Занятия для детей с аутизмом дома. Поведение

Индивидуальное занятие с аутичным ребенком «Овощи. Фрукты»

Цель : Создание условий для актуализации и закрепления знаний об овощах и фруктах.

Коррекционно-образовательные задачи:

1.Закреплять представления ребенка об овощах и фруктах.

2. Расширять, уточнять и активизировать словарный запас по теме «Овощи, фрукты».

3.Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными, употребление существительных в форме винительного падежа).

4. Отрабатывать навыки связной, диалогической речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Развивать осязание при различении предметов на ощупь.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Развивать зрительное восприятие: повышать остроту зрения при штриховке изображений овощей, фруктов.

4. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, фантазию.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.Воспитывать интерес к сельскохозяйственному труду.

2.Воспитывать положительные эмоции и радостное настроение у ребенка.

3.Формировать психологический контакт, взаимопонимание, доброжелательность и сотрудничество.

Оборудование: лото «Овощи», муляжи овощей, фруктов, деревянная подставка для овощей, картинки с изображением овощей и фруктов фломастеры.

1.Организационный момент. Приветствие.

2. Пальчиковая гимнастика "Компот"

Будем мы варить компот, (левую ладошку держать “ковшиком” указательным пальцем правой руки “мешает”)

Фруктов нужно много. (загибает пальчики по одному, начиная с большого)

Будем яблоки крошить, (имитирует движения, крошит)

Грушу будем мы рубить. (имитирует движения, рубит)

Отожмем лимонный сок (имитирует движения, отжимает)

Слив положим и песок. (имитирует движения)

Варим, варим мы компот. (варит и мешает)

Угостим честной народ. (угощает)

3) Игра в лото «Фрукты, овощи»

Педагог дает ребенку карточки с изображением фруктов и овощей. Затем просит подать тот или иной фрукт, овощ. Например: «Дай, пожалуйста, морковку». И т д.

4) Игра «Посади грядку»

Используются муляжи овощей. Педагог расставляет перед ребенком муляжи овощей и предлагает посадить на грядку (деревянную подставку) тот или иной овощ.

5) Упражнение по глобальному чтению

Педагог предлагает ребенку картинки с изображением овощей или фруктов, под картинкой надпись. Пластмассовыми буквами, методом наложения, ребенок раскладывает слово. Слово произносится вместе с педагогом.

6) Упражнение «Цветная радуга»

Педагог показывает ребенку изображения овощей, фруктов и предлагает ему раскрасить их (заштриховать).

7) Волшебный мешочек

Ребенок достает из мешочка муляжи овощей, фруктов. На ощупь он должен определить -какой это фрукт или овощ.

8) Поощрение

В конце занятия ребенку предлагается то, что он любит (например, конфета или любимая игрушка и. т. п).

9) Итог

Педагог хвалит ребенка, за то, что он хорошо работал, хлопает в ладоши и говорит «Молодец».

Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.

Поэтому нужны коррекционные занятия и игры, нацеленные на социальную адаптацию малыша и улучшение его контактности с окружающей средой.

Каждый ребенок особенный. Из-за этого игры для детей с аутизмом должны подбираться в индивидуальном порядке, преобразуя в единую программу занятий. Причем она должна включать в себя комплекс мер, начиная от приема назначенных врачом лекарств, и заканчивая упражнениями, направленными на развитие ребенка.

Одним из главных фактором успеха в борьбе с болезнью, является правильное поведение родителей ребенка. Ведь паника и ужас еще никого до добра не доводила, ровным счетом, как и равнодушие.

Поэтому стоит:

  • принять состояние ребенка;
  • внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;
  • составьте план задач на каждый день и приучите ребенка к соблюдению графика;
  • каждый день рассказывайте своему чаду бытовые моменты и основы морали;
  • обеспечьте ему комфорт во время занятий дома, и не оставляйте одного на важных мероприятиях.

Так, можно создать для ребенка оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения, для их достижения.
Упражнения для детей с аутизмом также позволят улучшить бутовые навыки. Малыш будет лучше понимать как взаимодействовать с семьей, как себя обслужить без сторонней помощи и т.д. Плюс, ребенок поймет свою причастность к миру, необходимость общения со взрослыми и сверстниками.

Упражнения при аутизме являются достаточно действенными. Однако выполнение их требует внимательности и правильного подхода. Так, ребенок должен очень четко понимать, для чего он осуществляет те или иные действия. Инструкция к упражнению или игре должна быть четкой. Возможно использование карточек с подсказками.

Также можно сыграть на особенностях заболевания, и направить их в благое русло. Например, каждый раз, как будет проходить занятия при детском аутизме, можно вести дневники, делать по одной новой фотографии или кормить каждый раз рыбок после окончания занятия. Это задействует любовь к коллекционированию и однотипным действиям. И вместе с этим развивает новые навыки и кругозор. Однако вместе с этим, остальные виды занятий не должны быть однотипными, ведь тогда ребенок может быстро потерять интерес.

Развивающие игры для детей с аутизмом: виды и цели

Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд. Однако со временем, вы начнете замечать первые изменения, улучшение состояния своего чада, что является самой большой наградой для любящего родителя.

Виды развивающих игр:

  • Предметная;
  • Сюжетно-ролевая;
  • Стереотипная;
  • Сенсорная.

Первый вид игры — предметная. Она учит ребенка обращать внимание на характеристики объектов, устанавливать контакт со взрослым для совместной игры. Ниже описаны варианты ее проведения.

Предметные игры для детей аутят
«Мячик, катись!» Педагог или родитель садиться напротив ребенка на полу, и толкает мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию вернуть мячик таким же образом. Можно играть в группе, когда ребенок в ней освоиться.
«Открой – закрой» Необходимо подготовить коробочки, баночки, футляры и т.д, с разными видами застежек. И поместить в них бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребенку достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу справиться с застежкой, показав принцип ее работы.
«Ужин для кукол» Предложите малышу приготовить куклам кушать из пластилина, глины, кинетического песка т.д. Так, может получиться колбаса, хлеб, торт, блинчики, сосиски. Взрослый должен продемонстрировать, как можно «приготовить» то или иное блюдо.

Программа занятий детей с аутизмом состоит из игр, которые направлены на всестороннее развитие ребенка.
Так, наверное, наиболее сложными являются сюжетно-ролевые игры, и вовлечь в них малыша можно только тогда, когда он сам в этом заинтересован. Однако самой большой сложностью является нежелание вступать в контакт с остальными детьми и работать в группе. Поэтому к таким играм нужно переходить только в комфортной для ребенка обстановке и адаптации к окружению.

Основой же для взаимодействия будет являться стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и правила. Участие принимает непосредственно аутенок. Условия игры не меняются, действия повторяются из раза в раз. Причем самое главное в ней – это наличие комфорта и опыт переживания позитивных эмоций. Если во время занятий с психологом у ребенка будут яркие негативные эмоциональные всплески, необходимо переключить на его любимую деятельность.

