Кармические религии. Карма - главный закон мироздания и суть религий

КАРМА (санскр. karman – действие, деяние, жертвоприношение, жребий) – 1) одно из центральных понятий индийской философии, религии и культуры, своего рода «естественный» закон, который в самом общем виде означает влияние суммы совершенных индивидом действий (телесных, речевых, ментальных) на всю его последующую жизнь и характер будущего рождения (класс существования: богов, людей, животных, насекомых и т.п., социальный статус, пол, внешность, продолжительность жизни, благополучие, здоровье и т.д.). Доктрина кармы предполагает, во-первых, морально окрашенную оценку поступков человека (дхарма , адхарма ), во-вторых, утверждение причинно-следственной связи между деяниями существ в прошлом, настоящем и будущем и, в-третьих, веру в перерождение души, которая приводит к превращению земного мира в место нравственного возмездия и к развитию идеи морального воздаяния в других мирах (см. Лока ). Именно с помощью кармы индийцы объясняют иерархическое устройство космоса и неравенство в нем разных классов живых существ.

Поскольку многие поступки человека, рассматриваемые как причина его теперешнего положения, совершены им в прошлой жизни, о которой он не помнит, ответственность за них носит неизбежно абстрактный и пассивный характер (как, напр., ответственность за преступление, совершенное в состоянии беспамятства). В этом случае карма воспринимается как судьба, рок. Вместе с тем, поскольку в настоящем существовании человек волен сознательно совершать поступки, которые станут отправными моментами его будущей жизни, карма неразрывно связана с свободой воли и этим отличается от фаталистического взгляда на мир. Кульминационным проявлением этой свободы является возможность полного освобождения от перерождений и действия закона кармы (мокша , нирвана ).

Т.о. в центре доктрины кармы – нравственная активность человека, что отличает карму от божественного провидения (в индийских религиях боги, как и люди, подчинены действию закона кармы). В популярных версиях индуизма и буддизма развивается идея о возможности передачи религиозных заслуг (от сына к отцу, от монаха к мирянину, от божества к верующему). Однако в философских традициях этих религий преобладает убеждение, что каждый человек должен «избывать» свою собственную карму.

Идея кармы в том или ином виде принимается большинством религиозно-философских школ Индии. Предполагается, что она сформировалась в неарийских регионах долины Ганга и почти одновременно попала в сферу религиозных исканий джайнизма , буддизма и брахманизма. В вопросе о моральной силе кармы брахманы и шраманы разделились на криявадинов и акриявадинов (соответственно, сторонников и противников идеи моральной причинности). Среди последних выделяются фаталисты (адживика ), окказионалисты (ядриччха-вада ), теисты (см. Ишвара-вада ), а также квази-детерминисты, сторонники свабхава-вады , с точки зрения которых, причиной всего является собственная природа вещей.

Самыми крайними криявадинами были, безусловно, джайны. Они трактуют карму наивно материалистически как род вещества, которое «прилипает» к чистой по своей природе душе (джива ) и, держа ее в «связанном» состоянии, мешает достичь освобождения (мокша). Джайны скрупулезно классифицируют разновидности этого вещества (8 видов) и в качестве «противоядия» предлагают разные формы аскетического «подавления» действия.

Буддисты, тоже причисляя себя к сторонникам криявады, не разделяют тотального детерминизма джайнов, полагая, что далеко не все в человеке определяется кармой. Так в диалоге с Шивакой Будда перечисляет «некармические» факторы – флегму, ветер, гуморы, времена года, а также «внутренние обстоятельства», случайность и созревание прошлой кармы («Самьютта-никая» II.214 и далее). С точки зрения Будды, кармичны только те поступки, которые совершены сознательно, т.е. главное ударение делается не на самом действии, а на его мотивах (четана). Бессознательные действия являются результатом прошлой кармы. Однако и она тоже «срабатывает» не автоматически, а в зависимости от условий своего «созревания».

Поскольку буддисты заменяют душу (см. Анатма-вада ) агрегатом постоянно меняющихся психофизических элементов (дхарм), возникает вопрос о субъекте кармического воздаяния и перерождения. Буддийские авторы ссылаются на аналогию с пламенем, которое, меняясь каждое мгновение, остается тем же самым. В некоторых текстах появляется описание промежуточного психического агрегата, который признается самостоятельным существом (Васубандху наделил это существо психологией пола и объяснил его возвращение в мир сансары похотью и ненавистью к родителям). На основе этих представлений в тантристском буддизме возникает теория посмертных странствий промежуточного существа. В махаяне сила кармы проявляется в создании «образцов привычек» (васана) и «семян» (биджа), которые «актуализируются» (при соответствующих условиях) в настоящем и будущем существовании индивида. Все кармические «семена» махаянская школа йогачара помещает в особый резервуар, называемый алаявиджняна («сокровищница сознания»). В буддизме махаяны возникает идея общей (родовой) кармы в отличие от кармы индивидуальной.

