Как помочь ребенку привыкнуть к. Как помочь ребёнку привыкнуть к детскому саду? Стресс, активность, плохой сон

Процесс протекания адаптации

Каждый ребенок реагирует на ситуацию поступления в детский сад по-своему. Кто-то из детей может сразу спокойно пройти в группу, начать играть и взаимодействовать с другими детьми, кто-то сначала только наблюдает, не принимая участие в происходящем. А кто-то из детей может и вовсе отказаться от общения, не принимая никаких предложений, уговоров и постоянно плачет без мамы.

Это поведение объясняется тремя фазами:

  1. Период дезадаптации или так называемая острая фаза. Характеризуется данная фаза частыми заболеваниями, нарушениями аппетита и сна, отказом идти в сад.
  2. Сам процесс адаптации. Характеризуется постепенным привыканием к изменившимся условиям. Поведение со временем нормализуется.
  3. Компенсация. Дети в завершающей стадии начинают вести себя уравновешенно, привыкают к режиму, их эмоциональное состояние изменяется в лучшую сторону. Длительность адаптации в среднем занимает от двух до трех четырех месяцев. Но если при посещении садика есть перерывы, то процесс адаптации может запуститься заново. В таком случае все проблемы повторятся снова.

Как привыкнуть к детскому саду: предстоящие проблемы

На процесс привыкания к детскому саду оказывают влияние некоторые факторы. Вот некоторые из них:

  • домашний режим ребенка не совпадает с режимом дошкольного учреждения;
  • присутствие нежелательных привычек, таких как укачивания при засыпании, сосания соски, бутылки;
  • неумение самостоятельно играть с игрушками, занимать себя;
  • несформированность необходимых навыков (культурно-гигиенических);
  • немаловажное значение имеет возраст ребёнка;
  • уровень здоровья и развития ребенка. Дети, которые не часто болеют, легче переносят адаптацию;
  • особенности индивидуального развития. Какой-то ребенок привыкает тяжело к детскому саду, затем поведение приходит в норму, а кто-то из детей, наоборот, в первые дни ведет себя совершенно спокойно, а затем ситуация ухудшается. Они начинают плохо есть, и часто плачут;
  • особенности биологических факторов. Например, у ребенка присутствуют заболевания, полученные задолго до поступления в сад (травмы, полученные матерью во время родов; осложнения, которые присутствовали при беременности, к примеру, токсикоз);
  • натренированность механизмов адаптации. Те дети, которые чаще бывали в гостях, в разных учреждениях, у знакомых, у родственников, долго пребывали на даче, привыкают к детскому саду лучше, чем дети, которые большую часть своего времени проводили дома.

Главной причиной тяжелой адаптации является отсутствие у малыша опыта общения с другими детьми и взрослыми. Сильнее всего в этой ситуации страдают те дети, общение которых до садика было ограничено слишком сильно. К примеру, если он общался только с мамой или бабушкой. Таким деткам намного тяжелее настраивать контакты. От ширины круга общения до детского сада зависит быстрота формирование отношения с воспитателем и сверстниками. Если малыш до садика мало общался с детьми, то большое количество ребят в группе будет его пугать, вызывать у него чувство тревоги и желание уединиться. Если у ребенка присутствует опыт общения со взрослыми, то с воспитателями ему будет намного проще установить контакт. Согласно статистике, 3 ребенка из 100 сталкиваются со сложностями адаптации именно из-за ограниченного общения в досадовский период. Чаще это единственные дети в семье, или те, которые очень часто болеют.

В каком возрасте отдать ребенка в сад

Сложнее всего привыкание к детскому саду дается детям в возрасте от 10 месяцев до 2 лет.

После 2 лет процесс адаптации протекает легче, так как детки становятся любознательными и их можно увлечь интересными занятиями и новыми игрушками. Кроме того, двухлетки лучше понимают речь взрослого и способны быстро успокаиваться.

По мнению психологов наиболее благоприятный возраст для привыкания к режиму детского сада - это 2-3 года. Именно в этот период малыши стремятся утвердить свое Я, пытаясь быть во всем самостоятельными. Данный период получил название кризиса раннего детства. Именно в таком возрасте режим детского сада может оказать благоприятное воздействие на привыкание к ранее неизвестной социальной среде и, в целом, на становление ребенка как личности.

Но также не стоит отдавать ребенка в сад в самый разгар этого периода, так как процесс может ухудшиться. В сложный период адаптации ребёнок как никогда нуждается в поддержке взрослых, их понимании, так как на его организм наваливается психическая нагрузка, плюс тяжесть адаптация к детскому саду. Поэтому желательно всё же отдать ребенка в детский сад немного позже, когда его адаптационные механизмы немного усовершенствуются.

