Конспект интегрированного занятия «Головные уборы» в средней группе. Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в страну головных уборов Конспекты занятия на тему головные уборы

Айнетдинова Р.М., учитель-логопед.

Цель: Сформировать представление об обобщенном понятии "головные уборы".

1. Дать представление о головных уборах и их видах.

2. Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных..

3. Развить умение изменять существительные в предложном падеже.

4. Воспитывать бережное отношение к предлагаемому наглядному материалу.

5. Развить операции мышления: анализ и синтез.

Оборудование: Предметные картинки Незнайки, Кота в сапогах, крокодила Гены (формат А4), волшебная палочка, предметная картинка шляпника и его дома (формат А3), предметные картинки головных уборов (формат А4 и 10/15), сундук (размер 25/20), записка с загадкой, вырезанные из бумаги платья, костюмы и головные уборы (формат 13/18), фишки зеленого, желтого и красного цвета (круглой формы (2/2 см)).

Лингвистический материал:

Волшебные слова - крибли, крабли, бумс.

Слова - шапка, шляпа, панама, косынка и их уменьшительно - ласкательные варианты.

Физ.минутка.

Предложения - Я думаю о шапке и др.

Ход занятия.

Орг. момент:

Здравствуйте, ребята! Скажите какое время года за окном? А кто сможет назвать месяц? День недели? Часть суток?

Ребята, сегодня нам предстоит отправиться в путешествие, но в какое? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю внимательно посмотреть на эту картинку.

Ребята, скажите, что общего между этими героями?

Верно, они носят головные уборы!

Сегодня мы отправимся в страну чудес, в гости к "Шляпнику".

Но для этого нужно встать в круг и закрыть глаза! Сейчас я произнесу слова, а вы их повторите. Логопед говорит волшебные слова "крибли,крабли,бумс", затем вмести с детьми повторяют их. Взмахнем волшебной палочкой! На доске вывешивается дом шляпника и сам шляпник.

Основная часть:

Вот мы и в стране чудес! Как вы думаете чей это дом? Верно, шляпника, а вот и он!

Что я слышу, шляпник расстроен! Давайте спросим почему?

Ребята, все вокруг стало большим, а главное то, что стали большими все головные уборы, которые сшил шляпник! Вот почему он расстроен! А что такое" головные уборы "?

Ребята, шляпник говорит "это то, что мы одеваем на голову". Именно поэтому они и называются головными.

Я думаю, мы сможем помочь шляпнику! Ведь в стране чудес стоит только пожелать и все получится.

Игра "Уменьшайка"

Я буду показывать головные уборы, которые сшил шляпник, а вы уменьшайте их.

Например:

Шапка - шапочка.

А теперь вы.

Шляпа - шляпка;

Панама - панамка;

Берет - беретик;

Косынка - косыночка...

Ребята, вы отлично справились! А как вы думаете для чего нам нужны головные уборы?

Дети высказывают свои идеи:

Головные уборы нужны для того, чтобы не замерзнуть зимой.

Головные уборы нужны для того, чтобы не перегрело солнышко летом.

Головные уборы нужны для красоты.

Все верно, молодцы!

Ребята, шляпник так рад! Он предлагает нам потанцевать. Дети вместе логопедом выполняют физ.минутку.

Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками,

Киваем головой, руки поднимаем,

Мы руки опускаем, мы кружимся потом

Мы ногами топаем топ-топ-топ,

Мы руками хлопаем хлоп-хлоп-хлоп.

За то, что вы помогли шляпнику, он дарит вам этот сундук!

Ребята, скажем спасибо Шляпнику!

А теперь ему пара работать, ведь ему нужно сшить головные уборы для всей страны чудес!

Давайте попрощаемся со Шляпником и страной чудес!

До свидания!

Дети вместе с логопедом повторяют ритуал возвращения из страны чудес.

Вот мы и вернулись!

Ребята, посмотрим, что в сундуке? Ой, а сундук закрыт, что же делать! Ребята, посмотрите, на сундуке что-то написано:

Ребята, это же загадка!

Меня на голову одень

И бегай в самый жаркий день!

А снимешь- недовольна мама.

Я шапка летняя...

Мы верно ее отгадали и сундук открылся!

Посмотрите какие красивые платья и костюмы с головными уборами, но они все спутались и совсем не понятно какой головной убор к ним подходит!

Я думаю, вы сможете разобраться! Логопед предлагает детям разобрать костюмы и платья, чтобы соотнести их с головными уборами.

Например:

Как хорошо вы справились!

Заключительная часть:

Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня были? А с кем виделись? О чем говорили со Шляпником? Отлично! Давайте вспомним, какие головные уборы сегодня мы видели, но не просто их называть, а закончить предложение "Я думаю о..."

Например:

Я думаю о шапке.

Я думаю о шляпе;

Я думаю о панаме.

Ребята вы все хорошо работали и справились со всеми заданиями!

А теперь,ребята,давайте вновь обратимся к нашей коробочке с настроениями!

Если вам понравилось приключение, то поднимите зеленую фишку;

если вам понравилось приключение, но не все было понятно поднимите желтую фишку и если вам не понравилось приключение то поднимите красную фишку.

Спасибо ребята! До свидания!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 14» г. Туймазы

Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

Организованной Образовательной Деятельности

Тема: «Путешествие в страну головных уборов»

для детей с задержкой психического развития.

Форма проведения: интегрированная

(«Познавательное развитие» /

«Речевое развитие» / «Художественно - эстетическое развитие»)

Возраст детей: 5-7 лет.

Выполнили:

учитель - дефектолог

Якунина Наталья Павловна.

Воспитатели:

Шаяхметова

Зульфия Фидусовна.

Сулейманова

Гульнара Раисовна.

г. Туймазы.

