Как правильно расположить ткань раскрое. Конспект урока «Подготовка ткани к раскрою

Раз уж мы решили совмещать сразу две должности – швеи и закройщика, необходимо изучить нюансы подготовки ткани к раскрою, а именно: как правильно отличить лицевую и изнаночные стороны материала, а также провести декатировку.

Декатирование ткани перед раскроем

Большинство тканей требуют, чтобы произвели декатирование – легкое увлажнение с целью избегания усадки готового изделия. Это касается практически всех материалов, кроме тканей с ворсом: бархата, вельвета, велюра, а также некоторых синтетических тканей, таких как плащевка, болонья.

Если же вы пожелали пошить изделие из ситца, хлопчатобумажной бязи, фланели, льна, штапеля, то перед раскроем обязательно их намочите. Затем отожмите без выкручивания, осторожно развесьте по направлению долевой нити, поскольку она гораздо менее подвержена вытягиванию. После неполного высыхания, прогладьте ткань с изнаночной стороны в направлении по долевой нити.

Что касается шерстяных тканей и со смешанными волокнами, разложите их на влажную простынь, которую предварительно можно смочить водой с добавлением уксуса (смешайте 2 литра воды с 1 столовой ложкой 9% уксуса). Простынь, на которую будете раскладывать шерсть, должна быть отжатой. Заверните ткань вместе с простыней в рулон, обверните клеенкой, держите под небольшим грузом 2-3 часа. Затем слегка просушите ткань (но не полностью) и отутюжьте по долевой нити с изнанки, через тонкую марлю или ткань.

Ткани с многообразной красочной палитрой проверяют предварительно на стойкость окраски. Для этого проглаживают края через мокрую ткань. Вообще все ткани перед раскроем требуют утюжки, иначе выкройка не ляжет ровно и будет выполнена неточно.

Как различить изнаночную и лицевую сторону ткани при раскрое?

Некоторые виды тканей настолько похожи с лицевой и изнаночной стороны, например шелк, что трудно разобраться и определить, с какой стороны кроить и выполнять швы. Чтобы не мучиться в догадках, обратите внимание на рулон с материалом при продаже:

  • Ткани шерстяные, находящиеся в рулоне, обычно свернуты лицом внутрь, шелковые – наоборот, лицом наружу.
  • Материалы, сложенные в несколько слоев со сгибом, также складывают лицевой стороной внутрь. Проколы-отверстия в районе кромок, как правило, обращены выпуклостью на лицевую сторону. Также есть различия по структуре ткани: сатин благодаря косым переплетениям нитей с лицевой стороны имеет блестящую поверхность, а с изнанки – матовую. Но если все же ткань с обеих сторон выглядит одинаково, то лицевой считают ту сторону, которая выглядит внешне более качественно.
  • При раскрое бархата и вельвета располагайте детали так, чтобы ворс этих материалов был направлен вверх. Таким образом лучше видна глубина цвета. Если в готовом изделии рядом находятся детали с разным направлением ворса, то при преломлении света они будут казаться разного тона. Во избежание путаницы, на ворсовых тканях с обратной стороны через каждые пол метра ставят стрелки, обозначающие направление ворса. Одежду из ткани с начесом выкраивают наоборот, ворсом вниз.
  • Если на ткани есть крупный узор в виде листьев, веточек, орнамента, то располагать при раскрое его надо симметрично, корешком вниз.

  • И последнее: перед раскроем просмотрите внимательно ткань на наличие дефектов. Если обнаружили дырочки, пятна, узелки, сбой структуры орнамента, то отметьте мелом эти места и данные отрезки при раскрое не используйте. В крайнем случае, их можно задействовать на тех местах, где они визуально не заметны (для обратной стороны ворота, подкройной обтачки и т.п.).

    Разделы: Технология

    Тема модуля: "" Проектирование и изготовление швейного изделия"".

    Тема раздела: "" Технология обработки плечевого изделия"".

    Дидактическое обоснование урока.

    Цели урока:

    • образовательная –
      • ознакомить учащихся с различными спосо бами расположения деталей бумажной выкройки на ткани;
      • научить учащихся наиболее экономному способу разложения деталей; совершенствовать умения раскроя симметричных де талей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;
    • развивающая – развивать логическое мышление, координацию движения рук, конструкторские и исполнительские умения;
    • воспитательная – воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратности;
    • профориентационная – обобщить знания о сфере трудовой деятельности, профессиях, карьере.

    Методическое оснащение урока:

    Материально-техническая база:

    • кабинет технологии;
    • утюг, гладильная доска;
    • сантиметровая лента, ножницы для ткани, булавки, иглы, угольник, линейки, мелок или мыло;
    • ткань для раскроя изделия.
    • видеофильм ""Раскрой ночной сорочки"".

    Дидактическое обеспечение:

    • учебники: ""Технология –7 кл."" В.Д. Симоненко; ""Технология обработки ткани 7-9 кл."" В.Н.Чернякова.
    • рабочая тетрадь;
    • альбом;
    • дополнительная литература – ""Словарь модельера"";
    • плакат ""Раскладка деталей выкройки на ткань"";
    • учебно-техническая документация:
    • технологические карты;
    • инструкционные карты;
    • инструкционно-технологические карты;
    • информационные карты;
    • объект труда: ночная сорочка, сарафан, халат;
    • образцы поузловой обработки: обработка горловины, обработка нижнего среза рукава, обработка швов вразутюжку и взаутюжку;
    • материалы для контроля знаний учащихся:
    • карточки-задания;
    • тесты;
    • кроссворды.

    Методы обучения: объяснительно-наглядный, частично-поисковый: объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    • фронтальная;
    • индивидуальная.

