Родительский клуб по использ гимнастики железновых. Песни железновой для самых маленьких
Сегодня родителям предлагается огромнейшее количество самых разных методик раннего развития детей. И автор каждой методики убеждает, что благодаря его программе обучения ребенок вырастет вундеркиндом, который будет радовать своих родителей не только высоким уровнем интеллекта, но и превосходным здоровьем. Правда для этого придется приложить определенные усилия для того, чтобы заинтересовать ребенка занятиями.
Сегодня родителям предлагается огромнейшее количество самых разных методик раннего развития детей. И автор каждой методики убеждает, что благодаря его программе обучения ребенок вырастет вундеркиндом, который будет радовать своих родителей не только высоким уровнем интеллекта, но и превосходным здоровьем. Правда для этого придется приложить определенные усилия для того, чтобы заинтересовать ребенка занятиями.
Но существуют и такие методики, основная цель которых заключается не в стимулировании интеллекта ребенка, а в его гармоничном и естественном развитии. Одной из таких систем является методика Железновых, в основе которой лежит подача учебного материала в игровой форме.
Сразу подчеркнем, что в процессе занятий по данной методике Ваш ребенок не обогатит свой ум энциклопедическими знаниями. Он не научится считать и писать. Зато он станет намного счастливее, веселее, общительнее и увереннее в себе. Согласитесь, это многого стоит.
Несколько слов о Железновых
Опытный педагог с консерваторским образованием Сергей Станиславович и молодой учитель музыки Екатерина Сергеевна Железновы (отец и дочь) – соавторы уникальной методики раннего развития "Музыка с мамой" , которая прошла экспертизу в Федеральном совете и была отмечена дипломом Госдумы РФ. На сегодняшний день это практически единственная отечественная методика, пользующаяся огромной популярностью не только в России, но и в других странах мира.
В 90-е годы прошлого столетия Сергей Железнов начал работу над созданием методики, позволяющей выявлять музыкально одаренных детей и подготавливать их к поступлению в музыкальные школы. Однако в процессе работы пришло понимание, что для большинства родителей первостепенной задачей является не воспитание нового Моцарта или Паганини, а общее развитие ребенка и его хорошее настроение. Поэтому Железнов задумался о создании принципиально новой методики, позволяющей превратить традиционные музыкальные занятия в веселые игры, насыщенные элементами обучения. В последствии к работе Сергея Железнова присоединилась его дочь Екатерина Сергеевна, которая не только активно включилась в создание новой методики, но дополнила ранние наработки своего отца.
Результатом самоотверженного труда (именно самоотверженного, поскольку весь материал пришлось писать "с нуля") двух педагогов-новаторов стала методика раннего музыкального развития , получившая название "Музыка с мамой". Почему такое название? Потому что в этой методике именно мамам отводится главная роль музыкального наставника и сотоварища по играм.
Особенности методики Железновых
В ходе многолетних исследований психологи выяснили, что музыкальные занятия оказывают положительное влияние на психомоторное, интеллектуальное и социальное развитие детей. Также было отмечено, что музыкально-ритмичные игры формируют у детей способность к концентрации внимания и восприятию информации. Именно эти наблюдения специалистов и были взяты за теоретическую основу методики Железновых .
Главное отличие данной методики от других программ развития заключается в том, что музыка является не только "целью", но и "средством". То есть, ребенок не просто слушает музыку, учится играть на музыкальных инструментах и развивает свой слух. Музыка используется как эффективный инструмент обучения, определяющим ритм и темп движений, подсказывающим образ и действия, которые нужно выполнять.
Подвижные ролевые и пальчиковые игры, гимнастика и танцы, пение и игра на детских музыкально-шумовых инструментах – эти занятия доставляют детям искреннее удовольствие, и одновременно с этим помогают:
- улучшить общее физическое развитие;
- развить музыкальный слух и память;
- сформировать навыки общения;
- научить ребенка принимать самостоятельные решения, находить компромиссы, действовать в коллективе.
Параллельно с этим у ребенка активно развивается речевой аппарат, крупная и мелкая моторика рук. И все это воспринимается ребенком как увлекательная игра, в ходе которой можно побегать, пошалить и покричать.
Как проходят занятия по методике Железновых
Занятия по системе Железновых – это целый комплекс мероприятий, который включает в себя:
- танцы;
- прослушивание музыки;
- пальчиковую гимнастику;
- пение;
- игру на музыкальных и шумовых инструментах;
- различны виды игр.
Как правило, занятия проводятся в группах из 5-8 детей 1-2 раза в неделю. Однако возможны и индивидуальные занятия, как в студиях раннего развития, так и в домашних условиях. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка: для малышей до двух лет – 30-35 минут, от 2 до 3 лет – 30-45 минут, от 3 до 5 лет – 45 минут.
