Межконфессиональные браки. Межконфессиональный брак: возможна ли гармония? Межрасовые браки - генетика

Вопрос межконфессиональных браков в православии был оговорен еще в XVIII веке. "Раньше брак заключался в той конфессии, к которой принадлежала невеста, - пояснил "НИ" диакон Андрей Кураев. - Если брак заключался между православным и католичкой, то обряд венчания совершался по католическим традициям. Позже православная церковь настояла, чтобы при заключении межконфессионального брака венчание проходило в православии. Сегодня бывает и такое, что люди венчаются по традициям обеих конфессий, хотя двойное венчание вызывает сомнения у православной церкви".

Книга о. Даниила (Сысоева) "Брак с мусульманином". Источник i-r-p.ru

А вот лютеране и католики к межрелигиозным бракам относятся лояльно. "В моей практике был только один случай, когда епископ не разрешил брак между католичкой и мусульманином, - поделился с "НИ" отец Дариус, служащий в Римско-католической церкви святой равноапостольной княгини Ольги. - Причиной тому была неуверенность в том, что молодой человек свободен. Документы без штампа о браке не всегда гарантируют свободу, тем более что в мусульманской среде весьма сильны устные договоренности между семьями". "В рамках христианского контекста межконфессиональный брак вообще не является проблемой, это довольно частое явление, - рассказал "НИ" пастор Дитрих Бюлов-Штернбек, служащий в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе святых Петра и Павла. - Проблемы могут возникнуть на бытовом уровне, например, касательно традиции молитв перед едой".

Для обвенчавшихся христиан разных конфессий, по мнению экспертов, главной темой для споров станет вопрос "Кто в доме хозяин?". "У католиков считается традиционной детоцентристская модель семьи, когда все внимание направлено на детей, - рассказала "НИ" старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская. - В православной семье в основном поддерживается авторитет отца, детьми занимается мать. А в протестантской модели все члены семьи равны и дети воспитываются как взрослые. Если человек был воспитан иначе - конфликтов не избежать".

Достаточно спокойно воспринимают возможность межрелигиозного союза в исламе, правда, со своими оговорками. "Согласно исламу молодые люди могут жениться на людях писания, то есть верующих в Бога: на представительницах христианства или иудаизма, - пояснил "НИ" руководитель международного департамента Совета муфтиев России имам-хатыб Рушан Аббясов. - Конечно, приоритет отдается мусульманке, но если молодой человек хочет, то он может взять в жены девушку другой религии. Принимать жене ислам или нет - остается на ее усмотрение. Это не ставится как основное условие, потому как нет принуждения в религии, вера должна появиться в душе. Что касается девушек, то они не имеют права выйти замуж ни за кого, кроме мусульманина".

Интересно, что, по мнению экспертов, мусульманская модель семьи психологически наиболее близка православной. "В мусульманской семье так же поддерживается авторитет отца, но в то же время жена практически на правах ребенка. Она исполняет роль содержанки, которая за полное обеспечение жертвует своей свободой и правами, - отмечает Ольга Маховская. - С другой стороны, мусульманский муж не пьет, работает, у него есть осознание того, что он должен кормить семью. Он может плохо относиться к жене, но он ответственно подходит к тому, что он должен обеспечить крышу над головой и пищу. Такие браки бывают относительно удачными, женщина чувствует себя защищенной".

Очень строго блюдут "честь мундира" в иудаизме. "Пятикнижие, то есть Тора, регулирует вопрос смешанных браков: в пятой книге есть заповедь, по которой вступать в брак с представителем другой национальности запрещено, - рассказал "НИ" раввин общины "Среди своих" (ФЕОР) Йосеф Херсонский. - Но на практике такие браки существуют, это называется ассимиляцией. Праздновать такую свадьбу по всем традициям абсурдно или кощунственно. Это то же самое, что благодарить Бога за некошерную пищу - Бог запретил еврею ее употреблять! Когда заключается брак между представителями разных религий, это значит, что у каждого из супругов очень неглубокое понимание собственной веры. Полноценно религиозный еврей никогда не женится на полноценно религиозной христианке. Если такой брак все же заключается, это значит, что для человека религия играет незначительную, не главную роль в жизни, проходит по касательной".

