Социальная дезадаптация. Социальная дезадаптация как одна из актуальнейших проблем современности Виды социальной дезадаптации

Социальная дезадаптация как психологический феномен

Сравнительно недавно в отечественной, большей частью психологической литературе появился термин «дезадаптация», обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Его употребление достаточно неоднозначно, что обнаруживается, прежде всего, в оценке роли и места состояний дезадаптацией по отношению к категориям «норма» и «патология». Отсюда - трактовка дезадаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни и, соответственно, привыкание к другим, отмечают Т.Г.Дичев и К.Е.Тарасов .

Ю.А.Александровский определяет дезадаптацию как «поломки» в механизмах психического приспособления при остром или хроническом эмоциональном стрессе, которые активизируют систему компенсаторных защитных реакций .

В широком смысле под социальной дезадаптацией подразумевается процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды.

Для более глубокого понимания проблемы важно рассмотреть соотношение понятий социальной адаптации и социальной дезадаптации. Понятие социальной адаптации отражает явления включенности взаимодействия и интеграции с общностью и самоопределения в ней, а социальная адаптация личности заключается в оптимальной реализации внутренних возможностей человека и его личностного потенциала в социально значимой деятельности, в способности, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим социумом в конкретных условиях существования.

Понятие социальная дезадаптация рассматривается большинством авторов: Б.Н.Алмазов, С.А.Беличева, Т.Г.Дичев, С.Раттер как процесс нарушения гомеостатического равновесия личности и среды, как нарушение приспособления индивида в силу действия тех или иных причин; как нарушение, обусловленное несоответствием врожденных потребностей личности ограничивающему требованию социальной среды; как неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям .

Социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды.

В процессе социальной адаптации изменяется и внутренний мир человека: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ «Я», рефлексия, «Я-концепция», оценка себя в сравнении с другими. Исходя из данных оснований, происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социальной адаптации к социуму, успешность ее протекания.

Интересна позиция А.В.Петровского определяющего процесс социальной адаптации как вид взаимодействия личности с окружающей средой, в ходе которого согласовываются и ожидания его участников .

При этом автор подчеркивает, что важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее в себя как реальный уровень, так и потенциальные возможности развития среды и субъекта, выделение индивидуальности личности в процессе его индивидуализации и интеграции в данной конкретной социальной среде через обретение социального статуса и способности индивида приспособиться к данной среде.

Противоречие между целью и результатом, как предполагает В.А.Петровский, неизбежно, но в нем источник динамики индивида, его существования и развития. Так, если цель не достигнута, она побуждает продолжить активность в заданном направлении. «То, что рождается в общении, оказывается неизбежно иным, чем намерения и побуждения общающихся людей. Если вступающие в общение занимают эгоцентричную позицию, то это составляет очевидную предпосылку распада общения», отмечают А.В.Петровский и В.В.Непалинский .

Рассматривая дезадаптацию личности на социально-психологическом уровне, Р.Б.Березин и А.А.Налгаджян выделяют три основные разновидности дезадаптированности личности) :

а) устойчивая ситуативная дезадаптированность, которая имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях (например, в составе тех или иных малых групп), хотя предпринимает такие попытки - это состояние можно соотнести с состоянием неэффективной адаптации;

б) временная дезадаптированность, которая устраняется с помощью адекватных адаптивных мероприятиях, социальных и внутри психических действий, что соответствует неустойчивой адаптации.

в) общая устойчивая дезадаптированность, являющаяся состоянием фрустрированности, наличие которого активизирует становление патологическими защитные механизмы.

Результатом социальной дезадаптации является состояние дезадаптированности личности .

Основу дезадаптированного поведения составляет конфликт, а под его влиянием постепенно формируется неадекватное реагирование на условия и требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребенок не может. Началом является дезориентация ребенка: он теряется, не знает, как ему поступить в данной ситуации, выполнить данное непосильное требование, и он либо никак не реагирует, либо реагирует первым попавшимся способом. Таким образом, на начальной стадии ребенок как бы дестабилизирован. Через некоторое время эта растерянность пройдет и он успокоится; если такие проявления дестабилизации повторяются довольно часто, то это приводит ребенка к возникновению стойкого внутреннего (недовольство собой, своим положением) и внешнего (по отношению к среде) конфликта, который ведет к устойчивому психологическому дискомфорту и, как результат такого состояния, к дезадаптивному поведению.

Этой точки зрения придерживаются многие отечественные психологи (Б.Н.Алмазов, М.А.Аммаскин, М.С.Певзнер, И.А.Невский, А.С.Белкин, К.С.Лебединская и др.) Авторы определяют отклонения в поведении через призму психологического комплекса средового отчуждения субъекта, и, следовательно, не имея возможности сменить среду, пребывание в которой тягостно для него самого, осознание своей некомпетентности побуждает субъекта к переходу на защитные формы поведения, созданию смысловых и эмоциональных барьеров в отношении с окружающими, снижению уровня притязаний и самооценки .

Эти исследования лежат в основе теории, рассматривающей компенсаторные возможности организма, где под социальной дезадаптированностью понимается психологическое состояние, обусловленное функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей, выражающееся в недостаточной активности индивида, в затруднении реализации его основных социальных потребностей (потребность в общении, признании, самовыражении), в нарушении самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей, в неадекватной ориентации в ситуации общения, в искажении социального статуса дезадаптированного ребенка.

Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление - разрыв между взрослым и детским периодом - создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить.

Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок .

Многочисленные проявления дезадаптации личности в обществе многими ошибочно воспринимаются как пороки воспитания или психического развития. Знание истинных причин, видов, проявлений, методов коррекции этого негативного личностного отклонения позволит принять своевременные меры. Процесс коррекции дезаптации является довольно сложным и длительным, поэтому заниматься этой проблемой должны квалифицированные специалисты - психологи и социальные педагоги.

Психологическая адаптация и дезадаптация

На протяжении всей жизни человек усваивает нормы и правила того общества, членом которого он становится при рождении или смене места жительства, учебы, работы. То есть он принимает эти нормы и правила как свои, следует им и в результате становится полноправным членом конкретной социальной группы.

Определение адаптации (лат. Adaptatio) в психологии - это психологическое и физическое приспособление человека к изменившейся среде. Приходя в коллектив, любой человек (ребенок или взрослый) хочет реализовать собственные потребности в признании и уважении. Но сталкивается с такими же требованиями к себе со стороны членов новой группы. Далеко не всегда этот процесс происходит безболезненно для обеих сторон и без вмешательства руководства или специалистов-психологов.

Дезадаптация обозначает психофизиологическое несоответствие индивида требованиям новых условий жизни. Она характеризуется нетипичным для ребенка или взрослого поведением в конкретной среде общения, которое не соответствует его возрастным психофизиологическим нормам и сопровождается эмоциональными, физиологическими и поведенческими отклонениями.

Отклонения от общепринятых правил поведения влекут за собой достаточно серьезные для личности последствия: ухудшение здоровья, способностей к самореализации, обучению, труду. Члены общества предпринимают попытки перевоспитания, приспособления к своим нормам и правилам.

Психологи считают дезадаптацию личности серьезной проблемой, требующей последовательной и порой долгосрочной, многоплановой коррекционной работы как с дезадаптированной личностью, так и с ее окружением. Результатом психосоциальных методов воздействия является реадаптация личности - восстановление адаптационных возможностей, приспособление к изменившимся требованиям окружения и скорейшей социализации в новом обществе. Тут является важным соблюдение двух условий: желание самого человека поскорее приспособиться к изменившимся условиям, среде и профессионализм специалистов, занимающихся его проблемой.

Наиболее благоприятным результатом работы специалистов с дезадаптированной личностью и ее окружением является коадаптация, то есть их взаимное приспособление друг к другу, терпеливое взаимоуважение, сознательный учет особенностей, создание максимального психического и физического комфорта.

Причины, виды и состояния дезадаптации

На протяжении жизни человек не единожды попадает в новую среду, заставляющую его кардинально изменять не только поведение, но и собственные взгляды и привычки. Порой это происходит резко, болезненно для личности, вызывает протестные действия по отношению к окружающим и требует от них терпения и понимания, а иногда и принудительных мер воздействия, если человек отказывается следовать разумным условиям сосуществования со средой.

Причины дезадаптации личности многочисленны и кроются как в особенностях ее психологического, умственного, нравственного, физического, социального развития, так и в особенностях той новой среды, в которую он попадает. Среда бывает благополучной или неблагополучной, основанной на общепринятых человеческих ценностях или на противоречиях с ними, выдвигающей посильные или непомерные требования к новичку, контролируемой со стороны соответствующих служб или бесконтрольной.

Из неблагоприятных факторов, способствующих развитию дезадаптации можно выделить основные четыре:

  1. 1. переходный возраст у школьников и подростков;
  2. 2. психическая слабость, при которой требования общества кажутся завышенными для личности;
  3. 3. травмирующие психику события в жизни человека, затянувшиеся стрессы;
  4. 4. психические расстройства и болезни.

К основным видам дезадаптации можно отнести:

  • Психическая (или психосоциальная). Возникает в период полового созревания личности, когда возможны резкие колебания в эмоционально-волевой сфере, негативные проявления акцентуаций характера, особенностей воспитания и умственного развития. В это время подросток становится особенно чувствительным к критике, требованиям и воздействиям со стороны семьи, школьного коллектива, сверстников. Реакция может быть внешне бурной или, наоборот, внутренней, скрытой, но доставляющей ему множество негативных переживаний и толкающей на необдуманные поступки.
  • Социальная. Характеризуется отклоняемым от общепринятых норм поведением и демонстративным нарушением правил морали и законов, уклонением от полезной деятельности, употреблением табака, алкоголя, наркотиков. Такое поведение является следствием неправильного воспитания, отсутствием уважения и внимания к существенным жизненным и духовным потребностям индивида со стороны значимых для него людей. В запущенных случаях социальная дезадаптация выражается в уголовных деяниях, участии в преступных группировках, когда формируются специфичные для этой среды морально-этические нормы и понятия.
  • Патогенная. Это результат врожденных или приобретенных нарушений в психофизиологическом развитии самой личности, к которым относятся различные фобии, нервно-психические заболевания, нарушения в развитии головного мозга и анализаторов (особенно зрительного и слухового), энурез.
  • Психологическая. Внутренние, личностные нарушения самооценки (существенно завышенная или заниженная), ценностей.

