Проблемные вопросы в воспитании детей дошкольного возраста. Как позаботиться об эмоциональном состоянии ребенка

Алена Муравьева
Проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста. Часть 1

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Часть1

Муравьева Алена

Александровна

Актуальность исследования состоит в том, что сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования . 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – ФГТ .

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) в ДОУ разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования . Общеобразовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе .

Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников , обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника , повышение компетентности родителей в области воспитания . За последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей . Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Особенности семейного воспитания изучали А . И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Объектом исследования являются воспитательный процесс детей дошкольного возраста .

Предметом исследования является семейное воспитание детей дошкольного возраста .

Цель исследования : определить проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста .

Для подтверждения цели были выдвинуты следующие задачи :

1. Проанализировать научные подходы к изучению .

2. Дать общую характеристику стилей воспитания .

3. Раскрыть формы и методы взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями .

4. Разработать модель деятельности воспитателя ДОУ с родителями по семейному воспитанию .

В процессе исследования нами были использованы следующие методы : теоретический анализ, синтез и анализ литературы, анализ документов, моделирование.

Практическая значимость заключается в том, что представленная модель организации работы воспитателя с родителями может быть использована педагогами ДОУ в практике работы с семьями детей дошкольного возраста для работы с родителями.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, глоссария.

Во введении обосновывается актуальность, параметры исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения проблемы семейного воспитания .

Во второй главе описаны практические основы организации работы воспитателя ДОУ с родителями .

В заключении приведены основные выводы.

Список использованной литературы содержит 23 источника.

Глоссарий содержит 10 терминов.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы семейного воспитания

1.1. Научные подходы к изучению проблемы семейного воспитания

В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных личностных свойств и качеств.

Известный социолог А. Г. Харчев считает, что «семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и моральном воспроизводстве населения… »

В истории отечественной науки обоснование цели, задач, содержания и методов семейного воспитания было дано П . Ф. Лесгафтом. Он разработал естественнонаучные и гигиенические основы семейного воспитания , дал обстоятельные характеристики типам поведения детей в семье . Лесгафт сформулировал и убедительно доказал гуманные принципы семейной педагогики : признание личности ребенка и её неприкосновенности, отсутствие произвола в действиях воспитателя , последовательность слова и дела, развитие детской инициативы, самостоятельности и творчества. Поэтому и целью семейного воспитания он считал «содействие развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью» .

Особое внимание ученый обращал на формирование социальной направленности личности, на единство целей и задач семейного воспитания и общественного . Отводя школе решающую роль в воспитании детей , П. Ф. Лесгафт показывает возможности и пути преодоления ею негативных влияний семьи, освещает проблему единства требований дисциплины и мер педагогического воздействия.

Крупнейший новатор в теории и практике социалистического воспитания А . С. Макаренко в книге «Лекции по воспитанию детей » , «Книге для родителей» и в целом ряде статей обосновал теоретические основы семейного воспитания , разработал теорию воспитательного коллектива и некоторые важнейшие ее положения применительно к семье : раскрыл признаки семьи как коллектива, выявил ее воспитательные возможности и условия эффективного воздействия семьи на детей .

Большое внимание проблеме воспитания в семье уделяют также современные педагоги, психологи, физиологи : А. Г. Хрипкова, Ю. П. Азаров, С. В. Ковалев, С. Н. Урбанская и др.

Идеалом, к которому должны стремиться семья, школа и современное общество, является разносторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий трудиться в различных жизненных сферах. В связи с этим современные педагоги выделяют в семейном воспитании определенные задачи .

Одна из первоочередных задач семьи в воспитании детей – обеспечение физического развития ребенка, привитие санитарно-гигиенических навыков. Сюда входит забота родителей о нормальном питании ребенка, обеспечивающем его рост, развитие и правильное формирование его организма; уход за телом, закаливание организма; обеспечение достаточной нагрузки в физических упражнениях, бытовом труде и в труде по самообслуживанию. Решение этой задачи начинается со дня рождения ребенка и продолжается до тех пор, пока он сможет самостоятельно совершенствовать свои физические способности.

Накопление нравственного опыта ребенка происходит также с первых дней его жизни. Задачи нравственного воспитания предусматривают формирование в каждом ребенке гражданина, в детях должна быть воспитана любовь к своим родителям, своей Родине, стремление делать добрые дела для семьи и для других людей.

Уже с дошкольного возраста родители приучают ребенка к труду (прежде всего – самообслуживание и помощь семье, постепенно вырабатывают у него трудовые умения и навыки. Своевременное трудовое воспитание ребенка – залог его успешного гражданского становления, так как через труд для других, через добрые дела для окружающих формируется сознание ребенка, понимание, что каждый человек должен трудиться, что труд – необходимость и долг. Только в процессе труда у ребенка может появиться правильное, а не пренебрежительное отношение к труду, уважение к людям труда, понимание, что ценность человека в обществе определяется его отношением к труду, непосредственным участием в создании материальных и духовных ценностей общества.

Ю. П. Азаров советует родителям : «Чтобы избежать просчетов воспитания , необходимо как можно раньше приобщать детей к труду , к самостоятельности, к самостоятельному мышлению. Все, что может сделать ребенок сам, все, что ему посильно, он должен делать» .

