Иллюстрации к сказке лиса и кувшин. Игры и задания к сказке «Лиса и кувшин

Вышла баба на поле жать и спрятала за снопы кувшин с молоком. Подобра­ лась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит: «Ну, кувшин, пошутил, да и бу­ дет - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать - поиграл, да и полно».

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса: «Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю».

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема занятия: слушаем сказку «Лиса и кувшин».

Предварительная работа: дети под руководством взрослого вырезают из цветной вклейки декорации и фигурки персонажей сказки, устанавливают их на под­ставки.

Взрослый беседует с детьми на тему «Откуда хлеб пришел». Рассказывает о том, что сначала в поле сеют пшеницу и рожь, из них вырастают хлебные колосья, в которых к осени созревает зерно. Это зерно собирают и перемалы­вают в муку. А уже из муки пекут хлеб. Помогают людям в этой работе раз­ные машины: сеялки, тракторы, комбайны. Мелют зерно на мельницах, а хлеб выпекают в пекарнях в больших печах.

Взрослый напоминает детям, что заяц, лиса, волк, белка, медведь - это дикие животные (они живут в лесу).

Цели занятия

Воспитательные - формировать у детей умение внимательно слушать рас­сказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не пере­бивать говорящего).

Обучающие - совершенствовать общую моторику; закрепить знания детей на тему «Откуда хлеб пришел»; закрепить обобщающее понятие «животные»; познакомить детей с новыми словами: «рожь», «колосья», «зерно», «сноп», «серп», «кувшин», «жать»; ввести в активный словарь детей предлоги «за», «пе­ред»; наречия «впереди», «сзади», «слева», «справа».

Развивающие - тренировать у детей слуховое и зрительное внимание, уме­ние отгадывать загадки, способность осмыслять события сказки.

Оснащение:

    фигурки персонажей сказки - баба, лиса (см. вклейку, рис. 5, 6);

    предметные картинки -кувшин, серп, сноп (см. вклейку, рис. 7-9);

    декорации: поле, река (см. вклейку);

    демонстрационный рисунок «Где кувшин?» (рис. 11, с. 36).

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встанем на лужок, сделаем кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг.) Спросите у детей, каких ди­ких животных наших лесов они знают. Дети по очереди называют животных и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.

2. Знакомство со сказкой. Скажите детям, что сегодня они услышат старин­ ную русскую народную сказку про одно из животных русского леса. А про какое, им придется отгадать. Прочитайте детям загадку:

За деревьями, кустами Промелькнуло, будто пламя, Промелькнуло, пробежало - Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса)

Когда дети назовут животное, сообщите малышам название сказки, которую они сейчас услышат: «Лиса и кувшин». Прочитайте или расскажите детям сказ­ку «Лиса и кувшин», одновременно выставляя декорации и фигурки персона­жей.

3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки. Кто пришел в поле? (Баба.)

Что делала баба в поле? (Жала рожь. Это значит серпом срезала хлебные ко­лосья. Серп - это большой закругленный нож, специально для такой работы. Срезанные колосья баба связывала в снопы и ставила их на поле. В те далекие времена, когда была придумана эта сказка, еще не было ни тракторов, ни ком­байнов, и людям в поле все приходилось делать своими руками.)

Что, кроме серпа, принесла баба в поле? (Кувшин.)

Что было в кувшине? (Молоко.)

Для чего баба взяла в поле молоко? (Чтобы потом, когда сядет отдохнуть, по­пить молока.)

Куда баба поставила кувшин? (За снопы.)

Кто нашел кувшин? (Лиса.)

Что сделала лиса? (Вылакала молоко.)

Как лиса достала молоко из кувшина? (Всунула в кувшин голову.)

Что потом случилось с лисой? (Голова застряла в кувшине.)

Что лиса говорила кувшину? («Отпусти меня. Пошутил - и будет».)

Ответил ли ей кувшин? Отпустил ли кувшин лису? (Нет.)

