На какое число приходится праздник. Когда в этом году будет Пасха? Как определяют дату Пасхи? Языческая Радоница в православном календаре

Самым главным из них является, конечно же, Светлая Пасха, Воскресение Христово . В этот день Церковь вспоминает о том, как распятый Спаситель воскрес из мертвых, разрушив оковы ада и дав тем самым надежду на будущее бессмертие каждому человеку.

Следом идут двенадцать праздников, именуемых великими или двунадесятыми. Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Первые из них каждый год отмечаются в один и тот же день. Даты вторых связаны с передвижением даты Пасхи.

Также читайте: Православный календарь на 2018 год

Непереходящие двунадесятые праздники

Рождество Христово 7 января по новому стилю – это самый известный христианский праздник посвящен рождению Господа Иисуса Христа, началу новой эры в жизни человечества.

Вознесение Господне - на 40-й день после Пасхи празднуется вознесение воскресшего Господа Иисуса Христа в Царство Отца Своего Небесного, которое произошло на горе Елеон, в присутствии апостолов и Божией Матери.

День Святой Троицы, Пятидесятница - в воскресенье, на 50-й день после Пасхи вспоминается сошествие на святых апостолов и Божию Матерь Святого Духа в виде огненных языков. Этот праздник считается днем рождения христианской Церкви.

Даты переходящих двунадесятых праздников по годам

Вербное Воскресенье - дата по годам

  • Вербное Воскресенье в 2015 году - 5 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2016 году - 24 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2017 году - 9 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2018 году - 1 апреля

Даты Пасхи по годам

  • Пасха, Воскресение Господне в 2015 году - 12 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2016 году - 1 мая.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2017 году - 16 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2018 году - 8 апреля.

Вознесение Господне - даты по годам

  • Вознесение Господне в 2015 году - 21 мая.
  • Вознесение Господне в 2016 году - 9 июня.
  • Вознесение Господне в 2017 году - 25 мая.
  • Вознесение Господне в 2018 году - 17 мая.

День Святой Троицы (Пятидесятница) даты по годам

  • Троица в 2015 году - 31 мая.
  • Троица в 2016 году - 19 июня.
  • Троица в 2017 году - 4 июня.
  • Троица в 2018 году - 27 мая.

Когда в этом году будет Пасха? А когда масленица? Когда начинается Великий пост? Такие вопросы люди задают друг другу из года в год. Многие удивляются: почему одни церковные праздники из года в год отмечаются в один и тот же день, а другие всякий раз выпадают на разные даты? Как определяются эти даты? Давайте разберемся.

Пасха в Ветхом Завете

Празднование Пасхи у евреев было установлено пророком Моисеем в честь исхода евреев из Египта (см. Песах). «Совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Нисан (Авиве) вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью» (Втор. 16:1). В память о исходе в Пасху предписывалось ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, его следовало испечь на огне, и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (пресным, бездрожжевым хлебом) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх.12:1-28; Чис.9:1-14). После разрушения храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки — мацу.

Пасха у первых христиан

В христианской церкви Пасха праздновалась уже с первых веков, но в силу местных традиций, особенностей календаря и вычислений в общинах разных городов дни празднования Пасхи не совпадали. Поэтому на Первом Вселенском соборе в 325 году было решено принять единый для всего христианского мира способ определения даты Пасхи. Тогда же было решено, что христианам не следует придерживаться обычая иудеев в определении дня этого святейшего празднования. На Соборе было запрещено совершать Пасху «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями».

Когда в этом году будет Пасха?

В 2019 году православные христиане будут праздновать Пасху 28 апреля. Дату празднования Пасхи определяют по особому исчислению, называемому Православной Пасхалией.

Пасхалия - система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года.

Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII. Он обычно именуется «новым стилем».

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г., Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля, или от 4 апреля до 8 мая нового стиля. После вычисления даты Пасхи составляется календарь остальных переходящих церковных праздников.

Церковные праздники

Каждый день календарного года посвящается Церковью воспоминанию того или иного священного события, празднованию памяти святых или прославлению чудотворных икон Пресвятой Богородицы.

Самый главный день церковного года - праздник Светлого Христова Воскресения, или Пасхи. Следующие по значимости - 12 великих двунадесятых праздников (само название - двунадесятые - указывает на их число). Затем по значению Церковь выделяет 5 великих праздников. Есть и другие праздничные дни, отмечаемые совершением торжественных богослужений. Особо выделяются воскресные дни, которые также посвящаются воспоминанию Воскресения Господа и именуются "Малой Пасхой".

Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Даты непереходящих праздников год от года не изменяются; переходящие праздники каждый год выпадают на разные даты и зависят от того, на какой день в текущем году приходится празднование Пасхи. От даты Пасхи зависят также начало Великого поста, всенародно любимая масленица, Вербное воскресенье, а также Вознесение и день Святой Троицы.

Двунадесятые праздники делятся Господскими (в честь Господа Иисуса Христа) либо Богородичными (посвященными Божией Матери). Некоторые из событий, ставших основанием для праздников, описаны в Евангелии, а некоторые установлены на основании сведений церковного предания.

Двунадесятые переходящие праздники:

  • Светлое Христово Воскресение. Пасха
  • Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье (за 7 дней до Пасхи)
  • Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)
  • День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи)

Двунадесятые непереходящие праздники:

  • 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы.
  • 27 сентября - Воздвижение Креста Господня.
  • 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы.
  • 7 января - Рождество Христово.
  • 19 января - Крещение Господне. Богоявление.
  • 15 февраля - Сретение Господне.
  • 7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы.
  • 19 августа - Преображение Господне.
  • 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы.


Великий пост

Пасхе предшествует Великий пост - самый строгий и продолжительный из всех православных постов. Когда начинается Великий пост? Это зависит от даты, на которую приходится в текущем году праздник Пасхи. Пост всегда длится 48 дней: 40 дней собственно Великого поста, называемые Четыредесятницей, и 8 дней Страстной седмицы, начиная с Лазаревой Субботы и до Великой Субботы накануне Пасхи. Поэтому начало поста легко определить, отсчитав 7 недель от даты Пасхи.

Значение Великого поста состоит не только в суровых правилах воздержания от пищи (предписывается вкушение только растительных продуктов, рыба разрешается лишь дважды - на Благовещение и на Вербное Воскресенье), и уклонении от различных развлечений и увеселений, но и в очень глубоком по своему содержанию богослужебном строе. Службы Великого поста совершенно особые, ни на что не похожие. Каждое воскресенье посвящается своей особой теме, а все вместе они настраивают верующих на глубокое смирение перед Богом и покаяние в своих грехах.

Как вычисляется дата Пасхи?

В эпоху создания Пасхалии (системы расчета дат Пасхи) люди представляли течение времени иначе, чем сейчас. Они считали, что все события происходят по кругу («всё возвращается на круги своя»). А всё разнообразие событий определяется тем, что таких «кругов» («циклов») много и они разных размеров. По кругу сменяется день ночью, лето - зимой, новолуние - полнолунием.

Современному же человеку это трудно представить, так как в своем сознании он выстраивает «прямую линию» исторических событий из прошлого в будущее.

Самый простой и самый известный (и до сих пор используемый) круг - это круг смены дней недели. За Воскресением следует понедельник, за понедельником - вторник и так далее до следующего Воскресенья, за которым обязательно снова наступит понедельник.

В основе расчета даты Пасхи лежат два цикла: солнечный (продолжительностью 28 лет) и лунный (продолжительностью 19 лет). Каждый год имеет свой номер в каждом из этих циклов (эти номера и называются «круг Солнцу» и «круг Луне»), и их сочетание повторяется только раз в 532 года (этот промежуток называется «Великим Индиктионом»).

«Круг Солнцу» связан с Юлианским календарем, в котором 3 года подряд простые (по 365 дней), а четвертый - високосный (366 дней). Чтобы согласовать цикл в 4 года с 7-дневным недельным циклом, и создан цикл в 28 лет (7?4). Через 28 лет дни недели выпадут на те же самые числа месяцев Юлианского календаря (в «новом» «григорианском» календаре всё сложнее…). То есть календарь 1983-го года имел точно такой же вид, как и календарь 2011-го (1983+28=2011). Например, 1-е (14-е по «новому стилю») января 2011-го года - пятница; и 1-го января 1983 года тоже была пятница.

То есть «круг Солнцу» помогает узнать, на какие дни недели выпадают соответствующие числа месяцев года.

«Круг Луне» предназначен для согласования лунных фаз (новолуния, полнолуния и т.д.) с датами Юлианского календаря. Основывается он на том, что 19 солнечных лет почти точно равно 235-и лунным месяцам.

Равноденствие - это момент, когда Солнце в своем видимом движении пересекает «небесный экватор». В это время продолжительность дня равна продолжительности ночи, а Солнце восходит точно на Востоке, а заходит точно на Западе.

Солнечный год (иначе называемый «тропическим») - это промежуток между двумя последовательными весенними равноденствиями. Его продолжительность равна 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд (365,2422 суток). В Юлианском календаре для удобства и простоты принимается продолжительность года, равная 365 суткам 6 часам (365,25 суток). Примерно за 128 лет набирается сдвиг весеннего равноденствия на одни сутки (в 15-м веке «новой эры» равноденствие было 12-го-13-го марта, а в 20-м - 7-го-8-го марта).

