Диагностика художественно эстетическому воспитанию доу. Диагностика уровня развития творческих способностей в изобразительной деятельности

В настоящий момент педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций осуществляют свою деятельность в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155. В связи с этим мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы должен быть пересмотрен и скорректирован. Согласно п.4.3. ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Вместе с тем, в соответствии с п.3.2.3 Стандарта при реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогически действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Хочу предоставить вашему вниманию оценочное средство для оценки планируемых результатов в художественно – эстетической образовательной области

Область – Художественно-эстетическое развитие (Рисование)

Группа общеразвивающей направленности для детей 6 года жизни

Показатели

1. Проявляет устойчивый интерес к произведениям искусства: классическому, народному, окружающим предметам, зданиям, сооружениям. Видит и понимает прекрасное в жизни и искусстве радуется красоте природе.

2. Знает и применяет на практике материалы и оборудование для рисования.

3. Самостоятельно составляет орнамент, используя ритм и симметрию в композиционном построении. Без труда выполняет декоративные элементы – точки, кружки, прямые и волнистые линии, капельки, листики, завитки и т.д.

4. Умеет смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка.

5. Правильно передает в изображении форму, строение, пропорции предмета, цветовую гамму.

6. Располагает изображения по всему листу, соблюдая пропорциональность в изображении разных предметов.

7. В процессе деятельности характер линии слитный, регулирует силу нажима, раскрашивает мелкими штрихами, не выходящими за пределами контура.

8. Самостоятельно проявляет замысел рисунка.

Инструментарий

1. Из наблюдений.

2. Из наблюдений.

3. Педагог предлагает нарисовать рисунок на свободную тему.

4. В ходе работы педагог оценивает процесс деятельности и продукт деятельности.

Критерии оценки

3 балла – Применяет различные цвета и оттенки для создания выразительного образа. Умело передает содержание рисунка, а также форму и строение предметов, композиционно располагает сюжет, передавая передний и дальний план, использует различные средства выразительности при передачи изображения. Свободно рисует узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства.

2 балла – Применяет однообразные цвета для создания образа, затруднятся в выведении новых оттенков, не достаточно четко передает содержание рисунка, а также форму и строение предметов. Испытывает затруднение в построении композиции, не достаточно широко использует различные средства выразительности при передачи изображения. Испытывает затруднения в более точной передаче узоров.

1 балл – Не применяет различные цвета и оттенки, не умеет выводить дополнительные оттенки, не умеет передать содержание рисунка, а также форму и строение предметов, не умеет выстроить композицию. Не умеет рисовать узоры.

Результаты

Высокий уровень – 20 – 24 баллов

Средний уровень - 12 – 19 баллов

Низкий уровень - 8 –11 баллов

Скачать:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика по художественно-эстетическому развитию

Педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержд...

Построению оптимального процесса художественно-эстетического развития детей во многом способствует изучение особенностей художественно-эстетического опыта воспитанников. Это обеспечивает соотнесение поставленных целей, выбранной программы с возможностями детей группы и внесение необходимых корректив в педагогический процесс.

Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстетического развития дошкольников (на материале освоения изобразительного искусства).

Задачи диагностики связаны с выявлением особенностей проявления эстетического отношения у детей дошкольного возраста;

Обоснование задач диагностики. Современные образовательные программы, научные исследования по данному направлению, ориентированы на обсечение условий становления эстетического отношения у детей. Категория «эстетическое отношение» на данный момент имеет ряд различных трактовок и подходов к пониманию его структуры и рассматривается как сложное многокомпонентное образование. В более широком понимании (принятом в современных образовательных программах) эстетическое отношение интегрирует четыре компонента: эмоциональный (эстетические эмоции, чувства, состояния, обеспечивающие эмоционально-чувственное ребенком освоение мира), гносеологический (складывающийся на основе эстетического восприятия, эстетических суждений и представлений, и обеспечивающий эстетическое познание), аксиологический (включающий эстетические оценки, вкусы, идеалы,; составляющий основу эстетических ценностей и определяющих формирование эстетических мотивов, потребностей), деятельностный («эстетические деяния» (Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова), своего рода «проявление в действии»). Данный подход может определять основные направления построения диагностики, критерии, группы и уровни. При этом, художественно-эстетическое развитие обусловлено как «биологическими предпосылками», так и социальными факторами. Это требует сопоставительного изучения особенностей развития сенсорных, эстетических, творческих способностей детей, а также влияния среды на данный процесс (что предусматривает изучение педагогических условий данного процесса).

