Развивающие задания для младших школьников на занятиях изо. Картотека творческих игр и заданий для разных видов деятельности детей Творческие задания для младших школьников примеры

Поговорим о том, что можно предложить маленькому непоседе 3-5 лет. А это:

  • Нетрадиционное рисование.
  • Аппликация.
  • Изготовление вкусных игрушек.
  • Веселая мастерская.

Рассмотрим подробнее каждый вид ручного творчества.
Нетрадиционные способы этого вида творчества:

Способ №1
«Волшебная палочка»

карандаш или ручка обматываются с тупого конца поролоном, который привязывается ниткой. Получается большая кисточка без волосков. Палочка держится строго перпендикулярно к поверхности листа, без наклона. След, оставляемый ей имитирует шерсть животных, крону деревьев, снег. Палочка с поролоном обмакивается в краску (главное, чтобы не было большого количества воды), и малыш начинает ее следами покрывать лист. Пусть сначала он просто поймет, что с помощью «волшебной палочки» можно быстро и легко рисовать следы. Потом изобразите черным фломастером ветви дерева или кустик, пусть ребенок дорисует листву зеленой, желтой, красной или оранжевой краской. Нарисуйте карандашом незатейливый контур зайчика или лисицы, пусть малыш «затопчет» его своим «волшебным инструментом» - зайка и лиса получатся пушистыми, их шерстка будет казаться такой взъерошенной, что малышу непременно ее захочется потрогать. Крайне интересно работать в этой технике с трафаретом. Вырежьте посередине плотного листа картона какое-либо изображение, например голову тигренка или медведя. Приложите картон с вырезанным трафаретом к альбомному листу и предложите малышу «затоптать» ту часть альбомного листа, который виден в отверстие трафарета. После того как ребенок сделает это, дайте работе высохнуть, после чего нарисуйте кисточкой глаза, рот, усы, полоски.

Способ №2
«Фигурная фигурка»

Очень интересен способ рисования карандашом, фломастером, шариковой ручкой по заранее сделанным трафаретам. Трафареты могут быть двух видов - одни вырезаны внутри листа, другие сделаны из листа и отделены от него. Маленьким детям проще обводить фигуры, выбитые внутри листа. Многие угольники и линейки имеют такие лекала. Приложив их к альбомному листу, вы просите малыша обвести фигуры. Потом убираете трафарет и вместе с ним придумываете, как можно дорисовать ту или иную форму. Ребятам 4,5-5 лет под силу будет обвести одиночные трафареты, вырезанные из картона. Это сложнее, т. к. рука плохо удерживается на внешней стороне лекала и малыш прочерчивает лишние линии. Но заинтересовать детей можно содержанием трафаретов: для мальчиков - это силуэты машин и самолетов, для девочек - животные, матрешки, банты и домики. Обведя лекала, дети могут закрашивать их изображения фломастерами и красками, штриховать различными линиями: прямыми, волнистыми, зигзагообразными, с петлями, волнообразными с острыми вершинами. Трафареты могут помочь при создании собственных рисунков, они дополнят то, что создал сам малыш.
Можно затеять игру: ребенок обводит различные предметы, а вы отгадываете, что это такое. Во-первых, не все предметы можно обвести. Находя их, малыш поймет, в чем разница между объемными и плоскими предметами или вещами, у которых есть хотя бы одна ровная сторона, и тех, у которых таковые отсутствуют. Во-вторых, самому, без помощи взрослого непросто обвести тот или иной предмет. А в-третьих, в этой игре роли меняются: малыш ставит родителей в тупик, а взрослые силятся найти ответ. Все это радует ребенка, обеспечивая ему прилив творческих сил.

Способ №3
«Зеркальная копия»

Еще один способ основан на том, что силуэт, нарисованный красками, может легко отпечататься при накладывании на него листа бумаги. Последовательность работы такая: лист сгибается пополам, разворачивается, поверхность слегка смачивается водой. На одной половине листа рисуется красками силуэт какого-либо предмета или часть симметричного изображения, например, половина елочки, половина цветка, половина домика. Лист складывается и сильно прижимается рукой. Развернув лист, вы увидите целое изображение или два предмета (если вы на одной половине рисовали целый предмет). Этот способ по душе многим малышам, детям кажется чудом появление на второй половине листа такого же изображения. Когда работа подсохнет, детали могут быть дорисованы фломастерами, карандашами или красками.
способ № 4 - «Чей след»
Другой способ рисования, а точнее, печатания основан на возможности многих предметов оставлять красочные отпечатки на бумаге. Вы берете картофелину, разрезаете ее пополам и из одной половинки вырезаете квадратик, треугольник, ромбик, цветочек или что-нибудь интересное. Причем одна сторона печати должна быть плоской для прикладывания к бумаге, а за другую вы будете держаться рукой. Потом вы или ребенок макаете такую печатку в краску (лучше гуашевую) и прикладываете к бумаге. Как вы догадываетесь, остается отпечаток. С помощью этих печаток можно составлять бусы, орнаменты, узоры, мозаики.

Способ №5
«Соленые рисунки и зубная краска»

А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Попробуйте, это очень увлекательно!
Или давайте создадим зимние пейзажи еще одним способом - рисуя зубной пастой. Предварительно малышу надо объяснить, что это творческий поиск, и такое использование зубной пасты не дает ему право выдавливать ее на полу, полках и столах. Вместе с малышом наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками. Для творчества лучше всего использовать отечественный продукт - он быстрее засыхает.

Способ №6
«Яичная мозаика»

Еще один очень увлекательный способ создания творческих работ - это выполнение мозаики из разноцветной яичной скорлупы. После того как на вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. Отделите от пленочек, вымойте, высушите и истолките. В нескольких стаканчиках разведите краску и положите туда измельченную скорлупу. Через 15 минут скорлупа вылавливается вилкой и раскладывается для просушки. Вот и готов материал для мозаики. Теперь надо продумать рисунок, обозначить его карандашным контуром и, предварительно смазав клеем поверхность, засыпать ее определенным цветом скорлупы.

Способ №7
«Как художник художнику»

А вот совсем необычный путь! Надо раздобыть большой лист бумаги. Огромные ватманские листы продаются в книжных магазинах и стоят 6 рублей. Вы просите малыша лечь на такой лист и обводите его. Конечно, лучше, чтобы он влез весь (этого можно добиться склеив два или три листа ватмана) или, на крайний случай, чтобы поместилось туловище и голова. Вы обвели малыша, а теперь пришло его время - пусть он попробует разукрасить силуэт: нарисовать глаза, рот, волосы, украшения, одежду. Если ребенок мал, то выполняйте эту работу вместе - малыш предлагает, а вы, восхищаясь его фантазией, рисуете вместе с ним.

Способ №8
«Дождливые фантазии»

Еще один вариант нетрадиционного рисования заключается в следующем: во время дождя или снегопада вы смело открываете окно и выставляете меньше чем на минуту лист бумаги, держа его горизонтально. Вы, наверное, догадались, что капли дождя или снега останутся на листе. А этого мы и добивались. Теперь следы непогоды могут быть обведены и превращены в сказочные существа. Их также можно соединить между собой, отгадывая, что за образ получается.

