Как приучить к горшку мальчика и девочку. Когда начинать? Когда начинать приучать ребенка к горшку? Во сколько лучше приучать ребенка к горшку

Маленький ребенок растет очень быстро и постоянно учится самым разным вещам, постепенно постигая премудрости взрослого мира. Один из непростых и даже знаковых моментов взросления малыша — овладение горшком.

Оптимальный возраст для приучения к горшку

Сейчас, когда подавляющее большинство родителей с рождения надевают на кроху одноразовые , вопрос о приучении ребенка к горшку отходит на второй план. Но когда-нибудь это все равно придется делать. Сколько совершенно полярных мнений можно услышать о том, в каком возрасте и каким именно способом следует знакомить ребенка с данным предметом! Причем актуальны эти дебаты как среди родителей, так и среди специалистов — педиатров, психологов, педагогов.

Наиболее распространены три точки зрения. Одной из них придерживаются сторонники так называемого естественного родительства , которые призывают "высаживать" малыша над какой-либо емкостью буквально с первых недель и даже дней его жизни.

Вторая обычно пропагандируется представителями старшего поколения: ребенка нужно начинать сажать на горшок после того, как он научится хорошо сидеть (то есть примерно в 7-8 месяцев). В таком случае, по их мнению, к полутора годам у крохи уже сформируется стойкий навык пользования горшком по назначению.

Третью точку зрения выражает большинство современных педиатров, и сводится она к тому, что начинать процесс следует в том возрасте, когда у младенца формируется полноценный сознательный контроль над выделительной функцией (в 1,5-2 года). Практически все специалисты сходятся во мнении, что не стоит пытаться приучить ребенка к горшку до года. Скорее всего, родители попусту потратят силы и нервы, а если переусердствовать, то у малыша может выработаться неприязненное отношение к горшку, и впоследствии его будет еще сложнее отучить пачкать штанишки.

Не стоит забывать, что ребенок должен дорасти до умения контролировать свои физиологические позывы. Одним это удается уже к полутора годам, а другим — только к трем. В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития малыша) необходимо ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка . При наступлении благоприятного момента мама с папой могут начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком. Впрочем, процесс этот можно и ускорить, только не насильственно, а мягко и естественно. Главное правило, которого следует обязательно придерживаться: ни в коем случае не ругать кроху за то, что у него пока что-то не получается, и не пытаться форсировать события.

Какой горшок выбрать

Итак, с возрастом все более-менее понятно — это интервал приблизительно от года до 3 лет. А с чего же начать это непростое как для родителей, так и для малыша дело? Для начала нужно, собственно, купить горшок . Выбор такого необходимого каждому ребенку предмета — дело довольно ответственное: ведь от этого зависит львиная доля успеха.

В первую очередь детский горшок должен быть удобным . Если кроха будет чувствовать себя неуютно и некомфортно, желания освоить все премудрости туалета у него не возникнет. Кроме того, горшок должен быть функциональным . Сейчас в магазинах можно найти самые разнообразные модели, которые отличаются формой, цветом, дизайном. Есть даже музыкальные горшки. И кажется, что среди этого разнообразия очень непросто выбрать именно тот, что подойдет конкретному ребенку.

На самом деле для первого знакомства лучше всего приобрести обычный пластиковый горшок . Для девочки он может быть круглой формы. Для мальчика предпочтителен тот, который имеет впереди специальную перегородку, возвышающийся выступ: это позволит избежать неприятностей и избавит от мокрых пятен на полу.

Находиться горшок должен в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате. Пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет. Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, для чего он нужен.

Начинаем действовать

Если малыш ранее не знал, что такое одноразовый подгузник, то научиться ходить на горшок ему будет гораздо легче. С детьми, родители которых пользовались памперсами, дело обстоит несколько сложнее. В течение некоторого времени придется постоянно вытирать пол, так как казусы в процессе обучения неизбежны. Вот несколько советов :

  • действуйте системно, а не от случая к случаю; откажитесь от подгузников; не препятствуйте познанию ребенком акта мочеиспускания: малыш должен знать свои половые органы и видеть, как происходит "процесс";
  • ставьте горшок на видное место;
  • наблюдайте за ребенком: перед тем, как пописать или покакать, он может притихнуть, затаиться, напрягаться, краснеть, тужиться, уединиться в выбранном им самим месте;
  • надевайте на малыша минимум одежды, чтобы ее можно было легко снять;
  • приучайте к горшку в теплое время года;
  • не заставляйте сидеть на горшке; если ребенок не хочет, выгибается, кричит, процесс обучения теряет смысл: расстроенный кроха ничего не усвоит;
  • обязательно высаживайте на горшок после сна и после еды, а также перед прогулкой и после нее;
  • ласково хвалите, если все получилось, как надо, но не переусердствуйте: не стоит встречать каждую удачную попытку бурными аплодисментами — лучше подчеркивать, как хорошо ходить в сухих и чистых штанишках;
  • не начинайте процесс обучения, если ребенок болен или капризничает;
  • на прогулке периодически предлагайте малышу сходить "в кустики" (если вы далеко от дома), берите с собой запасную одежду.

Причины неудач при приучении к горшку

Неудачи могут возникнуть в нескольких случаях. Если у ребенка , он испытывает дискомфорт, тогда очень сложно сосредоточиться на иных своих ощущениях. Также не забывайте про кризис одного года , когда маленький человечек бурно протестует против практически любых действий взрослых. Кроме того, малыш может быть слишком увлечен игрой и не замечать, что его мочевой пузырь переполнен. Поэтому возникает "авария". Ругать за это нельзя, так как кроха еще не способен полностью контролировать свое тело.

Каждый ребенок индивидуален, и развитие навыков у всех происходит по-своему и в свое время. Поэтому и к горшку одни приучаются раньше, другие — позже. Это совершенно не означает, что дети, освоившие этот предмет в более старшем возрасте, менее сообразительны, усидчивы или хуже других. Более того, часто бывает, что дети, быстрее других приучившиеся к горшку, вдруг начинают протестовать и наотрез отказываются садиться на него.

Очевидно, что сам процесс приучения к горшку зависит от нескольких факторов. Девочки по своей природе более сговорчивы, чем мальчики, и, как правило, их легче уговорить и усадить на горшок. У мальчиков процесс обучения происходит несколько дольше. Немалую роль играет и характер . Спокойный ребенок быстрее приучится к горшку, его можно завлечь разговором, игрушкой и таким образом удержать на месте. Шустрый малыш может длительное время отказываться сесть на горшок по одной причине — ему некогда! Ему надо всюду успеть, везде поиграть и совершенно не хочется тратить время на скучное сидение на одном месте. Такие дети часто "заигрываются", не добегают до туалета и ходят в мокрых штанишках, даже научившись пользоваться горшком.

Когда обращаться к врачу

Крайне сложно определить ту тонкую грань, когда многократные "пописы" превращаются в болезнь. Однако если родители заметили слишком частое мочеиспускание ребенка днем, или ночное непроизвольное мочеиспускание сохраняется после 3 лет, это может говорить о патологии . Под маской энуреза скрываются многие урологические проблемы : врожденные аномалии развития мочеполовых путей, воспалительные заболевания мочевыводящих путей, функциональные нарушения мочеиспускания. Поэтому если у ребенка, несмотря на все попытки приучить его к горшку, сохраняется неконтролируемое мочеиспускание (днем после 3-летнего возраста, ночью — после 5-летнего), желательно обратиться к врачу.