При этом, ориентируясь на становление у детей эстетического отношения к действительности, а также идеи полихудожественного подхода, при анализе результатов ценно более интегрировано трактовать данные по «родственным» направлениям (во взаимосвязи освоения разных видов и жанров искусства (музыкального, изобразительного, игрового, литературного), овладения художественными деятельностями (изобразительным, музыкальным, литературным творчеством, театрализованными играми). На данный момент развития научных исследований представляется сложным (и ненужным!) подобрать«универсальное задание », которые позволят выделить уровень формирования эстетического отношения у дошкольников (это определено и возрастными возможностями детей – во многом конкретностью осваиваемых представлений, начальным этапом освоения способов создания изображения). Выводы относительно сформированности эстетического отношения целесообразнее формулировать на основе «дифференцированного» изучения (по детским видам продуктивных деятельностей, разным осваиваемым детьми видам и жанрам искусства), но при условии использования сопоставимых показателей (например, проявление самостоятельности, инициативности, творчества; развитие умений создавать выразительный образ (в рисовании, игре, пластическом этюде, сказке) и сопоставимых диагностических заданий (наблюдение творческой игры ребенка и придумывания им пластического этюда, поведение в процесс конструирования и рисования). При этом, наряду с результатами заданий, тестов, на первый план выступают «говорящие мелочи», которые можно заметить преимущественно в процессе повседневного наблюдения за детьми (замечает ли ребенок проявления красоты в повседневных ситуациях, окружающих предметах, как реагирует на эстетические проявления; есть ли эстетических предпочтения и др.).

В исследованиях Н.М. Зубаревой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой, Н.П. Сакулиной, Р.М. Чумичевой, Е.М. Торшиловой, Е.А. Флериной и других, представлены интересные диагностические задания, показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, позволяющие более детально (глубоко, по отдельным направлениями, видам деятельности, представлениям о разных видах искусства) изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. Представленные далее диагностические задания являются возможным вариантом и выступают своего рода ориентирами для исследования детского опыта и построения педагогического процесса. В зависимости от целей, задач, специфики образовательных программ, а также особенностей детей группы, возможно их уточнение, дополнение, использование в сочетании с другими диагностическими методиками.

Обоснование выбора диагностических заданий . В проведении диагностики учитывают следующие моменты:

Ø На «содержательном» уровне в большинстве общеобразовательных и парциальных программ гармонично сочетается содержание, обеспечивающее решение двух взаимосвязанных задач: ознакомление с искусством и развитие собственно изобразительной деятельности детей . В современных программах данные два раздела тесно взаимосвязаны: развитие художественно-эстетического восприятия признается одним из ведущих условий активизации и обогащения детской изобразительной деятельности. Однако, в ряде программ, учитывая неравномерный темп развития восприятия и деятельности, предусматривается как бы «изолированное» освоение искусства и развитие детского творчества. В этой связи следует использовать задания, позволяющие выявить особенности освоения детьми обоих направлений ;

Ø Учитывая особенности возраста – «деятельностное» освоение мира дошкольниками, в осуществлении своеобразной экспресс-диагностики следует, прежде всего, особое внимание уделять развитию детского творчества (освоение видов деятельности).

Ø В выборе критериев, формулировании описаний уровней художественно-эстетического развития детей, больше внимание следует уделять не столько сформированности «конкретных представлений, развития умений», сколько проявлению творчества, инициативности, самостоятельности в создании образа, использовании средств выразительности, освоении способов создания изображения, освоения эстетических категорий, интереса к освоению прекрасного в окружающем и творческого отражения в продуктивной деятельности, самостоятельного использования детьми освоенного художественно-эстетического опыта в разнообразной деятельности, высказывания собственного мнения и проявления индивидуальности (собственное понимания красоты, видение художественных образов).

Ø Для активизации желания детей участвовать в диагностических заданиях необходимо использовать игровых персонажей и создавать интересные игровые ситуации . Вариантами персонажей (для проведения промежуточных и итоговой диагностик) в зависимости от возраста детей и субкультуры, и последующей педагогической работы могут являться:

Малыш-Кисточка , который не умеет рисовать (не знает что такое картины, жанры живописи, не умеет «рассказывать» о картине и т.п.) и предлагает детей научить его. Вначале диагностирования Малыш-Кисточка может быть представлен Палочкой, которая хочет превратиться в Кисточку. Общий мотив – помочь превратиться в Кисточку. После каждого задания у него появляется (рисуется самим ребенком) ворсинка кисти;

Клякса , которая считает себя великим художником, но не умеет рисовать и ничего не знает. Детям предлагается помочь кляксе;

– использование «игрового поля» (лист бумаги с нецветным конкурным изображением различным предметов или сюжета). За каждое выполненное задание ребенок получает карандаш (одного цвета) и право раскрасить часть изображения. Общим мотивом может являться - «помощь Фее Красоты» вернуть краски в Волшебную страну - раскрасить стертую Злодейкой-Резинкой картинку разными цветами.

Ø Проведение диагностических заданий может осуществляться как индивидуально (в этом случае исключена возможность «подсматривания» ребенком выбора предпочитаемого эстетического предмета, темы для работы, средств выразительности у других детей), так и фронтально (на специальном занятии диагностической направленности). В данном случае ценно увидеть «поведение» каждого ребенка (легкость начала выполнения работы, обращение за советом, подсказкой, общение со сверстниками в процессе деятельности и по поводу результатов).

