Николай Носов — Фантазеры: Сказка. Рассказ Фантазеры Н носов фантазеры рассказ составить

Фантазеры - рассказ Николая Носова, на котором выросло не одно поколение советских ребят. В нем двое друзей коротают время и фантазируют о своих возможностях. К ним присоединяется мальчик Игорь. Он хвастается тем, как обманул родителей и подвел под наказание сестру. Что ответят ему мальчики на подобное откровение? Чем закончится их расставание? Прочтите вместе с детьми в рассказе. Он учит настоящей дружбе, сочувствию, умению делиться и тому, как отличить воображение ото лжи.

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

— Сколько тебе лет? — спрашивает Мишутка.

— Девяносто пять. А тебе?

— А мне сто сорок.

Знаешь, — говорит Мишутка, — раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

— А я, — говорит Стасик, — сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

— А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, — говорит Мишутка.

— У! А я море мог переплыть!

— Подумаешь — море! Я океан переплывал!

— А я раньше летать умел!

— А ну, полети!

— Сейчас не могу: разучился.

— А я один раз купался в море, — говорит Мишутка, — и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову — и откусила.

— Нет, правда!

— Почему же ты не умер?

— А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

— Без головы?

— Конечно, без головы. Зачем мне голова?

— Как же ты шел без головы?

— Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.

— Почему же ты теперь с головой?

— Другая выросла.

«Ловко придумал!» — позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

— Ну, это что! — сказал он. — Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

— Вот так соврал! — рассмеялся Мишутка.

— Вовсе нет.

— Почему же ты теперь живой?

— Так он же меня потом выплюнул,

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:

— Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…

— Знаю, знаю! — закричал Стасик. — Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

— Ничего подобного. Я не про это.

— Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой — рраз! — и раздавил в лепешку.

— Ха-ха-ха! Вот это враки!

— А вот и не враки!

— Как же ты мог раздавить автобус?

— Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.

— Ну, это не удивительно, — сказал Стасик. — А я раз на Луну летал.

— Эва, куда махнул! — засмеялся Мишутка.

— Не веришь? Честное слово!

— На чем же ты летал?

— На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!

— Что же ты там, на Луне видел?

— Ну, что… — замялся Стасик. — Что я там видел? Ничего и не видел.

— Ха-ха-ха! — рассмеялся Мишутка. — А говорит, на Луну летал!

— Конечно, летал.

— Почему же ничего не видел?

— А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно… Летел, летел, а потом бряк о землю… ну и проснулся…

— А-а, — протянул Мишутка. — Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты — во сне.

Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

— Вот врут-то! И вам не стыдно?

— А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, — сказал Стасик. — Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

— Сказки! — презрительно фыркнул Игорь. — Нашли занятие!

— А ты думаешь, легко выдумывать!

— Чего проще!

— Ну, выдумай что-нибудь.

— Сейчас… — сказал Игорь. — Пожалуйста.

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

— Сейчас, — повторил Игорь. — Э-э-э… гм… кхм… э-э-э…

— Ну, что ты все «э» да «э»!

— Сейчас! Дайте подумать.

— Ну, думай, думай!

— Э-э-э, — снова сказал Игорь и посмотрел на небо. — Сейчас, сейчас… э-э-э…

— Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил — чего проще!

— Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

— Ну и что же ты тут выдумал? — спросил Стасик.

— Ничего. Как было, так и рассказал.

— А говорил — выдумывать мастер!

— Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

— Какая польза?

— А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал.

Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.

— Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! — сказал Мишутка.

— А тебе что?

— Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!

— Сами вы брехуны!

— Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

— Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

— Купим порцию и разделим пополам, — предложил Игорь.

Продавщица дала им мороженое на палочке.

— Пойдем домой, — говорит Мишутка, — разрежем ножом, чтоб было точно.

— Пойдем.

На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.

— Ты чего ревела? — спрашивает Мишутка.

— Меня мама гулять не пускала.

— За что?

— За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

— Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою полпорцию мороженого дам, — сказал Мишутка.

— И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, — пообещал Стасик.

— А вы разве не хотите сами?

— Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, — сказал Стасик.

— Давайте лучше это мороженое на троих разделим, — предложила Ира.

