Основные стадии влияния родителей на жизнь детей. Влияние родителей на детей Как родительские отношения влияют на ребенка

Существуют определенные стадии в жизни детей, когда влияние родителей может во многом определить всю их дальнейшую судьбу. Эти основные стадии можно назвать судьбоносными.

Первой стадией, во многом определяющей жизнь ребенка, является момент зачатия. «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть».
Главной Божьей целью соединения двоих в одну плоть, является продолжение человеческого рода, появление новой жизни, рождение новой души. Понятие «душа» тесно связано с эмоциями, восприятием мира через ощущения и сознание, мышление. Поэтому, когда две души соединяются и происходит зачатие новой души, важны их мысли, эмоции, настрой и отношение к зачатию ребенка. Тайна создания Богом новой жизни весьма велика. И творцами ее является не только Господь, но и отец с матерью. Если они хотят иметь наследие, желают появления ребенка, то при формировании новой души закладывается информация о том, что она значима, желанна и любима. Такая позиция родителей закладывает позитивное отношение ребенка к себе и окружающему миру на всю оставшуюся жизнь.

Если родители соединяются только чтобы удовлетворить похоть плоти с мыслями: «Не дай Бог забеременеть», а это все же происходит, то изначально в душу ребенка закладывается информация о том, что он нежелателен, не нужен, а значит, не любим. Такое отношение и мысли родителей откладывают отпечаток отвержения, низкой самооценки ребенка на весь период его жизни. Мы знаем, что крепость и устойчивость любого строения зависят от кладки фундамента с момента начала строения. Также и при зачатии новой жизни человека это играет огромную роль. С какими мыслями мы воспринимаем беременность, как и что мы думаем о будущем ребенке, такими мыслями будет наполнен он сам и его будущая жизнь.
Мысли, эмоции, настрой родителей в период зачатия являются фундаментом для последующей жизни ребенка. «Каковы мысли в душе его, таков и он». (Соломон) От наполнения мыслей ребенка зависит, будет ли их ребенок обладать крепким душевным и психическим здоровьем, стабильностью, радостным мироощущением, наполнен любовью и позитивным принятием себя, других людей. Либо будет иметь заниженную самооценку, чувство неполноценности, ненужности себя в этом мире с последующими продолжениями, которые могут «всплыть» в период кубертата в виде: ссор с родителями, уходом в себя, плохую компанию, употребления наркотиков, алкоголя.

Вторая стадия жизни ребенка – это жизнь в утробе матери. Ребенок является на этот период одним целым с матерью. Поэтому любые смены настроения, тревоги, страхи, волнения также переживаются маленькой душой. Если будущая мать постоянно испытывает стрессы, у ребенка идет поражение на уровне центральной нервной системы. Эти дети впоследствии крикливы, страдают бессонницей, могут отказываться от естественного вскармливания. Также в этот период следует особо беречься от различных инфекционных заболеваний, т.к. некоторые из них, такие как корь, скарлатина, краснуха вызывают повреждения психического развития, ДЦП, появление аномалии, которые связаны с недостатком развития слуха, зрения и двигательной активности. Для будущей матери и ребенка очень важна психологическая и моральная поддержка отца в этот период. Настроение обоих родителей, состояние их души, также тесно связано с душой ребенка и имеет те же последствия, положительные или отрицательные, в зависимости от отношения родителей, как и в момент зачатия. Часто нежелание иметь ребенка другого пола (например: «я хочу только девочку», а родился мальчик), впоследствии может сказаться на сексуальной ориентации ребенка, а также быть связано с чувством отвержения. Матери следует помнить, что малейшие смены настроения также переживает внутри ребенок, только для него эти переживания воспринимаются во много раз сильнее.Отцу также необходимо проявлять непрестанную заботу о комфортности будущей матери. Если хорошо будущей матери, то также хорошо и будущему ребенку в ее чреве.

