Декоративная пластилинография. Пластилинография

Светлана Грибанова

Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей и взрослых.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными.

Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

Техника лепки из пластилина очень проста. Просто нужно отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики, которые затем успешно приклеиваются на подготовленный заранее фон с нарисованным на нем нужным контуром. Шарики выкладываются на поверхность основы и немного прижимаются пальцем. Это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда.

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.

Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

Освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин;

Обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

Развитие мелкой моторики;

Ознакомление с окружающим миром;

Развитие эмоций и фантазии

Развитие пространственного мышления и творческих способностей;

Воспитание у детей художественного вкуса;

Развитие моторики пальцев рук детей.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Во избежание деформации картины, в качестве основы следует использовать плотный картон;

Предотвратить появление на картоне жирных пятен, поможет нанесенная на нее клейкая пленка (скотч);

Устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести контур рисунка под пленку (скотч);

Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

(используем лак для волос)

Материалы для создания пластилиновой картины:

Картон с контурным рисунком, покрытый скотчем

Набор пластилина

Салфетка для рук

Стеки, зубочистки

Бросовый и природный материалы

Доска для лепки

Лак для волос

Дети научатся нетрадиционным техникам работы с пластилином - размазывание,

Выкладывание картинки пластилиновыми шариками

Катание шариков

Рисование картин шариками

Рисование полосками пластилина

Рисование по контуру

Работа с затвердевающим пластилином

Размазывание с объёмным эффектом

Работа с пластилином, сам процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.

Пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.

Детям моей группы очень нравиться рисовать пластилином, они постепенно справляются с этой сложной техникой. Вот некоторые наши работы.

"Животные жарких стран"

"Подводный мир"


"Пожарная машина"

"Снеговик"


"Фигуристка"

"Кот в сапогах"

"Незнайка"

Публикации по теме:

"Зимний лес"Рисование методом тычка. Белый снег, пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле побелело,.

Сегодня знакомила своих детей с нетрадиционной техникой рисования. Сложное слово ГРАТТАЖ, они пока не запомнили, но это дело времени.

Нетрадиционная техника рисования – рисование салфетками Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей.

В настоящее время большой популярностью среди детей, родителей и педагоговпользуются так называемая нетрадиционная или неклассическая техника.

Актуальность батика в современном обществе. Батик – это волшебство… Роспись по ткани является одним из древнейших методов её украшения.

Не так давно декоративно-прикладное искусство обогатилось еще одной техникой – пластилинографией. Новый вид рисования успел стать неотъемлемой частью занятий с дошкольниками в детском саду, а также в начальной школе. Что же это такое?

Пластилинография, как можно догадаться из названия, это рисование пластилином. Основой для картины может служить картон или другая достаточно твердая горизонтальная поверхность.

Создаваемые объекты имеют более или менее выраженный рельеф, а в качестве декора допускается использование и других материалов: зернышек, бусинок, крупы и прочего. Как видите, пластилинография соединила в себе самые любимые у малышей виды творчества: рисование и лепку.

Особенности техники

С раннего возраста дети : они умеют раскатывать его в руках, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Пластилинография расширяет возможности: ребенок учится размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.

Очень важно, чтобы педагог внимательно следил за пальчиками детей, приучая их к правильным приемам. Например, размазывая пластилин, следует двигаться в определенном направлении: слева направо и сверху вниз. Работать нужно только подушечкой напряженного пальчика, следя, чтобы он не гнулся.

Знакомство с пластилинографией для малышей начинается с простых и незатейливых сюжетов. Маленькие дети любят яркие цвета, а потому для первых занятий отлично подойдут темы: «Солнышко», «Радуга», «Цветик-семицветик».

Рисовать пластилином полезно!

То, что работа с пластилином играет огромную роль в развитии ребенка , не является преувеличением! Посмотрите, как много пользы приносят занятия пластилинографией с младшими дошкольниками:

  • развивается мелкая моторика, глазомер и тактильные чувства;
  • реализуется познавательная активность;
  • обогащается словарный запас ребенка;
  • развиваются сенсорные способности;
  • происходит знакомство с окружающим миром;
  • формируется эстетический вкус;
  • предоставляется возможность выразить свои эмоции.

Все эти положительные стороны способствуют прекрасной , ведь ручки ребенка становятся более послушными, что облегчает освоение навыков письма.

План занятия и этапы обучения

Занятия пластилинографией в детском саду можно проводить уже в младшей группе – с 3-х летнего возраста, начиная с основ и постепенно усложняя задания.

