Как познакомить малыша с понятием "время". Во что играем

Привет, привет, дорогие родители!

Наши маленькие исследователи каждый день что-то новое узнают и хотят познавать все больше и больше. Пришла пора познакомить их в временами года. Уже в 2-3 годика можно начинать осваивать такое знакомство.

Знакомство с временами года

Если ваш малыш еще не понимает о чем речь, сначала познакомьте его в общих чертах. Затем, когда он будет ориентироваться лучше и усвоит основной материал, будете изучать с ним месяца.

Для начала нужно рассказать чем отличаются друг от друга, что характерно для каждого времени. Желательно использовать дидактические или любые другие карточки, чтобы ребенок наглядно увидел о чем рассказывает мама.

Сначала, что характеризует то или иное время, какая погода, какую одежду надеваем. Затем можно добавить явления природы, игры, характерные для этого времени, праздники. Что происходит с животными и птицами, как ведут себя деревья.

Обязательно спрашивайте, что ребенку нравится делать в то или иное время года, может ему нравится собирать листики осенью или зимой кататься с горки.

Можете приводить примеры событий, которые происходили с ребенком.

Например, когда я рассказывала сыну про лето, я напоминала ему, как мы ездили на море, как купались, как он собирал малину и искал ягодки каждый день, как играл в песочке.

Можно показать ребенку его летние фото. И так с каждым временем года.

На прогулках обязательно закрепляйте материал.

Лето — ну конечно же самая любимая детками пора. На улице очень тепло и можно бегать в трусиках, загорать и купаться. Какой летом длинный день и короткая ночь. Как стрекочет кузнечик вечерами, как кусают комарики, как можно кататься на велосипеде или играть в мяч.

Зима — это конечно же белое ледяное царство. Расскажите про снег, про красивые узоры на стекле, как вы готовились к новому году. Как лепили снеговика, какие забавы можно играть зимой, какие зверушки зимой спят, какие птицы прилетают к нам зимовать, как в мороз щиплет щечки. Какую теплую одежду приходится надевать, как кормим птичек, как можно морозить ледяные фигурки.

Осень — чаще идет дождик и становится прохладнее, листья деревьев становятся разноцветными. Собирайте красивые листики и обязательно мастерите с ребенком поделки.

Весна — как просыпается все живое, как набухают почки, и распускаются листочки. Когда будете гулять дайте ребенку потрогать почки, листики, обращайте на это его внимание. Тает снежок и бегут ручейки. Можно запускать самодельные лодочки и кораблики. Ходить в сапожках по лужам. Рассказывайте какие животные просыпаются, какие меняют свою шубки, какие птицы прилетают — улетают.

Можно ребенку показать презентацию на тему времена года.

Во что играем

Конечно мы будем играть, чтобы легче запоминать времена года, так малыш быстрее усвоит материал и научится отличать и применять.

Закрепляем материал: Поделки

  • Зимний лес. Стволы деревьев сделаны из белого пластилина, предварительно разогретого на батарее или на солнышке, чтобы лучше размазывался пальчиком.



Стишки и сказки о временах года

Сказка с движениями: мама показывает, малыш повторяет

Пришла весна: Выросли деревья (стоим ровно, ручки опущены)

На них появились веточки (поднимаем ручки вверх)

На веточках распустились листочки (растопыриваем пальчики в разные стороны)

Наступает осень: листочки пожелтели (загибаем пальчики и немного опускаем ручки)

Подул сильный ветер (закачались всем туловищем и дуем - ууууууу)

Листочки от ветра задрожжали (трясем ручками)

И упали листочки на землю (наклоняемся и достаем руками до пола)

Приходит зима: Зимой падает снежок (ручки пред собой и машем кистями)

Становится холодно(показываем как холодно: руки скрещены на груди и дрожжим)

Все детки одевают шапки и шубки (изображаем как одеваем)

И наконец приходит весна и снова растут новые деревья (показываем снизу как проклевываются)

И вырастают большими — большими (выпрямляемся, встаем на цыпочки и руки высоко поднимаем над головой)

Времена года

Если кончились метели,
если птицы вдруг запели,
лес очнулся ото сна,
значит к нам пришла ВЕСНА.
Если солнце в синеве,
и цветы цветут в траве,
если всё теплом согрето,
значит к нам приходит ЛЕТО.
Если жёлтая листва,
если высохла трава,
если в школу детворе,
значит ОСЕНЬ на дворе.
Если холодно кругом,
если речка подо льдом,
всё в снегу: земля, дома,
значит к нам пришла ЗИМА.
Если дом украшен ярко,
если дарят всем подарки,
если елка, хоровод —
это праздник Новый год!

