Правильный режим дня первоклассника. Правильный распорядок дня первоклассника Входит ли в режим первоклассника сон

Адаптация к школе - процесс сложный, а главное - длительный. У первоклассников он продолжается 6-8 недель. Соблюдение режима дня - золотое правило для семьи, в которой появился школьник.

Ученик первого класса должен спать не менее 10 часов, поэтому приложите все усилия, чтобы он ложился в 9 вечера и вставал в 7 утра. Если вы забираете ребенка из школы сразу после уроков, то сначала лучше погулять до обеда около 40 минут. Школьники младших классов должны гулять 3 часа в день. Обедаем в 13.30-14.00. После обеда - обязательный отдых. Дети приходят из школы на спаде работоспособности, поэтому ни в коем случае не следует сразу же усаживать их за уроки. Даже тот ребенок, который давно уже перестал спать днем, придя домой из школы, может упасть и заснуть. Конечно, надо дать ему такую возможность отдохнуть.

После обеда и отдыха садимся за уроки. В первом классе на них не должно уходить больше получаса. Оптимальное время для их приготовления - в промежутке от 15 до 17 часов. Затем ребенок может отправиться на дополнительные занятия - в кружок, секцию, студию. Дорогу на занятия можно совместить с прогулкой. Делать или доделывать уроки вечером нельзя ни в коем случае. Часто бывает, что днем из школы ребенок приходит вялый и усталый, а к вечеру у него как будто открывается второе дыхание. Он бодр и весел, готов заниматься чем угодно, лишь бы не ложиться в постель. Не думайте, что он не устал и не хочет спать, - на самом деле это просто перевозбуждение.

Чтобы снять напряжение, которое накопилось за день, полезно погулять перед сном. Если мы исходим из того, что лечь спать надо в 21.00, то лучшим временем для прогулки будет 19.30, сразу после ужина. Дома принимаем теплый душ, выпиваем стакан молока с ложечкой меда (если нет аллергии) - и ложимся спать. Отход ко сну должен быть очень спокойным, без разговоров о проблемах и сложностях прошедшего дня, особенно - без напоминаний о неудачах и досадных ошибках.

Одна из важнейших составляющих распорядка дня - режим питания. Питание младшего школьника должно быть пятиразовым: завтрак дома, второй завтрак в школе, обед, полдник, ужин. Горячий завтрак дома обязателен. В идеале это - горячая каша, но можно предложить и сухие хлопья, залитые теплым молоком. Конечно, вариантов множество - это могут быть и омлет, и творог, и сырники или оладушки. Ни в коем случае нельзя завтракать в спешке, под постоянные окрики «Быстрее!», «Опоздаешь!» Лучше разбудить ребенка на полчаса раньше, чем подгонять его. Нет ничего хуже для физического и психического здоровья ребенка, чем стресс, который создается ограничением времени.

Если ребенок не на продленке, то обедает он обычно дома. На первое лучше всего предложить ему легкий суп (крепкие мясные бульоны детям не полезны). Готовя второе, следует помнить, что не только малышам, но и младшим школьникам не рекомендуется острое, жареное, специи, майонез, кетчуп. Фрукты и овощи обязательны в ежедневном меню. В обед хорошо давать овощной салат. Полдник - это время есть булочки, оладушки, блинчики. Хороши на полдник и свежие фрукты. Ужин должен быть сытным, но легким. Если вы рассчитываете, что ребенок должен лечь спать в 21.00, то ужинать следует не позже 19.00, за 2 часа до сна. Питание должно быть разнообразным, причем не только по составу продуктов, но и по тому, в каком виде эти продукты дают ребенку. Ему важно, как еда лежит на тарелке, чем она украшена. В организации питания позитивный эмоциональный настрой важен не меньше, чем во всех остальных сферах жизни первоклассника.

Физиологи не рекомендуют сочетать начало школьного обучения и начало обучения в музыкальной школе, художественной студии, дополнительные занятия иностранным языком. Если есть желание развивать ребенка всесторонне, лучше начинать за год до школы или же со второго класса. В первом классе дополнительные нагрузки должны быть минимальными.

Бывает и так: до школы ребенок занимается и музыкой, и спортом, но в первом классе чем-то приходится жертвовать, потому что на все времени не хватает. Можно отложить какие-то из занятий на год, но обязательно прислушаться к выбору ребенка: те дополнительные занятия, которые останутся, обязательно должны ему нравиться и эмоционально подпитывать. С точки зрения физиологов, если надо выбирать между английским и плаванием, то ответ однозначен: плавание. А, например, с танцами не все так просто: танцы - такое тонко координированное и сложное действие, что для большинства детей оказываются тяжелой работой. Но и тут стоит положиться на выбор ребенка.

