Роль педагога в воспитании школьника. Условия, средства и роль педагога в эстетическом воспитании детей

Разделы: Общепедагогические технологии

Самым важным фактором в школьной работе является, безусловно, учитель. Психологические проблемы во множестве кристаллизуются вокруг него. Его отношение к ученику, влияние, оказываемое им на душу ученика, и, с другой стороны, его собственный духовный рост и развитие, его духовные данные – все это может быть анализируемо, измеряемо, объясняемо и усиливаемо, если с большим вниманием отнестись к психологическим основам каждого явления.

И все же та сторона учителя, которая наиболее важна для его успехов, как будто более всего ускользает от точного анализа. Это не его познания, не его энергия и усердие, не его искусность и опытность, это то воспитательское воодушевление, которым определяется личность учителя. Учитель, не чувствующий красоты и святости своего признания, поступивший в школу не потому, что сердце его исполнено желания учить детей, а только для того, чтобы иметь работу и добывать себе средства к существованию, приносит вред ученикам и еще больший вред самому себе.

Успешность или безуспешность преподавания зависит всегда от внутренней теплоты учителя. Никакое красноречие, никакая техника, никакая уловка не может обмануть чуткой души ребенка. Преподавание может касаться самых интересных вещей, но, если указанный элемент внушения отсутствует, ученики следят за учителем без веры и потому без собственной активности. Когда же души коснется вдохновенье, тогда все становится живым и одухотворенным.

Однако, к сожалению, в работе учителей по воспитанию школьников немало промахов, а нередко она ведется весьма слабо и нуждается в существенном совершенствовании.

Одна из причин недостатков в воспитании заключается, по-моему, в том, что,учителя воспитательные задачи, рассматривают как второстепенные. К тому же зачастую воспитательная работа ведется как-то отдельно, без органической связи с обучением.

Для результата воспитательной работы очень важно, какие отношения существуют между учителями и учениками.

Воспитательное влияние нередко связывают с авторитетом учителя как совершенно необходимым условием для его успешной и плодотворной деятельности. Если нет авторитета, значит, нет правильных взаимоотношений между учителем и воспитанниками, нет нормальных условий для плодотворной учебной и воспитательной деятельности..

У нас в школе были учителя, которые строгими мерами заставляли подчиняться дисциплине на уроках, работать над выполнением заданий всех учеников. Таких педагогов можно считали авторитетными.

По мнению А.С. Макаренко, это один из видов ложного авторитета. Он его называл авторитетом подавления. При этом на первый план выступают всякие дисциплинарные меры, вызывающие у детей страх перед возмездием за нарушение требований.

Ложный авторитет учителя может способствовать лишь внешней, показной дисциплине в классе, формальному выполнению заданий. На первый взгляд кажется, что все благополучно. В действительности глубокое воспитательное влияние на школьников отсутствует.

Работая в школе, я уделяла много внимания развитию активности, инициативы и самостоятельности детей. Это давалось не сразу, но я не торопилась. Мой опыт показывал, что ребята сначала робко, а затем все увереннее и чаще выступали со своими предложениями. Мои детки уже в первом классе выражали свое мнение и желание. Узнав о моей поддержке их начинания, дети радовались и приступали к работе. По моему мнению предоставление детям самостоятельности является необходимым условием воспитания воли, которая играет большую роль в жизни человека. Если учитель постоянно водит школьников на поводу, он тем самым допускает непонимание тех условий и источников, которые служат формированию силы воли. Постановка цели и выработка плана действий самими школьниками порождает сильный мотив к преодолению трудностей и препятствий, встречающихся на пути выполнения задуманного.

Увлеченность учителя в процессе классных занятий со школьниками определяется прежде всего любовью учителя, к своей профессии

Подъем, который возникает у учителя в процессе занятий, во многом зависит от душного контакта с учащимися.

Учитель может увлечь ребят интересным материалом. Но бывает так, что это становится возможным только на отдельных уроках. Нет той атмосферы творческого горения, которая является постоянной тогда, когда ученики стремятся познать неизвестное, а учитель воодушевлен тем, что, обогащая ребят знаниями, растит их духовно. Возникает та атмосфера взаимного расположения, уважения, дружбы, которая благоприятствует обучению, и в то же время способствует выполнению воспитательных задач.

Побывав у меня на уроках коллеги задавали мне вопросы такого рода:

Не будет ли такие отношения расшатывать дисциплину в классе? Утверждая что, учитель должен стоять «над» учениками, и только при этом условии обеспечивается порядок в классе, а порядок, как известно, необходим для успешного обучения.