Сами занятия проходят примерно следующим образом: включается аудиозапись (или видеозапись) веселой детской песенки, которую ребенок поет и, одновременно с этим, выполняет упражнения. Так проходит физкультминутка. Потом "в ход" могут пойти пальчиковые игры: мама или папа показывают ребенку, что нужно делать, а ребенок, под соответствующую песенку, должен повторить действия родителей (или педагога). Затем можно включить ребенку "азбуку-потешку", где на каждую букву авторы методики написали увлекательную потешку.
Сергей и Екатерина Железновы написали целый ряд веселых и задорных песенок, музыкальных и пальчиковых игр, которые можно использовать и как самостоятельный развивающий материал, и как дополнение к занятиям по основной методике развития (например, методика раннего музыкального развития Железновых очень хорошо дополняет занятия по методике Монтессори).
Недостатки методики Железновых
Серьезных и значимых недостатков данной методики ни родители, которые активно внедряют методику Железновых в жизнь своего ребенка, ни специалисты не выявили. Однако мониторинг специализированных форумов родителей позволил выявить некоторые замечания непосредственно к методическому материалу. Некоторые родители отметили, что:
- некоторые стихи и песенки маленькие дети не могут запомнить и повторить, то есть, они достаточно сложны для их восприятия;
- поскольку к каждой песенке прилагается инструкция, в которой четко написано что и как ребенку нужно делать, у детей практически не остается возможности для импровизации;
- большинство песен слишком однотипные, поэтому некоторым детям они быстро "приедаются" и становятся скучны.
Приветствую вас, дорогие друзья проекта «Растим и растём»!
Для начала немного информации: что представляет собой система развития по методике Железновых?
Это программа раннего музыкального развития детей «Музыка с мамой», которая тщательно продумана Сергеем и Екатериной Железновыми (отцом и дочерью) и выпущена на аудио и видеодисках (всего их 50!).
В систему включены занятия по:
- физическому развитию,
- развитию речи,
- сенсомоторному развитию,
- развитию музыкального слуха ребёнка.
В центре методике Железновых находится, конечно же, МУЗЫКА: весёлые песенки с несложными мелодиями и легко запоминающимися словами. Музыка и пение сопровождают различные виды деятельности , необходимые для развития малышей: подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика, массаж под музыку и пение.
Во время музыкальных игр развиваются многие способности ребёнка :
Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка.
- Развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память.
- Формируются навыки вербального и невербального общения.
- Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе.
- Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Научные исследования показывают, что дети, которые с раннего возраста занимаются музыкой и пением, часто опережают своих ровесников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии, а музыкально-ритмические игры способствуют формированию у детей способностей к восприятию информации и концентрации внимания.
Заниматься по системе Железновых можно дома маме и малышу (об этом говорит даже само название «Музыка с мамой»), а можно в специально организованных группах с педагогом. Сами авторы рекомендуют разбивать домашние занятия на 3 части и проводить в течение дня примерно по такой схеме:
Утром : активная зарядка (Игровая гимнастика или аэробика);
Днём: песенки-инсценировки;
Вечером (перед сном) : сказки и колыбельные.
Когда начинать занятия? Заниматься можно буквально с первых месяцев жизни малыша — просто включать в вашу жизнь песенки-потешки, пальчиковую гимнастику, массаж. Слушая мамино пение, малыш постепенно запоминает мелодию и текст песни, следит за движениями мамы, улавливает мимику.
Расскажу вкратце, как занимались мы с дочкой.
Первый диск, который попался мне на просторах интернета, когда Викуле было около 6 месяцев — «Корабль игрушек» . Сначала я просто включала диск, подпевала сама (для этого распечатала тексты песенок) – тем самым создавала хорошее настроение себе и дочке, ведь, как известно, дети чувствуют и впитывают настроение мамы.
Потом мы стали выполнять действия к песенкам.
Например, под песенку «Посмотри-ка, мой малыш» Вика летала по комнате на моих руках, рассматривая пол, потолок.
Посмотри-ка мой малыш, мой малыш, мой малыш!
Посмотри куда летишь, куда сейчас летишь!
Посмотри вот это пол, это пол, это пол!
Опустился и пошёл, по полу пошёл.
Посмотри вот потолок, потолок, потолок.
К потолку летим повыше, потолок высок.
Надоело нам летать, всё летать, да летать.
Мы кровать свою поищем, ся-де-м на кро-ва-ть.