Лунный месяц (иначе называемый «синодическим») - это промежуток между двумя новолуниями. Его средняя продолжительность равна 29 суткам 12 часам 44 минутам 3 секундам (29,53059 суток).

Потому-то и получается, что 19 солнечных лет (19365,2422=6939,6018 суток) - это приблизительно 235 лунных месяцев (23529,53059=6939,6887 суток).

Через 19 лет лунные фазы (полнолуния, например) лягут на те же самые числа Юлианского календаря (на длительных промежутках времени это не соблюдается, - накапливается ошибка в одни сутки за приблизительно 310 лет). Речь идет, разумеется, о средних значениях. Реальные даты лунных фаз из-за сложности движения Луны могут отклоняться от средних значений. Например, реальное полнолуние в Москве в апреле 1990-го года было 10-го числа («нового стиля») в 06 ч. 19 м., а в 2009-м году (через 19 лет после 1990-го) - 9 апреля («нового стиля») в 17 ч. 55 м.

На основании полученных таблиц можно определить дату Пасхи на любой год.

Иеромонах Иов (Гумеров) приводит не столь понятный, но более математически простой способ расчета даты православной Пасхи : «Из всех практических способов исчисления самым простым признается метод, предложенный крупнейшим немецким математиком Карлом Гауссом (1777 - 1855). Разделим число года на 19 и остаток назовем «а»; остаток деления числа года на 4 обозначим буквой «b», а через «c» остаток деления числа года на 7. Величину 19 х а + 15 разделим на 30 и назовем остаток буквой «d». Остаток от деления на 7 величины 2 х b + 4 х c + 6 х d + 6 обозначим буквой «е». Число 22 + d + е будет днем Пасхи для марта, а число d + е - 9 для апреля. К примеру, возьмем 1996 год. От деления его на 19 будет остаток 1 (а). При делении на 4 остаток будет нулевым (b). Разделив число года на 7, получим в остатке 1(с). Если продолжить вычисления, то получим: d = 4, а е = 6. Следовательно, 4 + 6 - 9 = 1 апреля (Юлианского календаря - старого стиля - прим. редакции )».

Когда бывает Пасха у католиков?

В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате перехода к более точным астрономическим датам, католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день, и опережает православную Пасху в некоторые года более чем на месяц.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями — 13 дней в XXI веке. Западная Пасха в 45 % случаев на неделю раньше православной, в 30 % случаев совпадает, 5 % — разница в 4 недели, и 20 % — разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2-3 недели не бывает.

1. G = (Y mod 19) + 1 (G — так называемое «золотое число в метоновом» цикле — 19-летнем цикле полнолуний)
2. C = (Y/100) + 1 (если Y не кратен 100, то С — номер века)
3. X = 3*C/4 - 12 (поправка на то, что три из четырёх лет кратных 100 не високосный)
4. Z = (8*C + 5)/25 - 5 (синхронизация с лунной орбитой, год не кратен лунному месяцу)
5. D = 5*Y/4 - X - 10 (в марте день?D mod 7 будет воскресенье)
6. E = (10*G + 20 + Z - X) mod 30 (эпакта — указывает на день наступления полнолуния)
7. ЕСЛИ (E = 24) ИЛИ (E = 25 И G > 11) ТО увеличить E на 1
8. N = 44 - E (N-е марта — день календарного полнолуния)
9. ЕСЛИ N 10. N = N + 7 - (D + N) mod 7
11.ЕСЛИ N > 31 ТО дата Пасхи (N ? 31) апреля ИНАЧЕ дата Пасхи N марта

Фото - фотобанк Лори

Самое время выяснить, какого числа Старый Новый год 2018 и как приготовиться к этому празднику! Можно прочитать прикольные колядки своим знакомым или соседям, можно собраться за праздничным столом в кругу семьи. Приготовить вареники, прочитать поздравления и хорошенько повеселиться - не в этом ли вся суть Старого Нового года?

Старый Новый год в разных областях и странах у славян встречают по-своему. Вот поэтому в интернете часто расходятся мнения относительно традиций встречи этого праздника. К примеру, в центральных районах России 14 января почитают святого Василия Великого (покровителя земледелия).

В южных же областях ночь с 13 на 14 января еще называют «Щедрым вечером». К тому же Старый Новый год в настоящее время празднуют не только славяне, но и жители других стран. В 2018 году праздник будут отмечать в Греции, Румынии. Следует упомянуть, что некоторые обычаи празднования Старого Нового года заимствованы именно из этих стран.