Следует разъяснить, как нужно понимать слово «над». Если это слово означает начальственный тон, требование беспрекословного подчинения без какой бы то ни было мотивировки, такое положение не создает той благоприятной атмосферы, о которой мы говорили. Если слово «над» означает, что учитель пользуется глубоким уважением своих учеников, что школьники видят в нем человека, который не только много знает, но и всей душой стремится обогатить знаниями учеников, в таком случае слово «над» приемлемо.

Быть для ребят старшим товарищем, а в то же время оставаться их наставником, не выпускать из своих рук нитей руководства коллективом и каждым школьником в отдельности – это как раз и нужно, хотя трудно. Легко впасть в одну из крайностей: либо подавлять детей так, чтобы чуть ли не каждый их шаг определялся указанием учителя, либо предоставить ребятам все на их усмотрение.

В педагогической печати часто пишут о том, что необходимое и даже чуть ли не главное качество учителя – это любовь к детям. Но как, какими способами, какими средствами вызвать любовь к детям ответить не легко.

Сложность состоит в том, что вопрос о любви учителя многосторонен.

Возьмем хотя бы своеобразие самого чувства, когда речь идет о любви учителя к детям. Слово «любовь» обозначает чувство самоотверженной привязанности.

Слово «любовь» имеет и другое значение: оно обозначает склонность, пристрастие к чему-нибудь. Примерами могут служить любовь к чтению, к музыке, к живописи. Такое чувство, как любовь к детям, очень своеобразно: в нем есть что-то от самоотверженной привязанности, но оно может быть понято и как пристрастие.

Нельзя представить себе любовь учителя к детям только как ласковый и внимательный подход к ним. Такой подход, конечно, нужен. Однако любовь выражается прежде всего в том, что учитель безраздельно отдает, свои силы, способности, знания, чтобы достигнуть наилучших результатов в обучении и воспитании своих учеников, в их духовном росте. Ради этого любовь учителя к детям должна сочетаться с разумной требовательностью к ним.

Любовь к детям, которая вообще свойственна людям, живет и в сердце учителя. Но поскольку он учит и воспитывает одних и тех же школьников в течение ряда лет, чувство любви к детям принимает особые формы. Учитель, который внимательно наблюдает за своими учениками, видит их духовный рост, в этом росте узнает плоды своего труда, – ведь в каждом из школьников он как бы оставляет частицу своего сердца. Знание детей, их склонностей, способностей, их духовного мира, радостей и огорчений вряд ли можно переоценить. Если школьник является для учителя только каким-то подобием сосуда; в который надо уложить определенные знания и навык; это, конечно, не будет способствовать его любви к учащимся, а, наоборот, заглушит те ростки благородного чувства к детям, которые у него были до начала учительской деятельности. Когда каждый школьник понят учителем как человек, обладающий своими индивидуальными особенностями, стремлениями, своим складом ума и характера, такое понимание поможет полюбить детей, уважать их. У Л.В. Занкова есть замечательные слова,которые он повторял,как крылатую фразу: «Полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит!» Предположим, что в классе ученик, который на уроках невнимателен, часто нарушает дисциплину, нерегулярно и небрежно выполняет домашние задания, дерзит. Все это, разумеется, не радует учителя и не может само по себе расположить его к этому школьнику. Я подчеркиваю слова «само по себе», поскольку речь идет о внешних проявлениях. Однако за этими внешними проявлениями могут скрываться положительные качества, порой немалые. Такой «черненький» школьник, если узнать его по-настоящему, предстанет, быть может, перед учителем как обладатель пытливого ума, чуткого и отзывчивого сердца, незаурядной активности. Для уяснения сути дела обратимся, к примеру, далекому от обучения и воспитания. Перед нами земля, плохая, каменистая. Она не радует глаз и не обещает даже хотя бы сносного урожая. Но вот пришли геологи, разведали недра, и в них оказались огромные богатства.

Действительно, бывает так что, учитель порой имеет совершенно неправильное представление об ученике, когда он не присматривается внимательно к своему питомцу.

Во II класс, который я вела, был переведен ученик из другой школы Эльдар А.. Он не блистал способностями, мало высказывался на уроках, а ко всему прочему заикался, вскоре я подметила его склонность к математике.