«Апликация»
Очень часто занимаясь рисованием, малыши просят дать им ножницы. Желание подержать в руках такой опасный взрослый предмет повышает собственную значимость в глазах ребенка. Дети совершенно спокойно могут разрезать свой рисунок или вырезать его часть. И это происходит не потому, что им не жалко рисунка. Просто интерес перед «волшебным» отделением от листа его частей зачаровывает их намного больше, чем желание сохранить уже созданное.
С чего же можно начать заниматься аппликацией?
Самые простые сюжеты - это домик с открывающейся дверцей, примитивные машины, горы. Лучше эти работы выполнять . Обратите внимание малыша на то, что одна сторона бумаги цветная, а другая - белая. Линию разреза проводят только на белой стороне. Нарисуйте на белой стороне листа большой квадрат. Две его стороны совпадут с краями листа, две другие линии вам предстоит провести самим. Дайте ребенку ножницы, сами же придерживайте лист и направляйте его. После вырезанного квадрата, можно сделать треугольную крышу. Вот и дом готов, остается только намазать клеем и хорошенько прижать к бумаге. Как ни странно, но и этому малышей надо учить. Намазывать лучше на специальной подложке из линолеума или пластика. Прижимая деталь к основному фону, снимем остатки клея тряпочкой. Закончив работу, предложите малышу дорисовать детали, например, обозначить окошки, дверь, слуховое окошко, забор. Очень любят дети открывающиеся части в домиках или пещеры в скалах. Сделать такие части очень легко. Внизу домика вы вырезаете дверь. Одна ее сторона должна удерживать ее, будто на петлях. Конечно, дверь не приклеивают, а держат открытой. Теперь ребенок может сам закрывать и открывать ее. Так же можно сделать ставни на окнах, открывающиеся двери в машинах, таинственные гроты в скалах.
Совсем маленьким детям можно заранее подготовить различные лекала. Малышу остается достать их из конверта или мешочка, рассмотреть, намазать клеем и расположить на листе так, как душе угодно. Это занятие при определенной сноровке ребенок может выполнять самостоятельно. Лекалами могут быть следующие силуэты: геометрические фигуры, цветы, ягодки, звездочки.
Для аппликаций можно использовать не только бумагу. Кусочки ткани тоже прекрасный материал. Из них получаются чудесные костюмы, различные природные объекты, например, кроны деревьев, гладь воды, шерсть животных. Ткань подбирают в зависимости от ее фактуры и соответствия образу. Предложите малышу рассмотреть отутюженные лоскутки, разобраться, для чего их можно использовать, и вы удивитесь его заинтересованности и энтузиазму.
Прекрасный материал для аппликаций - старые журналы. Детям, которые уже хорошо овладели процессом вырезания, доставит удовольствие отыскивать рисунки и фотографии по заданным темам. Например, сегодня мы создаем аппликацию на тему «Гонки», и малыши ищут изображения различных видов транспорта. Придумывайте темы и вручайте крохам журналы!
Любопытно научить малышей использовать для аппликаций не только старые издания, но и бросовую бумагу - этикетки, обертки, бумагу для заворачивания подарков. Надо быть настоящим фантазером, чтобы увидеть в фотографии леса фон для аппликации морского дна, а цветочный хоровод вырезать из обертки в форме мыльных пузырей. Преобразование увиденного в другие, необычные образы - это и есть настоящее творчество! В этом отношении очень интересна игра с буквами. Вы вырезаете из журналов различные буквы, просите малыша придумать из них что-то новое. Так, к букве «Я» пририсовывается бантик, веселая мордочка и башмак - и вот уже человечек готов. А что, если «П» дополнить крышей и трубой? «К» - хвостом, когтями и головой? Попробуйте, это увлекательно и для взрослых.
Еще аппликацию можно создавать из круп и макарон. Но с пищевыми продуктами надо быть крайне осторожными. Все-таки еда предназначена для поддержания нашей жизни, а не для игры. И все же можно попробовать, оговорившись, что мы возьмем совсем чуть-чуть риса, геркулеса, фасоли и макарон, чтобы создать нечто интересное и увлекательное. Дорожка из риса, стволы деревьев из макарон, море из геркулеса будут выглядеть оригинально и необычно.

Итак, идеи есть, не хватает только свободного времени и сил. Давайте выкроим часок, запасемся терпением и... начнем творить вместе с крохой. Откуда ни возьмись появятся силы, придет желание выдумывать и фантазировать, а малыш будет умолять вас поклеить, полепить, порисовать, помастерить с ним еще чуть-чуть. Соглашайтесь, ведь от этого «чуть-чуть» протянется ниточка к «навсегда». А навсегда стать другом, творческим соратником и советчиком своего ребенка мечтает каждая мама.
В подготовке статьи использованы материалы книг:
Фельдчер Ш., Либерман С. «400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет» . Санкт-Петербург: «Питер», 1996.
Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». М,: «Просвещение», 2000.

Несколько идей для аппликации
Создаем аквариум: рыбы, водоросли, жемчужины.
Клеим город: дома, машины, деревья, стилизованные (упрощенные) изображения людей.
У нас кухня! На бумажные тарелки наклеиваем фотографии или силуэты различных блюд, овощей и фруктов.
Придумаем человечка из бумажных стаканчиков, кубических коробок из-под кефира, наклеивая фон, черты лица и волосы.
Коллаж из кусочков серпантина, веревочек, тесемок, бечевок. Расположив эти материалы в определенной последовательности, закрутив их спиралью, сплетая друг с другом, можно создать интересные декоративные работы.
Аппликация способом обрывания, когда бумага не режется, а рвется, это особенно хорошо смотрится при создании морских волн, кряжистых деревьев, чудовищ. Если малышу трудно обрывать большое изображение, пусть рвет по частям, приклеивая их на основном фоне друг к другу.

Вкусные игрушки
Повторим еще раз, что, занимаясь изготовлением вкусных игрушек, малыш должен понимать, что пища имеет огромную ценность. Отношение к еде с уважением должно быть обязательным при изготовлении поделок из пищевых продуктов.
Предложите ребенку украсить салат. Пусть у него под рукой будут кружочки помидора, оливки, полоски перца, моркови, завитки петрушки. Быть может, малыш создаст лицо человечка или сделает орнаментальное украшение?
Очень интересно выдавливать крем из шприца или пакетика по заранее задуманному рисунку. Это искусство под силу далеко не всем, так что пусть кроха пробует сначала на печенье. Очень часто дети видят в кусочке хлеба, который они едят, то медвежонка, то белочку. Давайте попробуем попросить малыша, аккуратно отрывая кусочки хлеба, создать разных животных. Они станут веселыми тостами к завтраку, а оставшиеся крошки мы подсушим и сложим в отдельную баночку. Они пригодятся для панировки. Обязательно расскажите об этом ребенку, пусть он знает, что ни крошка хлеба не пропала!
Наряду с этими оригинальными увлечениями, мы советуем вам почаще привлекать непосед к кухонным заботам. Печь печенье с мамой, варить макароны, резать картош-
ку - да что может быть интереснее и важнее для подрастающего крохи!

