Как праздновали ивана купала древние славяне. Иван купала

Летняя ночь полна тайн и мистических загадок. Наши предки считали, что особенно сильное время наступает, когда в лесу на один день зацветает папоротник. Праздник Ивана Купалы на Руси отмечали шумно и весело. Прыгали через костры, загадывали желания, узнавали имя будущего мужа или жены. Одни древние обряды дошли до наших дней в первозданном виде, другие претерпели изменения. В 2019 году Ивана Купала отмечают 7 июля, но в давние времена торжество приходилось на период с 22 по 24 июня.

В этой статье

История праздника Ивана Купалы

Праздник Ивана Купалы – это торжество, посвященное лету, теплу, солнцу. В дохристианские времена его весело и шумно праздновали по всей Руси. В этот день славили красоту природы, радовались жарким долгим дням и коротким теплым ночам. По сути праздник приурочен к летнему солнцестоянию (по старому календарному стилю).

Мистическими свойствами предки наделяли ночь с 6 на 7 июля. Принято считать, что именно в этот момент матушка-земля раскрывает перед человеком тайны, помогает узреть будущее, избавиться от болезней, начать новую жизнь, обрести любовь.

В период летнего равноденствия (21–22 июня) наступает астрономическое лето. Дни равны ночам, а затем ясное время суток постепенно убывает. Сначала по секундам, потом по минутам. А к 2 августа, дню Ильи Пророка, светлая часть сокращается на 2 часа.

Изначально праздник Ивана Купалы олицетворяет победу светлой стороны над темными силами. Его символ – огромный костер. Языки пламени достают до ночного неба и пронзают мглу. С принятием христианства день Купалы стали считать временем, когда на земле правят силы зла. Деревенские жители в эту ночь не ложились спать, полагая, что темные сущности выходят на охоту за душами.

В православной традиции праздник совпадает с днем Иоанна Крестителя, которому, согласно легенде, отсекли голову. Этому святому принято молиться, чтобы избавиться от головных болей.

Существует немало версий и легенд о происхождении названия праздника и божества, которому он посвящен. В славянском пантеоне не было такого бога Купалы. Скорее всего, название возникло в результате ошибки, при переписывании и расшифровке древних документов. Если судить по обрядам, связанным с огнем, то, скорее всего, – это день Солнца.

Славяне были охотниками, землепашцами и скотоводами. Праздник – дань, которую они отдавали божествам сельскохозяйственной деятельности. К такому выводу можно прийти, изучая календарь славян-земледельцев. Дошедшие до наших дней традиции весенних праздников, связанных с умирающей и воскресающей по весне природой, подтверждают эту теорию.

В этом видео вы найдете подробную информацию об истории Ивана Купалы и обрядах, которые проводят в этот день:

Исконное название торжественной ночи не сохранилось. Современная трактовка праздника Ивана Купалы представляет симбиоз христианских и языческих традиций и верований.

В современной оккультной традиции праздник получил второе рождение. В этот день можно гадать, ворожить, совершать обряды на любимого, узнавать будущее и менять судьбу.

По легенде, в эту ночь зацветает папоротник

Защитный обряд на Ивана Купала

В ночь на Ивана Купала принято проводить обряды для здоровья и защиты от посягательств темных сил. В наше время эти ритуалы не утрачивают актуальности: человек подвергается мощному отрицательному воздействию внешних факторов, теряет энергию, болеет.

Темные силы научились приспосабливаться к современной жизни, они поменяли название и облик, но не сущность. Стресс, депрессия, хроническая усталость – вот к каким последствиям приводят их атаки.

Защитный обряд на Ивана Купала может быть групповым и индивидуальным. Большей силой обладают коллективные обряды: они концентрируют энергетику единомышленников.

Что понадобится для проведения ритуала:

  1. Заранее найдите уединенное место на лоне природы, у реки, где никто не сможет помешать проведению колдовских действий.
  2. Рано утром сплетите венки из ветвей березы. Количество венков равно числу людей, задействованных в защитном обряде.
  3. Купите по три свечи на каждого участника магического действия. Сдачу за приобретение магического атрибута ни в коем случае не берите.
  4. На месте проведения ритуала привяжите свечи к венкам наподобие треугольника.
  5. Разведите костер и встаньте напротив огня.
  6. Произнесите слова заклинания.

Я, раб (имя), матерью рожденный, святой церковью покрещенный, кладу оберег на себя и рабов (раба) божьих (божьего) (имена присутствующих). Огонь купальский! Именем светлым Иоанна Предтечи благослови нас и оборони от недругов и противников, от меча и ружья, от хвори и горестей, от нутряных болей. Заклинаю Христом богом нерушимый заслон на один год. Во имя отца и сына и святого духа.

Прыгайте через пламя. Визуализируйте, как вокруг образуется яркий кокон золотистого или красного цвета. Он символизирует защиту, которую ставит огонь купальского костра.

После очищения искупайтесь. Представьте, что воды реки смывают негативную энергию с души и тела. Выйдя на берег, прочтите вторую часть заклинания.

Как господь в Иордане крестился, так и я, раб божий (имя) от лиха и хворобы очистился. Аминь.

Купаются в водоеме все вместе, но слова-обереги читают по отдельности.

Произнеся заклинание, зажгите свечи, прикрепленные к венкам, отпустите их вниз по течению реки.

Глядя на уплывающие огоньки, скажите:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Как венок в воду уйдет, так и мой оберег меня сбережет. Аминь.

Считается, что поставленная в этот день защита, будет действовать ровно год – до следующей волшебной ночи.

Обратите внимание на текст, в нем явно прослеживаются христианские традиции. Если судить по семантике, это поздняя, вольная интерпретация древних славянских заговоров. В дохристианской вере люди не считали себя рабами бога, а назывались его детьми. Такая трактовка более правильная – предки отождествляли человека с природой, преклонялись перед ней, но не раболепствовали.

Популярные гадания в ночь на Ивана Купала

В ночь с 6 на 7 июля принято гадать, ворожить и вопрошать о будущем. Так как это праздник, посвященный единению с природой и поклонению духам рек, леса и огня, то большинство обрядов проводится на открытом воздухе. Но не возбраняется и домашнее колдовство. В этот день наши предки ставили защиту на жилище, делали обереги для животных, гадали и ворожили на то, чтобы удача способствовала во всех начинаниях.

Обряд на благополучие в доме

Магические свойства трав и цветов используют для очищения дома от злых духов, укрепления материального благосостояния, гармонизации отношений в семье. Как провести обряд:

  • перед праздником нарвите листьев шиповника, крапивы, чертополоха и других растений с острыми колючками и жгучими листьями;
  • сожгите их в глиняной посуде;
  • полученным пеплом посыпьте порог дома или квартиры;
  • не забудьте про подоконники – их тоже обработайте золой.

Этот ритуал нейтрализует отрицательную энергию, скопившуюся за год в доме, и поможет наладить отношения в семье.

Гадание на заветное желание

Способ подойдет тем, кто верит в силу трав и растений. Соберите в Иванов день букет полевых цветов: ромашек, васильков, колокольчиков. Не забудьте про полынь – ее терпкий горький аромат отпугивает духов и очищает воздух.

Составляя цветочную композицию, полностью погрузитесь в свои мысли. Превратите процесс сбора трав в медитацию: не думайте ни о чем, кроме заветного желания, которое загадали. Не считайте цветы в букете, срывайте их машинально.

В ночь на 7 июля положите их под подушку. Утром, когда проснетесь, пересчитайте цветы. Их должно быть 12 видов. Если число совпало – желание сбудется в течение года.

Ритуал на достаток и богатство в доме

Перед сном тщательно пересчитайте наличные деньги, которые найдете в доме. Не забудьте ни про одну копеечку или рубль – это важно! Осмотрите кошельки, карманы и укромные места. Считать следует все деньги – любого достоинства, включая валюту.

