Развивающие занятия для детей 0 3 месяца. Воспитание ребенка до года: главные советы родителям

У здорового младенца есть множество врожденных рефлексов, которые помогают ему выжить. На основе этих рефлексов строятся массаж и специальная гимнастика, которая заслуживает отдельного разговора. Пока же можно поупражняться в рефлекторной ходьбе и ползании.

Если крохотному младенцу, лежащему на животе, подставить под пятки свою ладонь ребром, он упрется в нее ступнями и, разгибая ножки, чуть-чуть проползет вперед.

Наблюдаем

Какие игрушки могут понадобиться в этом возрасте? Практика показывает, что неизменным успехом у детишек многих поколений пользуется большая кукла-неваляшка. Их привлекает ее яркий, насыщенный цвет, выразительное лицо и нежный, мелодичный звон. Поставьте неваляшку в кроватку и покажите малышу, как можно двигать игрушку, чтобы та зазвучала. Потом, когда вашему младенцу исполнится 3-4 месяца, привяжите к неваляшке ленту и научите его управлять игрушкой с помощью ленты. Между прочим, это не просто забава – таким образом малыш учится прослеживать причинно-следственные связи между действием и результатом.

«Совершенно случайно я изобрела потрясающую игрушку для своего двухмесячного Саньки. Однажды нам подарили блестящий воздушный шарик, надутый гелием. Сначала шарик просто летал под потолком, а Саня, забыв обо всем на свете, пристально следил за ним. Потом я привязала ленточку от шарика к ручке малыша, и восторгу просто не было предела, ведь за ленточку можно было дергать – и шарик мгновенно «откликался» и прыгал под потолком. Потом точно так же мы привязывали шарик и к ножке. «Волшебный шарик» не раз выручал нас, когда Саню нужно было отвлечь и дать, например, ему лекарство или просто занять его на довольно продолжительное время».

Вообще старайтесь, чтобы в этом возрасте ребенка окружали яркие одноцветные игрушки, однако они не должны загромождать собою все пространство. Показывайте предметы по одному, чтобы внимание малыша не рассеивалось, и не забывайте четко называть их.

Любят младенцы и мобили, очень популярные у нас в последнее время. Мобили – это легкие подвесные конструкции, тщательно сбалансированные и движущиеся от малейшего дуновения ветерка. А стоит ли, скажете вы, конструировать мобили, если сейчас в продаже полно всяческих музыкальных каруселей с клоунами, рыбками и всем, что душе угодно? Во-первых, карусели нужно постоянно заводить, а мобиль – этакий вечный двигатель, не требующий вашего постоянного присутствия. Во-вторых, фигурки на мобилях можно легко менять. И разнообразию мобилей поистине нет предела! Они делаются из бумаги, картона, ткани, кусочков проволоки, пластика, фетра, природных материалов и пр. Кстати, в их изготовлении могут принять участие и старшие дети.

Подобные игрушки развивают зрение малыша, помогают ему фокусировать взгляд, следить за движущимися предметами, различать цвета.

«Хорошую службу в этом возрасте нам сослужило кресло-шезлонг (оно подходит для малышей с рождения). Кресло за ручки можно было носить по всей квартире, но кухня была у нас вне конкуренции – там столько всего интересного и маму всегда хорошо видно!»

«Нам очень нравится развивающий коврик с турничком, на котором крепятся игрушки (турничок от коврика отстегивается), иногда мы кладем чадо на коврик – тогда оно стучит ножкой или ручкой по разным «шуршалкам» и веселится (нам 3 мес)».

Очень привлекательно для малыша в этом возрасте человеческое лицо. Над кроваткой можно повесить какую-нибудь забавную рожицу или укрепить фотографии членов семьи. Когда вы держите кроху на руках лицом к себе, попробуйте погримасничать (показывайте язык, открывайте и закрывайте глаза, стройте смешные рожи). Малыш очень оценит ваши актерские способности, а когда пройдет совсем немного времени, он будет пытаться вам подражать.

Развиваем осязание

Старайтесь развивать тактильную чувствительность ребенка – это очень полезно для развития мелкой моторики. Давайте ребенку прикоснуться к самым разнообразным материалам, четко называя их – это мамина шелковая блузка, а это – шершавая кирпичная стена. Пусть вашему малышу в руки попадают не только стандартные пластмассовые погремушки! Можно трогать (кстати, не только ручками, но и ножками!) ствол дерева, полированный письменный стол, различные ткани – от нежного шифона или гладкого атласа до грубоватой рогожки, бархатистого велюра. Из тканей различной фактуры можно сшить целое лоскутное одеяльце или мягкий кубик. Для разнообразия тактильных ощущений на него можно пришить пуговицы, бусины, сделать объемные аппликации из других тканей.

Очень любят малыши и самодельные погремушки . Принцип их изготовления очень прост. Сначала нужно найти подходящий полый пластмассовый корпус небольшого размера (это может быть колпачок от фломастера, коробочка от киндер-сюрприза, маленькие пузырьки из-под лекарств или баночки из-под крема, футляры от фотопленки и пр.). Заполняем наш контейнер каким-нибудь гремящим или шуршащим наполнителем (подойдут различные крупы, бисер, пластмассовые шарики и пр.), а теперь обтягиваем будущую погремушку кусочком ткани и крепко-накрепко зашиваем.

