Как вышивается стебельчатый шов. Стебельчатый шов - как делать с подробной инструкцией

Стебельчатый («назад иголку») шов - один из базовых в вышивке гладью. Он состоит из нескольких прилегающих друг к другу горизонтальных стежков. Стебельчатый шов считается самым древним и одновременно - самым простым для выполнения. Неслучайно именно с него советуют начинать знакомство с этим видом рукоделия.

Применение стебельчатого шва

В старину с помощью этого шва вышивали стебельки цветов, за что он и получил свое название. Но на этом область его применения не ограничивается. «Назад иголку» можно использовать как дополнительный, сочетая вместе с другими видами (например, со счетным крестиком), но и простые контурные картины будут выглядеть очень эффектно. Стебельчатый шов пластичен: им можно заполнить контуры рисунка, выполнить растительные узоры и даже сложные мотивы - примеры работ можно посмотреть на фото.

Инструменты

Вышивка нуждается в специальных инструментах и материалах.

Ткань лучше использовать хлопчатобумажную, ее лучше выстирать перед началом работы, чтобы предотвратить стягивание и деформацию готового изделия. Использовать кайму для вышивания крестиком не стоит - она для этой цели не подойдет.

Лучше использовать пяльцы - так нитка не будет стягивать работу, а вышивка хорошо смотреться.

Нитки - их можно подобрать любые, какие кажутся наиболее подходящими. Чаще всего в вышивке используют нитки мулине.

Карандаш - он понадобится для нанесения контура рисунка на ткань.

Этапы вышивки стебельчатым швом

Впервые приступая к вышивке стебельчатым швом, можно нанести точки разметки. Они обязательно должны находиться на одной линии, на одинаковом расстоянии друг от друга. Для того, чтобы шов получился красивым и ровным, очень важно правильно рассчитать длину стежка. Она зависит, прежде всего, от ширины выбранной нити. Лучше всего делать стежок, длина которого превышает ширину нити в 4 раза.

Чтобы не запутаться в работе, можно обозначить буквами все точки. Для стебельчатого шва буквы будут идти не по порядку, а следующим образом: A-C-B-D и так далее. Такая разметка позволит лучше ориентироваться при первом выполнении.

Закрепление нити на изнаночной стороне

Далее переходим непосредственно к вышивке. Для начала, вдеваем нитку в иголку. Если ушко иглы слишком маленькое, можно продеть нить с помощью специального приспособления - нитковдевателя. Затем нужно закрепить нить на изнаночной стороне - как это сделать, можно посмотреть на фото или видео мастер-классов.

«Назад иголку» проще всего шить справа налево. Сначала нужно ввести иглу в точку A с изнаночной стороны. Минуя точку С , выводим иглу на изнаночную сторону через точку B . Затем вновь возвращаемся на лицевую сторону в точке C , она должна находиться посередине стежка. Выводя иголку на лицевую сторону, нужно стараться не разделить прядь.

Нитку подтянуть, чтобы удалить ее излишки. Но сделать это нужно осторожно, чтобы не стянуть узор. Делаем следующий стежок. Для этого иглу выводим на изнаночную сторону через точку D и возвращаемся на лицевую через предыдущее отверстие - в нашем случае, точку B . Снова чуть подтягиваем нитку, не допуская провисания.

Таким образом, получилось 2 стебельчатых стежка, одинаковых по размеру. По такому же принципу можно продолжать вышивать стебельчатым швом прямую линию. То есть, делаем стежок, выводим иглу на лицевую сторону примерно на середине предыдущего, делаем второй стебельчатый стежок, снова выводим иглу на лицевую сторону через предыдущее отверстие. Если не получается разобраться в схеме, можно посмотреть наше обучающее видео или фото.

Ровная линия - самый простой вариант вышивки стебельчатым швом, и далеко не единственный. Таким способом можно сделать изогнутую линию, заполнить область рисунка. Различны и направления вышивки: можно слева направо, а можно - наоборот, сверху вниз или снизу вверх, можно - под углом. То есть, стебельчатыми стежками можно шить контур любого рисунка, какой только потребует выполнение схемы.

