Что умеет ребенок в 1г 6мес. Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития

Как выглядит полуторагодовалый малыш? Изменения в крохе видно сразу: его лицо приобрело более осмысленное выражение, чем это было пару месяцев назад, тело заметно вытянулось. Он продолжает изучать окружающий мир при помощи родителей. Общее развитие ребёнка в 1 год и 6 месяцев предполагает повышенную физическую активность малыша, когда он старается побывать во всех интересующих его местах сразу. Поэтому родителям стоит уделить повышенное внимание его безопасности.

Что уже умеет полуторагодовалый малыш:

  1. Ходит без посторонней помощи и неуклюже бегает.
  2. Самостоятельно залезает на диван и слезает с него.
  3. Сам кушает, используя столовый прибор.
  4. Проявляет интерес к заводным игрушкам, пытаясь самостоятельно их завести.
  5. Пробует рисовать карандашом, выводя смешные каракули.
  6. Умеет складывать конструкции из кубиков.
  7. Распознает обозначение частей своего тела.
  8. Приучается к горшку, может сам проситься на него.
  9. Умеет кататься на трехколесном велосипеде.
  10. Пытается самостоятельно одеваться.

Речевое развитие малыша в 1,5 года

Ребенок в этом возрасте уже неплохо разговаривает. Может произносить простые слова или задавать нехитрые вопросы: «Что это? Куда идешь?». Малыш подражает взрослым и имитирует их слова и выражение. Речевое развитие ребенка в 1,5 года подразумевает умение ребенка распознавать несколько цветов и животных на картинках. Речь малыша сопровождается жестами и мимикой, которые выражают его чувства на данный момент.

Социальное развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

На данном этапе развития у ребенка преобладает эгоцентрическое представление о мире. Для него не существует понятия «делиться». Он считает, что все окружающие его предметы и игрушки принадлежат только ему. Если он не получает желаемого, то может громко кричать, плакать и биться. Для него характерно толкнуть или ударить соседского мальчишку, отобрав у него желаемую вещь.

Очень часто ребенок в этот период не слушается маму, дерется, кусается, бьется с другими детьми. Но это всего лишь очередной способ утверждения своей автономности, определения предела собственных возможностей и приобретение навыков отстаивания своих интересов. Следует реагировать на эти факторы спокойно, без криков и упреков.

Физическое развитие ребенка

Со стороны родителей существует необходимость совершенствовать самостоятельную ходьбу ребенка, его ориентацию в пространстве и координацию движений.

Несколько упражнений этой направленности:

  • Ставим пустую корзину на пол, и кидаем в нее поочередно с малышом игрушки, отойдя на небольшое расстояние. Это упражнение развивает глазомер и точность движений в пространстве.
  • На прогулке с крохой меняем направления: сначала идем к качелям, потом к дереву или лавочке. Это упражнение поможет освоить перемену ориентиров.
  • Учим малыша ходить по узкой тропиночке или наклонной доске, поддерживая за ручки. Можно также перепрыгивать бугорки, канавки и другие препятствия.

Кормление ребенка в 1,5 года

В этот преиод у малыша уже четырехразовое питание. Молоть всю пищу необязательно – достаточно слегка разминать ее вилкой. Ягоды, мягкие фрукты и вареные овощи можно давать целиком или порезав на кусочки.

Жареные блюда малышу давать нельзя – еда должна быть сварена или приготовлена на пару. Если малыш плохо ест, возможно, у него изменились потребности в еде. Поэтому меню у ребенка должно быть разнообразным и постоянно совершенствоваться.

Сон малыша

К 1,5 годам ребенок спит в течение дня всего один раз. Второй сон может быть коротким – всего 40 минут. Ночной сон занимает около 12 часов. Этого вполне достаточно, чтобы зарядить кроху энергией для исследования окружающего мира в течение дня. Следует организовать день так, чтобы основная физическая активность приходилась на первую половину дня.

Вечер же стоит провести более спокойно, за складыванием кубиков и рассматриванием картинок. Излишняя вечерняя активность может стать причиной того, что ребенок кричит по ночам и капризничает перед засыпанием.