Проблема нарушения мочеиспускания находится на стыке урологии и неврологии, и многие родители не знают, какому специалисту нужно показать малыша. Обследование необходимо начать с уролога , который проведет непосредственный осмотр наружных половых органов у мальчиков, позволяющий исключить такие заболевания, как , баланопостит, водянка оболочек яичка, неопущение яичка (крипторхизм). У девочек первичный внешний осмотр также может провести уролог. Если у него появятся подозрения на патологию развития мочевыводящей системы, малышку направят на прием к детскому гинекологу .

Также уролог назначит стандартные обследования: общий , УЗИ почек и мочевого пузыря с определением количества остаточной мочи. Если в результате урологическая патология не обнаружится, необходимо будет показать ребенка детскому неврологу .

Пользоваться туалетом — такой же навык, как умение ползать, держать в руке предмет, ходить или разговаривать. И рано или поздно все дети учатся этому. Главное для родителей — вести себя грамотно и уверенно. Именно от этого зависит, насколько гладко и безболезненно для всех пройдет данный процесс.

Каждая из мам обязательно задумывается над вопросом, какой возраст является оптимальным для приучения своего малыша к горшку и как это делается. Существует много мнений по данному поводу. Кто советует начинать это дело чуть ли не с пеленок, кто рекомендует не торопиться.

Но может быть, стоит сначала оценить психологическую подготовку малыша, его развитие. Ведь если ребенок не понимает, для чего нужен этот новый предмет, считает его очередной игрушкой, он не научится осознанно пользоваться туалетом. Поэтому многие специалисты рекомендуют приучать к горшку в возрасте полутора лет, когда психологическое и физиологическое развитие малыша позволяют это сделать.

Когда следует знакомить ребенка с горшком

Считается, что самый подходящий возраст для знакомства с новым видом деятельности – период с 18 до 24 месяцев. Это одобряют и большинство детских врачей.

Нужно помнить, что каждый малыш индивидуален, и если одни готовы подружиться с горшком в полтора года и раньше, то другие могут затянуть это дело до трех лет. Мальчики обычно приучаются позже девочек. Беспокойные, легковозбудимые детки также осваивают горшок чуть позднее, чем их более невозмутимые одногодки. Влияет и долгое нахождение ребенка в памперсах.

Так почему именно 18 месяцев считается приемлемым возрастом для знакомства с горшком? До конца первого года почти все малыши не чувствуют деятельности мочевого пузыря или кишечника. Наполненные органы выталкивают содержимое без осознания процесса. И даже если любящая мама будет следить и сажать на горшок вовремя, это не будет значить, что ребенок приучен, и его нервная система сознательно контролирует процесс выделения. Это поможет сэкономить подгузники. Но чаще будут впустую потраченные нервы и силы, и выработанное у ребенка негативное отношение к процессу высаживания на горшок.

А уже в возрасте полутора лет ребенок начинает чувствовать позывы и немного пытаться себя сдерживать. Но до полного контроля должно пройти время, когда малыш приобретает некоторые навыки, облегчающие знакомство с горшком:

  • ребенок умеет наклоняться, садиться на корточки, а затем вставать;
  • собирает с пола мелкие вещи и убирает их на места;
  • понимает, что говорят взрослые и реагирует на речь;
  • может междометиями или простейшими словами сказать о своих желаниях;
  • во время дневного сна остается сухим, и при бодрствовании в течение двух часов может не писаться;
  • ощущает неудобство при нахождении в мокром или испачканном белье.

Становится понятным, что в деле приучения к горшку не стоит оглядываться на возраст и соседского малыша, который бодренько бежит к туалету, скидывая на ходу штанишки. Нужно присматриваться к поведению своего ребенка. И при благоприятном моменте, мягко и спокойно, сажать его на горшок.

Каждая мама хочет для своего малыша все самое необыкновенное, красивое. И как не подобрать для любимого чада симпатичный горшок с различными интересными штучками?

Магазинами детских товаров предоставляется огромный выбор самых различных экземпляров. Различаются они не только цветом, но и материалом и формой. Продаются модели на ножках и с высокими спинками, в виде машин и велосипедов, с прикрепленными рулями и подставками для игр, сборные и походные, превращающиеся в симпатичный контейнер, музыкальные и имитирующие маленькие унитазы со сливом воды.

Но многие педиатры советуют не торопиться выкидывать деньги на продвинутые дорогие модели. Желательно сначала остановить свой выбор на классическом варианте, практичном и удобном. Ребенок, которого приучают к новому предмету и формируют новый навык, может испугаться слишком яркого цвета или резких звуков. И игнорировать впоследствии все попытки родителей освоить горшок. Это, во-первых. А во-вторых, ребенок может принять навороченную модель как игрушку, и вместо использования горшка по прямому назначению, увлечься новой забавой.

Поэтому самый правильный выбор для формирования навыка - это обычный простой «туалет» без изысков и лишних функций. Позже, когда ребенок привыкнет справлять свои надобности в «детском туалете», тогда можно будет выбрать модель по вкусу.

Выбрать «правильный» горшок помогут такие характеристики:

  • Устойчивость . Маленький ребенок даже на горшке может быть очень активным. И чтобы исключить случайное падение, надо выбирать модель, с широким основанием или с наличием подножек.
  • Материал . Предпочтительнее покупать горшок из пластика и только в специализированных магазинах, которые имеют сертификаты соответствия на свои товары. Поверхность, соприкасающаяся с нежной кожей малыша, не должна быть липкой, иметь швы, шероховатости и зазубрины.
  • Форма . Удобство горшка зависит и от его формы, Так, девочкам приобретают круглую модель, мальчикам – овальную, имеющую выступ впереди. Разница в форме обусловлена разным анатомическим строением малышей.
  • Для поездки с малышом лучше приобрести горшок с имеющейся крышкой или дорожные модели в виде контейнеров с ручками.

Изобретение памперсов помогло облегчить жизнь мамам. Но теперь наступает время, когда придется, что называется, «засучить рукава» и набраться терпения. Процесс приучения малыша к горшку далеко не самый простой и быстрый. Некоторые советы более опытных мам окажутся кстати:

  • Не стоит слишком настаивать на горшке в первый день, новая странная вещь может напугать. Ласково и спокойно поясните малышу, что это за предмет, посадите на него сначала любимую игрушку. Если ребенок привык к памперсам, то придется их снять. Старшие дети станут хорошим примером, ведь малыши зачастую копируют поведение своих братьев и сестер.
  • Малыши в этом возрасте уже пытаются знакомиться со своим телом. Пояснения мамы, зачем нужны внешние выделительные органы, помогут понять, для чего существует горшок. Дети в состоянии ощущать, что находиться в описанных штанишках очень неприятно, и избежать этого поможет «дружба» с новым предметом.
  • Нужно обязательно хвалить малыша, если освоение горшка проходит удачно. Положительные эмоции помогут закрепить новый навык. При неудачных попытках не стоит отчаиваться и ругаться, нужно терпеливо и ласково снова напоминать ребенку о горшке и возможности быть сухим и чистым.
  • Придется постоянно следить за временем и высаживать малыша на горшок после сна, еды, некоторого времени бодрствования, пока он сам не станет напоминать о туалете при возникновении позывов. Ни в коем случае не стоит делать это силой, отчего у ребенка может возникнуть стойкое неприятие туалета. Спокойно и ласково нужно предлагать сходить на горшок.
  • Пока формируется навык, новый предмет должен быть там, где постоянно находится ребенок, чтобы имелась возможность быстрого использования его в случае необходимости. Если горшок стоит, что называется, «под рукой», малышу при первых позывах легче до него добраться.