В большинстве изученных случаев наблюдается сочетание разных видов дезадаптации с преобладанием одного из них. Невозможность достичь какого-то идеала или цели приводит к конфликтам с самим собой и окружающими, к отчаянию, разочарованию, утрате жизненного тонуса, презрительному и мстительному поведению как к себе, так и к другим людям. Скрытая психологическая дезадаптация внешне не проявляется, но доставляет человеку внутренние острые переживания и страдания. Травмирующие внешние ситуации, например, семейный конфликт, усугубляют негативное состояние человека и могут привести к психогенной депрессии и дезорганизации поведения.

Коррекция дезаптации

Работу с дезадаптированным клиентом следует начинать с установления доверительных отношений. Психолог помогает ему осознать суть и причины его проблем, найти возможности и пути их преодоления. Необходимо убедить человека в том, что он имеет достаточно внутренних сил для решения личностных проблем и обязательно найдет соответствующие способы. Клиент должен понять, каких навыков общения ему не хватает, осознать собственные ошибки в установлении связей с другими людьми.

На следующем этапе психолог с клиентом рассматривают план и способы преодоления тех трудностей, которые препятствуют его вхождению в общество. Не исключено, что будет предусмотрена работа специалиста с окружающими, негативно или позитивно влияющими на самочувствие и поведение дезадаптированного человека (члены семьи, друзья, члены учебного или трудового коллектива и т. д.).

По завершении каждого этапа намеченного плана проводится совместный анализ того, достигнут ли положительный результат конкретных действий психолога или клиента, какие ошибки допущены. Клиент обязательно должен убедиться, что без его собственных целенаправленных усилий желаемого результата он не сможет достичь. Психолог выступает в роли заинтересованного помощника и консультанта, вербально стимулирует дальнейшие шаги на пути к реадаптации личности.

Дорогие читатели, пришло время поговорить о том, что собой представляет социальная дезадаптация. Вы узнаете, по каким причинам возникает подобное состояние. Вам станет известно, какие проявления его характеризуют. Выясните, как такая дезадаптация проявляется у детей и подростков. Вам станут известны методы борьбы с подобным состоянием.

Общие сведения

Данный термин укоренился в жизни людей. Кому-то может показаться удивительным то, что с развитием инновационных технологий, многие люди ощущают одиночество , становятся неприспособленными к условиям окружающей действительности. Некоторые личности не способны сориентироваться даже в обычных ситуациях, не знают, как себя вести в том или ином случае.

Под понятием социальной дезадаптации, как правило, рассматривают частичную или полную неприспособленность личности к окружающей действительности, ее условиям. Особа, которая страдает дезадаптацией, неспособна нормально взаимодействовать с другими индивидами. Такая личность будет или регулярно избегать контактирования или проявлять агрессивное поведение. Такому состоянию характерны повышенная раздражительность, неспособность принимать чужую точку зрения.

Такая дезадаптация появляется тогда, когда отдельно взятый индивид прекращает замечать происходящее в реальном мире, полностью пропадает в своей реальности, заменяя отношения с живыми людьми. При этом происходит утрата личностного роста.

Различают два вида СД.

  1. Частичная дезадаптация. Происходит выпадение из общественной жизни. Характерным примером является то, как человек после длительной болезни впервые выходит на работу. В этот период у него не было общения с коллегами, но присутствовали друзья и родственники.
  2. Полная дезадаптация. Происходит потеря веры в собственные силы, развивается недоверие к людям. Особа не знает, как вести себя, не представляет норм общества. Создается впечатление, что происходит что-то не так, как нужно.

Оба вида могут присутствовать у людей, которые имеют зависимости. всегда идет наравне с дезадаптацией в той или иной степени проявления.

Существует пять уровней развития СД.

Предлагаю Вашему вниманию признаки, характеризующие данное состояние.

  1. Агрессия. Проявляется по той причине, что человек, не имея нормального общения, утрачивает этот навык. Личность больше не стремится, чтобы ее понимали, ей гораздо проще получить желаемое, используя манипуляцию. Данное проявление несет опасность, как самому человеку, так и его окружению.
  2. Уход в себя. Появляется замкнутость, личность перестает рассчитывать на помощь других. Проще самому все сделать, отсутствуют отношения с другими людьми, человек не заводит новые знакомства.
  3. Социофобия. Индивид со временем прекращает строить социальные связи, у него больше нет близких людей, которых бы интересовало его внутреннее состояние. Страх перед новыми знакомствами появляются из-за необходимости что-то менять в своем отношении к окружающей его действительности.
  4. Нежелание подчиняться к требованиям, принятым в обществе.

Дезадаптация у детей

На сегодняшний день присутствует критическая ситуация, которая сложилась в обществе, связанная с социальной дезадаптацией детей. Все чаще фиксируются такие проявления, как:

  • нежелание обучаться;
  • педагогическая запущенность;
  • повышенная утомляемость;
  • серьезное истощение;
  • отсутствие целенаправленности;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • алкоголизация в раннем возрасте.

На формирование подобных проявлений воздействуют социальные и биологические обстоятельства. На адаптацию молодого человека в социальной среде влияют условия его социализации в детской среде.

