Логопедические упражнения для детей, которые научат выговаривать буквы. Артикуляционная гимнастика или как научить ребенка выговаривать букву «р» в домашних условиях: подборка игровых упражнений на развитие речи Как заниматься с ребенком выговаривать букв

Большинство детей к 5-7 годам говорит правильно. Однако бывают случаи, когда ребята приходят в школу с еще не чистой речью. Обычно дети искажают шипящие звуки и звук «р». Недостатки произношения порой приобретают устойчивый характер и трудно поддаются исправлению. Поэтому за речью детей следите с самого раннего детства, не допускайте, чтобы ребенок шел в школу с неправильным произношением. Это особенно важно, так как недостатки произношения являются иногда причиной неуспеваемости детей.

Нередко недостатки произношения появляются в результате неправильного воспитания. В некоторых семьях взрослые при разговоре с малышом лепечут и сюсюкают. Этим самым они закрепляют неправильное произношение ребенка.

Говорите с ребенком всегда спокойно, четким, грамотным языком. Следите за речью детей и вовремя пресекайте замеченные недостатки произношения, так как исправлять их позже, когда они укоренятся, будет значительно труднее. Особое внимание развитию речи надо уделять в дошкольном возрасте, когда процесс идет наиболее интенсивно, а речь очень гибкая и податливая.

Некоторые родители считают, что разговорная речь развивается самостоятельно, без помощи взрослых. Это совсем не так. Невмешательство в процесс формирования детской речи приводит иногда к отставанию общего развития. Используйте всякого рода потешки, песенки, прибаутки, чтобы научить ребенка правильно произносить звуки. Большое влияние на развитие речи малышей оказывает пример старших детей. Но не для всех детей достаточно простого подражания правильной речи, и малыши все-таки часто неправильно произносят отдельные звуки. К таким ребятам проявите особое внимание.

Дети с недостатками в произношении стесняются говорить, избегают слов с трудными для них звуками, становятся раздражительными и неохотно идут в школу. У ребят возникает чувство неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек. Поэтому создайте в семье правильное отношение к ребенку, имеющему недостатки речи, не допускайте, чтобы над ним смеялись, передразнивали его. Помогите спокойно, без стеснения преодолевать недостатки, дайте ребенку почувствовать, осознать всю важность правильного произношения и необходимость устранения картавости или шепелявости, заинтересуйте его этой работой.

Если ребенок к 5-6 годам неправильно произносит некоторые звуки, обратитесь к специалисту-логопеду, который поможет исправить произношение. Если нет этой возможности, занимайтесь с ребенком сами.

Приемов по постановке правильного произношения очень много. Приведем некоторые из них.

Во всех случаях исправления произношения попытайтесь сначала получить звук непосредственно путем подражания. Предложите ребенку произнести звук, показав сначала на себе. Потом добейтесь того, чтобы ребенок все повторил за вами. Занятия по постановке звуков проводите перед зеркалом: ребенок не только будет видеть свою артикуляцию, но и сравнивать ее с вашей.

Имейте в виду, что не всегда удается получить правильный звук на первых же занятиях. Эта работа требует терпения и большой настойчивости. При произнесении звука «ш» губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы чуть-чуть приоткрыты, кончик языка поднят вверх и образует щель с небом в передней его части. Звук произносится без голоса. Выдыхаемая струя воздуха теплая.

Если ребенок не картавит, то легко можно научить его произносить звук «ш». Предложите ребенку произнести «р» сначала громко, затем шепотом, немного отодвинув при этом язык шпателем (или ручкой ложечки) от альвеол к передней части неба,- получится звук «ш».

Точно так же ставится и звук «ж». Только он произносится с участием голоса, что легко ощутить, приложив руку к гортани.

Звук «р» ставится следующим образом: предложите ребенку произносить звук «д» сначала медленно, а потом все быстрее. В момент произнесения «дддддддд…» положите под язык указательный палец ребенка и быстро передвигайте его вправо и влево. Таким образом вырабатывается вибрация кончика языка и правильное звучание «р».

При произнесении звука «с» губы слегка растянуты, как при легкой улыбке, зубы чуть-чуть раскрыты (1-1-1,5 мм) и немного обнажены, кончик языка касается нижних зубов; посредине языка образуется желобок, по которому идет выдыхаемый воздух. При произнесении звука «с» выдыхаемая струя воздуха холодная. Это легко проверить, подставив тыльную сторону руки ко рту.