Если антиведийские школы (астика) отрицали действенность ритуалов, то в ведийской литературе (особенно брахманах) карма понимается гл.о. как жертвоприношение, ритуальное действие, приносящее материальные блага или достижение небес. Развитие идеи кармы как передачи религиозных заслуг достигает кульминации в учении упанишад о «пути предков», которым следует душа, поддерживаемая поминальными обрядами. Ростки новой тенденции в толковании кармы связаны с другой альтернативой посмертного существования – «путем богов», служащим вознаграждением за исполнение «внутренних» обрядов (медитации). Именно последнее становится стимулом для идеи индивидуальной кармы, получившей развитие в религиозно-философских школах индуизма. В трактовке кармы в мимансе делается ударение на ритуальном действии, предписанном Ведами. Чтобы объяснить, каким образом исполнение ритуала здесь и сейчас может привести к желаемым результатам (напр., достижению небес) лишь в отдаленном будущем, вводится понятие апурвы – особой силы, аккумулируемой ритуальным действием и порождающей следствие через длительное время. Ньяя-вайшешика толкует механизм кармы с помощью понятия адришты – невидимой силы, состоящей из дхармы и адхармы (качеств души) и отвечающей за перерождение.

Согласно санкхье, карма создается только действием пракрити , пуруша же, подобно атману веданты, в действительности, не перерождается и не освобождается. Психологические аспекты кармы разрабатываются в йоге Патанджали, где она определяется как психический «след» (васана), «записанный» каким-либо действием или мыслью индивида и создающий предрасположенность к такому же действию в будущем. Суммой кармических «следов» объясняется бессознательное в психике человека – сновидения, иллюзии, аффекты.

Хотя для большинства религиозно-философских школ Индии высшей ценностью было освобождение от действия закона кармы и прекращение перерождений (нивритти), широкое распространение получили представления о достаточности простого «улучшения» кармы. В их рамках, как правило, развивались идеи кармической действенности ритуала и поклонения личному Богу (Ишваре);

2) в более специальном смысле карма означает: а) объект действия – один из факторов реализации действия в грамматике (см. Караки ) и б) механическое движение – в вайшешике. Вайшешика сделала конкретные наблюдаемые движения предметом специального теоретического анализа, создав первую в Индии механистическую концепцию движения. Общефилософской рамкой интерпретации движения служит в этой школе система категорий, в которой движение выступает как один из шести факторов реальности (см. Падартха ). Отсюда и вай-шецшковская «анкета» для изучения движения: отношение движения и субстанции, движения и качества, движения и пространства и т.п. В «Вайшешика-сутрах» движение делится на пять классов: бросание вверх, бросание вниз, сжатие, расширение и хождение. В классификации Прашастапады различаются движения с участием сознания (частей тела человека и предметов, связанных с ними, напр., движение пестика в ступе) и бессознательные движения четырех стихий (см. Бхуты ) и манаса. Первым свойственен принцип сознательной мотивации, определяющей меру усилия человека, а также временные и пространственные координаты движения (продолжительность и направление). К специфическим движениям в стихиях относится падение (для земли), течение (для воды), дыхание (для ветра). Движение огня, манаса и ряда других вещей объясняется действием адришт (невидимых причин). Всякий процесс движения состоит, по вайшешике, из дискретных моментов, в каждый из которых предмет разъединяется с одной точкой пространства и соединяется с другой, после чего движение прекращается. Чтобы начался новый момент этого процесса, требуется внешний толчок; при отсутствии его движение продолжается благодаря санскаре – особой способности тел сохранять свои предшествующие состояния (аналог понятия инерции). Одна из форм санскары – вега (скорость), другая – стхитистхапака (эластичность).

Литература:

1. Лысенко В.Г. «Философия природы» в Индии. Атомизм школы вайшешика. М., 1986;

2. Karma and Rebirth in Classical Indian Tradition, ed. W. D. O’Flaherty. Berkely etc., 1980.

Судя по тому, в каком количестве духовных учений и религий можно встретить понятие кармы, можно заподозрить, что это не выдумка, как сегодня склонны считать многие в нашем прагматичном мире. Человечество еще очень давно начало пытаться понять закономерности природы, найти смысл существования и определить особенность своей душевной организации. Не странно ли, что эти поиски привели его к понятию «карма»?

Безусловно, мы не можем утвердительно сказать, что она существует - доказательств нет. Но ведь нет и опровержений, а опыт жизни подсказывает, что все взаимосвязано: один плохой поступок приводит к другим подобным, и аналогичная ситуация складывается с хорошими делами. Грубо говоря, это и есть простой пример кармической цепи, только в некоторых религиозных учениях карму называют воздаянием и суть ее несколько меняется: здесь добро или зло возвращается человеку не по объективным причинам, а потому, что его таким образом наказывают Высшие силы.

карма в христианстве

Открыв Библию, мы не встретим там слово «карма», но найдем несколько похожее по значению слово «воздаяние». Здесь речь идет о том, что в за неправильные поступки - «грехи», которые ведут к разрушению окружения или самой личности, человека наказывает Бог, посылая ему тяжелые испытания, которые заставляют его испытать страдания и подумать над свои поведением, и с помощью этого, якобы, ошибки искупаются. Здесь в качестве кармы, если представить упрощенную модель, выступает «работа над ошибками». Это шанс христианского грешника искупить свою вину и получить прощение перед Богом.

Но это религиозный взгляд. Если объективно попытаться взглянуть на ситуацию, то становится понятно, что мысли и их следствия - действия, обретая деструктивный характер, действительно причиняют вред самому же их обладателю: образно говоря, если разгромить свое жилище, то от него останутся одни руины, хоть существует карма, хоть нет. И поскольку все элементы мира находятся во взаимосвязи, то получается, что если нанести вред кому-то/чему-то из окружения, то это скажется и на вредителе.

