Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе«В гости к нам пришли игрушки. Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Занятия в 2 младшей группе по развитию речи

Конспект занятия по развитию речи «В мире животных»

во второй младшей группе

Цель:

Закрепить знание детей о диких и домашних животных.

Задачи:

· учить детей в умении сравнивать, находить сходство и различие диких и домашних животных. Дать общее представление о строении, внешнем виде, передвижении, питании и детенышах. Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения.

· Способствовать развитию связной речи. Подводить к умению выразительно имитировать голоса животных (мяу-мяу, му-му, гав-гав) с разной интонацией. Развивать мышление, память, внимание, наблюдательность.

· Учить детей проявлять заботу о животных их значимости в жизни человека.

Материалы и оборудование: игрушки животных, иллюстрации и наглядные пособия про животных, макеты леса и двора домашних животных, аудиозапись с голосами животных.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята сегодня мы с вами поговорим на нашем занятии про домашних и диких животных.

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, какие игрушки вы видите на столе?

Дети: Игрушки животных.

Воспитатель: Какие это животные? Как их можно разделить?

Дети: Домашние и дикие животные.

Воспитатель: Дети, а домашние животные где живут?

Дети: Рядом с человеком.

Воспитатель: А дикие животные где живут?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Ребята, расставьте животных туда, где они живут.

(Дети диких животных ставят около макета леса, а домашних животных около макета двора.)

Воспитатель: Молодцы ребята правильно расставили животных. А сейчас я вам загадаю загадки и вы должны правильно на них ответить будьте внимательными.

1) Кто колючий, словно ёлка,

Носит на спине иголки(ёжик)

2) Без расчёски причесался

И умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады (кот) .

3) Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней (лиса) .

4) У неё есть рога

И копыта на ногах,

Травушку она жуёт,

Деткам молоко даёт (корова) .

5) Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк? (белка)

6) Гладишь - ласкается,

Дразнишь - кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит (собака) .

7) Панцирь каменный-

А в рубахе (черепаха) .

8) Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны (медведь) .

Воспитатель: Правильно молодцы, а теперь ребята давайте с вами отдохнём и немного поиграем с нашими ручками и ножками.

Дети: Да.

Пальчиковая игра «Ёжик, ёжик спрячь свои колючки»

«Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая»

Воспитатель: Молодцы. Ребята понравилась вам игра?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята а вы знаете что любят кушать домашние и дикие животные?

Дети: Да знаем.

Воспитатель: Тогда я вам буду называть животное а вы мне будете отвечать что это животное любит покушать.

Дети: Хорошо.

Дидактическая игра «Накорми животное»

Что любит корова? (траву, сено) .

Что любит заяц? (морковь, капусту) .

Что любит собака? (косточку) .

Что любит кошка? (молоко, мышку) .

Что любит белка? (орехи, жуков) .

Воспитатель: Молодцы ребята. Ой а что это за писк ребята вы слышите?

Дети: Да –это пищит котёнок.

Воспитатель: Ребята он наверно потерял свою маму. Давайте вместе с котёночком позовём его маму, может она нас услышит и отзовётся.

Дети: Хорошо.

Воспитатель: Ребята вы слышите кто – это нам отозвался

Дети: Это кошка, мама котёнка, и т. д.

Воспитатель: Правильно кошка. Ребята, сегодня мы с вами говорили о диких и домашних животных. Мы должны беречь, любить и охранять животных.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе

Цели:
Образовательные;