Другой вариант – не обтягивать контейнер тканью, а обвязать крючком, используя пряжу разных цветов и фактуры. Желательно, чтобы цвет и звук находились в некотором соответствии друг с другом: например, если контейнер заполнен звонкими монетками или металлическими скрепками, обшивка пусть будет яркой, а если погремушка негромко шуршит рисом, к ней больше подойдет «одежка» бледных, пастельных тонов. К погремушке можно пришить ленточки или петельки для подвешивания.

Тактильная чувствительность развивается и во время массажа, особенно если не ограничиваться традиционным поглаживанием и растиранием, а использовать для массажа различные материалы – легко погладить нежное тельце перышком или пушистым мехом, похлопать по нему плотной губкой, покатать массажным резиновым ежиком с «иголками». Для ребенка это будут новые ощущения от прикосновения к вещам, что в свою очередь развивает активность и стремление к новым впечатлениям.

А весной можно выходить на улицу и смотреть, как распускаются почки. Малыш погладит их своими крошечными пальчиками и потеребит только что появившиеся клейкие листочки. Наверное, это не только развитие мелкой моторики, это еще и прикосновение к новой жизни.

Слушаем

Сейчас ни для кого не секрет, что слух развивается у малыша, когда тот находится еще в животе у мамы. Чтобы стимулировать дальнейшее развитие слуха, приучайте ребенка к различным звуковым контрастам. Например, можно сначала позвенеть маленьким бубенчиком, а потом колокольчиком побольше. На кухне покажите, какой звук получится, если постучать ложкой по хрустальному бокалу (только не очень сильно), по большой кастрюле, по столу и пр. (изобретательный родитель всегда найдет, по чему бы еще постучать). Попробуйте поиграть с разными звуками так, чтобы малыш не видел, откуда они исходят. Он прислушается и попытается найти источник звука.

На улице можно обратить внимание малыша на голоса птиц, на глухое урчание машин или на пронзительный звук сирены – все это обогатит его багаж слуховых впечатлений. Прекрасно, если есть возможность послушать живые голоса животных или птиц. Между прочим, в былые времена няньки выносили плачущих младенцев в курятник. Куры при виде маленького орущего пришельца устраивали страшный переполох, и их квохтанье и хлопанье крыльев удивительным образом успокаивало самый безутешный плач. Если же вы по каким-то причинам не желаете кудахтать над своим чадом, можно попробовать послушать вместе с ним какой-нибудь не очень громкий монотонный звук (например, шум работающего пылесоса или стиральной машины).

Не стоит забывать и о музыке, и пусть она тоже будет достаточно разнообразной. Большинство младенцев любит классическую музыку (Моцарт, Бетховен, Верди, Вивальди, Чайковский). Можно послушать мужские и женские голоса в отрывках из опер (желательно, без накала страстей, чтобы малыш не испугался).

Удивительно, но ребенок в возрасте уже одного месяца по-разному реагирует на звуки веселой и грустной мелодии: при грустной он затихает, а при веселой оживляется, начиная радостно махать руками и ногами – «танцевать». Таким образом развивается слуховая и двигательная активность, малыш учится координировать движения своего тела.

Ребенок в первые три месяца жизни гораздо интенсивней воспринимает окружающую действительность, чем принято считать. И поэтому пусть его первые впечатления будут самыми разнообразными и интересными!

Инесса Смык

Занятия с грудничками у многих родителей вызывают недоумение: «Ребенку всего пару недель, какие могут быть занятия? Главное, чтоб ребенок нормально рос, не болел, вес набирал, а заниматься можно начать и позже». Однако, давно доказано, что период с рождения ребенка до трех лет наиболее благоприятен для восприятия информации, и чем богаче и разнообразнее предлагаемая малышу информация, тем впоследствии выше уровень его способностей.

О больших возможностях новорожденных свидетельствуют и психолого-педагогические исследования. Специалисты считают, что если с младенцем заниматься специально, то он будет развиваться с заметным опережением. Наблюдения также показывают, что интеллектуальные способности выше у тех детей, которые с первых дней плавали, занимались гимнастикой, свободно двигаясь, познавали окружающий мир.

Следовательно, первый этап в формировании способностей – активное физическое развитие малыша . В первые недели жизни ребенка основное внимание нужно обращать на его двигательную активность во время сна . В этот период ребенок спит почти все время. Однако природа не может допустить такого безделья. И вот в дыхание спящего младенца периодически вплетается фаза длительного выдоха. Возникает дефицит кислорода, своеобразный пусковой механизм двигательной активности. Происходит рефлекторное подрагивание. В результате 50 – 60 процентов времени спящий ребенок проводит фактически в движении. Тугое пеленание малыша во время сна препятствует такому движению.

Несколько советов : как увеличить двигательную активность младенца

Дело в том, что новорожденный большую часть информации воспринимает через кожу, вкус и движение. Чем больше вы будете дотрагиваться до его тельца, гладить его, делать легкий массаж, а также, чем чаще и разнообразнее вы будете делать с ним различную зарядку, двигая его ручками, ножками, беря его на руки, прикладывая к своему телу, тем больше информации от мира ребенок получит. Такое взаимодействие напрямую развивает интеллект ребенка. Считается, что новорожденный обладает множеством способностей. Наша с вами задача – чтобы он не утратил их, не забыл, чтобы мы их не подавили. Гимнастика, массаж, поглаживания, а также ранние занятия плаванием помогают этому. Через кожу и движение вы развиваете своего малыша.