Третья стадия – период рождения ребенка. Идет отделение его от матери при появлении на свет. Хотя физически они уже разделены, но продолжают быть связаны в душевной сфере. Как прошли роды у матери, могут во многом определить дальнейшую судьбу новорожденного ребенка. Для ребенка роды являются большим стрессом. Ему надо пройти сложный и первый для него путь, и если женщина в этот период будет отвергать внутренне ребенка и думать только о себе, причиненной ей боли, это значительно затруднит этот процесс для него. Последствие таких родов может проявиться в боязни детей оставаться в одиночестве, трусости, излишней привязанностью к матери. Особая капризность, малодушие, боязливость, себялюбие часто являются результатом стресса, пережитого во время родов. Когда родители не ждали ребенка, не радовались ему, не пеклись о нем и роды были нежелательными, душевные потрясения младенца усугубляются. Дети, пережившие душевный и физиологический стресс, впоследствии находят утешение в таких физиологических средствах как табакокурение, наркотики. Важным моментом является выбор имени ребенку. В библейские времена этому придавалось большое значение. Выбор имени имел также судьбоносный характер, выявлял отношение родителей к ребенку и определял во многом его дальнейшую судьбу.

Четвертая стадия охватывает период от момента рождения до трех лет ребенка. Многие педагоги, ученые считают, что все основные этапы будущего развития ребенка закладываются в этот период. Не зря существует поговорка: «Ребенка воспитывают, пока он лежит поперек кровати, когда вдоль – уже поздно». Поэтому крайне важно матери не оставлять надолго в этот период ребенка. В некоторых культурах мать никогда не покидает ребенка до 5 лет. Чем меньше возраст ребенка, тем больший он испытывает душевный стресс при разлуке с матерью. «Он испытывает состояние ужаса, страха, подобно падению в пропасть» (Гармаев). Недаром африканские и вьетнамские матери привязывают ребенка к себе и постоянно носят с собой. В этот период ребенок постоянно нуждается в нашем присутствии, ласке, объятиях. По мнению врачей и психологов, любой ребенок нуждается в объятиях как минимум 4 раза в день (также и взрослый человек). Ему очень важно знать, любим ли он, слышать эти слова любви каждый день то нас. Если родители этого не делают, дети испытывают голод по любви, эмоциональную и духовную нужду. Часто родители слишком заняты удовлетворением физического голода детей, состоянием его тела: похудел он или слишком поправился? Но редко кто знает и вспоминает об эмоциональном голоде детей, который так же как физический может привести к необратимым процессам в жизни ребенка.

Пятая стадия влияния родителей на жизнь детей приходится на возраст 13 лет. Это период полового развития ребенка, который сопровождается интенсивным ростом различных частей тела. Детям бывает очень тяжело и трудно в этот период. Им кажется, что их тело «сошло с ума» или превратилось в «сплошные ноги». Непропорциональность и некрасивость тела и одновременно желание нравиться другому полу часто вызывает внутренний конфликт. Сознание не всегда успевает за изменениями тела. Быстрая утомляемость, повышенная возбудимость становятся спутниками взросления ребенка, периода кубертата. В связи с перестройкой организма, «бурлением гормона», подростку трудно бывает объяснить свое непредсказуемое поведение. Порой для него самого является неожиданностью его резкое сопротивление родителям, крики, хамство и прочее. Крайне важно в этот период для родителей продолжать проявлять такт, уважение и любовь к подростку, каким бы «провокационным» не было его поведение. На все его негативные проявления являть любовь. Взрослым следует смотреть на вызывающее поведение подростка как на временную болезнь. При умелом и терпеливом подходе взрослых ее течение пройдет легче, быстрее и менее болезненно для детей. Несмотря на взрывчатость, неуживчивость подростка в это период, не переставайте говорить ему слова любви, проявлять уважение. Скажите ему, как он ценен и важен для вас, что если бы перед вами поставили всех детей, какие только есть на свете и разрешили заново выбрать себе ребенка, то вы непременно выбрали бы только его (ее). Правильное отношение родителей к детям в подростковый период служит им единственным твердым основанием, крепким причалом для их бурных переживаний роста, гормональных страстей. Чем стабильнее будет поведение родителей, тем спокойнее и защищеннее будут чувствовать себя дети. Проявлением любви и уважения вы поможете им избежать множества неправильных действий и поступков в этот период и заложить правильный фундамент для дальнейших отношений.