К сожалению, родители часто стремятся расписать время своего чада по минутам. И получается, что у детей нет возможности побыть наедине с собой, а им этого очень не хватает. Ученик приходит из школы - «Садись обедать». Пообедал - «Садись за уроки». Необходимо дать ему побыть одному, оставить одного в комнате. Может быть, он возьмет свою любимую игрушку - многим детям это помогает снять напряжение, расслабиться. В этом возрасте у ребенка еще велика потребность в игре. Если в школу многие учителя не разрешают приносить игрушки, то дома можно позволить ребенку и делать вместе с ней уроки, и укладывать с собой спать. Ребенку в это время очень трудно, и пользу принесет все, что помогает ему легче пережить период адаптации.

Но самое главное - детям в этот период очень нужна наша поддержка. Не стоит слишком сильно фиксировать внимание на школьных трудностях, требовать отличных результатов, ругать за оценки или неаккуратные тетради. Здоровье ребенка и хорошие отношения с ним дороже. Он должен быть уверен в том, что дома у него есть защита, что родители на его стороне.

Первый период адаптации к школе - «физиологическая буря» - длится 2-3 недели. Все системы организма в это время работают с большим напряжением. Очень важно понимать, что ребенок сталкивается с экстремальной нагрузкой. Поэтому в первые 2-3 недели он может плохо спать, быть раздражительным, начинать плакать, казалось бы, без повода. Родителям ничего не остается, как отнестись ко всему этому как можно спокойнее, с пониманием, быть терпеливыми.

Переход от дошкольника к первокласснику - огромное событие в жизни семилетнего малыша и его родителей. Успеваемость на протяжении последующих десяти лет, а главное - стремление учиться закладываются именно в первый школьный год. И тут многое зависит не столько от учительницы (хотя это немаловажно), сколько от поведения родителей. Поэтому психологи утверждают, что перед школой нужно работать прежде всего с родителями.

Маленький ученик в первый учебный год затрачивает максимальное количество физических, душевных и интеллектуальных сил. Ведь ни для кого не секрет, что образовательный процесс в современном первом классе - это сверхинтенсивные нагрузки. При этом первокласснику необходимо сохранить здоровье (а иначе кому будут нужны его достижения?).

Итак, что такое здоровый образ жизни маленького школьника, как сохранить и укрепить здоровье, научить организованности и самостоятельности, поддержать интерес к учебе, а главное - как помочь адаптироваться малышу к новой роли. Разбираемся вместе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ОТДЫХА

Основа адаптации ребенка к школе - режим дня, он дисциплинирует, помогает сохранить здоровье, легче привыкнуть к условиям школьной жизни, избежать нервных перегрузок.

Казалось бы, соблюдай первоклассник правильный режим дня - и все будет в порядке. Но поначалу это потребует определенных усилий как со стороны родителей, так и со стороны маленького ученика. Ведь малыш семи-восьми лет пока не может самостоятельно рационально распределить время, но приучать его строить свой день необходимо, это пригодится в будущем. Маме и папе придется не отступать от намеченной цели, даже стать чуточку строже по отношению к малышу. А новоиспеченному первокласснику придется через «не хочу» и даже через «не могу» выполнять ваши требования. Когда в режиме дня школьника чередуются умственные нагрузки с физическими упражнениями, дневным отдыхом и просто прогулками с друзьями, результаты не заставят себя долго ждать. Вам не нужно будет преодолевать сопротивление малыша, а он будет приступать к работе (к выполнению домашнего задания) без промедлений и перестанет отвлекаться на посторонние предметы.

Доказано на практике, что соблюдение режима дня помогает школьнику стать самостоятельным и организованным, а специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали, что отличники имеют твердо установленное время для приготовления уроков и постоянно его придерживаются. Так что хорошие оценки - это результат не только способностей и усидчивости, но и упорного труда и привычки к систематической работе в определенное время.

Итак, что же включает в себя это банальное понятие - режим дня.

ПОЛНОЦЕННЫЙ СОН

Особое внимание родителям следует обратить на сон ребенка. К концу дошкольного периода у некоторых детей исчезает потребность в дневном сне, однако общая продолжительность сна у первоклассника должна быть не менее 11 - 12 часов.

После школы работоспособность и активность ребенка резко снижаются, поэтому не усаживайте его сразу за уроки. После домашнего обеда дайте малышу поспать или отдохнуть 1,5 - 2 часа, чтобы полностью восстановить силы. Если ребенок не спит днем, пусть спокойно полежит хотя бы час в полутемной комнате.