Игры для полуторогодовалого малыша

Как развивать ребенка в этот период? Чем можно заинтересовать этого непоседу? Для качественного сенсорного развития рнебнка в 1 год и 6 месяцев, необходимо проводить с крохой игры разных видов:

  • Строительные – при помощи конструктора или кубиков делать различные приспособления для кукол (кроватки, домики).
  • Сюжетные забавы – купаем, кормим, укладываем кукол или мишек, летаем с самолетиком, прыгаем с зайчиком.
  • Дидактические – для этих игр используем матрешки, пирамидки с кольцами.

Полет фантазии у родителей не должен быть ограничен. Ведь главное, чтобы крохе было весело. Можно играть с крупой, пересыпая ее из одной емкости в другую. Это развивает мелкую моторику рук.


Отправить

Тревожные звоночки для родителей:

  1. Ребенок в 1 год и 6 месяцев не говорит ни одного связного слова.
  2. К 1,5 годам малыш не ходит.
  3. Элементарная игра в «ладушки» дается ему с трудом.
  4. Все свои потребности малыш выражает только при помощи крика и плача.
  5. Ходит только на носочках.
  6. Умышленно бьет головой о бортики кроватки или другие предметы.

Эмоциональное развитие ребенка:

  • удивляется новым предметам и пугается неожиданных действий
  • без труда переключается из одного предмета на другой
  • радуется и смеется, когда у него что-то получается
  • выражает свое несогласие криком
  • знакомых людей воспринимает радостно, незнакомых – с опаской
  • «заражается» эмоциями – может заплакать, если кто-то около него плачет и наоборот

Уход за малышом

Из-за того, что малыш уже знаком с горшком, отпадает необходимость в частом мытье. Однако ежедневные гигиенические процедуры остаются прежними: чистка зубов, купание и умывание. Обязательны прогулки на свежем воздухе – не менее 2 часа.

Иногда на этом этапе развития малыш сам проявляет первые признаки чистоплотности: вытирает запачканные ручки или просит помыть их протягивая в перед.

Параметры полуторагодовалого ребенка

Для мальчиков нормальным считается рост около 77 см. Для девочек – немного больше 79 см. Вес у мальчиков должен быть около 11-11,5 кг, у девочек – около 10,5. В это время у малышей появляются верхние клыки и первые коренные зубы. Очень часто прорезывание клыков сопровождается дискомфортом у ребенка, поэтому стоит использовать различные успокаивающие мази и гели.

Цикл статей «Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет».

Дидактические игры: воспитываем у ребенка познавательную активность

Наши задачи:

Научить малыша собирать дидактические двухместные игрушки (пример: матрешка).
Научить ребенка сортировать предметы по размеру, по возможности - называть их: «большой», «поменьше», «маленький».
Научить ребенка (с Вашей помощью) собирать пирамидку сначала из двух разноразмерных колец, а потом и из трех.
Продолжать развивать мелкую моторику рук крохи, тренируя тонкие действия с более мелкими предметами (к примеру: шнуровки, мелкие вкладыши, перекладывание бусин из емкости в емкость, под Вашим присмотром).
Знакомить ребенка с игрушками и предметами, издающими разнообразные звуки.

Примерные дидактические игры:

Игра с пирамидкой

Развивать точность движений и глазомер при выполнении соотносящих действий и определении положения предметов в пространстве.

Для игры необходимы: цветная пирамидка (одноцветая – для того чтобы ребенок видел разность именно в размере колец, не отвлекаясь на разность их цвета). Хорошо, если пирамидка будет состоять из трех колец, но если их больше – то лишние нужно убрать. Набор «игрушечная семья»: папа, мама, сын (доча) – это могут быть, к примеру, ежики.