Ø Относительно выявления особенностей эстетического отношения, проявления творчества в изобразительной деятельности ценно не «сиюминутное» изучение (единовременное проведение всех диагностик), а продолжительный процесс наблюдения и фиксации значимых фактов. Так как, творчество носит субъективный и индивидуальный характер, в его процессе выделяют так называемую «латентную» фазу (вынашивание замысла) иногда требуется время для «раскрытия» эмоциональных впечатлений, выбора формы их представления. В связи с этим, не предполагается проведение всех заданий в 1-2 дня. Следует выделить так называемые «диагностические» недели (например, сентябрь–январь–май), в течение которых будет проводиться изучение. При этом часть заданий могут использоваться в «оперативном порядке » (в течение всего года) - например, для изучения особенностей интереса и «принятия» детьми возможности рисования нетрадиционными техниками используется ряд вопросов беседы, а также создание рисунка различными материалами. Это позволит увидеть «проблемные моменты» в освоении нетрадиционных техник (с чего начать, какие технические и изобразительно-выразительные умения необходимо развивать, какой материал более интересен детям).

Ø При определении содержания бесед с детьми, критериев наблюдения, мы сознательно избегали «узких» вопросов, показывающих знание детьми «конкретных» ответов (например, определять отличительные особенности филимоновской и дымковской народной игрушки; назвать авторов-иллюстраторов). Во-первых, содержание образовательных программ несколько варьируется в данном аспекте; во-вторых, учитывая различия в социокультурных традициях в разных регионах страны, а также, стихийном опыте детей принципиальнее выявить понимание (их собственное «видение») детьми «красоты», проявление интереса, развитие умений «откликаться» на интересный выразительный образ, эстетически привлекательный предмет. Ряд вопросов, посвященных выявлению некоторых представлений об искусстве, также носит не «констатирующий» характер («знает - не знает»), сколько ориентировочный («что думает», «как размышляет», «что успел в стихийном опыте заметить»).

Обобщая, можно выделить несколько направлений , по которым рекомендуют проводить диагностику художественно-эстетического развития дошкольников

Иерархия диагностических методов

Возможные задания, позволяющие выявить особенности эстетического отношения у детей дошкольного возраста.

Диагностика художественно-эстетического развития

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей". .

К художественно-эстетической деятельности относится:

    Изобразительная деятельность;

    Музыкальное восприятие;

    Восприятие художественной литературы.

Цели и задачи в рисовании красками:

Обучение умению правильно и аккуратно использовать краски, обмакивать в них кончик кисточки или пальчика; правильно пользоваться кисточкой: держать кисточку; легкими движениями проводит линии, рисовать точки и т.д.; мыть кисточку и хранить ее щетиной вверх.

· Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

· Развитие чувства цвета.

· Развитие эмоций и фантазии.

· Развитие мелкой моторики.

· Развитие речи.

Цели и задачи рисования карандашом

    Обучение умению правильно держать карандаш;

    ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, кружочки и т.д.

    · Развитие мелкой моторики.

    · Ознакомление с окружающим миром.

    · Развитие речи.

    · Формировать интерес к рисованию.

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Проблема оценки уровня художественно-эстетического развития детей связана с проблемой выбора критериев качества обучения и тех методологических позиций, на которых строит всю свою работу педагог. Развитие художественной культуры - развитие познавательной активности, художественно-изобразительных способностей, художественно-образного мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, а также приобретение специальных знаний и умений. .

Каждый педагог стремиться объективно оценить развитие художественных способностей ребенка. Но встает ряд вопросов: Какие качества художественного мышления можно и нужно оценивать? Как оценить воображение и фантазию? и др. Большую трудность вызывает оценка развития эстетического чувства,способности к творчеству. .

Художественная выразительность детских рисунков предмет многих исследований. Однако их результаты создают больше проблем, чем дают решений. Показатели, используемые для анализа рисунков, часто имеют слишком широкий разброс и очень малую устойчивость.

Ценность результатов анализа детских рисунков повышается в случае
использования метода «компетентных судей» (Уровень знаний
анализирующего в области изобразительного искусства,его художественный вкус и симпатии, знание детской и возрастной психологии, педагогики), но и в этом случае выводы могут быть недостаточно точными, поскольку ответ на вопрос о наличии или отсутствии в рисунке того или иного качества, «судьи» дают не на основании определенных критериев, а путем интуитивных
умозаключений.

Проблема правильной оценки уровня развития художественно-творческих способностей волнует каждого педагога, поэтому мы обращаемся к исследованиям педагогов в этой области. Это, Комарова Т.С, Казакова Т.Г, Лыкова И.А, Ветлугина Н.А, Шайдурова Н.В.

Противоречие состоит в том, что условия жизни современного общества изменяются, меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами искусства, в том числе средствами искусства живописи. .

Цель : выбор эффективных методов и приемов ознакомления старших дошкольников с искусством живописи для развития художественно-эстетического восприятия.

