Положение "о приемной семье". Приемная семья

Издавна в России было принято брать на воспитание в семьи детей-сирот. За прием такого ребенка семья получала выплаты из государственной казны. На какое-то время данная практика потеряла свою масштабность, но вскоре вновь возродилась в виде детских домов семейного типа. На сегодняшний день приемная семья может стать для ребенка единственным шансом вырасти полноценным, законопослушным и морально устойчивым гражданином.

Приемной семье в Семейном кодексе РФ посвящена целая глава, содержащая в себе основные законодательно закрепленные нормы, которые касаются правил оформления ребенка в приемную семью, заключения договора о приеме ребенка в семью и условий прекращения данного договора.

Дети, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью:

  • оставшиеся без попечительства родителей;
  • сироты;
  • родители, которых лишены родительских прав, признанные не дееспособными, осуждены, ограничены в родительских правах, безвестно отсутствуют;
  • родители, которых не известны.

Договор о передаче ребенка в приемную семью

Помимо СК РФ приемная семья и все что ее касается, регулируется Положением о приемной семье, Гражданским кодексом и другими нормативными документами. Образование приемной семьи начинается с заключения договора между лицом, желающим принять ребенка или нескольких детей в семью, и органом опеки и попечительства.

Основание для заключения данного договора - просьба (заявление) лица, заинтересованного в создании приемной семьи и заключение органа опеки и попечительства о возможности для такого лица стать приемным родителем, а так же необходимые документы.

Договор о передаче ребенка в приемную семью должен содержать:

  1. условия воспитания, содержания и образования ребенка;
  2. срок, на который ребенок передается в приемную семью;
  3. основания и последствия прекращения договора.
  4. права и обязанности приемных родителей;
  5. обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье.

Перед заключением договора, орган опеки о попечительства проводит анализ предоставленных заявителем документов и обследование условий жизни последнего. Перечень документов необходимых для вынесения решения об определении ребенка в приемную семью можно найти в п. 7 Положения о приемной семье.

После подачи заявления и необходимых документов орган опеки и попечительства в двадцатидневный срок должен вынести решение о передаче ребенка в приемную семью или об отказе в передаче. Если будущий приемный родитель (родители) хочет взять в семью ребенка с ослабленным здоровьем (ребенка-инвалида) ему необходимо указать это в заявлении.

Руководствуясь интересами ребенка, орган опеки и попечительства может выдать письменный отказ (документы, переданные для оформления договора о приеме ребенка в семью, должны быть возвращены) заявителю в передаче ребенка в приемную семью, в таком случае последний имеет право обжаловать такое решение в суде.

Приемная семья. Выплаты

Создать приемную семью могут отдельно взятые граждане и граждане, состоящие в браке. Принимая ребенка в приемную семью, родители приобретают права и обязанности попечителя (опекуна). Но в отличие от опекунов (попечителей) приемные родители (родитель) ребенка находятся в договорных отношениях с органом опеки и попечительства, то есть за исполнение своих обязанностей они получают определенное вознаграждение и денежные средства на содержание ребенка.

Расчет сумм на содержание приемных детей и вознаграждение приемным родителям осуществляется для каждого города индивидуально, исходя из возможностей городского бюджета и экономической политики отдельно взятой исполнительной власти на местах. Для примера, рассмотрим вознаграждение приемным родителям и размер денежных средств на содержание детей в г. Москва.
Решением правительства РФ, полномочия по выплате денежных средств на содержание детей и вознаграждения приемным родителям, а так же патронатным воспитателям, переданы органам социальной защиты населения. Передача полномочий произведена с 1 января 2012 года.

Ежемесячное вознаграждение приемному родителю или патронатному воспитателю:

  • 25 763,50 за ребенка-инвалида;
  • 15 155 рублей за каждого ребенка.

Денежные средства, выделяемые на содержание детей:

  • 15 тыс. рублей на ребенка-инвалида;
  • 15 тыс. рублей на каждого ребенка при нахождении на воспитании у одной семьи трех или более детей;
  • 12 тыс. рублей на одного ребенка;
  • 13 тыс. рублей на каждого воспитуемого ребенка, при нахождении на воспитании двух детей.