- продолжать развивать интерес к стихотворениям А. Барто;
- расширять и обогащать словарь;
- продолжать учить осмысливать, что такое хорошо и что такое плохо;
Коррекционные;
- закрепить обобщающее понятие «игрушки»;
- формировать навыки словообразования имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Воспитательные;
- учить внимательно, вдумчиво слушать, отвечать на вопросы по тексту;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Развивающие;
- развивать память, мышление, воображение, зрительное восприятие;
- пробуждать детей к решению проблемных ситуаций, выполнять простые поручения с игрушками самостоятельно или с помощью воспитателя.
Материал к занятию: игрушки: заяц, медведь, лошадка, грузовик с котенком, кукла с мячиком, тазик с водой.
Предварительная работа: заучивание стихов А. Барто, беседа «Мои игрушки».
Ход занятия
Дети встают в круг. Под покрывалами спрятаны игрушки.
Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим нашим гостям нашу любимую пальчиковую игру.
ГОСТИ
К Кате гости прибежали,(бежим пальчиками одной руки по ладошке другой руки)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна, (большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рада Снежана. (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик, (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку, (пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
Садятся на стульчики
Ребята, а вы любите сюрпризы? Посмотрите, здесь спрятались игрушки, а какие вы должны отгадать. Послушайте первую загадку:
Быстрее ветра я скачу,
""Цок-цок, "" – копытами стучу,
Я громко ""иго-го"" кричу,
Садись на спину – прокачу! (Лошадка)
Правильно, это лошадка. Посмотрите, какая лошадка. Красивая? Как «говорит» лошадка? Давайте вместе скажем иг-го-го. Как цокает? Какая лошадка? Что вы видите у лошадки?
(Дети вместе с воспитателем рассматривают лошадку и называют хвост, гриву, уши, копыта, глаза и т. д. Затем воспитатель предлагает вспомнить стихотворение про лошадку.)
Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Ребята, в этом стихотворении хороший хозяин? Почему вы так решили? (Ответы детей)
А сейчас послушайте следующую загадку.
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это - ….(кот)
Достаем кота. Описываем кота. Подражаем как мяукает и мурлычет.
Свет горит, мотор гудит
На колёсах шины
По дороге лихо мчит
Нас в себе... (машина)
Достаем машину. Как гудит, сигналит.
Давайте вспомним стихотворение про машину и кота.
Нет напрасно мы решили
Прокатить кота в машине.
Кот кататься не привык,
Опрокинул грузовик.
А что еще можно возить в грузовике? (Ответы детей)
Ой, детки, мне послышалось или на самом деле кто- то плачет у нас в умывальной комнате? Давайте пойдём, посмотрим.
(Вместе идем в умывальную комнату, а там лежит зайчик замотанный в полотенце)
Ребята, это что же за хозяйка бросила тут зайку?
Давайте его заберём с собой.
Может, кто- то из вас это сделал?
Описываем зайчика
Детки, а мы знаем стихотворение про зайку?
Давайте его прочтём, может нашему зайке теплее станет?
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Ребята, скажите мне пожалуйста, хорошая хозяйка у этого зайки. Разве можно оставлять свои игрушки на улице? А бросать их? Как же нам помочь зайчику, чтоб ему стало веселее и теплее? Давайте с ним поиграем. (Встаем в круг)
Физкультминутка.
Зайка серенький сидит (присаживаемся)
И ушами шевелит. (подносим руки к голове и шевелим)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (хлопаем в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
Посмотрите ребята, какой зайка стал весёлый! Он говорит вам всем «Спасибо».
Следующая загадка.
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт? (Медведь)
Дети отгадывают игрушку и рассказывают о нем. Какой мишка, что есть у мишки. Дети называют части тела. Воспитатель предлагает порычать как это делает медведь. Затем предлагает рассказать стихотворение про мишку.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Ребята, мишке лапку оторвали – это хороший или плохой поступок. А то что девочка не хочет бросать мишку – это хорошо или плохо?
Детки наши игрушки ещё не закончились
Слушайте следующую загадку:
Его пинают, а он не плачет
Его бросают, а он скачет.
Что это? Правильно, это мячик.
Посмотрите какой он красивый, какого он цвета? А какой по форме? А он большой или маленький? (Проводим эксперимент с мячом. В тазике с водой мяч не тонет, уточняем признаки мяча: легкий, резиновый, круглый.
А стишок про мячик знаете? Давайте прочитаем его!
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Молодцы! Все хорошо рассказали стихи. Как сказать одним словом: лошадка, мишка, самолет, мячик, машинка, кукла.(Игрушки)
Ребята, а давайте скажем, кто – же написал все эти стихи про игрушки.(Агния Львовна Барто)
Ребята, скажите, можно рвать игрушки? (Нельзя) Почему нельзя? (Им больно. Они тоже обижаются)
Ребята, можно оставлять игрушки на улице? (Нет. Игрушек не останется.)
Ребята, а как играют машинкой, чтобы она не ломалась? (Надо ее катать за верёвку, нельзя ложиться на машинку)
Ребята, чтобы наши игрушки всегда были красивые, что надо делать? (Мыть, расчёсывать)
Ребята, необходимо беречь игрушки: надо играть осторожно, чтобы они не падали. А если упадут, что может случиться? (Могут сломаться, разбиться) Давайте ласково назовем игрушки. (кукла–куколка, мяч–мячик, заяц-зайчик, мишка-мишенька, машина-машинка, лошадь-лошадка)
На этом занятие закончилось, детки давайте попрощаемся с нашими гостями, а сами поиграем с нашими новыми игрушками.

Список использованной литературы
1. Барто А.Л. «Любимые игрушки» М 2011 г. Эксмо
2. Иванова О.А. «Учимся читать художественную литературу». М 2004 г. «Школьная пресса».

Цель : Упражнять детей в составлении описательных рассказов по картинке.

Задачи:

  • Образовательные:

— Обобщать знания детей о подготовке зверей к зиме: изменение внешнего вида, образа жизни, местообитание, пища.

— Учить подбирать определения к словам «зима», «лесовичок».

— Активизировать правильное произношение звука «в» изолированно, учить произносить этот звук длительно, на одном выдохе.

— Упражнять в названии детенышей животных в единственном и множественном числе, с помощью суффикса -онок- : лисята (лисенок), бельчата (бельчонок), медвежата (медвежонок).

— Формировать умение, согласовывать существительное с прилагательными в роде, числе, падеже.