К причинам появления проблемы в детском возрасте относят:

  • неадекватность оценивания себя в момент общения;
  • отсутствие коммуникативных навыков, даже элементарных;
  • завышенное требование к своему окружению, особенно, когда ребенок превосходит своих сверстников по тем или иным параметрам;
  • эмоциональная нестабильность;
  • тревожное состояние и боязнь общения;
  • замкнутость;
  • преобладание собственного Я, ощущение превосходства над другими.

В зависимости от того, какие факторы повлияли на становление социальной дезадаптации, малыш может или подчиняться тому, что его выталкивают из круга сверстников или же самостоятельно уходить от них, при этом быть озлобленным, желая отомстить.

Когда у ребенка отсутствуют коммуникационные навыки, это является значительной преградой для межличностных отношений.

Дезадаптация в социальной сфере может проявляться:

  • излишней агрессией ребенка;
  • заниженной самооценкой;
  • отсутствием желания общаться;
  • неуравновешенность, которая может проявляться перепадами настроения;
  • замкнутость;
  • демонстрация своих эмоций на людях.

Подобное состояние весьма опасно для детского возраста, так как может привести к серьезным последствиям, а именно:

  • личностным деформациям;
  • задержке психического и физического развития;
  • дисфункции мозга;
  • одиночеству;
  • расстройствам нервной системы, в частности агрессивности, подавлении инстинкта самосохранения, проблем взаимоотношения с другими людьми и сверстниками, к суициду .

В подростковом возрасте

Сегодня у молодежи все чаще диагностируется депрессия . У них еще долгая счастливая жизнь впереди, при этом они не способны вести активные действия и преодолевать сложности. Выходит так, что уже взрослый человек должен по-новому учиться получать от жизни удовольствие, потому как он ускоренно теряет данный навык. Это же касается и депрессивного состояния в детском возрасте. В современном мире подростки отдают предпочтение виртуальному общению, а не реальному, они при помощи интернета реализуют все свои потребности. Социальные сети, компьютерные игры фактически заменяют человеческое взаимодействие.

Личность развивается в процессе своей жизнедеятельности, когда происходит изменение детского отношения к реальности. Под влиянием условий внешней среды и наличия внутренних факторов у ребенка развивается дезадаптация, которая проявляется девиантным поведением. В подростковом возрасте происходит нарушение процесса социализации, деформация ценностных и референтных ориентаций, снижение значимости воздействия педагогов и родителей.

У школьников все чаще проявляется дезадаптация, потому что современная образовательная система не способствует нормальной социализации личности. Кроме того, она усугубляет процесс СД, связанный со сложностями в семейном воспитании, что проявляется еще большими аномалиями в поведении подростков. Именно поэтому на сегодняшний день все больше подростков имеют негативный характер процесса социализации, происходит возрастание несовершеннолетней преступности.

На высокий рост дезадаптированных подростков оказывают влияние такие противоречия, как:

Это приводит к тому, что дети в подростковом возрасте все чаще вступают в преступные группировки, а там развивается девиантное, противоправное поведение. Развитие дезадаптации у подростков является результатом социального отчуждения молодежи от общества.

К характерным проявлениям СД в школе относят:

  • неуспеваемость, может проявляться хроническим процессом, отсутствием освоения общеобразовательной программы и навыков в учебе;
  • неправильное отношение к процессу обучения в целом, а также к отдельно взятым предметам, преподавателям, при этом поведение может быть, как равнодушным, так и демонстративным или пассивным;
  • постоянно повторяющиеся отклонения в поведении, в процессе обучения, в частности, нарушение дисциплины, пренебрежение школьными правилами, вандализм.

Существует два вида дезадаптации в подростковом возрасте.

  1. Школьная. Несоответствие социо — психологического и психофизического состояния детей требованиям обучения в школе. Проявляются затруднения с овладением навыков, знаниями, иногда невозможностью обучения.
  2. Социальная. Поведение не соответствует принципам, принятым для детей и подростков. Она может проявляться:
  • асоциальным поведением;
  • нарушением норм, прав и морали;
  • отчуждением от основных институтов социализации;
  • в склонности к суициду;
  • деформации системы ценностей и социальных установок;
  • внутренней саморегуляции;
  • в резком ухудшении нервно — психического здоровья;
  • подростковом алкоголизме.

Основываясь на степени глубины, выделяют две стадии дезадаптации:

  • первая — представляет собой педагогически запущенных учеников;
  • вторая — социально запущенные подростки. Она характеризуется отчуждением от школы, от семьи, от институтов социализации. Развитие происходит под влиянием эндогенных и социальных факторов. Для подростков становятся характерными безнадзорность, бродяжничество, наркомания , к трудовой деятельности они относятся негативно.

Социально — психологическая дезадаптация в подростковом возрасте развивается под воздействием ряда факторов:

  • наследственность;
  • дефекты семейного и школьного воспитания;
  • социальный фактор, в частности, социально — экономические и социальные условия функционирования в обществе;
  • наличие деформаций в самом обществе;
  • результат деятельности самого индивидуума, которая начинается избирательным отношением к ценностям и нормам окружения.