Ложась спать, положите все имеющиеся деньги рядом с кроватью: на прикроватный столик или возле подушки. Представьте, что вы УЖЕ сказочно богаты: в доме есть все, что душе угодно и богатство прирастает с каждым часом.

Утром, как проснетесь, возьмите монеты и купюры в руки, пересчитайте их. Если будете сбиваться – ничего страшного, важен сам процесс пересчета наличных.

Никогда не загадывайте желания со словом «было». Например: «Хочу, чтобы у меня были деньги». Это неправильно. Вселенная воспримет пожелание как уже свершившийся факт. Просите и визуализируйте только в настоящем времени.

Из этого видео вы узнаете, какие ритуалы полезно проводить в ночь на Ивана Купала:

Гадания на суженого на Ивана Купала

Суть праздника заключается в единении с природой и в поиске второй половинки, человека, который станет верным спутником, соратником или любовником. Волшебная июльская ночь поможет обрести счастье и спокойствие. На Руси это время девушки и парни использовали для ворожбы на счастливую семейную жизнь.

Во сне

Снам и их толкованию наши предки уделяли особое внимание. Они считали, что в этот момент душа человека путешествует далеко за пределами тела. Во сне можно увидеть будущее и определить судьбу.

  1. Перед тем как лечь в постель, попросите любимого человека расчесать вам волосы.
  2. Положите расческу под подушку, а утром проверьте, как она лежит.
  3. Предмет остался на месте – замужества в этом году не ждите. А если перевёрнут или вовсе исчез – свадьба не за горами.

Погадать можно при помощи игральных карт.

Для этого возьмите из колоды четырех королей, аккуратно положите их под подушку. Утром посмотрите, как перемешались картинки.

  • сверху лежит король пик – муж будет старше на много лет;
  • трефовый – означает богатого и состоятельного жениха;
  • бубновый – выйдете замуж по большой любви;
  • червовый – сулит молодого и красивого спутника жизни.

Гадание на воске

Обряд подойдет для тех, кто посещает церковь. Перед праздником сходите в храм, поставьте свечу у понравившейся иконы. Искренне попросите Высшие Силы послать любовь. Свечу не оставляйте, заберите с собой. Дома растопите воск, вылейте его в холодную воду.
Вглядитесь в полученное изображение:

  • кольцо – к скорой свадьбе;
  • воск в форме цветка – к новому поклоннику;
  • сердечко – неожиданная встреча и любовное приключение.

Традиции воздавать почести угодникам и ангелам-хранителям берут начало в древней языческой культуре. В пантеоне славянских богов были существа, отвечавшие за исполнение желаний, покровители семьи и брака. В православной вере о замужестве молятся Пресвятой Богородице. Об исполнении заветных желаний просят Николая Чудотворца. Святым ставят свечи или молятся дома у икон.

Гадание на венке

Это гадание – исконно славянское. Его корни уходят в глубину веков, когда наши предки-язычники поклонялись силам природы и возлагали надежды на их покровительство в сердечных делах.

За час до наступления магической ночи сплетите большой венок из полевых цветов. В нем должно быть не менее семи разных трав и растений.

Прежде чем солнце зайдет за горизонт, отпустите венок вниз по реке:

  • цветочная гирлянда уплыла далеко – вы обязательно встретите в этом году любимого человека;
  • венок вернулся или остался на месте – о браке пока не помышляйте;
  • если цветы прибились к другому берегу реки – милый где-то далеко и его еще нужно найти;
  • венок остался на середине водоема и никуда не уплыл – год будет удачным, но любовь в ближайшее время не появится на горизонте.

Гадания на Купальском костре

Огонь – главный символ ночного праздника. Славяне-огнепоклонники почитали и боготворили стихию пламени. Отсюда множество обрядов и ритуалов, связанных с магией костра.

Прыжки через костер

Важное условие исполнения желания – о нем никому нельзя рассказывать. Задумайте что-то и прыгните через костер. Считается, что если пламя не обожжет человека и не будет искр, то желание обязательно воплотится в жизнь.

Парные прыжки

Такие прыжки – самая сложная часть ритуала, партнеры должны полностью доверять друг другу. Настроиться на одну волну, слиться в едином порыве.

Как интерпретировать результаты:

  1. Если в прыжке девушка и молодой человек не разжали пальцы – им гарантирована скорая помолвка и свадьба. Чем больше искр поднялось из пламени, тем лучше.
  2. Искр мало – ждите проблем при подготовке к торжеству.
  3. Парень и девушка разомкнули руки – официального брака не будет.
  4. Чем выше прыжок – тем радостнее и удачнее год.

Во всех религиях огонь – символ очищения. Прыжки через костер сжигают негативную энергию, очищают ауру. Пламя отсекает дурные мысли, снимает напряжение. Еще одно значение огня – это свет и знание.

Простые гадания на Ивана Купала, доступные каждому

Легкие в исполнении и не требуют специальной магической подготовки. Для современного человека они отдушина, прекрасная возможность остаться наедине с мыслями, посидеть в тишине, предаться медитации на воду или огонь свечи.

Гадание по кругам на воде

Этот ритуал чтения судьбы принято проводить на природе. Если такой возможности нет – запаситесь чистой родниковой водой. Вода из-под крана не подходит.

  • наговорите заветное желание на воду;
  • бросьте в ручей, реку, озеро или блюдце маленький камушек;
  • количество кругов нечетное – желание не сбудется;
  • если четное – заветные мысли обязательно реализуются.

Гадание на листьях папоротника на любимого

Для этого гадания сорвите листья папоротника по числу претендентов на руку и сердце.

  • каждому листику присвойте имя любовника или потенциального поклонника;
  • отметьте их цветными нитками, чтобы не запутаться;
  • опустите папоротник в воду и придавите ко дну;
  • тот лист, что выплывет первым, – будущий муж.

Листья папоротника легко узнать по характерной форме

Гадание на желание на одуванчике

В полночь на Ивана Купала найдите одуванчик, который уже отцвел. Загадайте желание и резко подуйте на цветок. Если парашютики разлетятся – задуманное исполнится в скором времени.

Загадайте желание и подуйте на пушистый цветок

Гадание на ромашке

Сорвите пару цветков луговой ромашки. В тарелку налейте воды и киньте два соцветия без стеблей. Цветы отплывут друг от друга – вам не суждено быть вместе. Если наоборот, то возлюбленных ждет долгая и счастливая жизнь.

Гадание на клёне

В ночь на Ивана Купала найдите под кленом упавший листок. Подсчитайте количество острых уголков. Четное число – желание сбудется. Нечетное – увы, придется расстаться с мечтой.

Гадание на березе

Сорвите с дерева 7 листочков. Перемешайте их. Не глядя вытащите первый попавшийся листик, внимательно изучите и рассмотрите. Если он гладкий, ровный и красивый – такой будет жизнь на ближайший год.

Привороты на Ивана Купала

Летние приворотные обряды не менее эффективны, чем зимняя ворожба на Крещение или Рождество. Сама природа помогает колдунам воплотить задуманное в жизнь. Привороты на Ивана Купала на Руси делали все девушки, в этот день каждая становилась ведьмой.

Приворот на папоротник

Для осуществления задуманного удалитесь в ночной лес, найдите куст папоротника и сорвите несколько стеблей. Важное условие: делать это нужно в полном одиночестве, вдали от чужих глаз. Затем сядьте спиной к осине и слегка хлестайте себя этими листьями по телу, держа папоротник в правой руке.

При этом выкрикивайте такие слова:

Как сохнет трава, как вянет, так и ты мой милый (имя мужчины) будешь сохнуть, пока со мной не будешь.

Произнесите заговор трижды. Затем листья привяжите к дереву. Уходите от места ворожбы не оглядываясь. До рассвета нельзя произносить ни слова, тогда магия подействует.