Кто виноват в том, что у лисы застряла голова: кувшин или сама лиса? (Ли­са.)

Что лиса стала делать? (Стала топить кувшин.)

Утонул ли кувшин? (Да.)

А лиса? (Да.)

Удалось ли лисе перехитрить кувшин? (Нет.)

4. Сказочные загадки. Положите на столе перед детьми картинки с изображе­ниями серпа, колоса и снопа. Загадайте загадки. Предложите детям слушать внимательно и показывать отгадки.

Месяц-молодец Днем в поле блестел, А к ночи на небо взлетел. (Серп)

На соломинке дом, Сто зернышек в нем. (Хлебный колос)

Среди поля встанет В соломенном кафтане. Подпоясан не поясом, А хлебным колосом.

5.Подвижная игра «Сноп и колос». Предложите детям выйти на лужок и са­мостоятельно сделать кружок. Скажите, что сейчас они будут изображать поле с хлебными колосьями.

Для этого надо встать на цыпочки и поднять руки вверх. Затем предложите детям показать сноп - много колосьев, собранных вместе. Для этого малышам надо взяться за руки, подойти к центру круга, как можно ближе друг к другу, и поднять сцепленные руки вверх.

Когда движения будут разучены, объясните детям правила подвижной игры: по команде «колосья» малыши должны расходиться из центра круга, держась за руки и двигаясь спиной вперед, до тех пор пока не встанут по большому кругу. Тогда каждому ребенку надо подняться на цыпочки, вытянуть руки вверх и изо­бразить колосок. По команде «сноп» дети, взявшись за руки, должны вновь схо­диться к центру круга и изображать большой сноп из хлебных колосьев.

Несколько раз смените команды «сноп» и «колос».

6. Где кувшин? Покажите детям картинку «Где кувшин?» (рис. 11, с.3б)и обсудите, куда баба поставила кувшин. Варианты ответов: «перед снопом», «за снопом».

Уточните, что при этом находится впереди, а что сзади (сноп или кувшин). Найдите картинки, где кувшин стоит слева от снопа, а где - справа.

Затем дайте индивидуальные задания детям: показать с помощью декорации «сноп» и атрибута «кувшин» все эти варианты расположения одного предмета относительно другого.

7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема занятия: рассказываем сказку «Лиса и кувшин».

Игры и задания к сказке "Лиса и кувшин"

1. Ответь на вопросы:

1. Куда пошла баба?

2. Где баба спрятала кувшин с молоком?

3. Кто вылакал все молоко?

4. Что случилось с лисой?

5. Почему голова лисы застряла в кувшине?

6. Как лиса уговаривала кувшин отпустить ее?

7. Почему лиса рассердилась?

8. Что пообещала лиса кувшину, если он ее отпустит?

9. Как лиса решила избавиться от кувшина?

10 Чем закончилась сказка?

2. Посмотри на рисунок, скажи, кто оставил кувшин, а кто его нашел. Впиши слова "баба" и "лиса" в пустые клеточки.

3. Посмотри внимательно на рисунки и найди одинаковые кувшины.

4. Артикуляционная и мимическая гимнастика.

Встань перед зеркалом и попробуй показать лису.

Голодная лиса - втяни щёки.

Лиса лакает молоко - "полакай" языком.

Лиса облизывается - оближи губы (сначала верхнюю губу, а затем нижнюю)

Лисе нравится молоко - почмокай губками.

Сытая лиса - надуй щёки.

Каждое упражнение повтори 5 раз.

5. Послушай и отгадай загадки. Выучи загадку про лису. Найди самого большого зверя и самого маленького.

Знаменитый пчеловод.

Любит он пчелиный мед!

Только с пчелами - беда!

Так нажалят иногда!

(медведь)

Хоть на вид - краса девица,

На проделки мастерица,

Кто дружить захочет с ней?

Зверя нет в лесу хитрей.

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку.

Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну.

6. Придумай словосочетания по образцу.