    Тип урока: комбинированный.

    Межпредметные связи: ботаника – значение растений и хвойных деревьев в жизни человека; технология 5 кл. - виды волокон, строение ткани.

    На классной доске: подкройной и цельнокроеный подборт, застежка, петля, дублирование деталей, клеевая прокладка.

    Словарь моды: подборт - деталь изделия, предназначенная для обработки борта, выкроенная по его форме; оборки – различной длины и ширины полоски материи, выкроенные по прямой, присборенные с одной стороны.

    Литература для учителя.

    1. Примерные программы по образовательной области ""Технология"" В.Д.Симоненко- 2000 г.
    2. Технология – 7 кл.- В.Д. Симоненко – 2000 г.
    3. Технология обработки ткани –7 –9 кл. В.Н. Чернякова –1999 г.
    4. Трудовое обучение – 7 кл.
    5. Литература для внеклассного чтения учащихся
    6. Ты и твоя профессия – М.А.Бендюков.

    Ход урока

    Организационный момент:

    • приветствие;
    • проверка явки учащихся;
    • заполнение учителем классного журнала;
    • проверка рабочей одежды и готовности учащихся к уроку;
    • настрой учащихся на работу;
    • доведение до учащихся плана урока.

    2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания:

    1. Проверить требования подготовки выкройки, нормы прибавки припусков на швы.

    2. Проверить правила техники безопасности при работе с острыми и режущими инструментами.

    3. Актуализация знаний учащихся:

    3.1 Проверка знания материала прошлых занятий по карточкам-заданиям.

    1 2
    4 3
    4
    5 6
    5
    6 7
    7 9 8 8
    9

    4. Изложение нового материала.

    Сообщение познавательных сведений.

    Перед раскроем изделия надо подготовить ткань к раскрою.

    Многие ткани обладают свойством усадки. Чтобы изделие в процессе носки не потеряло своей первоначальной формы и размера, ткань следует продекатировать.

    Шерстяные ткани (плательные) обычно декатируют через влажный проутюжильник (кусок плотной ткани, желательно льняной) в долевом направлении. При этом не следует долго водить утюгом, так как ткань может стать наиболее жесткой. Затем дают ткани остыть и просохнуть.

    Односторонние шерстяные и креповые ткани увлажняют обычным сбрызгиванием или через распылитель. Завертывают в простынь и оставляют на несколько часов, после чего ткань проутюживают не очень горячим утюгом с изнанки по долевой нити.

    Штапельные ткани и искусственные шелка лучше всего опустить на 15 минут в слегка теплую подсоленную воду, подкрахмалить, осторожно отжать, не выкручивая, затем завернуть в простыню на 2-3 часа. Утюжат ткань с изнаночной стороны, не очень горячим утюгом.

    Хлопчатобумажную ткань смачивают в теплой воде, отжимают, просушивают и отутюживают.

    Следует помнить, что некоторые ткани (шерсть, бархат, синтетические) увлажнять нельзя, так как на них остаются пятна или морщины, которые не исчезают и после утюжки. Поэтому прежде чем декатировать ткань, надо проверить на кусочке, как она реагирует на увлажнение.

    Подготовка ткани к раскрою.

    1. Определить ткань по волокнистому составу.
    2. Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки.
    3. Определить направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка ткани и его характер, для того чтобы все это учесть при раскладке выкроек. Проверить дефекты.
    4. Проутюжить ткань.
    5. Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть.
    6. Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.

    Раскладка деталей выкройки на ткани.

    При раскладке выкроек надо учитывать некоторые свойства ткани. Из жестких, упругих тканей выкраивать проще, чем из легких, сыпучих и скользящих. Особое внимание при раскладке обратите на ткани с односторонним направлением рисунка. Здесь надо следить, чтобы на всех деталях изделия рисунок был направлен в одну сторону. В ворсовых тканях проверяют направление ворса и оттенка. При раскрое из вельвета и бархата детали выкроек раскладывают последовательно в направлении ворса снизу вверх.

    При раскрое изделий из фланели или байки детали выкроек расположите в направлении ворса сверху вниз, тогда во время носки ворс не будет подниматься. На тканях в полоску и клетку детали выкроек расположите так, чтобы в местах соединения деталей (на швах) полоска или клетка совпадали по цвету, ширине и проходили точно по середине полочки и спинки.

    По своему размеру клетки в тканях могут быть мелкими, средними и крупными. Кроме размера, они отличаются цветом, величиной квадратов, шириной и порядком чередования полос. Если в рисунке клетки ткани можно найти среднюю линию, которая делит клетку на две равные части во всех направлениях, такая клетчатая ткань называется симметричной.

    При раскрое линию симметрии надо совместить со средней линией выкройки.

    1. Раскладку выкроек на ткани проводят двумя способами:
      в сгиб – ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь;
      в разворот- ткань развернута в ширину.
    2. Разложить на ткани большие детали, начиная с полочки, отступив от среза на величину припуска на швы.
    3. Выкройки на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении. Если ткань с крупным рисунком, необходимо, чтобы правая и левая стороны были симметричны по рисунку(см. рис.50, стр.127).
    4. Направление нитей основы на выкройке должны совпадать с направлением на ткани.
    5. Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной.
    6. Линии, по которым будет производиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или мылом.
    1. Раскроить детали изделия по линиям припусков на швы.
    2. К первой примерке вырезать только крупные основные детали.
    3. Мелкие детали рекомендуется вырезать после внесенных уточнений.

    Закрепление знаний учащихся.

    Сделать раскладку на миллиметровой бумаге в м 1:4. Взаимоконтроль.

    Выбрав рациональную раскладку выкроек, учащиеся приступают к практической работе.