Звук «з» произносится так же, как и «с», только с участием голоса. (Сравните «ш» и «ж».) Вибрацию гортани легко почувствовать, приложив к ней руку.

Прежде чем приступить к постановке звука «л», научите ребенка четко и отрывисто произносить звук «ы». Сначала добейтесь, чтобы он быстро высовывал между губами широкий язык и убирал его назад. Такое упражнение проводите много раз. При этом получаются звуки «бл-бл-бл-бл-бл…». Затем переходите к следующему приему - просовывать широкий язык между зубами, слегка прикусывая кончик языка и «лллллл…у», «лллллл…ы». Так постепенно вырабатывается правильное произношение «л».

После того как вы добились верного произношения звука, закрепите этот звук в речи. Например, при закреплении звука «ш» предложите ребенку долго и четко произносить «ш-ш-ш-ш», подражая выпускающему пар паровозу; звук «ж» закрепляется при подражании жужжанию пчелы «ж-ж-ж-ж», звук «р» при подражании рокоту мотора «р-р-р». Затем переходите к произнесению прямых («ша», «шо», «шу», «шы», «ра», «ро», «ру», «ры») и обратных; («аш», «ош», «уш», «ыш», «ар», «ор», «ур», «ыр») слогов. Подберите ряд слов, предложений, стихотворений для упражнений, в которых часто встречается закрепляемый звук и, с наоборот, отсутствует тот, которого еще нет у ребенка.

Например, для закрепления звука «ш» разучите стихотворение:

«Мишка милый,
Мишка славный,
Неуклюжий и забавный,-
Весь из плюша мишка сшит,
Ватой пышною набит».

Для закрепления звука «р»:

Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
«Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей».

Для закрепления звука «с»:

«В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит».

Очень часто дети испытывают затруднения не только в произношении звуков, но и в различении и узнавании их. Это впоследствии осложнит обучение детей чтению и письму. Поэтому с ребятами старшего дошкольного возраста (6-7 лет) проводите различные упражнения. Когда ребенок научится правильно произносить, например, звук «с», предложите ему отобрать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть этот звук (сани, собака, бусы, усы, нос и т. д.), и произносить названия картинок. Затем поручите ему самому придумать слова с этим звуком. Такие упражнения помогут закреплению звука в речи.

От родителей во многом зависит, чтобы ребенок 7 лет пришел в школу с совершенно чистым произношением. Выдержка и терпение, длительный, кропотливый труд принесут свои плоды - дети с чистой правильной речью будут правильно развиваться и успешно овладевать знаниями.

- Н. Чевелева, логопед

Звук «р» считается самым сложным для малыша. Если ребенок нормально развивается, то произносить его он научится где-то к пяти годам. Если к этому времени ребенок не в состоянии сам справиться с этим, то родители должны показать его стоматологу. Чаще всего причиной проблемы может быть короткая подъязычная уздечка. Достаточно немного подрезать ее - и проблема с буквой «р» будет решена. Если же подрезание уздечки не помогло, можно позвать на помощь логопеда. Подрезать уздечку рекомендуют в возрасте от 5 лет, а до этого периода можно попробовать растянуть ее с помощью специальных упражнений. Но современные родители, на вооружении которых есть такое мощное средство, как Интернет, прочитав данную статью, сами поймут, как выговаривать букву «р». Прежде всего, необходимо запастись терпением.

Методика для детей и взрослых. Как научиться выговаривать букву «р»

Необходимо усадить ребенка на стул, при этом спина должна быть прямая, ноги, руки и все тело свободные, без напряжений. В руки ребенку дать зеркало, чтобы он мог в нем видеть свое лицо. А взрослый при этом должен находиться напротив, и ребенок должен его видеть.

Как научиться выговаривать букву «р». Учимся выдыхая растягивать подъязычные связки

Упражнение «Учимся выдыхать»

Предложите ребенку глубоко вдохнуть, а затем с силой выдохнуть, выдув воздух так, чтобы губы вибрировали. Можно предложить ему задуть воображаемую горящую свечу. Упражнение повторить десять-двенадцать раз.