Еще одним неблагоприятным возрастом для поступления в детский сад является возраст от 4 до 5-6 лет. Данный возраст отличается относительной стабильностью, и любое изменение привычного образа жизни может привести к отрицательным последствиям.

Начало пребывания в новой атмосфере в обществе детского сада может быть расценено как насилие над личностью и утратой индивидуальности. Детские переживания могут повлечь за собой появление таких форм поведения, как капризы, истерики, а иногда и соматические расстройства, например, появление боли в животе, увеличение температуры тела и обострении имеющихся хронических заболеваний.

Дети, попадая в непривычную среду, пытаются при помощи манипуляции вернуться к обычной домашней жизни. Происходит как бы втягивание взрослых в своеобразную борьбу между родителями и малышом, где-то они, то ребенок одерживает победу. Дошкольник действует приблизительно так: сначала в устной форме он рассказывает родителям как ему плохо в садике, если это не срабатывает, то пытается использовать такие методы воздействия, как истерика и слезы, если и они не подействует на родителей, то следующим средством будет болезнь. Но после выздоровления малыша снова отведут в детский сад, где может наступить рецидив.

Не рекомендуется отдавать ребенка в сад, если у вас появился еще один малыш. Хотя, казалось бы, для родителей это существенно облегчит жизнь. Желательно сделать это либо раньше, либо чуть позже. Старший ребёнок, увидев, что в доме появился еще один член семьи, может растолковать свое отправление в сад как изгнание, посчитать, что родители предпочли ему новорождённого. Это не только отрицательно будет воздействовать на адаптацию, но и может ухудшить отношения между детьми.


Способы облегчения адаптации к детскому саду

Для того, чтобы помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, рекомендуется задолго до поступления в него начать готовить ребенка к взаимодействию с другими детьми и взрослыми. Делать это можно при помощи посещения детских площадок, можно так же чаще ходить в гости или самим приглашать домой людей с детьми, учить ребят коллективным играм. Ребёнок столкнется с меньшими трудностями, если сформировать у него до поступления в сад элементарные навыки самообслуживания, такие как - самостоятельно принимать пищу, пользоваться горшком и др.

Использование пустышки или бутылочки с соской может значительно ухудшить адаптацию. Чтобы помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, желательно заблаговременно готовить ребенка к факту поступление в сад, объяснить ему необходимость посещение данного места. Начинайте заранее рассказывать ему о детском саде, примерно за 2-4 недели. Объясняйте, что это за место и для чего ему нужно будет туда ходить, что ему будет там интересно, что он сможет многому научиться. Можно заранее посетить детский сад и познакомить ребенка с воспитателем, чтобы он не просто наблюдал нового человека, а имел возможность пообщаться и познакомиться ближе. Постоянно говорите своему малышу, что очень гордитесь им, что он уже очень взрослый и большой, так как может посещать детский садик. В присутствии ребёнка не говорите о возможных проблемах посещения садика, не вызывайте излишнюю тревогу и страх.

Старайтесь обрисовать для ребенка детский сад исключительно с положительной стороны. Нельзя говорить такие вещи, которые смогут напугать ребёнка или развить в нём чувство тревоги и страха перед неизвестным местом. Нельзя также пугать ребёнка образом воспитателя, говоря, что он будет его наказывать за плохое поведение. Категорически запрещено также говорить такие фразы, которые всерьез смогут нанести вред, например, что вы не заберете ребенка после ужина, если он будет плохо себя вести. Необходимо делать акцент на том, что ребенка никто в саду обижать не будет. Уверьте малыша в том, что бояться ему нечего. Не показывайте малышу свою тревогу за него, так как это может только усугубить его волнение, отвечайте на все заданные им вопросы. За день до первого посещения детского сада напомните ему, что завтра он пойдет в группу, и вы обязательно пойдете вместе с ним.

В целях помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, нужно приучать к нему постепенно. Правильным решением будет в первые дни оставлять ребенка только на несколько часов, время пребывания в саду лучше согласовать с воспитателем. Можно забирать ребёнка или до обеда, или, наоборот, приводить его в вечернее время, когда детей в группе становится меньше и воспитатель может пообщаться с вашим ребенком больше. С воспитателями также можно оговорить режим, к которому привык ребенок, и получить советы как лучше его скорректировать. К тому же вечернее время хорошо тем, что ребёнок увидит, как дети встречаются с родителями, может понаблюдать радость от этих встреч и избежать наблюдения тяжелых расставаний. Времяпрепровождение в саду можно постепенно увеличивать. Сначала, можно прийти за ним после обеда, затем оставить на дневной сон, на полдник и если осложнений возникать не будет, то можно вскоре перейти на обычный режим. Чтобы помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, не рекомендуется самостоятельно затягивать этот, так как ребёнок может привыкнуть к своему особому положению.