Обучение технике рисования пластилином состоит из трех основных этапов:

  1. Обучение приему надавливания (скатываются небольшие шарики пластилина и прижимаются к картонной основе надавливанием пальца).
  2. Обучение приему размазывания (небольшие кусочки пластилина размазываются по основе).
  3. Соединение приемов надавливания и размазывания.

План занятия с дошкольниками:

  1. В вводной части занятия задается эмоциональный настрой – обыгрывается персонаж или сюжет.
  2. Основная часть – это сам процесс создания картинки: малыши усаживаются за рабочие места и слушают воспитателя, который объясняет им технику рисунка. Во время практического занятия проводится небольшая гимнастика для уставших пальчиков.
  3. В заключительной части педагог не только подводит итог, но и позволяет ребятам продемонстрировать свои творения.

Сложность композиции зависит и от возраста ребенка, и от его опыта в этом виде технике. Ребята постарше любят рисовать животных, активно используют вспомогательные средства и материалы.

Совсем недавно в декоративно-прикладном творчестве появилось еще одно оригинальное и интересное направление – пластилинография. Это новый вид рисования, который уже обрел популярность и активно используется в дошкольных заведениях и младших классах на уроках творчества с детьми. Но многие еще не знают, что это такое. С этим вопросом следует разобраться.

Как видно из названия, под пластилинографией понимают рисование, но не красками, а пластилином. В качестве основы можно взять картон или любую другую плотную горизонтальную поверхность. Полученные картины сами по себе имеют небольшой рельеф и объем, но в качестве декоративных элементов очень часто дополнительно используются различные материалы:

  • — крупа;
  • — зерна;
  • — семечки;
  • — бисер;
  • — бусинки и прочее.

Получается, что пластилинография объединила в себе наиболее востребованные виды творчества: лепку и рисование.

Особенности пластилино­графии

С раннего возраста детей знакомят родители и воспитали в детском саду с таким материалом, как пластилин. Он мягкий и пластичный, ребенок очень быстро учится лепить, разминать, скатывать шары и полоски. Но благодаря новой технике малышу теперь будут доступны новые знания: он научится размазывать, сплющивать, скатывать. Пластилин очень мягкий и податливый, поэтому считается идеальным вариантом для маленького творца.

Очень важно следить во время выполнения работы за пальчиками ребенка. Педагог должен в самом начале научить малыша правильным движениям при рисовании пластилином:

— размазывать пластилин следует двумя способами: сверху вниз или с левой стороны в правую;
— работа выполняется исключительно подушечкой пальца;
— при работе следует следить, чтобы пальчик не гнулся.

Начинать учить малыша рисованию пластилином следует с самых простых картинок и сюжетов. Дети очень любят все самое яркое, поэтому лучше всего выбирать такие композиции, как солнышко, домик, радуга, цветик-семицветик.

Польза пластилино­графии

Не стоит сбрасывать со счетов пользу, которую приносит работа с пластилином, развитию ребенка. Среди основных преимуществ регулярных занятий с пластилином для малышей, которые ходят в младшие классы или детсад, следует выделить:

  • — реализацию познавательной способности;
  • — развитие мелкой моторики;
  • — расширение кругозора;
  • — развитие тактильной чувствительности;
  • — увеличение словарного запаса малыша;
  • — закладку эстетического вкуса;
  • — ознакомление с миром, который окружает ребенка;
  • — развитие способностей сенсорного характера;
  • — появление возможности выразить свои эмоции.

Такие занятия в дошкольном возрасте станут прекрасной подготовкой к школе, ведь благодаря им ручки малыша становятся более послушными и сильными, что положительно скажется на обучении письму.

Этапы обучения и общий план занятий

Работа с пластилином в детских садах начинается уже с младшего возраста, когда малыш достигает трехлетнего возраста. Сначала это простые задания, которые постепенно усложняются. Обучение такому творчеству, как рисование пластилином, состоит из трех основных этапов:

Освоение приема надавливания, который заключается в скатывании шариков, расплющивании их и приклеивании путем прикладывания к основе.

Освоение приема размазывания. Ребенок берет небольшие кусочки пластилина и размазывает их в пределах заданного участка.

Объединение двух предыдущих приемов, чтобы в результате получилась красивая картинка.

Чаще всего план занятий с ребенком дошкольного возраста выглядит следующим образом:

Вводная часть. Первоначально задается настроение перед работой, обыгрывается сюжет или персонаж, которого предстоит рисовать.

Основная часть – создание самого рисунка. Малыши должны сесть за рабочие места и приступить к работе в соответствии с ее описание педагогом. Во время практической части занятия следует периодически проводить с детьми разминку и гимнастику для пальчиков.

Заключительная часть занятия. Здесь не только педагог должен подвести итог, но и малыши демонстрируют свои творения.