Самый важный момент в режиме дня - это отход ко сну. От того, во сколько малыш лег спать, зависит, с каким настроением, каким самочувствием он встанет утром и насколько работоспособным будет на уроках. Вечером нужно ложиться спать не позднее 21.30. Поэтому вечерние гости, поздние развлечения и для родителей вместе с ребенком исключены. Перед сном не следует смотреть телепередачи, играть в шумные игры и на компьютере. Лучше лягте рядом с малышом, поговорите с ним, выслушайте или прочитайте сказку. Может быть, вы не догадываетесь, но даже семилетнему ребенку нужна мамина забота, участие, тепло и ласка.

К тому же максимальное количество гормона роста в организме ребенка вырабатывается во время сна с 22 до 24 часов. Для полноценного роста и развития вашему малышу нужен качественный сон. Сделайте так, чтобы ребенок в десять часов вечера уже спал.

ОТДЫХ

Большое значение имеет режим труда и отдыха. Родителям важно определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, выполнение домашних обязанностей.

Ежедневно ребенку необходимо проводить на воздухе не менее 3 часов в любую погоду, активно двигаясь - это улучшает самочувствие и повышает работоспособность. Не исключайте из режима прогулки со сверстниками, он не должен чувствовать себя обделенным в общении. Наилучший вариант, когда ребенок ходит и в школу, и из школы пешком. Хорошо, если вы сделаете семейной традицией вечерние прогулки перед сном.

Обязательно установите контроль за продолжительностью телепередач и игрой за компьютером. Время, рекомендуемое для телепередач, составляет 30 минут, а компьютера - 10 минут в день. Расстояние до экрана телевизора должно быть более 3 метров, а экран монитора компьютера - не ближе расстояния вытянутой руки ребенка.

Расширяет круг общения со сверстниками посещение кружков и клубов по интересам. Попытайтесь вместе с ребенком найти то занятие, в котором он полностью раскрыл бы свои таланты и способности. Не важно, что это будет - бисероплетение или авиамоделирование, главное - чтобы занятия нравились, пусть он ищет «свое» место в этом мире, и не страшно, если будет переходить из одного кружка в другой. Время дополнительных занятий не больше 1 часа в день, и совсем исключить занятия в кружках в начале учебного года, пока не произошла адаптация к школьным нгрузкам.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Для начала давайте определимся с таким понятием, как гигиена рабочего места.

У первоклассника должна быть собственная рабочая зона (в идеале - отдельная комната), под которую отводится самое светлое место комнаты с письменным столом и стулом, соответствующим возрастным анатомо-физиологическим особенностям ребенка.

Занятия за партой связаны с определенным, преимущественно статическим, положением тела, которое вызывает напряжение мышц спины, шеи, живота, рук и ног, поэтому малыш должен сидеть за столом во время занятий в правильной позе - голова слегка наклонена вперед, спина прямая и опирается на спинку стула, плечевой пояс в горизонтальной плоскости, стопы упираются в пол (если ножки не достают до пола, под ставьте под них маленькую скамейку) - все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает раннее утомление. Поверхность стола, когда ребенок сидит - на уровне нижнего края грудины, а между краем стола и грудиной помещается детский кулачок. Высота сиденья стула равняется длине голени плюс 1 - 2 см на каблук, а стул задвинут на 4 - 5 см под стол. Не допускайте, чтобы малыш убирал ноги под сиденье или сидел, положив ногу на ногу - так пережимаются крупные кровеносные сосуды. Следите за тем, как сидит маленький ученик - его спина и к концу 11-го класса должна остаться прямой!

Важно, чтобы естественный свет через окно падал слева, настольную лампу также нужно ставить в левом углу стола. Глаза ребенка должны находиться на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони до поверхности стола (до листа тетради), при этом локоть руки поставлен на крышку стола, или достаточным считается расстояние примерно в 30 - 35 см. Книгу лучше ставить на подставку - это снимает нагрузку на шейный отдел позвоночника.

Очень важна для ребенка благоприятная обстановка для работы. Перед выполнением домашнего задания проветрите комнату, раскройте шторы, пока малыш занимается, не включайте радио и телевизор, не разговаривайте в полный голос даже в соседней комнате.

Приготовлению домашних заданий отводится постоянное время, укладывающееся в световой день, даже зимой. Оптимальное время для выполнения домашних заданий 16 - 17 часов - малыш уже отдохнул после школы. Не откладывайте занятия на поздний вечер: после 17 - 18 часов снижается концентрация внимания, сосредоточенность, способность воспринимать новую информацию, поэтому заниматься сложнее.

