Кто занимался проблемой отсутствия чтения среди молодежи. Подростки читают те же книги, что читали их бабушки

Глава 1 . Теоретические основы формирования интереса к книге и чтению у детей

    1. Проблема формирования интереса к книге и чтению

      Особенности формирования интереса к книге и чтению у детей подросткового возраста

Глава 2. Методы и приемы работы над повышением интереса к книге:

    1. в течение уроков;

      во внеурочное время

Заключение

Приложения

Список использованной литературы:

Введение

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей. С появлением телевидения и компьютера поток информации обрушился на человека с небывалой силой. Дети овладевают компьютером зачастую раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Родители либо заняты и «передоверяют» ребенка компьютеру и телевизору, либо не видят в чтении необходимости. Так что «книжный багаж» детей часто ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии – попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

В связи с этим перед учителями, а особенно перед нами, филологами, встает проблема: каким образом обогащать духовный и культурный уровень своих учеников, способствовать развитию их внутренней культуры, творческого начала. Современному обществу нужен не просто гражданин, нужна Личность, а в системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия детьми Книги, Литературы является одним из самых актуальных.

Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей - воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, развитие художественной культуры.

Пробуждение интереса к книге происходит в раннем возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. Частое чтение детям раннего возраста литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Если не заниматься воспитанием ребенка как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы. И, к сожалению, множество факторов нашего общества приводят к тому, что семья не справляется с данным делом.

Это и обуславливает актуальность выбранной темы.

При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью формирования и сохранения интереса к книге и чтению у детей и недостаточной разработанностью педагогических условий для сохранения этого интереса в настоящих условиях.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в преодолении противоречий путем поиска педагогических условий, обеспечивающих формирование и поддержание интереса к книге и чтению.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Как сохранить интерес к чтению у подростков».

Объектом исследования является процесс формирования и сохранения интереса к книге и чтению у детей младшеподросткового и подросткового возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования и сохранения интереса к книге и чтению у детей-подростков

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что формирование интереса к книге и чтению у детей будет более эффективным, если будут осуществляться следующие педагогические условия:

Установление последовательности (этапности) формирования у детей интереса к художественной литературе;

Работа по формированию интереса детей к книге и чтению будет проходить совместно с родителями детей, с учетом преемственности начальной и средней школы;

Работа по сохранению и повышению интереса к чтению будет строиться на основе психологических особенностей подростков и отличаться разнообразием форм и методов.

Цель работы: обосновать педагогические условия сохранения и повышения интереса к книге и чтению.

Задачи:

Изучить и проанализировать состояние проблемы исследования литературе;

Выявить сущность и специфику проблем чтения на настоящий момент;

Выдвинуть комплекс методов и приемов, способствующих осуществлению цели.

Теоретико-методологическая база исследования: идеи развития эстетического восприятия учёных, Н.С. Карпинской, М.М. Кониной, Л.М. Гурович, труды М.Г. Качурина, Г. А. Гуковского, В.Г. Маранцмана, Р.В. Глинтерщика и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные педагогические условия формирования и сохранения интереса к книге и чтению у подростков и могут быть использованы в практической работе педагогов.

Глава 1. Теоретические основы формирования интереса к книге и чтению у детей

1.1 Проблема формирования интереса к книге и чтению

Чтение в XXI веке привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. ООН объявила 2003-2013 годы десятилетием грамотности. В России принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой сказано, что главной задачей в современном обществе является формирование у подрастающего поколения потребности в чтении.

Развитие детей как читателей призваны осуществлять и семья и дошкольные учреждения. Однако современные исследования свидетельствуют о том, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка. Утрачиваются традиции семейного чтения. Если в прошлом веке регулярно читали детям в 80% семей, то в настоящее время только в 7%. Готовность родителей к читательскому развитию детей находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе и педагогической грамотности. Как отмечается в психолого-педагогической литературе, для многих родителей характерны непонимание воспитательной ценности детской литературы, целей руководства чтением детей в семье, недостаточная осведомленность в содержании круга чтения детей, методическая неграмотность.

Интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п. По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Существует серьёзная проблема с детским чтением. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.

И это не только наша проблема.

О сознание важности чтения, и особенно чтения детей и подростков, в последние десятилетия стало предметом заботы государства и общества во многих странах.

Данные, полученные в международном педагогическом исследовании оценивания знаний учащихся (PISA), стали затем основой для принятия ряда государственных мер. В последние годы и в Германии также «были в состоянии шока» (по выражению самих немцев) от результатов, свидетельствующих о снижении уровня чтения юного поколения. Результатом работы стало подписание «Заявления Международной ассоциации чтения», в котором сказано: «Подростки, вступающие в мир взрослых в ХХI веке, будут читать и писать больше, чем в любое другое время в истории человечества. Им потребуется более высокий уровень грамотности для работы, организации домашнего хозяйства, выполнения грандиозного долга и ведения личных дел. Им нужна грамотность, чтобы совладать с потоком информации повсеместно, где бы они ни находились. Они должны быть грамотными, чтобы подпитывать свое воображение и иметь возможность участвовать в строительстве будущего. В сложном, а иногда и опасном мире, для молодого человека очень важна способность читать. Поэтому необходима постоянная поддержка и помощь в обучении чтению, начиная с самых ранних стадий развития». В 2004 году в США, например, прошла Неделя юношеского чтения. Швеция также озабочена качеством создаваемой литературы, её художественными достоинствами. Норвегия создаёт программы типа «Читающий колледж». Колумбия создала национальную программу поддержки чтения, где главное место уделяется чтению детей и подростков. Целевые программы, направленные на привлечение детей к Книге, работают в США, Великобритании, Германии и т.д. Электронные библиотеки, «Ночь любимой книги», акции, палаточный лагерь и т.д. – методика отличается чрезвычайным разнообразием.

У нас тоже наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее, глубже в ребёнке формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным потенциалом.

1.2 Особенности формирования интереса к книге и чтению у детей подросткового возраста

К году для многих детей книга становится любимой игрушкой. К 3 годам

среди первых пятидесяти слов у многих детей есть слова "книжка", "книга", "читать".

К пяти – при условии работы над развитием ребенка – дети нередко способны самостоятельно пересказать короткий прозаический текст, подобрать рифму, оценить персонажа. К семи – прочесть книжку и побеседовать о содержании. В начальной школе читают практически все.

Что же происходит потом?

Увы, сегодня на процесс социализации все большее влияние оказывают «некнижные» средства массовой информации. Количество каналов получения информации продолжает расти, при этом наряду с традиционными – книгой и периодикой, все большее место в жизни ребенка (и особенно подростка) играют аудиовизуальные («электронные») СМИ. Развивается культура, которую называют «электронной» («видеокультурой», «аудиовизуальной культурой»).

Многообразно влияние этой культуры на чтение ребенка:

в первую очередь падает символический статус чтения и его престиж (язвительные ярлыки «ботаник» и «заучка» мгновенно приклеиваются к ребенку, взявшему в руки книгу по доброй воле;

меняется восприятие печатного текста и информации, (восприятие становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», т.н. «язык смс-сок»); и ребенку физически трудно сосредоточить внимание на неподвижной странице даже на короткий срок.

меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к тем темам и жанрам, которые представлены на экране, особенно приключенческим – детективам, триллерам, книгам ужасов, комиксам);

предпочитается печатная продукция, где более широко представлен видеоряд (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов).

Изменился характер чтения детей и подростков: оно становится более прагматичным (и носит инструментальный характер), становится все более индивидуальным и функциональным. Возрастающие учебные нагрузки ведут к тому, что в чтении детей (и особенно подростков) преобладает «программная» литература. С другой стороны, досуговое чтение становится более развлекательным. Таким образом, сегодня из массового чтения подростков и юношества уходит классическая зарубежная и отечественная литература, и особенно романы, которые продолжают читать, в основном те, кто станет небольшой группой «элитарных читателей». При этом усиливаются гендерные различия: девочки (и девушки) больше читают именно книг «для души», тогда как подростки-мальчики – это (в лучшем случае) – читатели фантастики, приключений, детективов, а также научно-познавательной и специальной литературы.

