Старший сын. Александр вампилов - старший сын Краткое содержание рассказа старший сын вампилов

Старший сын

Двое молодых людей - студент-медик Бусыгин и торговый агент Семен, по прозвищу Сильва, - приударили за незнакомыми девушками. Проводив тех до дома, но не встретив дальнейшего гостеприимства, на которое рассчитывали, они обнаруживают, что опоздали на электричку. Время позднее, на улице холодно, и они вынуждены искать крова в чужом районе. Молодые люди сами едва знакомы, но несчастье сближает. Оба они - парни с юмором, в них много задора и игры, они не падают духом и готовы воспользоваться любой возможностью, чтобы согреться.

Они стучатся в дом одинокой тридцатилетней женщины Макарской, только что прогнавшей влюбленного в нее десятиклассника Васеньку, но она отшивает и их. Вскоре не знающие куда деться парни видят, как её окликает пожилой мужчина из соседнего дома, назвавшийся Андреем Григорьевичем Сарафановым.

Они думают, что это свидание, и решают воспользоваться удобным случаем, чтобы в отсутствие Сарафанова побывать у него и немного согреться. Дома они застают расстроенного Васеньку, сына Сарафанова, который переживает свою любовную неудачу. Бусыгин делает вид, что давно знает его отца. Васенька держится очень настороженно, а Бусыгин пытается его усовестить, говоря, что все люди братья и надо доверять друг другу. Это наводит хитроумного Сильву на мысль, что Бусыгин хочет разыграть парнишку, представившись сыном Сарафанова, сводным братом Васеньки. Вдохновленный этой идеей, он тут же подыгрывает приятелю, и ошарашенный Бусыгин, который вовсе не имел этого в виду, является Васеньке как его неведомый старший брат, решивший наконец разыскать отца. Сильва не прочь разв....


1. Александр Валентинович Вампилов

2. "Старший сын"

3. Для 11 класса

5. Это произведение было написано в 1967 году, а впервые опубликовано в 1968. В этом же году А. Солженицын завершил "Архипелаг ГУЛАГ", впервые взмыл в небо советский самолет МИГ-23, и появился на свет прекрасный режиссер Федор Бондарчук.

События, описанные в этом произведении, происходят во второй половине 20 века в маленьком провинциальном поселке.

Главным героем пьесы является студент мединститута Владимир Бусыгин. Новоиспеченный товарищ Бусыгина - Семен Севостьяов по прозвищу Сильва охотно дает полезные и не очень советы главному герою. Андрей Григорьевич Сарафанов - пятидесятипятилетний музыкант, который один растит и воспитывает двух своих детей. Старшей дочери Сарафанова Нине 19 лет, ей не терпится выйти замуж за курсанта летной академии Михаила Кудимова и уехать с ним в город. Младший сын Андрея Григорьевича - Васенька безответно влюблен в Наталью Макарскую (женщина старше Васеньки на 10 лет).

Краткий сюжет

Пьеса начинается с повествования о том, как Бусыгин и Сильва, только что познакомившись, провожают двух подруг домой, рассчитывая у них заночевать. Однако девушки отказываются принять их к себе, и молодые люди обнаруживают, что опоздали на электричку. На улице оставаться холодно, поэтому недолго думая товарищи начинают искать ночлег в округе, но люди боятся поздней ночью впускать незнакомцев в свой дом. Совершенно случайно Бусыгин и Сильва узнают имя Сарафанова, который вышел из своей квартиры и направился по своим делам. Молодые люди решают воспользоваться этим и направляются прямиком в квартиру Сарафанова, где их встречает Васенька. Сильва представляет ему Бусыгина, как старшего сына его отца, который спустя много лет решил наведаться к своему биологическому отцу. Васенька незамедлительно принял гостей и принялся угощать их, чем нашлось. Позже, когда вернулся Григорий, молодые люди без труда уверили его в том, что говорят правду, да и дочь Нина не заставила себя долго убеждать. На утро Бусыгин и Сильва решают благополучно покинуть квартиру, не поднимая шума. Но, после того как Сарафанов передает своему "старшему сыну" семейную реликвию, Бусыгин решает остаться еще ненадолго. Позже главный герой замечает, что влюбляется в свою "сестру" Нину, и не выдержав барьера между ними, признается во всей лжи. Однако Бусыгин привязался к своему "отцу" так сильно, что уже и сам не верит в то, что не является его сыном. На что Сарафанов отвечает: «Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном». После чего Владимир Бусыгин остается в доме Сарафановых.