Что такое карма в буддизме

Буддизм стал популяризатором этого понятия. Законы кармы - одно из главных понятий в буддистской религии. Здесь существует представление о том, что есть вселенский закон, согласно которому действия человека определяют его судьбу. Этот кармический закон выходит за рамки одного жизненного воплощения и череда их (сансара) определяется кармой - действиями человека. Когда человек сможет выйти за пределы сансары, то достигнет мокши (освободится).

Таким образом, мы можем понять, что в буддизме с помощью рассматриваемого понятия на человека возлагают ответственность за свои действия.

Что такое карма в эзотерике и астрологии

Согласно эзотерическим общим представлениям, карма сильнее желаний человека и она не может им выбираться. В этом видна родственность в представлениях о карме и судьбе, роке.

Также можно выделить еще одну область, родственную эзотерике и астрономии - кармическую астрологию, которая и изучает вопросы о перерождении и о роли рока в жизни.

Здесь предполагается, что каждый человек рожден по определенным причинам (не только физиологическим) и его настоящее место было определено жизнью в предыдущем воплощении. Также большое значение уделяется вопросу о том, что должен сделать человек в этой жизни, идя по какому пути он сможет решить свои кармические проблемы. Карма определяется положением планет и фиктивных точек в человека, и, исходя из этой информации, делаются практические выводы, что конкретно нужно сделать, чтобы «правильно» прожить жизнь.

Как узнать свою карму

Это можно сделать с помощью астрологии или логических размышлений. В астрологии для определения кармы применяется анализ двух точек в гороскопе: северного и южного узла, где первый показывает, что нужно сделать, а второй - от чего отказаться.

Но понять свою карму можно и без астрологии: просто делать побольше хороших дел, не ожидая ничего взамен, и с достоинством и смирением переносить все трудности, воспринимая их как уроки жизни, которые нужны, чтобы стать сильнее и мудрее.

В общем, над вопросом о том, что такое карма, очень долго размышляли представители разных эпох, что породило много догадок и разных представлений о ней. Тем не менее, известно только одно: наше будущее определяется настоящим, и то, что мы сегодня делаем, завтра принесет свои плоды.

Карма или Камма (от санскр. karman - «деяние», «действие»; в переводе с языка пали kamma - «действие», «обряд», «воздаяние») - одно из ключевых понятий в индийских религиозных традициях и философских течениях.

Карма - закон причин и следствий, лежащий в основе сансары (круговорота рождений и смертей, в процессе которого человек совершает те или иные деяния и получает воздаяние в виде хорошей или плохой судьбы).

Термин «карма» впервые был упомянут в ранних Упанишадах (древних философско-религиозных трактатах, являющихся частью религиозных писаний Индии; по мнению ученых, они были написаны в VIII веке до н.э.). Встречается он и в более поздних ведических текстах.

В древнем мире широко была распространена вера в карму и перевоплощения. Это не совсем так. Наиболее древние верования (например, тотемизм, заключающийся в поклонении человека или группы людей определенному классу животных, явлений природы и т.д.) гласят, что, во-первых, предком людей определенного племени были те или иные животные. Во-вторых - после смерти человек либо отправляется в страну предков, либо возвращается к соплеменникам в облике зверя (именно поэтому убийство тотемных животных было строго запрещено).

Более поздние верования описывали уже не перевоплощение в тотемное животное, а счастливое загробное существование в мирах счастья (в Древнем Египте - в Полях Иалу («Полях камыша»)). Если же человек вёл неправедную жизнь, то он не получал воздаяние за свои грехи в следующем воплощении, а, согласно верованиям многих древних народов, держал ответ только перед божествами и мог быть либо наказан, либо прощен.

Также в древности считалось, что и после смерти душа человека долгое время (исчисляемое порой веками) связана с покинутым ею телом. Более того: душа существует до тех пор, пока телесная оболочка, покинутая ею, цела. Потому, например, в Древнем Египте прилагали немалые усилия, дабы сохранить (мумифицировать) тела фараонов и знати, а, желая причинить вред душе ненавистного усопшего фараона, его мумию обезглавливали или же подвергали сожжению.

Термин «карма» общий для всех философских систем индуизма. Идея воздаяния за добрые и злые поступки и основополагающего вселенского закона свойственна почти всем философским системам Индии (за исключением локаяты), однако термин «карма» используется не во всех случаях. Например, в ньяя (от санкр. «метод») - одной из рационалистических индийских философских систем, его синонимом является слово «адришта» (санскр. «невидимое», «недоступное восприятию»). Последователи ортодоксальной школы индийской философии миманса (от санскр. «размышление», «исследование») предпочитают употреблять термин «апурва» (от санскр. «возникающее после», «не первое») и т.д.

В карму верят все жители Индии. Нет, еще в Древней Индии существовало учение локаята (именовавшееся также чарвака), считавшееся материалистическим и относившееся к неортодоксальным школам (настике). Последователи локаяты не считали Веды непререкаемым авторитетом, и полагали, что создание Вселенной - результат естественного взаимодействия 5 элементов (воздух, вода, огонь, земля, металл) - первоосновы всего, что существует в мире. По их мнению, ни Бог, ни закон кармы к творению и бытию Вселенной никакого отношения не имеют.