Выбор композиции, которую предстоит рисовать пластилином, и ее сложность полностью зависит от возраста малыша и его навыков в таком виде творчества. Дети более старшего возраста предпочитают рисовать животных или сказочных персонажей. При этом очень часто они используют дополнительные декоративные элементы.

Пластилинография не имеет никаких ограничений, в том числе и возрастных. Таким увлекательным занятием с удовольствием занимается как взрослый, так и ребенок, поэтому каждое занятие пластилинографией превращается в увлекательное приключение. Такие занятия не только принесут массу пользы для ребенка, но и станут прекрасным развлечением даже для взрослых.


«Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить». Ольга Новикова




Занятия пластилинографией способствуют: снятию мышечного напряжения и расслаблению; развивают детское воображение, художественное и пространственное мышление; положительно влияют на развитие мелкой моторики, которая способствует полноценному формированию речи детей; будят фантазию; побуждают дошкольников к самостоятельности; формируют эстетический вкус; дают детям определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяют успешнее находить свое место в окружающем социуме.


Материалы, используемые в пластилинографии Пластилин (разных цветов). Пластилин (разных цветов). Пластиковые дощечки для выполнения работ. Пластиковые дощечки для выполнения работ. Стеки. Стеки. Картон (однотонный и цветной), желательно плотный. Картон (однотонный и цветной), желательно плотный. Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик. Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик. Бросовый и природный материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, бусины, пуговицы, семечки, зернышки, шишки, ракушки, каштаны, пластиковые ёмкости, диски и т. д.

























Розочка из «колбаски» и «капельки» Делаем из пластилина «колбаску» и «капельку». «Колбаску» разминаем пальчиками до плоского состояния. «Капелька» – база нашего бутона, ее мы обязаны обернуть лепестками. Чем больше будет «колбасок»-лепестков, тем пышнее будет роза. Продолжаем прикреплять лепестки один за одним. Получилась благовидная желтоватая роза.





Творческое развитие детей является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Этот вектор учебно-воспитательной работы ценен не только самим содержанием материала, но и теми методическими возможностями, которые он открывает для других направлений деятельности малышей. Одним из таких «универсальных» видов творческой активности является пластилинография.

Суть понятия

Пластилинография - одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности.

Рисунки пластилином получаются очень яркими и объёмными

Что нужно для занятий

Исходя из того, что пластилинография подразумевает рисование пластилином, очень важно подобрать удобные материалы и приспособления для работы. В качестве основы лучше брать картон, пластик или оргстекло (например, для витражной пластилинографии). Пластилин следует подбирать ярких оттенков, хорошо поддающийся лепке, обязательно нежирный, в противном случае на подложке будут оставаться жирные следы.

Для изготовления поделки нужны будут:


Цели и задачи занятий пластилинографией с детьми

Миссия уроков по нетрадиционной технике лепки в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключается в:

  • развитии внимания, мышления, памяти, восприятия, речи;
  • тренировке ориентации в пространстве, сенсомоторной координации (в работе с пластичным материалом у детей развивается сила рук, их действия становятся более скоординированными и согласованными, а движения пальцев дифференцированными);
  • воспитании эстетических представлений (ребята получают базовые знания о сочетаниях цветов, фактур, учатся давать оценку продукту изобразительного творчества), а также развитии усидчивости, дисциплинированности и аккуратности.

Работа с пластилином развивает мелкую моторику

Таблица: задачи пластилинографии в ДОУ

Возрастная группа Перечень задач
Первая младшая (одно занятие - отработка одного навыка)
  • обучение скатывать «шарики», делать «колбаски» и «блинчики»;
  • освоение приёма размазывания пластилина по шаблонам с крупными элементами;
  • формирование умения работать по образцу (педагог показывает - ребята повторяют).
Вторая младшая
  • развитие умения самостоятельно придумывать сюжеты;
  • освоение основ работы в мини-группах, парах;
  • формирование навыка давать оценку готовому продукту.
Средняя
  • освоение многоцветных образов (малыши учатся выкладывать картины, в которых детали изображаются 2–3 цветами);
  • развитие умения включать в картины крупу, бисер, пуговицы, камешки и пр.;
  • воспитание заинтересованности в групповой работе.
Старшая,
подготовительная
  • обучение поэтапному созданию полностью самостоятельной коллективной творческой работы (обсуждение замысла, подготовка основы и фона, деталей, соединение элементов в цельную картину);
  • отработка разных приёмов пластилинографии, их комбинация в одной картине;
  • развитие речи (ребята учатся давать словесные описания образам, созданным из пластилина).