Отзыв (Мое мнение)

Мне пьеса очень понравилась, так как она несет в себе настоящую отцовскую любовь и искренность, несмотря на такой большой обман, это произведение остается по-настоящему добрым для меня.

Кадр из фильма «Старший сын» (1973)

Двое молодых людей - студент-медик Бусыгин и торговый агент Семен, по прозвищу Сильва, - приударили за незнакомыми девушками. Проводив тех до дома, но не встретив дальнейшего гостеприимства, на которое рассчитывали, они обнаруживают, что опоздали на электричку. Время позднее, на улице холодно, и они вынуждены искать крова в чужом районе. Молодые люди сами едва знакомы, но несчастье сближает. Оба они - парни с юмором, в них много задора и игры, они не падают духом и готовы воспользоваться любой возможностью, чтобы согреться.

Они стучатся в дом одинокой тридцатилетней женщины Макарской, только что прогнавшей влюблённого в неё десятиклассника Васеньку, но она отшивает и их. Вскоре не знающие куда деться парни видят, как её окликает пожилой мужчина из соседнего дома, назвавшийся Андреем Григорьевичем Сарафановым. Они думают, что это свидание, и решают воспользоваться удобным случаем, чтобы в отсутствие Сарафанова побывать у него и немного согреться. Дома они застают расстроенного Васеньку, сына Сарафанова, который переживает свою любовную неудачу. Бусыгин делает вид, что давно знает его отца. Васенька держится очень настороженно, а Бусыгин пытается его усовестить, говоря, что все люди братья и надо доверять друг другу. Это наводит хитроумного Сильву на мысль, что Бусыгин хочет разыграть парнишку, представившись сыном Сарафанова, сводным братом Васеньки. Вдохновлённый этой идеей, он тут же подыгрывает приятелю, и ошарашенный Бусыгин, который вовсе не имел этого в виду, является Васеньке как его неведомый старший брат, решивший наконец разыскать отца. Сильва не прочь развить успех и склоняет Васеньку отметить событие - найти в домашних закромах что-нибудь из спиртного и выпить по случаю обретения брата.

Пока они празднуют на кухне, неожиданно появляется Сарафанов, ходивший к Макарской просить за сына, сохнущего от любви. Захмелевший Васенька огорошивает его сногсшибательной новостью. Растерявшийся Сарафанов поначалу не верит, но, вспомнив прошлое, все-таки допускает такую возможность - тогда только закончилась война, он же «был солдат, а не вегетарианец». Так что его сыну мог бы быть двадцать один год, а его мать звали... её звали Галиной. Эти подробности слышит выглядывающий из кухни Бусыгин. Теперь он более уверен в себе при встрече с мнимым отцом. Сарафанов же, расспрашивая новоявленного сына, все больше и больше уверяется в том, что перед ним действительно его отпрыск, искренне любящий отца. А Сарафанову сейчас как раз очень нужна такая любовь: младший сын влюбился и норовит отбиться от рук, дочь выходит замуж и собирается на Сахалин. Сам же он ушёл из симфонического оркестра и играет на танцах и на похоронах, что самолюбиво скрывает от детей, которые тем не менее в курсе и только делают вид, что ничего не знают. Бусыгин хорошо играет свою роль, так что даже взрослая дочь Сарафанова Нина, поначалу встретившая братца очень недоверчиво, готова поверить.

