Общее развитие ребенка 6 лет. Гармоничное развитие детей в возрасте шести лет

Дети на 6 году жизни активно готовятся к поступлению в школу. Это самый ответственный период в жизни как ребенка, так и его родителей, ведь от знаний и умений будет зависеть зачисление в первый класс. Существует ряд критериев, по которым оценивается физическое, психическое и эмоциональное развитие шестилетнего дошкольника. Эти нормы определяют теперь не только врачи – педиатры, психологи, неврологи, - но и педагоги.

  1. Легко ориентируется в пространстве, быстро адаптируется в незнакомых местах.
  2. Имеет начальные географические сведения: знает название и столицу своей страны, называет другие страны и их жителей (Америка – американцы, Англия – англичане).
  3. Умеет определять время не только по цифровому табло, но и по стрелочному.
  4. На рисунках находит до 10 малозаметных отличий.
  5. Сравнивает предметы по высоте или длине, ширине или глубине.
  6. Способен воспроизвести печатные буквы. Прописные буквы дети 6 года жизни, как правило, не умеют писать. Специалисты и не советуют самостоятельно учить этому: ребенок должен держать ручку при письме правильно, от этого зависит его почерк.

Делая выводы о мыслительных процессах дошкольника, специалисты оценивают не только общие показатели, но и отдельные критерии.

Логическое мышление

Логика к этому возрасту достаточно развита, и иногда приходится только удивляться суждениям вчерашнего малыша. Он излагает свои мысли точно и ясно, следит за ходом собственных рассуждений. Любит всевозможные логические ребусы и загадки, сам с удовольствием придумывает интересные задачки:

  • подбирает обобщающее слово к ряду предметов и, наоборот, может распространить данное слово однородными;
  • выделяет «лишний» предмет в предложенном ряду, составляет подобные ряды слов самостоятельно;
  • находит причинно-следственные связи в окружающих явлениях;
  • делает собственные выводы и обобщения из увиденного и услышанного.

Видео: Примеры загадок для дошкольника 6 лет.

Математические знания

Для поступления в первый класс шестилетний дошкольник должен продемонстрировать следующие знания и умения:

  • без труда досчитать до 10 (возможно, и больше) и обратно;
  • точно определить количество предметов в пределах знакомых цифр;
  • знать графическое изображение цифр, писать их самостоятельно;
  • самостоятельно сравнивать количество предметов в пределах 3-5 единиц;
  • решать простые примеры на сложение и вычитание (чаще всего на наглядном материале);
  • знать многие геометрические фигуры, в том числе и сложные, изображать их на бумаге.

Образное мышление

Ребенок в 6 лет начинает мыслить творчески, он уже работает не по образцу, в его голове возникают собственные образы. Так создаются фантастические животные из пластилина и бумажные замки, нарисованные картины и мозаичные узоры. Из конструктора или множества кубиков он сооружает здания и башни не по схеме, а по своему воображению.

Шестилетние дети любят играть с песком. Только теперь они строят целые города с подземными ходами и тоннелями, выкапывают траншеи и пруды, украшая их природными материалами.

Услышанные сказки или рассказы ребенок может дополнять своими подробностями или полностью переделать их. Это не означает, что он забыл или перепутал, это свидетельство его развивающейся фантазии и творческого мышления.

Знания об окружающем мире

Представления о мире достаточно широки и постоянно пополняются новыми сведениями, взятыми из прогулок, рассказов взрослых, из книг, картинок и рисунков:

  • знает все предметы, которые его окружают, без запинки называет и показывает их;
  • по описанию, главным отличительным чертам угадывает любой из знакомых предметов;
  • самостоятельно выделяет важные составляющие в предмете или явлении;
  • знает многих животных и птиц, их детенышей;
  • может назвать диких и домашних животных, зимующих птиц и перелетных;
  • различает деревья и кустарники, помнит их названия, находит и показывает их на прогулке;
  • знает и называет по порядку времена суток, дни недели, названия месяцев и времена года.

Внимание и память

Все психические процессы в 6 лет развиты практически полностью, с каждым годом они будут только совершенствоваться. Ребенок уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 20 минут при условии, что оно ему интересно. В основном же для продолжения требуется пятиминутный перерыв, за который дошкольник отдыхает и отвлекается, после чего заканчивает начатое дело.