По рекомендациям авторов, танцевальные песенки на ручках у мамы можно вводить с 3-4 месяцев. Использовать для этого можно так же диск «Аэробика для малышей» . Во время «танца» малыша можно покачивать, наклонять, кружиться вместе с ним, придерживая ребёнка одной рукой, машите или крутите его ручкой, трясите погремушкой, делайте ритмичные движения платком. Танцуя, обязательно напевайте песенку, улыбайтесь, чтоб малыш видел и перенимал ваши положительные эмоции. Подросший малыш с радостью будет пританцовывать, показывать движения вслед за вами и воспроизводить самостоятельно движения по знакомую музыку и слова.
Под песенку «Кыш, муха» мы учились махать ручкой: сначала я брала малышкину ручку и махала ею, а позже она научилась делать это самостоятельно.
А с помощью песенки «Мы по комнате идём» можно очень весело собирать разбросанные игрушки, или помогать маме приготовить всё необходимое для занятия. Я пою, называя в каждом куплете очередную игрушку или предмет, а дочка находит их и складывает в коробку для игрушек или приносит мне.
Мы за куклою идём, ищем куклу и найдем.
Где же кукла, ищем куклу и нашли.
Мы по комнате идём, громко песенку поём.
Мы за кискою идём, ищем киску и найдем.
Здесь нет, здесь нет, здесь тоже нет.
Где же киска, ищем киску и нашли…
Нравилось нам обеим делать упражнения под диск «Игровой массаж» . Некоторые движения и упражнения я переделывала под себя. Например, в одной из песен «В лодке» предлагают покачивать ребёнка взад-вперёд на фитболе. Я же просто садилась, клала Вику себе на колени, пела песенку и раскачивалась в такт. А когда Викуля подросла, мы садились напротив друг друга, брались за руки и качались по принципу «тяни-толкай».
В лодке мы с тобой плывём, нас волна качает.
Дует слабый ветерок, лодку подгоняет.
А куда мы приплывём — только речка знает.
Дует — дует ветерок, лодку подгоняет.
Через некоторое время я обнаружила видео «Музыка с мамой. Песенки-инсценировки»
На видеодиске наглядно демонстрируются движения, наложенные на простые весёлые песенки. Мы стали разучивать эти игровые песенки вместе с дочкой.
Во время пения использовали игрушки, кубики, детские музыкальные инструменты (бубен, погремушки, металлофон), перчаточных кукол.
Одной из самых любимых игровых песенок стала «Кукла с кубиком» (правда, мы пели про Мишку)
Мишка с кубиком идёт
Жёлтый кубик нам несет.
Уронил он кубик, ой!
Принеси теперь другой!
Мишка с кубиком идёт
Красный кубик нам несет.
Уронил он кубик, ой!
Принеси теперь другой!…
(Пропеваем так несколько куплетов, меняя в каждом цвет кубика.)
На руку я надевала перчаточную игрушку — медвежонка, который в своих лапках приносил цветные кубики. Очень радовалась малышка, когда кубик падал из мишкиных лапок, радостно кричала «Ой!». С помощью этой песенки мы учили цвета и закрепляли полученные знания. Кстати, сами Железновы рекомендуют начать показ игрушки с пением с 3 месяцев, проводить одно такое занятие в течение 2-3 минут.
В годик Вика уже с радостью сама стучала ложками под песенку «Едем на лошадке» , подпевала «Но-но-но»
Едем-едем на лошадке, но-но-но
Рады- рады все ребятки, но-но-но
Рады-рады прокатится, но-но-но
Звонко цокают копытца, но-но-но;
изображала паровозик под песенку «Паровозик чух-чух-чух» ; показывала гуся и подпевала «Га-га-га», «Да-да-да»;
крутила руль (кольцо от большой пирамидки) как шофёр под песенку «Сидим с шофёром рядом».
Когда дочке исполнилось 1г и 3 месяца, я организовала домашнюю группу развития детей по типу домашнего детского сада. И заниматься по системе Железновых мы стали уже в компании других ребятишек. Во время занятий мы слушали и 2-3 раза пропевали и обыгрывали песенку с движениями, после чего переходили к творческому элементу — рисункам, поделкам.
Например, вот как выглядело занятие «Паровозик» :
1) Показываю малышам игрушечный паровозик, показываю, как крутятся у него колёса
2) Показываю движениями рук, как крутятся колёса у паровоза, произношу звуки «чух-чух-чух», прошу детей повторить.
3) Смотрим клип на песенку «Паровозик».
4) Поём песенку, показываем движения под музыку.
Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух -2 раза
Чух-чух, чух-чух
А колесики стучат, тук-тук говорят — 2раза
5) Поём песенку с движениями без музыки.