Виды пластилинографии в ДОУ

В ДОУ практикуется шесть видов нетрадиционной техники лепки из пластилина, каждый из которых имеет свои особенности выполнения творческой задачи:

  • прямая пластилинография - картина оформляется на горизонтальной поверхности (дети скатывают детали из пластилина в форме «шариков», «колбасок», располагают на основе, при этом на подложку может быть заранее нанесён контур рисунка) – начиная со второго семестра первой младшей группы;
  • витражная или обратная пластилинография (пластилиновые детали выкладываются на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесённым заранее контурам) – дети 5–6 лет;
  • контурная лепка - картина выкладывается жгутиками (тонкими «колбасками») разной толщины (на основу наносится рисунок, жгутиками, выложенными по границам изображения - так ему придаётся объём, затем жгутиками выкладываются внутренние элементы картины) – второй семестр второй младшей группы или средняя группа в зависимости от уровня подготовленности детей, в частности, развития умения скатывать тонкие колбаски или давить пластилин из шприца;
  • многослойная лепка - изображение получается последовательным нанесением слоёв пластилина (из «лепёшек» разного цвета делаем «слоёный пирог» от тёмных оттенков к светлым, сгибаем заготовку по центру или скатываем в «колбаску», разрезаем на детали) – старшие группы;
  • мозаичная техника - выкладывание картины шариками из пластилина разного размера - вторая младшая, средняя группы;
  • модульная лепка - элементы выполняются в разных видах техники («шарики», «колбаски» прямой техники, жгутики контурной и пр.), а затем эти модули собираются в единую композицию;
  • фактурная техника - создание пластилиновых картин разной степени выпуклости (барельеф - изображение выделяется на фоне менее чем наполовину, горельеф - образ проступает над фоном более чем наполовину, контррельеф - рисунок углубляется в фон) – подготовительная группа.

Видео: контурная пластилинография - мастер-класс

Фотогалерея: примеры поделок в разных видах пластилинографии

Прямая пластилинография - это начальный уровень выполнения поделок, которые могут выкладываться в контуры или располагаться на подложке без них В модульной пластилинографии комбинируются элементы разной формы: шарики, жгутики, колбаски и др Фактурная пластилинография заключается в использовании элементов разной степени выпуклости
Чтобы сделать фон для витражной пластилинографии, достаточно подложить под прозрачную основу лист бумаги с нанесёнными на него контурами, при этом поделка может выполняться разными видами рисунка пластилином, в том числе и многослойным Для выполнения многослойных поделок детям требуется определённая мышечная сила, чтобы сделать переходы гладкими Для контурной пластилинографии используются жгутики разной толщины

Видео: техника обратной пластилинографии

Методы и приёмы работы в нетрадиционной технике лепки

При знакомстве с техникой пластилинографии педагог использует следующие методы:


В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) овладение пластилинографией предполагает использование тех же приёмов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционном технике лепки:

  • раскатывание «колбасок» – кусочек пластилина раскатывается между ладонями;
  • скатывание «шариков» – бесформенный кусочек пластилина формируется в шарик кругообразными движениями ладоней;
  • отщипывание - от «колбаски» отщипываются кусочки разного размера;
  • прищипывание - кусочки соединяются в один элемент;
  • оттягивание - кончиками пальцев пластилиновой детали придаётся заострённая форма;
  • сплющивание в «блинчики» – пластилиновой детали придаётся форма лепёшки.

Кроме этого, малыши знакомятся с приёмами, используемыми именно в технике пластилинографии:

  • размазыванием, когда пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев;
  • примазыванием или придавливанием - соединением деталей для получения цельного сюжета;
  • налепливанием - нанесением элементов из пластилина на шаблон;
  • заглаживанием - приёмом, когда слой пластилина заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы;
  • смешением разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков - в младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок одного цвета, а в средней и старших учатся аккуратно налепливать кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.

Освоение приёмов работы с пластилином для поделок в традиционной и нетрадиционной техниках идёт параллельно.

Таблица: сравнительная таблица уровня сложности выполнения поделок с детьми разного возраста