Над непроизвольной памятью начинает преобладать память произвольная. Ребенок намеренно повторяет несколько раз строки из стихотворения, чтобы запомнить его, так же он поступает с незнакомыми словами. Ребенок способен запомнить и рассказать объемные стихотворения с выражением, пересказать недавно услышанную сказку или детский рассказ. Из 10 слов, произнесенных взрослым, сразу же повторит до 7 слов, а спустя время – до 5.

Речь

Активный словарный запас ребенка достаточно велик и разнообразен. Его речь понятна окружающим. Многие шестилетние дети уже умеют читать по слогам, хотя назвать это абсолютной нормой нельзя. Однако в этом возрасте они должны знать все буквы и уметь отличать их от звуков, на названную букву называть слово. Речевые навыки, по которым определяют, что ребенок должен уметь говорить в 6 лет, сводятся к следующему:

  1. Использует слова всех частей речи, строит сложные синтаксические конструкции, используя однородные члены, сложные предложения, причастные обороты.
  2. Владеет синонимами, может образовывать уменьшительно-ласкательные слова, заменяет повторяющиеся слова местоимениями.
  3. Регулирует силу голоса, интонацию, эмоциональную выразительность своей речи.
  4. Находит названную букву в слове, показывает картинки или предметы, которые начинаются с нужной буквы.
  5. Делит слово на слоги. Распространенной ошибкой является то, что родители, не зная сами правила деления слов на слоги, учат детей, которых потом сложно переучивать. Все обучение, касающееся письма и чтения, лучше предоставить педагогам.
  6. Четко произносит все звуки, включая. Если какие-то звуки ребенок заменяет или вовсе пропускает в речи, нужны занятия с логопедом. Это тот возраст, когда проблемы с речью решаются достаточно быстро при правильном подходе, в более поздний период исправить произношение будет гораздо сложнее.

Диалоговая форма разговора все еще преобладает, однако малыш уже вполне способен произнести монолог. В процессе монолога можно заметить, что ребенок остановился, потерял мысль. Здесь желательно помочь продолжить речь, задавая вопросы, тем самым поддерживая разговор. Такие монологические рассказы нужно поощрять, стараясь, чтобы ребенок как можно дольше говорил сам. Развитие устной монологической речи – один из серьезных критериев оценки при прохождении собеседования для поступления в школу.

Видео: Развитие речи дошкольника. Консультация логопеда.

Физическое развитие

Ребенок 6 года жизни очень подвижен, практически не сидит на месте. Любит игры, связанные с прыжками или бегом. Отлично владеет своим телом, координация развита, движения точны и уверенны:

  • ходит по бревну или перекладине;
  • быстро забирается по вертикальной лестнице;
  • подтягивается на перекладине несколько раз;
  • перепрыгивает через препятствия – в высоту и длину;
  • подолгу стоит и прыгает на одной ноге;
  • хорошо владеет мячом: бьет по нему, не промахиваясь, ловит, кидает другому игроку или в цель.

Мелкая моторика

Движения рук ребенка в 6 лет слаженные и точные, он способен полностью их контролировать:

  • правильно держит ручку, карандаш и кисточку;
  • лепит сложные фигуры из пластилина с использованием мелких деталей – глазки, лапки, хвостик;
  • вырезает ножницами фигуры по контуру, не выходя за него;
  • собирает мелкие предметы по одному;
  • вдевает нитку в иголку, пришивает самостоятельно пуговицу;
  • проводит прямые и волнистые линии, не отрывая карандаша от бумаги;
  • по клеточкам дорисовывает недостающую половину симметричного рисунка.

Социальная адаптация

Социальные навыки вырабатываются, как правило, в ходе игры, правила которой он внимательно выслушивает и следует им, ожидая при необходимости своей очереди.

Полностью развиты навыки самообслуживания. Ребенок без напоминания выполняет все гигиенические процедуры, вплоть до вечернего купания. Без помощи родителей способен подогреть себе еду, накрыть на стол, вымыть посуду.

Дети этого возраста с удовольствием помогают родителям. Не стоит препятствовать их энтузиазму, и тогда привитые в игровой форме навыки надолго запомнятся, со временем войдут в привычку.

Уверенно чувствует себя среди незнакомых людей, если рядом находится кто-то из близких, не теряется в общении со взрослыми, отвечает на их вопросы. Легко заводит новые знакомства. В 6 лет у ребенка появляются настоящие друзья, с которыми он предпочитает общаться более остальных.

Очень важно научить ребенка быть уступчивым, находить компромисс в спорной ситуации, контролировать свои эмоции . Он должен осознавать свои ошибки, уметь оказывать помощь и проявлять сочувствие.