Не всегда плохое поведение подростка является только проявлением особенности его возраста. Иногда этим источником являются сами родители. Бывают не только проблемы с поведением у детей. Бывают проблематичные родители. То, как вели себя родители по отношению к ребенку или друг к другу, начинает в этом возрасте проявляться у детей. Они начинают разворачивать опыт поведения, накопленный за эти годы в семье. Присмотритесь повнимательней, может вы увидите в его неприятном поведении отражение своего поведения, ранее допущенное вами по отношению к нему или другим членам семьи? Может это нам самим порой надо покаяться перед Богом за свое поведение, а не наказывать и стыдить детей?

Шестая стадия является моментом, когда мы отпускаем наших детей в период их замужества или свадьбы. Нам бывает очень тяжело отпускать самое дорогое, во что было вложена вся наша жизнь. Отдать эту жизнь в ее собственные руки и вручить другому, благословить и отпустить, перестать контролировать и руководить дальнейшей жизнью детей – важный момент в становлении дальнейших отношений детей и родителей. Это стадия прекращения активного воздействия и влияния родителей на детей. Если дети нас уважают, ценят и любят и мы действительно смогли стать авторитетом для них за годы совместного проживания, они сами будут искать нашего совета и встречи с нами. Никогда не будьте навязчивы. Чтобы наш сын (дочь) смогли прилепиться ко второй половине и стать одно с ней, а не с нами одно, мы должны отпустить и отдать их жизнь в их руки. Пытаясь удержать бразды правления новой семьи, мы разрушаем ее, не даем ей родиться, сплотиться в одно целое.
Седьмая стадия характеризуется влиянием детей на родителей. Можно назвать ее стадией жатвы. Когда мы пожилые, благословляют ли нас наши дети? Какой плод смогли вырастить мы? То, что мы сеяли, то и пожнем. Если мы были благочестивой матерью (отцом), были благословением для наших детей, то теперь наши дети будут благословением для нас. Если мы только ругали, были недовольны, всегда придирались и часто унижали наших детей, то мы не сможем пожать полноты родительского урожая радости и ощутить их благодарность, уважение и любовь по отношению к нам.

Часто отношения раздоров, ссор и проклятий передаются из рода в род, из поколения в поколение. Это является своеобразным кругом, который трудно разорвать. Чудо Евангелия, благая и радостная весть заключается в том, что Господь, Иисус Христос может восстановить развалины, исцелить разбитые сердца, возобновить отношения, собрать воедино семью, разрушить родовое проклятие и научить правильным, красивым, благочестивым отношениям родителей и детей.
Господь, помоги всем нам осознать важность порученного Тобою самого большого дела для каждого человека на земле – родить новую душу и воспитать из нее личность. Помоги нам понять и осознать драгоценность и уникальность каждого человека на земле. Прости нам наше незнание, самолюбие, эгоизм и гордость. Научи нас Твоей мудрости и любви. Аминь.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов,посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение,которое взрослые считают правильным,и наказывая за нарушение установленных правил,родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм,соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям,ориентируется на их пример,старается стать таким же,как они. В-третьих,понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы,родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация не сводиться к непосредственному “парному” взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания

(Д. Баумринд, 1975) .

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь) , а на другом — далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором — строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ “Я”. Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосозн

анную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь,она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом — пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971) .

За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других — от ребенка к родителям.

Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета:

в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) — право решать остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

Как родители мы часто думаем, что раз мы любим своих детей, проводим с ними время, общаемся и правильно дисциплинируем, то обеспечиваем им оптимальное развитие. Это верно. Однако более фундаментальную основу формирования личностного развития ребенка закладывают не только наши методы воспитания, но и то, кто мы есть как личности. Наши личностные качества, наше собственное поведение и отношение - это основные факторы, влияющие на формирование самоощущения ребенка, восприятие им самого себя, знаем мы об этом или нет.

Дети, как губка, ежедневно впитывают явные и едва уловимые проявления родителей, их взаимоотношения, манеры и мировоззрение, которые в значительной мере формируют их детскую индивидуальность. У нас, родителей, есть набор собственных личностных качеств, которые мы либо унаследовали от своих родителей, либо приобрели во взаимодействии со значимыми для нас людьми, миром и вследствие уникального жизненного опыта. Даже самый благонамеренный родитель неосознанно влияет на своего ребенка как положительным, так и отрицательным способом. Это универсальное и неизбежное условие.