Ночь Сарафанов и Бусыгин проводят в доверительной беседе. Сарафанов рассказывает ему всю свою жизнь, открывает душу: жена оставила его, потому что ей казалось, что он слишком долго вечерами играет на кларнете. Но Сарафанов горд собой: он не позволил себе раствориться в суете, он сочиняет музыку.

Утром Бусыгин и Сильва делают попытку незаметно ускользнуть, но сталкиваются с Сарафановым. Узнав об их отъезде, он обескуражен и расстроен, он дарит Бусыгину на память серебряную табакерку, так как, по его словам, в их семье она всегда принадлежала старшему сыну. Растроганный самозванец объявляет о своём решении задержаться на день. Он помогает Нине прибрать в квартире. Между ним и Ниной устанавливаются странные отношения. Вроде бы они брат и сестра, но их взаимный интерес и симпатия друг к другу явно не укладываются в родственные рамки. Бусыгин расспрашивает Нину о женихе, невольно отпуская ревнивые колкости в его адрес, так что между ними происходит нечто вроде размолвки. Чуть позже Нина также ревниво будет реагировать на интерес Бусыгина к Макарской. Помимо этого, они постоянно обращаются к разговору о Сарафанове. Бусыгин упрекает Нину за то, что она собирается оставить отца одного. Беспокоит их также и брат Васенька, который то и дело предпринимает попытки сбежать из дома, считая, что никому здесь не нужен.

Между тем Васенька, ободрённый неожиданным вниманием Макарской, согласившейся пойти с ним в кино (после разговора с Сарафановым), оживает и теперь уже не собирается никуда уезжать. Однако радость его длится недолго. У Макарской на десять часов назначено свидание с приглянувшимся ей Сильвой. Узнав, что Васенька купил билет на то же время, она отказывается идти, а на Васенькино наивное упорство возмущённо признается, что её неожиданной добротой парнишка обязан своему папе. В отчаянии Васенька собирает рюкзак, а чуткий Бусыгин, только что намеревавшийся отбыть, снова вынужден остаться.

Вечером появляется с двумя бутылками шампанского жених Нины лётчик Кудимов. Он простой и открытый парень, беззлобный и все воспринимающий чересчур прямолинейно, чем даже гордится. Бусыгин и Сильва то и дело подшучивают над ним, на что он только добродушно улыбается и предлагает выпить, чтобы не терять время. У него его в обрез, он, курсант, не хочет опаздывать, потому что дал себе слово никогда не опаздывать, а собственное слово для него закон. Вскоре появляются Сарафанов и Нина. Вся компания пьёт за знакомство. Кудимов неожиданно начинает вспоминать, где же он видел Сарафанова, хотя Бусыгин и Нина

пытаются помешать ему, убеждая, что нигде он не мог его видеть или видел в филармонии. Тем не менее лётчик с присущей ему принципиальностью упорствует и в конце концов вспоминает: он видел Сарафанова на похоронах. Сарафанов с горечью вынужден в этом признаться.

Бусыгин успокаивает его: людям нужна музыка и когда они веселятся, и когда тоскуют. В это время Васенька с рюкзаком, несмотря на попытки остановить его, покидает родной дом. Жених Нины, несмотря на её уговоры, тоже рвётся прочь, боясь опоздать в казарму. Когда он уходит, Нина упрекает ехидного братца, что тот дурно обошёлся с её женихом. В конце концов Бусыгин не выдерживает и признается, что вовсе не брат он Нине. Больше того - он, кажется, влюблён в неё. А между тем обиженный Сарафанов собирает чемодан, чтобы ехать вместе со старшим сыном. Неожиданно вбегает с испуганно-торжественным видом Васенька, а вслед за ним Сильва в полусгоревшей одежде, с испачканным сажей лицом в сопровождении Макарской. Оказывается, Васенька подпалил её квартиру. Возмущённый Сильва требует брюки и, прежде чем уйти, в дверях мстительно сообщает, что Бусыгин вовсе не сарафановский сын. На всех это производит большое впечатление, однако Сарафанов твёрдо заявляет, что не верит. Он не хочет ничего знать: Бусыгин его сын, и притом любимый. Он предлагает Бусыгину переехать из общежития к ним, хотя это встречает возражение Нины. Бусыгин успокаивает его: он будет их навещать. И тут же обнаруживает, что снова опоздал на электричку.