На уроках предлагала ему сложные задания. Впоследствии посоветовала прочитать некоторые научно-популярные брошюры. Эльдар ознакомился с системами счисления, существовавшими в древнем мире, получил некоторые сведения по истории мер. Сравнение с десятичной системой счисления и с метрической системой мер расширило его горизонт, углубило его понимание числа и меры. Было сделано и многое другое, чтобы дать простор склонности Эльдара. Данный успех мальчика чувствуется благодаря моим направляющим действиям.

Я понимала, что следует избежать однобокости в развитии мальчика, что надо формировать у него интерес к разным сферам жизни, науки, искусства, поэтому использовала именно богатую и содержательную жизнь класса. Хотя урокам русского языка и математики, естественно, уделялось много внимания, это не отодвигало на задний план познание действительности, приобщение к ценностям литературы и искусства. В моем классе проводилось много экскурсий в природу, мы завели живой уголок. Большое место уделялось экскурсиям в экологический центр, где дети посещали различные кружки.

На уроках, и во внеклассных занятиях дети не только удовлетворяли свои запросы, но у них возникали развитие новые интересы. Эта бьющая ключом жизнь захватила Эльдара. Он охотно участвовал в различных занятиях.

Мальчик ожил, по словам мамы поверил в себя.

Взаимоотношения учителя и детей должны быть деловыми. Учитель руководит приобретением знаний, прививает нормы и правила поведения, а ученик овладевает этими знаниями, нормами и правилами.

Деловые взаимоотношения могут быть разными. Представим себе учителя, у которого все строго и точно запрограммировано, урок ведется сухо и официально. И представим себе другого учителя, который работает над тем же учебным материалом с теми же школьниками. В отличие от первого этот учитель сам захвачен процессом познания, он чутко реагирует на ответы учеников, внимательно выслушивает их вопросы и недоумения, побуждает к доказательству высказываемых ими суждений, сам с большим подъемом делится своими знаниями. Этот учитель зорко наблюдает за классом, выбирает момент, когда возбудить активность слабого ученика, когда дать простор сильному. И не только словом, но и взглядом ободряет, поощряет стремление ученика доискаться истины. Он не противостоит классу, а сливается с ним, не теряя в то же время авторитета руководителя, старшего товарища.

Здесь можно провести некоторую аналогию между общением учителя с учениками на уроке и беседой, которую ведут между собой люди, передавая свои знания друг другу, выясняя занимающие их вопросы, споря и доказывая. Ведь то, что говорит человек, возбуждает мысль и чувства не только своим содержанием. Одухотворенное лицо собеседника, глаза, то горящие блеском восхищения перед величием науки, то прищуренные, как будто сомневающиеся в истинности сделанных выводов, мимика, жесты…

Речь идет о характере работы учителя на уроке, учителя, как и все люди, отличаются друг от друга по темпераменту, по складу ума, по силе чувств. У разных учителей увлеченность общением с учениками принимает неодинаковые формы. Но самое главное – увлеченность независимо от формы, в которой она проявляется. Это как бы один полюс. И другой полюс – учитель, у которого есть нечто общее с обучающей машиной. Между этими двумя полюсами – множество своеобразных разновидностей общения учителя с учениками.

Есть разные критические мерки: одна идет от разума, другая – от сердца. Школьники уже в начальных классах подмечают и определенным образом оценивают стиль работы учителя, его манеры. Вместе с тем школьники чувствуют, как учитель настроен, как относится к ним. Душевность, с одной стороны, и сухость, формализм, с другой, чутко воспринимаются школьниками.

Анастасия Барбарчик
Роль личности учителя в формировании духовно-нравственной личности

«Самый лучший учитель для ребенка тот , кто, духовно общаясь с ним , забывает, что онучитель , и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самыесокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудиемвоздействия на молодую, формирующуюся личность . От чуткости учителя к духовному мирувоспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».Сухомлинский В. А.

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного , нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение воспитания подрастающего поколения, которое следует рассматривать как обязательный для государственных образовательных учреждений компонент педагогического процесса, охватывающий всех участников независимо от их социального происхождения, религиозной или национальной принадлежности. Если обозреть роль педагога- учителя в духовно -нравственном воспитании молодежи, то ей уделяется самое пристальное внимание. Так как важным фактором успешногоразвития как личности , так и всего образовательного процесса в школах, ВУЗах является личный пример учителя . Роль педагога , его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле воспитания духовно-нравственного , ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, использование наркотиков, смещение ценностей и т. д.) делают процесс воспитания еще более трудным.