Помимо этого, стереотипная игра – это та деятельность, которая может стать настоящим успокоительным. Размеренные действия, комфорт и удовольствие позволят ребенку снять напряжение и вернуться в нормальное состояние после эмоциональных всплесков.
Поэтому желательно во время занятия позволять ему периодически возвращаться к ней. Например: подбрасывайте вместе с ребенком детали конструктора или бусинки, имитируя салют, или слепите из ваты снежинки, подбрасывая их вверх, создавая своеобразный снегопад.

Следующим видом игр является — сенсорная. Она выполняет следующие задачи:

  • нахождение контакта со взрослым, установление доверительных отношений;
  • проживание позитивных эмоций, получение информации об окружающем мире;
  • снятие напряжение, переживание новых сенсорных впечатлений;
  • введение нового понимания социального взаимодействия, привыкание к выполнению определенной роли (при введении в игру сюжета).

Вариантов такой игры может быть масса. Например, игры с красками, водой, мыльными пузырями и тенью, которые отлично увлекают маленьких аутят. Ниже перечень возможных форм проведения упражнения.

  1. «Смешиваем краски». Цель игры – создать новый цвет. Объясните ребенку, из каких двух или трех цветов, можно получить новый. Дайте ему волю в фантазиях, и направляйте аккуратно и мягко.
  2. «Кукольный обед». Посадите по кругу за стол кукол и другие имеющиеся игрушки. Поставьте перед ними стаканчики с водой имитирующей определенный напиток (белая вода – молоко, красная – вишневый сок и т.д.). В этой игре можно добавлять сюжеты, представляя, что вы с ребенком находитесь в кафе. Или можно предложить подсчитать количество гостей за столом.
  3. Игры с водой. Тут можно переливать ее из одного сосуда в другой, купать в ней кукол, делать фонтан, подставляя под струю крана ложку и т.п.
  4. «Пенный замок». Налейте в сосуд воду, добавьте туда жидкого мыла или моющего средства, вспеньте. Вставьте туда трубочку для коктейлей и начинайте в нее дуть. Пена начнет увеличиваться в объемах, принимать причудливые формы. Предложите попробовать то же самое ребенку.
  5. Игры со свечами и тенью. Ярким примером является игра «Театр теней». Вариаций проведения также много. Можно просто создавать фигурные тени на стене, которые появляются при определенных положениях пальцев рук. Или можно подойти к процессу основательно, и задействовать игрушки ребенка. Например: За простыню, подсвечиваемой фонарем или свечей с обратной стороны, разыграйте представление при помощи кукол. Можно задействовать в этом ребенка, или же попросить комментировать разворачивающиеся события на «экране».
  6. « Совместное рисование». Игра помогает установить контакт и позитивно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Причем в зависимости от степени доверия между психологом или мамой и самим ребенком, можно видоизменять форму проведения упражнения. На ранних этапах можно просто демонстрировать процесс рисования или создавать рисунки, которые пожелает ребенок. Далее, когда ребенок будет эмоционально вовлечен, можно выводить сюжет, и растягивать его на несколько занятий. После попробуйте провести параллели происходящего на бумаге с реальной жизнью.

Кстати отслеживать развитие сюжета можно по книгам. Выберите журнал или книгу с яркими и красивыми картинками, и попробуйте определить совместно с ребенком, то происходит на изображении. Если он не идет на контакт, начните сами, подстраивая интонацию и делая свой рассказ максимально увлекательным.

Попробуйте поиграться с крупами. Ребенок не только будет развивать моторику, ощупывая мелки и крупные зерна, но и получать удовольствие, постепенно снимающее возникшее напряжение. Для таких целей также хорошо подойдет работа с пластичными материалами, вроде пластилина, глины и т.д. Можно лепить зверюшек, бытовые предметы или вовсе обойтись без конкретных очертаний, делая акцент на создании чисто геометрических фигур.

Также продемонстрируйте малышу явления природы на простых примерах. Сильно стуча ногами по полу, сымитируйте землетрясение, или постройте из спичек или карт домик, и сдуйте его, демонстрируя силу ветра реальной жизни. Такие игры и упражнения для коррекции аутизма продемонстрируют малышу природные явления и их проявления.

Как правильно организовать взаимодействие психолога, педагога и родителей
Как уже говорилось – лечение аутизма должно проводиться в комплексе. Это касается и взаимодействия родителей с педагогами и психологами. Ведь именно от совместных усилий зависит успех при лечении. Даже если психолог составит эффективную программу коррекции, а педагог внимательно будет отслеживать состояния малыша и сопровождать его в школе или детском саду, маме все же придется хорошенько постараться дома.

Занятия с психологом для коррекции аутизма должны проходить не только для ребенка, но и для родителей. Это нужно для психологического сопровождения мам и пап, которым ежедневно приходиться сталкиваться со сложностями воспитания аутиста.
Также важно правильно организовать программу занятий для аутят дома. Для этого обеспечьте ребенку свое комфортное место, установите четкий график проведения игр и упражнений, и старайтесь придерживаться его ежедневно.

Главное, не нужно думать что логопедические занятия или упражнения выполненные с психологом, не нужно повторять дама. Конечно, они могут быть не конкретно в той же форме, но прорабатывать освоенные навыки придется.
Так, направив все свои усилия на адаптацию и развитие своего чада, можно добиться заметных результатов. Главное понимать важность системности и регулярности, которую не можно нарушать.

Видео — Развивающие игры. Арина, аутист, 4 года

Видео — Занятие за столом с мальчиком с аутистизмом. 6 лет

Крики и скандалы, громкая музыка, оскорбительные слова губительны для чуткого уха звуковых детей. В результате травмы страдает и сознательная, и чувственная сфера ребенка. Нарушается не только способность обучаться через слух. У ребенка существенно снижается способность к эмоциональному реагированию, эмпатии. Поэтому лавная задача коррекционных и развивающих занятий при аутизме – восстановить способность ребенка обучаться через слух и помочь ему восстановить эмоциональный контакт с людьми.

Коррекционные занятия с аутистами требуют от родителей и психологов комплексного подхода к проблеме. Аутичному ребенку может быть присуща целая палитра нарушений: эмоциональная отрешенность, двигательные и речевые стереотипии, агрессия и упрямство, сниженная обучаемость на слух и многое другое. Как учесть все и оказать максимальную помощь ребенку с аутизмом?

В системно-векторной психологии Юрия Бурлана существует методика реабилитации детей с аутизмом с учетом индивидуальности ребенка . Этот научный подход сегодня подтвержден уникальными практическими результатами.

В этой статье мы рассмотрим, как выстроить комплекс развивающих занятий при аутизме, чтобы терапия была качественной и результативной.

Цель занятия с аутичным ребенком

Основная цель коррекционных занятий с ребенком с аутизмом – это устранить последствия той психической травмы, которая привела к развитию заболевания. Для этого в первую очередь нужно определить .