Общая длительность занятий не должна превышать одного часа, необходимы перерывы (активные передышки) каждые 15 - 20 минут, так как внимание в этом возрасте кратковременно и основывается на интересе.

Домашние задания первоклассникам задают в минимальном объеме, но выполнять их надо вместе с одним из родителей. Не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание, он не привык еще к этому. Потребуется несколько месяцев, чтобы маленький ученик понял, что домашнее задание - это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому необходимо напоминать ему, что пора садиться за уроки, и помогать своим присутствием. Всегда начинайте с самого трудного, с письменных заданий, чередуя их с устными. А то, что малышу уже знакомо (например, рисование), он сможет сделать и в конце часа.

Самое главное - почаще хвалите ребенка. Никогда не акцентируйте внимание на неудачах, внушайте малышу волю к победе, и у него появится позитивная установка «Я могу сам». Причем хвалить ребенка нужно даже тогда, когда не все получается аккуратно и правильно, обучение должно проходить всегда на позитиве. Не ругайте малыша, иначе возникнет протест, и выполнение домашних заданий приобретет негативную окраску. Поощряйте его интерес к учебе, помогайте на первых порах и не насмехайтесь над неудачами.

И еще, дорогие родители, «от генов никуда не деться». Если вы сами в школе не отличались хорошей успеваемостью, не требуйте от малыша одних пятерок. Это, как правило, невозможно. Пусть у ребенка будут твердые тройки и четверки, но здоровая психика и он не превратится в неадекватного и измученного зубрилу-отличника.

Обязательно приучите ребенка после заданий приводить рабочее место в порядок и собирать портфель, лучше это делать сразу после занятий или вечером, чтобы не тратить утреннее время на суету.

Следует напомнить еще о нескольких немаловажных деталях. Создайте малышу утром спокойную обстановку, чтобы он не торопился, не волновался и пришел в школу с хорошим настроением. Чтобы не опоздать к началу уроков, он должен вовремя встать, желательно приходить в школу за 10 - 15 минут до звонка. Малыши очень переживают по поводу своих опозданий и замечаний учительницы. А ведь ответственность в этом случае лежит только на вас.

Не забывайте, что первоклассники переживают огромный психолгический стресс, ведь для них началась новая жизнь: новый коллектив, первая учительница, новые требования и новые обязанности. Ваша задача - максимально помочь ребенку. Не загружайте детский досуг, не отдавайте малыша сразу в несколько кружков и секций, не требуйте от него невозможного - он не справится. Лучше окружите малыша вниманием, заботой и добротой.

Режим дня - это не отвлеченное понятие, его соблюдение делает ребенка организованным, пунктуальным и самостоятельным, а это позитивно отражается на учебе и на оценках. Поэтому с первых дней организуйте малышу режим дня - и успехи не заставят себя долго ждать.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

Первое место среди всех хронических заболеваний у детей младшей школы занимают заболевания желудочно-кишечного тракта. Поэтому питание школьника, а первоклассника в особенности, должно быть своевременным, регулярным, свежим и четырехразовым. Маленький ученик современной школы испытывает не только запредельные (для своего возраста) умственные нагрузки, но и продолжает развиваться и расти, поэтому его пищевой рацион должен удовлетворять всем потребностям организма в белках, жирах, углеводах, витаминах и микроэлементах.

Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. Пусть это будет творог со сметаной или горячая каша, йогурт или омлет, бутерброд с сыром или кукурузные хлопья с молоком. Конечно, завтрак - дело важное, но если у малыша утром совершенно нет аппетита, не заставляйте его есть через силу. Можно дать ребенку чай с молоком, какао или фрукты - что ему больше нравится. Не следует отказываться от горячего питания в школе, ведь первоклашек на большой перемене около 10 часов утра обязательно кормят.

У первоклассников занятий немного, поэтому обедают они, как правило, дома. Обед обязательно должен включать на первое суп, а на второе - мясо или рыбу. Если у вас нет возможности разогреть ребенку обед, научите его самого пользоваться электро- или микроволновой печью. Не допускайте перекусов и еды всухомятку (мюсли, печенье, чипсы, газвода). Помните, что блюда должны быть легкоусваиваемыми и быстроперевариваемыми. Это такие продукты, как курица, рыба, яйца, крупы, фрукты и овощи, кисломолочные продукты.