Уже в дошкольном возрасте семья формирует у ребенка эстетические понятия о красоте в природе, человеческом общении, труде, вырабатываются навыки эстетического поведения. Задачами эстетического воспитания является воспитание умения радоваться красоте, понимать красивое, обязательно беречь и создавать это красивое в природе, в конкретных поступках, делах и мыслях.

С ростом ребенка постепенно усложняются и задачи умственного воспитания . С поступлением ребенка в школу семья поддерживает у него интерес к знаниям, стимулирует успешность его обучения, следит за тем, чтобы у ребенка отношение к учению формировалось через такие мотивы, как понимание ответственности за свой новый труд, постепенно переходящее в чувство долга перед семьей, классом, за добросовестное учение. Задачи родителей состоят также в том, чтобы создать в семье определенную эмоционально-интеллектуальную атмосферу жизни : взрослые и дети трудятся, книга у всех членов семьи является первым другом, есть своя домашняя библиотека, в семье есть совместные общие дела и увлечения.

С самого раннего детства семья активно, сознательно и творчески осуществляет разностороннее развитие личности, которое характеризуется единством умственного, трудового и физического, нравственного и эстетического воспитания , высоким уровнем общего развития, психологической и практической подготовленности к труду, разносторонними духовными потребностями и творческими способностями.

Воспитание детей в семье имеет во многом субъективный характер и зависит от уровня нравственности и культуры родителей, их жизненных планов, идеалов, поступков, опыта социального общения, семейных традиций . Семья может способствовать или тормозить формирование разносторонне развитой личности. Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей , родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия для эффективного воспитания ребенка в семье .

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие :

1. Принцип целенаправленности, который предполагает наличие объективных целей воспитания в любом социальном институте воспитания (семья, детский сад, школа и т. д.) .

2. Принцип научности, который предполагает использование родителями в воспитании детей научной психолого-педагогической литературы и проявление интереса родителей к специальным знаниям по проблемам воспитания , развития детей .

3. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка, который заключается в том, что родители должны принимать ребенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Необходимо признать самобытность, уникальность и ценность личности ребенка на дынный момент его развития. А это не значит принять его индивидуальное своеобразие и право проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого с помощью родителей он достиг. Принцип гуманности регламентирует отношения взрослых и детей и предполагает , что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

4. Принцип планомерности, последовательности, непрерывности. Согласно этому принципу, домашнее воспитание должно развертываться в соответствии с поставленной целью. Последовательность и планомерность воспитательной деятельности взрослых дают маленькому ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа формирования личности.

5. Принцип комплексности и систематичности. Суть принципа заключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания , при этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.

6. Принцип согласованности в воспитании . Процесс воспитания осуществляется разными лицами : членами семьи, профессиональными педагогами. Важно, чтобы их действия в процессе воспитания маленького ребенка были согласованны – согласованны цели, методы, средства и содержания воспитания .

1.2. Общая характеристика стилей воспитания

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений : авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение – главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А. С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл «авторитетом подавления» и «авторитетом расстояния и чванства» . Авторитет подавления он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор – вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе – таков главный принцип деспотических отношений. Это неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных , трусливых, ленивых, забитых, «слякотных» , озлобленных, мстительных и, нередко, самодурствующих.

Авторитет расстояния и чванства проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания » , либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей – «чтобы они тешились» . Контакты с детьми v таких родителей – явление чрезвычайно редкое, воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой престиж в глазах детей , а получают обратное : начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость .

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви» . Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста , человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А. С. Макаренко называл «педагогическими бестиями» , осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей , уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими , какими являются сами.

Э. Роу выделял следующие характеристики взаимодействия родителей с детьми (рис. 1) :

Рис. 1. Характеристики взаимодействия родителей с детьми по Э. Роу.

Г. Б. Степанова выделяет также следующие стили воспитания :

Авторитарный стиль – родители исповедуют послушание, силовые методы воздействия, подчинение, ограничение свободы и автономии. Дети таких родителей, как правило, чувствуют себя отверженными, испытывают тревогу и страх. Не умеют отстаивать свои интересы, подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны .

Разрешительно-попустительский стиль – родители не сдерживают детей , ни в каких проявлениях и действиях. Минимум дисциплины в семье может привести к социальной агрессии, к отвержению сверстниками.

Демократический стиль – родители направляют и контролируют деятельность детей в рациональной манере, используя обсуждение, убеждение и подкрепление. Детей этих родителей можно назвать хорошо социально адаптированными. Они уверены в себе, могут контролировать своё поведение, социально компетентны. На основе собственного жизненного опыта и обобщения его доступными интеллектуальными средствами ребёнок может прийти к разным внутренним позициям.

Г. Т. Хоментаускас выделил четыре обобщённые установки детей по отношению к родителям и к себе :

«Я нужен и любим, и я люблю Вас тоже» – эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим людям.

«Я нужен и любим, а Вы существуете ради меня» – ребёнок рано начинает понимать, как значим он для взрослых.

«Я нелюбим, но от всей души желаю приблизиться к Вам» – таким детям не хватает понимания и эмоционального тепла.

«Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое» – ребёнок теряет чувство собственной значимости, стремиться отгородиться от общения.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние :

Типы темпераментов родителей, их совместимость;

Традиции семей , в которых воспитывались сами родители ;

Научно-педагогическая литература, которую читают родители;

Уровень образования родителей.

Очень важна позиция родителей в процессе воспитания малыша в дошкольный период. Часто родители слушают советы неопытных людей, которые сами не разбираются в том, о чем говорят, в результате возникают проблемы воспитания детей дошкольного возраста. Очень важно, чтобы в отношении своего чада мама с папой проводили согласованную позицию, но, к сожалению, чаще всего, между родителями возникают разногласия по методам воспитания... Если ваш ребеночек капризничает, не слушается, плохо себя ведет, закатывает истерики, то ему конечно же, нужна ваша помощь. Такое поведение может быть вызвано двумя причинами – первая связана с неврологическим здоровьем вашего малыша. Это значит, нужно сходить на прием к детскому невропатологу, где вам помогут либо исключить, либо не усугублять заболевание. И вторая причина – это ваша семья, если быть более точным, то отсутствие четких правил в ней. Стоит набраться терпения, вооружиться практическим советами – в результате у вас все получится.

Причины разногласий

1. В основе лежит собственный опыт. Многие папы и мамы пытаются скопировать линию поведения ребенка с тех методов, которые применялись к ним самим в детстве.

2. Некоторые выбирают другой путь – если в детстве папа или мама испытывали давление со стороны своих родителей, то в результате своим детям они пытаются позволить слишком много, что может привести к появлению эгоцентричной и безответственной модели поведения. Впоследствии в этом случае вполне возможны проблемы воспитания в школе и в коллективе.

Очень важный фактор в выборе модели воспитания – это характер папы и мамы. Более строгий отец хочет добиться беспрекословного послушания своего чада, а мягкая по характеру мамочка потакает капризам ребенка и его слабостям. Здесь может быть два варианта линии поведения детей – либо повышается уровень тревожности из-за постоянного ожидания того, какой же следующий шаг сделают родители. Или же у ребенка появляется склонность к манипулированию его папой и мамой. Так, например, когда папа накажет, малыш может выпросить прощения у мамы, а может быть, даже компенсацию в виде подарка. Но ведь так подрывается авторитет отца.

Решение проблем дошкольного воспитания следует начинать только тогда, когда будут решены разногласия между отцом и матерью. Это одна из самых распространенных, основных проблем воспитания малыша в семье. Ваше чадо, пытаясь быть любимым всеми членами семьи, должен занимать позицию мамы либо папы, в результате приходится изворачиваться. Далее у малыша могут развиться невротические проявления в виде вспышек агрессии или страхов. Такие мальчики и девочки уже не могут выработать моральные и нравственные установки, а это мешает развитию их личности.

Жизненные интересы дошкольника

Это очень важно определить родителям прежде, чем начинать воспитывать ребенка дошкольного возраста. Так вы добьетесь большего эффекта в процессе воспитания и развития малыша. Ваше чадо будет лучше воспринимать ту информацию, которая связана как-то с его интересами. А значит, самое время взять и записать список интересов вашего ребенка. Поинтересуйтесь, спросите, что его интересует, что он любит. Запишите все, что успели узнать. Так в дальнейшем вам будет намного проще воспитывать ребенка и дошкольного, и школьного возраста.

Чтение правильной литературы

Воспитание детей дошкольного возраста не обходится без чтения книг. Для начала начните сами читать своему чаду правильные и полезные книги. По мнению психологов, польза книжки не в названии или красивой обложке, а в самом содержании. Подбирайте хороших авторов, самостоятельно проверьте содержании книги, которую читает ваш малыш.

Польза развивающих игр

Цель родителей – воспитание деток дошкольного возраста? Значит, самое время заняться созданием развивающих игр. Можно использовать готовые или придумывать свои, стоит забыть о вредных играх, которых довольно много. Подбирайте подходящую игру по возрасту и интересам малыша – только в этом случае будет достигнут необходимый эффект. Теперь вы сможете раскрыть в ребенке скрытый потенциал, развить внимательность и самостоятельность, смелость и общительность – ваш малыш станет смелым, общительным, лидером – главное правильно подобрать игры или попросить помощи у эксперта.

Татьяна, www.сайт

Видео "Современные проблемы воспитания детей дошкольного возраста"

На чтение 5 мин. Просмотров 2.8k.

Как свидетельствуют наши наблюдения и экспериментально-психологические исследования, проблемы воспитания детей и развитие психических процессов дошкольников происходит в пределах возрастной нормы, и отклонения в детском поведении не обусловлены клинической симптоматикой. Однако осложнения и трудности, которые переживает каждый ребенок, волнуют взрослых (воспитателей и родителей) и требуют от них повышенного внимания и особого педагогического мастерства.

Каждый ребенок - неповторим, поэтому и подходить к нему нужно с учетом тех влияний, которые оказывают на него воспитание, обучение и социальная среда. Взрослые должны понять истинные причины отклонений в поведении ребенка, учитывая его индивидуально-типологические особенности, возможности и интересы, стиль семейного воспитания.

Через наблюдение за ребенком в различных ситуациях: как он ведет себя в новых условиях, как реагирует на трудности во время выполнения учебных заданий, каким способом разрешает конфликты, воспитатели смогут выявить отклонения в детском поведении и скорректировать их.