Системно-векторная психология раскрывает, что аутизм возникает исключительно у детей со звуковым вектором. От рождения звуковые дети наделены особыми свойствами психики: погруженность в себя, отсроченный ответ, сосредоточение на своем внутреннем мире. Признаки аутизма такой ребенок получает при травмирующем воздействии на психику через ухо, наиболее чувствительную свою зону.

Крики и скандалы, громкая музыка, оскорбительные слова губительны для чуткого уха звуковых детей. В результате травмы страдает и сознательная, и чувственная сфера ребенка. Нарушается не только способность обучаться через слух. У ребенка существенно снижается способность к эмоциональному реагированию, эмпатии.

Поэтому главная задача коррекционных и развивающих занятий при аутизме – восстановить способность ребенка обучаться через слух и помочь ему восстановить эмоциональный контакт с людьми. Для этого очень важно исключить травмирующее влияние громких звуков.

Однако есть и второстепенные задачи. является доминантным, поэтому травма в нем приводит к целому каскаду нарушений в развитии всех остальных векторов, заданных ребенку. Например, ребенок с может иметь тики и навязчивые движения, гиперактивность и «полевое поведение». Ребенок с демонстрирует агрессию и негативизм, отказ от всего нового, ритуальность.

Коррекционные занятия с детьми аутистами должны решать и такие задачи: помочь ребенку преодолеть сенсорную дезинтеграцию и нивелировать многочисленные патологические симптомы.

Такая комплексная методика занятий с аутистами, основанная на знаниях по системно-векторной психологии, может быть реализована даже дома, усилиями родителей. Также ее могут взять на вооружение и логопеды, дефектологи и педагоги в детском саду или другом ДОУ, в школе.


Игры и занятия с аутистами на развитие звукового восприятия

Восстановить способность ребенка с аутизмом сосредотачиваться на звуках помогают интересные музыкальные занятия с аутистами:

  1. «Высокий-низкий». Поочередно звучат высокие и низкие звуки (на живом инструменте или в записи). Если звук высокий, ребенок поднимает ручки вверх (показывает, как капает дождик). Если звук низкий, ребенок опускает ручки вниз и показывает, как топает мишка.
  2. «Быстро-медленно». Ребенок держит в руках мягкую игрушку или куклу. Поочередно звучит быстрая, танцевальная музыка и медленная, колыбельная. Под медленную музыку укачиваем игрушки, под быструю – показываем, как они танцуют.
  3. «Что шумит». Необходимо несколько негромких инструментов: маракас, колокольчик, деревянные ложки и т. д. Сначала ребенок изучает, как звучит каждый из них. Затем взрослый отворачивается и играет. Задача ребенка – угадать, какой инструмент звучал.
  4. Нередко дети с аутизмом имеют хороший и даже абсолютный музыкальный слух. В таком случае можно приобрести набор из восьми колокольчиков, интонированных согласно звукоряду. Обучаем ребенка различать ноты на слух и выставлять по порядку. Можно использовать различные песенки и потешки про нотки.

Способность ребенка с аутизмом сосредотачиваться на звуках необходимо постепенно переносить в плоскость сознательного восприятия речи. Сделать это можно на различных учебных пособиях. В возрасте 3 лет – 4 лет это может быть «геометрик» – набор для изучения фигур и цвета. Сначала просите ребенка дать квадрат или треугольник. Затем усложните инструкцию: «найди красный треугольник, зеленый квадрат и т. д.».

Помните, что выбор пособий и в дошкольном возрасте, и в школе должен прежде всего зависеть от реального уровня развития малыша, а не от его физического возраста.

Игры и занятия для детей с аутизмом: развитие эмоциональной сферы

Восстановление чувственной сферы ребенка с аутизмом – также одна из основных задач. Родители и специалисты часто наблюдают, что аутичный ребенок плохо распознает эмоции окружающих, может неадекватно на них реагировать.

Для развития эмоциональной сферы можно применять такие :

    Игры и потешки на эмоциональное заражение и подражание. Если ребенок говорит, то предпочтительно, чтобы они строились в форме диалога.

    Взрослый: Мы капусту

    Ребенок: Режем, режем

    Взрослый: Мы капусту

    Ребенок: Солим, солим (все действия сопровождаем движениями пальчиков).

    Арсенал подобных игр очень велик – их можно найти в пособиях для дошкольного возраста, детского сада или другого ДОУ.

    Настольные игры на распознание эмоций. Это могут быть сюжетные картинки на эмоции, к которым прилагаются «смайлики» с различным выражением лица. Ребенок подбирает подходящий «смайлик» к картинке.

    Можно использовать парные картинки, одна из которых характеризует эмоцию, а другая – разрешение ситуации. Например, на одной картинке малыш ушиб коленку и плачет, а в пару ей подходит та, где его лечат и успокаивают. На одной картинке ребенок с букетом – а в пару ей подходит карточка, где отмечают день рождения.

    Интересных детских пособий на эту тему сегодня немало.

    Музыкальные задания, направленные на распознание настроения в музыке. Для начала можно просто подобрать готовую картинку к той музыке, которая звучит. Используйте яркие и узнаваемые музыкальные отрывки. Если ребенок с аутизмом любит рисовать – можно самостоятельно нарисовать картинку, которая выражает музыкальное настроение.


Системно-векторная психология объясняет: развитие чувственной сферы необходимо каждому ребенку. Однако есть дети, для которых это наиболее значимо – это носители . Им задана максимальная эмоциональная амплитуда от природы. Если чувственная сфера не развивается адекватно, такой ребенок демонстрирует истерики, множественные страхи, панические приступы.

Поэтому занятия для аутичных детей с кожным вектором должны включать:

  1. Достаточное количество игр на кожную сенсорику. Это работа с песком, водой, пластилином или соленым тестом, крупами и т. д.
  2. Достаточно подвижных игр, например, на моторное подражание. Высидеть долго на одном месте такой малыш не способен.
  3. Полезны массажи и водные процедуры, «сухой бассейн», «сухой дождик» и т. д.

Обладатели анального вектора – наоборот, медлительны и усидчивы. Им нетрудно высидеть достаточно долго над книгами и дидактическими пособиями. Однако, при расстройстве аутистического спектра такой ребенок может обладать сильной заторможенностью, демонстрировать .