Пересказал

Студент-медик Бусыгин вместе с торговым агентом Семеном по прозвищу Сильва, - приударяет за неизвестными девушками. Когда он их провел до дома, но не повстречав дальнейшего радушия, на которое надеялись, они обнаружили, что задержались на электричку. Время было поздним, а на улице было холодно, и они заставлены искать кров в чужих районах. Молодые люди едва сами знакомы, но сближает несчастье. Они оба являются парнями с юмором, у них много игры и задора, они духом не падали и были готовы пользоваться любыми возможностями, дабы согреться.
Они постучались в дом Макарской, тридцатилетней одинокой женщины, которая только что прогнала влюблённого в неё Васеньку десятиклассника, но она их отшивает.

В скором времени парни увидели, как пожилой мужчина её окликнул, он назвался Сарафановым Андреем Григорьевичем. Все думают о том, что это свидание, и думают воспользоваться случаем удобным, дабы в отсутствие Андрея Григорьевича побыть у него и немножечко согреться. Они застают дома расстроенного Васю, который является сыном Сарафанова, он пережил неудачу в любви. Бусыгин сделал вид, что знает его папу давно. Вася держится достаточно настороженно, а Бусыгин старается усовестить его, говоря о том, что все люди являются братьями, и что необходимо друг другу доверять. Это навело хитрого и умного Сильву на мысль о том, что Бусыгин хотел парнишку разыграть, представившись сводным братом Васи и сыном Сарафанова. Он вдохновился данной идеей, и тут же стал приятелю подыгрывать. Ошарашенный Бусыгин, вовсе не имеющий этого в виду, появляется к Васеньке в качестве его неведомого старшего брата, который наконец решил отыскать папу. Сильва не прочь сформировать успех и склонил Васеньку к тому, чтобы они отметили это событие - найти дома в закромах что-то из спиртного и по случаю обретения брата выпить.

\
Пока они праздновали на кухне, неожиданно появился Сарафанов, который ходил к Макарской за сына просить, ведь тот сох от любви. Вася ошарашил его сногсшибательной вестью. Сарафанов вначале растерялся, он не верил, но когда он вспомнил прошлое, то все-таки допустил эту возможность. Поэтому его сыну могло быть 21, а его маму звали Галиной. Данные подробности слышали из кухни, в том числе и Бусыгин. Теперь он стал более уверенным в себе на встрече с якобы папой. Сарафанов больше уверялся в том, что действительно перед ним его сын, который искренне любит отца. А Сарафанову как раз сейчас такая любовь очень нужна: младший сын влюбляется и хочет от рук отбиться, дочка вышла замуж и собралась на Сахалин. Он же сам уходит из симфонического оркестра и играет на похоронах и на танцах. Бусыгин играет хорошо свою роль, поэтому даже Нина,взрослая дочь Сарафанова, вначале недоверчиво встретившая своего брата, теперь готова уже поверить.


Ночью Бусыгин и Сарафанов доверительно общаются. Сарафанов рассказал всю свою жизнь ему, открыл душу: супруга его оставила, поскольку ей чудилось, что он очень долго играет вечерами на кларнете. Но Сарафанов гордится собой: он не позволяет себе растворяться в суете, он пишет музыку.
Утром Сильва и Бусыгин пытаются незаметно ускользнуть, но встречаются с Сарафановым. Он узнал об их отъезде, очень расстроен и обескуражен. Он подарил на память Бусыгину табакерку из серебра, поскольку, как он говорил, в их семье она принадлежала всегда его старшему сыну. Самозванец растроган, он решает задержаться еще на один день. Он помог Нине убрать в квартире. Они вроде бы являются братом и сестрой, но их симпатия друг к другу и интерес взаимный не укладывались в рамки родственные. Бусыгин расспросил Нину о ее женихе и невольно отпускает в его адрес ревнивые колкости, поэтому между ними произошла небольшая ссора. Позднее Нина тоже будет ревниво реагировать на интерес к Макарской Бусыгина. Кроме всего прочего, они все время возвращаются к разговору о Сарафанове. Бусыгин упрекнул Нину за то, что она собралась оставить папу самого. Беспокоил их даже брат Вася, который постоянно хочет убежать из дома, считая, что здесь он никому не нужен.