— Правильно! — сказал Стасик. — А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

— Вкусная штука! — сказал Мишутка. — Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

— Ну, ты выдумываешь все! — засмеялась Ира. — Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

— Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана…

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.

– Сколько тебе лет? – спрашивает Мишутка.

– Девяносто пять. А тебе?

– А мне сто сорок. Знаешь, – говорит Мишутка, – раньше я был большой большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

– А я, – говорит Стасик, – сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

– А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, – говорит Мишутка.

Мишутка пееплывает океан

– У! А я море мог переплыть!

– Подумаешь – море! Я океан переплывал!

– А я раньше летать умел!

– А ну, полети!

– Сейчас не могу: разучился.

– А я один раз купался в море, – говорит Мишутка, – и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.

– Нет, правда!

– Почему же ты не умер?

– А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

– Без головы?

– Конечно, без головы. Зачем мне голова?

– Как же ты шёл без головы?

– Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.

– Почему же ты теперь с головой?

крокодил съел Стасика

– Другая выросла.

«Ловко придумал!» – позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

– Ну, это что! – сказал он. – Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

– Вот так соврал! – рассмеялся Мишутка.

– Вовсе нет.

– Почему же ты теперь живой?

– Так он же меня потом выплюнул.

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:

– Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…

– Знаю, знаю! – закричал Стасик. – Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

– Ничего подобного. Я не про это.

– Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой – рраз! – и раздавил в лепёшку.

– Ха ха ха! Вот это враки!

– А вот и не враки!

– Как же ты мог раздавить автобус?

– Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил.

– Ну, это не удивительно, – сказал Стасик. – А я раз на Луну летал.

– Эва, куда махнул! – засмеялся Мишутка.

– Не веришь? Честное слово!

– На чём же ты летал?

– На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!

– Что же ты там на Луне видел?

– Ну, что… – замялся Стасик. – Что я там видел? Ничего и не видел.

– Ха ха ха! – рассмеялся Мишутка. – А говорит, на Луну летал!

– Конечно, летал.

– Почему же ничего не видел?

– А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У у у! А потом как полечу обратно… Летел, летел, а потом бряк о землю… ну и проснулся…

Мишутка и Стасик и Игорь

– А а, – протянул Мишутка. – Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты – во сне.

Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

– Вот врут то! И вам не стыдно?

– А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, – сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

– Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!

– А ты думаешь, легко выдумывать!

– Чего проще!

– Ну выдумай что нибудь.

– Сейчас… – сказал Игорь. – Пожалуйста.

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

– Сейчас, – повторил Игорь. – Э э э… гм… кхм… э э э…

– Ну, что ты всё «э» да «э»!

– Сейчас! Дайте подумать.

– Ну, думай, думай!

– Э э э, – снова сказал Игорь и посмотрел на небо. – Сейчас, сейчас… э э э…

– Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил – чего проще!

– Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

– Ну и что же ты тут выдумал? – спросил Стасик.

– Ничего. Как было, так и рассказал.

– А говорил – выдумывать мастер!

– Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

– Какая польза?

– А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.

– Значит, из за тебя другому досталось, а ты и рад! – сказал Мишутка.

– А тебе что?

– Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!

– Сами вы брехуны!

– Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

– Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

– Купим порцию и разделим пополам, – предложил Игорь.

Продавщица дала им мороженое на палочке.

– Пойдём домой, – говорит Мишутка, – разрежем ножом, чтоб было точно.

– Пойдём.

На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.

– Ты чего ревела? – спрашивает Мишутка.

– Меня мама гулять не пускала.

– За что?

– За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

– Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдём, я тебе свою полпорцию мороженого дам, – сказал Мишутка.

– И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, – пообещал Стасик.

– А вы разве не хотите сами?

– Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, – сказал Стасик.

– Давайте лучше это мороженое на троих разделим, – предложила Ира.

– Правильно! – сказал Стасик. – А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

– Вкусная штука! – сказал Мишутка. – Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

– Ну, ты выдумываешь всё! – засмеялась Ира. – Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

– Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана…

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

— Сколько тебе лет? — спрашивает Мишутка.

— Девяносто пять. А тебе?

— А мне сто сорок. Знаешь, — говорит Мишутка, — раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

— А я, — говорит Стасик, — сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

— А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, — говорит Мишутка.

— У! А я море мог переплыть!

— Подумаешь — море! Я океан переплывал!