На занятии для аутичных детей с анальным вектором обязательно надо учитывать, что:

  1. Такому малышу требуется больше времени на выполнение любой задачи. Ни в коем случае нельзя торопить или подгонять его, это лишь усугубляет заторможенность.
  2. Все новое – стресс для обладателя анального вектора. Поэтому не следует вводить в занятие сразу несколько новых заданий. Добавляйте их постепенно, по одному, и дайте ребенку время адаптировать изменения.
  3. Если занятие будет проходить по определенному ритуалу, ребенку будет легче с ним справиться. Проявления негативизма существенно снизятся, если сделать предстоящую работу более предсказуемой. Можно решить эту задачу с помощью визуализации: например, все задания лежат на столе в стопочке слева. По мере выполнения – перекладываем их на правый край стола.
  4. Можно использовать наглядный план задания. Например, в виде картинок или карточек, на которых изображены соответствующие действия (занятия музыкой, рисование и т. д.). По мере выполнения выкладываем ряд из карточек.
  5. Отдайте предпочтение «сидячим», настольным играм и заданиям. К подвижным играм обладатели анального вектора не склонны.


Групповые занятия с детьми аутистами

Все описанные выше игры и задания можно использовать и дома, и в групповых занятиях с аутичными детьми. Основное внимание следует уделять развитию чувственной и сознательной сферы малышей с аутизмом. Дополнительную и существенную помощь окажут .

В условиях групповых занятий малышу обязательно должен ассистировать взрослый, предпочтительно мать.

Однако, следует помнить, что нельзя замыкать развитие ребенка только в формате индивидуальной работы или в группе, где присутствуют только дети с аутизмом. Главная задача – постепенная адаптация ребенка с аутизмом в среду нормотипичных ровесников.

Реабилитация детей с аутизмом: методика, подтвержденная результатом

Занятия с аутистом дома и в детском коллективе имеют огромное значение. Совместные усилия родителей, психологов, логопедов и дефектологов приносят позитивные изменения. Однако полная реабилитация возможна, только если:

  1. Мать ребенка точно осознает врожденные психологические особенности малыша. Учитывает их при воспитании и обучении.
  2. Мать ребенка избавляется от собственных психотравм и негативных состояний и способна дать малышу максимальное ощущение защищенности и безопасности.

Такой результат достижим. Вот что говорят об этом люди, которые его получили:

Подарите малышу шанс на полноценную реабилитацию. Начать можно уже на по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Досуг аутичного ребенка

Ждем Божану на конференции «Аутизм: вызовы и решения»

Наша группа в facebook: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал - помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/

Досуг аутичного ребенка

Когда речь заходит о досуге ребенка, многие родители представляют себе увлеченно рисующего сына или дочь, занятую лепкой из пластилина: дети уютно устроились в своей комнате, тихо напевая любимую мелодию и создавая шедевр за шедевром. Однако для родителей аутичного ребенка эта часто воображаемая идиллия, в большинстве случаев, не достижима.

Как правило, в нашем понимании досуг – это когда дети заняты любимым делом или тем, что им интересно. Но многие родители аутичных детей непременно скажут: «Моему ребенку ничего не интересно!» или «Я не могу ничем занять его!». Как мама ребенка-аутиста, признаюсь, что я тоже никогда не видела своего 5-летнего сына одиноко и увлеченно сидящим за столом с акварелью. Но это никак не означает, что у него нет любимых занятий.

Своеобразие интересов

Аутичные дети часто имеют своеобразные интересы – мы назовем их «узкими» или «специфическими». Им нравится крутить колеса у машин, разглядывать мелкие предметы или махать руками; кто-то любит кутаться в покрывала или забираться в импровизированные «домики»; другим нравится часами разглядывать картинки в книгах, выстраивать в ряд кубики или собирать большие паззлы/мозаику. Но почему-то мы не считаем эти занятия «досугом».

Может быть, в нашем представлении, ребенок должен заниматься в свободное время непременно чем-то полезным и «развивающим» его? Но тогда мы должны знать, что именно таким образом, какой выбрал наш ребенок, он сам себя и развивает, и «подпитывает», и успокаивает, и ему, безусловно, важны эти «паузы».

Я знаю родителей, которые готовы загружать своих детей «развивалками» так, что у тех не остается свободной минуты – это относится и к родителям нормотипичных детей. Они лишают своего сына или дочь возможности созерцать этот мир, делать самостоятельные наблюдения, получать собственные впечатления, в том числе в соответствии с особенностями своей сенсорной системы.

Мне кажется очень важным понять, что любой ребенок, как и любой взрослый, объективно живет в своем мире, и мы, будучи родителями, не должны грубо вторгаться в этот мир со своими установками, которые далеко не всегда бывают оправданы необходимостью. Гораздо чаще мы лишь предполагаем, что «так будет лучше», «это гораздо полезнее» и «это должно быть ему интересно». Но ребенок всегда имеет право выбора, особенно если речь идет о его собственном досуге.

От простого – к новому

Я думаю, чтобы «расширить» интересы аутичного ребенка, когда эти интересы кажутся нам слишком «узкими», мы должны иметь в виду две вещи: собственно, что это за интерес и каким образом мы можем, не разрушая его, дополнить картину?

Например, мой сын очень любит быстро и часто махать перед глазами палочкой и водить этой палочкой по стенам. Что его привлекает в этом занятии? Возможно, он тренирует свои зрительные «мышцы», или ему нравится легкий ветерок, возникающий от быстрых движений, или ему нравится звук, возникающий при трении палочки о стену? А может быть, таким образом он исследует поверхность стены, «чувствуя» палочкой ее пустоту или шероховатость?

Я предлагаю ему предметы, по форме похожие на палочки, постепенно расширяя их функциональность: карандаши, игрушечные удочки, пластмассовые ложки, зубные щетки, массажные щетки, гребневые расчески, толстые веревки, яркие ленты. Он с радостью использует их в своей игре, просит, ищет, носит с собой.

В качестве поверхностей, по которым можно водить этими предметами, подходят не только диваны и стены. Ткани с детскими рисунками, бархат и фетр, картонки, вязаные коврики, искусственный и натуральный мех, кора дерева и даже мох – все пригодится. Сын использует эти предметы и поверхности для получения самых разнообразных впечатлений. Этими же предметами он может манипулировать и в воде – вот новые впечатления.

«Сенсорный» досуг

Вода никогда не оставляет моего сына равнодушным, поэтому помимо незамысловатых игр вроде плескания и переливания из оранжевого стакана в зеленый я могу занять его «стиркой», вручив носок или небольшое полотенце, которое можно поласкать, выжимать и встряхивать так, что брызги летят по всей ванной. Сейчас это игра, дальше – полезный навык.

Другое увлечение моего сына – песочница на детской площадке. Возиться с песком он может часами, при этом не интересуясь такими играми, как лепка из песка куличиков или постройка крепости, перевозка песка грузовыми машинками или раскладывание по формочкам. Его интересует лишь сам песок – консистенция, запах, ощущения на ладонях и пальцах.

Дома я готова предложить ему большие контейнеры с самыми разными наполнителями: деревянная стружка, легкие шарики из пенопласта, кинетический песок, манка, гречка, фасоль. Все это можно пересыпать, держать в руках, в это можно «закапываться» пальцами, искать в сыпучих недрах мелкие фигурки животных или отделять фасолины от манки. А если ребенку больше нравится мять, а не сыпать, на помощь придут тесто, воск, пластилин, модная «жвачка» для рук.