Упражнение « Парус»

Раскройте как можно шире рот, высуньте язык и крепко прижмите его к верхним зубам. При этом спину прогните вперед. Задержите на несколько секунд язык в таком положении. Упражнение повторите несколько раз.

Упражнение «Лошадка»

Сильно придавите конец языка к небу и попробуйте им пощелкать, сначала не спеша, затем - быстрее и, наконец, очень быстро. Повторите это упражнение 10 - 12 раз.

Как научиться выговаривать букву «р». Учимся осуществлять дрожание языка с помощью струи воздуха

Упражнение «Прогоните комарика»

Высуньте кончик языка и прижмите его обеими губами. Попытайтесь выдохнуть через рот сильную струю воздуха заставив при этом задрожать кончик языка. При этом можно пытаться проговаривать любую гласную букву. Упражнение необходимо повторить несколько раз.

Как научиться выговаривать букву «р». Развиваем мышцы кончика языка и его подвижность

Упражнение «Прикусываем кончик языка»

Растяните губы в улыбке и слегка прикусывайте язык. Упражнение повторите около десяти раз.

Упражнение «Качели»

Раскройте рот. Положите кончик языка на выпирающие бугорки верхних зубов, затем быстро опустите, прикоснувшись к нижним зубам. Упражнение повторяйте около 30 раз.

Выговариваем букву

Последнее упражнение способствует совершенствованию координации языка при смене его верхнего и нижнего положений. Овладев этими навыками, можно попытаться выговарить букву «р». Конец языка необходимо с напряжением прижать к небу, а его боковые части - к верхним боковым зубам, и попытаться выговорить букву «р». Если не получится, попробовать снова.

Примерно с 15–18 месяцев жизни ребенок способен произносить фразы из двух и более слов, а к возрасту 18–20 месяцев в его словарный запас должно входить около 60–100 слов. В этот период у малыша интенсивно развивается артикуляция, и правильность произношения звуков во многом зависит от членов семьи: они должны разговаривать с ребенком и в его присутствии разборчиво, не коверкая слова. Но даже если это правило выполняется, в дальнейшем у ребенка все равно могут возникать сложности с произношением отдельных букв.

Занятия с ребенком для правильной постановки произношения можно проводить дома, не прибегая к услугам логопеда. Однако если у малыша наблюдаются проблемы с проговариванием многих звуков, пройти консультацию у специалиста все же придется, так как некоторые нарушения развития речи могут быть связаны с особенностями артикуляционного аппарата. В этом случае программа занятий для постановки правильного произношения должна быть разработана профессиональным логопедом.

Для самостоятельных занятий с ребенком в домашних условиях вам необходимо подобрать специальные артикуляционные упражнения. Артикуляционная гимнастика включает дыхательные упражнения, а также упражнения на развитие артикуляционного аппарата и отработку определенных положений языка, губ и мягкого неба.

Дыхательные упражнения. Такие занятия можно проводить с ребенком в виде интересных игр. Например, можно дуть на ватные шарики и вместе с малышом загонять их в импровизированные «ворота» (например, в коробку), или надувать воздушные шары.

Упражнения для развития подвижности губ. «Трубочка – Улыбка»: попросите ребенка вытянуть губы трубочкой, а потом растянуть их в улыбку. «Пятачок»: вытянутые в трубочку губы нужно двигать вправо и влево и вращать по кругу. «Рыбки»: хлопать губами друг о друга, произнося при этом глухой звук. «Уточка»: вытянуть губы и сжать их пальцами так, чтобы большие пальцы находились под нижней губой, и вытягивать губы вперед, стараясь изобразить клюв уточки.

Упражнения для губ и щек. «Хомячок»: надуть обе щеки, а затем надувать их по очереди. Сильно втянуть щеки. Затем снова надуть щеки и бить по ним кулачком таким образом, чтобы воздух выходил с шумом.

Статические упражнения для языка. «Птенчики»: расслабленный язык лежит в ротовой полости, рот широко открыт. «Чашечка»: рот широко открыт, боковые и передний края языка подняты и не касаются зубов. «Трубочка: рок открыт, боковые края языка подняты. «Лопаточка»: расслабленный язык лежит на нижней губе. «Стрела»: рот открыт, узкий язык выдвинут вперед.