Исследования, проведенные специалистами Российской государственной детской библиотеки (О.Л. Кабачек, И.А. Бутенко, В.П. Чудинова, О.И. Мургина и др.) свидетельствуют о том, что сегодня в досуговой деятельности подростков-мальчиков проявляется тенденция активного использования окружающей их «электронной среды», где наряду с традиционным занятием – чтением книг, обнаружилось их стремление к использованию не только теле- и видеоэкрана, но и компьютера (в основном, в качестве источника компьютерных игр), а также Интернета (где они не только играют, но и «путешествуют по сетям», скачивают нужную информацию и др.). Для этой аудитории также характерно чтение иллюстрированных журналов. Вместе с тем, здесь литература уже не служит (как это было раньше) средством социализации, поскольку эти юные читатели практически не находят в ней героев – объектов для подражания.

Эти и другие новые особенности сегодняшних юных читателей требуют изменения традиционных представлений и подходов педагогов, воспитателей, библиотекарей. В эпоху развития глобальных информационных телекоммуникаций перед ними встают задачи подготовки нового поколения к мультикультурному информационному миру. Меняются подходы к образованию и «грамотности» в аспектах, связанных с печатной и «электронной» культурой и информацией. Среди походов, развивающихся в последние десятилетия, это вопросы, связанные с понятиями и концепциями медиаобразования, информационной грамотности (в России – «информационной культуры»), компьютерной грамотности. В последние годы, с бурным развитием Интернета, это также новейшие подходы, связанные с «сетевой грамотностью» – умением работать в информационных сетях. Меняющийся облик и новые коммуникативные привычки подрастающего поколения – это огромная проблема и задача, стоящая перед педагогами.

Казалось, еще недавно модно было обсуждать тему чтения современных детей-подростков. Не так давно в бурных обсуждениях школьных стандартов много говорилось о том, все ли школьники должны читать «Обломова», «Войну и мир», «Тихий Дон», «Доктора Живаго» и другие произведения, входящие в традиционный корпус «школьной программы», «золотого запаса культуры», воспитывающие патриотизм, способность сострадания, уважение к прошлому, вечным ценностям и т.п. Неизбежно высказывались соображения, что люди, прочитавшие одни и те же книги в детстве, могли становиться героями, учеными, врачами, домохозяйками или убийцами, ворами и тиранами. Нет числа справедливым упрекам в адрес учителей, отбивших вкус к Пушкину или Толстому, Блоку, Есенину и многим, многим другим. И, тем не менее, никто не предложил в принципе исключить литературное чтение из школьной программы. Все осознавали его необходимость. А сегодня?

За несколько последних десятилетий книга во многом изменила свои функции в жизни подростка, и не только подростка. Скажем, сведения о самых различных ситуациях, с которыми можно столкнуться в жизни, и «рецепты» поведения в гораздо большей степени сообщает кино и телевидение , чем любые книги (причем, что особенно удручает, упрощается даже кино: спецэффекты, яркие и зрелищные картинки, примитивнейшие сюжеты… чему они научат?). Постепенно и разнообразные компьютерные игры также принимают на себя часть былой книжной нагрузки. Всевозможную полезную и вредную информацию все чаще школьники черпают из Интернета, и с каждым днем число обращающихся к нему растет и будет возрастать. И в то же время, несомненно, чтение остается одной из самых эффективных сфер, приучающих школьников к умственной деятельности. Следовательно, необходимо в новых условиях находить новые средства создания привлекательности самого процесса чтения, с тем, чтобы новые поколения школьников не теряли тех возможностей, которые приобретаются только в результате умения читать. Как это сделать? Могут ли семья, школа или что-то третье сыграть здесь решающую роль? Подростки чаще всего читают книги, которые читают их родители или родители их друзей. Дети, вырастающие в домах, где родители не читают, реже берут книги в руки. Учителя литературы иногда умеют заразить учеников охотой читать, и даже если после школы те реже обращаются к художественной словесности, навыки школьного чтения, скорее всего, оставляют свой след в их дальнейшей деятельности.

Чтение могло бы занять не последнее место в новой системе общественных ценностей современного российского общества. Но для этого требуется много дополнительных условий.

Сама я столкнулась с этой проблемой особенно остро. Обожающая книгу, я просто не могла понять, как это – не любить читать. Собственный школьный опыт ничего в этом отношении не дал: казалось, что одноклассники-одноклассниками, но если правильно провести работу, то дети должны полюбить книгу. К сожалению, не всегда, что доказывается результатами анкетирования

Анкета «Книга в моей жизни»

1. Любимые занятия в свободное время?

Гуляния

Занятия на компьютере

Чтение

Телевизор

Увлечения, хобби

Да

Нет

Не очень

3. Какие книги ты любишь:

традиционные книги,

цифровой (компьютерный) формат

4.Сколько времени в день уделяешь чтению книг?

5..О чем ты больше всего любишь читать?

Классика

О животных и природе

Про сверстников

Приключения, фантастика, фэнтэзи

Детективы

Стихи

Про исторические события

Научно-познавательная литература

Сказочные повести

Другое

6.Есть ли у тебя любимый писатель? Назови фамилию и его книги.

7.Назови своего любимого литературного героя.

8. Есть ли у тебя любимый журнал?

9.Назови книги, прочитанные тобой в этом учебном году.

10. Как ты считаешь, почему современные подростки так мало читают?

11. Какую роль в современной медиасреде ты отвел бы чтению?

Книга нужнее, чем компьютер. Почему?

Книга не нужна. Почему?

    По первому вопросу (опрошено 115 человек, 5-9 классы)

Было предложено 5 вариантов ответов (гулять, компьютер, чтение, телевизор, занятия по увлечениям), нужно было расположить эти варианты в порядке предпочтений. Получились такие результаты.

I место

II

III

IV

V

Гулять

3 8

2 1

Занятия на компьютере

4 3

2 7

Чтение

3 8

Просмотр TV передач

1 6

2 7

Занятия по увлечениям

1 0

3 4

1 2

4 8

Из результатов опроса видно, что чтение на первое место ставит всего лишь 7% уч-ся, на 2 место – 14%, на 3 – 20%, то есть в тройку лидеров оно, как правило, не входит. Если бы в объекты опроса входила программная литература и пособия, результат, конечно, был бы выше, но чтение как увлечение – всего лишь у 7%

13

Не очень любят

115

3. Какое чтение ты предпочитаешь?

55 % предпочитают чтение традиционных книг, 35% - цифровой формат, 7% оба, 3% затруднились с ответом

4. Ответ на 4 вопрос дал такие результаты: лишь 18 чел из опрошенных уделяли чтению больше часа в день.

5. Тематические предпочтения наших школьников выглядят следующим образом : большинство ребят, как мальчиков, так и девочек, предпочитают фантастику, фэнтэзи, затем следуют детективы и книг и о животных. Классику (причем, это в основном произведения, изучаемые по школьной программе) назвали только 8 девочек (Грин, Куприн, Пришвин, Пушкин) и 1 мальчик. Немногие отметили книги о сверстниках, научно-познавательную литературу, сказочные повести и стихи.

6. Любимые писатели наших подростков .

Почти половина опрошенных н е назвали в анкетах ни одного любимого писателя. Круг любимых авторов не очень большой, чаще других называют А.С.Пушкина, встречаются Тургенев, Распутин, Гоголь. В основном называют «раскрученных» авторов. У девочек чаще других называются книги «Сумерки» Стефани Майер, Гектор Мало «Без семьи», Джоан Роулинг «Гарри Поттер», у старших «50 оттенков серого» и «50 дней до моего самоубийства». У мальчиков - книги серии «Метро», книги серии «Сталкер», «тот же «Гарри Поттер»

7. Любимые литературные герои.

Ответ на этот вопрос может дать представление о нравственном и духовном мире наших подростков. Ведь любимый литературный герой – это тот, на кого хочется походить, поступки которых вызывают восхищение, уважение. К сожалению, оказалось, что у 36 (37%) опрошенных учащихся нет любимых литературных героев. У остальных ребят очень большой круг перечисленных литературных героев. В основном - это главные герои их любимых книг.