Суммы денежных средств на оплату вознаграждения приемным родителям и на содержание детей пересчитываются ежеквартально, исходя из изменений индекса инфляции и цен на услуги и товары.

Учет расходов средств на содержание детей ведется приемными родителями в письменном виде. Каждый год такой учет передается для проверки в орган опеки и попечительства. Средства, которые удалось сэкономить в течение года, изъятию из приемной семьи не подлежат.
Продукты питания для приемных детей (ребенка) приобретаются в специализированных магазинах, базах, снабжающих образовательные учреждения.

Приемная семья может насчитывать только восемь человек детей, в это число входят родные, усыновленные и находящиеся под опекой дети. Приемными родителями могут стать лица, достигшие совершеннолетия в не зависимости от их пола.

Не могут являться приемными родителями:

  • лица, имеющие заболевания (при наличии которых не допускается передача ребенка в приемную семью);
  • лица, ранее являвшиеся усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лица, признанные судом ограниченно или полностью недееспособными;
  • бывшие опекуны (попечители) опекунство (попечительство), которых прекращено за ненадлежащее исполнение возложенных на них законом обязанностей;
  • лица, лишенные по суду родительских прав (ограниченные в родительских правах).

Как и в случае с опекой и попечительством передача ребенка в приемную семью до 10-ти летнего возраста осуществляется с учетом его мнения, а с десяти лет только с его согласия.

В результате приема ребенка в семью между ним и приемными родителями не возникает наследственных и алиментных связей. После передачи ребенка (детей) в приемную семью за ним сохраняется право на алименты, пенсию компенсации и другие социальные выплаты. Так же за ребенком сохраняется право собственности на жилое помещение, которое в перспективе им может быть получено от государства. В отличие от усыновленных детей, приемные дети не теряют своего льготного права на получение жилого помещения по достижению ими 18-ти летнего возраста.

Казалось бы, государство позаботилось о приемных семьях и детях, передаваемых на воспитание приемным родителям. Прежде чем, такой ребенок окажется в семье, будущие приемные родители пройдут сложный путь оформления документов. Что бы облегчить себе задачу, воспользуйтесь помощью адвоката по семейным делам. Адвокат по семейным делам не только поможет оформить необходимые документы, для желающих создать приемную семью, но и окажет неоценимую поддержку в последующей защите прав и интересов, как приемных родителей, так и нового члена их семьи.

Правильная постановка вопроса - это уже половина ответа. Не добавляйте себе хлопот - доверьте свое дело профессионалам.

21 и 28 августа 2018 года в заседаниях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрены две кассационные жалобы опекунов, жителей Москвы П. и К., которым районными отделами социальной защиты населения города Москвы отказано в заключении договоров о приемной семье в отношении подопечных детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на воспитание в семью из других регионов и не имеющих регистрации по месту жительства в городе Москве.

П., проживающая по месту жительства в г. Москве, с 2016 г. является опекуном подопечной Елизаветы Д., 2003 г.р., в соответствии с решением уполномоченного органа опеки и попечительства Челябинской области. Несовершеннолетняя зарегистрирована в квартире попечителя по месту пребывания.

Распоряжением ОСЗН района Беговой САО г. Москвы от 01.11.2016 г. опекуну П. отказано в заключении договора о приемной семье в отношении подопечной Елизаветы Д. в связи с тем, что город Москва, по мнению руководства ОСЗН района Беговой, не является местом жительства несовершеннолетней.

Кроме того, ОСЗН района Беговой отказал П. в назначении ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за подопечной — ребенком-инвалидом Д., предоставляемой из средств бюджета города Москвы на основании пункта 3 части 1 статьи 7 и статьи 9 Закона города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве».

Решением Тимирязевского районного суда г. Москвы, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда, отказано в удовлетворении исковых требований П. к УСЗН САО г. Москвы об оспаривании решений об отказе в заключении договора о приемной семье в отношении подопечной Елизаветы Д. и об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за подопечной, являющейся ребенком-инвалидом.