Динамические упражнения для языка. «Конфетка»: рот закрыт, напряженный язык упирается то в одну, то в другую щеку. «Чистим зубки»: рот закрыт, язык круговыми движениями обводит пространство между губами и зубами. «Змейка: рот широко открыт, узкий язык с силой выдвигается вперед и резко убирается обратно. «Часики»: губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, кончик языка по очереди тянется к уголкам рта.

Проводить упражнения артикуляционной гимнастики следует каждый день по 2–4 раза. Упражнения для развития губ, щек и языка выполняются перед зеркалом. Для одного занятия достаточно 3–5 минут, в течение которых рекомендуется выполнять с ребенком не больше 2–3 упражнений. Каждое упражнение следует выполнять по 5–7 раз, а статические упражнения, при которых ребенку необходимо удерживать определенное артикуляционное положение, делают по 10–15 секунд.

Как научить ребенка говорить буквы Р, Л и Ш?

Звуки, которые никак не поддаются ребенку, следует прорабатывать по отдельности. Как правило, самые большие проблемы у ребенка могут возникать с такими буквами, как Р, Л и Ш. Научиться выговаривать букву Р ребенок должен в возрасте 4–6 лет, а задумываться о том, как научить ребенка говорить букву Л, следует когда ему будет 5–6 лет. Учить малыша правильному произношению шипящих звуков необходимо тогда, когда он уже достаточно хорошо произносит другие согласные звуки. Как научить ребенка выговаривать буквы, которые сложны для произношения? Помимо проговаривания слов с этими буквами необходимо делать специальные артикуляционные упражнения.

Как научить ребенка говорить букву Р? «Чистим зубки»: рот широко открыт, кончик языка «чистит» верхние зубы с внутренней стороны, при этом губы растянуты в улыбке так, что видны верхние и нижние зубы, а нижняя челюсть неподвижна. «Маляр»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка двигается по нёбу, делая движения вперед и назад, при этом губы и нижняя челюсть неподвижны. «Барабанщик»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка стучит по верхним альвеолам, произносится твердый звук «д», при этом темп произношения постепенно увеличивается.

Как научить ребенка говорить букву Л? «Варенье»: рот слегка приоткрыт, широкий передний край языка облизывает верхнюю губу движениями сверху вниз. «Пароход»: рот приоткрыт, ребенок произносит долгий звук «ы», при этом кончик языка должен находиться в глубине рта и быть опущенным вниз, а спинка языка поднята к нёбу. «Лошадка»: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка сначала медленно, а потом быстрее (следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной). 4.8 из 5 (9 голоса)

Говорить – умение, важность которого сложно переоценить. Люди общаются друг с другом автоматически и даже не задумываются над тем, какие речевые механизмы задействованы в процессе. Звуков, произносимых нами, очень много, однако проговаривание некоторых из них вызывает определенные сложности.

Обычно к 4-5 годам ребенок уже может выговаривать практически все звуки. К сожалению, ряд букв осваивается гораздо сложнее остальных. Нередко проблемы возникают с произношением звука Л. Малыши запинаются, коверкают слова и «сюсюкают». И если в детском саду это вызывает умиление, то в школе неумение произносить все звуки правильно, может стать серьезной проблемой. Как научить ребенка говорить букву Л? Выясняется, существует ряд эффективных методик, способных устранить такой дефект речи в домашних условиях.

Прежде чем перейти к упражнениям на букву Л, взрослым необходимо усвоить ряд несложных правил, которые сделают занятия легкими, а времяпровождение с ребенком – приятным:

  • Говорите на равных. Не пытайтесь облегчить занятия «сюсюканьем», так вы сделаете только хуже. Проговаривайте все слова правильно – это крайне важное условие.
  • Отвечайте на вопросы. Если ребенку что-то не понятно, остановитесь и объясните подробнее. Так малыш почувствует сильную поддержку, а вы завоюете его полное доверие.
  • Превратите занятия в игру. Дети хорошо усваивают информацию в процессе игры. Важно, чтобы упражнения вызывали у малыша положительный эмоциональный отклик. Придумывайте сказки и устраивайте необычные приключения. В таких условиях ребенок начнет выговаривать звук Л рефлекторно.
  • Упражнения не должны быть наказанием. Таким образом вы отобьете у чада желание не только учиться, а и вовсе общаться со взрослыми.
  • Соблюдайте регулярность. Проводите занятия систематически, в комфортное для вас и ребенка время. Идеальный вариант – упражнения по 5-10 минут 3-4 раза в день.