    Физкультминутка.

    Практическая работа ""Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой"".

    Вводный инструктаж:

    Задание 1.

    Изучить технологию подготовки ткани к раскрою.

    Задание 2.

    Подготовить ткань к раскрою.

    Задание 3.

    Разложить детали выкройки на ткани.

    Контроль.

    1. Правильно ли расположены выкройки на ткани с учетом рисунка?
    2. Совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначением ее на выкройке?
    3. Точно ли выполнена обводка деталей? Все ли контрольные точки отмечены на ткани?
    4. Правильно ли даны припуски?

    Задание 4.

    Произвести раскрой.

    Контроль.

    1. Все ли детали кроя в наличии?
    2. Нанесены ли контрольные точки по линии талии.
    3. Равномерны ли припуски на швы?
    4. Указано ли направление долевой нити ткани.
    • ознакомление с учебно-технической документацией.
    • предупреждение о возможных трудностях;
    • инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, булавками.

    6.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.

    6.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

    6.3.1. Формирование новых умений:

    • проверка организованности начала работы учащихся;
    • проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
    • соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

    Усвоение новых знаний.

    • проверка правильности использования использования учащимися учебно-технической документации;
    • инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

    Целевые обходы рабочих мест учащихся:

    • Первый обход: инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и заданий;
    • Второй обход: концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
    • Третий обход: проверить правильность ведения самоконтроля.
    • Четвертый обход: проверить правильность соблюдения технических условий в работе. Произвести приемку и оценку работ.

    Выдать дополнительные работы наиболее успевающим учащимся.

    Заключительный инструктаж.

    7.1. Закрепление изученного материала.

    а) задание на выбор правильной последовательности.

    б) тест: Раскрой.

    7.2. Подвести итоги работы – сообщение о достижении целей урока.

    1. Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;
      сообщить оценку качества работы каждого учащегося;
      выставить оценки в журнал и дневники учащихся.
    2. Отметить, кто из учащихся добился отличного качества работы.
    3. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе учащихся.
    4. Сообщение о теме следующего урока:
      подготовка деталей кроя к обработке;
      подготовка изделия к первой примерке.
    5. Задание учащимся на подготовку к следующему уроку:
      а) прочитать № 22 стр. 126-129, ответить на вопросы.
      б) Принести: крой, швейные иглы, портновские булавки, мелок или мыло, белые нитки, альбом с образцами стежков (копировальных).
      в) повторить технологию обработки кроя копировальными стежками.

    Проект:

    1. Сделать зарисовки деталей кроя в проектных листах.
    2. Зарисовать план раскладки лекал на ткань.

    8. Уборка рабочих мест.

    Некоторые ткани при стирке дают усадку. Особенно сильно садятся материалы из натуральных волокон, таких как лен, хлопок, шерсть, шелк. Норма усадки ткани может составлять от 1,5 до 10% (она индивидуальна для каждого вида ткани). Это значит, что при высоте штор 2 м 50 см после стирки они могут укоротиться на 3,7-25 см. Чтобы этого избежать, при шитье штор ткань нужно подвергать декатировке, т.е. принудительному усаживанию до начала раскроя. Соответственно, покупать материал нужно с запасом на усадку. Не забывайте об этом, если шьете шторы своими руками.
    Декатировка ткани представляет собой влажно-тепловую обработку с целью исключения усадки ткани в процессе пошива и эксплуатации изделия. Для декатировки ткани в домашних условиях применяется обычный утюг. Существующие для этих целей специальные приспособления - парогенераторы есть смысл покупать, если вы много шьете.
    Хлопчатобумажные, льняные, искусственные ткани следует на несколько минут опустить в теплую воду, слегка выжать, не выкручивая, затем вытянуть лучше всего на палке или перекладине. Не забудьте, что хлопчатобумажные ткани могут линять. Особенно это касается красных и зеленых цветов. Чем больше подвержена линьке ткань, тем менее теплой должна быть вода. Слегка влажную ткань утюжат с изнанки. Утюг при этом ведется по долевой нити. Отрезы ткани для пошива штор имеют внушительную длину, поэтому перед проглаживанием ткани тщательно вымойте пол.
    Шелковые и шерстяные ткани следует увлажнить, завернув их в намоченное и отжатое полотенце (или простынь), оставить в таком положении на 2-3 часа. После ткань утюжится обязательно через проутюжильник.
    На некоторых тканях из искусственных, синтетических и смесовых волокон замины и заломы, образовавшиеся при неаккуратном проутюживании удалить невозможно. Такое редко встречается, но об этом нужно знать.
    Вельвет, бархат, плюш и прочие ворсовые ткани не декатируют. Если возникает потребности в проутюживании, это делают на весу. Можно уложить ворсовую ткань на ткань с таким же ворсом (т.е. ворс к ворсу) и слегка, через влажный проутюжильник, почти не касаясь утюгом ткани, просто обработать ткань паром.
    Искусственную и натуральную кожу, лаке, "мятые" ткани, болонью, не подвергают декатировке.
    Кроме того, некоторые виды портьерных тканей могут садиться постепенно, при каждой стирке понемногу. В этом случае нужно либо делать при шитье дополнительные припуски по нижнему краю, за счет которых, в случае необходимости, можно будет увеличить длину шторы, либо выбирать сразу более длинные шторы, чтобы после стирки они приняли нужную форму. Кстати, сейчас шторы модно делать такой длины, чтобы их можно было укладывать на полу красивыми драпировками. В этом случае усадка материала шторы при стирке - не проблема.