Цель : Формировать представления детей об обобщающем понятии "головные уборы", используя кинезиологические практики и игровые упражнения.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:
- обобщать и систематизировать элементарные знания дошкольников о головных уборах, о материалах, необходимые для их изготовления; о использовании в определенное время года;

Активизировать активный и пассивный словарь по лексической теме «Головные уборы»;

Развивать у детей умения с помощью графической аналогии рассказывать знакомые стихотворения по мнемотаблице;

Формировать навык построения предложения; связную речь;

Совершенствовать представления о смысловой стороне слова, обобщающих наименованиях, словах с уменьшительно-ласкательным значением.

Формировать способы словообразования прилагательных.

Коррекционно - развивающие:
- развивать словесно - логическое мышление детей, умение устанавливать и объяснять причинно-следственные связи;

Развивать чувство композиции, цветовосприятия через изготовлениеподелки;

Развивать мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве;

Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки совместной деятельности, уважения друг к другу, умение слушать, не перебивая;

Воспитывать бережное отношение к головным уборам.

Воспитывать общую музыкальную, речевую, двигательную культуру.

Прививать эстетический вкус.

Методические приемы:

Игровые: игровые упражнения, показ слайдов о головных уборах , художественное слово,

Кинезиологические приемы : релаксация, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, инструкция, вопросы, указания, задания.

Оборудование: ноутбук; телевизор; слайды «Головные уборы», схемы построения предложений и связного рассказа (мнемодорожки и мнемотаблица); Письмо от Доброго Волшебника; цветная самоклеящаяся бумага, ножницы, шаблоны звезд, простые карандаши, шляпа Волшебника, головные уборы - беретка, шапки (меховая и вязаная), шляпы (фетровая и соломенная), колпак Петрушки, платок, кепка, панамка, валенок, кофта; колокольчик; музыкальный центр, фонограммы с записями инструментальной музыки: «Тропиночка», «Волшебная шляпа», «Чудесное возвращение», трек № 11«Сhina wief. Рobre».

Словарная работа :

Слова - предметы (существительные ): Шапка, шапка-ушанка, шляпа, кепка, фуражка, пилотка, бескозырка, шлем, колпак, платок, косынка, панамка, берет, поля, отворот, лента, донышко, кисточка, помпон, завязки, шнурки, молния, застёжки и т д.

Слова - действия (глаголы): (Что делают? Что с ними можно делать?):

Рассматривать, примерять, покупать, продавать, дарить, надевать, снимать, чистить, мыть, сушить, протирать, ходить, вязать, шить, положить, убрать, сшить, связать, пришить, завязать, развязать, переодеть. и т. д.

Слова - признаки(прилагательные): Новая, старая, чистая, грязная, черная, светлая, разноцветная, удобная, красивая, зимняя, летняя, осенняя, теплая, легкая, меховая, вязанная, соломенная, фетровая, ситцевая, кожаная, меховая, соломенная, шёлковый, пуховый, шерстяной и т.д.

Предварительная работа :

Наблюдения за людьми «Какие головные уборы носят люди?».

Беседы на темы: «Головные уборы», «Что люди носят?», «Шляпки».

Дидактические игры: «Укрась шляпу», «Одень куклу», «Четвертый - лишний», «Сложи шляпку».

Чтение художественной литературы: «Живая шляпа» Н. Носов, «Красная шапочка» Ш. Перро.

Рассматривание иллюстраций к сказкам, стихам, рассказам.

Рассматривание картинок, рисунков по теме «Профессии», «Головные уборы».

Рассматривание Журналов моды, газет.

Изготовление шляпы (картон и цветная самоклеющаяся бумага).

Загадывание загадок, разучивание пальчиковых игр, стихов, физминуток о головных уборах.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

I часть. Организационный момент.

Педагог : Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Желаю вам, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение

1. Валеологическая песенка «Доброе утро!».

Здравствуй, солнышко родное , (Руки плавно поднимают вверх.)

Здравствуй, небо голубое! (Руки плавно разводят в стороны.)

Мы навстречу вам откроем ( Поворачиваются и кланяются друг другу .)

И ладошки и сердца . (Руки прижать к груди.)

Пусть тепло всем в мире будет, (Руки плавно протягивают вперед.)

Улыбаются пусть люди (Улыбаются.)

И о грусти позабудут, (Выполняют «пружинку».)

Доброта царит всегда! (Поднимают руки вверх.)

Сюрпризный момент. В группу влетает воздушный шар с конвертом.

Педагог : Дети, посмотрите, что за волшебный конверт с посланием. Давайте откроем и узнаем, кто нам его прислал.

Педагог (зачитывает послание ): «Дорогие ребята, у меня случилась беда. Я гулял на улице, вдруг налетел ветер и унес мою шляпу в далекую Страну головных уборов. Без нее мое волшебство бессильно. Помогите, пожалуйста. Добрый Волшебник».

Педагог : - Ребята, что будем делать? Давайте отправимся в Страну головных уборов и найдем шляпу Доброго Волшебника.
- Ну, что, вы готовы? (Да ). Тогда - в путь!

2. Упражнение «Змейка».

Дети берутся за руки и идут друг за другом «змейкой».

Тропиночка, тропиночка, беги в волшебный лес, (Обычная ходьба.)

Тропиночка, тропиночка, открой нам мир чудес. (Топающий шаг.)

Тропиночка, тропиночка, ведет нас не спеша,

Тропиночка, тропиночка, дорога в чудеса. (Постепенное замедление

По окончании упражнения дети оказываются в Стране головных уборов , где их встречает Королева Шляп. (Звучит музыка из к/ф «Соломенная шляпка» (И.Шварц) «Шляпный салон»)

Королева Шляп: Здравствуйте, дети. Я рада приветствовать вас в своем Королевстве! Что привело вас ко мне?

Педагог : Королева Шляп помоги, пожалуйста, отыскать шляпу Доброго Волшебника.

