Законы сочетания цветов. Правила сочетания цветов — цветовой круг

Сочетаний достаточно важна для многих аспектов нашей жизни. Ведь учитывать степень взаимодействия различных оттенков и цветовых комбинаций необходимо в интерьере, в одежде, в различных видах искусства и многих других отраслях.

Цветовой круг Иттена

Существует определенная схема основных цветовых сочетаний. Она представлена в круге, созданном художником И. Иттеном. Этот круг вы видите на рисунке ниже.

В данной модели наглядно представлено взаимодействие цветов между собой, разделение цветов по степени первичности. Так, существуют основные и дополнительные, также можно проследить порядок их сочетания.

Сочетанийразрабатывался в помощь начинающим художникам для упрощения работы с цветом. Круг учил наиболее гармонично сочетать оттенки. Он актуален и на сегодняшний день. Внешняя оболочка в форме замкнутой окружности содержит в себе двенадцать цветов спектра от красного до фиолетового. Красный, синий, желтый являются базовыми, то есть основными тонами. Все остальные, образуемые при смешивании, относятся ко вторичным цветам. По мере дальнейшего перемешивания образуются третичные оттенки.

Однако понятно, что в реальной жизни мы воспринимаем и пользуемся гораздо большим количеством оттенков. Поэтому наиболее полную модель можно представить себе в форме сферы, полюса которой будут нести в себе белый и черный цвета.

Понятие цветовых созвучий

Законы цветовой гармонии базируются на закономерности сочетаний и являют собой основу цветовой композиции в целом. Их существует множество. Схемы, применяемые для составления цветовых созвучий, различны по очертанию. Построение осуществляется на основе определенного количества тонов (двух, трех, четырех или более).

Использование подобных схем поможет сориентироваться в многообразии оттенков и подобрать их необходимое сочетание.

Двухцветная гармония цветовая

Она предполагает сочетаемость пар цветов. Это могут быть как смежные, так и противоположные секторы круга Иттена. Пример - сочетание противоположностей красный - зеленый, синий - оранжевый. Все они гармонично взаимодействуют друг с другом. В основе подобной сочетаемости лежит цветовой контраст.Также возможен вариант сочетания предельно удаленных друг от друга тонов (светло-оранжевый - синий).

Трехцветная гармония

Ее еще называют «цветовой триадой». Подобные сочетания могут быть представлены различными схематическими вариантами. При смежном сочетании (соседние цвета) и при сочетании похожих колеров (через один) образуются гармоничные цветовые союзы. Но классической схемой является применение треугольников (равнобедренный и равносторонний). В таком случае образуются гармоничные цветовые триады (желтый, красный, синий; фиолетовый, зеленый, оранжевый). Поэтому, вписав любую из этих фигур в круг цветовых сочетаний Иттена и вращая, легко определить наиболее гармоничный союз. Как правило, получаются контрастные сочетания. Применить можно также линейные вариации от к смежным и так далее.

Четырехцветная гармония

Это усложненный вариант. Однако такую гармонию достаточно легко представить. Ее цветоваясхема определяется вписанием в круг Иттена простых геометрических фигур, таких как квадрат и прямоугольник. Также возможен вариант включения трапеции. При данного сочетания получится черный тон. Пример четырехцветного созвучия: желтый, красно-оранжевый, фиолетовый, сине-зеленый.

Гармония шести цветов

Образуется посредством включения в пространство круга равностороннего шестиугольника. Это достаточно сложная гармония, цветовая схема которой состоит из шести различных оттенков. Мысленно довольно-таки сложно составить подобную цепочку. Поэтому в данном случае стоит воспользоваться моделью окружности. Если рассматривать в качестве основы сферу, то путем пространственного вращения можно достичь интересных цветовых комбинаций.

Подбор цвета

Всецело решение вопроса о подборе тона зависит от поставленных целей, задачи и области применения того или иного цвета. Для решения дизайнерских задач существуют свои особенности, для подбора гардероба - иные. Но так или иначе не обойтись без использования теории цвета, а также понятий о том, насколько важны гармония, цветовая сочетаемость и общие характеристики колеров. При осознанном подходе составить необходимую композиционную структуру, опираясь на достаточно легко.