— А я раньше летать умел!

— А ну, полети!

— Сейчас не могу: разучился.

— А я один раз купался в море, — говорит Мишутка, — и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову — и откусила.

— Нет, правда!

— Почему же ты не умер?

— А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

— Без головы?

— Конечно, без головы. Зачем мне голова?

— Как же ты шел без головы?

— Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.

— Почему же ты теперь с головой?

— Другая выросла.

«Ловко придумал!» — позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

— Ну, это что! — сказал он. — Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

— Вот так соврал! — рассмеялся Мишутка.

— Вовсе нет.

— Почему же ты теперь живой?

— Так он же меня потом выплюнул,

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:

— Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…

— Знаю, знаю! — закричал Стасик. — Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

— Ничего подобного. Я не про это.

— Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой — рраз! — и раздавил в лепешку.

— Ха-ха-ха! Вот это враки!

— А вот и не враки!

— Как же ты мог раздавить автобус?

— Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.

— Ну, это не удивительно, — сказал Стасик. — А я раз на Луну летал.

— Эва, куда махнул! — засмеялся Мишутка.

— Не веришь? Честное слово!

— На чем же ты летал?

— На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!

— Что же ты там, на Луне видел?

— Ну, что… — замялся Стасик. — Что я там видел? Ничего и не видел.

— Ха-ха-ха! — рассмеялся Мишутка. — А говорит, на Луну летал!

— Конечно, летал.

— Почему же ничего не видел?

— А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно… Летел, летел, а потом бряк о землю… ну и проснулся…

— А-а, — протянул Мишутка. — Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты — во сне.

Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

— Вот врут-то! И вам не стыдно?

— А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, — сказал Стасик. — Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

— Сказки! — презрительно фыркнул Игорь. — Нашли занятие!

— А ты думаешь, легко выдумывать!

— Чего проще!

— Ну, выдумай что-нибудь.

— Сейчас… — сказал Игорь. — Пожалуйста.

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

— Сейчас, — повторил Игорь. — Э-э-э… гм… кхм… э-э-э…

— Ну, что ты все «э» да «э»!

— Сейчас! Дайте подумать.

— Ну, думай, думай!

— Э-э-э, — снова сказал Игорь и посмотрел на небо. — Сейчас, сейчас… э-э-э…

— Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил — чего проще!

— Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

— Ну и что же ты тут выдумал? — спросил Стасик.

— Ничего. Как было, так и рассказал.

— А говорил — выдумывать мастер!

— Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

— Какая польза?

— А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.

— Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! — сказал Мишутка.

— А тебе что?

— Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!

— Сами вы брехуны!

— Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

— Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

— Купим порцию и разделим пополам, — предложил Игорь.

Продавщица дала им мороженое на палочке.

— Пойдем домой, — говорит Мишутка, — разрежем ножом, чтоб было точно.

— Пойдем.

На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.

— Ты чего ревела? — спрашивает Мишутка.

— Меня мама гулять не пускала.

— За что?

— За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

— Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою полпорцию мороженого дам, — сказал Мишутка.

— И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, — пообещал Стасик.

— А вы разве не хотите сами?

— Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, — сказал Стасик.

— Давайте лучше это мороженое на троих разделим, — предложила Ира.

— Правильно! — сказал Стасик. — А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

— Вкусная штука! — сказал Мишутка. — Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

— Ну, ты выдумываешь все! — засмеялась Ира. — Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

— Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана…

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Г. ИРКУТСК

Методическое объединение учителей начальных классов

Литературное чтение

Разработка урока литературного чтения на тему: Н. Носов «Фантазёры» для 2 класса

Урок разработала:

Крыжановская НатальяАлександровна.

Учитель начальных классов МБОУ г.Иркутска СОШ № 11 с УИОП

Иркутск 2013г.

Пояснительная записка

Урок «Литературного чтения по теме: Н. Носов «Фантазёры» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».

Данный урок открывает цикл произведений, объединенных в главу под названием: «В гостях у Незнайки».

Цель данной главы: обозначить грань между веселой беззлобной выдумкой и ложью в корыстных целях; дать представление о том, что фантазировать так, чтобы это было интересно окружающим, - совсем не просто.

Произведение Н. Носова «Фантазёры» рассчитано на два урока.