Предпочтения девочек: Бильбо Бэггинс , Кусака, Гарри Поттер , Муму, Гермиона. У мальчиков – Митраша, Гарри Поттер, Робинзон, герои «Метро». Иногда называются Маленький принц, Бильбо, Грэй, Маугли, Незнайка. У шестиклассников чаще называются литературные герои из книг, прочитанных в начальной школе. Все это свидетельствует о бедном читательском багаже подростков.

    8. Любимыми книгами подростков являются в основном книги любимых ими писателей:

    «Сумерки» С.Майер, «50 оттенков серого» Э.Джеймс у девочек; серия книг Д.Глуховского «Метро», книги серии «Сталкер», «Пикник на обочине» Стругайких, «Хоббит» Толкиена, «Алые паруса»А.Грина, «Тарас Бульба» Н.Гоголя, «Эрагон» Кр.Паолине, «Гарри Поттер» Дж.Роллинг.

    9. Журналы вообще не вошли в круг чтения опрошенных подростков. 45 человек не назвали ни одного издания, 37 учащихся отметили журналы, адресованные учащимся начальной школы и « Avon ». А познавательных журналов не назвал никто.

    10. Недавно прочитанными книгами были названы в основном произведения, изучаемые по школьной программе по литературе. 32(36%) учащихся не назвали ни одной книги. Кроме программной классики были названы все те же книги это «Хоббит» (прочитанный в школе на внеклассном чтении), С.Майер, Д.Глуховский, Роулинг, детские ужастики, детективы серии «Черный котенок», «Пять юных сыщиков и верный пес».

    11. Список прочитанных на момент опроса книг обычно невелик. В перечне прочитанных книг, как правило, не называются авторы.

    12. На вопрос « Почему современные подростки мало читают?» большинство ответили так: зачем читать, когда есть компьютер. Вторая по частотности причина «нет времени». Причиной отсутствия интереса к чтению большинство ребят назвали наличие компьютеров, гаджетов (77 человек). Сослались на отсутствие времени 4 учащихся, а 4% - скучно, еще 4% лень.

13. На этот вопрос «Какую роль в современной медиасреде ты отвел бы чтению?» отвечали только 36 респондентов. И если в нулевые годы про преимущество книги отвечало около 70% опрошенных, то сейчас таковых всего 50%.

Ситуация пока не катастрофичная, но данные заставляют задуматься.

В последние годы мы собирали данные о том, как электронная культура воздействует на чтение детей и подростков:

Меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», «клиповым» (вследствие чего ребенку всё труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно – повестях и романах);

Меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате – детективам, триллерам, «фэнтези», «ужасам», «кинороманам»);

Предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов);

происходит «клиширование», упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия (в том числе и язык русской и зарубежной классики).

В связи с тем, что и репертуар современного книгоиздания, и репертуар телепередач ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса, то не удивительно, что в чтении детей и особенно подростков доминирует остросюжетная развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов («кинороманы»).

Подростки привыкают говорить на упрощенном языке смс-сообщений и Интернет-форумов, художественное же слово перестают чувствовать.

Глава I. Методы и приемы работы над повышением интереса к книге:

1.1 в течение уроков

Перед учителем-словесником встает проблема весьма сложная – показать подростку ценность и красоту художественных произведений.

Метод творческого чтения - в ызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность. Надо учить школьников слушать и слышать художественное слово, ценить его, наслаждаться им, учиться самим говорить и писать выразительно.

Для метода творческого чтения нужны следующие методические приемы:

Выразительное (в идеале – художественное) чтение учителя,

Чтение мастеров по телевизору и компьютеру (в Интернете сейчас много примеров);

Обучение детей выразительному чтению (у нас каждый год призеры в конкурсе «Живое слово»)

Чтение учителя художественного текста с комментариями (комментированное чтение)

Беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанных произведений;

Постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической), вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников;

Творческие задания по наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Виды учебной деятельности учащихся: чтение художественных произведений дома и в классе; выразительное чтение с обоснованием его особенностей; заучивание наизусть; активное слушание художественного чтения; составление плана, заголовки которого стимулируют живое, образное воспроизведение эпизодов; близкие к тексту пересказы, художественное рассказывание; составление сценариев, иллюстрирование прочитанного произведения рисунками; непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле; рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их; сочинения по живым впечатлениям. При изучении древнерусской литературы – написать свое «Поучение» на свитке, в тетради – рисунок (я вообще разрешаю в тетради по литературе рисовать, раскрашивать страницы, обводить цветными фломастерами термины, то есть тетрадь становится яркой, красочной)

Эвристический метод (частично-поисковый), если коротко, здесь важны подбор материала из художественного произведения, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный вопрос; пересказ с элементами анализа текста; анализ эпизода, сцены, всего (небольшого) произведения; анализ образа героя; сравнительный анализ героев, эпизодов, пейзажей, стилевых особенностей произведения; составление плана к развернутому ответу, докладу, сочинению; конспективное изложение результатов анализа произведения; постановка проблемы и ее решение с привлечением не только литературных источников, но и материалов из смежных искусств; выступление на диспуте; сочинение на частные и обобщающие темы.

Исследовательский метод. Его цель - раскрыть некоторые новые аспекты изучаемого предмета, не освещавшиеся ранее на занятиях, развитие умения самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса.

Это достигается путем постановки проблемных вопросов, исследовательских заданий.

Исследовательский метод применяется на уроках, но особенно на семинарских занятиях, литературных конференциях. Приемы проявления исследовательского метода: выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами школьников или индивидуально; подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента; самостоятельный анализ произведения, не изученного по программе; выполнение заданий творческого характера по эстетическим, литературоведческим, нравственным проблемам. Выдвигая темы, учитель консультирует учащихся, стимулируя их поиск, обеспечивает правильное идейное направление их работы.

Виды деятельности учащихся при исследовательском методе: самостоятельный анализ части изучаемого произведения; анализ целого, не изучаемого в школе произведения; сопоставление двух или нескольких произведений; сопоставление литературного произведения с его экранизацией; самостоятельная оценка спектакля; оценка просмотренной кинокартины, выставки живописи и т.д.; краеведческие изыскания и другие работы. Результаты могут быть оформлены в виде докладов (на семинарских или обычных классных занятиях); в том числе для учащихся других классов; в сочинениях; в выступлениях на диспутах; в статье для газеты или школьного литературного журнала.

Репродуктивный метод (больше для слабых классов)

Сущность его заключается в том, что учащиеся получают знания как бы в готовом виде – в слове или лекции учителя, в учебнике, в учебном пособии, научно-популярных книгах, критических статьях и пр.

Приемы репродуктивного метода: рассказ учителя о жизни и творчестве писателя; обзорная лекция с демонстрацией учебных пособий, использованием технических средств; задания по учебнику, по учебным пособиям: ответы на вопросы с привлечением материала, подобранного учеником, подготовка иллюстративного материала.

Виды деятельности учащихся: запись плана или конспекта лекции учителя, составление плана, конспекта или тезисов прочитанных статей учебника, критических статей, составление синхронистических таблиц; подготовка устных ответов по материалу лекции учителя, учебника, учебных пособий; подготовка докладов, сочинений обобщающего характера с использованием имеющегося материала по данной теме или проблеме.

Из них для пробуждения читательского интереса наиболее полезен исследовательский метод, поскольку именно этот метод не только ориентирован на максимальное включение в работу над произведением ученика, привлечение его читательского и жизненного опыта, но и дает навыки самостоятельного анализа произведения, что отразится не только на школьном изучении произведения, но и на развитии читательского восприятия вообще.

Исследовательский метод ведет к овладению методами научного познания, к самостоятельному и (в идеале) творческому их применению, которое выражает внутреннюю потребность, и общественную направленность личности ученика. А ведь интерес к изучению художественных произведений у подростков зависит от того, насколько урок литературы соответствует их возрастным психологическим и умственным потребностям и возможностям.