Существует несколько разновидностей кармы. Это действительно так. Более того - карму классифицируют по разным признакам, в результате чего перечень видов кармы может весьма разниться в различных философских системах. Индуисты, например, выделяют такие виды кармы:

1. Санчита (или нирупакрама) карму - собранные и еще не отработанные результаты деятельности за все прошлые жизни индивидуума. В свою очередь она подразделяется на:- прарабдха (или сопахрама) карму, включающую в себя ту часть накоплений из прошлых воплощений, которую человеку придется отрабатывать в текущей жизни;- агами карму - те плоды деятельности, которые предстоит пожинать в последующих воплощениях.

2. Крийяман карму, создаваемую теми деяниями и поступками, которые человек совершает в данном воплощении. Оказывает влияние, как на текущую жизнь, так и на будущие инкарнации.

Согласно утверждениям теоретиков буддизма, карма может быть:

1. Белая - действия благие (например, йогические практики сосредоточения), вершимые в мире форм;

2. Черная - неблагие действия, свершаемые в мире форм (злодеяния, неправедные поступки и т.д.);

3. Черно-белая - благие действия, которые вершатся в мире чувств и влечений;

4. Не черная и не белая - деяния человека, чувства которого не фиксируются на физических или чувственных объектах.

Кроме того, выделяют карму личную и общественную (карму рода, нации и т.д.), карму грубую (и деяние, и воздаяние заключается в физическом воздействии) и тонкую (кармические результаты мыслительной деятельности и чувственных побуждений).

Также представители различных философских течений по-разному классифицируют виды деятельности человека, разрушающие или приумножающие те или иные кармические накопления. Например, в ведах упоминается несколько видов такой деятельности, причем прослеживается тесная связь с гунами. Гуна - санскр. «веревка» или «свойство» - вид майи (иллюзорной энергии), основополагающее начало материального мира; выделяют 3 гуны: гуну благости - саттва-гуну, гуну страсти - раджа-гуну и гуну невежества - тамо-гуну, Именно гуны формируют мышление, образ жизни и деятельность индивидуума, попавшего под их влияние. В итоге классификация выглядит так:

викарма - деятельность, продиктованная корыстными побуждениями, приумножающая грехи индивидуума. Совершая деяния такого рода, человек вначале руководим гуной страсти, а со временем попадает в гуну невежества;

карма - деятельность, проводимая в согласии с постулатами священного писания, способствующая очищению от грехов, связанная с гуной страсти;

акарма - деятельность, имеющая целью познание души и Бога, а также постижение их извечной взаимосвязи, которая освобождает человека от воздействия гун.

Существует и другая классификация. По мнению индусов, для очищения от грехов следует совершать такие действия:

Нитья карму - ежедневные богоугодные обязанности каждого человека.

Надмиттика карму - соблюдение ритуалов и обязанностей, которые позволяют улучшить взаимоотношения между родственниками, как живыми, так и давно почившими (например, церемония поминовения усопших Шраддха);

Камья карму - овладение различными способами улучшения собственного материального положения (включая получение образования и раздачу милостыни и еды голодным, причем последнее, по мнению индусов, способствует избавлению от кармы потери собственности);

Праясчита карму - деятельность, способствующая очищению от пригрешний и просветлению ума (посты, паломничества, посещение храмов, омовения в святых водоемах и т.д.);

Картавья карму - выполнение различных действий, позволяющих улучшить состояние здоровья и продлить жизнь (йога, закаливание, массажи, прогулки, использование лечебных масел и т.д.).Иногда упомянутый перечень действий именуют Панча нитья карма («5 постоянных обязанностей»).

Агами карму отработать невозможно. Это не совсем так. Разделение санчиты кармы на прарабдху и агами весьма условно, поскольку многое зависит от того, в какой гуне живет и действует человек. Например, пребывая в гуне благости, он может весьма ускорить свое продвижение и за одно воплощение отработать многое из запланированного на будущие жизни (хотя в некоторых случаях этому может воспрепятствовать отсутствие в мире живых некоторых индивидуумов, связанных с человеком кармическими узами). А, живя в невежестве, наоборот - может не исполнить даже прарабдхи (той части кармы, которая была запланирована для отработки в данном воплощении).

Чтобы очиститься от грехов, достаточно усердно выполнять Панча нитья карму. Да, это так. Но следует учесть некоторые особенности. Все действия, описанные в Панча нитья карме, способствуют очищению от прегрешений лишь в том случае, когда выполнены в благости (т.е. в соответствии с постулатами, закрепленными в священных писаниях). Если же человек находится в страсти или хуже того - в невежестве, те же самые деяния приведут лишь к приумножению грехов и ухудшению кармы. Например, поминая родственников, люди часто употребляют алкогольные напитки, тем самым оскорбляя память усопших. В результате Наймиттика карма, призванная гармонизировать межличностные отношения в семье, действует с точностью до наоборот. Не принесет очищения и Нитья карма, скажем, при условии, что человек считает Богом самого себя, и замещает традиционные обряды самовозвеличиванием. Картавья карма, вершимая с целью достижения рекордных показателей (например, в каком-либо виде спорта) может способствовать ухудшению здоровья и существенно укоротить жизнь (вместо продления оной), а чрезмерное усердие в Праясчита карме (скажем, длительное голодание) может привести к подрыву психического здоровья индивидуума.