6) Катаем по полу игрушечные паровозы, приговаривая «чух-чух-чух», «ту-ту!».
7) Делаем аппликацию «Паровозик».
И конечно, вместе веселее танцевать, например, «Танец с платочком»:
Песенки Железновых сопровождают нас повсюду. Чудесно то, что заниматься по системе можно даже на прогулке, что мы и делали в летнее время.
Брали с собой на детскую площадку или в парк покрывало и инвентарь для игр (ложки, погремушки)
А уж весёлые подвижные игры словно созданы для улицы.
Где же ещё можно так весело топать ножками под песенку «Крокодил» :
На прогулку выходил, наш любимый крокодил.
Топ и топ, и топ, и топ
Шлёп и шлёп, и шлёп, и шлёп
Крокодил ходил, ходил, шагал, шагал- устал. Бух…
(Широко шагаем ножками, под конец приседаем на корточки).
Игровыми песенками прекрасно можно развлекать малышей на различных детских праздниках.
Ну и особо мне хочется выделить «Музыкальный букварь» — это небольшие веселые песенки на каждую букву русского алфавита, которые подсказывают, как сложить буквы из пластилиновых палочек.
Очень здорово то, что на каждую букву созданы видеоролики-клипы: http://www.youtube.com/playlist?list=PL77441A81C378B87B
Благодаря этой системе мы учили буквы и создавали свою собственную азбуку
Такие занятия способствуют так же развитию мелкой моторики, и овладению навыками конструирования.
Что даёт нам методика раннего музыкального развития Железновых? Совместно с другими нашими занятиями, эта методика способствовала :
Раннему развитию речи (к году дочь говорила 20 с лишним слов),
Развитию памяти, в том числе музыкальной. Вика легко запоминает стихи и песенки,
Формированию чувства ритма и рифмы (малышка давно сочиняет стихи — пусть наивно-малышковые,но всё-таки),
Развитию мелкой моторики,
Развитию координации движения и любви к танцам.
То, что ребёнок «где-то и чем-то занимался» заметили и педагоги в музыкальной школе, которую мы посещали (группу раннего эстетического развития, где проводятся занятия по ритмике, музыке и изобразительному творчеству).
Ещё одну мою статью о домашнем музыкальном развитии, доступном любой маме без специальной подготовки, .
Хотите научиться самостоятельно всесторонне развивать ребёнка в доступной игровой форме?
Сегодня родителям предлагается огромнейшее количество самых разных методик раннего развития детей. И автор каждой методики убеждает, что благодаря его программе обучения ребенок вырастет вундеркиндом, который будет радовать своих родителей не только высоким уровнем интеллекта, но и превосходным здоровьем. Правда для этого придется приложить определенные усилия для того, чтобы заинтересовать ребенка занятиями.
Сегодня родителям предлагается огромнейшее количество самых разных методик раннего развития детей. И автор каждой методики убеждает, что благодаря его программе обучения ребенок вырастет вундеркиндом, который будет радовать своих родителей не только высоким уровнем интеллекта, но и превосходным здоровьем. Правда для этого придется приложить определенные усилия для того, чтобы заинтересовать ребенка занятиями.
Но существуют и такие методики, основная цель которых заключается не в стимулировании интеллекта ребенка, а в его гармоничном и естественном развитии. Одной из таких систем является методика Железновых, в основе которой лежит подача учебного материала в игровой форме.
Сразу подчеркнем, что в процессе занятий по данной методике Ваш ребенок не обогатит свой ум энциклопедическими знаниями. Он не научится считать и писать. Зато он станет намного счастливее, веселее, общительнее и увереннее в себе. Согласитесь, это многого стоит.
Несколько слов о Железновых
Опытный педагог с консерваторским образованием Сергей Станиславович и молодой учитель музыки Екатерина Сергеевна Железновы (отец и дочь) – соавторы уникальной методики раннего развития "Музыка с мамой" , которая прошла экспертизу в Федеральном совете и была отмечена дипломом Госдумы РФ. На сегодняшний день это практически единственная отечественная методика, пользующаяся огромной популярностью не только в России, но и в других странах мира.
В 90-е годы прошлого столетия Сергей Железнов начал работу над созданием методики, позволяющей выявлять музыкально одаренных детей и подготавливать их к поступлению в музыкальные школы. Однако в процессе работы пришло понимание, что для большинства родителей первостепенной задачей является не воспитание нового Моцарта или Паганини, а общее развитие ребенка и его хорошее настроение. Поэтому Железнов задумался о создании принципиально новой методики, позволяющей превратить традиционные музыкальные занятия в веселые игры, насыщенные элементами обучения. В последствии к работе Сергея Железнова присоединилась его дочь Екатерина Сергеевна, которая не только активно включилась в создание новой методики, но дополнила ранние наработки своего отца.
