Нормативно-правовая база по организации детского отдыха. Программа организации детского летнего оздоровительного отдыха Основные санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к детским лагерям

Д.Медведев: «Я подписал распоряжение, которым утверждаются Основы государственного регулирования и контроля организации отдыха и оздоровления детей. В них отражены задачи по совершенствованию системы организации детского отдыха. Это подготовка профессионалов, строительство и реконструкция лагерей и здравниц, уточнение законодательной базы. Надо все документы, которые из этих основ вытекают, максимально быстро подготовить».

Из стенограммы:

Д.Медведев : У нас сегодня совещание, которое посвящено организации отдыха и оздоровления детей. Тема очень важная и, скажем так, регулярная. Завтра наступает лето, в школах уже начинаются каникулы. Сегодня обсудим, как идёт подготовка к сезону детского летнего отдыха. Понятно, что ключевыми являются темы безопасности, нормального, комфортного отдыха.

Поездка в лагерь – это всегда отличная возможность отдохнуть, познакомиться с друзьями, узнать много нового. В то же время надо, чтобы всё это было как следует организовано, чтобы ничто не угрожало ни здоровью, ни тем более жизни детей. Для этого ключевыми являются вопросы не только обеспечения элементарной безопасности, но и соблюдения санитарных норм, противопожарных правил. У нас случаются проблемы, трагедии случаются, и в прошлом году это было. Надо сделать всё, чтобы не допустить повторения подобных ситуаций.

В прошлом году была существенно усовершенствована нормативно-правовая база, которая касается детского отдыха. Полномочия по его организации теперь закреплены за единым ведомством (об этом неоднократно говорили), теперь это Министерство образования. Именно оно координирует работу всех ведомств, которые задействованы в организации детского отдыха.

Требования к компаниям, которые предоставляют услуги по организации такого отдыха, стали конкретнее, жёстче. Это касается и требований к идентификации и квалификации людей, которые работают с детьми. Речь идёт о вожатых, воспитателях, проводниках. Все они берут на себя ответственность за подопечных и должны чётко понимать, что безопасность – это самое существенное.

Мы законодательно закрепили также, что при закупках в этой сфере качество услуг и вопросы безопасности детей – безусловные приоритеты. Поставщик таких услуг должен обладать необходимым опытом. У организаторов отдыха и в мыслях, что называется, не должно быть экономить на здоровье.

Буквально на прошлой неделе я подписал распоряжение Правительства, которым утверждаются . В них отражены задачи по совершенствованию системы организации детского отдыха, которые нам предстоит решать. Это подготовка профессионалов, строительство и реконструкция лагерей и здравниц, дальнейшее уточнение законодательной базы. Хочу ещё раз сказать руководству федеральных органов исполнительной власти, министерств и ведомств: надо все документы, которые из этих основ вытекают, максимально быстро подготовить.

Ещё одно нововведение этого сезона – обязательное оповещение МЧС о маршрутах детских туристических групп. Такие группы должны сопровождать инструкторы-проводники, которые умеют оказывать первую помощь и прошли специальную подготовку. У нас введён единый номер экстренных служб. При необходимости каждый должен иметь возможность по нему позвонить, чтобы получить помощь в экстренной ситуации. Причём сделать это можно вне зоны покрытия сети или когда на телефоне отсутствуют средства.

Регионы у нас всем этим занимаются. Ежегодно я обращаюсь к коллегам, руководителям регионов, чтобы они лично контролировали, как организован отдых детей, в первую очередь с точки зрения безопасности. Этот год не исключение. По возможности все руководители субъектов Федерации сами должны ездить, смотреть, общаться с детьми, персоналом детских учреждений, следить за тем, как реализуется законодательство, современные требования. Если есть хоть какие-либо сомнения, принимать оперативные меры, при необходимости сообщать Министерству образования. Только так мы можем быть уверены, что каждый из более чем 42 тыс. лагерей (я подчёркиваю, у нас их 40 с лишним тысяч), которые планируют принимать детей в этом сезоне, – действительно готовы.

Роспотребнадзор недавно говорил о том, что есть проблемы у целого ряда лагерей, называлась цифра довольно значительная, около 300, пока, по их информации, они не соответствуют санитарным нормам. Если это так, то нужно исправить ситуацию в ближайшее время, если ситуация изменилась – я жду доклада на эту тему. Все предписания, которые даны лагерям и центрам детского отдыха, во время подготовки к сезону должны быть исполнены, выявленные нарушения, естественно, устранены.

Надо также позаботиться о том, чтобы все организации детского отдыха были занесены в специальные реестры, которые появились во всех регионах. Не должно быть ни одного лагеря, о котором неизвестно, это просто абсолютно недопустимо, это, по сути, ситуация преступная. Сейчас там есть информация о значительном числе таких учреждений. Обращаюсь к руководителям регионов: нужно все учреждения туда занести. Если там какой-то организации, какого-то учреждения не будет, то всё, что в нём происходит, это уже в известной степени ответственность руководителя региона, вы должны это понимать.

Под особый контроль нужно взять безопасность детей во время организованных перевозок. Предусмотреть условия для экстренного размещения детей, если во время поездки что-то случится. Убедиться, что если рейс задерживается, то на вокзалах и в аэропортах будет организовано питание для детей и созданы все необходимые условия.

Безусловно, министерства труда, здравоохранения, транспорта, МЧС, МВД должны отслеживать, как в целом проходит летняя оздоровительная кампания.

Естественно, также будут даны поручения по контрольно-надзорным, внеплановым проверкам – по темам пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований. По результатам этой работы каждый месяц необходимо готовить доклад в Правительство.

Ещё один момент. Он касается отдыха детей из регионов, где в этом году произошли чрезвычайные ситуации. Из-за пожара в Иркутской области пострадали многие семьи. Тяжёлый период для детей. Чтобы их поддержать, мы на Правительстве приняли решение выделить из резервного фонда деньги на отдых детей из таких семей. Документы в принципе подготовлены.

Кроме того, в Ставропольском крае объявлен режим чрезвычайной ситуации в связи с паводком. В зоне подтопления находятся и 16 детских лагерей. В целом они готовятся принимать детей, но нужно убедиться, что стихия не повлияет на их работу и отдых будет нормальным.

Ещё раз хочу сказать, что нужно отнестись к работе максимально ответственно. От этого зависит, как проведут лето более 5,5 млн детей, которые примут участие в летней оздоровительной кампании.

Ольга Юрьевна (обращаясь к О.Васильевой) , пожалуйста, проинформируйте о том, какова готовность.

О.Васильева: Завтра начинается лето. У нас 15 млн школьников, из них 5,6 млн человек будут отдыхать в лагерях и оздоравливаться.

Напомню, что в рамках подготовки летней кампании этого года с учётом перечня поручений Президента от 6 июля 2016 года по вопросам организации отдыха и оздоровления детей мы провели прежде всего работу по совершенствованию законодательных и иных нормативно-правовых актов.

28 декабря 2016 года был принят , и сейчас наша главная задача – ускорить принятие всех актов для реализации этого закона. Нами была проведена большая работа, и после согласования со всеми ведомствами мы во второй раз представили в Правительство эти материалы.

Как известно, Правительство своим наделило Министерство образования и науки Российской Федерации полномочиями по организации отдыха и оздоровления детей.

Я хочу объяснить ещё раз, что это за полномочия, которыми мы наделены.

Прежде всего это разработка и реализация основ государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления; взаимодействие с органами субъектов самоуправления, которые занимаются организацией детского отдыха; обеспечение федерального государственного контроля за соблюдением всех требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха детей, а также разработка и утверждение примерных положений об организации отдыха детей и их оздоровления.

Последний пункт, который определяет наши полномочия, – это издание методических рекомендаций, которые будут едиными для оздоровительного отдыха наших детей.

Понятно, что мы работали в этом направлении совместно с федеральными органами исполнительной власти. Мы провели под руководством Ольги Юрьевны (Голодец) 11 мая 2017 года селекторное совещание со всеми представителями заинтересованных ведомств, которые осуществляют и санитарно-эпидемиологический контроль, и государственное управление в сфере отдыха и оздоровления. Присутствовали все регионы до одного.

Так как мы прекрасно понимаем, что мониторинг будет также осуществляться и нами, мы будем проводить такие видеоконференции в регулярном режиме.