Королева Шляп: Хорошо я помогу вам.

Давайте посмотрим вот на эту выставку, может быть тут, его шляпу найдем.

Подходит к столу и показывает детям шапку.

Королева Шляп: Что же это такое?

Дети : Шапка.

Королева Шляп: А из чего она сшита?

Дети: Из меха.

Королева Шляп: Если шапка из меха, то она какая?

Дети : Меховая

Королева Шляп: В какое время года ее носят?

Дети: Зимой.

Королева Шляп: Почему?

Дети: Потому что, этот материал хорошо удерживает тепло.

Королева Шляп: Что же это такое?

Дети: Кепка.

Королева Шляп: Из чего она сшита?

Дети: Из кожи.

Королева Шляп: Если кепка из кожи, то она какая?

Дети: Кожаная.

Королева Шляп: Что же это такое?

Дети: Шляпа.

Королева Шляп: Из чего она сшита?

Дети: Из фетра.

Королева Шляп: Если шляпа из фетра, то она какая?

Дети: Фетровая.

Королева Шляп: Что же это такое?

Дети: Шапка.

Королева Шляп: Из чего она связана?

Дети: Из шерсти.

Королева Шляп: Если шапка связана из шерстяных ниток, то она какая?

Дети: Шерстяная.

Королева Шляп: Что же это такое?

Дети: Панама.

Королева Шляп: Из чего она сшита?

Дети: Из ситца.

Королева Шляп: Если панама из ситца, то она какая?

Дети: Ситцевая.

Королева Шляп: Как можно назвать двумя словами то, что находится у меня на столе?

Дети: Головные уборы.
Королева Шляп: Почему их так называют?

Дети: Потому что их носят на голове.
Королева Шляп: Для чего нужны головные уборы?

Дети: Для того, чтобы защищать голову от холода, ветра, дождя, солнечных лучей, от несчастных случаев во время работы, и ещё их носят просто для красоты.
Королева Шляп: А как вы думаете, почему одни головные уборы мы носим зимой, а другие летом?

Дети: Они из разного материала.

Королева Шляп: Молодцы, как много вы знаете о головных уборах.

Педагог : Но здесь нет шляпы Волшебника.

Королева Шляп: Кажется, я знаю, у меня есть волшебный сундучок, может быть, там мы найдём шляпу Волшебника.

Королева Шляп показывает детям головные уборы из сундучка и просит их назвать, каким сказочным героям они принадлежат: Красной Шапочке, Буратино, Гному, Деду Морозу, а последней оказывается колпак Петрушки.

Педагог (обращает внимание на колпак Петрушки):Дети, посмотрите, может, мы ищем вот этот головной убор? Он такой красивый, необычный.

Королева Шляп: Нет, он, конечно, очень красивый, но не волшебный. А кто его носит, ребята?

Дети: Петрушка.

Королева Шляп: Правильно - это колпак Петрушки.

Педагог : Может он и не волшебный, но зато с ним можно весело поиграть. Добрая королева поиграй и ты с нами. Поможешь нам выбрать водящего - «Колпачка».

Королева встает в центр круга и кружится на месте с вытянутой вперед рукой, приговаривая:

Раз, два, три - «Колпачок», выходи.

Физминутка

Музыкально ритмическая игра «Колпачок».

Выбранный ребенок - «Колпачок» сидит в центре круга.

Колпачок, колпачок, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Тоненькие ножки, (Водящий сидитв центре круга.)

Красные сапожки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили, (Дети подбегают к «Колпачку»

Танцевать заставили. и ставят его на ноги.)

Танцуй сколько хочешь, (Отходят назад, хлопая в ладоши.)

Выбирай кого захочешь!

Водящий выбирает себе пару и кружится под хлопки зрителей.

Педагог: А больше не осталось в вашем сундучке головных уборов?

Королева Шляп: Сундучок мой пуст, но есть ещё один головной убор, я не знаю

кому он принадлежит.

II часть.

Педагог (вертит в руках найденную шляпу): Да. Это именно она - шляпа доброго Волшебника! А разве его шляпа может быть такой мрачной?

Королева Шляп: Дети, поможем Волшебнику украсить его шляпу звездами?

Дети: Да.

Королева Шляп: Нужно на бумаге простым карандашом обвести шаблон звёздочки. Затем вырезать ее ножницами аккуратно по контуру. После этого отделить и отложить бумажный слой, а саму звезду липкой стороной приклеить на шляпу и расправить пальчиком ее лучи, чтоб не осталось морщинок.

Королева шляп: Дети, прежде чем приступить к работе, давайте разомнём наши помощники.

Пальчиковый массаж «Чтоб не мерзла голова»

Чтоб не мерзла голова, (Вращение кулачками рук.)

Шапка теплая нужна: (Сжимание и разжимание рук.)

Красная с помпоном, (Массаж большого пальца.)

Синяя с зеленым, (Массаж указательного пальца.)

Желтая с ромашками, (Массаж среднего пальца.)

Белая с букашками, (Массаж безымянного пальца.)

Разноцветная, с ушами. (Массаж мизинца пальца.)

Надевайте шапки сами! (Хлопки в ладоши.)

Дети садятся за столы, приступают к работе. (Звучит негромкая музыка: трек № 11« Сhina wief. Рobre»).

После завершения работы, дети демонстрируют украшенную шляпу. Королева шляп рассматривает ее и восхищается аккуратностью и умениями детей. Звучит торжественная музыка («Волшебная шляпа»), дети хлопают в ладоши.

Королева шляп: Какие старательные дети, что ж теперь вы сможете её вернуть Волшебнику.

Но что бы очутиться в замке, нужно произнести заклинание и обязательно закрыть глаза («колдует» волшебной палочкой).

Заклинание:

Палочкой волшебной

В воздухе взмахнем.

К доброму волшебнику

В сказку попадем!

Раз, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.