Если малыш упрямится и не желает ходить на горшок, следует придумать небольшие хитрости, чтобы сам процесс был более увлекательным. Например: читать в это время определенную книгу, играть в выбранную игрушку, что поможет ребенку расслабиться и забыть о своих страхах. Не стоит, однако, слишком увлекаться этим методом, чтобы не заменить естественный процесс игрой. Многим малышам интересен механический слив воды в унитазе. Можно воспользоваться этим и во время формирования привычки к горшку.

Не нужно спешить и с силой сажать на горшок. Чрезмерные усилия могут вызвать у малыша обратную реакцию, и в качестве протеста он будет делать «свои дела» где угодно, только не там, куда следует. При такой ситуации лучший выход – не вспоминать о горшке некоторое время. А пока мальчиков стоит поучить мочиться по-взрослому, стоя как мужчина, а девочкам «запустить ручеек» в ванне или тазу. Спустя несколько дней можно попробовать вернуться к горшку, но постараться не настаивать, а мягко предложить сесть и пописать.

Никогда не равняйте своего малыша с кем-то из детей и не сетуйте, если что-то не сразу выходит. Каждый ребенок индивидуален, и все получится, если относиться к нему с любовью и терпением.

Внимательный и спокойный настрой родителей поможет малышу быстрее понять, что от него хотят. Если он тужится, напрягается, краснеет, это сигнал к быстрой высадке на горшок. Несколько удачных попыток, и ребенок сам будет проситься в свой туалет.

Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод:

  • быстрый результат возможен, если ребенок уже достиг определенного психологического возраста;
  • обязательна посадка на горшок после того, как ребенок проснулся, а если его одежда к тому же сухая, то увеличивается вероятность скорого формирования нового навыка;
  • не стоит приучать к туалету нездорового ребенка: больной живот, вылезающие зубки и температура – повод отложить обучение на некоторое время;
  • нельзя вызывать мочеиспускание при помощи звуков льющейся воды, сформировавшийся в результате рефлекс может сыграть с ребенком в будущем злую шутку;
  • во время приучения к горшку не стоит сразу отказываться от подгузников;
  • при неудачах нельзя ругать ребенка, нужно проявить больше заботы и терпения и все получится.

Методика № 1: приучаем за семь дней

Каждой маме хочется, чтобы ее любимое чадо как можно скорее привыкло к туалету. Это не только позволяет наглядно увидеть, как вырос малыш, но и существенно сэкономит бюджет семьи, и уменьшит загруженность женщины домашними делами.

Есть несколько методик приучения к горшку, одна из них позволяет сделать это в течение семи дней. Специальная система, которая называется «Довольный малыш», придумана британкой, бывшей медсестрой Джиной Форд. Предназначена она для малышей в возрасте от полутора лет, которые могут понимать простейшие инструкции и выполнять их, пытаются сами одеваться-раздеваться, знают части тела. Методика расписана на семь дней и представляет собой следующее:

  1. Первый день начинается с того, что утром с ребенка снимают памперс (какой ты у нас большой, пора носить трусики!) и часто сажают на горшок. Можно привести малыша во взрослый туалет и наглядно показать, для чего он нужен. Если не все получается сразу, повторяем процесс через каждые четверть часа. Цель мамы сейчас – продержать на горшке 10 минут, что должно хватить малышу на выполнение всех его дел. Можно присесть с ним рядом и постараться чем-то увлечь, чтобы не появилось желание встать с горшка. Если все же штанишки были испачканы, стоит запастись терпением и ни в коем случае не ругать кроху.
  2. День второй нужен для закрепления навыка. Но при этом нужно быть внимательным, чтобы малыш не сильно увлекся играми, и вовремя подставлять горшок.
  3. Третий день продолжает выбранную методику. Нужно забыть о памперсах даже при прогулках, чтобы не возникало желания в них помочиться. Перед улицей обязательно нужно подержать ребенка на горшке. И периодически интересоваться, не хочет ли он в туалет. Первое время можно брать с собой и «пластикового друга», если не хочется водить малыша в «кустики». Через несколько дней ребенок научится сдерживать себя, и надобность в горшке на улице отпадет.
  4. К четвертому дню многие детки уже посещают горшок сами. Только пока надо напоминать заигравшейся крохе о необходимости сходить в туалет. И больше хвалить и чаще поощрять, но никогда не ругать за оплошности. И так до конца недели. Позже горшок ставят в туалет или ванну, чтобы малыш ходил справлять нужду уже в специально отведенную комнату.

Методика № 2: быстрое приучение за 3 дня

В процессе приучения малыша к горшку обычно не советуют торопиться, чтобы не привить ему отвращение к самому действию. И формирование такого осознанного навыка может занять не один месяц. Но если требуется ускорить этот процесс, например, подоспело время пойти в садик или предстоит длительное путешествие, родителям смогут помочь специальные техники знакомства с горшком.

Скорое приучение к горшку еще не значит, что малыш сразу и навсегда научится ходить по своим надобностям без проблем. Но это поможет быстро осознать необходимость посещения туалета.

Для того, чтобы данная методика сработала, определяется, насколько малыш готов к ней. Целесообразность ее применения могут показать некоторые факторы:

  • возраст ребенка около 2 лет, в крайнем случае – 2 года 1 месяц;
  • малютка может спокойно выдержать 1-2 часа, и при этом не описаться;
  • ребенок уже не желает надевать памперсы;
  • у малыша сформировался процесс дефекации каждый день и в определенное время.

Все признаки налицо, теперь нужно подготовить малыша к грядущим изменениям. И начать следует за пару недель до конкретных действий:

  • Для начала стоит приобрести горшок и объяснить назначение данного предмета.
  • Часто повторяйте, что маленькие дети сначала садятся на горшок, а потом, когда вырастут, на унитаз, и так делают все люди.
  • За несколько дней до намеченного события поясняйте малышу, что вскоре ему предстоит носить трусики и ходить в детский туалет. Можно заинтересовать ребенка новым бельем с яркими рисунками.
  • Специально выберите время, когда будет возможность несколько дней заниматься только малышом. Будет очень хорошо, если в эти дни маме помогут бабушки или муж.

Подготовка прошла, время выбрано, пора начинать приучение к горшку. Займет это три дня.

День первый . Впервые весь день малыш будет находиться без памперсов. Вместо них можно надеть трусики, а можно позволить побегать с голой попой. Придется весь день очень внимательно следить за деткой и буквально не выпускать туалет из рук. Как только увидите, что малыш собирается мочиться, сразу несите горшок. И так каждый раз, чтобы малыш видел связь между его желанием и появлением горшка.

Если у малыша получается сходить в туалет, это должно заканчиваться похвалой, конкретным объяснением его действий. Неудачи стоит оставить без внимания, чтобы не сформировать у него негатив по отношению к горшку.

Перед тем, как уложить спать, нужно не забыть высадить малыша на горшок и надеть на него подгузник.

День второй . В этот день нужно снова смотреть за малышом и стараться успевать высаживать его на горшок. Кроме того, можно выйти гулять, но без привычного подгузника. Сначала обязательно ребенка сводить на горшок, и планировать прогулку таким образом, чтобы была возможность быстро вернуться домой. Нелишним будет взять запасную одежду и дорожный горшок.

Помните, что нужно обязательно за каждую удачу хвалить малыша!