    ПОДГОТОВКА К ПОШИВУ

    Технология изготовления швейного изделия состоит из нескольких этапов (ряда действий), в результате выполнения которых материал превращается в готовое изделие.
    В целом данный процесс можно представить следующим образом:
    1. Снятие мерок и выполнение необходимых расчётов.
    2. Изготовление выкройки (построение чертежа основы, нанесение фасонных линий).
    3. Раскрой изделия.
    4. Проведение примерки.
    5. Пошив изделия - сборка отдельных деталей изделия в единое целое.
    6. Отделка изделия и его влажно-тепловая обработка
    .

    Подробнее...

    СНЯТИЕ МЕРОК
    Любая одежда должна хорошо сидеть на фигуре, соответствовать ее размеру и росту. Для того, чтобы подготовить соответствующую выкройку, необходимо измерить фигуру человека и записать мерки.
    Каждая мерка имеет свой способ измерения и обозначения. Например, обхваты обозначаются большой буквой О, полуобхваты - С, ширины - Ш, длины - Д, высота - В.
    Маленькие буквы (индекс) в записи измерений обозначают место снятия мерки. Например, Ст - полуобхват талии, Сб - полуобхват бёдер, Дтп - длина талии переда, Шг - ширина груди.

    Снятие мерок с фигуры человека происходит по определённым правилам:
    Все мерки снимаются по правой стороне фигуры.
    Талию предварительно опоясывают узкой тесьмой.
    При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо.
    При измерении сантиметровую ленту не стоит натягивать или ослаблять.
    Мерки длины записываются полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры. Для пошива какого-либо конкретного изделия снимают не все мерки с фигуры человека, а только необходимую их часть.

    ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫКРОЙКИ
    Для того, чтобы сшить изделие определенного фасона, в готовую выкройку основы вносят изменения, т. е. выполняют моделирование. Смоделировать можно различные фасоны изделия. Выкройку основы можно построить самому, а можно воспользоваться готовыми выкройками из журналов. И в том, и в другом случае, чертёж выкройки должен учитывать особенности фигуры и изготавливаться на основе снятых мерок и расчётов.
    Фигура человека симметрична, поэтому чертёж так же симметричен и, соответственно, выполняется обычно на половину изделия (до линии середины переда или спинки). Каждая линия и точка на чертеже имеют своё названия, которое соответствует начальным буквам в названиях конструктивных линий. Конструктивные линии, в свою очередь, связаны с названием мерки. Например: точки, расположенные на линии талии, обозначаются буквой Т. Поскольку на одной конструктивной линии может находиться несколько точек, им присваивают индекс в виде цифры. Например: Т1 или Т4.
    После выполнения моделирования, выкройку подготавливают к раскрою. На каждой детали указывают её название, направление нити основы, необходимые контрольные знаки и места измерений основных конструктивных участков и т.д.. Затем детали выкройки вырезают, учитывая величину припусков на швы (см. ниже).

    ПОДГОТОВКА ТКАНИ К РАСКРОЮ
    Включает в себя следующие операции:
    Выявление ткацких дефектов на ткани.
    Декатирование ткани.
    Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.
    Определение направления нити основы.
    Выполнение подготовительных операций подготовки ткани к раскрою существенно влияет на качество готового изделия, поэтому они являются обязательными при изготовлении любого швейного изделия.

    Выявление ткацких дефектов на ткани
    Перед раскроем ткань внимательно просматривают с лицевой и изнаночной стороны. Мелом или цветной ниткой отмечают дефекты: узелки или утолщения нитей, обрыв нитей основы или утка, пятна, непрокрасы и т.п.. При раскрое отмеченные места должны оказаться на участках между деталями выкройки и остаться после раскроя в качестве отходов.

    По характеру проявления текстильные пороки делятся на два вида: местные и распространенные.
    - Местные пороки - небольшие по размерам, расположенные на небольшом участке ткани (пятна, просветы, пролеты утка, близны, утолщения и т.д.).
    - Распространенные пороки расположены на значительной части куска или по всему куску (разнооттеночность, засоренность, полосатость и т.д.). Как местные, так и распространенные дефекты и пороки тканей могут возникнуть на разных этапах их производства: как при прядении, вследствие низкого качества сырья или нарушения технологических режимов, так и при ткачестве и отделке.

    Декатирование ткани
    Декатирование - это предварительная влажно-тепловая обработка ткани, необходимая для уменьшения нежелательной усадки при её дальнейшей обработке. Степень усадки зависит от вида волокон и плотности материала.
    Следует помнить, что есть ткани, которые декатировать нельзя, так как на них остаются пятна или морщины, не исчезающие после утюжки. Поэтому перед тем, как декатировать ткань, надо проверить, как она реагирует на увлажнение.
    Бархат и вельвет не декатируют, так как при утюжке у них заминается ворс.

    ВАЖНО! ПРИ ПОШИВЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ НЕДЕКАТИРОВАННЫХ ТКАНЕЙ ВЕЛИЧИНУ ПРИПУСКОВ НА ШВЫ - НЕОБХОДИМО УВЕЛИЧИТЬ.