Результатом самоотверженного труда (именно самоотверженного, поскольку весь материал пришлось писать "с нуля") двух педагогов-новаторов стала методика раннего музыкального развития , получившая название "Музыка с мамой". Почему такое название? Потому что в этой методике именно мамам отводится главная роль музыкального наставника и сотоварища по играм.
Особенности методики Железновых
В ходе многолетних исследований психологи выяснили, что музыкальные занятия оказывают положительное влияние на психомоторное, интеллектуальное и социальное развитие детей. Также было отмечено, что музыкально-ритмичные игры формируют у детей способность к концентрации внимания и восприятию информации. Именно эти наблюдения специалистов и были взяты за теоретическую основу методики Железновых .
Главное отличие данной методики от других программ развития заключается в том, что музыка является не только "целью", но и "средством". То есть, ребенок не просто слушает музыку, учится играть на музыкальных инструментах и развивает свой слух. Музыка используется как эффективный инструмент обучения, определяющим ритм и темп движений, подсказывающим образ и действия, которые нужно выполнять.
Подвижные ролевые и пальчиковые игры, гимнастика и танцы, пение и игра на детских музыкально-шумовых инструментах – эти занятия доставляют детям искреннее удовольствие, и одновременно с этим помогают:
- улучшить общее физическое развитие;
- развить музыкальный слух и память;
- сформировать навыки общения;
- научить ребенка принимать самостоятельные решения, находить компромиссы, действовать в коллективе.
Параллельно с этим у ребенка активно развивается речевой аппарат, крупная и мелкая моторика рук. И все это воспринимается ребенком как увлекательная игра, в ходе которой можно побегать, пошалить и покричать.
Как проходят занятия по методике Железновых
Занятия по системе Железновых – это целый комплекс мероприятий, который включает в себя:
- танцы;
- прослушивание музыки;
- пальчиковую гимнастику;
- пение;
- игру на музыкальных и шумовых инструментах;
- различны виды игр.
Как правило, занятия проводятся в группах из 5-8 детей 1-2 раза в неделю. Однако возможны и индивидуальные занятия, как в студиях раннего развития, так и в домашних условиях. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка: для малышей до двух лет – 30-35 минут, от 2 до 3 лет – 30-45 минут, от 3 до 5 лет – 45 минут.
Сами занятия проходят примерно следующим образом: включается аудиозапись (или видеозапись) веселой детской песенки, которую ребенок поет и, одновременно с этим, выполняет упражнения. Так проходит физкультминутка. Потом "в ход" могут пойти пальчиковые игры: мама или папа показывают ребенку, что нужно делать, а ребенок, под соответствующую песенку, должен повторить действия родителей (или педагога). Затем можно включить ребенку "азбуку-потешку", где на каждую букву авторы методики написали увлекательную потешку.
Сергей и Екатерина Железновы написали целый ряд веселых и задорных песенок, музыкальных и пальчиковых игр, которые можно использовать и как самостоятельный развивающий материал, и как дополнение к занятиям по основной методике развития (например, методика раннего музыкального развития Железновых очень хорошо дополняет занятия по методике Монтессори).
Недостатки методики Железновых
Серьезных и значимых недостатков данной методики ни родители, которые активно внедряют методику Железновых в жизнь своего ребенка, ни специалисты не выявили. Однако мониторинг специализированных форумов родителей позволил выявить некоторые замечания непосредственно к методическому материалу. Некоторые родители отметили, что:
- некоторые стихи и песенки маленькие дети не могут запомнить и повторить, то есть, они достаточно сложны для их восприятия;
- поскольку к каждой песенке прилагается инструкция, в которой четко написано что и как ребенку нужно делать, у детей практически не остается возможности для импровизации;
- большинство песен слишком однотипные, поэтому некоторым детям они быстро "приедаются" и становятся скучны.
К моменту личного знакомства с Екатериной Железновой я уже полгода применяла ее методику в занятиях с моим сыночком, которому на тот момент было 10 месяцев. Однако за идею поучаствовать в авторском семинаре я ухватилась обеими руками, потому что где-то в глубине души я чувствовала, что применяю далеко не все, что включает в себя система. Легко запоминающиеся, ритмичные песенки, которые используются повсеместно – в развивающих центрах, современных детских садах и студиях – это всего лишь материал, а что же скрывается за научным словом «методика»? Найти ответ на этот вопрос и понять, как можно полноценно использовать методику Железновых в домашних условиях – вот были мои цели на семинаре. Надо сказать, что многие существующие центры, занимающиеся по методикам Зайцева, Домана, Монтессори, Никитиных в той или иной степени прибегают к материалам дисков Железновой и используют их для физкультминуток, логоритмики, классической ритмики, инсценировки сказок, постановочных праздничных представлений. Принимавшие участие в семинаре педагоги признались, что применяют больше половины материалов Железновой, но делают это «на свое усмотрение», интерпретируют методику по-своему. Однако системные занятия по методике Железновых проводятся исключительно студиями «Музыка с мамой».