День третий . Сегодня уже можно выходить на прогулку два раза. Малыш дома уже высаживается на горшок, но нужно учиться сдерживаться и тогда, когда его нет под рукой. Обязательно посещаем этот предмет перед прогулкой и после, до сна и после пробуждения.

Три таких активных и сложных дня помогут малышу адаптироваться к горшку и даже делать первые попытки садиться самому. На эти дни нужно подобрать такую одежду, которую можно легко снимать и не требовать посторонней помощи. Через некоторый период на ночь надеваем пижаму или трусики.

Повторное приучение

Иногда возникают ситуации, когда малыш резко и категорично отказывается от горшка, хотя до этого уже сформировался навык. Происходить такое может как до двух лет, так и года в три-четыре. Причины различны:

  • Конфликты внутри семьи всегда плохо действуют на детей. Не имея возможности повлиять на них, малыш может в знак протеста бунтовать или замыкаться в своем мире. Нежелание ходить в горшок становится одним из элементов неосознанной реакции на окружающий мир.
  • Некоторые изменения привычного образа жизни (переезд, рождение еще одного ребенка в семье) становятся для малыша неожиданностью и могут приводить к отказу от выполнения привычных ранее вещей.
  • Кризисный период трех лет тоже может приводить к отказу от горшка. В это время малыш начинает осознавать себя личностью и пытаться делать так, как хочет он сам, а не требуют от него окружающие.
  • Отказ от горшка может происходить и во время болезни ребенка, в периоды появления новых зубов. Сейчас все силы маленького организма направлены на выздоровление, и на этот период не стоит настаивать на посещении горшка.

Выяснив причину, по которой ребенок перестает посещать ставший уже привычным «детский туалет», можно подумать о ее решении. В любом случае не стоит настаивать и высаживать силой.

Как отказаться от памперсов

Во время привыкания ребенка к туалету надо постепенно отучать его носить памперсы. Днем проще следить за малышом и успевать сажать на горшок при появлении первых признаков. Если начинает вырабатываться нужный навык, можно и ночью укладывать спать в трусиках или пижаме.

Избежать сырой кроватки поначалу помогут специальные непромокаемые пеленки. Со временем привычка сформируется, и малыш даже ночью сможет просыпаться и проситься на горшок. А поначалу следите, чтобы малыш меньше пил жидкости перед сном, и введите привычку посещать туалет пред тем, как уложить ребенка спать.

Причины боязни горшка и что делать в таких случаях

Боязнь и неприятие горшка может возникать в следующих случаях:

  • Неудачное знакомство с новой вещью. Возможно, стоит убрать горшок на время и повторить попытку, добавив к процессу посещения что-то интересное, например, сшить накидку или устроить маленький спектакль из игрушек.
  • Малыш периодически пачкает штанишки и за этим следует частая и сильная ругань, что приводит ко всяческому уклонению от горшка.
  • Высаживание на прохладный горшок полусонного малыша тоже может закрепить негатив по отношению к самому процессу.
  • Желание купить суперновинку с музыкой порой приводит к боязни посещения горшка, появляющаяся мелодия может отбить желание садиться на этот предмет. К этой проблеме относится и страх внезапного падения.
  • Боязнь горшка возникает и при таких неприятностях, как запоры. Малыш может не понимать, что эта проблема никак не связана с данным предметом.

И подводя итог всему сказанному можно добавить, все обязательно получится, ребенок привыкнет справлять свои надобности в горшок. Главное: делать все с любовью и терпением, и проблема разрешится.

В жизни любого малыша наступает ответственный момент, когда родители решают, что он достаточно большой и уже может обходиться без подгузника. Одного желания взрослых мало, гораздо важнее физиологическая и психологическая готовность ребенка, без которых приучить к горшку, не вызывая негативных эмоций, невозможно. Следует запастись не только терпением, но и некоторыми знаниями, а также изучить методики, выбрав наиболее подходящую.

Возраст физиологической готовности

До определенного возраста дети не контролируют процессы опорожнения мочевого пузыря и кишечника, они просто не чувствуют их заполненности. Центральная нервная система развита в недостаточной степени и еще не способна передавать импульсы от органов в головной мозг и обратно, а без этого невозможно осознанное освоение подобных навыков.

Неразвитыми являются и органы, которые непосредственно отвечают за физиологические процессы: кишечник, в частности, прямая кишка и ее сфинктеры, мочевой пузырь, уретральный сфинктер, мускулатура брюшной стенки. Перечисленные несовершенства устраняются только к 1.5 годам, а у большинства это происходит и того позднее. Поэтому врачи оптимальным для начала приучения к горшку считают возраст не ранее 1.5 лет, однако уточняют, что затянуться он может до 3-5 лет, и это не будет патологией.

Есть категория родителей, хвастающихся достижениями своих чад, которых они уже в 9-10 месяцев (а иногда и раньше) с успехом высаживают на горшок. При наблюдении за такими малышами можно заметить, что они действительно опорожняются, когда мама сажает их на горшочек или держит над тазиком, ванной, произнося заветное «пись-пись». Однако это всего лишь рефлекс, и ничего общего с осмысленным использованием туалета он не имеет. Как только взрослые «прозевают», свои дела ребенок сделает в штаны, так как это для него все еще неконтролируемый процесс.

Большинство современных педиатров и неврологов против вызывания у ребенка связи между характерными звуками (излюбленное у родителей «пи-пи» и «а-а», звук текущей воды) и физиологическими процессами. Проблемы начинаются в возрасте, когда большинство начинают осознанно проситься на горшок. Они зажимаются и не могут сходить в туалет без «звукового сопровождения». А если ребенка с 3 месяцев держали над тазиком, ванной или пеленкой, то посадить его на горшок гораздо труднее, так как он, скорее всего, будет требовать привычных условий для удовлетворения естественных потребностей.

Гораздо хуже обстоят дела у детей, которых родители насильно усаживают на горшок, прерывая, например, игру, и не дают встать, пока малыш не пописает. Расстроенный ребенок быстро невзлюбит этот атрибут и будет всячески избегать его.

Социальные навыки как показатель готовности

Важную роль в приучении к горшку играет и развитие социальных навыков. Доктор Комаровский, например, считает, что нет смысла начинать обучение, если не сформированы «азы туалетной науки»:

  • увеличение интервала между опорожнениями до 2 и более часов;
  • знание и понимание слов, указывающих на физиологические потребности («писать», «какать»);
  • осознание того, что от него хотят взрослые, полное понимание обращенной к нему речи;
  • нежелание находиться в мокрых штанах;
  • стремление подражать родителям;
  • умение выражать свои желания, пусть и не в словесной форме, а жестами, звуками;
  • умение снимать и надевать штаны самостоятельно.

Если перечисленные навыки развиты в достаточной степени, можно приступать к знакомству ребенка с горшком.