Учитель , более чем кто-либо другой, призван направлять формирование и развитие каждого из своих учеников. В глазах ребят ему необходимо не только быть правдивым, искренним, честным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, против негативных проявлений окружающей жизни. Трудно переоценить роль личности учителя , его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика.

Что привлекает детей в личности учителя ? Единство идеалов, убеждений, вкусов, симпатий, морально - этических принципов в словах и поступках педагога - вот что притягивает юные души. Все, что мы несем своему воспитаннику, проходит через нашу душу.

Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, чтосформулированы в плане . В сознании ребенка откладываются поведение учителя , егожесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другимиучащимися, при различных обстоятельствах ; как он держится с коллегами, какреагирует на удачи и неудачи его одноклассников. Воспитатель, учитель требует отучащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И оттого, насколько требовательным, последовательным окажется учитель , будет зависеть и результат. При правильной организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируютсяосновы нравственного поведения, духовной культуры .

Выделяется группа качеств личности педагога , влияющих на нравственноевоспитание, воспитание личности :

Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)

Профессионально-педагогические Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическаянаправленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и

Эмоциональная отзывчивость

Волевые качества

Особенности темперамента

Состояние здоровья

Творческое мышление

Положительные этические качества (добродеятельность)

Традиционными источниками нравственности являются :

1. Патриотизм, включающий в себя ценности : Любовь к России. Любовь ксвоему народу. Любовь к своей "малой Родине". Служение Отечеству.

2. Социальная солидарность - Свобода личная и национальная . Доверие клюдям. Справедливость. Милосердие. Доброта. Честь. Честность. Достоинство.

3. Гражданственность -Гражданское общество. Долгперед Отечеством, старшими поколениями, семьей. Закон и правопорядок. Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья - Любовь и верность. Здоровье. Достаток. Почитание родителей. Забота о старших и младших. Продолжение рода.

5. Труд и творчество - Творчество и созидание; Целеустремленность инастойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука - Познание. Истина. Научная картина мира. Экологическое сознание.

7. Искусство и литература включает ценности : Красота. Гармония. Духовныймир человека . Нравственный выбор. Смысл жизни. Эстетическое развитие.

К. Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Поэтому оправдано бытующее среди педагогов мнение, что личный пример - лучшая проповедь.

Учитель обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что учитель - это человек , специальностью которого является правильное поведение.

Постоянный контроль за своим поведением необходим учителю в связи с сильно развитой у школьников склонностью к подражанию. Причём в младших классах оно носит неосознанный характер : школьниками копируются чисто внешние проявления и манеры, которые не всегда являются положительными.

Подростки и старшие школьники подражают поступкам и действиям старших, в том числе и учителей , сознательно, однако порой не задумываются над тем, насколько нравственно это поведение

В. А. Сухомлинский писал, что справедливость учителя - это основа доверия ребёнка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка .

Любовь к детям является отличительной чертой учителя , являясь той живой силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает школу в хорошую семью. Если учитель проникнут истинной любовью (бескорыстной, самоотверженной, верной, назидающей, терпеливой, снисходительной, серьезной, ласковой, его влияние будет сильным и плодотворным. Плодами такой любви станут взаимная любовь, привязанность, доверие, свободное, без принуждения, послушание учащихся.

«Педагогическую любовь» можно рассматривать как «частный случай» отношения педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе, она достигается великим трудом и напряжением всех человеческих сил. Л. И. Маленкова предложила своеобразную «технологию» для развития и поддержания этого чувства :

Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети;

Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле – с «плюсами» и «минусами» , со всеми его особенностями;

Возможно, более полно узнать, почему он стал «таким» , и постараться «выработать» в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку;

Найти позитивное в личности ребенка , выразить ему доверие;

Постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой) ;

Установить личный контакт с помощью средств невербального общения;

Создавать «ситуации успеха» , оказывать ребенку позитивную словесную поддержку;

Не упустить момент словесного или поведенческо-эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка;

Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.

Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности , подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т. д. Нравственность формируется в мероприятиях , в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки.

Эстетическое воспитание - это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. А.П. Чехов говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» . Для того, чтобы человек мог создавать красоту в себе и вокруг себя, он должен в первую очередь научиться слышать, видеть, понимать, а главное чувствовать красоту. В переводе на греческий чувствовать и чувственный будет-слово эстетика. Отсюда и понятие эстетическое воспитание, как воспитание чувственности. Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни, оно должно быть целенаправленным и систематичным.