Вот плывет он по весне –
Звон капели в тишине.
Ночью он плывет и днем,
Как велит природа,
По морям, что мы зовем
Временами года.

(Л. Завальнюк)

Месяцы года

Январь

Открываем календарь –
Начинается январь.

В январе, в январе
Много снегу на дворе.

Снег – на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.

Февраль

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

Март

Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене.

Апрель

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

Май

Распустился ландыш в мае
В самый праздник – в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.

Июнь

Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!» –
В саду щебечут птицы...
На одуванчик только дунь
И весь он разлетится.

Июль

Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.

Август

Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.

Солнце над просторными
Нивами стоит.
И подсолнух зернами
Черными
Набит.

Сентябрь

Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря –
И открылась школа.

Октябрь

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

Ноябрь

День седьмого ноября –
Красный день календаря.
Погляди в свое окно:
Все на улице красно.

Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь, музыка идет
Там, где шли трамваи.

Весь народ – и млад и стар –
Празднует свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу!

Декабрь

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.

Для самых маленьких НОВЫГОД — это просто непонятное слово, от которого детишки постарше, а также совсем взрослые дети, приходят в неописуемый восторг, глаза их горят, а на лице появляется улыбка от уха до уха. У мам на НОВЫГОД совершенно иная реакция: у большинства начинается дергаться глаз при мысли о том, как же подарить своему крохе сказку, куда сходить и что сделать. Особенно это свойственно тем, кто совсем недавно стал мамой и еще не успел выработать привычку готовить адвент к Новому году в мае.

НОВЫГОД и меня накрыл в прошлом году. Мне постоянно казалось, что я что-то забыла и не додала. Мне казалось, что в моей подготовке и суете нет смысла и дочка просто-напросто не оценит и не поймет, что же это за странный праздник. Отчасти так и произошло.

Здесь я собрала 5 советов для себя прошлогодней.

Как познакомить малыша с праздником.

На что стоит обратить внимание в подготовке к Новому году, а что можно и пропустить.

1. Успеть сделать все 150 дел, которые не успели за весь год. Расслабиться.

Самое главное за что мы все любим праздники — это возможность отдохнуть, никуда не спешить, иногда ввязаться в какую-то авантюру. Поэтому не стоит превращать подготовку к НГ в гонку. Не обязательно каждый день придумывать что-то новое. До 3 лет точно можно.

2. Адвент.

Дети совсем иначе ощущают время. Для них непонятны такие измерения как месяц, неделя, 10 дней. Именно поэтому адвент — отличный способ наглядно познакомить ребенка с такими большими промежутками времени. Но и здесь есть подводные камни.

  • Главное правило адвента — система. Каждый день, в одно и то же время. Иначе говоря, ритуал. Только так рождается понимание и «чувство времени».
  • Дозированость. Адвент до 2 лет — 5 заданий (дней). Для 3 лет — 7-10 дней. Календари по 20-30 дней, которыми пестрит лента вконтакте и instagram, красивы, масштабны и хороши только в более старшем возрасте. Иначе есть опасность утомить кроху или вообще потерять его интерес. Для 2х летнего малыша месяц — огромный срок.

3. Новый год = ёлка.

Первое с чего начинается подготовка к Новому году — ёлка. Пусть даже она помещается на ладошке, пусть это просто еловые ветки, которые вы нашли в лесу. В заботливых маминых руках даже они станут главными символами праздника. В первый год я недооценила важность этого атрибута и лишь с появлением в нашем доме ёлки и создало то настроение и интерес: Что это? Зачем?

4. Создать настроение.