Оптимальный возраст приучения к горшку и как его определить родителю

Во сколько начинать малыша знакомить с горшком, должны определить родители, у каждого ребенка это будет индивидуально. В работе «Дневник развития от рождения до трёх лет» А. Казьмин, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой клинической психологии раннего детства, выделил основные этапы сформированности и определения готовности малыша к освоению гигиенических норм:

  1. В 12-14 месяцев малыш начинает негативно реагировать на то, что его штаны оказались мокрыми, требует их заменить.
  2. В 18 месяцев пытается показать, что хочет в туалет. Ребенок уже способен ощущать некие позывы и давать о них знать. Но он еще не может сдерживаться, поэтому, если родители вовремя не отреагируют, малыш опорожнится в штаны. Это могут быть звуковые сигналы или же изменение настроения. Например, среди игры кроха застывает, задумывается, внимательно смотрит на маму или рядом стоящий горшок.
  3. В 22 месяца ребенок пытается сказать о своей надобности любыми доступными ему средствами, но далеко не все дети в этом возрасте используют слова. Это могут быть жесты, некоторые самостоятельно несут горшок.
  4. К 2 годам малыш уже в течение 3 часов способен оставаться сухим. Если родители смогли к этому возрасту объяснить предназначение горшка, то малыш осваивает эту науку. Он самостоятельно стягивает штаны и садится, нужно следить только, чтобы белье было снято в достаточной мере, одежда не была намочена. Также следует помочь одеться, потому как 2-летнему ребенку еще трудно делать все самостоятельно.
  5. В 2.5 года многие начинают говорить и уже способны объяснить свои потребности. Здесь нужно следить, чтобы ребенок вовремя садился на горшок, потому что, заигравшись, он может не контролировать себя и снова испачкает штанишки.
  6. К 3 годам, как правило, детки самостоятельно контролируют весь процесс: легко находят горшок, не найдя, могут попросить взрослого проводить его, снимают и надевают штаны.

Таким образом, лучшим возрастом, когда ребенку нужно начинать знакомство с горшком, по мнению большинства педиатров, является 1.5-2 года. Именно в это время он физиологически и психологически становится готовым к тому, чтобы полноценно освоить столь важные гигиенические навыки.

Видео: Доктор Комаровский о возрасте приучения к горшку

Подготовительные этапы приучения к горшку

Если по всем показателям (физиологическим, психологическим, социальным) родители определили, что в жизни малыша настал важный этап взросления, следует определить линию поведения и четко придерживаться ее. Нельзя после нескольких неудачных попыток оставлять задуманное, важно запастись терпением и изо дня в день добиваться поставленной цели.

Для начала ребенка «знакомят» с горшком, то есть показывают и объясняют ему, что это и для чего используется. В процессе игры демонстрируют, что одна из игрушек «захотела писать и пошла на горшочек».

После пробуждения утром или днем, перед сном высаживают на горшок на 3-5 минут. Часто бывает, что малышу запрещают вставать, пока он не опорожнится. Так, капризничая, он может просидеть до получаса, что грозит впоследствии психологическим дискомфортом и боязнью туалета. Если ребенок хочет, 3 минут ему хватит, чтобы удовлетворить потребность.

Следует отказаться от подгузника в дневное время. Но не следует во время приучения к горшку оставлять голышом (без штанов или трусиков), так он не сможет установить связь между мокрой одеждой и тем, что необходимо сделать, чтобы она осталась сухой.

Очень важно первое время хвалить кроху, когда получится самостоятельно справить нужду, куда необходимо. Это огромный шаг в его развитии, он должен знать это и то, что его успехи родители очень ценят.

Как только родители увидели, что ребенок без боязни, капризов и истерик садится на горшок, при этом сам снимает штаны, можно переходить к заключительному этапу, то есть к непосредственному приучению.

Основные методики приучения к горшку

Существует несколько методов, применяемых на заключительном этапе обучения. Это может быть классическая методика постепенного приучения или одна из так называемых быстрых методик.

Важно: Приучать самостоятельно пользоваться туалетом следует только после подготовительных этапов знакомства с предметом гигиены и развития необходимых социальных навыков. Нельзя в первый же день после приобретения горшка сажать на него ребенка и требовать, чтобы он сразу же начал им пользоваться по назначению.

Классическая «выжидательная» методика

Часто родители не ставят себе цели за короткое время обучить «горшечной науке», а просто показывают ему горшок, ставят его на видное и доступное место, периодически напоминая, для чего здесь находится этот предмет. Специально высаживать на горшок можно и нужно после и перед сном, перед прогулками, если малыш длительно не справлял нужду. Рано или поздно ребенок сам все поймет и начнет постепенно пользоваться «унитазом».

Конечно, эта методика длительная, но и более естественная. Как говорит Комаровский, следует просто оставить ребенка в покое и дать ему самостоятельно все понять и во всем разобраться. Но важно напоминать, чтобы малыш сам сел на горшочек, а не снимать с него штаны и усаживать. Только так будет происходить самообучение.

Более действенными многие родители считают так называемые быстрые методики.

Как приучить за неделю

Джина Форд и ее система «Добровольный малыш» обещает приучить ребенка к горшку за 7 дней. Эту методику применяют к деткам, достигшим возраста 1.5 лет, имеющим определенную подготовку. То есть ребенок умеет снимать штаны и понимает, для чего это необходимо:

  1. День первый. С крохи снимают подгузник, объясняя, что он стал большим и будет носить трусики. После пробуждения его сажают на горшок на 5-7 минут. При неудачной попытке повторяют через 15 минут. Так до тех пор, пока не будет достигнуто желаемое. Перерывы между результативными высаживаниями составляют 2 часа.
  2. День второй. Родители ставят себе цель следить за поведением, фиксируя любые признаки необходимости горшка. Ребенку следует предлагать горшочек, но не сажать его насильно.
  3. День третий. Убирают подгузник на время прогулки и дневного сна. Для этого следует добиться, чтобы малыш оправился, только потом отправляться гулять или укладывать его спать. В возрасте 1.5 лет перерыв между походами в туалет уже составляет не менее 1 часа.
  4. С четвертого по седьмой дни следует предлагать горшок через равные промежутки времени, особенно если малыш увлекся игрой.

Конечно, через неделю малыш не освоит гигиенические навыки как следует, осечки будут, возможно, поначалу даже чаще, чем хотелось бы. Но уже на этом этапе родители замечают очевидный прогресс. Автор методики отмечает, что главное – не отступать. Если результата через 7 дней нет, все так же продолжают следить за потребностями малыша и предлагать ему горшочек.

Как приучить за 1 день

Авторы методики - Натан Эзрин и Ричард Фокс. Используется метод, когда ребенку уже исполнилось 2 года (и больше), сам он способен полностью понимать обращенную к нему речь и что конкретно от него требуют, может объяснить свои желания и потребности.

Подготовительная работа начинается за 2 недели. Мама знакомит ребенка с горшком, учит снимать и надевать трусики и штанишки. Когда он уяснит простейшие правила пользования предметом гигиены, без сопротивлений и истерик снимает штаны и садится на горшок, можно выбирать день для обучения.

Маме сразу нужно настроиться, что целый день – с утра и до вечера – ей придется быть рядом с ребенком, отложив все домашние дела. Запастись сухой одеждой, любимой игрушкой крохи, лакомством (например, печеньем) и, конечно, терпением. В этот день ребенку нужно давать как можно больше жидкости, это может быть любой напиток, который он любит. Можно выбрать сок, разбавленный водой, чтобы не вызвать аллергию от употребления слишком большого объема, или клюквенный морс, обладающий легким мочегонным эффектом.

Как только ребенок проснулся, следует снять с него подгузник, переодеть в трусики и сразу посадить на горшок. Если ребенок не пописал, долго держать его не стоит.

Мама в течение дня постоянно объясняет, для чего нужен горшок. Для примера усаживает на него любимую игрушку, незаметно подливая в емкость воды, якобы игрушка пописала. Вместе с ребенком идут выливать жидкость в унитаз. Можно разрешить малышу смыть за любимцем, как правило, этот процесс вызывает восторг.