Родителям полезно знать, каким образом они формируют личность ребенка, и пытаться по возможности предотвращать репликацию нежелательных поведенческих привычек, которые они считают недостойными для собственных детей. Эта статья рассматривает некоторые руководящие принципы и помощь в формировании личности ребенка с точки зрения психологии и эйдетических образов (т. е. в воображении воспроизведенных во всех деталях образов предметов, не действующих в данный момент на зрительные анализаторы).

В идеале, мама является для маленького ребенка источником жизненного опыта. Если она дает тепло, чутко реагирует на потребности малыша, он будет развиваться с сильным чувством целостности. Если мать ребенка подавляет его, проявляет холодность, угнетенность, гнев или враждебность, развитие ребенка будет нарушено.

Отцы же предназначены для того, чтобы подталкивать маленького ребенка к активному взаимодействию и установлению взаимоотношений с миром за пределами материнских объятий. Отец рассказывает ребенку о мире, он берет его с собой в различные места, занимается различными совместными видами деятельности и демонстрирует ребенку способы взаимодействия с окружающим миром. Если у ребенка отец - уверенный в себе человек, любящий и способный увлекательно рассказать о мире вне материнской зоны безопасности, этот мир воспринимается ребенком как приветливое и интересное место, с которым он может смело взаимодействовать. Однако если сам отец испытывает трудности при взаимодействии с окружающим миром, то ребенок может перенять аналогичный образ мыслей, и ему не хватит инструментов для собственных успешных взаимодействий.

Даже самые любящие родители могут передавать детям нежелательные симптомы негативных воззрений, сами не зная об этом. Вот некоторые распространенные примеры:

  • Чрезмерная назойливость родителей может привести к противоположному результату - ребенок будет скрытным и не слишком щедрым. Когда дети растут в атмосфере излишней навязчивости, назойливого вторжения родителей, скрытное поведение часто входит у них в привычку. Это может иметь последствия для ребенка в будущем, когда он захочет создать глубокие дружеские или романтические отношения, и обнаружит, что не способен делиться своими глубокими чувствами.
  • Если родители чрезмерно критикуют ребенка, пытаясь научить его делать все правильно, это может привести к тому, что ребенок станет пассивным и нерешительным, опасаясь, что его решения могут подвергнуться критике и осуждению.
  • Дети, воспитанные в доме, где родители их любят, но при этом постоянно ссорятся друг с другом, могут стать неуверенными в себе, потому что их чувство внутренней целостности и безопасности будет находиться под угрозой.
  • Тревожащиеся родители могут воспитать беспокойных детей, так как дети не могут расслабиться из-за нервной энергетики своих родителей.
  • Родители, которые слишком опекают своих детей, могут способствовать развитию у ребенка симптомов депрессии, потому что вынуждают его сдерживать естественную потребность в исследованиях и свободе.

Поэтому при взаимоотношениях ребенка с родителями могут обнаруживаться явные или скрытые симптомы личностных проблем родителей, а жизнь в атмосфере неразрешенных эмоциональных проблем родителей влияет на сознание ребенка в процессе взросления.

Мы часто неосознанно подражаем своим родителям в подходах к воспитанию. Вероятно, вы не раз слышали такие слова: «Я поражена тем, что поступаю так же, как моя мать, когда я была ребенком. Еще прежде чем я успеваю осознать, те же слова, которые говорила мне мама, вылетают из моих уст в адрес дочери».

Яркие примеры такого поведения родителей можно наблюдать в некоторых семьях во время трапезы. Некоторые родители, сами, будучи детьми, за обедом часто слышали в свой адрес следующие слова: «Ради Бога, Иван, когда ты научишься пользоваться вилкой?» или «Перестань размазывать еду по тарелке и просто ешь!». Они до сих пор вспоминают, насколько болезненной для них была такая критика. В глубине души эти дети давали клятву, что никогда не будут так разговаривать со своими детьми. И что же? Проходит 20-30 лет, и уже сами в качестве родителей они поучают детей тем же раздраженным тоном: «Михаил, ради Бога, сколько раз я учила тебя правильно пользоваться вилкой и ножом?» и «Когда ты, наконец, научишься говорить «пожалуйста» и «спасибо» маме, когда она передает тебе хлеб?».