Я уже писала про важность музыки в развитии и формировании вкуса, чувства ритма, музыкального слуха. Но детям в столь юном возрасте важно повторение. Выберите 10 песен, которые совмещают в себе ритм, смысл и качественный аккомпанемент. Этим славятся песенки из советских мультиков, за музыкальное сопровождение которых отвечал симфонический оркестр. И включайте эти песенки крохе каждый день. Так вы ненавязчиво разучите новогодние песенки, потренируете память, а заодно и свои музыкальные способности.

5. Устроить волшебство самостоятельно.

Нет ничего прекраснее Деда Мороза в дедушкиных валенках с широкой заботливой улыбкой, который не откупается от малыша конфетами, как на театральных утренниках. Истинный дед Мороз дарит волшебство приключения. Удивительно, но организовать поздравление дочки своими руками, заручившись поддержкой родственников, мне пришло в голову только в этом году. Результатом обязательно поделюсь в своем профиле @karliam_l .

Желаю Вам хрусткого снега, долгих зимних вечеров под пледом всей семьей и прочей романтики, которая очень часто просто теряется в суете дней и порой возвращается в нашу жизнь лишь с появлением в семье маленьких комочков счастья — детей.

Чтобы сын развивался разносторонне, необходимо постоянно расширять его кругозор. Особенно интересно будет познакомить мальчика с временами года. Делать это можно в любом возрасте, а в 3 и 4 года - это просто необходимо. Именно в этом возрасте дети любят изучать все новое, впитывать в себя полученные знания, как губка. Им нужно до всего дотронуться, посмотреть поближе, возможно, даже лизнуть! В возрасте 3-4 лет детям будет интересно узнавать о природе и ее явлениях, особенно, если это будет увлекательная игра.

Игры лучше всего проводить на улице, изучая то, что происходит с природой вокруг малышей.

Самое любимое время года — лето!

Летом малыш может познакомиться с теплой водой в водоеме, песком на пляже, ракушками и камнями, кустами, деревьями и многим другим. Ребенку нужно рассказывать, что эта пора года называется лето, она самая яркая, красивая и теплая.

  • Объясните, что когда на улице идет дождь – это поливается земля, вода помогает растениям, траве и деревьям расти. Если во время дождя светит яркое солнце – потом непременно выглянет очень красивая радуга
  • Когда солнце светит ярко, а на улице очень жарко – самое время пойти искупаться, попробовать, насколько теплая вода
  • Объясните малышу, что вода может быть дождем или снегом, льдом, может быть холодной и теплой, ее можно переливать из одной чашки в другую
  • Рассказывайте сыну о том, как называются растения и деревья
  • Покажите, как можно построить замок из песка
  • Помогите найти самую красивую ракушку, соберите небольшую коллекцию
  • Научите пускать по воде лягушек из плоских камешков
  • Не забудьте о животных и насекомых. Летом можно увидеть самых разных представителей животного мира. Расскажите, какие из них полезные, а какие — опасные
  • Прочтите еще про )

Осень — прекрасная пора, очей очарование!

Именно осенью природа преображается, а значит, лето заканчивается. Листья на деревьях становятся разных цветов – зеленые, желтые, красные, бордовые. Они постепенно начинают опадать, а значит деревья готовятся к зимнему сну и поэтому сбрасывают свою «одежду».

  • Прогуляйтесь с малышом в лесу или в парке, пусть он послушает, как шуршит листва под его ногами, на что это похоже?
  • Соберите вместе красивый букет из листьев, засушите гербарий
  • Соберите в красивую коробочку шишки, желуди или орехи. Пусть ваш ребенок сравнит их цвет, внешний вид, форму
  • В животном мире тоже будут происходить некоторые изменения, малышу нужно рассказывать о повадках животных и их привычках, как они готовятся к зиме, делая запасы
  • Расскажите, куда улетают птицы, а какие птицы остаются на зимовку дома
  • Сходите на прогулку в ближайшую деревню, где у ребенка будет возможность посмотреть на домашних животных, погладить их, покормить
  • Выучите с малышом простое стихотворение про осень
  • Объясните, что осень — время уборки урожая. Приготовьте вместе с ребенком десерт из осенних плодов, например,

Зима — веселое время года!

Зиму дети очень любят, потому что зима — это Новый год, елка, дед Мороз, праздники, походы в гости и прочие . Начать знакомство малыша с зимой нужно со снега.