Папоротник – растение, которое никогда не цветет. Но по преданию, если в ночь на Ивана Купала вы увидите его цветы – значит, на этом месте зарыт клад. Мистические свойства папоротника описаны и в художественной литературе. В повести Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» рассказывается о поисках клада в магическую ночь.

Настоящее приворотное зелье

Приворотное зелье – это не миф. Сварить волшебное снадобье можно в современных условиях.

Рецепт 1

Традиция варить приворотное зелье существует во всех эзотерических практиках. Подобные магические ритуалы бытовали уже в Древнем Египте и с легкой руки царицы Клеопатры разошлись по миру:

  • сорвите 13 разных трав, которые приглянутся в поле;
  • по пути домой подберите на дороге столько же небольших камешков;
  • положите камни и траву в глубокую посуду и залейте чистой водой;
  • поставьте на огонь и дайте отвару закипеть.

Читайте слова:

Зори на девятом небе мне тебя (имя мужчин) прислали. Если я зелье колдовской сварю, тогда любого красавца к себе притяну. 13 трав, 13 камней, ведите ко мне 13 чертей. Эй, черти-братья подите сюда. Посмотрите, как бурлит моя волшебная вода. 13 чертей, 13 братьев, явитесь и служите мне (свое имя). Как это вода горяча, как камни крепки, так буду слова мои горячи и лепки. Явитесь, предстаньте предо мной, пойдите к суженному моему и до тех пор от него не отходите, пока со мной не будет он. Как сказала так и случится. Аминь.

Пока зелье бурлит, помешивайте его тринадцать раз по часовой стрелке. Отвар вылейте там, где чаще всего проходит возлюбленный. Теперь этот человек никуда не денется – ваши пути-дороги навсегда переплелись.

Рецепт 2

Еще один простой и эффективный рецепт приворотного зелья, которое можно сделать на Ивана Купала:

  • сорвите клевер, траву кукушкины слёзы и чертополох;
  • поместите растения в кастрюлю и доведите до кипения.

Как только вода с травами закипит, скажите:

Как зелье мое кипит и бурлит, так и в сердце у тебя чувства ко мне теперь кипеть будут (имя). Как все люди любят луга и поля, так (имя) безмерно люби меня. Зелье мое, забери травяной дурман, все усладу с полей забери, собери луговой туман. Как говорю, так и случится. Аминь.

Полученную жидкость дайте выпить любимому человеку (жениху или мужу). Считалось, что после того, как мужчина отведает снадобье, он станет добрым, заботливым, чутким и нежным. Об изменах даже не будет помышлять.

Обряд с Купальской росой

Роса, собранная утром, наполнена целебными и волшебными свойствами. Наши прабабки использовали утреннюю влагу для омоложения, привлечения в жизнь счастья и женской привлекательности.

  1. Встаньте с первыми лучами солнца.
  2. Стряхните свежую влагу с травы в сосуд. Не используйте чашу или миску для домашних целей. Она должна быть новой.
  3. Повернитесь лицом к востоку и умойтесь собранной росой. Ополосните в ней руки.

Скажите слова:

Заговариваю я (имя). Как роса будет на солнышке сохнуть, так пусть и (имя) без меня сохнет. Пусть вздыхает, обо мне все время вспоминает. Росой лицо омываю, любовь в свою жизнь призываю. Буду отныне я (имя) с (имя) вечно и бесконечно, пока в мире есть роса, никто не разлучить наши телеса. Ключ, замок, язык. Аминь.

Оставшуюся воду дайте выпить мужчине, которого хотите приворожить. Легенда гласит, что узы, созданные с помощью Купальной росы, невозможно разрушить.

Ведьмы, практикующие растительную магию, говорят, что роса борется с морщинами. Для этой цели подходит влага, собранная на растении под названием манжетка обыкновенная.

Так выглядят листья растения манжетка обыкновенная

Видео рассказывает о практиках, которые проводят в день летнего солнцеворота и на Ивана Купала:

Что запрещено делать на Ивана Купала

В эзотерической традиции славян были правила, запрещающие определенные действия. Нарушение закона приводило к несчастьям, болезням и бедности.

  1. На Ивана Купала нельзя обижать домашних животных и любую скотину. Даже коров не гоняли в этот день хворостиной. Считалось, что кормилица не будет давать много молока.
  2. Нельзя брать в руки ничего, что лежит на дороге, в том числе деньги. Предки верили, что злобные духи специально подбрасывают вещи, чтобы через них повлиять на человека и забрать его в потусторонний мир.
  3. В магическую ночь нужно обязательно быть на виду у народа. Человек, обходивший стороной Купальский костер, считался темным ведьмаком, который боится священного пламени.
  4. В этот день запрещены любые сделки. Деньги нельзя брать или отдавать. Нарушение традиции грозило бедностью.
  5. Купаться перед праздником запрещено. Предки считали, что в реках и озерах проказничает водяной. Он мог утащить человека на глубину и утопить. Слабые здоровьем люди: дети, старики и беременные женщины также сторонились воды накануне Купалы. Согласно поверьям, духи пользуются немощью и проникают в тело.

Некоторые верования живы до сих пор, но следовать им или нет – дело каждого. Важно соблюдать правило золотой середины и не впадать в крайности. Что касается запрета на физическое или моральное наказание животных, то его придерживайтесь не только в магические дни. Меньшие братья не могут ответить на обиду, поэтому бить их – считается грехом во всех религиях мира.

Поверья на Ивана Купала

Мистическая ночь Ивана Купалы наполнена тайнами, которые нашли отражение в верованиях славян. В поздних обрядах и поверьях явно прослеживается влияние христианской мифологии. Славяне-язычники в дохристианскую эпоху не воспринимали природу враждебно: дружили с духами, задабривали их, старались найти общий язык. Мнение о том, что в июньскую ночь в лесах и полях резвятся злые духи, получило широкое распространение именно с принятием христианства. До сих пор в народном сознании тесно переплетены поверья славян с мифами, рожденными новой религией.

Большинство обрядов, дошедших до наших дней, трансформировалось под влиянием христианства. Благодаря взаимному проникновению двух религиозных культур мы наблюдаем рождение новых таинств и ритуалов, которые иногда далеки от первоисточников.

Главное правило, которого придерживались славяне , – это не соприкасаться лишний раз с тонким миром, населенным разными существами. Только избранные – волхвы – могли говорить с духами.

Говоря современным языком, на Ивана Купала открывается тайный портал в иной мир, сокровенные знания становятся доступными для простого обывателя. Главное – вовремя остановиться и перекрыть поток мощной энергии. А если не владеешь магией, то лучше уберечь себя и близких от вторжения Силы.

Чтобы оградить дом от посягательств темных сил, на Руси собирали полынь, барвинок, крапиву, коноплю и вербу. Делали из них пучки и метлы, которые вывешивались на ограде дома и в овине.

  1. Цветок иван-да-марья – эффективное средство против нечистой силы – так считали предки. Это же растение, разложенное по периметру дом, уберегало от пронырливых татей (воров).
  2. Жгучая крапива – это лучшее средство от ведьм, так считали предки. Пучки растения в доме не давали колдунье шансов для темной ворожбы.
  3. Крупный рогатый скот в ночь на Ивана Купала как можно раньше загоняли в сарай.
  4. По преданиям, особые свойства в это время приобретал муравьиный яд. Его собирали на Ивана Купала и использовали для лечения болезней тела.
  5. Полынь до сих пор используется в растительной магии как оберег от враждебных сущностей. Ее резкий запах отпугивает нечисть. В быту растение используется для отпугивания комаров и мух. А пучок полыни, положенный в кровать, избавит хозяев от соседства с клопами.