образец: лиса сердитая - лиса радостная.

лиса жадная - ...

лиса глупая - ...

у лисы настроение плохое - ...

7. Сложи из спичек изображение бабы. Из картона вырежи кружок и положи его внутрь треугольника.

Сложи из спичек изображение лисы.

Школа Олеси Жуковой Игры со сказками, М. 2003, Издательский дом "Нева" Санкт-Петербург.

Собери пазлы

Публикации по теме:

Конспект НОД по сказке «Алёнушка и лиса» (для средней группы) Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы». Цель: познакомить детей...

Публикация «Конспект НОД «В гостях у сказки «Кот, петух и лиса» (младшая группа)»

«В гостях у сказки «Кот, петух и лиса». Программное содержание. 1.Воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам, русскому фольклору. 2.Закреплять в памяти...

Сказка для детей «Лиса и волк» на новый лад» Жили-были лиса и волк! У каждого был свой домик и небольшой огородик. Каждое лето волк выращивал на своём огороде вкусные овощи, а лисица тем временем гуляла по...

Сценарий игры драматизации. Сказка «Как лиса петушка унесла». Для детей 4–5 лет. Как лиса петушка унесла. Петушок: Ку – ка – ре – ку! Все сюда, развеселите петуха! Скучно Пете одному, всех цыпляток я зову! Цыплятки поют песню « Вышла курочка...

Статья ««Лиса, заяц и петух»»

Русская народная сказка "Лиса,заяц и петух".Дети очень любят сказки.Мои дети тоже очень любят сказки.Я каждый день постараюсь читать им сказки.Потом мы вместе с...

Интегрированная образовательная деятельность в средней группе «Дикие животные. Лиса» Интегрированная образовательная деятельность Тема: "Дикие животные. Лиса" Цели: вызвать интерес к окружающему миру, формировать представления о природе расширять...

Серия театрализованных занятий в старшей группе по мотивам русской народной сказки «Лиса, заяц и петух» Занятие №1 Ход занятия Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный лес. У нас много произведений которые написаны от руки автора, но...

Развлечение «Осень - рыжая лиса» для детей первой младшей группы Оборудование: листья, зонтик. Звучит музыка. Дети проходят стайкой. Ведущая: Как красиво у нас! Золотая осень пришла к нам в гости! Потому что у нас осенний...

Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и кувшин».

(5-6 лет)



Программное содержание : познакомить детей с новой русской народной сказкой, учить подробно, близко к тексту отвечать на вопросы по содержанию; помочь детямуяснить главное в характере сказочного персонажа – лисы; учить выразительно передавать речь главного героя, меняя интонацию; развивать внимание, память; закрепить навыки работы с бумагой и клеем; умение коллетивно создавать композицию на листе бумаги.

Словарная работа:

«вылакала» - выпила;

Предварительная работа : чтение детям русских народных сказок; рассматривание иллюстраций; драматизация и инсценирование сказок на занятиях, в свободной деятельности, рисование, аппликация.

Материал к занятию : картинки с иллюстрациями сказок, презентация Power Point , проектор, указка, книга для чтения; мольберт, картинка с изображением лисы и бабы, детали к картине, подносы, клей, кисточка, салфетка на каждого ребенка.

Ход занятия:


Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие на планету сказок. Но вначале для этого нужно вспомнить, с каких слов начинаются сказки.

Дети : -Жили-были…

Давным давно…

В некотором царстве, в некотором государстве

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве

За синими морями, за высокими горами

Воспитатель : Молодцы! А вы знаете на ком и на чём совершали свои путешествия герои сказок?

Дети : Баба-яга- на метле, Емеля- на печке, Дюймовочка- на ласточке, Иван –на лошади, Незнайка – на космическом корабле и т. д

Воспитатель : Ребята, есть ещё одно сказочное средство передвижения –ковёр-самолёт. Вот на нём мы сегодня и отправимся в путешествие в страну сказок. Давайте сядем на наш ковёр и попробуем полететь на нём. Но чтобы полететь, нам нужно произнести быстро и чётко скороговорку «На горе Арарат, растёт крупный виноград»

Дети : «На горе Арарат, растёт крупный виноград»

Воспитатель : А для того, чтобы взлететь, нужно закрыть глаза.