Так же, как мы неосознанно подражаем нашим родителям, наши дети будут подражать нам или реагировать на наше поведение в разных ситуациях. Специалисты в области эйдетической психологии обнаружили, что существует шесть основных вариантов влияния, которое оказывает личность родителя на формирование личности ребенка. При каждом из них ребенок теряет часть своей истинной индивидуальности, так как подражает или реагирует на родителей.

1. Имитация

Дети подражают своим родителям. Они неосознанно усваивают отношения и эмоции своих родителей . Если дочь видит, как мать смотрится в зеркало и спрашивает: «Я выгляжу толстой?», она начнет подражать материнскому самокритичному поведению. Она тоже будет смотреть в зеркало и искать у себя недостатки. К счастью, дочери имитируют также и материнскую уверенность в себе. Ребенок злого отца имитирует сердитое поведение и набрасывается на детей на детской площадке. С другой стороны, ребенок, который видит доброго и помогающего другим людям папу, будет сам развивать подобное отношение к другим людям.

2. Идентификация

Идентификация более фундаментальна, чем имитация. Это не просто повторение поведения родителей. Это разделение их взглядов, отношений и чувств - ребенок чувствует идентичность со своими родителями в каком-либо отношении. Например, у отца, который очень консервативен, одевается в традиционном стиле, гордится людьми в погонах, считает преданность Родине превыше всего, есть дочь, которая полностью разделяет его мировоззрение и выходит замуж за мужчину, похожего на своего отца. Это дочь глубоко отождествляет себя с убеждениями и способом жизни своего отца и, возможно, теряет (истинное) самоощущение, которое на самом деле отличается от отцовского. Идентификация предполагает отождествление собственного мировоззрения и поведения с мировоззрением и поведением родителей.

3. Реакция

Реакция - это поведение, прямо противоположное поведению родителей. Реакцию чаще можно наблюдать у подростков, хотя она может наблюдаться и в течение всей жизни. Например, родитель может быть очень религиозным человеком, а его ребенок бунтарем, который считает себя атеистом и отказывается ходить в церковь. Или родитель может быть очень аккуратным, а ребенок в противоположность ему становится очень неряшливым в жизни и работе. Родитель может педантично придерживаться использования только натуральных продуктов и принимать поливитамины, на что его ребенок реагирует, питаясь нездоровой пищей и не обращая внимания на собственное здоровье. В попытке найти себя ребенок настолько старается быть непохожим на родителей, что теряет из виду то, кем он поистине является, свои уникальные особенности и жизненные ценности.

4. Потеря

Когда маленькому ребенку отказывают в основных биологических потребностях, и он испытывает такие лишения, как отсутствие тесной связи с матерью, нехватку отцовского воспитания, пренебрежение, слишком жесткую или слишком мягкую родительскую стратегию дисциплины или множество других лишений, такой ребенок по мере взросления будет страдать от чувства внутренней опустошенности. Это благодатная почва для развития расстройств пищевого поведения (анорексии, булимии), наркомании, навязчивостей сексуального характера или эмоциональных вспышек, с помощью которых ребенок стремится получать любовь и поддержку. Мы все страдали от различных потерь в жизни; однако наиболее сильные из них оставляют пустоту или «дыру» в психике человека, которую трудно заполнить.

5. Проекция

Проекция возникает тогда, когда собственные субъективные мысли приписываются другим людям (а также и свои чувства, эмоции, намерения, опыт переносятся на других). Т. е. человек ошибочно рассматривает все то, что происходит внутри себя, как приходящее вовне. Если отец говорит, что одна из двух его дочерей красивая, а другая умная, то «умная» девочка может посчитать, что она уродливая, хотя это может быть далеко от истины. И наоборот, красивая дочь может почувствовать себя глупой. У отца, который не участвует в повседневной жизни своих детей, потому что должен работать на двух работах, чтобы прокормить свою семью в связи с экономической необходимостью (и, конечно, из любви к своей семье), может быть ребенок, который вообразил, что отец не любит его, потому что его никогда нет дома. Он будет расти, чувствуя себя нелюбимым, хотя это не так. Дети делают ложные предположения о себе и неточное толкование своей жизни в ответ на замечания родителей или их поведение, хотя замечание, возможно, было нечаянным. Такая тенденция неизбежна, и ее можно обнаружить только с помощью открытого общения.

