Возрастные особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Психологические основы изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста Психолого педагогические особенности развития изобразительной деятельности дошкольников

ПЛАН

1. Зарождение изобразительного деятельности у ребенка до 3-х лет

2. Развитие изобразительной деятельности дошкольника

2.1. Особенности рисунка дошкольника

2.2. Связь рисования с игрой и речью ребенка

3. Конструктивная деятельность в дошкольном возрасте

Литература

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

2. Давыдчук А. Н. Конструктивное творчество дошкольника. - М.: Просвещение, 1973. - 76 с.

3. Запорожец А. В., Венгер Л. А.., Зинченко В. П., Рузская А Г. Восприятие и действие / Под ред А. В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1967. - 324 с.

4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду; Обучение и творчество. - М., 1990.

5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность дошкольников / В кн.: Воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Л.Н.Проколиенко. - М.: Сов школа, 1991. - С. 246-267.

6. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981. - 240 с.

7. Парамонова Л., Ударовских Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. -1985. - №7. - С. 46-49.

8. Полуянов Ю. А. Дети рисуют. - М., 1988.

9. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. - М.: Школа-Пресс. - 1997. - С. 250-257.

10. Урунтаева Г. А Дошкольная психология. - М.: Изд. Центр "Академия", 1997. - С. 95-98.

11. Шаграева А.А. Детская психология. Теоретический и практический курс. - М.: ВЛАДОС, 2001. - С. 259-268.

Зарождение изобразительного деятельности у ребенка до 3-х лет

Изобразительную и конструктивную деятельность ребенка еще называют продуктивной, имея в виду, во-первых, ее нацеленность на получение результата, а во-вторых, ее творческий и оригинальный характер. В то же время, эти виды деятельности помогают ребенку отразить окружающую действительность так, как она ее воспринимает и понимает. Создавая рисунок, аппликацию, скульптурную форму или конструкцию, ребенок воплощает на доступном ей техническом уровне свои индивидуальные и субъективные образы предметов и явлений окружающего, поэтому такая деятельность носит моделирующий характер. Продукты изобразительной и конструктивной деятельности - это модели окружающей действительности .

Моделирующий характер продуктивной деятельности ребенка сближает ее с игрой, где моделируются отношения между взрослыми.

Техническую сторону продуктивной деятельности составляют ее средства и способность ребенка во владении ими. Используются цвета, формы, композиции, которые передаются с помощью красок, бумаги, пластилина, конструктора, используя специальные орудия и приспособления: кисточки, карандаши, ножницы и др. На протяжении дошкольного детства ребенок овладевает навыками продуктивной деятельности, способами моделирования. В результатах продуктивной деятельности отражается познавательный опыт ребенка, его понимание мира. В то же время стремление смоделировать определенный объект ставит перед ребенком задачу его детального познания, выделение в нем частей и свойств. Продуктивная деятельность составляет форму познания ребенком мира, тесно связанную с необходимостью в самовыражении малыша.

Первые производительные действия ребенка возникают на основе предметных действий с такими изобразительными средствами, как карандаш, кисточку, с такими материалами, как бумага, пластилин. Манипулируя карандашом в 2 р. Ребенок открывает его свойство оставлять на поверхности след. Первые заметки карандашом ребенок делает не только на бумаге, а и на стенах, на мебели, не понимая смысла этих пометок. Постепенно ребенок узнает о связи между движениями своей руки и линиями, которые оставляет карандаш на бумаге. С этого начинается формирование техники рисования, выработки навыков владения карандашом.

Взрослый побуждает ребенка к осмыслению первых каракуль, спрашивая "Что это?", Или говоря "Это мячик. Это яблочко". Ребенок знакомится с детскими книгами, учится узнавать нарисовано, устанавливать его связь с услышанным. Процесс создания собственного рисунка происходит по схеме: случайные линии карандаша - их осмысления. Первые изображения карандашом весьма приблизительно передают внешние свойства предметов. Так, ребенок часто рисует замкнутую линию, форма которой приближается к кругу, которая для нее обозначает различные предметы: это и шарик, и девочка, и солнышко. Взрослому трудно узнать в них определенный предмет. Он объясняет ребенку: если это яблочко, то дорисуем черенок или листик. Связь каракуль с предметом ребенок запоминает, о чем свидетельствует узнавания ним предметов на своих рисунках. Впоследствии ребенок сам начинает называть нарисовано.