Коррекция состояния

  1. Важно создание социальных контактов.
  2. Если среди знакомых уже никого не осталось, попытайтесь познакомиться с кем-то новым, старайтесь общаться везде, где это только можно. Не нужно бояться, что о Вас сложится впечатление, как о глупом человеке, оставайтесь самим собой.
  3. Найдите себе увлечение, отправьтесь на специализированный кружок. Посетите тренинги, курсы. Там Вы сможете найти людей со схожими интересами, завязать новые знакомства.
  4. Попытайтесь устроиться на постоянную работу, чтобы сформировался круг общения. Осознайте то, что без живого общения невозможно нормально существовать.
  5. Поборите свои сомнения и страхи. Если самостоятельно не получается с ними справиться, обратитесь за помощью к психологу.
  6. Коррекция данного состояния у детей включает в себя специальные тренинги, которые обучают развитию навыков коммуникативности, психотехнические занятия, развивают личность с разных сторон, занимаются релаксацией.

Профилактика

  1. Первичная. Направлена на предотвращение развития возможных проблем, неблагоприятных условий, которые могут влиять на формирование дезадаптации.
  2. Вторичная. Направлена на распознание ранних проявлений дезадаптации, уменьшение воздействия плохих факторов, работу с детьми, которые находятся в группе риска.
  3. Третичная. Проведение специальных мероприятий при наличии уже появившихся признаках дезадаптации. Направлена на предупреждение формирования новых проявлений.

Теперь Вы знаете, что собой представляют причины социальной дезадаптации. Зная их, человек способен предупредить развитие подобного состояния. Если замечаете в себя характерные проявления, то лучше не бездействовать, а сразу заняться корректировкой, чтобы не допустить развития последствий.

Дезадаптация как социальный феномен

“Отклоняющимся“ (девиантным) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа”. брошюра

К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.).

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в виде поступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий.

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально- пассивной позиции - самоубийство, суицид.

Особенно большое распространение как у нас в стране, так и за рубежом получила такая форма социально-пассивных отклонений как употребление наркотиков и токсических средств, что ведет к быстрому и необратимому разрушению психики и организма, такое поведение получило на Западе название - саморазрушающего поведения.

Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте.

Дезадаптация – состояние невозможности приспособиться к изменившимся условиям или преодолеть возникающие трудности.

Авторские подходы к определению понятия «ДЕЗАДАПТАЦИЯ» Г. М. Коджаспиров, А.Ю. Коджаспиров - дезадаптация - психическое состояние, возникшее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации.

В.Е. Каган - дезадаптация - расстройство объективного статуса в семье и школе, затрудняющего учебно-воспитательный процесс.
К. Роджерс - дезадаптация - состояние внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека.

Н.Г. Лусканова И.А.Коробейников - дезадаптация - некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным, в крайних случаях невозможной.

А.А. Северный - функционирование индивида неадекватное его психофизиологическим возможностям и потребностям и/или условиям среды и/или требованиям микросоциального окружения.
С.А. Беличева - дезадаптация явление интегративное, имеющее ряд видов: патогенную, психосоциальную, и социальную (в зависимости от природы, характера и степени дезадаптации).
М. А. Хуторная - проявление нарушений межличностных отношений и нарушения образа «Я» ребенка, с точки зрения связи ре¬бенка с окружающим миром. [, с.166-167] соц пед Суртаева

Подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации.
В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так в сложном сочетании.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями и патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.), в основе которых серьезные органические повреждения центральной нервной системы.

Выделяют также более легкие, пограничные формы нервно-психических расстройств и отклонений, в частности так называемую психогенную дезадаптацию, (фобии, тики, навязчивые дурные привычки), энурез и т.д.), что может быть вызвано неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. “В общей сложности по данным Санкт-Петербургского детского психотерапевта А.И.Захарова до 42% детей дошкольного возраста страдают теми или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи психоневрологов и психотерапевтов.”

Отсутствие своевременной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения.

“Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяют проблемы олигофрении, проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей и подростков. У олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания, они в состоянии осваивать определенные социальные программы, получать несколько профессий, трудиться в меру своих возможностей и быть полезными членами общества. Однако умственная неполноценность этих подростков, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию и требует специальных социально-педагогических условий и коррекционно-развивающих программ”.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях - специальных коррекционных психологических программ. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые формы.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации подростков: педагогическая и социальная запущенность. соц пед Никитина
Социальная дезадаптация – нарушение детьми и подростками норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация внутренней регуляции, социальных установок. краткий словарь

Временная дезадаптация – нарушение баланса между личностью и средой, порождающее адаптивную активность личности. [, с.168] соц пед Суртаева
Авторские подходы к определению понятия «АДАПТАЦИЯ» «Адаптация» (от лат adaptare - приспособлять) - 1.- приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся ус¬ловиям среды. 2. В теории Т. Парсонса А. - вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из функ¬циональных условий существования социальной системы наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов.