Высаживать ребенка на горшок следует через каждые 10-20 минут. Из-за выпитой жидкости малыш будет писать часто, поэтому в какой-то из разов цель будет достигнута, он опорожнится, куда надо. Мама должна проявить радость и похвалить кроху, вознаградить любим лакомством. При неудачах можно показать, что мама расстроилась испачканной одеждой и мокрым полом, пойти вместе с ребенком вытирать лужу, но ни в коем случае не ругать его.

Как правило, к концу дня после неоднократных объяснений и похвал ребенок уже четко понимает, чего от него хотят, сам при необходимости бежит на горшок, который всегда должен быть рядом. До определенного возраста ребенок не может сдерживать позывы к мочеиспусканию и дефекации. Если в поле его видимости предмета гигиены не оказалось, свои потребности он справит в штаны или, приученный их снимать, в любое удобное для него место.

Видео: Психолог о том, когда и как высаживать на горшок

Приучение по ночам

Часто к этому этапу родители обращаются в последнюю очередь. Ничего плохого в этом нет, но следует понимать, что слишком позднее приучение проситься на горшок по ночам грозит проблемами в будущем в виде энуреза , непроизвольного мочеиспускания. К 5 годам ребенок должен просыпаться при позывах.

Начинают с того, что убирают подгузник на ночь. Чтобы не были испачканы простыни и матрац, который очень непросто высушить и потом избавиться от неприятного запаха, постель ребенка застилают клеенкой, сверху натягивают простынь в 2-4 слоя. Можно использовать современные впитывающие пеленки с непромокаемым нижним слоем, которые есть в аптеке или детском магазине.

Если малыш не просыпается ночью попить или перекусить, родителям придется через каждые 3 часа ставить будильник, чтобы высадить его на горшок. Постепенно интервал увеличится, и просыпаться можно будет только 1 раз за ночь. Держать сонного ребенка нужно не более 3 минут. Если малыш описается, от того, что пеленка мокрая, он, скорее всего, проснется. Следует посадить кроху на горшок и сменить простынь.

Контролировать ночное мочеиспускание получается далеко не сразу. Уходит до полугода и больше, пока не выработается навык вставать, чтобы сходить в туалет.

Важно: Даже у деток, которые по ночам просятся на горшок, случаются промахи. Это происходит, если малыш спит слишком крепко или если он болеет. Некоторым бывает просто лень вставать, они думают, что «разок можно». Именно поэтому до 5-6 лет родителям не следует посылать детей в туалетную комнату, лучше ставить горшочек рядом с кроватью.

Видео: Опыт мамы о ночном приучении к горшку

Какие проблемы возникают и как их решить

Далеко не всегда удается решить проблему сразу. Возникает ряд ситуаций, к которым родители бывают не готовы:

  1. Умеющий пользоваться горшком малыш начинает снова писаться в штаны. Регресс проявляется как реакция на стресс (например, смена места жительства и садика , развод родителей). Может быть признаком приближения так называемого «скачка в развитии», когда после некоторой паузы у ребенка резко появляются новые умения и навыки. Как правило, через время (от недели до месяца) все нормализуется. Если же этого не происходит, лучше посоветоваться с неврологом.
  2. Боязнь горшка. Ребенок изначально не желает садиться на него, плачет и вырывается. К такой реакции чаще всего приводят различные ошибки родителей в процессе обучения данному социальному навыку. В этом случае следует сделать перерыв и совсем убрать горшок из вида. Месяца через 2-3 купить новый, полностью отличающийся формой, цветом и прочими параметрами, и начать все с начала. Можно попробовать приучать малыша садиться сразу на унитаз, используя специальный детский стульчак и подставляя для удобства стульчик-лесенку.
  3. Медицинские проблемы, при которых ребенок 3-5 лет не умеет контролировать мочеиспускание и дефекацию. Эти проблемы решает только врач.

Иногда ребенок отвергает горшок из-за ошибок родителей, наиболее частой из которых является неподходящий возраст приучения, когда малыш не готов ни психологически, ни физиологически, не обладает достаточными социальными навыками.

Постоянное ношение подгузников приводит к тому, что нет неудобств от мокрых штанов. Педиатры советуют с первых дней жизни проводить воздушные ванны, а примерно с 3-4 месяцев надевать впитывающие средства только на сон и на прогулку. Ребенок должен чувствовать свое тело, понимать, когда ему комфортно, от чего бывает дискомфорт и как этого избежать.

Пристыживания вызовут у крохи боязнь горшка. Часто такие детки стараются сделать свои дела незаметно. Опасаясь наказания, ребенок будет ходить мокрый, это ведет к воспалению органов мочеполовой системы, инфекциям, зимой – к переохлаждению.

Начинать приучать малыша к горшку опытные мамы рекомендуют в теплый период, когда не страшно, если ребенок окажется мокрым на улице. Конечно, кроху сразу же следует переодеть в чистое сухое белье.

В момент приучения одевать и дома, и на улице ребенка следует так, чтобы он сам без труда мог снять трусики и штанишки. Для этого выбирают одежду с нетугой резинкой, без застежек, шнуровок и прочих приспособлений. Подгузники с липучками лучше заменить на специальные подгузники-трусики для приучения к горшку, которые малышу также не составит труда быстро стянуть с себя в случае необходимости. Их первое время можно надевать на прогулку или перед поездкой, на дневной и ночной сон.

Мальчиков, как и девочек, начинают приучать к горшку сидя. Когда навык освоен полностью, папа объясняет сыну правила поведения в туалете, не забывая напоминать об обязательном мытье рук после его посещения.

Огромное значение имеет и правильный выбор горшка. Цвет не играет решающей роли, потому как в столь юном возрасте малышу будет безразлично, розовый или зеленый у него горшочек. Если родителям этот вопрос принципиален, можно опереться на предпочтения самого ребенка, взяв его с собой за покупками.

Существует несколько простых требований к первому атрибуту:

  1. Анатомическое выполнение. Для девочек выбирают горшки с круглой выемкой, для мальчиков – с овальной.
  2. Материал. Лучше брать приспособления из качественного пластика: они не охлаждаются, ребенок будет чувствовать себя на нем комфортно.
  3. Отсутствие эффектов. Существует множество горшков со звуковыми или световыми эффектами, но от них лучше отказаться, дабы не напугать ребенка или чтобы малыш не воспринял средство гигиены как игрушку.
  4. Устойчивость. Детки бывают на горшке достаточно активными, особенно когда мамы сажают их на длительное время. Чтобы исключить падение ребенка и выливание жидкости на пол, отдать предпочтение стоит моделям с широким основанием.

Если планируются поездки, то можно приобрести горшок с крышкой или специальный контейнер-непроливайку.

Когда ребенок категорически отказывается садиться на горшок, можно постараться завлечь его любимой игрушкой или читать ему в это время книгу. Увлекаться данным способом не стоит, потому что впоследствии можно столкнуться с отказом идти к своему туалету, пока мама не возьмет в руки книгу.

Видео: Доктор Комаровский о «горшечной науке»


Добрый день! Сегодня продолжаем разбирать тему Как приучить ребёнка к горшку?

Спасибо Вам за участие в опросе «А Ваш ребёнок ходит на горшок?». Очень радостно было читать о Ваших успехах в деле приучения к горшку, некоторые дали ценные советы, которые я обобщу и поделюсь ими с вами в следующей статье.

Однако как показал опрос – есть и трудности в таком деле как приучение ребёнка к горшку.

Что же делать? Как провести процесс приучения к горшку максимально безболезненно и для ребёнка, и для родителей?