Если линия должна быть изогнутой, стежки выполняются точно по тому же принципу, что и для прямой. Но есть несколько нюансов. Чтобы шов выглядел аккуратным, стежки можно сделать немного мельче. А для получения гладкой линии, изгиб лучше выполнять таким образом, чтобы стежки «смотрели» на внешнюю сторону.

Некоторые схемы требуют заполнения стебельчатым швом целой области рисунка. В этом случае контур площади вышивать швом не стоит. Вышивка заполняется несколькими рядами стебельчатого шва. При этом каждый из них должен начинаться с одной стороны, чтобы все стежки были выполнены в одном направлении, и каждый ряд плотно прилегал к предыдущему.

Правила выполнения шва

В идеальном варианте, стежки должны плотно прилегать друг к другу, стебельчатый шов должен напоминать сплошной шнурок, в котором не должно быть заметно ни начала, ни конца стежков. Чтобы добиться идеального результата, понадобится некоторое время на тренировку, и, конечно, соблюдение некоторых правил.

Рабочую нитку нужно постоянно держать на одной стороне, на какой больше удобно - справа или слева от основной линии. Менять ее расположение нельзя, иначе вся структура шва разрушится, и добиться хорошего результата не получится.

Иголку нужно выводить только в предыдущее отверстие - так шов будет выглядеть более аккуратным и плотным.

Стежки нужно делать одинаковой длины. Если не получается определить расстояние «на глаз», можно первое время делать разметку рисунка, помечая места ввода и вывода иглы точками.

Видео: учимся вышивать стебельчатым швом

Технологическая карта урока технологии 5 класс

Дата: 21.02.19г

Продолжительность урока 90 минут (2 урока)

Раздел « Технология вышивки». « Выполнение простейших ручных швов».

Тема: Вышивка. Стебельчатый шов. Монограмма

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

Обучающая: Создать условия для усвоения новых знаний и формирования практических навыков.

Совершенствовать навыки выполнения ручных швов.

Разработать эскиз своей монограммы.

Освоить технологию выполнения стебельчатого шва.

Развивающая : Способствовать развитию творческого мышления и художественного вкуса.

Развивать сенсорные и моторные навыки.

Способствовать развитию познавательного интереса к предмету

Воспитательная : Формировать творческую активность, самостоятельность, коммуникативность.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, метод частичного поиска, упражнения, самостоятельная работа.

Приемы: рассказ, демонстрация, объяснение, практическая работа, рефлексия, игровой момент.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, текущий и итоговый контроль.

Межпредметные связи: история, изо, русский язык, информатика.

Цифровые образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Другие ресурсы: наглядность и оборудование: образцы готовых изделий, выставка работ ручной вышивки, стенд «Сегодня на уроке» с новыми терминами, дидактический материал, нитки мулине, ножницы, салфетки из ткани, пяльцы, карандаш, учебник «Технология»,

Ожидаемые результаты. Универсальные учебные действия.

1. Предметные умения: научить приемам вышивки стебельчатым швом.

2. Личностные умения:

* Развитие познавательного интереса, учебной мотивации, творческого воображения.

* Формирование личного, эмоционального отношения к себе, окружающему миру.

* Развитие осознания адекватной позитивной самооценки.

3. Метапредметные умения:

Регулятивные:

Умение определять и формулировать тему урока, планировать последовательность действий на уроке;

Работать по коллективно составленному плану;

Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, с заданным алгоритмом развития логического мышления.

Познавательные:

Формирование представлений об окружающем мире и о себе самом.

Умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от известного, использовать учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, проводить анализ, строить логическую цепочку рассуждений, самостоятельно решать проблемы творческого характера.

Коммуникативные:

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, сотрудничать в поиске решения проблемы.