Дети открывают глаза и видят грустного Волшебника. Дети приветствуют Волшебника, тот в ответ грустно кивает им.

Педагог:

Добрый Волшебник, мы получили Ваше письмо и сразу отправились в Страну головных уборов за Вашей шляпой. Вот Ваш волшебный головной убор.

Волшебник :

Да, это мой головной убор, он особенный - волшебная шляпа! Без нее я не могу вспомнить ни одного заклинания! Волшебства не получается!

Затем примеряет ее. Звучит торжественная музыка А. С. Воронина «Волшебная шляпа»

дети хлопают в ладоши.

Волшебник (радостно):

Вот теперь я похож на волшебника! Я очень доволен!

III часть.

Волшебник:

Чувствую, как волшебство возвращается ко мне. Ребята, я хочу пригласить Вас в школу юного волшебника и преподать вам несколько уроков волшебства. Садитесь поудобнее (дети садятся на стульчики).

1. Задание первое:

У юных волшебников должны быть ловкие и гибкие пальцы, чтобы ловко владеть волшебной палочкой.

Поэтому мы их сейчас потренируем, с помощью чудесных колечек Су джок.

В касках желтых мы как строители, (Массажируют большой палец.)

В шапочках белых все мы врачи, (Массажируют указательный палец.)

В касках красных мы как пожарники, (Массажируют средний палец.)

В касках зеленых - мы все солдаты, (Массажируют безымянный палец.)

В синих фуражках - мы полицейские. (Массажируют мизинец палец.)

Очень мы любим убор головной. («Прыгают» пружинками по ладошкам.)

(Е. Анищенкова)

2. Задание второе:

У юного волшебника должен быть подвижный язычок, чтобы правильно и красиво произносить трудные заклинания. Мы выучим с вами гимнастику для язычка.

Открываем ротик - дом. Кто хозяин в доме том? (Широко открывать рот.)

В нем хозяин - Язычок. Он удобно в доме лег. (Рот открыт, язык внизу)

Мы во двор гулять ходили, (Движения языка влево - вправо.)

И без шарфа и без шапки. (Движения язычком вперед - назад)

Язычком снежок ловили (Широкий язык высовывается изо рта,

затем поднимается вверх

в виде чашечки, утягивается в рот.)

И в снегу валялись смело - (Круговые движения языка.)

Потом горлышко болело. (Рот широко открыт.)

Строгий доктор приезжал (Кончик языка поднят вверх, произносим

на сильном выдохе: «А-А-А».)

Нам лекарства назначал. (Открыли и закрыли рот.)

И сказал нам доктор строгий: («Болтушка» язычком.)

-«Шапку, шарфик надевай, («Парус» язычком.)

Будешь ты всегда здоров» (Щелкнуть язычком.)

(Е.Евдокимова)

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА:

Повторять чистоговорку, чётко проговаривая все звуки:

«Ку - ку - ку - я надену шапку»;

«Ду-ду-ду- в шапке я гулять иду»;

«За-за-за- шапка лезет на глаза»;

3. Задание третье:

Предложения о головных уборах:

Бабушка сшила внучке зеленую шляпу.

Дедушка подарил внуку красную бейсболку.

Мама сшила сыну меховую шапку.

Бабушка связала красную шапку.

Бабушка связала внуку шапку.

Мама сшила дочке ситцевую панаму.

Стихотворения:

1.Шапка шерстяная, наверху помпон.

Круглый словно мячик и пушистый он.

Есть еще у шапки отворот цветной.

Буду в этой шапке бегать и зимой.

(В. Мирясова)

2.Если солнце ярко светит,

Без панамы не гуляй.

Если снег закружит, ветер,

Тогда шапку надевай.

Девочкам идут платочки,

В шляпках модницы всегда,

А у мальчиков — пилотки

И бейсболки неспроста.

Головной убор к одежде

Подбирают не спеша,

Чтоб не просто грел, но прежде.

Был к лицу и украшал.

В любое время года

С очень давних пор

Защищает голову

Головной убор.

(Т. Воронкова)

Волшебник:

Наше занятие в школе юных волшебников подошло к концу (звонит в колокольчик).

Педагог:

Добрый Волшебник, спасибо, было очень интересно, на прощание мы хотим подарить тебе песню.

Песенка о шляпе.

(на мелодию В. Шаинского «Песенка о папе»).

Сколько песен мы с вами вместе,
Спели дружно, их целый строй,
А про шляпу до этой песни
Песни не было ни одной.

Припев:
Быть кем угодно:
Быть шофёром и артистом, дрова рубить.
В шляпе можно, в шляпе можно,
Быть, кем угодно,
Важно только человеком хорошим быть.

Волшебник: Каждому выпускнику школы я дарю медаль «Юный волшебник».

Я вам очень благодарен за помощь и хочу подарить вам этот колпачок (вручает детям колпак Петрушки), только осторожнее - он с сюрпризом (конфетами). Когда вернетесь в детский сад, увидите. Сейчас я произнесу заклинание и вы вмиг окажетесь у себя в саду.

Шляпа, шляпа, помоги!

В детский сад детей верни.

Если трижды покружиться,

Сразу чудо совершиться!

Дети повторяют слова за Волшебником и «оказываются» в детском саду. (Звучат фанфары: «Чудесное возвращение»).

Подведение итогов:

Педагог: Что мы делали в королевстве?

Вот мы и вернулись в наш детский сад.Ребята, вам понравилось наше путешествие в страну головных уборов? (Понравилось). С кем мы там познакомились? (С Королевой Шляп). О чем мы говорили с ней? (О головных уборах). А в «Школе юного волшебника» вам понравилось? Чем мы помогли Доброму Волшебнику? (Помогли найти его шляпу, украсили ее). Чем мы украсили его шляпу? (Звездами, которые вырезали сами).