Визуальные расписания

Конечно, такое сенсорное развлечение не может длиться целый день, поэтому в досуг ребенка, на мой взгляд, важно включить занятия, которые формируют ощущение собственной значимости, самостоятельности, «взрослости». Помимо уже упомянутой «стирки», это могут быть и другие «взрослые» занятия: уборка постели, вещей, игрушек, книг; уборка посуды и крошек со стола и мытье посуды в раковине на кухне (с надеванием фартука и другой возможной «рутиной»); переодевание – из пижамы в домашнюю одежду, из домашней одежды – на улицу, с улицы – снова в домашнюю одежду и раскладывание вещей по ящикам и полкам.

Если все эти простые повседневные действия уместить в визуальном расписании, ребенку будет значительно проще менять одну деятельность на другую. Кто-то будет стремиться соблюдать строгую очередность, другому будет достаточно знать, что часть дел уже выполнена и осталось совсем чуть-чуть до просмотра любимого мультфильма.

Поскольку подавляющее большинство аутистов – ярко выраженные «визуалы», которым проще и доступнее язык образов, а не метафор, то изображения с действиями и людьми могут и должны быть использованы в расписаниях! Я считаю, визуальное расписание – отличный помощник, особенно когда с годами занятий и дел становится больше и их требуется распределить по дням недели, а в жизни ребенка появляются новые специалисты и друзья.

Структурированность досуга

Всем известно, что перед тем, как у ребенка формируется понятие времени, он знакомится с последовательностью действий, и хорошо, если эта последовательность повторяется изо дня в день, создавая ощущение стабильности. Так ему становится проще распределять свои внутренние ресурсы для тех или иных занятий, имеющих определенную структуру и взаимосвязь. У многих аутистов эта «привычка» сохраняется на протяжении всей жизни.

Мой сын знает, что, придя из детского сада домой, он сможет спокойно насладиться собственными «стимами» для снятия напряжения и усталости, полистать любимые книжки. Он знает, что после принятия ванной непременно последует мультфильм, а надевание пижамы непосредственно предшествует залезанию под одеяло и колыбельной песенке.

Незначительные для нас, нормотипичных взрослых, детали дня для аутиста могут означать целое событие или сложное действие, требующее приложить немало усилий. Я полагаю, что крайне важно ценить эти усилия и поощрять любовь ребенка к порядку и стабильности, поскольку именно такое мировосприятие является для него естественным и логичным.

specialtranslations.ru

Чем занять ребенка с аутизмом

Подруга едет в гости на Кубу к родственникам, у которых мальчику поставили диагноз аутизм. Ему 6 лет, не говорит. Это все, что ей известно. Подскажите, пожалуйста, что можно привезти в подарок ребенку? Может быть есть какие-то игры, которые будут к месту и к пользе?

Ну конструктор наверняка не повредит. Потому что если выискивать какие-то специальные пособия для аутистов, то окажется, что им оттуда гораздо проще их заказать через интернет. Это если я конечно правильно себе представляю возможности кубинцев. т.е. если у них эти возможности есть, то лучше привезти что-то местного нашего производства.

Если есть такая возможность, подарить им хороший планшетник. У моей подруги неговорящий сынишка-аутист вовсю таким пользуется — и для общения, и для занятий, и просто для игр. Сейчас есть много программных продуктов, специально разработанных для аутистов.

Крупное? Типа Дупло? Или с мелкими деталями аутист может работать. Простите за такие вопросы, я не сталкивалась с этой темой.

А есть возможность у мамы спросить? Наш одно время играл только в железную дорогу, причем предпочитал недорогую «Кроху», теперь интересует только конструктор. У них все индивидуально, лучше знать, есть ли какой «пунктик»

Универсального нет: кому то головломки нравятся, а кому то они вообще никак и т.д. Но если есть что то «любимое», то родители точно занать должны:-)

Детский аутизм: как с этим жить?

Отрешенный, молчаливый, погруженный в себя. Согласитесь, как правило, подобные эпитеты не подходят для описания детей. Но, как известно, в каждом правиле есть исключения.

Аутизм — аномалия психического развития ребенка. Подобное состояние характеризуется общими нарушениями развития, и формируется, как правило, у детей в возрасте до трех лет. «Типичный» малыш этого возраста улыбается родителям, весело лопочет, активно изучает окружающий мир. Малыш, страдающий аутизмом, словно живет в собственном мире — ничем не интересуется, боится перемен, отводит глаза от склонившейся над ним мамы.

Иногда (но далеко не всегда) аутизм сопровождается другими нарушениями — недоразвитием речи, умственной отсталостью. Даже опытному специалисту бывает непросто поставить ребенку подобный диагноз, поскольку некоторые признаки аутизма схожи с симптомами других заболеваний. Для подтверждения диагноза «аутизм» необходимо тщательное наблюдение за поведенческими реакциями и коммуникативными навыками ребенка, и дальнейший анализ картины подобного психического нарушения.

Зачастую родители детей-аутистов по разным причинам не обращаются к специалисту вовремя, что может быть чревато необратимыми нарушениями в психическом состоянии малыша. Стоит помнить о том, что чем раньше (первые признаки аутизма обычно бывают заметны еще до достижения ребенком полутора лет) вы обратитесь к врачу, тем выше шанс на успех.

Существует ряд «сигналов», которые должны насторожить родителей маленького ребенка. Перечислим некоторые из них:

Ребенок избегает контакта «глаза в глаза» (смотрит как будто «сквозь собеседника») -его речь монотонна (напоминает повторение заученного наизусть текста), а жесты — хаотичны -малыш предпочитает одиночество -отказывается от тактильного контакта с родителями (проблемы сенсорной регуляции) -ребенок не обращается за помощью к взрослым -не отзывается на собственное имя (при отсутствии проблем со слухом)

Разумеется, наличие одного или даже нескольких симптомов может быть вызвано временными проблемами и не обязательно указывает на аутизм. Однако в случае, если подобные симптомы присутствуют постоянно, родителям стоит обратиться к детскому психиатру.

Родителей детей-аутистов беспокоит, возможна ли успешная социальная адаптация их малыша. Здесь многое зависит от степени выраженности патологии. Но не менее важна и реакция родителей на подобный диагноз. От их терпения, целеустремленности, веры в ребенка и в собственные силы зависит очень многое. Люди, страдающие тяжелыми формами аутизма, нуждаются в опеке всю жизнь. С другой стороны, есть много примеров, когда страдающие аутизмом добивались значительных высот в профессиональной сфере, вступали в брак и рожали здоровых детишек.

Окончательный диагноз «аутизм», как правило, можно поставить лишь по достижении ребенком трех лет. Однако

Всем известно, что психологи умеют «читать» детские рисунки. Кроме того, некоторыми «ключами» к расшифровке детского рисунка они делятся и с родителями. Значит ли это, что каждая мама, глядя на изрисованный маленькой рукой листок, сможет пробраться в потаенные уголки души своего чада?