    Определение лицевой и изнаночной стороны ткани
    Перед тем, как раскладывать ткань на столе, необходимо определить лицевую и изнаночную стороны раскраиваемого материала. Так как раскладка, намелка и раскрой деталей выкройки, как правило, выполняется по изнаночной стороне. Исключением являются двухсторонние ткани, где лицевая и изнаночная стороны - одинаковы. В этом случае можно кроить по любой стороне.
    Лицевую сторону ткани определяют по следующим признакам:
    - Если ткань свернута в рулон, то хлопчатобумажные, льняные, шелковые ткани обычно складывают лицевой стороной наружу, а шерстяные, наоборот, лицевой стороной внутрь.
    - Если ткань с печатным рисунком, на лицевой стороне рисунок обычно более яркий и чёткий.
    - Ткацкие пороки (петельки, узелки) выводятся на изнаночную сторону.
    - Из-за специальной обработки лицевая сторона тканей обычно более блестящая и глянцевая.
    - На лицевую сторону обычно выводятся более дорогие нити. Например, в полушерстяных тканях на лицевой стороне преобладает шерстяная пряжа, а в полушелковых - шелковые нити.
    - В тканях диагонального переплетения (например, саржа, бостон) по лицевой стороне вдоль кромки полоски идут снизу вверх и слева направо (//////).
    - На лицевой стороне бархата или вельвета более длинный ворс. На изнаночной стороне поверхность либо гладкая или ворс более короткий.
    - Более гладкая сторона кромки обычно находится с лицевой стороны ткани.
    - Если в процессе изготовления ткани в кромку вкалывают булавки, то делают это с изнаночной стороны.

    Важно!
    Снятая с ткацкого станка, ткань проходит несколько операций отделки – её опаливают, отбеливают, пропитывают различными составами, красят или печатают на ней рисунок. Путём специальной обработки тканям придают блестящий или матовый вид, делают их более гладкими или ворсистыми. Все эти операции выполняют с лицевой стороны - поэтому она, как правило, более гладкая и блестящая, на ней меньше узелков и ворсинок; у неё чётче рисунок и т.п..

    Определение направления нити основы в тканях
    Ткань получается путем переплетения нитей - основы и утка.
    Нить основы в тканях можно определить следующим образом:
    - Нить основы в ткани расположена параллельно кромке.
    - Ткань в направлении основы растягивается меньше, чем в поперечном и косом направлении.
    Соблюдение направления нитей основы в деталях изделия при раскрое очень важно, так как это обеспечивает устойчивость формы готового изделия и его большую прочность в процессе носки.

    РАСКЛАДКА ВЫКРОЕК
    Раскладка выкроек на материале и раскрой должны выполняться на гладком и просторном столе. Для работы вам понадобятся: ткань, выкройки, портновские булавки, ножницы, кусочек мыла или мел, карандаш и линейка, сантиметровая лента.
    Сложите материал для раскроя вдвое или вразворот (см. ниже раздел "Способы настила ткани") и, разложив выкройки всех деталей, убедитесь что материала достаточно. Не торопитесь выкраивать детали. Предварительно обдумайте несколько вариантов раскладки и выберите наиболее удачный. От качества раскладки зависят расход материала и качество кроя.

    Существует несколько способов настила ткани: всгиб и вразворот.
    1 способ: всгиб или "лицом к лицу" (рис.1,а).
    При таком способе ткань складывают вдоль вдвое, лицевой стороной внутрь и совмещая кромки. Данный способ применяют при индивидуальном изготовлении одежды для раскроя парных симметричных деталей. Чтобы ткань не смещалась при раскрое, её можно сколоть иголками.
    2 способ: вразворот - "лицом вниз" или "лицом вверх" (рис.1,б).
    При раскрое вразворот ткань разворачивают на столе во всю ширину и длину, лицевой стороной вниз или вверх. Эти способы применяют при раскрое тканей с направленным рисунком и ворсом (см. ниже), а также изделий ассиметричных фасонов.

    Важно! Добиваясь экономной раскладки, следите за тем, чтобы направление нити основы (Д.Н.) на выкройках точно совпадало с направлением нити основы ткани. В этом случае изделие меньше будет вытягиваться и дольше сохранит свою форму в процессе носки.

    Д.Н. (долевая нить) - обозначение нитей основы на выкройках.

    Общие требования к раскладке:
    - Раскладку выкроек и обмеловку выполняют на изнаночной стороне материала. Подготовленные детали выкройки размещают, строго учитывая направление нитей основы и припуски на обработку швов.
    - Для раскроя парных симметричных деталей ткань складывают вдвое (всгиб, "лицом к лицу"), совмещая кромки. Чтобы ткань не смещалась при раскрое, её скалывают по краям булавками. Если в крое есть непарные детали, их раскладывают на ткани в развернутом виде (вразворот).
    - Сначала на ткани раскладывают самые крупные детали (полочки, спинки, рукава, заднее и переднее полотнище юбки и др.), все мелкие детали (воротник, подборта, манжеты, обтачки, карманы и др.) размещаются в промежутках между ними.

    ВАЖНО! РАСКЛАДКУ ВЫКРОЕК НА ТКАНИ ПРОИЗВОДЯТ С УЧЁТОМ НАПРАВЛЕНИЯ ВОРСА, НАЧЕСА, РИСУНКА ТКАНИ И НАПРАВЛЕНИЯ НИТИ ОСНОВЫ.

    На тканях, не имеющих начеса или ворса, гладкокрашеных, в полоску и клетку, с симметричным расположением полос в рисунке, детали выкройки можно раскладывать в противоположных направлениях.
    - На тканях с ворсом и начесом детали выкройки располагают в одном направлении. Это помогает избежать их разнооттеночность в готовом изделии. Направление ворса отмечают с изнаночной стороны стрелками. В изделиях из длинноворсовых тканей, ворс должны быть направлен сверху вниз.
    - Рисунок на ткани может быть односторонним и разносторонним. На тканях с направленным рисунком (особо крупным и редким), все детали выкройки раскладывают в одном направлении. На тканях с разносторонним рисунком выкройки можно располагать в противоположных направлениях.
    - Раскрой деталей изделий из ткани в полоску, клетку выполняют с учетом последующей подгонки рисунка в процессе обработки. Необходимость подгонки такого характера рисунка влечёт за собой дополнительный расход ткани, что необходимо учитывать, приобретая материал. Для подгонки рисунка ткани при выкраивании деталей предусматривают припуски в размере 1/2, 3/4 или полного шага рисунка.