Существуют специальные занятия по динамической гимнастике, по плаванию, которыми имеет смысл заняться. Ваш новорожденный уже многое умеет. Посмотрите, кроме дыхательного, сосательного и выделительного рефлексов у новорожденного есть рефлекс задержки дыхания. Поскольку ваш малыш 9 месяцев жил и развивался в воде, то он просто не умеет тонуть . При погружении в воду с головой малыш автоматически задерживает дыхание и не начинает дышать, пока не вынырнет. Причем он способен задерживать дыхание без труда больше минуты! Куда нам до него! Хочется только обратить внимание на температуру воды. По нашему мнению, она не должна превышать 32 – 34 градусов даже при первых купаниях, так как более теплая вода снижает мышечный тонус, угнетает механизмы двигательной активности.

Это еще не все. Наш малыш умеет ходить ! У него есть ходильный рефлекс. Если ребенка поддерживать в вертикальном положении (важно при этом поддерживать голову, т.к. он еще сам ее не держит, а голова рождается тяжелой) так, чтобы его пяточки и ступни касались поверхности, малыш сам делает шаги. Это упражнение очень полезно и способствует тому, что он быстрее научится ходить. На самом деле, ему надо научиться только управлять своим центром тяжести, так как в его прежней жизни условия гравитации были иными.

Новорожденный умеет ползать! И если вы не пеленаете его, то следите за тем, чтобы он не уполз за край кровати. Ползают малыши задом.

У новорожденного развит хватательный рефлекс . Если ему в ладошки вложить наши указательные пальцы, то он тут же их сожмет и будет долго держаться так цепко, что его можно плавно приподнять так, чтобы он повисел в воздухе и даже покачать. Малыш будет держаться, словно маленькая обезьянка. Это тоже замечательное упражнение, которое дети любят.

Самым ощутимым стимулом мышечной активности малыша является разница температур его тела и окружающей среды. Чем больше эта разница, тем активнее мышечный тонус, обеспечивающий нормальное развитие. Разумеется, разница температур должна быть ограничена рамками физиологического, адаптивного, стресса. Каждая мать, распеленав ребенка, чувствует под рукой напряжение его мышц. Как только напряжение спало, воздушную ванну следует прекратить. Именно тонус мышц регламентирует длительность закаливающих процедур . Поначалу, у физиологически незрелого ребенка, этот период не превышает 5 – 10 секунд, у зрелого порой достигает 60 секунд.

Вся двигательная активность ребенка должна осуществляться не по принуждению, а благодаря интересу к этой активности. В первые недели жизни такой интерес стимулируют двигательные рефлексы, вызванные раздражением подошв, пяточек, пальчиков, ладошек. Важно с первых недель жизни способствовать свободному развитию способностей малыша, помогая ему самостоятельно проявлять свою активность. Рефлексы угасают недели через три, если малыш лежит спеленутым неподвижно, и с ним обращаются как с куклой. Тогда все навыки и умения малыша оказываются невостребованными, он получает первый опыт, что то, что у него есть, миру не нужно – очень горький опыт, который в зрелом возрасте переходит в апатию и усталость от жизни.

С физическим, интеллектуальным развитием неразрывно связано развитие эстетическое , включающее в себя пробуждение интереса к музыке, литературе, живописи. Малыш интенсивно впитывает звуки, краски, тонко воспринимает эмоциональную окраску произведений, что легко определить по его реакции. «Занятия» в этом направлении тоже можно начать с самого рождения.

Новорожденный ребенок воспринимает мир не так, как видим его мы. Известно, что зрение малыша еще очень несовершенно, он может различать еще только яркие контрастные крупные объекты, которые находятся в непосредственной близости от него (25-30 см). Поэтому с самого рождения для малыша наиболее интересный объект для рассматривания – лицо матери. Малыш видит, как мама улыбается, разговаривает, как у нее двигаются губы, мамино лицо всегда несет с собой радость и спокойствие. Оно то склоняется над малышом, то удаляется от него, что доставляет малышу различные эмоции.

Чтобы помочь малышу развить зрение , уже в возрасте 7-10 дней можно предложить черно-белые абстрактные картинки. Черно-белая раскраска первых картинок выбрана потому, что сочетание черного и белого цветов наиболее контрастно. Через 2-3 дня, после того как малыш потеряет к ней интерес, сменить. Основой познавательного развития малыша является реакция на новизну. Дайте волю фантазии, ведь картинки совсем не сложно сделать самой! Например, в программе Word найти спецсимволы: спираль, круги, концентрические… Сделать максимальным шрифтом, распечатать на А4 – один символ (картинка) – на лист и готово!

К 3-м неделям кроха уже начинает различать цвета и может сосредоточить взгляд на неподвижном ярком предмете. Таким предметом может стать, например, сделанный вами кубик, который поможет развить умение фокусировать взгляд . Рекомендуем его распечатать, вырезать и склеить – в общем, все просто! Кубик можно повесить над кроваткой малыша на расстоянии 25-30 см от глаз. Время от времени привлекать к нему внимание младенца, пошевелив или подвигав его.

С 2-х месяцев картинки можно усложнять. В этом возрасте малыш начинает различать не только цвета, но и формы. Поэтому предложите ему картинки, одинаковые по форме и размеру, но отличающиеся по цвету и, наоборот, картинки одинакового цвета, но разные по содержанию.