Некоторые тона, составляющие основу круга Иттена, имеют ряд особенностей. Также отличительной их чертой можно назвать повышенную яркость и насыщенность. Не всегда спектральные цвета используются в чистом виде. Часто к ним присоединяются ахроматичные черный и белый. А множество из них сложны для смешивания или восприятия.

К примеру, пурпурный - достаточно сложный цвет. Цветовая гармония, образуемаяс его применением, достаточно интересна.Он образуется путем смешивания световых лучей красного и фиолетового оттенков. Подбирая тот или иной тон к уже имеющемуся, важно не забывать правила их сочетания, схематические модели.

Характеристики цвета. Основные

Каждый цвет имеет три основные характеристики. К ним относят насыщенность, степень светлоты и цветовой тон. Также немаловажно учитывать контрастность (цветовую и световую) и пространственный эффект того или иного колера. Подбор цветадля решения какой-либо задачи следует начинать с понимания данных свойств.

Цветовой тон определяется положением в спектральной структуре и определяет его название (зеленый, красный). Тон позволяет выявить различие между спектральным и ахроматичный цветом.

Насыщенность - характеристика, определяющая степень приближенности к идеальному спектральному цвету. Чем ближе, тем выше степень насыщенности цвета. Если же в цвет, к примеру, внести белила или краску черного оттенка, произойдет потеря насыщенности. То есть по сути насыщенность определяет степень удаленности цвета от серого такой же степени светлоты.

Степень светлоты - свойство цвета, определяющее его положение по шкале от белого до абсолютно черного. В повседневном обиходе данное свойство еще называют яркостью.

Цветовой контраст - понятие, которое нередко используется художниками, специалистами по колористике, дизайнерами. Оно базируется на свойствах контрастных цветов, степени их взаимодействия и сочетаемости. Контрастные оттенки усиливают насыщенность друг друга, оказывая при этом большое влияние друг на друга.

Есть еще ряд терминов, используемых для характеристики цвета. Это понятия интенсивности, звучности, степени зеркальности. Все составляющие являются переменными, так как находятся в прямой зависимости от времени суток, типа освещения.

Правила сочетания

Необходимо придерживаться сочетаемости не более четырех оттенков (если не стоит прямая задача сочетать большее количество).

Ахроматичные цвета, а также серый, являются универсальными. Хорошо согласуются с яркими цветами.

Выбеленные оттенки, так называемые пастельные тона, как правило, хорошо сочетаются друг с другом за счет обобщающего элемента в основе (белый).

Эталоном гармонии считаются родственные (синий - фиолетовый) сочетания либо комплиментарные (красный - зеленый).

Хорошим решением может стать сочетание монохромных цветов (оттенки из одного сегмента).

Таким образом, ломая голову над выбором того или иного цветового союза, стоит обратить свое внимание на теоретическую основу колористики, уделить время цветовым моделям и характеристикам выбираемых цветов.

В любой отрасли крайне важна гармония, цветовая структура которой влияет на характеристики, необходимые для подбора правильных сочетаний. Об этом не следует забывать.


Недавно я возобновила свои уроки по рисунку и живописи, и хочу рассказать вам про сочетание цветов. В любой ситуации, когда дело касается цвета, есть удачные и неудачные сочетания оттенков. Будь то маникюр или одежда, нарисованная открытка или даже ремонт дома - всегда важно выбрать красивое и интересное сочетание цветов.

В отношении одежды это даже важнее, если дом и любимую спальню вы можете красить в какие угодно оттенки, и приглашать туда только близких, то одежда - важнейший социальный инструмент, который позволяет нам составлять первое мнение друг о друге, и поэтому нельзя допустить того, чтоб ваша одежда говорила о вас неправильно. Как выбрать хорошие оттенки и подобрать интересные пары? Какие есть правила на этот счет? Как с блеском подобрать любые тона?

Немного теории

Самый простой способ выбрать подходящий оттенок - пользоваться цветовым кругом. Он разделен на 12 секторов, и в нем представлены основные цвета. Также каждый сектор градуирован от светлого (в центре) к темному (по краю). Что мы можем вывести из данного круга?
  1. Белый гармонирует абсолютно с любым тоном и делает его ярче.
  2. Черный поможет разбавить любой ансамбль и при этом придаст ему глубины.
  3. Видны комплементарные и аналогичные цветовые соседства.
  4. Можно вывести триады, тетрады и квадраты.
Что такое комплементарная пара? Это цвета, которые расположены друг напротив друга на цветовом круге. Красный и зеленый, синий и оранжевый, фиолетовый и желтый. Чтоб не промахнуться, лучше всего выбирать одинаковые по светлоте и насыщенности оттенки - равноудаленные секторы от центра.