Д. Джери, Дж. Джери Адаптация - путь, которым социальные системы любого рода (например, семейная группа, деловая фирма, национальное государство) «управляют» или отвечают на среду своего обитания. Согласно Толкоту Парсонсу, «адаптация - это одно из четырех функциональных условий, которым все социальные системы должны отвечать, чтобы выжить».
В.А. Петровский - адаптация философско-психологическое яв¬ление. В самом широком смысле - характеризуется состоянием ре¬зультата деятельности индивида и принятой им цели; как некая способность любой личности «строить свои витальные контакты с миром»

Б.Н.Алмазов - философское понятие социальная адаптация конкретизируется по крайней мере в трех направлениях: адаптационное поведение, в интересах среды воспитания; адаптационное состояние (отражающее отношение человека к условиям и обстоятельствам, в которые он поставлен воспитательной ситуацией); адаптация как условие эффективного взаимодействия несовершеннолетнего со взрослым в системе воспитания»; а адаптивное, как «внутреннюю готовность учащегося принять обстоятельства воспитания», выдвигает на первый план психологический аспект.
Адаптация социальная - процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Для личности адаптация социальная носит парадоксальный характер: она разворачивается как гибко организованная в новых условиях поис¬ковая активность. [с.163] Суртаева

При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно - нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как, правило, рабочей), для них небезразлично общественное мнение окружающих, сохранены социально значимые референтные связи.

При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко деформируется система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентаций, социальных установок. Формируется негативное отношение к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и “красивой” жизни за счет сомнительных и незаконных средств к существованию. Их референтные связи и ориентации также характеризуются глубоким отчуждением от всех лиц и социальных институтов с позитивной социальной направленностью.

Социальная реабилитация и коррекция социально-запущенных подростков с деформированной системой ценностно-нормативных представлений особенно трудоемкий процесс. Холостова

Глубоко понимая детскую психологию, А.С. Макаренко отмечал, что в большинстве случаев положение брошенных детей сложнее и опаснее, чем сирот. Предательство со стороны близких ребенку взрослых наносит ему непоправимую психическую травму: происходит надлом детской души, потеря веры в людей, справедливость. Детская память, сохранившая непривлекательные стороны домашней жизни, является благодатной почвой для репродуцирования собственных неудач. Такое детство нуждается в реабилитации - восстановлении утраченных возможностей жить нормальной, здоровой и интересной жизнью. Но этому может помочь только гуманизм взрослых: благородство, бескорыстие, милосердие, сострадание, совестливость, самоотверженность...

Значимость реабилитационно-педагогической работы особенно возрастает в кризисные периоды жизни общества, вызываю¬щие значительные ухудшения в состоянии детства. Своеобразие момента для реабилитационной педагогики состоит в том, чтобы найти действенные меры преодоления проблемной ситуации детства педагогическими средствами.
Какой же образ ребенка, нуждающегося в реабилитации, возникает в нашем сознании? Скорее всего, это:
дети-инвалиды;
дети с особенными нужда¬ми в образовании;
дети улиц;
дети с девиантным поведе¬нием;
дети с ослабленным здоро¬вьем, с хроническими соматическими заболеваниями и др.

Все разнообразие определений подростков, нуждающихся по различным причинам в педагогической реабилитации, может быть сведено к названию «особенные подростки». В качестве одного из основных признаков, по которому подростки могут быть отнесены к категории «особенных», является их дезадаптация - нарушенное взаимодействие индивида со средой, которая характеризуется невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям и запросам.
Понятие «дезадаптация» считается одним из центральных понятий реабилитационной педагогики в рассмотрении проблем, нуждающихся в педагогической реабилитации детей. Именно подростки с нарушениями средовой адаптации в первичном учебном коллективе и должны рассматриваться как основной объект педагогической реабилитации.

Учеными Института психотерапии (С.-Петербург) «школьная дезадаптация» рассматривается, как невозможность для ребенка найти в пространстве школьного обучения «свое место», на котором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоопределения. Морозов

В психологической литературе подростковый возраст отмечается как кризисный, когда происходит бурное развитие и перестройка организма подростка. Именно в этом возрасте подростки характеризуются особой чувствительностью, беспокойством, раздражительностью, повышается недовольство, душевное и физическое недомогание, которое находит свое проявление в агрессивности, капризах, вялости. Насколько гладко или болезненно пройдет этот период для несовершеннолетнего, будет зависеть от среды, в которой проживает ребенок, от информации, получаемой от любых объектов взаимодействия. Учитывая все это, необходимо помнить, что если ребенок этого возраста не испытывал на себе положительного влияния со стороны взрослых, учителей, родителей, близких родственников, не чувствовал психологического комфорта и защищенности в своей родной семье, не имел позитивных интересов и увлечений, то его поведение характеризуется как трудное. кон

Значительная часть воспитанников центра - социальные сироты. У них есть оба или один родитель, но их наличие лишь увеличивает социальную дезадаптацию ребенка в силу разных причин.

Таким образом, можно говорить, что безнадзорные дети воспитываются в основном в неполных семьях, где родители имеют повторный брак. Отсутствие одного родителя затрудняет возможность детей знакомиться с различными вариантами социального опыта и влечет за собой односторонний характер их нравственного развития, нарушение устойчивых адаптивных способностей, неумение принимать самостоятельные решения.

Много семей находится без постоянного заработка, т.к. родители в таких семьях являются безработными и не пытаются трудоустроиться. Основными источниками дохода являются получение пособия по безработице, пособия на ребенка, в том числе пенсии по инвалидности ребенка, по потере кормильца, алименты на ребенка, а также попрошайничество, как ребенка, так и самих родителей.

Таким образом, безнадзорность и беспризорность огромного количества детей является следствием лишения или ограничения тех или иных условий, материальных или духовных ресурсов, необходимых для выживания и полноценного развития ребенка.