Одна из психологических потребностей ученика – спорить . «Многие учителя понимают, что стремление спорить есть не только свойство психики подростка, юноши, ученика, но и непременный атрибут продуктивного мышления познания. «Проблемность – неотъемлемая черта познания.<…> Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречий. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленный на их «снятие». Это снятие противоречий, спор на уроке рождают ту познавательную эмоцию, то увлечение, страстность, энтузиазм, которые необходимы юным в особенности, человеческому исканию истины вообще. Но, понимая все это, учитель делает объектом спора не себя и свои суждения, а научные истины, те или иные концепции, взгляды, положения, по отношению к которым он сам, и его ученики выступают как одинаково ревностные соискатели истины, равноправные собеседники. Такие отношения равноправных собеседников между учителем и учащимися на уроке являются необходимым условием преподавания литературы в современной школы с ее сравнительно развитыми учениками, с ее стремлением к развивающему обучению. Эти взаимоотношения переадресует критический пафос школьников... воспитывают уважение к знанию, силе мысли, умению аргументировать».

Приемы исследовательского метода

Собирательская исследовательская деятельность

Приемы исследовательского метода необходимо включать в уроки литературы уже с пятого класса. Именно на этой стадии обучения важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но и пользоваться ими как инструментом познания. Например, при изучении устного народного творчества рассказывают учащимся и о собирателях фольклора. Учащимся можно поведать о сборниках, куда вошел фольклорный материал, собранный учащимися школ, можно предложить учащимся небольшое исследование: собрать пословицы, поговорки, сказки, загадки, опросив своих родителей, бабушек, дедушек. Причем учащиеся должны быть поставлены в строгие рамки сбора материала: необходимо указывать от кого, когда, где записаны сведения, сколько лет сказителю, от кого сказитель узнал произведение. Эти правила просты и понятны для пятиклассника. Собранный материал затем обсуждается в классе, анализируется. Перед школьниками ставится задача – определить, отличается ли вариант фольклорного произведения, от приведенного в сборниках, если да, то как. Также могут быть даны дополнительные задания. Если ученики собирали пословицы, то можно проанализировать, каких среди них больше: рифмованных или нет, и почему. Прием сопоставления произведений, используемый в этом случае, подготовит ребят к более сложным заданиям в старших классах. Кроме того, тут используется прием самостоятельного анализа произведения.

Исследовательская игра. Прием выдвижения учителем проблемы для всего класса. Например, изучение «Кладовой солнца» М.М. Пришвина начинается с проблемного вопроса: почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?

Работа над произведением идет по следующему плану:

1. Работа с понятием «исследование». В чем преимущества такого метода при работе с произведением. Учитель предлагает ученикам проблемный вопрос.

2. Учитель поясняет в чем сложность отыскания ответа на этот вопрос (примитивное решение вопроса: отыскать черты сказки и были в тексте. Но) Работа над понятиями «сказка», «быль». Можно ли выделить в тексте «сказочные» и «правдоподобные» образы?

3. Обращение внимание на детали – имена и названия людей, животных, мест. Например, почему про Настю сказано, что она была «как золотая курочка на высоких ножках»? Как учителя называли между собой Митрашу? Почему, как вы думаете, его называли «мужичок в мешочке»? Подобные вопросы задаются про собаку Травку, волка, болото, Слепую елань.

4. Разговор о родителях детей, какие сведения о них можно обнаружить в тексте. Учащиеся сами отыскивают детали в тексте и сами интерпретируют их.

Важное примечание : словарную работу нужно проводить до начала чтения, желательно силами самих учеников-«экспертов». Например, перед началом чтения – раздать «словарик-картинку», где не просто приведены сложные для понимания ребят слова, но и рисунки, отражающие эти понятия.

5. Разговор о лесной природе, которая описывается в произведении. Можно организовать даже соревнование, кто больше расскажет о природе, описываемой в «Кладовой солнца»: какие растения, животные упоминаются, явления природы.

6. Инсценировка небольших эпизодов, показывающих, например, дружбу брата и сестры, их ссору, спасение Митраши и т.д. учащиеся играют не только людей, но и деревья, птиц, животных, выходя таким образом на понятие олицетворения. Инсценировку можно вынести на внеурочные занятия, классные часы. Задача учителя – организовать обсуждение эпизодов так, чтобы понять причины поведения людей, роль природы в произведении. Важна консультация учителя и самостоятельная работа над эпизодами дома. Эпизоды могут проигрываться разными составами актеров. Это дает материал для сравнения понимания образов учениками.

Игровая деятельность детей, соединенная с следовательскими задачами увлекает учащихся. «Важнейший результат игр проявился в самих играх – в увлеченной художественной работе, протекавшей как бы на грани реальности и сказки». Но в работе над эпизодами необходимо не выпускать из вида основную задачу учащихся – наработка материала для ответа на главный вопрос о жанровой принадлежности произведения.

7. Итоговая беседа. После работы над произведением школьники отвечают на вопрос о том, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью. Школьники приходят к выводу, что сказка и быль у Пришвина связаны неразрывно, они дополняют друг друга. Быль – это то, что есть, что происходит, а сказка – это мечта людей: о дружбе, о любви, о знании, которое можешь передать людям, о правде. Пришвин написал сказку быль о том и для того, чтобы мечты становились былью.

Прием подготовки докладов и выступлений

Школьники могут готовить доклады уже в 6-7 классе, если учитель даст им подробную консультацию. Для того, чтобы подготовка доклада не стала механическим конспектированием статей и пособий, учитель должен поставить перед учеником ряд исследовательских задач, заинтересовать его темой доклада. Для докладов предлагаются проблемные темы. От учеников требуется не только переработать текст статей, но и сопоставить их сделать выводы, выработать собственное мнение на проблему. Например, при изучении «Капитанской дочки» А.С. Пушкина учителем решается две проблемы:

1. Как преодолеть наивно-реалистическое восприятие школьников произведение (в частности, восприятие художественных образов как реальных людей).

2. Как сделать для школьника интересным изучение произведения.

Основное направление работы по произведению: от факта - к образу. В эту работу желательно и можно втянуть весь класс. Обычно требуется два основных вида заданий: комментарии к тексту и маленькие доклады об отдельных моментах творческой истории произведения.

Тексты

Аскарова В.Я., Сафонова Н.К.
Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений

Подростки и литература…Это словосочетание сегодня навевает тревожные размышления, так как чтение в жизни современных тинейджеров просматривается весьма призрачным контуром. Сами подростки признают, что читают «редко и мало», «только по необходимости» и чтение не входит в число любимых занятий. Любопытно, что, мотивируя своё охлаждение к читательской деятельности, подростки апеллируют к понятию «мода»: «чтение стало не модно», «старые книги становятся немодными», «сейчас это уже не в моде», «идёт поколение компьютеров». Избалованные калейдоскопичностью впечатлений, даваемых современной индустрией развлечений, подростки тяготятся чтением как занятием трудным, требующим слишком больших усилий: «читать трудно и долго», «читать долго и лень», «не хочется париться над книгами». Подростки охотно идентифицируют себя с «фанатом улицы», «подростком в Сети», «девочкой-мальчиком с плеером», «телеманом» и только в последнюю очередь – с «книгочеем».

В сложившейся ситуации особенно важно понять, что привлекает и отталкивает подростка в книжной культуре, как гарм его взаимоотношения с книгой и электронными носителями информации и что нужно сделать для возвращения чтения в мир детей. Чтобы разобраться в этих вопросах, кафедра детской литературы ЧГАКИ в рамках «Года детского чтения в Челябинской области» при поддержке губернатора П.И. Сумина провела первый этап исследования «Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений».

Мы понимали, что необходимо осмысление современных явлений детско-юношеского чтения на основе научного анализа, в тесной связи со всеми социально-экономическими реалиями нашей жизни, её кризисами, глобальной сменой ценностных ориентации, радикальной перестройкой взаимодействия взрослого и детского миров, формирования принципиально новой культуры детства.

Проблема заключается в том, что подростки могут пользоваться лишь теми достижениями книжной культуры, которые предоставляют им взрослые. Взрослые же – издатели, библиотекари, работники книжной торговли, педагоги, родители руководствуются в своей деятельности по отбору литературы и формированию круга подросткового чтения тем, какой образ юного читателя сложился в их сознании. Они отталкиваются от того, какие книги считают полезными или вредными для подростка, какое чтение – развивающим, одухотворяющим, а какое – вредным, отупляющим, диссонирующим с интересами социальной эволюции молодой читательской поросли.