— Учить составлять описательные рассказы из 2-3 предложений по картинке.

  • Развивающие:

— Развивать логическое мышление через понимание смысла загадок и их разгадывание.

— Развивать эстетические чувства через высказывания детей о том, как они представляют зимний лес.

  • Воспитательные:

— Вызывать желание у детей участвовать в разговоре (беседе) с воспитателем.

— Стимулировать внимание и выдержку с помощью наглядного материала.

— Воспитывать доброе, чуткое отношение к диким животным.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание игрушек (зайчик, лисичка), иллюстраций (белка, лиса, медведь, их детенышей, жилища)

Словесные: художественное слово – загадки, вопросы к детям, артикуляционная гимнастика, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение

Практические: имитационные движения

Игровые: сюрпризный момент – письмо от лесовичка, проблемные ситуации: как попасть в гости к лесовичку, как спрятать зайчика от лисы, детская игра «Расскажи и покажи», «Один – много», детская игра «Зайка беленький сидит …», «Падает снежок»

Предварительная работа:

  1. Чтение художественной литературы: Д.Мамин — Сибиряк «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», Е.Чарушин «Томкины сны», сказки: «Три медведя», «Лиса и журавль», «Лиса и заяц» в обр. В. Даля, Т. Александрова «Медвежонок Бурик».
  2. Чтение стихов И. Токмакова «Медведь», В. Берестов «Снегопад», А. Чепурнов « Вьюга по полю не скачет …».
  3. Учить составлять короткие описательные рассказы по предметным картинкам.
  4. Прослушивание аудиокассет «Звуки природы», «Звуки окружающего мира».
  5. Загадывание загадок.
  6. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.
  7. Дидактические настольно – печатные игры: «Чьи детки», лото «Кто где живет», «Времена года», «Четвертый лишний».
  8. Словесные дидактические игры: «Угадай по описанию», «Подскажи словечко», «Чей голос», «Сравни разных зверят»

Самостоятельная деятельность:

— Проявить фантазию в придумывании подарка для лесных зверей.

— Придумывание интересных историй про зверей, рисование этих животных при помощи трафарета.

Материал: Игрушки (заяц, лиса), конверт с письмом, звуковая фонограмма явление природы, демонстрационный материал: картинки диких животных (белка, лиса, медведь) и их детенышей, изображения жилища зверей, мольберты (3 шт.), морковка, угощение для детей.

Словарная работа:

Активный словарь: звери, белка, заяц, лиса, медведь, снег, зима, холод, маленький, большой, пушистый, серый, рыжая, красивый, бельчонок, лисенок, медвежонок.

Пассивный словарь: дупло, нора, берлога, лесовичок.

Индивидуально – дифференцированный подход:

— Дифференцирование сложности вопросов от уровня развития детей (высокий уровень, средний уровень, низкий уровень).

— Первыми рассказывают о животных по предметным картинкам дети высокого уровня речевого развития.

— К детям с низкой речевой активностью обращаться непосредственно с вопросами после ответов других детей.

* — так обозначены вопросы для детей с высоким уровнем знаний.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое интересное письмо принесли нам в группу.

Интересно, что в нем?

«Дорогие ребята, приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Жду встречи. Лесовичок.»

Ребята, а вы бы хотели побывать в гостях у лесовичка?

Дети: Да. (Стук в дверь)

Воспитатель: Кто это к нам идет?

Лесовичок: Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Здравствуй, лесовичок!

Лесовичок:* Как вы думаете, кто я такой? Где я живу? Что я делаю?

Дети: Ты живешь в лесу. Охраняешь лес, следишь за тем, чтобы деревья не болели, чтобы хорошо росли.

Лесовичок: Сейчас зима. Ребята, вы знаете, как выглядит лес зимой? Что лежит на деревьях, на земле? Какой снег?

Дети: Лес в снежных сугробах, везде пушистый снег, искристый снег, дуют холодные ветра.

Лесовичок: Чтобы попасть ко мне в гости в лес, я хочу чтобы вы отгадали загадки про зиму.

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой

Как поймаешь на ладонь.

Дети: Снег.

Лесовичок: Почему вы так думаете?

Дети: Снег пушистый, серебристый.

Лесовичок: Снег на полях, лед на реках

Вьюга гуляет, когда это бывает?

Дети: Зимой.

Лесовичок: Почему так думаете?

Дети: Потому что только зимой снег и лед бывает.

Лесовичок: Молодцы, все загадки отгадали. Теперь мы можем отправиться в лес. А на чем мы поедим?

Дети: На лыжах.

Лесовичок: Надеваем лыжи, поехали. (Звучит музыка)

Зимний лес тихий, все зверушки попрятались от холода. Деревья тоже заснули до весны.

Присаживайтесь на полянке

Посмотрите, ребята, а здесь кто-то пробежал, да это же следы зайца. Он, наверное, от кого-то прячется. Он весь дрожит.

Ребята, как вы думаете, почему дрожит зайка?