Не проспите волшебную ночь. Даже если вы далеки от эзотерики, проведите этот день на природе. Почувствуйте, как силы Земли помогают очиститься от груза проблем, снимают усталость и восстанавливают душевное равновесие. Не упустите возможность приобщиться к таинствам предков.

Немного об авторе:

Евгений Тукубаев Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

Первые упоминания о праздновании так называемого Иванова дня встречаются в источниках XII века. Праздник этот якобы справляли в честь божества Купалы, которое олицетворяло расцвет природы и «отвечало» за урожай.

По другой версии, никакого божества не было: просто древнерусские язычники отмечали дни летнего солнцестояния, что сопровождалось игрищами и купаниями. А летописец, составлявший в XVII веке Густынскую летопись, принял название праздника за имя языческого божества.

С введением на Руси христианства многие языческие праздники сохранились, но трансформировались. Так случилось и с днем Купалы. Дело в том, что в тот же день отмечалось рождество Иоанна Крестителя. Их имена просто соединили, и появился новый праздник - в честь «Ивана Купалы».

Обряды, которые сопровождали празднество, так и назывались – купалиями. Главную роль в них играли вода, огонь и травы. Например, девушки в этот день бросали в воду венки, а затем гадали по ним, скоро ли у них появится суженый.

Особенно важной считалась ночь на Ивана Купалу. Молодежь в эту ночь зажигала костры и затем плясала вокруг них. Было принято также прыгать через костер: считалось, что чем выше прыгнешь, тем счастливее будешь. Незадолго до рассвета сжигали чучело из дерева и соломы – оно олицетворяло темное начало. Женщины, у которых хворали дети, снимали с них сорочки, приносили к купальскому костру и кидали в пламя, чтобы «сжечь» болезнь. Еще принято было швырять в огонь пучки крапивы – по поверью, это отваживало нечисть.

У русских крестьян существовало поверье, что в ночь на Иванов день все вокруг становится живым: деревья могут переходить с места на место, а животные начинают говорить человеческим языком… Травы же наполняет особая, чудодейственная сила – целительная и защитная. Травы и цветы, собранные в купальскую ночь, наутро выносили из дома, чтобы они пропитались утренней росой. После этого их высушивали и хранили дома. Если в доме кто-то заболевал, его окуривали купальской травой. Во время грозы купальские травы бросали в горящую печь, чтобы в дом не ударила молния.

Многие народы делили год на две половины - светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в , и . Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля - в Рождество Иоанна Крестителя.

Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-» , обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.

В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других - заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.

Сохранилось множество купальских . Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других - долгую жизнь.

Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда - славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених - это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.

Иван-да-марью принято собрать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» .

В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие . Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.

Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же - в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».

Славянский Праздник Купала (Купайло, Купало) — день летнего солнцестояния. Самый длинный день и самая короткая ночь в году. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца ( , Купала, ). Последний день Русальной недели или Русалий. Купала — один из древнейших праздников, который сохранил неизменными множество традиций и обычаев наших предков до наших дней, например: провожание Ярилы, которого сменяет Бог летнего солнца Купала, сбор целебных трав, поиск цветка папоротника и т.д. Купала также является великим праздником, который ныне подменён церковью на день рождения Иоанна Крестителя.

Давайте попробуем непредвзято разобраться, что же это за день такой, носящий имя Купала, который почитался и праздновался предками Русов строго в одно и тоже время в году, задолго до наших времён, основные обычаи и традиции которого, приходящиеся по Душе и сейчас (именно по Душе, а не по каким-нибудь канонам), дошли до нас из глубины веков.

В какой день празднуют Купала?

Сама дата празднования не случайна и связана с астрономическим событием, как и многие другие празднуемые дни, что может свидетельствовать о продвинутых познаниях предков Русов в вопросах астрономии. На День Купала приходится астрономическое событие, именуемое днём летнего солнцестояния. Ныне абсолютно известно, что траектория движения нашей планеты вокруг Ярилы-Солнца далека от идеального круга. В течение одного обращения нашей планеты вокруг Ярилы-Солнца расстояние между ними меняется от минимально близкого до максимально удалённого, что повторяется из года в год и из века в век. В день летнего солнцестояния наша планета занимает самое удалённое положение от Ярилы-Солнца, и в нашем полушарии в это время бывает самый длинный день и самая короткая ночь в году — торжество света над тьмой. Это астрономическое событие не зависит ни от каких религий, вер, политических взглядов и, в целом, людей. Солнце светит всем одинаково, и это событие происходит в одно и тоже время из года в год, не взирая ни на какие календари и их стили, и его невозможно отменить или перенести в угоду кому бы то ни было, а вот подменить понятия вполне возможно.

В 2020 году Славянский Праздник Купала приходится на 21 июня

Таким образом, день летнего солнцестояния, по широко ныне используемому календарю, приходится на с 19 по 25 июня.

Откуда взялись названия праздника Купала, Купайло, Купало или Иван-Купала?

С датой разобрались, теперь попробуем понять, какой смысл был вложен в название праздника Дня Купала. Если в случае с датой все ясно, там условия определяет астрономическое событие, то с названием придется оставить вопрос открытым, поскольку мы не располагаем на сегодняшний день достоверной информацией, а Наследие Предков, передаваемое из уст в уста, до нас дошло весьма искажённым. Существует множество версий возникновения этого названия, однако далеко не все принимаются Душой достаточно однозначно, что может быть воспринято истиной. В конце статьи приведена легенда, посвященная возникновению названия празднества дня летнего солнцестояния. Наберитесь смелости и, прочитав её, составьте собственное мнение, принимает ли Ваша Душа такую трактовку, является ли это версией близкой к реальности, а не слепо следуйте каким бы то ни было убеждениям.

На сегодняшний день Праздник больше известен под названием Иван Купала или Иванов День, названный так в честь христианского святого Иоанна Крестителя. Иван Купала, в отличие от настоящего Праздника Купайлы или Купалы, не приурочен к солнцестоянию, а отмечается в дату рождения Иоанна Крестителя 7 июля. Праздновать 7 июля Купалу по языческим традициям с кострами, венками, поиском папоротника не имеет никакого смысла, так как солнцестояние давно осталось позади. На самом деле этот праздник принадлежит вовсе не Иоанну Крестителю или какому-то непонятному Ивану Купале, а языческому Богу Купала (Купайло).

Некогда этот праздник отмечался не только на Руси, но и по всей Европе. Холмы, поля, луга, долины покрывались огнями купальских костров. В наше время, конечно, такого уже не встретишь, но многие люди, языческие общины продолжают поддерживать традицию, и посетить Праздник Купала, как он есть на самом деле, может любой желающий. Считается, что на рассвете Купальского дня солнце радуется, переливается всеми цветами радуги, танцует и купается. Сам день солнцестояния всегда жаркий, это объясняют тем, что солнце в последний свой день жарит землю из всех сил, но, побеждённое, уходит на зиму. На Купалу солнце достигает своего апогея, жарит с неимоверной силой и по традиции люди должны попросить его умерить свой пыл.

Народные обряды и традиции на Праздник Купала

День летнего солнцестояния по сей день достаточно широко празднуется в разных уголках нашей планеты, причем во многих местах именно в ее истинную астрономическую дату.Этот праздник распространен у народов, чьи корни тесно связаны с корнями Русов. Имея отличающиеся названия у разных народностей, суть его одна: все обряды связаны с огнём, выступающим обычно в двух ипостасях – земной и небесной (Солнце), и водой.

Празднование Дня Купала предваряла Русальная неделя. Эти дни посвящены Богиням рек, озёр и водоёмов.На Русальной неделе без особой надобности не купались, чтобы не тревожить готовящихся к летнему празднеству водных божеств, и с этого дня начинали ежедневно купаться в реках. Было принято караулить встречу месяца с солнцем в ночь на солнцестояние, не ложились спать и наблюдали, как играет Солнце. Купалинская ночь — время, когда магическая сила огня, воды, земли, растений достигает наивысшей силы, а вода в реках и озерах приобретает особые живительные и очищающие свойства. Поверье о цвете папоротника, цветущего огненным цветом в купалинскую ночь, есть во всех славянских народах, на поиски которого отправлялись самые отважные.