Перейдем сразу к первой задаче – что же такое классический урок по Железновой. Вот как представила его сама
Структура занятия:
Приветствие
Разминка
Жестовые и пальчиковые игры
Игровой массаж
Музыкально-ритмические движения или гимнастика
Логоритмика
Распевание, пение
Игра на музыкальных инструментах
Сказка (с 1,8 лет)
Прощание
Приведу пример классического урока по Железновой для ребенка от 1 до 2 лет:
Приветствие – Хватит баловаться (CD 37 – № 2,3)
Разминка – Все вместе (CD 37 – № 14,15)
Жестовые и пальчиковые игры – диск № 37
Игровой массаж – диск № 33
Музыкально-ритмические движения или гимнастика – диски № 6, 22, 32, 37
Логоритмика – диск № 35
Распевание, пение диск № 25
Игра на музыкальных инструментах – Колокольчики (CD 32 – № 2,3)
Сказка – диск № 24 – сказка –шумелка, 38 – сказка-подражалка, 39 – сказка –щекоталка, 36 – музыкальная сказка, релаксация
Прощание – Мы отзанимались (CD 37 – №68, 69).
Занятие длится 45 минут, из них подготовительная часть (пункты 1-2) занимают 10 минут, основная часть (пункты 3-9) – 30 минут, заключительная часть (пункт 10) – 5 минут.
После того, как мой первый вопрос был разрешен, я решила прояснить для себя второй вопрос – как применять все это в домашних условиях с ребенком?
Давайте разберем, что нам нужно для проведения занятий:
— музыкальный центр или компьютер (ноутбук);
— подушки;
— стулья.
Музыкальные инструменты для детей:
колокольчики
бубенчики
погремушки
маракасы
клавесы (палочки)
бубны
ложки
барабаны
тарелочки или треугольники
шейкеры (можно «коробочки Монтессори»)
Игровое оборудование
Для массажа:
массажные мячики и кольца
мячики мягкие маленькие
перышки
шишки
Для гимнастики и подвижных игр:
фитбол
палочка
обруч
ленточка
платочки
основные игрушки (куклы, мишки, зайки)
Для сказок:
ширма
сюжетные игрушки (желательно нарукавники) или картинки
В общем – то, ни один из вышеперечисленных пунктов не должен вызывать трудности в приобретении. Многое, уверена, уже есть в домах, где растут малыши. С самим материалом тоже не должно возникнуть проблем – в настоящее время диски Железновой можно не только купить, заказав их в Интернет магазинах или на официальном сайте, но и скачать в сети в свободном доступе.
Единственное, что может вызвать сомнения, это то, что в группе несколько детей и занятия в основном рассчитаны на группу 5-7 человек. Но, я уверена, что и это не проблема. Во-первых, повезло тем, у кого есть братья и сестры, во-вторых, вы можете привлечь к занятиям доступных на тот момент членов семьи (ведь хороводы можно водить и со взрослыми), в-третьих, даже вдвоем с малышом Вы можете организовать занятия в паре – формат многих уроков Железновой.
Еще один вопрос, который может возникнуть, – как определить, к какому блоку относится та или иная композиция на диске. Во-первых на официальном сайте Е. Железновой можно найти характеристику каждого выпущенного диска, во-вторых, существует диск с методическими указаниями, на котором можно найти не только эту информацию, но и пошаговое руководство к движениям, выбору музыкального инструмента, жестам, игрушкам.
Дело за малым – выделить в расписании место для ежедневных или еженедельных (кому как удобно) занятий по методике Железновой и вперед!
«Музыка с мамой» - музыкальная программа раннего развития для детей от 6 месяцев до 6 лет.
Музыкальные материалы программы (CD и DVD диски, нотные учебные тетради) удобны для работы в семье, детских центрах и студиях, детских садах. Используются как при индивидуальной, так и при групповой работе; как на развивающих, так и в коррекционных занятиях.
Ядром нашей программы является положение о том, что наилучшей для музыкального развития и обучения малышей является среда, где дети, родители и педагоги активно участвуют в музыкальной деятельности.