Называния ребенком своих каракуль составляет первый этап в развитии изобразительной деятельности. В этом процессе участвует знаковая функция сознания. Рисование ребенка приобретает сущностной признаки изобразительной деятельности как создание образов окружающих предметов. Ребенок все глубже проникает в сущность изобразительной деятельности, начинает осознавать ее специфическую цель изобразить что-то. Об этом свидетельствует постановка ребенком задачи перед началом рисования по принципу назвал-нарисовал. Рисунок задается ребенком заранее, еще до своего воплощения. Нарисовав, ребенок замечает, что взрослый не всегда правильно понимает детский замысел, не узнает на рисунке то, что хотела нарисовать ребенок. Отсутствие сходства изображенного с оригиналом становится препятствием на пути опосредованного предметом общения со взрослым. Переход к умышленному изображение предмета создает условия для того, чтобы рисунок все больше приближался к действительности. Развивается моторика руки, ее произвольность. Т. С. Комарова выделила три группы изобразительных умений:

1) умение использовать орудия и материалы (кисточка, карандаши, краски и др.);

2) способность устанавливать связь действительной формы предмета с тем движением, которое следует использовать для ее передачи в рисунке;

3) зрительное восприятие и контроль движений на основе представления об особенностях того рисунка, который должна сделать ребенок.

ВЫВОДЫ об особенностях изобразительной деятельности у ребенка до 3-х лет:

Изобразительная деятельность носит продуктивный характер, выступает разновидностью детского творчества

Изобразительная деятельность зарождается на основе потребности ребенка в активности, в познании окружающего, в подражании взрослых;

Изобразительные действия возникают из 2-х гг. На основе предметных действий малыша с карандашом при появлении осмысления его следов на поверхности;

Признаком собственно изобразительной деятельности ребенка является названия ней изображенного, что связано с развитием знаковой функции сознания;

Формирование у ребенка техники рисования происходит на основе его потребности быть понятной для взрослого, установить с ним контакт через рисунок.

Особенности изобразительной деятельности дошкольника

У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Однако интерес к этой деятельности проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди. Дети одного возраста на всех континентах в своих рисунках обязательно проходят одни те же стадии: «каракули», «головоноги», «прозрачность», «добавочные носы детской логики».

Рисование - это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал дошкольник и что он не всегда может выразить словесно. Рисование способствует развитию: зрения, координации движений, речи, мышления, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, упорядочить все более усложняющиеся представления о мире.

С возрастом дети перестают рисовать, потому что большее значение приобретает слово. Так к моменту начала обучения в школе у ребенка активно начинает развиваться словесно-логическое мышление. В психолого-педагогической практике существует ряд развивающий, диагностических и коррекционных методов, основанных на рисовании и живописи (методы арттерапии и изотерапии). На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование - естественная потребность ребенка, так как у дошкольника нет «комплекса неумения».

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. О том, что рисование важно для развития эмоциональной, волевой сферы, внимания, памяти, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагогические деятели.. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства и становятся базой для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Дети очень любят рисовать. Как только маленькая ручка становится способной ухватить карандаш, сразу же у ребенка появляется стремление что-то изобразить на листке бумаги. А также - на стене, на асфальте, короче, вообще, на всем, на чем можно оставлять заметные следы. На этой особенности изобразительной деятельности дошкольника и основываются нетрадиционные способы рисования.

Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

    Первая стадия доизобразительного этапа - стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.

    Вторая стадия - от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка - каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это - папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром.

В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности.

Первую стадию изобразительного этапа составляют рисунки с примитивной выразительностью, происходит это в 3-5 лет. Эти рисунки детей весьма специфические.

Вторую стадию составляют схематичные рисунки (в 6-7 лет). Ребенок начинает понимать и практически ориентироваться на то, что прыжки и мимика к изображению никакого отношения не имеют. Ребенок начинает изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат.