Ход урока:

    Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

    Мотивация к учебной деятельности : создание ситуации через «Волшебный сундучок» (слайд 1)

Что в нем? – Стихотворение

Учитель: (Читает) (Слайд 2)

Вышивала мама, вышивала,
создавая счастье и уют.
Вечерами так она певала,
как теперь, пожалуй, не поют.
Бегает проворная иголка
и мелькает розовая нить.
Вышивала мама долго- долго,
в песню душу силилась вложить.

О чем говорится в этом стихотворение? Как назовем стихотворение?

Ответы детей (о вышивка) (Вышивка).

Ребята, тема урока зашифрована в анаграмме . Прочитав эту анаграмму, вы сможете назвать тему и цель урока (слайд 3,4)

ЙТЧЕАЬТЛЕЫБС ВШО, ОНОМГАРАММ

Ответы детей (стебельчатый шов, монограмма)

Учитель: - Итак, о чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?

Давайте, запишите тему урока в тетради (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока ).

На доске написаны слова “Вышивать, вышить что – либо, шить по чему-либо узоры шерстями, шелками, бумагой, золотом и пр.”-(Даль В.И.)

Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?

Обучающиеся:

Ознакомиться с историей вышивки;

Рассмотреть её применение в народном костюме.

Научиться выполнять стебельчатый шов (слайд 5)

Учитель: Вышивка – это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей.(Определение понятия вышивки записать в тетрадь).

Вышивка - распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах, льняными, хлопчатобумажными, шёлковыми, шерстяными, металлическими нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, и др.

Учащиеся выступают с сообщениями:

1.(Казакбаев Вадим) (слайд 7-8)

Этот вид искусства возник давно - корни его уходят в глубину веков. Из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить когда впервые удалось воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, определить время возникновения этого искусства. Образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в.н.э., а образцы славянской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего вышивок XIX века).

Вышитая белая сорочка - неотъемлемая часть женской и мужской одежды любого европейского народа. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.

2. (Камолов Рустам) Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Для работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ – весной и зимой.

Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, её трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом особой гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданным, сделанным руками невесты.

Вышиванием занимались во всех слоях общества - от королевских и царских семей до беднейших крестьян и ремесленников. В России в XVIII-XIX вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но и частично шли на продажу.

Со второй половины XIX века искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. В некоторых местах целые села живут этим промыслом.

Коми земля - богатый и живописный край, который хранит глубокие традиции народных промыслов и ремесленного производства. Народный костюм - бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Украшение одежды выполнялось вышивкой и нашивкой из шелковой или парчовой ткани. Вышивку выполняли по вороту и оплечьям в мужских рубахах, у женщин - по низу передника, а нашивками из шелковых тканей и парчи - оплечья рубахи и низ сарафана.

Что интересно в национальном костюме коми - ижемцы не использовали вышивку. Исключением являлись лишь головные уборы. Они делились на девичьи и женские. Если коми-девушка могла ходить без головного убора, то замужняя женщина не могла выйти на улицу с непокрытой головой. Головные уборы шились из дорогих тканей и украшались вышивкой, бисером и т.д. ( слайд 9)

3. (Митькин Павел) (слайд 10)

О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов.

Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными разными нитями. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь.

Вышивкой украшали скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки.

На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Учитель: Как вы думаете, для чего мастерицы украшали свои изделия вышивкой?

4.(Инживаткин Слава) (Слайд 11)

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.

В глубокой древности стихийные бедствия и болезни приписывались действию злых сил, от которых люди пытались уберечься, нанося узоры на свою одежду и жилища. Таким образом, вышивку в ее первоначальном значении нужно рассматривать, прежде всего, как оберег , и только потом как украшение.

Учитель: - Рассмотрите изображения, подумайте, где же на одежде располагалась такая важная вышивка-оберег? (Дети высказывают свои предположения о месте расположения вышивки на одежде).

На одежде вышивке отводились те места, которые прикрывали органы, наиболее важные для жизни и здоровья людей.

Прежде всего, это голова, олицетворявшая разум. Оберегающая ее вышивка находилась на шее. На женских рубахах вышивка шла по вороту или по бокам, либо покрывала то и другое. В мужских рубахах декорировались ворот-стойка, горловина, косой разрез.