В этой статье:

Итак, вашему малышу исполнилось уже 6 лет. Это замечательно, ведь теперь у него есть свои взгляды на мир, друзья, вкусы и интересы. Перед вами маленькая, но уже настоящая личность. Малыш высказывает свое мнение, хочет узнать больше о нашем мире и его обитателях . Правильное развитие ребенка 6 лет должно подготавливать его к самостоятельности. Уже пора в школу, а там мама и папа не всегда смогут помочь.

Развитие детей идет теперь не совсем одинаково: мальчик и девочка уже сильно отличаются по характеру, привычкам, интересам. Это значит, что взросление идет полным ходом. У детей начинается интересный период в жизни . Родителей можно поздравить: 6 лет – это возраст серьезный.

Правильное развитие

Эти ребятишки уже напоминают маленьких взрослых. Родителям нравится слушать их рассуждения обо всем на свете. А детям 6 лет нравится высказывать свою точку зрения, делиться с миром взглядами. Это говорит о том, как сильно прогрессировало психическое развитие. Мышление теперь проходит по той же схеме, что и у взрослых.

Многие спорят:
можно ли ребенка в 6 лет отдавать в школу или лучше подождать до 7 лет? Что ж, все индивидуально и зависит от ребенка. Если к 6 годам он уже вполне самостоятельный, научился общаться и дружить, знает правила гигиены, поведения за столом, умеет за себя постоять, то почему бы и нет? В этом возрасте дети уже могут довольно долго концентрировать внимание .

Конечно, выбирать вам. Главное помнить, что 6-7 лет – это возраст, когда уже придется отдать ребенка в 1 класс. До этого момента родителям нужно его развивать, готовить к самостоятельности. Это не только уметь самому кушать в школе, мыть руки, делать уроки. Поход в первый класс для ребенка всегда стресс. Адаптация, отрыв от привычной жизни. Если до 6 лет он был окружен лишь заботой и вниманием, у него не было обязанностей и возможностей реализовать
себя, то ребенку будет очень тяжело привыкнуть к школе
.

Правильное дошкольное развитие - это целый комплекс. Здесь все важно: от правильного питания и режима дня до нормальной социальной адаптации. С детьми в классе нужно будет подружиться. Иначе учиться будет еще сложнее. Поэтому термин «готовность к школе» означает не только то, умеет ли малыш читать и считать, но и то, готов ли он в целом к самостоятельности.

Физическое развитие

В 6 лет маленький мальчик обычно проявляет больше интереса к двигательной активности. Он обожает игры: футбол, хоккей, просто беготня с друзьями. Ему уже необходимо доказывать, что он лучше, сильнее, быстрее, чем его товарищи. Физическое развитие у мальчиков идет несколько быстрее . Они часто сами просят записать их в секции борьбы, футбола, хоккея. Также они обычно немного выше девочек, процент жировой массы у них меньше.

Девочки тоже
подвижные, но предпочитают свои игры: салочки, скакалки… Они уже частично осознали свои различия с мальчиками. Пока что играть вместе им не хочется . Дети в этом возрасте все еще довольно гибкие. Многим девочкам нравятся занятия танцами, балетом, гимнастикой.

Шесть лет - отличный возраст для начала занятий спортом. До этого у малышей не было достаточно концентрации, силы воли для тренировок. Теперь они уже понимают, могут выполнять команды взрослых. Появляется осознанное желание добиться успеха – даже если это тяжело. Еще плюсом является огромное разнообразие видов деятельности, которым могут заниматься дети. Мелкая моторика хорошо развита, они гибкие, легкие. Главное - огромное желание двигаться.

Даже если
не хочется ходить в секции, дети с радостью катаются на велосипеде, роликах, а зимой – на коньках, лыжах. Любая физическая активность укрепляет мышцы. В школе это важно. Ребятам приходится носить тяжелые рюкзаки, сидеть по несколько часов. Если не поддерживать мышцы спины, то запросто можно получить сколиоз или другие неприятные заболевания.

Психическое развитие

Сейчас все новое усваивается быстро. Сохраняется принцип работы с младшими детьми: информация должна быть как можно более интересной и яркой. Так проще слушать, вызвать интерес у детей. Учителя должны помнить, что перед ними еще совсем маленькие дети . Да, им можно давать задания, можно учить их математике, чтению, географии. Но все же они еще малыши.

Игра все еще
занимает важную роль в их жизни. Обучение сложным вещам тоже может проходить через игру, игровые задания, небольшие соревнования.