Определением Верховного Суда РФ от 21 августа 2018 г. судебные постановления Тимирязевского районного суда г. Москвы и апелляционной инстанции Мосгорсуда по делу П. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

К., проживающая по месту жительства в г. Москве, с 2016 г. является опекуном несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, братьев-близнецов Ильи и Даниила З., 2010 г.р., в соответствии с решением уполномоченного органа опеки и попечительства Московской области. Подопечные зарегистрированы на площади опекуна по месту пребывания.

Распоряжением ОСЗН района Солнцево ЗАО г. Москвы от 02.12.2016 г. опекуну К. отказано в заключении договора о приемной семье в отношении подопечных Ильи и Даниила З. в связи с тем, что, по мнению руководства ОСЗН района Солнцево, город Москва не является местом жительства несовершеннолетних.

Решением Никулинского районного суда г. Москвы, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда, отказано в удовлетворении исковых требований К. к УСЗН ЗАО г. Москвы об оспаривании решения об отказе в заключении договора о приемной семье в отношении подопечных Ильи и Даниила З.

Определением Верховного Суда РФ от 28 августа 2018 г. судебные постановления Никулинского районного суда г. Москвы и апелляционной инстанции Мосгорсуда по делу К. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Главные выводы Верховного Суда Российской Федерации по этим делам:

1. Вопросы создания приемной семьи положениями Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», прямо отнесены к компетенции Российской Федерации . К полномочиям города Москвы отнесено лишь определение порядка и размеров государственной поддержки приемных семей в случае заключения с ними в соответствии с федеральным законодательством договоров о приемной семье (статьи 20, 21 Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»).

Федеральным законодательством не предусмотрены какие-либо основания для отказа в заключение договора о приемной семье в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что опека или попечительство над ними установлена актами иных субъектов Российской Федерации, и которые зарегистрированы по месту жительства в других регионах.

Решение органов опеки и попечительства о выборе формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может носить произвольный и избирательный характер, иметь предпочтения или ограничения, не установленные нормами закона. Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, избирается исходя из их интересов.

В федеральном законодательстве и нормативных правовых актах города Москвы не установлены основания для отказа опекуну (попечителю) в заключение договора о приемной семье в случае соблюдения им требований пункта 10 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423, а именно — представлением в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка заявления о передаче на воспитание конкретного ребенка по договору о приемной семье акта органа опеки и попечительства о назначении указанного лица опекуном или попечителем этого ребенка.

2. В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1). Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2).

Исходя из положений ст. 20 ГК РФ у гражданина не может быть более одного места жительства.

Согласно пункту 2 статьи 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

В силу пункта 1 статьи 148 СК РФ, находящиеся под опекой (попечительством), имеют, в том числе право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 ГК РФ.

Данными нормами права закреплено право подопечных на проживание с опекуном (попечителем), и обязанность опекуна (попечителя) совместно проживать со своим подопечным.

Из этого следует, что опекун (попечитель) и его подопечный несовершеннолетий ребенок на протяжении всего периода действия опеки (попечительства) имеют совместное место жительства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 ГК РФ.

В силу положений абзаца третьего пункта 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.

При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что при перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

Таким образом, место жительства подопечных детей определяется и тем обстоятельством, какой орган опеки и попечительства осуществляет свои полномочия в отношении этих детей.

Т.е. с момента постановки подопечных на учет в органе опеки и попечительства города Москвы, полномочия в отношении подопечных осуществляются этим органом опеки и попечительства (ведение личного дела подопечного, проверка условий его жизни, надзор за осуществлением опекуном (попечителем) своих обязанностей).

Следовательно, из системного применения вышеуказанных правовых норм следует, что в силу ст. 20, п. 3 ст. 34 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 423, с момента постановки подопечного на учет в соответствующем органе опеки и попечительства, местом жительства подопечного является жилое помещение, расположенное на территории, относящейся к компетенции этого органа опеки и попечительства.