Бесспорно, эта помощь станет продуктивной, когда будет известна модель семейных отношений, тех разнообразных воздействий, которые испытывает ребенок от членов своей семьи - людей разного пола, возраста, предпочтений, которые повседневно, своими поступками, интонацией, выражениями, жестами, мимикой.

Для воспитания здоровой личности решающее значение имеет ранний эмоциональный опыт. Если ребенок дошкольного возраста развивается согласно установленных возрастных норм, то главной причиной отклонений в его поведении является в основном неправильное воспитание в семье.

Отсутствие системы ценностных ориентаций, непоследовательность семейных дисциплинарных требований, неумение взрослых наладить психологический контакт с детьми вызывают возникновение таких отклонений в детском поведении, как агрессивность, замкнутость, пассивность, тревожность, неуверенность, плаксивость. Таким детям труднее привыкнуть к новому, они чаще конфликтуют со сверстниками и членами своей семьи.

Многочисленные психологические исследования отечественных и зарубежных авторов рассматриваются проблемы воспитания детей и подтверждают большое значение детско-родительских отношений в развитии каждой личности. Как отмечал Г.С. Костюк, воспитание, которое сводится лишь к внешним воздействиям (приказы, запреты, и т. п.) и игнорирует внутренние изменения в мыслях, чувствах, потребностях и стремлениях воспитанников, обречено на неудачу.

Неправильное воспитание детей в семье порождает отрицательные черты ребенка, которые сначала возникают как ситуационные явления и выражают ее противодействие грубым требованиям взрослых, а впоследствии закрепляются и превращаются в устойчивые характерологические черты.

Рассмотрим кратко основные типы неправильного воспитания по отношению к ребенку.

Гипоопека - это вид крайне неправильно организованного воспитания, что проявляется в полной бесконтрольности и отсутствия надзора, интереса к детским проблемам и увлечениям. Дети чувствуют, что взрослым безразлично, что они делают, и что с ними происходит. Отсутствие постоянного родительского внимания, отсутствие режима, недостаточный контроль за поведением ребенка часто становятся причиной знакомства с асоциальным окружением.

Абсолютная противоположность такому воспитанию - гиперопека , что предполагает чрезмерную опеку и мелочный контроль за каждым шагом ребенка. Ряд постоянных, запретов, когда ребенок не имеет права на собственное мнение, принятие решения, самостоятельность и ответственность, создает у него впечатление, что ему «все нельзя», а сверстникам «все можно». Понятно, что при таких условиях ребенок не имеет возможности учиться на собственных ошибках и накапливать личный опыт.

Воспитание «кумира семьи» проявляется в чрезмерной опеке, когда родители пытаются максимально и некритично удовлетворить все прихоти своего ребенка. С детства малыш растет в атмосфере постоянного одобрения, обожания, восхищения им. Такие условия и соответствующее им воспитание ребенка фактически программируют ребенка на кризисную ситуацию в будущем, привычка быть лучшим и первым, высокий уровень притязаний, с одной стороны, и недостаток личного опыта, неумение работать - с другой, могут стать причиной истерического детского поведения.

Воспитание ребенка «Золушки» , или эмоционального пренебрежения, приводит к ребенка к ощущению собственной ненужности в семье, он - обуза для своих родителей, без него было бы свободнее всем. Положение еще больше усложняется, если у ребенка есть братик или сестричка, к которым относятся гораздо лучше. Постоянное осознание себя нежеланным, нелюбимым становится первопричиной детской невротизации личности.

Разновидностями неправильного воспитания является также жесткие взаимоотношения: суровые наказания за незначительные проступки, «срывание зла» на малыше. Вся семья находится в атмосфере неприязни, между членами выросла невидимая стена, каждый живет сам по себе, без помощи, поддержки, заботы других. Даже, если в семье нет драк и громких ругательств, такие обстоятельства влияют на дальнейшее психическое развитие дошкольника.

В случае завышенной моральной ответственности мамы и папы возлагают большие надежды на будущее своего ребенка и ожидают от него больших успехов. Чаще всего эти требования - проекция несбывшихся замыслов и мечтаний родителей. Ребенок постоянно сосредоточен на том, чтобы не огорчить своих родных, оправдать их надежды, вследствие чего испытывает постоянную тревогу, напряженность, усталость, что также влияет на состояние его психики и поведение.

Еще одной причиной дисгармоничного воспитания считают наличие «воспитателей-конкурентов». Это пример семьи, где одновременно воспитателями являются представители нескольких поколений. Родители, бабушки, тети придерживаются разных взглядов относительно методов воспитания, внедряя их, часто конкурируют между собой. Такой воспитательный «беспорядок» может стать источником беспокойства для малыша, повлечет болезненные проявления в его поведении.

Как показывает опыт, родители, которые обращаются за психологической помощью в отношении «проблемных» или «трудных» детей, сами в детстве страдали от конфликтов с близкими взрослыми. Сейчас же они подсознательно воспроизводят «знакомый стиль» воспитания.