Звучит космическая музыка.

Воспитатель : Ну вот мы с вами и прилетели на планету сказок. А чтобы остаться на этой волшебной планете и послушать новую сказку, нам нужно отгадать загадки. А помогут вам иллюстрации из этих сказок.

Домик в поле появился

Он в жилище превратился.

Для мышонка и синицы,

Зайки, волка и лисицы.

(Теремок)

Круглый шар из печки – прыг,

Он, как мяч, к прыжкам привык,

По дорожке покатился.

И никто не удивился.

(Колобок)

На маленькой лесной опушке

Стоят две сказочные избушки,

У зайчонка тёплый дом,

У лисицы покрыт он льдом.

(Заюшкина избушка)

Молодцы! Сказки вы хорошо знаете. А у меня для вас кое-что есть!


Дети садятся на стульчики.

Сегодня я хочу вас познакомить с новой русской народной сказкой.
Её название сначала придётся угадать! Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут её …(лиса)

– А вот вам и вторая загадка:

Горлышко узкое,

Круглые бока.

Нужен нам для молока.

И даже в жаркий день всегда

В нём холодная вода.(Кувшин)

Чтение сказки.

- Что я вам прочитала?

(Русскую народную сказку)

- Как она называется?

(«Лиса и кувшин»)

- Понравилась ли вам сказка?

(Ответы детей)

- Ребята, а в сказке нам встретились незнакомые слова. Давайте их разберем (восптатель произносит слово и предлагает ребятам пояснить его).

«жать» - собирать в поле урожай хлеба;

«подобралась» - тихо подбежала;

«вылакала» - выпила;

«кувшин не отстает» - не отпускает.

Молодцы! Сейчас я вам прочитаю сказку еще раз, а вы внимательно слушайте и постарайтесь ее запомнить, мы с вами будем ее пересказывать.

Вторичное чтение сказки.

Давайте побеседуем по содержанию сказки.

Кто главные герои сказки?

(Баба и лиса)

Куда пошла баба?

(В поле жать)

Что она спрятала в кусты?

(В кусты баба спрятала кувшин с молоком)

Кто подкрался к кувшину?

(К кувшину подкралась лиса)

Что хотела сделать лиса с кувшином?

(Хотела вылакать молоко из кувшина)

Что случилось с головой лисы?

(Голова лисы застряла в кувшине)

А что лиса пообщела сделать с кувшином?

(Лиса пообещала утопить кувшин)

Что же случилось с лисой в конце сказки?

(кувшин утонул и лису с собой потянул)

Какой вывод можно сделать из этого?

(Хитрость и жадность до добра не доведут)

Сейчас я прочитаю сказку еще раз, будьте внимательны. Постарайтесь ее запомнить, будем ее пересказывать.

Чтение сказки.

Дети пересказыват сказку (с использованием бумажного кукольного театра).

Если затрудняются,

воспитатель помогает, пересказ по цепочке.

Физминутка.

Выходите на лужок,
Становитесь все в кружок.
Становитесь по порядку
На весёлую зарядку!

У лисы острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шубка рыжая лисы

Удивительной красы

Лиса павою похаживает,

Шубку рыжую поглаживает.



А теперь я предлагаю вам пройти в мастерскую нашей волшебной страны сказок, где мастера-художники реставрируют картины, то есть обновляют, при необходимости подкрашивают.


Дети, что вы видите?

Да, это картина, но она не закончена.

Посмотрите и скажите, какую сказку хотел изобразить художник, но не успел?

Давайте все вместе поможем художнику закончить картину.

Подойдите к рабочему столу. Перед вами на подносах лежат детали к картине. Посмотрите на эту деталь, на картину и подумайте, где бы вы ее разместили?