Идея праздника – очищение, затрагивающее три тела человеческой сущности – трехмерную оболочку, душу и дух.В качестве очистительных элементов используются фундаментальные природные стихии – вода и огонь. Именно поэтому знаменитые купальные костры всегда разводят на берегу рек.

Празднование начинается с проведения хоровода. Хоровод выстраивается из трёх кругов людей, взявшихся за руки и движущихся в разных направлениях.Внешний круг составляют люди зрелого и преклонного возраста, средний круг — молодые и полные сил парни и девушки, а самый маленький круг, что ближе всего к огню, составляют маленькие дети.

В процессе празднования наши Предки прыгали через костры, а затем с разбегу погружались в объятья реки. Важным моментом является то, что это должна быть именно река с движущейся водой, когда можно провести аналогию с рекой времени, течением которой все однажды смывается, постоянно происходят перемены. И если вода очищает тело, то огонь очищает Душу.

Считается, что костры, разведенные на Праздник Купала, обладают уникальной, очистительной силой. В купальную ночь эти костры по поверьям наших Предков горели сразу в трёх мирах – в Яви, Нави и Прави. Поэтому любой огонь в эту ночь – это проводник, мощный и непреодолимый. Проводник человеческого и божественного, тёмного и светлого, земного и небесного.

Хождение по углям – следующая часть праздника.Это момент очищения или, скорее, даже закаливания духа.Через жар, мощный тепловой энергопоток и мелкие болевые искорки человека покидают ложные мысли, несправедливые устремления, бесы и лярвы, толкающие его к тёмному пути.

Также славянский Праздник День Купала включает в себя плетение венков и огневицы. Что касается венков, то в традиции венки плетутся девушками для парней. Разумеется, если речь идет об устоявшейся паре, то девушка плетет венок для своего мужчины или мужа, иной вариант просто недопустим. Во всех остальных случаях одинокие девушки отдают свои венки тем парням, которые вызывают у них наибольшую симпатию. Венки плетутся из полевых трав и цветов. Огневицы – это маленькие «лодочки», изготовленные чаще всего из деревянных дощечек. В центр такой лодочки ставится свеча, а вокруг из травы и листьев делается «оградка», чтобы ветер случайно не погасил пламя. Огневицы с зажженными свечами запускаются в реку. Если человек не имеет пары, он может запустить огневицу самостоятельно, но чаще этот момент не носит индивидуального характера. Ведь гармоничное состояние достигается лишь в единстве противоположностей, поэтому в идеале огневицу должна запускать пара – жених и невеста или муж и жена. В тот момент, когда парень и девушка кладут огневицу на воду, они загадывают желания.

Одно из самых больших заблуждений на счёт Праздника Купалы, которое подарили нам христиане — это то, что во время празднества творится блуд и всяческие безобразия. Наши предки-славяне были наичистейшими как в духовном, так и в материальном отношении.

Проповедники и миссионеры, которые попали в нашу страну издалека, увидели непонятное празднество с весельем, играми, танцами.Им показалось, что это просто отвратительно, и вместо того, чтобы сидеть на коленях и выпрашивать вечного прощения, люди радуются жизни.

Дело в том, что на Купалу как праздник максимального солнца, когда активизируются необычайно мощные магические силы неба и земли, считалось хорошим признаком — зачать ребёнка.По поверьям, зачатые в день солнца на Купалу, впитывали в себя всю его энергию и становились либо лучшими воинами, либо мудрыми женщинами. Так же считалось немаловероятным, что зачатый на Купалу ребёнок будет обладать сверхъестественными способностями.

Крестители, вероятно, были свидетелями того, как в праздник, когда силы природы были на самом пике, многие молодые люди, уединившись по тихим рощицам и лугам, пытались зачинать новое потомство.В итоге, чтобы попытаться отобрать у славян один из самых значительных праздников, на него был наложен пост (Петров пост). В дохристианские времена, естественно, никакого поста не было, и гуляния были не праздником живота и духа перед длительным воздержанием, а празднованием Дня Солнца Купалы и окончания Русальной Недели.

Легенда о том, как появился Праздник Купала

Как родились у Богини Купальницы близнецы Купала да Кострома

Тем временем в царстве Прави дальше всё своей чередою двигалось. Двигалось всё своей чередой и в земном нашем царстве Яви. В Ирийском саду огнебог Семаргл собирался вновь идти охранять мир от тёмных сил. Наточил свой огненный меч, обернулся крылатым псом и понёсся по небу ночному разгонять Чернобоговых правнуков.

Непростою та ночка выдалась - было время тому причиною. Пришло время летнего солнцестояния, вре­мя праздника многих тёмных сил, когда солнце на зиму поворачивает. Ещё светит Хорс ярко, полный сил, но лежат уже руки Велеса на великом Свароговом ко­лесе, на великом колесе времени.

Очень скоро солнце на убыль пойдёт - потихонеч­ку, по минуточкам, и тогда ему, как сейчас, не сиять: тогда станет Морена холодная над лесами-полями хо­зяйкою. Даже Хорса накроет холодом: в день осенне­го равноденствия, когда день с ночью сравняются, он пригасит лучи свои животворные.

Оттого силы тёмные и радуются, но пока ещё солн­ца им не победить. В эти дни во всю силу сияет Хорс, и Дажьбог яркий свет несёт всей земле, ну а ночью Семаргл охраняет мир - научил он людей разжигать костры, и теперь в ночи летнего солнцестояния слов­но очи света горят они, разгоняя прочь ночную мглу. И земля тогда, словно зеркало, отражает небо звёзд­ное.

В это время чудесная Купальница-Ночь, плодород­ных сил помощница, сияет такой удивительной красо­той, что решился наконец-таки огнебог Семаргл - подошёл, подлетел к Купальнице и сказал о своей го­рячей любви. Рассказал, как тоскует о ней на небе. И тогда Богиня прекрасная на любовь Семаргла отве­тила, и была их любовь жарче пламени и нежнее ноч­ного воздуха.

И, как было судьбою назначено, сплетено как было мудрой Макошью, как Недолею с Долей завязано, ро­дились у Семаргла с Купальницей близнецы - двое, мальчик и девочка.

Имя мальчику дали Купала, был он светел и бел, его взгляд, как вода, был прозрачен и нежен. Девочку звать стали Костромой, и была она яркая, как огонь, с горячей душою и сердцем. Неразлучны были братец с сестрой, по полям и лугам вместе бегали и дивились земному миру, и полям, и лугам, и рощам. На зверей земных вместе дивились и следили за полётом небес­ных птиц.

Красотой своей и уменьями равны были Купала с Костромой, только в том была меж ними разница, что любила Кострома на огонь глядеть, веселилась она, через костёр прыгая, а Купала любил больше воды озёрные, речные волны любил и купался каждый день.

Вот однажды сказала Купале Кострома:

Говорили мне вчера птицы легкокрылые, что далеко-далёко, у речки Смородины, поют песни волшеб­ные , мировые чудесные птицы. Мы давай с тобой завтра с утречка отправимся к тому мес­ту заветному, чтоб услышать песни небывалые.

Тотчас согласился на это Купала, тоже нравилось ему птичье пение.

Не сказали ничего они отцу с матерью и наутро от­правились к речке Смородине, к Мировому Дубу ог­ромному, где сидела справа птица Алконост и пела о жизни и радости, а слева Сирин сидела сладкоголосая и пела песни о царстве мёртвых.