Можно взять с собой в сад какой- либо знакомый родной предмет, к примеру, любимую игрушку, напоминающую ему о доме. Игрушка будет товарищем, который «ходит в сад» вместе с ребенком. По приходу домой просите рассказать о том, как игрушке было в саду, понравилось ли, никто ли не обижал, с кем она играла и как себя вела. Ребенок ассоциативно переложит образ игрушки на себя и расскажет непосредственно о своем дне и своих впечатлениях. Приведя в сад малыша, обязательно попрощайтесь с ним, сказав, что вечером вы заберете его домой. Желательно обозначить время, в которое Вы за ним вернетесь, чтобы в течение дня малыш не переживал, постоянно выжидая, когда появится мама, а спокойно занимался и знал, когда Вас ждать. Основную трудность для родителей составляет умение держать себя хладнокровно и не поддаваться на уговоры ребенка забрать его домой, а не оставлять в саду.

Не поддавайтесь манипуляциям, нужно чтобы ваше чадо привыкло к садику, зная, что выбора нет, что посещать сад необходимо и неизбежно. Тогда он перестанет противиться и начнет искать положительные моменты в сложившейся ситуации. Сократите до минимума процесс прощания. Долгое прощание - лишние слезы. Как правило, после ухода мамы, ребенок быстро отвлекаться и успокаивается. Как вариант, можно придумать свой ритуал при уходе, например, он из группы в окно помашет вам рукой, так процесс прощания будет для ребенка менее болезненным. Обязательно похвалите малыша, когда расставание пройдет без слез и спокойно.

В принципе вы можете договориться с персоналом группы и с администрацией садика о своем присутствии в первые дни. Но здесь важно не затянуть расставание, ведь плачь ребенка, может спровоцировать вас забрать его домой. Но такое чередование пребывания в саду и дома может негативно сказаться как на самом ребенке, так и на группе в целом. Ситуация с адаптацией может только усугубиться.

В первые дни рекомендуется, чтобы забирала из сада ребенка мама. Причем, желательно приходить за ним пораньше и не опаздывать. Если большинство детей уже забрали родители, то ваш малыш может почувствовать себя забытым. И не исключено, что на следующий день расставание будет особо проблематичным.

Уделяйте достаточно времени и внимания общению с воспитателем. Интересуйтесь о самочувствии своего ребенка, о его поведении и успехах. Если у него имеется какая-либо аллергия, то об этом обязательно нужно поставить в известность персонал. Если ребенок будет хорошо контактировать с воспитателем, то это благоприятно может отразиться на его самочувствии.


Особенности поведения дома, во время адаптации к саду

Чтобы быть готовыми ко всему, необходимо знать, сколько же времени дети привыкают к детскому саду. Как правило, дети привыкают к детскому саду через 2-3 месяца. На протяжении этого времени нужно быть внимательными, чтобы малыш не решил, что с его прежней жизнью, которая была до сада, навсегда покончено.

В поведении ребенка во время адаптации может наблюдаться раздражительность, может так же наблюдаться ухудшение сна и аппетита. В это время он должен ощутить особую чуткость к себе и внимание. Дома режим дня должен стать более щадящим, а в выходные дни позвольте ребенку самому внести коррективы в свой режим, к примеру, пусть сам составит себе меню.

Интересуйтесь его занятиями в детском саду. Подробно расспрашивайте, что необычного и интересного он узнал в садике за день, чем занимались другие дети, в какие игры он играл и что больше всего понравилось. Если вы будете благодарным слушателем, то ребенку будет интересно рассказывать о садике. Сохраняйте на память все поделки и рисунки, принесенные им из садика, чтобы он знал, что для вас важно то, чем он там занимается.

Если малыш проявит желание подарить рисунок воспитательнице, поддержите его решение. Если появится желание привести товарища, с которым он подружился в саду, то можете считать, что границы жизни в саду и жизни дома теперь размыты, теперь одна является продолжением другой. Это хороший знак, это успех.

Так как, вернувшись из сада, в вашем малыше бурлят эмоции, чтобы помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, необходимо уделить внимание созданию дома спокойной обстановки, в которой он сможет отдохнуть и побыть наедине с собой. Но так же не забывайте, что он так же скучал и по обществу родителей. Уделяйте ему необходимое количество внимания, отложите ненадолго все свои дела и просто почитайте книжку, поиграйте с ним в спокойную игру, обнимите малыша или просто поговорите о том, о чем он хочет. Если ребенок окружен дома достаточным вниманием и любовью, то и в садике ему будет комфортно.