Предложите малышу поиграть, усадите его за детский столик, и скажите: «Сейчас к нам в гости придет семья ежиков!», затем выставите на стол семью игрушек, разыграйте ситуацию знакомства. Пусть у каждой игрушки будет свое имя, и все поприветствуют малыша.
«Давай угощать гостей» - и тут Вы выставляете на стол пирамидку. Ее разноразмерные колечки и будут тарелочками! «Смотри, Папа Ёжик – большой! Мама Ежиха – поменьше, а дочка Ежонок – маленькая.
Помогите ребенку разобрать пирамидку, если он не сделает это первым. Обратите внимание ребенка на то, что стержень пирамидки остался пустой.
Разложив колечки перед ребенком в порядке последовательности «большой, поменьше, маленький» - еще раз опишите ему эту последовательность. Попросите кроху раздать ежам по тарелочке. Возможно, малыш сможет сам сориентироваться и распределит колечки правильно: Папе – большое, Маме – поменьше, Дочке – маленькое.
Когда ежики «поедят» - нужно собрать тарелочки. Возьмите стержень от пирамидки и предложите ребенку одеть на него сначала большое кольцо. Если малыш затрудняется, то, комментируя свои действия, сделайте это сами. На большое кольцо так же последовательно помещаются меньшие. На второй раз пусть ребенок это сделает самостоятельно, складывание пирамидки хорошо развивает глазомер, и координацию движений.
В конце занятия обратите внимание ребенка на результат - красивую ровненькую пирамидку - «Вот как мы умеем!»

Примечание: Для игры хорошо также использовать наборы их 2-3 одноцветных (но отличных по цвету друг от друга) пирамидок.
Игра с вкладышами-колпачками

Для игры необходимы: Вкладыши - цветные кубики, колпачки (конусы) или „мисочки“ (цилиндры) – 8 вкладышей в наборе.

Будет здорово, если в игру удастся привлечь папу и (или) бабушку (дедушку, сестренку). Если все заняты, то в качестве двух других «партнеров» можно использовать игрушки. К примеру пригласить Мишку и Зайку.

С собранного набора вкладышей - снимите верхний колпачок и положите его перед малышом, отметьте его цвет. Далее набор колпачков передвигается к Вам, и Вы снимаете второй, и располагаете перед собой. Затем, колпачки передвигаются к папе, и он опять снимает верхний их них; набор «едет» к бабушке, а потом идет по второму кругу. В итоге у каждого из играющих – по два колпачка – разной величины.
Покажите на своем примере, как меньший колпачок можно спрятать под большим. Этот момент последовательно повторяется всеми играющими. Потом можно показать, как построить башенки - малые колпачки ставятся на большие.
Далее – колпачки, начиная с самого маленького, последовательно переходя по кругу, прячутся по принципу «меньший под большим». Так весь набор предметов „свертывается“, принимая изначальный вид.
Затем колпачки можно „выстроить“ друг за другом в убывании по размеру, а затем они могут превратиться в одну высокую башенку. Обратите внимание малыша на результат: большую красивую башню из разноцветных колпачков. Побуждайте кроху самостоятельно собрать такую башенку: „Вот как у тебя здорово получилось!“

Примечание: Это большое занятие для начала можно разбить на 4 маленьких – каждый шаг – отдельная мини-игра. А потом собрать в одну – комплексную. Во всех частях игры необходимо показывать крохе последовательность действий и результат, привлекать его внимание на два свойства одновременно - величину и цвет каждого вкладыша, побуждать его повторять названия цветов.

Такую игру можно провести с наборами из других форм вкладышей. Игра с вкладышами отличается тем, что имеет много вариантов.
Ваша творческая активность, яркая эмоциональная окраска игры способствует наиболее успешному развитию ребенка.
Игра «Две матрешки»

Для игры необходимы: Две небольшие разборные матрешки.

Дайте ребенку две матрешки - большую и маленькую; обратите его внимание на их размер, попросите показать, где большая и где маленькая матрешка. Пусть ребенок их рассмотрит, поиграет.
Научите кроху раскрывать матрешки. Помогите при необходимости ребенку снять верхние части с обеих матрешек, а потом и собрать их, обращая внимание на величину частей.
Покажите, как маленькая матрешка «прячется» в большую.
Игра в машинки

Для игры необходимы: Три-четыре машинки разной величины; два гаража, имеющие разные по величине отверстия – соответствующие размерам машинок. Такие гаражи можно довольно быстро сделать из картонных коробок.