Качественное и правильное питание - один из основополагающих аспектов как умственного, так и физического развития первоклассника.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Благодаря двигательной активности, под влиянием физических упражнений укрепляется нервная система, происходит развитие скелетных мышц, улучшается работа сердца и легких.

Движение жизненно необходимо для организма ребенка и имеет большое значение не только для физического, но и для умственного развития.

Обязательно выделите время для занятий утренней гимнастикой, еще лучше делайте зарядку вместе с ребенком, показывая ему, как выполнять упражнения правильно. Детям 7 - 8 лет достаточно 5 - 7 упражнений в течение 10 минут. Лучше делать гимнастику при открытой форточке и в легкой одежде (майка и плавки).

Запишите ребенка в спортивную секцию или продолжайте тренировки, если малыш занимался и до школы - это сделает его ответственным за собственное здоровье и организованным. Пусть это будет плавание или теннис, футбол или восточные единоборства. Главное, чтобы тренировки приносили удовольствие и положительные эмоции ребенку. Только помните: рекомендуется включать в режим дня не более 3 занятий спортом в неделю.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Первокласснику необходимо соблюдать основные правила личной гигиены - это аксиома, не требующая доказательств. А научить своего малыша этим правилам - ваша святая обязанность, и желательно еще до школы.

пользоваться носовым платком;

при приеме пищи пользоваться столовыми приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу;

пользоваться туалетной бумагой после опорожнения кишечника.

Расскажите ребенку эти простые истины об уходе за собственным телом, и благодарны вам в дальнейшем будет не только ваш малыш, но и окружающие его люди, ведь «уход за собой любимым» - один из элементов общей культуры человека и одно из средств предупреждения болезней.

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМФОРТ

Одно из важнейших составляющих здоровья ребенка - это его психическое здоровье. Возраст 6 - 7 лет - это кризисный возраст не только в физическом, но и в психоэмоциональном развитии ребенка, ведь изменяется его статус с дошкольника на школьника, а этот факт коренным образом меняет всю жизнь малыша. Он начинает размышлять, сравнивать самого себя с другими детьми, оценивать окружающих по их поступкам, переживать обиды и неудачи, он становится более ответственным и самостоятельным, расширяется круг его обязанностей. Очень важно, чтобы родители помогли своему ребенку в этот момент.

Первоклассник находится в новой обстановке, с новыми людьми и новыми правилами не только в школе, но и дома изменяется уклад его жизни: наравне с играми и развлечениями существует еще и домашнее задание. Поэтому ребенок практически все время находится в состоянии стресса. Основная задача любящих родителей - свести этот стресс к минимуму. Сделать это можно только любовью, участием и добротой. Во время адаптации к школе дозируйте не только интеллектуальные, но и эмоциональные нагрузки, не загружайте малыша дополнительными занятиями, помните, что дети адаптируются к школе минимум 6 - 8 недель.

В первый год учебы в школе как можно больше общайтесь со своим малышом, не выталкивайте его одномоментно во взрослую жизнь, говоря «ты уже взрослый» (это сродни мировой катастрофе для ребенка), интересуйтесь его отношениями с учительницей и одноклассниками, хвалите за достижения и успехи, искренне и подробно вникайте во все его дела, никогда не ругайте за неудачи, одним словом, учитесь вместе с малышом и живите жизнью малыша, особенно на протяжении первого учебного года.

Помните, дорогие родители, если малыша в семье любят и уважают, а дома ему спокойно и комфортно, то ребенку не страшен никакой стресс, даже в первом классе.

Итак, основные составляющие здорового образа жизни первоклассника вы теперь знаете, остается только следовать этим нехитрым правилам - и у вас все получится.

Успехов в первом классе!

Т. Карих, врач-педиатр ГЦМП


Первый класс - сложный этап в жизни ребенка. Меняется уклад жизни малыша, у него возникает необходимость приспособиться к новому коллективу, новым требования и правилам. Для того, чтобы организм первоклассника справился с нагрузкой, родители должны до мельчайших деталей продумать быт юного школьника. Каким должен быть режим дня первоклассника и почему ребенку важно его соблюдать, сколько часов необходимо спать школьнику и зачем ему нужен дневной сон, в какое время лучше делать уроки и как организовать питание?

Почему необходимо соблюдать режим

Для первоклассника правильный распорядок дня - залог крепкого здоровья, хорошей успеваемости и отличного настроения. Если ежедневно в одно и то же время просыпаться и засыпать, заниматься физической и умственной активностью, то в центральной нервной системе образуются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с минимальной затратой энергии. Иными словами, благодаря четкому распорядку у ребенка вырабатываются привычки, которые настраивает его на учебу или отдых, помогают ему быть активным на занятиях в школе и в повседневной жизни.Кроме того, соблюдение режима дня воспитывает у детей чувство времени, они становятся более организованными, дисциплинированными и самостоятельными.