Достаточно высок процент детей, поступающих в центры и требующих защиты государства по причине асоциального поведения родителей. В большинстве семей один из родителей злоупотребляет алкоголем, или пьют оба родителя. В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, часто применяются наказания по отношению к детям: как словесные упреки, так и применение физического насилия.
Большинство воспитанников при поступлении в центр не имеют навыков самообслуживания, т.е., воспитываясь в семье, они не получили необходимых санитарно-гигиенических и хозяйственно- бытовых навыков.

Таким образом, несовершеннолетние, находящиеся в специализированных учреждениях, имеют печальный опыт проживания в семье, отражающийся на их личности, физическом и умственном развитии.

Для них характерен неполноценный эмоциональный опыт, недоразвитость эмоциональной отзывчивости. У них ослаблено чувство стыда, они равнодушно относятся к переживаниям других людей, проявляют несдержанность. В их поведении часто проявляется грубость, перепады настроения, иногда переходящие в агрессию. Или беспризорные дети имеют завышенный уровень притязаний, переоценивают свои реальные возможности. Такие подростки неадекватно реагируют на замечания, всегда считают себя невинно пострадавшими.

Испытывая постоянную неуверенность, недовольство окружающими, одни из них замыкаются в себе, другие самоутверждаются через демонстрацию физической силы. У детей, имеющих опыт беспризорной жизни, снижена самооценка, они неуверенны в себе, подавлены, замкнуты. Сфера общения у этих детей характеризуется постоянной напряженностью. Обращает на себя внимание агрессивность детей в отношении с взрослыми. С одной стороны, они сами немало пострадали от действий взрослых, с другой стороны, у детей складывается потребительское отношение к родителям.

Отсутствие чувства психологической защищенности ослабляет потребность подростков в общении. Деформация процесса общения проявляется в разных вариантах. Во-первых, это может быть вариант изоляции - стремление уйти от общества, избежать конфликтов с детьми и старшими. Здесь проявляется сильная мотивация личностной автономии, изоляции, защиты своего "Я".

Другой вариант может проявляться в оппозиции, которая характеризуется неприятием предложений, требований, исходящих от окружающих, даже весьма доброжелательных. Оппозиция выражается и демонстрируется в действиях негативного характера. Третий вариант- агрессия характеризуется стремлением разрушать отношения, действия, приносить окружающим физический или психический вред, что сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти. .

Медицинское обследование детей в центре показывает, что все они имеют соматические заболевания, которые у большинства носят хронический характер. Некоторые дети по несколько лет не были на приеме у врача, а поскольку они не посещали и детские дошкольные учреждения, то были полностью лишены медицинского наблюдения.

Особенностью подростков, находящихся в центре, является пристрастие к табакокурению. Около воспитанников имеют опыт курения, что приводит к такому заболеванию, как острый трахит.

Специалистами отмечено, что безнадзорные и беспризорные дети имеют большие проблемы в интеллектуальном, психическом и нравственном развитии.

Из всего выше указанного можно составить обобщающий портрет ребенка, нуждающегося в социальной реабилитации. В основном это дети 11-16 лет, воспитывающиеся в неполных семьях и в семьях, где родитель вступил в повторный брак. Образ жизни их родителей в большинстве случаев характеризуется как антисоциальное: родители злоупотребляют алкоголем. В результате у таких детей искажено нравственное сознание, ограничен круг потребностей, а интересы носят в основном примитивный характер. От своих благополучных сверстников они отличаются дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью, низким уровнем саморегуляции и самостоятельности, отрицательной волевой направленностью.

Поэтому сегодня необходимо проводить социально-педагогическую реабилитацию дезадаптированных детей и подростков.

Для успешного осуществления адаптации дезадаптированных детей, «выбитых» из жизненной колеи, их подготовки к самостоятельной жизни в социуме мной разработана программа «Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков посредством трудовой деятельности в КУ СРЦН», которая имеет рецензию. Разработанная мной программа адаптирована к данной категории участников эксперимента, внедрена и использована на практике.
Мы объективно оценили результаты эксперимента, вывели процентное соотношение практической готовности к труду подростков до начала эксперимента и на момент завершения. Степень эффективности определяется уровнем социальной активности дезадаптированных подростков Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и способностью самореализоваться в социальной среде.

Конечный результат положительный, т.к. в ходе реализации программы труд способствовал формированию интереса подростков к труду на общую пользу, развитию потребности и способности трудиться, воспитанию устойчивых волевых качеств, формированию нравственных качеств личности, социально ценных установок на все виды трудовой деятельности, воспитанию дисциплины, трудолюбия, ответственности, социальной активности и инициативы. Что является основой успешной социализации личности подростка.

Процесс социализации – это введение ребенка в социум. Данный процесс характеризуется сложностью, многофакторностью, разнонаправленностью и слабым прогнозированием в конечном итоге. Процесс социализации может длиться всю жизнь. Не стоит отрицать также воздействие врожденных качеств организма на личностные свойства. Ведь происходит становление личности только по мере включения человека в окружающий социум.