Кроме того, Верховный Суд РФ согласился с доводом о том, что на содержание подопечных П. и К. назначены и ежемесячно выплачиваются денежные средства в соответствии с Законом города Москвы от 15 декабря 2004 года № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Согласно части 1 статьи 1 указанного Закона, опекунам (попечителям) ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), местом жительства которых является город Москва.

Назначив выплату указанных денежных средств на содержание подопечных П. и К. уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа установили, что их местом жительства является город Москва.

Юридическое сопровождение дел и представительство интересов опекунов П. и К. во всех судебных инстанциях осуществляли юристы Центра «Соучастие в судьбе» Алина Селиханова и Александр Николаев, руководитель организации Алексей Головань.

С февраля по август 2018 года в заседаниях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации уже рассмотрено 10 дел, касающихся неправомерных отказов органов социальной защиты населения Москвы в предоставлении мер социальной поддержки в отношении подопечных, принятых на воспитание в семью жителями Москвы из других регионов, и в заключении договоров о приемной семье в отношении таких подопечных.

Восемь из указанных дел сопровождаются Центром «Соучастие в судьбе».

Центром была разработана правовая позиция по этим категориям дел (о месте жительства подопечных и недопустимости отказов в заключении договоров о приемной семье).

Кроме того, два дела об оспаривании решений органов социальной защиты населения Москвы об отказе в заключении договоров о приемной семье рассмотрены в июне-июле т.г. Президиумом Московского городского суда. Незаконные судебные акты судов первой и апелляционной инстанции отменены, дела направлены на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что сложилась устойчивая правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации по указанной категории дел, которая позволит добиваться предсказуемых судебных решений по аналогичным искам.

Деятельность Центра по защите жилищных прав сироты осуществляется в рамках проекта «Эффективная юридическая помощь, защита прав и гарантия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Текст документа по состоянию на июль 2016 года

Документ утратил силу

Утверждено постановлением главы городского округа Лосино-Петровский Московской области от 27 февраля 2007 г. N 65

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с главой 21 Семейного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 N 829 "О приемной семье", Законом Московской области от 27.11.1997 N 58/97-ОЗ (в ред. от 31.12.2005) "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье" и определяет механизм и условия создания и функционирования приемной семьи на территории муниципального образования городской округ Лосино-Петровский.

2. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной.

3. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек.

4. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновение между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

5. Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

6. Договор о передаче ребенка (детей) заключается администрацией городского округа Лосино-Петровский в лице начальника отдела образования, культуры и спорта администрации городского округа Лосино-Петровский (далее - отдел образования) и приемными родителями по форме согласно приложению N 1 (не приводится).

7. Отдел образования выдает приемным родителям удостоверение установленного образца по форме согласно приложению N 2 (не приводится).

8. Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

9. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в отдел образования (по месту своего жительства) заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

К заявлению прилагаются: справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо декларация о доходах, заверенная в установленном порядке; документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в жилом муниципальном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение); копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке); медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью; паспорт либо другой заменяющий его документ.

10. Для подготовки заключения отдел образования составляет акт обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

11. Отдел образования в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемным родителем.

Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

12. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка в приемную семью отдел образования доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.

13. Передача ребенка (детей) на воспитание в приемную семью осуществляется на основании постановления главы городского округа и договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

14. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, органы опеки и попечительства представляют следующие документы: свидетельство о рождении; документы, подтверждающие правовые основания для передачи на воспитание в семью ребенка (свидетельство о смерти родителей, копия решения суда о лишении родительских прав, признание родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут и др.); заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке.

15. При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений администрация этих учреждений обязана ознакомить лицо (лиц), желающее взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений о ребенке.

16. Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с законодательством.

17. На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей: дети-сироты; дети, родители которых неизвестны; дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание; дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях.

18. Основанием для заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является заявление лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание. К заявлению прилагаются заключение о возможности быть приемными родителями (действительно в течение одного года) и документы, указанные в пункте 9 настоящего Положения. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается между отделом образования и приемными родителями.

20. Ежемесячный размер оплаты труда за воспитание каждого ребенка, принятого на воспитание в приемную семью, каждому родителю устанавливается в размере четырех минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом.