6. Привязанность

Привязанность - это зависимое поведение, биологически необходимое малышу или маленькому ребенку. Однако если родители не могут отпустить своего взрослеющего ребенка и предоставить ему автономию, они мешают его самостоятельности . Ребенок становится неуверенным и не доверяет своим внутренним ресурсам, чтобы справляться с жизнью, как взрослый. Пример подобной ситуации: мама студентки университета ежедневно говорит ей, как одеваться и что делать на протяжении дня. Материнское вмешательство и зависимость от матери заставляют ее дочь с недоверием относиться к собственному мнению и чувствам. Однако надежные родители знают, когда следует дать ребенку независимость, а когда - натянуть вожжи, и способствуют развитию у ребенка чувства самостоятельности.

Чтобы понять, какое влияние вы оказываете на вашего ребенка, в первую очередь важно понять, как вы относитесь к самому себе, какую ношу самокритики вы несете и те позитивные чувства о самом себе, которые перетекают из вас в вашего ребенка при ежедневном взаимодействии с ним.

Оцените публикацию

Вконтакт

Влияние родительского отношения на развитие ребенка.

Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, между прародителями и родителями, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья для ребенка – место его рождения и основная среда обитания. В семье у него есть близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть.

Семья один из важных факторов развития личности ребенка. Семья определяет ценности и смыслы ребенка, его отношение к себе, его самооценку, паттерны поведения. Семья определяет его полоролевую идентичность. В семье закладывается «Я» ребенка, его представления о себе, о своих возможностях и способностях. Семья может быть источником психического здоровья и психической травмы ребенка.

Главная задача семьи – выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.

«Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье ребенка, его счастье и благополучие. Все зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создать счастливую семейную жизнь.» (Воспитание любовью и логикой.1995)

Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реальной жизни. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи. Больше всего благополучию ребенка способствует благожелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

Есть определенное отличие семейного воспитания от воспитания общественного. Семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья строится на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы. Проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного развития до взрослости. Это дает ребенку непроходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

Эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувств. Недополучивший родительской любви ребенок, вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности.

Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства к родителям». (А.И.Захаров).


Многие исследования посвящены вопросу детерминирования выбора родителем стиля отношения к ребенку (Адлер А., Варга А.Я., Боулби Д., Шефер И).А.Я. Варга (1986) в качестве детерминант родительского отношения к ребенку наряду с клинико - психологическими особенностями ребенка, социкультурными и семейными традициями, этологическим фактором раннего контакта ребенка с матерью, особенностями общения взрослых членов семьи выделяет особенности личности родителя.

Во многих описаниях родительского отношения и поведения скрыто или явно присутствуют указания на особенности личности родителя как на источник того или иного отношения, или обращения с ребенком. Так в работе А. Адлера (1975) гиперопекающее поведение связывается с тревожностью матери. Отдельно исследователями выделяется гиперопекающее поведение, связанное с чувством вины у родителей, т.е. гиперопека, порожденная виной. Шизофреногенная мать - это прежде всего набор личностных особенностей, а затем уже специфическое родительское поведение и отношение.

Некоторые исследователи (Боулби Д., 1979; Шефер И.С., 1965) считают, что разнообразие родительского поведения диктуется разнообразием потребностей и конфликтов личности. Общаясь с ребенком, родитель воспроизводит свой опыт переживаний раннего детства. В отношениях с детьми родители проигрывают свои собственные конфликты (Боулби Д., 1979).

То, что за определенным родительским отношением стоят определенные черты личности родителя утверждает и Шефер И.С. (1959). Так, он включил в свою модель родительского отношения данные о личности, полученные с помощью MMPI. Обнаружилась корреляционная связь между факторами, на которые распадаются шкалы MMPI - интроверсия, экстраверсия и сила "Я", и факторами родительского отношения "любовь - ненависть", "автономия - контроль". Так, фактор "экстраверсия - интроверсия" представляет собой структурную единицу личности человека, а фактор "любовь - ненависть" - это образующая родительского отношения. Сочетания этих структурных единиц представляют собой варианты социального поведения человека, что и обозначают точки на круговой модели социального поведения.