Уже к 4-5 годам выделяются два типа маленьких рисовальщиков: предпочитающих рисовать отдельные предметы и склонные к изображению сюжета, повествования. Дети, склонные к сюжетно-ролевому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная деятельность развивается у этих детей хуже, в то время как дети, сосредоточенные на самом изображении объектов, активно воспринимают их и заботятся о качестве своих изображений. У них появляется интерес к декорированию изображений.

Зная эти особенности развития изобразительной деятельности детей, взрослый может целенаправленно руководить творческими проявлениями детей. Одних он может направлять на плоскость рисунка, а другим показывать, как изображение связано с игрой, сказкой, драматургией. При этом сам взрослый может и не быть хорошим художником. Если он не умеет рисовать, он может играть с ребенком на равных. Взрослый просто в силу своего опыта владеет языком изображения лучше, чем ребенок. Он всегда может подсказать ребенку конкретные приемы схематизации и рисунка.

О чем думает ребенок, когда рисует? О чем думаем мы, когда видим рисунок ребенка? Зачем ребенок ри­сует, нужно ли ему помогать при этом или не надо мешать?

В данной статье расскрываются психологические особенности детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рисунок - это зеркало чувств, зрелости и развития личности ребенка.

К. Шейлби

Психологические аспекты

изобразительной деятельности детей.

О чем думает ребенок, когда рисует? О чем думаем мы, когда видим рисунок ребенка? Зачем ребенок рисует, нужно ли ему помогать при этом или не надо мешать?

Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его еще незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придает предметам. В своих рисунках дети изображают фантастические элементы, которые выражают их уровень видения больших проблем человека, а следовательно, их отношений с собой, семьей и окружающим миром.

Ребенок выделяет из действительности только то, что кажется достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальными деталями. Он преувеличивает аллегорическое значение тех явлений, которые ему кажутся важными, а для взрослых не представляют никакого интереса, и не обращает внимание на вещи, значимые для взрослого. Со временем ребенок начинает выражать в рисунках более развитый взгляд на окружающий его мир и отказывается от первоначального способа изображения внешнего мира, придавая ему все большее правдоподобие, точность и реальность. Поэтому родителям и педагогам полезно научиться «читать» рисунки детей и оценивать их, чтобы понимать процессы развития личности ребенка, его отношения с семьей и внешним миром.

Как в игре вообще, так и в рисовании действует один и тот же принцип: ребенок для самовыражения пробует себя и совершенствует свои способности. В рисовании он находит удовольствие, но прежде всего рисование стимулирует его к обогащению познаний о мире. В этом смысле сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в начальной школе и часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Занимаясь с ребенком рисованием, следует соблюдать следующие основные правила:

1. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство.

2. У ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге.

3. Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенка рисованием.

4. Рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в квартире и попросить ребенка объяснить их.

5. Нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать.

В рисунках ребенок естественно и спонтанно выражает свои чувства. Он созидает и разрушает, убивает и воскрешает образы, соответствующие его уровню сознания и воображения, его способности чувствовать и объяснять окружающий мир. Не должно вызывать большого беспокойства то, что очень часто ребенок развивает в рисунке сюжет какого-нибудь мультсериала: для нашего времени это более нормальное явление, чем кажется на первый взгляд.

В два года малыш начинает рисовать каракули, границы листа не учитываются им. Речь идет о простых движениях руки, соответствующих степени развития его психомоторного контроля и мыслительных функций. Пройдет еще шесть месяцев, пока он начнет соблюдать границы листа бумаги.

В три года ребенок уже в состоянии по просьбе взрослых рисовать каракули в центре листа. В этом возрасте он может даже провести одну линию через нарисованный объект, он может также почувствовать очарование письма, которое пока еще совсем не отличает от каракулей, потому что не открыл для себя, что письмо - это способ графической передачи деятельности. Письмо ребенка проходит путь от простого начертания горизонтальных линий на бумаге до длинных волнообразных, напоминающих ему письмо взрослых.