Необходимо полнее использовать способность малышей воспринимать информацию через игру. Дети играют со всем, что их окружает. Мир для них – игра, которую они подчиняют своим правилам, а игра – их мир. Значит, уже с рождения малышу необходимы игрушки , только всегда надо помнить об их безопасности, любимые «обнимашки», обилие ткани которых позволяет «пропитать их мамой» и безопасно спать (сначала мама носит на себе, затем дает ребенку). Мамин запах успокаивает и радует малыша.

Подготовка к самостоятельным действиям происходит по двум направлениям: с одной стороны – ребенок начинает чувствовать свои действия и их результаты, а с другой – складывается сенсомоторная координация, т.е. согласованность восприятия и действия. Чувство своего движения складывается в первые месяцы жизни, благодаря постоянному столкновению ручек и ножек младенца с окружающими предметами. Взрослые могут помочь малышу, усилив звуковой или зрительный эффект его движений. Например, маленький бубенчик или колокольчик можно пришить к специальной манжетке (из мягкой ткани или трикотажа), которую надевают на ручку или ножку ребенка. Это поможет малышу овладевать своими движениями и самому производить мелодичные звуки.

Позднее малыш научится сам произвольно управлять колокольчиками, и будет самостоятельно «звенеть», что принесет ему огромное удовольствие. Очень большое впечатление производит на малыша воздушный шарик с легким газом, привязанный к его ручке или ножке. Младенец будет охотно двигаться и с восторгом наблюдать за передвижениями шарика. Все эти простые занятия очень полезны в первом полугодии, поскольку учат управлять своими движениями, владеть телом.

Уже с 3-х месяцев жизни можно учить малыша самостоятельно схватывать и удерживать предметы.

Рассматривание человеческого лица тоже можно превратить в развивающее занятие! Погримасничайте со своим малышом, наденьте очки, состройте веселую рожицу, завяжите на голове бантик. Подойдите с крохой к зеркалу. Он еще себя, конечно, не узнает, но будет очень внимательно разглядывать. Покажите ему – где у мамы носик, где глазки (и т.д.) и поищите все это у малыша.

Вместе с тем возникает вопрос: стоит ли спешить? Обратимся к мнению ученых. Шведский нейробиолог Холгер Хиден, проведя эксперименты на молекулярном уровне, пришел к заключению, что «мозг требует для своего полного развития, особенно на ранних стадиях, не только соответствующего питания, но и стимуляции. Нейроны, лишенные любого из этих факторов, а особенно «учебной среды», в конечном итоге атрофируются». Аналогичный вывод сделал Б.П. Никитин на основе анализа своего опыта работы с детьми. Он назвал это явление НУВЭРС – необратимое! угасание возможностей эффективного развития способностей. Итак, важно как можно раньше начать формирование и развитие способностей ребенка

Гимнастика для новорожденных – что же это, как её грамотно проводить? Родителям надлежит знать основные упражнения для крохи, ведь чем раньше начать заниматься, тем гармоничнее будет развитие.

Польза и противопоказания

Плюсы. Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни влияет не только на тело малыша, они подключают психику и способствуют её становлению. В организме всё взаимосвязано и маме нужно это понимать, чтобы обеспечить всестороннее развитие малышу.

Польза гимнастики для новорожденного ребенка:

  • развивает мышцы, улучшает двигательную координацию;
  • происходит стимуляция чувственного восприятия. При озвучивании действий включается в работу слух, речевые способности;
  • способствует ускорению начала ползания и самостоятельной ходьбы;
  • у новорожденных со временем появляется представление о своём теле;
  • упражнения, сделанные вовремя, дают эффект расслабления и помогают высвободить накопившуюся энергию.

Базовые движения может показать педиатр, если мама совсем не знает, как их выполнять. Для разных периодов имеются свои методы зарядки, подходящие для новорожденных.

Противопоказания. Не всегда гимнастика для новорожденных может быть безвредной, имеется ряд противопоказаний.

Когда стоит повременить:

  • порок сердца врождённый;
  • гемангиома новорожденных;
  • заболевания суставов;
  • внутричерепное давление повышено.

Разумеется, детям с противопоказаниями нужна нагрузка, но как правильно её распределять – лучше решать квалифицированному специалисту.

Как делать гимнастику новорожденному?

Родителям непременно хочется узнать, по каким принципам делать упражнения. Главное, чтобы проходило всё легко и без принуждений.

Гимнастика для новорожденных до месяца проводится очень осторожно. Запрещается трясти, хлопать или резко дергать малыша.

Уже с самого крошечного возраста гимнастика превращается в игру. Движения должны максимальным образом соответствовать естественным (как при ползании, при ходьбе), вовлекаются в работу группы мышц и суставы.

Основные правила:

  • если нет противопоказаний, целесообразно начинать гимнастику со 2-й недели;
  • поверхность подготавливают ровную и удобную. Идеально подойдёт стол для пеленания или в меру жёсткая кровать;
  • гимнастика и массаж для новорожденных становится частью распорядка дня, делать её следует ежедневно. В одно и то же время - желательно;
  • движения выполняются спокойно, без усилий, от конечностей (периферии) к центру;
  • при массаже спины, исключаются любые воздействия на позвоночный столб. Также следует избегать нажимов на область почек и сердца;
  • достаточно 3-5 повторений одного упражнения, общая продолжительность гимнастики – не дольше 10 минут;
  • проводить зарядку следует в проветренном, но тёплом помещении. Лучше заниматься, когда ребёнок голенький, без подгузников, летом можно на улице;
  • нагрузку нужно распределять между разными группами мышц, чтобы не возникало одностороннего развития;
  • перед зарядкой хорошо подойдёт разогревающий массаж, для подготовки к предстоящим упражнениям;
  • если малыш закапризничал и ему что-то не нравится, то зарядку лучше перенести на подходящее время.