Педагог хвалит детей и отмечает каждого ребенка, кто, чем отличился (кто правильно ответил на все вопросы, быстро и аккуратно вырезал звездочку, звонко пел, первым заметил пропавшую шляпу, старательно выполнял гимнастику для язычка и т. д.), рассказывал стихи о головных уборах и т.д.

Областное государственное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Бодайбо

План-конспект урока

«Головные уборы»

Предмет: Профессионально-трудовое обучение (швейное дело)

Тип урока – комбинированный

1-ая часть

Тема урока «История головных уборов »

Задачи урока:

    Образовательная: познакомить учащихся с историей головных уборов Коррекционно-развивающая: коррекция мышления на основе аналитико-синтетических операций Воспитывающая: развитие интереса к предмету.

Оборудование урока: плакаты с именами сказочных героев, названиями профессий людей (Робинзон Крузо, Гулливер, Буратино, Красная шапочка, клоун, повар, врач) и с изображениями принадлежащих им головных уборов, эскизы шляп, презентация «Истории моды», коллекция головных XIX-XX в. в., карточки-задания №1.

План урока:

1-ый урок

1. Организационный момент:

· Упражнение: Найди своего героя.

· История появления пословиц и поговорок о головных уборах.

2. Основная часть урока:

2.1Проверка домашнего задания:

· Пословицы и поговорки

2.2 Новый материал:

· презентация «История головных уборов»

2.3 Закрепление материала:

· демонстрация головных уборов

· вопросы на понимание изученного материала

3. Демонстрация головных уборов.

4. Заключительный этап:

· Оценка ЗУН учащихся.


Ход урока:

1. Организационно-подготовительный этап. Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.

Взаимное приветствие:

Учитель : Девочки, мне очень приятно с вами вновь встретиться, общаться с вами.

Итак, друзья, внимание,

ведь прозвенел звонок,

с адитесь поудобнее,

начнем скорей урок.

Определение отсутствующих.

Упражнение 1. «Бюро находок». На доске висят плакаты с именами сказочных героев, названиями профессий людей (Робинзон Крузо, Гулливер, Буратино, Красная шапочка, клоун, повар, врач) и с изображениями принадлежащих им головных уборов. (См. приложение № 1)

Задание: «Определите, где, чей головной убор».

Учитель : Ну, вы прекрасно справились с заданием, которое продемонстрировало нам справедливость поговорки «По Сеньке и шапка…».

Л юбители русской старины знают, что бояре с легкостью сбрасывали со своего плеча драгоценную соболью шубу, крытую парчой и расшитую драгоценными камнями , чтобы подарить ее первому встречному за ничтожную услугу, но никогда и никому не отдавали своей горлатной шапки. Так ее называли потому, что она была сшита из меха горлышек самых дорогих зверьков. Но не это заставляло боярина высоко ценить свой головной убор – а его знаковость, то почтение, которое он внушал окружающим.

2. Основная часть урока

2.1. Проверка домашнего задания. Пропедевтика учащихся к усвоению нового материала.

Учитель : Ни одна другая часть костюма не удостоилась такого количества пословиц (т. е. кратких мудрых изречений, содержащих мысль и вывод) и поговорок (т. е. кратких изречений, выражающих отношение человека к чему-либо), как головной убор. В истории культуры головному убору отводится очень важная роль: ему придавали особый, мистический смысл, даже считали его символическим замещением головы. «Если у человека есть голова, то должна быть и шляпа» .

Я давала вам задание, найти в библиотеке пословицы и поговорки. Что вам удалось найти?

Ученицы называют пословицы и поговорки: «Кусок хлеба в кармане лучше, чем перо на шляпе», «Дело в шляпе», «Шапку в охапку и бегом!», «Поспел к шапочному разбору», « На воре и шапка горит» и др.

Учитель : Пословицы и поговорки живут в народной речи века. В краткой форме они отражают жизнь, историю, запечатлевают события. Можете ли вы привести этому примеры?

Ученица 1 : Поговорка «На воре и шапка горит» имеет такую историю: жулик на базаре что-то стянул. Случайно увидев это, один находчивый человек как крикнет что есть мочи: «На воре шапка горит!». От неожиданности жулик схватился за шапку и сорвал её с головы. Тем себя и выдал.

Ученица 2. О происхождении поговорки «Дело в шляпе» существует несколько предположений. Одни считают, что ее история восходит к тем далеким временам, когда из шапки тянули жребий в виде восковых шариков, разноцветных фасолин или камушков. По другой версии судейские чиновники, которых называли «стряпчими» (вроде бы «стряпали» дело) имели привычку класть за подкладку шляпы важные документы, чтобы не затерять их. Вот и считалось, если «стряпчий» положил прошение в шляпу, значит, оно дойдет до суда, дело будет решено.

Ученица 3 : «Шапку в охапку и бегом!». Так говорят про трусливого человека, который испугавшись чего то, спешит поскорей удрать, на ходу успев захватить только свою шапку.

Ученица 4 : пословица «Поспел к шапочному разбору». Говорит о том, что кто-то опоздал, только-только явился, когда дело уже сделано, т. е. все люди уже собираются разъезжаться по домам, одеваются, шапки разбирают.


Учитель : О том, что головным уборам издавна придавалось большое значение, говорит и то, что с головными уборами связаны и многие правила этикета. Например, обычай снимать головной убор возник в ту пору, когда от гостя требовалась демонстрация миролюбия: так он показывал, что не прячет под ним никакого оружия. Впрочем, металлический шишак или шлем сам по себе мог быть опасным. Но главное в этой процедуре, конечно, просто жест благожелательности.

2.2. Новый материал.