Это хорошее сочетание, и чаще всего им пользуются многие линии одежды - они выпускают одни и те же модели в комплементарных оттенках, и тогда купив фиолетовую блузку вы всегда сможете выбрать к ней фисташковую юбку (и наоборот).

Аналогичные пары - те, что стоят рядом на цветовом круге. Такие пары часто встречаются в архитектурных композициях. Наверняка вы видели, когда дом покрашен в светлый лимонный, а архитектурные элементы - откосы и карнизы, балюстрады и архитравы – зеленые. Также встречается это решение очень часто и в аксессуарах - например, гораздо проще найти желтые туфли с оранжевой отделкой, чем желтые с синей или фиолетовой.

Триады, тетрады и квадраты - схемы, которые выведены по особой форме на цветовом круге. Для триады это треугольник, для тетрады - прямоугольник, а квадрат говорит сам за себя.


Посмотрите на разные цветовые круги, чтоб понять принцип, и вы никогда не ошибетесь в выборе удачного оттенка.

Нейтральные

Нейтральными цветами называют черный, белый и серый - они подходят практически ко всему, и хорошо смотрятся между собой. Однако, следует учитывать и то, что человек, с головы до ног одетый в черное или серое - моветон, монохромные наряды давно стали признаком дурного вкуса. В летний период уместно быть одетым в белое с головы до ног, но здесь сохранить яркость могут помочь аксессуары - сумка, обувь, яркие украшения и детали.

Любое сочетание серого цвета должно быть хорошо сбалансировано. Как правило, в продаже редко встречаются ткани или аксессуары чистого серого оттенка, чаще всего колор имеет холодный или теплый подтон. Соответственно, подбирая сочетания цветов с серым, нужно смотреть:

  • на теплоту серого;
  • на теплоту выбранного колора;
  • на светлоту двух оттенков и их совместимость.

Теплота серого

Серый может быть теплым и холодным.


Теплые оттенки лучше сочетать с теплыми тонами - желтый, оранжевый, красный, розовый, малиновый.

Холодный серый идеально смотрится, если к нему добавить голубой, сиреневый, зеленый или синий.

Теплота выбранного цвета

Даже желтый может быть холодным. Лучше всего выбирать те краски, температура которых соответствует основной температуре колора. Теплый желтый и холодный голубой хорошо выглядят с холодным серым.

Светлота

Это место, которое выбранный цвет мог бы занять на растяжке от самого темного к самому светлому. Лучше всего, если серый не соперничает со своим партнером. Не можете выбрать? Выбирайте самые яркие оттенки или пастельные тона, а от темных лучше воздержаться.







Теплые

Теплые цвета на цветовом круге представлены от желтого и до фиолетового. Это приятная гамма, которая поднимает настроение и дарит ощущения тепла и света. Однако, выбрать цветовые пары здесь не так-то и просто. Естественно, когда я говорю о соседствах красного или желтого - это те сочетания, где указанный мною цвет является основным (то есть преобладает визуально).






















Лучшее сочетание красного цвета - с белым, синим и черным. Это чистые оттенки, которые носили короли и королевы, эта гамма (без черного) представлена на российском триколоре и флагах других государств. Используйте чистые оттенки, и тогда вы точно сможете быть уверены в своем выборе.

Интересным получается сочетание бордового цвета с оттенками синего и серого. Вообще к бордовому подойдут любые ягодные тона. А вот зеленые тона лучше выбрать с холодным подтоном.


Прекрасное сочетание коричневого цвета с бежевым - получается приятное шоколадное сочетание. Оттенки какао и кофе, чая и молока, выпечки и слоновой кости - многие сочетания цветов с коричневым навевают мысли о десертах.


Естественно, теплые тона отлично сочетаются между собой - коричневый и светло-оранжевый отлично выглядят вместе, а сочетание красного, оранжевого и желтого когда-то было ультра-модным.