Занятия натощак не рекомендуются, так же, как и сразу после еды, оптимально, когда ребёнок ещё сыт и пока не голоден. Если имеются заболевания и противопоказания, то нужно просто поглаживать малыша и чаще брать на руки, чтобы он чувствовал тепло и заботу.

Виды гимнастики и упражнения

Есть несколько основных вариантов гимнастических занятий. Классический вариант больше напоминает массаж, с дальнейшим подключением упражнений. Есть динамичный вариант, где задействовано большее количество групп мышц. Также, имеется эффективный комплекс зарядки на фитболе. Оптимальный вид упражнений родители могут подобрать сами, либо с помощью педиатра.

Динамичные виды гимнастики получили большое распространение, сейчас имеется масса направлений, отличающихся от всем привычной классики. Что выбирать – зависит только от родителей.

Основные принципы этого вида зарядки заключаются в активных движениях. Используются такие методы, как поднятие крохи за ручки, чтобы он повисел как обезьянка, раскачивание младенца за руки, поднятие ребёнка за ножки вверх, как бы заводя за голову. В этом виде тренировок используются различные раскачивания, поддержки, подъёмы. Важно при этом быть уверенными и чувствовать настроение ребёнка.

Гимнастика на фитболе для новорожденных. Гимнастика для новорожденных на мяче оказывает пользу, особенно покачивания и вибрация. Диаметр фитбола, оптимальный для грудничков – 75 см.

Базовые упражнения заключаются в покачиваниях малыша, лежащего на шаре, на животике. Можно просто делать покачивания, а затем добавлять пружинящие движения, держа младенца за ножки и надавливая на спинку. Можно покружить ребенка, держать за подмышки и поворачивая шар сначала в одну сторону, затем в другую.

Кроме этого, гимнастика новорожденного на фитболе благотворно сказывается на пищеварении, укрепляет мышцы и координацию.

Гимнастика новорожденных от 0 до 3 месяцев

Гимнастика для новорожденных 1 месяц. Что делать, когда ребёнок совсем крошечный, и как правильно воздействовать на детскую кожу, мышцы и крошечные суставы? Упражнения внедряют со 2-й недели, комплекс состоит из поглаживаний. Сначала гладить нужно от кистей рук к плечикам, от стоп к бёдрам, затем гладят спину младенца и живот. Традиционно рекомендуют рисовать пальцем восьмёрки на пятках и проводить простые сгибания-разгибания рук и ног.

Гимнастика для новорожденного 1 месяца жизни основывается на рефлексах. Полезно давать малышу хвататься за пальцы взрослого, это укрепит мышцы спины и рук. Позже ребенок начнёт поднимать головку.

Гимнастика для новорожденных в 2 месяца. В 1-2 месяца ребенок ещё не владеет в достаточной степени своим телом. Его движения по большей части рефлекторны, возникают в ответ на раздражитель. Нередко малыш сам пугается резко вздёрнутых ручек и просыпается при этом.

Основная задача гимнастики для новорожденного 2 месяца – упорядочить движения основанных на врождённых рефлексах.

Основные виды упражнений:

  • ползание. Ребёнка переворачивают на живот, сгибают ножки, чтобы колени смотрели по сторонам, и приставляют ладонь к ступням. Новорожденный отталкивается и движется вперёд;
  • бокс. Пока ребёнок на спине, мама может делать «боксирующие» движения руками крохи, главное не резко;
  • эмбриончик. Ребёнка кладут на спину, «группируют» его, ручки складываются крест-накрест, ножки поджимаются к животу. Голову наклонить по направлению к груди, при этом поддерживать;
  • шагание. Следует взять грудничка за подмышки, приподнять, наклонить корпус вперёд, малыш начнёт делать шаги рефлекторно. Шагание ускоряет процесс обучения ползанию и дальнейшей ходьбе.

Многие мамы используют мяч небольших размеров, чтобы ребёнок дотягивал до поверхности, где находится мяч. Крепко придерживая ребёнка, следует развернуть его животиком на мяч, руки оставить свисать, а колени развести в стороны. В такой позе мяч следует покачивать, это способствует нормализации тонуса мышц у новорожденных.

Гимнастика для новорожденных в 3 месяца имеет ряд особенностей. Здесь уже нужно стимулировать ребёнка двигаться самостоятельно.

Упражнение для конечностей:

  • ручки сводятся и разводятся на груди;
  • проводятся сгибания-разгибания ножек, делаются полукруги ногами;
  • упражнение «бабочка» полезно малышу: оба колена разводятся в стороны, ноги при этом согнуты;
  • из лежачего состояния приподнимать младенца за руки.
  • «Самолётик». Грудничка кладут на живот, держат ноги, а поднимают ладонью, держа за живот. Несколько секунд фиксируют ребёнка в воздухе так, чтобы ноги были слегка выше головы.
  • Присаживание. Осуществляется аккуратно, за ручки ребёнка из лежачего положения поднимают вверх, а затем тихонько кладут на бочок, чтобы не ударить затылком.
  • Движения не должны быть резкими, чтобы не навредить маленькому организму. Всё делается легко и аккуратно, если имеются сомнения, то нужно обратиться за советом к педиатру. Все элементы занятия и число повторов проговариваются вслух, так происходит не только физическое развитие у новорожденных, но и стимулируются его психические функции.

    Начинать гимнастику для новорожденных в домашних условиях необходимо с небольших нагрузок, постепенно добавляя новые действия и увеличивая количество повторений.

    Появление ребенка в семье сопряжено со множеством новых забот, одна из них – выбор одежды для новорожденного. Хорошие родители осознают, что гардероб малыша должен отвечать самым жестким требованиям. Сегодня многие мамы и папы предпочитают не пеленать кроху, а одевать его почти как взрослого с самого рождения. Однако не все знают, как правильно выбирать первые повседневные вещи для малыша. Мы расскажем о видах распашонок и штанишек, а также о том, как разобраться в современном ассортименте чепчиков для крохи.

    Одежда для малыша должна быть безопасной, гигиеничной и натуральной

    Разновидности детской одежды

    Для начала надо разобраться в том, какая одежда для новорожденных от 0 до 3 месяцев существует. Гардероб современных мальчиков и девочек пополнился новыми изделиями, о которых не приходилось слышать нашим мамам и бабушкам. В таблице мы привели классификацию самых популярных моделей для младенцев и детей до трех месяцев.

    Таблица наиболее актуальных вещей для новорожденных:

    Наименование Внешний вид Основные функции
    Боди популярны среди родителей грудничков. Представляют собой длинную футболку с рукавами, которая застегивается между ног. Боди не выскальзывает из-под ползунков, обнажая тело. Их шьют из разных видов ткани, они могут быть предназначены для лета и зимы.
    Специальные штанишки для малышей могут быть на резинке, а также на бретельках. Вторые застегиваются на плечах на кнопки или пуговицы. Такие штанишки комфортны для ползания, они не должны сползать вниз.
    Кофточки, которые не имеют застежек, а лишь запахиваются на груди или спине. Иногда распашонку можно завязать под горлом. Распашонки годятся только для самых маленьких. Ввиду отсутствия застежек этот предмет туалета используется в качестве нательного белья при пеленании малыша.
    Большинство моделей кофточек имеют застежки. Иногда они застегиваются на кнопки, реже – на пуговицы. Являются своеобразным заменителем распашонок. Кофточки лучше комбинировать со штанишками на бретельках. Иначе они будут выглядеть неопрятно – подол кофточки часто выскальзывает из ползунков на резинке.
    Комбинезоны или слипы («человечки») Детская одежда для всего тела – штанишки вместе с кофточкой в одном комплекте. Застегиваться могут по-разному – спереди, сзади. Многие модели дают возможность сменить подгузник, расстегиваясь между ног. Комбинезон может быть утепленным, предназначенным для прогулки. «Человечек»-слип, сшитый из тонкого трикотажа, либо из флиса, подойдет для дома, сна и ползания.









    Дополнительные аксессуары:

    Наименование Внешний вид Основные функции
    Шапочки Для дома используют чепчики, сшитые из трикотажного полотна. Они плотно облегают голову грудничка, имеют веревочки, которые завязываются под подбородком. Шапочки для прогулки шьют из более плотных материалов – они красивы и сидят на малыше свободно. Головной убор призван защитить ребенка от солнца, ветра или мороза. Подобрать шапочку или чепчик непросто – нужно, чтобы выбранная модель хорошо сидела.
    Носочки - обязательный предмет туалета младенца. Для лета можно приобрести несколько пар из тонкого трикотажа, для холодного времени – махровые или шерстяные. Носочки используются не только для защиты ножек от холода. Носочками иногда фиксируют слишком свободные ползунки.
    Пинетки Пинетки - предмет облачения, имитирующий обувь. 3-месячный малыш еще не может ходить, поэтому задача пинеток такая же, как и у носочков. «Тапочки» смотрятся нарядно и хорошо фиксируются на ножке шнурком или липучкой.
    Защита для ручек Защита для ручек похожа на варежку, однако, без отдельного «домика» для большого пальца. В народе такие варежки называют «антицарапки». Они могут завязываться на запястье, а могут фиксироваться на руке с помощью резинки. Антицарапки предназначены для того, чтобы малыш сам себя не поцарапал.






    Пинетки (рекомендуем прочитать: )

    Одежда для первых дней

    Собираясь за покупкой облачения для новорожденного, невозможно учесть все. В связи с этим желательно действовать, ориентируясь на стандартный комплект экипировки младенца. Мы составили список изделий, необходимых малышу сразу после выписки из роддома:

    • боди с коротким или длинным рукавом в зависимости от сезона – 2-4 шт;
    • ползунки на резинке и на бретелях – 3-5 шт;
    • кофточки или распашонки – 2-4 шт;
    • чепчики из трикотажа – 2-4 шт;
    • носочки – 2-4 пары.

    Для выписки из роддома, когда счастливые родители заказывают услуги фотографа, нужно подготовить традиционный набор: нарядный комбинезон, яркий конверт, а также шапочку. Тогда фото и видео первого выхода малыша «в свет» будут напоминать родителям о счастливых минутах.

    Позже в этом комбинезоне и шапочке мама сможет выходить с малышом на прогулку. Если это зима или поздняя осень, облачение должно быть теплым, если лето – достаточно флисового “человечка”. Все изделия желательно выбирать по размеру, который определяется ростом крохи.



    Нарядный комбинезон потом можно будет использовать для прогулок и фотосессий

    Также понадобятся пеленки. Их количество зависит от того, используют ли родители подгузники. Если мама с папой планируют пользоваться одноразовыми подгузниками и не пеленать малыша с первых дней жизни – 4-5 пеленок вполне достаточно. Их удобно использовать для того чтобы застелить кроватку, матрасик в люльке или коляске, пеленальный столик. Также пеленки понадобятся для каждого визита к педиатру.

    Если же родители не планируют использовать одноразовые подгузники, пеленок придется купить больше. Сколько штук понадобится? Чем больше, тем лучше – в среднем 15-20 единиц. Также желательно приобрести пару штук непромокаемых пеленок.

    Одежда по сезону

    Подбирая малышу облачение, следует учитывать время года. Дети до года растут намного быстрее, чем 2-4-летние малыши. Покупать комбинезон «на вырост», который понадобится только через полгода, не стоит. Никто не знает, как подрастет кроха, какой размер ему придется впору. Желательно приобретать изделия, рассчитанные на 2-3 месяца. Если малыш родился летом – не следует покупать для него вещи, предназначенные для зимы, сделать это желательно позже. Ниже рассмотрим, какая одежда потребуется новорожденному в зависимости от времени его рождения.



    В летнюю пору ребенку нужна легкая одежда, которая защитит от сквозняков и солнечных лучей

    Лето

    В жаркую погоду малыш потеет так же, как и взрослый, поэтому нужно выбрать несколько комплектов легких кофточек и штанишек. Не стоит стараться одеть кроху потеплее, чтобы он не простудился. Таким способом можно добиться противоположного результата – ребенок вспотеет и станет кашлять от легкого ветерка. Список детских вещей, которые подойдут для лета:

    • Боди – они могут иметь короткие рукава или не иметь их вовсе.
    • Песочники – такое облачение представляет собой рубашку или майку, совмещенную с шортами. Песочники (ромперы) комфортны тем, что не облегают тело, как боди. Эта одежда свободная, ромперы не натирают, в них обычно не жарко. Однако песочники лучше подходят детям постарше, которые уже начинают сидеть – от 4-5 месяцев.
    • Для прохладных дней необходимо иметь более теплую одежду – комфортны в носке вязаные кофты на пуговицах (а не пуловеры), комбинезоны из фланели, курточки и штанишки из плотного хлопка (рекомендуем прочитать: ).

    Зима

    Главный туалет новорожденного для зимы – теплый и комфортный комбинезон (см. также: ). К его выбору стоит отнестись серьезно. Основные требования:

    • Комбинезон должен быть предназначен для зимы. Нельзя новорожденному надевать демисезонную одежду при минусовой температуре.
    • Желательно, чтобы верхний слой изделия был непромокаемым – обычно используется парусиновая ткань с напылением.


    Верхний слой комбинезона должен быть непромокаемым
    • Хороший комбинезон легко и быстро застегивается. Это качество поможет не перегревать кроху в процессе долгого надевания верхней одежды. Оптимально, если комбинезон оснащен двумя длинными и надежными застежками-«молниями».
    • Желательно, чтобы зимний комбинезон имел капюшон. Он потребуется не только для того чтобы защитить голову малыша от ветра и снега, но и чтобы прикрыть шею.
    • При покупке сразу нужно уточнить у продавца, можно ли комбинезон стирать. Эта же информация есть на ярлыке изделия. Если наполнитель – пух, то комбинезон придется сдавать в химчистку, что не всегда удобно. Во-первых, услуга недешевая, во-вторых, пока изделие будет в чистке, кроха не сможет выходить на прогулку. Модели побюджетнее шьют с синтепоном или холлофайбером, их можно стирать в машинке (рекомендуем прочитать: ).
    • Комбинезон обычно укомплектован варежками и бахилами. Чаще всего их шьют из того же материала, что и основное изделие. Затем крепят на рукава и штанины с помощью молний, кнопок.

    Вместо комбинезона можно использовать утепленный конверт. Также для зимних прогулок пригодится теплая шапочка – она должна сидеть на голове свободно, чтобы под нее можно было надеть чепчик. При этом шапочка призвана закрывать уши и прикрывать часть лба.

    Межсезонье

    Осенью и весной нужно особенно внимательно отнестись к одежде малыша. Это время коварное – в марте-апреле солнце днем согревает воздух, а ближе к земле температура более низкая. Не стоит забывать, что ребенок в коляске находится ниже мамы, поэтому ему может быть холоднее. В то же время не следует перегревать малыша, чтобы он не потел.



    Перегрев для малыша так же опасен, как и сильное охлаждение

    Демисезонный комбинезон – наиболее актуальное изделие для весны и осени. Пусть малыш будет одет так же, как и зимой, только верхняя одежда должна соответствовать сезону. Демисезонный комбинезон тоньше, чем зимний, в нем не будет жарко. При этом детские комбинезоны шьют из непромокаемых тканей, а также у них может быть отстегивающаяся подкладка.

    Если мама сомневается в том, как одеть малыша в межсезонье, ей стоит руководствоваться собственными ощущениями.

    Существует универсальное правило: ребенок должен иметь столько же слоев одежды, как и взрослый, плюс еще один слой. Например, мама для прогулки надела два слоя – спортивный костюм и куртку. Значит, малышу потребуется нижний слой, промежуточный и верхний.

    Чтобы легче было ориентироваться в том, как одеть ребенка в зависимости от погоды, мы собрали имеющуюся информацию в таблицу. В таком возрасте не имеет значение пол ребенка – облачение для мальчиков и девочек может быть идентичным.

    Таблица видов одежды в зависимости от времени года

    Возраст ребенка Зима Лето Межсезонье
    В первые дни в роддоме В любой сезон ребенку потребуются: "человечек", боди, распашонки, ползунки, чепчики
    Новорожденный Утепленный конверт или комбинезон (либо то и другое), теплая шапочка. Снизу на ребенке должно быть еще два слоя одежды: чепчик, человечек, а также распашонка, штанишки. Конверт из легкой ткани, комбинезон-человечек, распашонка, штанишки. Носочки, антицарапки, чепчик и летняя шапочка. Демисезонный комбинезон или конверт, "человечек" флисовый (фланелевый), распашонка-кофточка, штанишки.
    От 0 до 3 месяцев Пеленки, боди, человечки, распашонки, штанишки, кофточки. Конверт или комбинезон для зимы, чепчики и шапочки. Для дома желательны антицарапки, носочки, пинетки. Пеленки, легкое одеяло для коляски. Песочники, боди, ползунки, распашонки, чепчики. 1-2 штуки флисовых комбинезонов, пару вязаных кофточек. Носочки, пинетки. Пеленки, теплое одеяло в коляску. Демисезонный конверт или комбинезон, шапочка для прогулок, чепчики. Боди, распашонки и штанишки.

    Все перечисленное для новорожденных и детей до трех месяцев является наиболее актуальным. Важно не бросаться в крайности, закупая огромное количество всевозможных вещей для грудничка – мама может не успеть использовать все. К тому же малыш растет быстро, а ползунки и распашонки за короткое время станут ему малы. Одежду лучше приобретать небольшими партиями по мере необходимости, ориентируясь на текущие потребности крохи.

    Новорождённый ребёнок очень беспомощный и нуждается в постоянной заботе и внимании взрослых. Во время ухода за малышом постоянно занимайтесь с ним двигательными упражнениями , чтобы способствовать его правильному физическому развитию.

    В конце месяца грудничок уже может приподнимать голову, чтобы посмотреть на окружающие предметы.

    Когда малыш лежит на спине, можно без усилий сгибать и разгибать его ножки, похлопать по ступням.

    Укладывая на спину и живот, побуждать удерживать голову. Можно имитировать движение "велосипед" , приговаривая:"Мы едем, едем, едем..."

    Удерживая малыша на руках в горизонтальном положении, поворачивайте его то в одну, то в другую сторону, то лицом к себе, то спиной к себе.

    Перекатывание на мягкой поверхности. Возьмите за лодыжку и бедро и положите одну ножку на другую. Бедра и верхняя часть туловища перевернутся сами. Повторите движение в другую сторону.

    Можно пытаться вызывать у малыша движение отталкивания ногами, при этом взрослый разговаривает с ребёнком, улыбается ему, старается вызвать ответное оживление.

    Когда малышу будет уже один месяц, поиграйте с ним, давая ему свой палец, затем убирая, а ребёнок будет за него хвататься. Можно с малышом на руках танцевать под спокойную музыку, начиная с одного месяца.

    Общение.

    Общаться с младенцем нужно спокойно, ласково, напевая его имя на разные лады, хорошо петь колыбельные песенки.

    Общаясь с ребёнком, старайтесь вызвать ответную реакцию на своё присутствие, на свою улыбку.

    Ребёнок должен отыскивать глазами маму, поворачивать голову на её голос. Со второго месяца младенец может рассматривать лицо взрослого.

    А к трём месяцам малыш уже оживляется при виде близкого родственника.

    Все гимнастические комплексы для грудничков должны отвечать следующим требованиям:

    1. Занятия проводятся ежедневно по несколько раз в день , на протяжении всего первого года жизни.

    3. Гимнастикой следует заниматься за 30 минут до кормления или через час после него.

    4. Помещение должно быть хорошо проветрено, оптимальная температура воздуха 21°С.

    5. Все упражнения повторяются по 3 раза.

    6. Продолжительность процедур около 15 минут.

    7. Все упражнения следует сопровождать ласковыми словами и улыбкой, вызывая у малыша положительную реакцию.

    8. Ни в коем случае нельзя ни сажать, ни ставить ребенка, прежде чем он научится поворачиваться на спину, на живот, ползать на животе и на четвереньках!

    9. Начинать и заканчивать процедуры следует легким поглаживанием ладоней и пальцев ребенка, при котором кожа не собирается в складки.

    10. Поглаживание рук ребенка проводится от кисти к плечу, ног - от стоп к паху, живота - по направлению от боков к пупку и по часовой стрелке вокруг пупка.

    11. Не следует заниматься гимнастикой с простуженным или уставшим ребенком.

    Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок правильно развивался, не жалейте времени с ним. Помните, что всё нужно делать вовремя, навёрстывать упущенное всегда сложнее.