Работа педагога-психолога с детьми- аутистами

Все мы знаем, что работа с детьми -аутистами имеет свою особую специфику, и соответственно, свои сложности. Итак, ситуация следующая. Ребенок 5 лет. Посещает детский сад 3 года. Контакт со сверстниками и педагогами отсутсвует, «скользящий взгляд». Присутсвуют стереотипизация в поведении: может часами на листах бумаги копировать одни и те же фразы. На занятиях не сидит, одним словом «отсутствует». ПРи этом фразовой речи нет, единичные слова. Умеет читать (все таблички в детском саду перечитал!), прекрасно складывает пазлы, кубики. Попытки взаимодейтсвия с ребенком через рисование, дидакт. игры тщетны. Уход в демонвтративной форме: дико кричит, машет руками, убегает. У ребенка инвалидность, диагноз «аутизм» поставлен. Такой ребенок в моей практике впервые. На мой взгляд, это ребенок не для массой группы детского сада, а для домашнего оучения!

Отрывок из книги «Вербально-поведенческий подход к обучению детей с диагнозом аутизм»

Есть особый тип обучения, называемый обучением в естественной среде. Он предполагает и проведение запланированных упражнений, и сбор данных, но занятия проводятся в естественном для ребенка окружении, а не в кабинете инструктора. Применение вербально-поведенческого подхода в естественной среде немного отличается в том плане, что это дело повседневное, постоянно сопровождающее взросление вашего ребёнка. Но и обучение в естественной среде, и метод интенсивного обучения обязательно должны быть включены в вашу программу.

Вы можете вплести методы вербально-поведенческого подхода в вашу повседневную жизнь. Эти методы в состоянии использовать все взрослые, работающие с ребенком, страдающим нарушением развития или речи. Чем более последовательными в своих усилиях будут люди, работающие с ребёнком, тем лучше тот себя проявит. Вам нужно объяснить всем, с кем ребёнок сталкивается, - родителям, бабушкам и дедушкам, сиделкам, инструкторам и учителям, - как работают используемые вами методы.

Соответствующие концепции подробно разбирались в предыдущих главах, а здесь я упомяну лишь некоторые нюансы, о которых никогда нельзя забывать:

Будьте к ребенку добрее. На каждое конструктивное критическое замечание должно приходиться восемь одобрительных.

Снизьте требования, давайте такие указания, которые легко выполнить и к которым можно дать подсказку, и выполнение которых вы готовы довести до завершения.

Всегда будьте с ребенком вежливы. Не повышайте голос и не используйте физическую силу для того, чтобы добиться его покладистости.

Начните искать потенциальные подкрепители и обязательно называйте их дважды или трижды каждый раз, когда ребенок их от вас получает (с помощью речи или речи и жестов, если ребенок еще не говорит).

В течение дня обозначайте предметы одним-двумя словами, произнося их медленно, но энергичным тоном, делайте на них акцент. Например, говорите «вверх, вверх, вверх», поднимаясь с ребенком по лестнице.

Не снимайте требования, столкнувшись с проблемным поведением, не давайте ребенку доступа к подкрепителям, когда он плохо себя ведет. Дайте ему понять, что плохие поступки не дадут ему того, что он хочет.

Исправляйте ошибки, давайте ребенку подсказки и тренируйте переход от навыка к навыку в течение всего дня. Каждый раз, когда подсказываете ребенку правильный ответ или поправляете его, обязательно задайте вопрос еще раз, чтобы получить от него самостоятельный ответ.

Начните руководствоваться этими восемью правилами в повседневной жизни. Вы, вероятнее всего, очень скоро заметите перемены в своем ребенке. Вы заметите, что он стал счастливее и покладистее, и ваше настроение улучшится. Следование этим правилам станет для вас прекрасным началом, ведь они не требуют каких-либо данных или документации, а их эффективность подтверждена десятилетиями исследований в области прикладного анализа поведения.

Когда вы найдете способ включить эти методы в свою повседневную жизнь, вы почувствуете себя готовым начать обучение ребенка, основываясь на методах вербально-поведенческого подхода.

Массаж детям, страдающим аутизмом

Дети, страдающие аутизмом, испытывают постоянное чувство тревоги и часто плохо ощущают свое тело, поскольку у них понижена чувствительность кожных покровов. Тактильные контакты воспринимаются такими детьми как некая угроза, необходимо учитывать, что они испытывают чувство страха, когда к ним кто-то прикасается. Поэтому иногда проведению таких сеансов должен предшествовать длительный подготовительный период.

Массаж при аутизме – это не лечение, но его осуществляют для того, чтобы больной ребенок лучше почувствовал свое тело, осознал его границы, а также, чтобы он понял, что у него может установиться взаимное доверие с другим человеком, который обеспечит его безопасность и разделит его тревоги. При этом общение не обязательно сопровождается разговором, важны жесты и выражение лица того, кто проводит сеанс.

Процедура должна проводиться в спокойной обстановке, в теплом и хорошо освещенном помещении. Желательны мягкие ковровые покрытия. Ее надо начинать в том месте помещения, которое выберет сам ребенок.

Вначале детский массажист должен объяснить ребенку, что он собирается делать. При этом он должен попробовать усадить или уложить его в различные позы, чтобы понять, где он будет чувствовать себя комфортнее. Если, например, ребенку будет некомфортно в положении лежа, процедуру можно начинать, когда он сидит или стоит.

Чтобы движения массажиста были приятны ребенку, можно использовать специальное молочко для тела. Начать можно с легкого поглаживания рукой или пальцами массируемого места, то есть движений, похожих на ласкательные. Давления и вибрации применяют позже. Если ребенок сопротивляется, настаивать нельзя. Надо действовать постепенно, терпеливо устанавливая контакт с ним, медленно увеличивая ритм движений. К окончанию сеанса больной ребенок должен быть расслаблен и должен чувствовать внутреннюю гармонию.

Уход за ребенком

Дети-аутисты. Кто они и кем они станут в будущем? Во многом это зависит от родителей. И ваш ребенок может стать не больным человеком, а гением. Главное — направить его развитие в нужное русло.

Прежде всего занятия с детьми аутистами направлены на преодоление негативизма в общении и установление контакта. Это поможет развить познавательные навыки, смягчить сенсорный и эмоциональный дискомфорт, характерный для детей аутистов, повысить активность ребенка в общении и помочь ему организовать целенаправленное поведение.

Чем занять ребенка аутиста?

Все мамы желают только здоровья деткам. Но в некоторых семьях рождаются «особенные» ребятишки. Таким малышам нужен отдельный подход и дополнительное внимание. У мам и пап, бабушек и дедушек этих крох возникает вопрос: чем занять ребенка аутиста? Многие упражнения и тренировки зависят от возраста.