Просто поделите школьников на 2-3 команды, дайте им время на групповое решение задачки, составление проекта . Предложите им условия игры, небольшие призы. Так обучение идет быстрее и проще для самих детей. Они уже способны, пользуясь опытом, разобраться во многих жизненных ситуациях для своего возраста.

Волевое развитие

Одна важная особенность развития психики в этом возрасте - воля. Теперь ребенок понимает, что часто нужно делать выбор в пользу того, что нужно, а не того, что хочется. Он уже может управлять собой, контролировать. Это отлично сказывается на психическом и эмоциональном развитии малыша . Предлагайте ему несложную домашнюю работу. Теперь в его обязанности может входить полив
цветов, выгуливание и уборка за домашним животным, мытье посуды и т. д.

Ощущение того, что от него что-то зависит, благотворно сказывается на становлении воли. Конечно, особо ярко волевое развитие проявляется в школе . Сидеть и учиться, а не выйти поиграть, делать домашнее задание, даже если устал и надоело… Неправильно со стороны родителей просто утверждать «ты должен учиться». Лучше всего объяснить, почему и зачем он, собственно, должен . Тогда многие вещи становятся проще для ребенка. Он хоть немного понимает, для чего нужно пересиливать себя.

Эмпатия и эмоции

Эмпатия уже к 4-5 годам достигает хорошего уровня. Это умение сопереживать, понимать эмоциональное настроение другого человека. К возрасту 6-7 лет оно значительно совершенствуется. Раньше малыши сопереживали в основном грустным моментам в жизни родных и друзей . Теперь же они научились радоваться вместе. Иногда это бывает сложно – порадоваться успеху друга, когда сам не можешь таким успехом похвастаться.

Со своими эмоциями разобраться куда сложнее. Родителям
нужно много времени уделять этому моменту. Ребенок часто не понимает, что с ним происходит . Из-за этого он может быть чрезмерно агрессивным, неспокойным.

Особенно ярко эмоции проявляются у девочек, ведь они более сенситивны, чем мальчики. В 6-летнем возрасте мальчик по своему эмоциональному развитию немного отстает от девочки. Так будет еще долго, но не стоит переживать – к пубертатному периоду они практически сравняются.

Что касается эмпатии, мальчики хорошо ориентируются. У них больше чувства общности в компании. Например, любая командная игра переживается остро . Победа или проигрыш команды становятся личной победой или поражением каждого участника. Дети обоих полов лучше всего знакомы с эмоциями родителей. Сразу ясно, когда мама в хорошем настроении, а когда лучше всего сидеть тихонечко в своей комнате.

Социальные навыки

В 6 лет уже сформировались некоторые нормы поведения в обществе. Конечно, в большей степени это относится к обществу детей примерно одного возраста. Они уже выучили основной сценарий знакомства, предложения дружбы, игры вместе. Детишкам, которые ходили в детский сад, будет легче в школе. Они уже знают, что такое находиться в большом коллективе практически без вмешательства взрослого.

Про то, как общаться со взрослыми, родители должны объяснять . Отличие учителя от родственника или друга семьи, правила поведения, обращения к взрослому.

В этом возрасте уже можно «читать лекции» на тему опасности общения с незнакомцами. Не нужно пугать детей, но объяснить реальную опасность необходимо. К своим шести годам они уже получили хороший опыт социальных взаимодействий – теперь его нужно расширять. С каждым годом они будут встречать все больше разных людей – нужно уметь с ними коммуницировать.

Развитие интеллекта

Нормальное развитие интеллекта не зависит от того, мальчик или девочка перед нами. К 6-7 годам уровень интеллекта выравнивается. Теперь дело за школой и родителями. Речь идет о детях без отклонений в развитии.

Сейчас важное
значение имеет интерес ребенка к получению новых знаний. Интерес гораздо шире, чем школьная программа. Тут уже можно увидеть первые предпосылки малыша к выбору любимого занятия . Кто-то с огромным интересом учится читать или даже уже умеет. Другой сосредоточится на творчестве или выберет точные науки.

В 6-8 лет активно развивается память, ее объем значительно увеличивается. Концентрация на интересном занятии достигает 45-50 минут. Теперь нужно правильно заинтересовать и преподнести учебный материал . К сожалению, иногда школа и первый класс напрочь отбивает желание учиться. Учителя не делают достаточно для того, чтобы заинтересовать детей.