Бог может полностью очистить человека от кармы. Не существует единого мнения по этому вопросу. В ранних Упанишадах можно найти информацию о том, что лишь сами воплощающиеся существа ответственны за создание и отработку кармы, ничто извне на этот процесс влияния не оказывает. Веданта же отводит роль распределения кармических задач Богу. В наши дни представители различных школ индуизма имеют на этот счет собственное мнение. Например, представители вайшешики (от санскр. «выделяющийся») и ньяи - философских систем Индии, по мнению которых главная цель любого воплощенного состоит в освобождении индивидуального «я», - утверждают, что именно Бог, сотворивший мир, контролирует карму, распределяя в соответствии с нею печали и радости, выпавшие на долю людей. Сама по себе карма (адришта) является началом, лишенным сознания, и полностью подчинена воле Высших сил. Потому и Бог, и Гуру (как представитель Бога в проявленном мире) могут в некоторых случаях облегчить или вовсе аннулировать карму индивидуума. Последователи же других течений индуизма, например, мимансы (санскр. «исследование» - ортодоксальная школа, посвятившая себя разъяснению природы дхармы) или санкхьи (от санскр. «перечисление» - философская система, стремящаяся отвлечь дух от материального мира) считают, что закон кармы воле Бога не подчиняется, и действует сам по себе, являясь причиной возникновения Вселенной и основой ее устройства.

Расположение небесных тел оказывает влияние на формирование кармы. Это не совсем так. Связь между расположением небесных объектов (звезд, созвездий и планет) действительно существует, но формообразующее действие на карму (точнее, прарабдха карму) не оказывает. По мнению астрологов, космические тела обладают индивидуальными характеристиками, определенная комбинация которых (именно она впоследствии становится основой для построения гороскопа) активизирует те или иные желания, побуждения (неблагоприятные, благоприятные или смешанные) и настроения, сформированные человеком в прошлых воплощениях. И именно вышеупомянутый настрой влияет на то, под какими звездами будет зачат и рожден индивидуум. Менять же что-либо в карме человека небесные объекты не могут.

Иногда закон кармы не действует, иначе как объяснить, что порой весьма благочестивые и добрые люди переносят болезни и лишения, в то время как другие, свершающие злые поступки и проявляющие несносный характер, наоборот, исключительно удачливы. Данное положение вещей представители тибетского буддизма объясняют иначе. Они считают, что в некоторых случаях люди, совершающие негативные деяния и полные злобы, ненависти и зависти, именно такого рода поведением вызывают к жизни всю благую карму, накопленную в предыдущих воплощениях. В результате их позитивные наработки быстро исчерпываются, а следующие инкарнации будут протекать в совершенно иных условиях (в низших мирах, в телах больных или увечных, в тяготах и лишениях). В то время как люди, посвятившие жизнь самосовершенствованию и беззаветному служению Богу, получают возможность быстро отработать всю негативную карму (которая была рассчитана на много жизней), и именно по этой причине переносят болезни и беды.

Человек, вознамерившийся улучшить свою карму, должен отказаться от интимных отношений с представителями противоположного пола. Не обязательно. Представители некоторых школ тибетского буддизма (например, Карма Кагью) считают, что сексуальные взаимоотношения, как и любые другие, подчинены закону кармы. При этом в случае, когда в процессе соития оба партнера дарят друг другу счастье и радость - образуется хорошая карма. Если же один из них стремится навредить партнеру или окружающим - он формирует негативную карму.

Выйти за пределы колеса сансары можно, лишь приумножая благую карму. Это не так. Буддисты считают, что следует полностью избавиться от оков кармы, а для этого нужно свершать действия, не привязываясь ни к самому деянию, ни к его плодам. Последователи индуизма немало внимания уделяют мотивации деяний, выделяя:

Ведь мотивы поступков могут быть различны. Выделяют:

1) нечистые неблагоприятные - поступки, результаты которых приводят лишь к более глубокому погружению индивидуума в невежество;

2) нечистые благоприятные - плохие поступки, итогом свершения которых является страдание и раскаяние, способное привести человека к началу истинного пути;

3) чистые неблагоприятные, возникающие, когда счастье понимается правильно, а вот процесс постижения его весьма далек от рекомендаций, изложенных в священных текстах;

4) чистые благоприятные (формируются в результате истинного понимания счастья, которое зиждется на правильном постижении смысла священных писаний);

5) духовные (возникшие во время озарения).

Причем лишь поступки, продиктованные последним из упомянутых мотивов, могут помочь в деле освобождения от перевоплощений. Джайнисты утверждают, что из круга перерождений можно выйти, лишь обретя знания и покой, отбросив страсти, тем самым освободившись от привязанностей к мирской жизни и материальному миру в целом.

Представители школы санкхья считают, что освобождение от колеса сансары настанет лишь после того, как линга (ложная я-концепция, носитель кармы) осознает, что истинная, не материальная душа (истинная я-концепция, которая не воплощается, а только бесстрастно наблюдает за действиями линги) на самом деле свободна от материальных оков и связей с лингой. Этот длинный путь самосовершенствования следует начинать с отказа от низменных желаний и достижения спокойствия посредством задействования светлого и незамутненного начала (саттвы).

Чтобы не накапливать груз плохой кармы нужно всегда вершить только добро. Не существует единой точки зрения на этот счет. В некоторых древних текстах (например, Бхагавадгите) указывается, что действия не делятся на добрые или злые. Любая работа кому-то приносит пользу, а кому-то - вред, являясь, по сути, симбиозом добра и зла. Лишь деятельность, к которой человек не ощущает привязанности, может сделать его свободным. Все остальные действия, вне зависимости от того, добро или зло в них преобладало, являются оковами для души.