Что делать, если ребенок отказывается идти в детский сад

Казалось бы, наконец-то наступил тот долгожданный момент, когда ваш ребенок начал спокойно посещать дошкольное учреждение. Но не всегда все так гладко и безоблачно, как хотелось бы. Бывает, что сложности наступают на 3-4 неделе после начала посещения сада. Однажды, проснувшись утром, когда нужно собираться и отправляться в детский сад, ваш ребенок ни с того, ни с сего расплачется. Может дело в том, что ночью ему приснился кошмар, а может он отказывается идти в сад из-за того, что долго болел и привык быть дома. Что же случилось?

Первые недели ребенок посещал охотно, так как ему было интересно и необычно, его окружало много всего неизведанного и нового, он радовался общению с другими детьми, его переполняла гордость за себя, что он уже большой и, совсем как мама и папа, «ходит на работу». И вдруг, по непонятным причинам, он начинает протестовать, отказывается идти в сад, плачет. Обычно подобное поведение наблюдается у детей, резко предоставленных самим себе или которых отводят с первых дней и забирают посторонние люди, у которых он на попечении. Ребенку становится понятно, что сад лишает его постоянному общению с мамой.

У многих детей, которым, в принципе, в группе уютно и комфортно, замечаются трудности именно в процессе расставания с мамой. Выйти из ситуации можно следующим образом – переложите обязанность отведения ребенка в детский сад на отца. Сообщите воспитателю о сложившихся трудностях. Попросите ее последить в течение дня за поведением Вашего ребенка. Пусть она отметит, как быстро он успокоился после ухода мамы, спустя сколько времени включился в общую деятельность. Возможно, она придумает для него какое-нибудь важное и ответственное задание, которое даст сразу, как только увидит его в группе.

Помните, что проблемы с привыканием могут возобновиться после длительного пребывания дома, например, после каникул или праздников. Проявляйте гибкость, в крайнем случае, можно поступить так же, как в самом начале адаптации – сократить ненадолго время пребывания в садике.

Постарайтесь периодически узнавать о своем ребенке у воспитательницы. Ведь в саду дети зачастую могут сказать больше, чем дома. Возможно, вы узнаете о своем ребенке чуть больше.

Как понять, готовы ли родители отдать ребенка в сад

Как же долго дети привыкают к детскому саду? Время адаптации к детскому саду – период непростой не только для детей, но и для родителей. Если спустя 2 недели ребенок все еще плачет каждый раз, идя в сад, то, скорее всего, вы поторопились, отдав его туда слишком рано. Может быть, малыш еще не «созрел» для сада. А может и сами родители «не созрели» для длительного расставания со своим чадом и своей излишней тревогой сами создают препятствия для полноценной адаптации. Поэтому родителям очень важно следить за своими чувствами, осознавая их природу.

Обязательное условие протекания адаптации – отказ о чувства предательства и вины. Если у вас есть хоть малейшее сомнение, будьте уверены, ребенок их почувствует, и ему будет в разы тяжелее прощаться с вами.

Сумев справиться с чувствами, доверив своего малыша людям, которые будут находиться с ним рядом, вы обеспечите ему комфортное пребывание в саду. Ведь сейчас только начинают закладываться адаптационные механизмы ребенка, которые он будет использовать в дальнейшем при поступлении в школу и даже во взрослой жизни.

Доверьтесь себе и миру. Научите доверять миру своего ребенка, дайте ему понять, что вокруг безопасно и интересно, тогда ваш ребенок вырастет счастливым человеком.

С началом нового учебного года те, кто живут возле детских садиков, по утрам часто смотрят триллер "Мама, не хочу в сад!". В основном истерики закатывают "новобранцы" - малыши 2-3 лет, которые только начали свое знакомство с детсадовской жизнью. Как облегчить их дебют, знают наши эксперты: Снежана Поплавская, детский психолог-психотерапевт, кандидат философских наук, директор ДРК "Золотой ребенок", и Алена Попова, консультант для мам по тайм-менеджменту, организации быта и воспитанию по системе Монтессори.

Пять популярных ошибок родителей

1. Негативная проекция

Первым важным кирпичиком в фундаменте хороших взаимоотношений ребенка с садом является уверенность родителей в том, что этот шаг очень нужен.

"Если они принимают это решение под давлением близких, но сами сомневаются в его необходимости, ребенок прочувствует это", - утверждает Снежана Поплавская.