Речь хорошо
развита. Ребенок оперирует всеми частями речи достаточно правильно. Может сам придумывать слова, придавая предложению комический оборот. Сейчас словарный запас уже большой, и любую мысль можно выразить, пусть даже простыми словами. Вы можете продолжать читать вслух для ребенка, или же предлагайте ему читать самому. Это серьезно расширяет лексикон.

Не нужно сосредоточиваться только на учебе. Физическое развитие тоже очень важно. Во-первых, физкультура насыщает кровь кислородом – мозг «дышит». Это способствует усвоению новых знаний. Во-вторых, спорт - отличная разрядка после учебного дня . Так проще отдохнуть, выплеснуть энергию. Дети подвижные, а в школе приходится сидеть по 3-4 часа, потом дома выполнять домашнее задание… Двигаться им просто необходимо. Гармоничное развитие, физическое и психическое, всегда идет параллельно.

Поведение ребенка 6 лет в корне отличается от поведения детей младшего возраста. Ребенок уже отлично понимает и хорошо усвоил социальные нормы и правила поведения в обществе, он становится менее импульсивным, учится сдерживать агрессию и отстаивать свою точку зрения перед взрослыми и сверстниками.

Занимаясь воспитанием ребенка 6-7 лет, родители должны учитывать, что в этом возрасте ребенку особенно важны взаимоотношения со сверстниками, поэтому необходимо сделать все возможное для того, чтобы у него был свой круг общения с постоянными друзьями. Наравне с друзьями, ребенок 6 лет проявляет неподдельный интерес к представителям противоположного пола, малыш может тщательно это скрывать, либо, наоборот, очень активно проявлять свои симпатии. Родители должны поддерживать в этот период ребенка и объяснять ему в доступной форме, что такое понятие взаимоотношений между мужчинами и женщинами, почему они важны, и как их правильно строить.

Суть воспитания детей 6 лет также заключается и в том, чтобы, не используя старинный, однако далеко не действенный метод для детей «кнута и пряника», родители смогли найти правильный подход к малышу, стали для него людьми, которым он сможет доверять.

Очень важно, чтобы с родителями дошкольнику не было скучно, в этом возрасте с ним можно делиться своим опытом, вместе посещать различные выставки, музеи и театры, так как в 6 лет ребенок уже способен воспринимать сложную информацию.

Воспитание ребенка 6 лет: психология

С психологической точки зрения возраст 6-7 лет считается периодом, когда ребенок постепенно начинает отдаляться от родителей и все больше времени хочет проводить со сверстниками. Родители не должны проявлять ревность, запрещать ребенку общение с друзьями, жаловаться на его нежелание проводить с ними время, так как все эти манипуляции детским сознанием вызовут лишь чувство вины у ребенка, которое в будущем может породить множество комплексов.

В возрасте 6-7 лет психологическое развитие ребенка подвергается прогрессивным изменениям, все больше развиваются его физические возможности и расширяются умственные способности. Интеллектуальное обучение становится ведущим видом деятельности при воспитании ребенка 6 лет. Психология дошкольника также претерпевает некое давление со стороны родителей, которые начинают активно его подготавливать к грядущему первому походу в школу. Требования к малышу резко возрастают, он уже не может весь день заниматься тем, чем ему хочется, родители активно развивают в своих детях внимание и усидчивость. Однако не стоит забывать о том, что игры по-прежнему еще очень важны для ребенка, поэтому 1-2 часа в день ему необходимо предоставлять время для развлечений, давать ему возможность самому выбирать себе занятия для досуга.

Лучше всего использовать для воспитания ребенка 6 лет различные развивающие игры, которые позволят ему играючи приобрести необходимые для школы навыки и знания, к тому же в игре будет продолжать формироваться произвольность и управляемость его поведением.

На обучение напрямую влияет готовность ребенка к школе, под которой подразумевается не знание алфавита и цифр, а мотивационная готовность, иначе говоря, желание ребенка учиться и получать новые знания (познавательная мотивация). В каждом ребенке заложен от природы колоссальный потенциал – способность к обучению и приобретению новых знаний; очень важно сделать все возможное для того, чтобы его не потерять. Многие родители, которые занимаются воспитанием ребенка 6 лет, в последний год перед школой начинают интенсивно готовиться к ней со своим малышом. Очень важно, чтобы подготовка к школе не превратилась в нудную обязанность, навязанную родителями: такой подход на корню срубит весь интеллектуальный потенциал ребенка, в школу он не будет хотеть ходить, учиться впоследствии ему будет лень. Внеся в скучные занятия элементы творчества и проводя их в форме игры, родители добьются блестящих результатов, а подготовка к школе превратится в прекрасное совместное времяпрепровождение.