Тем временем Вася, который ободрился внезапным вниманием Макарской, которая согласилась с ним пойти в кино, ожил, и сейчас уже он никуда не собирается уезжать. Но его радость длится недолго. У Макарской на 10 часов было назначено свидание с понравившимся ей Сильвой. Когда она узнает о том, что Вася приобрел на то же время билет, она идти отказывается, а на Васино упорство она призналась, что парнишка её нежданной добротой обязан своему отцу. В отчаянии Вася собрал рюкзак, а тонкий Бусыгин, который только что собирался отбыть, теперь опять принужден оставаться.


Вечером появился лётчик Кудимов, жених Нины, с двумя бутылками шампанского. Он является очень простым и открытым парнем, беззлобным и все воспринимающим слишком прямолинейно, чем даже гордится. Сильва и Бусыгин все время над ним подшучивают, на что только он улыбается добродушно и предлагает, чтобы не терять время, выпить. Затем появляются Нина и Сарафанов. Вся компания начинает пить за знакомство. Кудимов внезапно вспомнил, где он видел ранее Сарафанова, хоть Нина и Бусыгин пытались ему помешать, убеждая в том, что он нигде не мог видеть его. Лётчик продолжает упорствовать и вспоминает, что видел его на похоронах, в чем Сарафанов и признается.


Бусыгин его успокаивает: нужна людям музыка и когда они веселые, и когда грустные. В то время Вася бросает отчий дом. Жених Нины также рвётся прочь, он боится в казарму опоздать. Когда он ушел, Нина обвиняет брата, что он плохо обходился с её женихом. Бусыгин не выдержал и признался, что он не является братом Нине, и что он влюблён в неё. Сарафанов собрал чемодан, чтобы уехать со старшим сыном. Нежданно вбежал с испуганным и в то же время торжественным видом Вася, а за ним в полусгоревшей одежде Сильва. Вася поджег её квартиру. Сильва потребовал брюки и, прежде, чем ушел, мстительно в дверях говорит о том, что Бусыгин сосвем не сын Сарафанова. Это производит на всех огромное впечатление, но Сарафанов твёрдо заявил, что не верит. Он верит только в то, что Бусыгин его любимый сын. Он Бусыгину предложил переехать к ним из общежития, хоть это и встречает противоречие у Нины. Бусыгин его успокаивает: он их будет навещать. И тут же открывает, что снова опаздывает на электричку.

Краткое содержание комедии «Старший сын» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Старший сын». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Поздний весенний вечер. Двор в предместье. Ворота. Один из подъездов каменного дома. Рядом – небольшой деревянный домик, с крыльцом и окном во двор. Тополь и скамья. На улице слышны смех и голоса.

Появляются Бусыгин, Сильва и две девушки. Сильва ловко, как бы между прочим, наигрывает на гитаре. Бусыгин ведет под руку одну из девушек. Все четверо заметно мерзнут.

СИЛЬВА (напевает).

Ехали на тройке – не догонишь,

А вдали мелькало – не поймешь…

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА. Ну вот, мальчики, мы почти дома.

БУСЫГИН. Почти – не считается.

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА (Бусыгину). Разрешите руку. (Освобождает руку.) Спасибо, что проводили. Здесь мы дойдем сами.

СИЛЬВА (перестает играть). Сами? Это как понять?.. Вы сюда (показывает), а мы, значит, обратно?..

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА. Значит, так.

СИЛЬВА (Бусыгину). Слушай, друг, как тебе это нравится?