Представления о читающем подростке, осознаваемые в той или иной мере, являются основным пусковым механизмом, определяющим содержание деятельности институтов книгоиздания и книгораспространения – издательств, книжных магазинов, библиотек и образовательных учреждений. Выявление этих интересов, приведение их в соответствие с реальностью и коррекция на основе изучения самопредставления читающего подростка могут оказать существенное влияние на процессы издания, распространения, а, следовательно, и чтения детско-юношеской книги.

С целью получения эмпирического материала в Челябинской области к исследованию при организационной поддержке областной детской библиотеки им. В.В. Маяковского были привлечены работники издательств, детских библиотек, книжных магазинов, педагоги средних школ и родители Челябинска, Златоуста, Миасса, Озёрска, Южноуральска и Уйского района.

Как и предполагалось, картина подросткового чтения с её приоритетами, оценками, читательским пристрастиями резко контрастирует с той, которую хотели бы видеть взрослые организаторы детско-юношеского чтения. Выяснилось, что у подростков ситуация «вялого чтения» – чтения-нечтения носит массовый характер и из разряда стихийных, неосознаваемых явлений, переходит в разряд явных и подотчётных сознанию. Из 630-ти респондентов, представлявших разные по статусу территориальные образования области, 98% подтвердили, что чтение не занимает в их жизни сколько-нибудь серьёзного места. Характерно, что при этом подростки оперируют категориями множественного, а не единственного числа: «мы», «наш возраст», «наш класс», «наши ребята», «наше поколение», что косвенно свидетельствует о типичности данной ситуации.

Опрос показал, что основные трудности подросткового чтения связаны со словом, основным средством выразительности книги. На это указывают сами респонденты: «спотыкаюсь о непонятные слова», «буксую в описаниях», «не могу осилить книгу до конца» и, в конечном итоге, – «просто трудно читать и всё». Соответственно, общение с книгой подростки стремятся свести к минимуму, свою читательскую жизнь они не склонны планировать даже на шаг вперёд. Наиболее распространённая подростковая ситуация – «читаю под настроение», «читаю, что попадает под руку». Причём книга, которая «попадает под руку», должна отвечать определённым требованиям – например, быть «простой и умной». «Умная» – это, прежде всего, информативная книга, из которой можно «почерпнуть что-нибудь новое». Сложность в книге подросток не приемлет, относя её к качествам, характеризующим «плохую книгу».

Воспринимая книгу ситуативно, не ведая понятия «читательская биография», подросток хочет исчерпать книгу сегодня и сейчас; отложить, подумать, вернуться, перечитать – такие реакции не характерны для современного юного читателя. Нередки утверждения типа «не люблю перечитывать», «я читаю все книжки по одному разу», «мне хватает одного раза», «нет привычки перечитывать». Отсюда категоричное: «непонятная», «сложная» – значит плохая, при этом в скобках указываются то «Алые паруса», то «Мастер и Маргарита», то «Неточка Незванова»…

Универсальный вариант определения хорошей книги у подростков – «интересная». Что для них входит в слагаемые этого понятия? Прежде всего, «захватывающий сюжет», «чтобы развлекало интересными положениями», «увлекало ситуациями». Причём «положения и ситуации» должны быть непременно в пределах жизненного опыта подростка: «про нас», «про современную нашу жизнь», «из нашей жизни».

Роль «интересных книг» в читательской практике современных подростков сегодня зачастую выполняют эрзацы – многочисленные серийные книжные поделки, в точности выполняющие социальный заказ подростка: нагромождение «интересных ситуаций», лёгкий, «понятный» язык, узнаваемые типы героев, налёт непритязательного комизма, счастливый конец. Подтверждается ориентированность на книги из разряда «массовой литературы»; на первых местах в рейтинговой таблице подростков – Д. Ролинг, Д. Емец, Д. Донцова, С. Лукьяненко, Е. Матвеева, Ф. Паскаль, книги по фильму «Зачарованные», бесконечные «детские детективы», «страшилки» и т.д.

Библиотекари фиксируют: подростки неохотно берут книги, где герои-сверстники представляют прошедшие исторические эпохи. Социальные потрясения последних десятилетий привели к ослаблению межпоколенных связей, разрыву культурной традиции. Для современного подростка существует не ось времени, а её конкретный отрезок – дискретность мировосприятия и суженная идентичность проявились как характерные черты современного юного человека. Соответственно, неразвитость чувства бесконечного закрывает подросткам путь ко многим, объективно нужным для него книгам и, прежде всего, из фонда литературной классики.

Серьёзные потери несёт и техника чтения; качество чтения современных подростков не отвечает вызовам времени и международным требованиям к стандартам грамотности. По данным международного исследования грамотности PISA, российские школьники в последние годы не поднимаются выше 25-го места.

Среди основных причин, обусловливающих кризисные явления подросткового чтения – изменение структуры и содержания семейного досуга, характера внутрисемейного общения, резкий разрыв межпоколенных ценностей. Массовое «отпадение» взрослого населения от читательской деятельности девальвировало её в глазах детей. В отсутствие доказательных обыденных примеров собственного чтения взрослые, побуждающие подростка к чтению, выглядят неубедительно и даже несколько лицемерно. Подростки утверждают: «родители читают меньше нас», «не разбираются в литературе», «не покупают нам книги», а главное – «не могут объяснить своими словами, зачем читать книги».

Отметим и некоторую растерянность родителей перед новыми реалиями. Список конкретных книг, которые они считают полезными для подростков, предельно скромен: называются в основном В. Каверин, В. Быков, А. Рыбаков, А. Пушкин, В. Крапивин, Д. Рубина, В. Железников. Причём справилась с ответом на этот вопрос лишь пятая часть опрошенных.

Чтобы уточнить, какие книги родители считают особенно полезными для социализации и саморазвития подростков, мы задали вопрос о том, для изданий каких книг они бы рекомендовали Президенту РФ ввести льготы. Ответы на этот вопрос были крайне редки и поразили отсутствием конкретики: «на все», «на переиздание качественных старых книг», «на классику», «на учебную, программную литературу», «на энциклопедии, справочники для школьников».

Родители хотели бы вытеснить из круга чтения своих детей книги, которые стимулируют и формируют вседозволенность, жестокосердие, душевную чёрствость, дурной вкус, бездушие, интеллектуальную леность. К таковым они относят «страшилки», «мистику», «бульварный детектив». Правда, с конкретикой здесь ещё скромнее; названы всего три книги – «Синяя борода» Ш. Перро, «Чучело–2» В. Железникова, «Сломаная кукла» А. Лиханова. Не кажется праздной реплика одной из опрошенных: «Вы забыли спросить, а читаем ли мы сами?».

Утрата культурной традиции создания и культивирования домашних библиотек в российских семьях привели к разрушению домашней книжной среды. Книжные собрания подростков мизерны, подбор книг случаен, мотивация к развитию домашних книжных собраний снижена.

Широкое распространение новых информационных технологий в условиях отсутствия концептуальной продуманности управления этим процессом сыграло свою роль в усугублении кризисных явлений подросткового чтения. Подростки видят в компьютерах, прежде всего, своеобразную «выручалочку», позволяющую избежать самостоятельного поиска, сбора и создания информации. Пресловутое «скачивание» имеет характер не эпидемии, а пандемии. Отводя чтению, прежде всего, информационную роль, подростки в её реализации преимущество отдают компьютеру. Компьютер действительно выручает подростков в трудной ситуации; он быстро и точно выдаёт информацию в пределах заявленной необходимости, информацией здесь легко манипулировать и управлять. Но ведь чтение не исчерпывается изъятием необходимой информации! Полифункциональность чтения, возможности поликультуры скрыты от современного подростка, многие функции чтения и информационной деятельности остаются для него непонятыми и невостребованными.

К сожалению, результаты исследования не позволяют сделать вывод о стимулирующем воздействии школы. Подростки крайне редко видят в педагоге как трансляторе книжной культуры человека, чей читательский опыт представляет интерес. Как и предполагалось, на чтение подростка существенное влияние оказывает характер учебного заведения, в котором проходят его школьные годы. Подростки элитных лицеев, гимназий имеют значительно больше объективных оснований для читательского развития. Однако нередко элементы читательской образованности носят сугубо «внешний» характер, не отражаясь на внутренней структуре личности. Об этом свидетельствует, в частности, то, что во многом мотивы чтения и читательские ожидания подростков из элитных и обычных учебных заведений совпали именно в своих нижних амплитудах.