Мастера на все руки
Заканчивая читать статью, вы, должно быть, устали, верно? Невозможно сразу запомнить столько идей, разобраться в таком количестве предложений. А потому в последнем разделе мы поместили лишь только едва обозначенные мысли по поводу создания своими руками чего-то нового и интересного. Если что-то будет любопытно, оформите эти разрозненные мысли на вкус!
Делаем ювелирные украшения: нанизываем с помощью большой иглы на нитку пуговицы, бусинки, ягоды рябины. Целое ожерелье можно сделать, соединяя между собой скрепки.
Рассказываем веревочные истории: из веревки сделали круг, начинаем рассказ про... колобок, солнышко , тарелку, колесо. Вот у нашего круга вырос нос. Что это? Буратино, репка? И так далее - показываем и рассказываем.
Мастерим куклы из подушек, перевязанных веревкой, бумажных пакетов, набитых газетой и перекрученных посередине. Кукол из бумаги можно разукрасить, наклеить им волосы, усы, бороды.
Подумайте, что еще можно придумать из подушек? Вы затрудняетесь, а вот малыши с удовольствием расскажут вам, что это может быть и домик, и машина, и самолет. Предложите крохе возвести такую постройку - он будет просто счастлив.
Скрепим наши творческие замыслы! Высыпьте на лист чистой бумаги скрепки. Оказывается, из них можно создавать различные силуэты и обводить их. Попробуйте сами, а потом предложите маленькому творцу.
Попросите ребенка сделать на картоне множество дырок с помощью дырокола. Когда работа будет закончена, вручите малышу шнурок. Закрепив его в одной из дырочек узелком, попросите создать узоры. Это похоже на развивающие игры под названием «шнуровка», но ведь полотно полностью сделано самим ребенком! А потому игра будет воспринята совершенно по-другому. Создавать узоры можно по-разному, почему бы не попытаться шнурком «рисовать» знакомые и незнакомые образы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербург

Введение

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных проблем. Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.

Очевидно, что первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего поколения являются дошкольные учреждения. Именно здесь возможно заложить основы развития творческой личности для каждого ребенка, что обязательно поможет детям в дальнейшем на всем их жизненном пути.

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОУ, в ней кратко раскрыты теоретические аспекты развития творческого воображения у дошкольников и представлен практический материал по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Творческое воображение – необходимая составная часть творчества

Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение , которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.

Существуют различные классификации видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

1. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное , деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

2. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Хочу отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач, развитие в той или иной степени творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве.

Развитие творческого воображения у дошкольников

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.

Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)

В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно - придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение? Существует множество разнообразных способов:

1. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.

2. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили.

3.Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.

4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.

5. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.

6. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

7. Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников целесообразно проводить в группах ДОУ планомерно. Рекомендуется планировать их проведение еженедельно в разделе «Социально-коммуникативное развитие»

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет

1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель : развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2.Игра - упражнение «Три краски».

Цель : развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы».

Цель:

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра – «Неоконченный рисунок».

Цель:

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники».

Цель:

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.)

8.Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

11. Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

12. Игра «Поможем художнику».

Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

13. Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

14.Игра «Чудесные превращения».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

15. Игра «Чудесный лес».

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

16. Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

17. Игра «Разные сказки».

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель : развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

20. Игра «Сказочное животное (растение)».

Цель : развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

21. Упражнение «Сказка – рассказ».

Цель : развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Список использованной литературы

  1. Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ

У детей младшего школьного возраста игра остается преобладающим видом деятельности. Познавать мир, осваивать новые знания, приобщаться к культуре и заниматься спортом им по-прежнему проще и интереснее в игровой форме. В отличие от обучающих, творческие задания основаны на импровизации и эмоциях. Они не подчиняются готовым правилам, их суть - в интеллектуальном, психологическом и художественном развитии через свободное самовыражение.

Виды творческих игр у детей 7 - 11 лет

Творческие игры для школьников подразделяются на несколько групп:

  1. Сюжетно-ролевые игры. В них ребенок старается воплотить окружающую действительность, воспроизвести увиденный сценарий или придумать свой, прожить определенную роль. Это всевозможные бытовые сцены (семейные), ситуации из детской жизни (школьные), профессиональные сюжеты (врач - больной), характерные для возраста 7 - 9 лет. В это время детям больше важна атрибутика, нежели сюжетная достоверность.
  2. Театрализованные действия. Этот вариант сюжетно-ролевых игр для детей 10 - 11 лет и старше, с преобладанием жизненных ситуаций, проявлением личных качеств. За основу берутся героико-романтические сценарии, сцены из книг, фильмов, концепции телепередач.
  3. Интеллектуальные творческие игры: речевые, математические, логические, загадки, викторины, шарады и т.д.
  4. Техническое творчество. У первоклассников происходит становление основ технического мышления: конструирование, моделирование, механика, строительство, исследования и открытия их занимают больше, чем привычные занятия вроде рисования и лепки. Пик увлечения конструкторами - возраст 9 - 10 лет, затем интерес снижается.
  5. Творческое развитие. Живопись, лепка, вырезание, изготовление поделок по-прежнему важны для умственного и психологического созревания ребенка. С этой точки зрения в приоритете - аппликация, входящая в программу трудового обучения и внеклассной деятельности.
  6. Музыкальные игры: пение, импровизации, игра на инструментах, ритмические движения, сочинение мелодий на предложенный сюжет соединяют творческий процесс с эстетическими и эмоциональными переживаниями.

Творческие детские игры могут проходить в форме:

  • самостоятельных занятий (конструирование, рисование);
  • парных игр (совместное творчество с другом, с родителями, братом или сестрой);
  • групповой деятельности (интеллектуальные игры, постановки, кукольный театр и т.д.)

Творческие игры для младших школьников

Простые речевые и развивающие занятия - универсальные творческие игры для детей. Они подходят для всех возрастов, с их помощью можно занять ребенка в любое время и в любом месте, организовать интеллектуальное развлечение хоть для целого класса.можно более русские лица на картинке найти?

Творческая игра «Любимая буква»

Для этой игры необходимы листочки с буквами, сложенными в конверт. Первый ребенок вытаскивает карточку и озвучивает букву, которая ему досталась. Теперь это его «любимая» буква, и с нее должны начинаться все произнесенные им слова. Задача остальных детей и взрослых - задавать вопросы участнику, на которые он будет отвечать, подбирая только «разрешенные» слова.

Пример на букву «А»:

  • Как тебя зовут? - Аня.
  • Где ты живешь? - в Африке.
  • Твоя любимая еда? - Ананас.
  • Твоя любимая книга? - Айболит.

Игра должна проходить в быстром темпе. Ребенок, который ошибся или замешкался на счет «1 - 2 - 3» уступает место другому игроку. Занятие развивает сообразительность, память и чувство юмора.

Творческая игра «Дорисуй»

Эта игра задействует творческое мышление, интуицию, будит фантазию, формирует пространственное воображение и укрепляет память. Необходимый инвентарь - бумага и ручка. В игре можно задействовать любое количество участников.