Что касается следующей очень важной задачи, о которой Вы сказали, – относительно того, кто и как будет работать с нашими детьми. У нас на сегодняшний день 42 101 лагерь, бóльшая часть лагерей (74%) организуется на базе общеобразовательных учреждений, то есть школ.

Очень важно (я хочу привлечь к этому внимание), что у нас даже бытует такая формулировка, как «летняя смена». Представьте себе, что даже лепка или музыкальный кружок должны рассматриваться как дополнительное образование, это действительно так. Поэтому не пугайтесь, когда читаете нормативные акты по дополнительному образованию. У нас действительно многие организации базируют свою деятельность на допобразовании. Это правильно, потому что наши дети должны не только оздоравливаться и отдыхать, но и учиться чему-то новому, интересному и социализироваться дальше.

Что было предложено? Нами была предложена (и поддержана) «дорожная карта» по подготовке кадров.

На сегодняшний день наших детей примут 375 тыс. человек, что почти на 6,5 тыс. больше, чем в прошлом году. Вчера закончилось всероссийское совещание педагогических вузов. Основная часть вопросов для обсуждения – подготовка вожатых. На сегодняшний день в пилотном режиме два вуза – Московский государственный университет и Костромской педагогический университет – готовят вожатых по целевой программе, исходя из «дорожной карты».

С этого года мы будем готовить во всех педагогических вузах вожатых, у которых будет практика (модули). Вместе с Министерством труда мы готовим профессиональный стандарт вожатого.

На сегодняшний день (это отрадно) у нас большой процент организаций провели переподготовку своих педагогов, готовясь к этой кампании. Сегодня в реестре у нас 72% всех организаций, то есть 30 тыс., и мы надеемся, что в реестре будут в течение 10 дней все остальные.

Также хочу ещё раз обратить внимание руководителей субъектов на то, что необходимо, чтобы у каждой из организаций был сайт, чтобы родители, все, кто заинтересован в здоровье наших детей, могли найти там соответствующую информацию.

Очень важно, что мы поддерживаем постоянную связь с общественными наблюдателями, общественными организациями, которые также хотят заниматься общественным контролем жизнедеятельности наших детей. Мы создали межведомственную комиссию по вопросам оздоровительного отдыха и надеемся работать вместе.

На сегодняшний день у нас есть ещё очень важная проблема – выделение субсидий на организацию летнего отдыха для детей, находящихся в трудной ситуации (я напомню, что это было и в прошлом, и в позапрошлом году). Это 4,6 млрд на указанные мероприятия.

Мы обращались несколько раз, выходили с просьбой, говорили о том, что без этого нам будет сложно. Потому что в этом году у нас на 1% больше, чем в прошлом году детей, которые оказались в трудной ситуации, то есть деньги нам нужны.

Также я хочу отметить, что у нас 289 лагерей, которые работают круглый год.

В этом году будет выделено на 1% путёвок больше для талантливых детей из всех регионов нашей страны.

Вот таким образом Минобрнауки с учётом переданных полномочий осуществляет и будет осуществлять мероприятия по подготовке летней кампании.

Д.Медведев: Давайте послушаем, какова оценка со стороны Службы по надзору в части защиты прав потребителей и благополучия человека. Пожалуйста, Анна Юрьевна Попова.

А.Попова: Изменившееся законодательство позволило нам к началу летнего оздоровительного периода получить 99% выполнения предписаний, которые мы выдали в конце сезона 2016 года, – их было больше 18 тыс., они содержали более 90 тыс. мероприятий. Это больше, чем за весь обозримый предыдущий период. То есть ответственность и степень подготовки сегодня достаточно высокая.

Вместе с тем, отвечая на тот вопрос, который Вы уже задали и упомянули во вступительном слове, на позавчерашний день это было 290 летних оздоровительных учреждений, которые не соответствовали, – а мы подходим, как и прежде, к приёмке летних оздоровительных учреждений, к оценке их соответствия, хотя не обладаем разрешительными полномочиями здесь, с максимальной ответственностью и строгостью. На сегодняшний день это количество снизилось на 12 летних оздоровительных учреждений.

Я провела вчера селекторное совещание. Динамика есть, понимание, что нужно делать, есть, все предписания по поводу уже состоявшихся проверочных мероприятий по поручению Правительства.

Д.Медведев: Сколько всё-таки таких учреждений, в которых пока нельзя размещать детей, по мнению Роспотребнадзора?

А.Попова: 279.

Д.Медведев: Значит, тогда они должны это понимать и максимально быстро всё устранять. Вы должны тогда это всё принимать.

А.Попова: Да, Дмитрий Анатольевич, так и происходит.

Всем руководителям субъектов, там, где это есть, отправлены специальные письма с указанием перечня объектов, которые на сегодняшний день не готовы к приёмке, чтобы ещё раз обратить на это внимание.

То, о чём Вы сказали, важный аспект, – это перевозка детей в грядущем сезоне, и здесь усилен контроль за цехами бортового питания, в случае если это авиатранспорт; за перевозками на железной дороге с обеспеченным питанием. Я бы хотела обратить внимание на перевозку автобусами, потому что высокая температура в летний период, здесь необходимо заранее предусмотреть вопросы организации питания детей.

Вместе с тем очень важно отработать схемы оповещения на случай получения информации о наличии больных и подозрительных на инфекционные заболевания, а также предусмотреть возможность проведения бесконтактной термометрии в пути, с тем чтобы максимально быстро провести все эти мероприятия.

И ещё один аспект, на котором я хотела бы остановиться, – это организация питания в летних оздоровительных учреждениях. В этом году мы видим увеличение стоимости питания, заложенной в государственных контрактах, и это, конечно, очень хорошо. Но далеко не во всех субъектах Российской Федерации договоры на поставку составлены напрямую или заключаются напрямую с производителями пищевой продукции, зачастую это посредники.

Если говорить о тех, кто делает это максимально со своими производителями, – это Новгородская область (86% всех контрактов в этом оздоровительном сезоне), Алтайский край, Владимирская, Калининградская, Кировская области. К сожалению, не всё выглядит так же в других субъектах Российской Федерации.

И подготовка персонала. Человеческий фактор работает практически каждый год, и любое нарушение санитарных требований, к сожалению, чревато осложнением эпидемиологической обстановки в летних оздоровительных учреждениях. Мы за последние пять лет видим снижение количества таких инцидентов в летнюю оздоровительную кампанию, но вместе с тем здесь риски остаются достаточно высокими, и помнить и учитывать это нужно.

Практически все, кто собирается работать в летний оздоровительный период в этих учреждениях, уже прошли специальную санитарную подготовку, санитарный минимум, но именно подготовка персонала, подбор персонала и постоянный контроль за ним в полной мере могут обеспечить соблюдение всех требований и правил.

И по обеспечению инфекционной медицинской помощью. Мы здесь тоже провели должный контроль перед началом сезона, здесь серьёзных нарушений нет, в общем-то все стационары готовы, все специалисты тоже прошли дополнительные циклы обучения и прослушали дополнительные лекции.

Д.Медведев: Теперь давайте послушаем некоторых руководителей регионов – и представленных здесь, и находящихся на видеосвязи, – потом снова вернёмся к федеральным органам исполнительной власти.

Давайте сначала Краснодарский край подключим, потому что это всё-таки основной регион, где все отдыхают.

Пожалуйста, Вениамин Иванович. Как у вас дела?

В.Кондратьев: В нынешней летней оздоровительной кампании примет участие 780 тыс. детей, из них третья часть из других регионов Российской Федерации. Общий бюджет детского отдыха в крае составляет около 3 млрд рублей, из них 1 млрд 800 млн – это деньги непосредственно краевого бюджета. Особое внимание мы уделяем детям, которые находятся в трудной жизненной ситуации, и в этом году их отдохнёт около 158 тыс.

На своём уровне, Дмитрий Анатольевич, мы делаем всё, чтобы санатории для детей не меняли своей направленности. Потому что мы очень жёстко предъявляем требования к тем санаториям, в которых отдыхают дети, и им выгоднее сегодня сказать, что мы перейдём на отдых родителей с детьми или на отдых для взрослых.