Для сравнения мы взяли две методики.

    Диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю»

Содержание задания определено с опорой на исследования и методические разработки (Н.М.Зубарева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.А.Курочкина, Н.П.Сакулина, А.М.Чернышова)

Цель – выявление особенностей развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

Условия диагностирования . Проводится индивидуально или с подгруппой детей (6-8 человек). В данном случае можно обратить внимание детей на необходимость самостоятельного ответа.

Стимульные материалы : репродукция знакомого детям произведения (например, И.Левитана «Золотая осень»), бумага, карандаши, фломастеры.

Мотив . Ребенку (детям) предлагается (в продолжение предыдущей игры-задания «Интервью с художником») «пройти» в залы «музея» и рассказать, «как настоящим художникам», о предметах, там представленных.

Предъявляемые задания .

Ребенку предлагается:

    Рассказать о картине «все что захочется», описать, «что изображено, что чувствуется, о чем думается».

    После рассматривания репродукции ответить на вопросы.

В протоколе полученных данных обследования отмечаются особенности рассказа, восприятия произведения (понимание художественного образа, выделение и понимание средств выразительности, установление связи между создаваемым образом и средствами выразительности, проявление эстетической эмпатии, творческие проявления в процессе восприятия образа).

Обобщаются полученные данные и определяются перспективные линии развития детей:

В активизации проявлений эстетического отношения к окружающей действительности;

В обогащении представлений об эстетических категориях;

В развитии эстетического восприятия разнообразных объектов..

    Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.)

Задание на дорисовывание шести кругов, носившее диагностотеский характер, состояло в следующем: детям давался альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предмета, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностического задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт..

Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность»-количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе. Оценка 3- высокий уровень-ставится тем детям, которые наделяли предмет ориганальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверюшек (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа Оценка 2 -средний уровень - ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все кру-га, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.). Оценка 1 -низкий балл - ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.

Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).

Несмотря на видимую простоту, данная методика является весьма показательной. Обработка и анализ полученных результатов позволяют обнаружить различия в уровне развития творчества детей. При подсчете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображений разными детьми. Если тестирование осуществлялось индивидуально, то возможность копирования фактически исключается, и каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным (хотя он и повторяется в рисунках других детей). .

Результаты выполнения задания оцениваются в двух направлениях:

1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображении);

2) по группе в целом(выводя общее число баллов)

Анализ выполнения детьми задания позволяет получить представления о передаче ряда свойств предметов: формы, цвета; осмыслении образной стороны действительности и др.

Использование цветовой гаммы, ее разнообразие во многом определяются уровнем общего развития ребенка и его личностными психическими особенностями, например, использование цвета в рисунке может ограничиваться одним-двумя цветами, что не оправдано выбором изображенных предметов

Разный уровень развития мыслительных операций: анализа, выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения, то есть операции, способствующих развитию когнитивных структур, определяемых психологами при оценке интеллектуального развития детей, выражается в следующем: -- в умении увидеть в стандартной ситуации нестандартное решение, образ (это и один из показателей творчества), например, объединение 2-3 кругов в единый предмет (очки, светофор, танк и т. п) или необычный для данного возрастного периода образ: ведро, паутинка, глобус;

-- в способности активизировать образы-представления, имеющиеся в опыте соотнося их с поставленной задачей;

-- в готовности увидеть общее в частном и частное в общем (общность формы различных предметов и характерные особенности каждого из этих предметов цвет, детали, дополняющие основную форму и позволяющие отличить общее от частного);

Выполнение детьми диагностического задания и анализ результатов позволяют

оценить уровень воспитательно-образовательной работы в группе. В одном и том же учреждении в одинаковых по возрастному составу группах могут быть получены различные результаты, и выше они в той группе, где выше уровень воспитательно-образовательной работы с детьми.

С целью более глубокого анализа полученных результатов выполнения диагностического задания можно ввести дополнительные критерии и усложнить математическую обработку уже выделенных критериев.

Критерий «разработанность образа» образа включает передачу в изображении признаков предмета (объекта), закрашивание изображения. Высшая оценка по этому критерию определяется в 3 балла.

3 балла-рисунок, в котором передавалось более трех характерных признаков предметов и изображение было красиво закрашено.

2 балла- изображение, в котором передавалось 2-3 признака и аккуратно закрашивалось.

1 балл - дорисовывание с передачей 1 признака (или аккуратное закрашивание изображений).

Примечание. К общему баллу добавлялся 1 балл в случае передачи признаков, наиболее ярко характеризующих созданный образ.

Сравнительный анализ двух методик диагностирования уровня художественно-эстетического развития даёт нам возможность утверждать, что диагностика С. Т. Комарова « Дорисовывание фигур» даёт более подробную интерпретацию. Данную диагностику можно проводить как индивидуально, так и группой. По своей структуре она проста, но в то же время глубже рассматривает уровень развития творчества детей, больше критерий оценивания.