Спина - самое уязвимое место человека, и должна быть хорошо защищена. Именно поэтому вышивку часто делали на спинке одежды. По этой же причине вышивку могли закрыть другой одеждой: не важно было, что она не видна: а важно, что она, находясь в нужном месте, предохраняла своих хозяев от злых сил.

Учитель: Итак, вы познакомились с историей возникновения вышивки, её применением в одежде разных народов, в том числе и коми.

И в наше время люди охотно обращаются к услугам мастеров индивидуального пошива и народных умельцев.

Художественная вышивка - один из наиболее распространённых видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа, приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей. Это изысканное женское хобби ещё долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.

Демонстрация вышивок выполненных учащимися старших классов.

II. Классификация вышивок.(слайд 12)

Все техники вышивки подразделяются на счетные (вышивание со счетом нитей ткани основы, крестом и другими гобеленовыми швами по канве) и гладьевые (вышивание на белом, по шелку и бархату, золотое шитье, вышивка-аппликация, выполняемая в пределах нарисованных на тканях контуров).

Физминутка, (слайд 13)

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть

Учитель:

Стебельчатый шов - один из самых старинных швов. Чаще всего применялся при вышивке стебельков цветов и веточек, отчего и получил свое название. Состоит из косых стежков, плотно прижатых друг к другу. Все стежки должны иметь одинаковый размер и ложится ровно. Шьется в различных направлениях – как слева направо или справа налево, так и сверху вниз и наоборот, а также под любым углом, в зависимости от мотива или детали. Также может этот шов быть прямой линией или изогнутой. Несмотря на то, что он является контурным стежком, он очень широко применяется в художественной глади, благодаря своей пластичности. С помощью стебельчатого стежка заполняются детали неправильной формы, сложные мотивы. (слайд 14)
Для начала нанесем на ткань разметку, как делали.

( слайд 15-16)

Из точки 1 в точку 2, пропуская при этом точку 3, делаем первый стежок. После чего выводим иглу из точки 3 прямо над первым стежком. Рабочая нить всегда должна быть с одной стороны слева или справа, иначе нарушится структура шва. Получается, что стежок начинается из середины предыдущего, плотно примыкая к нему. Второй стежок располагается между точками 3 и 4. Из точки 4 выводим иглу в точку 2 – середину второго стежка. Стежки должны плотно прилегать друг к другу. Таким же образом продолжаем выполнение шва дальше.

Вот как должен выглядеть наш стебельчатый шов: (Слайд17)

Инструменты и материалы для выполнения вышивки.

Учитель: Для выполнения работы нам необходимы инструменты.

Какие инструменты нужны, давайте узнаем, разгадав загадки:

1.Ныряла, ныряла, да хвост потеряла. (Иголка и нитка)

2.Смотри, раскрыл он пасть,

В неё ткань можно класть:

Ткань в его пасти

Разделится на части. (Ножницы)

3.Пальчик спрячется в ведерко –

Не страшна ему иголка. (Напёрсток)

4.Скорчится в кошку, растянется в дорожку. (Нитка)

5.Пять братьев на одной руке.

Зовут их всех на букву П,

А если А на Я исправишь

То вышивать на них ты станешь. (пяльцы) (Слайд 18)

Учитель демонстрирует материалы (ткань, канву, нитки мулине) и инструменты (иглы, нитевдеватель, пяльцы) с необходимыми пояснениями.

Учитель:

Стебельчатым швом можно выполнять метки и монограммы, в старину их называли: вензель, печать, роспись .

Как вы думаете, что это такое? (слайды 19,20,21,22)

Метки – это обозначение принадлежности данного предмета или одежды определённому лицу. Вышивали инициалы или имя хозяина. Метки располагали так, чтобы они не портили внешний вид одежды.