Но я ещё раз подчеркиваю, сегодня мы где-то в диалоге находимся, где-то убеждаем, где-то делаем различные преференции, в том числе и налоговые, чтобы они оставались в детском отдыхе. Для нас это принципиально, потому что абсолютно верно Вы сказали, что Кубань – это основной регион, где сегодня могут качественно и безопасно отдыхать дети со всей страны.

Также мы оказываем поддержку родителям, которые приобретают путёвки для детей самостоятельно, и компенсируем затраты для предприятий, которые покупают путёвки для детей сотрудников. Процент компенсации составляет половину, то есть 50%. И не важно, это предприятие покупает для детей своих сотрудников или непосредственно родители покупают, то есть мы осуществляем компенсацию 50% стоимости путёвки.

В нынешней летней кампании будут задействованы более 1,5 тыс. различных лагерей и здравниц. И я могу сказать, что все 1,5 тыс. лагерей и здравниц находятся в хорошем состоянии – это касается и безопасности на высочайшем уровне, и комфорта детей, которые там будут отдыхать. Тщательная проверка наших здравниц, и не только в сезон, стала для Краснодарского края уже нормой.

Мы учли поручения Правительства и ужесточили требования и по пожарной безопасности, и по медобслуживанию. Сегодня у нас санаторий, который обеспечивает отдых детей, не может приступить к своей работе, если у него не будет штатных врачей. Врач по вызову – это вчерашний день. Сегодня все врачи в санаториях штатные, находятся в штатном расписании.

Детские оздоровительные учреждения получают также у нас паспорта безопасности. Они предусматривают охрану территорий и видеонаблюдение, пожарную безопасность, питание, оборудованные пляжи. Если санаторий не имеет паспорта безопасности, включающего в себя эти параметры (главное: безопасность, пляж, видеонаблюдение, тревожная кнопка), он также не может приступить к оказанию услуг для оздоровления и отдыха детей. Это тоже жёсткое наше требование. Сегодня у нас 100% санаториев, которые оказывают услуги для детского отдыха, имеют паспорта безопасности.

Мониторинг качества услуг в здравницах мы ведём совместно с общественниками. И впервые в этом году у нас будет организована горячая линия. Родители, может быть, даже дети (мы сейчас продумываем) смогут выйти по горячей линии и доложить о каких-то нарушениях, недостатках в том или ином санатории или здравнице.

Кроме того, на особом контроле передвижение детей по территории края, это у нас и авиа-, и железнодорожные, и авто-, и морские перевозки. Мы сегодня качественно взаимодействуем с коллегами-губернаторами из других регионов, которые нас заблаговременно уведомляют об организованных группах детей, которые к нам выезжают из других регионов, что нам позволяет отслеживать перемещение этих групп детей, качественно их сопровождать уже по нашей территории до мест размещения. Это очень важно, потому что самое для нас серьёзное, когда неорганизованные группы детей (или даже организованные, но не находятся под нашим контролем) перемещаются по территории края, и непонятно, где они размещаются.

Мы оперативно получаем информацию обо всех организованных группах, которые выезжают в наш край. И я надеюсь, коллеги-губернаторы, что в этом году мы этот алгоритм ни в коем случае не нарушим.

Тем не менее в случае выявления неорганизованных групп детей в регионе отработан алгоритм межведомственного взаимодействия, чтобы мы быстро их идентифицировали, находили и понимали, что с ними делать, откуда они и каким образом они будут возвращаться домой. Это тоже очень важно.

При возникновении чрезвычайных ситуаций предусмотрено более 30 тыс. резервных мест размещения и около тысячи резервных коек в медучреждениях края. Мало ли какая ситуация, жизнь нас научила, поэтому 30 тыс. у нас резервных мест и около тысячи резервных коек в медицинских учреждениях.

Внимание уделяется и культурной программе. Мы проработали целый комплекс туристических маршрутов, в том числе, возобновили и патриотические маршруты по местам боевой славы, где проходили сражения, бои. Дети, которые приезжают на отдых в наш край, будут иметь возможность пройти по местам боевой славы тех, кто отдал жизнь за свободу нашей Родины.

Коллеги, мы принимаем все меры для того, чтобы дети со всей нашей страны отдохнули качественно, поправили здоровье, а родители, самое главное, не волновались за их безопасность.

Д.Медведев: Самое главное всё-таки, чтобы сами дети были в безопасности и чтобы были обеспечены нормальные условия для отдыха.

Но про родителей тоже забывать не надо. Контролируйте ситуацию.

Давайте послушаем тех, кто здесь, – исполняющего обязанности главы Республики Карелия.

Артур Олегович, пожалуйста.

А.Парфенчиков: Главной нашей задачей в ближайший период было создание пусть временной, но нормативной базы с учётом нового федерального законодательства.

Полный пакет федеральных нормативных актов мы, наверное, получим уже к следующему сезону, поэтому в марте-апреле нами были приняты соответствующие региональные временные нормативы, которые определили вопросы, связанные с регулированием соответствующих реестров, стандартов безопасности, вопросов межведомственного взаимодействия, включая уточнение, расширение полномочий межведомственной комиссии.

С учётом данного обстоятельства сегодня в реестр включено 332 организации. Соответствующую переподготовку прошло более 200 педагогов для участия в организации детского отдыха.

На сегодняшний день оздоровительная кампания уже началась, открыто 24 лагеря. Все организации, которые были проверены уже с учётом новой нормативной базы, за исключением одного лагеря, соответствующие проверки прошли. По одному лагерю есть предписание по воде, поэтому начало его работы отсрочено до 1 июля.

Важной является также разработка соответствующей межведомственной «дорожной карты», которая будет предполагать системные, регулярные проверки всех лагерей в течение всего оздоровительного сезона.

Есть определённые вопросы с финансированием летнего отдыха, потому что мы пока информацию по рассмотрению нашей заявки о выделении соответствующих межбюджетных трансфертов, федеральных, не получили, поэтому сейчас всё финансирование осуществляется за счёт средств консолидированного бюджета.

Если говорить о тех нормативных проблемах, которые необходимо решать, конечно, нужны соответствующие нормативные документы от Минобрнауки. И регион готов в этом участвовать в рамках апробирования того законодательства, той нормативной базы, которая будет действовать в течение этого сезона.

Предлагаем также рассмотреть вопрос о дополнении соответствующей статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» безусловными и чёткими обязанностями соответствующих организаций представлять сведения в региональный реестр, а также их обязанностями по обеспечению страхования с соответствующими корреляциями в Административном кодексе в случае неисполнения этих обязательств.

Д.Медведев: Следите за ситуацией, потому что у вас тоже, как известно, в предыдущий период были проблемы.

Место для отдыха у вас популярное, поэтому обязательно нужно все меры принимать.

Я говорил о том, что в Иркутской области в этом году, к сожалению, произошли чрезвычайные события, и поэтому нужно помочь некоторым семьям, детям.

Сергей Георгиевич, пожалуйста, несколько слов скажите.

С.Левченко: На территории области проживает свыше 550 тыс. детей, из них 306,5 тыс. – это дети школьного возраста. В этом году мы в бюджет заложили бóльшую сумму, чем в предыдущие годы, 726 с лишним миллионов рублей, это в основном из областного бюджета и часть из муниципальных бюджетов (из областного на 30 млн больше, чем в предыдущем году).

Кроме этого, в период летней оздоровительной кампании будут проведены специализированные оздоровительные сезоны отдыха для детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для детей с ограниченными возможностями, сирот и так далее. Несовершеннолетние, состоящие на различных видах профилактического учёта, будут задействованы в профильных сменах различной направленности: военно-патриотические, спортивные, спортивно-технические, экологические.

Теперь по поводу трагедии, которая была у нас в конце апреля. Во исполнение перечня поручений Президента по итогам совещания, которое состоялось у нас 25 мая, мы дополняем областную программу, увеличиваем объём денежных средств для оздоровления детей из семей, пострадавших от пожаров. Из Киренского района, где деревня Бубновка, мы запланировали организовать отдых и оздоровление 30 детей школьного возраста и 10 детей дошкольного возраста. И из других небольших населённых пунктов, где тоже по несколько домов сгорело.

Спасибо, Дмитрий Анатольевич, – я знаю, что Вы подписали распоряжение по выделению дополнительных денег по летнему оздоровительному отдыху детей.