От ведущего требуется нарисовать часть геометрической фигуры, простого предмета, игрушки; от ребенка - завершить рисунок. Например, взрослый начертил 2 стороны прямоугольника, 2 грани куба, детям нужно дорисовать до конца. Следует помнить, что развивающие творческие игры должны соответствовать возрасту участников: сложные задания типа параллелепипедов можно давать детям, уже знакомым с геометрией.

Творческая игра «Мелофон»

Музыкальная игра для группы из нескольких ребят развивает слух и наблюдательность. Для занятия нужны несколько стаканов, наполненных водой на разном уровне:

  • пустой;
  • на четверть;
  • на половину;
  • на три четверти;
  • полный.

Ведущий стучит по стаканам ложкой, давая возможность детям услышать и запомнить, как звучит каждый из них. Игрок отворачивается, в это время другой бьет по одному из стаканов. Задача - угадать, по какому. Побеждает тот участник, которого слух подводил меньшее число раз.

Творческие игры в развитии детей

Творческие игры для детей способствуют всестороннему и гармоничному развитию младших школьников:

  1. с психологической точки зрения - ребенок проявляет эмоции и свободно самовыражается;
  2. с интеллектуальной стороны - формируются мышление, восприятие, речь, воображение, память;
  3. прикладное значение игр - появляются новые навыки, опыт работы с разными материалами;
  4. воспитательный аспект - вырабатываются дисциплина, привычка к труду, умение действовать в коллективе;
  5. в художественной области - выявление способностей, интересов, побуждение к творчеству.

Стремление играть всегда и везде - не помеха для обучения и воспитания. Задача взрослых - не пускать игры на самотек: организовать, возглавить и придать им творческое направление, и любое занятие будет служить развитию детей.

Развивающие задания для младших школьников на занятиях в творческом объединении художественной направленности

Опыт работы педагога дополнительного образования. Методический материал

Соколова Светлана Сергеевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО Центр детского творчества п. Сява, Нижегородской области.

Цикл развивающих занятий для младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, восприятия, речи, мышления, творческого воображения, активности.
Работать с предложенными заданиями можно в группах продленного дня, отдельные упражнения учитель может использовать как дополнительный материал к урокам изобразительного искусства.
Данный материал можно рекомендовать родителям, которые уделяют внимание развитию детей.

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей.
Задачи:
- знакомство с ролью, организацией и содержанием развивающих заданий на занятиях в детском творческом объединении.
- развитие творческого потенциала каждого ребенка.
- создание непринужденной комфортной атмосферы на занятии.

Место и роль развивающих заданий на занятиях творческого объединения «Палитра» художественной направленности

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Поэтому одной из определяющих задач воспитания становится задача формирования и развития творческих способностей детей.
Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, которые выражаются не только в имеющихся у человека знаниях, умениях и навыках, но и проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. По исследованиям психологов, творческий процесс протекает одинаково как у ученого, совершающего открытия в науке, так и у ребенка, занятого, например, построением из мозаики новой фигуры. Творческая работа детей протекает на уровне субъективной новизны - «открытия для себя». Совершаемые ребенком «открытия для себя» - основа будущей творческой деятельности человека. В основе любой творческой деятельности лежит хорошо развитый интеллект. Важно обеспечить такую организацию учебно-воспитательной работы, при которой наиболее продуктивно развивались бы познавательные психические процессы: восприятие, внимание, мышление, речь, воображение, выявились бы творческие способности детей, индивидуальность каждого ребенка, что, в конечном счете, развивает интеллект ребенка.
В период с 7 до 10 лет активно развиваются творческие возможности ребенка: воображение, творческое мышление, любознательность; формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. Ребенок становится более активным, самостоятельным, начинает проявлять интерес к разным явлениям окружающего мира.
У детей младшего школьного возраста наблюдается всплеск творческой активности, тяга к познанию и исследовательской деятельности. Чем разнообразнее содержание деятельности ребенка, тем большее количество социальных ролей он получает для социального опыта, тем разностороннее он развивается.
Поэтому педагогически очень важно не упустить это время и максимально использовать его для выявления и развития способностей каждого ребенка.
Способности развиваются только в деятельности. Безусловно, в кружке художественной направленности нет возможности охватить все стороны развития ребенка в одинаковой степени или учесть все интересы и потенциальные способности каждого ребенка. Однако можно создать условия для развития творческих способностей детей на занятиях кружка и одним из эффективных средств этого являются развивающие задания, включающие в себя игры, т.к. в младшем школьном возрасте игра по-прежнему занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей и является наиболее освоенной ими деятельностью.

Организация развивающих заданий на занятиях

Развивающие задания проводятся от 5 до 10 минут на занятиях кружка. Продолжительность выполнения заданий определяется уровнем развития и подготовленности каждого ребенка и группы в целом.
Учитывая интересы детей, опираясь на свои возможности и умения, педагог определяет задачи конкретного задания и выбирает наиболее целесообразные методы и приемы работы. Возможны варианты усложнения или облегчения заданий. При этом педагог должен четко определять те знания, умения и навыки, которые нужно формировать, основываясь на уже имеющихся.
Задания, приведенные в данной работе, просты, коротки и ясны. Педагог лишь направляет и стимулирует развитие способностей ребенка в нужном направлении.
Развивающие возможности предлагаемых заданий не всегда равноценны, результат не всегда виден сразу, однако большинство из заданий направлены на развитие таких качеств, как любознательность и умение выражать свои мысли, т.е. тех качеств, которые нужны ребенку в дальнейшей жизни.
Очень часто при общении детей и взрослых преимущественно говорят взрослые, однако крайне важно уметь слушать ребенка и вызывать его на разговор. Игры - задания способствует расширению словарного запаса и активизации речевой деятельности ребенка.
Многие задания и упражнения способствуют развитию логического мышления ребенка. Ребенок учится определять, сравнивать, узнавать назначение, устанавливать причинную связь между явлениями.
Постепенно развивается готовность к познанию окружающего мира, умение рассуждать: развивается моторика и координация движений. Дети начинают лучше ориентироваться в окружающей обстановке, лучше сосредотачиваться, их поведение становится более независимым, самостоятельным.
Способность ребенка к восприятию мира будет развиваться, если научить его замечать детали окружающей обстановки. Эта способность очень важна для умственного развития ребенка - ведь любознательного ребенка легко увлечь, если он научился внимательно наблюдать и оценивать явления, происходящие в жизни.
Много заданий связано с использованием изобразительных средств, поскольку изобразительное искусство оказывает сильное воздействие на развитие детского ума. Детские рисунки, как ничто другое, отражают мироощущение ребенка.
Ребята знакомятся с играми, которые все больше и больше увлекают их, дети начинают сами придумывать свои варианты, добавляя к ним новые детали.
Педагогу необходимо совершенствовать игротехнику, которая помогает поддерживать интерес к игре, к выполнению различных заданий.
Необходимо помнить и о способах стимулирования детей: оценить результат выполненного задания; похвалить за оригинальность, нестандартность решения задачи, выделив творческие моменты.
Игра составляет основу развивающих заданий, приоритетными задачами которых являются:
- выявление личностных и творческих особенностей каждого ребенка.
- развитие внимания, восприятия, речи, памяти, мышления, воображения.
- развитие эмоционально-волевой сферы.
- формирование и развитие таких качеств личности, как: самостоятельность, инициативность, творческая активность.
- развитие коммуникативных умений и навыков.
- расширение кругозора ребенка, формирование его интересов и потребностей.