Речевая гимнастика

Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие органов речи и слуха. Регулярные тренировки такого плана помогут научиться правильно и четко выговаривать любые звуки, в том числе и «Л»:

  • «Активное знакомство». Познакомьте малыша со всеми органами, которые задействованы при разговоре: губы, язык, щеки, небо. Попросите ребенка сесть перед зеркалом и внимательно посмотреть, что и где находится, как может двигаться. В процессе малыш незаметно проведет разминку органов ротовой полости, разогреет и подготовит их к занятиям.
  • Правильное дыхание. Большая часть букв проговаривается на выдохе. А чтобы произношение было чистым и четким, необходимо контролировать количество воздуха. Любимыми упражнениями на дыхание для ребенка могут стать выдувание мыльных пузырей или воздушных шариков, пускание бумажных корабликов или задувание свечей.
  • Улыбка. Важно помнить, что звук Л нужно выговаривать с широкой улыбкой. Предложите ребенку улыбнуться закрытом ртом от уха до уха и продержать гримасу 10 секунд.

Ряд проведенных научных исследований доказал, что мелкая моторика рук напрямую влияет на формирование детской речи. Если вы хотите, чтобы ребенок красиво говорил звуки, а речь была поставлена правильно, покупайте ему небольшие игрушки и пластилин.

Прежде чем начинать упражнения на проговаривание звука «Л», следует показать малышу правильное положение артикуляционных органов:

  • Кончик языка находится в основании верхних зубов или альвеол, он также может упираться в пространство между челюстями.
  • Выдыхаемый воздух должен проходить по боковым сторонам языка.
  • Боковые части языка не касаются щек и жевательных зубов.
  • Корень языка находится в приподнятом положении, голосовые связки напряжены и вибрируют.
  • Мягкое небо прикрывает доступ к полости носа.

Обычно у ребенка не возникает особых сложностей с освоением механизма проговаривания звука Л, поэтому видимый результат наблюдается уже спустя несколько занятий.

Упражнения для звука Л в домашних условиях

Классические упражнения:

  • Лошадка на улице. Изображаем широкую улыбку, показываем зубы, приоткрыв рот. Воспроизводим языком цоканье копыт. Начинать нужно медленно, а со временем постепенно наращивать темп.
  • Лошадка – шпион. Усложненный вариант первого упражнения. Действия те же, но издавать характерное цоканье нельзя. Важно! Подвижная челюсть должна быть зафиксированной, работает только язык.
  • Перо. Подготовьте легкое перышко перед началом занятий. Попросите малыша улыбнуться, слегка приоткрыть рот, аккуратно прикусить кончик языка. Теперь ему нужно выдохнуть так, чтобы образовалось два воздушных потока. Силу и направление дыхания проверьте с помощью пера.
  • Сладости. Малышу следует приоткрыть рот, улыбнуться и показать зубки. Плоский кончик языка нужно положить на нижнюю губу и оставить в таком состоянии на 10 секунд. Пока ребенок выполняет первое задание, возьмите его любимую сладость и намажьте ею его верхнюю губу. Попросите малыша слизать лакомство широким языком с помощью движения «вверх-вниз» (а не из бока в бок). В последующие разы использовать сладости не обязательно.
  • Пароход. Малышу следует проимитировать звук парохода в домашних условиях. Для этого нужно произносить букву «Ы» со слегка приоткрытыми губами. Чтобы упражнение было эффективным, следите за положением языка: кончик опущен, корень приподнимается к небу.
  • Расческа. Звук Л поставить с помощью этого упражнения очень просто. Попросите малыша неплотно сомкнуть зубы и попытаться протолкнуть между ними язык, как бы расчесывая его.
  • Качели. Ребенку нужно покачать языком из стороны в сторону, упирая его в щеки.

Когда тренировки начнут приносить первые результаты, нужно начинать отрабатывать произношение твердого и мягкого звука Л у ребенка. Для этого вместе с ним проговаривайте слова с нужной буквой:

  • в начале слова: лава, ладушки, лампа, лодка, лыжи;
  • в середине слова: голова, золото, потолок, валун, улыбка;
  • в стечении согласных: облако, глаза, глобус, пазлы, клубника;
  • в конце слова: футбол, канал, сокол, пепел, металл.