Какого числа Старый Новый год - когда отмечают?

Если вы еще не запомнили, на какое число приходится это событие, то знайте - на 14 января 2018 года . Если выражаться точнее, то на ночь с 13-го на 14-е января. Некоторая путаница в датах произошла по той причине, что Россия перешла на григорианскую систему летоисчисления в 1918 году. Кстати на 14 января приходится не только Старый Новый год, но еще и два православных праздника: день святого Василия и день памяти Мелании.

В Швейцарии все еще интереснее - 14 января здесь почитают святого Сильвестра (нет, не того, который СталлонеJ). Жители страны облачаются в маскарадные костюмы и именуют друг друга Сильвестр-Клаусами. В Румынии массово пекут необычные пироги, в которые в качестве начинки добавляют чеснок, перец, а также кольца и монеты. В Черногории готовят выпечку из кукурузного теста.

Прикольные колядки на Старый Новый год

На праздник принято не только лепить вареники и готовить прочие вкусные блюда. По традиции в предновогоднюю ночь полагалось также и колядовать. В наше время колядки и щедровки малоизвестны жителям современных мегаполисов. Поэтому мы собрали для вас самые разные колядки - взрослые и детские, шуточные, на любой вкус.

Чтобы получить колядку, кликните на изображение Деда Мороза .

Кстати, отмечать Старый Новый год в 2018 году можно не только колядками. Этот праздник приходится на знаменитую святочную неделю - идеальное время, чтобы узнать свою судьбу! А помогут вам в этом , представленные на сайте сайт.

Как отмечали «Васильев вечер»

Вечером вся семья собиралась за праздничным столом. В честь святого Василия по избе рассыпали яровую пшеницу и произносили молитву. Затем зерно собирали, завязывали в тряпочку и хранили в святом углу, до посева.

После застолья, празднующие выходили на перекресток, чтобы сжечь «Дидух» (символического деда). Около костра совершали обряд переодевания. В огне сжигали старую одежду и сразу же наряжались в новую. Обряд переодевания символизировал обновление, хорошие перемены в грядущем году и избавление от присутствующих трудностей. Когда пламя у костра начинало угасать, славяне прыгали через огонь. Этим действием они также изгоняли злых духов.

Считалось, что в ночь на 14 января выходит вся на землю. Вторая святочная неделя почиталась, как страшная. Для изгнания нечисти девочки подросткового возраста в ночное время разносили по домам ритуальную кашу (кутью). Такая щедрость отгоняла нечисть. Ритуальное угощения сопровождалось песнопением. Подразумевалось, что исполнение песен тоже помогает изгнать .

Утром уже парни ходили «посевать» по избам, они бросали пшеницу на пороги домов. Женщины же старались поймать зерна в подол и положить за икону ().

Согласно традиции, в дом на 14 января первым должен был войти человек мужского пола. Славяне верили, что в этом случае весь последующий год семью ожидает успех в делах и радостные события.

Как отмечали в семьях «Щедрый вечер»

В «Щедрый вечер» была особая традиция для приготовления кутьи. Для совершения этой церемонии все члены семьи собирались в два часа ночи. Самая старшая женщина в семье брала крупу, а главный мужчина приносил воду.

Затем нужно было растопить печь. Заваривать кашу до того, как разгорится огонь в печи, не полагалось. Еще сырое блюдо женщина размешивала, произнося особый заговор.

Сваренную кашу перед употреблением тщательно рассматривали. Если блюдо «удавалось», то расценивали это, как хороший знак. Если же каша убегала из посуды или чугунок повреждался, то начинали ожидать плохого события. Легенды гласят, что обычно намеченное происшествие сбывалось.

В эту же праздничную ночь всей семьей лепили пельмени или вареники. Несколько кулинарных изделий делали с сюрпризом. Например, вкладывали туда монетки, чтобы узнать, кому из членов семьи повезет в будущем году. После ужина славяне ходили в гости к соседям. Празднующие угощали друг друга вкусной едой и просили прощения за причиненные прошлые обиды.

Эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования . Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в - Постной и Цветной.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

  • епископ Александр Милеант
  • Ю. Рубан
  • Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
  • Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
  • Тропари двунадесятых праздников

Праздники христианские

Праздники христианские - определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии - реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда - исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов - (минейного) и (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n - 13 дней, - для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) - до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять - «двенадцать») (см. ). , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, - преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник - Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники - прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные - на Западе, западные - на Востоке (Василий Великий - Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается (букв. «праздниковедение») - вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»