  • Покажите, как лепить снежки, или сделать снеговика, крепость
  • Поймайте на рукавицу снежинку и предложите ребенку ее рассмотреть, а дома потом нарисовать. Покажите, что случится с ней, если поймать ее голой рукой
  • Поиграйте в прятки по сугробам, залейте ледяную горку, объясняя, что зимой вода на холоде превращается в лед
  • Обратите внимание малыша на причудливые силуэты деревьев, покрытые снежными шапками
  • Объясните, что зимой земля отдыхает и набирается сил под снежным покрывалом.
  • Расскажите, какие птицы прилетают зимой, а какие остались зимовать.
  • Сделайте вместе кормушку и предложите ребенку кормить птичек самостоятельно. Научите малыша различать птиц по оставленному на снегу следу.

Весна — время года, когда природа просыпается!

Весна — замечательное и всеми любимое время года! Весной природа просыпается, пробуждается от зимней спячки, снег превращается в журчащие ручейки, по которым можно запускать бумажные кораблики.

Чем раньше Вы познакомите своего ребенка с понятием «время», тем скорее он начнет понимать, что Вы имеете ввиду, когда говорите «позже», «завтра», «на следующей неделе». Это формирует основу для обучения определять время.
Ориентироваться во времени – трудный навык, овладение которым происходит постепенно в течение долгого периода. Время – довольно сложное для понимания понятие, которое не всегда доступно даже детям школьного возраста. Практически подавляющее большинство детей не способны определять время надежно, пока им не исполнилось семь или восемь лет. Поэтому, прежде чем приступать с ребенком к изучению темы «Который час?», постарайтесь развить у него чувство времени в общих чертах и понятиях.

В: как выучить часы?
Малиновская:
У Зайцева в таблицах Миллион+ есть таблички Часики. Заодно изучаются минуты, углы и дроби, доступно вроде.
У Никитиных в описаниях игр есть хорошие Часики. Можно книгу Б.П. Никитина купить и самим сделать или посмотреть в магазинах развивающих игрушек сами часики. Суть такая: числа, обозначающие часы не должны задевать круг с минутными делениями(внешний то есть) и закрываться часовой стрелкой. Поэтому часовую стрелку лучше сделать действительно толстой и короткой, чтобы кончиком она только касалась кружка, где стоит цифра, а мин.- длинной и тонкой, чтобы она шла по черточкам минут. Чтобы помочь ребенку научиться считать минуты, можно за минутными делениями написать числа, обозначающие минуты, но мелким цифрами, примерно так: 5, 10, 15... В основе часов крепится настоящий часовой механизм, чтобы с прокруткой одного круга длинной стрелки короткая сдвигалась именно на один час. Такими часами может овладеть любой малыш, знающий счет до 12.

Евгения.: Читала в одном журнале, что для того, чтобы научиться распознавать время лучше сначала забыть про минутные деления и выучить как выглядит ровное количество часов и половина, про остальное говорить просто "много минут девятого", "без нескольких минут шесть"

Ирина: по себе помню в детстве - мне купили часы большие детские, у которых можно было стрелки передвигать и папа со мной играл то ли в больницу, то ли просто кукла заболела - надо было ей лекарство по часам давать
то есть, сначала я выучила ровно - 12, час дня, час ночи и прочее
потом задача усложнилась - появились 13,14 и т. д. - объяснялось просто - ночью 0 часов, потом 1 час - и все это наглядно изображено было, потом 13 днем (а стрелка-то стоит там, где надо)

С минутами было почему-то просто. Когда пример наглядный, т.е. ребенок сам стрелки крутит, то понимает, что часовая стрелочка идет вслед за минутной. И легко учится сколько минут прошло.

Lanalis: Можно облегчить изучение с самодельными часами - я скачала основу в интернете, наклеила на картон, приделала стрелки и всё!
http://content.foto.mail.ru/inbox/svetlana_uk/11/i-103.jpg
Cначала учим ровно 1 час, 2 часа и т.д. Потом добавляем по минуте, потом после 30 минут объясняем, что 35 минут это тоже самое что без 25. Главное сделать стрелки правильной длины: минутная дотягивается до цифр с минутами, часовая не закрывает часы. И важна регулярность занятий!