Вскоре после трех лет дети начинают пробовать свои силы в графическом изображении фигуры человека. В это время они пользуются несколькими основными штрихами, с помощью которых могут изобразить какого-нибудь человека: маму, папу или другого члена семьи. Рисунок фигуры выполняется ребенком по одной и той же схеме: большая круглая голова, большие глаза, волосы спадают вниз прямыми лучами и отходят от черепа, как от солнца лучи (у солнца тоже потом появляются рот, нос, глаза), руки приделаны к голове, кисти рук не определены, пальцы располагаются веером на конце руки или вдоль нее. Только после четырех лет ребенок начинает рисовать человеческую фигуру в полный рост, а на лице фигуры появляются рот и глаза, обозначенные простыми штрихами карандаша. Еще некоторое время после появления на рисунке фигуры в полный рост руки будут отходить от ног или головы.

Правильное расположение конечностей наблюдается сначала на фигурах, нарисованных в профиль, позже - в анфас. По мнению французского психолога Моне, причиной является то, что ребенок продолжает «ошибаться» по привычке, хотя уже умеет рисовать лучше. Он правильно выполняет рисунок в профиль только потому, что более сложный вид головы в профиль для него новое движение, которое лишено предыдущей «ошибки». Действительно, рисунок головы в профиль появляется во вторую очередь, причем сначала появляется рисунок в профиль животных, а затем уже людей. Почти всегда голова оказывается повернутой влево. В дальнейшем ребенок всегда предпочитает профиль при изображении как животных, так и людей.

В возрасте около пяти лет ребенок наконец довольно четко передает на рисунке части тела человека: голову, шею, туловище, руки, ноги, кисти рук и ступни. Шея, кисти рук и ступни появляются на рисунке последними. Руки теперь отходят от туловища, на лице на своих местах изображаются глаза, рот, нос, уши (появляются последними), волосы. При этом все изображается намного лучше, чем раньше. Фигура может быть одета в зависимости от пола, хотя одежда вырисовывается пока приблизительно.

У ребенка шести лет фигура приобретает более определенные формы благодаря возросшему мастерству, контролю над своими движениями и лучшей ориентировке в отношениях с окружающим миром. Помимо большого количества деталей, изображаемых на рисунке, появляется способность передавать расположение рук и поворот головы.

Часто происходит так, что ребенок принимается за рисование, имея одну идею в голове, а заканчивает его с другой идеей, не узнавая потом то, что нарисовал. Здесь возможны два варианта. Он может начать рисовать с намерением изобразить какой-нибудь предмет, но рассказывает абсолютно другую историю или, например, хочет нарисовать коня, но в конце работы вынужден признать, что на рисунке не конь, а другое животное, или просто дерево, домик и т.д. Такие случаи происходят часто., хотя со временем исчезают (но не ранее шести лет). Следовательно, когда ребенка спрашивают, что он нарисовал или почему именно таким образом нарисовал дом, не следует ждать от него связного и точного ответа. Он может ответить так: «Не знаю» или «Я хотел нарисовать кролика, а получилась рыба». Если спросить его, почему рыба носит очки, он ответит: «Рыба не носит очки, я просто ошибся и нарисовал их».

Ребенок пытается по-своему интерпретировать случайные детали рисунка: пятна, линии, штрихи и т.д. Он может сказать, что это особые детали рисунка и часто маскирует их, вплетая в изображение предмета, или, воспользовавшись удобным моментом, изменяет интерпретацию рисунка. Доказательством служит тот факт, что по прошествии нескольких дней ребенок может не узнать нарисованный им предмет. Именно от деталей, а не от общего смысла зависят неопределенность и отклонение в рисунке ребенка от первоначального замысла. Он начинает с намерением нарисовать дом, но у него возникает новый замысел из-за внешнего сходства однажды уже нарисованного им объекта и того, который он рисует в данный момент. Ребенок пытается изменить первоначальный набросок, используя подходящие детали, и результат ему кажется настолько сомнительным, что он уже готов дать удобное объяснение своему творению. Любые возражения и критика по поводу поисков в изображении новых форм могут вызвать у ребенка упаднические настроения и отбить охоту к рисованию.

Лучше всего стимулировать ребенка в поисках нового (а на что еще это похоже? и т.д.) постоянным интересом к его рисункам. Дети нелегко принимают критику и возражения. Они, конечно, исправляют ошибки, на которые обращают их внимание, но потом продолжают повторять их. Развитие отношения детей к содержанию и технике графического изображения должно проходить динамично, но без форсирования, так как более связано с общей незрелостью психофизиологических процессов в этом возрасте, чем с процессом научения.