Возраст детей Какие приёмы пластилинографии осваиваются В какой форме проводится работа Способ выполнения поделки
Первая младшая
  • скатывание;
  • раскатывание;
  • сплющивание;
  • размазывание;
  • налепливание (простые картины с крупными деталями, например, солнце).
Отдельно с каждым малышом Дети повторяют за педагогом, выкладывающим детали поочерёдно.
Вторая младшая
  • отработка уже изученных навыков;
  • освоение умения работать со стекой и ножницами;
  • отщипывание;
  • прищипывание;
  • оттягивание;
  • примазывание;
  • налепливание.
  • отдельно с каждым малышом;
  • в мини-группах, парах.
Малыши повторяют выполнение рисунка, опираясь на готовый образец, который создавался на глазах малышей.
Средняя
  • повторение освоенных навыков;
  • овладение приёмами смешивания цветов, заглаживания;
  • привлечение в работу таких инструментов, как щёточки (например, зубные), кондитерский шприц или капсулы от ручки, фломастера.
  • индивидуальная;
  • в парах.
  • изготовление поделки по образцу;
  • самостоятельное планирование подготовки элементов картины.
Старшая
  • отработка и комбинация освоенных ранее приёмов;
  • заглаживание (для выполнения заглаживающих движений необходимы определённые мышечные усилия);
  • использование подручных материалов для выполнения поделок (бисера, пуговиц и пр.).
  • индивидуальная работа;
  • в мини-группах;
  • коллективная (всей группой).
  • самостоятельное придумывание сюжетов и материалов для его воплощения;
  • комбинация видов пластилинографии;
  • сюжетно-игровая основа выполнения поделки (дети придумывают словесное сопровождение сюжета - описывают, рассказывают сказки и пр.).
Подготовительная
  • освоение приёмов создания картин в фактурной технике (барельефов, горельефов и контррельефов);
  • отработка навыка оформления готовой картины (рамка, паспарту).

Фотогалерея: примеры работ по теме «Транспорт» в разных возрастных группах

Во второй младшей группе дети работают в прямой пластилинографии, а со второго семестра - осваивают контурный вид В средней группе ребята учатся сочетать более двух контрастных цветов В старшей группе дети учатся заполнять пластилином всё пространство рисунка В подготовительной группе ребята активно подключают дополнительные материалы для изготовления поделок

Подготовка занятий по пластилинографии в детском саду

В детском саду темы уроков по нетрадиционной технике лепки, интегрирующих разные области знаний и виды искусства, очень многообразны. В связи с этим методически грамотный подбор идеи заключается в том, чтобы найти тему, которая отражает реалии окружающего мира и/или соответствует времени года, общественно значимым событиям. Например, создание поделок на тему «Зима» в декабре-феврале, «Флаг России» в канун Дня флага России 22 августа или перед Днём народного единства 4 ноября.

Поделки к праздникам могут быть домашним заданием

Примерная тематика

Для подготовки уроков по пластилинографии педагог составляет рабочую программу , в которую включается перечень целей, задач для каждой группы, расписание занятий, описание УМК, а также календарно-тематическое планирование. При этом з анятия пла нируются в виде тематических блоков, то есть темы уроков разных учебно-образовательных направлений пересекаются. Так, перед Днём матери на занятии по развитию речи дети учат стихотворения про маму, на уроке по ознакомлению с окружающим миром рассматривают историю этого праздника, а на пластилинографии делают поделки, связанные с угощениями.

В младших группах дети только знакомятся с пластилинографией, поэтому темы предполагают изготовление поделок с крупными элементами и не слишком изогнутыми линиями:

  • «Сушки»;
  • «Украшаем одежду»;
  • «Пасхальное яйцо»;
  • «Пирог для мамы».

Примерами составления тематики занятий по пластилинографии для детей 4–5 лет могут быть такие:

  • «Овощи на тарелке»;
  • «Жучки на цветочной клумбе»;
  • «Грибы»;
  • «Солнце в тучах»;
  • «Веточка рябины»;
  • «Осеннее деревце»;
  • «Рыбка»;
  • «Новогодняя ёлка»;
  • «Ёлочные игрушки»;
  • «Снегирь»;
  • «Снежная баба-модница»;
  • «Теремок»;
  • «Весёлая ракета»;
  • «Подарок для папы (дедушки)»;
  • «Цветик-семицветик»;
  • «Белая берёза»;
  • «Космос»;
  • «Звёздное небо»;
  • «Одуванчик».

В старшей группе тематику дополняют занятия, посвящённые изучению народного декоративно-прикладного искусства:

  • «Гжель»;
  • «Тело человека. Человек под дождём»;

В подготовительной группе в тематику включаются также темы, предполагающие усложнение техники пластилинографии:

  • «Кошка» (ребята тренируют навык создания перехода от светлых оттенков к тёмным) ;
  • «Одежда» (дети разрабатывают дизайн одежды, используя разные виды техники - прямой, контурный);
  • «Комнатные растения» (на этой теме дети учатся создавать фактурные изображения);
  • «Моя семья» (эта тема является усложнением изученной ранее темы «Моё тело» - теперь юные творцы учатся соблюдать пропорции между размером человечков разного возраста);
  • «Ландыш» (ребята продолжают работу в фактурной пластилинографии, комбинируя барельеф с контррельефом).