Первый момент в процессе знакомства с понятием времени – объяснить ребенку и показать на примере, что все явления в природе происходят по порядку: утро, день, вечер, ночь и т.д. Самый лучший способ сделать обучение доступным для понимая ребенком – разговаривать о событиях каждого дня, по мере того, как они происходят. В конце дня вспомните вместе с дитем эти события, акцентируя внимание на том времени, когда они происходили, проговаривая такие слова, как «раньше», «позже», «сегодня», «завтра», «утром», «днем» и «вечером». Помогите ребенку осознать порядок событий и действий в игровой форме, задавая забавные «глупые» вопросы, например: «Что я делаю сначала – надеваю ботинки или носки?».
Понять последовательность событий – значить сделать важный шаг в развитии логики. Можно сделать этот шаг опять же в игровой форме, которая наиболее доступна для восприятия ребенком. Вырежьте 6-8 карточек из картона и нарисуйте на них картинки с изображением обычных действий, таких, как пробуждение, утренний туалет, одевание, завтрак, прогулка и т.д. Из картона или фанеры сделайте цветной циферблат с красивыми яркими стрелками, выставляйте на него определенное время и добавляйте к нему карточку с соответствующим рисунком. Часовую стрелку обязательно нужно сделать толстой и короткой, чтобы она не закрывала цифры на циферблате. Минутная стрелка – тоненькая и длинная, чтобы можно было каждую минутку отметить.
Другой вариант игры - сделать картину «день и ночь». На одном листе бумаги нарисуйте темное небо со звездами и луной, а на другом – голубое небо и яркое солнце.
Вместе с ребенком найдите (или нарисуйте) картинки, на которых изображены сценки из дневной жизни (дети в школе, цирковое представление, прогулки в парке и т.д.) и в ночное время (ребенок в постели, дети в пижамах и т.д.). Затем попросите его распределить картинки на «дневную» и «ночную» странички. Для детей более старшего возраста можно предложить игру в последовательность событий: на листе бумаги нарисуйте три колонки, обозначенные «вчера», «сегодня», «завтра», в которые они могут вносить прошедшие и будущие действия.
Разговаривая с ребенком о делах, которыми будете заниматься на протяжении недели, обязательно используйте названия дней. Объясните, что у дней есть «имена». Для подкрепления этих знаний можно вспомнить детские песенки или стишки, в которых упоминаются дни недели.
* * *
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.

* * *
Жил-был у бабушки серенький козлик.
Козлик плохим не страдал аппетитом.
Съел в понедельник над речкой мостик,
Скушал во вторник стирку с корытом.

В среду - к обеду - обои со стенки.
В четверг - только пенки с варенья и гренки.
В пятницу - боты, колготы и ноты.
Так он едва дотянул до субботы.

Съел в воскресенье с кровати подушку,
Две простыни, одеяло на вате.
Слышали все, как шептала старушка:
«Шёл бы ты, миленький, в лес погуляти».

* * *
Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК-
Работяга, не бездельник.
Он неделю открывает
Всех трудиться заставляет.
ВТОРНИК следует за братом
У него идей богато,
Он за все берётся смело
И работа закипела.
Вот и средняя сестрица
Не пристало ей лениться,
А зовут её СРЕДА,
Мастерица хоть куда.
Брат ЧЕТВЕРГ и так и сяк,
Он мечтательный чудак
Повернул к концу недели
И тянулся еле-еле.
ПЯТНИЦА - сестра сумела
Побыстрей закончить дело.
Если делаешь успехи,
Время есть и для потехи.
Предпоследний брат СУББОТА
Не выходит на работу.
Шалопай и озорник
Он работать не привык.
У него другой талант-
Он поэт и музыкант,
Да не столяр и не плотник,
Путешественник, охотник.
В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Очень любит угощение.
Это самый младший брат,
К Вам зайти он будет рад.
Семь их ровно посмотри.
Всех запомнил? Повтори.