Благодаря тому, что мы в прошлом году и с начала этого года готовимся к летнему сезону, мы почти в 10 территориях, муниципальных территориях, возобновили работу оздоровительных лагерей (Нижнеудинский район, Усть-Илимск, Свирск, Черемхово и т.д.), дополнительные корпуса спальные ввели в ряде летних лагерей. Кроме этого из областного бюджета выделяются средства 20 областным государственным учреждениям, которые оказывают услуги по обеспечению отдыха и оздоровления детей, в общей сложности около 100 млн рублей.

Теперь по готовности, по предписаниям. У нас были даны управлением Роспотребнадзора 235 предписаний. По состоянию на 29 мая выполнено 96%. Считаю, что до 10 июня мы все эти предписания выполним.

Д.Медведев: Контролируйте тоже ситуацию.

Теперь вернёмся к коллегам, которые на федеральном уровне обеспечивают исполнение необходимых требований.

Пожалуйста, Александр Владимирович Горовой. Как по линии МВД обстоит ситуация?

А.Горовой (первый заместитель Министра внутренних дел) : Абсолютно понимаем ответственность Министерства внутренних дел по обеспечению безопасности как отдыха вообще, так и детей в частности.

Наша работа структурирована приказом, который подписан 9 марта, по всем направлениям деятельности. Сегодня нас удовлетворяет взаимодействие с коллегами из Министерства образования, спасибо им за определённую наступательность, и нашими коллегами из субъектов Российской Федерации.

Итоги готовности по линии органов внутренних дел страны подведены в прошлую пятницу с участием заместителей губернаторов всех субъектов Российской Федерации, отвечающих за взаимодействие с правоохранительными органами. Мы максимально проработали вопросы с персоналом оздоровительных организаций по действиям при нарушениях общественного порядка либо возникновении каких-либо угроз. Инструктажи продолжаются по мере приёма персонала в эти заведения.

Повышенное внимание уделяем в силу экстенсивности транспортных и людских потоков Краснодарскому краю, Крыму и Севастополю. По отдельному приказу туда с завтрашнего дня откомандированы 700 человек личного состава из других субъектов страны для оказания помощи.

На всех железнодорожных вокзалах, в аэропортах с завтрашнего дня у нас разворачиваются пункты мониторинга при дежурных подразделениях транспортной полиции по контролю за логистикой и передвижением организованных групп детей. 100% поездов будут физически сопровождаться.

Пользуясь присутствием глав субъектов Российской Федерации, хотел бы обратить внимание коллег на следующие вопросы. Несмотря на подписание Федерального закона 28 декабря 2016 года, накладывающего прямую ответственность, в том числе, за обеспечение охраны порядка и безопасности со стороны администраций этих лагерей и их собственников, мы продолжаем в силу определённых проблем – финансовых, методических, географических – оказывать помощь территориям, в том числе и по выделению личного состава. Я благодарю присутствующих здесь губернаторов, которые для выполнения этой задачи разместили и поставили на котловое довольствие личный состав органов внутренних дел.

Мы приняли участие в обследовании всех 100% лагерей, которые готовятся к приёму детей для летнего отдыха. Информация была направлена вместе с коллегами из территориальных подразделений Минобразования нашими коллегами из МЧС главам субъектов и соответствующим прокурорам. Динамика пока по некоторым вопросам оставляет желать лучшего. Я хотел бы обратить внимание особенно на вопросы извещения и реагирования. На сегодня по стране 57% заведений, предназначенных для отдыха детей, оборудованы кнопками вызова. Мы продолжаем здесь работать вместе с коллегами из Федеральной службы войск национальной гвардии, идём навстречу хозяйствующим субъектам, несмотря на определённые затраты, прекрасно понимая, что это касается детей.

Очень интенсивно работаем по проверке персонала, который должен работать в этих лагерях. По опыту прошлого года в результате наших проверок были отведены от работы с детьми 417 человек. Мы в пятницу в этом плане переговорили, и приказы по приёму не будут подписываться без согласования руководителей территориальных органов министерства.

Д.Медведев: Это по всем регионам 417 человек?

А.Горовой: По всем. В прошлом году.

Мы обращаем внимание на несанкционированные лагеря. В прошлом году, в том числе по нашей инициативе, были закрыты 48 таких учреждений. Мы переговорили с заместителями губернаторов, чтобы не допустить подобного рода факты в этом году.

Д.Медведев: Я уже сказал: что такое несанкционированные лагеря. Если это постоянно действующие места проживания детей, где их размещают за плату, то это грубейшее нарушение закона и повод для возбуждения уголовного дела, вне всякого сомнения. И просил бы МВД тоже к этому так и относиться.

А.Горовой: Я услышал.

И последнее. Я хотел бы обратиться ко всем операторам организации организаторам детского отдыха. Мы и по своему направлению серьёзное внимание уделяем отдыху и занятости детей, которые стоят на профилактических учётах. В прошлом году была подвижка, «подучётников» отдыхало уже 77%.

На сайтах управлений Министерства внутренних дел всех субъектов обозначены номера телефонов, на которые родители либо дети могут позвонить и сообщить о тех или иных недостатках, которые имеются в том или ином учреждении по различным направлениям их функционирования. Приказами руководителей территориальных органов за каждым этим учреждением закреплены руководители либо подготовленные офицеры.

Действующее законодательство обязывает летнее оздоровительное учреждение соблюдать требования:

  1. Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ ,
  2. Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» ,
  3. ФЗ от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Деятельность детских лагерей должна осуществляться в соответствии с требованиями:

  1. ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ,
  2. Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52887-2007 "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления"

Основные санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к детским лагерям

  1. Прием детей в детский оздоровительный лагерь осуществляется при наличии заключения врача об отсутствии контактов с инфекционными больными, о состоянии здоровья детей и сведений об имеющихся прививках, об отсутствии медицинских противопоказаний к направлению таких детей в данную организацию, а также при наличии медицинской карты установленного образца и сведений об имеющихся прививках.
  2. Перед открытием детского оздоровительного лагеря необходимо организовать и провести противоклещевую (акарицидную) обработку его территории и мероприятия по борьбе с грызунами в целях профилактики клещевого энцефалита, клещевого боррелиоза и геморрагической лихорадки с почечным синдромом и других инфекционных болезней.
  3. Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений для размещения детей, проведения кружковой работы, размещения помещений медицинского назначения, спортивных, танцевальных и актовых залов для детей, за исключением оборудования тира для стрельбы.
  4. В период работы детского оздоровительного лагеря не допускается проведение текущего и капитального ремонта в местах пребывания детей.
  5. В здании столовой обеспечиваются условия для мытья рук детей около обеденного зала (или при входе в обеденный зал) и места для раздевания детей.
  6. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и столовые приборы из алюминия.
  7. В помещениях столовой ежедневно проводится уборка: мытье полов, удаление пыли, протирание радиаторов, подоконников.
  8. В помещениях столовой не должно быть насекомых и грызунов, при их обнаружении проводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации.
  9. Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в детские оздоровительные лагеря осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  10. Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем детского оздоровительного лагеря, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возраст.
  11. Завтрак должен состоять из горячего блюда, бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (например, салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое горячее блюдо, второе горячее блюдо, напиток. Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, фрукты; допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. Второй ужин включает кисломолочный напиток (можно дополнить кондитерским изделием (печенье, вафли и другое).
  12. Для детей должен быть организован круглосуточно питьевой режим.
  13. Не рекомендуется проводить массовые физкультурные и спортивные мероприятия при температуре окружающего воздуха выше +28 °C.
  14. Купание детей в открытых водоемах рекомендуется проводить в солнечные и безветренные дни, при температуре воздуха не ниже +23 °C и температуре воды не ниже +20 °C. Рекомендуемая продолжительность непрерывного пребывания в воде в первые дни 2 - 5 минут с постепенным увеличением до 10 - 15 минут. Купание сразу после приема пищи (менее 30 минут) не рекомендуется. При организации купания детей присутствие медицинского работника обязательно.
  15. Купание детей осуществляется в специально отведенных и оборудованных местах. На берегу оборудуются навесы от солнца и устанавливаются кабины для переодевания, туалеты.
  16. Территория детского оздоровительного лагеря должна содержаться в чистоте. Уборка территории проводится не менее одного раза в сутки.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007

"Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления"

(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 565-ст)

4.6 Для обеспечения необходимого качества услуг, предоставляемых детям учреждением отдыха и оздоровления, должны соблюдать следующие основные условия :

  1. наличие и состояние документации, в соответствии с которой работает учреждение;
  2. условия размещения учреждения;
  3. укомплектованность учреждения необходимыми специалистами и уровень их квалификации;
  4. техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, спортивное и туристское снаряжение, транспорт и т.д.);
  5. наличие системы внутреннего контроля качества предоставляемых услуг.