Играем:
Расположите гаражи на удлиненной поверхности - «дороге» (доске, столе, скамейке). Игра заключается в том, что машинки необходимо провезти по дороге в соответствующие их величине отверстия.
Обратите внимание на то, чтобы ребенок возил машинки и правой и левой рукой.
Варианты игры: Можно взять машинки одной величины и разного цвета. Либо гаражи, либо дороги должны соответствовать цвету машинок. Задача будет заключаться в подборе машинки к дорого (гаражу) по цвету.
Строительная игра « лесенка»

Для игры необходимы: 12 кубиков „кирпичиков“, устойчивая игрушка или матрешка.

Играем:
Задача игры: построить из кирпичиков лесенку. Играя за матрешку - попросите малыша научить ее подниматься по лесенке. Для этого вместе строят лесенку из „кирпичиков“, положенных один на другой (последовательность: три кубика друг на друге, два, один).
По лесенке пусть кроха „поведет“ матрешку, поднимая ее со ступеньки на ступеньку. Потом спускает. Построенную лесенку можно обыграть в разных вариантах: по ней поднимаются и спускаются и другие игрушки.
Сюжетные развивающие игры: знакомим малыша с окружающим миром
Чем сюжетные игры отличаются от предыдущего периода жизни ребенка?

В отличие от сюжетных игр предыдущего периода, сейчас инсценируются более развернутые сюжеты, в игру вводится большее количество аксессуаров для игрушек (верхняя одежда, коляска, соска, бутылочка).

Теперь Вам нужно как бы „идти“ в игре за крохой, давая ему возможность самому проявлять больше активности, чем раньше, самостоятельно строить или вносить свои коррективы в игровой сюжет. Поэтому теперь игра требует от ребенка больше самостоятельности, фантазии и выдумки.
Что делать если ребенок пассивен в игре?

Если кроха не берет на себя инициативу в игре, не проявляет активность, то Вам нужно вести игру по своему сценарию, предоставляя при этом малышу выбор вариантов действия в игре. Примерные варианты сюжетных игр для ребенка возраста 1 г. 6 мес. – 1 г. 9 мес. Вы можете посмотреть ниже.
Примеры развивающих сюжетных игр:
Игры-занятия «Поручения»

Как и ранее, с помощью игр-занятий „Поручения“ можно учить находить названный Вами предмет, но теперь задачу можно постепенно усложнять: поручения, могут состоять из двух взаимосвязанных действий. Делая что-то по дому, привлекайте и малыша к совместным действиям: «Принеси пожалуйста тряпочку… Спасибо!», а также можно просить помочь убрать игрушки на место, детскую одежду в шкаф, поднять упавший предмет и т.д.).
Игровые сценки «Бытовые ситуации»

Так же нужно продолжать показывать бытовые ситуации с куклой, постепенно их усложняя, например:

Показывать одевание куклы (закрепление знаний о верхней одежде: пальто, шарфик, шапка). Параллельно необходимо объяснять ребенку, что и для чего делается: «Куклу мы одеваем, чтобы ей не было холодно: надеваем варежки, чтобы не мерзли ручки; надеваем шапку, чтобы не замерзла голова…»;
воспитывать интерес и любовь к труду: „Стирка платья для куклы“, „Починка игрушек, книжек“;
показывать эпизоды из повседневной жизни малыша;
показывать взаимоотношения между игрушками (например, Ежик пришел в гости к Мишке, принес ему подарок - варенье; Мишка угощает Ежика - поит чаем. Вместе они предлагают пить чай и малышу, угощают его вареньем;
знакомить ребенка с названиями разных предметов, проговаривать их величину и цвет.
Игра: Кукла идет гулять (Изучаем предметы верхней одежды и их назначение)

Для игры необходимы: Кукла (средняя:30-40 см; если у Вас мальчик, то пусть кукла – тоже мальчик, если девочка, соответственно, кукла - девочка). Кукольная одежда: если лето – платье (или легкий костюмчик), панамка, носочки, туфельки (ботиночки)…; если зима: пальто (шубка), штанишки, шарфик, шапочка, сапожки… Игрушечная колясочка (летом), или саночки (зимой).