Фотогалерея: образцы работ по пластилинографии на разные темы

В подготовительной группе освоение фактурного вида пластилинографии удобно проводить на теме «Комнатные растения» Роспись «Гжель» обычно делается контурной пластилинографией Сложность выполнения расписной тарелки для детей заключается в выполнении чётких линий При выполнении матрёшки дети смешивают цвета для получения оттенков, например, белого и фиолетового для получения сиреневого, а также учатся их сочетать Для выполнения «зимних» поделок снег, например, на берёзах можно изображать с помощью мазков краской Кораблик в мозаичной технике можно сделать открыткой к 23 февраля В средней группе дети начинают фантазировать на тему формы подложки, делая её круглой, например Изображения птиц в средней группе усложняются прорисовкой оперения Усложнение задания на тему «Рыбка» состоит в заполнении пластилином фона рисунка Для большей рельефности ягод рябины можно скомбинировать два оттенка красного В средней группе дети осваивают выполнение заострённых элементов рисунка, например, траву в композиции с грибами В поделке на темы, связанные с цветами, старшие дошколята тренируют элементы создания контррельефа на листочках В подготовительной группе дети накладывают украшения после того, как основа полностью покрывается пластилином В старшей группе ребята осваивают тему «Тело человека. Человек под дождём» на основании полученных на занятиях лепкой представлений о пропорции строения тела, делая человечков не объёмными, а плоскими Кроме соблюдения пропорций тел, дети 6–7 лет на теме «Моя семья» учатся выдерживать пропорции и в одежде, например, небольшая блузка у мамы и рубашка побольше у папы Тема во второй младшей группе «Пирог для мамы» дублируется в средней, а в старшей группе может продолжиться темой «Торт для друга», в которой малыши отрабатывают приём заглаживания В младшей группе на поделке «Пасхальное яйцо» дети осваивают контурную пластилинографию

Шаблоны для выполнения поделок в технике пластилинографии

Первоначальные навыки изодеятельности в нетрадиционной технике лепки из пластилина дети получают при работе с шаблонами, которые используются, прежде всего, для прямого вида создания рисунков пластилином, но могут применяться и для более сложных разновидностей. Так, создание рисунков, где есть люди, считается одним из самых трудоёмких видов пластилинографии.

Шаблонами для пластилинографии могут служить и обычные раскраски.

Фотогалерея: шаблоны для пластилинографии на тему «Семья»

Шаблон с изображением дедушки и бабушки можно использовать для контурной пластилинографии Шаблон хрюшек можно использовать и в средней группе, если мелкие детали выложить мозаикой или просто раскрасить фломастерами В шаблоне, изображающем маму с детьми, прямой пластилинографией выкладываются кресло, собака, книга, остальные детали раскрашиваются или выкладываются пластилиновыми шариками, жгутиками, сделанными при помощи шприца без иглы Семья бегунов - сложный рисунок, так как в нём много элементов и мелких деталей, для выполнения которых требуется много времени, а значит использовать изображение можно либо для проекта, либо в работе кружка

Фотогалерея: шаблоны для пластилинографии на тему «Зима»

Шаблон такой ёлки подойдёт для прямой пластилинографии, а в старших группах рисунок можно выполнить жгутиками В средней группе этот шаблон можно использовать так: ёлку раскрасить, а игрушки сделать из пластилиновых шариков, старшие дошкольники могут обойтись и без раскрашивания, скомбинировав прямую и мозаичную пластилинографию
Шаблон снеговика может использоваться для прямой пластилинографии в первой младшей группе Рисунок Снегурочки прост в исполнении, так как для него не требуется использовать много цветов пластилина

Фотогалерея: шаблоны для пластилинографии на тему «Домашние животные»

Сложность исполнения овечки в прямой технике будет в том, чтобы попасть в границы контура шерсти, в этом смысле удобнее работать шариками мозаичной пластилинографии или жгутиками контурной Обычно цыплёнок - это первый опыт пластилинографии в младшей группе На рисунке петушка можно отрабатывать приём смешения пластилина разных цветов Для выполнения коровы требуется прорисовать мелкие детали, поэтому задание подойдёт для старших дошкольников, владеющих разными видами пластилинографии

Видео: выполнение поделки «Рыбки в аквариуме» – мастер-класс

Видео: мастер-класс по рисованию пластилином картины «В лесу»

Видео: как нарисовать снегиря пластилином - мастер-класс

Описание конспекта занятия по пластилинографии на тему «Солнышко» во второй младшей группе автора А. Дрынковой

Целью урока педагог ставит создание условий для эстетического развития детей 3–4 лет. Среди задач выделяет:

  • знакомство детей с техникой пластилинографии;
  • обучение детей создавать изображение приёмом размазывания и примазывания одного элемента к другому;
  • развитие эмпатии, воспитание стремления помочь герою, который попал в беду.