То же происходит и в случае, когда родители испытывают страхи, связанные со своим детством или опытом старшего ребенка. Кроха, ощущая их, будет проецировать их на себя и отрицательно реагировать на детсад. Особенно если еще и будет слышать негативные отзывы о воспитателе. В таком случае у него возникнет вопрос: если он плохой, зачем мама меня к нему водит? Важно, наоборот, как можно ярче демонстрировать ваше хорошее отношение к воспитателю.

"Здоровайтесь с ним за руку. А затем пусть он протягивает руку ребенку", - советует Алена Попова.

2. Резкое погружение

Некоторые родители пренебрегают периодом адаптации и сразу же отдают ребенка в сад на полный день. Результатом могут стать истерики только при одном его упоминании. Начинайте с коротких походов - на 1-2 часа, постепенно увеличивая время. Период привыкания каждого ребенка к саду индивидуален.

3. Розовые очки

Частенько родители заманивают детей в сад рассказами о том, что там сплошное веселье и развлечения. Но это далеко от истины. "И когда ребенок это понимает, он может испытать обиду и даже спроецировать проблему на себя: если мама говорила, что сад - это праздник, а мне здесь плохо, значит, это со мной что-то не так", - объясняет Снежана Поплавская. Говорите с ребенком честно, детально распишите ему распорядок дня. Узнавайте заранее расписание занятий и накануне вечером рассказывайте, чем он будет заниматься в саду.

4. Без комментариев

То, что дети не умеют пользоваться часами, не повод не объяснять им, когда вы придете забирать их из сада. В этом случае ребенок весь день проведет в состоянии страха: "А заберут ли меня вообще?". "Расставаясь утром в саду, сообщите малышу, на каком этапе распорядка дня вы за ним придете. И ни в коем случае не опаздывайте", - рекомендует Алена Попова.

5. Поздний подъем

Жалея ребенка и давая ему возможность утром поспать подольше, мы оказываем ему медвежью услугу. "Наш садик находится рядом с домом. Поэтому, разбудив дочку в 8:00, я успевала собрать ее и привести вовремя, к 8:30, - рассказывает киевлянка Елена Литвиненко. - Но я не учла, что ей будет сложно заснуть в 12:30, и именно это стало главной проблемой: дочка рыдала и говорила, что не хочет ходить в сад из-за дневного сна. Подъем в 6:30 решил вопрос: к тихому часу дочка уставала и спокойно засыпала".

Как облегчить расставание с мамой

Многие дети сильно плачут, когда мама уходит. Огромная ошибка - убегать, когда ребенка как-то отвлекут. Так подрывается его доверие к вам и взращивается тревожность, что мама может в любой момент без объяснений исчезнуть. Поэтому важно, даже во время водопада слез, сказать малышу, куда вы идете и когда придете за ним: "после супчика", "после прогулки" и т. п.

Следующие лайфхаки, мы надеемся, помогут снизить градус накала страстей во время утренних расставаний в саду.

1. Если у ребенка очень сильный эмоциональный контакт с мамой, лучше, чтобы в сад его отводили папа или бабушка с дедушкой, а забирала мама.

2. Поговорите с воспитателями и введите какой-то ритуал - до и после сада. "Мы договорились, что дочка будет махать мне в окошко, - рассказывает киевлянка Юлия Самойлова. - Так вот, пока она от двери до окна доходит, уже и истерики нет. А после сада мы идем покупать ее любимые орешки".

3. Договоритесь с воспитателем в частном порядке пару раз погулять вместе с вами и ребенком и оплатите потраченное время. В идеале вообще домой к себе пригласить - чтобы малыш понял, что это "свой" взрослый.

4. Дети рыдают, потому что боятся, что мама их не заберет из сада. Поэтому попробуйте такой ход: пару дней во время адаптации водите ребенка только на вторую прогулку - чтобы он видел, что абсолютно за всеми детками приходят их родители и никто не остается на ночь в саду. С этой же целью - чтобы ребенок не волновался, что вы не вернетесь - оставьте в шкафчике важную для себя вещь (не дорогую, а важную, и ребенок об этой важности знает).

5. Купите "друга для садика". "Дочке было два года и два месяца, когда она пошла сад. Первый день она 15 минут лежала на полу в истерике. Потом подруга-психолог посоветовала купить "друга". Мы пошли в магазин с установкой, что покупаем друга, который очень хочет в садик - чтобы подружиться с детками, узнать много новых игр и т. п., - рассказывает Ирина Светлова. - Дочка выбрала странного небольшого зверька, которого назвала Тоша. Мы весь вечер рассказывали ему, что завтра он пойдет в садик и Анечка познакомит его с воспитателем, со всеми детками и покажет много новых игрушек. Утром она проснулась, схватила Тошу и поволокла его в сад. Молча зашла в группу - и ни одной слезинки больше не было".