Хотите добавить в сочетание изюминку? Попробуйте сложные тона. Сочетайте коричневый со сливовым, бежевый и ежевичный, теплый чернильный и холодный бирюзовый. Да, не забывайте о сочетании коричневого и мятного цвета. Сочетание мятного и шоколадного навевает мысли о развлечениях, удовольствиях и отдыхе.


Нравится экстравагантность? Добавьте немного аксессуаров глубокого оттенка - например, кобальт синий хорошо оттенит оранжевый или розовый, а бирюзовый цвет хорошо выглядит на оттенках желтого и зеленого.

Холодные

Холодные колоры - те, что от зеленого к фиолетовому. Это оттенки травы и воды, прохладные и освежающие, они приносят покой и умиротворение. Если вы хотите использовать холодные оттенки в интерьере, то лучше всего отдать предпочтение ярким чистым краскам, сочетаемость которых очень высока с другими цветами.




























Наилучшее сочетание для дома - темно-синий с белым и красным. Причем красный должен быть изюминкой, его не должно быть много, а вот синий лучше не экономить.

Мой любимый оттенок - turquoise, его также называют бирюзовый цвет и любимый оттенок Тиффани. Бирюзовый цвет хорошо сочетается с самыми разными оттенками. Можно подобрать теплый розовый и насыщенный оранжевый, который смогут красиво оттенить бирюзовый цвет. Интересное сочетание бирюзового оттенка получается с коралловым - рыже-красная палитра хорошо подчеркивает бирюзовый цвет.








Также стоит попробовать сочетание синего цвета с холодной желтой и светло-зеленой гаммой, а оттенить зеленые тона поможет голубой. Вообще сочетание зеленого цвета с желтым и голубым - классическое для весны и весенних праздников, поэтому попробуйте найти свои решения в данной цветовой гамме (и не забывайте поглядывать на цветовой круг).


Попробуйте уделить больше внимания сочетанию зеленого цвета с другими цветами - в этом году компания Пантон объявила Greenery оттенком 2017 года, поэтому грех не обзавестись парочкой зеленых предметов гардероба и не прикупить домой несколько изумрудных украшений. Кстати, красивые сочетания цветов с зеленым можно подобрать онлайн - цветовая палитра составится автоматически.


Хотите составить интересные сочетания фиолетового цвета? Попробуйте светлые холодные тона - сиреневый, розовый, зеленый. Не нравится глубокий фиолетовый? Попробуйте лиловый и лавандовый, а также не забывайте о сиреневом.

Разные идеи
























Не можете разобраться, в сочетаниях желтого цвета с другими цветами? Посмотрите оригинальные и классические схемы сочетающихся оттенков.




Классное сочетание желтого и сиреневого с фиолетовым, сочетание розового цвета с желтым - такое сочетание сиреневого и желтого с фиолетовым запомнится абсолютно всем.












В поисках красивых схем на основе коричневого цвета с другими? Сохраните себе эти схемы - если таблица всегда будет всегда под рукой, то вы сможете подобрать все тона к коричневому.

Запомните, что сочетание оранжевого цвета с черным - знойное и жаркое!

А вот схемы по сочетанию розового цвета с другими оттенками и красного цвета с другими колорами.






Хотите составить палитру в холодной гамме? Тогда сочетания сиреневого цвета с холодными тонами - голубой, изумрудный, синий и серый к вашим услугам.

Теперь вы знаете о цветовых сочетаниях почти также много, как и профессиональные художники, а это значит, что у вас точно получится подобрать любые сочетания цветов – хоть для идеального гардероба, хоть для прекрасного ремонта!

Цветовой круг — это азбука и основа основ для тех, кто желает прикоснуться к творчеству и дизайну. Данный инструмент был разработан И.Иттеном в помощь начинающим художникам. Благодаря такой упрощенной модели очень удобно изучать правила гармоничного сочетания цветов. В основе круга три цвета: красный, синий и желтый — наш фундамент. Все остальные получены путем их смешения: союз красного и желтого дает оранжевый; желтого с синим – зеленый; синего с красным – фиолетовый. Такие цвета называются вторичные. Дальше смешиваются красный с оранжевым – в сумме получается красно-оранжевый; желтый с оранжевым – желто-оранжевый; желтый с зеленым – желто-зеленый и т. д. Это будут уже третичные цвета.