Цель урока: говорить неправду и фантазировать - это не одно и то же…

Исходя из цели урока, нами были сформулированы следующие задачи.

    Общедидактические: а) формировать умение отыскивать нужную информацию в учебник, ориентируясь на странице «Содержание»; б) уметь определять содержание текста по его названию; в) формировать деятельность обобщения (делаяя выводы на основании обнаруженных потребностей и деталей).

    Нравственные: формировать представление о том, что быть наблюдательным, уметь фантазировать, иметь возможность общаться с друзьями – это богатство и ценность.

    Развития речи: выделять части, отыскивать нужное место, определять содержание выраженной эмоции.

На данном уроке формируются следующие универсальные учебные действия:

    Личностные УУД

а) Самоопределение – задания нацеленные на децентрацию младшего школьника, ориентирующие его на учет чужой точки зрения. Например: «Какая выдумка тебе кажется самой интересной? У кого другая точка зрения?»

б) Смыслообразование – формирование базовых нравственных ценностей; проблема понимания разницы между ложью в корыстных целях и творческой фантазией.

2. Регулятивные УУД

а) Контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

б) Оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности;

г) Выделять и осознавать то, что уже усвоено на уроке, и то ещё необходимо усвоить.

3. Познавательные УУД

а) Оценка смысла всего текста по его названию;

б) Поиск и выделение необходимой информации в тексте;

в) Определение темы и главной мысли текста;

г) Работа с маркированными в тексте строчками;

д) Универсальные логические действия – установление причинно-следственных связей между развитым воображением, способностью фантазировать и особым взглядом на мир.

4. Коммуникативные УУД

а) Лидерство и согласованность действий с партнером;

б) Построение речевых высказываний;

в) Формулирование и аргументация своего мнения;

г) Учет разных мнений.

С целью развития умения, сотрудничества, умения слушать товарищей и формулировать свое мнение, нами была использована такая форма работы, предусматриваемая новым образовательным стандартом, как работа в парах.

На данном уроке использовались следующие виды речевой и читательской деятельности:

Аудирование с целью понимания смысла звучащей речи, выделение её цели и смысловых доминант, способности отвечать на вопросы по его содержанию.

Чтение вслух с целью постепенного увеличения скорости чтения.

Чтение про себя с целью составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения.

Выборочное чтение (в том числе с опорой на цветовое маркирование) с целью формирования умения ориентироваться в изучаемом тексте.

Говорение (культура речевого высказывания и речевого обобщения) с целью освоения разновидностей монологического высказывания и особенностей диалогического общения.

Урок строится следующим образом: на этапе организационный момент происходит эмоционально-психологический настрой детей на продуктивную работу на уроке. На этапе актуализации полученных ранее знаний дети используя содержание находят страницу в учебнике на которой будут работать на текущем уроке. Определяют название раздела, персонажей-помощников, работают с предлагаемой иллюстрацией, с целью подведения обучающихся к цели урока. На этапе целеполагания, дети самостоятельно формулируют тему и цель урока, что предусматривается Федеральным образовательным стандартом. Прогнозируют содержание текста исходя из заголовка Знакомство с текстом происходит при совместной деятельности учителя и обучающихся. Учитель читает рассказ, а дети следят по тексту, читая про себя. Такой прием выбран в связи с тем, что дети в данном классе показывают высокий темп чтения. На этапе первичное закрепление происходит осмысление данного произведения. Повторно анализируется заголовок, идет аспектный анализ текста, определение его смысловых доминант, выделение ключевых действующих лиц. На доступном для детского восприятия материале мы подводим школьников пониманию важной истины: выдумывать так, чтобы было интересно слушать, - трудно, это большое искусство. Нравственный смысл обсуждаемой проблемы состоит в том, что выдумка не должна наносить вред окружающим – ни физический, ни моральный. В итоге дети приходят к выводу, что про себя самого можно сочинять, а про окружающих – нет, потому что не заешь, что покажется им обидным, потому что нас окружают разные люди – ранимые, не уверенные в себе, стесняющиеся, боящиеся выглядеть смешными. На этапе рефлексии дети должны осмыслить и определить уровень знаний полученных на уроке. К концу урока дети четко разграничивают фантазию и ложь, что и являлось целью данного урока.