4.6.1 Наличие и состояние документации

В состав документации должны входить:

  1. устав учреждения и положение об учреждении, зарегистрированные в установленном порядке;
  2. штатное расписание (утверждает руководитель учреждения в пределах имеющегося фонда оплаты труда; оно должно подтверждать обеспеченность предоставляемых услуг специалистами необходимой квалификации);
  3. руководства, правила, инструкции, методики, планы и программы работы с детьми (утверждает руководитель учреждения);
  4. заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной инспекции (Заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора и пожарной инспекции о соответствии состояния учреждения и территории, на которой оно располагается, санитарным требованиям и требованиям пожарной безопасности.)
  5. документация на имеющиеся оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение;
  6. национальные стандарты Российской Федерации (нормативные документы, устанавливающие характеристики продукции (продовольственной продукции, технических средств оснащения и т.п.), правила предоставления и характеристики оказываемых услуг учреждениями отдыха и оздоровления детей и в смежных областях - туризм, экскурсионное обслуживание, общественное питание и т.п.);
  7. финансово-хозяйственная и медицинская документация;
  8. положение (приказ) о проведении внутреннего контроля.

Примерный перечень необходимых документов

  1. *Лицензию на медицинскую деятельность или договор с государственным (муниципальным) медицинским учреждением на обслуживание детей;
  2. **Лицензию на образовательную деятельность
  3. Акт приемки лагеря. Порядок приемки и функционирования организаций отдыха и оздоровления детей усаливается каждым субъектом РФ. Акт пописывается межведомственной комиссией.
  4. Санитарно-эпидемиологическое заключение. Выдает Роспотрбнадзор и СЭС
  5. Разрешение от Государственного пожарного надзора.
  6. Акты о проведенных дератизационных и дезинсекционных мероприятий + договоры на регулярное их проведение
  7. Документы на право оперативного управления зданиями и землей (договор с учредителем) либо договор арены
  8. Договор на поставку продуктов
  9. Договор на вывоз мусора
  10. Разрешение от Управления внутренних дел + Договор с отделом внешней охраны РОВД
  11. Управления внутренних дел, который проверяет персонал лагеря на предмет наличия у них справок об отсутствии судимости, и оценивает охрану лагеря и организацию безопасности отдыха детей на территории лагеря.
  12. Номенклатура дел учреждения
  13. Локальные акты
  14. Книга приказов по основной деятельности
  15. Книга приказов по движению детей
  16. Штатное расписание
  17. Должностные инструкции
  18. Правила внутреннего трудового распорядка в учреждении
  19. Документация столовой (примерное меню), утвержденное органом Роспотребнадзора, план производственного контроля, сертификаты продуктов, бракеражные журналы)
  20. Медицинские книжки сотрудников учреждения
  21. Финансово-бухгалтерские документы
  22. График проведения смен
  23. Графики работы и дежурства сотрудников
  24. Инструкции по технике безопасности и охране труда
  25. Журналы регистрации инструктажей, журнал регистрации несчастных случаев
  26. Медицинская документация (медицинские справки на каждого ребенка, журнал регистрации обратившихся за помощью, данные о работе медицинских кабинетов)
  27. Данные о педагогическом, медицинском, техническом персонале и работниках столовой, их квалификационные характеристики
  28. Путевки на оздоровительное учреждение (с приложением реестра; договора оздоровительного учреждения с родителями, либо заявлений; официальный документ для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации с указанием категории (справка о получении пособия, либо акт обследования семьи органами социальной защиты населения муниципального района)
  29. Договор с родителями об оказании услуг

*** в России не предусмотрено лицензирование самих детских оздоровительных лагерей, в двух случаях он все же должен ее иметь: при оказании лечебно-оздоровительных (лицензия на медицинскую деятельность) или образовательных услуг (лицензия на образовательную деятельность). Кружки и секции являются не образовательными, а досуговыми услугам, поэтому в этом случае не требуется наличия лицензии у лагеря. Такую лицензию должны иметь, например, летние школы.

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ.

Каждый тип лагерей обязан соблюдать соответствующие Постановления Главного государственного санитарного врача РФ, утверждающие соответствующие СанПиН.

Этими Постановлениями устанавливаются требования к:

  1. требования к размещению
  2. устройству
  3. содержанию
  4. организации режима работы лагерей
  5. требования к возрасту детей.

Открытие лагерей осуществляется при наличии документа, подтверждающего его соответствие настоящим санитарным правилам , выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор по месту размещения туристического лагеря .

При этом учредитель или собственнику некоторых типов лагерей (например, туристического лагеря, лагеря труда и отдыха) необходимо поставить в известность орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и органы местного самоуправления по месту его размещения о сроках его открытия не менее чем за 1 месяц и перед заездом детей - не менее чем за 2 недели.

К работе в лагерях допускаются лица, прошедшие профессиональную гигиеническую подготовку, аттестацию и медицинское обследование в установленном порядке Работники должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.

Каждый работник лагеря должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках, отметки о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

Перечень действующих Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ (периодически изменяются и дополняются)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 декабря 2013 г. № 73

«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»

Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией детских оздоровительных лагерей, необходимо в срок не позднее, чем за 2 месяца до открытия оздоровительного сезона , поставить в известность органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о планируемых сроках открытия детских оздоровительных лагерей, режиме функционирования (датах начала и окончания каждой смены), планируемом количестве детей в каждой смене, сроках проведения дератизационных, дезинсекционных мероприятий и акарицидных (противоклещевых) обработок

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2011 № 22 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.03.2011 № 20277);*

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы лагерей труда и отдыха, которые формируются в период каникул для обучающихся образовательных учреждений, достигших возраста 14 лет (далее - подростков), с целью организации отдыха и выполнения труда.

На этот тип лагерей распространяется также Приказ Министерства образования Российской Федерации от 13.07.2001 № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» (ред. от 28.06.2002) ;

—Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 № 25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10″ (вместе с «СанПиН 2.4.4.2599-10. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.2010 № 17378);*

устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей, организуемых на базе функционирующих общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, спортивных сооружений, центров социальной реабилитации, и направлены на оздоровление детей и подростков в период каникул.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 № 29 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2605-10″ (вместе с «СанПиН 2.4.4.2605-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.05.2010 N 17400);*

Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей в период летних каникул с использованием палаток (далее - туристические лагеря), независимо от их подчиненности и форм собственности.

— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 №58 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. СанПин 2.1.32630-10″ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.08.2010 № 18094);*

* Определены санитарно-эпидемиологические требования к предпринимателям и организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (СанПиН 2.1.3.2630-10). ** Для санаторно-оздоровительных лагерей.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 января 2014 г. N 3 г. Москва"Об утверждении СП 2.5.3157-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей""

Прочие акты

Приказ Росстата от 23.04.2010 N 171 (ред. от 16.05.2011) "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью детских оздоровительных учреждений (лагерей)"

Данным приказом утверждена форма для предоставления статистической отчетности в Росстат.

Ее предоставляют лагеря всех типов, кроме санаторно-оздоровительных лагерей.

О медицинских противопоказаниях при направлении несовершеннолетних в организации отдыха и оздоровления (Письмо Минздрава РФ от 15.05.2015)

Разделы: Внеклассная работа

Введение

Лето – замечательная пора отдыха детей. Дети отправляются в детские лагеря, санатории, отдыхают в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Следует помнить, что лагерь – это не продолжение школьного образовательного процесса. Это совсем иной кусочек жизни ребёнка. Это – его отдых, наполненный ярким впечатлениями и только хорошим настроением. Поэтому с первых же минут лагерной жизни необходимо показать, что школьника окружает иная предметная среда, совсем не та, в которой он находился в течение учебного года. Необходима смена классной комнаты, замена плакатов и интерьера, которые окружали ребёнка в школьной жизни, обилие цветов, ярких и сочных красок.

Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть.

Детский оздоровительный лагерь “Радужный” с дневным пребыванием детей организуется на базе МОУ “СОШ №90”. Участниками лагерной смены являются педагогический коллектив и учащиеся МОУ “СОШ №90”. Возраст детей от 7 до 11 лет. Продолжительность смены 21 день. В начальной школе МОУ “СОШ № 90” обучается 254 учащихся. Из них 90 детей посещают ДОЛ “Радужный”, это 35% от количества всех учащихся. 6 ребят, а это 7% от общего количества детей охваченных пришкольным отдыхом, воспитываются в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в особой поддержке во время каникулярного периода.

Основным направлением ДОЛ “Радужный” является спортивно-оздоровительная культура, что отражено в содержании, формах и методах деятельности лагеря. А так же в работе используются направления:

  • нравственно-патриотическое;
  • экологическое;
  • творческое;
  • культурно-нравственное;
  • трудовое.

Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса. А лето это как раз то время, когда ребенку предоставлено большое количество свободного времени, которое лагерь поможет провести интересно, незабываемо, с пользой, в воплощении собственных планов, удовлетворении индивидуальных интересов, развлечений, игр, разрядки накопившейся за год напряженности, восполнении израсходованных сил, восстановлении здоровья.

Поэтому в лагере “Радужный” для детей созданы все условия: для сохранения и укрепления здоровья, для всестороннего развития, формирования у детей стремления к самовыражению, развитию творческих способностей через многообразные формы деятельности.

Паспорт программы

Название: “Летний Экспресс”.

Организация: Детский оздоровительный лагерь “Радужный” при МОУ “СОШ № 90”.

Николаева Вера Ивановна - начальник лагеря

Хоменко Олеся Игоревна - старший воспитатель

Агеева Светлана Викторовна - врач

Давиденко Светлана Владимировна - фельдшер

Целевые группы: 90 детей, от 7до 11 лет.

Адрес: 636071 Россия, Томская обл., г. Северск, ул.Горького, 32 а.

Цель и задачи программы

Цели: Организовать воспитательное пространство, обеспечивающее необходимые условия для оздоровления, полноценного отдыха детей, развития личности каждого ребенка и его социальной адаптации.

  • организовать разносторонний оздоровительный активный отдых, обогащенный знаниями, умениями и навыками в различных видах деятельности;
  • содействовать созданию благоприятных условий для развития личностных качеств ребенка, его способностей к творчеству через удовлетворение потребностей в свободном выборе интересной для него деятельности;
  • развивать организаторские навыки детей путем включения в систему самоуправления подготовки, проведения дел в отряде, лагере;
  • создать атмосферу безопасности для каждого ребенка, помочь ребятам войти в контакт с социумом, почувствовать себя комфортно в новых условиях, оценить свою значимость;
  • воспитывать патриотизм.

Идея и форма реализации программы

Реализация цели и задач смены осуществляется по программе “Летний экспресс” в форме сюжетно-ролевой игры. За месяц до открытия детского оздоровительного лагеря “Радужный”, среди учащихся проводится конкурс на лучшую путевку в лагерь. Впоследствии эта путевка станет билетом на скорый поезд “Летний экспресс”. Победителями данного конкурса стала семья Ступиных, предложив следующий вариант путевки в ДОЛ “Радужный”.

Внешняя сторона

Внутренняя сторона

Лето – пора путешествий, и ребята решили отправиться в путь на воображаемом “экспрессе”. Наш городок находится очень далеко от железной дороги, многие дети не видели ни вокзала, ни железнодорожного полотна, ни поездов, для того, чтобы расширить кругозор детей и увлечь их таким путешествием, решили останавливаться на различных станциях. Каждая станция тематическая, со своим направлением работы.

Из участников программы формируются 4 отряда. Для отрядов работает библиотека, игровая комната, спортивный зал. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, экран соревнований между отрядами, оформление, наглядный материал.

Информационный стенд для родителей,
где каждый родитель сможет познакомиться с девизом лагеря,
режимом дня, ежедневным планом работы ДОЛ “Радужный”

Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов, викторин, кругосветок. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. На базе лагеря проводятся коллективно-творческие дела:

1. Спортивные - организация тематических дней и спортивных мероприятий согласно плану работы лагеря.

2. Трудовые – организуют уборку палат, проводят ежедневные трудовые десанты, следят за чистотой игровой комнаты.

3. Творческие - принимают участие в проведении досуговых мероприятий лагеря.

Вся информация об условиях участия в том или ином коллективно-творческом деле представлена на информационном стенде. Результаты состязаний и конкурсов отражаются в дневнике “Летнего экспресса” и на экране настроения.

Экран состязаний

За каждое важное, событие, в котором отряд принял участие или как-то отличился, получает свой вагончик.

Дневник путешествия “Летнего экспресса” пассажиры ведут сами. На страницах дневника появляются отзывы ребят, предложения о том или ином мероприятии. Уделяется внимание именинникам, их поздравляем не только на линейках, но и через страницы дневника.

На “экране настроения” ежедневно отмечаются чистота палаты, поступки ребят каждого отряда.

Так же, во время всей лагерной смены используется словарь путешествий.

Лагерь - чудесная летняя страна.

Все дети в лагере - пассажиры “Летнего экспресса”.

Воспитатели лагеря – проводники “Летнего экспресса”.

Начальник лагеря - машинист состава.

Вагоновожатый – старший воспитатель.

Ежедневно проходят планёрки, на которых решаются вопросы по организации оздоровления и досуга пассажиров “Летнего экспресса”.

Есть отрядные уголки, в которых помещены:

  • численность пассажиров (список отряда).
  • девиз, речёвка, эмблема отряда.
  • достижения отряда.
  • поздравления.
  • звёзды отряда.

На закрытии смены будут подведены итоги работы, продемонстрируются достижения детей в различных видах деятельности, лучшие ребятишки будут награждены и каждый ребенок лагеря получит памятный подарок.

Направления работы ДОЛ “Радужный”

Направление

Мероприятия

1. Спортивно- оздоровительное
  • укреплять здоровье;
  • воспитывать привычку;
  • заботится о своем здоровье;
  • продолжить совершенствование навыков здорового образа жизни;
  • прививать санитарно-гигиенические навыки, любовь к спорту и движению.
1. Открытие спортивного сезона “Я со спортом подружусь”

2. Оздоровительная кругосветка “В гостях у королевы здоровья” (с привлечением медицинских работников).

3. Спортивные состязания: “Полоса препятствий”, “Веселые старты”.

4. День Нептуна (праздник на воде).

5. Спортивный праздник “Если хочешь быть здоров…”

6. Беседы в отрядах “Разговор о правильном питании”.

7. Викторина по здоровьесбережению “Если хочешь быть здоров, обойдись без докторов”.

8. Участие в городской спартакиаде.

9. Массаж специалистов.

10. Витаминизация детей.

11. Осмотр специалистов.

12.Кислородный коктейль.

13. Я, ты, он, она – все мы спортивная семья.

14. Малые Олимпийские игры.

15. Тематическая линейка ко Дню медицинских работников “Славим докторов своих”.

16. Папа, мама, я спортивная семья.

2. Нравственно-
патриотическое
Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, городу, школе. 1. Конкурс рисунков “Дом в котором я живу”.

2. Конкурс военной песни и строя.

3. Конкурс на лучшего чтеца.

4. Праздник День независимости России”.

5. Библиотечные часы “Страна, в которой я живу”.

6. Кольцовка песен ВОВ.

7. Возложение цветов к памятнику войнам.

3. Экологическое
  • воспитание бережного отношения к окружающему пространству;
  • любви к природе;
  • развивать интерес к познанию природы
1. Экологическая кругосветка “Живи Земля”.

2. Кругосветка “Лесная поляна”.

3. Городская акция “Наведем порядок на земле”

4. Экскурсия в зоопарк.

5. Акция “Украсим землю цветами”, озеленение дома престарелых “Луч надежды”.

4. Творческое
  • развитие креативных способностей, личных качеств, эстетического вкуса;
  • воспитание умения действовать коллективно
1. Праздничный концерт “Здравствуй, лето!”