Рассмотрим также характеристики цвета .

В центре круга чистые, истинные цвета, цвета радуги. Данные спектральные цвета не разбавлены ни одним другим цветом, ни с чем не смешаны (Hue/Pure Colors ). Например, для красного это цифра 4, для оранжевого 20, для желтого 36 и тд по радиусу. Дальше к ним постепенно начинает добавляться белый, концентрация которого постепенно увеличивается. Чем больше белого добавляется, тем больше каждый цвет размывается. Например, красный через цветочные оттенки уходит в бледно-розовый — так мы получаем оттенки (Tint ). Дальше по направлению к цифре 3, к красному начинает добавляться серый. Красный через ягодные, винные, шоколадные оттенки уходит до кофейного — формируется тональность (Tone ). При добавлении к чистым цветам чёрного получим тень (Shade ), так чистые цвета станут темнее.

И так каждый оттенок. Каждый лучик – это растяжка одного цвета от самого светлого его оттенка, до самого темного оттенка.

Такова концепция цветового круга. Правила гармоничного сочетания цветов одинаковы для холодной и теплой палитры.

ПРАВИЛА ГАРМОНИЧНОГО СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ

Правило № 1. Монохромная гармония (сочетание оттенков внутри одного цветового лучика)

Внутри одного лучика мы можем использовать любые оттенки. Несмотря на то, что здесь используется всего лишь один цвет, создать действительно стильный комплект на основе монохромной гармонии довольно сложно. Нужно суметь использовать оттенки умело и не превратить интересную идею в унылый или грубый образ.

Например, мы можем взять черный (он, а также белый и серый, является ахромом, не учитывается в цветовых сочетаниях, как еще один цвет, и сочетается в теории со всеми цветами) и красный. Казалось бы, все по правилам, но получается весьма агрессивное и грубое сочетание, которое подойдет единицам. Либо, можно взять несколько светлых оттенков оранжевого и у нас выйдет довольно бледная и скучная картинка…

Подсказка: Если хотите, чтобы комплект выглядел оригинально и не скучно — «поиграйте» с фактурой тканей, соедините между собой разную, и тогда получится очень модный и стильный образ.

Пример: шоколадные брюки + блуза цвета лепестка розы или шоколад + малиновый; темно-синий (джинсы) + голубой (трикотаж).

А вот так, используя монохромную гармонию, сочетает цвета в своем образе Blair Eadie .

Правило № 2. Противоположная гармония (сочетание оттенков внутри лучиков, расположенных напротив друг друга)


В данном сочетании главное правило — аккуратность и правильная дозировка. Если мы создаем образ на основе этой гармонии, то используем следующие подсказки:

1. В случае, если берутся яркие оттенки цвета, то один будет основным (например, платье), а противоположный — акцентом (например, туфли). Два ярких цвета не должны быть равны по пропорциям.

2. Если используем более приглушенные оттенки цвета, то их пропорции можно увеличить и спокойно надеть голубую блузку и горчичную юбку.

3. Если один цвет яркий, а второй приглушенный, то можно пойти и по первому пути и по второму, все зависит от образа и вашей смелости (например, ярко-коралловое платье и мятный жакет или, вместо жакета, туфли и украшения).

4. Не стоит слишком буквально воспринимать правило, используйте оттенки, ведь то, что нарисовано в цветовом круге можно разбить еще на тысячу оттенков, поэтому любое сочетание относительно.

Пример: синее платье + пудровые туфли и сумкой. Брюки цвета шартрез + светло-сиреневая блузка.

Правило №3. Родственная гармония (лучики рядом, в обе стороны).


Подсказка: Когда сочетаете цвета не обязательно брать один оттенок одного цвета и один оттенок второго. Можно взять несколько вариантов. Например, ярко-желтую юбку мы можем сочетать с неоновым оттенком желтого, главное, одна вещь должна быть основной, другая — акцентом. Не надо себя ограничивать узкими рамками, внутри каждого цвета существует множество прекрасных оттенков, которые дают удивительные сочетания между собой!

Пример: розовый + сиреневый, синий + сиреневый, темно-синий + цвет мятного мороженого.

