. Думаю, девушкам особого совета не надо: вечернее платье всегда найдётся.

    Если идёте на корпоратив с определённой тематикой, то не поленитесь и придумайте какой-нибудь оригинальный элемент в одежде (но не тот, который сразу приходит на ум в связи с предложенной концепцией). Если придёте неподготовленными туда, где «все в теме», сами пожалеете, что не позаботились заранее.