Монограмма - это вязь из начальных букв имени, фамилии, инициалы владельца или герб семьи. Монограммы – это не только метки, но и украшения изделия в уголке платка. Они вышиваются нитками одного цвета, нежных, пастельных оттенков: голубого, розового, персикового, зелёного, а иногда и просто белыми, но за счёт блеска ниток вышивка на ткани выделялась.

Обращаю внимание детей на то, что такой вензель мы будем вышивать сегодня.

Учитель: На практическом занятии мы будем выполнять стебельчатым швом метку (монограмму)

Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты, и приспособления, перенести рисунок на ткань.

1.Организация рабочего места.

Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Если в столе нет ящиков, то нитки можно хранить в специальном мешочке, инструменты- в коробочке, а листы кальки с узорами в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонен вперед, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 30-40 см. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться на его спинку.

2.Правила по технике безопасности при выполнении ручных работ. (раздается каждому ребенку) (слайд23)

Правила безопасной работы иглой.

Внимание! Игла - острый инструмент, Пользоваться иглой надо осторожно .

1.Хранить иглы в определенном месте.

2.Не допускать потери иглы.

3.Запрещается брать иглу в рот, вкалывать её в одежду.

4.Сломанную иглу сдать учителю.

5.При шитье применять наперсток.

6.Нельзя откусывать нитку зубами.

Правила безопасной работы ножницами.

Внимание! Ножницы - острый инструмент, Пользоваться ножницами надо

осторожно.

1.Хранить ножницы в определенном месте.

2.Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать их, держа

за сомкнутые лезвия кольцами вперёд.

3.Не оставлять ножницы раскрытыми.

4.Не класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.

Стук в дверь (передают письмо)

Дети нам прислали письмо, давайте прочитаем

« Уважаемые ученики!

Детский сад «Колобок» просит вас подарить нам салфетки с монограммой, так как наши детки часто путают свои вещи или теряют. Мы вам будем очень благодарны.»

Выполнить на ткани монограмму стебельчатым швом. - Более сильные учащиеся выполняют монограмму первых букв имени и фамилии. Учащиеся, выполняющие работу медленно - монограмму только имени

Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж

Целевые обходы:

    организация рабочего места, соблюдение правил ТБ;

    взаимодействие обучающихся между собой;

    при наличии одних и тех же ошибок остановить работу, указать причины и способы устранения.

Заключительный инструктаж

    анализ характерных ошибок;

    оценки за выполнение практической работы.

6. Анализ и оценка урока

1. Анализ работ: стежки одинаковой длины с лицевой и изнаночной стороны.

2. В стебельчатом шве стежки одинаковой длины, нить идет всегда с одной стороны. Выставление оценок за практическую работу.

    Рефлексия

Выполнить кроссворд по освоению темы (работа группой)

    Нитки для вышивания (мулине) - по вертикали

2. Мулине в 6 сложений? (пасма)

3. Ручные иглы, наперсток, ножницы – это…(инструменты) - по горизонтали

4. Назовите предмет для натягивания ткани при вышивании.

5.Вязь из начальных букв имени и фамилии (монограмма)

Что узнали нового?

Какие были трудности ?

Понравился на уроке? (показывают смайлики- желтый, зеленый, фиолетовый)

Проверка выполняемой работы и оценивание.

    Домашнее задание : закончить работу, посмотреть есть ли изделия с вышивкой дома и каким способом они выполнены


Применяется для контуров. Игла движется всегда вперед. Длина стежков должна быть одинаковой с лица и с изнанки.

Шов «назад иголку»


Используется для контуров. Сначала делается стежок вперед, затем игла возвращается к предыдущему стежку. Таким образом создается единая непрерывная линия.

Расщепляющий нитку стежок




Используется для контуров и для заполнения. Делается первый стежок с лица на изнанку. Далее с изнанки игла должна войти в середину предыдущего стежка, расщепив его.

Стебельчатый шов




Используется для вышивки стебельков у цветов и тонких веточек. Выполняется практически так же, как расщепляющий стежок. Отличие только в том, что игла в данном случае не расщепляет стежок, а проходит рядом с ним.