Собираясь на прогулку – предложите малышу взять с собой куклу. Сначала одевается кукла, а потом уже малыш. Одевая куклу, обратите внимание крохи на то, что, люди, когда идут гулять на улицу, одеваются по погоде, чтобы им было не жарко (летом), но тепло (зимой).
«Смотри, у куколки одежда такая же, как у тебя. У тебя есть штанишки, и куколки есть штанишки. Вот твоя шапочка, а вот шапочка куколки. Все как у тебя!» - так Вы проводите аналогию между одеждой куклы и собственной одеждой ребенка.
Неторопливо покажите малышу весь гардеробчик куклы, называйте каждый предмет, расскажите, для чего он нужен, предложите малышу потрогать то одну, то другую вещь, отметьте ее цвет. При этом Вы разговариваете за игрушку, задаете ребенку вопросы, просите проговорить новые слова и т.п.
После того, как Вы вынесите куклу и малыша на улицу, пусть он поместит ее в колясочку (саночки) и катает по ровной дорожке, а саночки можно и с горки. С горки они также могут кататься по очереди - то куколка, то малыш. Старайтесь наполнить эту игру весельем, шутками, смехом. Было бы здорово влить в игру и немного поэзии, например такой детский стишок:

Покатились санки вниз!
Крепче, куколка, держись,
Ты смотри, не упади,
Там канавка впереди!

А летом его можно чуть-чуть изменить (катая куклу с небольшой детской горки):

Покатились с горки вниз!
Веселей, Катя, катись!
Ты смотри, не упади,
Там канавка впереди!

Варианты игры: Точно также можно проводить игры и с другими игрушками. Например, с мишкой (вместо одежды его можно завернуть в пеленку).
Если на улице лето: можно играть с куклой в „прятки“, рассматривать листики, насекомых, собирать цветочки в маленький букетик и т.п.;
Если зима: „копать“ лопаткой снег, складывать его в ведерко, отвозить в санках и пр.
Игра „Посудка для куклы“

Закрепляем знания ребенка о назначении столовой и чайной посуды (игровые наборы).

Для игры необходимы: Кукла (или (и) другая игрушка), кукольная столовая и чайная посуда (сервизы).

«Кукла Катя хочет кушать. Что нужно сделать? Правильно, ее нужно покормить.» - говорите Вы, и выставляете перед ребенком два набора: столовый и чайный.
Побуждайте ребенка самостоятельно решать такие задачки, как подбор и поиск необходимых предметов: „Что же Кате нужно, чтобы есть суп? Тарелка и ложка! Где же тарелка и ложка? Вот они!» Кукла ест суп. «А теперь кукла хочет пить чай, что ей нужно для этого? Кружка! На, Катя, кружку, пей!“.
Игра „Овощи“

Знакомим ребенка с названием овощей, и учим его равнивать их с соответствующими картинками.

Для игры необходимы: Набор овощей: огурец, помидор, капуста, морковь (можно игрушечный набор, но лучше, настоящие, хорошо вымытые овощи). Соответствующие этим овощам картинки.

П окажите и назовите ребенку каждый овощ. Пусть он потрогает, поиграет ими, а настоящие овощи – попробует на вкус.
Научите ребенка сравнивать предметы и их изображения на картинках. В процессе можно использовать фольклорные сюжеты (потешки, стишки и загадки про овощи).

Примечание. Стишки создают эмоциональный фон общения, но не рассчитаны на их запоминание ребенком.

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

  • Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
  • Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
  • Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
  • Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
  • Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
  • Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
  • Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

Игровые действия:

Переворачивает страницы книг ("читает"). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):

  • по показу взрослого,
  • по просьбе взрослого,
  • в самостоятельной игре.

Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.

Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.

Подражает двум-трем игровым действиям сверстников. Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.

Появляются социально-значимые жесты и мимика ("жалеет"):

  • по показу,
  • по просьбе взрослого,
  • редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.

Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации ("жалеет", "сопереживает").

Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.

Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.

Интересуется действиями других детей.

Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).

Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.

Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.

Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.

Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).

Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).

С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Речевое развитие ребенка в полтора года

Понимание речи:

  • Показывает части тела по просьбе взрослого.
  • Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
  • Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.
  • Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).

Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):

  • Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).
  • Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: "Кто (что) это?" (в реальной ситуации и по картинке).
  • Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
  • Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

Бытовые навыки

  • Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу.
  • Пьет из чашки, почти не проливая.
  • Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях.
  • Спокойно относится к умыванию.