2. Праздник цветных мелков “Пусть всегда будет солнце”.

3. Конкурс инсценировки “Сказки Пушкина”.

4. Викторина по сказкам.

5. Конкурс цветочных шляпок.

6. Кольцовка песен “Я играю на гармошке”

7. Концерт “На завалинке” (народное творчество).

8. Концерт “До свидания лагерь”.

5. Культурно-
нравственное
Продолжить работу по воспитанию культуры поведения, нравственных качеств. 1. Игра “Чудо детки – в чудном месте!”

2. К/т “Мир” “Принц Каспиан”.

3. ТЮЗ “Кот в сапогах”.

4. К/т “Мир” “Кунг фу Панда”.

5. Музыкальный театр “Современник”, муз. представление посвященное Дню защиты детей.

6. Музыкальный театр “Современник” “Незнайка в цветочном городе”.

7. ТЮЗ “Остров счастья”.

8. Музыкальный театр “Современник” “Питер Пен”.

9. К/т “Мир” “Лягушачий мир”.

6. Трудовое
  • воспитывать трудовые качества, бережливость, аккуратность;
  • знакомить с профессиями взрослых.
1. Трудовой десант.

2. Викторина “Узнай мастера”.

3. Операция “Чистюля”.

4. Экскурсия в “Антонов двор” (знакомство с профессией кондитера).

Принципы деятельности

  • принцип безопасности включает в себя постоянный учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей, контроль за соблюдение правил техники безопасности, охрана жизни, здоровья детей физического и психического, контроль над эмоциональным состоянием ребенка;
  • принцип привлекательности дел (театрализация, сюжетно-ролевые игры, КТД, конкурсы);
  • принцип оздоровительной направленности.

Методы реализации программы

  • беседы;
  • игровые ситуации;
  • практическая работа;
  • наглядность;
  • наблюдение;
  • поощрение;
  • убеждение.
  • Формы реализации программы

    • кругосветки;
    • конкурсы;
    • концерты;
    • презентации;
    • игры;
    • театрализованные представления;
    • игровые программы;
    • конкурсы рисунков;
    • сотрудничество с врачом, психологом, преподавателями физической культуры, организатором.

    Система работы в лагере состоит из следующих блоков:

    1. Подготовительный период – этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

    Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

    Издание приказа по школе о проведении летней кампании;

    Подготовка методического материала для работников лагеря;

    Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

    Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

    Составление медиками санаторно-оздоровительной программы, лечебно-оздоровительных мероприятий (см. Приложение 1–3).

    2. Организационный период – расселение, знакомство с ребятами, создание благоприятного климата в отрядах, организация знакомства детей друг с другом, создание городов, знакомство ребят с системой работы лагеря, знакомство с традициями, знакомство с воспитателями. Запуск программы “Летний экспресс”.

    3. Основной период – полноценная деятельность внутри отряда и между отрядами, полноценная деятельность в лагеря.

    4. Заключительный период – самооценка ребят, подведение итогов внутри отряда, между отрядами, в лагере в целом.

    Режим дня
    ДОЛ “Радужный” при МОУ “СОШ №90” на І сезон (29.05.08 - 27.06.08.)

    Мы вам рады!
    Горн трубит: пора, пора!
    С добрым утром, детвора!
    И тотчас же по порядку
    Все ребята - на зарядку!
    Зарядка.
    Пора-пора на линейку, детвора! Линейка.
    Все за стол! Узнать пора,
    Чем богаты повара.
    Завтрак.
    Кто-то любит танцевать,
    Кто-то петь и рисовать,
    Только бездельники маются,
    А все ребята занимаются!

    Мероприятия по плану.

    Прием минеральной воды

    Но у всех, смешливых даже,
    За столом серьезный вид,
    За обедом виден сразу
    Наш ребячий аппетит.
    Обед.
    Говорит порошок, и журчит водица:
    Не забудь, мой дружок,
    Перед сном умыться.
    Подготовка ко сну, гигиенические процедуры.
    К нам приходит тишина.
    Отдыхает детвора.
    Тихий час.
    Надо в порядок все привести,
    В палате убрать и пол подмести.
    Подъем, уборка постелей.
    Вот уже который раз
    Повара встречают нас!
    Полдник.
    Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей! Подвижные игры, спортивные мероприятия.
    На линейку становись!
    И делами похвались.
    Линейка по итогам дня.
    До свиданья! До новых встреч! Уход домой.

    Контроль и оценка результатов

    1. Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере (см. Приложение 3).
    2. Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.
    3. Анализ участия отряда в творческих делах, уровня активности и достижений проводится на отрядных огоньках, по итогам которых заполняется отрядный уголок.
    4. Выставка - демонстрация достижений детей в кружках, и общелагерный стенд достижения отрядов (экраны соревнований и настроения).
    5. Вручение грамот, памятных подарков за активное и творческое участие в жизни лагеря.

    Ожидаемые результаты

    • общее оздоровление детей и приобретение ими положительных эмоций;
    • развитие лидерских и организаторских навыков, выявление и раскрытие способностей детей в спорте, творчестве, искусстве и других видах деятельности;
    • более глубокое понимание своего внутреннего мира и поведения, приобретение умения познания мира, самого себя и другого человека;
    • формирование навыков партнерского сотрудничества со сверстниками и взрослыми в решении проблемных ситуаций;
    • расширение кругозора, умений и навыков в области прикладного творчества,физической культуры, и других видах деятельности;
    • самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни лагеря;

    План-сетка мероприятий в ДОЛ “Радужный” при МОУ “СОШ № 90” на І сезон 2008 года.
    Справка с количественными показателями по организации каникулярного отдыха детей в 2007-2008 учебном году

    В начальной школе МОУ “СОШ №90” обучается 254 учащихся.

    • 90 детей посещают ДОЛ “Радужный”, это 35% от количества всех учащихся;
    • 6 ребят, а это 7% от общего количества детей охваченных пришкольным отдыхом, воспитываются в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в особой поддержке во время каникулярного периода;
    • 13 ребят, это14 % из многодетных и неполных семей;

    Размер родительского взноса на культмассовые мероприятия – 380 рублей.

    Численность работников лагеря – 30 человек.

    Педагоги-воспитатели, вожатые – 20 человек.

    Медицинские работники – 3 человека.

    Литература
  • “В помощь организатору детского оздоровительного лагеря” под редакцией М.Е. Сысоевой, г. Москва, 2000 г.
  • “Летний отдых: идея – проект-воплощение”. Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. Нижний Новгород. ООО “Педагогические технологии”, 2000 г.
  • “Здравствуй, лето!” С.В. Титов, Издательство “Учитель”, г. Волгоград, 2001 г.
  • “Позывные лета” Баранник М.М., Борисова Т.С., г.Москва 2003 г.
  • Организация детско-юношеского и молодежного туризма, отдыха и оздоровления - актуальная задача учреждений не только федерального, но и регионального и муниципального уровней. Прежде всего это обусловлено рядом объективных причин, и в первую очередь динамикой развития постиндустриального общества, в том числе резким сужением спектра семейного досуга, организованного отдыха детей, подростков и молодежи, а также полноценного времяпрепровождения Леонов А.П. Организация летнего отдыха детей и подростков. - М.: Юнити, 2006. - с. 57..

    Остаточный принцип при подходе к решению социальных проблем крайне болезненно отразился и на сфере культурно-экскурсионного и досугового обслуживания. Наиболее пагубно это отразилось на массовых формах спортивно-оздоровительного туризма: самодеятельных походах, массовых туристско-спортивных мероприятиях детей и молодежи - туристских слетах.

    За годы рыночных реформ в России катастрофически морально устарела, а в ряде случаев полностью утрачена материально-техническая и физкультурно-спортивная база детских загородных оздоровительных учреждений. Характерными для последнего десятилетия стали такие тенденции:

    • - хронический дефицит капитальных вложений в развитие оздоровительных учреждений (за редким исключением отдельных ведомств- монополистов);
    • - отсутствие прогресса в функционировании хозяйственного механизма;
    • - отсутствие программно-методического и образовательно - воспитательного обеспечения и сопровождения пребывания детей и подростков в данных учреждениях;
    • - недостаточный уровень квалификации психолого-педагогических, физкультурно-спортивных, медицинских и других специалистов, владеющих технологиями оздоровления и психолого-педагогической поддержки детей во время пребывания в учреждении Игнатов А.А. Организация летнего отдыха молодежи. - М.,2006. - с. 36..