Правило №4. Треугольник.

Мы рисуем внутри круга равносторонний треугольник. Получается, что наш комплект будет состоять из трех цветов, и в данном деле главное — не увлечься интенсивностью этих цветов. Чтобы комплекты выглядели изысканно и модно к этому правилу отлично подходят подсказки из правила №2.

Например: Голубое платье + шоколадные босоножки, фиолетовое платье + охра сумка. К номеру 28 (оранжевый) можно подобрать из красно- фиолетовой гаммы (номера 91, 90 – более глубокие оттенки) или можно пойти в другую гамму и взять затемненную березу (номера 57, 58). Если у вас темно-синее платье (номер 75) спортивного стиля – к нему подойдет оранжевая сумка. Свекольный оттенок + терракота.

Правило №5. Через два цвета на третий.

Выбираем любой лучик (и это будет первый цвет) и от него шагаем по соседним лучикам в любую сторону два раза, третий лучик и станет следующим цветом.

Синий 66, 67, через два на третий – это 90, 91 по шкале.

Правило №7. Сочетание с принтом, рисунком на ткани.

Почти все приведенные примеры являются одноцветными, то есть отдельная вещь — отдельный цвет. Такие комплекты собирать сложнее, потому как надо соблюдать правильные пропорции. Если же одна из вещей с узором, который создан по правилам сочетания цветов, то вторую, третью вещь выбирайте по следующим подсказкам:

  • если основная вещь яркая и узор собран по нескольким правилам (то есть сочетает в себе от трех цветов и более), то подбирайте аксессуары по цвету, наименее представленному в основной вещи. Пусть, например, платье притягивает к себе взоры, а все остальное лишь дополняет образ. Но, если подбирать все одинаковое по интенсивности цвета, то взор будет переключаться с одной вещи на другую, вас же могут просто не заметить…
  • можно также собирать комплект по правилу противоположных цветов, т.е. мы выбираем дополнительные вещи не из тех цветов, что есть в узоре, а из противположных цветов. Это довольно сложный вариант, но его можно начать пробовать на простых комплектах.
  • если узор необычный, яркий и не требует дополнительных акцентов, то остальные вещи можно выбирать нейтральных оттенков. Например, если узор создан из «холодных» оттенков, то нейтральным цветом прекрасно послужить стальной серый, а если из «теплых», то нейтральным цветом будет слоновая кость или топленое молоко.

С детства мы усваиваем правила сочетания цветов, вроде "черный подходит ко всему", или "розовое с зеленым - ужасно" (это еще Чехов разъяснил, хотя, если судить по модным показам, нынешней весной это сочетание будет на пике актуальности). Так как эти вещи усваиваются в бессознательном возрасте, потом, уже будучи в сознательном, мы не размышляем, почему плохо зеленый с розовым, и правда ли черный подходит ко всему, зато активно пользуемся усвоенными сочетаниями и избегаем цветов, про которые ничего не знаем. И если даже купим такую вещь, то потом она пылится в шкафу.
Два года назад я в каком-то странном порыве купила изумрудно-зеленые джинсы, с чем их сочетать кроме черного и белого, я тогда решительно не знала. Теперь для этих джинсов у меня есть 1)прекрасный бордовый свитер, серый кардиган+белая рубашка, 3) сиреневая футболка принтом, 4) рыжие сапоги, правда, пока я все это нашла, джинсы уже износились))). Если бы, когда я покупала джинсы, у меня была книжка по сочетанию цветов (приобрела такую на одной полиграфической выставке, куда ходила вместе с мужем), то я бы вписала свои джинсы в гардероб гораздо раньше. Но в общем, для начала можно обойтись и без книжки, так как правила сочетания цветов хорошо понятны на примере цветового круга, который доступен в интернете.
Добавлю так же, что правила эти действуют всегда, как закон Всемирного тяготения. Это значит, что если какие-то цвета сочетаются в природе или на картине великого художника, то они будут сочетаться и в одежде, и в интерьере. Другое дело, что в разные времена становятся актуальными разные типы сочетаний: например, еще пару лет назад очень модно было сочетать оттенки одного цвета, то с прошлого года на первый план вышли тенденции контрасных сочетаний (красный с зеленым, оранжевый с синим и т.д.).
Основные правила работы с цветовым кругом довольно толково описаны у
marriba at Учимся подбирать цвета - часть1. Цитирую :

Сегодня я расскажу вам, как грамотно работать с цветом. Я использую это применительно к своим вальдорфским куклам. Даже если ваша деятельность не связана с работой с цветом, вы успешно можете использовать эту информацию для подбора гардероба:)

(Копировать просьба без изменений текста и со ссылкой на мой блог.)