Если же ребенка было решено отдать на специализированные курсы по подготовке к школе, то родители должны выбрать яркого и интересного для ребенка преподавателя, с которым ему будет не скучно заниматься. Лучше вовсе не заниматься подготовкой к школе, нежели привить ребенку отвращение к учебе скучными заданиями и нудными учителями.

Также занимаясь воспитанием ребенка 6 лет, родители могут рассказывать детям о своем положительном школьном опыте, чтобы у тех заранее складывалось о школе позитивное мнение.

Занимаясь воспитанием ребенка 6 лет, родителям очень важно прислушиваться к его рассуждениям и выдумкам, обсуждать с ним волнующие его темы или события, прислушиваться к его мнению. Чем больше ребенок будет доверять своим родителям, тем легче ему будет общаться с другими людьми.

Вместе с ребенком можно создавать различные поделки, учиться использовать инструменты и орудия труда, рисовать, лепить или готовить пищу – любой из этих процессов при желании можно превратить в увлекательную игру.

Занимаясь воспитанием ребенка 6 лет, родители, прежде всего, хотят вложить в характер своего чада такие положительные качества, как добросовестность, ответственность и чувство долга, развить которые можно, следуя простым правилам, а именно:

Не менее важна реакция родителей, которые занимаются воспитанием ребенка 6 лет, на оплошности и проступки своего чада. Плохое поведение ребенка должно быть наказано однократным выговором, в котором ему внятно объяснят, в чем его ошибка, после чего к этой теме больше не должно быть возвращения. Дальнейшее напоминание о проступке будет заставлять ребенка испытывать чувство вины, также мамам, любящим «обижаться» для большей убедительности на собственных детей, стоит знать, что такое поведение является ошибочным: не каждый ребенок сможет сделать правильные выводы из сложившейся ситуации.

Видео с YouTube по теме статьи:

6 лет для ребёнка – это период, за который ему предстоит подготовиться к большим переменам в его жизни. Через год ваш малыш станет первоклассником, и ему важно в этот момент чувствовать вашу поддержку и опору. Конечно, ваш ребёнок повзрослел, многому научился и с каждым днём становится более самостоятельны. Но ребёнок остаётся беззащитным в большом мире людей, а потому нуждается в родительской опеке. Если вы видите, что ребёнок боится идти в школу, потому что не уверен в себе или его пугает перспектива проводить целый день без родителей, постарайтесь убедить его в том, что школа – это не только уроки и учебники, но и много интересных, увлекательных занятий.

К слову, чрезвычайно важным является выбор школы для своего ребёнка. Конечно, для некоторых приоритетным становится такой фактор, как территориальная близость школы, но ведь хочется, чтобы учёба в школе проходила успешно, без слез и неудач.

Прежде всего, при выборе школы оцените готовность ребёнка к школе, его потенциал, склонность к тем или иным узким знаниям. По возможности, заранее узнайте информацию о педагогах в начальных классах. Можно расспросить родителей, чьи дети уже учатся в школе, а можно попытаться встретиться с кем-то из учителей, пообщаться лично, понять, подходит ли вам учитель. Также вам необходимо знать, по какой образовательной программе будет учиться ваш ребёнок, о технической оснащенности школы, наличии обедов и дополнительных занятий.

Физиологическое развитие ребёнка 6 лет

Ребёнок 6 лет проявляет всё больше разнообразия в проявлении физической активности. Если ваш малыш увлекается спортивными занятиями, ему нравится разучивать новые упражнения, совершенствуя с каждым разом свои навыки. И это является большим плюсом, ведь чем активнее ребёнок занимается спортом, тем легче ему будет переносить нагрузки в будущем. А с наступлением школьной поры ребёнку потребуется много сил на то, чтобы рано просыпаться, соблюдать дисциплину, делать уроки и т.д. При этом режим дня ребёнка должен быть составлен так, чтобы у него оставалось время для прогулок на свежем воздухе.

В возрасте 6 лет у детей продолжается половое созревание – важный момент в жизни ребёнка. Развитие мальчиков и девочек проходит по-разному. Мальчишки взрослеют гораздо заметнее, что проявляется не только в физической силе, но и в еде. Нередко ваш сынок может попросить добавки к обеду или заявить о своих предпочтениях в пище. В случае повышенного аппетита важно не перекормить ребенка, чтобы это не обернулось ожирением.