Тонкий слой элитных читателей составляет примерно 7–8% от числа опрошенных. Для таких читателей чтение является насущной потребностью, удовлетворяющей глубинные интересы личностного развития. Такой читатель вовсе не обязательно представитель престижной школы, его читательская элитарность – следствие совпадения многих факторов: стимулирующая домашняя среда, хороший учитель, разбудивший «духовную жажду» книги, счастливо совпавшие с читателем в нужный момент.

Изменилась и роль детской библиотеки в организации детско-подросткового чтения. Как и раньше, она рассматривается как территория выравнивания социальных возможностей детей, но в этой функции её больше видят подростки из обычных школ. Учащиеся элитных школ от неё дистанцируются; очевидно здесь играет роль лучшая оснащённость соответствующих школьных библиотек. Кроме того, в качестве источника добывания книги они активно используют сверстнический книгообмен, книжные магазины. Это сокращает путь к книге, сводит к минимуму все формальные процедуры. Однако в этом случае неизбежно происходит свёртывание репертуара подросткового чтения, лишение его воздействия всей информационной среды библиотеки.

В целом библиотека рассматривается подростками как дружественная территория; в библиотекаре они ценят профессионализм и доброжелательность. Хотя нет повода рисовать идиллическую картину взаимодействия; по данным проведённого нами анкетного опроса, детские библиотекари в организации подросткового чтения в значительной степени ориентируются на писателей, популярных в 70–80-е годы XX века: А. Лиханова, В. Крапивина, В. Железникова и не вполне понимают приоритеты и особенности информационной деятельности современных подростков. Детские библиотекари демонстрируют ностальгию по ясным, чётким позициям пишущих авторов, налаженной системе информирования о вновь выходящей литературе для детей и юношества. С самостоятельным экспортированием вновь выходящей литературы библиотекари явно не справляются.

Влияние современного книгоиздания на чтение подростка достаточно противоречиво. С одной стороны, оно даёт возможность привести чтение в соответствие с личными запросами читателей, предоставляет больше возможностей для разнообразных стратегий читательской деятельности. С другой стороны, усиление в издательской деятельности коммерческой составляющей наводнило книжный рынок детско-юношеской литературы большим количеством тривиально-ремесленнического «чтива», которое формирует невзыскательный вкус, задаёт заниженные параметры требований к книге. Любопытно, что подростки хотят видеть в издателях и работниках книжных магазинов бескорыстных помощников, своеобразных «поводырей» по сокровищнице книжной культуры; неспроста некоторые из опрошенных подростков высказали пожелание деятелям книжного бизнеса «получить библиотечное образование».

Сами издатели и работники книжной торговли признают недостаточность книгоиздания для подростков, перекос детско-юношеского книгоиздания в пользу детей 3-6 лет. Они озабочены преобладанием фантастики, фэнтези, комиксов и зарубежных детективов в чтении подростков. Книгоиздатели и работники книжной торговли высказали собственную неудовлетворённость коммерциализацией книгоиздания в адрес детей и подростков, ослаблением содержательной составляющей детско-юношеской книги. И те, и другие солидарны в своей оценке ассортимента детско-юношеской книги как неудовлетворительного. Остаётся неясным, каким же силам подвластны перемены к лучшему в данной сфере.

При всех сложностях нынешнего этапа развития читательской деятельности подростков отметим его положительные стороны: это уверенное использование новых информационных технологий, поливариантность информационного поведения, независимость читателей в формировании круга чтения, эмансипированность от накопленных старшим поколением шаблонов и стандартов. Однако в целом есть основания характеризовать подростковое чтение как критическое, требующее серьёзной коррекции со стороны взрослых. Необходимо понять, что чтение – занятие общечеловеческое, поднимающее на вершины духовных достижений.

Необходимы совокупные общественные усилия для поддержки и стимулирования чтения. Сегодня чтение – дело всеобщее!

Успешный, получивший всероссийское признание опыт проведения «Года детского чтения в Челябинской области» – вдохновляющий пример, заслуживающий продолжения и поддержки. В настоящее время разрабатывается другой инициированный министерством культуры Челябинской области глобальный проект – Год чтения под обязывающим названием «Читающий Урал – настоящая Россия». Мы надеемся, что его реализация приблизит время, когда нашей страной и её умными, образованными, читающими гражданами мы все будем гордиться.

В последние годы в России чтение стало терять статус национальной культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодежной среде.

Все существующие проблемы подводятся к одной главной теме: как сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе, как переломить негативную тенденцию к снижению грамотности, к снижению уровня чтения в нашем обществе “Школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения” - слова Сухомлинского В.А.

Главной задачей любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.

Сегодня в России, которую раньше считали самой читающей страной, назрел кризис чтения. Читающих людей становится все меньше и меньше, особенно среди молодежи, и причин тому много. Одна из главных – резкое ухудшение комплектование школьных библиотек. Государство постепенно складывает с себя обязанность заботиться об обновлении и пополнении библиотек новой, нужной литературой, утопая на то, что библиотеки сами будут искать спонсорскую помощь. Однако наши обращения к общественности, проведение акции “Подари книгу школьной библиотеке” и т.п. совершенно не решают данной проблемы. Мы благодарны всем людям, которые несут свои книги в библиотеку, но бессистемное добавление книг на полки в библиотеки не меняет положения дел. В библиотеках катастрофически не хватает новых книг практически по всем отраслям знания: истории, психологи, философии и т.д. А ведь миссия библиотеки – информирование и продвижение современных идей и свежих мыслей, которые возникают в обществе.

Только такая литература и технически оснащенная библиотека может заинтересовать и привлечь юного читателя.

Несомненно, библиотекам все сложнее конкурировать с другими источниками получения информации, главной из которых – телевидение, несмотря на то, что предоставляет малосодержательные, а иногда просто вредные для детей программы. Очень часто вместо чтения дети предпочитают просмотр фильма, при этом и сами они, и их родители считают это совершенно равноценным. На деле дети, сидя у телевизоров или у компьютеров, большей частью развлекаются, а чтение – это труд .

Еще одна причина “не чтения” - исчезновение традиций семейного чтения. Порой дома есть много книг, но это совсем не значит, что семья читающая. Совместное чтение и обсуждение книг в семье стало очень редким явлением. Родители читают одни книги, дети – другие. На содержание детского чтения дома часто просто не обращают внимание, радуясь, что хоть что-то читают…

Однако чтение и поныне самый распространенный способ получения знаний. Ребенок, умеющий читать (имеет хорошую технику чтения, умеет выделять главное и второстепенное в тексте, любит чтение, способен анализировать прочитанное и т.д.), чувствует себя уверенным, охотно берется за любое дело и выполняет его без особого труда. Воспитать такого грамотного, знающего читателя – задача каждой школьной библиотеки .

Но библиотекарь не может заставить детей читать книги, для этого у него нет никаких рычагов. Впрочем, может быть, этот минус на самом деле является плюсом?! Парадокс заключается в том, что именно в библиотеке читатель имеет реальностью найти нужную информацию и своим желанием самому выбрать хорошую книгу. Задача библиотекаря заключается в том, чтобы сориентироваться в его желаниях и подсказать ребенку, помочь, при необходимости что-то предложить, заинтересовать.

Стоит только сказать детям, что они обязательно должны прочитать книгу, как у них срабатывает инстинкт протеста. “А если я этого не хочу?”. Поэтому рекомендовать книги в школьной библиотеке – особое искусство: делать это нужно корректно, ненавязчиво, чтобы ребенок не почувствовал нажима, а видел лишь как библиотекарь помогает ему найти и получить то, что он сам захотел. Здесь очень важен постоянный контакт библиотекаря с читателями. Индивидуальная работа с детьми – очень важный аспект библиотечной работы в школе .

К сожалению, художественной литературы дети читают очень мало. Достаточно проанализировать их читательские формуляры, чтобы в этом убедиться. Несомненно, есть классы, в которых дела обстоят сравнительно благополучно, но в основной массе дети берут в библиотеке только то, что нужно прочесть по школьной программе.

Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

Как наших детей обратить к книге? Извечный вопрос:

Что делать?