Давайте разберём основные ошибки, которые допускают многие родители.

Уверена, что зная эти «подводные камни» Вы умело сможете их обойти!

Ошибка №1

Приучение к горшку начинается в неподходящем возрасте.

Зачастую в практике встречаются случаи, когда мамы начинают приучать ребёнка к горшку СЛИШКОМ РАНО! Забывая о том, что готовность садиться на горшок и управлять своими функциями требует зрелости. Причём большинство современных исследований говорят, что успех в приучении к горшку зависит от грамотного сочетания ТРЁХ факторов:

  • физиологическая зрелость,
  • психологическая зрелость,
  • социальная зрелость.

Высаживания на горшок в 6, 8 и даже в 12 месяцев не имеют никакого отношения к осознанному овладению ребёнка горшком.

Совет №1. Не торопиться!

Дождаться соответствующего возраста ребёнка для обучения его навыкам пользования горшком. Чаще всего это от 1,2 до 1,9. Но это не значит, что не нужно совершать подготовительных мер, которые помогут ребёнку быстрее освоить выделительную функцию.

ОШИБКА №2

Чрезмерное использование подгузников

Бывает, что практически с рождения ребёнок находится в подгузниках: и днём и ночью. А затем, когда родители решают, что пора ходить на горшок – подгузник резко убирается и от ребёнка ждут быстрой реакции на такую свободу.

Неоднократно встречала такой совет «Пусть походит немного в мокрых штанишках и тогда быстро сообразит, что нужно садиться на горшок!»

Также частое ношение подгузников приводит к тому, что половые органы не получают должной стимуляции и не тренируются задерживать большие порции мочи. Подгузник создает ощущение чистоты и сухости, поэтому ребёнок даже в возрасте 8-9-12 месяцев может писать маленькими порциями почти как новорожденный.

Использование подгузинков ночью также нарушает созревание функции почек. Замечено, что дети, спящие в них, могут продолжать писаться ночью до 3-4 лет, в то время как дети, спящие БЕЗ них, уже к 2 годам перестают мочиться ночью (конечно при условии, что на ночь не было выпито 2 литров вкусного компота!)

СОВЕТ №2. Разрешите ребёнку знакомиться со своим телом.

Хотя бы днем, а в идеале и ночью ребёнок начинает обходиться без подгузника.

Если жалко ламинат, мебель, ковры и другие прекрасные предметы интерьера – обезопасьте их – застелите пелёнками, сшейте чехлы и т.д.

Поверьте, здоровье ребёнка стоит гораздо больше!

ОШИБКА №3

Слишком сильная заинтересованность родителей научить ребёнка ходить на горшок

В стремлении побыстрее приучить ребёнка к горшку, мы забываем о том, чья это зона ответственности?

Если Вы думаете что Ваша, тогда постоянные погони за ребёнком в попытках объяснить ему правила пользования горшком Вам обеспечены.

Слишком сильная заинтересованность родителей проявляется в том, что:

  • ежечасно ребёнка усаживают на горшок;
  • ребёнку не разрешают вставать пока он не сделает свои делишки;
  • ребёнку постоянно делаются внушения по типу «Ты уже большой!», «Пора ходить на горшок», «Горшок это замечательно!» и т.д.

Но любое давление вызывает обратную реакцию, сопротивление! И это видно на примерах, когда ребёнок честно ходивший на горшок ВДРУГ прекращает это делать. Возможно, родители просто чрезмерно увлеклись приучением к горшку и нужно ослабить поводья.

СОВЕТ № 3. Создавайте условия при которых приучение к горшку произойдет самостоятельно! Например, о таких условиях я рассказываю в статье: Как научить ребенка вытирать попу самому >>>

Ребёнок САМ сядет на горшок, просто потому что он здоровый, адекватный, умный малыш!

А вот создание соответствующих условий – задача, действительно требующая внимания. Сместите фокус внимания на нее!

Вследствие этой ошибки родители часто совершают еще одну ошибку по выбору горшка. Как выбрать правильный горшок смотрите в моем видеоуроке:

ОШИБКА №4

Пристыживание ребёнка, ругань

Очень сильно этой ошибкой грешат бабушки. Ведь в советское время пристыживание было одним из самых эффективных средств педагогического воздействия.

И вот ребёнок, который любит себя всего, и даже любит свои «произведения» (я имею в виду лужи и какашки) сталкивается с ….непринятием. Его вдруг начинают стыдить, ругать, наказывать, а иногда…ставить в угол, за то что вовремя не сел на горшок и намочил штаны.

Чем это чревато?

В самом легком случае – время дружбы с горшком отодвинется на более поздний возраст.

В худшем случае – чревато неврозами, фобиями и страхами, справляться с которыми придётся под руководством психолога. Примеры таких страхов есть в статьях:

СОВЕТ №4. Не при каких обстоятельствах не ругайте ребёнка за сделанные лужи или разложенные «кучки» — это делу не поможет.

Лучше привлеките ребёнка к уборке, а еще лучше полностью переложите это дело на него.

Можно сказать так: «Саша, ты пописал на пол! Давай пойдём, возьмём тряпочку и вытрем лужу, чтобы никто не замочил ножки. Вот тебе тряпочка – вытирай!

В следующий раз, пожалуйста, садись на горшочек, и писай туда – тогда пол и твои штанишки останутся сухими и нам не придется вытирать лужи».

ОШИБКА № 5

Незнание стадий знакомства ребёнка со своим телом

Эта ошибка тесно связана с ОШИБКОЙ №2, когда половые органы ребёнка запираются в подгузник и ребёнок вынужден пропускать нормальные стадии взросления.

В деле приучения к горшку, горшок является одним из завершающих этапов знакомства со своим телом и обучением контролировать выделительные функции. Поверьте, это не простая задача.

Точно также как маленький ребенок вначале учится переворачиваться, затем вставать на четвереньки, затем ползать и вставать – развитие половой функции идёт по своим законам.

Если какая-то стадия пропущена – ребёнок обязательно к ней вернется! Просто в более позднем возрасте. Уверена, что Вы слышали истории как ребёнок вначале научился вставать и ходить, а затем вдруг пару месяцев подряд ползал. Это нормально. Развитие мозга идет по заданной траектории, и если где-то произошел сбой – этот пробел нужно закрыть.

Вот примеры из Ваших ответов, которые наглядно показывают, как ребёнок добирает недостающие стадии развития (просто видимо в силу каких-то ошибок делает их в более позднем возрасте, чем конечно вызывает растерянность у родителей)

Пример №1.

Пример №2.

СОВЕТ №5. Позволить ребёнку знакомиться со своим телом. Позволить ребёнку знакомиться со своими произведениями (пописами и покаками).

Понимать, что, только пройдя все стадии развития владения мочеполовой системой ребёнок будет постоянно ходить на горшок и избегать промахов!

Предлагаю Вам проанализировать Вашу ситуацию и подумать, какие из этих ошибок совершали или возможно продолжаете совершать Вы со своим ребёнком в деле приучения ребёнка к горшку!

Прекратите это делать!

Воспользуйтесь курсом Как быстро и легко приучить ребёнка к горшку? , чтобы избежать ошибок и помочь ребёнку как можно быстрее познакомиться с горшком!

И правилам личной гигиены является важным этапом воспитания. Перед всеми родителями однажды встает вопрос: с какого возраста этим нужно заниматься и какие методики использовать? Некоторые мамочки хвастаются, что их малыш научился пользоваться горшком еще до года. На самом деле речь скорее идет о выработке у грудничка бессознательной реакции, а не осознанном осуществлении нужных актов. Приучать детей нужно только после выработки у них определенных навыков, и специалисты определили оптимальное время для начала занятий.