И Купала заслушался песнями птицы Сирин печаль­ными, что лились как ручья журчание. Позабыл обо всём на свете Купала, закрыл глаза, и тогда унесла его птица Сирин в царство тёмное, мёртвое, и там спрята­ла на годы долгие. А Кострома Алконост-птицу слуша­ла, словно всполохи яркого пламени были песни её чарующие. Не заметила Кострома, как пропал братец Купала, а когда огляделась вокруг, никого уже рядом не было. Стала звать она братца милого, но Купала ей не откликнулся, был он в тёмной далёкой сторонушке под крылом у птицы Сирин.

С тех пор лет немало минуло, и не раз вьюги белые, лютые накрывали снегами чисто полюшко, и не раз потом травы буйные прорастали сквозь злобу зим­нюю. Много раз с тех пор солнце красное проходило свой годичный круг. Беды много раз сменялись ра­достью.

С тех пор выросла Кострома, стала девицей - кра­савицей писаной. Женихи к Костроме часто сватались, даже Велес, мудрейший Бог, на неё частенько загляды­вался, но никто из них Костроме был не люб.

Нет из них никого мне под стать, - говорила она часто матушке, - среди них для меня нету равного. Я ведь девица, Богами рождённая, не бессмертная, но прекрасная. Кто сравнится со мною в умениях? Я за Бо­га пойду не за всякого! Мне не ровня старики волохатые. Волохатые да женатые…

И вздыхала в ответ Ночь Купальница. «Тише!» - го­ворила дочке. Бойся, мол, беды, мол, краса твоя равна гордости, как бы Боги на то не разгневались. Но не слушала мать Кострома бойкая, всё смеялась, заплетая в косу кудри рыжие. Вместе с девицами другими плела венки, но однажды ветрогон Стрибог с головы её вдруг сорвал венок. Дунул посильней, в воду кинул его, и поплыл венок по течению вниз. И тогда загада­ла гордая Кострома, чтоб нашёл венок равного ей же­ниха. Пусть плывёт венок, ищет суженого, чтобы был во всём точно, как она!

А кончался на земле июнь, месяц червень, и на сме­ну ему шёл июль, месяц липень. И всё ближе был день солнцестояния: до заката солнце светит долго, ярче яркого, а потом приходит ночь короткая - время странное, нехорошее.

В это время замирает мир в ожидании: что-то будет впереди, как всё сладится? Духи водяные да русалки, подданные хозяйки Макоши, за неделю до солнцесто­яния свой разгульный праздник громко празднуют. Мавки, водяницы, лоскотухи и другие жительницы водные надевают себе на головы из кувшинок венки, а потом выбираются из озёр и рек и давай веселиться по берегам. Распоясанные, в сорочках белых, резвятся русалки славянские, поют, хохочут, на деревьях кача­ются, а то и просто на траве сидят и расчёсывают свои длинные волосы.

Хвостов у славянских русалок отродясь не бывало, зато есть у них ножки резвые, а потому хороводы они любят водить, но не посолонь, слева направо, в сторону Прави, как то делают живые парни и девушки в честь Хорса круглого, а осолонь, против стрелки часовой, справа налево, от мира к миру Нави.

Вода - стихия удивительная, жизнь даёт она всему миру, но может и погубить вода. Через реки и озёра путь есть в царство подземное, а потому многие духи вод слушаются, кроме Макоши, Велеса многомудрого, особенно те, что от мертвецов произошли, от утоп­ленников. Духи водные, влажные, могут помочь уро­жаю вырасти, а могут и залить всё на корню, и если обидел их чем человек или повстречался в недобрый час - защекочут до смерти и уволокут к себе в под­водный мир.

Больше других щекотать всех встречных-попереч- ных лоскотухи любят, и чтобы уберечься от них в Ру­салии - праздник всех русалок, в одиночку люди в прибрежных лесах да на заливных лугах старались не появляться, а коли шли, то брали с собой чеснок и по­лынь - лоскотух отпугивать.

Лоскотухи от полыни, бывало, и разбегались, зато мавкам всё нипочём. Они даже и через круг, через же­лезную цепь охранительную не боятся перешагивать! Главное - мавок не разозлить, отшутиться от них, на это у живых вся надежда. Попросят гребешок, чтобы волосы свои расчёсывать, - дай, а то хуже будет. Правда, потом гребешок придётся выбросить, иначе облысеешь сам, но вот если не дашь, пожаднича­ешь - до смерти мавки замучат.

На вид они такие красавицы, каких свет раньше не видывал: личико милое, ножки стройные - всё, как у живых. Только краса не живая у мавок, мёртвая. Со спины видно сердце небьющееся, лёгкие, позеленев­шие без воздуха, да сопревшие в воде внутренности. Красота лица им в награду досталась за любовь безот­ветную на земле. Ведь мавками обычно утопленницы становятся, некрасивые, на жизнь обиженные, что ки­нулись в воду от несчастной любви.

Самые злобные среди русалок - лобасты, любят они в прибрежных камышах прятаться. Старше лобас­ты молоденьких мавок, хитрее, сильнее, опытнее. Не­житью выползают они из воды, лица страшные, стару­шечьи. На кого лобасты набросятся, тому смерть из­бавлением станет.

А верховодит всеми русалками Водяной - он в дни летнего солнцестояния и вовсе чувствует себя именинником. Он хозяин вод, пасёт себе в тишине на дне рек да озёр стада рыбные - карпов, сомов, ле­щей, - словно пастух коров на поле. Сам тиной опу­тан, с большим пузом, с хвостом. Вместо рук - лапы гусиные, пучеглазый, как рыбина, с окладистой боро­дой и усами зелёными. Все девицы водяные, прозрач­ные, подчиняются ему неукоснительно. Только дочери его, девицы-водяницы, потихоньку от отца проказни­чают: путают рыбачьи снасти да зазывают рыбаков под воду сладкими песнями.

Днём спит Водяной в тишине глубоких омутов или под водяной мельницей, а ночью утопленниками ко­мандует. Вообще-то Водяной - добрый дедушка, но коли разозлится, разволнуется, может сети порвать, дома затопить, а то и плотину разрушить полностью. Больше всего любит он побаловаться от скуки - ута­щит с берега на дно какого-нибудь зазевавшегося па­ренька да и оставит у себя жить, чтобы развлекал его в подводной тиши.

А самые весёлые и шустрые водяные живут в род­никах с чистой ключевой водой - «гремячих ключах», что возникли на земле от ударов молний Перуновых.

Вот в такое-то недоброе времечко, когда Свет и Тьма силами меряются, упал в воду Костромы венок и поплыл искать ей суженого - красотой и уменьями как она. Точь-в-точь. На волнах покачивался венок из синих, как вода, цветов и цветов рыжих, точно огонь.

Какой молодец его выловит, тому быть женихом Кост­роме. Только никому не даётся в руки венок, по реке плывёт он, по реченьке, в неизведанные края.

По воде за ним русалки следуют, тихо шепчутся мавки с водяницами. Мол, сказать о том венке бы на­добно нашему Водяному Хозяину, да и самому влады­ке Велесу о венке девичьем знать бы следовало. Но напрасно девы водные волнуются, давно проведал обо всём Велес-владыка. Он за прихоть девичью, за гордость, за слова, Богам обидные, наказать решил девицу Кострому.

По приказу подземного Велеса в царстве мрачном птица Сирин из-под своего крыла Купапу выпустила, посадила Купапу в лодочку и отправила плыть по реч­ке-озеру. Из подземного царства по воде его вынесло, понесло по рекам на родную сторонушку, а потом те­чением невиданным повлекло вверх по Волге-речень­ке - прямо навстречу своей судьбе.

Пока был Купала у птицы Сирин, вырос он, возму­жал, стал молодцем, красавцем писаным - с синими очами, как два озера, и волосами светлыми, кипенными.