    Это не могло не отразиться на качестве и уровне удовлетворения потребностей населения российского общества, в частности детей и молодежи, в образовательных, физкультурно-оздоровительных (в том числе экскурсионных и туристских) и досуговых мероприятиях. Разрыв между предложением этих услуг (оздоровительных, экскурсионно-туристских и досуговых) и спортивно-туристских туров и их стоимостью, а также платежеспособностью различных слоев населения с каждым годом реформ становится все контрастнее. В то же время значительная часть учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков продолжает функционировать вхолостую. Отсутствует ощутимая реализация в них целей и задач уставной деятельности: разностороннее развитие и формирование личности детей и подростков, воспитание (в том числе духовное, патриотическое, нравственное и пр.), укрепление их здоровья, оздоровление организма и восстановление работоспособности для продолжения учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Это, естественно, пагубно отражается на развитии, здоровье, работоспособности, образованности и гражданской активности подрастающего поколения.

    В условиях экономических (рыночных) отношений, сложившихся в ряде регионов России, продолжает сохраняться угроза ликвидации или перепрофилирования для других нужд ряда детских оздоровительных лагерей, пансионатов, баз отдыха, туристских баз и других учреждений оздоровительной и культурно-досуговой сферы, не приносящих учредителям сиюминутной финансовой прибыли.

    Специалисты Минобразования РФ, Госкомспорта РФ, Минсоцстраха РФ отчетливо понимают необходимость формирования оптимальных условий функционирования учреждений детского, подросткового и молодежного отдыха, оздоровления и туризма с целью наиболее полного удовлетворения экскурсионно-познавательных, досуговых, спортивно-туристских и оздоровительных потребностей различных категорий населения, и в первую очередь детей и учащейся молодежи. Осознана эта проблема и законодателями, всей вертикалью государственной исполнительной власти.

    На протяжении последних восьми лет в России прирост числа детей, отдохнувших летом по различным программам, в основном достигается благодаря развитию образовательной инфраструктуры. Имея неоспоримое преимущество в показателях "цена-качество", система образования предоставляет детям, подросткам и молодежи оздоровительные услуги, максимально учитывая потребности личности ребенка (подростка) и условия его развития и, что немаловажно, по весьма умеренной цене.

    Но и здесь неоспоримое преимущество как по себестоимости (так и по отпускной цене), а в ряде случаев и по качеству имеет путевка, предлагаемая учреждениями дополнительного образования - Центрами (станциями) детско-юношеского туризма с активными формами отдыха и оздоровления детей в профильных туристских передвижных (палаточных) лагерях и туристских походах, путешествиях и экспедициях.

    Во время туристско-оздоровительных мероприятий (походов) у педагогов имеется значительно больше возможностей для организации квалифицированного психолого-педагогического сопровождения и поддержки своих подопечных, чем в любом отряде стационарного лагеря, даже если учитывать реальную наполняемость отряда. Значительно более эффективными возможностями располагает и педагог - руководитель туристского похода для дифференцированного личностно ориентированного дополнительного образования детей, эмоционально - личностного воздействия на их внутренний мир в реальных условиях походной среды (совместное проживание педагога и коллектива детей) Путилова К.Д. Опыт работы летнего оздоровительного лагеря. - М., 2004. - с. 73..

    Тем не менее в регионах России наиболее динамично развивается сеть лагерей при образовательных учреждениях с дневным пребыванием учащихся. На их долю в 2008 г. приходилось 45% от общего числа детей, находившихся в оздоровительных лагерях (в 2007 г. - 43,6%). Загородные стационарные учреждения отдыха и оздоровления, где процесс оздоровления детей происходит значительно эффективнее, приняли лишь чуть более 35% от общего числа детей (в 2007 г. - 38%).

    Продолжается процесс дифференциации оздоровительных лагерей по формам собственности. Увеличилось число лагерей, находящихся в муниципальной собственности: в 2008 г. они составили подавляющее большинство - почти 92%. В ведении местных органов исполнительной власти (преимущественно - органов управления образованием) находятся все лагеря с дневным пребыванием учащихся и более 1/3 загородных оздоровительных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Увеличилось также число лагерей, находящихся в частной собственности (более 1,2%) и собственности общественных объединений. Число лагерей, находящихся в государственной собственности, сократилось с 7,2 до 4,5% Кубаров Е.Н. Проблемы летнего отдыха детей. - М., 2003. - с. 26..

    В то же время сохраняется тенденция, когда большинство загородных детских оздоровительных лагерей стремится обрести полную хозяйственную самостоятельность: к 2008 г. число загородных стационарных лагерей, имеющих статус юридического лица, достигло 1/3.

    Очень важная тенденция - возрождение местными органами управления образованием системы программ отдыха и оздоровления в "малые каникулы". Зимние оздоровительные лагеря, туристские походы старшеклассников по местам боевой славы и по памятным местам родного края, досуговые программы на свежем воздухе в период новогодних и рождественских праздников, лагеря актива во время весенних и осенних каникул, профильные лагеря юных экологов, спортсменов, туристов весной и осенью, различные спортивно-туристские соревнования и состязания обогащают досуг школьника, снижают вероятность девиантного поведения подростков и оказывают значительный оздоровительно - восстановительный эффект.

    Эти тенденции обозначили необходимость решения на государственном уровне проблемы гарантированного минимального обеспечения социальными услугами по организации оздоровления детей и учащейся молодежи во всех типах и видах учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.

    Для ее решения в учреждениях отдыха и оздоровления детей и молодежи необходимо создать особый, отличный от традиционного, подход к организации и содержанию процесса отдыха и оздоровления. Требуется не только насыщение его научно обоснованными программами, технологиями и методиками, методическим сопровождением и обеспечением, материально -техническими ресурсами, но и подготовкой широкого круга специалистов (педагогов-организаторов, психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, врачебно-медицинского и прочего персонала, владеющего методиками адаптации и реабилитации, оздоровительной и лечебной физической культуры, анимационными технологиями организации досуга и т.д.).

    Кроме того, как на федеральном, так и на муниципальном уровне необходимо внести коррективы в критерии оценки деятельности учреждений, предоставляющих услуги активного отдыха, оздоровления и туризма. Необходимо дифференцированно подойти ко всему спектру социальных услуг по организации отдыха, туризма, экскурсий, досуга и оздоровления на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном). Это необходимо осуществлять для каждого вида отдельно в строгом соответствии с направленностью и профилем реализуемых в этих учреждениях программ и проектов.

    Требуется диверсификация содержания деятельности лагерей, значительная часть которых сегодня работает по вариативным программам, к сожалению, не всегда научно обоснованным с точки зрения адаптивной психологической, физической и функциональной нагрузки и не дающим положительного оздоровительного и реабилитационно-восстановительного эффекта.

    В период подготовки к летней оздоровительной кампании Минобразованием РФ, ведущими научными и исследовательскими учреждениями, а также федеральными профильными учреждениями дополнительного образования ежегодно проводится работа по выявлению наиболее эффективных программ организации детского отдыха и оздоровления. Но, к сожалению, не всегда осуществляется обратная связь: передача и внедрение полученного ценнейшего опыта и материала в практику деятельности других учреждений отдыха и оздоровления.

    Важную роль в научно-методическом обеспечении отдыха и оздоровления сегодня играют детские, подростковые и молодежные общественные объединения. Многие из программ, по которым строится жизнь в загородных лагерях и учреждениях отдыха и оздоровления, в туристских походах, путешествиях и экспедициях, разработаны в федеральных учреждениях дополнительного образования, в Научно-практическом центре Международного союза детских общественных объединений СПО-ФДО и прошли успешную апробацию в этих учреждениях, объединениях. Проведение ими различных профильных смен, походов, экспедиций, летних школ, детских творческих дач, малых научных академий способствует социальному и творческому развитию юной личности, реализации запросов и потребностей детей в различных видах деятельности в период школьных каникул и в течение всего года Леонов А.П. Организация летнего отдыха детей и подростков. - М.: Юнити, 2006. - с. 69..