Используя музыкально - игровую развивающую среду как средство развития, педагоги и родители содействуют обогащению сенсомоторного эмоционально-творческого совместного опыта детей как предпосылок их успешного общего, музыкального и социального развития.
Новизна программы
В данной публикации мы постарались представить и систематизировать часть созданного нами музыкально-игрового материала для музыкально – игровых занятий с малышами 1 – 3 лет в семье и ДОУ.
В предлагаемой программе музыкальное развитие является не только целью, но средством общего и социального развития детей раннего и младшего возраста.
Новизной программы является также сочетание традиционных подходов и использование современных технических средств обучения. Обеспеченность практическим материалом (аудио, видео) позволяет целенаправленно заниматься комплексным музыкальным и общим развитием ребёнка не только на специальных занятиях (музыкальных, занятиях физкультурой, логопедических и др.), но использоваться и в группе (воспитателями), и семье (родителями).
Одной из особенностей программы является как возможность проведения на её основе отдельного курса занятий, так и сочетаемость с любой базовой программой, используемой в ДОУ, а также наличие практических материалов, позволяющих использовать её в семье.
Цель программы - способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания. Реализация поставленной цели видится нам через обеспечение преемственности между семьёй и ДОУ, где музыкально – игровая деятельность является средством общего и социального развития, способом сохранения творческого контакта между родителями и ребёнком.
Задачи программы:
- Способствовать раннему развитию ребёнка через комплексную музыкальную деятельность в семье, обеспечивая родителей необходимыми пособиями для практической работы с малышами.
- Обучать родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в семье.
- Разрабатывать аудиопособия, методические пособия, поурочные планы, видео материалы, нотные пособия, книги для детей для воспитателей и педагогов ДОУ с учётом возможности домашней работы по этим материалам.
- Формировать оптимальные условия для регулярности занятий, что является необходимым условием раннего развития и может обеспечиваться воспитателями (в группе) и родителями (дома).
- Формировать готовность к дальнейшему обучению
- Формировать музыкальные способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус в наиболее сенситивный период развития ребёнка.
Принципы программы:
Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе.
- Она имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью
- В ней заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной и коррекционной работы с детьми
- В ней учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми
- Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка
- Программа оснащена практическими материалами и пособиями для индивидуальных и групповых занятий
Технология музыкального обучения и воспитания базируется на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребёнка в процессе занятий.
Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно – тематических музыкальных занятий, комплексных и интегрированных занятий.
Направлениями работы по программе являются:
- «Игры на общение» (коммуникативные, хороводные)
- Пальчиковая гимнастика
- Игры - потешки
- Игры – массаж
- Игры - катания
- Игры с предметами
- Игры с подражательными движениями
- Игры с ловлей
- Игровая гимнастика
- Хороводные игры и танцы
- Развитие речи (в процессе пения и логоритмических игр)
- Развитие музыкально-слуховых представлений
- Слушание музыки
- Игра на шумовых и звуковысотных инструментах.
- Знакомство с «теорией музыки»: музыкальной грамотой, нотами и клавиатурой.
Адресация и организация работы по программе:
Проект адресован широкому кругу специалистов и родителям.
Музыкальные руководители, логопеды, психологи, инструкторы по физической культуре, могут использовать часть материала, внедряя его парциально в базисную программу. Воспитатели и работники дополнительного образования могут использовать разработки для проведения самостоятельных занятий на базе детских садов, дошкольных учреждений, в системах дополнительного образования. Родители могут использовать видео- и аудиозаписи для домашнего досуга и занятий с малышом в семье.
ПРИМЕРЫ ПОУРОЧНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Организационные и методические принципы проведения занятий в детско-родительских группах
Педагог должен иметь собственный годовой и перспективный планы, скоординированные с планированием ДОУ, но педагогу также необходимо готовиться к каждому уроку, подбирая новые или видоизменяя старые задания с учётом индивидуального темпа продвижения каждой группы.
Желательно от урока к уроку менять условия проведения игр, а также необходимый «реквизит», что способствует закреплению нового материала или навыков, и в то же время поддерживает интерес детей к многократному повторению игрового задания.
Выбрав определённые игры - проводите их в течение того времени, которое необходимо для их разучивания (4 - 6 занятий), а затем - постепенно заменяйте новыми. НО - Не меняйте все игры сразу!
Темп проведения занятия довольно высокий, игра проводится 2-3 раза и сменяется следующей игрой или игровым упражнением.
Оптимально ставить по расписанию 2 одновозрастные группы подряд, что позволяет:
- Соединить группы для подготовки к праздникам.