Одни из обязательных условий для формирования личности является взаимодействие с другими субъектами, передающими накопленные знания и жизненный опыт. Это свершается не посредством простого овладения общественными отношениями, а как результат сложного взаимодействия социальных (внешних) и психофизических (внутренних) задатков развития. И представляет собой сплоченность социально-типических черт и индивидуально-значимых качеств. Из этого следует, что личность социально обусловлена, развивается только в процессе жизнедеятельности, в смене детского отношения к окружающей реальности. Отсюда можно сделать вывод, что степень социализации индивида обуславливается множеством компонентов, которые в соединении складывают общую структуру влияния социума на отдельно взятого индивида. А наличие определенных дефектов в каждом из таких компонентов ведет к образованию в личности социальных и психологических качеств, которые способны привести личность в конкретных обстоятельствах к конфликтным ситуациям с социумом.

Под воздействием социально-психологических условий внешней среды и при присутствии внутренних факторов у ребенка появляется дезадаптация, проявляющаяся в виде анормального - девиантного поведения. Социальная дезадаптация подростков зарождается при нарушениях нормальной социализации и характеризуется деформацией референтных и ценностных ориентаций подростков, снижением значимости референтного характера и отчуждением, в первую очередь, от воздействия педагогов в школе.

В зависимости от степени отчужденности и глубины образовавшихся деформаций ценностных и референтных ориентаций различают две фазы социальной дезадаптации. Первая фаза заключается в педагогической запущенности и характеризуется отчуждением от школы и потерей референтной значимости в школе при сохранении достаточно высокой референтности в семье. Вторая фаза более опасная и характеризуется отчуждением и от школы, и от семьи. Теряется связь с главными институтами социализации. Происходит усвоение искаженных ценностно-нормативных представлений и появляется первый криминальный опыт в юношеских группировках. Результатом этого будет не только отставание в учебе, плохая успеваемость, но и возрастающий психологический дискомфорт, которые испытывают подростки в школе. Это толкает подростков на поиск новой, нешкольной среды общения, другого референтного коллектива сверстников, который впоследствии начинает играть ведущую роль в процессе социализации подростков.


Факторы социальной дезадаптации подростков: вытеснение из ситуации роста и развития личности, пренебрежение личностным стремлением к самореализации, самоутверждению общественно приемлемым способом. Последствием дезадаптации будет являться психологическая изоляция в коммуникативной сфере с потерей ощущения принадлежности к свойственной ей культуре, переходом на установки и ценности, доминирующие в микросреде.

Неудовлетворенные потребности могут привести к повышенной социальной активности. А она, в свою очередь, может вылиться в социальном творчестве и это будет позитивным отклонением, или проявится в антиобщественной деятельности. Если она не найдет выхода, то может устремиться на поиски выхода в пристрастии к спиртным напиткам или наркотикам. В самом неблагоприятном развитии – суицидальная попытка.

Сложившаяся социальная, экономическая нестабильность, критическое состояние систем здравоохранения и образования не только не способствует комфортной социализации личности, но и усугубляет процессы дезадаптации подростков, связанные с проблемами в семейном воспитании, которые ведут к еще большим аномалиям в поведенческих реакциях подростков. Поэтому все больше процесс социализации подростков приобретает негативный характер. Усугубляется ситуация духовным прессингом криминального мира и их ценностей, а не гражданских институтов. Разрушение основных институтов социализации приводит к росту преступности среди несовершеннолетних подростков.

Также на резкий рост количества дезадаптированных подростков влияют следующие социальные противоречия: безразличие в средней школе к курению, отсутствие действенного метода борьбы с прогулами, которые сегодня практически стали нормой школьного поведения наряду с длящимся сокращением воспитательной и профилактической работы в государственных организациях и учреждениях, которые занимаются досугом и воспитанием детей; пополнение несовершеннолетних группировок преступников за счет подростков, которые бросили школу и отстают в учебе наряду со снижением социальных взаимосвязей семьи с педагогами. Это облегчает установление контактов подростков с преступными группировками несовершеннолетних, где свободно развивается и приветствуется противоправное и девиантное поведение; кризисные явления в социуме, которые способствуют росту аномалий в социализации подростков наряду с послаблением воспитательного влияния на подростков общественных коллективов, которые должны осуществлять воспитание и общественный контроль за действиями несовершеннолетних.

Следовательно, рост дезадаптации, девиантных поступков, подростковой преступности - это результат глобального социального отчуждения детей и молодежи от общества. А это является следствием нарушения непосредственно процессов социализации, которые стали носить неуправляемый характер, стихийную направленность.

Признаки социальной дезадаптации подростков, связанные с таким институтом социализации как школа:

Первым признаком является неуспеваемость по школьной программе, которая включает в себя: хроническую неуспеваемость, второгодничество, недостаточность и отрывочность усвоенной общеобразовательной информации, т.е. отсутствие системы знаний и навыков в учебе.

Следующий признак – это систематические нарушения эмоционально окрашенного личностного отношения к обучению в целом и некоторым предметам в частности, к педагогам, жизненным перспективам, связанным с обучением. Поведение может быть равнодушно-безучастным, пассивно-негативным, демонстративно-пренебрежительным и др.

Третий признак – регулярно повторяющиеся аномалии поведения в процессе школьного обучения и в школьной среде. Например, пассивно-отказное поведение, неконтактность, полный отказ от школы, устойчивое поведение с нарушением дисциплины, характеризующееся оппозиционно-вызывающими действиями и включающее в себя активное и демонстративное противопоставление своей личности другим ученикам, учителям, пренебрежение к принятым в школе правилам, вандализм в школе.