Цель эстетического воспитания - научить ребенка видеть и понимать прекрасное вокруг

Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному труду и жизни, к быту и природе.

Роль эстетического воспитания в развитии ребенка

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано. Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в сознательное восприятие прекрасного. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.

Эстетическое воспитание – это важная сторона полноценного развития ребёнка, т.к. оно способствует:

  1. Развитию эмоционально – чувственной сферы;
  2. Формируется сенсорная культура ребёнка (дети слушают звуки леса, пение птиц, шорох листвы; рассматривают красоту и окраску деревьев; вдыхают ароматы цветов, лугов, полей) ;
  3. Формируются эстетические представления о поступках, манерах поведения;
  4. Эстетическое воспитание усиливает: умственное воспитание (развивается воображение, слуховая и зрительная память, расширяются знания о народно – прикладном искусстве, музыке; физическое воспитание (музыка, художественное слово, красочная атрибутика способствуют формированию темпа, ритма движений, пластики, положительного отношения к физической культуре) ; нравственное воспитание, т.к. в красоте природы, искусстве – заложена самая огромная воспитательная сила, которая заставляет ребёнка соблюдать правила бережного отношения к природе, к окружающей обстановке.

Средствами эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся:

  1. Эстетика быта – это значит научить ребёнка видеть красоту в обыденном (красивые шторы, салфетки, игрушки, мебель) . Если обстановка эстетична, красива (совсем не обязательно богата) , если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь, есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму. Три правила, которые делают эстетику быта средством эстетического воспитания: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя.
  2. Произведения искусства. Их используют в оформлении быта, во время обучения, в самостоятельной деятельности. С этой целью подбирают произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи) , графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации) , малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева) , произведения народно-прикладного искусства (керамика, стекло, народные декоративные изделия и др…)
  3. Природа. Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и т.д. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели. 4.Специальное обучение. Формированию представлений о прекрасном, навыков художественно-творческой деятельности, развитие эстетических оценок, способствует специальное обучение дошкольников в детском саду. Для этого использую различные виды занятий, художественно-дидактические игры, праздники, утренники, экскурсии, прогулки, просмотр спектаклей, презентаций и т.д.
  4. Праздники. С ними связаны яркие эстетические переживания детей, стремления испытать себя в разных жанрах искусства, выступления в красочных костюмах. Подготовка к празднику, участие детей в создании номеров, ожидание праздничного действа, формируют особое предпраздничное коллективное настроение.
  5. Самостоятельная художественная деятельность детей. Она является важным средством эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству. Для развития самостоятельной художественной деятельности создаются специальные центры с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут пользоваться свободно. Педагог при это заботится о разнообразии деятельности детей, сочетании различных видов художественной деятельности: изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, музыкальной. 7. Значительную роль в эстетическом воспитании могут сыграть музей, кинотеатр, дом культуры. Посещение культурных центров формирует и первые навыки художественно-эстетического восприятия в детском возрасте. Основой процесса эстетического воспитания, является деятельность педагога и ребенка, направленная на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности. Важную роль в эстетическом воспитании дошкольников играет и личность педагога. Педагог сам должен являться примером нравственного поведения, быть разносторонне-развитой личностью, так как ребенок опирается на собственные чувства и эмоции. Необходимо грамотно отбирать содержание предполагаемого материала и определять его в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями дошкольников. Также, необходимо ввести в совместную деятельность особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний и умений. Педагог приобщает к прекрасному, побуждает к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.

Ключевая роль детского сада –создание условий для формирования гармонично, интеллектуально-развитой личности.

  1. Создание эстетической предметно – развивающей среды: красота и чистота в группе, гармоничное сочетание цвета штор, стен, покрывал в спальне; эстетическая продуманность мебели, оборудования.
  2. Насыщение групп предметами искусства: картины, панно, вазы, предметы народно – прикладного творчества.
  3. Наличие в группе книжного, изобразительного, театрального, музыкального центров.
  4. Необходимо следить за внешним обликом окружающих людей: воспитатель, младший воспитатель и другие работники дошкольного учреждения (красивые, опрятные, хорошие манеры поведения и общения) .
  5. Необходимо, чтобы в группах были уголки природы, на улице – огород, клумбы, зелёные насаждения.
  6. Необходимо проводить праздники и развлечения для детей и родителей с музыкой, стихами, сценками, танцами.