В качестве материалов используются:

  • пластилин двух цветов - жёлтый и оранжевый;
  • плотный цветной картон;
  • стеки;
  • доски для лепки;
  • салфетки.

Ход занятия


В своей практике этим конспектом я успешно пользовалась в работе с детьми первой младшей группы. С моей точки зрения, для второй младшей рисунок слишком простой.

Видео: занятие по пластилинографии на тему «Ёлочка» в средней группе

Подготовка проекта по рисунку пластилином

Для более глубокого осмысления той или иной темы и расширения представлений ребят о технике пластилинографии в педагогической практике применяется метод проектов. Как правило, в практике ДОУ проекты по пластилинографии краткосрочные, то есть требующие небольшого отрезка времени для подготовки (2–3 дня). Разработка проекта включает несколько ступеней подготовки.

  1. Формулирование целей и задач. Целью проектной методики в пластилинографии является формирование творческого подхода при решении учебно-воспитательных задач. Задачи подготовки и выполнения проекта при этом следующие: отработка выполнения элементов в том или ином виде техники, обучение навыкам создавать художественные образы объектов мира вокруг, тренировка умения работать на ограниченном пространстве основы поделки, воспитание эстетического вкуса, усидчивости и умения работать в коллективе.
  2. Составление плана выполнения проекта. Этот этап включает: подготовку необходимых материалов и оборудования, мотивацию детей к выполнению задания. Важное значение имеет также событие, к которому приурочено выполнение проекта (например, наступление зимы, праздники).
  3. Выполнение проекта.
  4. Презентации результатов проектной деятельности. Это своеобразный отчёт, который может быть представлен в виде рассказа (защиты) поделки, выставки готовых работ в группе или актовом зале.

Пример описания проекта «Подарки осени»

Рассмотрим образец составления проекта на тему «Подарки осени» в подготовительной к школе группе.


Фотогалерея: идеи для проекта по теме «Подарки осени»

Для выполнения проектного задания можно также использовать дополнительные материалы, например, крупу Чем мельче детали и разнообразнее оттенки цветов, тем больше времени требуется для выполнения проекта Детям среднего возраста можно начинать с проектов по прямой пластилинографии

Работа кружка по пластилинографии

Кружок по пластилинографии организуется с целью расширения круга тем для поделок, а также для привлечения дополнительных материалов в процесс творчества.

Перечень полезных ресурсов для кружковой деятельности

Прежде чем приниматься за разработку рабочей программы кружка по рисунку пластилином, необходимо ознакомиться с тонкостями методики работы с дошкольниками в этом виде технике лепки:

  • Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003;
  • Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д.: Феникс, 2008;
  • Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1–3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика - Синтез, 2006.

Кружковая работа даёт дополнительное время на создание сложных картин из пластилина

Материалы для самообразования

В качестве материалов для самообразования в рамках освоения техники пластилинографии в ДОУ педагогу нужно познакомиться с наработками в области развития мелкой моторики с помощью лепки у дошколят разного возраста:

  • Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006;
  • Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера,2009;
  • Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М.: Педагогика, 1973;
  • Павлова Л. Значение развития действий рук // Дошкольное воспитание. 1984, № 1;
  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: Хардфорд,1996.

Важные нюансы составления программы работы кружка

Составление программы кружка по рисунку пластилином включает учёт следующих аспектов:

  • особенности возраста подопечных (освоение видов должно выстраиваться последовательно, а приёмы соответствовать мышечной силе малышей, например, заглаживание осваивается только со старшими дошкольниками - у малышей просто сил не хватит на заглаживание переходов оттенков и элементов);
  • форма проведения уроков (игры - для младших и средней группы, сюжетные рассказы - для старших дошколят);
  • методы и приёмы взаимодействия с детьми (с малышами это в основном словесные методы, в старших группах - практические);
  • оснащение занятий (привлечение ИКТ);
  • расписание уроков (обычно одно занятие в неделю, с детьми 5–7 лет возможно проведение двух уроков в неделю);
  • ожидаемые результаты работы;
  • перечень тем для занятий.

Фрагмент программы деятельности кружка по пластилинографии для детей 5–6 лет

В своей практике в рабочей программе кружка по нетрадиционной технике лепки «Пластилиновая ворона» в старшей группе я освещала следующие позиции:

  • использование компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации готовых работ, шаблонов и видеороликов с порядком выполнения поделок, что способствует развитию у ребят креативности;
  • режим работы кружка - занятия проводятся 2 раза в неделю после дневного сна;
  • продолжительность урока - 30 минут;
  • среди разрабатываемых тем – «Просторы космоса» (мозаичная пластилинография), «Цветущий яблоневый сад» (контурный рисунок пластилином), «Гжель» (витражная пластилинография) и др.