Физическое развитие

  • Хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).
  • Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым).
  • Входит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом.
  • Проходит по слегка наклонной доске.
  • Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
  • Бросает мяч вниз, вперед, вверх.

Позади половина второго года жизни вашего ребенка, и это серьезный рубеж. В полтора года родители замечают, как изменился их малыш: теперь он хорошо ходит и даже бегает, стремится к самостоятельности в своих действиях, но самое главное – именно на полуторагодовалый возраст часто приходится скачок в развитии речи.

Физическое развитие ребенка полутора лет

Рост и вес ребенка в 1 год 6 месяцев согласно нормативам отечественных педиатров:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка 1 года 6 месяцев по данным ВОЗ:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Многие мамы в полтора года уже не переживают на тему прорезывания зубов, поскольку большая их часть уже появилась у малыша. А для тех, кого беспокоит, сколько зубов должно быть у ребенка в 1,5 года, ответим: примерное количество зубов в этом возрасте по нормам стоматологов – 14. Однако, в зависимости от индивидуальных особенностей и времени появления первого зуба, наличие от 4 до 18 зубов у малышей – тоже варианты нормы.

Режим дня, сна и питания ребенка в 1,5 года

В 1,5 года уже почти все дети переходят на один дневной сон, длящийся 2-3 часа. Но если ваш малыш продолжает укладываться днем два раза, не форсируйте события – вы обязательно заметите, если кроха готов к переменам. Переход на новый режим должен быть плавным и комфортным для ребенка. Продолжительность ночного сна составляет по-прежнему 10-11 часов. Период, в течение которого ребенок бодрствует, в этом возрасте удлиняется до 5,5 часов.

В полтора года малыш принимает пищу 4 раза в день, с интервалами от 3,5 до 4,5 часов. Причем в период бодрствования интервал составляет не более 3,5 часов. Завтрак должен состояться не позже, чем через 1,5 часа после пробуждения, а ужин – не позже, чем за час до укладывания на ночь.

Психология и психическое развитие ребенка 1 года 6 месяцев

Полуторагодовалый малыш спокоен и деловит . Он уже многое понимает и не пугается, например, неожиданного звука, как это было в младенчестве. Теперь он знает: это зашумела стиральная машина, опасности нет. При этом незнакомые люди и непривычные ситуации все-таки могут вызвать у него тревогу, и он постарается держаться поближе к маме.

В 1,5 года кроха знает членов своей семьи и благосклонно воспринимает родственников, нечасто приезжающих в гости. Однако присутствие мамы рядом ему пока крайне необходимо , особенно в первые минуты встречи. В этом возрасте можно постепенно начинать расширять круг общения ребенка, например, посещая какие-либо развивающие занятия, но или госпитализация отдельно от мамы в полтора года будут крайне травматичны. Для полуторагодовалого крохи мама по-прежнему остается центром вселенной.

Близкие взрослые являются для ребенка главным примером для подражания – тону речи, эмоциональной реакцией на ситуацию, действиям с предметами и игрушками. Он по-прежнему требует постоянного внимания к себе от взрослого, но уже может увлекаться какое-то время самостоятельной игрой. То, что было раньше преимущественно повторением за взрослым (покормить куклу) теперь переходит в игры «собственного сочинения». Осуществление придуманным им идей безмерно радуют кроху, а если что-то не получается, он выглядит искренне огорченным и отказывается от задумки.

Другие дети вызывают у малыша интерес , но пока не в качестве товарищей, с которыми можно вместе играть. Присматриваясь к сверстникам, кроха все-таки убежден, что он здесь – самый главный, и не терпит нарушения границ. Например, он ни за что не отдаст поиграть другому ребенку свою игрушку, но при этом постарается взять чужую (он же чувствует себя центром Вселенной, помните?). Бороться с «жадностью» в этом возрасте бесполезно, да и бессмысленно.