21. За воспитание каждого ребенка, принятого на воспитание в приемную семью, не достигшего 3-летнего возраста, ребенка-инвалида, ребенка с отклонением в развитии оплата труда, предусмотренная в п. 20, увеличивается на сумму, равную 1,5 минимального размера оплаты труда, при наличии двух и более из указанных оснований - на сумму, равную двум минимальным размерам оплаты труда.

22. На организацию отдыха приемной семье ежегодно выплачивается материальная помощь в размере двух минимальных размеров оплаты труда на каждого приемного ребенка или производится компенсация расходов на приобретение путевок для совместного (родителей и детей) отдыха в размере трех минимальных размеров оплаты труда на каждого члена приемной семьи.

23. Средства для оплаты труда приемных родителей и для организации отдыха приемных семей предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год в виде субвенции муниципальным образованиям.

24. Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в отдел образования. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

25. Контроль за деятельностью приемных родителей осуществляет отдел образования, культуры и спорта администрации городского округа.

По всем вопросам можно обращаться в отдел образования, культуры и спорта администрации городского округа Лосино-Петровский, выполняющий функции опеки и попечительства, по адресу: г. Лосино-Петровский, ул. Октябрьская, д. 6, тел. 56-7-45-52.

Вопрос семейного устройства детей-сирот является приоритетным для всех субъектов Российской Федерации, в том числе и для Москвы. Только в 2013-2015 годах численность детей, состоящих на учете в региональном банке данных для детей, оставшихся без попечения родителей, города Москвы, сократилась более чем на 36%. Вместе с тем одновременно в Москве отчетливо выявилась тенденция к существенному росту численности детей-сирот, местом жительства которых являются другие субъекты Российской Федерации. За тот же период количество таких детей увеличилось на 35%, в частности, сегодня они составляют почти половину (46%) всех детей, воспитывающихся в приемных семьях города Москвы.

Количество детей, выбывающих из Москвы в семьи граждан, проживающих в других регионах, значительно ниже. В организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Москвы продолжают находиться более 2000 детей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семью.

Правительством Москвы реализуется комплекс мер поддержки детей-сирот, выявленных и проживающих на территории города Москвы, и граждан, которые их воспитывают. Установленные в Москве размеры выплат на содержание детей-сирот - одни из самых высоких в России (выше они только в 2 регионах). При этом в Москве с 2009 года установлен порядок, в соответствии с которым лицам, усыновившим детей-сирот из города Москвы, направляются денежные средства на усыновленного ребенка по месту их совместного жительства, в том числе в другом субъекте Российской Федерации, в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб. в зависимости от возраста детей, количества детей, воспитываемых в семье, наличия инвалидности у детей.

Полномочия по определению порядка создания приемных семей отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим субъекты Российской Федерации не вправе в акте о назначении гражданина опекуном или попечителем на возмездных условиях указывать другому региону, что с гражданином должны заключить договор о приемной семье. Данное решение является исключительно компетенцией того региона, который создает приемную семью и выплачивает вознаграждение приемным родителям из своего бюджета. Это следует из норм действующего законодательства (статьи 121, 145, 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»).

С учетом перечисленных обстоятельств постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 932-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правового акта) города Москвы» внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок создания и финансирования приемных семей в Москве (Порядок выплаты в городе Москве денежных средств на содержание детей, находящихся в приемной семье, на патронатном воспитании, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. № 376-ПП, и Порядок выплаты в городе Москве ежемесячного вознаграждения приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 29 марта 2011 г. № 93-ПП).

Данные изменения направлены на стимулирование жителей Москвы к принятию в свою семью детей, являющихся воспитанниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Москвы.