Технологическая карта изучения темы

Предмет

литературное чтение

Класс

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема

Н. Носов, «Фантазёры»

Цель

говорить неправду и фантазировать - это не одно и то же

Основные термины, понятия

фантазия, выдумка, ложь, обман, клевета

Этапы урока

Вопросы и задания, направленные на формирование УУД

Формируемые УУД

Организационный момент

Здравствуйте ребята и уважаемые гости. - Ребята у нас в гостях сегодня учителя из разных школ, давайте поприветствуем их.

Послушайте звуки, которые доносятся из коридора. А сейчас послушайте звуки за окном. Послушаем звуки в нашем классе. И наконец, послушайте себя. Слышите, как бьётся ваше сердце. Сердце стремится узнать что-то новое, неизвестное. Теперь те, кто хочет открыть для себя новую тайну тихонечко садятся.

Регулятивные УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)

Актуализация знаний

Новую тему мы начинаем,

К герою в гости снова пойдем,

Загадку о нем сейчас разгадаем

И в книге названье её мы найдем.

Отгадайте к кому мы отправимся в гости.

Он не знает ничего.

Все вы знаете его.

Мне ответьте без утайки,

Как зовут его? (Незнайка)

Откройте учебник и прочитайте тему наших уроков. (В гостях у Незнайки)

Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите? (Маша и Миша в Солнечном городе в гостях у незнайки)

Догадайтесь, о чем разговаривают Незнайка с нашими героями.

Прочитаем их разговор и узнаем. (Дети читают)

Чему учила Мальвина Незнайку?

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Познавательные УУД

Постановка цели урока

Как вы думаете, говорить неправду и фантазировать – это одно и то же, или нет?

Выслушиваем мнения 2-3 детей. Убеждаемся, что дети не могут однозначно ответить на вопрос. После этого переходим к формулированию цели. Она так и будет звучать: говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же.

Кто поможет нам разобраться в этом вопросе? – Николай Носов.

О ком хотел бы нам рассказать Н. Носов, о врунах или фантазерах? Дети высказывают предположение.

Мы можем это узнать, прочитав рассказ «Фантазеры»

Познавательные УУД

(самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

Открытие нового

Учитель читает текст, дети следят по учебнику.

Вам понравился рассказ? Что запомнилось?

Кто главные герои рассказа?

Что можете о них сказать?

Общеучебные познавательные УУД:

Умение работать с текстом

Умение выделять существенное

Личностные УУД:

Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм

Физкультминутка

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Приседание, хлопок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

Коммуникативные УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)

Анализ произведения

Значит, о чем Н. Носов говорит в первую очередь? (о фантазии)

Какая выдумка на ваш взгляд вам кажется наиболее интересной, зачитайте.

У кого другая точка зрения?

Выдумывать, так чтобы было интересно слушать, это сложно или нет?

У кого из героев получалось фантазировать, а у кого нет? Прочитайте нужный фрагмент.

Почему у Игоря не получилось?

Прочитайте нужный фрагмент.

Как на ваш взгляд нужно фантазировать?

(фантазировать нужно так, чтобы было интересно слушать)

Оказывается, что фантазировать, это большое искусство.

Помните, как Незнайка сочинял стихи про друзей?

Как они отнеслись к его творчеству? (обиделись и сказали, что он всякую неправду сочиняет)

Почему можно фантазировать про себя, и нельзя про своих друзей?

Выдумка не должна наносит вред окружающим.

Общеучебные УУД (умение работать с текстом)

Рефлексия

Какую цель мы ставили в начале урока?

Говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же.

Достигли мы этой цели? Докажите.

Игорь – обманщик или фантазер? Докажите.

Стасик и Мишутка – обманщики или фантазеры? Докажите.

Вы все сегодня хорошо поработали на уроке, а теперь скажите: кто, придя домой сможет объяснить разницу между обманом и фантазией.

Кому еще нужно поработать над этим вопросом?

На следующем уроке мы продолжим работать с этим произведением.

Регулятивные УУД (самооценка)

Итог урока

Почему рассказ называется «Фантазеры», а не «Вруны» или «Обманщики»?

Главные герои фантазируют без злого умысла.

Каков же замысел Николая Носова? Чему нас учит рассказ?

Выдумка и фантазия не должны приносить людям зло.