Важно отметить, что дети учатся у родителей соответствующих способов поведения через наблюдение за их отношениями. Когда требования к правилам поведения и родительский пример будут совпадать, то и ребенок будет воспроизводить родительское поведение, и если родители говорят одно, а делают другое, требуют от малыша честности, но сами обманывают друг друга, призывают к сдержанности, а сами ругаются и дерутся, то для ребенка ситуация личного выбора поведения будет очень сложной.

«, «Если ребенок слишком много смотрит телевизор», «Ребенок плохо ест» и др.

Если дети балуются

Этот тип поведения довольно распространен среди младших, особенно среди четырехлетних. Если дети дурачатся слишком часто или в неподходящее время, то это может вызвать серьезные проблемы.

Как предотвратить проблему

Предоставляйте детям побольше возможности побаловаться, и даже поощряйте их к этому в специально отведенное время. Если они будут дурачиться именно в это время, скажите им, что они поступают хорошо, потому что никому не мешают, что взрослым весело на них смотреть.
Иногда предлагайте сами побаловаться, помогая детям понять, что это вовсе не плохое поведение, если никому не мешаешь и не портишь вещи.

Может оказаться так, что ребенок, который слишком много дурачится или строит из себя шута, на самом деле пытается уйти от каких-то серьезных проблем своей жизни.
Он прячется под «маску», пытаясь избежать непосильного напряжения. Такого же рода поведение может развиться и вследствие того, что он видит внимание, восхищение других детей и некоторых взрослых.
Обсудите вместе с другими членами семьи и воспитателями, что может скрывать ребенок за маской шута, что пытается заглушить таким поведением.
Если увидите, что ребенок спокоен и серьезен, используйте эту возможность, чтобы поговорить с ним о том, что его тревожит, беспокоит. Предложите ему нарисовать картинку, которую «не увидит никто, кроме вас двоих».
Если ребенок начинает баловаться в неподходящий момент и вам нужно прервать его фиглярство, твердо обратитесь к нему со словами: «Сейчас очень важно, чтобы ты побыл серьезным. Через 10 минут мы закончим работу, и ты сможешь баловаться, сколько пожелаешь».

Истерики

Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои нужды. Неудовлетворенность от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребенок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики, и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество - слишком высокие или слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его потребностям или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.

Как предотвратить проблему

Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.
Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребенку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и присмотром), т.е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы проблема осталась в пределах безопасности. Помните, что цель такого поведения - добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.
Если своей истерикой ребенок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда этот человек начинает мешать всем остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям)».
Попросите, чтобы вместе с вами за ребенком понаблюдали более опытные люди, - возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребенка на истерики.
Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.

Активные дети

Активность частенько раздражает взрослых, которым хочется, чтобы все вокруг было «чинным и благонравным». В то же время, для ребенка движение - это и признак, и средство развития и роста, т.е. естественная потребность.

В большинстве своем дети хотят справиться со своими проблемами, потому что видят реакцию взрослых, недовольных их поведением. Но по-настоящему это можно сделать только поняв, действительно ли это проблема, а не естественная потребность ребенка в движении, а также, выяснив ее причины.

Как предотвратить проблемы

Важно помочь перевозбужденным детям почувствовать себя уверенно, научить самоконтролю и самоуважению.
Информируйте детей заранее о предстоящих делах: «Сейчас мы оденемся и пойдем гулять. Примерно через час вернемся и будем обедать. Надевай сапожки, куртку и пойдем».
По возможности, придерживайтесь режима дня - сон, еда, прогулка, в одно и то же время.
Научитесь видеть положительные стороны в активности ребенка: он быстро включается в действие, быстро выполняет работу.
Не предлагайте ребенку занятий, требующих слишком долгого сидения на одном месте.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Слишком энергичному ребенку нужно давать время и возможность выплеснуть свою энергию так, чтобы это не принесло вреда ни ему, ни окружающим: кувыркаться на матраце, пролезать под стульями, сжимать в руке мячик или силомер.
Чтобы помочь активному ребенку сосредоточиться, возьмите его на колени, или придерживайте его рукой за плечи, двумя руками за предплечья.
Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его сверхактивное поведение улучшается: «Видишь, ты уже смог надолго сосредоточиться. Наверное, сейчас ты гордишься собой».
Поручайте ему дела, в которых нужно проявление его активности – собрать всех к столу, принести необходимый предмет.

Рассеянные дети

В большинстве своем дети хотят справиться со своими проблемами, потому что видят реакцию взрослых, недовольных их поведением. Но по-настоящему справиться с проблемой можно, только выяснив ее причины. Возможно, у ребенка нарушен слух, и он просто не слышит ваше задание, или он плохо видит и не может различить на расстоянии то, о чем вы спрашиваете. В конце концов, ребенок может задуматься, мечтать или фантазировать.

Как предотвратить проблемы

Проверьте у врача-специалиста слух, зрение ребенка.
Попросите ребенка рассказать или нарисовать то, о чем он так долго раздумывал (возможно, у него огромный внутренний мир, и это совершенно другая сторона дела).
Постарайтесь, чтобы детская комната не выглядела слишком отвлекающие.
Терпеливо повторяйте задание несколько раз, постепенно увеличивая объем информации, который вы даете. Например, сначала: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками». Затем: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками, найди ее и принеси мне черные нитки».