У нас в группе созданы условия для эстетического воспитания детей. Создан центр «Уголок творчества» (слайд) для разнообразной художественной деятельности, в котором дети занимаются как под руководством воспитателей, так и по собственной инициативе. Для творческой деятельности очень важно, чтобы обстановка, окружающая ребенка, была красивой, уютной, по-домашнему комфортной. Это раскрепощает ребенка и располагает к творчеству. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Детям предоставлена возможность рисовать, лепить, апплицировать в любое время, из разных материалов. В центре творчества много пошаговых обучающих образцов, наглядности, трафаретов. Мы организуем приобщение детей к декоративной деятельности: (слайд) рассматриваем элементы декоративной росписи, силуэты народных игрушек, матрешек, тематические раскраски «Знакомство с росписью» , дети любят играть в такие игры, как «Узнай роспись» , «Найди сходства и отличия народных костюмов» , «Что лишнее» и т.д. Знакомим с изделиями народных мастеров, смотрели презентации о создании русской и вятской матрешках. (слайд)

Стараемся больше проводить нетрадиционные занятия по изодеятельности с использованием разных приемов рисования и материалов (это рисование тычками, ватными палочками, рисование пальчиками, (слайд) процарапывание стеками, рисование солью, печатание губкой, выдувание рисунка из трубочки «Кляксография» , (принимали участие во Всероссийском конкурсе «Кляксография» ) . Применяем такие материалы, как специальные трафареты под стекло, (слайд) гипсовые фигурки, цветные мелки, смываемые маркеры, деревянные заготовки. Для занятий по лепке применяем разный бросовый материал, радужный песок (слайд) , глину. Применение таких приемов и методов развивают у детей фантазию, творческое воображение. Лучшие работы выставляем в группе на «Полочке Красоты» . (слайд) Учим детей использовать средства художественной выразительности (стихи, пословицы, поговорки отрывки из произведений) . Важную роль в эстетическом воспитании детей играет музыкально-театральная деятельность. Музыка имеет звуковую природу, обобщенность образов, являясь «искусством чувств» , как говорил П.И. Чайковский. Мы стараемся, чтобы музыка звучала не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, на зарядке, включаться на других видах занятий. В группе создан музыкально-театральный центр (слайд) , в котором дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах, (слайд) участвуют в драматизации сказок, (слайд) спектаклей, инсценировках. Мы используем различные виды театров: пальчиковый, театр на магнитах, игрушки бибабо и.т. д.

Для обогащения эмоционально-чувственного восприятия в каждой группе есть условия для знакомства детей с художественной литературой. В книжном центре (слайд) есть портреты писателей, необходимые подборки литературы для знакомства детей с ними, их произведениями, сказками, фольклором.

Ведущее место в осуществлении художественно-эстетическом развитии детей принадлежит детскому саду. Но и велика роль семьи. Результатом такой деятельности становится участие воспитанников с родителями в конкурсах районного, регионального уровня. Никита Горин занял первое место в районном конкурсе «Зимняя сказка» с поделкой «У леса на опушке, жила зима в избушке» . Только при единстве воздействия детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом, художником, писателем, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Таким образом, правильно-организованная система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей, создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса позволит создать благоприятные условия для развития художественно-эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат эстетического воспитания, духовно-богатую, всесторонне-развитую личность.

Уважаемые педагоги!

Давайте воспитывать в наших детях чувство прекрасного, эстетического восприятия, ведь это так необходимо в наше время.

Размышляя о роли воспитателя, о его основных качествах, К.Д. Ушинский предстаёт перед нами как бы с двух сторон.

С одной стороны - это мыслитель, сформировавшийся в философской среде, познавший всю сложность и диалектичность воспитательного процесса. И как мыслитель он понимал, что в педагогике не может быть рецептов и догматически очерченных правил. Личность ребёнка формирует главный воспитатель - жизнь "со всеми её безобразными случайностями". Он подчёркивал, что стоит только отстранить "пагубные обстоятельства", создать атмосферу свободы и творческого труда, как непременно просветлеет ум человека и облагородится его характер.