Обещаю не углубляться в дебри колористики:) а дать вам простой и понятный способ гармонично сочетать цвета. Мы с вами будем пользоваться известной "теорией времен года" о цветовых типах внешности (согласно теории, таких типов 4: зима, весна, лето, осень), а так же цветовым кругом.

Цветовой круг.

Цветовой круг удобен для подбора гармоничных цветовых сочетаний из 2-х, 3-х или 4-х цветов. В каждом примере соединяющие разные цвета линии можно мысленно вращать по кругу, получая новые сочетания. Просто заглядывайте в эти схемы, как в шпаргалку:)

(Помимо самих сочетаний, обратите внимание на указание о контрастности - это нам понадобится позже).

2 противоположных цвета: сочетание с высоким контрастом.

красный+зеленый
синий+оранжевый
фиолетовый+желтый

3 цвета: классическая триада, цвета располагаются треугольником.

изумрудный зеленый+желто-оранжевый+фиолетовый
кобальтовый синий+салатовый+оранжевый
лазурный синий+лимонный+красный
голубой+желтый+розовый

Пример: голубой+желтый+розовый

3 контрастных цвета: два цвета практически родственные, один - контрастный.

Пример: зеленый+желтый+розовый.

Очень близкий вариант:
4 цвета: 3 родственных и 1 контрастный.

Пример: желтый+синий+фиолетовый+розовый.

3 родственных цвета: слабоконтрастное сочетание.

Пример: сиреневый+оттенки розового.

4 цвета: по два взаимно усиливающих.

Пример: голубой+салатный зеленый+розовый+вместо оранжевого теплый беж.

Сложно подобрать пример:)
Это актуально скорее для комплекта одежды в целом.

Каждый цвет можно использовать в разной степени насыщенности . В цветовом круге ниже каждый цвет делится на 6 рядов - от светлых пастельных до приглушенных, в середине - яркие и чистые цвета.

Цветовой круг - это круг состоящий из 12 цветов. Есть основные цвета — желтый, синий, красный. Дополнительные цвета: оранжевый, зелёный, фиолетовый. Остальные цвета: третьего порядка.

В своей профессиональной деятельности цветовой круг используют — стилисты, художники, дизайнеры, визажисты, флористы, фотографы, web-дизайнеры.

🎨 Цветовой круг обычно делят на тёплую и холодную половины.

🎨 Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки.

🎨 Холодные цвета: синий, голубой, зелёный, и переходные - сине-фиолетовый, сине-зелёный.

Основные схемы гармоничного сочетания цветов следующие:

  • Монохромное (одноцветное) сочетание - сочетание тонов и оттенков одного цвета в пределах одного сектора на цветовом круге.
  • Аналогичное сочетание цветов - сочетание трёх соседних цветов в цветовом круге.
  • Комплементарная (дополняющая) схема - два противоположных на цветовом круге цвета (на фото красный и зелёный).
  • Разбитое дополнение (или расщеплённая комплиментарная схема) - сочетание цветов, когда в противоположных двух цветах вместо одного цвета берутся два соседних.
  • Триада — цветовое сочетание трёх равноудалённых на цветовом круге цветов (т.е., вписанный в круг равносторонний треугольник).
  • Есть и другие сочетания, включающие четыре и более цветов (прямоугольник, квадрат - тетрада, пятиугольник).
  • Для начала пользуетесь самыми основными схемами, чтобы не путаться.


Основные характеристики цвета:

Цветовой тон — основной оттенок.

Насыщенность — интенсивность определённого тона.

Светлота — яркость изображения.

Зная эти общие понятия, вы сможете ориентироваться в цветовом круге и использовать его для своих рисунков, иллюстраций и даже в подборе своего гардероба. А используя все шпаргалки, вы просто полюбите цветовой круг!