Девочки могут не так активно заниматься физическими упражнениями, но зато, подобно настоящей женщине, начинают обращать внимание на свою внешность, примерять мамины туфли или позаимствовать губную помаду.

Интеллектуальное развитие ребёнка 6 лет

Говоря о развитии ребёнка в 6 лет, мы уже делаем акцент на его интеллектуальный уровень. Многие родители уже отправляют своих детей в школу, а потому к 6 годам, как правило, ребёнок научился считать, писать и читать. Словарный запас дошкольника составляет от 3 до 6 тысяч слов. Также объем памяти ребёнка позволяет хранить полученную ранее информацию и запоминать новые знания.

Интеллектуальное развитие ребёнка 6 лет во многом зависит от того, насколько родители участвуют в этом процессе и в какое русло его направляют. Способности 6-летнего ребёнка настолько гибкие, что могут быть развиты в любой сфере. Дошколятам достаточно просто даётся изучение иностранных языков, они схватывают налету новые слова и способны подражать. Поэтому 6 лет – вполне подходящее время, чтобы отправить ребёнка в школу иностранных языков.

Также 6 лет – благоприятный период для овладения музыкальными инструментами. Обучаясь игре на фортепиано, скрипке или любом другом инструменте, ребёнок учится быть усидчивым, спокойным, внимательным. Соприкосновение с клавишами или струнами помогает контролировать движение обеих рук, развивать моторику. Кроме того, прививается музыкальный вкус, что положительно сказывается на эмоциональной сфере ребёнка.

Кстати, развитие музыкального слуха может стать отличной опорой при изучении иностранного языка, так как тренируется способность запоминать на слух.

Игры детей 6 лет

В 6 лет детям требуются более усложненные игры и игрушки. В этом возрасте ребёнку нравится что-то собирать, склеивать, складывать, то есть заниматься делом, нацеленным на результат. 6-летний ребёнок может 2-3 часа просидеть с конструктором, состоящим из множества деталей, либо собирать пазлы из более мелких фрагментов. Дети любят мастерить что-то своим руками: лепить из глины и пластилина, плести бусы из бисера, делать поделки из бумаги или ткани. Обычно прикладным творчеством детей учат заниматься в детском саду, но эти навыки вы вполне можете развивать и дома. Это нетрудно делать при наличии дома компьютера с доступом в интернет, где предлагаются тысячи вариантов занятий для детей 6 лет.

6-летние дети по-прежнему играют друг с другом во дворе на детской площадке. Но их досуг может ограничиваться не только качелями и горками. Вы сделаете ребёнку незаменимый подарок, если купите ему самокат, двухколёсный велосипед, роликовые коньки или коньки для катания на льду. Во дворе дети смогут устраивать целые соревнования, к примеру, по мастерству катания на самокате. Кстати, здесь хотелось бы обратить особое внимание родителей на психологическую составляющую коллективных игр. Конкурируя между собой, дети в шесть лет по-разному реагируют на проигрыши и победы. Родители должны научить ребёнка достойно терпеть поражение, а победу принимать, не унижая при этом других.

Воспитание ребёнка в 6 лет

В 6 лет ваш ребёнок – уже не беспомощный малыш. А потому в плане личной гигиены и опрятности он должен быть самостоятельным. Чтобы ваше чадо не выросло неряхой, ему следует выучить правила гигиены: напоминайте ему чистить зубы по утрам и вечерам, умываться, причесываться, мыть руки перед едой и т.д. Кроме того, ребёнку необходимо научиться аккуратно складывать свою одежду, бережно обращаться с вещами. В дальнейшем, вам обоим будет легче, когда ребёнок пойдёт в школу и будет уметь сам собирать портфель, вешать костюм или платье на вешалку в шкаф. Было бы неплохо приучать ребенка к выполнению домашних дел. Это разовьет в нем чувство ответственности и готовность помогать. Конечно, не нужно давать много поручений или доверять ребёнку то, с чем он вряд ли справится. Можно начать с лёгких обязанностей, к примеру, каждый вечер поливать цветы, по утрам заправлять свою постель, развешивать на верёвку свои вещи после стирки, покупать в магазине хлеб (если магазин находится в шаговой доступности и если отпускать ребёнка одного безопасно). Со временем ваши сын или дочка сами станут предлагать свою помощь по дому, а вам следует терпеливо относиться к промахам малыша. Ни в коем случае не ругайте ребёнка, если во время полива цветов он прольёт воду мимо горшка. Лучше похвалите и осторожно сделайте замечание.