Во многих школах индуизма и буддизма считают, что карму (как плохую (акусала), так и хорошую (кусала)) человек нарабатывает не только и не столько деятельностью в физическом мире, но и на более тонком плане, соблюдая (или не соблюдая) морально-этические нормы и производя определенного рода волеизъявление.

А точка зрения последователей джайнизма (от санскр. «победитель» - религиозного течения, считающего главной целью совершенствование души и призывающего не наносить вред любым живым существам) несколько отличается. Они полагают, что действие закона кармы человек будет испытывать на себе при любых условиях - совершает он действия или нет, делает самостоятельный выбор в пользу добра или зла или же вообще не осуществляет никакого выбора.

Почти все болезни - кармические. Ошибочное мнение. К кармическим болезням с уверенностью можно причислить врожденные недуги, как физического тела (врожденный порок сердца, неправильное функционирование внутренних органов, слепота, глухота, инвалидность, косметические дефекты (такие как заячья губа или волчья пасть) и т.д.) так и психики (например, синдром Дауна). Остальные же заболевания могут быть вызваны неправильным образом жизни, переутомлениями, переохлаждениями, нервозной обстановкой и другими факторами, прямого отношения к кармическому воздаянию не имеющими.

Ка́рма - в индийской религии (индуизм, буддизм, джайнизм) и философии, дополняющее понятие сансары ; сумма совершенных живым существом поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения, перевоплощения; влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. В переводе с санскрита «карма» означает «поступок». Карма воспринимается как закон причинно-следственной связи (закон возмездия, закон воздаяния). В буддизме карма олицетворяет осознанное волевое усилие.

Считается, что жизнь человека протекает в трех мирах (планах) и во всех этих мирах человек проявляет себя через действия, то карма проходит через все миры (планы). С уходом из физического мира прекращается земная карма и вступает в силу карма высших миров. Смерть не прерывает работы человека над собой, над своими умственными, эмоциональными, побудительными (проявляющимися в действии) качествами. Освобожденный от оков физического тела, человек легче и полнее может ассимилировать приобретенный в земной жизни запас полученного опыта. Синтезированный и восполненный, этот опыт преобразуется в те наклонности и способности человека, которые определяют его следующее воплощение. Работа духа не утрачивается после очередного воплощения, а возобновляется с той самой грани, которой он достиг в предыдущей своей жизни. Стремления (желания) текущей жизни трансформируются в способности в следующем воплощении, повторяющиеся мысли переходят в наклонности, волевые импульсы - в деятельность, выпавшие на долю человека испытания - в мудрость, страдания души - в совесть. Слабее влияет на карму поступок, так как он сравнительно мало затрагивает истинную суть человека, его бессмертную душу, развитие последней определяет не столько само действие, сколько мотив, его вызвавший.
Восточная традиция различает три вида человеческой кармы:
Зрелая карма, или карма прошлых действий («карма действия не может быть исчерпана бездействием»). Она определяет продолжительность земной жизни, особенности организма, влияет на подбор родственников, друзей, врагов и вообще всех людей, с которыми человек войдет в соприкосновение, определяет условия проявления силы духа, обусловливает насыщение жизни радостью и страданием в необходимых пропорциях.
Скрытая карма - следствия причин, которые могут переноситься из воплощения в воплощение, оставаясь невостребованными до создания условий, необходимых для ее проявления. В противоположность «зрелой» карме, «скрытая» карма может быть изменена. Она обнаруживает себя в виде наклонностей, берущих начало в прошлом. Влияя на наклонности, человек через внутреннюю работу может облегчить этот вид кармы, и даже неудача есть шаг вперед, так как сопротивление негативному уничтожает часть той отрицательной энергии, которая может входить в состав кармы.
Зарождающаяся карма - следствия, которые создаются мыслями, желаниями и действиями в настоящем для последующей отработки в будущем. Контролируя эти три плана, можно определять свое будущее, сознательно формируя последующую жизнь.

Вопросы о предначертании и состоянии его души после смерти волновали человечество много веков назад. Различные теории и рассуждения о том, каков смысл быть , породили возникновение различных течений, которые сегодня носят название религиозных - буддизм, даосизм, ваджраяна, кришнаизм, иудаизм и многие другие. В каждой из этих направлений есть свое понимание , его бессмертии, возможности или невозможности перевоплощения и состояния души после смерти. В этой статье мы разберемся, что такое закон кармы, относят ли ее к наказанию или испытанию, которое должен пройти каждый, как предначертание связано с судьбой и точными науками, какие у нее есть причинно-следственные связи.

Что такое карма

Под понятием «кармические отношения» популярные словари подразумевают несколько значений. В широком смысле - это то, как может самоидентифицировать , исходя из совершенных поступков . Это может быть и судьбоносным предназначением человека, его путем в . Это также закон прямой справедливости - душа получает то действие, которое когда-то она уже совершала в прошлом по отношению к кому-то.

Согласно философии буддизма, карма - это послесмертная награда человека, которая может быть перевоплощением (для , ведших греховный ), или нирваной - для праведных, «чистых» людей. В религиозных течениях индийского вероисповедания краткое определение кармического закона - это «закон возмездия», который определяет послесмертную дальнейшую судьбу человека - будет ли он обречен на хорошую, или плохую - зависит от того, какой образ он вел до этого.