Дети: Он замерз, ему холодно, страшно, боится и т.д.

Лесовичок: Зайка говорит мне, что он от лисы прячется. Не бойся зайка, мы тебе поможем. Пока мы с тобой играем, лиса тебя не найдет.

Лесовичок:* Ребята, а зачем зайка сменил серую шубку на белую?

Дети: В белой шубке он сливается со снегом, его не заметит лиса или волк.

Заяц: Ребята, я хочу поиграть с вами. Вы хотите со мной поиграть?

Дети: Да.

Игра «Расскажи и покажи»

Заяц: Моя любимая игра «Что умеют делать звери». Я буду показывать картинку животного, а вы расскажите о нем.

Посмотрите на эту картинку. Кто это?

Дети: Это белка, белочка.

Заяц: Кто хочет рассказать про белочку?

Какая белочка?

1-й ребенок: Серая, маленькая, пушистая

Заяц: Какой хвост у белочки?

1 -й ребенок: Большой, пушистый

Заяц: Что любит кушать белочка?

1-й ребенок : Любит грызть орехи, кушать яблоки, грибы

Заяц: А как называется дом белочки?

2-й ребенок: Дупло

Заяц: Посади ее в свой домик (показывает на картинке)

Это кто?

Дети: Это лиса, лисичка

Заяц: Кто расскажет про лисичку?

1-й ребенок: Лиса рыжая, красивая, хитрая. У нее длинный, пушистый хвост. Она питается зайчиками, курами, мышами. при необходимости задать наводящие вопросы

Заяц: Как называется ее домик? Покажите его.

2-й ребенок: Нора (показывает на картинке)

Заяц: А это кто?

Дети: Это медведь.

Заяц: Кто расскажет про медведя?

1-й ребенок: Мишка большой, лохматый. Он любит есть малину и мед. (Возможна помощь воспитателя)

Заяц: Кто отправит медведя в свой дом? Как он называется?

2-й ребенок: Берлога (показывает на картинке)

Заяц: Молодцы ребята, вы много знаете о животных. Что- то я совсем замерз.

Лесовичок: Значит надо согреться. Ребята, вставайте вокруг зайчика.

Физкультминутка

Зайка беленький сидит, дети приседают, руки над

И ушами шевелит. головой, как ушки у зайца,

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть. встают, хлопают в ладоши

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. дети прыгают на двух ногах

Кто- то зайку напугал

Зайка прыг и спрятался. Приседают, закрывают ладонями лицо

Заяц: Теперь я согрелся, побегу дальше.

До свидание, ребята.

Дети: До свидания, зайка.

Посмотрите, кто к нам приближается. Лиса. Нужно ее задержать, чтобы она зайца не поймала.

Лесовичок: Здравствуй, лиса!

Лиса: Здравствуйте! Ребята, вы зайца не видели?

Дети: Нет.

Лиса: Поиграйте со мной, тогда я не буду догонять зайца.

Игра «Один — много»

Лиса:* У меня один детеныш. Как его зовут?

Дети: Лисенок.

Лиса:* А если бы их было много. Как их звали бы?

Дети: Лисята.

Лиса: Отнесите их в мой домик. А у белочки одного детеныша, как называют?

Дети: Бельчонок.

Лиса: А много детенышей?

Дети: Бельчата.

Лиса: Отнесите их к белочке.

У медведя, одного детеныша, как называют?

Дети: Медвежонок.

Лиса: А много?

Дети: Медвежата.

Лиса: Отведите их домой. Молодцы, все- то вы знаете. Ну, а мне пора по своим лисьим делам, а вам я обещаю, зайца больше не обижать.

Включить музыку.

Лесовичок: Вдруг, подул сильный ветер. Как дует сильный ветер?

Дети: В- в- в, в- в- в. (громко)

Лесовичок: Но вскоре ветер стих. Как теперь дует ветер?

Дети: В- в- в, в- в- в. (тихо)

Лесовичок: Снег пошел, все вокруг запорошило. Сколько снежинок. Ребята, пойдемте на полянку.

На полянку, на лужок Руки вверх, вниз

Тихо падает снежок.

Кружатся снежинки, Покружиться

Белые пушинки.

Полетели, понеслись Бег по кругу

И под елку улеглись. Присели

Лесовичок: Понравилось вам в моем зимнем лесу?

Кого мы встретили сегодня в лесу?

Дети: Зайца и лису

Лесовичок: Ребята, вы хотели бы порадовать лесных зверей?

Дети: Да.

Лесовичок:* Что вы можете для них сделать?

Дети : Прислать гостинцы, нарисовать рисунки, сделать поделки.

Лесовичок: Сейчас вы в группе отдохнете, а вечером после сна придумаете с воспитателем про зверей интересные истории и попробуете нарисовать их и отправите в конверте в лес.

Зачем вы это сделаете?

Дети: Чтобы порадовать зверей.

Лесовичок: А теперь вам пора возвращаться, а то скоро стемнеет и вы не найдете дорогу домой. А это вам гостинцы от лесных жителей. (Отдает корзину)

Поехали ребята в детский сад.