Надо знать

Первоклассник должен спать около 10-12 часов в сутки

Подъем работоспособности у детей наблюдается с 08:00 до 11:00 и с 16:00 до 17:00. Это оптимальное время для занятий

В предобеденное и послеобеденное время (11:30-14:00), а также после 19:00 работоспособность у детей резко снижается

Примерный режим дня первоклассника

07:00 Пробуждение, умывание, зарядка

  • Нельзя будить ребенка в последний момент перед выходом в школу, объясняя это заботой о нем. Такой подход – стресс для малыша. Лучше разбудить ребенка немного раньше, чтобы у него была возможность полежать в постели, потянуться, а затем без спешки позавтракать и привести себя в порядок.
  • Утренняя гимнастика ускоряет процесс пробуждения, улучшает общее физическое состояние ребенка, помогает справиться со стрессом и является отличной профилактикой заболеваний опорно-двигательной системы.

07:20–07:40 Завтрак

  • Завтракать ребенку нужно обязательно, ведь именно утром закладывается работа всего организма, разгоняется метаболизм. Если школьник утром не поест, то у него не хватит энергии на учебный день, он будет плохо усваивать информацию на уроках.
  • Идеальный завтрак для ребенка 6-7 лет должен быть горячим - каша с кусочками фруктов, хлопья с молоком, омлет с овощами,напиток (некрепкий чай, травяные настои и др.).

Вам будет интересно


08:30–12:00 Занятия в школе (10:00 – завтрак в школе)

Согласно приказу Минобрнауки и нормам СанПин , уроки первоклассников длятся 35 минут, в середине учебного дня предусмотрена большая динамическая перемена. Первое время в расписании всего три урока, чтобы детям было легче привыкнуть к новому виду деятельности.

Для детей младшего школьного возраста второй завтрак обязателен. Ребенку можно дать с собой в школу питьевой йогурт в бутылке, мытые фрукты в пластиковом контейнере, сэндвичи. Можно купить специальный термос для готовых блюд или напитков.

Вам будет интересно

Вам будет интересно

13:00 Обед

  • Если ребенок привыкает садиться за стол в одно и то же время, то к назначенному часу у него появляется аппетит, организм начинает вырабатывать вещества, улучшающие пищеварение, еда усваивается лучше и быстрее.
  • Постарайтесь каждый день организовать ребенку полноценный обед - суп, гарнир с мясом, рыбой или птицей, напиток.

Вам будет интересно

14:00–15:30 Сон, а если ребенок отказывается от него, то спокойная прогулка или тихие игры

  • Переутомление может привести к нервному срыву и сбоям в работе иммунной системы ребенка. Поэтому важно чередовать умственные и физические нагрузки, работу и отдых.
  • Для учеников младших классов лучший отдых - часовой дневной сон в хорошо проветренной комнате (температура воздуха должна быть не больше +22°С, относительная влажность 50-70%).

16:00 Полдник

  • На полдник ребенку можно предложить кисломолочные продукты, печенье, фрукты, кефир, творог.
  • Энергетическая ценность пищи младших школьников, удовлетворяющая суточный расход энергии, должна составлять примерно 2300 ккал. Но если ребенок занимается спортом, то ему необходимо на 300-400 ккал больше.

16:30–17:30 Выполнение домашних заданий, посещение кружков и секций

  • При выполнении домашних заданий нужно начинать с более простых, затем переходить к более сложным. Сначала лучше сделать письменные, а потом - устные.
  • Во время выполнения домашнего задания каждые 20 минут нужно давать возможность первокласснику отдохнуть и переключиться, например, можно сделать с ним в течение 5-10 минут пальчиковую гимнастику или несколько физических упражнений под музыку.

Вам будет интересно

17:30–19:00Прогулка, активные игры

  • Ежедневно ребенок 6-7 лет должен проводить на свежем воздухе не менее трех часов.
  • Недостаток физической активности отрицательно влияет на физическое и психологическое состояние школьника. Бегая, прыгая, играя и просто гуляя на свежем воздухе, ребенок развивают выносливость, силу, ловкость, а также снимает внутреннее напряжение.

19:00 Ужин

  • Оптимальное время для ужина - за час-полтора до сна. Постарайтесь ужинать всей семьей. Это отличная возможность пообщаться и обсудить прошедший день.
  • Лучшего всего на ужин ребенку предложить овощи и крупы, молоко или кефир. Желательно исключить возбуждающие напитки - какао, крепкий чай.

Вам будет интересно

19:30–21:00 Свободное время, подготовка ко сну

  • Незадолго до вечернего сна желательно не смотреть телевизор, не пользоваться гаджетами, отказаться от шумных игр.
  • Настроиться на сон ребенку помогут «ритуалы»: книга, спокойная прогулка, монотонные игры или рукоделие.

21:00–07:00 Сон

  • Полноценный ночной сон повышает активность иммунной системы ребенка, улучшает память и работоспособность.
  • Если ежедневно соблюдать режим, то ко времени сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают. Если ребенок каждый вечер вовремя ложится спать, то утром ему гарантировано приятное и комфортное пробуждение.
  • При организации занятий следует учитывать, что работоспособность на протяжении недели разная. В понедельник дети начинают постепенно входить в школьную жизнь. К середине недели детский организм приходит в наиболее оптимальное состояние. К пятнице значительно накапливается утомление, работоспособность резко падает.
  • В выходные дни и каникулы от режима дня желательно не отступать. Если ребенок за одну-две недели отдыха будет сильно нарушать сложившийся график, например, просыпаться в 10 утра и ложиться спать за полночь, то первая учебная неделя будет для него очень сложной.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Обязательно распечатайте режим на красивом бланке и повесьте его в комнате ребенка.
  • Приучайте первоклассника собирать вещи (учебники, письменные принадлежности, форму) с вечера. Это сбережет вам нервы и время утром.
  • Дорога в школу должна быть спокойной прогулкой. Если ребенок торопится, боясь опоздать к началу урока, то, заняв место за партой, он расслабляется и не сможет сразу включиться в учебный процесс.
  • Лучше всего организуют свою учебную деятельность дети, которые посещают спортивные секции, музыкальную школу и т.д. У них меньше свободного времени, они привыкают к четкому расписанию и соблюдают режим.

Про сон школьников

Школа - это всегда стресс и нагрузки, которые серьезно выматывают ребенка. Каждому школьнику, не важно, в каком он классе, для полноценного отдыха нужен хороший сон. Сегодня мы поговорим о сне учащихся младших классов.

Младшему школьнику (7-10 лет) желательно спать 10-11 часов в сутки. Распределять это время можно по-разному: одному ребёнку подойдёт режим с более продолжительным ночным сном, а вот уложить его спать днём будет сложно, да и незачем. Другой будет чувствовать себя лучше, если ему разрешат вечером лечь спать попозже, одновременно со взрослыми, зато днём, когда он вернётся из школы, ребёнок охотно согласится вздремнуть часок-другой.

В этом возрасте - от 7 до 10 лет - ребёнок ещё не способен самостоятельно обнаруживать связь между недостатком сна и снижением внимания, ухудшением памяти. Проследить, достаточно ли времени школьник спит, высыпается ли он, не сказывается ли недостаток сна на его самочувствии -забота родителей.

Признаки того, что ребёнок не высыпается:

  • Не пробуждается сам, может проснуться только по будильнику, и то с трудом.
  • Капризничает по утрам, маленькое замечание или неудача могут вызвать несоразмерную бурю гнева или слёзы.
  • Ребёнок вялый, у него нарушена координация. Про таких шутят: «Поднять - подняли, а разбудить - забыли».
  • На уроках с трудом воспринимает и запоминает новый материал, постоянно отвлекается.
Если у ребенка проявляются некоторые из этих признаков, значит пора начинать бороться с недосыпом. В первую очередь нужно наладить режим. Важно, чтобы ребенок засыпал и просыпался каждый день в одно и то же время. Незадолго до вечернего сна желательно начинать к нему подготовку: отказаться от шумных игр, пользования гаджетами, всех энергичных, возбуждающих занятий. В качестве «колыбельной», настраивающей на сон, можно использовать аудиокнигу или спокойную, монотонную игру.

Очень важно выделить время для общения с ребёнком, такое, когда можно будет во всех подробностях обсудить, как прошёл день, расспросить не только мимоходом о делах, но душевно о чувствах и переживаниях.

Тёплая беседа с родителями - очень хороший вариант для того, чтобы закончить дела и готовиться ко сну. И телесный контакт - что может быть приятнее «обнимашек» на ночь?

Если ребенок все ваши действия по налаживанию режима бойкотирует, можно попробовать дать ему самому расхлебать последствия своих поступков (в конце концов, не будет же мама следить за его режимом всю жизнь). Играл до поздней ночи? Твоё право, но утром придётся вставать и одеваться вне зависимости от того, успел ты за оставшееся время выспаться или нет.