Думаете, как еще можно научить ребенка говорить Л? Почаще пойте вместе с ним незаурядные песенки на «ла-ло-лу» и читайте стихи, в которых часто встречается необходимая буква (например, «Люлю-бай» из сборника стихов «От Ась до Язь» Т. Маршаловой). Другой интересный вариант – развивающие тренажеры от BrainApps. Игры на мышление, внимание и память позволят ребенку в игровой форме получать новые знания и повышать уровень интеллекта. Совместив речевую гимнастику, домашние упражнения и тренажеры от BrainApps, звук Л начнет выговариваться у ребенка правильно очень быстро.

Когда обращаться к логопеду?

К 4 годам звук Л легко дается ребенку, он начинает правильно произносить слова с этой буквой. Однако, по ряду причин, малыши могут коверкать слова:

  • забывать, пропускать или не слышать «Л» (вместо «ложка» говорит «ожка»);
  • менять «Л» на «У» или «В» («лампа» — «уампа», «Лариса» — «Вариса»);
  • вместо «Л» говорить «Й» («колобок» — «койобок»);
  • путать мягкую и твердую «Л».

Эти ошибки обычно устраняются сами по себе или спустя несколько занятий дома. В случаях, когда у ребенка дефект речи сопровождается наличием неправильного прикуса или неврологического заболевания, следует обратиться к специалисту. Опытный логопед назначит эффективную программу занятий и поможет малышу произносить слова верно.

К шести годам словарный запас ребенка должен насчитывать более двух тысяч слов . Он должен применять простые и сложные предложения, использовать все три времени, пересказывать, произносить звуки.

Но некоторым детям очень сложно произносить звук «р», он один из самых тяжело выговариваемых .

Узнаем, как научить ребенка говорить букву «р» в домашних условиях. Можно ли помочь ему самостоятельно, или необходима помощь логопеда?

Это очень сложный звук, и многие дети начинают осваивать его в последнюю очередь. Речевой аппарат, вибрация и амплитуда языка должны быть отточенными, а корень языка и уздечка - сильными, удерживать звук. Благодаря умению языка расслабляться вибрация происходит на сильном выдохе.

Существует несколько вариантов искажения этого звука детьми:

Проверяем произношение звука у малыша. Нужно попросить ребенка «порычать», т.е. произнести звук отдельно, вне слога или слова. После он должен повторить слова: трава, король, воробей и другие.

Если одиночный звук не получается, следует подобрать упражнения и научить произносить сам звук «р» . Если «рычит» он хорошо, а в составе слов не выговаривает, практиковаться нужно в правильном произношении звука в разных слогах.

В каком возрасте ребенок должен выговаривать букву «р»? К шести годам. Артикуляционный аппарат ребенка должен быть достаточно натренирован. Но существуют определенные причины такого нарушения:

Во всех вышеописанных случаях следует правильно определить причину неправильного произношения ребенком звука «р».

В этом поможет квалифицированный специалист. Он проверит уздечку, тонус, фонематический слух, составит программу коррекции.

Рассмотрим, как научить ребенка выговаривать букву «р» без логопеда.

Начать следует с артикуляционной гимнастики .

Все упражнения на развитие артикуляции призваны решить следующие задачи:

  • развить подвижность языка (нужно учиться делать язык широким, узким, поднимать его, отодвигать);
  • развить подвижность губ;
  • развить навык удерживания нижней челюсти в определенном положении.

Предварительно обязательно делают разминку, иначе упражнения будут малоэффективны!

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на букву «р» для детей следует проводить перед зеркалом. Или позволить малышу повторять их за взрослыми. Тренировку делают ежедневно. Число повторений - по 6-8 раз.

Гимнастика должна доставлять ребенку удовольствие, заинтересовывать, но не утомлять.

Гимнастика направлена на тренировку выдоха, растягивание уздечки, укрепление языка в верхнем положении. Мощный выдох - одна из самых важных составляющих. Развить его помогут мыльные пузыри.

Упражнения:

Упражнения для разминки:

Также можно проявить фантазию, придумать сказку. Малыш должен использовать язык в качестве «иллюстрации». К примеру: «Проснулся по утру язычок, окошко раскрыл (ребенок открывает рот), поглядел наверх (вытягивает язык к носу), поискал солнышко (вытянуть язык влево и вправо)» и так далее.