Следует отметить, что тематическое планирование с описанием целей каждого занятия составляет основную часть программы.

Таблица: Чернышова А.А. фрагмент тематического планирования кружка по пластилинографии в старшей группе на сентябрь

Номер п/п Название темы, основные задачи Количество часов Дата проведения
1 Введение.
  • изложить правила техники безопасности, инструктаж по технике безопасности;
  • объяснить особенности использования материала.
1 сентябрь
2 «Змейка»
  • развивать у детей интерес к изобразительной, художественной деятельности;
  • расширять представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету;
  • помочь детям вылепить туловище змеи из пластилина двух цветов посредством перекручивания между собой;
  • заинтересовать детей украшением объекта декоративным узором;
  • знакомить детей с использованием способов скатывания пластилина, расплющивания из мелких комочков, полученных способом разрезания стекой на одинаковые части узкого цилиндрика (колбаски) для украшения поделки.
1
3, 4 «Какая осень без грибов»
  • формировать у детей обобщённые представления об осеннем времени года;
  • создавать лепную картину с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью горизонтальной основы, упражняя навыки раскатывания, сплющивания;
  • испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво выполненной поделки, реализации конструктивного замысла.
2
5 «Осенний лес» (пейзаж)
  • вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи;
  • знакомить детей с жанром изобразительного искусства - пейзажем;
  • развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приёмов в работе с пластилином: раскатывания, сплющивания;
  • обучать детей приёмам работы в технике «пластилинографии»: лепить отдельные детали - придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей;
  • испытывать чувство радости от полученного результата.
1
5 «Украсим сервиз» (натюрморт)
  • формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественному изображению в натюрморте.
  • познакомить с понятием натюрморт, формируя обобщённые понятия (чайная посуда);
  • развивать у детей чувство композиции, цвета - располагать элементы на поверхности предмета, соединять отдельные элементы в рисунок цветов, листьев, декоративных узоров;
  • закреплять умение соединять части изделия, заглаживая места скрепления.
1
6 «Украсим галстук для папы»
  • заинтересовать изготовлением подарков для папы;
  • развивать мелкую моторику рук при раскатывании пластилина на мелкие цилиндрики-полоски и кружочки, одинаковые по размеру после разрезания на равные части большего куска;
  • формировать эстетическое отношение к предметам одежды;
  • закреплять умение работать аккуратно, испытывая чувство удовлетворения от проделанной работы.
1

Видео: идея картины «Божья коровка на цветке» для занятий кружка по пластилинографии

Мониторинг по рисунку пластилином

Диагностика процесса и результатов работы детей в технике пластилинография осуществляется в рамках мониторинга всех видов творческой деятельности воспитанников. Процедура оценки осуществляется через наблюдение при осуществлении индивидуальной и групповой работы. При этом педагог оценивает деятельность ребёнка по шести позициям.

Таблица: критерии для мониторинга по пластилинографии

Анализируемый параметр Критерии оценки
Творческая активность
  • повышенный интерес, творческая активность - высокий уровень;
  • ребёнок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог - средний уровень;
  • ребёнок не активен, выполняет работу без особого желания - низкий уровень.
Сенсорные способности
  • форма передана точно, разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения - высокий уровень;
  • есть незначительные искажения, отступления от краски - средний уровень;
  • форма не удалась, безразличие к цвету, одноцветность - низкий уровень.
Композиция
  • по всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами - высокий уровень;
  • рисунок расположен на полосе листа - средний уровень;
  • композиция не продумана, носит случайный характер - низкий уровень.
Общая ручная умелость
  • хорошо развита моторика рук, аккуратность - высокий уровень;
  • ручная умелость развита - средний уровень;
  • слабо развита моторика рук, требуется помощь - низкий уровень.
Самостоятельность
  • выполняет задания самостоятельно, без помощи, ребёнок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца - высокий уровень;
  • требуется незначительная помощь - средний уровень;
  • выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция - низкий уровень.
Показатели технических навыков Раскатывание
Сплющивание
  • выполняет самостоятельно - высокий уровень;
  • требуется небольшая помощь - средний уровень;
  • выполняет действия с помощью педагога - низкий уровень.
Размазывание
  • выполняет самостоятельно - высокий уровень;
  • требуется небольшая помощь - средний уровень;
  • выполняет действия с помощью педагога - низкий уровень.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.