Гладь


Используется для заполнения рисунков, листьев и лепестков цветов. Сделайте первый стежок от одного контура к другому. Далее следующий стежок начинается снова от первого контура рядом с первым стежком. Старайтесь укладывать стежки максимально плотно друг к другу.

Французский узелок


Используется для создания акцентов в работе, для заполнения, например серединки цветов. Протяните нитку на лицо, сделайте два оборота вокруг иглы. Далее придерживая намотанную нить, введите иглу рядом с местом, где она вышла на лицо. Не отпуская придерживаемые нити, протяните иглу на изнанку до тех пор, пока свободная нитка все не уйдет на изнанку.

Тамбурный стежок


Петля с прикрепом


Этот стежок похож на тамбурный, только в данном случае петелька закрепляется маленьким стежком. С помощью такого стежка можно выполнять цветочки.

Шов «елочка»




Еще одна разновидность петельных швов. Для этого шва нужно много места, так как стежки достаточно крупные. В данном случае основание петельки разводится на небольшое расстояние. Второй стежок сделается из центра предыдущего. За счет этого каждая новая петля получается со смещением.

Рассыпной шов




Таким швом хорошо заполнять небольшие участки вышивки. Выполняется маленькими стежками «вперед иголку», но в хаотичном порядке.

Для любительниц вышивки гладью предлагаем освоить простой, но очень важный для подобной вышивки стебельчатый шов, пошаговые видео-уроки помогут разобраться в деталях. Стебельчатый шов - основной контурный шов в вышивке гладью. Данный вид вышивки один из самых ярких и красивых из всех известных. Это искусство совершенствовалось тысячелетиями и берет свое начало на Востоке.

Для того чтобы научиться правильно и красиво вышивать гладью нужно в совершенстве овладеть техникой основных швов. Детальнее рассмотрим стебельчатый шов.

Учимся вышивать стебельчатый шов: видео-уроки для начинающих

Предлагаем посмотреть видео мастер классом, который поможет начинающим рукодельницам познакомиться с особенностями вышивки бисером стебельчатым швом.

Подробная инструкция выполнения этого шва на видео мастер классе наглядно покажет тонкости вышивки.

Инструкция выполнения стебельчатого шва.

Считается, что это один из самых старинных швов. Очень фактурный шов. Им вышиваются все элементы цветочных мотивов: стебельки, листочки и лепестки, ветки, чему и обязан своим названием.

Стебельчатый может выполняться обычными нитками, бисером и лентами. Он необходим для вышивки деталей неправильной формы или очень непростых мотивов в художественной глади.

Стебельчатый шов лучше вышивается на хлопчатобумажной ткани. Перед использованием, ее нужно выстирать в стиральной машинке и прогладить утюгом. Так можно избежать деформации уже готового изделия.

Если у Вас нет опыта в вышивке - используйте пяльцы. С их помощью легче ориентироваться в работе.

Техника выполнения стебельчатого шва.

Состоит из косых, плотно прижатых друг к другу, стежков. Вышивается в любую сторону. Стебельчатый шов в основном используют в качестве контура при вышивке гладью. Существуют схемы, которые полностью вышиваются стебельчатым швом.

Схематически стебельчатый шов можно представить как четыре горизонтальные точки.

Узелок можно не завязывать. Просто закрепляем нить за полотно, сделав иголкой один стежок. Вышивка начинается в точке 1. Иглу вводим в точку 3. Дальше игла выныривает в точке 2 и вводим в точку 4. И так далее. Расстояние между цифрой 1 и 3 - это и есть ожидаемая длина стежка.

Важно! Рабочая нить всегда должна быть снизу от иглы. Иначе стежок получится запутанным и кривым.

Стежки должны быть расположены очень близко друг к другу, чтобы складывалось впечатление целостной линии.

Традиция украшать вещи бисером очень древняя традиция, которая существовала еще в Древнем Египте. Предшественниками современного бисера были маленькие стеклянные бусинки. Ими украшали одежду, головные уборы, обувь, украшения.