6. Завяжите на запястье ребенку "ниточку любви" - как напоминалку, что вы его сильно-сильно любите. Еще можно нарисовать на своей и детской руке одинаковый маленький рисунок (котика, солнышко - что угодно) и сказать, что, если вдруг станет грустно, пусть смотрит на рисунок, а вы будете смотреть на свой.

Сигналы SOS

Когда в сад отправляется ребенок, умеющий хорошо говорить, это дает возможность быстро выявить и разрешить какие-либо проблемы. Но как быть, если малыш еще не говорит или выражает свои мысли недостаточно четко? Вот перечень тревожных звоночков, по которым вы можете определить, что в отношениях ребенка с детским садом что-то пошло не так:

1. Aгрессия на родных, внезапные слезы и истерики (неестественные в досадовское время);
нарушения сна: кошмары, частые тревожные просыпания, периодический энурез (неконтролируемое ночное мочеиспускание);
2. Aутоагрессия (щипание, кусание, царапание самого себя);
3. Hепрекращающиеся болезни - они могут быть психосоматическим проявлением стресса, следствием пережитого страха, с которым малыш не смог справиться;
регресс (ребенок начинает сосать палец, грызть игрушки).
4. Hаблюдайте за тем, как он играет дома, что рисует, какие ситуации воспроизводит с игрушками. Часто в таких играх проявляется воспринятая агрессия или звучат фразы, принесенные из сада. Это может стать сигналом для того, чтобы обсудить ситуацию с воспитателями или даже сменить дошкольное учреждение.

Специалисты Роспотребнадзора дают советы родителям в период адаптации ребенка.

С чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужими людьми и незнакомыми ребятами. Поэтому родителям, надо подготовить и себя, и ребёнка к этому нелегкому испытанию.

Начнем с себя. Настройте себя положительно, даже если ваш собственный опыт посещения детского сада был далеко не радостным. В конце концов, детский сад – это необходимая «школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные минуты.

Готовимся к первому дню

К мысли о детском саде, необходимости его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Расскажите малышу о детском саде, о том, что там много ребят, новых игрушек, качелей и др. Если есть такая возможность, сходите туда, поиграйте на площадке, познакомьтесь с воспитателем. Создайте у малыша настроение радостного ожидания. В то же время подготовьте его к предстоящей разлуке: Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.

До поступления в детский сад важно формировать у ребенка чувство уверенности в себе, а это невозможно без развития самостоятельности. Понаблюдайте за малышом, умеет ли он сам одеваться, кушать, играть и др. Помогите ему научиться всем этим вещам.

Как скоро ребенок привыкнет к садику?

Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Психологи полагают, что особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков самообслуживания, тревожные. Легче приспосабливаются к новым условиям сангвиники и холерики, тяжелее – флегматики и меланхолики.

Почему дети так часто болеют в детском саду?

Каждый ребенок перед посещением детского сада должен пройти медицинскую комиссию и сдать анализы. Итак. Педиатр выдал вам заключение, что ваш ребенок готов к посещению детского сада. Отлично! Но это вовсе не означает, что малыш не будет болеть. Всех мам интересует ответ на один и тот же вопрос: «Почему дети так часто болеют?» Почему они болеют, это понятно. Детский организм встречается с незнакомыми бактериями, вирусами. Иммунная система формируется, и процесс этот сопровождается ОРВИ, насморками. Таким образом, происходит «тренировка» иммунитета.

Самый простой метод избежать частых недомоганий – следить за здоровьем своего ребенка. Кутать его в ватные одеяла и всячески оберегать от любых сквозняков совершенно противопоказано. Таким образом, вы не усилите иммунную систему вашего ребенка, а совсем наоборот. Превращая дитя в «комнатное растение», вы рискуете добиться обратного эффекта – любой «чих» будет сбивать его наповал. Ребенка необходимо закалять, часто играть с ним на свежем воздухе и заниматься физическими упражнениями. Также для повышения иммунитета очень важен аспект правильного питания. Если ребенок не получает своей дозы витаминов и микроэлементов, то о каком здоровом иммунитете может идти речь? Кроме того, приучайте малыша к личной гигиене. Расскажите ему, в чем заключается опасности глистов для его организма и что в детском саду часто болеют дети, которые не соблюдают основные правила.

Объясните, что необходимо:

- мыть руки перед приемом пищи после туалета;

Мыть овощи и фрукты перед употреблением;

Использовать нужно только свое личное полотенце.

Как укрепить защитные силы ребенка?