Четыре вида кармической связи

Кармические связи - это способы сочетания, взаимодействия и работы душ людей в этом мире. Кармические связи или , могут быть как тесными, близкими, так и далекими, едва сочетаемыми. Кармическая связь душ может быть как разрушающей, пагубной, ведущей к негативным последствиям, так и исцеляющей, облагораживающей и преобразовывающей к лучшему.
Выделяют 4 вида:

  1. Саньчита. Это все те прошлые поступки, которые совершал индивид в прошлой - как , так и положительные. Все действия фиксируются на определенном «кармическом счете». Саньчиты могут быть как известными - те, о которых вы знаете или видите в конкретных действиях, либо неизвестные - та карма, о существовании и исполнении которой вы можете не знать. Такой «неизвестный» кармический результат исходит из теории реинкарнации - согласно ей, причинами всех событий в настоящем является результат поступков и действий, совершенных в прошлом. Мы можем задавать различные вопросы - к примеру, почему удалось хорошо окончить университет, но не нашлась подходящая , почему не удается выйти замуж, или почему не получается завести . На самом деле, все это результат предыдущих карм, испытанных ранее - либо в прошлой , либо в самом раннем детстве - даже еще на уровне . Все действия, уже совершенные в жизни, оставят отпечаток и вернутся бумерангом каждому человеку. Некоторые последствия своих поступков каждый сможет испытать уже в своей жизни, а часть из них может перенестись на будущую, перевоплощенную жизнь.
  2. Прарабдха. Это тот вид кармы, которую предстоит испытать в непосредственном будущем. Под ней подразумевают все прошлые поступки, которые уже проявились в настоящем или проявятся в ближайшем будущем. Прарабдха является частью санчиты. Пример: если является именитым , или у него потрясающий голос - он считается одаренным, талантливым. Такое проявление мастерства в может являться результатом упорного труда в прошлой жизни.
  3. Криямана. Это сумма всех текущих карм, все последствия, которые человеку возвратятся, исходя из совершенных им поступков сейчас, в настоящем времени. Если 2 предыдущих понятия в некотором роде предопределены, то кримаяна - это только то, что человек сам «заработал» в настоящей жизни. Это активный вид, который состоит из активных поступков и действий, по результатам которых будет составляться ближайшее будущее индивида. Пример: если у успешного юриста есть врожденное , не дающее ему возможность иметь - это результат либо саньчиты, либо прарабдхи. Однако, если пойдет на хирургическое вмешательство и устранит недуг, он приведет в действия кримаяну - то есть повлияет на результат в будущем.
  4. Агама (будущие кармические законы отдельного человека). Это все действия, которые вы в принципе планируете осуществить в будущем. Дальновидность индивида и умение принимать решения - основные характеристики такого вида. Исходя из рассмотренных выше примеров, агамой будет планирование операции, которая вылечит его . Существует известное изречение: чтобы добиться успеха, нужно тщательное планирование. В этом примере, планирование - это агама, а достижение - это криямана.

Карма как механизм движения сансары. Зачем нужна карма?

Примеры кармических причин болезней

Определение состояния кармы человека - это такое состояние, что может длиться довольно продолжительное . Положительная карма в большинстве своем обеспечивает человека как на физическом, так и духовном уровне. Однако плохие поступки, негатив и неправильный образ жизни провоцируют появление определенных осложнений.
К ним относятся:

  • Поражение ЦНС, . Не стоит объяснять, что постоянные плохие взаимоотношения с окружающими, негативные эмоции влекут за собой , нарушение внутренней гармонии, в тяжелых случаях - психические расстройства, вплоть до умственных болезней.
  • Ожирение. Неумеренность в разрушает «храм тела», отдаляет от совершенства и тормозит наполнение кармического сосуда.
  • Цирроз и болезни, вызываемые злоупотребление и наркотиками . Согласно буддистской философии, это является страшным грехом - когда человек целенаправленно разрушает свой организм.
  • Различные кожные заболевания ( , сыпь и т. д). Согласно кармическим законам, такие наглядные проявления, как высыпания на теле и поражения кожного покрова, свидетельствуют о том, что человек поступает не по , по правилам. Возможно, за ним числится кармический долг. Буддисты рассматривают такого рода болезни как наказание, посылаемые свыше - это знак остановиться, пересмотреть свои поступки, изменить способ жизни, вернуться к духовным практикам.
  • Церебральный паралич (повреждения головного ). Считается, что если такая болезнь врожденная - это следствие того, что при перерождении человек унаследовал плохую карму из своей прошлой жизни.
  • Заболевания эндокринной системы и поражения костной системы. Одной из причин болезни может являться плохая родовая карма - если, к примеру, кто-либо из ваших предков был черным магом, либо на роду висит проклятие.
  • Женское и мужское бесплодие. Может быть как наказанием за грехи, совершенные как в прошлой, так и в нынешней жизни. Также это может быть проверкой, насколько сильно заложена в вас родительская карма, как сильно вы хотите своего младенца.
  • , ОРВИ, грипп. Такие болезненные состояния выбивают человека из привычной колеи, суеты, дают время для уединения и переосмысления жизни. Поэтому не всегда плохо, когда из-за гриппа вам приходится брать на работе и оставаться дома - возможно, это время дано специально для самоанализа.
  • СХУ (синдром хронической ) - еще один своеобразный «стоп-сигнал», который посылается для остановки, восстановления душевного баланса и возможности пересмотреть свои действия и поступки.