Звучит музыка. Встречает воспитатель.

Лесовичок: До свидания ребята!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Снимайте лыжи. Расскажите, что вы увидели и узнали интересного.

Список литературы:

  • Волчкова В.Н. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. — Воронеж.
  • Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников.- М.:ВАКО, 20011.
  • Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Дикие животные».
  • Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.:2003.
  • Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: 2010
  • Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 3-4 лет.- М.:Вентана-Граф, 2007.-272с.

воспитатель МБДОУ центр развития ребенка – детский сад №464 «Лукоморье»,

город Нижний Новгород, Россия

Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Тема: «Рыбки ходят в гости»

Цель: Закрепить умение различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Способствовать развитию разговорного общения в ходе занятия, развивать ориентировку в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.

Материалы: квадраты-основы, рыбки; 4-х цветов на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Дети сидят за столами (Перед ними квадраты-основы с кармашками, в которых лежат рыбки).

Воспитатель: Жили-были весёлые рыбки. Они жили в своих домиках.

Ребята, какие домики у рыбок?

Ответы детей: красный, жёлтый, зелёный, синий.

Воспитатель: А давайте ребята, посмотрим, какая рыбка живёт в красном домике?

Маша: красная (дети достают красную рыбку, рассматривают её).

Воспитатель: ребята, а какая рыбка живет в жёлтом домике?

Андрей: жёлтая рыбка (её дети тоже достают и кладут на стол).

Воспитатель: А у нас ещё есть, синий домик, давайте посмотрим, а какая рыбка живёт в нём?

(дети достают синюю рыбку и называют её).

Воспитатель: Ребята, у нас остался один домик, в который мы ещё не заглянули. Посмотрите, какой он?

Дети: зелёный.

Воспитатель: А какая рыбка живёт там?

Дети: зелёная. (Ребята достают и её из кармашка и кладут на стол).

Воспитатель продолжает свой рассказ:

Рыбки любят ходить друг - другу в гости. Синяя рыбка пошла в гости в красный домик.

(Дети и воспитатель берут синюю рыбку и кладут её в красный кармашек)

Зелёная рыбка пошла в гости в жёлтый домик (дети кладут зелёную рыбку в жёлтый домик)

Жёлтая рыбка в зелёный домик (жёлтую рыбку кладём в зелёный домик).

Красная рыбка пошла в синий домик (дети берут красную рыбку и кладут её в синий домик)

Физминутка:

А давайте детки, покажем, как рыбки плавают:

дети берут в обе руки по рыбке, держат их вертикально и совершают плавные движения. (под муз. Суворова, а воспитатель читает:

В речке - чистая вода

Пустим рыбок мы туда,

Будут рыбки там играть,

Плавать, хвостикам вилять,

Крошки хлеба подбирать

А тем временем пока мы с вами играли, наступил вечер и нашим рыбкам пора возвращаться домой.

Давайте пустим всех рыбок в речку. (Достаем рыбок из кармашков и кладём на стол)

Воспитатель берёт в руки красную рыбку и спрашивает у малышей:

Ребята, какая это рыбка. (Красная)

А в каком домике она живёт?

Дети: в красном. (Кладут рыбку в красный домик)

Воспитатель:

А это какая рыбка?

Дети: Жёлтая.

Воспитатель:

А где её домик?

Дети: жёлтый кармашек. (Кладут жёлтую рыбку в жёлтый кармашек).

Воспитатель:

А это какая рыбка? (Берёт в руки синюю рыбку)

Дети: синяя рыбка.

Воспитатель: Какой у неё домик?

Дети: синий. (Кладут в синий кармашек, синюю рыбку)

Воспитатель: А какая рыбка у нас осталась?

Дети: зелёная рыбка.

Воспитатель: А какой у неё домик?

Дети: Зелёный. (Кладут рыбку в зелёный домик)

Воспитатель: Все рыбки нашли свои домики. Они говорят вам спасибо. Рыбки очень устали и хотят отдохнуть, давайте мы с вами попрощаемся с ними и тоже вернёмся в наш детский сад. А поедем мы туда на поезде. Я буду паровозик, а вы вагончики. Становитесь, ребята.

(«Поезд едет», под муз. Метлова Н.)

А дети вместе с воспитателем поют:

Вот поезд наш едет,

Колёса стучат,

А в поезде нашем,

Ребята сидят

Чу- чу, чу-чу, чу-чу,

Бежит паровоз,

Далёко-далёко

Ребят он повёз.

«Мои любимые игрушки»

Программные задачи:

Образовательные : расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Закреплять умения описывать игрушку. Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Развивающие:

Воспитательные

Предварительная работа:

Чтение и разучивание стихов , беседа «Моя любимая игрушка». Разгадывание загадок. Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Детский сад».

Оборудование:

Игрушки (куклы, машинки, мячи, конструктор, мягкие игрушки, музыкальные игрушки, солдатики, матрешка, паровоз и т. п.); карточки «Что лишнее».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?