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Чаще занимайтесь с ребенком один на один, так ему легче будет сосредоточиться.
Для того, чтобы ребенка ничего не отвлекало, когда он работает за столом, ставьте на стол невысокую картонную ширму.
Давайте ребенку знать, что его поведение улучшается: «Ты уже смог так надолго сосредоточиться, что собрал всю головоломку. Наверное, сейчас ты гордишься собой».
Не перегружайте ребенка заданиями, требующими максимального сосредоточения, чтобы не получить обратного эффекта - чувства сопротивления, скуки, отторжения.
Обучайте необходимым навыкам в тот момент и на том содержании, когда ребенок заинтересован. Например, когда ребенок купается в ванной, посчитайте вместе с ним, сколько там флакончиков, какой из них самый высокий, в какой поместится больше воды и т.д.

Если ребенок все время льнет к вам

Если ребенок не отходит ни на шаг, льнет к вам, цепляется за вас, это может быть показателем нервного напряжения, которое он испытывает. Такое поведение бывает достаточно типичным, если ребенок только пошел в детский сад или болел, если в доме появился малыш или не удовлетворены какие-либо его насущные, оправданные потребности. Например, в общении, игре, движении, сне.

Как предотвратить проблемы

Предлагайте ребенку побольше увлекательных активных практических занятий. Дайте ему достаточно свободы, чтобы действовать так, как он считает нужным.
Снимите чувство неуверенности и тем, что из разных концов комнаты говорите с ним: «Я вижу, ты снимаешь колечки с пирамидки», «Ты решил покачать куклу»
Старайтесь удовлетворять потребности ребенка: у него должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки. Если ребенок хочет грызть что-нибудь, поставьте на видном месте мисочку с кусочками моркови, капусты, репы.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Если вы знаете, что ребенок переживает сложный период, связанный с семейными обстоятельствами, то какое-то время уделяйте ему дополнительное внимание.
Введите ограничитель вашего прямого контакта, например, поставьте таймер и скажите: «Через две минуты я займусь своими делами, а ты выберешь себе игру».
Не толкайте и не тяните его, это еще сильнее усугубит ощущение незащищенности. Поддержите его, похвалите, когда он будет играть на расстоянии: «Умница, играй с куклами. Я буду рядом гладить белье»
Пригласите в гости друзей или сверстников ребенка, предложите им разные игры. Попросите ребенка научить друзей играть в его любимую игру.
Обеспечьте ребенка обязанностями по дому: убирать со стола, подметать, наливать воду в кошкину мисочку.

Если ребенок дразнится и ругается

Эта проблема представляет определенную сложность, потому что, с одной стороны, взрослые не хотят «спускать» использование бранных слов, а с другой стороны, знают, что если на это обращать слишком много внимания, то дети будут ругаться еще больше.

Не стоит считать, что все плохое дети получают в детском саду. В реальности все без исключения дети уже когда-то и где-то слышали эти слова раньше, просто сейчас они вошли в тот возраст, когда им интересно испытать их эффект на своем опыте. Как правило, есть два типичных периода, когда дети ругаются: от 2,5 до 3,5 лет и от 4 до 5.

Как предотвратить проблемы

Поговорите с ребенком о значении слов, которые люди обычно используют для того, чтобы выразить свои отрицательные эмоции. Например: мне не нравится, я рассердился, мне неприятно, я злюсь, мне больно и т.д.
Когда ребенок выражает свои чувства приемлемыми словами, похвалите его: «Это просто замечательно, что ты по-человечески объяснил нам, что ты чувствуешь»

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Сначала нужно разобраться, почему он говорит бранные слова. Это может быть желание привлечь к себе внимание взрослого или других детей. Это может быть одним из способов обрести некоторую власть над другими, выводя взрослых из терпения, обижая детей. Это может быть автоматическая реакция на обиду или злость - ребенок видит, что родители поступают именно так.
Если ребенок ищет внимания и власти - полностью проигнорируйте его слова. Если другие люди, дети пожалуются вам на это, скажите: «Я слышала и не обратила на это внимания. Вы можете сделать так же». Не проявляйте никакого волнения или гнева, так как ребенок именно этого добивается. Несколько минут спустя спокойно поговорите с ребенком о недопустимости использования этих слов.
Если ребенок произносит бранные слова автоматически или в подражание взрослым, вмешайтесь мгновенно, но очень спокойно. Скажите ему, что эти слова могут обидеть других.

Если ребенок слишком много капризничает и плачет

Такое поведение, безусловно, беспокоит, а иногда и раздражает взрослых или приводит к тому, что ребенка начинают дразнить сверстники.

Чтобы изменить ситуацию, нужно понять причины такого поведения ребенка.