Типичной ошибкой ребенка в возрасте до шести лет является отсутствие контроля за деталями. Поражающие воображение детали рисунка увеличиваются и повторяются с поразительной настойчивостью. Ребенок увеличивает количество и размеры деталей, чтобы лучше их различать и постоянно исправлять, выражая таким образом свое восхищение ими. Следует помнить, что ребенок рисует предметы, исходя из своего понимания важности одних и бесполезности других. Для него критерием, определяющим полезность, является выполняемая предметом функция, и только полезные предметы и объекты, с точки зрения ребенка, представляют интерес. Таким образом, пренебрежение органами человеческого тела на рисунке обусловлено тем, какое значение ребенок придает им в зависимости от ситуации.

Детский рисунок вовсе не фантастичен, а глубоко реалистичен. Ребенок хочет изобразить то, что знает, а для этого ему нужен свой критерий. Этот критерий выражается в следующем: «Предмет существует, потому что для чего-то служит». Остальные детали ребенок также замечает, но не знает, что с ними делать, и не долго думая отбрасывает их. Тот же смысл ребенок вкладывает в одежду, которая на рисунке отсутствует. Функция одежды остается для него незамеченной. Он лучше понимает функции и полезность зонтика или курительной трубки, чем брюк или туфель, и руководствуется этим в своих рисунках.

До четырех лет не следует придавать серьезного значения слишком увеличенным или уменьшенным размерам нарисованных предметов, человеческих фигур и т.д., их завершенности и расположению на листе бумаги. У ребенка внимание еще рассеяно, и он проявляет интерес лишь к тому, что завладевает его вниманием в данный момент. Он может бросить рисовать предмет, потому что его внимание переключается на другой предмет, или может наложить рисунок одного предмета на рисунок другого, смешав каракули и забыв, какой предмет нарисован первым.

Дети чувствуют расстояние в пространстве и представляют его таким образом: одна фигура человека располагается чуть выше другой или на краешке листа бумаги. Лишь после четырех лет в.рисунках появляется горизонтальная линия, определяющая землю, и намного позже линия, определяющая небо. Увеличенный размер предмета остается самым значительным элементом, даже в возрасте около шести лет ребенок придерживается оптического центра рисунка. Он придает увеличенные размеры самой значительной фигуре или предмету, возбуждающим его воображение или постоянно занимающим его мысли.

Часто ребенок стремится ввести в рисунок элементы, которые необязательно должны присутствовать, но без которых рисунок кажется ему незавершенным. Например, он может передать на рисунке эффект «прозрачности », с помощью которого пытается изобразить интересующие его предметы, даже если они «спрятаны» (лестницы внутри дома, люди, гуляющие внутри дома; голова, просвечивающая через шляпу). Другой способ изображения предметов в пространстве - проекция, т.е. графическое сплющивание предмета, как бы взгляд сверху или как бы предмет разобран, вскрыт и уложен на вертикальную плоскость.

Итак, ребенок использует в рисунке центровку, укрупнение, эффект прозрачности, наложение и проекцию для создания объемности элементов рисунка, необходимой для наиболее эффективного изображения объекта.

Особое внимание следует обратить на роль цвета в рисунках детей. Когда ребенок еще маленький, в выборе цвета он руководствуется исключительно своими еще незрелыми эмоциями, а впоследствии выбор цвета ограничен недостаточным владением техникой рисования. В стимулировании ребенка к рисованию именно цвет является благодатным материалом. Экспериментируя с ним, ребенок развивает художественное восприятие мира. Нужно поощрять детей использовать в рисунках большое количество различных красок, дарить им наборы карандашей всех цветов, причем делать это надо с самого раннего возраста. Взрослые должны стимулировать детей свободно открывать и сочетать цвета, узнавать и пробовать их. С ними нужно беседовать о разнице между красным и зеленым яблоком, говорить о сочетании цвета с предметом, который ребенок собирается нарисовать, о том, какой цвет лучше подобрать, говорить о сочетании цветов.