Учитель : Мода рождается, взрослеет, стареет и умирает. Иногда она оставляет «потомков» в следующей модной линии (это бывает довольно часто), иногда, казалось бы, исчезает бесследно,… чтобы появиться под новыми масками и в новой роли. Что носили на голове древние воины? Они надевали на головы железный шлем с пластинкой над переносицей. Он спасал голову воина от удара меча, копья или стрелы. Форма старинного шлема перешла к головному убору первых воинов революции. Новый шлем стал называться «Будёновкой» в честь прославленного командира Первой Конной армии Семёна Михайловича Будённого. Носили его и кавалеристы, и пехотинцы, и артиллеристы. Шлемы носят и в наше время. Только их называют иначе – касками. А носят их пожарные, шахтёры, сталевары, строители, солдаты. От древних богатырей Руси шлем перешёл и к первым богатырям космоса. Космонавты надевают свои особые прозрачные шлемы.

Презентация «История моды» (см. приложение 8).

2.3. Вопросы на понимание изученного материала Самостоятельная работа учащихся по применению знаний, совершенствованию умений.

Учитель : А сейчас вы увидите модели головных уборов с периода начала 19 века и до наших дней. Демонстрация головных уборов (см. приложение 7).

Задание 1 : попробуйте самостоятельно определить их назначение, дополнением к какой одежде они являются.

З адание 2 : основываясь на анализе представленных моделей, подобрать к ним подходящий аксессуар.

Учащиеся защищают свой выбор

3. Заключительный этап.

Выводы:

Оценка ЗУН учащихся

Критерии контроля:

Задание считается выполненным безупречно, если содержание ответа указывает на наличие у школьницы необходимых теоретических знаний и практических навыков, окончательный ответ дан при правильном ходе решения.

Задание считается невыполненным, если ученик не приступил к его выполнению или допустил в нем погрешность, считающуюся в соответствии с целью работы ошибкой.

2-ая часть:

Тема урока: Исследование летних головных уборов.

Задачи урока:

Образовательные задачи: обобщить и систематизировать приобретенные знания, умения и навыки

Коррекционно-развивающие задачи: Коррекция и развитие мыслительной деятельности: операции анализа и синтеза.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к учебе, предмету.

Оборудование урока: Раздаточный материал: таблица «Выбор модели головного убора»); Кроссворд « Инструменты и приспособления для пошива головных уборов»; карточка-задание «Моделирование козырька»; комплект наглядного материала для таблицы на доске; коллекция тканей: образцы швов; набор цветных ниток.

План урока:

1. Организационный момент.

    Настрой учащихся на работу, организация внимания. Задача урока.

2. Назначение головных уборов.

3. Моделирование кепи.

4. Выбор ткани.

5. Аксессуары.

6. Технология пошива изделия:

6.1 Машинные швы.

6.2 Подбор ниток.

5. Итоговая работа.

6. Оценка работы.

7. Уборка класса.

1. Организационный момент. Цель – Настрой учащихся на работу, организация внимания:

Учитель : Известной актрисе Софи Лорен приписывают слова: «Шляпа есть самый быстрый способ заставить говорить о себе. По-моему, женщину в шляпке забыть нельзя…». Я думаю, что наша беседа убедила вас, что головной убор – это не пустяк, вы сами увидели, какой прогресс произошел в развитии моделирования и конструирования головных уборов, и сколько элементов, образов перешло из прошлых веков в наше время.

Задача урока:

Учитель: Сегодня перед вами ставлю задачу урока такую: вы должны используя метод исследования, попробовать себя в качестве модельеров головных уборов и выбрать для пошива модель кепи, ткань, вид отделки и аксессуары. А я буду каждый этап исследования фиксировать на доске в таблице:

Таблица: «Исследование головных уборов» - на доске

1. Фасоны головных уборов

2. Комплекты летней одежды

Изменение фасона кепи

Аксессуары

Цвет нити

Изменение козырька

Изменение чертежа

Прил. №5/1

классический

Прил. №6/1

Джинсовая ткань

Пряжки Брошь Стразы Поедки АппликацияВышивка

Замки Пуговицы

настрочной

расстрочной

Шляпа из клиньев

Прил. №5/2

расширенный

Прил. №6/3

Прил. №5/3

удлиненный

Прил. № 000

После обсуждения, в ходе урока вы должны отмечать в таблице описания кепи «Выбор модели головного убора» те элементы моделирования и материалы, которые вы будете применять при пошиве кепи на уроках швейного дела.

(см. приложение № 2/2 «Выбор модели головного убора»)

2. Назначение головных уборов

Задание № 1 : Составьте комплекты из предложенных видов одежды и головных уборов.

(см. приложение № 4 «Эскизы комплектов одежды»)

Учитель : В школьной программе по швейному делу для изучения и пошива предложены варианты летних головных - это кепи из клиньев, шляпа из клиньев и берет.

Заполним таблицу на доске, колонка №1 «Фасоны головных уборов»

(см. приложение №3 «Эскизы летних головных уборов»)

Каждый головной убор должен соответствовать определенному стилю, образу и являться дополняющим элементом этого образа, весь комплект смотреться должен единым целым

Учащиеся: обсуждение соответствия одежды и головного убора.

Учитель: отметим в таблице на доске, в колонке №2 «Комплекты летней одежды», соответствие одежды и головного убора.

3. Моделирование кепи.

Учитель: Дорогие мои модельеры, я предлагаю вам, подойти творчески к работе по преобразованию кепи из школьной программы. Вы должны показать в конечном итоге ту модель, которую вы сами носили бы с большим удовольствием. Для этого необходимо выполнить следующее задание:

Задание №2: Что можно изменить и как усовершенствовать предложенную модель?

Учащиеся : предлагают варианты изменения козырька.

Учитель: Посмотрите внимательно на шапочку кепи и подумайте, стоит ли ее изменять?

Учащиеся: обсуждают форму шапочки, насколько удобен этот крой и делают вывод, что нет необходимости изменять форму шапочки.

Учитель: Да, действительно, изменить мы можем только козырек. В карточке–задании №1 покажите изменение фасона кепи путём моделирования козырька.