Кроме того, содержащиеся в указанных документах нормы, касающиеся места проживания получателей ежемесячного вознаграждения приемным родителям и денежных средств на содержание детей, находящихся в приемной семье, приведены в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Таким образом, с 1 января 2016 года договор о приемной семье заключается только с лицами, местом жительства которых является город Москва, в отношении которых органами опеки и попечительства города Москвы издан акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, и только в том случае, если в приемную семью передаются дети-сироты, имеющие место жительства в городе Москве, либо являющиеся воспитанниками организаций для детей-сирот города Москвы. Для подтверждения места жительства гражданин должен представить копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность и содержащего сведения о месте жительства в городе Москве.

Департаментом осуществляется мониторинг реализации постановления Правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 932-ПП «О внесении в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правового акта) города Москвы», по результатам которого будет принято решение о целесообразности его корректировки. Для рассмотрения спорных ситуаций, связанных с созданием приемных семей и предоставлением им мер социальной поддержки, в Департаменте создана специальная комиссия, на которой будут приниматься решения по каждой конкретной семье.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

2. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

3. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме согласно Приложению N 1. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца по форме согласно Приложению N 2.

4. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей).

5. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.


II. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

6. Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

7. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

К заявлению должны быть приложены:

  • справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;
  • документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
  • копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);
  • медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью. Порядок освидетельствования состояния здоровья лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, определяет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

Лицо, обращающееся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий его документ.

8. Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

9. На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями. При этом должны быть приняты во внимание их личные качества, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

В случае, если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, в заключении должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий.

Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

10. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.

11. Для подбора, обучения лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, а также осуществления контроля за выполнением возложенных на них обязанностей орган опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создавать отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью.

12. Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о ребенке (детях), который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц (лицо), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность в установленном законом порядке за достоверность представляемых сведений о ребенке.

13. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (либо лицо, у которого находится ребенок) представляет в орган опеки и попечительства следующие документы:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и другие);
  • заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке.

14. Основанием для заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является заявление лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка.

К заявлению прилагаются заключение о возможности быть приемными родителями (действительно в течение одного года) и документы, указанные в пунктах 7 и 13 настоящего Положения.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями.

15. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

16. Приемные родители обязаны воспитывать ребенка (детей), заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка (детей) ответственность перед обществом.

17. Приемные родители (родитель) являются законными представителями приемного ребенка (детей), защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.

Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

18. Приемные родители вправе помещать детей в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях.

19. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменения семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и других), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), в случае возвращения ребенка (детей) родителям, в случае усыновления ребенка (детей). Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а при возникновении спора - судом в установленном законом порядке.


III. ПЕРЕДАЧА РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) НА ВОСПИТАНИЕ В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ

20. На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей:

  • дети-сироты;
  • дети, родители которых неизвестны;
  • дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
  • дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

21. По желанию лиц (лица), имеющих на то необходимые условия, возможна передача им на воспитание в приемную семью ребенка (детей) с ослабленным здоровьем, больного ребенка (детей), ребенка (детей) с отклонениями в развитии, ребенка (детей) - инвалида.

22. При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

23. Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок.

Передача в приемную семью ребенка (детей), достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его согласия.

24. Дети, находящиеся в родстве между собой, как правило, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

25. На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и других аналогичных учреждений передают приемным родителям следующие документы :

  • свидетельство о рождении;
  • выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья;
  • справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения);
  • документ об образовании (для детей школьного возраста);
  • документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
  • справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;
  • опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
  • документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним;
  • копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении.

Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

26. Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении.

За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

27. Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества (в том числе жилого помещения) ребенка (детей) обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью.

28. Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.


IV. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

29. На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели.

30. Органы местного самоуправления исходя из установленных норм материального обеспечения выделяют на приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе.

Органы местного самоуправления исходя из принимаемых ими решений выделяют денежные средства приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания.

Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка (детей), ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца, перечисляются в банковские учреждения на банковские счета приемных родителей (родителя).

Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.

31. При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью на срок до достижения им совершеннолетия приемным родителям выплачиваются денежные средства до достижения ребенком (детьми) возраста 18 лет.

32. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

33. Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

34. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения.

35. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми.

36. Вопросы материального и жилищного обеспечения, не обусловленные настоящим Положением, рассматриваются и решаются органами местного самоуправления