Сущность и особенности развивающих заданий на занятиях творческого объединения

Развивающими задания названы так не случайно, так как при всем своем разнообразии они исходят из общего замысла занятий и обладают характерными особенностями.
1. Задания даются ребенку в различной форме: письменной или устной инструкции, плоского рисунка - и таким образом знакомят детей с разными способами передачи информации.
2. Задания расположены в порядке возрастания сложности, по принципу «от простого - к сложному».
3. Задания имеют широкий диапазон трудностей: от доступных - до сложных. Поэтому они могут возбуждать и поддерживать интерес в течение продолжительного времени.
4. Большинство заданий ориентированы на самостоятельное исполнение, что развивает активность и ответственность ребенка.
5. Алгоритм выполнения заданий обладает достаточной вариативностью, что предоставляет ребенку возможность для выбора самостоятельного решения, для поиска нестандартного подхода к поставленной задаче.
6. Развивающие задания также варьируются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Необходимо ориентироваться на «зону ближайшего развития ребенка», предлагать задания такой степени сложности, которые вызывали бы у ребенка посильное умственное напряжение и способствовали его дальнейшему развитию.
7. Результаты деятельности ребенка выражаются в конкретной, видимой, осязаемой форме: в виде рисунка, узора, решенной задачи.

1 блок «Интеллектуальные игры»

Задачи блока: развитие внимания, восприятия, речи, памяти, мышления
1. Придумай загадку к слову (карандаш, альбом, кисточка, краски)
2. Объясни и истолкуй пословицы, образные выражения, фразы («Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Видеть в розовом цвете», «Черный день»)
3. Игры со словами и в слова.
А) «Наборщик»
Составить новые слова из букв предложенного слова (рисунок, композиция, акварель, палитра, смешение и пр.)
Б) «Слоговое лото»
Составить из слогов слова и фразы. (Зо. о. ло. Пер. снег. та. сень. я. вый. при. Гра. ли. чи. те. ле. («Золотая осень», «Первый снег», «Грачи прилетели»)
В) Кроссворд (зашифрованные понятия, термины, ответить на вопросы-загадки и пр.)
Г) Ребусы, шарады, анаграммы, логарифмы. Зашифрованные понятия и термины.
Д) «Цепочка слов»
Каждое следующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Пятно-объем-мазок- кисть-точка-акварель-линия и так далее.
Е) «Слово рассыпалось»
Составить из букв слово Рискак (краски), кизэс (эскиз), алаптир (палитра), стал (лист)
З) «Четвертый лишний»
- Синий, зеленый, красный, фиолетовый
- Палитра, иголка, кисть, карандаш.
И) «Повтори и добавь слово»
Назвать слова по заданной теме. Ребенок повторяет уже названные в том же порядке и добавляет свое. Рисунок. Рисунок, кисть. Рисунок, кисть, эскиз, и так далее.
К) «Скажи наоборот»
Подбор слов-антонимов. Яркий - бледный, теплый - холодный, симметрия – ассиметрия.
4. Игра «Хорошо-плохо»
Оценить предметы с разных сторон, выделив положительные и отрицательные свойства и качества предмета, явления. Ластик, карандаш, альбомный лист, гуашь и прочее.
5. «Игра «Сравни предмет»
Найти сходство и различие между предметами, понятиями и явлениями. Цветные карандаши и краски; картина и скульптура; симметрия и ассиметрия.
6. Мозаики - пазлы.
Вскрыть упаковку, запомнить картинку, высыпать элементы, обязательно перемешать их и собрать картинку по памяти.
7. Дидактические игры. Словесные игры-загадки, задачи- предположения.

2 блок «Минуты фантазии»

Задачи блока: развитие творческого воображения, активности.

1. «Представь и услышь»
Представь и расскажи о: высохшей краске, сломанном карандаше.
2. «Представь и нарисуй»
Настроение кисточек, вымытых после работы; любимый цвет, цвет смеха - доброты, злости.
3. «Представь и попробуешь»
Представить и описать вкус: разной краски (акварели или гуаши; голубой и розовой)
4. «Представь и ощутишь запах»
Представить и описать запах: натюрморта.
5. «Вообрази себя»
Представить себя кем-то или чем-то и описать свою жизнь (или нарисовать). Знаменитым художником.
6. «Нарисуй предмет»
Придумать сюжетную картину, связанную с темой занятия, дорисовав предметы из предложенных геометрических фигур.
7. «Модель»
Придумать новую модель: кисточки, альбома и других предметов.
8. «Сочини сказку»
Это задание можно "использовать на любом занятии без учета темы. Педагог предлагает детям:
- придумать название к прочитанным отрывкам;
- придумать продолжение сказки;
- составить сказку наоборот (Сказка о добром волке и злых поросятах);
- придумать сказку на новый лад;
- описать характер героев и пр.

3 блок «Играем вместе»

Задачи блока: развитие внимания, волевых качеств личности, коммуникативных умений и навыков, творчества.
Блок включает перечень заданий, которые конкретизируются с учетом тем занятий.
«Цветные сороконожки» - игра на закрепление знаний о цвете
«Краски» - игра для сплочения детского коллектива
«Три веселых краски» - игра для развития внимания
«Рисуем кота» - игра на закрепление навыков рисования
«На что ЭТО похоже» - игра на развитие воображения и фантазии
«Веселые человечки» - игра на координацию движений
«Нарисуй картинку палочками» - игра на умение выделять форму предмета


Игра «Цветные сороконожки»
Группа детей делиться на две команды. В каждой команде выбираются Художник, Вода, Кисточка, Краски: Красная, Оранжевая, Желтая, Зеленая, Голубая, Синяя, Фиолетовая - «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»
Задача участников игры: под текст ведущего выстроится по порядку, при этом встать затылок друг другу, наклонится, одну руку дать игроку, стоящему сзади (рука идет между ногами), вторую игроку, стоящему впереди, который протягивает свою руку тоже между ногами. Свободными остаются по одной руке у первого и последнего игроков. Таким образом, не размыкая рук, команды должны добраться до кеглей (кубиков) под текст ведущего, затем вернутся на место старта, пройдя путь опять наклонившись. Чья команда придет раньше другой, та является победительницей.
Текст ведущего (читает медленно, чтобы дети успевали выстраиваться):
«Проснувшись рано утром, Художник задумал нарисовать картину, налил Воды…, приготовил Кисточку…, разложил перед собой краски: Красную…, Оранжевую…, Желтую…, Зеленую…, Голубую…, Синюю…, Фиолетовую. Художник приступил к работе (в это время дети бегут к кеглям, обегают их или выстраивают кубики). Нарисовал картину (дети передвигаются к месту старта). Уф – ф. Хороша картина!»