- Соединить группы в случае, если часть детей «отсеивается», а «учебного резерва» нет.
- Отрабатывать, отшлифовывать учебный материал, проводя урок повторно.
Этапы занятий по программе с детьми раннего возраста включают в себя:
- Совместное выполнение здания взрослым и ребёнком по показу педагога. Как правило, активную роль выполняет взрослый. Ребёнок - наблюдатель или пассивный участник. Родитель на этом этапе находится в позиции за спиной ребёнка, который сидит у него на коленях или на подушке между ногами.
- Совместное выполнение задания взрослым и ребёнком по показу педагога. Взрослый находится рядом с малышом, помогая только в том случае, если ребёнок не справляется самостоятельно.
- Совместное, «параллельное» выполнение. Поддержка осуществляется в основном на эмоциональном уровне, возможен небольшой контроль и словесная корректировка выполнения.
- И взрослый, и ребёнок - полноправные участники. Родитель - эмоционально поддерживает и одобряет успешность. Корректировка производится через наглядный показ.
При разучивании новой игры:
- Следует обеспечить понимание детьми сюжета и содержания игры. Если в ней встречаются персонажи, образы или понятия, не знакомые детям, расскажите сначала малышам о них, используя игрушки и картинки.
- Проведите «презентацию» игры под фонограмму (показав детям необходимые движения или комбинации), а затем, на первом этапе разучивания, проводите игру под пение или мелодическую ритмизацию текста - в удобном темпе и с необходимыми остановками.
- Когда игра разучена детьми - проводите её под «минус» (музыку без пения солистки), исполняя песню сами и побуждая подпевать детей.
- Старайтесь делать «тематические связки» между играми и упражнениями (хотя бы в рамках одного «блока» игр)
Никогда не принуждайте к выполнению игры или задания. Если ребёнок не хочет играть - всё выполняет взрослый.
Объясните родителям, что не следует всё время активно помогать своему ребёнку или постоянно исправлять ошибки. Лучшая поддержка для малыша - совместная игра, когда ребёнок видит, что родитель также заинтересованно участвует в процессе, а не постоянно поправляет и одёргивает.
Проведение подряд более четырёх групп, а также работа более, чем 4 раз в неделю, может привести к эмоциональной перегрузке педагога. Будьте внимательны к своему здоровью!
Образцы занятий
ЗАНЯТИЕ №1 (возраст детей 1 – 1,5 года)
Раздел |
Название игры |
№ диска |
|
Приветствие |
Ну-ка, все |
||
Разминка 1 |
Ручки вверх |
||
Разминка 2 |
С молоточками |
||
Жестовая игра |
Наши ручки (вот так) |
||
Пальчиковая игра |
Мальчик-пальчик и (или) Рисование |
||
Песенки-шумелки |
Колокольчики |
||
Развитие слуха |
С использованием разрезных карточек, кубиков (см. альбом бим-бом) * |
||
Игра с перемещением |
Королевский марш |
||
Игровой массаж |
|||
Показ игрушек, развитие речи, пение |
Мошка (ай); Жук (жу) |
||
Игра песен |
|||
Игра на мяче (катание на коленях) |
Едет-едет |
||
Завершающая игра |
|||
Прощание |
Всем домой пора |
ЗАНЯТИЕ №1 (возраст детей 2 – 2,5 года)
Раздел |
Название игры |
№ диска |
|
Приветствие |
Ну-ка, все |
||
Разминка |
Пора начинать |
||
Разминка с инструментами |
С бубнами |
||
Жестовая+массажная игра |
Листочки |
||
Листочки |
|||
Развитие слуха, нотная грамота |
С использованием карточек и наклеек (см.альбом бим-бом) * |
||
Игра с подражат. движениями |
|||
Игра с предметом |
Платочек |
||
Распевание и пение |
Дождик, котенок |
||
Сказка-шумелка |
|||
Прощание |
Всем домой пора |
ЗАНЯТИЕ №1 (возраст детей 3 – 3,5 года)
Раздел |
Название игры |
№ диска |
|
Приветствие |
Все на ножки |
||
Разминка 1 |
Ну-ка, повторяйте! |
||
Разминка 2 |
Вот все ребята... |
||
Жестовая игра |
Дом и (или) Утром |
||
Игра-массаж |
|||
Ходьба в ритме с остановками (в конце музыкальных фраз) |
|||
Нотная грамота и слух, синтезаторы |
Работа с карточками, игрушками, синтезаторами с наклейками* |
||
Распевание, пение |
1.дыхательные упражнения |
||
Слушание, Танец |
С кубиками, мешочками или бубнами (по выбору) |
||
Прощание |
Мы урок позанимались |