Но все же, с младшим школьником, который, не умеет пока ещё связывать своё вялое состояние сегодня и поздний «отбой» вчера, такой метод может оказаться слишком жёстким. Делегировать ребёнку ответственность за свой сон желательно постепенно, опираясь на уже имеющийся у него опыт. «Помнишь, как тяжело тебе было вставать вчера, как трудно было дойти до школы, а уж тем более - выполнять на уроке какие-то задания, читать, писать, слушать? Похоже, это потому, что позавчера ты допоздна играл. Может, сегодня ляжем пораньше?».

В каникулы, особенно летние, режим часто сбивается. Чтобы легко вернуться в прежнее русло, переход к более раннему времени засыпания лучше сделать плавным. Сегодня ложимся на 15 минут раньше, чем вчера. Завтра - ещё на 15 минут раньше и т.д.

Важно! Если бессонница у продолжается больше недели, то это уже повод не для родительских нотаций, а для обращения к детскому неврологу. Если ребёнок уже лёжа в кровати долго, иногда больше часа, не может уснуть, много раз за ночь просыпается, - для этого могут быть и чисто медицинские объяснения, не связанные с капризами.

Еще один вопрос, который мы бы хотели осветить - дневной сон.

Здесь важно учитывать мнение ребенка: он должен сам согласиться в ответ на вашу просьбу подремать днем.

На самом деле, дневной сон важнее, чем многие думают, особенно для первоклассников. Еще бы! Ведь всего год назад после обеда они отправлялись , а тут - поел и снова за парту. Конечно, дневной сон может потребоваться не любому ребенку, кто-то перестраивается на новый режим лучше, а кто-то хуже. Присмотритесь к ребенку - что он делает, когда приходит из школы домой? Сразу садится за уроки? Гуляет? Играет? Как ребёнок выглядит? Он бодр и весел или выглядит измученным и усталым? А, может быть, ребёнок перевозбуждён?

Если по всем признакам ребенок устает, постарайтесь не допустить отдыха в виде просмотра телевизора или игры в компьютер. В этом случае плохо то, что тело отдыхает, а мозг - нет. Предложите ему прилечь и, например, послушать книжку - уставший ребенок скорее всего заснет сам, неожиданно для себя. Здесь, кстати, очень будет кстати - погрузиться в недолгий дневной на час-два под ним получится гораздо бвстрее, да и сам сон под ним получится более продуктивным в плане восполнения сил. А как ребенок проснется, он сможет уже с новыми силами садиться за уроки.

Дневной сон также может помочь, как это не покажется странным, в обратной ситуации, когда ребенок приходит со школы домой "заведенный" и кажется полным сил, но при этом сосредоточиться на уроках не может. Такие дети обычно к вечеру быстро становятся вялыми и капризными. Поэтому здесь тоже стоит предложить ребенку "перезарядить батарейки" небольшой порцией дневного сна.

Каждому ли первокласснику нужен тихий час? Нет, не каждому. Если ребёнок хорошо себя чувствует, не капризничает, к вечеру не выглядит усталым, нормально засыпает вечером и встает утром, то тихий час ему, скорее всего, не нужен. Вы можете легко проверить, нужен ли отдых вашему ребёнку. Сделайте так, как мы советовали чуть выше. Предложите ребёнку лечь в кровать и почитайте ему книгу. Усталый ребёнок скорее всего уснет. И такому ребёнку дневной сон будет полезен.

Конечно, первоклассники, которые спят днём, обычно не успевают ходить ни на какие дополнительные занятия. Важно помнить, что дополнительные занятия - не самое главное. Гораздо важнее, чтобы ребёнок не переутомлялся. После того, как период адаптации завершится, и ребенок начнет справляться без проблем со школьной программой, можно будет начать ходить и на дополнительные занятия.

"Добрый день
Пишу отзыв про после почти месяца эксплуатации (одеяло подростковое с ).
Покупали для ребёнка 6-ти лет с целью снятия чрезмерного напряжения, усилившегося после начала учебы в нулевом классе школы.
Благодаря практически ежедневному укладыванию ребёнка под днём на время от 10 минут до 1,5 часов, напряжение ребёнка значительно снизилось, а именно практически полностью прошли проявления "тика", ребёнок может под одеялом совы так расслабиться, что даже засыпает днём (ранее этого не происходило уже долгое время). Ну в общем работает идея изобретателя, напряжение уходит. Спасибо)"