Для ребенка это - спонтанный и конструктивный урок, на котором он учится, используя критический подход, открывать и различать вещи внешнего мира. Это воспитывает в детях чувство реальности, т.е. способность находить разницу в том, как одну и ту же вещь видят разные люди.

Для совершенствования хроматического вкуса ребенка можно использовать следующие способы:

1. Попросить ребенка рассказать, с какими чувствами ассоциируются цвета его рисунков или цветных фотографий из журналов, кусков ткани или клубка шерсти и т.д., которые можно найти в каждом доме. Когда ребенок раскрашивает рисунок, можно спросить у него, какой у нарисованного предмета запах, горячий он или холодный, гладкий или шероховатый, прозрачный или непрозрачный, с чем его еще можно сравнить.

2. Отметить соответствие между ответом ребенка и цветом нарисованного предмета, а затем вновь дать ему задание, но уже противоположное: нарисовать прозрачный (или блестящий, или холодный, или душистый и т.д.) предмет.

3. Проверить устойчивость соответствия цветов: как часто, например, гладкие предметы окрашиваются в желтый цвет, шероховатые - в зеленый, душистые - в розовый, холодные - в голубой, горячие - в красный и т.д.

Таким образом, с одной стороны, становится понятно, с какими чувствами ребенка ассоциируется тот или иной цвет, и, с другой стороны, можно приучить его лучше узнавать и наблюдать цвет, учитывать свое душевное состояние в зависимости от наблюдаемого цвета.

После этого с ребенком можно начать игру следующего содержания: «Давай раскрасим море на рисунке. Получилось синее море. А какого еще цвета может быть море? Бывает море желтого, красного или зеленого цвета?» С детьми пяти-шести лет можно играть с некоторой подсказкой: «Мы раскрашиваем море вместо, синего в желто-синий цвет, потому что оно находится за горами. Даже, небо за горами становится темнее, поэтому нельзя красить его в светлые цвета, а лучше окрашивать в темно-синий, почти темный цвет».

Во время разговора не нужно проявлять настойчивость, а нужно постараться построить беседу так, чтобы больше говорил ребенок. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что это новая игра, а его рисунки будут кому-то показаны, если только он сам не захочет этого.

В конце данного материала приведен тест «Человек», разработанный двумя американскими психологами - доктором Маковером и доктором Гудинаф. С помощью теста можно определить уровень соответствия возраста ребенка его психологическому возрасту на данный момент развития.

Особенностью преподавания изобразительного искусства является то, что издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить как академическое обучение и свободное воспитание.

В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системе обучения деток могут приобрести некоторые навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это - обучение без творчества.

Во втором случае для детей создаются благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и т.п. Но это - творчество без обучения. Оно поднимается на волне «возрастной талантливости», как бы помимо самого ребенка, и вместе с ней сходит на нет. Маленький художник «не вступает во владение» собственным творческим потенциалом.

Нужен третий путь - путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Первое, о чем надо думать, - это о том, что ребенок - субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме ребенка, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи (например, если ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает по-настоящему художественную задачу).

Творческие задания носят открытый характер, не имеют одного правильного ответа. Ответов столько, сколько людей их выполняют. Роль учителя - не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих решений и иногда защитить нестандартное решение. Создавая и сравнивая свои работы, дети задумываются о том, что радость и грусть бывают разными, что сами они - разные люди и должны учиться понимать друг друга, в том числе и через свои рисунки.

Перед детьми в течение всего срока обучения нужно ставить задачи «на выразительность», все более усложняющиеся по содержанию и касающиеся цвета, формы и материала, т.е. всей совокупности изобразительных средств. Решая эти задачи, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий художник.

Художественное развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает «технологию» искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Тогда приобретенный навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов.

Необходимо пробудить у ребенка заинтересованность в искусстве. В этом могут помочь задания, требующие адекватного выражения чувства, отношения, настроения, замысла ребенка.

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Здесь нет никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применяет ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или учеными-теоретиками. Преподаватель должен настраиваться и вести себя так, будто вся группа детей состоит из потенциальных художников. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.