Игра «Краски»
Игра интерпретирована по типу игры «Зоопарк».
Для проведения игры ведущий ставит ребят в круг. Они должны взять друг друга под руки и образовать плотное кольцо.
Условия игры: затейник называет каждому ребенку на ухо какой - нибудь цвет краски: красный, желтый, бледно синий, и так далее, или какую либо краску: гуашь, акварель, масляная и прочее. Затем начинает произносить вслух, игрок услышавший своё слово, должен резко, всем своим весом зависнуть на руках соседей и вырваться из круга. Остальным нужно быть очень внимательными и стараться никого из круга не выпускать. Так проиграть несколько раз. Вся штука заключается в том, что в последний раз только двум участникам ведущий говорит названия красок или цветов, например: одному – фиолетовый, другому – черный, а остальным – красный! Но они об этом не знают!


Игра «На что это похоже?»
Дидактическая задача: развитие воображения и фантазии детей через изображение различных предметов с помощью геометрических фигур.
Игровой материал: карточки со схематичным изображением различных предметов.
Ход игры.
Педагог по очереди показывает детям несколько карточек и предлагает им придумать, на какие игрушки или предметы похожи изображения на карточках. Спрашивая детей, педагог обращает внимание на то, чтобы ответы не повторялись; следует особо отличать оригинальные ответы. По окончании опроса педагог предлагает детям самостоятельно нарисовать из геометрических фигур различные предметы, состоящие из:
- кругов;
- треугольников;
- квадратов;
- треугольников и квадратов;
- треугольников, квадратов и кругов.
Комбинации геометрических фигур могут быть различными.
Дети могут играть, выполняя задания индивидуально или в составе микрогруппы.


Игра «Веселые человечки»
Дидактическая задача: развитие воображения, координация движений, умения соотносить позы человека с их схематическим изображением.
Игровой материал: карточки с изображением человека в различных позах.
Ход игры.
Педагог объясняет правила, согласно которым все дети должны двигаться по комнате, а по команде: «Раз, два, три - замри!», - остановиться. Произнося эти слова, педагог показывает детям одну из карточек с изображением схемы человека в определенной позе (например: ноги вместе, правая рука вниз, левая рука в сторону), дети должны замереть в такой же позе. Игра повторяется несколько раз, но каждый раз с новой карточкой. Вместо отсчета можно использовать музыкальный сигнал (включение фонограммы на магнитофоне).


Игра «Три веселых краски»
Играющие вслед за ведущим читают стихотворение и выполняют соответствующие движения. Повторить несколько раз, ускоряя каждый раз темп.
Три веселых краски (показать одной рукой три пальчика, улыбаясь)
Гуляли по двору (шаг на месте)
Три веселых краски (показать три пальчика)
Затеяли игру:
Делали головками -
Ник - ник - ник, (Повернуть голову в стороны три раза)
Пальчиками ловкими
Чик - чик - чик! (Щелкать пальчиками три раза)
Делали ладошками -
Хлоп - хлоп - хлоп, (хлопать ладошками три раза)
Топали ножками -
Топ - топ - топ! (Топать ножками три раза)
После последнего раза можно закончить так:
Вдруг закапали капли (Хлопки)
Пошел дождь (аплодисменты, переходящие в овации)


Игра «Рисуем кота»
Выбирается игрок, ему завязывают глаза, и он рисует мелом на школьной доске под диктовку.
Нарисуй-ка круг большой,
Сверху маленький такой.
На макушке - ушка два -
Это будет голова!
Нарисуем для красы
Попышней ему усы.
Вот пушистый хвост готов...
(Снимается платок, и участники видят свою фотографию или свое отражение в зеркале)
Ты прекрасней всех котов!!!


Игра «Нарисуй картинку палочками»

Дидактическая задача: развитие умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основную форму предмета посредством их схематического изображения.
Игровой материал: Картинки с изображением различных предметов, набор счетных палочек (несколько наборов), карточки со словесным описанием предметов.
Ход игры.
Педагог раздает детям наборы счетных палочек и показывает несколько картинок. Затем спрашивает, могут ли дети на столе с помощью палочек выложить предметы, которые видят на картинках. Получив утвердительный ответ, педагог предлагает выложить палочками сначала простые формы, а затем более сложные. Учащиеся индивидуально «рисуют» палочками разные группы предметов, соответствующие тематическим циклам занятий. Например, разные растения: куст, дерево, цветок, или домик, пирамидку, корабль.
Педагог может предложить детям выполнить предметы, прослушав их словесное описание, или самим придумать какую-либо композицию из различных предметов.

Результативность развивающих заданий

Результаты, как личные, так и коллективные (групповые), подводятся в конце каждого задания, т.к. основная часть заданий имеет логическую завершенность, и возможность выполнения в ограниченно короткий промежуток времени. Главное - желание ребенка включиться в выполнение задания и добиться определенного результата.
О результатах проводимой работы позволяют судить:
- «продукты» творческой деятельности (рисунки, поделки, решение кроссвордов, задач, ребусов и пр.);
- скорость и качество их выполнения;
- участие детей в творческих конкурсах и игровых, познавательных мероприятиях творческого объединения и Центра детского творчества;
- уровень творческой активности и самостоятельности.
Игровыми результатами можно считать:
- расширение кругозора и приобретение ребенком опыта творческой деятельности, исполнение разных социальных ролей.
- проявление самостоятельности, инициативы, творческой активности.
- на поведенческом уровне - проявление положительной динамики в общении с взрослыми и сверстниками.

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт, определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое». Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном, это сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов. Предложенные задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.

Между тем для эффективного развития креативных способностей школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.

На основе анализа литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

  • - открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
  • - соответствие условия выбранным методам творчества;
  • - возможность разных способов решения;
  • - учет актуального уровня развития;
  • - учет возрастных особенностей учащихся.

Учитывая эти требования, Г.В. Терехова предлагает программу, в которой выстраивается система творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе. Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты.

Системообразующий фактор - личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт. Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы - внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее - является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.

При отборе содержания для системы творческих заданий Г.В. Терехова учитывала два фактора:

  • - творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,
  • - творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.

Содержание представлено тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений. Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

Галина Владимировна Терехова, автор методических материалов «особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе» к программе «Уроки творчества», приводит следующую классификацию тематических серий творческих заданий.

Тематические серии групп творческих заданий

Тематические серии

Типы заданий

Возможности учебных предметов

“Театральная”

Создание театральных эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки

Познание

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

Художественный труд

Литературное чтение

“Бионика”

Нахождение соответствий природных и технических объектов, изучение возможностей природных аналогов для развития техники

Создание

Преобразование

Окружающий мир

“Нарния”

Анализ взаимоотношений героев произведений Клайва Степлза Льюиса

Познание Создание

“Винни-Пух решает вслух”

Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж.Родари, Л.Кэррола, А.А.Милна, Дж.Толкина, А.Линдгрен, Н.А.Некрасова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

Обучение грамоте

Литературное чтение

“Технический мир”

Изучение и создание различных технических объектов

Познание

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

Обучение грамоте

Художественный труд ОБЖ

“Природный мир”

Изучение животных, формирование гуманного отношения человека к природе, выращивание культурных растений

Познание

Преобразование

Обучение грамоте

Окружающий мир

Литературное чтение

Русский язык

“Организм человека”

Изучение органов чувств, памяти, мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями

Познание

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

Окружающий мир ОБЖ

“Головоломки”

Решение и составление задач на внимание, головоломок, шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов

Создание

Преобразование

Математика

Окружающий мир

Обучение грамоте

Литературное чтение

Русский язык

“Признаки”

Изучение признаков объектов (цвета, формы, размера, материала, назначений, расположения в пространстве и др.), природных явлений; составление загадок, метафор, сравнений.