Дети берут детали и наклеивают их на картину.

Вот картина и готова! Давайте полюбуемся, какая чудесная картина у нас получилась!

Молодцы, ребятки! Мы сегодня с вами славно потрудились, пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться, давайте вспомним волшебные слова: «На горе Арарат, растёт крупный виноград». Встанем на коврик, произнесем волшебные словами и полетим в етский сад.




Итог занятия.

Где мы сегодня с вами побывали?

(В стране сказок)

Зачем мы туда летали?

(Познакомиться с новой сказкой)

С какой русской народной сказкой мы познакомились?

(«Лиса и кувшин»)

Кто главные герои сказки?

(Баба и лиса)

Какой лиса оказалась в сказке?

(Хитрая, жадная)

Чему нас научила эта сказка?

(Хитрость и жадность до добра не доведут)

Что мы делали в мастерской музея?

(Помогали художнику создать картину)

Вам понравилась экскурсия?

Спасибо за внимание!

Копылова Елена Владимировна ,

воспитатель МАДОУ ЦРР

– детский сад №13 «Солнышко»

г. Зарайск Московской области

О сказке

Русская народная сказка «Лиса и кувшин»

Сказка – это самый известный среди жанров устного народного творчества. Именно эта разновидность фольклора занимает центральное место в детском чтении. Начиная с младенческих лет, когда первые сказки читает малышу его мама, сказка становится верным спутником ребенка, дает ответы на многие вопросы, советует и подсказывает, как поступить в той или иной ситуации, предлагает решение многих проблем. Занимательный и забавный сюжет сказки волнует воображение маленького читателя, развивает фантазию и творческие способности.

Традиционно самыми подходящими для ребенка считаются сказки о животных, они небольшие по объему, очень динамичны и содержат в себе много диалогов. Диалогичность сказки делает ее похожей на игру и дает возможность ребенку вместе с родителем разыграть целое театрализованное исполнение. В этих сказках часто встречаются зарифмованные строчки, которые малыш легко может запомнить и воспроизвести.

Смешные и забавные истории о ситуациях, в которые попадают звери, дают ребенку возможность в ненавязчивой манере получить самые первые представления о морали. Каждое животное олицетворяет какое-либо из человеческих достоинств или пороков. При этом персонаж имеет четкую характеристику, переходящую из одной сказки в другую. Все животные поделены на отрицательных и положительных, чтобы ребенку, который является главным адресатом русской народной сказки, было легче ориентироваться в нравственных категориях добра и зла. С этой целью сказочная картина мира поделена на два полюса, на одной стороне читатель наблюдает все то, что заслуживает восхищения, на другой – порицания.

Помимо прочего фольклорные сказки о животных позволяют ребенку приобщиться к миру родной природы, познакомится с повадками зверей, узнать о их внешних характеристиках, среде обитания, научиться вести себя правильно при встрече с животными.

Главным и, по сути, единственным действующим лицом русской народной сказки «Лиса и кувшин», как и многих других русских народных сказок о животных, является лисица. Увидев однажды, что баба, которая вышла на жатву, оставила за кустом кувшин с молоком, плутовка-лиса решила им полакомиться. Она прокралась к кувшину, вылакала молоко из него и хотела было высунуть голову, но не смогла – голова накрепко застряла в кувшине. Лиса в попытке освободиться даже попыталась уговорить кувшин отпустить ее, она обращается к кувшину как к живому существу. Но и эта попытка потерпела поражение. Тогда лиса вздумала утопить кувшин в реке, но утонула вместе с ним и сама.

История, представленная в сказке «Лиса и кувшин» поучительна. Ребенок, который знакомится с этим рассказом, поймет, что поступок лисы достоин порицания и наказание, которое она получила вполне закономерно.

Читайте сказку «Лиса и кувшин» на нашем сайте онлайн, бесплатно и без регистрации. Делитесь этим занимательным сюжетом со своими родными и друзьями.