По словам Йосефа Херсонского, "чем больше несовместимых отличий, как, например, религия, тем больше проблем". Впрочем, миру в такой семье не способствуют не только противоречия в религиозных взглядах. "Союз представителей православия и иудаизма достаточно конфликтен, - считает психолог Ольга Маховская. - В иудаизме существует культ Девы Марии, развит авторитет матери, что для нашей модели семьи непривычно. Хотя стоит отметить, что возникающие проблемы обычно сглаживаются: со стороны иудеев существует тактика избегания конфликтов. Кроме того, безусловно, помогает присущее им чувство юмора".

Как считает Рушан Аббясов, основная проблема при заключении межрелигиозных браков - вопрос, как воспитывать ребенка. "Часто жена, являясь христианкой, хочет крестить чадо, а муж хочет совершить обряд наречения, прочтение Азана. Мы стараемся предупредить людей, что могут возникнуть подобные проблемы, - поделился с "НИ" имам-хатыб. - Мне известны случаи, когда родители приходят к компромиссу и оставляют ребенка до совершеннолетия в покое, не крестят его и не совершают обряд наречения. Когда дитя достигает совершеннолетия, он сам решает, какую веру примет". С тем, что именно вера ребенка может стать яблоком раздора в семье, согласны и представители других религий. "Брак между представителями разных религий, скорее всего, разрешат, если другая сторона пообещает, что дети будут воспитываться в католической вере, - говорит отец Дариус. - Также представитель другой религии должен пообещать, что не будет создавать препятствий для вероисповедания в семье".


«Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.
Упомянутое выше определение Священного Синода также говорит об уважении Церкви «к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7. 14)». На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72). Однако в том же правиле и других канонических определениях (IV Вс. Соб. 14, Лаод. 10, 31), равно как и в творениях древних христианских писателей и отцов Церкви (Тертуллиан, святитель Киприан Карфагенский, блаженный Феодорит и блаженный Августин), возбраняется заключение браков между православными и последователями иных религиозных традиций.
В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей…
…Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола). Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие».

Создание семьи – один из самых важных моментов в жизни человека. Все желают создать здоровую и крепкую ячейку общества. Как правило, мужчины и женщины предпочитают вступать в брак с кем-то из своей страны, одной национальности и вероисповедания. Общность культуры, языка, традиций и близость родных облегчают процесс взаимопонимания. Однако в современном мире без границ межнациональные браки становятся все более частым явлением.

Причины возникновения межнациональных браков

Многие имеют друзей из других стран, мировая паутина стерла все возможные границы. А любовь – такая штука, от которой никто не застрахован. Сегодня познакомиться с иностранцем или иностранкой можно не выходя из дома. Нужны:

  • устройство с выходом в сеть;
  • аккаунт на сайте знакомств, в социальной сети;
  • желание.

Помимо «чувственных» причин возникновения межнациональных браков выделяют:

  1. Экономические . В результате процессов глобализации растет число путешественников, а вместе с ним процент межнациональных браков. Согласно статистике ООН примерно половину (49,6%) 200 миллионов международных мигрантов в 2005 году составили женщины. Международный брак - возможность обеспеченной жизни для них.
  2. Психологические . Специалисты утверждают, что есть межэтнические браки, причины которых связаны изначально с взаимоотношениями в семье. Дети идут наперекор своим родителям. Пример – отец постоянно твердит «ох уж эти америкосы, все у них не по-человечески» и тому подобное. У девочки на подсознательном уровне зарождается механизм противодействия. Вполне вероятно, она вырастет и выйдет замуж за американца, чтобы доказать отцу его неправоту.
  3. Социальные . Мужчина из экономически неразвитой страны, но достигший высокого социального статуса, женится на женщине из развитой страны, но не достигшей высокого статуса. Или наоборот. Тем самым они уравнивают свои позиции.
  4. Политические . Стратегические браки королей, глав государства.

Межнациональные браки - психология

Психологические особенности межнациональных браков отличаются от тех, что присущи мононациональным семьям. Ряд факторов влияет на психологический климат в такой семье:

  • традиции;
  • менталитет;
  • религия;
  • язык;
  • отдаленность от родственников.