Литература.

    Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа:

    Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу. Программа совместой художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.,2007

    Закон об образовании в Российской Федерации.

    Зацепина, М.Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа:

    Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. - М. – Академия, 2001.

    Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа:

    Концепция дошкольного воспитания.

    Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. 128 с.

    ФГОС. – М.- Центр педагогического образования 2014.

    Шакурова, М.В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс] – Режим доступа:

10.

11.

Для методической разработки программы мною выбран раздел «Художественно-эстетическое развитие » (образовательная область «Художественное творчество»)

Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Цель моей работы: Развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства.

Программа по художественно-эстетическому развитию предусматривает: развитие интереса к различным видам искусства формирование художественно-образных представлений развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности; развитие сенсорных способностей приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

Для решения поставленных задач мы использовали методику изобразительной деятельности Тамары Семеновны Комаровой, но при проведении занятий всегда поражало однообразие техник, предлагаемых для изображения образа. А это не способствует в полной мере решению задачи развития творческих способностей дошкольников. Современному же обществу требуются творчески-активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Поэтому тему своей работы я обозначила как «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием техник нетрадиционного рисования»

В своей работе я использую пособия Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Т.А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования», журналы «Дошкольное воспитание».

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной.

По мнению педагогов и психологов, (таких как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. А исследователи (Т.С. Комарова, О.В. Радонова, А.О. Куревина, А.А. Волкова, Т.И.Космачева) доказали, что художественная культура в целом является сильнейшим эмоциональным фактором и средой формирования личности ребенка.

Нина Павловна Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой, манкой, солью и т.д.) Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в доу, и часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Во время работы мы проводим эксперименты с различными материалами (солью, манкой, мыльной пеной, краской.) А это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.

Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, способствует обогащению словаря. Использование нетрадиционных техник рисования дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения . Для того, чтобы успешно решать вопросы общения со сверстниками, я специально создаю ситуации, где дети рисуют коллективно, тем самым поощряю детей к установлению контактов. Совместное обсуждение, составление совместных композиций способствует развитию опыта общения между детьми и взрослыми . При этом ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Кроме того, при выполнении работы ребенок учится управлять своим поведением и планировать свои действия.

Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился сработой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию.

Занятия изобразительной деятельностью способствуютформированию изобразительных умений и навыков , так как аккуратность и тщательность выполнения работы во многом зависит от усвоения навыков. Навыки по технике рисования связаны с развитием руки ребенка - координированностью, точностью, плавностью, свободой движений.

В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия искуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение.В работе с детьми я обращалась к сказочным образам, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло), а также знакомит с отдельными понятиями в изобразительном искусстве. Ребенок начинает эмоционально откликаться на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Дети учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, учатся самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их. При этом ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Дети любят изображать то, что для них на данный момент интересно – себя, своих друзей, родных и близких, образы окружающего мира, явления природы, и яркие события общественной жизни. Темы рисунков часто дети предлагают сами, исходя из событий своей жизни на данный момент. При этом нетрадиционная техника рисования предлагает детям больше возможностей для воплощения своих фантазий. (рисование по мокрому листу, набрызг, граттаж и тд.). Таким образом, рисование помогает закреплению уребенкапервичных представлений о себе, семье, обществе, стране, мире и природе.

При организации образовательного процесса мы выяснили, что наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со следующими образовательными областями: «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми «Познание» - формирование целостной картины мира «Чтение художественной литературы» - использование худ. произв. для обогащ. «Физическая культура» - развитие мелкой моторики. «Музыка» - использование муз.произв.для обогащения обр. обл. «худ. творчество» «Труд»- формир. труд. умений и навыков в продукт. деятельности.

Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности приемы и методы в единую систему, реализуется на основе комплексно-тематического планирования. Вариант такого планирования представлен на слайде

Принцип интеграции реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса:

1. Совместная деятельностьпедагога с детьми: здесь мы используем информационно-рецептивные методы.Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение)

2. C амостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.

3. Взаимодействие с семьей:

Выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия.

При организации образовательного процесса по «Художественному творчеству» мы используем следующие техники изображения:

1. Рисование пальчиками, ладошкой. 2. Печать листьев. 3. Кляксография. 4.Раздувание краски. 5. Рисование свечой. 6. Монотипия. 7. Рисование по шаблону. 8. Набрызги. 9. Рисование поролоном. 10. Рисование солью. 11. Граттаж.

В работе мы используем такие средства:

2. Поролоновые губки

3. Зубные щетки

4. Ватные палочки и др.

С целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности была проведена диагностика. Для проведения диагностики были использованы тесты, предложенные Э.П. Торренсом.

Тест №1: «Незаконченный рисунок»

Тест №2: «Дорисовывание»

Также с целью выявления уровней творчества детей старшего дошкольного возраста и отнесения их к группам с определенным уровнем сформированности творческой активностью было проведено занятие по изобразительной деятельности «Среди невиданных зверей»

Диагностика проводилась в начале и в середине года в 2 старших группах детского сада.