    Если ткань имеет рисунок в клетку, определите тип клетки. Она может быть с симметричным и с несимметричным рисунком. В симметричном рисунке можно провести линию симметрии, т. е. линию, разделяющую его на две равные части так, чтобы каждая часть являлась зеркальным отображением другой как по форме, так и по цвету (рис.2, а). В несимметричном рисунке линию симметрии не провести (рис.2, б).
    При раскрое тканей с симметричным рисунком в парных деталях необходимо добиваться совмещения рисунка. В изделиях из тканей с несимметричным рисунком клетки нужно следить, чтобы все детали выкройки располагались в одном направлении, иначе при стачивании срезов совмещения рисунка не добиться.

    Особенности раскладки и раскрой тканей с рисунком в клетку, полоску
    При раскладке и раскрое изделий из ткани в клетку или полоску необходимо выполнять следующие рекомендации:
    1. В парных деталях (полочках, частях спинки, рукавах, подбортах и т. д.) рисунок ткани должен быть расположен симметрично.
    2. При наличии застёжки, центральных швов рисунок ткани должен совмещаться. Необходимо также совмещение рисунка по линиям боковых швов.
    3. На изделии и рукавах должно быть единое расположение рисунка. При раскрое рукавов рисунок по окату подгоняют к рисунку переда и спинки.
    4. На лацканах и концах воротника рисунок ткани должен быть симметричным.
    5. Рисунок ткани на мелких деталях (клапаны, накладные карманы, листочки, хлястики, пояса и т. д.) должен совмещаться с рисунком основных деталей изделия.
    6. В двухшовных рукавах по переднему шву верхних и нижних половинок должно быть совмещение рисунка ткани.
    7. При обработке верхних вытачек на полочке и вытачек от плечевых срезов спинки сторона вытачки, расположенная ближе к центру, должна сохранять долевое направление, а другая сторона должна быть направлена по косой нити.
    8. При расположении вытачки под проймой (от бокового среза) рисунок ткани при совмещении сторон вытачки должен быть в «елочку» или должен сохранять горизонтальное направление с одной стороны вытачки.
    9. Стороны вытачек от линии талии соединяют «елочкой» или сохраняют вертикальное направление рисунка с одной стороны вытачки.
    10. На всех клиньях юбки по швам рисунок ткани должен совпадать по горизонтали и одинаково расширяться книзу.
    11. Стороны вытачек (передних, боковых и задних) в юбках должны образовывать рисунок «елочку».
    12. В верхних швах цельнокроеных рукавов необходимо добиваться совпадения рисунка «елочки».
    13. Рисунок клетки по низу изделия должен проходить горизонтально.
    14. Середина полочки и спинки должна совпадать с серединой клетки, полоски.

    Выкройки деталей изделия обычно дают без припусков на швы. Размещая их на ткани, это следует учитывать. Величина припусков зависит от способа обработки срезов и вида ткани. По мере необходимости они могут изменяться. Например, если ткань сильно осыпается, припуски на швы по всем срезам необходимо увеличить.

    Общие рекомендации:
    0,7-1,0 см - величина припусков на закрытых срезах (линии горловины, талии юбки под пояс, низа рукава под манжету, срезы воротника);
    1,5-2,0 см - величина припусков на открытых срезах (боковые и плечевые, рельефные швы, продольных швов рукавов, швы кокеток);
    3,0-4,0 см - припуски на подгибку низа рукав;
    Ширина подгибки низа юбки зависит от её формы:
    - для прямой юбки - 4,0-7,0 см,
    - расширенной - 3,0-4,0 см,
    - для юбки-клеш - 1,0-2,0 см.
    В изделиях с отрезной линией талии припуск по линии талии - 2,0-4,0 см.

    Обмеловка деталей
    Разложив на ткани детали выкроек, приколите их булавками и приступайте к обмеловке.
    Выкройки обрисовывают дважды - по контуру детали и с учётом припусков на швы. Для обрисовки используйте остро отточенный мел или кусочек мыла. Линии должны быть ровными. Толщина линий не должна превышать 0,1 см.
    Обведя контур выкройки, перенесите на ткань вытачки, складки, контрольные точки, модельные линии, места расположения карманов, линии середины деталей, полузаноса и т.п.. Далее приступайте непосредственно к раскрою ткани.

    Раскрой ткани
    К первой примерке вырезают только основные и крупные детали - спинку, полочку, рукава и т.п.. Манжеты, воротник, карманы, клапаны и т.п. раскраивают из макетной ткани или бумаги).

    ВАЖНО! МЕЛКИЕ ДЕТАЛИ ВЫРЕЗАЮТ ИЗ ОСНОВНОЙ ТКАНИ ЛИШЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК НА НИХ БУДУТ ПЕРЕНЕСЕНЫ ВСЕ УТОЧНЕНИЯ И СДЕЛАНЫ НЕОБХОДИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРИ ПРИМЕРКЕ. ДЕТАЛИ ПОДКЛАДКИ РАСКРАИВАЮТ ТАКЖЕ ПОСЛЕ ПРИМЕРКИ.



    - Раскраивать ткань необходимо строго по припускам на швы.
    - Ровно разложите ткань на столе. Стол следует поставить таким образом, чтобы доступ к материалу был, по-возможности, открыт со всех сторон.
    - Разгладьте все складки и пузыри, если потребуется - утюгом. Убедитесь, что линии основы и утка проходят строго перпендикулярно друг другу. Иногда об этом необходимо заботиться особенно, если вы режете, например, шифон.
    - Возьмите острые ножницы. Никогда не пользуйтесь ножницами, которыми ранее резали бумагу.
    - Всегда следите, чтобы нижнее лезвие ножниц не отрывалось от стола.
    - При разрезании скользких тканей, сложенных вдвое, надо следить за тем, чтобы не произошло сдвига слоев ткани. С этой целью оба слоя рекомендуется скрепить булавками.