В воспитании необходимо прививать и правила вежливости. Культура поведения ребёнка будет влиять на успеваемость в учёбе, на отношения со сверстниками и взрослыми. Согласитесь, гораздо приятнее услышать хорошие слова и похвалу о своем отпрыске, нежели получать какие-то негативные отзывы.

Вашему ребёнку будет легче усвоить хорошие манеры, если они практикуются у вас в доме. Дети, в семьях которых существует определённый уклад, где все относятся друг к другу с уважением и добротой, чувствуют себя увереннее в обществе.

Перед школой шестилетний ребёнок должен обладать определённым перечнем навыков. Какие же способности и умения необходимы ребёнку в 6 лет для полноценного развития? Наличие определённых знаний помогает детям быстрее адаптироваться к школьной жизни, а умение применять их на практике будет способствовать комфортному общению со сверстниками.

Формирование личности у ребёнка в 6 лет

К шести годам жизни ребёнок уже не малыш, но ещё и не взрослый. Переломный момент, который возникает после перед школой, нередко беспокоит родителей. Их волнует вопрос о том, что уже должен уметь их ребёнок.

К 6 годам ребёнок должен иметь представление о себе и своей семье. Знать свое имя, отчество и фамилию, имена, отчества и фамилии родителей, их профессии, домашний адрес.

В этом возрасте детей приучают к самообслуживанию. Тревоги родителей по поводу того, как же ребёнок оденется, откроет и закроет входную дверь, дойдёт до школы и обратно, как сам разогреет обед, способны навредить формированию его самостоятельности. Ребёнок в 6 лет должен быть социально-адаптированным к подобным вещам. Не нужно бояться его самостоятельности и препятствовать её развитию и появлению.

Шестилетки охотно помогают родителям, чувствуя тем самым свою значимость. Важно проявлять благодарность и разрешать ребёнку участвовать в домашних делах. Если малыш что-то делает не так - не ругайте, а деликатно поправьте. Помните, мама и папа для малыша являются авторитетами. Он всё повторяет и старается сделать как лучше, даже если не всегда и получается. Можно попросить ребёнка вынести мусор, пропылесосить, помыть посуду, вытереть пыль, полить цветы, сходить за хлебом. Все эти поручения малыш выполнит с радостью и особой гордостью.

Физиологическое развитие ребенка в 6 лет

  • Рост в пределах 110-121 см;
  • Вес в пределах 18-23 кг;
  • Наличие 20 зубов (молочных);
  • Размер одежды - 30; - от 28 до 30.

6-летний ребёнок должен уметь:

  • Сохранять равновесие при ходьбе по бревнам;
  • Спускаться и подниматься по лестницам;
  • Пару раз подтянуться на турнике;
  • Играть в мяч руками и ногами;
  • Прыгать через скакалку, перепрыгивать через препятствия;
  • Правильно держать ручку, карандаш, фломастер;
  • Вырезать ножницами фигуры из бумаги;
  • Обладать навыками пластилиновой лепки и соленого теста;
  • линии, волны и раскрашивать рисунки.

В этом возрасте важно развивать мелкую моторику. Такие упражнения, как выкладывание мозаики, собирание мелких предметов при помощи пинцета, вдевание нитки в иголку и т.д., помогут воспитать усидчивость и способность сосредотачиваться.

Социальная адаптация ребенка в 6 лет

По мнению психологов, шестилетние дети правильно развиваются в интеллектуальном плане, если имеют одного-двух друзей, не комплексуют в кругу незнакомых людей, не стесняются отвечать на вопросы посторонних. Стоит обратить внимание на то, сможет ли ребёнок скопировать мимику лица, найти отличия в предметах, правильно назвать цвет, форму, величину предмета.

Помимо этого, к 6 годам дети должны уметь сосредотачиваться минимум на 15 минут, запоминать короткие стихи, песни, складывать картинки из паззлов. Езда на велосипеде, самокате также способствует развитию ребёнка.

Стоит отметить, что все дети разные и развиваются индивидуально. Важно научить ребёнка элементарным вещам и действиям, которые помогут ему адаптироваться к занятиям в школе. Простые правила культурного общения, опрятный вид, усидчивость во время уроков, уважение и почтение ко взрослым людям, помогут ребёнку чувствовать себя комфортно в социальной среде. Наши дети - отражение нас самих. Поэтому, что мы вложим в них до школы, с тем и столкнёмся в период взросления. Любите своих детей, обнимайте, поддерживайте и понимайте.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.