Психологи считают, что в межнациональном браке важно решить, в каком объеме каждый из супругов готов включиться в новую культуру. Они выделяют четыре типа интеграции, второй и третий являются самыми удачными для гармоничной :

  • насаждение собственной культуры и полное игнорирование традиций супруга;
  • отказ от своей культуры, полная интеграция в новую;
  • частичная интеграция, принятие конкретных культурных аспектов;
  • отказ и от своей, и от культуры супруга.

Межрасовые браки - генетика

Дети от межрасовых браков менее подвержены . Например, ген, отвечающий за наследственное заболевание «серповидно-клеточная анемия» - это рецессивный ген (подавляется доминантным) у африканцев. Если африканка родит от европейца, то у их ребенка не будет этого заболевания. То же самое касается других наследственных дефектов. Болезни от межрасовых браков «вымирают». Ученые считают, что для сильного потомства межрасовые браки – хороший вариант.

Другое дело - внешность. Не всегда смешение рас приводит к прекрасному результату. Однако и одни из самых красивых людей появляются в смешанных браках. Известные потомки межрасовых браков тому пример:

  1. Канадская певица Шанайя Твейн рождена от союза канадки и индейского аборигена.
  2. Бейонсе, отец африканского происхождения, мать – креолка (в ее роду были, французы, индейцы и афроамериканцы).
  3. Мэрайя Кэри, мать – ирландка, отец – афровенесуэльского происхождения.

Межнациональные браки - православие

Православная церковь негативно относится к межнациональным бракам. Они угроза православной вере. Часто межнациональные браки это межрелигиозные браки. Еще в 7 веке на очередном Соборе в Константинополе было озвучено отношение православной церкви к этому вопросу. Запрещались межрелигиозные браки. Современные священнослужители не изменили этой точки зрения. По их мнению, межнациональный брак искореняет православие. Женщине, вступившей в брак с мужчиной иного вероисповедания, сложно привить детям православную веру.

Межнациональные браки в современном обществе – явление распространенное. В смешанном браке есть свои плюсы и минусы. Брак с человеком из другой страны имеет ряд преимуществ:

  • погружение в иные традиции, расширение культурных границ;
  • разрушение расовых и этнических ;
  • возможность выучить иностранный язык в естественной среде;
  • такие браки учат терпимости и пониманию, что делает их более прочными;
  • доказано, что дети, рожденные от представителей разных народностей (рас, наций) более здоровые и талантливые.

Наряду с этими преимуществами существуют проблемы межнациональных браков:

  • смена «менталитетного» и правового пространства;
  • разлука с родственниками;
  • нередко родители и мужа и жены противятся таким бракам в силу консервативных взглядов;
  • утрата традиций своей страны и обязанность следовать новым традициям;
  • трудности коммуникативного характера;
  • споры относительно воспитания детей;
  • невозможность вывезти ребенка из страны в случае развода.

Фильмы о межрасовых браках

Тему «неформатных» отношений кинорежиссеры любят. Фильм про межрасовый брак - это и драма, и порой комедия. Яркие картины, отразившие межнационального брака:

  1. «Лавинг» американского режиссера Джеффа Николса. Трагическая судьба Ричарда и Милдред Лавинг, приговоренных к тюремному заключению за межрасовый брак.
  2. «Сайонара» - американская мелодрама Джошуа Логана, вышедшая в 1957. Американский военный, осуждающий межнациональные браки, влюбляется в японскую танцовщицу.
  3. «Безумная свадьба» - искрометная французская комедия от Филиппа де Шоврона об особенностях межрасового и межкультурного взаимодействия внутри семьи.

Межрасовые браки знаменитостей

Селебрити – тоже люди, и тоже подвержены влиянию процессов глобализации. И любви. Самые известные межнациональные браки:

Салют всем читателям сайт! Почитал статьи вашего сайта на тему межрелигиозных браков.

Сам я — русский, православный. Родился и живу в Узбекистане. Есть татарские корни. Есть башкирские. Имя — русское. Фамилия — мусульманская. В повадках — английский лорд:-). Характер нордический, истинно арийский. В душе — вообще еврей. Лучший друг — мусульманин. Другой лучший друг — еврей. Третий друг — католик.