Как предотвратить проблемы

Убедитесь в том, что ребенок здоров, в том, что никто не пугает, не обижает его исподтишка.
Предлагайте ребенку побольше увлекательных активных практических занятий. Дайте ему достаточно свободы, чтобы он мог решать и действовать так, как считает нужным.
Снимите чувство незащищенности и неуверенности тем, что из разных концов комнаты говорите с ним: «Я вижу, как ты рисуешь», «Ты решила прибрать в кукольной комнате».
Старайтесь максимально удовлетворять потребности ребенка: у него должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки. Если ребенок испытывает потребность постоянно грызть что-нибудь, поставьте на видном месте мисочку с кусочками моркови, капусты, свеклы, репы.
Не ограничивайте рисование, просите объяснить рисунки.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Если капризничает ребенок трех лет и старше, не реагируйте на его слезы, но скажите: «Скажи мне, в чем дело и я буду знать, как помочь тебе».
Когда ребенок успокоен, скажите ему: «Как приятно видеть, играть, разговаривать с тобой, когда ты не плачешь».
Если ребенок начинает говорить капризным тоном, прервите его и скажите: «Говори нормально, чтобы я могла понять, в чем дело».
Скажите ребенку, что он может поплакать, сколько хочется, но только в таком месте, где никому не будет мешать.
Понаблюдайте за ребенком, убедитесь, что его поведение не связано с определенным временем дня или определенными людьми. Например, ребенок может плакать перед сном, обедом. В таком случае проявите гибкость и измените время сна.

Если ребенок дерется

Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин - мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.

Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.

Многие дети еще не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и действуют импульсивно, не в состоянии понимать все возможные последствия своих действий.

Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно - уйти от драки.

Как предотвратить проблемы

Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.
Дайте ребенку возможность естественного конструктивного выплеска энергии - не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т.п.
Сделайте дома подобие боксерской груши.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас у нас время спокойно играть (собираться на прогулку, готовиться к обеду), а вот после вы сможете побороться, только возьмите матрац».
Договоритесь с ребенком о некоторых правилах борьбы - не ставить подножку, не бить ногами.
Если ребенок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберешь игрушку у Кости, что может быть дальше?»
Помогите ребенку осознать свое поведение. Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что ты хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

Злость и жестокость

Видеть в детях злость и жестокость всегда очень тревожно и неприятно. Мы задумываемся, не вырастут ли из них такие взрослые, которые идут на преступления, не обращая внимание на боль и страдание других людей.

Дети, которые часто проявляют злость и жестокость могут делать это из-за того, что чувствуют себя незащищенными, нелюбимыми. Или слишком часто видят образцы такого поведения вокруг себя.

Как предотвратить проблемы

Проявлять к ребенку эмпатию, дать понять, что он хороший, достойный любви человек, но некоторые его поступки вы не одобряете.
Признайте гнев, ярость ребенка приемлемыми чувствами, но покажите другие способы их выражения: «Я знаю, что ты был зол. Это нормальное человеческое чувство. Если тебе не нравится то, что делает…, ты скажи об этом словами или выбери для игры кого-нибудь другого». «Я понимаю, что ты не любишь пауков. Я тоже их не люблю и даже боюсь, но убивать их нельзя, лучше отойти в сторону, пусть скорее убегают к своим деткам».

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Вмешивайтесь каждый раз, когда видите проявления жестокости, и заставьте ребенка в полной мере осознать, к каким результатам привело его поведение. «Когда ты выгнал Андрея из игры, он очень обиделся, ему было больно от несправедливости».
Поймите, что ребенок, который проявляет жестокость, пытается «поднять» себя за счет того, что обижает других. Помогите этому ребенку увидеть в себе хорошее, никак не зависящее от сравнения с другими: «Каждый человек очень важен. Вот ты так умеешь рисовать и так любишь делать это, что все дети с удовольствием просят тебя помочь».
Не скупитесь на ласку, когда ребенок проявит хорошие чувства по отношению к другим.
Помогите другим детям, по отношению к которым проявляется жестокость и насилие, постоять за себя: «Я буду играть с тем, с кем хочу», «Никто не имеет права делать мне больно»

Стеснительные и замкнутые

Эта черта характера может сохраняться у человека всю его жизнь и люди часто говорят о ней с болью и горечью. Одна из причин этого явления - низкая самооценка. Ребенку кажется, что над ним будут смеяться, что его не примут другие, что он хуже всех.

Как предотвратить проблемы

Сделайте так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, желанным, уважаемым.
Бережно относитесь к идеям и высказываниям ребенка, даже если они очень робкие.
Как можно чаще проговаривайте для ребенка его положительные, сильные черты, с тем, чтобы у него все же формировался положительный образ себя.
Поддерживайте и поощряйте инициативы ребенка, стремление сделать, решить что-то самостоятельно.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Вмешиваться стоит только тогда, когда вы видите, что стеснительность приводит к серьезным проблемам: мешает заводить друзей, включаться в игры и занятия.
Не «давите» на ребенка, не подчеркивайте его особенность, уважайте его потребность быть немного в стороне, но предлагайте такие задания, которые требовали бы включения в деятельность других детей.
Начните вместе с ребенком играть или выполнять какое-то задание, а затем предложите другим детям присоединиться к вам. Когда дети разыграются, тихо удалитесь.
Обязательно научите ребенка нужным словам - как предложить другому ребенку играть вместе.
Каждый раз, когда стеснительный ребенок будет играть вместе с другими, отметьте это: «Как приятно видеть, что играешь вместе со всеми».
Ограничьте время, которое ребенок может проводить в уединении, скажите, что другим тоже хочется посидеть в одиночестве.

Вырастить и правильно воспитать ребенка – очень тяжелый труд. Большинство родителей сталкиваются со многими проблемами воспитания детей. Некоторые из них устраняются довольно легко, другие же требуют значительных физических и психологических усилий, а иногда, и консультации психолога либо медицинского специалиста. Рассмотрим особо распространенные проблемы воспитания современных детей и возможные способы их решения.