БУСЫГИН (первой девушке). Вы нас бросаете на улице?

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА. А вы как думали?

СИЛЬВА. Думали?.. Да я был уверен, что мы едем к вам в гости.

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА. В гости? Ночью?

БУСЫГИН. А что особенного?

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА. Значит, вы ошиблись. К нам ночью гости не ходят.

СИЛЬВА (Бусыгину). Что ты на это скажешь?

БУСЫГИН. Спокойной ночи.

ДЕВУШКИ (вместе). Приятного сна!

СИЛЬВА (останавливает их). Одумайтесь, девушки! Куда спешить? Вы же сейчас с тоски выть будете! Образумьтесь, пригласите в гости!

ВТОРАЯ ДЕВУШКА. В гости! Гляди-ка какой быстрый!.. Потанцевали, угостили вином и сразу – в гости! Не на тех напали!

СИЛЬВА. Скажи, какое коварство! (Задерживает вторую девушку.) Дай хоть поцелую на сон грядущий!

Вторая девушка вырывается, и обе быстро уходят.

Девушки, девушки, остановитесь!

Бусыгин и Сильва следуют за девушками. Появляется Сарафанов с кларнетом в руках. Навстречу ему из подъезда выходит сосед, пожилой человек. Одет он тепло, вида болезненного. По манерам – служащий средней руки, заготовитель.

СОСЕД. Здравствуйте, Андрей Григорьевич.

САРАФАНОВ. Добрый вечер.

СОСЕД (язвительно). С работы?

САРАФАНОВ. Что?.. (Поспешно.) Да-да… С работы.

СОСЕД (с насмешкой). С работы?.. (Укоризненно.) Эх, Андрей Григорьевич, не нравится мне ваша новая профессия.

САРАФАНОВ (поспешно). Что это вы, сосед, куда собрались на ночь глядя?

СОСЕД. Как – куда? Никуда. Давление у меня скачет, на воздух вышел.

САРАФАНОВ. Да-да… Прогуляйтесь, прогуляйтесь… Это полезно, полезно… Доброй ночи. (Хочет уйти.)

СОСЕД. Подождите…

Сарафанов останавливается.

(Указывает на кларнет.) Кого проводили?

САРАФАНОВ. То есть?

СОСЕД. Кто помер, спрашиваю.

САРАФАНОВ (испуганно). Тсс!.. Тише!

Сосед прикрывает рот рукой, быстро кивает.

(С упреком.) Ну что же вы, ведь я же вас просил. Не дай бог, мои услышат…

СОСЕД. Ладно, ладно… (Шепотом.) Кого хоронили?

САРАФАНОВ (шепотом). Человека.

СОСЕД (шепотом). Молодого?.. Старого?

САРАФАНОВ. Средних лет…

Сосед долго и сокрушенно качает головой.

Извините меня, пойду домой. Продрог я что-то…

СОСЕД. Нет, Андрей Григорьевич, не нравится мне ваша новая профессия.

Расходятся. Один исчезает в подъезде, другой выходит на улицу.

С улицы появляется Васенька, останавливается в воротах. В его поведении много беспокойства и неуверенности, он чего-то ждет. На улице послышались шаги. Васенька бросается к подъезду – в воротах появляется Макарская. Васенька спокойно, изображая нечаянную встречу, идет к воротам.

ВАСЕНЬКА. О, кого я вижу!

МАКАРСКАЯ. А, это ты.

ВАСЕНЬКА. Привет!

МАКАРСКАЯ. Привет, кирюшечка, привет. Что ты здесь делаешь? (Идет к деревянному домику.)

ВАСЕНЬКА. Да так, решил немного прогуляться. Погуляем вместе?

МАКАРСКАЯ. Что ты, какое гулянье – холод собачий. (Достает ключ.)

ВАСЕНЬКА (встав между нею и дверями, задерживает ее на крыльце). Не пущу.

МАКАРСКАЯ (равнодушно). Ну вот. Начинается.

ВАСЕНЬКА. Ты мало бываешь на воздухе.