Еще как вариант можно на стене повесить большое расписание. Расчертите лист бумаги (лучше ватман) с колонкой для каждого дня недели и разделите каждый день на первую и вторую половину дня. Поговорите с ребенком о делах и событиях, которые происходят ежедневно, и помогите ему нарисовать и прилепить соответствующие картинки в каждой секции.
Неплохо было бы еще познакомить ребенка с временами года и их последовательностью, сделайте несколько карточек из картона. Вырежьте фотографии или рисунки из старых журналов или нарисуйте картинки сами и поговорите о том, к какому времени года они принадлежат. Картинки должны быть яркими, запоминающимися. Эту тему можно развивать до бесконечности, обсуждая события или действия, которые происходят в каждом из времен года. Приклейте картинки к карточкам и пометьте их: весна, лето, зима, осень.
Все эти упражнения нужно выполнять систематически, не давая ребенку забыть выученное. Только так ваш малыш быстрее запомнить всю информацию. Помните: повторение – мать учения!

Что такое Рождество? Почему этот праздник столь популярен? И чем может быть полезен праздник Рождества Христового для каждой отдельной семьи? Какие традиции стоить привнести в свою семью?

Праздник света и добра

Праздник света не потому, что все вокруг украшено иллюминацией, а потому, что с Рождеством Христа в мир приходит надежда, проблеск в череде будней и проблем. Елочные лампочки — это скорее символическое отображение огоньков надежды и веры в прекрасное. Рождество ассоциируется со светом, семьей, началом, надеждой, миром, любовью, прощением. А потому это один из немногих праздников, который действительно нужно внедрять в семейные традиции вне зависимости от религиозности. Если ваша семья не является практикующей верующей семьей – это еще не повод отказываться от такого важного события.

Нет более подходящего повода, чем Рождество, чтобы еще раз:

Ведь это такой особенный День Рождение, когда Именинник не акцентирует на себе внимание, а разрешает каждому равноценно чувствовать себя виновником торжества, такой себе, общий День Рождения!

Этот праздник своего рода рубеж между чем-то прошлым худшим и будущим лучшим, праздник конца обидам и начала надежды.

Что нужно знать ребенку о Рождестве

Расскажите детям историю о том, как когда-то мудрецы и пророки рассказывали о приходе в мир Спасителя. И вот однажды, в указанное провидцами время на небе засияла особенная звезда – непохожая на все остальные, освещающая путь к конкретному месту. Мудрецы, знавшие об этом знаке, последовали за светом звезды и пришли в город Вифлеем (Город Хлеба), где в сарае для домашнего скота нашли Семью с Младенцем Иисусом. Это и был обещанный пророками Новорожденный Бого-Человек, которому предстояло освободить мир от зла… Чудесным образом, без новостных заметок в газетах, без телефонов и интернета о рождении Малыша узнали множество людей, все приходили в скромную стайню, поздравляли родителей, приносили подарки и радовались Младенцу, который должен был изменить весь мир к лучшему.

Наука и история подтверждают факт данных событий, но вот освободил ли Иисус людей – это дело веры каждого отдельного человека. Одно остается точным наверняка — этот Человек своей жизнью учил очень простым и необходимым для лучшей жизни вещам – любить людей вокруг себя, прощать обиды, не осуждать, бескорыстно помогать и быть неравнодушным к проблемам и радостям других и даже умирать за любимых. Именно поэтому Его Рождение так грандиозно отмечается.

Семейные традиции

Замечательные христианские традиции совмещают в себе трапезу за общим столом, взаимные извинения и прощения, пожелания добра и любви на последующий год.

Именно в Сочельник Рождества собирается вся семья, множество людей и сегодня собираются в доме старшего поколения – у бабушки-дедушки или отца с матерью. Это, пожалуй, самый семейный праздник, интимное домашнее торжество.

На Рождественскую Вечерю, в Сочельник принято собирать всю семью за одним столом, несколько поколений, если это возможно. Люди объединяются – родные братья и сестры встречаются семьями, за стол усаживаются самые родные и близкие по духу и крови люди. Славянская традиция рассказывает о двенадцати обязательных блюдах на столе – но это не есть канон, ведь еда это вовсе не то, ради чего собираются родные люди. Угощение может быть намного скромнее и отличаться количеством блюд в любую сторону, главное придерживаться безалкогольного правила и простоты пищи, в сочельник принято придерживаться постной кухни. Едят в этот вечер кутью (сладкую кашу с сухофруктами, орехами и медом) как символ начала лучшей жизни, хотя и без этого блюда праздник тоже состоится. Если же вы соберетесь на ужин в день самого Рождества – то на столе могут быть более изысканные блюда, в том числе из мяса, допустимо небольшое количество вина.