Основные методы воспитания детей и проблемы, связанные с ними

Многие научные работники, психологи и педагоги пытаются решить проблемы воспитания детей. Однако стремительное развитие информационных технологий, науки и техники в целом, раннее взросление малышей постоянно усложняют эту задачу, да и новые проблемы воспитания появляются довольно часто.

Педагогическая наука разделяет четыре вида воспитания, которые важны в становлении личностных качеств ребенка. Причем, часто погрешности в применении того или иного вида и приводят к проблемам, связанным с воспитанием детей.

Первый вид воспитания – диктат или авторитаризм взрослых. Данная система подразумевает постоянное подавление взрослыми достоинства и инициативы ребенка. В результате, в зависимости от характера малыша, у него может развиваться либо реакция сопротивления, либо понижение самооценки и привычка к покорности. Если у малыша сильный характер, он будет постоянно бунтовать, отказываться слушать взрослого-диктатора. Слабый ребенок из боязни совершить что-либо не так предпочтет вообще самостоятельно ничего не предпринимать.

Следующая рассматриваемая система воспитания – гиперопека. Она наблюдается тогда, когда родители ограждают ребенка от всех, даже минимальных, трудностей, всем его обеспечивают и постоянно оберегают. Проблема воспитания детей в таком случае заключается в формировании незрелой, капризной, эгоцентричной личности, которая совершенно не приспособлена к самостоятельной жизни. В будущем такой человек не сможет принимать не только важные, но и любые бытовые решения. Это может привести к трудностям в общении, а также в семейной жизни.

Некоторые родители применяют такую систему воспитания как невмешательство. Взрослые полагают, что в таком случае ребенок становится самостоятельным, учится делать и исправлять свои ошибки без помощи других. Однако стоит понимать, что в таких семьях дети часто вырастают эмоционально чужими родителям. Кроме того, такой ребенок нередко бывает недоверчивым и подозрительным, а в будущем становится малоэмоциональным, скупым на ласки.

Наиболее приемлемый вид воспитания – сотрудничество. В этом случае отношения в семье основаны на общей деятельности, поддержке друг друга, объединении целей и интересов. При этом малыш растет достаточно самостоятельным, но он уверен, что при необходимости получит поддержку и понимание других членов семьи. Обычно такие семьи имеют свои ценности и традиции.

Нередко проблемы, связанные с воспитанием детей, возникают при столкновении разных систем воспитания, которых придерживаются мама и папа. Например, отец склонен к диктаторскому виду воспитания, тогда как мама предпочитает гиперопеку. В таком случае ребенку будет очень трудно соответствовать требованиям обоих родителей, а это, в свою очередь, приведет к психологическим трудностям у малыша. Родителям стоит выработать общий стиль поведения и воспитания и не стараться кардинально изменить, «переделать» характер ребенка. Лучше позволить ему развиваться самостоятельно, время от времени мягко корректируя его психологические недостатки.

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Именно на этапе дошкольного возраста закладывается поведение и полноценное развитие детей. Малыш в свои первые 6-7 лет жизни учится правилам существования в социуме, основным навыкам взрослой жизни, у него происходит формирование характера. Практически все родители сталкиваются в данный период с трудностями воспитания. Попробуем разобраться с наиболее частыми проблемами воспитания детей дошкольного возраста:

  • Отказ соблюдать правила личной гигиены . Даже двухлетний малыш уже понимает, что он может выразить свой протест, который будет воспринят взрослыми. И он его выражает, причем, часто именно в ситуации, когда родители вынуждены преодолеть упрямство своего чада. Многие детки категорически отказываются совершать ежедневные процедуры личной гигиены – умываться, чистить зубки или же мыть волосы. В таком случае лучший выход – заинтересовать маленького упрямца. Можно купить ему красивую зубную щетку и ароматную мочалку, детское мыло в форме фигурки любимого животного.
  • Хочу и дай! Во время взросления, наверное, каждый малыш проходит период категоричного требования того, что он хочет. Это может быть желание получить новую игрушку, полакомиться лишней шоколадкой либо отказ ложиться вовремя спать. Естественно, гораздо легче уступить ему, чтобы избежать детских истерик. Однако взрослые должны понимать, что их чрезмерная уступчивость может привести к тому, что в будущем ребенок будет неспособен провести черту между желаниями и реальными возможностями.
  • Неумение вести себя со сверстниками . Специалисты отмечают, что до трех лет детки предпочитают играть сами. Вот поэтому часто малыши и не понимают, почему они должны делиться игрушками с другими малышами или же участвовать в коллективных играх. В этом возрасте очень важна роль взрослых, которые должны объяснять малышам, как правильно вести себя с детьми. Взрослея, ребенок будет получать навыки общения, и такие проблемы постепенно отойдут на другой план.

Существует много проблем воспитания современных детей. К счастью, практически все они вполне решаемы. Родители должны понимать, что какие бы трудности им не встречались на пути взросления и развития их ребенка, — это все временно. Многие ситуации, которые кажутся в данный момент неразрешимыми, спустя годы останутся всего лишь воспоминаниями, часто довольно смешными и забавными.