Но вместе с тем и создание атмосферы труда и благоприятствующих обстоятельств, овладение даже самыми совершенными методами воздействия ещё не приведут к желаемым результатам. И тому пример иезуитского воспитания. Умение проникнуть в интимный мир детей и в этом мире совершать с точностью ювелира филигранные работы по становлению характера - это очень важно для воспитателя, но это так же опасно, как и авторитарно подавлять волю ребёнка, ибо, входя в мир человека, мы не только можем привнести в него свой отрицательный опыт, но и навязать ребёнку не свойственные его природе наклонности, нарушить тончайший узор его неповторимой индивидуальности, развить в нём не творческие, а преимущественно исполнительские и подражательные способности.

Вот почему и беспокоил К.Д. Ушинского один и тот же вопрос: "Неужели всё искусство воспитания только и заключается в том, что исходным началом любой воспитательной системы является приобщение учащегося к духовному миру наставника?" И К.Д. Ушинский-философ отверг ложный тезис - "воспитывайте детей так, чтобы дети походили на меня, и вы дадите отличное воспитание". Он считал, что надо изыскивать средства сделать детей наших лучше нас. Поэтому каждому воспитателю необходимо овладеть самоанализом и постоянно проводить беспристрастный критический обзор результатов своих действий, чтобы исключить прикосновение к детской чистоте своих отрицательных свойств. Каждому воспитателю необходимо уметь видеть не только недостатки детей, но и свои собственные. Воспитатель тогда достигает вершин искусства в своём общении с детьми, когда несёт им большую правду подлинно народных убеждений, когда сам способен на честный поступок. Одной образованности, одних знаний и правил, методик и циркуляров, какими бы совершенными они ни были, явно недостаточно.

Практическая педагогика всегда ставит воспитателя перед конкретным фактом оценки поступков, ситуаций, различных явлений, точек зрения. И в своей оценке, в своём активном отношении к миру педагог выступает не как кабинетный теоретик, а как член общества, того конкретного общения, где всё до предела сжато, всё в живом темпе событий, где нет времени для длительного раздумывания, где надо сейчас, безотлагательно, что-то решать, что-то утверждать, что-то отрицать.

Без нравственной силы, способной противостоять насилию и безнравственности, без авторитета, способного объявить войну любым проявлениям авторитарности, не может быть ни подлинного воспитателя, ни педагогического мастерства. Только действенный, а не пассивно-созерцательный гуманизм ведёт к преобразованию обстоятельств, выступает в защиту человека, поэтому К.Д. Ушинский хотел видеть каждого воспитателя решительным, радикальным, смелым, с позитивной программой действий.

Он сам как педагог был невероятно радикальным и бескомпромиссным, когда дело касалось косности, невежества и пошлости, но становился необыкновенно деликатным человеком, когда общался с детьми, учителями, разделявшими передовые взгляды на просвещение и науку, большое значение уделяя педагогическому такту, без которого ни один педагог "никогда не станет хорошим воспитателем-практиком...". Основу педагогического такта составляют глубокие знания психологии, которые раскрывают личность ребёнка во всей своей целостности, причём важно, по мнению К.Д. Ушинского, чтобы педагогические методы и средства применялись не к отдельным психическим качествам личности, а к ребёнку, "каков он есть в действительности, со всеми его слабостями...".

При всем разнообразии и многоплановости взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки. Значительную часть своих работ он посвятил именно народному учителю. Его понимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время и теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою творческую силу, зовут к новому научному поиску, они действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.

Масло Ирина Игоревна,
учитель начальных классов
НОУ «ЛИЦЕЙ» Санкт-Петербрга

На современном этапе меняется роль учителя в образовании. Идеи гуманистической педагогики особенно актуальны для нашей страны. В результате известных социальных причин был нарушен естественный механизм эмоциональных связей между поколениями. Укрепилось понятие дистанции. В результате целые поколения выросли зависимыми, несвободными, не имеющими собственных мыслей, не умеющими принимать собственные решения и за них отвечать. Современное общество требует воспитание личности, которая способна самостоятельно регулировать свое поведение и деятельность, оценивать поступки не только других людей, но и свои собственные, а также намечать пути дальнейшего развития своей личности.

Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно- ориентированное воспитание.

Воспитание, ориентированное на личность, ее жизнь, деятельность, является перспективным только тогда, когда между воспитателями и воспитанниками взаимодействуют такие формы, которые активизируют процесс воспитательной инициативы у детей. От состояния «Я должен» к состоянию «Я хочу» ребенка приводит его личное отношение к тому, что он делает.

Личностно ориентированное воспитание - воспитание, обеспечивающее развитие, саморазвитие и продуктивную самореализацию личности ученика, происходящую с опорой на его индивидуальные особенности как субъекта познания и предметной деятельности.