экстраверсия

агрессивность дружелюбие

ненависть любовь

аутизм, изоляция конформизм

интроверсия

Ловинджер Л. (1960) считает, основой того или иного родительского отношения показатель API (авторитарная семейная идеология). Этот показатель отражает когнитивный аспект "Я" - осознание своей внутренней жизни и внутренней жизни ребенка; он как бы определяет уровень когнитивного развития "Я". API отражает тревогу по поводу проявления инстинктивных импульсов и защиту личности от этой тревоги. Аспекты этого процесса - подавление и отрицание. Подавление собственной внутренней жизни приводит к подавлению внутренней жизни ребенка (Ловинджер Л., 1960).

Клинико-психологические особенности родителя так же влияют на специфику родительского отношения. Например, специфичность депрессивных матерей описывает Орвашел Г. (1980). Депрессивные матери по сравнению с нормальными с большим трудом устанавливают интерактивные взаимодействия с ребенком, не могут отделить свои потребности от потребностей ребенка. Как правило, родительское отношение людей, страдающих депрессией, отличается эмоциональным отвержением и суровым контролем с помощью провокации в ребенке чувства вины и стыда.

Деструктивный стиль отношения к ребенку зачастую приводит к его невротизации (Захаров А.И., 1998).

В свою очередь деструктивный стиль зависит, по мнению того же автора, от таких черт личности родителя как сензитивность и гиперсоциализация. Под сензитивностью подразумевается повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать "близко к сердцу", легко расстраиваться, а под гиперсоциализацией - заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов.

Помимо этого, деструктивность в отношении к ребенку обусловлена отсутствием у родителя открытости, непосредственности и непринужденности в общении, что чаще всего имеет в своей основе имевшийся ранее поихотравмирующий опыт межличностных отношений.

В результате исследований, кроме вышеупомянутых данных, было выявлено, что "деструктивные" матери обладают следующими чертами личности: они сенситивны, склонны к подозрительности, недоверчивости. Им свойственно упрямство, ригидность мышления. Они образуют ситуативно обусловленные сверхценные идеи. У них обнаружены проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими; наличие хронических межличностных конфликтов, понижение биотонуса, неустойчивые соматические жалобы, склонность к раздражительности и конфликтной переработке переживаний. У таких матерей отсутствует жизнерадостность, оптимизм, чувство внутренней удовлетворенности. Они тревожны и неуверенны в себе. Для них характерна недостаточная эмоциональная отзывчивость (Захаров А.И., 1998).

Такое сочетание черт характера осложняет отношения матерей с другими людьми, делает эти отношения излишне напряженными и конфликтными. В первую очередь это затрагивает сферу семейных и бытовых отношений, где у матери проявляется излишняя принципиальность и негибкость, неспособность пересмотреть свою позицию и пойти на уступки и компромиссы.

У "деструктивных" отцов отчетливые психопатологические изменения не прослеживаются. У них выделяются черты некоторой минорности, пассивности и мягкости характера, являющиеся следствием неполной семьи в детстве, недостаточной роли отца и замещающего влияния матери. Кроме этого, выражено беспокойство, неуверенность, чувство вины, консерватизм и морализирование.

Оба супруга внутренне конфликтны, у них низкая степень самопринятия.

А.И. Захаров полагает, что невротические изменения формирующейся личности детей возникают в результате неудачно и драматически переживаемого опыта межличностных отношений, отсутствия возможности создания приемлемой "я - концепции" с вытекающей из этого неустойчивостью самооценки, болезненно-чувствительным, эмоционально-неустойчивым и тревожно-неуверенным "я". На что также указывает Боулби Д. (1979).

На конструктивный стиль отношения родителей к ребенку оказывают влияние такие черты личности, как:

стремление наиболее полно выявить свои задатки и способности;

преодоление эгоцентризма через включенность в деятельность, цель которой вне самого человека;

созидательность, творческость;

способность к полному и живому переживанию, способность тонко, самозабвенно и бескорыстно чувствовать;

умеренная тревожность;

способность брать на себя ответственность;

склонность к самоанализу, рефлексии (Спиваковская А.С., 2000).

Таким образом, анализ научных исследований позволяет сделать вывод о том, что существует связь между личностью родителя и его отношением к ребенку. Однако эмпирических данных о соотношении личностных черт родителей и стилей воспитания ребенка явно не достаточно.