Занятия для ребенка в возрасте до трех лет

Диагноз аутизм ставится ребенку в возрасте до трех лет. Примерно после 12 месяцев, а в некоторых случаях и раньше, родители замечают, что малыш не такой, как другие ребятишки. Такие детки редко идут на контакт, они стараются не смотреть в глаза. Ребятишки спокойны и погружены в себя, их мало что радует или веселит. Чтобы не допускать дальнейшего торможения в развитии, необходимо заниматься с детками. Начинают упражнения уже в возрасте до трех лет. Вот несколько вариантов развивающих игр.

  • Сенсорные навыки. Возьмите одну коробку и наполните предметами разных размеров. Положите мелкие и крупные детали. Предлагайте ребенку поочередно доставать их и изучать.
  • Покрасьте фасолины в яркие цвета. Замените при желании их орехами в скорлупе, цветными пуговицами или крышечками. Сложите предметы в одну емкость и предложите малышу отобрать одинаковые кучки. Или наоборот из общей кучки пусть дети разложат предметы по цвету.
  • Приобретите или сделайте самостоятельно мыльные пузыри. Научите ребенка их надувать. Такая гимнастика способствует тренировке дыхания и улучшает речевые навыки.
    • Займитесь рисованием. Для этого вам понадобятся пальчиковые краски. Малышу будет интересно обмакивать палец в краску, после чего наносить изображение на лист бумаги. Такие занятия будут способствовать развитию сенсорики, зрительному восприятию и развитию мелкой моторики.

    Занятия для аутичных детей дошкольного возраста

    Если до трех лет некоторые родители еще не подозревают о диагнозе ребенка, то ближе к школе уже выявляются наглядные проблемы. И в этом возрасте нужно проводить занятия с малышом. Упражнения будут помогать крохе вступать в контакты, отличать цвета, учиться выражать свои мысли и строить речь.

  • Займитесь лепкой. Пластилин нравится детишкам не только с проблемами в развитии. Этот материал помогает успокоиться. Из пластилина ребенок может вылепить свои эмоции, рассказать, что его беспокоит. Лепка способствует тренировке мелкой моторики, что очень благоприятно сказывается на развитии речи.
  • Посетите с ребенком-аутистом зоопарк. Таким деткам необходимо наглядно показывать окружающий мир. Недопустимо запирать малыша дома. Это лишь усугубит ситуацию и затормозит развитие. Ребятишкам нужно общаться и познавать мир таким, какой он есть.
  • В период дошкольного возраста детвора устанавливает контакты со сверстниками. У ребятишек появляются новые друзья. Однако ребенок с аутизмом в этот период приобретает новые проблемы: насмешки и издевательства. Именно поэтому нужно стараться развивать малыша, знакомить его с окружающим миром. Это поможет ребенку не стать изгоем в обществе.

    Занятия для аутичных детей, находящихся в возрастной категории начальной школы

    Проблемы насмешек и социальной изоляции возникают в период начальной школы. В этом возрасте высказывания одноклассников и знакомых ребятишек могут оказаться очень жесткими. Если вы отдаете ребенка в обычную школу – это хорошо. Такая техника обучения будет способствовать развитию малыша. Но необходимо, чтобы учителя с пониманием относились к особенным деткам. Другим же ребятишкам необходимо разъяснить тактику поведения. Все насмешки и буллинг должны пресекаться.

  • Развивайте большую моторику и зрительную память. Опишите ребенку предмет, находящийся в комнате. Подробно расскажите о его деталях и форме. После этого предложите школьнику найти этот предмет. Если развитие ребенка сильно заторможено, то предложите выбрать верный вариант из двух.
  • Учите аутенка угадывать эмоции. Для этого дайте ребенку чистый лист и ручку. Показывайте свое настроение мимикой. Пусть кроха научится узнавать эмоции и изображать их на бумаге.
  • Устройте танцы. Такое занятие помогает крохе чувствовать ритм. Понимать свою физическую ориентацию. Дети-аутисты в большей своей части любят движения. Начните танцевать первым. Скорее всего, малыш не заставит вас ждать, а сразу составит компанию.
  • Занятия для аутичных детей подросткового возраста

    В этом периоде большинство ребятишек направляется в специализированные школы. Там особенные дети учатся познавать мир и принимать его, составлять план своих действий и контролировать эмоции. Приветствуется парное занятие. Специализированные учреждения дают такую возможность. В этих местах ребенок-аутист может найти единомышленников, друзей или просто пообщаться с приветливыми людьми. Этот факт является важным для социального развития отстающих детей.

  • Организуйте парную тренировку. Одному члену команды нужно завязать глаза. Напарник должен руководить действиями. На пути «слепого» установите преграды. Второй член команды говорит о способах преодоления. Упражнение развивает ориентацию в пространстве, логическое мышление и речевые способности.
  • Чтобы помочь детям развивать чувства, проведите следующее занятие. Покажите ребятам сцену из простого фильма. После этого предложите каждому аутенку рассказать об увиденном. Пусть ребенок попытается высказать эмоции, которые были у исполнителей.
  • Развитие детей с аутизмом требует от родителей и педагогов больших сил. Наберитесь терпения. С детишками иногда сложно работать. Но наградой за ваши труды станет положительный результат. В некоторых областях дети-аутисты бывают достаточно сообразительными.

    detskoerazvitie.info

    Вопрос-ответ. «Бабушкино правило» для мотивации ребенка

    Как родители детей с поведенческими проблемами могут использовать одно из универсальных психологических правил

    Принцип Премака – это стратегия прикладного анализа поведения (ПАП), которую часто называют «бабушкино правило». Прозвище связано с тем, как некоторые бабушки (большие эксперты по детскому поведению) говорят своим внукам: «Сначала овощи, потом шоколадный торт».

    Личный опыт. Приглашение на работу, которое должны получить родители детей с аутизмом

    Описание «вакансии» родителей детей с аутизмом, составленное мамой аутичного ребенка

    Поздравляем вас с назначением на должность «Родитель ребенка с аутизмом». Мы понимаем, что назначение могло застать вас врасплох, ведь вы изначально не откликались на подобную вакансию. Вас также могло обескуражить, что в данном письме нет никаких контактов, так что вы не можете ни написать, ни позвонить нам, и у вас нет возможности отказаться от этой должности.

    Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом играть самостоятельно?

    Навыки независимой игры не всегда развиваются у ребенка естественным образом, так что иногда им необходимо обучать. Чтобы научить ребенка играть самостоятельно, нужно составить очень простое и легко выполнимое расписание занятий для ребенка.

    Вопрос-ответ. Как поговорить с аутичным подростком о свиданиях?

    10 советов родителям детей с аутизмом от психологов

    Конечно, первые свидания - это важная, но трудная часть жизни для любого подростка. Тем не менее, существуют сложности, которые особенно актуальны именно для подростков с аутизмом. Эти сложности не являются непреодолимыми. Просто нужно их учитывать, чтобы помочь своему подростку.