МАКАРСКАЯ. Васенька, иди домой.

ВАСЕНЬКА. Подожди… Давай поболтаем немного… Скажи мне что-нибудь.

МАКАРСКАЯ. Спокойной ночи.

ВАСЕНЬКА. Скажи, что завтра ты пойдешь со мной в кино.

МАКАРСКАЯ. Завтра увидим. А сейчас иди спать. А ну пусти!

ВАСЕНЬКА. Не пущу.

МАКАРСКАЯ. Я пожалуюсь твоему, ты достукаешься!

ВАСЕНЬКА. Почему ты кричишь?

МАКАРСКАЯ. Нет, это наказание какое-то!

ВАСЕНЬКА. Ну и кричи. Мне, может быть, даже нравится.

МАКАРСКАЯ. Что нравится?

ВАСЕНЬКА. Когда ты кричишь.

МАКАРСКАЯ. Васенька, ты меня любишь?

ВАСЕНЬКА. Я?!

МАКАРСКАЯ. Любишь. Что-то плохо ты меня любишь. Я тут в кофте стою, замерзла, устала, а ты?.. Ну пусти, пусти…

ВАСЕНЬКА (сдается). Ты замерзла?..

МАКАРСКАЯ (открывая ключом дверь). Ну вот… Умница. Разлюбишь – надо слушаться. (На пороге.) И вообще: я хочу, чтобы ты меня больше не ждал, не следил за мной, не ходил по пятам. Потому что из этого ничего не выйдет… А сейчас иди спать. (Входит в дом.)

ВАСЕНЬКА (приближается к двери, дверь закрывается). Открой! Открой! (Стучит.) Открой на минутку! Мне надо тебе сказать. Слышишь? Открой!

МАКАРСКАЯ (в окне). Не ори! Весь город разбудишь!

ВАСЕНЬКА. Черт с ним, с городом!.. (Садится на крыльцо.) Пусть подымаются и слушают, какой я дурак!

МАКАРСКАЯ Подумаешь, как интересно… Васенька, поговорим серьезно. Пойми ты, пожалуйста, у нас с тобой ничего не может быть. Кроме скандала, конечно. Подумай, глупенький, я тебя старше на десять лет! Ведь у нас разные идеалы и все такое – неужели вам этого в школе не объясняли? Ты должен дружить с девочками. Теперь в школе, кажется, и любовь разрешается – вот и чудесно. Вот и люби кого полагается.

ВАСЕНЬКА. Не говори глупостей.

МАКАРСКАЯ. Ну хватит! Хороших слов ты, видно, не понимаешь. Ты мне надоел. Надоел, ясно тебе? Уходи, и чтоб я тебя здесь больше не видела!

ВАСЕНЬКА (подходит к окну). Хорошо… Больше ты меня не увидишь. (Скорбно.) Никогда не увидишь.

МАКАРСКАЯ. Совсем мальчик спятил!

ВАСЕНЬКА. Встретимся завтра! Один раз! На полчаса! На прощанье!.. Ну что тебе стоит!

МАКАРСКАЯ. Ну да! От тебя потом не отвяжешься. Я ведь вас прекрасно знаю.

ВАСЕНЬКА (вдруг). Дрянь! Дрянь!

МАКАРСКАЯ. Что?!. Что такое?!. Ну и порядки! Каждая шпана может тебя оскорбить!.. Нет, без мужа, видно, на этом свете не проживешь!.. Иди отсюда. Ну!

Молчание.

ВАСЕНЬКА. Прости… Прости, я не хотел.

МАКАРСКАЯ. Уходи! Баиньки! Щенок бесхвостый! (Захлопывает окно.)

Васенька бредет в свой подъезд. Появляются Бусыгин и Сильва.

СИЛЬВА. Как они нас, скажи?..

БУСЫГИН. Перекурим.

СИЛЬВА. А та, белобрысая, ничего…

БУСЫГИН. Маловата ростом.

СИЛЬВА. Слушай! Она же тебе нравилась.