Лучший способ избежать многочисленных простуд в период адаптации к детскому саду – закаливание. Приступать к закаливающим процедурам лучше всего летом. Сделать это проще всего: пусть малыш больше времени проводит на свежем воздухе, купается в природных водоемах, бегает босиком. Важно, не забросить это «полезное дело», когда лето закончится. Пусть ребенок ходит дома босиком, моет посуду, играет с водой. Собираясь на прогулку, одевайте его по погоде. Замечательно, если вы организуете регулярные посещения бассейна.

Советы родителям в период адаптации ребенка к детскому саду:

1. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.

2. Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период (сосание соски, качание).

3. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.

4. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра.

5. Будьте терпимее к его капризам.

6. «Не пугайте», не наказывайте детским садом.

7. Уделите ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.

8. Не скупитесь на похвалу.

9. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

10. Не кутайте ребенка, а одевайте в соответствии с температурой в группе и на улице.

11. Каждый раз после прихода из детского сада спрашивайте ребенка о том, как прошел день, с кем он играл. Делайте акцент на положительных моментах.

12. После детского сада дайте ребенку возможность подвигаться, поиграть в подвижные игры.

13. С 4 по 10 день посещения лучше сделать перерыв.

14. Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для вас самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом.

Психологи считают приемлемым возрастом для начала посещения детского сада 3,5-4 лет, это связано с тем, что в это время ребенок освоил навыки самообслуживание, хорошо пользуется речью, он многое понимает и с ним легче объяснятся. Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.

С какого возраста водить ребенка в сад?

Но есть и другие моменты – ребенок уже имеет устоявшиеся привычки и сформированный характер, поэтому к режиму детского учреждения ему будет привыкать очень сложно. Да и не каждый родитель может так долго сидеть дома с ребенком. В итоге большая часть детей отправляется в детский сад примерно в 2 года.

Бесспорно, в любом возрасте посещение садика является для ребенка стрессом. Все дети, начиная ходить в детский сад, должны постепенно привыкать к новым условиям. Это время называют адаптацией – это процесс перестройки организма под изменяющиеся внешние обстоятельства. Такие перемены сопровождаются большим психофизическим напряжением, ведь необходимо изменить привычный образ жизни, а для ребенка с пока неокрепшей психикой это совсем нелегко. Эти изменения связаны с такими моментами как:

  • установленный режим дня;
  • разлука с близкими;
  • нахождение длительное время в кругу ровесников;
  • на смену маме приходит абсолютно посторонний человек, которого нужно слушаться и выполнять его задания;
  • ребенку уделяется не так много внимания, как прежде.
  • В среднем дети адаптируются к детскому саду от одной до трех недель. Кому-то нужно около двух месяцев, но в итоге негативные эмоции, связанные с необходимостью его посещения, все же проходят.
  • Бывают случаи, что ребенок и за три месяца не смог привыкнуть, в этом случае можно говорить о тяжелой адаптации, и тут необходимо обратиться к психологу.

Как избежать долгой и тяжелой адаптации к детскому саду.


Не стоит оставлять ребенка в первый день более чем на час. Очень часто придя в новую обстановку ребенок чувствует себя хорошо и не торопится уйти, ведь здесь так много интересного, но уже на следующий день он не будет в таком же восторге. Поэтому рекомендуется понемногу увеличивать время нахождения в садике. Так, Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду?

В это время маме лучше находиться поблизости, чтобы в случае сильного плача забрать ребенка. Не нужно быстро убегать, важно уделить прощанию какое-то время, нежно обнять кроху, поцеловать. Сказать, что мама обязательно скоро заберет его домой, лучше обозначить событие, после которого это произойдет, после сна, обеда, прогулки.

Может ребенок «недетсадовский»?

Многие мамы очень переживают, когда наблюдают изменения в ребенке, связанные с началом посещения детского сада. Некоторые начинают думать, что ребенок не сможет к нему привыкнуть и возникает страх навредить его психики. Ниже представлены типичные перемены в характере и поведении ребенка во время адаптации:

В первые несколько дней нахождения ребенка в детском саду преобладают негативные проявления: малыш капризничает, плачет время от времени либо длительный промежуток. Он испытывает страх перед садиком, воспитателем, а больше всего, что мама его оставит.

Проявление агрессии и злости, как этап адаптации.

Так же наблюдаться злость, это может проявляться в нежелании переодеваться, ребенок может даже ударить члена семьи, который его привел.

На какое-то время ребенок может вести себя равнодушно, не проявляя никаких эмоций, быть пассивным и вялым. Это вполне естественно, ребенок скучает по маме и прежнему образу жизни. Здесь нужно терпеливо ждать, когда это пройдет и период адаптации завершится. При этом, плачь при расставании может продолжаться еще длительное время, и это не значит, что процесс адаптации сложен и будет долгим. Если через несколько минут, после ухода мамы, ребенок перестает плакать, то все идет хорошо.