Стал по сторонам смотреть Купала, стоя в лодочке, и увидел вдруг, как плывёт ему навстречу девичий ве­нок, на воде сверкает цветами яркими - синими да го­лубыми, жёлтыми да алыми. «Видно, умница-красавица тот венок плела, - Купала думает, - и пустила вдоль по реченьке, чтоб найти скорей себе суженого. Если девица та красой как эти цветы, я хотел бы её тотчас взять в замужество!»

Наклонился Купала, подхватил венок - пахли те цветы нездешним запахом, пахли лесом, костром да русалками. И кувшинками, и пряными травами.

В тот же миг понесла Купапу лодочка прямо к той, что венок чудесный бросила. Вот плывёт Купала, плы­вёт в лодочке, смотрит и места родные узнаёт - те поля и луга, рощи да леса, где они с Костромой вмес­те бегали. А потом глядит Купала, девица стоит на бе­регу, во все глаза на него смотрит радостно.

Прямо к девице той его лодочка вынесла, вышел на берег Купала, венок в руках держа.

Твой ли это венок, красавица милая?

Мой, - тихо Кострома ответила.

Так стояли они, друг на друга глядючи. И влюби­лись друг в дружку без памяти, полюбили сразу, как только увиделись. Были они друг другу под стать, как огонь и вода, которым друг без друга нельзя, но кото­рым и вместе навсегда не бывать…

Не узнали друг друга Купала с Костромой, - знать, то Велеса была задумка тайная. В ту же ночь, ни о чём никого не спрашивая, поженились Купала и Кострома, и были той свадьбе невиданной водяные мавки свиде­тельницами. Веселились они, счастью молодых раду­ясь, и купались с ними вместе Купала с Костромой, а потом на берегу через яркий костёр прыгали.

Лишь наутро узнала Купальница, что случилась бе­да великая с её любимыми детушками. Ведь нельзя близнецам, родному брату с сестрой, друг друга лю­бить по-супружески! Так людям велит Сварогов Закон, так велит и закон человеческий.

Со слезами пришла к детям Купальница, рассказала им правду горькую. И, как только открылась истина, в страшный миг тот их счастье кончилось. Теперь не бы­ло им больше места на земле. Не могли они жить в супружестве, но и порознь жить тоже не могли.

С горя прыгнул Купала в костёр догорающий и ис­чез, словно его и не было, а Кострома в лесное озеро бросилась, и сомкнулись над её головой воды сине-зелёные. Стала мавкой печальной весёлая Кострома.

А Купальница-Ночь с тех пор стала ещё черней и роняет с тех пор поутру на траву свои горькие слёзы-росу. Ни с кем больше не хочет видеться, даже Семаргла любимого не пускает больше на порог. Одна хо­дит с тех пор по миру Ночь-Купапьница, всё тоскует, грустит и печалится.

Опечалились и Боги Ирийские, жестока вышла месть у Велеса. Да и сам Велес закручинился, не почув­ствовал он от мести радости. Но уже не исправить со­деянного, не повернуть вспять Сварогов круг. И тогда хитрый Велес решил своей мудростью жизнь вдохнуть в страдания прошлые: превратить решил близнецов в цветок, да так, чтоб были они неразлучны вовек. Что­бы вновь родились они, вместе срослись, чтобы в еди­ном цветке воедино сплелись. Чтобы оба сияли в еди­ном цветке синим цветом и жёлто-оранжевым.

И случилось по воле Велеса на поляне лесной диво дивное: выросли цветы жёлто-синие, цветы яркие и та­инственные. «Купала-да-мавка» - стали люди их звать. И с тех пор на лугах и в лесах разрослись те цветы рыжим пламенем, синью водною. По сей день они по лесам растут.

Вы, конечно, видели их, дорогие девочки и мальчи­ки, иван-да-марья их величают сейчас - по православ­ным обычаям. Но цветы это те же самые, цветы древ­ние, рождённые Велесом - в память о близнецах. А самого Купапу стали люди почитать Богом лета, по­левых цветов и лесных плодов, Богом очищения и ис­купления.

Вы, конечно, и про ночь на Купапу слышали - вол­шебную, непонятную ночь в день солнцеворота летне­го. Она до сих пор не забыта. С тех пор как случилась с близнецами беда, с тех пор как погибли они и воз­родились в цветке, стали наши далёкие предки празд­ник праздновать в честь Купапы и бессмертных Богов Ирийских - праздник жизни и смерти, умирания и возрождения. С тех пор стали праздник солнца, воды и огня люди и Боги праздновать. С тех пор стала эта ночь летнего солнцеворота у славян называться Ку­пальской.

Странные вещи случаются в Купальскую ночь! Даже деревья переходят с места на место, шелестят листвой, разговаривают между собой. Звери, птицы и даже тра­вы в эту ночь друг с другом беседуют, а лесные цветы наполняются силой невиданной - чудодейственной, магической силою. В эту ночь собирают люди травы заветные, которые и в ворожбе помогают, и лечат, и приворотными становятся, и оберегают от напастей и бед.

Только в эту ночь безвременья расцветает в лесах цветок папоротника, растения, посвящённого громовику Перуну, - «Перунова цвета». Говорили ведуны на­шим предкам, что, мол, если отправишься в лес в эту ночь, захвати с собой белую скатерть, холст и нож. Очерти ножом или обгорелой лучиной вокруг куста папоротника круг, расстели скатерть и сиди в круге, не сводя глаз с куста папоротникова. Мол, разные чудища и духи, подданные Морены, будут наводить на тебя ужас и сон, и если ты испугаешься, выступишь из кру­га, разорвут тебя на части в тот же миг.

Ровно в полночь появится на папоротнике цветоч­ная почка, разорвётся с треском, и раскроется необык­новенно яркий, огненно-красный цветок. Надо рвать его поскорей, пока не схватила цветок чужая невиди­мая рука. Злобные духи будут кричать страшным голо­сом, заколеблется земля, загремит гром, и засверкает молния, ветер зашумит, и жуткий грохот послышится, обдаст тебя пламенем и удушливым запахом. Но если тебе повезёт и ты завладеешь цветком, накрывайся скатертью и беги в село не оглядываясь. Если огля­нешься - исчезнет цветок, а если нет, если выдер­жишь ты все испытания, то откроет тебе цветок прош­лое, настоящее и будущее, научит клады искать, при­общит к тайнам Богов, научит мысли людей угадывать и понимать язык птиц, зверей и растений.

Впрочем, ещё говорили люди, что выдумка это всё, наваждение нечистых сил, которые людей погубить хотят, что на самом деле никогда не цветёт в лесу па­поротник, а значит, и ходить за ним нечего…

На Купапу обливали юноши и девушки друг друга водой, с грязью смешанной, а потом вместе купались и пели песни, чтобы смыть с души и тела всё нечистое, бани устраивали. Поутру собирали росу живительную и умывались той росой, чтобы быть здоровыми. Счи­тали славяне, что в это время небеса способны развер­заться на короткий миг, и тогда всякое загаданное же­лание сбудется.

В эту ночь солнце после заката тоже в водах купает­ся, чтобы принести земле плодородие, а потому в честь могучего солнца - в честь Хорса круглого, и Дажьбога светлого, и Ярилы ярого - зажигали в Ку­пальскую ночь обвязанные соломой колёса, древний солнечный символ, с точкой-ступицей в центре и лучами-спицами. А потом пускали эти колёса горящие с го­рок, чтобы катились они, разбрасывая огонь, к реке до самой воды. До сих пор ещё в некоторых деревнях так Купальский праздник празднуют.

А ещё играли в горелки - весёлую игру в честь солнца с песнями и догонялками. Именно от горелок произошли современные салки, в которые вы до сих пор с удовольствием играете, дорогие девочки и маль­чики.