Результаты диагностики на начало года следующие:

1. высокий уровень развития творческих способностей показали по 1 ребенку в обоих группах -10% 2.Средний уровень творческой деятельности в нашей группе показали семь детей, в другой группе -пять детей (это 40% и 30%) 3. Низкий уровень в нашей группе показали двенадцать детей, в группе «Бабочки» – тринадцать детей.(50% и 60%)

В середине года вновь была проведена диагностика уровня развития творческих способностей, ее результаты такие:

1. высокий уровень развития творческих способностей показали в группе «Почемучки» три ребенка,-15% в группе «Бабочки» два ребенка -10%

2. Улучшили свои результаты, показав средний уровень развития творческих способностей в группе «Почемучки» девять детей,-50%, а в группе «Бабочки» шесть детей-60%.

3. На низком уровне остались восемь человек-35% в одной и одиннадцать в другой группе-50%

Сравнительный анализ данных, позволяет сделать вывод, что уровень творчества детей старшего дошкольного возраста группы «Почемучки» под влиянием использования нетрадиционных техник рисования повысился больше, показатели улучшились.

Показатели эффективности методической разработки: в начале и в середине года был проведен мониторинг формирования интегративных качеств под ред. Ю.А. Афонькиной, который показал

1. более высокий уровень формирования интегративных качеств «способный решать интеллектуальные и личностные задачи», и «овладевший необходимыми умениями и навыками»

Из диаграммы видно, что интегративные качества в старших группах, в основном, развиты в соответствии с возрастом. Превышение по таким интегративным качествам, как «овладевший необходимыми умениями и навыками..» и «умеющий решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» можно выделить в нашей группе. Мы считаем, что такие данные получены за счет сформированных на более высоком уровне изобразительных навыков, а также более высокого уровня творческих способностей.

Сравнительный анализ результатов динамики формирования интегративного качества детей двух групп старшего дошкольного возраста позволяет выделить успешность детей группы «Почемучки» в образовательной области «Художественное творчество», так как лучший результат дети показали в разделах: «Замысел в рисовании», « Преобразование способов решения задач в зависимости от ситуации», которые обеспечивают формирование интегративного качества «способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту», и определяется способностью предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, а также преобразовывать способы решения задач в зависимости от ситуации, рассматривая это как экспериментирование.

2 показатель: оригинальные работы детей с использованием различных техник рисования

3 показатель (для родителей): увеличение числа родителей, участвующих в совместной деятельности с детьми

4 показатель (для педагога): реализация творческого потенциала воспитателя, участие в конкурсах детских работ.

В заключение главное в моей работе, да и работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

К работе прилагается презентация, которую можно скачать .

Построению оптимального процесса художественно-эстетического развития детей во многом способствует изучение особенностей художественно-эстетического опыта воспитанников. Это обеспечивает соотнесение поставленных целей выбранной программы с возможностями детей группы и внесение необходимых корректив в педагогический процесс.

Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстетического развития дошкольников (на материале освоения изобразительного искусства).

Задачи диагностики связаны с выявлением особенностей проявления эстетического отношения у детей дошкольного возраста к предметам изобразительного искусства - пейзаж, натюрморт, портрет.

Все данные, полученные в результате проведённой диагностики были зафиксированы в таблице, где:

Н - низкий уровень (синий)

· ребёнок не интересуется и не любит заниматься художественной деятельностью;

· не знает и не называет жанры изобразительного искусства - портрет, пейзаж, натюрморт;

· не проявляет интереса при рассматривании эстетически привлекательных объектов;

· не ;

· не реагирует на проявление эстетического характера (красоту);

· не ;

· не использует в речи слова - эстетические категории, эстетические оценки;

· не ;

· не выражает собственного мнения по отношению к произведениям изобразительного искусства.

С - средний уровень (зелёный)

· ребёнок проявляет незначительный интерес к занятиям художественной деятельностью;

· знания о жанрах изобразительного искусства сформированы недостаточно;

· бегло рассматривает эстетически привлекательные объекты;

· частично отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах);

· недостаточно ;

· наблюдаются незначительные позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности;

· частично использует в речи слова - эстетические категории, эстетические оценки;

· частично использует образные сравнения при рассматривании предметов;

· испытывает затруднения при выражении собственного мнения.

В-высокий (красный)

· отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах);

· эмоционально реагирует на проявление эстетического характера (красоту);

· наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности;

· использует образные сравнения при рассматривании предметов;

· выражает собственного мнения и проявляет отношение («Я думаю художник неспроста так нарисовал», «Я бы здесь жил и любовался», «очень люблю такие красивые картинки»);

Диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником»

(на основе беседы)

Цель - выявление особенностей предпочтений детей в жанрах искусства и изобразительной деятельности, изобразительных инструментах, техниках и сформированности представлений о них; особенностей освоения некоторых эстетических оценок и категорий («безобразно», «прекрасно» и др.).