Дети: Да, любим.

Воспитатель: К кому вы ходите в гости? А нравится вам, когда гости приходят к вам? Почему? Кто приходил к вам в гости? Но гостей надо уметь встречать. Вы слышите, кто-то стучится, может быть к нам пришли? Сегодня к нам в гости прибыли игрушки из соседней группы. Встречайте их. (Вносится большая корзина с игрушками).

Воспитатель: Ребята, как нужно приветствовать гостей?

Дети: Здравствуйте, мы вам очень рады, проходите, пожалуйста!

Дидактическое упражнение «Давай познакомимся».

Воспитатель: Ребята, давайте знакомиться. Нужно назвать свое имя и сказать, какими игрушками вы больше всего любите играть. На пример: «Меня зовут Лариса Николаевна. Я очень люблю играть с конструктором и мячом». А теперь вы представьтесь нашим гостям.

Дети называют себя и свои любимые игрушки.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Предлагаю вашему вниманию наших гостей.

Игра «Угадай игрушку»

Первый вариант Взрослый показывает ребенку 3–4 игрушки, а ребенок должен их назвать. Надо сразу научить ребенка правильно называть предмет: «Это… заяц (лиса, утенок)».

Второй вариант Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их

Воспитатель показывает картинки с изображением предметов.

«Четвертый лишний».

Ребята, на этой картинке изображены предметы. Один из них лишний. Какой? Почему? Все предметы – это игрушки, а один – не игрушка (предмет посуды, мебели, инструмент, продукт питания, растение и т. п.)

Дидактическая игра

Воспитатель: Вы знаете, что игрушки бывают и большие, и маленькие. Давайте поиграем. Каждый из вас расскажет о своей игрушке: «Большая – рыба, а маленькая – рыбка».

Большая кукла – маленькая куколка.

Большой мяч – маленький мячик.

Большая машина – маленькая машинка.

Большой заяц – маленький зайка.

Большой барабан – маленький барабанчик. Дидактическое упражнение «Большой - маленький»

Воспитатель : Ребята, что-то мы засиделись. Давайте поиграем, ручки-ножки потренируем.

Вышел зайчик
Вышел зайчик погулять. Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону, забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов, средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал. Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы, а теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

Воспитатель : Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием.

Воспитатель : Ребята, в нашей корзине я вижу игрушки. Да не простые, а музыкальные.

Какие, вы мне скажите. Слушайте внимательно.

Ой, звенит она, звенит

Всех игрою веселит,

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Что такое? Отгадай-ка!

Это наша …(Балалайка).

Воспитатель:

Очень весело поет, если дуется в нее

Ду-ду-ду, да-да-да. Так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка, а что же это? (Дудочка).

Воспитатель: Все инструменты отгадали. Молодцы!

Бум-бум, тра-та-та!

Барабан гремит с утра.

Приготовьте указательные пальчики – «барабанные палочки», сейчас будем барабанить ими по столу и говорить:

«Бам-бам-бам». «Бим-бим-бим». «Бум-бум-бум». «Бем-бем-бем».

Дидактическое упражнение «Барабан».

Рефлексия

Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Сейчас вы можете поиграть с игрушками. Эти игрушки дали нам ребята из соседней группы, и они будут огорчены, если мы вернем им какие-то игрушки поломанными. Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят.

Дети: Не бросать их на пол, на них могут наступить. Не кидаться игрушками. После игры аккуратно положить игрушки на место.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе

«Мои любимые куклы»

Программные задачи:

Образовательные : выделять и обозначать словом внешние признаки предмета; учить детей соотносить предметы с разными характеристиками; обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.

Развивающие: развивать умение использовать в беседе накопленные знания. Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к игрушкам, отзывчивость, умение слушать друг друга.

Предварительная работа:

Чтение и разучивание стихов , беседа «Это моя кукла». Разгадывание загадок. Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Дочки-матери».

Оборудование:

Игрушки: куклы, мячики, два карандаша. Картинки с изображением двух разных домиков, кроватей, дорожек. Запись песни группы «Великаны» - «Робот Бронислав».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у двери я нашла куклу! Она пришла в нашу группу! И была очень грустная!

Игровое упражнение «Какая кукла?»

Воспитатель говорит детям, что куклу назвали некрасивой, и она очень расстроилась. Надо ее успокоить - рассказать, какая она красивая. - Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Как её зовут? (Таня) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Воспитатель начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)». От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению.

Упражнение «Сравни кукол»

Воспитатель предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклам имена (Катя и Таня) и говорят: «У Тани светлые и короткие волосы, у Кати - темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати - черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда». - Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами? (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать). - Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какого он размера? Какой он? (Средний. Среднего размера.)

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо поиграли! Хотите немного размяться? Давайте устроим музыкальную паузу!

Игровое упражнение «Куклы рисуют и гуляют»

Первая часть - Две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая... (короткий). Большая кукла нарисует большой дом, а маленькая... (маленький). Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.)