Личностно ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики:

Самоценность личности,

Уважение к личности,

Природосообразность воспитания,

Добро и ласка как основное средство.

Иными словами, личностно ориентированное воспитание - это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и свободу других людей.

Педагогика строится на принципах сотрудничества и уважения к личности ребенка. Неумение учителя установить с детьми партнерские, подлинно человеческие отношения приводит к тому, что для учителя педагогический процесс становится неуправляемым и неэффективным, а у учеников возникает неприязнь к нему и к школе в целом. Учителем должен быть создан подобающий микроклимат, в котором будут учитываться все факторы и трудности. Учитель различными способами создает такие условия, чтобы ребенок сам пришел к пониманию смысла данного требования лично для себя, признал и принял его, захотел выполнить и выполнил.

Целенаправленное нравственное воспитание в школе возможно лишь при условии взаимного принятия учителя и ученика, взаимопонимания между ними. На усвоение учащимися нравственных норм большое влияние оказывает нравственный облик самого учителя, его отношение к детям.

Роль учителя как нравственного образца очень важна для ученика, как пример нравственного поведения, нравственного человека, особенно для тех детей, которые в семье и других институтах социализации не получают примеров нравственного поведения, лишены теплого и уважительного отношения и поддержки взрослых. Это значит, что работа педагога с учеником невозможна без постоянной работы над самим собой - своим характером, поведением, отношением к окружающим.

Психологической основой примера служит подражательность. О сущности подражательности, о ее роли и месте в процессе воспитания и самовоспитания, о стадиях подражательности пишет А.Г.Ковалев, отмечая, что «…подражание является наиболее характерным способом познания действительности ребенком, а подражательность - основным свойством развивающейся личности».

Младшие школьники подражают тем, кто производит на них наиболее сильное впечатление. Он наиболее восприимчив и открыт для воздействия, не испытывал негативных педагогических влияний, авторитет учителя практически непререкаем. Но необходимо помнить, что внешние влияния не вызывают у школьника прямой реакции, а обязательно преломляются через сложившиеся в его опыте отношения. Поэтому период младшего школьного возраста благоприятен не только для формирования тех или иных нравственных качеств, но и для определенного корректирующего воздействия в случаях несоответствия личностных и общественных отношений, не благополучного семейного положения ребенка. Мудрость педагогического руководства: понимать, где не нужно вмешиваться и насильственно ускорять или осуществлять коррекцию, а где, видя трудности ребенка и его неспособность справиться с проблемами собственными силами, «подтолкнуть» процесс, значительно сэкономив при этом время и нервы.

Педагог может выбирать разные формы работы - шефство над пожилыми людьми, взаимопомощь в учебе, уход за живым уголком в классе, - ориентируясь на индивидуальные особенности личности учащихся и уровень развития их нравственных представлений.

Процесс нравственного воспитания становится для школьников значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботится о выполнении следующих условий:

° опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие «эффект актуальности»;

° обеспечивают эмоциональную насыщенность общественно полезной деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников;

° создает в коллективе атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;

° утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива;

° учитывает положительное воздействие общественного мнения, выполняющего функцию эмоционального заражения;

° заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

Все эти вышеперечисленные условия наиболее эффективно будут выполняться с использованием современных информационных технологий. Однако в современной школе еще остро ощущается недооценка этих средств воспитания. Учителя массовых школ не имеют специально разработанных программ воспитания у детей нравственных качеств, часто работа с учащимися в этом направлении носит неустойчивый, размытый характер.

Используемая литература :

1. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М., 2000

2. Раев А.И. Матвеева Л.А. Психологические основы формирования нравственных убеждений учащихся. -Л., 1985

3. Хуторской А.В. Личностно-ориентированное направление модернизации образования в российской школе. \\ Ученик в обновляющейся школе. М., 2002

4. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. 1975, №1.

5. Галяутдинова С.И. Потенциальная и актуальная готовность младших школьников к нравственному поведению./ Психологические проблемы нравственных убеждений. -Л., 1987

6. Ковалев А.Г. О стадии подражательной деятельности ребенка // Вопросы психологии личности / Под ред. Е.И. Игнатьев. М, 1960.

7. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Рапацевич - Минск., 2005

8. Педагогический энциклопедический словарь. / Под ред. Б.М. Бим-Бада. - М., 2002