Просмотры: 8 143

Праздник Иван Купала известен каждому, а ведь свое начало он берет с языческих времен, еще до принятия людьми христианства. Иван Купала окутан волшебными обрядами, интересными традициями, а также гаданиями. В современном мире праздник Иван Купала отмечается с хороводами, жжением костра, а также выступлениями творческих коллективов.

Но от куда точно пришел к нам такой праздник и как все-таки правильно его отмечать? В данной статье вы сможете найти ответы на эти вопросы, а также узнать в какой день празднуется Иван Купала и какие его главные традиции.

История возникновения

Праздник Иван Купала изначально был языческим праздником, в который люди омывали свое тело в надежде на избавление от болезней. Он также имел другие названия такие как: Ярилин день, Солнцекрест, Духов день.

А вот древние славяне отмечали праздник Иван Купала как праздник Солнца, который часто связывали с летним солнцестоянием 20-22 июня.

Когда было принято Христианство, праздник стал считаться как величайший праздник православной церкви, как обряд очищения. Дата праздника тоже изменилась и стала отмечаться 7 июля, потому как именно в этот день родился пророк Иоанн Предтеча, по-другому известен нам как Иоанн Креститель. Именно Иоанн предсказал скорое предшествие Мессии – Иисуса Христа, которого он после крестил в водах реки Иордан. Именно в момент Крещения на Иисуса Христа спустился Святой Дух в виде голубя. Также, о , вы сможете прочитать здесь.

Традиции и обряды

Было поверье что в ночь Иван Купала оживает вся нечисть, поэтому нельзя было ложиться спать. Многие жители деревень и сел прятали своих лошадей, из-за поверья, что ведьмы воруют их и ездят на них по ночному лесу.

Плетение венков

Главной традицией праздника является плетение венков из цветов. Такие венки молодые девушки пускали по воде и куда венок прибило, значит там был их будущий муж. А если пускали венок и он тонул, то значит жених разлюбил и выберет себе в жены другую.

Венки обычно плели из полевых цветов, а один особенный венок, девушка должна была надеть на голову своего избранника.

Символы огня и прыжки через костер

Люди в такую ночь водят хороводы, поют песни, а также жгут костры. В стародавнее время в такие костры вкладывали определенный смысл. Если было горящее колесо на шесте, это символизировало солнце и плодородие.

Обязательным обрядом считалось прыгать через костер. И кто прыгнет выше и не заденет огня, тот будет более счастливым в нынешнем году. Также в кострах сжигали белье, чтобы болезни уходили. Муж и жена, а также влюбленные пары, прыгали через костер вместе, это должно было укрепить их отношения. Также между кострами водили скотину, чтобы дым от костров очистил животных, и они ничем не болели в течение следующего года, а также были более плодородными. Костры также символизировали защиту от нечисти, которая оживала в эту ночь.

Купания

Многие люди купались в чистой, речной воде в надежде омыть себя от болезней. А другие обрызгивали встречных водой, чтобы не только вылечить тело от болезней, но и очистить душу от грехов. В тех селах или деревнях, где не было речки, люди топили бани и парились там как можно дольше.

Из-за того, что вода в реках и озерах считалась священной в ночь Иван Купала, все костры и жгли вдоль них. Кстати, искупаться в воде нужно было до рассвета, а на рассвете девушки собирали росу и умывали ею лицо.

Купальское дерево

Часто для праздника Иван Купала использовалось молодое дерево, которое обычно наряжали цветными, яркими лентами. Местные девушки могли добавить на дерево фрукты, траву, венки, а после уносили дерево за пределы жилища и вонзали в землю поля.

Вокруг такого деревца, затем водили хороводы и пели песни. А дерево используемое для такого обряда, могло быть кленом, березой, вербой, елью, а также яблоней.

Поверья

По традиции многие девушки и парни искали в ночь Иван Купала в лесу папоротник, который расцветал лишь в ту ночь. Если такой цветок был найден, то человеку это сулило большое богатство, а также исполнение всех желаний.

Также после праздника на другой день многие жители приносили на пастбища освещенную веточку вербы. Считалось, что священная верба не допустит к коровам ведьм, которые отбирали у них молоко. Также вешали в хлеву крапиву, а в столы втыкали острые предметы.

Если вдруг какая-либо девушка или женщина в ночь Иван Купала не подойдет к костру, то означало, что она ведьма.

Интересным поверьем считалось в такую ночь найти траву Иван-да-Марья и отжав их сок, выпить. Такой сок давал людям здоровье, мог вернуть утерянный слух. Ведь такая трава по поверью олицетворяла настоящую любовь.

Гадания

Чтобы увидеть во сне своего суженного, девушки ложились спать, а под подушки клали букет из чертополоха и папоротника. А чтобы узнать имя своего будущего мужа, в полночь девушки спрашивали у первого встречного мужское имя, и какое имя человек скажет, такое имя и будет у будущего мужа.

Также девушки загадывали желание и смотрели на лошадь. Если лошадь ударит левым копытом – желание сбудется, правым – желание сбудется, но чуть позже. А вот если лошадь заржет, то значит к счастью, а голову опустит – то жди неприятности в любви.

На закате в воду бросали камень, если кругов от камня было четное количество, то желание сбудется, если нет, то не сбудется.

Девушки срывали ветви березы и прятали их за спину. Обычно таких веточек было семь штук. Затем их поочередно вытаскивали из-за спины и если ветка попадалась красивой, ровной – то и год будет успешным. А вот если веточка была бугристой или кривой – то значит жди беды.

Любая девушка или женщина могла загадать желание и сорвать одуванчик. Затем со всей силы дунуть на него и, если пушинки разлетятся, значит желание сбудется в текущем году. А вот если половина останется, то значит желание исполнится, но стоит подождать. Бывало такое, что пушинки остаются на месте, значит желание к сожалению, не исполнится совсем.

Сбор лечебных трав

В ночь Иван Купала многие собирали лечебную траву, которая только в эту ночь приобретала просто волшебную силу. Многие девушки и парни, даже взрослые мужчины отправлялись на «охоту» за волшебными цветами и травами.

Арарат трава

Если такой цветок сможет найти человек и срезать его себе, то он обретает власть над нечистью. Потому как нечисть в ту ночь стережет все растения. И только храбрый и мужественный мужчина, смог срезать такой цветочек.

Разрыв трава

По приданию разрыв-трава в ночь Иван Купала, могла дать человеку, который найдет ее во время огненного цветения, невидимость. А также другую власть над замками, преградами и заветами. Но найти такую траву было не просто. Сначала нужно было в темном и заросшем месте на пустыре косить траву, до тех пор, пока не сломается коса, а после взять накошенное сено и выбросить в реку. Вся лишняя солома утонет, а вот разрыв трава поплывет против течения.

Плакун трава

Плакун трава по старым поверьям обладала магической силой делать человека незаметным, оберегать человека от нечисти, а также давала власть над нечистью.

Одолень трава

По-другому данный вид называется – белая кувшинка. Чтобы правильно сорвать такой цветок, его нужно было выкопать из ила, приговаривая при это заветные слова. Белая кувшинка давала человеку мощный оберег от нечисти.

Поздравление на Иван Купала

Современный праздник Иван Купала

В современном мире праздник Иван Купала празднуется не столь масштабно как раньше, но все же соблюдаются некоторые традиции. В особенности на поселках жители отмечают праздник Иван Купала разжиганием костров, а также традиционными прыжками через него. Девушки гадают на воде и пускают в ночь по реке венки, в которые часто вставляют свечки.

А в городе работают ярмарки, выступают народные, творческие коллективы и поются обрядовые песни в честь праздника Иван Купала. Люди объединяются и водят хороводы вокруг нарядной Марены. Кто не смог посетить праздник, гадают дома на воде, на букетах, венках, а также на зеркале. А еще обливаются дома водой, стараясь успеть до рассвета.