    7 класс.

    Тема урока: « Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки».

    Работа на уроке проходит в виде соревнования по бригадам (количество бригад определяется по количеству рядов в кабинете). Учитель подводит итог в конце урока и по результатам работы бригад на уроке выставляет оценки за урок.

    Цели урока:

    Образовательная:

    • ознакомить учащихся с различными способами расположения деталей бумажной выкройки на ткани;
    • научить учащихся наиболее экономному способу разложения деталей; совершенствовать умения раскроя симметричных де талей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;
    • способствовать формированию у уч-ся представления о последовательности изготовления одежды от эскиза до готового изделия;
    • закрепить умения в подготовке ткани к раскрою;
    • закрепить умения экономной раскладки лекал на ткани, выбора величина припуска на швы;

    Развивающая:

    • развивать логическое мышление, координацию движения рук, конструкторские и исполнительские умения;
    • способствовать развитию пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса; способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

    Воспитательная:

    • воспитывать эстетический вкус, внимательность;
    • прививать навыки культуры труда и аккуратности;
    • способствовать воспитанию правильного отношения в коллективе.

    Профориентационная:

    • обобщитьзнания о сфере трудовой деятельности, профессиях, карьере.

    Методическое оснащение урока:

    Материально-техническая база:

    кабинет технологии;

    утюг, гладильная доска;

    сантиметровая лента, ножницы для ткани, булавки, иглы, угольник, линейки, мелок или мыло;

    ткань для раскроя изделия.

    видеофильм ""Раскрой ночной сорочки"".

    Дидактическое обеспечение:

    учебники: ""Технология -7 кл."" В.Д. Симоненко; ""Технология обработки ткани 7-9 кл."" В.Н.Чернякова.

    рабочая тетрадь;

    альбом;

    плакат ""Раскладка деталей выкройки на ткань"";

    учебно-техническая документация:

    технологические карты;

    инструкционные карты;

    объект труда: ночная сорочка, сарафан, халат;

    образцы поузловой обработки: обработка горловины, обработка нижнего среза рукава, обработка швов вразутюжку и взаутюжку;

    материалы для контроля знаний учащихся:

    карточки-задания;

    тесты;

    Методы обучения: объяснительно-наглядный, частично-поисковый: объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    фронтальная;

    индивидуальная.

    Тип урока: комбинированный.

    Межпредметные связи: ботаника - значение растений и хвойных деревьев в жизни человека; технология 5 кл. - виды волокон, строение ткани.

    На классной доске: подкройной и цельнокроеный подборт, застежка, петля, дублирование деталей, клеевая прокладка.

    Словарь моды: подборт - деталь изделия, предназначенная для обработки борта, выкроенная по его форме; оборки - различной длины и ширины полоски материи, выкроенные по прямой, присборенные с одной стороны.

    Литература для учителя.

    Примерные программы по образовательной области ""Технология"" В.Д.Симоненко- 2000 г.

    Технология - 7 кл.- В.Д. Симоненко - 2000 г.

    Технология обработки ткани -7 -9 кл. В.Н. Чернякова -1999 г.

    Ход урока

    I . Организационный момент:

    приветствие;

    проверка явки учащихся;

    заполнение учителем классного журнала;

    проверка рабочей одежды и готовности учащихся к уроку;

    настрой учащихся на работу;

    доведение до учащихся плана урока.

    II . Актуализация знаний учащихся.

    Тесты на проверку знаний. За правильный ответ бригада получает бонус.

    1. Стрелка на листе выкроек означает:

    а) направление долевой нити;

    б) направление поперечной нити.

    2.Укажите правильную последовательность технологических операций при раскрое изделия:

    а) сколоть ткань булавками;

    б) разметить припуски на обработку;

    в) определить лицевую сторону ткани;

    г) нанести контрольные линии и точки;

    д) обвести детали по контуру;

    е) вырезать детали изделия из ткани;

    ж) определить долевую нить;

    з) приколоть мелкие и крупные детали;

    и) разложить крупные и мелкие детали.

    (ж, в, а, и, з, д, б, г, е).

    3.Раскрой - это:

    а) вырезание бумажных деталей швейного изделия;

    б) процесс получения тканевых деталей швейного изделия путём их вырезания из куска ткани;

    в) процесс получения тканевых деталей швейного изделия путём их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учётом припусков на швы

    4.Назовите стороны ткани:

    а). лицевая;

    б).изнаночная;

    в).правая;

    г).левая.

    5.При раскрое ткани используются ножницы:

    а) маникюрными;

    б) садовыми;

    в) канцелярскими;

    г) портновскими.

    6.Укажите правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткань:

    а) разложить мелкие детали;

    б) разложить крупные детали;

    в) сколоть ткань булавками;

    г) приколоть мелкие детали;

    д) приколоть крупные детали;

    е) определить лицевую сторону ткани;

    ж) нанести контрольные линии и точки;

    з) разметить припуски на обработку;

    и) обвести детали по контуру;

    к) определить долевую нить.

    (к, е, в, б, а, д, г, и, з, ж)

    7.Перевод выкройки на ткань осуществляют при помощи:

    а) резца;

    б) косых стежков;

    в) копировальных стежков;

    г) украшающих стежков.