Любовь к чтению, конечно, надо воспитывать. А как?

1. Активную пропаганду книги в первую очередь нужно проводить не только библиотекарям, но и учителям.

2. Книжные выставки и чтение вслух.

Стараться, как можно больше читать детям, пусть даже небольшие отрывки из разных произведений, но так, чтобы они не только прочувствовали своеобразие литературного языка писателей, но и захотели бы узнать, что же было дальше, и тем самым подтолкнуть ребят к самостоятельному чтению.

Нет родителей, которые не хотели бы, чтобы их дети много и хорошо читали, грамотно и понятно писали. Трудность же состоит в том, что родители не готовы к тому, что им самим надо подключаться к этой работе, что школа одна справиться не может и родителям необходимо брать на себя некоторую долю ответственности за результат.

Советы учителям:

Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учёбе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актёров, теле звёзд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка .

Был проведен опрос среди школьников “Отношение к чтению” и оно оказалось весьма противоречивое.

- “ Только и слышу: читай, читай. Надоело!”

- “Читай – и ты полетишь.”

- “Чтение - это мир, где можно понять самого себя и других.”

- “Чтение спасет мир.”

Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. Взять в пример телевизионную передачу “Умники и умницы”, мы убеждаемся в феноменальной начитанности этих подростков будущей элиты нашего общества. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать.

Число постоянно читающих за последнее время уменьшилось с 49% до 34%, а тех, кто вообще не читают книги, возросло 23% до 34%.

40% читают книги от случая к случаю.

За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги.

Данные о детском чтении:

  • Любят читать: младшие школьники 43%,
  • старшие 17%.
  • Не любят читать: младшие 8%,
  • Старшие 17%.
  • Не читают ничего, кроме заданий учителя 10% школьников.
  • Читают только развлекательную литературу 40% учащихся.
  • Читают познавательную литературу 21%.
  • Читают для самообразования 10% школьников .

И в заключение хотелось бы отметить:

Сегодня почти треть жителей не читает книг, что свидетельствует о значительном снижении уровня грамотности населения, потере интереса к литературе. Самыми уязвимыми в этой ситуации оказываются дети и подростки. Вырастая в семьях, где взрослые не читают книг, дети растут духовно и интеллектуально не развитыми, малограмотными. “Кем бы потом ни стали выпускники школ – им жить среди людей. А значит необходимо уметь понимать их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

Список использованной литературы

2. Дивина Наталья Александровна. У нас всё получится! [Текст] / Дивина Наталья Александровна // Библиотека в школе. - 2011. - № 6. - С. 12-13. Предлагается методика рекламы современной книги в школе, как форма библиотечной работы.

3. Родительское собрание по детскому чтению [Текст]: Сборник материалов по разработке моделей и методик проведения / Пермская краевая детская библиотека им. Л.И. Кузьмина, Русская школьная библиотечная ассоциация. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 136 с.

4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст]: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская.- М.: Педагогика 1990. - 288 с. - (Б-ка учителя)

5. Школа как территория чтения [Текст]: Сборник статей / Сост. С.В. Волков. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 88 с.

ВВЕДЕНИЕ

На рубеже веков чтение детей и взрослых стало осознаваться властью и обществом как государственная проблема. На высоком уровне было принято решение о разработке долгосрочной Национальной программы развития чтения в России. Фундаментом реализации этой программы являются библиотеки, а основой для поддержки чтения детей и семей - школы и библиотеки, работающие с детьми.

В современной России действуют развитая сеть школьных и уникальная в мировой практике система специализированных детских библиотек, включающая более 70 библиотек на федеральном и региональном уровнях; более 4 тыс. детских библиотек работают в городах, поселках и селах.

В течение последних 10-15 лет детское чтение переживает явный кризис и многим группам пока что читающих детей угрожает опасность отторжения от книжной культуры. О кризисе детского чтения говорят данные двух последних международных исследований образовательных достижений учащихся, в которых анализировалась читательская грамотность школьников-подростков (PISA-2000, PISA-2003), а также результаты многочисленных исследований досугового чтения детей и подростков, проводимых в разных регионах России детскими библиотеками.

В содержании и качестве детского чтения сегодня отразились все наши проблемы отношения к детству и духовной культуре общества. Это чуткий индикатор общественного развития, отношения государства к культуре и детству. Очевидно, что перспективы развития страны во многом связаны с состоянием чтения детей и подростков, поскольку именно интеллект, образование и культура подрастающего поколения будут особенно востребованы в развивающемся информационном обществе - «обществе знаний».

ПРОДВИЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ: ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

Проблемы чтения современных детей и подростков

О «катастрофе чтения» взрослого населения в России в течение последних лет говорят и пишут различные средства массовой информации. Согласно данным международных исследований педагогов, в которых приняла участие и наша страна, в России падает «грамотность чтения» школьников: они стали читать гораздо хуже, чем раньше. В ряде периодических печатных изданий утверждается, что «дети не читают». Те, кто работает с детьми, - педагоги, воспитатели, библиотекари, - знают, что все дети школьного возраста читают, поскольку должны подготовить школьные задания. Но читают ли они для себя, для собственного развития? На этот вопрос могут ответить библиотекари, работающие в детских и школьных библиотеках. Дети - одна из самых больших групп посетителей библиотек.

Но в целом, сегодня они читают иначе, чем их сверстники два десятилетия назад. Часть их стала читать меньше, изменились читательские потребности и предпочтения. Однако есть многие дети и подростки, которые любят читать и, как правило, регулярно посещают библиотеки.

Сложившуюся ситуацию необходимо внимательно исследовать: без системного анализа детского чтения, мониторинга и оценки происходящих процессов, выделения целевых аудиторий читателей библиотекарям и учителям крайне сложно выстроить новую стратегию взаимодействия с юными гражданами.

Детские библиотеки в стране проводят много различных исследований, посвященных разным аспектам взаимодействия детей с информацией. Они изучают детское чтение и литературу для детей, чтение в семье, информационные потребности детей, их отношение к библиотекам, роль «руководителей детским чтением» - учителей, воспитателей, а также библиотекарей и многое другое.

Одним из крупномасштабных проектов изучения детского досугового чтения является комплексное исследование «Сельский ребенок: чтение, книжная среда, библиотека», которое было проведено Российской государственной детской библиотекой совместно с центральными региональными детскими библиотеками в 2002-2005 гг. в 17 регионах России (в областях: Амурской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Липецкой Московской, Мурманской, Нижегородской, Рязанской, Псковской, Пермской, Самарской, Саратовской, Томской, Тюменской, а также на Ставрополье и Краснодарском крае). В исследовании было опрошено 2448 подростков 11-15 лет. Опрос проводился осенью 2002 г. и весной 2003 г. в школах и библиотеках.

Полученные результаты позволяют увидеть проблемы и состояние детского чтения сельских детей и подростков, которые сегодня являются группами «читательского риска», - больших социальных групп будущих граждан страны, особенно нуждающихся в помощи государства на фоне процессов развития в России информационного общества.

Сегодня состояние чтения детей и взрослых вызывает тревогу: по данным социологов Аналитического центра Юрия Левады сегодня 52% россиян не покупают книг, а не читают - 37%. При этом 34% населения России не имеют дома книг. Жителям сел и городов с населением менее 100 тыс. человек книжно-журнальная продукция стала фактически недоступна . Мир детства изменился и продолжает испытывать личные трансформации; детское сообщество, так же как и взрослое, стало крайне дифференцированным. Стало очевидным, что «детей вообще» нет; существуют различные группы детей, испытывающие на себе влияние разнообразных социально-культурных факторов. Назовем основные из них.

1. Социально-экономические факторы: степень стратификации и социального расслоения общества; уровень доходов и уровень бедности населения.

2. Социокультурные факторы: развитость системы всеобщего среднего образования (в том числе - обучение «читательской грамотности»);

доступность образования; уровень образования и культуры населения (в том числе - наличие грамотных «руководителей детским чтением» - учителей, воспитателей, библиотекарей; наличие традиции чтения в семье);

развитость социокультурной и образовательной среды (в том числе - «книжной» - книжных магазинов, киосков, домашних библиотек, оснащенных обновленными книжными фондами и компьютерной техникой общедоступных, детских и школьных библиотек). 3. Информационно-коммуникационные факторы: развитость и доступность различных систем связи и каналов коммуникации (телевидения, телефонии и др.); доступность и развитость художественной визуальной культуры (видеотехника, кинотеатры); развитость и доступность Интернета.