Если все вышеописанные упражнения даются без труда, следует приступить к следующим упражнениям . Рассмотрим, как поставить букву «р» ребенку в домашних условиях.

Для самостоятельной ежедневной речевой тренировки подходят следующие упражнения:

«Р» - коварный звук. Его сложно автоматизировать . Ребенок может рычать, а желанный звук при этом будет отсутствовать.

Как только у ребенка начинает получаться самостоятельное «р», его постепенно соединяют с гласными, согласными, последовательно доводят до автоматизма, произносят в слогах, словах, предложениях.

Сначала идет отработка через звук «д», «т» в слогах «дра», «дро», «тра», «тру» и так далее . Ребенку легче отталкиваться именно от этих звуков.

Постепенно начальный согласный убирается, остаются «ра»,» ру» . Вводятся обратные слоги «ар», «ор». Вариации прокручиваются до автоматизма. Дальше не продвигаются, пока не получатся именно эти звуки.

Затем переходят к словам . Начинают с тех, которые начинаются на «р», «тр» (рыба, трава, ребенок), после переходят к словам, в которых «р» находится в середине и конце (корова, теремок).

Одновременно учатся различать мягкое и твердое «р» . Для мягкого язык сильнее прижимают к нёбу, ближе к зубам. Для твердого делают его более расслабленным, располагают глубже.

У каждого звука своя длительность автоматизации. Процесс у свистящих звуков происходит быстрее, у шипящих дольше, но «р» автоматизировать сложнее всего, и на это уйдет больше времени. Родителям и детям необходимы терпение, время, мягкая настойчивость.

Скороговорки

Помогут звуку быстрее автоматизироваться скороговорки на букву «р» для детей .

Их очень много, приведем несколько примеров:

  1. «Во мраке раки шумят в драке».
  2. «Ребята во дворе собирают робота».
  3. «По бревну бодро бродят бобры».
  4. «На дворе - трава, на траве - дрова».
  5. «На горе Арарат рвала Варвара виноград».

Скороговорки помогают развивать речевой аппарат, делают его более совершенным . Постоянные тренировки помогут выработать правильную, четкую, выразительную речь.

Правильно поставленная речь - важный шаг на пути к успеху в жизни.

Сначала скороговорка проговаривается медленно, постепенно темп ускоряется. Она учит ребенка произносить слова полностью, не проглатывать окончания. Малыш учится взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, осознавать значение и смысл слов.

Постоянное прослушивание и повторение скороговорок тренирует внимательность. Ребенок учится слушать. Это полезно для дошкольников и школьников. Им легче усвоить большой объем знаний.

Малыш лучше концентрируется в необходимый момент и на конкретном слове. При заучивании скороговорок он также учится вдумываться в рассказ, проводить ассоциации и параллели.

Скороговорки - это не только тренировка, но и развлечение для всей семьи . Можно весело посмеяться над ошибками. Скороговорки можно повторять везде: а транспорте, во время прогулки, на отдыхе. Методика улучшает настроение и развлекает ребенка.

Все вышеперечисленные упражнения подходят детям без признаков речевого отставания. При наличии таких признаков необходимо сначала показать малыша неврологу.

Проблемы с артикуляцией и функционированием мелких мышц имеет смысл решать после «налаживания» крупной моторики, а также связи дыхания и мышечного напряжения.

В коррекционных группах артикуляционную гимнастику начинают проводить только через два-три месяца после начала работы.

При нарушении фонематического слуха мало просто утрировать звуки или увеличивать громкость. Явление связано с нарушением слуха или поражением височного отдела мозга, подкорковых узлов, которые отвечают за слух. Понадобится помощь сурдолога и невролога.

Существует множество полезных дыхательных упражнений . Но у них есть противопоказания: сбивчивое дыхание, эпилептическая активность. При судорогах, вегето-висцеральных пароксизмах следует проконсультироваться с врачом.

Научить ребенка правильно говорить букву «р» можно только после ежедневных тренировок. Малышу помогут различные упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляционная гимнастика, скороговорки и другие методики.

Занятия должны быть поэтапными . Начинают с простых упражнений (язык учится занимать то или иное положение, но не выполняет ритмичные движения). И только после освоения этого этапа переходят к более динамичным упражнениям.