Первые исторически подтвержденные полотна, вышитые бисером, относятся к IX - XII векам.

Очень распространена культура вышивки бисером была на Руси, о чем свидетельствуют множественные археологические находки.

Изначально вышивка бисером была привилегией девушек из знатных и богатых родов, но постепенно эта традиция распространилась на широкие массы. Рукодельницы всегда считались завидными невестами.

Культура украшения бисером развивалась. Постепенно стало модным украшать не только одежду, но и предметы интерьера, мебель. Из бисера создавались картины, шкатулки, кошельки и переплеты книг.
Вышивка бисером ценное наследие, оставленное нам предками. Научится вышивать бисером непросто, для этого нужно:

  • внимательность;
  • аккуратность;
  • пунктуальность;
  • усердие;
  • Усидчивость;
  • готовность потратить на работу много времени.

Предлагаем ознакомиться с техникой вышивки бисером стебельчатым швом, так как он является основным и надежным.

Стебельчатый шов наиболее плотный шов, по технике выполнения бисеринка дважды пришивается к полотну. Он отлично подходит для вышивки предметов, которые часто и активно используются: украшения на одежде и подушках, модные аксессуары и т.д.

Инструкция выполнения бисерного стебельчатого шва.

На предварительно закрепленную нитку нанизываем бисерину. Вводим иглу в полотно, выводим на расстоянии одной бисерины. Нить снова проводим через ту же бисеринку и продеваем новую.

Игла входит в работу за последней пришитой бисеринкой и выходит, между второй и первой. Далее, иголочка проходит через вторую и нанизываем третью бисеринку. Иголка уходит в полотно и выходит, между третьей и второй бисеринками.

Стебельчатый шов в видео и фото уроках выполнения

Стебельчатый шов в видео и фото уроках выполнения


Стебельчатый шов является одним из самых используемых за счет легкости его вышивания. Свое название же он получил потому, что именно таким способом зачастую вышивают стебельки различных цветов. Как правило, именно с этого шва начинаются уроки опытных мастериц, которые обучают желающих вышивать.
Этим швом можно создавать как границы какого-либо рисунка, так и заполнять его полностью, как гладью. Кроме того, он прекрасно сочетается со многими другими швами: козлик,
, счетный или печатный крестик. Это универсальная техника, благодаря которой вышивка может создаваться только с помощью этого шва, или же он может служить акцентом, украшением каких-то нюансов.







Техника выполнения стебельчатого шва

По технологии стебельчатый шов можно разделить на два вида:

  • обыкновенный;
  • уплотненный.


Обыкновенный стебельчатый шовОба вида, как и подавляющее большинство швов, вышивается слева направо. Для того, чтоб закрепить нитку без узелков на изнанке, на краю контура рисунка нужно сделать два последовательных стежка. Затем по эскизу отступить 2-2,5 мм вправо, выполнить первый стежок, под изнанкой вернуть иголку влево, вытащить ее вместе предыдущего прокола. Далее – натянуть нить, снова отступить такое же расстояние, и повторить описанную выше манипуляцию. Важно следить за тем, чтоб не затягивать нить туго после выведения ее на лицевую сторону вышивки.
В итоге должна получиться тоненькая слегка выпуклая линия, как на фото.


Уплотненный стебельчатый шовЧтобы вышить уплотненный стебельчатый шов, нужно выводить иголку не в место первого прокола, а посередине предыдущего стежка. Рисунок, который получается, в итоге напоминает аккуратненький шнурочек. Его толщина зависит от толщины нитки и длины стежка.
Фото такого шва:
Как правило, такой шов используют для того, чтоб сделать красивую подшивку. Чтобы шить его, следует брать толстую нитку – так шов получится эффектнее.
Иными словами, стебельчатый стежок захватывает материал с лицевой стороны. Характерной особенностью этого шва является то, что нить с изнанки в два раза короче, чем та, которая, собственно, формирует рисунок на лицевой стороне. То есть каждый следующий стежок будет выступать за предыдущий на половину длины.