(см. приложение № 2/3 Карточка – задание №1 «Моделирование козырька»)

Учащиеся: рисуют эскизы трёх моделей кепи.

Учитель : проводит обсуждение предложенных фасонови вместе с учащимися приходят к выводу:

Вывод: В результате получились три модели кепи с различными видами козырьков: классический козырек, расширенный козырек и удлиненный козырек.

Заполним в таблице на доске колонку №3 «Изменение козырька кепи»

(см. приложение № 5 «Разрезные детали кепи»)

Учитель: Обратите внимание на изменение чертежа козырька при построении. Заполним в таблице на доске колонку №3 «Изменение чертежа козырька»

(см. приложение № 6 «Изменение чертежа козырька»)

Из предложенных фасонов кепи, выберете тот фасон, который вы будете шить на уроке и отметьте у себя в таблице «Выбор модели головного убора».

Учащиеся: Отмечают в таблице «Выбор модели головного убора» тот фасон модели кепи, который будут шить на уроке.

4. Выбор ткани.

Учитель : Вы разработали новые фасоны кепи. И перед вами возникла новая задача:

Задание №3: основываясь на анализе представленных тканей, выбрать ткань для пошива кепи.

Учитель знакомит учащихся с образцами тканей (ткани пронумерованы, имеется описание характеристики, названия)

Названия тканей:

1. Атлас - шелковая гладкокрашеная ткань с блестящей и гладкой поверхностью атласного переплетения. Вырабатывается из тонких шелковых нитей или из нитей средней толщины.

2. Бархат - относится к ворсовым тканям. Поверхность её с густым невысоким ворсом, ворс образуется путём стрижки верхнего слоя пряжи.

3. Гомеспун - шерстяная, грубая, мелкозернистая и эластичная ткань, среднетяжелая ткань.

4. Джинсовая ткань – хлопчатобумажная или смешанной структуры, мягкая или среднетяжелая.

5. Крепдешин – шелковая ткань с умеренным блеском, поверхность мелкозернистая.

6. Панама - шерстяная гладкокрашеная ткань, на ощупь мягкая, блестящая, вырабатывается двойным или тройным переплетением.

7. Ситец - хлопчатобумажная, тонкая ткань, из тонкой пряжи полотняного переплетения.

8. Трикотин - легкая х/б или шерстяная ткань, эластичная, гладкокрашеная, с характерной структурой, напоминающей вязание.

9. Парча – ткань из химических волокон, блестящая, шероховатая на ощупь.

10. Пике – х/б или шерстяная ткань. Вырабатывается сложным переплетением (пике) – на лицевой стороне с характерной структурой и рисунком в виде продольных нитей.

Вопросы:

    Каким требованиям должна соответствовать выбранная ткань для пошива вашего изделия: на ощупь, свойства и расцветка ткани.
    А какое назначение могут иметь кепи, сшитые из ярких, необычных тканей?

Учащиеся: изучают характеристики тканей, свойства и отмечают у себя в таблице «Выбор модели головного убора» те ткани, которые соответствуют требованиям выбранного ими изделия.

Учитель: Предложенные ткани отметим в таблице на доске, колонка №4 «Ткани»

5. Аксессуары.

Учитель : Следующий этап работы будет заключаться в выборе аксессуаров для кепи.

Вопрос: Какие аксессуары вы можете предложить?

Учащиеся: Названия аксессуаров: пряжки, брошь, стразы, поедки, аппликации , вышивка, замки, пуговицы и т. д.

Учитель : Заполним таблицу на доске, колонка №5 «Аксессуары» и отметьте у себя в таблице «Выбор модели головного убора» те аксессуары, которые вы хотели бы видеть на своем изделии.

Учащиеся: заполняют в таблице «Выбор модели головного убора» строчку «Аксессуары».

6. Технология пошива изделия.

Учитель : Как модельеры вы выполнили полный объем работы: разработали новые фасоны кепи, подобрали ткани и аксессуары в соответствии предложенными комплектами одежды, выбрали все для своей модели кепи. Пришло время переходить к новому этапу работы «Технология пошива изделия».

Мы с вами много говорили о головных уборах, а вот какие нужны инструменты и приспособления для пошива головных уборов подскажет кроссворд

Кроссворд: « Инструменты и приспособления для пошива головных уборов»

(см. приложение № 2/1)

6.1 Машинные швы:

Учитель: На этом этапе работы нам предстоит рассмотреть машинные швы и выбрать необходимые для пошива вашего изделия.

Вопросы:

    Какие швы применяют для пошива летних головных уборов?

(обрзцы настрочных и растрочных швов)

    Определить швы по образцу

Задание № 5: Какой из этих машинных швов вы бы применили для пошива кепи?

Ø (настрочной шов, растрочной шов, стачной). Отметьте у себя в таблице «Выбор модели головного убора» те швы, которые вы будете применять при пошиве головного убора «кепи»

Учащиеся: рассматривают образцы машинных швов и выбирают шов для пошива изделия.

Учитель: Заполним таблицу на доске, колонка №6 «Машинные швы»

Швы: настрочной, расточной.

6.2 Подбор ниток.

Учитель: В заключительном этапе работы, необходимо продумать какие нитки необходимо применить для отделочных работ при пошиве кепи.

Задание № 6: Подобрать нитки соответствующие выбранной ткани.

(учащимся предложен набор цветных ниток № 40).

Отметьте у себя в таблице «Выбор модели головного убора» те нитки, которые вы будете применять при пошиве головного убора «кепи»

Учащиеся: выбирают цвет нити в соответствии с выбранной тканью.

Учитель: : Заполним таблицу на доске, колонка №7 «Цвет нити»

7. Итоговая работа.

Пришло время подвести итог нашей работе и посмотреть, какие фасоны кепи вы создали для пошива на уроках швейного дела, в соответствии с её назначением.