    Личный опыт. Стереотипии у детей с аутизмом

    Почему при аутизме дети прибегают к стереотипному поведению (стиммингу) для самоуспокоения, и как помочь им избегать вредных стереотипий

    Стереотипия - это любое бесцельное повторяющееся движение, звуки или слова. При аутизме они присутствуют в подавляющем большинстве случаев. Невролог моего сына называет их «аутистическая стереопатия». Также их называют «самостимуляция» или, на разговорном языке, «стимминг».

    10 способов поддержать развитие коммуникативных навыков у маленького ребенка с аутизмом

    Вот несколько стратегий, которые вы можете попробовать, чтобы поддержать развитие навыков коммуникации у ребенка с аутизмом.

    Личный опыт. Аутизм и получение подарков на праздники

    Мама ребенка с аутизмом о том, как преодолеть возможные трудности, которые могут испортить получение подарков

    Когда говорят об аутизме и подарках, обычно обсуждают, как выбрать подходящие игрушки. Однако в самом получении подарков есть аспекты, которые могут вызвать стресс у аутичных людей.

    Вопрос-ответ. Что делать, если ребенок с аутизмом боится расставаться с вами?

    8 способов уменьшить тревожность по поводу разлуки от мамы ребенка с аутизмом

    Иногда мне нужно ездить в командировки. И очень тяжело видеть, как страдает сын каждый раз, когда я выхожу за дверь или собираюсь в поездку. Вот 8 способов, которые помогают облегчить его тревожность.

    Вопрос-ответ. Что делать, если ребенок с аутизмом все время щипается?

    Очень часто при поверхностном взгляде кажется, что поведение детей с аутизмом не имеет никакого смысла. Поэтому очень важно в первую очередь провести «детективную работу», и только после этого можно найти наилучшее решение проблемы.

    Вопрос-ответ. Как научить ребенка глотать таблетки или капсулы?

    У многих детей с аутизмом есть проблемы с приемом лекарств, но это навык, который крайне важен для дальнейшей жизни и сохранения здоровья

    Я очень рано поняла, что если ребенок с аутизмом не умеет глотать препараты, то по мере его взросления давать ему лекарства, добавки или витамины становится все сложнее и сложнее.

    Тема: Домашние животные.

    Цель: развить единство сенсорного восприятия как базы для формирования экспрессивной и импрессивной речи.

    Задачи:

    • учить воспринимать в единой совокупности (зрительно, тактильно, на слух) реалии окружающего мира на материале занятия;
    • формировать навык слежения за перемещением предмета в пространстве;
    • развитие мыслительных операций: конкретизация, обобщение;
    • развитие импрессивной речи;
    • формирование первичных навыков экспрессивной речи;
    • воспитание учебного поведения и общеучебных умений.

    Педагогический инструментарий:

    • модели игрушек домашних животных (корова, собака, овца);
    • фотографии моделей игрушек животных, фотографии настоящих животных;
    • изображение в рисунках животных разнообразных по окрасу и позе;
    • компьютерное приложение (изображение животных, звуковая запись реально издаваемых звуков животными).

    Ход занятия

    Этапы

    Деятельность педагога

    Деятельность учащегося

    Примечание

    Орг.момент

    Формирование навыка смотреть в лицо.

    Федя, привет. Посмотри на меня.

    Вот нос. А это щеки. Хорошо смотришь, молодец. Вот глазки. Ку-ку. Это глазки. Хорошо.

    Учащийся позволяет педагогу выполнять манипуляции. Смотрит в лицо педагогу и следит за своими движениями.

    Педагог берет руки ребенка в свои руки, исследует ими свое лицо. Надувает щеки и лопает указательными пальцами ребенка свои надутые щеки. Трогает пальцами ребенка свои ресницы. Педагог закрывает свои глаза руками ребенка, затем открывает и говорит: «Ку-ку»

    Формирование навыка следить за передвижение предмета в пространстве.

    Молодец! Дай пять! Лови руки.

    Ищет руки педагога.

    Педагог и ребенок хлопают друг друга в ладошки, аккомпанируя: «Мо-ло-дец!», педагог на последнем слове неожиданно либо убирает руки в сторону, либо щекочет, что провоцирует ребенка следить за действиями педагога.

    Основная часть

    Соотнесение моделей игрушек животных с их фотографией

    Будем заниматься.

    Педагог по одной протягивает игрушку-модель для соотнесения с фотографией.

    Ребенок соотносит игрушку и фотографию, раскладывает по категории

    Перед ребенком выкладываются три фотографии животных (корова, овца, собака).

    Соотнесение моделей игрушек животных с их фотографией, фотографией настоящего животного и нарисованного изображения

    Педагог по одной протягивает фотографию или рисунок для дальнейшей сортировки.

    Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку, а затем, обводит контур как сомой игрушки, так и контур изображения.

    Слухо-зрительное соотнесение моделей игрушек животных с их изображением на экране монитора и звучанием голосов животных.

    Педагог выделяет на мониторе изображения одного из животных, включает звуковое оформление голоса животного и произносит: «Где? Покажи!»

    Ребенок указывает указательным жестом на соответствующую игрушку.


    Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку, а затем, обводит контур как самой игрушки, так и контур изображения. Ставит игрушку на место и снова задает вопрос.

    Работа по подражательной деятельности

    Федя, сделай как я.

    Ребенок выполняет подражательные движения.

    Педагог хлопает в ладоши, дотрагивается до своего носа, стучит кубиком по столу. Инструкции выполняются поочередно. При возникновении затруднений педагог использует тактильную подсказку.

    Слухо-зрительное соотнесение фотографий животных с их изображением на экране монитора и звучанием голосов животных совместно с наложением звукоподражания

    Педагог выделяет на мониторе изображение одного из животных, включает звуковое оформление голоса животного и произносит: «Му, дай», «Ава, ава, дай», «Бе, дай»

    Ребенок дает соответствующую фотографию.

    Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных.

    Слуховое соотнесение рисунков животных с их изображением на экране монитора и звучанием голосов животных совместно с наложением звукоподражания

    Ребенок берет соответствующий рисунок.

    Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных.
    Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку, а затем, обводит контур как сомой игрушки, так и контур изображения. Ставит игрушку на место и снова задает вопрос.

    Формирование навыков экспрессивной речи.

    Педагог, провоцируя ребенка к повторению, произносит: «Му, покажи», «Ава, ава, дай», «Бе, возьми»

    Ребенок повторяет за педагогом и выполняет инструкции.

    Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных.
    При возникновении затруднений педагог использует тактильную подсказку.

    Заключительный этап

    - Федя, молодец.
    - Идет коза рогатая за малыми ребятами …

    К маме пойдем?
    - Пока. Пока.

    Ребенок пытается увильнуть от щекотки и перехватить руки педагога.

    Да.
    Машет рукой.

    Выполняются игровые действия