Таким образом, шов шьется, двигая иглу к себе, а укладывается он наоборот – от себя.
Ни в коем случае нельзя пытаться сделать несколько стежков за один раз, что допускается, например, при выполнении шва «вперед иголку». Это приведет к затягиванию ткани и запутыванию нити.
В такой вышивке один стежок заходит за другой, поэтому нужно внимательно следить за тем, чтобы нитка находилась всегда над иголкой при выполнении следующего стежка.
Красивый рисунок стебельчатый шов сформирует только в том случае, если каждый стежок по размеру не будет отличаться друг от друга. Какой длины он будет, нужно решать в зависимости от толщины вышивальной нитки. Чем она тоньше, тем короче нужно делать стежок, и наоборот. Максимальная длина стежка не должна быть больше 5 мм.
Также длина стежка может зависеть от рисунка. Так, на изгибах стежки не должны быть большими. Поэтому, если их много на выбранном эскизе, следует это учесть заранее и выполнять стежки одного размера по всей длине линии. Если вышивка на изгибах будет выполнена слишком длинными стежками, то она может испортить общее состояние картинки из-за размытых контуров. Также нужно выводить иглу на лицевую сторону по изгибу с той стороны, в которую он заворачивается.


Чтобы сделать утолщение веточки в цветочном узоре, постепенно увеличиваем длину стежка, при этом выводим иголку на лицевую сторону немного пониже середины предыдущего стежка.
В случае, если закончится нить, или нужно начать работу в другом месте рисунка, нужно ввести иголку в той точке, где могла бы быть продолжена вышивка, вывести нить наизнанку, обвести вокруг нескольких стежков, обрезать нитку. Начиная следующий фрагмент, закрепить нить также можно, пропустив ее через несколько уже существующих стежков на изнанке.
Чтобы убедиться, что шов получается правильно, стоит просто взглянуть на изнаночную сторону: там должна быть ровная строчка, похожая на машинную.
Нужно помнить, что при выполнении стебельчатого шва важно следить за месторасположением рабочей нити – она должна находиться либо все время справа, либо все время слева. Если это правило нарушить – то достичь желаемого узора не получится.

Нюансы приготовления к работе


Перед началом работы ткань, на которой будет вышиваться узор, лучше простирнуть. Если этого не сделать, материал после первой стирки может сесть и таким образом может деформироваться рисунок. Стебельчатым швом лучше вышивать на чистом льне или на хлопчатобумажном материале. На канве он будет смотреться не так органично.
Чтобы рисунок был более точным, лучше простым карандашом или специальным смывающимся маркером скопировать его на лицевую сторону ткани. Новичкам лучше подбирать узоры, которые имеют четко очерченные пределы.
Нитку следует брать не очень длинной, в противном же случае она будет скручиваться и путаться, отчего нарушится структура, и вышивка будет выглядеть неаккуратно.
Чтоб подытожить, можно выделить следующие условия для красивого стебельчатого шва:

  • Одинаковая длина стежков;
  • Направление стежков в одну сторону;
  • Вывод иглы внутрь изгибов;
  • При имитации вышивки гладью, каждую строчку, которая заполняет рисунок начинать с одной и той же стороны.
  • Также стебельчатый шов часто используют при вышивании бисером. Он помогает делать рисунок более ровным и плотным.

    Для этого нужно закрепить нить ни ткани, взять две штучки бисера, нанизать их, ввести иглу через два овала, как на взятом рисунке, вывести ее между нанизанными бисеринками. Далее нужно протянуть нить через последнюю бусинку, добавить следующую, ввести иглу в ткань еще через один овал, вывести иглу между двумя последними бисеринками. И так далее повторять эти действия столько, сколько нужно для рисунка.
    Если начав работу, складывается впечатление, что вышивка получается неправильной, можно посмотреть видео, которое поможет вам во всем разобраться.

    Видео: стебельчатый шов и другие виды ручных швов



    Comments

    Related posts:


    Вышивка гладью виды и техника выполнения (фото и видео)