Задание № 7 . Нарисовать на эскизе готовое изделие «кепи», отобразив на нём цвет, отделку и аксессуары.

8. Оценка работы.

    Участие в процессе работы урока. Эскиз кепи.

9. Уборка класса

Приложение /1 «Задания учащимся» - Кроссворд

Приспособления и инструменты при пошиве головных уборов

1. этот предмет может быть с ручным, ножным и электроприводом

2. у нее длинный желобок смотрит на последний нитенаправитель

3. для вышивания применяют приспособление….

4. при пошиве изделий ручной иглой необходимо надеть на палец…

5. её ткут из нитей натуральных и химических волокон

6. ключевое слово кроссворда

Приложение /2 «Задания учащимся» - Выбор модели головного убора

с классическим козырьком

с расширенным козырьком

с удлиненным козырьком

Назначение

Машинные швы

Цвет нити

Аксессуары

Приложение /3 : «Задания учащимся» - Моделирование козырька

Задание: Произвести моделирование козырька кепи.

Приложение «Демонстрация головных уборов»

https://pandia.ru/text/78/448/images/image011_10.jpg" width="360" height="269">

Приложение – презентация «Головные уборы»

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему "Одежда, обувь, головные уборы" в средней группе ДОУ.

План-конспект занятия познавательному развитию в группе среднего возраста "Одежда, обувь, головные уборы

Цель: формировать представления об одежде, обуви, головных уборах, их назначении, использовании и уходе за ними.
Задачи:
Познавательное развитие
- показать функциональное назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, обратившись к реалиям жизни детей;
- дать представление, что одежда подбирается в зависимости от погодных условий
-формировать элементарные представления об одежде: одежду можно шить, вязать, купить; есть праздничная, форменная и повседневная одежда, а также для сна, для спорта, дома и др.
- подвести к практическому освоению понятия «часть и целое»
Речевое развитие
-формировать умение при описании одежды, называть её признаки, связывать между собой предложения;
-упражнять в использовании форм единственного и множественного числа существительных;учить правильно использовать в речи соответствующие прилагательные;
-развивать грамматический строй речи обогащать словарный запас.
Социально-коммуникативное развитие
-учить детей использовать знания об одежде;
-учить детей подбирать одежду по размеру и по полу;
- актуализировать и дополнить знания детей о том, из какого материала сделаны различные предметы.
Физическое развитие
- развивать мелкую и крупную моторику;
- приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, выполнение основных движений;
- формирование культурно-гигиенических навыков.
Художественно-эстетическое развитие
-развивать способности и творческий потенциал, фантазию, воображение.
-воспитывать художественный вкус и становления эстетического отношения к окружающему миру.
Ход занятия
Вхождение
Воспитатель-
Запомните и повторите за мной ряды слов:
Воротник, манжеты, рукава, подкладка, карман, «молния», оборка, пуговицы, подол, рукава, петли, пояс.
- Вы повторяли слова. Части чего они обозначают - мебели, одежды или посуды? Правильно, эти слова обозначают части одежды. Кроме одежды мы носим ещё и обувь, и головные уборы. Про все эти вещи мы узнаем с вами сегодня много интересного, а поможет нам сказочный герой, которого зовут Портняжка! У него был мудрый дедушка портной, который всему его научил! Поедем к нему в гости?»
Тогда по взмаху волшебной палочки вставайте со стульчиков и покружитесь вокруг своей оси один раз!
- Покружились, покружились и в гостях мы очутились!
Слайд №1 «Ателье и Портняжка»

Основная часть
Ребята, Портняжка приветствует вас и хочет узнать на сколько хорошо вы знаете предметы гардероба. Для этого нужно угадать что на картинке четвёртое лишнее?
№ 2,3, - с изображением четырёх предметов, один из которых лишний.
Здорово у вас получилось, посмотрите в гостях у Портняжки кукла Оля,она случайно пролила на своё любимое платье сок, а он не отстирался.Пришлось отдать его в химчистку, ведь нельзя ходить неопрятными, правильно ребята? Оля пришла сделать заказ,но не знает что ей выбрать по сезону, поможем? Дидактическая игра "Оденем куклу Олю"
Пока мы с вами трудились портняжка выполнил несколько заказов,только не помнит что кому предназначено - сможете определить по виду? Слайды «Кто носит эту спецодежду?»- № 4,5,6,7 – школьники, спортсмены, врачи, военные.


2.Дидактическая игра «Что из чего сделано»
Друзья мои, расскажите, пожалуйста, какие виды ткани вы знаете и для какого времени года они предназначены?
Дидактическая игра "Что из чего сделано?"
Портняжка говорит, что давно не встречал таких смышленых ребят и предлагает нам отгадать его загадки.
Слайды № 8,9,10,11,12,13,14, - платье, штаны, шапка, резиновые сапоги, варежки, халат.
Заключительный этап
Вы умницы и умники! А теперь Портняжке нужно работать, а нам отправляться в группу. Сейчас я снова взмахну волшебной палочкой,а вы покружитесь
Воспитатель -Покружились,покружились и на группе очутились!
Я была удивлена вашими знаниями. Присаживайтесь на свои места.
После возвращения на группу, воспитатель закрепляет приобретённые знания детей об изготовлении одежды.
Слайды № 15,16,17 одежду можно сшить, связать, купить, например


Подводит итоги- хвалит активных, подбадривает тех, у кого что-то не получалось.
Рефлексия
Предлагает детям взять кусочки ткани и подойти к заранее установленным весам с чашами:
-положить в зелёную чашу свой кусочек,если ребёнок хотел бы ещё раз побывать в гостях у Портняжки;
- положить в жёлтую,если ребёнку было скучно и ему не очень понравилось путешествие.
Благодарит всех за участие.

Презентация на тему: Одежда, обувь, головные уборы