Условия диагностирования . Проводится индивидуально.

Стимульные материалы: репродукции разных жанров изобразительного искусства знакомых детям произведений; знакомая дошкольникам детская книга с иллюстрациями.

Задание. Ребенку предлагается «превратиться в настоящего художника» и «дать интервью» художественному журналу. Можно использовать игровые атрибуты: диктофон, микрофон, блокнот для записи (протокол).

Предъявляемые задания.

Ребенку предлагаются группы вопросов.

1. Вопросы, направленные на выявление опыта изобразительной деятельности:

Любишь ли ты рисовать?

Что ты обычно рисуешь?

Чем любишь рисовать? Есть разные материалы, которыми можно рисовать: карандаши, краски, а что еще?

Кто тебя научил рисовать?

У тебя всегда все получается нарисовать?

Что бы хотел научиться рисовать?

Ты рисуешь дома?

Кому бы ты хотел показывать свои работы?

Когда мама или воспитатель смотрят твои работы, что они обычно говорят?

2. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о эстетических категориях:

Как ты думаешь, что такое красота?

Что можно назвать красивым, прекрасным? А безобразным?

Вот этот цветок (демонстрация эстетически привлекательного объекта ) - прекрасен? Почему ты так решил?

Как ты думаешь, чем люди обычно украшают разные предметы (в доме, одежде)? А зачем они это делают?

3. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых видах и жанрах искусства:

Если бы тебя спросили, что бы ты ответил: живопись - это… (что такое?);

Как ты думаешь, кто создает картины?

Как ты думаешь, зачем рисуют картины?

Зачем люди ходят в музеи смотреть на картины?

Ты любишь рассматривать книжки с картинками?

Какие книжки тебе нравятся?

Как ты думаешь, зачем в книгах картинки?

Если бы ты просил маму купить тебе книжку с картинками, опиши, какими должны быть картинки, чтобы они тебе понравились.

Посмотри, пожалуйста, на эти фотографии. Они тебе нравятся?

Подскажи, где здесь пейзаж? Натюрморт? Портрет? Как ты догадался?

А что такое пейзаж (что там обычно нарисовано)?

А может быть портрет скульптурный?

Способы обработки и анализа материалов.

Фиксируются ответы на вопросы, интерес детей, эмоциональные проявления.

· Диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю»

Цель - выявление особенностей развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

Условия диагностирования . Проводится индивидуально.

Стимульные материалы: репродукция знакомого детям произведения (например, И. Левитана «Золотая осень»), эстетически привлекательный объект (например, декоративная рамка для фотографий), бумага, карандаши, фломастеры.

Задание. Ребенку предлагается «пройти» в залы «музея» и рассказать, «как настоящим художникам», о предметах, там представленных.

Предъявляемые задания.

Ребенку предлагается:

· Рассказать о картине (во втором предъявлении - предмете) «все что захочется», описать, «что изображено, что чувствуется, о чем думается».

· После рассматривания репродукции ответить на вопросы:

Тебе нравится эта картина? Чем?

О чем эта картина, как ты думаешь?

Что ты чувствуешь, о чем думаешь, когда рассматриваешь эту картину?

Какое настроение представлено на картине? Почему?

Как бы ты ее назвал?

Я буду называть разные пары слов, а ты подбери слова, которые подходят к картине: тихий - громкий / веселый - грустный / яркий - тусклый / холодный - теплый / вкусный - не вкусный.

Как ты думаешь, почему художник нарисовал именно такими цветами? Назови их. Какие бы цвета ты выбрал, если бы рисовал такую или похожую картину? Почему?

Если бы была возможность волшебным образом попасть в картину, что бы ты услышал? Почувствовал?

Хотел бы ты оказаться там? Почему?

Художник назвал картину «Золотая осень». Как ты думаешь, почему именно так?

Представь, что ты художник. Нарисуй свои впечатления о картине: что чувствовал, что запомнилось, что понравилось. Не обязательно точно рисовать все то, что рисовал сам художник. Пофантазируй (ребенку выдаются листок бумаги, карандаши, фломастеры ).

· При рассматривании предмета ответить на вопросы:

Тебе нравится данная рамка? Чем?

Хотел, чтобы у тебя была такая?

Что ты чувствуешь, о чем думаешь, когда рассматриваешь рамку?

Как ты думаешь, рамка красива?

Подбери разные слова, которыми можно описать рамку.

Я буду называть разные пары слов, а ты подбери слова, которые подходят к картине: тихий - громкий / веселый - грустный / яркий - тусклый / холодный - теплый / вкусный - не вкусный. Как ты думаешь, зачем ее украсили?

Представь, что ты мастер, как бы ты украсил рамку?

Данные диагностические ситуации нами были реализованы в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Радуга» в разновозрастной группе с детьми 6-7 лет, в количестве 20 человек. Из них 14 девочек и 6 мальчиков. Все дети были поделены на две подгруппы - контрольную и экспериментальную.