С кем из героев рассказа вы бы хотели подружиться и почему?

Общеучебные УУД

Регулятивные УУД

Домашнее задание

А вы умеете фантазировать? О чем вы любите фантазировать? Придумайте и нарисуйте дома свои фантазии.

Использованная литература

1. Чуракова Н.А. Литературное чтение [Текст]: 2 кл.: Методическое пособие / Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – 272 с.

2. Чуракова Н.А. Литературное чтение [Текст]: 2 кл.: учебник: в 2 ч. / Н.А. Чуракова. – 5-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – Ч.1.: 176с., 16 репрод.: цв. ил.

Рассказ "Фантазёры" Н.Н.Носова в картинках, читать


При копировании и размещении на другом сайте указывайте активную ссылку: https://www.сайт/библиотечка/

Картинки увеличиваются

Фантазёры

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.

– Сколько тебе лет? – спрашивает Мишутка.
– Девяносто пять. А тебе?
– А мне сто сорок. Знаешь, – говорит Мишутка, – раньше я был большой большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

– А я, – говорит Стасик, – сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

– А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, – говорит Мишутка.
– У! А я море мог переплыть!
– Подумаешь – море! Я океан переплывал!

– А я раньше летать умел!
– А ну, полети!
– Сейчас не могу: разучился.

– А я один раз купался в море, – говорит Мишутка, – и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.
– Врёшь!
– Нет, правда!
– Почему же ты не умер?
– А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
– Без головы?
– Конечно, без головы. Зачем мне голова?
– Как же ты шёл без головы?
– Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.
– Почему же ты теперь с головой?
– Другая выросла.

"Ловко придумал!" – позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.
– Ну, это что! – сказал он. – Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
– Вот так соврал! – рассмеялся Мишутка.
– Вовсе нет.
– Почему же ты теперь живой?
– Так он же меня потом выплюнул.

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:
– Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…
– Знаю, знаю! – закричал Стасик. – Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.
– Ничего подобного. Я не про это.
– Ну ладно. Ври дальше.

– Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой – рраз! – и раздавил в лепёшку.
– Ха ха ха! Вот это враки!
– А вот и не враки!
– Как же ты мог раздавить автобус?
– Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил.

– Ну, это не удивительно, – сказал Стасик. – А я раз на Луну летал.
– Эва, куда махнул! – засмеялся Мишутка.
– Не веришь? Честное слово!
– На чём же ты летал?
– На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!
– Что же ты там на Луне видел?
– Ну, что… – замялся Стасик. – Что я там видел? Ничего и не видел.
– Ха ха ха! – рассмеялся Мишутка. – А говорит, на Луну летал!
– Конечно, летал.
– Почему же ничего не видел?
– А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У у у! А потом как полечу обратно… Летел, летел, а потом бряк о землю… ну и проснулся…
– А а, – протянул Мишутка. – Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты – во сне.

Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
– Вот врут то! И вам не стыдно?
– А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, – сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
– Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!
– А ты думаешь, легко выдумывать!
– Чего проще!
– Ну выдумай что нибудь.
– Сейчас… – сказал Игорь. – Пожалуйста.
Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
– Сейчас, – повторил Игорь. – Э э э… гм… кхм… э э э…
– Ну, что ты всё «э» да «э»!
– Сейчас! Дайте подумать.
– Ну, думай, думай!
– Э э э, – снова сказал Игорь и посмотрел на небо. – Сейчас, сейчас… э э э…
– Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил – чего проще!
– Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
– Ну и что же ты тут выдумал? – спросил Стасик.
– Ничего. Как было, так и рассказал.

– А говорил – выдумывать мастер!
– Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
– Какая польза?
– А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.

– Значит, из за тебя другому досталось, а ты и рад! – сказал Мишутка.
– А тебе что?
– Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!
– Сами вы брехуны!
– Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
– Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
– Купим порцию и разделим пополам, – предложил Игорь.
Продавщица дала им мороженое на палочке.
– Пойдём домой, – говорит Мишутка, – разрежем ножом, чтоб было точно.
– Пойдём.
На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.
– Ты чего ревела? – спрашивает Мишутка.
– Меня мама гулять не пускала.
– За что?
– За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
– Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдём, я тебе свою полпорцию мороженого дам, – сказал Мишутка.
– И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, – пообещал Стасик.