Вторая часть - Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь, они спрятались под елочку. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая... (под низкой). Дождь кончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая... (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом... (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, какая вода получится? (Теплая, прохладная.) Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (У большой куклы - высокая, у маленькой - низкая, у большой куклы - широкая, у маленькой - узкая.)

Воспитатель: Ребята, так как вы думаете, что нужно чтобы кукла не грустила?

Дети: Беречь её. Не бросать. Следить за её нарядами. У неё должны быть друзья. С ней нужно играть.

во 2 младшей группе

(По мотивам сказок: «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)

Программные задачи:

Образовательные: Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия. Активизировать речевые высказывания. Упражнять в правильном употреблении падежных форм существительных (род. пад. сущ.)

Развивающие: Развивать произношение, интонационную выразительность речи, ритмичность движений.

Воспитательные:

Оборудование: запись песенки «Паровоз», персонажи сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба», корзинка с сюрпризом.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети : Очень любим.

Воспитатель : Сказки живут в волшебной стране - за лесами, за полями, за высокими горами. Живут и очень волнуются, они думаю, что вы их забыли. А вы считаете, что сможете их узнать.

Дети: Сможем.

Воспитатель: Давайте попробуем! Едем в гости к сказкам. Садимся в веселый поезд.

Набирает поезд ход,

Машинист глядит вперед.

Держимся мы друг за друга

И никто не отстает.

Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз.

Воспитатель вместе с детьми поёт песню «Паровоз», при этом они делают один круг по группе

Поезд останавливается на сказке «Колобок».

Воспитатель: Не лежалось на окошке

Покатился по дорожке….

Кто покатился по дорожке? (Колобок)

Кто испек Колобка? (Колобка испекла Бабашка)

Кого встретил Колобок в лесу? (Зайца, волка, медведя, лису)

От кого ушёл Колобок? (От зайца, от волка, от медведя, от лисы)

Кто съел Колобка? (Съела Колобка лиса)

Давайте вспомним песенку, которую пел Колобок.

Дети вместе с воспитателем поют песенку Колобка

Воспитатель: Хотите поиграть с героями сказки

Речевая игра:

Зайка скок-скок-скок, Дети прыгают, как зайки.

Мишка топ-топ-топ (Топают, изображая мишку).

А лисичка хлоп-хлоп-хлоп (Хлопают в ладоши).

Воспитатель: А, теперь, ребята, сядем в поезд и поедем дальше в другую сказку.

Гудит большой паровоз У-У-У. Маленькие вагончики ему отвечают у-у-у-у.

Дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель: Вот мы с вами приехали в сказку. Скажите, ребята, что за сказка?

В этом домике живет

Очень маленький народ:

Мышка, лягушка, зайчонок, лиса,

Серый волчонок - вот чудеса!

Только Мишка им помог

Развалил их …… (Теремок.)

Воспитатель: Правильно, ребятки. А кто в теремочке живёт? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и большой медведь)

Воспитатель: А, кто же сломал теремок? (Медведь!)

Правильно, ребята, сломал медведь.

Давайте поможет построить героям новый теремок (Поможем!)

Тук да тук молотком (Кулачком стучат по кулачку)

Мы построим новый дом

Дом высокий (Руки вверх вытянуть).

Дом с окном (Руки вместе и развести в стороны).

С острой крышей и трубой. (Руки в виде крыши).

В доме мы живем с тобой (Обнимаемся).

Воспитатель: А, теперь давайте сядем в поезд и поедем в следующую сказку.

Едем с горки на горку, с горки на горку, мчится наш поезд вперед.

Двигаются, выполняя полу присед.

Посмотрите, что это? (Это репка)

Правильно, мы попали в сказку «Репка».

Что же случилось с героями сказки, они поссорились, спорят, кто за кем будет репку тянуть. Надо их правильно расставить.

Кто посадил репку? (Дед)

Кого позвал Дед? (Бабку)

Кого позвала Бабка? (Внучку)

Кого позвала Внучка? (Жучка)

Кого позвала Жучка? (Кошку)

Кого позвала Кошка? (Мышку)

Дети расставляют героев сказки по порядку.

Вот теперь все хорошо.

Проверим колеса. (Стучат кулачками по коленочкам)

Напеваем песенку «чух-чух-чух-чух, ту-ту-ту.» (Повторяют слова за воспитателем).

Кто же в этом домике живёт? (Курочка, Дед, Баба, мышка)

Какая это сказка? («Курочка Ряба»)

Почему же Дед и Баба грустные. (Мышка разбила яичко, которое снесла Курочка).

Что же делать? (Надо им помочь - собрать яичко)

Проводится игра «Собери яичко».

Собирают разрезную картинку «Золотое яичко»

Сколько красивых получилось яиц. Дед и Баба очень рады.

А теперь, ребятки, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем в поезд и поедем, припевая песенку «чух-чух-чух».

Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз. «Возвращаются» в группу.