Полтора года – возраст, когда ребенок начинает явно проявлять негативные эмоции . Словарный запас малыша еще не велик, поэтому он может выражать гнев, валяясь на полу, крича и размахивая руками и ногами. Родителям важно понимать: это не капризы, жесткие воспитательные меры в таком возрасте неуместны. Ребенок просто хочет донести до вас: я недоволен, услышьте меня и помогите. Шлепки, ругань, игнорирование и тому подобные методы вызовут усугубление истерики. Помочь малышу выйти из неприятного для всех состояния может только ласка, внимание и любовь, проявленная родителями. К тому же, в 1,5 года дети быстро успокаиваются и переключаются.

Умения и навыки ребенка в 1 год 6 месяцев

Ребенок в полтора года умеет очень многое, и это касается, во-первых, его физических навыков . В 1 год 6 месяцев ваш малыш:

  • Хорошо ходит прямо, по кругу, огибая предметы. Меньше спотыкается, потому что смотрит себе под ноги, замечая препятствия. Начинает бегать;
  • Забирается на детскую лестницу приставным шагом и пытается спускаться с нее (хотя это дается ему уже с трудом);
  • Бросает мячик вперед, вверх и вниз;
  • Садится на корточки;
  • Умеет открывать дверь в комнату.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется резким скачком, приходящимся на полтора года. Этот возраст открывает собой время, когда малыш буквально впитывает в себя новые знания и впечатления. Но и в 1,5 года ребенок уже достиг много:

  • Он находит предмет, подобный показанному, в том числе и изображенному в книге. Отличает шарик от кубика, кубик от кирпичика;
  • Может правильно выбрать геометрическую фигуру для отверстий сортера;
  • Ориентируется в понятиях формы и размера, находит по просьбе взрослого одинаковые или выделяет указанный;
  • Собирает пирамидку из нескольких колец после показа;
  • Рисует карандашом/фломастером на бумаге штрихи, прямые, зигзаги и овалы.

Игра в 1,5 года усложнилась, и теперь игровые действия ребенка характеризуются следующими особенностями:

  • Подражая взрослому, малыш «читает» книгу, воспроизводит в игре часто наблюдаемые действия;
  • Повторяет некоторые увиденные действия сверстников;
  • Умеет тянуть за собой игрушку-каталку, катить перед собой маленькую коляску;
  • Использует в игре предметы-заместители (заменяет ими реальные);
  • Проявляет сообразительность, например, использует один предмет, чтобы достать другой.

Бытовые навыки малыша в 1,5 года также не могут не радовать родителей:

  • Он пьет из чашки, почти не проливая;
  • Предпочитает есть ложкой сам, хотя аккуратно это получается у него только с жидкой и полужидкой пищей;
  • Выражает недовольство нарушением собственной опрятности;
  • Начинает проситься на горшок.

Речь ребенка в 1 год 6 месяцев

1,5 года – некий речевой рубеж, поскольку большинство родителей именно в этом возрасте замечают существенный прогресс уже не только в понимании обращенной речи, но и в появлении новых слов и даже словосочетаний.

Полуторагодовалый ребенок знает и по просьбе показывает части тела, понимает смысл многих предложений и выполняет простые указания («открой ящик», «достань яблоко из пакета» и даже более сложные речевые конструкции). Кроме этого, малыш может выделять из группы предметов похожие, не учитывая их размер и цвет.

В активном словарном запасе ребенка – до 40 слов. Причем индивидуально облегченные слова (кошка – «мяу», машина – «би-би») начинают постепенно заменяться правильными их формами. Родителям самим важно в этот период перестроиться и всячески способствовать употреблению «нормальных», а не лепетных слов. Для полуторагодовалого малыша характерно подражание фразам и отдельным словам взрослых.

Несмотря на то, что фразовая речь в этом возрасте появляется не у всех детей (чаще у девочек), многие малыши стремятся связать слова в простые конструкции. Следует учитывать, что жесты, мимика и взгляд тоже могут выражать нечто конкретное, дополняя тем самым слово ребенка до словосочетания. И это уже можно назвать первой фразой.

В возрасте 1,5 года кроха начинает обобщать предметы не только в обращенной к нему речи, но и в собственной. Ошибки при этом еще очень часты, но это не страшно – ребенок пока учится. После полутора лет активный словарь у детей начинает увеличиваться значительно быстрее, чем до этого. Разговаривайте с малышом, читайте, постоянно объясняйте ему непонятное, и прогресс в развитии речи не заставит себя ждать!