Состояние чтения детей и подростков зависит от сложного взаимодействия всех этих факторов, причем в различных ситуациях и условиях проживания какой-либо из них оказывает наиболее сильное влияние. Так, в столице и крупных городах на детское чтение особенно сильно влияет фактор развитости социокультурной среды (других возможностей проведения досуга), а также степень развития визуальной - «электронной культуры». Для малых городов и сел особенно значимы факторы развитости книжной среды и существования образованных и грамотных «руководителей детского чтения» (прежде всего, учителей и библиотекарей).

Произошло ухудшение состояния книжной среды во многих регионах России (в том числе в результате снижения комплектования детских, школьных, сельских общедоступных библиотек - организаций, традиционно поддерживающих детское чтение). Недостаточная обеспеченность многих семей привела к тому, что книги и журналы стали слишком дороги и непосильны для семейного бюджета. Следствием разрушения системы продажи и распространения книг стало закрытие книжных магазинов во многих городах и селах.

Очевидна также деформация репертуара книгоиздания, что привело к резкому сужению репертуара актуальных книг для подростков (в том числе почти не издаются новые отечественные авторы, выходит крайне малое количество переводных изданий лучшей детской и подростковой литературы). На репертуаре и качестве детской литературы сказалось также и отсутствие государственной поддержки писателей, издателей, критиков детской и подростковой книжной культуры. Какие же книги хотят читать подростки? В ходе исследования респонденты назвали: приключения 43,7%), о природе (41,5%), фантастика и фэнтези (39,7%), юмор и «веселые» книги (37,7% и 27,4%), ужастики (35%), книги о путешествиях (34,7%), романы о любви (32,1%, читают девочки), книги о спорте (31,2%, читают мальчики), комиксы (30,6%), а также книги о компьютерах, детские детективы, книги о сверстниках, сказки. Кроме того, подростки читают литературу о профессиях, технике, истории, войне, космосе и мн. др. Но поэзию и русскую классику предпочитает лишь один человек из десяти (преимущественно девочки).

Диспропорции в издании литературы для детей и юношества привели к тому, что в литературный процесс мало попадают современные отечественные писатели, в связи с чем репертуар чтения художественной литературы подростков и юношества пока что обновляется за счет западной литературы - таких жанров, как триллеры (ужасы), детские детективы и фэнтези. Актуальная художественная литература для подростков и юношества, где бы говорилось о современных проблемах, замещается, таким образом, частично - журналами, частично - детективами и любовными романами для взрослых, частично - фэнтези.

  • Любят читать: младшие школьники (43%), старшие (17%)
  • Не любят читать: младшие школьники (8%), старшие (17%)
  • Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
  • Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся
  • Читают познавательную литературу 21% школьников
  • Читают для самообразования 10% школьников.

Налицо кризис чтения (2)

Чтение имеет огромное значение в жизни детей, гораздо большее, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти надолго, влияет на дальнейшее развитие ребенка, формирует миропонимание, вырабатывает определенные нормы поведения.

Дети составляют особую категорию читателей, нуждающихся в постоянном внимании и со стороны родителей, и со стороны педагогов. Библиотекари также ищут пути приобщения подрастающего поколения к чтению, применяя разнообразные методики с учетом возрастных особенностей своих посетителей.

Однако не стоит думать, что если у ребенка в руках постоянно есть книга - то проблема чтения решена. Напротив, здесь встает проблема иного рода и не менее сложная - содержание нынешней детской литературы. На полки книжных магазинов хлынула сомнительная литература для детей, с большим количеством насилия, культом денег, отчуждением от взрослых. Результатом является то, что у детей вырабатывается неправильное отношение к добру и злу - как к равным, просто антагонистичным силам. Нравственное развитие ребенка при чтении подобной литературы затормаживается, в худшем - деградирует.

Что касается восприятия читаемого текста, то замечено, что у нынешнего телевизионного и компьютерного поколения оно становится более поверхностным, а по характеру — клиповым, или калейдоскопичным, то есть коротким, вырабатываемым у ребенка от мгновенной и неожиданной смены различных впечатлений, не связанных друг с другом. Сегодняшние школьники, привыкшие к зрительной информации, более, чем раньше, нуждаются в иллюстрированных изданиях с широко представленным видеорядом. Текст без картинок отторгает их от чтения, утверждают психологи. (2)

Одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья. Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он — школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте, советуют педагоги. (2) Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно: часть читает взрослый, часть — ребенок. В такой семье детей приучают писать отзывы на книги, вести читательские дневники, помогающие осмыслить произведение, понять свои впечатления, лишний раз подумать над авторским замыслом, соотнести прочитанное с реальной жизнью.

Как школьник выбирает книги? Сегодня функционируют книжные интернет-магазины, действует развитая система заказов по каталогам, прайс-листам. К источникам информации о книгах для чтения исследователи этой проблемы относят авторитет родителей (40%). Так же высоко ценится совет учителей (35%) и рекомендации друзей (39%). Что же касается СМИ, то их роль в формировании круга чтения отмечают лишь 12% респондентов. (4)

Взрослые должны интересоваться тем, что читает ребенок. Если это негуманная книга, постараться вызвать ребенка на откровенность, обсудить ее, заинтересовать другой, более подходящей.

Сегодня, в условиях развития информа-ционных технологий, мы можем осознать, что чтение — единственная технология освое-ния письменной культуры, накопленной человечеством, единственная технология добычи знания в самом широком значении этого понятия.

Основная ценность совре-менного общества — не столько сама инфор-мация, сколько знания, недаром ЮНЕСКО выдвинула лозунг «От информационного общества — к обществу знаний». Знание — это усвоенная, освоенная (т. е. ставшая «сво-ей») информация. Очевидно, что процесс переработки информации в знание без вдум-чивого, осмысленного чтения невозможен.

Человек, не владеющий чтени-ем как интеллектуальной технологией, не может соответствовать современным тре-бованиям, а государство, где такие люди превышают определённый уровень, неиз-бежно перейдёт в разряд второстепенных.

Чтение должно быть включено в страте-гию жизни каждой личности. Это значит, что в любой жизненной и житейской колли-зии человек должен искать опору, помощь в книге, библиотеке. Если же этого не проис-ходит и чтение как интеллектуальная техно-логия освоено плохо, то реализация личности не будет полностью успеш-ной — что и происходит сегодня в России. Российские педагоги отмечают, что подростки стали не только меньше чи-тать, но и хуже понимать прочитанное, в том числе материал учебников, и это, ко-нечно, сказывается в их дальнейшей жизни. Только 4,5% специалистов (управленцев, медиков, педагогов, инженеров) обращают-ся к литературе по профессии, и это не мо-жет не отразиться на их профессиональном уровне, уровне развития самих этих отрас-лей, а значит, и на развитии страны в целом. (3)

Долг каждого родителя, педагога и библиотекаря - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. От того, как мы будем ей заниматься, зависит будущее нашей страны.

Сегодня в нашей стране реализуется национальная программа поддержки и развития чтения, рассчитанная на 2007-2020 гг., разработанная ведущими экспертами по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Российского книжного союза.

Проблема формирования читательской культу-ры детей решается и в семье, и в школе, и в библиотеке. Она решается и на государственном уровне.

Список использованной литературы:

  1. Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные пристрастия современных подростков: Итоги исследования / сост. Харитонова О.И. - Волгоград, 2001. - С. 19.
  2. Чудинова В.П. Чтение детей как национальная ценность // Школьная библиотека, 2003, №8. - С. 15.
  3. Через чтение в мировое образовательное пространство / отв. ред. Сметанникова Н.И. - М.: ИТОП РАО, 2001. - С. 59.
  4. Извеков В.Ю., Климова Е.Е., Работкина В.В. Механизм живого интереса // Директор школы. - 2004. - № 2. - С. 38.

кандидат педагогических наук, доцент,

профессор кафедры педагогики, социально-экономических и гуманитарных дисциплин Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей