Тема: «Звук Л — Л’. Буква Л»


Буква Л - 13 буква русского алфавита. Буква Л обозначает согласный звонкий звук: твёрдый [Л] и мягкий [Л"].

Слова, начинающиеся на букву Л : лес, лето, лекарство, ласточка, липа, лоб, луч, люк, лёд, лифт, лягушка, лыжи, лампа, ландыш, ласты, лодка, лилия, лев, лагерь, ладошка, Латвия, лгун, лаванда, левша, лёгкий, лекция, лекарство, лепить, лётчик, липкий, лечить, лоджия, лосьон, лысина,

Буква Л в середине слова : слон, улица, улыбка, апельсин, белка, блины, дело, ёлка, дупло, капли, пчела, улитка, Юля, хлеб, Алиса, блузка, весло, вилка, волосы, глина, голос, клоун, малыш, пугало, фильм, дельфин, железо,

Буква Л в конце слов : стол, стул, ель, мел, пыль, овал, рояль, угол, узел, ангел, бокал, вокзал, бал, дятел, котёл, пенал, сокол, чехол, факел, шакал, футбол, минерал, Стамбул, мотоцикл,

Несколько букв Л в слове : колокольчик, лилия,


Букву Л из лыж мы сложим,
Палочку наверх положим,
Одна лыжа стоит прямо,
Другая клонится упрямо.

Стихотворения ( , )

Мы с мамой учим буковки.
На "Л" есть слово "луковка".
Кусачая, плаксивая,
Почти как "А" красивая...
/Н.Рыбакова/

Лисёнок по лесу гуляет,
Лисёнок буквы повторяет,
Раз, два, три, четыре, пять,
Как бы букву Л не потерять.

Прислонились к ели ель -
Получилась буква "Эль".

Мы летели высоко,
Мы летели низко.
Мы летели далеко,
Мы летели близко.

Мы косили, мы устали,
Под кустом легли, поспали.
Сели, посидели
И снова полетели.

Лебеди летели
И на воду сели
Воду лили, лили, лили,
Поливали, полиали,
Ляленьку купали.

Первой букву Л напишем.
Две доски покрыты крышей.
Пояс букве Л наденем -
Л на букву А изменим.
Снова букву Л напишем.
Подчеркнём чертой пониже,
Ножки ставим по бокам -
Буква Д выходит к нам.
Если ты две буквы Л
Рядом написать сумел,
То они на радость всем
Превратятся в букву М.

Скороговорки ( , )
На лугу под лопухом
У лягушки летний дом.
А в болоте лягушачьес
У неё большая дача.

Сел и всё съел.

Палку толкал лапой Полкан.

Мама Милу мыла с мылом.

Маланья-болтунья молоко болтала,
Мила мыло не любила.
Болтала, да не выболтала!

Загадки ( , )

У лягушки Лушки -
Ножки-попрыгушки.
Квак-шлёп! Квак-шлёп!
М в болотце с кочки хлоп!
Чтоб журавль её не съел,
Лушка стала буквой...

Стёр с бумаги ластик наш
Всё, что сделал карандаш,
А чернила не сумел -
Превратился в букву...

На лугу под лопухом
У лягушки летний дом.
А в болоте лягушачьем
У неё большая дача.

Вёз корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Малосольный огурец
Сын солил, а съел отец.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Мыло Мила уронила.

Чистоговорки ()

АЛ-АЛ-АЛ - у нас будет бал.
ОЛ-ОЛ-ОЛ - в зале надо вымыть пол.
ОЛ-ОЛ-ОЛ - в зал поставили мы стол.
УЛ-УЛ-УЛ - у стола поставим стул.
АЛ-АЛ-АЛ - вот заходят гости в зал.
АЛ-АЛ-АЛ - Леонид разбил бокал.
ЛУ-ЛУ-ЛУ - лежат осколки на полу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - надо подмести полы.
АЛ-АЛ-АЛ - ах, какой весёлый бал!


Изображение буквы Л и картинки на букву Л ()










Логопедия. Дефектология.

Как-то нечаянно я заметила, что мой сынишка, которому 4г 9м, не может выговорить твёрдую букву Л (до этого была обратная проблема - согласные звуки он слишком твёрдо выговаривал и в них не было мягкости). Т.к. логопед (а) долго надо ждать своей очереди (мы уже ждём 2 месяца) и (б) дорого сторит, я решила поискать информацию как же самой исправить этот дефект речи.

Вот рекомендации, которые я нашла (источник №1 и №2 , внизу добавила из источника №3):
1) прикусить кончик распластанного языка и, растягивая губы в очень широкой улыбке, произносить в таком положении губ, зубов и языка звук "ы-ы-ы";
2) улыбаться, при этом открыть рот (между верхними и нижними зубами должна быть щель около 2 см), и спрятать кончик языка за верхние резцы и произносить звук "ы-ы-ы";
--> Когда будет чистый звук "Л", переходить к произнесению звука в слогах "АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ", "ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ", затем "АЛА, ОЛО, УЛУ, ЫЛЫ, АЛО, УЛА...", потом к словам, фразам, скороговоркам.
3) широко открыть рот, язык положить на нижнюю губу, и, открывая и закрывая рот, произносить звуки "ла", "ло", "лу", "лы", при этом подбородок удерживать рукой, чтобы он не двигался;
4) Упражнение "Чистим зубы": Широким языком двигать по верхним и нижним губам, как будто чистим зубы, с внутренней и внешней стороны;
5) "Вкусное варенье": Широким языком слизывать с верхней и нижней губы;
6) Высунуть язык и попытаться дотянутьсяим до кончика носа;
7) "Маляр": Кончиком языка водить по верхнему нёбу, как будто вы его красите
--> После 1-2 недель упражнений надо выучить стихотворение. Очень важно чётко и громко произносить все звуки.
"В гости к нам зима пришла,
Стали белыми дома.
Снег летает там и тут.
Малыши гулять идут.
Во дворе белым бело.
Много снега намело.
Слышны крики детворы,
Санки катятся с горы"
8) кончик языка надо "вжать (вдавить)" в передние верхние два зуба и пробовать произносить "Л";
9) Прижмите кончик языка к верхним резцам. Язык должен ощутимо упереться в зубы. С усилием оттолкнитесь языком от зубов, произнося при этом «лак», «лужа», «лебедь», «люстра», «ложка», «лыжи». Обратите внимание, что в зависимости от гласного звука после «л», положение языка слегка меняется. При произношении слова «люстра» язык упирается уже не в зубы, а в верхнее небо. А во время произношения слова «лыжи» — в самый краешек верхних резцов. Но принцип произношения звука «л» одинаков — язык с усилием отталкивается от препятствия.
10) Если у вас сразу не получается сказать отчетливое «л», значит нужно заставить работать ваш язык. Для этого выполняйте следующее упражнение:
— при произнесении звука «л» в вышеперечисленных словах зажимайте язык кончиками верхних и нижних резцов, как будто прикусывая его. Таким образом вы зафиксируете язык и приучите его к правильному положению
11) Повторяйте медленно и отчетливо следующие скороговорки:
— «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»;
— «Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали»;
— «Полосатые матрасы полоскала дочка Власа, полоскала-полоскала, полосатой речка стала»

Дописано позже:
1) Надо объяснить характерную особенность артикуляции звука Л и подкрепить зрительно: "Когда мы правильно говорим звук Л, кончик языка поднимается к верхним передним зубам, прижимается к передним зубам, толкает зубки, губы улыбаются и видны все зубки".



2) Закрепляем в упражнении "Силач": кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой толкаем со звуком [л-л-л].
3) Упражнение "Звук Л путешествует по дорожкам": сколько пальчик бежит по дорожке, столько мы поём "Л-л-л" (можно придумать, что бежим по дорожке в магазин за Л..опатой, Л..ошадкой....)

Хитрости, если вместо "Л" ребёнок выговаривает звук "В" - читайте .

Хитрости, если вместо "Л" ребёнок выговаривает звук "ЛЬ":
1) Просим ребёнка повторять речевой материал с сильно высунутым языком, зубы соприкасаются почти со спинкой языка. В то же время ведётся фонематическая работа. Далее кончик языка постепенно заводится за верхние зубы.
2) Прикусывать острый кончик языка на звук "Л" в автоматизируемом матермале.

Постановка и закрепление звука Л из книги Е.М.Косиновой .

Артикуляционная гимнастика - читать и смотреть !

Сказка про букву Л ()


Буква Л расстраивалась, что она не самая лучшая, не самая главная.
- Вот на букву М на чинаются слова "мама", "мир", "море".
- На букву С - "солнце", "свет", "счастье".
- На букву У - "ум", "удача", "успех".

Буквы М, С, У её успокаивали.
- На твою букву тоже начинаются хорошие слова: лбди, лес, литература, луч (солнечный и тёплый).
Повеселела буква Л.
-И вправду, много хороших слов начинается на мою букву: лето, ласточка, лошадка, луна.
-А ещё есть хорошее, доброе слово "ласка". Ласка - это проявление нежности, хорошего расположения, доброты.
А другие буквы Алфавита сказали букве Л:
- Буква Л! Мы тебя любим! Ведь одно из самых главных слов - "любовь" начинается именно на букву Л.

Сказка про букву Л ()

— Не хочу спать, не буду ложиться, — капризничала девочка.

Мама грозно нахмурила брови, но буква Л тихонечко шепнула ей на ушко волшебное слово «Люблю».

— Я люблю тебя, моя малышка, — ласково сказала мама и обняла дочку. Мама поцеловала ее, и девочка спокойно заснула.

«Большим и маленьким людям больше всего на свете нужна любовь и ласка», — подумала буква Л.

Она летала повсюду и ласково шептала: «Люблю, люблю, люблю», — чтобы никто не забыл сказать это волшебное слово.

На этаже, чуть ниже буквы «К», жила-была буква «Л». Это была самая добрая и весёлая, самая ласковая буква Алфавита. Всегда-всегда она была в хорошем настроении, никто никогда не видел, чтобы она плакала, или расстраивалась, нет! Наоборот, она всегда ходила и напевала какую-нибудь мелодию, вот так:

– Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.

И всем, кто с ней встречался, становилось легко и весело тоже. Ведь с буквы «Л» начинается слово «любовь»! И буква «Л» всех любила, и другие буквы отвечали ей взаимностью!

Однажды к ней пришла опечаленная буква «О». Она очень обиделась из-за чего-то и плакала, и вздыхала:

– Ох, ох, ох, мне плохо, обидно, ох!

– Не плачь, буква «О», я тебя сейчас обласкаю и напою «любовью»!

У буквы «Л» стоял в шкафу на кухне горшочек с жидкостью, на котором было написано: «любовь». Об этом все знали, и если кому-то было плохо, шли к букве «Л» за помощью. Она поила больных этим напитком, «любовью», ведь это самое лучшее лекарство, верно? И все сразу же выздоравливали.

И буква «Л», как обычно, открыла свой шкаф, чтобы достать этот горшочек, но увы, в шкафу было пусто! Горшочка с любовью там не было!

– Ах, что же мне делать? – воскликнула буква «Л». – Как же я смогу помочь букве «О»?

Она побежала к букве «А», которая была самой главной и самой умной в Алфавите и всё знала. Рассказала она букве «А» о том, что произошло, а та сразу же созвала все буквы на совещание и спросила:

– Где найти горшочек с любовью?

Думали буквы, думали, но ничего не могли придумать. Тогда вдруг буква «Я» сказала:

– А может быть нам спросить у Земли?

– У Земли? – удивились все.

– Ну да, у Земли. Она же ведь полна любовью, она всех любит! Вон, какие на ней красивые цветочки, деревья растут, и всех она любит, кормит, и птичек, и рыбок, и зверей, и нас, и ребяток тоже.

– Ну, хорошо, – сказала буква «А», – тогда вы, буква «Л» и буква «Я», идите и спрашивайте, а я пойду по делам, у меня очень много дел!

И она распустила совет и ушла по делам.

А буква «Л» и буква «Я» спустились на самый первый, самый нижний этаж, где жила буква «Я», вышли в сад, который она выращивала. Сели они на травку-муравку под яблоню в саду и давай Землю-матушку спрашивать:

– Земля! Земля! Послушай нас, пожалуйста! Ответь ты нам на вопрос: «Где находится горшочек с любовью, куда он пропал у буквы «Л»?

– Ах, глупенькие вы мои буковки! Ищите горшочек с любовью, а любви то в том горшочке и не было вовсе!

– Как это не было? – удивились наши буквы.

– А так! Эта любовь всё время находилась в сердце у буквы «Л»! Просто оно у неё большое-большое и доброе! И там много любви! И когда она давала другим буквам жидкость из горшочка, то она, жидкость, пропитывалась её любовью и вылечивала другие буквы! И у них тоже, у всех-всех в сердце есть любовь.

Просто те, кому плохо, о ней забыли. Им надо помочь её снова найти.

– Так что же мне сейчас делать с буквой «О», которая там сидит и плачет? – спросила буква «Л»?

– А ты возьми моих листиков от малины, смородины, вишни, ромашки цветы ты сорви, и всё это в чай завари! И буковку «О» напои! Только делай всё с любовью, как и раньше. Помни, она в тебе, а не в том горшочке!

– Спасибо! Спасибо! – весело закричали буквы, нарвали листиков и побежали наверх, в квартиру буквы «Л», где сидела и плакала обиженная буква «О».

И буква «Л» заварила ароматный чай с любовью и с любовью его дала букве «О». И пожелала ей от всего сердца поскорее выздороветь и не плакать никогда!

И буква «О» выпила этот чудесный чай, который весь пропитался любовью – самым хорошим лекарством, и ей сразу стало лучше. Она послушала себя: «О! Мне уже стало хорошо! Внутри меня бьётся сердце, и оно наполнилось любовью!»

Послушай, есть в твоём сердце любовь? Тук-тук, тук-тук… Чувствуешь, как оно бьётся, как тепло в груди? Значит есть там любовь!

Цели.

  1. Обучающая: создать условия для формирования представления о звуках [л], [л, ] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [л], [л, ], букву “л” в словах в устной и письменной речи, давать характеристику новых звуков.
  2. Развивающая: развивать речь, умение логически мыслить, анализировать, находить общие признаки, делать выводы.
  3. Воспитательная: развивать умение работать в парах и группе, слушать друг друга

Оборудование для урока:

  • Картинки:лисёнок, лошадь, самолёт, лётчик,
  • Звуковые схемы
  • Раздаточные карточки для индивидуальной и групповой работы (Приложение 1, 2)
  • Таблица с образцом письма буквы Л
  • Лента памяти
  • Рисунки “На что похожа буква Л”, стихи о букве Л
  • Карточки с опорными словами для определения темы урока

Средства обучения: доска, раздаточный материал, иллюстрации в виде картинок и таблиц.

Ход урока

1. Мобилизующий момент: скороговорка

Кошка-крошка на окошке кашку кушала по крошке.

2. Актуализация знаний:

  • Как отличить звук от буквы?

Звук мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим

  • Какие бывают звуки?

Гласные и согласные;

Парные и непарные;

Звонкие и глухие;

Твёрдые и мягкие

  • Какую последнюю букву мы изучили? Расскажите всё, что знаете о звуках [т], [т, ]

Звук [т] – согласный, парный, глухой, твёрдый, звук [т, ] - согласный, парный, глухой, мягкий

3. Определение темы и целеполагание (через ситуацию включения, игровые элементы работы)

3.1. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в чудесное место, которое хорошо в любое время года – схема слова “лес” А сопровождать нас будут два зверя. О ком идёт речь, вы узнаете, если соотнесёте отгадки со схемами.

На доске схемы слов “лось” и “лиса”

  • Загадки:

Лось, т.к. в этом слове один слог, а на конце мягкий согласный звук

Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает?

Лиса, т.к. в этом слове два слога, а ударный слог - второй

3.2. Сравните первые звуки во всех словах и назовите тему сегодняшнего урока. Что общего?

Слово “лось” начинается со звука [л], а слово лиса и лес – со звука [л, ], значит тема сегодняшнего урока: “Звуки [л], [л, ] и буква, которая их обозначает”

Сформулируйте цели урока. (Реализация деятельностного подхода в определении целеполагания)

Со зрительной опорой:

…познакомиться со… и с…

Сегодня на уроке мы должны познакомиться со звуками [л], [л, ] и буквой, которая их обозначает, будем учиться различать эти звуки в словах и читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

4. Характеристика звуков

4.1. Произнесите первый звук в слове “лось”. Что заметили?

Во рту есть преграда для воздуха, значит звук [л] - согласный

Закрыли ушки. Что слышите: больше шума или голоса?

Ещё что можете сказать?

Звук [л] в слове “лось” - твёрдый

4.2. Произнесите первый звук в словах “лиса, лес”. Что изменилось?

Звук [л, ] в слове “лиса” и “лес” - мягкий

4.3. Дайте характеристику звуков [л], [л, ]

Звук [л] – согласный, звонкий, твёрдый, звук [л, ] - согласный, звонкий, мягкий.

5. Упражнения в различении звуков [л], [л, ]

5.1. Итак, мы в лесу. Назовите деревья, которые мы можем здесь встретить, не забывая о теме сегодняшнего урока.