    8. При раскрое ткани пользуются ножницами:

    а). маникюрными;

    б) садовыми;

    в) канцелярскими;

    д) портновскими;

    е) кухонными.

    9.При раскрое изделия необходимо учитывать:

    а) расположение рисунка на ткани;

    б) направление нитей основы;

    в) ширину ткани;

    г) величину припусков на швы;

    д) направление ворса.

    III. Изложение нового материала с показом презентации.

    Перед раскроем изделия надо подготовить ткань к раскрою.

    Многие ткани обладают свойством усадки. Чтобы изделие в процессе носки не потеряло своей первоначальной формы и размера, ткань следует продекатировать.

    Шерстяные ткани (плательные) обычно декатируют через влажный проутюжильник (кусок плотной ткани, желательно льняной) в долевом направлении. При этом не следует долго водить утюгом, так как ткань может стать наиболее жесткой. Затем дают ткани остыть и просохнуть.

    Односторонние шерстяные и креповые ткани увлажняют обычным сбрызгиванием или через распылитель. Завертывают в простынь и оставляют на несколько часов, после чего ткань проутюживают не очень горячим утюгом с изнанки по долевой нити.

    Штапельные ткани и искусственные шелка лучше всего опустить на 15 минут в слегка теплую подсоленную воду, подкрахмалить, осторожно отжать, не выкручивая, затем завернуть в простыню на 2-3 часа. Утюжат ткань с изнаночной стороны, не очень горячим утюгом.

    Хлопчатобумажную ткань смачивают в теплой воде, отжимают, просушивают и отутюживают.

    Следует помнить, что некоторые ткани (шерсть, бархат, синтетические) увлажнять нельзя, так как на них остаются пятна или морщины, которые не исчезают и после утюжки. Поэтому прежде чем декатировать ткань, надо проверить на кусочке, как она реагирует на увлажнение.

    Подготовка ткани к раскрою.

    Определить ткань по волокнистому составу.

    Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки.

    Определить направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка ткани и его характер, для того чтобы все это учесть при раскладке выкроек. Проверить дефекты.

    Проутюжить ткань.

    Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть.

    Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.

    Раскладка деталей выкройки на ткани.

    При раскладке выкроек надо учитывать некоторые свойства ткани. Из жестких, упругих тканей выкраивать проще, чем из легких, сыпучих и скользящих. Особое внимание при раскладке обратите на ткани с односторонним направлением рисунка. Здесь надо следить, чтобы на всех деталях изделия рисунок был направлен в одну сторону. В ворсовых тканях проверяют направление ворса и оттенка. При раскрое из вельвета и бархата детали выкроек раскладывают последовательно в направлении ворса снизу вверх.

    При раскрое изделий из фланели или байки детали выкроек расположите в направлении ворса сверху вниз, тогда во время носки ворс не будет подниматься. На тканях в полоску и клетку детали выкроек расположите так, чтобы в местах соединения деталей (на швах) полоска или клетка совпадали по цвету, ширине и проходили точно по середине полочки и спинки.

    По своему размеру клетки в тканях могут быть мелкими, средними и крупными. Кроме размера, они отличаются цветом, величиной квадратов, шириной и порядком чередования полос. Если в рисунке клетки ткани можно найти среднюю линию, которая делит клетку на две равные части во всех направлениях, такая клетчатая ткань называется симметричной.

    При раскрое линию симметрии надо совместить со средней линией выкройки.

    Раскладку выкроек на ткани проводят двумя способами:
    в сгиб - ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь;
    в разворот- ткань развернута в ширину.

    Разложить на ткани большие детали, начиная с полочки, отступив от среза на величину припуска на швы.

    Выкройки на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении. Если ткань с крупным рисунком, необходимо, чтобы правая и левая стороны были симметричны по рисунку(см. рис.50, стр.127).

    Направление нитей основы на выкройке должны совпадать с направлением на ткани.

    Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной.

    Линии, по которым будет производиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или мылом.

    Раскрой.

    Раскроить детали изделия по линиям припусков на швы.

    К первой примерке вырезать только крупные основные детали.

    Закрепление знаний учащихся.

    Сделать раскладку на миллиметровой бумаге в м 1:4. Взаимоконтроль.

    Выбрав рациональную раскладку выкроек, учащиеся приступают к практической работе.

    Физкультминутка.

    Практическая работа ""Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой"".

    Вводный инструктаж:

    Задание 1.

    Изучить технологию подготовки ткани к раскрою.

    Задание 2.

    Подготовить ткань к раскрою.

    Задание 3.

    Разложить детали выкройки на ткани.

    Задание 4.

    Вырезать детали кроя.

    V. Закрепление изученного материала. (Устный или письменный, по карточкам)

    Вопросы:

    1. Какие операции входят в подготовку ткани к раскрою?

    2. Как учитываются дефекты ткани при раскрое?

    3. Почему при раскладке выкройки на ткани деталь обводится два раза?

    4. Что такое декатирование?

    5. Какие правила ТБ следует соблюдать при работе с ножницами, булавками и иглами?

    6. Какими свойствами обладают нити основы и утка?

    7. Сколько ткани требуется для изготовления ночной сорочки?

    8. Перечислите детали кроя вашей модели.

    9. Какие линии на крое необходимо перенести на симметричную сторону?

    10. Какими способами переносят линии на симметричную сторону?

    11. Для чего наносят линии середины на детали кроя?

    12. Для чего скалывают крой булавками?

    VII. Анализ урока.

    Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания. Оценивает работу бригад, объявляет оценки.

    Домашнее задание : выучить правила подготовки ткани и деталей кроя к раскрою, принести ткань, детали кроя, рабочую коробку, зарисовать раскладку деталей кроя в тетради.