Обучение дошкольников рисованию занимает особое место в развитии изобразительной деятельности детей. Исследования и опыт работы педагогов показывают, что дети с хорошо развитыми изобразительными умениями успешно овладевают письмом и другими учебными предметами.

Для определения сущности изобразительной деятельности следует, рассмотреть психологическую характеристику деятельности. Психологическая теория деятельности интенсивно начала разрабатываться в 20-х - начале 30-х гг. ХХ века и обязана в основном работам выдающихся психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других. Наиболее полно понятие деятельности было разработано в трудах А.Н. Леонтьева, который своими исследованиями сделал неоценимый вклад в развитие психологической науки. Им были выведены понятия, относящиеся к деятельности, разработано психологическое строение деятельности и многое другое. Человек, являясь субъектом, способен превращать свою деятельность в предмет практического преобразования. Он может не только управлять своими действиями, преображать в реальность окружающую действительность, но и прогнозировать способы своих действий, осуществлять намеченные программы. Он также контролирует ход и объективно оценивает результаты своих действий.

Развитие ребенка происходит путем включения его в различные виды деятельности. Одним из таких развивающих видов выступает рисование. Поэтому, педагогу, воспитателю, непосредственно обучающему детей рисованию, необходимо владеть не только методикой обучения умениям и навыкам рисования, но и знать основополагающие принципы детского развития в контексте рисования как деятельности, иметь представление о диагностическом значении детского рисунка, знать возрастные особенности детей в связи с выполняемой деятельностью, выделять принципиальные аспекты психолого-педагогических закономерностей детского развития в контексте рисования как развивающей деятельности.

О развивающей роли рисования упоминалось достаточно давно. Так, известный немецкий педагог середины XIX века Ф. Фребель отмечал, что развитие способности к рисованию в ребенке составляет одну из существеннейших задач развивающе-воспитывающего обучения человека.

Современные исследователи, например, Т.С. Комарова, Н.П., Сакулина отмечают, что рисование, как и другие виды изобразительного искусства, способствует умственному развитию ребенка. Ведь овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Рисование, по мнению К.Д. Ушинского, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения. Поэтому он рекомендует шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов.

Основой обучения рисованию детей дошкольного возраста является развитие изобразительных умений и навыков. Проблема формирования и развития умений и навыков, составляющих технику рисования, раскрывается в исследованиях А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Н.Г. Рузской Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М., 2006. - С. 40.

Определяя способность к рисованию, отечественные исследователи В.И. Киреенко, А.Г. Ковалев, Н.П. Сакулина подчеркивают необходимость развития умений, координированности действий глаз и руки ребенка Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников.- М., 1999., с. 15.. Таким образом, для осуществления процесса изображения и выработки изобразительных умений и навыков необходимо единство зрительной и моторной координации.

Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем уже знакомы. Большей частью они создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений, занятий на уроках и т.п. О многом дети узнают из устных рассказов, из художественной литературы. В процессе самой рисовательной деятельности представления их о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.

Занимаясь рисованием, дети знакомятся с материалами (бумага, краска, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Дети осваивают также опыт работы с карандашом, кистью, фломастером. Овладение этими действиями способствует их умственному развитию.

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, созданием рисунка детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

Исследования Т.Г. Казаковой и Н.Я. Шибановой в области обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста показали, что с самого начала обучения рисованию следует идти от образа предмета, а не от овладения навыком. Образное начало должно быть ведущим для ребенка во всем процессе рисования.

Для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей, большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования: умения пользоваться орудиями (кистью, карандашом, стиркой, красками), планировать свои действия, ориентироваться на образец и указания взрослого, а также задумывать и осуществлять свой замысел, привлекая для этого все имеющиеся в данный момент средства.

Немаловажную роль рисование играет и в развитии творческих способностей ребенка. Однако, такое возможно лишь тогда, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

Творческий характер рисования предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок ребенок переносит не просто то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого создается образ, который ребенок выражаете при помощи карандашей, краски, фломастеров и т.п.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их. Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Существует мнение, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения. Однако это не так: технике рисунка детей следует обязательно учить. Освоение техники - самостоятельная и важная задача.

Изобразительная деятельность дошкольников

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.

Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.