Кармические причины болезней в настоящем - это те поступки, которые мы осуществили в прошлой жизни, и которые влияют на наше настоящее существование. К примеру, если в прошлом мы обижали , смеялись или издевались над ними - кармой может быть врожденное (высшие силы не дают шанса иметь детей, чтобы человек не осуществил рецидив своего поведения). В этом смысле, такая болезнь - это наказание из прошлого, которое человек сделал себе сам.

Важно! Кармические болезни - это своего рода отработки, которые необходимо осознать и пройти. Только так можно будет избавиться от болезни, вызванной плохой кармой. Длительность процесса будет зависеть от запущенности болезни и желания человека работать над собой и своими ошибками.

Наследственные болезни - результат затрагивания кармического закона родителей по отношению к своему ребенку. Это может также быть наказанием родителей, которое отражается и в их детях. Сюда можно отнести разные виды наследственных и генетических болезней - от гемофилии до синдрома Дауна. В этом примере и родители, и дети выполняют свои кармические обязательства.
Считается, что карма весьма тщательно строит взаимосвязь людей, поэтому если у ребенка присутствуют серьезные заболевания, это означает, что мать или отец, возможно, в прошлой жизни издевались над кем-либо - и теперь эта измученная душа стала больным ребенком, которая как бы «возмещает» причиненные страдания. Ребенок в данном примере в прошлой жизни мог не слушаться своих родителей или учителей - поэтому кармический долг приписывает ему страдания такого рода.

Хронические болезни зачастую требуют хирургического вмешательства - это приводит к изменению тела, и как следствие, души. Такая переориентировка также может являться кармой, которая проявит себя либо в настоящей, либо уже в перевоплощенной жизни. Один из основных лозунгов кармической медицины - это то, что не существует неизлечимых болезней, однако есть люди, которые попросту не хотят ничего менять в своих мыслях, поступках душе и образе жизни в целом. Обратите внимание: иногда болезни - это не всегда наказание или способ проверки. Это может быть благом, которое направлено на остановку, самоанализ и исправление будущего кармического закона путем изменения действий в настоящем.

Как узнать свою карму?

Узнать свою карму или продиагностировать ее может каждый человек. Но для этого потребуется определенная практика. По сути, то, чем занимаются йоги, в широком смысле - это исследование себя, своего «Я», своей кармы. В некоторых случаях прибегают к сеансам или психотерапии - это помогает раскрыть глубинные тайна сознания человека. Однако можно узнать карму и без таких радикальных способов, а именно - путем тщательного анализа своих поступков, причинно-следственных связей, налаживания контакта с подсознанием, расшифровки . Помощью в этом станут утренние , занятия , правильное , время для созерцания природы, умение чувствовать собственные импульсы и биоритмы тела. При таком очищении мыслей, можно ясно увидеть путь, который предстоит пройти в дальнейшем.

Как улучшить свою карму?

Изменить результат действий, совершенных в прошлой жизни (то есть санчьиту и прарабдху) фактически невозможно - следует лишь принять и перенести то, что должно произойти. Однако можно изменить свою будущую карму, повлиять на карму своих будущих перерождений и всего человечества.
Улучшение ауры и предначертания находится в прямопропорциональной зависимости от хороших, положительных дел, способа жизни человека, его контактов с окружающими в настоящем. Для очистки кармы и наполнения кармического сосуда, необходимы определенные упражнения, иногда умение сдерживаться в определенных ситуациях и держать себя в руках, не сквернословить, придерживаться умеренности в пище, влияют на подсознание человека, и создают канал между ним и энергией Вселенной. , новичкам следует практиковать чтение мантр с опытным йогом - в противном случае, неправильный порядок действий и произношение мантр при медитации может усилить дисбаланс гармонии. Присутствие же духовного медиума поможет вам раскрыть свои чакры и правильно пройти путь очищения с помощью мантры.

Как освободиться от кармы?

Каждый стремится к лучшей жизни, к лучшей карме и судьбе. Однако не стоит забывать, что карма в древнеиндийской философии - это закон и результат воздаяния за уже совершенные дела - это результат действий, совершенных и в прошлой жизни (особенно ярко это проявляется у детей дошкольного возраста). Самостоятельно можно изменить влияние кармы на свое будущее, однако для этого требуется направленные усилия и тяжелая работа над собой. Изменить карму можно, только предварительно разобравшись в себе: в какой конкретно сфере возникают проблемы - в семейной, финансовой, сфере , детьми, жилищные проблемы и многое другое. Важно знать, что является первопричиной проблем - для этого требуется тщательный самоанализ.

Знаете ли вы? Карма буквально переводится с санскрита как «действие». В Америке закону кармы причисляют второй закон Ньютона - «сила действия равна силе противодействия».

Ярким примером того, кто в полной мере ощутил свою карму, является Будда - он видел причину и следствие своих поступков, осознал, как можно освободиться от кармических узлов, переделал свой путь и постиг пути освобождения. Учителя йоги и последователи Будды следуют его примеру, пытаясь достигнуть такого же очищения сознания от плохой кармы человека и постигнуть нирвану - полное освобождение. Некоторым это удается, спустя несколько лет упорных тренировок. Таким образом, можно сделать вывод, что свою будущую жизнь или кармический закон (агаму и крияману) действительно можно изменить, однако для это стоит запастись огромным терпением и упорством.