· констатирующий;

· формирующий;

· контрольный.

На первом этапе работы нами были проведены две игровые ситуации со всеми детьми: диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником» (на основе беседы) и диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю».

На втором этапе работы нами была реализована система совместной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с изобразительным искусством (портрет, пейзаж, натюрморт), которая была проведена с детьми экспериментальной подгруппы.

На третьем этапе работы снова были проведены две игровые ситуации со всеми детьми: диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником» (на основе беседы) и диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю».

Все полученные данные были нами зафиксированы в протоколах и таблицах.

Группа детского сада - разновозрастная группа (подгруппа - контрольная)

Дата проведения - сентябрь 2013 года

Фамилия, имя ребёнка

Показатели для фиксации

Ребёнок интересуется и любит заниматься художественной деятельностью: в самостоятельной и совместной деятельности часто рисует

знает и называет жанры изобразительного искусства - портрет, пейзаж, натюрморт

продолжительно рассматривает эстетически привлекательные объекты - «созерцание», повторное рассматривание

отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах)

эмоционально реагирует на проявление эстетического характера (красоту)

наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности

использует в речи слова - эстетические категории, эстетические оценки, формулирует эстетические суждения

использует образные сравнения при рассматривании предметов

активно включается в предлагаемые задания эстетической направленности, отвечает на поставленные вопросы

Группа детского сада - разновозрастная группа (подгруппа - экспериментальная)

Фамилия, имя ребёнка

Показатели для фиксации

Ребёнок интересуется и любит заниматься художественной деятельностью: в самостоятельной и совместной деятельности часто рисует

знает и называет жанры изобразительного искусства - портрет, пейзаж, натюрморт

продолжительно рассматривает эстетически привлекательные объекты - «созерцание», повторное рассматривание

отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах)

эмоционально реагирует на проявление эстетического характера (красоту)

наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности

использует в речи слова - эстетические категории, эстетические оценки, формулирует эстетические суждения

использует образные сравнения при рассматривании предметов

выражает собственное мнение и проявляет отношение («Я думаю художник неспроста так нарисовал», «Я бы здесь жил и любовался», «очень люблю такие красивые картинки»)

активно включается в предлагаемые задания эстетической направленности, отвечает на поставленные вопросы

На основе полученных данных нами были выстроены диаграммы:

Группа детского сада - разновозрастная (подгруппа - контрольная)

Дата проведения - март 2014 года

Фамилия, имя ребёнка

Показатели для фиксации

Ребёнок интересуется и любит заниматься художественной деятельностью: в самостоятельной и совместной деятельности часто рисует

знает и называет жанры изобразительного искусства - портрет, пейзаж, натюрморт

продолжительно рассматривает эстетически привлекательные объекты - «созерцание», повторное рассматривание

отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах)

эмоционально реагирует на проявление эстетического характера (красоту)

наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности

использует в речи слова - эстетические категории, эстетические оценки, формулирует эстетические суждения

использует образные сравнения при рассматривании предметов

выражает собственное мнение и проявляет отношение («Я думаю художник неспроста так нарисовал», «Я бы здесь жил и любовался», «очень люблю такие красивые картинки»)

активно включается в предлагаемые задания эстетической направленности, отвечает на поставленные вопросы

Группа детского сада - разновозрастная (подгруппа - экспериментальная)

Фамилия, имя ребёнка

Показатели для фиксации

Ребёнок интересуется и любит заниматься художественной деятельностью: в самостоятельной и совместной деятельности часто рисует

знает и называет жанры изобразительного искусства - портрет, пейзаж, натюрморт

продолжительно рассматривает эстетически привлекательные объекты - «созерцание», повторное рассматривание

отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах)

эмоционально реагирует на проявление эстетического характера (красоту)

наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности

использует в речи слова - эстетические категории, эстетические оценки, формулирует эстетические суждения

использует образные сравнения при рассматривании предметов

выражает собственное мнение и проявляет отношение («Я думаю художник неспроста так нарисовал», «Я бы здесь жил и любовался», «очень люблю такие красивые картинки»)

активно включается в предлагаемые задания эстетической направленности, отвечает на поставленные вопросы

Контрольная подгруппа Экспериментальная подгруппа

Так же как и в начале учебного года, нами была выстроена сравнительная диаграмма:



Полученная диаграмма показывает, что подгруппа детей (экспериментальная), с которыми была реализована система совместной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с изобразительным искусством (портрет, пейзаж, натюрморт) значительно улучшили свои показатели на конец учебного года. В то время как вторая подгруппа детей (контрольная) по уровню полученных знаний остались на том же уровне. Их показатели увеличились незначительно.

Следовательно, можно сделать вывод, что данная система совместной деятельности плодотворно влияет на художественно - эстетическое развитие у детей старшего дошкольного возраста. Эту систему мы рекомендуем использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.