Лиственница, липа, тополь, ель, клён

5.2. А сейчас я буду называть другие растения, которые могут нам встретиться в лесу, а вы с помощью зелёного и синего квадратика будете определять, какой в них звук – мягкий или твёрдый:

Ландыш, малина, клюква, жимолость, калина, голубика, волнушка

6. Физкультминутка

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали
И дальше пошли. – дети выполняют движения со словами

7. Знакомство с буквой Лл

7.1. Вдруг, на полянке, где мы гуляли, приземляется самолёт. На борту самолёта (картинка) написано ИЛ. Какая из этих букв обозначает звуки [л], [л, ]? Покажите. (См. Рисунок 2)

Ученик выходит к доске и обводит указкой

Это буква [эл, ]. Хором!

Найдём ей место в ленте памяти. Звуки [л], [л, ] – согласные, значит букву Л мы поместим в синей части ленты памяти. (показать её место в ленте).

Пара есть? Нет. Значит, звуки [л], [л, ] будут непарные.

Таблица с буквой Л вывешивается на доску

7.2. Скажите, какие звуки обозначает буква Л

Буква Л –обозначает звуки [л], [л, ]. Звук [л] - согласный, непарный, звонкий, твёрдый. Звук [л, ]- согласный, непарный, звонкий, мягкий.

7.3. Изобразите букву Л с помощью пальчиков.

Встаньте, изобразите букву Л в паре.

На что похожа буква Л? (картинки со стихами) (См. Рисунок 3)

8. Чтение

8.1. Чтение слогов

Самолёт в лес привёз учёных-исследователей. Они очень часто используют в своей работе шифровки. Давайте мы попробуем их прочитать:

1) ла ло лы ли лу

чтение хором и индивидуально вперёд и в обратном порядке (ла –ал)

назовите слог, в котором звук [л, ] – мягкий. Докажите.

Ли, потому что буква “и” указывает на мягкость впереди стоящего согласного звука.

С данными слогами придумайте слова. Помните, что слог может быть не только в начале, но и в середине, и в конце слова.

Чтение слогов с добавлением буквы “т” вначале, затем буквы “с” - в конце в прямом и обратном порядке (тла-алт, тлас-салт) (См. Рисунок 4)

8.2. Чтение слов (с карточек).

А теперь прочитаем, каких лесных жителей приехали исследовать учёные.

Глухарь, дятел, синица, белка, иволга, волк, олень, пчела, медведь, кабан.

На какие группы можно разделить слова? Какое слово лишнее? Почему?

Звери и птицы. Пчела – это насекомое.

Прочитайте слова – названия зверей. Птиц. Как ещё можно разделить слова?

Можно разделить слова на те, в которых есть новая буква, и на те, в которых этой буквы нет.

Прочитайте.

8.3. Учёные умеют работать в команде. Это очень важно в их работе. Мы тоже “не лыком шиты ” (написано на доске), умеем работать в группе. Поэтому следующее задание вам предстоит сделать, разделившись на группы.

Составить рассказ из предложений.(Каждое предложение даётся на отдельном листочке вразнобой.) (См. Приложение 2)

В больших лесах живут лоси. Это очень красивые звери. На лесных полянах для них делают кормушки. Каждый вечер приходят сюда лоси.

  • Дети читают рассказ по очереди группой хором. Первой начинает та команда, которая справилась с работой первой.

8.4. Беседа по содержанию текста:

  • О ком идёт речь в тексте?
  • Где живут лоси?
  • Что делают для лосей на больших полянах? Зачем?

8.5. Объясните, как вы поняли выражение “не лыком шиты”.

9. Подведение итогов урока

Вы успешно справились со всеми заданиями, и наш урок подошёл к концу. Расскажите, чему учились на уроке.

Мы учились различать звуки [л], [л, ] и букву Л в словах, учились читать слоги слова и предложения

Расскажите всё, что узнали о звуках [л], [л, ]

Звук [л] - согласный, непарный, звонкий, твёрдый. Звук [л, ]- согласный, непарный, звонкий, мягкий.

Какая буква обозначает звуки [л], [л, ]?

10. Рефлексия

Расскажите:

1) что нового вы узнали, гуляя по лесу?

2) что нового вы сделали, гуляя по лесу?

3) какую оценку каждый из вас поставил бы себе и классу за работу на уроке?

В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что похожа буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква А превращается в ракету, буква Ж - в жука, буква М - качели и т.д.

Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается веселый АЛФАВИТ.

Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается

Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.

Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком

Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!

Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге

Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная

Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась

Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж

Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука

По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок

Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К

Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш

Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем

На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки

Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.

Посмотри на колесо
А увидишь букву О

На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле

Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь

Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом

Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"

У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У

Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки

Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′

Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя

Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл

На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!

А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы

Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась

Над лугами в синеве
Пролетает буква Э

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я