Первое время ребенок не будет стремиться общаться со сверстниками, всегда дружелюбный и открытый ребенок может на время превратиться в замкнутого и напряженного. Следует учитывать, что дети в возрасте 2-3 лет не умеют играть вместе, только рядом. В этом случае, о хорошей адаптации можно говорить, когда ребенок с удовольствием общается с воспитателем, выполняет его задания, а также придерживается распорядка.

В стрессовой ситуации ребенок может на какой-то момент перестать пользоваться определенными навыками, которые уже вошли в его жизнь. Если адаптация проходит успешно, то отмечается, что ребенок вскоре не только вспоминает забытое, но и активно использует новые знания, полученные в детском саду.

Стресс, активность, плохой сон.

Некоторые дети начинают хуже говорить, из их речи исчезают какие-то слова либо они меняются. Это тоже временное явление, как только ребенок адаптируется, речь восстановится и расширится словарный запас.

Активность ребенка также может измениться, кто-то становится малоподвижным, а кто-то ведет себя через чур возбужденно. Это касается и поведения дома. Хорошо, когда возвращается нормальное поведение дома, а потом в садике.

Когда наступает необходимость остаться на сон час, ребенок не сможет сразу заснуть, сон будет чутким, малыш может просыпаться с плачем. Дома сон ребенка может стать беспокойным. Но все придет в норму, когда адаптация благополучно завершится.

Так же сначала может быть плохой аппетит. Это можно объяснить тем, что ребенок переживает стресс, а так же ему просто непривычна такая еда. Со временем ребенок начнет кушать, а это значит, что адаптация проходит нормально.

Еще одно последствие стресса – снижение защитных функций организма, что приводит к тому, что ребенок может заболеть в первый же месяц пребывания в детском саду.

Таким образом, многие появившиеся отрицательные черты характера, возникающие в период адаптации к детскому саду – обыкновенное и временное явление. Сегодня мы обсудили важную для любого родителя тему, как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду. Спустя определенное время, малыш привыкнет к нему и начнет усваивать новые знания и умения.

Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать. Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей. При лёгкой адаптации малыш вливается в детский коллектив за 2 - 4 недели.. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям: он без слёз и истерик заходит и остаётся в группе; при обращении глядит в глаза педагогам; способен озвучить просьбу о помощи; первым идёт на контакт с ровесниками; с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок; адекватно реагирует на воспитательские реплики; рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.
Привыкание средней тяжести длится не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции: с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки; при отвлечении забывает о расставании и включается в игру; общается со сверстниками и воспитателем; редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. Основные особенности такой адаптации: нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми; слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени; отказ заходить из раздевалки в игровое помещение; нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку; агрессивность либо замкнутость; неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг). В таком случае необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий.
Психологи полагают, что особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков самообслуживания, тревожные. Существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками. Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям.
Чтобы процесс привыкания прошел максимально успешно, быстро и безболезненно, специалисты советуют заранее прививать будущему дошколёнку важнейшие навыки. Вот почему родителям следует знать, чему желательно научить ребёнка, отправляющегося в ДОО. Самостоятельно одеваться и раздеваться. В идеале трёхлетки уже должны снимать плавки, носочки, колготки, надевать майку и кофточку, куртку. С застёжками могут возникнуть сложности, однако приучать к ним всё же следует. Для этого можно купить игрушки-шнуровки. Пользоваться ложкой и вилкой. Для этого нужно отказаться от бутылок, непроливаек, которые не способствуют скорому взрослению. Проситься и ходить на горшок. Следует избавляться от подгузников уже в полуторагодовалом возрасте, тем более что умение проситься и ходить в ночную вазу существенно упростит адаптацию, поскольку ребёнок будет увереннее себя ощущать среди умелых ровесников. Воспринимать разную пищу. Для многих трёхлеток характерна избирательность в пище. В идеале родителям следует приблизить домашнее меню к садиковскому. Общаться со взрослыми. Довольно часто можно услышать своеобразную речь ребёнка, которая понятна только маме. Некоторые малыши вообще общаются жестами, справедливо полагая, что родители всё поймут. Учите детей правильно говорить. Играть с детьми. Психологи советуют регулярно ходить в гости к семьям с маленькими детьми, гулять на детских площадках, играть в песочнице.
Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления (если ваш малыш сможет с вами объясниться). Обязательно нужно акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению. Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

М. Халитова,
заведующая МАДОУ детский сад «Колокольчик» с.Федоровка.