Время, рекомендованное специалистами для приучения ребенка к горшку

По мнению педиатров, ребенка нужно сажать на горшок не ранее чем в 1,5 года. Именно с этого возраста малыш уже способен осуществлять контроль над актами опорожнения мочевого пузыря и кишечника. В это же время появляется и осознание природных желаний.

Стоит учесть, что данная цифра является условной. В некоторых ситуациях с выработкой навыка придется повременить.

  1. Если малыш недавно перенес заболевание или болеет. Апатичного и капризного ребенка невозможно научить ничему. Придется дождаться полного выздоровления.
  2. Если в семье очень напряженная обстановка, связанная с кризисом отношений у родителей, болезнью или смертью кого-то из близких людей. Дети прекрасно чувствуют настроение окружающих, поэтому не стоит приучать их к чему-то в тот момент, когда мысли посвящены совсем не воспитанию.
  3. Если семья переехала на новое место или кардинально поменяла обстановку в квартире. Такие изменения не могут не отразиться на состоянии ребенка, лучше подождать, когда он привыкнет к новому окружению.
  4. Если в семье родился еще один малыш. При появлении двойной нагрузки родителям не стоит надеяться на собственную уравновешенность. Нет смысла приучать старшего малыша к горшку, когда все силы отданы на уход за младшим.

Процесс обучения будет успешен только в том случае, если карапуз уже обладает множеством полезных навыков, которые могут ему пригодиться.
По статистике, по достижению полуторагодовалого возраста, дети должны уметь следующие вещи:

  • ходить, садится, снимать и даже надевать штанишки;
  • понимать обращенную к нему речь, адекватно реагировать на указания;
  • выражать свои желания и эмоции, формулировать вопросы с помощью слов, интонации, жестов;
  • подражать действиям взрослых, повторять то, что от них требуют;
  • выполнять простейшие указания;
  • понимать, что такое похвала, и стараться ее заслужить правильными действиями.

Если малыш уже умеет все перечисленное, то проблем с привыканием к горшку возникнуть не должно. Если есть сомнения по поводу своевременности развития навыка, можно обратиться к педиатру, который вел ребенка с младенческого возраста.

Никто не запрещает родителям знакомить своего карапуза с основами личной гигиены и использования туалета в более раннем возрасте, даже до года. Но стоит подготовиться к тому, что успехи малыша будут незначительными. Как показывает практика, те дети, с которыми начали заниматься очень рано и те, с которыми были соблюдены все рекомендованные нормы, достигают одинаковых результатов. Это проявляется в том, что контролировать свое тело малыши начинают примерно в одно и то же время.

  • До 2-2,5 лет появляется контроль над опорожнением кишечника.
  • К 2,5-3 годам дети уже могут контролировать дневное мочеиспускание.
  • В 3-4 года у ребенка уже не возникает проблем с контролем над мочевым пузырем в ночное время.

Не стоит пугаться, если у малыша это происходит с небольшой задержкой. Представленные цифры не являются общепринятой нормой и могут быть другими. Если же данный вопрос очень тревожит родителей, можно обратиться за консультацией к педиатру, но ни в коем случае нельзя срывать злость на ребенке и считать, что он отстает в развитии.



Этапы обучения, их особенности

Важно понять, что приучить ребенка к использованию нового устройства всего за несколько дней не получится. Процесс обучения нужно проводить медленно, плавно переходя от одного этапа к другому. Не стоит давить в случае протестов, это ни к чему не приведет. Со стороны родителей требуется предельное внимание и безграничное терпение.

Этапы выработки привыкания к горшку

  1. Прежде всего ребенка нужно познакомить с новым предметом в обстановке. Устройство должно быть ярким, устойчивым и удобным, без острых краев. Начинать нужно понемногу, пару раз в день усаживая малыша в подгузнике и штанишках на его новый «стул». Через какое-то время можно начать снимать штанишки.
  2. Через 1-2 недели, если протестов от малыша не поступает, можно высаживать его на горшок уже без подгузника. Нужно проследить, чтобы стульчик не был холодным и неприятным на ощупь. Не стоит сразу же приучать карапуза «сделать все дела», он не поймет. Просто дважды в день его нужно сажать на яркий «стульчик». Если в какой-то момент тренировка совпадет с испражнением кишечника или мочевого пузыря, ребенка нужно обязательно похвалить.
  3. Обязательно нужно показать своему чаду предназначение нового устройства. Хорошо, если в семье есть ребенок чуть постарше, это намного облегчит процесс. Если же нет – просто нужно пытаться объяснить все простым и доступным языком. В подтверждение слов можно даже выкинуть в горшок использованный подгузник.
  4. Когда малыш привыкнет к новому «трону» и начнет спокойно на него садиться, можно начать подлавливать удобные моменты и понемногу приучать его к новому способу «сходить в туалет». Главное, не проявлять никакой агрессии и излишнего рвения. Просто после сна, прогулки или приема пищи можно предлагать ему посидеть на стульчике. Иногда родители улавливают сигналы, которые дети подают перед тем, как освободить кишечник или мочевой пузырь. Они прекращают играть, замирают, сосредотачиваются на одной точке. В этот момент им лучше всего ненавязчиво предложить горшок.
  5. Далее настает время заключительного этапа, на котором ребенка нужно приучить использовать новое приспособление самостоятельно. Предмет всегда должен быть в зоне доступности, на самом видном месте. Придется еще какое-то время напоминать малышу о том, что он теперь может использовать горшок тогда, когда пожелает. Как показывает практика, дети очень любят делать что-то без помощи взрослых и еще и получать за это похвалы.

В среднем, на весь процесс развития навыка уходит от 6 до 12 месяцев. Все это время можно использовать одноразовые или многоразовые подгузники, на скорость формирования привычки это не повлияет.



Специалисты выделили основные правила работы с ребенком при формировании у него «туалетных навыков».

  1. Насильно на горшке удерживать нельзя, не рекомендуется даже сильно уговаривать малыша. Он в любой момент может встать и пойти заниматься своими делами.
  2. Нельзя приучать детей к новому способу опорожнения кишечника и мочевого пузыря, ругая их за то, что они забыли о горшке и намочили штанишки.
  3. Правильные действия должны сопровождаться похвалой.
  4. Если в процессе приучения к горшку у малыша возникло стойкое неприятие нового устройства, необходимо сделать перерыв и только через какое-то время попробовать снова.

Важную роль играет и само приспособление. Выбирая оптимальный вариант, нужно обратить внимание на некоторые моменты.

  • Важно учесть, какого пола малыш. Для мальчиков существуют специальные устройства с завышенной передней частью. Эта деталь скоординирует направление струи и не позволит забрызгать пол.
  • Предмет должен быть удобным. Если он не подходит ребенку по росту или размеру, давит или натирает, малыш к нему никогда не привыкнет.
  • Сейчас появился широкий выбор «ночных ваз» с музыкой, подсветкой и другими развлекательными деталями. От таких моделей лучше сразу отказаться, дети должны понимать назначение предмета и не принимать его за игрушку.
  • Устройство должно быть ярким и привлекательным, так оно быстрее привлечет внимание малыша.

Относиться к обучению карапуза новым навыкам нужно с удовольствием. Дети это прекрасно чувствуют и делают все возможное, чтобы порадовать родителей.