Ребятки, вам понравилось наше сказочное путешествие. (Понравилось)

В каких сказках мы побывали? Кого видели? («Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)

Какое у вас было настроение? (Радостное, веселое).

Вы молодцы. Очень добрые дети - помогли зверюшкам построить новый теремок, помирили героев сказки «Репка», помогли Деду и Бабе. И у меня для вас есть сюрприз - это волшебные конфеты. Они помогут вам расти добрыми и дружными.

Конспект занятия по развитию речи

во 2 младшей группе

«Сказка в гости к нам пришла»

(по мотивам сказки «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»)

Программные задачи:

Образовательные: учить детей правильно строить ответ на вопрос, поставленный воспитателем, отвечать полным предложением. Воспитывать интонационную выразительность речи, упражнять в четком произношении звуков. Учить подбирать пары слов-антонимы, упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе. Закрепить представления о частях суток.

Развивающие: Развивать познавательную активность, обогащать словарь. Вызывать желание активно участвовать в общем разговоре.

Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам.

Оборудование: картины из сказок «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», игрушка зайчик, петушок, коза, колобок, пенек, мяч, фотографии, аудиозапись «Поезд».

Ход занятия:

Дети свободно стоят около воспитателя.

Воспитатель: Я хочу вам сказать, что в стране сказок случилась беда, перепутались сказки. Поможем сказочным жителям? Тогда в путь. На чем можно путешествовать, предлагайте. (Дети перечисляют виды транспорта: велосипед, пароход, самолет, поезд, машина. Как все это назвать одним словом?).

Давайте выберем поезд (имитируют поезд под музыку). Вот мы и приехали.

Картинка из сказки «Волк и семеро козлят».

Посмотрите на картину и скажите, как называется эта сказка?

Для кого коза пела песню? (Для козлят).

Зачем? Чтобы они только ей открывали дверь, когда она придет домой.

А кто подслушал песню? Зачем?

Чтобы помочь козлятам вам нужно назвать детёнышей животных, тогда и сказка придет в полный порядок. Все внимательно слушайте, отвечайте правильно.

У серой мышки маленький - мышонок.

У кошки - пушистые котята.

У белки - рыжие бельчата.

У коровы - ласковый теленок.

У свиньи - поросенок.

У лисицы - хитрый лисенок.

У козы - смешной козленок.

У волчицы - серый волчонок.

У медведицы - бурые медвежата.

У собаки - шаловливые щенята.

У лошади есть жеребенок.

А у мамы с папой – ребёнок.

Молодцы, справились хорошо!

Сидит зайка и плачет.

Дети, кто это? (Зайчик).

Спроси, Милана, что с ним случилось?

Зайка: Как же мне не плакать. Была у меня избушка, попросилась ко мне лиса, да и выгнала меня.

Давайте вспомним, как эта сказка называется? («Заюшкина избушка»).

Воспитатель: Ребята, а почему лиса стала проситься к зайчику? У нее растаяла избушка, она была ледяная, а у зайчика лубяная, т.е. деревянная.

А в какое время года она стала таять? (Весной).

А кто зайчику хотел помочь в беде? (Собака, волк, медведь, петух).

А кто из них выгнал лису? (Петушок).

Так давайте позовем Петушка, чтобы сказка закончилась хорошо. (Дети читают потешку «Петушок золотой гребешок).

Петушок: Ку-ка-ре-ку, что случилось?

Дети, объясните Петушку, что произошло. (Дети объясняют).

Петушок: Я ее выгоню.

Зайка: Спасибо, ребята за помощь. А вот от нас подарок. До свидания.

Посмотрим, что нам подарил Петушок и Зайчик. Это игра «Наоборот». (мячик и бумага).

Сухой-мокрый

Большой-маленький

Холодный-теплый

Темный – светлый

Сладкий-соленый

Толстый-тонкий

Длинный-короткий

Высокий-низкий

Закрыть-открыть

Включить-выключить

Мягкий-твердый

Добрый-злой

Острый-тупой

Веселый – грустный

Белый-черный

Смелый – трусливый.

Воспитатель: Молодцы, ребята, всё верно!

Посмотрите – пенек, на пенечке колобок. Здравствуй, колобок. О чем задумался? В выходной день ежик меня сфотографировал, а я спутал все фотографии. Может вы мне поможете разложить их по порядку?

Ребята, что здесь делает колобок? (Зарядку).

Когда мы делаем зарядку? (Утром).

Значит это колобок утром.

Чем он здесь занимается? (Спит). В какое время он спит? (Ночью). Как ты догадался? (Звездочки на небе).

А вот колобок гуляет. Когда он гуляет? (Днем).

А здесь колобок устал, нагулялся за день. Когда это было? (Вечером).

Теперь разложим фотографии по порядку и скажем колобку – когда и что он делал в выходной день. (утро – день – вечер – ночь).

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось путешествие? Что мы сегодня хорошего сделали? Что ты запомнил? Что расскажешь дома родителям?