Познание

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

Математика

Окружающий мир

Обучение грамоте

Литературное чтение

Русский язык

“Космос”

Изучение проблем, связанных с полетами человека в космос: устранение неисправностей, обеспечение водой, работа техники в условиях других планет; работоспособность в состоянии невесомости

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

Обучение грамоте

Художественный труд

Окружающий мир

“Страна несделанных дел”

Рассмотрение выделенных учащимися проблем из различных областей знаний

Преобразование

Использование в новом качестве

Окружающий мир

“Бесприродный технический мир”

Изучение проблем, связанных с заменой природных материалов искусственными

Преобразование

Использование в новом качестве

Художественный труд

“Фантастические сюжеты”

Решение проблем героев фантастических произведений Г. Альтова, Р.Бредбери, А. Орлова, составление фантастических сюжетов

Познание

Создание

Преобразование

Обучение грамоте

Литературное чтение

“Да-Нетки”

Изучение и объяснение явлений, ситуаций; изучение признаков объектов через постановку вопросов

Познание

Математика

Окружающий мир

Обучение грамоте

Литературное чтение

Русский язык

Художественный труд

“Безопасность”

Рассмотрение вопросов безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности, поведение человека в экстремальных условиях (безопасные тренировки спортсменов, защита человека при аварии; защита от отравлений, сохранение зрения)

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

Окружающий мир

Художественный труд

“Проблемы третьего тысячелетия”

Изучение экологических проблем (сбор нефти с поверхности воды, построение мусоросжигающего завода, переработка отходов, долгожительство)

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

Окружающий мир ОБЖ

Познание

Создание

Дополнительная учебная программа

“Гениальные” задачи”

Переоткрытие эффектов, созданных “Битлз”, М.И. Глинкой, Гомером, А.Дюма, Микеланджело, Н.А. Римским-Корсаковым, Состратосом

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

Дополнительная учебная программа

“Достойный ответ”

Анализ поведения людей в стрессовых ситуациях, при нарушении норм и правил общения

Познание

Использование в новом качестве

Обучение грамоте

Литературное чтение

Окружающий мир

“Что такое хорошо?”

Анализ норм нравственного поведения (ответственность за свои поступки, доброта, справедливость, честность, трудолюбие, совестливость, эмпатия)

Познание

Математика

Окружающий мир

Обучение грамоте

Литературное чтение

Русский язык

Художественный труд

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

  • - сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
  • - сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
  • - формы представления противоречий (явные, скрытые).

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Приведем в качестве примера несколько занятий по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста, предлагаемые доктором психологических наук Евгенией Яковлевой.

Занятие «ЭТО Я»

Создание каждым учеником автопортрета.

Материал

Большие листы бумаги, примерно в рост ребенка (можно использовать обратную сторону обоев, старые газеты, но на них придется рисовать яркими фломастерами), карандаши, краски, фломастеры, цветные картинки из старых журналов и книг, цветные куски бумаги, клей.

Ход занятия

Ведущий. Сегодня мы будем рисовать автопортреты в полный рост. Кто знает, что такое автопортрет?

Ответы детей: это когда не кто-то тебя рисует, а когда ты сам себя рисуешь.

Ведущий . Да, когда человек сам себя рисует (принятие).

Ведущий. Да, когда человек сам является автором своего портрета (принятие).

Дети могут не знать значения слова «автопортрет». Поэтому ведущий может получить, например, и такой ответ: «Это когда портрет в автомобиле».

В соответствии с общими принципами проведения занятий такой ответ тоже принимается и поддерживается ведущим: «Да, портрет может быть и в автомобиле, и на фоне автомобиля, и на диване -- где угодно (принятие). Портрет -- это изображение человека; автопортрет означает, что человек -- сам автор своего портрета, он сам себя рисует» (пояснение).

Может быть и так, что ведущий не получит никаких ответов на свой вопрос. В таком случае он сам раскрывает значение слова «автопортрет».

Ведущий. Может быть, кто-нибудь знает способ, как можно быстро нарисовать портрет в полный рост?

Ответы детей: стать настоящим художником, позвать художника, позвать учителя по рисованию.

Ведущий. Да, они смогли бы нарисовать очень хорошие портреты (принятие). Но это был бы автопортрет или просто портрет

Ответы детей: это был бы просто портрет.

Ведущий. А мы будем рисовать автопортрет. Но мы с вами не художники. Как бы мы могли попробовать нарисовать автопортрет?

Первый способ: лист бумаги прикрепляется к стене, человек прислоняется к нему, и кто-то обводит его контур карандашом или фломастером.

Второй способ: человек ложится на лист бумаги, и кто-нибудь обводит его контур. Третий способ: осветить человека и обвести на бумаге его тень.

Если дети не называют такие способы, им надо предложить их. Они сами выбирают такой способ, который им нравится больше всего. Дети могут изобрести и другие способы.

Рисуя контуры, дети работают в группах по четыре человека (двое держат лист у стены, один прислоняется, один обводит); по два (один лежит, другой обводит) или по три (один лежит, двое обводят). После того как контур каждого ребенка нарисован, предлагается раскрасить его так, как хотят учащиеся. Каждый может нарисовать себе одежду -- самую красивую, самую модную, может быть, старинную. Это один из центральных моментов занятия. Ребенок получает возможность погрузиться в себя, остаться наедине с самим собой, сделать собственный выбор. Он может нарисовать себя либо серьезно, либо шутливо. Он может нарисовать такую одежду, которой у него еще никогда в жизни не было, или ту, которую он хотел бы носить, а ему не разрешают.

Если ребенку что-то не нравится в автопортрете, он может объяснить это условностью занятия («Мы же не художники»). Важно то, что ребенок пытается сделать, что ему хочется, и он является единственным экспертом своего творения. Ведущий должен быть заинтересован тем, что делают дети, проявлять удивление и восхищение:

  • -- Ты, оказывается, любишь джинсы!
  • -- О, тебе идут свитера!
  • -- Какой прекрасный костюм принцессы!

Потом детям предлагают посмотреть в зеркало и нарисовать свое лицо -- таким, каким бы они хотели его видеть. (А можно вначале нарисовать свое лицо, а потом посмотреть в зеркало.) При этом ведущий обязательно напоминает детям: «Конечно, мы не художники, и лицо может получиться непохожим. Это неважно. Может быть, будет похож цвет глаз, или ресницы, или улыбка, или, наоборот, не будет улыбки. Это не важно. Рисуйте так, как вам хочется».

После того как портреты созданы, они прикрепляются на стене в классной комнате и каждому из детей предлагается рассказать о себе: как его зовут, кто его родители, где он живет, какой у него дом, что он любит. По ходу этого рассказа ведущий осуществляет безусловную поддержку и принятие.

Иногда ребенок отказывается рассказывать про свою семью, говорить о своем доме.

Эта реакция ребенка тоже принимается ведущим: «Да, иногда не хочется ничего рассказывать. Мы только посмотрим, какой потрет у тебя получился».