Честно сказать, в нашей стране своя религиозная специфика. Ревностным христианам тут даже проще, чем столь же ревностным мусульманам. Неревностным — пофиг:-). Главный имам Узбекистана и бывший владыка среднеазиатской и ташкентской церкви — хорошие друзья в жизни, а не только коллеги. Постоянно встречаются и играют в шахматы, друг к другу в гости ходят. В целом, так и с простыми людьми. Религия на втором месте.

Кто-то не поверит… но так и есть. Ну, уродов тоже хватает, но их среди и папуасов, и люксембуржцев имеется, правда ведь? В целом, реальная дружба народов. Знаете праздник — Новый год. На большинстве столов в Узбекистане обязательно узбекский плов, русская водка, корейские салаты. Особо продвинутые ставят ещё и татарские беляши:-). Ааа, ну да! Советское шампанское ещё!!! А по телевизору — голливудский мультик! Телевизор, кстати, родом из Китая 🙂

Ладно, теперь про браки. Честно скажу, я против . Глубоко в душе. Если религия на пятом-десятом месте в семье — то да, то кошерно. Если это на первых местах — мракобесие, ересь супостатская и вообще фигня. Но то — моё мнение, и весьма скрытое:-).

Так вот, про межрелигиозные браки. Очень-очень близкая подруга из нашей компании замужем за узбеком. Ну и нормально всё. Он тоже в нашу компанию хорошо так влился. Хороший товарищ. Вместе они года 4 уже… Друг друга по религиозной теме не достают вообще. Детей в двух культурах собираются воспитывать. Ну и нормально. Помню, пару недель назад его день рождения отмечали, жёстко его подкалывали — «Який ж мусульманин не ест сала»? На что получили клятвенное обещание усыпить нас и сделать нам
обрезание по самые уши. Кошерная ситуация, добрые смешки и подколки! Всем бы так!

В быту у них хорошо. Работают оба. Она — больше для души. Машину водят оба. Одевается она так, как считает нужным (вообще короткие юбки бывают, но редко). Платок на голове — такой я её видел её только на похоронах. Родаки его к ней нормально так относятся, насколько я знаю.

Такие узбеки таджикского происхождения советской закалки и знанием английского — в семье 4 языка пользуют! Культурные, уважаемые люди.

А есть ещё одна знакомая… вместе учились со школы, потом — в институте (тоже в нашей компании была). Русская. Встречалась с парнем-татарином. Нормальный, вообще далёкий от религии и всего такого… На 4-ом курсе выскочила за него замуж. Сразу началось…. Была русская девушка Люба, стала мусульманка Лайли (даже в паспорте так, отвечаю!). Ислам приняла. Родаки у него нормальные, вроде…. Но они и заставили, и упросили. Не работает… Троих детей нарожала. Живут небогато. Он пашет, но как-то не фартит особо. Да и семья приличная уже. 5 ртов, включая его с супругой.

Однажды прослышали мы, что она вся в синяках. Долгая история, но выяснилось — пиво попила в женской компании. Парню дали жёсткие-прежёсткие зв**ды. Ибо вообще женщину бить нельзя, ни в каких случаях. Ну, для самообороны, разве что. Да и то — ну, скрути ты ей руки, если она на тебя с кулаками. Покажи силу таким образом. Без побоев. Кулаком лучше всего по столу. Вот тут можно очень мощно и со всей силы. Зауважает только. Парень урок свой получил.

Щас ни она, ни он не общаются с нашей дружной компанией. Она вообще слышать про нас не хочет. Нельзя же так…. Ну и пусть терпит. Дура. Можно религию и взгляды поменять. Одежду сменить — вообще нет проблем. Я не одобряю, но и всяко не осуждаю такого. Унижения — с ними смириться можно, если она так чувствует, что это заслуженно и нормально. Но терпеть побои — никогда, ни в какой религии и нации нельзя. Вообще от культуры и веры насилие не зависит. Убивать за это нужно!

Хотя если женщина такое терпит и допускает — её ещё жёстче нужно побить. Чтобы образумилась и не терпела такое, вообще никогда. Чтобы не допускала даже мысли об этом. Неважно, каких кровей муж.