Гораздо важнее позаботиться о настроении за столом и в доме – этому помогут зажженные свечи, декоративные фигурки ангелов, животных, возможно скульптурный или игрушечный вертеп с «Новорожденным». Дети, свет и игрушки всегда вселяют в атмосферу чувство тепла, мира и радости.

Можно подготовить специальную молитву благодарения за прожитый год — своими словами перечислить радости и переживания семьи, которыми наполнился год от времени «прошлой елки».

Прекрасной, но немного сложной, может стать традиция взаимного извинения друг перед другом. Когда каждый член семьи взаимно (у католиков в этом моменте ломают специальный традиционный постный хлеб – оплаток, по кусочку у каждого присутствующего) просит прощения по очереди у всех членов семьи, потом говорят свои пожелания. Это должно выглядеть не как публичная исповедь, но как приватный разговор двух близких людей, так по кругу, по парам обряд станет взаимным и всеобщим.

После примирения праздничная трапеза будет очень приятной. Ведь общий стол, как ничто другое, объединяет людей, уравнивает их, сближает и делает роднее.

Подарки

В любом возрасте приятно получать и дарить подарки, в Рождественские праздники – это особенно трогательно. Каждая семья с рождением ребенка, придумывает свою легенду, вырабатывает свой ритуал преподношения подарков детям. Кому ночью под подушкой сюрприз оставляет Святой Николай, кому-то на балкон мешок с подарком подбрасывает на лету Санта, к кому-то в Новогоднюю ночь приходит Дед Мороз. А вот на Рождество можно просто готовить подарки друг другу, красиво упаковывать и складывать под елку. Такой обмен детям можно объяснять так – сегодня день рождения у Друга всех-всех людей, и так как Ему первому две тысячи лет назад Волхвы-Мудрецы принесли подарки, так сегодня в честь Его дня рождения все приносят подарки друг другу. А особенно подарки нужно дарить самым маленьким, а также самым бедным детям. Эпизод открытия подарков хорошо впишется в план вечера.

Школа добра

Накануне и в ближайшее время Рождества принято делать дела милосердия, быть чуточку внимательней к окружающим, особенно к тем, у кого нет близких и любящих людей.

Это замечательное время для привития детям, да и взрослым, привычки делать добро, заботиться о других. Хорошим примером и школой доброты станут совместные с родителями посещения одиноких стариков-соседей, забытых дальних родственников. Особенно трогательны и важны для детей встречи с детьми, у которых нет родных, или с тяжело больными детьми. Уже в дошкольном возрасте вполне можно организовать небольшой визит в приют или палату к девочке или мальчику ровеснику – принести подходящие угощения и подарки. Такие походы учат детей быть человечней и внимательней к ближним.

Рождественские песни

Это особая часть праздника. В традициях всех народов есть понятие колядования — пения колядок. Песня может раскрепостить человека, подарить улыбку, передать информацию и настроение. Сам смысл и процесс исполнение песни способны объединить даже совсем чужих людей. Воистину музыка — это уникальная штука. Рождественские песни отличаются от просто новогодних или про зиму и елку, это произведения которым много лет, которые передаются поколениями, которые всегда несут позитив и настрой на добро и счастливое будущее.

Даже фоновое звучание колядок в исполнении профессиональных коллективов и солистов (например, хора «Дударык» или «Пикардийской Терции», детский вариант колядок от Леси Горовой) зададут особенный праздничный тон.

Замечательно будет, если в вашей семье есть возможность и желание изучить пару колядок вместе с детьми. В Рождественские вечера позвольте себе пройтись по друзьям-соседям, напевая им о Радостной новости под перезвон нескольких карманных колокольчиков. Это будет незабываемое приключение, как для детей, так и для взрослых.

Все традиции имеют свои корни, и все традиции придумали обычные люди, надо учиться заимствовать и внедрять в своих семьях только самое лучшее, самое настоящее и самое действительно ценное для семьи.