При этом обязательно надо отметить то, что получилось хорошо: удачный цвет или хорошо выраженное настроение.

Освоение метода дихотомии в игре «Да-нет»

Дихотомия - метод деления пополам, используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен в педагогической деятельности различными типами игры «Да - Нет». В рамках дополнительной учебной программы могут быть использованы следующие «Да-Нетки». Узнай объект по описанию.

1. Перечисляются признаки объекта (тема «Объект и его признаки»):

сделан из песка, похож на гладь воды, может быть любого цвета.

  • 2. Перечисляются отличия органов чувств загаданного животного, находящегося среди представленного на листе ряда (тема «Органы чувств»):
    • - 5 глаз, и все на руках (морская звезда);
    • - животное, у которого орган обоняния находится на языке (змея);
    • - животное, которое "видит" носом (дельфин);
    • - животное, у которого нет глаз, ног, ушей, но они могут "видеть" кожей (дождевые черви);
    • - животное, имеющее органы осязания и обоняния на усиках (бабочка);
    • - животное не различающее цвета, у которого орган осязания находится на усах (кошка);
    • - животное, которому нос может заменить глаза (собака);
    • - этому животному зрение заменяют слух и голосовые органы (летучая мышь);
    • - животные, которые слышат всем телом и могут найти дорогу по запаху (рыба);
    • - животное, у которого органы обоняния и осязания находятся на руке (слон);
    • - у этих животных удивительное зрение - очень широкий угол зрения, позволяющий видеть все вокруг (птицы);
    • - глаза этого животного лучше видят ночью, чем днем, чуткие уши слышат добычу с далекого расстояния (сова);
    • - животное, у которого органы чувств очень схожи с органами чувств человека (обезьяна).

Найди загаданный объект.

  • - предлагается ряд геометрических фигур, среди которых учащиеся находят загаданную фигуру (тема «Материал»);
  • - предлагается ряд предметов, изображенных в неявном виде: телефон, книга, кошка, звезда, звук, букет, подарок, ветер (тема «Мышление»);
  • - предлагается ряд объектов, расположенных в таблице. Требуется отгадать объект, пользуясь признаком расположения (тема «Внимание»).
  • 4. Определи возраст человека: приводится описание поступков людей, характеризующих их возраст (тема «Признак», «Время»).

Однажды на пороге скромной обители второкурсника возник величавый седобородый старец, профессор Ульм Джеймс. Он зашел поздравить юного автора с удачной статьей в студенческом журнале, и этот неожиданный визит положил начало ежедневным беседам в доме Джеймса, за чашкой чая. Сколько лет было юному автору?

Французский врач Ален Бомбар на собственном примере доказал, что можно довольно долго жить, бороться с морской стихией и побеждать ее, оставшись без воды и пищи. Ален в течение 65 дней на резиновой лодке переплыл Атлантический океан, не притронувшись к еде и воде. В каком возрасте Ален совершил свой подвиг?

Машу взяли в зоопарк. Вот волк. Маша его сразу узнала:

Ты почему трех поросят съел?

Волк молчит.

Ты почему трех поросят обижал?

Волк поджал хвост.

Вот и сиди теперь в клетке, плохой серый волк!

Волк отвернулся. Значит, ему стыдно. Значит, он больше не будет. Сколько лет Маше?

Как-то на Рождество отец подарил Генриху книгу Георга Людвига Ерера "Всемирная история для детей", в которой мальчик увидел рисунок к мифу о Трое. Мальчик радостно воскликнул: "Отец, ты ошибся, Ерер видел Трою, иначе он не смог бы ее нарисовать!" "Сынок, - ответил он, - это лишь воображаемая картина". Но на вопрос сына, имела ли в действительности древняя Троя такие стены, он ответил утвердительно. "Отец, - сказал Генрих, - если такие стены были, то они не могли быть уничтожены". Отец возразил мальчику, но Генрих стоял на своем, и, наконец, они порешили на том, что Генрих когда-нибудь откроет Трою. Сколько лет было мальчику?

Старший был мальчик умный. Он хорошо учился, много читал и умел убедительно говорить. И вот он стал убеждать отца, что он не обидит Младшего и что дома все будет в полном порядке, пока не вернутся родители из города.

Ты даешь мне слово? - спросил отец.

Даю честное слово, - ответил Старший.

Хорошо, - сказал отец. - Три дня нас не будет дома. Мы вернемся тридцать первого вечером, часов в восемь. До этого времени ты здесь будешь хозяином. Ты отвечаешь за дом, а главное - за брата. Ты ему будешь вместо отца. Смотри же!

Ровно в полночь маленький Геракл проснулся. Он лежал в темноте, сосал кулак и слушал во все уши, потому что был умен не по возрасту. Вдруг он услышал возню и шуршание на пороге, потом тихий свист и шипенье на полу. Любопытный мальчик приподнял голову и заглянул за край колыбели. В ту же минуту он увидел большую змеиную голову рядом со своей головой. Геракл немного испугался и откинулся назад.

Решение задач на внимание (тема «Внимание»).

В пригороде Парижа - кафе на улице. Туда садится молодой человек. Хозяин тут же звонит в полицию: "У меня в кафе - диверсант". Как он это узнал?

Человек попал под дождь. Ни шляпы, ни зонта у него не было. Когда он добрался до дома, на нем не было ни одной сухой нитки, однако ни один волос на голове не промок. Как это могло произойти?

У одного шофера не было с собой водительских прав. Он вышел на пешеходную часть дороги и двинулся по ней, вплотную прижимаясь к витринам магазинов. Не обращая внимания на запрещающий знак, он миновал перекресток и остановился напротив милиционера. Видя все это, регулировщик движения не остановил шофера и не оштрафовал его. Почему?

Прохожий обращается к горько плачущему ребенку:

  • - Будь хорошим мальчиком и не плач.
  • - Я не могу быть хорошим мальчиком, - был ответ, и это была чистая правда.

Интервью с близнецами: "Вы братья? - Да! - Родились в один день? - Да! - Вы двойняшки? - Нет!" Почему? (тема «Творческое мышление»).

Результатом многократного включения заданий «Угадай объект», «Угадай явление» должна явиться карта - классификация объектов реального мира , позволяющая кратчайшим путем, целенаправленно сужая поле поиска, находить загаданный объект, явление, составленная учащимися под руководством педагога.

Выбираемые учителем методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности.

Уровень творческих способностей оказывает влияние на уровень развития познавательных процессов. У детей, обладающим высоким уровнем творческих способностей, наблюдается и больший уровень познавательных процессов в сравнении с детьми с низким уровнем творческих способностей.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

  • 1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
  • 2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
  • 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
  • 4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
  • 5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
  • 6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:

  • 1. Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
  • 2. На специальных занятиях по рисованию, технологии, музыке давать детям задания творческого характера.
  • 3. Использование проблемных ситуаций на уроке.
  • 4. Использование специальных игр, заданий, развивающих творческие способности детей.
  • 5. Выпуск стенгазет.
  • 6. Исследования по различным темам.
  • 7. Создание портфолио детьми.
  • 8. Работа с родителями.